Грот в усадьбе. Подмосковная усадьба горенки

Усадьба Горенки находится буквально в десяти минутах езды от Москвы, на измученном пробками шоссе Энтузиастов, ранее известного как Владимирская дорога. Кто бы мог подумать, что ободранным забором, мимо которого я проезжала сотни раз, находится замечательная усадьба, которая в век дворянства была очень известной, ей владели Долгорукие, Разумовский, Юсуповы.

Усадьба Горенки

В один из воскресных дней мы с друзьями отправились на экскурсию по Подмосковью в составе группы единомышленников и прекрасного гида. Местом встречи была назначена усадьба Горенки. Следуя указаниям навигатора, мы повернули направо, съехав с шоссе Энтузиастов к странному забору и ничем не закрытому въезду. В арку постоянно заезжали и выезжали бабушки и дедушки на машинах, явно собирающиеся на дачу (судя по рассаде в машине, панамкам на голове и торчащим в окнах лопатам и вилам). Оказалось, что здесь находится популярный среди дачников питомник саженцев. А позже я узнала от гида, что на территории Горенок был один из самых известных в Подмосковье ботанический сад, возможно, этот факт как-то повлиял на расположение питомника.
Мы припарковались около питомника, разлили горячий кофе из термоса и, весело болтая, ждали машины остальных участников экскурсии.
Первое, что поразило — это ощущение, что мы находимся где-то за городом, среди леса и как будто в ста шагах от сюда нет современного шоссе, новостроек и гипермаркетов.
Как только все собрались, гид повел нас на парковую территорию усадьбы, остановился напротив главного дома и начал знакомить с историей этого места. Вход, кстати, на территорию свободный, упрашивать охрану не придется.


Усадьба Горенки

Свое название усадьба получила по речке Горенки, на берегу которой она расположена. Писцы упоминали Горенки в книгах еще в конце 16 века, поэтому гиду было, что рассказать — мы слушали рассказах не менее 40 минут, вопреки сильнейшему ветру и вязкой жижи из грязи под ногами.

Разные владельцы хозяйничали на этой земле. К концу 17-го века тут образовалась деревня, где было 6 крестьянских дворов. Через 15 лет в горенках появились Господа. Стольник императора Петра I основал тут имение, которое предназначалось его дочери Прасковье в качестве приданного. Это был князь Юрий Хилков.

Спустя несколько лет Прасковья стала женой Алексея Долгорукова. Ее муж построил здесь первый дворец, а перед началом стройки присоединил к имению Горенки еще и Чижево. Их сын Иван имел успех при императорском дворе и сделал прекрасную карьеру.
В Горенки часто наведывался Петр II, и вскоре Иван Долгорукий стал фаворитов молодого императора. У его отца возник план женить государя на своей юной дочери Екатерине. Дело шло к свадьбе, состоялась даже помолвка, но мечты предприимчивого отца разрушила неожиданная смерть императора. Долгорукие попытались составить подложное завещание, по которому Петр объявлял наследницей свою невесту, но этой бумаге никто не поверил. Вместо того, чтобы породниться с высочайшими особами, Долгоруковы отправились в далекую ссылку, а их земли были конфискованы.

В 1747 году имение купил граф Алексей Разумовский. Знаменитый фаворит императрицы Екатерины Великой возводит здесь дом из камня, а также строит в имении церковь во имя Всемилостивого Спаса. После того, как граф скончался, Горенки унаследовал его родной брат Кирилл. Он решил отдать Горенки своему единокровному сыну Алексею. Приобретя нового хозяина, Горенки расцвели. Алексей полностью перестроил дворец, а перед ним разбил изумительный парк, который украшали каскады прудов, прохладные гроты. Владелец усадьбы занимался коллекционированием редких растений, поэтому на территории усадьбы постепенно образовался ботанический сад. Для этого было возведено несколько оранжерей, которые могли похвастаться более чем 7 тысяч разнообразных растений.

До середины 19 века Ботанический сад Разумовского считался подмосковным чудом. Гости графа с интересом разглядывали бамбук и пальмы, ямайский кедр и кипарисы. Это сейчас пальмой никого не удивишь, а вот в 18-19 веке на Мальдивы никто отдыхать не ездил. Росли здесь даже диковинные американские ели. В Горенку стали наведываться серьезные ученые, путешественники, естествоиспытатели. Помимо растений в усадьбы хранились ценные коллекции книг и предметов искусства. Только подумать, каким мог бы быть сейчас ботанический сад! Но наследники графа коллекцию не оценили.


Усадьба Горенки

После смерти графа-коллекционера они продали его детище графу Юсупову. Ценные коллекции и библиотеку Разумовского Юсупов перевез в свою другую резиденцию, которая находилась в усадьбе Архангельское. Наверняка, многие бывали в Архангельском и удивлялись красоте этой усадьбы. Теперь мы знаем, что огромный вклад в это внесла усадьба Горенки, про которую большинство жителей московского региона даже не слышали.

Юсупов недолго владел Горенками. Через некоторое время он продал усадьбу Николаю Волкову. Новый хозяин имения являлся гвардейцем, предводителем московского дворянства и решил подойти к вопросу развития усадьбы с практичной стороны. Вместо пышных торжеств или веселых балов, решил заняться делом, тем более, что большие помещения дворца прекрасно для этого подходили. В своих покоях он соорудил весьма беспокойную бумажную фабрику. Не заметил Волков и красот местного парка, созданного прежними хозяевами с теплотой и хорошим вкусом. На его территории он создал небольшое литейное производство — завод для изготовления станков. Его компаньоном стал купец Василий Третьяков.

Производственное оборудование журчало прямо в дворцовых интерьерах, и их хозяина это нисколько не смущало. Роскошные покои избалованных князей стали неумолимо разрушаться. Более всего пришла в негодность правая часть здания. Уже на этапе монтажа станков ими были пробиты старинные потолки, которые хозяин распорядился просто заделать штукатуркой.

После закрытия бумаготкацкой фабрики в 1885 году имение перестало быть нужным и пришло в полнейшее запустение. Долгое время у него не было рачительного хозяина. Лишь 25 лет спустя усадьбу приобрел фабрикант Севрюгов. При нем парк и дворец были отреставрированы. Но вскоре в стране поменялась власть.


Усадьба Горенки

Революция отменила частную собственность. В усадьбе расположился исполком. Сталин, который везде, где бывал, старался сделать что-нибудь, что будет напоминать о его Родине, приказал посадить любимые хвойные деревья. Именно поэтому около Горенок мы сейчас можем наблюдать сосны, которые хоть немного напоминают о кавказских пейзажах.
Еще позже часть дворца передали детскому дому, а потом превратили усадьбу в санаторий для больных туберкулезом.

В Горенках любили проводить время и многие деятели культуры. Мейерхольд выезжал сюда со своей супругой Зинаидой Райх, первой женой Сергея Есенина. В окрестностях усадьбы у них была дача. К ним в гости приезжал цвет творческой богемы — Шостакович, Прокофьев, Олеша, Толстой, Гарин. Здесь, на природе, подросли и дети Сергея Есенина, которые после развода остались с матерью.

Что сейчас находится в Усадьбе Горенки

Сейчас в Горенках расположен санаторий для туберкулезников. Услышав это, я слегка поежилась, но т.к мы гуляли вокруг, не заходили в здания, то опасаться было нечего. Помимо нашей группы по парку проходили люди с собаками, прогуливались парочки, видимо потому что вход на территорию свободный.
В усадьбе Горенки есть что посмотреть. Хорошо сохранился господский дом.


Господский дом усадьбы Горенки

Считается, что он построен архитектором Менеласом в конце 18-го столетия. Большая величественная колоннада соединяет его с флигелями.


Колоннада усадьбы Горенки


Колоннада усадьбы Горенки

Кроме того, слева от главного дома можно найти искусственный грот, который, правда, практически разрушен, но пока еще можно полюбоваться его увядшей красотой, как и подъездной аллеей, имеющей форму полукруга. Грот служил для хранения продовольственных товаров и напитков, которые требовали охлаждения. Например, гости Горенок очень любили пить холодное шампанское, которое в то время считалось весьма экзотическим напитком.


Грот в усадьбе Горенки

В парке также можно найти старинную, почти развалившуюся лестницу, которая спускалась к пруду, ныне исчезнувшему.


Старинная лестница к пруду

Напоследок, прощальный взгляд на усадьбу.


Усадьба Горенки

Как добраться до Горенок

Чтобы погулять по усадьбе, надо доехать до Балашихи. На автомобиле поездка будет неутомительной и недолгой. Усадьба Горенки расположена примерно в пяти километрах от МКАД по шоссе Энтузиастов.
На автобусе можно доехать от метро Новогиреево до остановки «Санаторий Красная роза», маршрутками 291 (часы пик), 444, 322, 25, 1012, 108, 110, 125, 193, 588, 473, 291 (не в часы пик), 550, 886, 587, 993.

Слово «грот» хорошо знакомо аквариумистам: так называют крошечные замки и пещерки, в темноту которых могут заплывать разноцветные рыбки. В классификации садово-парковых архитектурных сооружений грот может рассматриваться как частный пример каприза.

Каприз или фолли (от англ. folly - причуда, каприз) - небольшое здание или иной архитектурный объект, применяемый обычно в дворцовых и парковых ансамблях, а также в современной городской среде. Обычно это забавное или экстравагантное здание, либо здание, предназначенное для иных нужд, нежели те, на которые указывают его конструкция или внешний вид.

Грот, выполненный в «диком», пещерном стиле, представляет интерес и при создании «руинированного» ландшафта.

Грот в саду – постройка, имитирующая неглубокую пещеру или подземную полость. Он может скрываться в срезе террасы, выступать из почвы подобно зеленому холму. В эпохи, любившие классические формы, гротами называли отдельно стоящие павильоны. В каком бы значении оно ни употреблялось, это слово неизменно приносит с собой романтический оттенок.

Для людей древности грот был природной постройкой. Три стены и свод, а также ниша, подобная апсиде, стали прообразом храмов многих религий. Не случайно на гроты были похожи подземные крипты – святилища и склепы первых христиан.

В античную эпоху горный грот с источником часто становился святилищем нимф – отсюда происходит название «нимфей». Нимфеи в виде округлых ниш сохранились на виллах Помпей и Геркуланума, а пещера нимф описана Гомером в «Одиссее». Пастухи, охотники, набожные крестьяне спешили принести свои дары пещерным божествам, которые им покровительствовали. Здесь было достаточно чудес, которые греки умели распространять своими мифами. Как отзвук этих преданий, статуи нимф стали помещать в садово-парковые гроты и в новое время.

С возникновением христианства дикие гроты и пещеры стали жилищами христиан, которые бежали от обманов греховного мира в поисках уединенной жизни, чтобы предаться там созерцанию. Они высекали в мягком камне капеллы, алтари, кухни, спальни и прочие удобства. Сохранилось немало мест, которые до сих пор носят имя святого, в них обитавшего. По этой причине другими распространенными скульптурными украшениями садовых гротов являются статуи святых, в том числе Пресвятой Богородицы.
Декоративные гроты создавали в местах со скальными породами, у подножия холмов, среди нагромождений камней, у водопада, ручья с каскадами и пр. Грот мог скрываться в срезе террасы или выступать из почвы, словно холм. Для придания гротам «дикого» вида их своды и стены часто складывали из валунов, которые не только прочны, но и очень красивы. Титаническая кладка, темные коридоры и ослепительные просветы, сквозь которые открываются неожиданные виды на окружающие пейзажи – всё это выделяет гроты среди других садовых построек.

История ныне известной Усадьбы Кусково начинается в конце XVI в., когда Шереметевым принадлежал один небольшой участок этой земли, «кусок», как называл его граф Борис Петрович Шереметев. Все остальные земли в округе принадлежали графу Алексею Михайловичу Черкасскому. Всё изменилось после союза сына Бориса Шереметьева и единственной дочери Алексея Черкасского. С тех пор Шереметевы стали полноправными собственниками всей этой земли. А название так и осталось — Кусково. Для приёма гостей по приказу графа был отстроен дворец и усадебный комплекс с прилегающей архитектурной композицией, чем и сейчас может полюбоваться любой посетитель уже музея-усадьбы Кусково. Роду Шереметевых усадьба принадлежала более трёхсот лет, вплоть до 1917 года. В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы.

Попасть на территорию усадьбы можно только через кассу. В 2015 г. за прогулку в парке нужно заплатить символическую сумму в 40 р. За вход в каждое из зданий цена колеблется от 50 до 150 р. Для первого посещения мы решили ограничиться общим билетом за 350 р., включающим в себя парк, Дворец, Американскую оранжерею и Грот, и отдельно заплатили 100 р. за фотосъёмку. Также входные билеты можно приобрести в каждом из зданий, не возвращаясь в кассу у входа.

Парк в Усадьбе Кусково

Входим во французский парк с множеством аллей, прудов и дорожек. Аккуратно выстриженные деревья и кустарники правильной геометрической формы так и заманивают в свои зелёные лабиринты. Ещё непонятно, в какую сторону идти, но охранник на входе нас заверил, что кругом стоят указатели, так что заблудиться невозможно.

Аллея деревьев перед Итальянским домиком.


А вот и сам Итальянский домик.

Повсюду стоят красивые белые статуи.

Ещё одна аллея, но уже ведущая к Гроту.

Ряд туннелей из переплетенных ветвей рядом со Дворцом.

Очевидно, Кусково — одно из излюбленных мест для свадебных церемоний и фотосессий, где каждая невеста чувствует себя настоящей принцессой. За время нашей непродолжительной прогулки мы успели увидеть несколько свадеб и просто фотосессий.

Пруды – неотъемленная часть всей парковой композиции. Самый большой находится прямо перед Дворцом. Если погода позволяет, можно расположиться на газоне, почитать книгу или пообщаться с друзьями.

С этого же места открывается чудесный вид на Грот, Итальянский домик и палатку с мороженым. 🙂

С тыльной стороны Грота тоже есть пруд. Несмотря на его маленькие размеры, в пруду плавают разноцветные рыбки, и берега позволяют спуститься прямо к воде. Есть на территории усадьбы и третий пруд, напротив Голландского домика, но мы там, к сожалению, не успели побывать.

Гуляя по парку, неожиданно набрели на вольер для птиц, в котором жило семейство павлинов со своими птенчиками.

Прогулка среди высоких кустов выдалась несколько хаотичной, каждый поворот ужасно интриговал, глаза разбегались, хотелось побывать везде и всюду одновременно, но время поджимало, и надо было идти во Дворец.

Дворец в Усадьбе Кусковов

Большой дом — так раньше назывался Дворец — именно здесь граф Шереметев принимал гостей. Кареты проезжали мимо большого пруда и по пологим пандусам поднимались прямо к парадной двери.

Бело-красные мраморные стены в вестибюле Дворца.

К нашему удивлению, одна из комнат оказалась Бильярдной. Оказывается, во второй половине XVIII в. бильярд был очень популярен. Комнату украшает резной камин над которым расположилась немного мрачное панно «Пейзаж с руинами у воды». На каждой стене висят картины неизвестных русских художников XVIII в.

Потолок с пятью симметрично расположенными панно, на которых изображены «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима».

Столовая просторная и светлая. В ее отделке не использовались шелковые ткани, так как они впитывают запахи.

С левой стороны столовую украшает полукруглая ниша с мраморным бюстом Александра Македонского. К столовой примыкает буфетная, служившая для хранения посуды.

Обычно все богатые дома той эпохи отапливались изразцовыми печами, но здесь так же присутствуют мраморные камины, пришедшие в Россию из Западной Европы. Наверное, с двойным отопление стало вдвойне теплее. 🙂

В одном углу комнаты печь, а в другом — камин.

Ещё один мраморный камин с мраморными бюстами владельцев усадьбы: графа Петра Борисовича Шереметева и его супруги Варвары Алексеевны.

Самой яркой комнатой усадьбы Кусково является малиновая гостиная с позолоченными рамами картин и люстрой «Листопадом». По бокам зеркала установлены мраморные бюсты фельдмарашала Бориса Петровича Шереметева и его супруги графини Анны Петровны.

На картинах — парадный (в полный рост) портрет императрицы Елизаветы Петровны и графа Петра Борисовича Шереметева.

Парадная спальня — также мода заимствованная из Европы. В интерьер включены портреты владельцев усадьбы.


Непонятно, для каких целей предназначалась такая маленькая кроватка, в декоративных, или же действительно для отдыха?

Кабинет-конторка значительно скромнее парадных гостиных. Изначально, стены оживлялись множеством картин симметрично вставленных в дубовые панели по размерам и сюжетам. В 80-х гг. XVIII в. картины были сняты, но следы их пребывания и сейчас можно наблюдать на стенах.

Особую ценность представляет стол с изображением панорамы Кусковского парка. На столешнице не рисунок, а мозаика набранная из различных пород дерева.

Личная уборная, отдаленная от парадных интерьеров, предназначалась для приведения в порядок платьев, париков и грима. Комната обита английским ситцем. Помещение отапливалось единственным во дворце примером соединения печи с камином. В уборной прекрасно сочетаются подлинный китайский шкаф-кабинет, стилизованный под «Китай» русский шкаф-бюро с откидной крышкой, английские стулья и немецкая этажерка для цветов. Туалетный столик задрапирован тяжелой бордовой тканью с кружевом во вкусе XVIII века.

Замаскированная под обои потайная дверь. Хотелось бы знать, куда она ведёт.

Диванная — дань моде, пришедшей в Россию с Востока во второй половине XVIII века. Комната с большим пристенным диваном предназначена для отдыха. Висящие на стене небольшие женские портреты в овальных рамках, так называемые «женские головки», особенно модные в России в то время.

За Диванной видна Библиотека, по большей части служившая для хранения в витринах различных научных предметов: глобуса, звездной сферы, камеры-обскура, подзорной трубы, стекла, кости, перламутра и т.п. Эти предметы должны были свидетельствовать о просвещенности и изысканном вкусе владельца усадьбы. Резное золоченое кресло было изготовлено на заказ в известной московской мастерской П. Споля специально к приезду к Екатерины II в Кусково в 1787 г.

Вседневная опочивальня была предназначена для отдыха в течение дня. Голубая гамма стен и мебели создает атмосферу покоя и уюта. Камин декорирован французскими мраморными вставками с рописью «в помпеянском стиле».

Живопись Вседневной опочивальни представлена камерными (до половины тела) портретами детей графа Петра Борисовича Шереметева.

Картинная — маленькая домашняя галерея. На стенах Картинной размещались произведения живописи различных западно-европейских школ XVI-XVIII веков: немецкой, итальянской, французской, фламандской, голландской. Картины практически полностью покрывали стены и самостоятельная ценность картин отчасти утрачивалась, так как они подбирались по размеру и сюжетам с соблюдением сходной цветовой гаммы.

Танцевальный зал или Зеркальная галерея — самый большой и торжественный зал дворца, предназначавшийся для парадных обедов и танцев. Большое количество зеркал зрительно расширяет комнату. Стены украшены золочеными венками и медальонами с профилями античных воинов.


На этом экскурсионная «тропа» по Дворцу заканчивается, все выходят во двор — во французский парк, украшенный симметричными клумбами и различными скульптурами.

Тут же увидели очередную фотосессию. 🙂 На этой фотографии особенно хорошо видно, что Дворец — деревянный!

Идём в сторону Большой каменной оранжереи, оглядываемся назад на Дворец…

Ещё один вид на Дворец из самого «сердца» парка.

Вид с того же места на Большую каменную оранжерею.

Построенная в 1770-х гг. Большая каменная оранжерея изначально предназначалась для размещения топиарных (фигурных) растений, сейчас тут располагаются различные выставки.

Американская оранжерея в усадьбе Кусково

Наша цель была правее Большой каменной оранжереи — это Американская оранжерея. Ранее — теплицы для тропических растений, сейчас — также выставочный зал. Во время нашего посещения тут расположилась выставка Русского фарфора XVIII — начала XX вв.

Впервые в истории музея представлена наиболее полная в стране коллекция русского фарфора. Экспозиция построена по хронологическому принципу начиная с середины XVIII в. и кончая началом XX столетия. Демонстрируются изделия самых лучших фарфоровых заводов России: императорского фарфорового завода, частных предприятий Гарднера, Попова, Батенина, Юсупова, Сафронова и других заводов Гжели, Сипягина, Кудиновых, Корниловых, Кузнецова. Фотографировать выставку нам категорически запретили.

Павильон «Грот» в Усадьбе Кусково

Павильон «Грот» — самое необычное строение всей Усадьбы и очередная дань Европейской моде! Именно Кусковский Грот единственный в России, сохранивший свою первозданную внутреннюю отделку до наших дней.

Первые гроты начали строить XVI в. в Италии (в переводе и итальянского «пещера»), внутри которых устраивали либо купальни, либо фонтан. В Усадьбе Кусково Грот так же играл роль спасительного места в знойный летний день. Купол павильона венчает бьющий фонтан.

«Гроты делают в местах сада уединенных, или в лесочках. Вид оных с наружности должен представлять дикость; но внутренность требует убранства разными раковинами, зеркалами, кристаллизациями и другими блестящими камнями. Вход в них, к умножению холоду, располагается с северной стороны. Однако ж частая починка гротов навлекает затруднение» . (Левшин В.А. «Необходимое и полное домоводство», 1795 г.)

Грот состоит из трёх залов: центрального, северного и южного. Центральный зал расписан под зелёный и розовый мрамор.

Тут же выставлены несколько картин, выполненных целиком из ракушек.

Нам сказали, что в Гроте стоит столик, исполняющий желания. Нужно найти на нём свой знак зодиака и загадать желание, и оно непременно сбудется! 🙂

Идём в северный зал, выполненный в холодных тонах.

На потолке и стенах целые картины из раковин! И каждый посетитель павильона обязательно должен найти на потолке драконов. На фотографии ниже тоже сидит дракончик! Он кирпичного цвета с закрученным хвостом и зубастой разинутой пастью — справа на фото!

А тут в центре фотографии желтый дракон борется с зелёной змеёй.

Переходим в южный зал, его цветовая гамма тёплая в отличие от северного зала. Жаль, на фотографии не видно, как блестят и мерцают стены при попадании на них солнечного света!

И на потолке тоже живёт дракон! На фотографии ниже он на самом верху, поедает виноград. Фотография не самая удачная, хвост дракона обрезался, зато видны опущенные вниз крылья и раскрытую пасть.

В другом конце зала (между окнами) сидит красивая райская птичка. Не очень понятно, что она делает, может быть, пьет воду из фонтана?

Оформление интерьеров длилось около 10 лет. (1761 – 1775 гг.) Этой работой занимался немецкий мастер Иоганн Фохт. В отделке использовались туф (пористая горная порода, использующаяся как отделочный материал), стекло, кусочки зеркал, гипсовая лепнина и тысячи раковин 24-х видов. Куклы, установленные в нишах обеих залов, были куплены графом П.Б. Шереметевым в 1775 г. специально для Грота.

Вернувшись домой, мы с удивлением обнаружили, что не обошли и половины всей усадьбы! Так что визит придётся повторить. 🙂

Горенки - подмосковная усадьба, принадлежавшая во второй половине XVIII-начале XIX века семье графов Разумовских. Очень интересно спроектирован усадебный дом: он построен в глубине полукруглого парадного двора, диаметр которого достигает 700 метров. Дворец в центре украшен шестиколонным портиком. Боковые его части имеют симметричные полукруглые выступы - экседры, верхний этаж которых служил крытыми балконами. Галереи с колоннадами ведут к боковым, далеко выступающим во двор флигелям.

За домом был устроен английский сад. Граф Алексей Разумовский увлекался ботаникой, так что деревья и кустарники свозились в усадьбу из многих близких и отдалённых мест, в особенности из Малороссии. Доставляли сюда и редкие тропические культуры. В оранжереях росли ямайский кедр и американское масляничное дерево, винтообразная пальма и тюльпанное дерево, сибирские кедры и американские ели. Более трех тысяч растений, исключая местную флору, находилось в Горенках в начале XIX века.

После смерти Разумовского наследники в 1827 году продали имение камергеру князю Николаю Юсупову, а тот, в свою очередь, перепродал его уездному предводителю дворянства полковнику гвардии Николаю Волкову. Волков вместе с купцом Василием Третьяковым устроил во дворце бумагопрядильную и бумаготкацкую фабрику, а в парке - небольшой литейный завод для изготовления станков. Ткацкие станки работали прямо в бывших княжеских покоях. Сильнее всего пострадала правая часть дворца. Внутри были пробиты потолки для установки машин, заделанные впоследствии штукатуркой. Потом имение ещё не раз сменило хозяев и к 1910 году, когда его купил фабрикант Владимир Севрюгов, пришло в совершенное запустение. Севрюгов с помощью архитектора Сергея Чернышёва начал реставрацию дворца и парка. Кстати, вот интересный пример иронии судьбы: табличка при въезде в усадьбу сообщает, что реставрация центрального корпуса усадьбы была завершена в 1916 году. Эх, знал бы Севрюгов, что уже через год ему эта усадьба не понадобится...

После революции в Горенках располагался волостной исполком. Часть дворца и другие здания усадьбы Горенки занимал детский дом им. Степана Разина. В 1925 году в бывшей усадьбе Разумовских разместился санаторий «Красная Роза». Во время Великой отечественной войны в усадьбе располагался госпиталь. Сейчас здесь санаторий для больных внелёгочными формами туберкулёза. По-видимому, некоторые сотрудники санатория живут тут же. По крайней мере, позади здания они развели небольшое приусадебное хозяйство и устроили качели для детей. Все постройки усадьбы, которые как-то используются, находятся, в общем, в неплохом состоянии. Те же, что не используются (например, западная галерея или грот), заброшены и медленно разрушаются. Собственно, это и дало мне повод указать в тэгах «заброшенные места».

UPD: Спасибо robinzon25 за ценное дополнение к моему посту. Оказывается, туберкулёзный санаторий занимает не все здание, а лишь одно его крыло.

Сам санаторий сейчас располагается лишь в маленьком крыле здания, а живут там в основном непонятные люди и узбеки, которые работают в садовом питомнике "флос". Часть здания сдана каким-то конторкам.

Такие дела.

При входе в усадьбу слева и справа от дороги стоят домики, судя по всему, жилые.

Дорога к главному усадебному зданию, по-видимому, была обнесена стеной. Вот что от нее осталось.

На этой фотографии хорошо видно, как господа Волков&Третьяков превратили усадьбу в завод.

Усадьба, вид сзади. По этой старой и местами проржавевшей лестнице можно подняться, чтобы получше рассмотреть западную галерею.

Колоннада ведет к реке и развалинам какого-то сооружения.

Остатки лестницы, которая вела от усадьбы к реке.

Электрогенератор. По крайней мере, я подозреваю, что это сооружение - электрогенератор, снабжающий санаторий и его обитателей электроэнергией.

При усадьбе был устроен и грот, правда, назначение его неизвестно. Он мог служить своеобразным «холодильником», а мог быть построен просто для красоты.

Одной из многочисленных достопримечательностей Москвы является грот «Руины», расположенный в Александровском саду. Его первоначальным значением являлось напоминание о возрождении города, после разорения войсками Наполеона, произошедшего в 1812 году. Интересен тот факт, что в стены грота вмонтированы обломки зданий, которые были разрушены в тот сложный для России период. Автором и реставратором сооружения является Осип Иванович Бове. Конструкция была сооружена в 1841 году и являлась не только памятником, но и украшением, так как искусственные гроты в те годы были новомодным элементом в садово-парковой архитектуре.

Грот «Руины» представляет собой небольшое углубление, расположенное у подножия Средней Арсенальной башни Кремля. Это прекрасная полукруглая арка, которая выполнена из черного гранита и красного кирпича, обрамляющая мраморные ворота с четырьмя невысокими колоннами. Во время прогулок царских особ по саду, а также в дни проведения торжественных мероприятий, в гроте располагался царский оркестр, так как живая музыка являлась неотъемлемой частью парков царской России. В настоящее время грот - излюбленное место молодоженов.

Павильон Грот в усадьбе "Кусково"

Одно из самых интересных сооружений в Кускове - Грот, построенный в 1755-1761 годах под руководством Ф. Аргунова. Каменный павильон в стиле барокко на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены Грота оформлены цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.