Названия программ до по риторике для малышей. Риторика для детей: рабочие программы, тетради, учебники

Наталья Сапожникова
Занятие по риторике для детей старшей группы. Тема: «Ты-слушатель»

Открытое занятие по риторике

Тема : «Ты- слушатель»

Цели :

Учить детей быть внимательными слушателями (объяснять детям, что общаясь, мы не только говорим, но и слушаем; слушать – значит принимать активное участие в диалоге и стараться понять все то , что нам говорят);

Способствовать расширению словарного запаса, развитию внимания, памяти, мышления, тонкой моторики рук;

Содействовать воспитанию внимательных вежливых слушателей, прививать интерес к чтению художественной литературы;

Оборудование : магнитная доска, пособие по риторике для дошкольников 5-6 лет «Ты - словечко, я – словечко» (З. И. Курцева, ребус, кукла Буратино, книга , ключик, музыкальная запись для физ. минутки, рисунок поговорки.

Ход занятия

Начинаем наше занятие с речевой разминки :

1. Речевая разминка.

Дикционные упражнения. Чистоговорка № 1

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было все понятно.

Мы будем разговаривать

И будем выговаривать

Так правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Чистоговорка № 2. Разучим новую чистоговорку :

Ши – ши - ши!

Ты напрасно не спеши!

Ри – ри –ри!

Лучше четко говори.

Ребята, кто из вас запомнил и может повторить чистоговорку? А теперь произнесем ее все вместе.

Ребята, что нужно для того, чтобы запомнить и повторить эту чистоговорку? (нужно быть внимательным и внимательно слушать.)

2. Узнаем новое.

Ребята, давайте с вами разберемся и выясним значение таких слов : слышать и слушать.

Слышать – это только воспринимать какие-то звуки.

Что мы можем слышать?

А что значит внимательно слушать?

Это не только слышать, но и понимать смысл того, что мы слышим. Стараться понять все , что нам говорят.

Ребята, если я говорю, то вы что делаете? (слушаете) .

Значит вы – слушатели.

А когда вы говорите, то вы - кто? (говорящие) .

Значит каждый из нас может быть как говорящим, так и слушателем.

Для того чтобы быть умным и много знать, нужно быть внимательным слушателем

а) Работа по тетради.

Открываем свои рабочие тетради на с. 46

Занятие называется «Ты – слушатель» (читает ребенок)

Сегодня мы будем говорить о том, каким должен быть слушатель.

Ребята, посмотрите на рисунок. В какое время суток наш корабль с Риториком пристал к берегу ? Как вы догадались? (Корабль пристал к берегу глубокой ночью, и поэтому остров, на котором мы оказались, стал еще загадочнее и таинственнее.)

Капитан сошел на берег и о чем-то предупреждает нас.

Как вы думаете, о чем он нас может предупреждать? (Вероятно, он говорит о том, что на незнакомом острове нужно быть очень внимательным; можно потеряться, если не запомнишь или не поймешь, как нужно передвигаться по острову.)

Ребята, посмотрите на тех, кто стоит на палубе. Все ли внимательно слушают капитана? Как вы это определили? (Нет, не все внимательно слушают капитана. Два пассажира стоят спиной к капитану и не видят, куда он указывает.)

Ребята, вежливо ли стоять спиной к тому, кто обращается к вам с речью?

А можно ли перебивать говорящего человека?

Если вас спрашивают, то нужно стараться поддержать разговор .

Ребята, посмотрите на тех пассажиров, которые смотрят на капитана. Сравните их позы.

Как вы думаете, кто слушает с большим вниманием, большей заинтересованностью? (Слушают те, кто немного наклонен вперед, сосредоточенны, ловят каждое слово)

б) Разгадывание ребуса.

Ребята, чтобы узнать, что у капитана в руке за спиной, мы должны разгадать ребус.

Как кричит ворона? (Кар) Записываем на доске : «кар» .

Что за предмет изображен рядом с вороной? (Танк) . Какие и сколько букв мы должны убрать из этого слова? (Две последние) . Что осталось? (Та) . Соединим два слога. Что получилось? (кар-та) .

Что же у капитана за спиной? (Карта) . Для чего нам понадобится карта? (Карта нам поможет найти дорогу в Подгорное царство. С картой мы не заблудимся).

в) Разгадывание поговорки.

Ребята, посмотрите, луч прожектора на корабле освещает скалу, на которой изображен рисунок. (изображение на доску) Что нарисовано? Это зашифрованная поговорка-предупреждение. О чем же она нас предупреждает? Попробуем разгадать. (Поговорка звучит так : в одно ухо влетело, в другое – вылетело) .

- О ком так говорят : в одно ухо влетело, в другое – вылетело? (Так говорят о том, кто невнимательно слушает, он ничего не запоминает.)

Ребята, с вами случается такое? Как вы думаете, кому из пассажиров эта поговорка пригодилась бы?

г) Физкультминутка.

Сейчас, ребята, мы проверим, какие вы слушатели.

Есть забавная игра.

Слушать нужно детвора!

Буду цифры называть-

Вам команды выполнять.

Можешь двигаться, как хочешь,

Но услышав цифру «три» -

На минутку ты замри.

Если слышишь ты «четыре» ,

Ноги ставить нужно шире.

Как скажу я цифру «пять» ,

Нужно двигаться опять.

Назову я цифру «шесть» -

Всем на место быстро сесть. (5, 3, 5, 4, 5, 3, 4, 6)

д) Работа по тетради.

-Ребята, отгадайте загадку :

У отца был мальчик странный,

Необычный – деревянный.

На земле и под водой

Ищет ключик золотой?

Всюду нос сует он длинный.

Кто же это?. (Буратино)

Да вот и он дружочек. Здравствуй, Буратино.

Ребята, из какой сказки к нам пришел Буратино? (Из сказки «Золотой ключик, или приключения Буратино» )

Ребята, сейчас вы будете работать в парах :

Рассмотрите рисунки в тетради на с. 47. На каком из них Буратино слушает внимательно, а на каком - нет? Как вы это определили? (На первом рисунке Буратино невнимательный слушатель. Папа Карло его только что вырезал из полена. И маленькому деревянному человечку все интересно. Ему совсем не хочется слушать поучения папы Карло. Буратино отвернулся, он смотрит куда-то в сторону, что-то привлекло его внимание. На втором рисунке Буратино очень внимательный. Он смотрит на черепаху Тортилу и слушает внимательно, потому что ему очень важно знать, что делать с волшебным золотым ключиком)

Хотите узнать, что говорит черепаха Тортила Буратино?

- «Безмозглый, доверчивый дурачок с коротенькими мыслями, - сказала Тортила, - не горюй, что лиса и кот украли у тебя золотые монеты. Я даю тебе этот ключик. Его обронил на дно пруда человек с бородой такой длины, что он ее засовывал в карман, чтобы она не мешала ему ходить. Ах, как он просил, чтобы я отыскала на дне этот ключик.

Но я не помогла ему, я тогда была очень сердита на людей за мою бабушку и моего дедушку, из которых наделали черепаховых гребенок. Бородатый человек много рассказывал про этот ключик, но я все забыла. Помню только, что нужно отворить им какую-то дверь и это принесет счастье».

Вот этот ключик у нашего Буратино в руке.

Ребята, так для чего Буратино нужен был золотой ключик? (открыть дверь в новую жизнь, где царит счастье, добро и крепкая дружба) . Все, кто хочет узнать больше подробностей о приключениях Буратино и его друзей, читайте вот эту книгу, которую написал Алексей Николаевич Толстой.

е) Дыхательная гимнастика (Давайте сделаем приятное нашему гостю и назовем его имя : Бу-ра-ти-но)

Давайте с вами подведем итог всему сказанному, и скажем, как должен вести себя внимательный слушатель? (Слушать внимательно собеседника и стараться понять все то , что тот говорит, смотреть на него, не отворачиваться, чтобы не пропустить важной информации. Некрасиво перебивать говорящего, а если вас спрашивают, то принимать участие в разговоре).

А теперь вы можете раскрасить тот рисунок, где Буратино - внимательный слушатель.

И в завершении нашего занятия послушайте стихотворение, постарайтесь запомнить и повторить, какие овощи хозяйка принесла с базара :

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла :

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу. Ох!

Содержание:

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Такие вопросы довольно часто возникают у родителей. Это не удивительно, так как от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности. С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова. Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благо­творное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры. Высокий доход - почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить. Ораторское искусство для детей закладывает их дальнейшей успешной жизни.

Когда начинается общение?

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит фильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться с какой-либо просьбой, уметь вести диалог как в живую, так и по телефону с друзьями, сверстниками, родными, гостями и другими.

Ребенок начинает общение еще с детства

Регулярность - вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 3 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной утренней зарядки, контрастного душа, постоянного массажа, растираний и вечерней пятиминутной растяжки на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий - вот большой секрет! На занятиях ораторского мастерства для детей вы, родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются , и уже за 4-5 недель достигают ощутимых результатов.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Например:

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно. Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей. Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово »

Ваша задача и задача ребенка — вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

Например:

Тема «человек» (называете вы)

Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

— Человек, существо, уши

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Например:

Гроза – роса

4. Упражнение «Читаем и повторяем»

Возьмите интересную книгу, которая будет соответствовать возрасту ребенка. Прочтите фразу вслух. Задача ребенка - дословно повторить сказанное. Лучше всего для этого практикума по риторике годятся сказки Александра Сергеевича Пушкина, но вы можете взять прозу, которая будет посложнее. Но все зависит от ребенка, его уровня. Сначала берите часть предложения, его короткие отрывки, далее – постепенно ребенок может справиться с длинными предложениями. Развивается оперативная память, столь необходимая для риторики и расширяется словарный запас. Данное упражнение требует упорства родителя, а также юмора и позитива. Убить желание играть с вами можно строгим словом и грозным взглядом.

Читайте фразы вслух, а ребенок пусть попробует повторить сказанное

5. Упражнение «Послушаем тишину»

Это игра хорошо воспитывает способность быстро сосредотачиваться.

Для начала замерите на полторы-две минуты и прислушайтесь к всем окружающим вас звукам: в комнате, в квартире, за окном. А затем по очереди расскажите об услышанных звуках и изобразите с помощью слов. Естественно, повторяться нельзя. Тот, кто назовет этих звуков больше всех, побеждает.

Например:

Я услышал, как тикают часы в комнате

А я слышал, как на улице проехала машина: «тррр-тррр»

За окном капал дождик: «кап-кап-кап»

В другой комнате были слышны шаги: «топ-топ-топ»

6.Упражнение «Найди пропавший предмет»

Выбирается водящий. Например, это ребенок, которому предлагается внимательно осмотреться вокруг себя и запомнить окружающие мелкие предмет, лежащие на столах. Затем он отворачивается и выходит из комнаты, а вы убираете один из предметов. Когда водящий возвраща­ется, он должен обнаружить изменение, произошедшее на столах или вообще в комнате (если игра проводится в большем масштабе и в ней уча­ствуют предметы, находящиеся во всем помещении). Ваша задача — под­сказать водящему, придумав оригинальное определение предмета, не называя его впрямую. Задача ребенка — задавать наводящие вопросы родителю и попытаться отгадать убранный предмет.

К примеру:

На какое животное похож этот предмет?

На хомяка

-… Этим предметом можно пользоваться только на уроках?

Его можно брать с собой куда захочешь!

Это пенал?

Да! Молодец.

7.Упражнение «Найди отличия»

Детям и вам предлагает объяснить одним-двумя словами в чем заключается отличие между двумя внешне похожими предметами.

Например:

Вы: Чем отличается мячик от лимона?

Ребенок: мячик — круглый

Вы: Лимон тоже круглый. Неверно.

Ребенок: Он желтый!

Вы: Оба эти предмета могут быть желтыми.

Ребенок: Мяч — пустой.

Вы: Не все мячи внутри пустые.

Ребенок: Мяч нельзя скушать.

Вы: Совершенно верно! В этом и заключается отличие.

8.Упражнения «Представь себя художником»

Рассказ по картине, всевозможные изложения, с давних пор применялись в школьном учебном процессе. Польза их несомненна. На наш взгляд по­добные риторические упражнения для детей могут также с успехом практиковаться. Как и рисование, рассказ по картине развивает ассоциативно-цветовое восприятие звучащего слова, что способствует более гармоничному формированию риторических навыков у ребенка.

1) «Что я запомнил»

Смысл упражнения вытекает из названия. Ребенок некоторое время рассматривает репродукцию, затем переворачивает ее, так чтобы больше не видеть, и рассказывает, что он запомнил. Сначала это может представ­лять из себя просто перечисление предметов, изображенных на картине, но постепенно нужно подойти к связному описанию.

2) «Что происходит?»

Это задание гораздо сложнее предыдущего. Ребенок должен не просто описать карти­ну, а попытаться понять, что там происходит, проявить некоторые ре­жиссерские качества, заметить действие, происходящее на картине, или нафантазировать его, если это пейзаж иди натюрморт.

3) «Что произошло раньше?»

Выступающий высказывает свои предположения, что происходило на кар­тине до того как художник остановил понравившееся ему мгновение и запечатлел его в красках.

4) «Как бы я назвал картину, если бы был художником»

Ваш ребенок предлагает свой вариант названия картины и пытается дока­зать его правомерность.

9.Упражнение «Забавная скороговорка»

Упражнение развивающие чувство ритма и логику речи. Используется несложная хорошо всем скороговорка, например: «Про бе­дою бычка».

Текст разбивается на более или менее логически завершенные от­рывки — фразы. Паузы, отделяющие фразы друг от друга, заполняются хлопками. К хлопкам можно прибавить притоптывания и любые другие движения.

Все это выглядит примерно таким образом:

Был у бабушки бычок! (вы вместе с ребенком делаете два хлопка в ладоши и два притопа)

Беленький бычок. Два хлопка и два притопа. (ребенок)

Был бык тупогуб! Два хлопка и два притопа.(опять вы)

Тупогубенький бычок. Два хлопка и два притопа. (снова дитя)

У быка бела губа …. Два хлопка и два притопа.

Была тупа! (Хором)

Первый раз скороговорка читается медленно, вдумчиво. Необходимо сразу определить — о чем эта скороговорка. Что в ней происходит, как мы относится к ее героям. Затем, прочитывая второй и третий раз, можно увеличивать темп, соблюдая общую ритмическую структуру, ударными точками которой являются наши игровые паузы — хлопки и притопы, а так же взрывные согласные — в этой скороговорке преобладает взрывной звук «Б ». Он должен произноситься особенно от­четливо «взрываться» на губах.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Центр детского творчества»

Методическая разработка занятия

по подразделу программы « Риторика»

Тема занятия « Опорные слова. Русские народные сказки».

Составил:

Шарапова Галина Петровна,

педагог дополнительного образования

Кирсанов

2014 г.

Занятие по теме «Опорные слова. Русские народные сказки».

Цель: Формировать у детей эмоциональную, выразительную речь посредством работы над русскими народными сказками.

Задачи: - учить умению рассказывать, фантазировать, сочинять; учить детей сочетать движение и речь, интонационно и выразительно передавать характер персонажей сказки;

Развивать творческое воображение, память и внимание при слушании собеседника; развивать умение говорить, слушать и слышать;

Воспитание интереса к книгам (сказкам), к чтению; коммуникативных навыков.

Средства обучения: мальчик Риторик (рисунок), выставка книг- сказок, маски героев сказки «Колобок», аудиозапись песен « В мире много сказок», «Где водятся волшебники».

Ход занятия:

I . Упражнения в технике речи.

1.Речевая разминка. а) Артикуляционная гимнастика для язычка (дети выполняют 2-3 раза). б) Чистоговорки.

I ряд – ри – ри – ри – двор убрали, раз, два, три.

II ряд – ры – ры – ры – не заметили жары

Вместе: ра – ра –ра – начинается игра.

Вместе:

Чо-чо-чо – у меня болит плечо.

Чу-чу-чу – нет к врачу я не хочу.

Ча-ча-ча – буду плакать у врача.

Чи-чи-чи – помогают нам врачи.

Чу-чу-чу – ну тогда пойду к врачу.

2. Скороговорки.

Вопросы и задания педагога:

Ребята,как называется скорый говор? (Скороговорка).

Какие скороговорки вы знаете?(Дети называют изученные скороговорки: «Наш Полкан попал в капкан», « Шла Саша по шоссе и сосала сушку», «Ткет ткач ткани на платок Тане» и др.).

Почему скороговорки трудно произносить быстро?(Часто повторяются одинаковые звуки).

Произнесите скороговорку: кукушка кукушонку купила капюшон.

(Скороговорка всеми детьми по очереди произносится выразительно, четко проговариваются все слова).

Какой звук повторяется?

II . Работа над новым материалом .

1.Сообщение темы занятия.

Мальчик Риторик приглашает нас в гости к русским народным сказкам. По определенным словам, которые называются опорными, мы будем узнавать сказки.

2. Работа по учебнику.

Дети и педагог читают ряд опорных слов и дети узнают из какой они сказки. Выясняем: о чем сказка, кто ее герои. Пересказ «по цепочке». Сказки: «Лиса и журавль», «Курочка Ряба», « Репка», «Теремок», «Волк и козлята», «Заюшкина избушка».

3. Инсценирование сказки «Колобок». Дети сами называют опорные слова этой сказки.

4.Беседа по сказкам:

Почему сказки называются русские народные? (Сочинил русский народ и они передавались устно из поколения в поколение).

Мы их все рассмотрели? (Нет, их очень много).

Вам хочется познакомиться с другими русскими народными сказками? (Дети с педагогом рассматривают выставку книг с русскими народными сказками «Царевна-лягушка», « Гуси-лебеди», «Сивка-бурка», «По щучьему велению» и др.).

Как начинаются многие русские народные сказки? (Жили-были…)

А как заканчиваются? («Я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало», «А тут и сказке конец, а кто слушал – молодец» и т. д.)

Какие еще бывают сказки кроме русских народных? (Сказки русских писателей, сказки зарубежных писателей и др.).

Послушайте песенку о сказках и отдохните.

Физкультминутка «Зеркало» под аудиозапись «В мире много сказок»

О каких сказках услышали из песенки?

5. «Сочинялки» - сочиняем сказку по иллюстрации в учебнике.

Внимательно рассмотрите картинку?

Герои, каких сказок здесь изображены? («Волк и козлята» и «Курочка Ряба»).

Представьте, что вы сказочники, придумайте новую сказку с известными героями.

Заслушиваем 1 – 2 придуманные сказок.

6.Игра. «Что было потом?» (Что могло быть потом в сказке «Репка», когда все дружно ее вытащили?).

III .Итог занятия.

Какие сказки вы любите?

Какие из них вам захотелось почитать или перечитать?

Заканчивается занятие фонограммой с песней «Где водятся волшебники»

Использованная литература:

1. Баландина Л. А. Риторика для малышей – методическое пособие по обучению риторике дошкольников. – Ростов- на- Дону, «Феникс», 2003.

2. Джежелей О. Помогайка. – Москва, АО «Столетие», 1994.

3.Затулина Г.Я. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. –Москва, Центр пед. образования, 2008.

4. Сорокина Г.И., Сафонова И.В., Ладыженская Н. В. Детская риторика в рисунках, стихах, рассказах.- Москва, Просвещение,19 97.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия №3 г.Грязи Грязинского муниципального района Липецкой области

Рабочая программа

курса «Риторика общения»

в группе кратковременного пребывания

«Будущий первоклассник»

Составила: педагог-психолог

Плотникова Т.Н.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа предназначена для ГКП «Будущий первоклассник» МБОУ гимназии №3

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:

2 Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 октября 2013 г.

4 Конституция РФ

5 Методическое письмо «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы» от 09.08.2000 г.

6 Постановление главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. №2189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10» «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (с изменениями и дополнениями от 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г.)

7 Образовательная программа ДО МБОУ гимназии №3

8 Устав МБОУ гимназии №3

9 Положение о ГКП «Будущий первоклассник»


Общая характеристика предмета.

Предлагаемая программа является первой попыткой органи­зовать целенаправленную работу по обучению детей 5,5-6,5 лет об­щению. Хотя в дошкольных учреждениях уделяется немало вни­мания развитию речи, однако специально разработанной систе­мы по обучению общению нет.

Дошкольный курс риторики призван как можно раньше знако­мить детей с вопросами культуры речевого поведения, что, несом­ненно, окажет благотворное влияние на результаты последующей работы в этом направлении.

Общение ребенка со взрослым начинается очень рано. По ут­верждению психологов, с самого первого дня рождения (В. Штерн), а потребность в доброжелательном общении у здо­рового малыша возникает примерно в 2-2,5 месяца. (М. Лисина) Нельзя не учитывать, что современный ребенок уже с первых лет жизни смотрит телепередачи и видеофильмы, слушает ра­дио, грампластинки, магнитофон, слышит речь разных стилей. Словарный запас современного малыша гораздо больше, чем его ровесника лет 10-15 назад. Помня о том, что дошкольники овла­девают родной речью в процессе общения, необходимо уделять больше внимания именно этой проблеме.

Ритм современной жизни таков, что не позволяет родителям целенаправленно и планомерно развивать культуру речевого по­ведения ребенка. Поэтому дошкольные учреждения могут оказать в этом отношении существенную помощь семье.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с разными собеседниками: ровесниками, детьми младшего возраста, взрос­лыми; родными, близкими; чужими, незнакомыми. Поэтому ре­бенку нужно решать разные коммуникативные задачи: как по­приветствовать или попрощаться; как выразить просьбу; как вести диалог по телефону; что значит - быть внимательным слу­шателем; существуют ли правила общения и т.д. Этим и другим вопросам и посвящен курс дошкольной риторики.

Направленность: коммуникативное развитие, культура речевого поведения.

Актуальность: воспитание культуры общения у детей старшего дошкольного возраста.

Основные цели программы:

    во-первых, развитие у дошкольников осознанного отноше­ния к оценке речевого поступка с точки зрения нравственных ценностей;

    во-вторых, развитие у детей чувства коммуникативной целе­сообразности высказывания;

    в-третьих, использование потенциальных возможностей дошкольников в совершенствовании устной речи;

    в-четвертых, разгрузка довольно насыщенной программы по риторике для начальной школы.

Задачи программы:

    учить видеть дошкольников в слове не только средство об­щения, но и орудие, способное влиять на собеседника как поло­жительно, так и негативно; практически реализовывать главную идею курса - бережно относиться к слову, с которым мы обраща­емся к собеседнику;

    способствовать разрушению психологического барьера, воз­никающего при общении ребенка с собеседником в разных рече­вых ситуациях;

    познакомить дошкольников с наиболее употребительными (для данного возраста) устными речевыми жанрами;

    совершенствовать невербальные средства общения;

    подготовить дошкольников к восприятию курса «Детская риторика».

В соответствии с целями и задачами курса основные линии программы таковы:

    нравственный аспект речевого поведения;

    речевой этикет в разных ситуациях общения (формы привет­ствия и прощания, формы выражения благодарности и извине­ния, разговор по телефону и др.);

    средства выразительности устной речи (интонация; темп, скорость речи; громкость звучания, тембр и т.д.)

    культура слушания;

    невербальные средства общения (мимика, жесты, телодви­жения).

Принципы программы

В основу организации образовательного процесса определен комплексно – тематический принцип планирования с ведущей игровой деятельностью, а решение программных задач осуществляется в разных формах совместной деятельности взрослых и детей, а также в самостоятельной деятельности детей.

Технологии обучения

Здоровьесберегающая, игровая.

Виды и формы контроля

    Вводный, текущий, итоговый,

    Фронтальный,комбинированный, устный

    Наблюдение, самостоятельная работа.

Описание места учебного предмета (курса) в учебном плане

    Всего 36 часов; в неделю 1 час.

Предметное содержание

В программе дошкольного курса риторики выделяются три части, которые взаимосвязаны, пересекаются, а не следуют одна за другой:

I . Общение.

Что такое общение? Для чего люди общаются? Общение письменное и устное. Речевая ситуация, компоненты речевой ситуации (Кто? Кому? Зачем? Как?). Правила общения. Несловесные средства общения (мимика, жесты, телодвижения). Слушание. Слушать - значит понимать.

П. Речевой этикет.

Приветствие. Прощание. Обращение. Поздравление. Благодарность. Извинение. Просьба. Разговор по телефону.

III . Техника речи.

Речевое дыхание. Четкость дикции. Чистоговорки и скороговорки, Интонация. Голос - наш помощник.

Результаты освоения программы

    оценивать собственное речевое поведение и речевое поведение другого (так говорить можно _ так говорить нельзя; так верно выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.);

    ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы речевого этикета будет использовать;

Достижения ребенка

Исходя из сказанного выше, у ребенка 5,5-6,5 лет необходимо формировать следующие речевые умения :

    оценивать собственное речевое поведение и речевое поведе­ние другого (так говорить можно - так говорить нельзя; так вер­но выражена мысль - так неверно выражена мысль; так хорошо звучит речь - так плохо звучит речь и т.п.)

    ориентироваться в разных ситуациях общения, учитывая, к кому обращается говорящий, с какой целью, какие формы рече­вого этикета будет использовать;

    внимательно слушать собеседника, адекватно реагируя на речь говорящего;

    соотносить вербальные и невербальные средства общения.

Для реализации программного содержания используются следующие издания:

1. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» (Варианты занятий по дошкольной риторике с комментариями). – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

2. З.И. Курцева. «Ты – словечко, я – словечко…» Методические рекомендации к программе для воспитателей, учителей и родителей. – М.: Баласс, 2007. – 96 с. (Образовательная система «Школа 2100»)

Выявить уровень развития детей педагог может как с помощью приведенного выше перечня умений, так и с помощью пособия «Диагностика развития и воспитание дошкольников в Образовательной системе «Школа 2100» (авторы М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова).

Календарно-тематическое планирование по курсу «Риторика общения»

на 2014-2015 уч. год.

занятия

Тема занятия

Кол-во уроков

Дата
проведения

Приме

чание

Знакомьтесь!

Что такое общение

Что такое общение

Для чего люди общаются

Для чего люди общаются

Общение бывает разным

Устное общение

«Говорит она беззвучно...»

Письменное общение

Зачем быть вежливым?

Здравствуйте!

До свидания

Кто? Кому? Зачем? Как?

Тихо или громко?

Поспешишь - людей насмешишь

Не сломай язык

Каким тоном?

Благодарность

«От улыбки стало всем светлей...»

Можно ли общаться без слов?

Отгадай, что я сказал!

Как обратиться к собеседнику?

Как обратиться с просьбой?

В магазине

Не забудь извиниться!

Алло! Алло!

Ты - слушатель

Какой ты слушатель?

Правила общения

Правила общения

«День рожденья только раз в году»

Ты - зритель

Слово - не воробей, вылетит - не поймаешь

Человек без друзей, что дерево без корней

Играем и вспоминаем