Богородская игрушка - чудесно!!! Богородские игрушки. Кузнецы Рисунки богородской игрушки в старшей группе

Заготовка липы в селе Богородское - непрерывный процесс. Ведь для того, чтобы из ствола вышли качественные заготовки, липа должна не менее четырех лет сохнуть в естественных условиях. Именно поэтому после первичной обработки липовые стволы складывают в шалаши или штабели и оставляют на несколько лет в специальных ангарах.

Просушенное дерево отправляют на зарубку. На токарном станке или вручную, топором, мастера намечают самые общие контуры будущей игрушки, по шаблону вырубая или выпиливая заготовку. Затем обрабатывают изделие стамеской и специальным ножом, так называемой «щучкой», которые специально для богородской резьбы изготавливают потомственные деревенские умельцы.

Вырезанные и тщательно обработанные части будущей подвижной деревянной игрушки шлифуют, затем полируют шероховатости, делая дерево абсолютно гладким и бархатным на ощупь. Получившиеся части собирают в движущуюся композицию, при необходимости расписывают вручную и наносят несколько слоев лакового покрытия.

Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки.

Богородский промысел деревянной резной игрушки сродни Сергиево Посадскому. Школа резьбы Троице-Сергиевой Лавры является родоначальником для обоих этих промыслов и известна начиная с XV столетия. В 18 веке промысел представлял из себя сезонное крестьянское производство. С ноября по начало апреля в селе как правило нет работы, поэтому чтобы как-то себя занять и заработать немного денег мужики брались за ножи и вырезали из липы деревянные игрушки. Продавать готовые изделия возили в Сергиев Посад.

К середине 19 века богородская резьба стала самостоятельным кустарным промыслом, который приобрел российскую, а затем и мировую известность.

Постепенно богородская игрушка перешла из разряда кустарных крестьянских поделок в направление народного искусства, обрела собственные неповторимые черты.

В 1913 году в поселке была организована артель «Богородский резчик», что позволило мастерам обрести экономическую самостоятельность и вывести образцы своего промысла на международный рынок. Отличительной чертой промысла к этому моменту стали движущиеся деревянные игрушки, что резко дистанцировало артель от соседней Сергиево Посадской, сохранившей в качестве символа и главного действующего образца традиционную русскую матрешку .

Символом Богородского промысла, известным по всему миру, стала игрушка «Кузнецы» , представляющая из себя поочередно бьющие молотками по наковальне деревянные фигурки мужика и медведя. Вырезанные из светлой липовой древесины кузнецы обычно не раскрашивают, а просто покрывают несколькими слоями бесцветного лака.

Цена урбанизации - упадок народного промысла.

К 1960 году, под влиянием так называемого офабричивания народных промыслов, на территории села Борогодское была создана Фабрика художественной резьбы. Исчезновение артельной организации труда постепенно отдаляло мастеров друг от друга, лишая их столь необходимой для развития промысла простоты сельского общения. Под гнетом повсеместно насаждаемых принципов плановой экономики чахли деревенские традиции, а застройка территории села панельными многоэтажками, вырубка лесов и снос старинных резных деревянных построек, постепенно свели на нет заготовку и сушку древесины, что привело к необходимости закупки дорогого стороннего сырья. Высокие цены на энергоносители усугубили и без того возросшие производственные затраты, переселившиеся на верхние этажи новостроек мастера-резчики окончательно утратили связь как друг с другом, так и с народными корнями, а традиционные рынки сбыта стали недоступны, ведь цена богородской игрушки сильно возросла, а качество, к сожалению, оставляло желать лучшего.

Богородская игрушка от производителя. Высокое качество и адекватна цена.

Расположенное в Сергиево Посадском районе производство интернет магазина сувениров и подарков «Золотой Грааль» объединило мастеров различных направлений народных художественных промыслов. Тщательно создаваемая и бережно хранимая репутация, низкие цены и неизменно высокое качество выпускаемых изделий сделало нашу компанию безусловным лидером в области производства и продажи русских сувениров.

Сергиево Посадские матрешки ручной работы, богородская игрушка, изделия из бересты, расписные шкатулки, гжель и хохлома - вот далеко не полный набор сувениров, которые вы можете приобрести. Наши специалисты готовы ответить на любые возникающие вопросы, предоставить гарантии подлинности наших изделий и дать консультацию по использованию и хранению производимой нами сувенирной продукции.

Обращайтесь к нам и оставайтесь нашими клиентами на долгие годы!

В православном сердце России недалеко от города Сергиев Посад, на живописном холме на берегу реки Куньи, стоит село Богородское — родина замечательного народного промысла резных деревянных игрушек и скульптур. Богородское — село старинное. Уже в XV — XVI веках местные крестьяне, в то время крепостные Троице-Сергиева монастыря, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства. Пёстрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, – потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне. Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времён. Богородские игрушки по традиции делают из мягких пород дерева – липы, осины, ольхи, так как с мягким деревом легче работать.

Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку — жители села Богородское уже не помнят

Своеобразным символом «богородского стиля» является игрушка на движущейся планке «Кузнецы» , которой уже более 300 лет. Искусно вырезанные деревянные фигурки мужика и медведя по очереди колотят молотами по наковальне, стоит только подвигать планку, на которой закреплены забавные фигурки. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки. И игрушка «Курочки» — тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. В затейливой «потехе» с балансом заложена идея ритма, к которому ребенок чувствителен по своей природе. Весело смотреть, как в строгом порядке куры клюют нарисованные зерна. Сами механизмы их просты, но действия эффективны. Звук обостряет динамику игрушки. Отличительной особенностью богородской игрушки являются планка, кнопка или баланс, с помощью которых игрушка начинает двигаться, выполняя незамысловатые движения. Как в случае с курочками, которые по очереди клюют зернышки. Сюжеты первых богородских игрушек резчики брали из крестьянской жизни и народных сказок, основными героями которых были работящий мужик, да простоватый доверчивый медведь, домашние животные и птицы.
Названия богородских игрушек говорят сами за себя: «Крестьянин и курочка», «Царь Додон и звездочка», «Кавалер и дама», «Как мыши кота хоронили», «Крестьянский двор», «Солдаты на разводе», «Пастушок». Современные мастера резьбы по дереву до сих пор сохраняют традиции «богородского стиля» деревянной движущейся игрушки, который стал неотъемлемой частью русской культуры.

Виды Богородских игрушек по принципу действия

Игрушки на планках . Одна из самых известных игрушек – Кузнецы. Эта игрушка, ставшая знаком богородского промысла, имеет простейший, но эффектный принцип действия. Фигурки, сидящие верхом на двух параллельных планках, поочередно ударяют молоточками по наковальне. Свою дружную работу они начинают от передвижения планок в разные стороны. Фигурки крепятся на четырех осях, роль которых выполняют деревянные шипы или гвоздики. На планки сажали не только мужичков с медведями. Богородские мастера делали клюющих птичек, укрепив их на скрученных проволочках, продетых в сквозные отверстия на планках. Получалась веселая забавная игрушка. Тот же принцип действия игрушки на двух планках мастера используют и по-другому. На две одинаковые Горизонтальные планки укрепляют на шипах выносные круглые площадки с фигурками. При движении планок в разные стороны фигурки вместе с подставками проворачиваются, имитируя работу косарей, игру хоккеистов с клюшками, дуэт танцоров и пр.

Разводы – игрушки на параллельных горизонтальных планках, соединенные между собой шипами, играющими роль осей. Обычно на планки установлены фигурки солдатиков, всадников, красноармейцев, а также животных с пастушком, гусей с погонялкой. От того, с какой последовательностью соединены наложенные друг на друга планки, зависит характер движения и построения фигурок. Разведешь планки – и фигурки неожиданно встанут полукругом или раздвинутся стройными рядами, сведешь – и плотно сомкнутся в боевой отряд, соберутся под пастушью дудку в кучное стадо.

Самая известная игрушка с балансом «Куры на кругу» (или «Клюющие курочки»). На круглой площадке с ручкой установлены токарные фигурки птиц с подвижными резными головками, укрепленными на проволочках в тушках. В птичьи шейки вклеены прочные нитки. При сборке игрушки нитки опускают в просверленные отверстия, переворачивают площадку, собирают нитки в пучок и связывают узлом. Затем лишние нитки обрезают, а две оставшиеся накручивают на гвоздик и прибивают к деревянному шарику – отвесу на расстоянии 2-2,5 см от узла. Все пять соединительных нитей должны иметь равную длину – это необходимое условие для правильной сборки игрушки.
С помощью этой простейшей конструкции можно манипулировать движением игрушки. Дернешь шарик, — и все куры во главе с петухом поднимут головки, опустишь – и все клювы враз стукнут оземь. Раскачивая баланс в разных направлениях, и раскручивая его по кругу, интересно наблюдать как куры «клюют носом». Веселый перестук птичьих клювов складывается в ритмичный звуковой ряд, которым тоже можно управлять: быстрее и громче, медленнее и тише. Такая игрушка гораздо полезнее для ребенка, чем любая забава с механизмом, скрытым внутри. Наглядность действия игрушек с балансом – ценнейшее их качество.

Богородские мастера придумали десятки вариантов игрушек с балансом. Под действием баланса мишка отмахивается от пчелы, вибрирующей под его носом на пружинке, поднимает и опускает гантели. Птички машут и машут крыльями, будто говорят на своем птичьем языке, а лыжник машет палкой, ёжик-чистильщик обуви начищает зайцу лапти. Под действием грузика медленно качаются качели.

Дергуны . Дергунчик (от слова – дергаться, кривляться) – так называют игрушки, подвижные части которых соединены нитками. Выпильные и картонные раскрашенные дергунчик, паяцы, клоуны и куклы, вошли в моду еще в конце XIX–начале XX веков.
Богородские мастера по-своему использовали устройство затейливой забавы. Их резные игрушки сделаны гораздо основательнее, что отразилось в местном, более серьезном названии – дергуны. Самые популярные богородские дергуны: медведь-плясун и сова. Подвижные части игрушек мастера режут отдельно, соединяя их нитками. Дернешь за веревочку, и медведь раскидывает лапы в стороны, будто пляшет или силу свою показывает.
Сова-дергун раньше была игрушкой, потом превратилась в вешалку. Музейная сова-дергун – поучительный образец художественной росписи богородской игрушки. В ней есть утраченная теперь цветовая и орнаментальная культура. Декор приведен в полное соответствие с образом, адресованным ребенку: перед нами – таинственный лесной обитатель, а не птичка, расписанная невпопад пестро и ярко.

другие презентации об игрушке

«Дымковская игрушка детям» - Почему гончарную слободу назвали Дымковской. Какими орнаментами украшают игрушки. Каргопольские игрушки. Дымковские игрушки. Форма абашевской фигурки. Мастера Каргополя. Орнаменты. Абашевские мастера. Виды игрушек. Размеры фигур. Каргопольская игрушка. Окраска яркими масляными красками. Дымково. Филимоновская игрушка.

«Русская народная кукла» - Почему младенца или куклу называют лялькой. Куклы-мартинички. План действий. Кумоха с сёстрами. Матрёшка. Кукла из бересты. Ребёночка туго пеленали. Куклы-зернушки. Что мы хотим узнать. Бабушкина кукла. Разные бывают на свете куклы. Русская народная кукла. Языческие времена. Игровые куклы. Кукла- столбушка.

«Русская народная игрушка» - Воспитательная ценность игрушки. Приобщение детей дошкольного возраста к русской народной культуре. «Путешествие с матрёшкой». Рисование «Игрушки из Полхов-Майдана». Роспись «Дымковская уточка». Рисование «Семья семёновских матрешек». Формирование социальных качеств личности. Народная игрушка всегда была связана с семейными традициями.

«Богородская игрушка» - В XV веке богомольцы привозили из лавры лошадок, девушек в кокошниках. Кто из крестьян вырезал первую деревянную игрушку. Предание. Богородские игрушки. В XIX веке матрешек начали делать в столичной мастерской. Прочное место в сюжетах сергиевских кустарей занимали бытовые темы. Богородские крестьяне.

«Филимоновская народная игрушка» - Филимоновская игрушка - русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Филимоновская игрушка. Cтарейший народный художественный промысел России. Своё название получил от деревни Филимоново где жили в 1960-х годах последние мастерицы, возродившие забытое ремесло.

«Роспись дымковской игрушки» - На берегу реки Вятки стоит село – Дымковская слобода. Ели спят у большака в инее седом. Изготовление дымковской игрушки сегодня. Узоры очень простые. Есть на Вятке слобода. Художественное слово. Дымковские игрушки. Дымковский индюк хорош. Рассказ. Дымковская барышня ходит не спеша. Укрась коня. Беление меловым грунтом.

Светлана Мезенцева

Тема НОД : «Богородские игрушки »

Мезенцева Светлана Викторовна

Программа : «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Интеграция образовательных областей : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Возраст детей : 4 года (средняя группа) .

Тема НОД : «Богородские игрушки » .

Цель : формирование знаний детей о Богородской игрушке .

Задачи :

Образовательные :

Познакомить воспитанников с богородской народной игрушкой – как произведением русского народного искусства.

Привлечь внимание детей к игрушке , способствовать пониманию ее содержания.

Научить видеть красоту деревянной богородской игрушки , ее занимательность.

Развивающие :

Развивать интерес к народной игрушке , к прошлому.

Развивать умение отличать богородские игрушки .

Воспитательные :

Воспитывать бережное отношение к игрушке , интерес к ее изготовлению, к народным умельцам - мастерам - резчикам по дереву.

Создать условия для формирования эмоциональной отзывчивости на средства художественной выразительности.

Способствовать получению детьми положительных эмоциональных впечатлений от совместной игры с народными игрушками .

Планируемые результаты : дети знакомятся с Богородскими игрушками ; знакомятся с историей промысла (с тем, как народные умельцы их изготавливали, из каких пород дерева) ; получают удовольствие и положительные эмоции от игры с Богородскими игрушками .

Форма организации : групповая.

Форма НОД : совместная деятельность, игровые упражнения, сюжетная игра, игры под музыку, совместное действие.

Предварительная работа : Организация выставки «Русская народная игрушка » , разгадывание загадок об игрушках .

Словарь новых слов : игрушечное ремесло , купец.

Оборудование и материалы :

Демонстрационный дидактический материал

Богородские игрушки : дергунчики Буратино, Петрушка, каталка Бычок, Птичий разговор, свистульки.

Иллюстрации с росписью.

Раздаточный материал :

Богородские игрушки .

Педагог : Здравствуйте, ребята! Посмотрите внимательно, какие игрушки лежат перед вами ?

Дети : Красивые расписные игрушки .

Педагог : Из чего они сделаны?

Дети : Из дерева.

Педагог : Совершенно верно! Эти игрушки сделаны из дерева , с давних времен ремесленники села Богородское ножом вырезали их из мягких пород дерева - ольхи, липы, осины. Говорят, в маленькой деревеньке жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку . Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева , а дети прозвали ее Аука. Долго играли ребята с игрушкой , а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, человек который приходит за покупками на ярмарку. Купцу игрушка показалась занятной , и заказал крестьянину сделать много таких игрушек . С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “ игрушечным” ремеслом , то есть изготавливать деревянные игрушки .

Педагог : А что необычного в этих игрушках ?

Дети : Они не такие как наши игрушки , сделаны из дерева.

Педагог : Давайте немного поближе рассмотрим Богородцкие игрушки .

Педагог демонстрирует клюющих курочек.

Встрепенется петушок.

О дощечку стук да стук.

Вместе с курами тук-тук.

Никогда не устают.

Куры зернышки клюют,

А яичек не несут.

Вот какие странные

Куры деревянные!

Дети : рассматривают игрушки .

Педагог : А вот ребята, игрушки – дергунчики . Ручки и ножки у этих игрушек крепятся с помощью веревочек, если за них дернуть, игрушки «оживают» и начинают задорно плясать.

Дети : Очень интересные игрушки .


Педагог : Да ребята, Богородские игрушки добрые , забавные, «живые» .


Педагог : Ребята, давайте вспомним стихотворение Агнии Барто «Бычок» .

Дети : Идет бычок качается, Вздыхает на ходу :

«Ох, доска кончается, Сейчас я упаду» .

Педагог : Посмотрите внимательно на эту Богородскую игрушку . Ее называют – каталка Бычок. Правда похожа на персонажа из стихотворения!

Дети : Очень!


Педагог : Так же народные мастера делали и всеми любимые свистульки.


Педагог : Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Лавка народных игрушек » . Чтобы продавец продал вам какую-нибудь игрушку , нужно описать ее, назвать ее отличительные черты. Ее должен угадать «продавец» . Постарайтесь не только правильно описать словами игрушку , но и быть вежливыми покупателями. Покупатели могут поиграть с Богородскими игрушками .

Дети делятся на две команды : продавцы и покупатели. Покупатели описывают строение игрушки , цвета, которыми игрушка раскрашена , продавцы отгадывают и дают поиграть.


Во время игры звучит мелодия «Русская изба»

(Е. Птичкин - М. Пляцковский) .

Педагог : Ребята, вы такие молодцы. С уважением к друг другу играли в игру . Понравилось вам играть с народными игрушками ?

Дети : Очень!

Педагог : А как называется село, в котором народные мастера изготавливают эти игрушки ?

Дети : Село Богородское .


Педагог : Правильно. А из каких пород дерева изготавливают Богородские игрушки ?

Дети : Из мягких, игрушки вырезают ножом .

Педагог : Наше занятие подошло к концу , а вы ребята можете поиграть Богородскими игрушками .

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.