Название танцев в древней греции. История и традиции греческих танцев в эпоху античности

Хореография, как уникальный и синтетический вид искусства

Вступление

Средневековые танцы - отражение мрачного периода средневековья. Придворные танцы их историческое значение.

4. Народные и придворные танцы эпохи Возрождения. Возникновение Балета и его влияние на общественно-политическую жизнь. Художественное оформление балетов эпохи Медичи

5. Танцевальное искусство 17-18 веков. Людовик XIV и балет. Появление балетной музыки и сюжетных балетов. Придворные танцы на ассамблеях при Петре 1. Танцовщики-реформаторы Мария Камарго и Огюст Вестрис. Ж.Ж.Новер и его реформы.

Эпоха романтических балетов 19 века и ее представители. Балеты Артура Сен-Леона, и их историческое значение. Мариус Петипа и Петр Ильич Чайковский - создатели шедевров классического балета. Новые тенденции танцевального искусства конца 19 века

Развитие танцевального искусства от начала 20 века до наших дней.

Вывод


Вступление

Хореография и танец имеют свою многовековую историю, описанную историками и театроведами на основании воспоминаний очевидцев и современников, изображений художников и многочисленных легенд о танце и танцевальном искусстве. Танцевальное искусство является уникальным, так как оно отражало и отражает жизнь, нравы и обычаи людей через таинственный язык пластики и жестов. Уникальность хореографии заключается также и в том, что она объединяет в себе искусство танца, театра, музыки и изобразительного искусства, если мы говорим о танцевальном спектакле.

Предмет и объект исследования. Хореография как уникальный и синтетический вид искусства, тесно взаимодействующий с музыкой и изобразительным искусством.

Цель исследования. Определить уникальность и значение танцевального искусства на каждом этапе исторического развития, а также проанализировать взаимосвязь хореографии с другими видами искусства.



Актуальность исследования. Искусство хореографии вызывает интерес и сейчас, в наше время. Поэтому вопрос уникальности хореографии, ее значение в жизни людей и в истории, взаимосвязь с другими видами искусства не могут быть не актуальными.

Мое исследование раскрывает суть и значение танца, на протяжении огромного промежутка времени - от древнегреческого периода и до наших дней. Танец сопровождал пышные торжества и праздники Древней Греции и Рима, средневековые балы и рыцарские турниры, роскошные театрализованные представления времен правления французских королей, и, наконец, превращается в отдельный и особенный вид искусства - искусство хореографии.

Также во время исследования можно заметить, как важные исторические события влияли на танцевальное искусство, а танцевальное искусство влияло на моду, культуру, обычаи и даже политическую жизнь определенного периода в истории. Особенно это было заметно во времена правления Екатерины Медичи и короля Людовика 14.

Зарождение и значение танца в истории. Танцевальное искусство, как важный компонент театра Древней Греции и жизни древних греков

Корни танцевального искусства уходят в далекое прошлое и берут свое начало с эпохи первобытнообщинных времен, когда танец и жесты играли значительную роль в жизни древнего человека, как способы коммуникативного общения до появления и развития звуковой речи.

Позже танец приобрел обрядовое значение - люди обращались к танцам во время свадебных и религиозных обрядов, военных ритуалов, обрядов смены времен года, рождения детей или похорон. Танцы объединяли народ, являлись не только способом общения друг с другом и развлечением, но и средством выражения душевного состояния, мыслей и эмоций. Под влиянием смены исторических событий, в связи с приходом новых духовных и культурных ценностей и новой эстетики, постепенно значение танца и его основные функции видоизменяются.

Начнем наш экскурс в историю с изучения танца в Древней Греции. В чем же была уникальность танцевального искусства Древней Греции? И какое значение играл танец в жизни греков?

Известно, что Древние Греки оставили свой ощутимый след в истории мирового искусства и культуры. Мы знаем имена великих древнегреческих драматургов - Эсхила, Софокла, Еврипида, Аристофана. Мы восхищаемся величественными арками и колонами, кариатидами, статуями богов и героев античной Греции. Именно тогда, в те далекие времена, особое внимание уделяется красоте и эстетике человеческого тела, движений и поз, и, конечно, танцу.

Танцы в Древней Греции разделялись на ритуальные (священные, обрядовые), общественно-бытовые, сценические и военные. Так, сценические древнегреческие танцы были частью театрализованных выступлений. Искусству же военного танца обязаны были обучаться все греческие юноши.

В Греции танцевали все, независимо от возраста и социального положения и любили праздники и развлечения, которые часто сопровождались театрализованными представлениями, песнями, танцами и игрой на музыкальных инструментах.

Праздник в честь бога Диониса или Великие Дионисии отмечали несколько раз в году в Афинах. Праздник длился несколько дней: украшали храм Диониса, устраивали большие шествия-процессии, пели песни -дифирамбы, устраивали театральные состязания авторов драмы, трагедии и комедии. Авторы-поэты были также режиссерами, балетмейстерами и даже, не редко, актерами своих произведений.

Танец в святилище Диониса. Аттическая ваза V в. до н.э.

"Юноши тут и цветущие девы, желанные многим,
Пляшут, в хор круговидный любезно сплетяся руками.
Девы в одежды льняные и легкие, отроки в ризы
Светло одеты, и их чистотой, как елеем, сияют;
Тех - венки из цветов прелестные всех украшают;
Сих - золотые ножи, на ремнях чрез плечо серебристых.
Пляшут они, и ногами искусными то закружатся,
Столь же легко, как в стану колесо под рукою испытной,
Если скудельник его испытует, легко ли кружится;
То разовьются и пляшут рядами, одни за другими.

(Гомер "Илиада", перевод Н.И.Гнедича)

К театральным танцам древней Греции относятся эммелия, кордак и сиккинида. Танец в составе трагедии (эммелия ) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия ) - широкими, крупными. Кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Этот танец был достаточно непристойным, исполнялся в бурном темпе, с присядками, прыжками и «пятками в небе». Хор в комедии Аристофана "Осы" сопровождает этот буйный, разнузданный танец такими словами:

Кружись быстрей и быстрей!

Фринихова пляска!

Закиньте повыше ступню!

Пусть зрители ахнут: "ай, ай!",

Видя пятки в небе.

Кружись, кувыркайся и бей себя по брюху!

Выбрасывай ноги вперед, вертись волчком...

Кордак. Роспись вазы, V в. до н. э.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида (Sikinnis), ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.

Танец двух сатиров. Роспись вазы, первая половина V в. до н. э.

Сложные танцы, с акробатическими элементами и трюками, исполняли профессиональные танцоры, акробаты, жонглеры. Сопровождались они игрой на музыкальных инструментах. Лукиан в своем трактате описывал: «А на Делосе даже обычные жертвоприношения не обходились без пляски, но сопровождались ею и совершались под музыку. Собранные в хоровод отроки под звуки флейты и кифары мерно выступали по кругу, а самую пляску исполняли избранные из их числа лучшие плясуны. Поэтому и песни, написанные для этих хороводов, носили название "плясовых припевов", и вся лирическая поэзия полна ими».

Раз в четыре года отмечался и праздник в честь богини Афины - покровительницы города Афин - Большие Панафинеи. Праздник представлял собой факельное шествие к статуе Афины, подношение многочисленных и богатых даров любимой богине: одежды, произведений искусства, жертвенных животных, цветов, а также сопровождался военными танцами. К самым ярким военным танцам принадлежит Пирриха.

Пирриха, танец воинов

По одной из легенд, первой исполнительницей пиррического танца была Афина Паллада. Она танцевала его в честь победы над титанами. Другая легенда утверждает, что он изобретен царем Пирром. Большинство же исследователей склонны думать, что название произошло от слова «пира» - «костер», вокруг которого танцевал Ахилл при похоронах Патрокла. Для пиррического танца танцовщики надевали на себя костюмы воинов. В руках у них были лук, щит, стрелы или другое оружие. Они скакали вперед, перепрыгивая с одной ноги на другую; затем производились разные военные движения и комбинации - прямыми шеренгами нападали друг на друга, смыкались в общий круг, прыгали группами, становились на колени и пр.

Греческая свадьба также сопровождалась танцами, песнями и определенными ритуалами. Вот как у Гомера описан свадебный процесс: «Там невест из чертогов, светильников ярких при блеске, Брачных песен при кликах, по стогнам градским провожают. Юноши хорами в плясках кружатся, меж них раздаются лир и свирелей веселые звуки; почтенные жены смотрят на них и дивуются, стоя на крыльцах воротных. Мать невесты зажигала от своего очага факел и шла за повозкой вместе с родственниками и гостями. Одни несли факелы для освещения дороги, другие - подарки, а также особого вида треножник, лутрофор и кальпиды для свадебных ритуалов, многие пели свадебные песни и танцевали под аккомпанемент аулосов и лир, возгласы, обращенные к Гименею, звучали на всем пути к дому жениха».

Танец в древней Греции был сложным, виртуозным, и безусловно эстетически развитым. Об этом свидетельствуют древнегреческие фрески и рисунки, на которых изображены ярко выраженные движения и позы, подчеркивается красота линий человеческого тела и «выворотность» ног.

Роспись арибалла, Танцоры-прыгуны,конец VI в. до н. э.

Танцовщицы и акробатки. Работа мастера круга Полигнота, ок. 430 г. до н. э.

О высоком уровне развития древнегреческого танца свидетельствуют и рассуждения философов о танце. И это было неудивительно, ведь танец в Древней Греции был частью философских наук - его изучали в гимназиях, наряду с музыкой, философией и другими предметами. О связи танца и философии, написаны многочисленные трактаты древнегреческих философов - Платона, Плутарха, Ксенофонта, Лукиана и др. Философы не только интересовались искусством танца, но и любили танцевать сами.Ксенофонт писал: «Даже мудрый Сократ любил танец Мемфиды, и часто, когда его видели танцующим знакомые, он им говорил, что танец является упражнением для каждой части тела».

Красоту древнегреческого танца, его значение, историю развития и взаимосвязь с музыкой, описывает Лукиан в своем трактате: «Скажу о том, что пляска не только услаждает, но также приносит пользу зрителям, хорошо их воспитывает, многому научает. Пляска вносит лад и меру в душу смотрящего, изощряя взоры красивейшими зрелищами, увлекая слух прекраснейшими звуками и являя прекрасное единство душевной и телесной красоты. А если в союзе с музыкой и ритмом пляска всего этого достигает, то за это она заслуживает не порицания, а скорее хвалы…Пляска - это занятие не новое, не со вчерашнего и не с третьего дня начавшееся… Например, от времени наших пращуров или от их родителей, - нет: люди, сообщающие наидостовернейшие сведения о родословной пляски, смогут сказать тебе, что одновременно с происхождением первых начал вселенной возникла и пляска, появившаяся на свет вместе с ним, древним Эросом. А именно: хоровод звезд, сплетенье блуждающих светил с неподвижными, их стройное содружество и мерный лад движений суть проявленья первородной пляски. После, мало-помалу, развиваясь непрерывно и совершенствуясь, пляска теперь, как кажется, достигла последних вершин и стала разнообразным и всегармоничным благом, сочетающим в себе дары многих Муз… Но, поскольку искусство танцора - подражательно, поскольку он обязуется движениями изобразить содержание песни, - танцор должен подобно ораторам упражняться, добиваясь наибольшей ясности, чтобы все, им изображаемое, было понятным, не требуя никакого толкователя».

В общем, танец и танцевальное искусство Древней Греции играли немаловажную роль в жизни греков. Наполняя и обогащая жизнь в духовном и эстетическом смысле, танец становится неотъемлемой частью религиозных праздников и обрядов, свадебных церемоний и военных ритуалов, а также частью культуры и искусства Древней Греции. Красоту и эстетику древнегреческих движений, поз и жестов подтверждают многочисленные рисунки Античной Греции, впечатления современников и трактаты философов-мыслителей. Танцевальное искусство Древней Греции, как и другие виды искусства, бесспорно, повлияло на развитие мировой культуры и искусства, театра и балета. К античным танцам и античной культуре обращаются многие режиссеры, танцовщики и балетмейстеры. Великая американская танцовщица Айседора Дункан заимствует древнегреческие позы и жесты для своих импровизаций, а также использует древнегреческую тунику как основной вид костюма для своих выступлений. К сюжету древнегреческой легенды о Ясоне и Медее обращаются хореографы Ж.Ж.Новер, М.Грехем, Г.Алексидзе, Ю.Посохов и др.

Еще до зарождения древнейших цивилизаций человечества, танец вошел в обиход архаичных людей, как средство для выражения своих эмоций, как часть увеселительных и других мероприятий. Даже похороны человека сопровождались специальными ритуальными танцами. История древнегреческих танцев берет свое начало в мифологии, согласно которой искусству танца людей научила богиня Терпсихора.

Достойной внимания является легенда о том, как появился танец Курит. Когда-то в доисторические времена бог Уран был свергнут со своего трона его сыном Кроносом. Кронос свою очередь понимал, что его потомки смогут поступить с ним также, поэтому он их всех съедал. Но, когда родился Зевс, его мать богиня Гея спрятала младенца в одной из критских пещер, а своему мужу скормила камень, завернутый в пеленки.Чтобы отвлечь внимание от криков и плача маленького Зевса, Гея приказала воинственным духам куритам громко плясать и бить копьями по щитам. С того времени жрецы Зевса исполняли этот танец во время церемоний, посвященных верховному божеству.


Носители минойской культуры на острове Крит уделяли танцу большое внимание. Разновидностью минойского танца был знаменитый «танец с быком». Его исполнение было сложным и опасным, ведь бесстрашному юноше или девушке приходилось в буквальном смысле брать быка за рога и делать сальто через него. Танцы сопровождались игрой на струнных инструментах. Основными из них были кифара и лира, без которой никак не обходится древнегреческая мифология. В те давние времена на Крите не было четкого деления на танцоров и музыкантов. Островитяне называли все вместе словом «мусики».
От самого греческого слова танец («хорос») происходит слово «хореография». В античные времена были широко распространены сакральные танцы, которые исполняли вакханки и корибанты, военные (танцы с оружием), мимические и театральные, свадебные и салонные. Интересным фактом является то, что в Древней Греции мужчины и женщины танцевали порознь, в отличие от минойских танцев, где мужчины танцевали с женщинами. В большинстве греческих полисов танцы носили сакральный, бытовой и развлекательный характер. Жители Спарты танцевали воинственные танцы, воспитывая в себе, таким образом, бесстрашие и презрение к врагам. Эти танцы сопровождались грохотом литавр, шумом оружия и постукивание по деревяшкам. В приморских городах танцам аккомпанировали при помощи музыкальных инструментов, изготовленных

    А держит он путь в сияюшие блеском Афины (часть 1)

    Сказать, хотел увидеть Грецию всю жизнь, наверное, было б неправильно, но за последние 35 лет, я ручаюсь. А тут и повод подвернулся - 18 июня 2006 года в пригороде Афин концерт Роджера Уортерса. Прямо напротив моего дома - турфирма. Перехожу улицу, захожу, говорю: «Так, мол и так. Хочу. Это возможно?» «Скорее всего - да, но позвони через три дня. Скажем точно» - говорят. Звоню, договариваюсь, жду, получаю визу, билеты, инструкции… И рано утром 16/VI’06 на Boeing-737 «Пулковских авиалиний» лечу в мечту… CUT16/VI’06.Небо чистое только над Питером и Грецией, остальное прикрыто облаками.

    Греческий эталон красоты

    Мыс Сунион

    Большинство туристов, которые посещают мыс Сунион – романтики или искатели приключений. Действительно, не каждый решится ехать целый час из Афин для того, чтобы посмотреть руины древнего храма Посейдона и красивейшую панораму. Некоторые люди остаются здесь до вечера для того, чтобы вдоволь налюбоваться одним из красивейших закатов во всем Средиземноморье. Многочисленные поэты, художники и музыканты воспели эту маленькую точку на огромной карте Эллады.

    Подводный город Олус

    Тайны истории скрываются на нашей планете не только под толщей земли, но и под водой. Множество легенд о подводных городах и затонувших сокровищах заставляют загореться сердца тысяч туристов, мечтающих отправиться на поиски клада. Считается, что в результате движений земной коры время от времени целые континенты уходят под воду, до сих пор, например, ведутся поиски мифической Атлантиды. Но некоторые подводные руины найти не слишком сложно, и находятся они неподалеку от суши. Например, подводный город Олус в Греции.

    Балет в Греции: как это было тогда и как стало сегодня

Тема 2

Танцевальная культура древних цивилизаций.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы. Танец Древнего Рима. Танец мимов. Танец Древней Индии и Древнего Египта.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы.

В древних цивилизациях танцу и музыке приписывалась глубокая идеалогическая и общественная роль (средство воспитания, религиозного поклонения, облагораживание человека).

Профессионализация музыкального и танцевального искусства обусловила возникновение театрализованных (сценических) танцевальных жанров. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и бытовыми обрядами, танец приобретал значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа и трансформировался в театральное представление. Для исполнения таких танцев и их музыкального сопровождения требовались танцовщики и музыканты высокого профессионального уровня (они обычно воспитывались с детства, получая профессию по наследству).

Танцевальное искусство Древней Греции наиболее изучено и систематизировано, благодаря огромному количеству археологических находок (с многочисленными изображениями танцующих людей) и описаниям в литературных источниках. Правда, в большинстве случаев встречаются лишь краткие характеристики танцев или упоминаются только названия с обозначением в честь каких богов или по-поводу какого события исполнялся данный танец.



Из числа государств Древнего мира только в одной Греции особенно ярко определилось, что танец, в его разнообразных формах, был выражением любви, радости и веселья народа. Во всей своей совокупности танцевальное искусство, которое у нас привыкли называть словом «хореография», у греков выражалось словом «оркестика». Само греческое слово «хорео», в прямом смысле, значит экстаз, так что оно может относиться одинаково как к религиозным оргиям, так и ко всякого рода общественным и бытовым танцам. В древней Греции искусства были тесно связаны между собой. Греки называли ритмом порядок и пропорциональность, наблюдаемые при движениях тела. Тот же самый порядок и пропорциональность в отношении звуков назывались у них гармонией. Единение же ритма с гармонией выражалось у греков словом оркестика, т. е. танец, в нашем понимании.

Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Различные уличные процессии, торжества, наконец, мистерии и таинства были, в сущности, танцевальными представлениями, где роль искусных режиссеров принадлежала жрецам. А первые роли отводились женщине-танцовщице, как лучшей представительнице подвижной живописи и пластики.

Античные танцы сохранили до настоящего времени особую, чарующую воображение прелесть, заключавшуюся в необыкновенной чистоте пластических форм и в гармонии ясно очерченных линий. Их старался объяснить знаменитый реформатор балета Новерр, ими интересовалась вся эпоха французского классицизма, они вдохновляли первооткрывательницу современного танца Айседору Дункан.

Античные танцы вылились из символов греческой мифологии. Как бы не объясняли происхождение мифов, но суть их заключается всё-таки в том, что боги Олимпа, обладая разнообразными функциями, всецело управляли душой грека, его общественной и нравственной жизнью, и сформировались в живые образы, с которыми грек имел почти реальное общение. Поэтому в греческой истории мифы трудно отличить от действительности, и исполняемые танцы всегда оставались неразрывно связанными с мифологией. Мифологический сюжет всецело владел античной хореографией, и послужил богатейшим материалом для вдохновения балетмейстеров всех последующих веков.

Миф давал обильнуюпищу музыкантам и певцам, восхвалявшим жизнь олимпийских богов; миф был источником философских систем для мыслителей; мифом пользовались историки и поэты; и конечно, миф оказал громадное влияние на греческое творчество в изобразительном искусстве и на хореографию.

Все мелочи обыденной жизни были под опекой богов. Благодаря такому вмешательству и свободному миросозерцанию древнего грека, создался особый кодекс нравственности, не имеющий с христианской моралью ничего общего. Независимость от сторонних влияний и следование только собственным законам и нормам в значительной степени способствовало развитию красоты в Древней Греции. Таким освобожденным от предрассудков способом развивалась полуобнаженная хореография с её свободными телесными движениями. То, что может показаться безнравственным для нашего времени, было естественным для свободного, независимого, верящего в свои идеалы грека. Например, в греческих школах (палестрах), где грек воспитывал своё тело для наилучшего выражения духа, все телесные упражнения выполнялись обоими полами, и притом, почти совсем раздетыми. Чувство ложного стыда и стеснения своего тела утрачивалось с детства. Танцы, даже при полном отсутствии костюмов на исполнителях, представляли достойную уважения чистоту нравов, были всегда содержательными, заключая всебе ярко выраженное духовное настроение.

Древние философы утверждают, что греческие танцы имеют божественное начало. Действительно, греки смотрели на божество как на гармонию мира, и поэтому лучшим средством для его прославления должны быть правильные, соразмерные телодвижения, как показатели неизменного кругооборота сил природы.

Существует множество мифов о происхождении танцев в Древней Греции, но все они слились в одно общее представление, в силу которого хореографическое искусство выразилось в женском божестве – Терпсихоре, одной из девяти муз, окружавших Аполлона. Терпсихора, т. е. «любящая танцы» (от слов «развлекаю», «танцую»), олицетворяла собой символ пластичной красоты и гармонии. Согласно представлениям греков, Терпсихора председательствовала в греческих хорах из певцов, музыкантов и танцовщиц. Её изображали то с лирой в руках, то с бубном, украшали голову перьями, цветами.

Греки понимали танец очень широко, и как гимнастику, и как средство воспитания, и как способ оздоровления тела, и как мимическое искусство.

Исследователи выделяют следующие типы танцев , существовавших в Древней Греции:

Религиозные (священные);

Гимнастические и военные (воспитательное назначение);

Мимические;

Театральные (сценические);

Обрядовые (свадебные);

Бытовые.

Как и у других народов античных времен, пляска и различного рода акробатические, гимнастические трюки были непременным атрибутом древнегреческого религиозного культа. Каждому божеству мог быть посвящен свой отдельный танцевальный ритуал. Всеобщее распространение имели пляски, восхваляющие Афродиту. Это были благопристойные, сдержанные и совершенные, как и их покровительница танцы.

Ритуальные шествия в Древней Греции также сопровождались танцами, музыкой и песнопениями. Одним из таких танцев-шествий был Комос (Komos), участники которого - комасты - под аккомпанемент кифар и флейт исполняли непринужденные и фривольные движения.

Но, пожалуй, наибольшую популярность в повседневной жизни древних греков имели религиозные торжества, посвященные Аполлону и Дионису. Они сопровождались многочисленными танцами, разнообразными по форме и характеру. Причем танцы, связанные с культом Аполлона, были церемониальные, торжественные, степенные, а танцы дионисийских празднеств имели свободный, страстный и даже эротический характер. Подобное противопоставление в дальнейшем ярко проявилось и в профессиональном искусстве, прежде всего в сфере древнегреческого театра (танцы трагедии и комедии).

Среди гимнастических танцев образовательного толка, играющих большую роль в воспитании мужества, патриотизма у молодых людей, можно выделить военные пляски, в частности Пирриху и родственные ей пиррические пляски. Ранние формы пиррихи были известны на Крите еще в 2000-1500 гг. до н. э. Постепенно проникая в Древнюю Грецию, пирриха получила чрезвычайное распространение во всех ее областях, особенно в Спарте и Афинах, где являлась одним из элементов воспитания юношей и воинов. Сложные движения гимнастического характера в этом танце должны были помочь гармоничному развитию человеческого тела. Фигуры, движения и манипуляции оружием в такт музыки, под звуки флейты, были очень разнообразны. Исполнители воспроизводили воинские действия и единоличные бои, как будто во время настоящих сражений. Позднее пирриха стала исполняться профессиональными танцорами во время пиршественных развлечений, характер ее приобрел элемент фееричности, зрелищного великолепия, а название жанра стало употребляться в отношении любого ансамблевого танца.

К военным пляскам можно отнести фригийский танец Корибантум. Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до неистовства.

Пиррихе был близок и другой вид древнегреческого танца – Гимнопедия. Представлявший собой, по сути, гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры. Он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе.

Театральные представления античных времен представляли собой сочетание драматического действия, поэтической речи, пения, танца, жестикуляции, мимических движений. Петь и плясать в древнегреческой драме поручалось хору. Его движения происходили, как правило, то в одном направлении, то в обратном, могли быть маршевыми по своему характеру или хороводными.

Каждому виду театральных зрелищ Древней Греции был свойственен свой определенный круг танцевальных жанров . В танцах трагедии отсутствовали виртуозные элементы, движения актеров отличались условностью и малоподвижностью, выразительным характером жестикуляции в более оживленных эпизодах. В комедийных представлениях танцы были виртуозными, технически сложными и часто имели неистовый, грубоватый, порой непристойный характер.

Среди множества жанров древнегреческого театра следует выделить несколько основополагающих - эммелию, кордак и сиккиниду.

Эммелия - первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц - сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.

Главным танцевальным жанром комедии был кордак, движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида , ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.

Следует отметить, что во всех греческих танцах главенствовала мимика . Она была неразрывно связана с механическими телодвижениями. По словам исследователей, греческий танец все время «подражает». Нет ни одного народа, где бы танцы и мимика были так тесно связаны между собой. В танце грек усматривает не только естественное желание двигаться, но и добивается, чтобы каждое гимнастическое движение соответствовало устной речи. Каждому жесту он придавал особенный символический смысл. Т.о., греческий танец представляет собой немой, оживленный разговор, оттеняемый ритмическими движениями.

Мимы (от др. греч. - «подражание») - сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев, выступления акробатов и фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актеры в этом виде театра тоже назывались мимами.

Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции, мим представлял собой весёлые сценки с бойким диалогом, которые были выхваченны из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев. Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV-III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.

Большое распространение мимы получили и в Древнем Риме. Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их, как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и др. - иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн.

Ни в одну историческую эпоху, ни в одной стране мира никто так не превозносил танец, как древние греки, которые видели в нем «единство душевной и телесной красоты» и считали танец прекрасным даром богов. Да и древнегреческие божества сами с удовольствием предавались пляскам. Считалось, что сам Аполлон, бог Искусства, написал первые правила искусства танца. Древние греки так трепетно относились к танцу, что сделали музу Терпсихору «ответственной» за искусство пляски и стали ее изображать в виде танцующей девушки в легкой тунике с оливой в руках. Гомер утверждал, что в мире есть три самых невинных наслаждения - это сон, любовь и пляска . Платон: «Пляски развивают силу, гибкость и красоту» . Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Позы и движения в танце должны быть красивы и гармоничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мысли и чувства.

Священные пляски исполнялись под звуки лиры, отличались строгой красотой. Праздники и танцы посвящались разным богам: Дионису, богине Афродите, Афине. Они отражали определённые дни трудового календарного года. Неудержимым буйным весельем отличались пляски в честь греческого бога плодородия и виноделия Диониса. Дионисии отмечали весной, когда оживала природа.

Об искусстве древнегреческой пляски впервые в истории танца был написан трактат - исследование об этом виде творчества. Автор трактата - Лукиан - размышлял о роли и значении танца в жизни человека, говорил о требованиях, которые предъявляются к человеку, решившему посвятить себя искусству пляски. «Искусство пляски требует подъема на высочайшие ступени всех наук: ни одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно философии, как естественной, так и нравственной... Танцору необходимо знать все!» .

Большую роль в воспитании мужества, патриотизма, чувства долга у юношества в Древней Греции играли военные пляски. Обычно их исполняли двое, но существовали такие массовые пиррихи, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с ними плясали и партнёрши. Эти пляски воспроизводили бой, различные боевые построения. Это были сложные хореографические композиции. В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, мечи, копья, дротики, зажжённые факелы.

Сценические танцы были частью театральных представлений. Каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами. Для этого они надевали особые деревянные или железные сандалии, иногда отбивали такт руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет - устричных раковин.

Для каждого жанра греческого театра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелею - танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движений. Этот танец передавал чувства богов и героев. В комедиях чаще всего танцевали кордак, пляску сатиров (сатиры - фантастические существа с козлиными ногами и рожками). Это была быстрая пляска, темпераментная, изобилующая головокружительными, прямо - таки цирковыми прыжками, кувырканьями и раскованными позами. Движения исполнялись в бурном темпе и состояли из присядок, вращений, прыжков, во время которых пятками надо было бить себя по ягодицам. Его исполняли только профессиональные, специально обученные танцовщики.

Об отношении к танцу в Древней Греции говорит тот факт, что муза танца и хорового пения Терпсихора была включена в пантеон божеств. Греки понимали танец очень широко, рассматривая его и как гимнастику, средство оздоровления тела, и как мимическое искусство. К танцам относили шествие драматурга Софокла во главе процессии обнаженных юношей по Афинам после победы при Саламине, жонглирование и акробатику, военную муштру, погребальные и свадебные процессии и размеренные, строго одновременные жесты и движения хора в трагедии.

Потребность в танце обусловлена самой природой человека, его внутренними ритмами, но греки стремились также к идеальной красоте, которая достигалась путем стилизации. Примером может служить военный танец (пирриха), описанный у Гомера и известный по сохранившимся рельефам и вазовой живописи. Другой пример, тоже из Гомера - погребальный танец, цель которого всплеском физической активности танцующих вдохнуть новую жизнь в мертвое тело. Этот танец пришел с острова Крит, для него характерны резкие движения рук и ритмические удары мечей о щиты для отпугивания злых духов.

Поскольку греки верили, что танец подарен людям богами, они проявляли большой интерес к эзотерическим культам, в которых существенную роль играл танец. Кроме оргиастических танцев, связанных с определенными ритуалами, древние греки любили торжественные процессии, особенно пеаны, которые являли собой род ритмически организованного шествия в честь того или иного божества с пением торжественных гимнов. Большим празднеством были Фесмофории - в честь богини земледелия Деметры и ее дочери Персефоны. Важную роль играли танцы в орфических и элевсинских мистериях.

Оргиастические танцы в честь бога плодородия Диониса постепенно сложились в определенную церемонию - дионисии. Для них специально обучались танцовщицы, изображавшие менад, и танцоры, изображавшие сатиров; в соответствии с мифом это была свита Диониса. Общий танец - дифирамб, исполнявшийся в дионисийских празднествах, стал источником древнегреческой трагедии.

У танца, развивавшегося в рамках древнегреческой трагедии, наблюдается несколько периодов, соответствующих разным этапам развития самой драматургии. Для Эсхила танец - средство усиления напряженности драматического действия. Софокл трактует танец как выражение эмоциональной реакции на разворачивающиеся события. У Еврипида хор пантомимой изображает чувства, соответствующие сюжету. Танец в составе трагедии (эммелия) был достаточно медленным и величественным, а жесты в нем (хирономия) - широкими, крупными, легко воспринимавшимися публикой на больших аренах, где ставились трагедии. Танец в старой комедии назывался кордаком и был, в соответствии с духом представления, разнузданным и неприличным. Танцор вертел животом, ударял себя по пяткам и ягодицам, прыгал, бил себя в грудь и по бедрам, топал ногами и даже колотил партнера. Сикиннис - пляска сатиров, насыщенная акробатическими элементами, превзошла кордак в откровенном бесстыдстве. С распространением христианства оба танца исчезли.

Любимым развлечением древних греков были трапезы в дружеском кругу - симпозиумы. В них принимали участие профессиональные танцоры. Росписи греческих ваз изображают куртизанок (гетер), танцующих под звуки флейты, в то время как зрители наблюдают за танцем и даже присоединяются к нему.

Когда в Риме начались беспорядки, и император испугался, что может произойти восстание, он велел выйти на улицы города трем тысячам танцовщиков и танцовщиц, которые своими плясками усмирили буйство толпы. Танцевальное искусство древних греков оказало большое влияние на римлян. Только вот творческие вкусы римлян в корне отличались от вкусов греков. Для греков искусство и танец были чем-то священным, что облагораживало душу и приближало человека к богам. Римляне же, более грубые и приземистые, видели в искусстве лишь развлечение. Танцы постепенно утратили первоначальную строгость и чистоту, в них стали все чаще изображать и выражать страсть, что совсем не соответствовало высокому религиозному предназначению пляски в Древней Греции. Впрочем, древние римляне знали и чтили имя своего первого танцора. Еще бы: ведь им считался Ромул - один из легендарных основателей Рима.

Римляне внесли в историю мирового танца большой вклад как создатели пантомимы. Это - сильно стилизованная последовательность движений, как правило, одного исполнителя, причем основная роль отводилась жестикуляции. Пантомиме обычно аккомпанировал маленький оркестр. Знаменитыми пантомимистами были Бафилл из Александрии, предпочитавший комедию, и Пилад с Сицилии, который придал пантомиме трагический пафос. Пантомима как спектакль была впервые исполнена публично в XXIII в. до н.э. Со временем это искусство выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.

Хотя в Древнем Риме и преобладала пантомима, ритуальный танец там тоже не был забыт. Существовало много танцев - шествий на разные случаи. Например, члены жреческой коллегии салиев, жрецов бога Марса, исполняли свою культовую воинскую пляску - трипудий, т.е. танец в трехдольном размере. Повсюду на полуострове Италия жрецы проводили ритуалы, связанные с древними культами плодородия. Такого рода храмовые обряды постепенно перерастали в народные праздники. Например, знаменитые сатурналии, проводившиеся в конце декабря, стали народным карнавалом, с танцами на улицах и взаимным одариванием. Впоследствии дух христианских рождественских праздников впитал в себя немало элементов древнеримских сатурналий.

Итак, в первом параграфе нашей работы мы рассмотрели танцы античности. Для греков танец был единством души и тела, танец был подарен им богами. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осуждению. Позы и движения в танце должны быть красивы и гармоничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мысли и чувства. Римляне же считали танец лишь развлечением, в них стали все чаще изображать и выражать страсть. Но греки в свою очередь внесли в античный танец пантомиму, которая помогла стилизовать последовательность движений. Со временем искусство пантомимы выродилось в откровенно эротичное и вульгарное зрелище, с которым боролась христианская церковь.

Танец - это возможность выразить свою душу в пластике. Движения, позы исполнителя рассказывают о его чувствах и переживаниях. Народный танец - это родоначальник всех остальных видов этого искусства. В каждой местности свои ритмы, движения, позы, костюмы и так далее. Греческие танцы на своей родине популярны настолько, что их танцуют даже на дискотеках. Им обучают даже туристов, приехавших на отдых.

Греческие танцы

Давайте познакомимся с ними ближе. Греческие танцы очень похожи на румынские, украинские и молдавские. Популярны они не только у самих представителей этого народа, но и во многих других странах их с удовольствием танцуют. Греческая музыка и танцы изучаются во многих европейских и американских университетах. И даже исполняются вживую ансамблями с использованием бузуки. Это греческий народный инструмент, похожий на мандолину, который с лёгкостью сочетается с любым другим: аккордеоном, гитарой, фортепиано и так далее. Звук его скромный и томный. В Греции существовало огромное количество танцев - больше 200. Они разделялись на 5 групп: обрядовые, священные (исполняли во время проведения жертвоприношений), сценические, домашние и гражданские (их танцевали на общественных праздниках). В Древней Греции танец считался подарком от Богов, который соединяет духовную и физическую красоту. Муза Терпсихора призвана научить душу и тело правильно сочетаться друг с другом.

Миру известны следующие греческие танцы (названия):

  • Сиртаки.
  • Сиртос.
  • Хасапико.
  • Зейбекико.
  • Карагуна.
  • Клефтикос.
  • Хора.
  • Каламатианос.
  • Тсамикос.
  • Лазос.
  • Стиакос.
  • Микраки.
  • Сера.
  • Аноянос.
  • Клистос.
  • Тризали.
  • Адихристос.
  • Руматьяни.
  • Омал.
  • Зерводексос.
  • Рембетико.
  • Суста.
  • Тригона.
  • Апаномеритис.
  • Суета.
  • Пидихтос.
  • Хасапосервикос.
  • Ангальястос.
  • Зонарадикос.
  • Ангальястос.
  • Тсифтетели.
  • Катсипадьянос.
  • Педозалис.
  • Приньотис.
  • Баллос.
  • Приньянос.
  • Калон кориц.
  • Цаконикос.
  • Кофтос.
  • Ста триа.
  • Карсималас.
  • Погонисьос.
  • Котсари.
  • Цифтэтэли.
  • Ираклиотико Кастрино Малевизиотис.
  • Сиганос.
  • Цамикос.
  • Каламатьянос.

И другие.

Сиртаки

Самый известный и популярный греческий танец - сиртаки. Однако он вовсе не народный и существует не так давно. Создан он был в 1964 году. Музыку к нему написал Микос Теодоракис. Он использовался в голливудском фильме «Грек Зорбас».

Греческий танец сиртаки - это смесь сиртоса и хасапико. В нём сочетаются различные движения: медленные и быстрые, резкие и плавные, скольжение ног без отрыва от пола и прыжки. Сегодня сиртаки является туристическим брендом и исполняют его во всём мире. Название танцу придумал актёр Энтони Куинн, который исполнял главную роль в фильме «Грек Зорбас». Возможно, это уменьшительная форма от названия греческого народного танца сиртос.

Танцуют сиртаки группой. Исполнители стоят в линию, а иногда в кругу. Вытянутые руки танцующие кладут на плечи соседей справа и слева. Темп сначала медленный с постепенным нарастанием. По ходу танца меняется размер с 4/4 на 2/4. Иногда сиртаки включают в себя прыжки. Ещё этот танец называют «Зорбас». Движения его просты, но когда темп становится быстрым, то шаги даются с трудом и, чтобы успевать выполнять их, необходимы ловкость и практика. Сиртаки учат во всех танцевальных школах мира.

Хасапико

Греческий танец хасапико похож на румынскую хору и на русские казачьи пляски. Это один из самых основных и древних ритмов. Зародился он ещё в эпоху Византии. Название переводится, как «танец мясника». Зародился хасапикос в Константинополе. В том районе, где он появился, жили мясники. Хасапикос всегда исполняется под пение. Изначально этот танец исполнялся с оружием. Исполнители, стоящие в первом ряду, держали в руках палки, ножи и хлысты, во втором ряду - мечи.

Танцует хасапико группа из мужчин и женщин. Солиста в этом танце нет. Раньше мужчины танцевали хасапико, надев кепку, у которой был поднят козырёк. Есть несколько разновидностей этого танца: политико, вари-арго и хасапосервико. Считается, что хасапико - это танец воинов. Исполнялся он избранными отрядами. Движения были очень простыми, изображали выходящего на поле битвы воина, который сражается с врагом и одерживает победу. Хасапико использовался ещё и для того, чтобы солдаты научились двигаться бесшумно.

Зейбекикос

Этот греческий народный танец зародился в Древней Фракии. Название его произошло от названия солдат - зембекидов. Их потомки пришли в Грецию после катастрофы и принесли с собой этот древний танец предков. Исполняли зейбекикос только мужчины. Это единственный, известный миру сольный греческий танец. Шаги в нём всегда построены на импровизациях. У исполнителя есть возможность выразить себя. Танец зейбекикос в древние времена сопровождался демонстрацией оружия.

Сиртос

Многие греческие танцы построены на одном из основных ритмов - сиртос. Он самый древний. Его исполняют группами, преимущественно на свадебных торжествах. Слово «сиртос» переводится как "тянуть, ползти".

Карагуна

Есть такие греческие танцы, которые исполняют исключительно женщины. Например, карагуна. В большинстве случаев его танцуют только представительницы прекрасной половины человечества. Хотя в некоторых греческих общинах их исполняют смешанные группы. Название «карагуна» переводится, как «чёрное пальто». Этим словом называли фермеров из Фессалийских равнин. По какой причине им досталось такое прозвище - неизвестно, поскольку в чёрных пальто они никогда не ходили. Танец начинается с быстрого темпа и постепенно к концу перерастает в сиртос.

Другие танцы

Клефтикос - танец партизан. Он использовался для отдыха, а также для военной подготовки. Название происходит от слова «клефты», то есть «партизаны». Зародился этот танец в глубокой древности - в эпоху, когда шла борьба греков с Оттоманской империей.

Каламатианос - один из самых популярных в Греции. Это разновидность сиртоса. Танец этот исполнялся под песни. В большинстве из них пелось о городе Каламата, от которого и произошло название.

Тсамикос - этот танец имеет много вариаций. В разных районах Греции его исполняют по своему. Движения танца, его стиль, форма, духовная составляющая - отражают привычки и характеры жителей каждой местности.