Афинская спартанская системы воспитания общее и особенное. Общие и отличительные черты воспитания в афинах и спарте

С VII по IX века до н.э. в Древней Греции наибольшее влияние имели 2 города-полиса: Афины и Спарта. В каждом из них оформился собственный уклад жизни общества и своя система воспитания детей. Рассмотрим подробнее Афинскую систему воспитания. Несмотря на то, что афинская система воспитания канула в лету, у древних греков есть, чему поучиться.

Афинское общество

В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.

Афинская система воспитания

Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.

С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.

С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.

Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.

Физическое воспитание детей и юношей

Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными. Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.

Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.

Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Воспитание и обучение в Афинах. Идеал афинского воспитания - совокупность добродетелей. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитыми интеллектом и культурой тела. Считалось, что стремиться к достижению подобного идеала был вправе лишь свободный и имущий гражданин Афин.

Пафос практики организованного воспитания и обучения пронизывал принцип соревнования (агонистики). Дети, подростки, юноши постоянно состязались в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах, самоутверждаясь и оттачивая свои лучшие качества.

Все афиняне получали домашнее воспитание. Сыновья свободных афинян обычно получали такое воспитание до семи лет. За мальчиками из состоятельных семей присматривал особый раб - педагог (дословно - поводырь).

После семи лет мальчики - дети свободных граждан получали возможность учиться в частных и общественных учебных заведениях.

Школы в Афинах были небольшими - 20 - 50 учеников на одного учителя. Размещались ученики в доме учителя либо просто на улице города. Учитель сидел на высоком стуле, дети располагались вокруг на низеньких складных табуретах. Писали на коленях. Занимались одновременно дети всех возрастов: пока одни отвечали учителю, остальные выполняли задание. Занятия шли весь день с большим перерывом на обед. Каникул не было - выходные выпадали на городские и семейные праздники.

Платили учителям немного - примерно столько же, сколько зарабатывали средней руки мастеровые. Социальный статус учителя, особенно в учебных заведениях начального уровня, был весьма низким. Хорошо иллюстрирует такой факт ходившая в Афинах поговорка: "Он умер или стал учителем".

Существовало несколько типов учебных заведений. Начальное образование давали частные и общественные школы: мусические и гимнастические. В мусических школах учились школьники 7 -16-летнего возраста, в гимнастических школах, или палестрах, - 12 - 16-летние подростки. Обычно учащиеся посещали одновременно оба типа указанных заведений.

Мусическая школа давала по преимуществу литературное и музыкальное образование с элементами научных знаний. Книг было чрезвычайно мало. Образование усваивалось с голоса учителя.. Альфой и омегой обучения было изучение поэм Гомера. Как замечал в этой связи древнегреческий мыслитель Платон, "Элладу восторгал Гомер". В самом деле, "Илиада" и "Одиссея" были не только дидактическим материалом при обучении грамоте и музыке, но и вводили юных граждан в систему жизненных отношений, приобщали к традициям народа.

Учили основам чтения, письма и пения.Читать учились по слогам, перебирая множество сочетаний, пока не узнавали их с первого взгляда. Затем читали первые слова - имена богов и героев. Затем читали первые фразы, обычно поучительные стихотворные строчки: "Прекрасен тот, кто вправду человек во всем", "Приятно, если умный сын в дому растет", "Пусть все несут совместно бремя общее" и т. д. Читали только вслух. Очень много запоминали наизусть.



Писать учились на вощеных дощечках величиной в ладонь. Дощечки скреплялись шнурками в книжечку. Писали палочкой - стилем - заостренной с одного конца: острым концом оцарапывали буквы, тупым - стирали написанное.

Для упражнений в счете служила доска - абака, разделенная на клетки для единиц, десятков, сотен и т. д. С помощью абаки учи:ились четырем арифметическим действиям.

В палестрах занимались развитием культуры тела. Как говорил Платон, гимнастические школы помогали тому, чтобы "не приходилось от плохого свойства тел плоховать на войне и в прочих делах". Ученики интенсивно занимались бегом, борьбой, прыжками, метанием диска, копья, фехтованием. Все это было необходимо будущим воинам. Афинский тяжеловооруженный пехотинец (гоплит) во время сражений должен был делать частые перебежки, вступать в единоборство, пользуясь копьем и мечом. Так что полученная в палестрах подготовка была напрямую необходима такому воину.

Для завершивших пребывание в мусической и гимнастической школах следующей ступенью образования могли стать общественные учреждения - гимнасии. В V - IV вв. до н. э. таких гимнасий в Афинах было три: Академия, Ликей и Киносарг.

В гимнасиях совершенствовались в образовании юноши 16 - 18 лет. Акцент делался на упражнения, укрепляющие и развивающие тело. Одновременно оттачивались и умственные способности. В гимнасии всегда можно было послушать популярного политика или философа. Например, известно, что для великого мыслителя древности Сократа одним из излюбленных мест для встреч со слушателями был Ликей.

Следует подчеркнуть, что в Афинах имели место философские школы: школа учителей мудрости – софистов, школа Пифагора и др., обучение в которых было ориентировано, прежде всего, на развитие красноречия и логики.

Завершалось воспитание и образование пребыванием 18-20-летних юношей в эфебии - общественном учреждении, где находившиеся на службе у государства преподаватели учили военному делу: верховой езде, стрельбе из лука и катапульты, метанию дротика и пр. У эфебов была особая форма одежды - широкополая шляпа и черный плащ (хламида).

Афинская традиция предусматривала для девочек и девушек вплоть до замужества исключительно домашнее воспитание. В семье они получали элементарные навыки чтения и письма, музыкальную подготовку.

В эллинскую эпоху (III - I вв. до н. э.) в сфере воспитания и образования в Афинах произошли важные перемены:

Мусическая школа сократила свой курс до 5 лет и потеснила гимнастическое образовании;

Появилась новая ступень школьного образования - грамматическая школа , где учили правильно писать, читать, говорить, давали понятие о музыке;

- гимнасии превратились в государственные учреждения, в них меньше внимания стали уделять физическому воспитанию, зато увеличился объем теоретического образования, элементы которого осваивались уже в грамматической школе;

Эфебия утратила свой военный характер, превратившись в своеобразное высшее учебное заведение с годичным сроком обучения; здесь велись теоретические занятия по гораздо более углубленной программе, чем в гимнасии: грамматика, риторика, философия с элементами математики, физики, логики, этики и т. д. Учащиеся также занимались гимнастикой, воинскими упражнениями;

Философские школы фактически превратились в высшие учебные заведения. При общей философской направленности в программах школ делались определенные акценты: в Академии поощрялся интерес к математике, в Ликее - к естествознанию, истории, теории музыки. Наряду с уже существовавшими были созданы еще две школы – стоиков, Зенон (335 - 262 до н. э.) и эпикурейцев, Эпикур (341 - 272 до н. э.) предшественников сенсуалистического подхода к познанию мира и, соответственно, к воспитанию и обучению;

Возникают новые центры просвещения, такие как Александрия египетская, столица династии Птолемеев (308 - 30 до н. э.); где с особым вниманием относились к высшему образованию. Птолемеем II (308 - 246 до н. э.) был основан Мусеум. . Среди преподавателей и воспитанников Мусеума: Архимед, Евклид, Эратосфен и др. При Мусеуме находилось громадное для своего времени хранилище рукописей (к 250 г. до н. э. - около 500 тыс.), здесь можно было изучать все науки того времени. Согласно эллинистической педагогической традиции, было обязательно изучение математики, астрономии, филологии, истории, естествознания, медицины и др. Главной формой обучения были лекционные занятия.

Спартанская система школьного воспитания.

По словам древнегреческого мыслителя Аристотеля, спартанское воспитание преследовало цель подготовить члена военной общины. По утверждению римского историка Плутарха, новорожденных спартиатов осматривали старейшины (эфоры ). Судьба болезненных младенцев неясна. Плутарх уверяет, будто их лишали жизни. Во всяком случае, такие дети росли вне системы военного воспитания. До семи лет спартиаты воспитывались в семье, поступая в распоряжение нянек-кормилиц, которые славились своим уменьем на всю Элладу.

Затем наступало время, когда полис брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов в государственных школах – агеллах. Сроки такого воспитания были весьма продолжительны и делились на три этапа: с 7 до 15 лет, с 15 до 20 лет, с 20 до 30 лет.

На первом этапе дети поступали под начало воспитателя - пайдонома . Они вместе жили и учились, приобретали минимальные навыки чтения и письма, без которых, по словам Плутарха, никак нельзя было обойтись. Зато физическая подготовка, закаливание были чрезвычайно насыщенными. Воспитанники всегда ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках. В 12-летнем возрасте суровость воспитания еще более ужесточалась. Во все времена года подросткам верхней одеждой служил легкий плащ. Их приучали к немногословию. Любой намек на красноречие презирался. В ходу были и наказания, но они носили, скорее, символический смысл. Например, провинившегося кусали за большой палец.

Мальчиков 14-летнего возраста посвящали в эйрены - члены общины, получавшие определенные гражданские права. Во время инициации подростка подвергали болезненным испытаниям, в частности публичной порке, которую следовало выдержать без стонов и слез. Эйрены являлись помощниками пайдономов в физической и военной муштре остальных подростков. В течение года эйрены проходили испытания в военных отрядах спартиатов.

На втором этапе воспитания к минимальному обучению грамоте добавляли занятия музыкой и пением, которые преподавались несколько более тщательно. Приемы воспитания становились еще более суровыми. Подростки и юноши должны были, например, сами добывать еду. Попавшегося на воровстве жестоко били плетьми, но не за то, что украл, а потому, что потерпел неудачу.

К 20 годам эйрены получали полное вооружение воина и затем еще в течение десяти лет постепенно приобретали статус полноправного члена военной общины. Все это время не прекращались военная подготовка, воспитание немногословного, без дурных наклонностей, воина. К порокам, однако, не относили, например, никак и ничем не ограниченную половую жизнь. Зато резко осуждалось и пресекалось пьянство. Легендарный законодатель Ликург, чтобы уберечь спартиатов от пьянства, устраивал своеобразные "уроки трезвости", когда рабов заставляли напиваться, чтобы спартиаты могли воочию убедиться, сколь непригляден и отвратителен пьяница.

Воспитание девочек и девушек - спартиаток мало отличалось от мужского. Это были по преимуществу физические и военные упражнения с диском, копьем, дротиком, мечом. В столь же малом объеме давалась общеобразовательная подготовка. Таким же вольным, что и у юношей, было сексуальное поведение.

Гипертрофированная военная подготовка привела к тому, что Спарта не дала ни одного сколько-нибудь крупного и яркого мыслителя или художника. Но традиции физического воспитания, закаливания подрастающего поколения стали предметом подражания в последующие эпохи.

Особенности воспитания и типы школ в Древнем Риме.

Воспитание и обучение в Древнем Риме отличалось от греческого.

Особенности воспитательно-образовательной практики древних римлян:

1. Значительная роль семьи и семейного воспитания. Дети воспитывались в строгости, скромности, их учили уважать старших и любить отечество. Простота, воздержанность, умеренность, личный пример - основа семейного воспитания. Отец был в семье неограниченным властелином. Он был вправе даже продать своих детей в рабство.

2. Практический характер воспитания и обучения не только общего, но и профессионального направления. Мальчики до 16-летнего возраста под наблюдением отца изучали домашнюю и полевые работы, осваивали искусство владения оружием.

3. Уважительное отношение к религии как основе нравственного воспитания личности: дети получали религиозное воспитание, при этом отец выполнял обязанности жреца.

4. Наличие общественных учебных заведений (с 449 г. до н. э.) на базе форума - месте общественных сборищ римлян.

5. Государственное школьное образование из 3-х последовательных ступеней:

1) начальная школа (7-12 лет)- школа литератора (чтение, письмо, счет);

2) основная школа (12-15 лет)- школа грамматики для мальчиков, дающая углубленное общее образование: греческий, латинский языки, история, география, физика, астрономия;

3) старшая школа (16-20 лет), где наряду с общеобразовательными предметами изучали право, философию и в последние годы обучения - ораторское искусство (школа ритора ).

6. Частные грамматические школы - учебные заведения повышенного типа, предназначенные для обучения подростков с 12 до 16 лет после домашней подготовки. По сравнению с тривиальными школами размещались в более благоустроенных помещениях, предлагали широкую программу: помимо предметов, изучаемых обычно в тривиальной школе, здесь были обязательными греческий язык, основы римского права (12 таблиц), грамматика латинского языка, риторика. Количество учеников - ограниченное, обучение - преимущественно индивидуальное. В более поздний период делались попытки разбить учащихся на группы (классы). В ряде частных школ в дополнение к указанной программе для детей состоятельных родителей проводились уроки физической подготовки. В школах не обучали ни музыке, ни танцам.

7. Военную подготовку молодежь проходила в воинских формированиях - легионах.

8. Особое значение имели для практики воспитания и образования труды Цицерона и Квинтилиана.

9. Под влиянием катехизиса утверждающегося христианства появилась школа катехуменов или (Александрия, 179 г.) - предшественница школы катехизиса, которая давала образование повышенного уровня и предназначалась для подготовки священнослужителей. В ее программе сочетались элементы христианского и античного образования. (Подобные школы возникли в других центрах античного мира - Антиохии, Эдессе, Низибе.

Школы катехизиса были в дальнейшем трансформированы в кафедральные и епископальные школы. Одна из первых епископальных школ была открыта в начале III в. в Риме. Большинство христиан, вплоть до V в., продолжали получать высшее образование в учебных заведениях античного типа. Юноши-христиане посещали риторские школы, где изучали науки по античной программе семи свободных искусств. С III в. растет число учителей-христиан (грамматиков, риторов, философов). Этот процесс продолжался и после указа императора Юлиана (331 - 363), запрещавшего христианам преподавать в школе. Вот почему, когда в начале IV в. христианство становится государственной религией Римской империи, в самом Риме среди учителей оказалось множество тех, кто исповедовал христианство.

В целом, греко-римская система образования и школьного дела составила основу европейского образования христианского мира.

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов- полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.


Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания имела преимущественно военно- спортивный характер, т. к. было необходимо подавлять частые восстания бесправного большинства населения против спартиатов- рабовладельцев, а также военными конфликтами.


Главной целью спартанской системы воспитания было подготовка мужественных, дисциплинированных, закаленных воинов, способных держать в повиновении рабов. Только здоровые дети при рождении получали право на жизнь. Образование в Спарте было привилегией рабовладельцев. Спартанская система воспитания


С семи лет мальчики-спартиаты, жившие до этого времени дома, помещались в государственные учреждения - агеллы, где воспитывались до 18 лет под руководством назначаемого государством лица - педонома. Мальчиков приучали к выносливости путем закаливания организма, умению владеть оружием, бдительному надзору за рабами, дисциплине. Мальчики-спартиаты носили легкую, одинаковую зимой и летом одежду, ели простую пищу. Спартанская система воспитания


В Спарте получила свое начало система физических упражнений, так называемое пятиборье: бег, скачки, борьба, метание диска и метание копья. С возрастом начинались специальные военные упражнения, обучение рукопашному бою, учили военной музыке и декламации стихов о военной доблести. Граждане, занимавшие государственные посты, вели с воспитанниками беседы на политические, общественные и моральные темы, в ходе которых осуществлялось идеологическое и нравственное воспитание, формировалась краткая, лаконичная речь. Спартанская система воспитания




Спартанская система воспитания Спартанская система воспитания включала в себя определенные элементы и для девушек: кроме традиционных (домоводство, уход за ребенком, музицирование) существовала специальная система военно-физических упражнений. Для того чтобы в будущем произвести здоровое и крепкое потомство, девушки должны были позаботиться об укреплении и соответствующей тренировке своего тела. Девушки, так же занимались пятиборьем: бегали, прыгали, боролись, бросали диск и кидали копье. Действующие в Спарте уставы исключали для девушек изнеженный образ жизни.


Роль семьи была незначительной. В воспитании детей, являвшемся делом государственным, принимали участие все взрослые граждане, умудренные жизненным опытом. Спартанская система воспитания, являющая собой первый в истории человеческой цивилизации опыт огосударствления личности, была неэффективной даже в военном и политическом отношении. Жестокость и прагматизм спартанской системы воспитания, его специализация, направленная на развитие физической природы и подавляющая личность в человеке, отсутствие широкой гуманистической образованности и культуры, досуга послужили причиной упадка Спарты. Спартанская система воспитания


Афинская система воспитания Целью афинской системы воспитания было воспитать господствующую верхушку рабовладельческого государства в духе калокагатии - сочетания физических и нравственных достоинств. Афинская педагогика выдвигала как идеал сочетание умственного, нравственного, эстетического и физического воспитания.


Формированию гармонически развитой личности подчинялось содержание образования в системе частных и платных школ. В них обучались мальчики, начиная с 7 лет. В школе грамматиста мальчики получали общие основы грамоты, а несколько позже одновременно занимались в школе кифариста, где изучали музыку, пение, декламацию. Афинская система воспитания


Достигнув лет, подростки занимались гимнастикой в школе - палестра под руководством педотриба (специалиста по отдельным видам гимнастики). Основными видами занятий в этой школе были бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. Здесь же уделялось внимание гражданской подготовке подростков, проводились беседы на политические и нравственные темы. Афинская система воспитания


Но более основательную в этом плане подготовку юноши лет из состоятельных и знатных семей получали в государственном учебном заведении - гимназии, где изучали философию, литературу, политику, а также здесь в более сложных формах осуществлялось физическое развитие. Более высокий уровень образования давала - эфебия. Афинская система воспитания


Продолжая заниматься политическими науками, юноши изучали здесь законы афинского государства и одновременно проходили курс профессиональной военной подготовки. Окончание эфебии означало, что ее выпускники становились полноправными гражданами Афин. Афинская система воспитания


Девочки по традиции получали домашнее воспитание и образование на женской половине дома. Уделом женщины являлось домашнее хозяйство. Афинская система воспитания из-за высокой платы за обучение была недоступна детям несостоятельных в материальном отношении родителей, а дети рабов полностью исключались из нее. Афинская система воспитания


Аристократический характер афинского образования проявлялся и в том, что оно отличалось полным презрением к физическому труду, который с раннего детства становился пожизненным предназначением рабов. Сыновья демоса вынуждены были обучаться у своих отцов ремеслу, которое дало бы им обеспечение в жизни. В области нравственного воспитания также сильна была рабовладельческая аристократическая тенденция: детей богатых и знатных родителей оберегали от общения с рабами. Мальчика-аристократа приучали к осознанию необходимости защищать и охранять рабовладельческий государственный строй, к соблюдению своего достоинства, к мужеству и храбрости, необходимым свободнорожденному человеку. Афинская система воспитания


Таким образом следует сделать вывод: Воспитание спартиатов преследовало основную цель – подготовить члена военной общины. Идеалом спартанского воспитания был физически развитый, сильным духом, разбирающийся в военном деле молодой человек. Государство жестко регламентировало и контролировало систему воспитания детей. Образование получали в агеллах и эфебиях. Цель афинского воспитания предполагала всестороннее развитие личности как в физическом, нравственном, умственном и эстетическом отношении. По сути, речь шла о всестороннем формировании личности, прежде всего с развитым интеллектом и культурой тела. Образование мальчики получали в школах грамматиста и кифариста, затем – палестрах, гимнасиях и эфебиях.


Древняя Греция дала миру мыслителей, родоначальников философских учений, обосновавших в своих трудах систему воспитания. Софисты были первыми профессиональными учителями, которые предлагали свои знания за плату. Они отказывались от религии и давали рациональное объяснение явлениям природы, возможностям человека и пределам человеческого познания.

Доклад

По дисциплине: «Психология и педагогика»

На тему: «Спартанская и афинская системы воспитания»

Выполнила: Попова М.Д.

Специальность: 38.05.01.

« Экономическая безопасность»

Учебная группа: 1402

Кафедра: БЭСО

«Экономическая безопасность»

Преподаватель: Кушер Ю.Л.

Москва 2015

Введение 3

1.Спартанская и афинская системы воспитания 4

2.Аристотель 8

3.Школа в Афинах 9

Заключение 11

Библиографический список 12

Введение

Изучить древнегреческую систему образования.

1. Познакомиться со спартанской системой воспитания;

2. Рассмотреть афинскую систему воспитания;

3. Исследовать представления древнегреческих философов о воспитании.

О Древней Греции, поистине колыбели европейской культуры и образованности, повествует обширнейшая литература - философская, историческая, научная, художественная, справочная. Предмет пристального внимания историков педагогики - системы воспитания городов-государств (полисов) Спарты и Афин, педагогические воззрения и педагогическая деятельность древнегреческих философов.

Начала духовной жизни и культуры полисов складывались веками, воспроизводя и закрепляя в традициях мировосприятие человека, который ощущал своё бессилие перед богами, судьбой; одухотворял природу, наделял её, как и богов, своими представлениями о добре и зле; обладал полисным сознанием, не выделял себя из сообщества, к которому принадлежал; разделял людей на «мы» и «они» - «чужие», вызывавшие настороженное или враждебное отношение. Однако в основаниях древнегреческой культуры проявлялась не только верность традициям, но и известная свобода от стереотипов сознания и поведения.

Наиболее традиционными в своих мировоззренческих представлениях и ценностях оставались жители Спарты. К середине I тысячелетия до н.э. Афины становятся центром ремёсел и торговли, прекраснейшим городом с великолепными памятниками архитектуры и скульптуры, театральными представлениями и спортивными состязаниями, публичными выступлениями философов и поэтов, гимнастическими залами и целой системой школ. Спарта же оставалась захолустным городом, в котором одинаково бедно, грязно, примитивно жили и рабовладельцы, и завоёванные ими пируэки, и илоты-рабы.



Спартанская и афинская системы воспитания

Спартанская система воспитания идеализировалась в истории и в описании педагогического процесса, и в оценках её результатов. Современный человек не может не видеть её бесчеловечности: забрать мальчика семи лет отроду из, отчего дома, заставить непрерывно упражняться в искусстве убивать людей, носить одну и ту же одежду и летом, и зимой, спать голым в камышах в любое, даже самое суровое время года, драться с приятелями чуть ли не до смерти, доказывая им свою отвагу, подвергать беднягу порке за малейшие нарушения общепринятых правил, а иногда и без оного - лишь для того, чтобы научить его сносить боль без единого стона, и самое ужасное - держать впроголодь или вообще не кормить, вынуждая красть еду - есть-то, хочется.

В бесчисленных битвах спартиаты проявляли редкую храбрость, силу духа, дисциплинированность, слыли честными, неподкупными, людьми долга. Однако они оказывались и в битвах рабами железной дисциплины и собственной жестокости, которые обязаны стоять насмерть, безрассудно гибнуть, но не отступать. Отличавшиеся у себя дома чувством собственного достоинства, сдержанностью, лаконичностью речи - в непривычной для них обстановке вели себя неуверенно, прямолинейно, грубо, оказывались косноязычными и непредсказуемыми.

Воспитание, сориентированное на замкнутый социум с его многочисленными правилами и нормами, которые охватывали всю повседневную жизнь человека, лишало его способности самостоятельно мыслить и действовать.

Афинское воспитание эволюционировало в динамично развивавшемся, социально неоднородном обществе, ориентировалось на интересы различных слоев населения, в своих высших формах отражало идеал рабовладельческой верхушки - идеи «калокагатии» (человек, прекрасный душой и сильный телом), «арете» (образцовое поведение гражданина, политического деятеля). Детство и юность знатного афинянина - это преодоление ступень за ступенью трудного пути к духовной культуре афинского общества: индивидуальной культуры выработка собственного живого знания.

Афинская система так же, как и спартанская, формировала мужественный характер, но это было мужество не «внедрённое» предписаниями, строгой дисциплиной, а «добровольное», осознанное личностью как необходимость.

Практика афинского воспитания оставила непреходящие образцы отношения к знанию: любовь к знанию ради знания, поиска истины («мы пойдём за доводами и доказательствами, куда бы нас не привели»).

Черты спартанской системы: государственный «заказ», единое содержание, обязательность, массовость, авторитарность - будут неизменно (хотя и в разной степени) повторяться в истории образовательной практики, особенно в условиях тоталитарных режимов.

В свою очередь, установки афинского воспитания: удовлетворение образовательных интересов различных слоев населения, разнообразие образовательно-воспитательных заведений, ориентация на индивидуальные запросы, возможности, способности воспитанника - в истории европейского образования связаны с актуализацией демократических вариантов общественно-государственного развития, реализованы в образовательных системах развитых стран современного мира.

Спартанская и афинская системы воспринимаются как полярные в решении

«вечных» педагогических вопросов: цель воспитания, соотношение воспитания и развития. Социо-ориентированная цель, внешняя по отношению к личности, характеризовала спартанскую систему, и гуманистически личностно-ориентированная - афинскую систему.

Процесс воспитания в спартанской системе - это процесс целенаправленного систематического воздействия на развитие воспитанника.

Процесс воспитания в Афинах - это направленное развитие физических, художественных и интеллектуальных способностей, природных сил ребёнка. Соответственно «выстраиваются» и модели педагогического процесса. Социально-ориентированная цель, представленная как совокупность социально-значимых качеств человека, - педагогический процесс, проектируемый как формирование заданных качеств в деятельности, в общении, во взаимодействии воспитанника со средой, результат как «социально-заданный» тип личности, с одной стороны.

С другой - личностно-ориентированная цель (удовлетворение индивидуальных запросов, развитие природных сил в процессе «приобщения к культурным ценностям»), педагогический процесс, проектируемый как создание благоприятных условий для саморазвития, самореализации личности в деятельности и общении, во взаимодействии с духовно богатой средой, результат воспитания - культурная и социальная личность, индивидуальность.

То, что опыт Спарты и Афин «укладывается» в современные педагогические «схемы» и конструкты, даёт основание утверждать, что он отражает объективные, закономерно повторяющиеся связи между педагогическими реалиями.

Афинская система предстаёт как вариант гуманистического решения кардинальных педагогических вопросов о цели воспитания, о соотношении воспитания и развития, гуманистической модели педагогического процесса. Практические результаты афинского воспитания (в сравнении со спартанским) свидетельствуют об эффективности гуманистически-ориентированного подхода в духовном развитии афинского общества, в самоопределении, развитии самосознания личности афинянина.

В свою очередь, опыт Спарты доказывает силу социо-ориентированного воспитания в закреплении косности и консерватизма спартанского общества, в «типизации» сознания человека, в его дисциплинировании, формировании заданного социальными нормами, правилами поведения.

Авторитарный педагог исходит из отношения к воспитаннику как объекту своей деятельности, результаты которой зависят от послушания воспитанника, беспрекословного выполнения предъявляемых ему требований. Поэтому его деятельность необходимо предполагает прямое педагогическое действие, активную и открытую позицию в предъявлении требований, навязывании цели работы, в жёстком контроле, в применении поощрений и наказаний. Варианты этой модели отчётливо обнаруживаются не только в спартанском, но и в афинском воспитании, особенно в семейном и мусическом (начальная ступень) воспитании: «ребёнок ничего не может сказать или сделать без того, чтобы они не указали, что вот это справедливо, а то несправедливо что это делай, а того не делай. И если дитя охотно повинуется, то это хорошо; если же не повинуется, то его исправляют при помощи угроз и ударов, как искривившееся дерево».

Для педагога-гуманиста воспитанник и объект его влияния, и в то же время субъект, обладающий собственной позицией. Отсюда и деятельность педагога ориентирована на обращение-диалог с «Я» воспитанника, на стимулирование, усовершенствование его внутренней жизни. Позиция педагога лишь направляющая, оставляющая за учеником самостоятельность действий, свободу выбора. Эталоном педагога такого плана был и остаётся Сократ, знание об искусстве которого мы получаем благодаря описаниям его ученика - великого Платона.

Александр Македонский воспринимался его современниками Героем, но уже не полубогом, а человеком. И это явилось результатом существеннейших изменений в жизненных смыслах греческой культуры, её гуманизации: человек не только освобождался от пут полисного сознания - он был на пути признания своего высокого предназначения в этом мире, что отражала и чему активно способствовала древнегреческая философия.

Размышляя над практикой воспитания, Демокрит (460-370 гг. до н.э.), Сократ (469-393 гг. до н.э.), Платон (428-347 гг. до н.э.), Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вырывались из рамок «видимого» всеми, «вглядывались» не только в настоящее, прошедшее, но и в будущее. В философских концепциях человека выделим ряд представлений, имевших принципиальную ценность для осмысления природы воспитания. Так, по Аристотелю, человек имеет растительную душу (чувства), животную (воля), разумную (ум), находящуюся во внутреннем борении добра и зла. В жизни души доминирует разумное начало (образ колесницы, где возничий - разум, коренная - воля, пристяжные - чувства). Однако разум человека в его земном бытии оценивался достаточно критично с точки зрения его поведения, состояния души. По Платону, это идеи Блага, Истины, Добра, Красоты, Гармонии, которыми разрушаются «ложные мнения», продиктованные сиюминутной выгодой, расчётом, беспринципностью, которые ведут в поиске истины, в познании самого себя и других, своего предназначения в этом мире. В человеке сильно преступное начало, сильны соблазны земного бытия, но он обладает и величайшим даром - способностями стать духовно свободным, возвысить свою внутреннюю жизнь стремлением к идеалам и ценностям.

Осмысливая воспитание молодёжи как «образовывание» человека сообразно идеалу калокагатии, философы нашли, как показало время, самый верный способ - разносторонне развивающее образование на базе ценностей культуры. Каждый из учебных предметов (грамматика, гимнастика, музыка, рисование), определявших содержание афинской системы воспитания, был оценен и с точки зрения практичности, и с точки зрения развития и усовершенствования духовных начал, духовной жизни индивидуальности. Образовательный процесс представал как «встреча» ребёнка (с имманентно присущими задатками и способностями к развитию) и взрослого (носителя культуры, духовного опыта, обладающего особой способностью возбуждать стремление к духовности), как их диалог - средство «передачи» и «присвоения» культурных ценностей.

Аристотель

Ученика Платона - Аристотеля (384-322 до н. э.) по праву называют энциклопедистом. Дошедшие до нас его произведения посвящены самым разным наукам: политике, биологии, физике, механике, математике, ботанике и др. Большое влияние на Аристотеля оказали не только Платон, но и представители натурфилософии, особенно Демокрит.

Достижения прежней философии Аристотель углубил, критически переработал и систематизировал в своей философской системе. Важным моментом в учении Аристотеля является взаимоотношение формы и материи. Процесс развития, по его мнению, выражается в стремлении материи к становлению, оформлению. Форма заложена в каждом существе и предопределяет его развитие, она неотделима от материй, придает ей определенность. Аристотель также разрабатывал учение о природе" понятия, соотношении его с предметом, о методах мышления, о логике.

Как и Платон, Аристотель сознавал, что человек может реализовать себя только в обществе. Учение Аристотеля, в котором он пытался связать сильные стороны взглядов Демокрита и Платона, имело последователей и материалистического, и объективно-идеалистического направлений. Большую роль Аристотель сыграл в развитии греческой системы образования, основной задачей которого считал научить человека мыслить, дать, фундаментальные знания, в различных областях науки и жизни.

Под влиянием Аристотеля в IV в. до н. э. окончательно сложилась стройная система образования, сохранившая свое значение до конца истории Древнего мира. На первом, начальном, этапе обучения давались навыки Письма, чтения, счета, проводились уроки гимнастики и музыки. На втором этапе изучались грамматика, риторика, математика, занятия спортом и музыкой проводились на более высоком уровне. Третья, высшая, ступень завершала учебный процесс, на этом этапе изучались риторика и особенно философия.

Школа в Афинах.

Школ в Афинах много. Но среди них нет государственных. Школы принадлежат частным лицам. Закон во времена Перикла говорит, что дети меньше принадлежат родителям, чем государству, и нельзя позволять родителям решать – посылать или не посылать детей к учителю. Однако на практике обучение все же не было всеобщим.

Платон говорит, что мальчики посещающие палесту, в большинстве принадлежит к аристократическим семьям. В программу школы входили чтение, письмо, литература, вокальная и инструментальная музыка, физическая тренировка, арифметика и рисование. Сперва писали на дощечках, натертых воском, острым концом металлической или костяной палочки (стиля), другим концом затирали, если написано неверно, и опять сглаживали воск на дощечке. Существовали специальные азбучные пластинки из глины с написанными на них слогами.

Постепенно дети приучаются точно копировать образцы письма, полученные от учителя. Тогда дощечка заменяется папирусом, а стиль – тростниковым пером.

Чернила, которыми он пользуется, чрезвычайно прочны. Перед употреблением их нужно растирать в воде. Арифметика преподавалась наглядно и неутомительно, с помощью яблок, пальцев и других пособий. Больше всего помогала абака – род счетной доски, с углублениями, разграничивавшими единицы, десятки и сотни. В углублениях располагали камешки, имеющие то или иное номинальное значение и с ними наглядно производились арифметические действия не только с целыми числами, но и дробями.

Приходили в школу рано - с восходом солнца, и оставались до заката. Взрослым не позволялось, не только входить в школу, но даже бродить около нее, за исключением тех случаев, когда они приглашались на школьные праздники, которые устраивались периодически в честь Муз или Гермеса, покровителя красноречия. Исключения делалось только для сына, брата и зятя владельца школы. Каникулы в греческой школе были ранней весной.

Заключение

Древнегреческие философы в своих представлениях о воспитании в «несовершенном мире» как бы предвосхитили современные трактовки вопроса об отношении государства к воспитанию. По Платону, воспитание должно организовываться государством как средство совершенствования всей государственной жизни, формирования каждого человека в интересах государства (правда, у Платона это идеальное государство, выстроенное на идее Блага, ориентированное на развитие и жизненный путь человека в соответствии с природными способностями, в чём люди не равны между собой).

Аристотель не строил иллюзий в отношении идеального государства. Однако и он настаивал на том, что государство обязано взять на себя воспитание юношества, однако не во имя государственных интересов, а во имя развития прекрасного и духовно нравственного в человеке. - Только таким путём возможно и должно «делать людей полезными» и для государства.

Гуманистическая традиция в педагогике развивалась в древнегреческой культуре в органической связи с процессом обособления индивида, его воспитанием, развитием его самосознания; с философствованием, предметом которого явился человек и его становление как автономной, свободной личности, включённой в природную и социальную среду. Гуманистические педагогические идеи древнегреческих философов ориентировались на природные процессы, силы и способности человека, на их саморазвитие, одухотворение в воспитании культурными ценностями, идеалами, что обусловило непреходящий, «вечный» характер этих идей. В истории древнегреческого воспитания истоки полярных моделей современного педагогического процесса, антиномий современного педагогического сознания: воспитание как воздействие и как взаимодействие; цели социо-ориентированные и цели личностно-ориентированные; авторитарное воспитание и гуманистическое воспитание; ребёнок - объект и ребёнок - субъект воспитания; прагматическое отношение и ценностное отношение к культуре.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ И ИНФОРМАТИКИ

Реферат

По дисциплине «П едагогика »

На тему: «Спартанская и а финская система воспитания»

Выполнил:

Студент 3 курса фак. ПР-6 (200107)

Зубов Николай Владимирович

Проверил: преподаватель Каф. УП-5

Доцент, кандидат философских наук

Шинев Станислав Борисович

Москва, 2013 г.

Введение

Афинская система воспитания

Заключение

Список литературы

Введение

спартанский афинский воспитание

В Греции уже в очень ранние времена большое внимание уделялось образованию детей. Греки стремились воспитать человека интеллектуального и здорового, хорошо развитого физически, сочетать красоту тела и нравственные добродетели. Система воспитания и зарождение педагогической мысли Древней Греции связано с культурой городов- полисов (VI - IV вв. до н. э.). В период расцвета Древней Греции определяющую роль играли два города-полиса: Спарта в Лаконии и Афины в Аттике. Соответственно выделялись две системы воспитания - Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Древние спартанцы и древние афиняне очень ответственно подходили к вопросам создания семьи и воспитания молодого поколения.

Чтобы раскрыть смысл системы воспитания двух полисов разберем понятие педагогика. Педагогика (др.-греч. рбйдбгщгйкЮ -- искусство воспитания, от рб?т -- ребёнок и?гщ -- веду) -- наука о воспитании и обучении человека. Она изучает закономерности успешной передачи социального опыта старшего поколения младшему. Она существует для того, чтобы на практике указывать наиболее легкие пути достижения педагогических целей и задач, пути реализации законов воспитания и методик обучения.

Афиняне считали свой город «сердцем Эллады». А Спарта славилась своими непобедимыми воинами, суровым воспитанием юношей и своеобразными законами. Именно в этих двух центрах Древней Греции сложились две совершенно противоположные по своим направлениям, смыслу и методике системы воспитания молодого поколения. Спартанская система образования отличалась жесткостью и жестокостью в педагогическом подходе. С раннего возраста дети подвергались жесточайшему отбору и сложнейшим испытаниям. Целью этого был отбор сильнейших и отсеивание слабейших. Только сильный, храбрый и мужественный мог стать полноправным гражданином Спартанского государства. Особое внимание в спартанских школах уделяли умению метко и кратко отвечать на заданные вопросы. По преданию, этим искусством особенно славились жители Лаконии (область Спарты), отсюда пошло известное выражение "лаконичный стиль". Главным законом было равенство всех жителей Спарты, начиная от царя и заканчивая рядовым гражданином. Поэтому в Спарте не собирали предметы роскоши, не коллекционировали предметы искусства. Афинская же система образования опирается в большей части на развитие внутреннего мира, восприятия прекрасного и стремления к нему. Конечно же, нельзя сказать, что афиняне были пацифистами и не умели держать оружия в руках, нет. Они были прекрасными воинам - смелыми и храбрыми, но для них существовали и другие ценности, нежели войны и завоевание новых земель. Они любили музыки (каждый образованный афинянин обязан был уметь играть на музыкальных инструментах и петь), обставляли свои дома с роскошью, украшали их статуями и шикарными вазами. Жители Афин любили жизнь и делали все, чтобы прожить ее с удовольствием.

Спартанская система воспитания

Воспитание в семье.

Самые главные качества, которые должны были отличать спартанца от представителей других народов были сила, выносливость и максимальная готовность к жизненным трудностям. Прививание и развитие подобных качеств начиналось с первых дней жизни ребенка: в младенческом возрасте его никогда не пеленали и не укрывали, оставляя на солнце, ветре или дожде. Когда ребенок подрастал, его отучали от страха перед темнотой и одиночеством, запирая в темные помещения на целые сутки, а также отучали от капризов и нытья, наказывая палкой.

Физическое наказание было неотъемлемой частью воспитания ребенка внутри семьи. И одним из многочисленных доказательств тому служит найденная археологами ваза, на которой изображена древнегреческая женщина, избивающая ребенка собственной сандалией - настолько прочно подобное явление было связано с бытовой жизнью, что его увековечили в рисунках на ровне с ритуальными праздниками, сценами боев и другими картинами повседневных забот. Уже с младенческого возраста спартанских детей приучали к военной выправке. В семье закладывались основы главных качеств будущего защитника государства: пренебрежение болью и страхом.

Период государственного образования.

Существовавшая в Спарте система образования была очень четко спланирована и рассчитана на граждан в возрасте от 7 до 30 лет и подразделялась на три этапа: от 7 до 15, от 15 до 20 и от 20 до 30 лет. Причем на всех этих трех этапах особенно ярко просматривается доминирующее влияние интересов государства, которое запрещало гражданам воспитывать детей по собственному усмотрению, подчинив этот процесс своим узко-военным нуждам.

Воспитание в возрасте от 7 до 15 лет.

Основной задачей в этот период было развитие способности самостоятельно преодолевать жизненные трудности, а также воспитание основных моральных качеств настоящего воина: храбрости, самообладания, выдержки, хладнокровия перед смертью. Причем процесс воспитания проходил под неустанным контролем учителя, государства и всех граждан.

В семь лет мальчиков отнимали у родителей и, объединив их в агелы (небольшие отряды), воспитывали сообща, приучая к суровой, военной дисциплине. Во главе каждой агелы стоял мужчина, который прославился мужеством на поле боя и с которого дети могли бы брать пример. Основной задачей этих людей было воспитание храбрости будущих воинов. Наиболее часто для этой цели использовался прием «натравливания» одного отряда на другой: когда любой малейший повод, искусно преподнесенный учителем, служил для того, чтобы поссорить детей. Мужчины следили за развязавшимися драками с тем, чтобы по окончании похвалить наиболее храбрых и отличившихся и наказать палками тех, кто особо не проявил себя в бою. Воспитание детей не вверялось в руки только лишь ограниченного числа людей: вопросы воспитания подрастающей молодежи рассматривались как общее дело всего класса. И этот так называемый принцип «общественного контроля» являлся одним из основных в общей системе спартанского государственного образования. Аристотель писал: «Так как государство в его целом имеет в виду одну конечную цель, то ясно, что для всех нужно единое и одинаковое воспитание, и забота об этом воспитании должна быть общим, а не частным делом...Что имеет общий интерес, тем и заниматься следует совместно.» А поэтому, на состязания, проводимые в гимнасиях, регулярно приглашали представителей старше-го поколения «ибо всякий считает себя до некоторой степени отцом, воспитателем и руководителем любого из подростков». На этом основании каждый старик мог поощрить или наказать любого из детей. И это считалось не только его правом, но и обязанностью. Кроме того, на мужские соревнования нередко в качестве зрителей приглашали и девочек, которые своим присутствием стимулировали юношей к достижению больших успехов. По мере того, как мальчики подрастали, их воспитывали во все более суровых условиях. «С двенадцатилетнего возраста молодые люди ходили почти без одежды, босые и с обнаженной головой; летом и зимой они носили одну и ту же одежду, которой им должно было хватать на целый год. Их волосы были коротко острижены. Им запрещалось мыться и принимать благовония, исключая определенных и редких дней. Они спали без одеяла, на сене, соломе, на тростниках или на камышах», которые приносили себе сами с берегов Еврота, ломая его там руками. Кроме того, детям умышленно выдавали слишком скудное питание, чтобы научить их собственными силами бороться с лишениями и сделать из них ловких и сильных людей. Для того, чтобы прокормить себя юные спартиаты должны были воровать, проявляя наибольшую осторожность и хитрость. Попадавшихся избивали плетью и заставляли голодать. Поэтому дети различными способами стремились скрывать свои преступления. Широко известна история об одном мальчике, который украл лисенка и спрятал его под плащом. По дороге домой юноша встретил воинов, которые завязали с ним разговор, а в это время зверек распорол ему зубами живот. Не желая себя выдать, мальчик продолжал беседу, не реагируя на страшную боль ни словом, ни жестом, пока не упал замертво. Таким образом, подобные “уроки жизни” не только приучали детей бороться с лишениями, но также и закаляли в них смелость, самообладание и выдержку - качества столь необходимые для будущего воина. По исполнении 15 лет мальчики должны были выдержать несколько своеобразных экзаменов, для того, чтобы перейти в следующую возрастную группу. Одно из них - показательное сражение спартанской молодежи, на котором в качестве зрителей были обязаны присутствовать все: начиная от царя и заканчивая рядовыми членами общины - настолько серьезно государство подходило к вопросам воспитания и его контролю. Показательное испытание продолжалось два дня: в первый день юные воины приносили жертву богу войны, на второй день начиналось сражение, основной целью которого было уничтожить как можно больше противников. В борьбе разрешалось пользоваться любыми средствами, за исключением оружия. В остальном же - полная свобода действиям и смекалке. Мальчики дрались ногами, руками, грызлись зубами, выцарапывали друг другу глаза, нападали по одиночке или отрядами, стараясь столкнуть противников в глубокий ров, окружавший площадку для боя. Очень многие юноши погибали или оставались калеками во время таких сражений, остальные же переходили к следующему экзамену - сечение у алтаря на празднике Артемиды Орфии.

Это публичное испытание являлось одной из наиболее важных форм уже упомянутого выше принципа «общественного контроля» над воспитанием и, имея в своей основе идею соперничества - основной принцип всего спартанского образования - являлось своеобразной формой состязания в терпении и выносливости.

Его суть заключалась в том, что в определенные дни перед алтарем богини Артемиды юношей секли зелеными ивовыми лозами. Бичевание было суровым, и молодой спартанец должен был его выдержать без единого стона. Иначе не толькоон, но и вся его семья навлекли бы на себя общественное презрение. В своих исторических свидетельствах Лукиан так пишет об этом празднике: «Не смейся, если увидишь, как спартанских юношей бичуют перед алтарями и они обливаются кровью, а их матери и отцы стоят здесь же и не жалеют их, а угрожают им, если они не выдерживают ударов, и умоляют их дольше терпеть боль и сохранять самообладание. Многие умерли в этом состязании, не желая при жизни сдаться на глазах у своих домашних или показать, что они ослабели.» И далее писатель дает очень высокую оценку провидению подобных испытаний: «Попав в плен, такой юноша не выдаст тайн отечества, даже если враги будут его мучить, и с насмешкой будет переносить удары бича, состязуясь с бьющим его, кто из них первым устанет.» Возможно, сечение у алтаря - это эффективный способ развития мужества и выдержки у детей. Однако, очевидна также и антигуманность как этого, так и многих других методов спартанского воспитания.

В возрасте 15 лет юноши вступали в так называемый “испыта-тельный год» своей военной подготовки. Начиная с этого возраста подростки получали правоношения оружия, которым они награждались по окончании праздника в честь Артемиды Орфии. Год испытаний (или криптия) протекал для молодежи вне Спарты. Из подростков формировали отряды и рассылали их во все части страны для несения полицейской и военной службы. Древние философы дают очень лестные отзывы о подобных мероприятиях: «С нею (криптией) связано и хождение зимой босиком, спанье без постелей, обслуживание самого себя без помощи слуг, скитание ночью и днем по всей стране...что способствовало укреплению тела и духа ибо соответствовало условиям настоящего военного похода.»

А чтобы максимально приблизить эту иллюзию к действительности правительство ежегодно объявляло «войну» илотам, закабаленному коренному населению Лаконики. Многочисленные физические упражнения, коллективные военные игры, состязания, изучение военной тактики и умение владеть копьем и мечом - все это формировало не только физически сильных воинов, привыкших к железной дисциплине, но и вырабатывало у детей чувство собственного превосходства над более слабыми, а вместе с тем и рабскую идеологию. В государстве, где грабеж, убийство и воровство считались доблестью и благородством, побежденный неприятель рассматривался как существо неполноценное и достойное презрения. И именно поэтому воспитанные в подобной среде юные спартиаты восприняли свое право во время криптии убивать любого илота, кажущегося подозрительным, не соблюдая никаких правовых формальностей, с необычайным максимализмом. Ежегодно в стране погибали сотни невинных рабов, повсюду царил террор, который полностью поддерживался законами государства.

Таким образом, в возрасте 15 лет мальчиков уже вводили в атмосферу военных действий, приучая их равнодушно относиться к смерти и к убийствам, дав прочувствовать всю радость победы над противником.

«Пробный год» завершался по возвращению в Спарту новым публичным агоном по аналогии с сечением у алтаря Артемиды Орфии, после чего молодежь зачислялась в состав иренов - помощников руководителей воспитания. Основной задачей иренов было физическое наказание младших членов агелы, и справлялись они с ней крайне старательно, ибо если порка не была достаточно суровой, то тогда уже сам старший преподаватель сек своего помощника.

Кроме того, в обязанности ирена входило развитие речи и мышления у детей.

Военная идеология не требовала большой граммотности и употребления сложных фраз и оборотов в общении между людьми. На поле боя ценились краткие и четкие ответы. И такая способность прививалась детям с самого раннего возраста. «Ирен предлагал воспитанникам вопросы, требующие размышления и сообразительности, вроде таких, как: «Кто лучший среди мужей?» В ответе полагалось назвать причину того или иного суждения и привести доказательства, облекши мысль в самые краткие слова... Детей учили говорить так, чтобы в их словах едкая острота смешивалась с изяществом, чтобы краткие речи вызывали пространственные размышления». Позднее понятие «лаконическая» речь (от названия государства - Лаконика) становится именем нарицательным для обозначения краткости и логичности в передаче мысли.

Период с 7 до 15 лет оказывался для спартанских подростков наиболее насыщенным и трудным.

Воспитание в возрасте от 15 до 20 лет; от 21 до 30 лет.

На втором этапе государственного военного воспитания его содержание несколько меняется: если до 15 лет спартанскому мальчику прививались только лишь общие навыки по выживанию в условиях постоянной боевой готовности, причем обучение проходило под постоянным наблюдением старших преподавателей, то по достижении зрелости юноши должны были опробовать все полученные навыки на практике реальных военных действий. И кроме того, начиная с этого возраста государство впервые начинает проявлять некоторую заботу об интеллектуальном развитии детей: в программу обучения теперь входят не только физические упражнения, но также и занятия грамматикой и музыкой.

С возрастом система воспитания становится менее суровой, и период жизни от 21 до 30 лет является некоторым переходным временем: молодой человек уже имеет право жить семейной жизнью и характер его занятий приближается к военно-лагерной жизни общины. Особенно высоко ценилось полученное в этом возрасте право принимать участие в праздниках и совместных трапезах мужчин, на которых велись беседы о государственных и военных делах. Иногда молодым людям даже позволялось высказать свою мысль, хотя в большинстве случаев они должны были сидеть молча и набираться опыта.

Только в тридцать лет заканчивается период обязательного военного образования, и спартиат становится полноправным гражданином, обладающим всем спектром социальных и политических прав.

В возрасте от 7 до 30 лет спартанские юноши проходили период интенсивной военной подготовки, причем основной акцент при этом делался именно на развитие физической силы человека. Однако, выдвинув на первый план заботу о теле, спартанцы игнорировали многие науки, что дало возможность некоторым философам называть их «абсолютно безграмотными» людьми. На сколько верна эта мысль, можно судить по нижеприведенным фактам.

Женское воспитание в Спарте.

Воспитание спартанских девушек мало чем отличалось от юношеского воспитания. Греческими философами было провозглашено почти полное равноправие полов: «Способности одинаково распределены между полами, и все занятия доступны по природе и женщине и мужчине,»- эта мысль просматривается во всех основных философских трудах того времени. Девушек учили бегать, прыгать, бороться, метать диски и дротики; они учились так же танцам и пению. Причем физические упражнения по своей сложности не уступали мужским. Это объяснялось тем, что «от здоровых и сильных супругов и дети будут сильными и здоровыми». Женщинам также, по достижении определенного возраста, разрешалось принимать участие в военных походах и криптиях. И кроме того, они присутствовали при всех государственных, военных и религиозных праздниках, исполняя песни и ритуальные танцы.

Гражданские права женская половина населения Спарты также получала после 30 лет. В это же время по закону заканчиволся процесс государственного образования, так как этот возраст символизировал достижение полного физического и нравственного развития для представителей обоих полов. Спартанские девушки ничем не уступали в уровне своей военной подготовки юношам, однако их роли в социуме несколько различались: если мужчина был прежде всего воином, но женщина, по традиции, рассматривалась как хранительница домашнего очага.

Афинская система воспитания

Афинская демократия считается самой развитой формой демократического строя античных рабовладельческих государств. Формирование системы политических органов афинской демократии было результатом длительного исторического периода, начиная с реформ Солона.

В греческих полисах основой всей социально-экономической и политической организации выступал коллектив граждан. Кроме них в афинском обществе находились метеки, многочисленные рабы, которые в совокупности составляли более половины всего населения. Однако афинская полисная система опиралась на гражданина и была создана прежде всего для гражданина. Полноправным афинским гражданином мог быть житель Аттики, оба родителя которого имели гражданские права, а его имя было записано в особом списке, ведущемся в демах. В такие списки заносились юноши и девушки, достигшие 18-летнего возраста. К 20 годам юноша заканчивал курс военно-Воспитательного обучения и становился полноправным гражданином.

Несмотря на большое внимание, физическому Воспитанию и изучению боевых искусств в Афинских школах огромное внимание уделялось эстетическому, гуманитарному образованию. Помимо грамматики, арифметики, истории изучалось ораторское искусство и риторика, музыка и графика.

Наиболее существенными правами гражданина были права на свободу и независимость от какого-либо другого человека, право на земельный участок и помощь от государства в случае материальных затруднений, право на ношение оружия и службу в ополчении, право на участие в Народном собрании и т.д. Гражданин был обязан беречь свое имущество и трудиться на земельном участке, приходить на помощь полису в чрезвычайных обстоятельствах, защищать родной полис с оружием в руках, почитать отеческих богов.

Народное собрание было важнейшим государственным органом с широкими полномочиями. На нем принимались государственные законы, утверждалось объявление войны и заключение мира, результаты переговоров с другими государствами, ратифицировались договоры с ними, избирались должностные лица, решались дела по продовольственному снабжению города, осуществлялся тщательный контроль за юношами, готовящимся получить гражданские права. Важнейшим делом было обсуждение и утверждение государственного бюджета. Каждый афинский гражданин имел право внести на обсуждение проект закона Для того, чтобы привлечь к работе Народного собрания низший слой афинского гражданства, был принят закон, устанавливающий плату за посещение Народного собрания.

Наряду с Народным собранием действовал также и Совет 500. Важнейшими задачами Совета 500 были подготовка и организация работы Народного собрания и исполнение их функций в перерывах между заседаниями. В системе афинской демократии было множество различных коллегий магистратов, основными функциями которых была организация управления внутри самих Афин. Все магистратуры были коллегиальными, и возможность сосредоточения власти была исключена. В Афинах принята демократическая структура избрания: кроме военных магистратур, кандидаты на все другие должности избирались по жребию из представителей всех имущественных разрядов.

Афинская демократия заботилась об образовании и Воспитании граждан. Начиная с Перикла, т.е. с 40-30 гг. V в. до н.э., власти стали раздавать малоимущим гражданам специальные жетоны, по которым можно было пройти на театральное представление. Таким образом, афинская демократия базировалась на широком участии различных категорий граждан, обеспечивала ее общественную активность, создавала условия для развития политического самосознания афинского гражданина.

Однако и у афинской демократии существовали свои недостатки. Во-первых, афинская демократия была рабовладельческой, т.е. рабы, также как и метеки, постоянно живущие в Афинах, не имели гражданских прав и не принимали участия в управлении государством.

IV в до н. э. ознаменовался в Древней Греции, как век создания различных школ, хотя обучение стоило очень дорого. Например, обучение риторике, у виднейшего, наряду с Демосфеном, греческого оратора той эпохи, Исократа, стоило едва ли не дороже, чем обучение у софистов, и было доступно только состоятельной верхушке горожан. Все более многочисленные философские школы ориентировались также лишь на социальную элиту. Интенсивная интеллектуальная, творческая жизнь все больше сосредоточивалась на одном из полюсов общества. Характерно, что обращенное к широким массам искусство театра, получившее столь явное развитие в Афинах V в. до н. э., уже не играло в следующем столетии прежней социально - Воспитательной роли. Трагедия переживала упадок, комедия претерпела существенные изменения. Но если поэзия спустилась с высот, достигнутых ею в Греции эпохи Перикла, то проза, напротив, поднялась на небывало высокий уровень. Ораторское искусство IV в. до н. э. вплоть до последних веков античности оставалось непревзойденным образцом литературного мастерства, правильности, чистоты и красоты стиля. Еще большее влияние оказала на последующие поколения, и не только в древности, философия IV в. до н. э., представленная именами Платона и Аристотеля. Изобразительное искусство, особенно скульптуру, прославили в то время шедевры Праксителя и Скопаса, не уступавшие великим творениям Фидия, Поликлета Великолепный памятник античной культуры поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея» (VI в. до н. эй.). Когда-то афинская молодежь заучивала их наизусть, что являлось частью образования. Поэмы Гомера имели не только большое значения, как произведения искусства, им предавалось также важное государственное, социальное и нравственное значение. Эти поэмы о человеческих отношениях, о добре и зле, о чести и бесчестии, о свободе и судьбе. Во все времена они читались, как глубоко современные.

Поэмы учат спокойному отношению к смерти как естественной необходимости. Приводя много ценных наблюдений. Например, о том, что сильное чувство двулико: горе и разъединяет и сплачивает; плач одновременно несет просветленье и т. д.

Любопытно, что все греческое образование построено на передаче будущему гражданину ряда навыков, которые ему понадобятся опять же для личного участия в общественных делах. Это подразумевает Воспитание не профессионала в какой-либо области, а личности. Показательно, что часть навыков передается ребенку рабом, т.е. заранее не программируется их употребление по определенному образцу (ведь раб не мог быть образцом жизни для гражданина). В качестве важнейшего фактора общественной жизни личные способности граждан выделяет в своей речи Перикл. Солон проведенные им реформы оценивает опять же как свое личное достижение.

Чтобы защитить свои интересы, члену полиса приходится считаться с многоплановостью условий гражданской деятельности. Необходимо было творчество, а не репродукция: “Из …законов Солона особенно характерен странен закон, требующий отнятия гражданских прав у гражданина, во время междоусобия не примкнувшего ни к той, ни к другой партии. Но Солон, по-видимому, хочет, чтобы гражданин не относился равнодушно и безучастно к общему делу, оградив от опасности свое состояние и хвастаясь тем, что он не участвовал в горе и бедствиях отечества”(Солон,XX).1

Перед лицом закона все граждане находились в равном положении, в частные же дела государство не вмешивалось. Защитить собственные интересы, не участвуя в политической борьбе, не представлялось возможным. Сама же политическая борьба происходила на фоне единых полисных установлений, выражающих интересы всех граждан, объединенных законом.

Яростное желание победить противника, утвердить свое превосходство над ним теперь должно подчиняться духу общности; мощь индивида уступает место дисциплине. Описывая битву при Платеях, Геродот перечисляет людей, проявивших наибольшую доблесть. Пальму первенства он отдает Аристодему, “который один из 300 воинов спасся при Фермопилах и за это подвергся позору и бесчестию”. Озабоченный тем, чтобы смыть позор, которым он покрыл себя в глазах спартанцев, Аристодем искал и нашел смерть при Платеях, совершив великие подвиги”. Однако именно спартанцы не удостоили его “великих почестей”: он “бился как исступленный, выйдя из рядов, и совершил великие подвиги потому лишь, что явно искал смерти из-за своей же вины”.2

Античное Воспитание- это Воспитание по Сократу, философа, поставившего знание превыше всех авторитетов и мнений. Этому принципу учил он и своих учеников. Рассказывают, что он присматривался к одаренным юношам и из них готовил учеников. Сократ не писал книг, считал, что в них мысль мертвеет, становится правилом, а это уже не есть знание. Самая большая мудрость по Сократу, состоит в том, чтобы не обольщаться своими знанием, не абсолютизировать его («Я знаю, что ничего не знаю»). Самое позорное невежество - «воображать что знаешь то, чего не знаешь». Сократ был постоянно добродушен и радостен, чем раздражал, вызывал нападки, его били. Ученики возмущались и спрашивали, почему учитель не отвечает тем же. Сократ отвечал: «Разве я потащу в суд осла, если он меня лягнул?».

«Всякий человек, даровитый или бездарный, должен по Сократу, учиться и упражняться в том, в чем он хочет достигнуть успехов. Особенно значимо Воспитание и обучение политическому искусству для людей даровитых», -откуда делались и политические выводы: руководство государством - это тоже профессия, и необходимо, чтобы ею занимались тоже профессионалы. Эта концепция была абсолютно противоположна основополагающим принципам афинской демократии, согласно которой управление полисом - дело каждого гражданина. Тем самым учение Сократа создавало теоретическую базу для олигархов, что и привело его в конце концов к непримиримому конфликту с демосом, закончившемуся осуждением и смертью Сократа.

Особенностью античной культуры было стремление сделать культуру способом жизни (мы это видели на примере Сократа). Это относилось не только к философам, но и к искусству, поэзии. Греческая культура во многом основала дальнейшее развитие культуры. Основными символами ее были два бога: Аполлон и Дионис, породившие, как считали древние греки, два противоположных мироощущения и две культуры. Бог Аполлон - бог пластического искусства, умеренности, гармонии, красоты и покоя. Бог Дионис - бог раскованности и свободы, стихии природы и инстинктов, бог вина и виноделия, не покоя и чрезмерности. Почитание Аполлона привело к господству пластического искусства, искусства Гомера, эпохи Ренессанса, христианской религии. Почитание Диониса привело к рождению греческой трагедии с ее (часто нелицеприятной) правдой жизни, к философскому пессимизму и нигилизму.

Греки считали, что в культуре, как и в самой жизни, должно сочетаться аполлоновское ее качество и дионисийское, в противном случае возможна гибель культуры. Господство аполлоновского в культуре приведет в конце концов, к стагнации, застою. А возобладание дионисийского к разрушению, протесту ради протеста.

Заключение

В Древней Греции выделялись две системы воспитания, Афинская - эстетическая и Спартанская - военная. Данные темы раскрыты в первой и второй главе. Современная система эстетического воспитания многое взяла от Афинской демократии. Некоторые экспериментальные современные школы желая подчеркнуть их гуманитарные направленность носят названия Афинских. В Афинах огромное значение придавалось воспитанию посредством театра и изобразительного искусства граждан. В Афинах, наиболее демократическом из полисов Эллады театр стал подлинным воспитателем народа, он формировал взгляды и убеждения свободных граждан Эллады. Театр был общественным институтом, включенным в систему полисных праздников. Театральное зрелище было массовым, зрителями являлась большая часть граждан, организация представлений - одна из самых важных и почетных литургий; со времени Перикла государство давало беднейшим гражданам деньги для оплаты билетов. Театральные представления носили состязательный характер, ставились пьесы нескольких авторов, и жюри, избранное из граждан, определяло победителя. В данной работе мы рассмотрели систему воспитания в древней Греции как часть культуры античности.Утверждение достоинства и величия человека-гражданина становится главной задачей греческой культуры эпохи классики. В произведениях искусства древние греки воспевали образ человека-героя во всем совершенстве его физической и нравственной красоты. Этот идеал имел большое этическое и общественно-воспитательное значение. Искусство оказывало непосредственное воздействие на чувства и умы современников, воспитывая в них представление о том, каким должен быть человек

О древнегреческой философии и её воспитательной роли рассказано в пятой главе. Философ - любитель мудрости, любитель знания. О положение Софистов в древней Греции подробно рассказывается в шестой граве. Роль софистов в истории древней Греции можно понять только на фоне их вклада в философскую мысль и культуру вообще. Они впервые решительно сместили направление теоретико-познавательного интереса с природы на человека. В противоположность предшествовавшим философам, искавшим тайну человеческого бытия в природе, космосе.

К четвертому веку до н.э. в общих чертах в Греции сложилась система образования -- общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки -- древнегреческий и латынь -- в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, на века живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными источниками -- историческим опытом и достижениями прошлого Вот основные итоги которые можно подчеркнуть из данной работы.

Список использованной литературы

1. Казимеж Куманецкий История культуры Древней Греции и Рима М., “Высшая школа”,1990

2. Лев Любимов Искусство Древнего Мира М.,”Просвещение”,1971

3. Культурология (учебное пособие и хрестоматия для студентов) Ростов-на-Дону, “Феникс”,1997

4. История Европы", т.1 "Древняя Европа"; изд. "Наука",1988 г.,

5. Андре Боннар, "Греческая цивилизация", изд. "Искусство" 1992 г., I-III книги;

6. В.С.Нерсянц, "Сократ", изд. "Наука",1984 г.;

7. А.Ф.Лосев,А.А.Тахо-Годи, из серии "Жизнь замечательных людей"-"Платон,Аристотель", изд."Молодая Гвардия" 1993 г.;

8. Проф. И.М.Тронский, "История Античной литературы",изд.учпедгиз, 1947 г.;

9. Кессиди Ф.Х., "От мифа к логосу", М., 1972,

10. Платон, "Политика или Государство", перевод с греческого Карпова, часть III, СПБ, 1863 г.,;

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Спартанская и афинская системы воспитания в Древней Греции. Подготовка в спартанской системе мужественных, дисциплинированных воинов, способных держать в повиновении рабов. Афинская педагогика: воспитание в духе калокагатии. Римская педагогическая мысль.

    контрольная работа , добавлен 20.01.2010

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста. Особенности методики физического воспитания детей в младшем дошкольном возрасте, дошкольном возрасте и старшем дошкольном возрасте. Закономерности физического воспитания и формирования личности ребенка.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2015

    Социально-педагогическая значимость физического воспитания в дошкольном возрасте. Место и роль физической культуры в общей системе воспитания детей. Организация физического воспитания в дошкольном учреждении. Обзор методик здоровьесберегающей системы.

    реферат , добавлен 24.03.2011

    Особенности программы и роль целенаправленного физического воспитания в процессе психомоторного, умственного и эмоционального развития детей дошкольного возраста. Организация групп обучения и воспитания в американской системе физического воспитания.

    контрольная работа , добавлен 17.10.2010

    Функции специалиста физического воспитания и требования к его личности. Активность воспитанника как фактор формирования личности. Воспитывающая роль физкультурного коллектива. Общие линии воспитания и их конкретизация в процессе физического воспитания.

    курсовая работа , добавлен 17.07.2012

    Типология и характеристика основных стилей родительского воспитания: авторитетный, авторитарный, либеральный и индифферентный. Воспитание подрастающего поколения - важнейшая социальная функция семьи. Главные цели и задачи семейного воспитания ребенка.

    контрольная работа , добавлен 30.01.2011

    Рассмотрение направленности воспитания в Афинах и спартанской системы воспитания, сформировавшихся в эпоху классической Греции. Их влияние на становление всей древнегреческой педагогики. Сравнительная характеристика воспитания в Афинах и Спарте.

    презентация , добавлен 26.09.2012

    Сущность понятия "милосердие". Проблемы воспитания милосердия у детей. Значение семьи и школы в воспитании детей. Особенности христианского воспитания детей. Роль милосердия в формировании личности ребенка. Светские методы воспитания милосердия у детей.

    дипломная работа , добавлен 08.05.2013

    Теоретические аспекты организации полового воспитания детей и подростков. Понятие полового воспитания и актуальность проблемы полового воспитания в педагогике и психологии. Исследование по внедрению элементов полового воспитания в школе.

    дипломная работа , добавлен 26.01.2007

    Физическое воспитание детей дошкольного возраста в системе воспитания с учетом современных требований. Единство физического и психического развития ребенка. Средства воспитания: гигиенические факторы, естественные силы природы, физические упражнения.