Ограничения при расчёте наличными для ИП и ООО: сколько можно, а сколько нельзя. Лимит расчета наличными

Доля безналичных средств в общем объеме денежной массы в нашей стране непрерывно растет, чему способствуют и реализуемые государством меры. Безналичные расчеты не только удобны, но и позволяют правоохранительным органам обеспечить контроль за осуществлением сделок – как связанных с предпринимательской деятельностью, так и не имеющих к ней отношения.

Именно цель повышения прозрачности расходов на дорогостоящие товары преследует резонансный законопроект об ограничении максимального размера расчетов наличными средствами между физическими лицами, разработанный Минфином России .

Как сейчас...

В настоящее время предельный размер суммы при расчетах наличными деньгами с участием обычных граждан, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, не установлен. Правда, подобное ограничение существует, но только в отношении юридических лиц и ИП.

1. Неразвитость инфраструктуры безналичных расчетов . По данным Банка России, за период с 2008 по 2013 годы количество банкоматов увеличивалось быстрее, чем количество электронных терминалов для безналичных расчетов в организациях торговли. На сегодняшний день по объему таких терминалов лидирует Московский регион (206,8 тыс. устройств на 1 октября 2013 года). Второе место со значительным отрывом занимает северная столица (60,9 тыс. устройств), за ней следуют Тюменская (44 тыс. устройств) и Свердловская (40,2 тыс. устройств) области. Аутсайдерами являются северо-кавказские регионы – Республика Ингушетия (47 устройств) и Чеченская Республика (71 устройство).

2. Недоверие граждан к безналичной форме расчетов . Клиенты кредитных организаций и прочих платежных операторов опасаются стать жертвами мошенничества в сфере безналичных платежей. К слову, количество инцидентов, связанных с нарушением требований безопасности при переводе денежных средств, только за первое полугодие текущего года возросло почти на 60% в сравнении с показателями 2012 года.

3. Высокая ставка торговой уступки , то есть комиссии в пользу кредитной организации за то, чтобы клиенты того или иного предприятия могли расплачиваться в безналичной форме за приобретаемые товары и оказываемые услуги. По данным проведенного в 2012 году исследования Высшей школы экономики "Издержки торговых компаний по поддержанию систем наличных и безналичных платежей" со ссылкой на Банк России, в большинстве стран и в среднем по странам Евросоюза межбанковская комиссия ниже, чем в России на 54% в системе MasterCard и на 80% – в системе Visa. В среднем в странах ЕС размер торговой уступки составляет 0,7-0,8% , тогда как в нашей стране он близок к 1,9% , а в отдельных случаях может достигать 3,2% ).

Половина опрошенных компаний недовольна уровнем торговой уступки, считая его завышенным. Интернет-магазины хотели бы снизить ее в среднем на 1% , а прочие магазины – на 0,5% . В целом, отмечают эксперты Высшей школы экономики, считается, что величина торговой уступки не должна намного превышать стоимость обслуживания наличных платежей , которая для 2/3 опрошенных (66%) сегодня составляет не более 1% . Вместе с тем, безналичные операции, как правило, обходятся дороже в два и более раза .

4. Низкая финансовая грамотность населения . В конечном счете она проявляется в нежелании доверять банку свои деньги, пусть и в пределах застрахованной суммы в 700 тыс. руб. (ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ " "), оформлять банковские карты, пользоваться онлайн-банкингом и т.д.

Взгляд эксперта...

Специалисты в основном относятся к инициативе взвешенно и не предсказывают серьезных негативных последствий. По словам члена Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Олега Казаковцева , прозвучавшим в пресс-центре РИА Новости на круглом столе "Будущее финансовых операций: наличные и безналичные расчеты" 26 ноября 2013 года, важно вовремя грамотно проинформировать потребителей о грядущих изменениях и обеспечить разумный размер комиссионного вознаграждения банков. Сенатор отметил, что при покупке на 1 млн руб. потребитель должен понимать, что около 20 тыс. руб. придется заплатить банку в качестве комиссионных при осуществлении расчетов.

С другой стороны, эксперт подчеркнул, что неверно все безналичные расчеты сводить к расчетам по банковским картам. Действительно, если деньги хранятся на вкладе в банке, то при необходимости рассчитаться за товар или услугу можно просто направить банку платежное поручение на перечисление средств в пользу третьего лица (например, автосалона при покупке автомобиля), и в этом случае вознаграждение банка будет намного скромнее. Правда, выразил недовольство Олег Казаковцев, оно все равно окажется несопоставимо больше по сравнению со стоимостью обслуживания платежного поручения организации, что нельзя назвать обоснованным и справедливым.

Другим вариантом может послужить пример многих некоторых крупных торговых организаций, установивших в своих офисах операционные кассы . Клиент, таким образом, может перевести привычные банкноты в безналичную форму на месте уже с помощью продавца.

Сдерживающим для распространения безналичных расчетов фактором, по мнению ведущего эксперта Института "Центр развития" НИУ ВШЭ Дмитрия Мирошниченко , служит и мощный фактор психологической инерции . Кстати, подчеркивает эксперт, он характерен не только для нас – к примеру, в странах англосаксонской системы до сих пор повсеместно рассчитываются чеками, хотя транзакционные издержки при этом еще выше, чем при организации наличного оборота. Вместе с тем, уверен финансист, люди со временем поймут выгоду безналичных расчетов.

Как отмечает ведущий эксперт Центра структурных исследований Института экономической политики им. Е.Т. Гайдара Михаил Хромов , необходимо прежде всего создать такие условия , чтобы людям было выгодно хранить деньги не в наличной форме, а на банковской карте или на банковском счете, развивать инфраструктуру предоставления дистанционных услуг. Помимо этого, полагает экономист, необходимо бороться с монополистическими процентами за услуги банков по переводу средств.

и обычных граждан

Авторы законопроекта поясняют, что предлагаемое изменение порядка расчетов с использованием наличных денег является безболезненной мерой для повседневной жизни потребителей, так как нововведение коснется исключительно приобретения дорогостоящих товаров – таких как автомобили, недвижимость и предметы роскоши.

Однако по данным опроса, проведенного 7 ноября 2013 года Исследовательским центром рекрутингового портала Superjob.ru, почти половина экономически активных граждан (47% ) выступает против предложения об установлении лимита расчетов наличными деньгами. Респондентов этой группы смущает "слишком высокий уровень контроля государства" , а также необходимость уплаты комиссионного вознаграждения банку.

Цитата

Александр Молодцов , директор Центра прикладных разработок и консалтинга Финансового университета при Правительстве РФ:

"В законопроекте фактически нет целевых показателей. На самом деле непонятно, какое воздействие на экономику планирует законодатель оказать – на экономику и на людей. На сегодняшний день пока понятно очевидное негативное воздействие, скажем так, в политической плоскости. Если посмотреть, что пишут люди – они пишут: "Вот опять к нам лезут в карман!", "Да, конечно, несите в Мастер-Банк деньги" и так далее. Да, это "пугалка", но банковский сектор – он зависит от восприятия людьми его самого, как ни крути. И поэтому возникает вопрос вообще о целесообразности и своевременности принятия этого законопроекта именно в этот период "

Почти треть (30% ) опрошенных оценивают законопроект Минфина России положительно. Россияне, в частности, видят в нововведении в качестве антикоррупционную меру и инструмент для отслеживания денежных потоков. Правда, при этом подчеркивается, что "система безналичных платежей недоразвита" .

Еще 23% участника опроса затруднились высказать свое мнение по поводу инициативы .

Наказание не дремлет

Помимо изменений в законопроект предусматривает и установление административной ответственности за нарушение предлагаемого порядка расчетов. Предполагается, что осуществление гражданами расчетов, не связанных с осуществлением ими предпринимательской деятельности, сверх установленного лимита будет наказываться штрафом в размере суммы, уплаченной сверх этого лимита . Причем ответственность будут нести только те граждане, должностные лица или организации, которые приняли наличные деньги в нарушение закона.

Кстати, порядок определения суммы штрафа изменится и для должностных лиц и организаций – если сейчас закрепляет фиксированные размеры штрафов (от 4 тыс. до 5 тыс. руб. и от 40 тыс. до 50 тыс. руб. соответственно), то в случае одобрения инициативы виновные лица будут обязаны выплачивать штраф в размере превышения предусмотренного для них лимита.

Предполагалось, что планируемые изменения порядка расчетов с участием граждан вступят в силу уже с 1 января 2014 года, однако пока законопроект находится на согласовании у профильных ведомств и даже не поступил в Госдуму. Очевидно, что работа над законопроектом, а также, хочется надеяться, над обеспечением безопасности безналичных расчетов и информированием граждан об их преимуществах продолжится и в новом году. Однако предсказать окончательный вид, который примет ограничение размера наличных расчетов между гражданами, пока невозможно.

При наличных расчётах в рамках одного договора между организациями, ИП и ИП, ИП и организацией действует лимит в размере 100 000 рублей. При этом периодичность и кол-во платежей не имеет значения.

Когда лимит 100 000 рублей НЕ нужно соблюдать:

При расчётах с физическими лицами

При различных выплатах работникам (зарплата, стипендия и т.п.)

При выдаче сотруднику подотчётных средств при условии, что он использует их, например, на командировочные или хозяйственные нужды.

Но если сотрудник рассчитывается подотчётными деньгами по договорам, заключённым им по доверенности от имени организации, то лимит должен соблюдаться.

Вообще, если изначально ваша деятельность предполагает проведение денежных операций в суммах свыше 100 000 рублей, то, конечно, разумно будет пользоваться безналичным расчётом. Далее рассмотрим несколько интересных ситуаций, связанных с соблюдением лимита расчёта наличными.

1. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ СОГЛАШЕНИЕ К ОСНОВНОМУ ДОГОВОРУ

Если вы захотите схитрить и заключить дополнительные соглашения к договору, полагая, что каждое такое соглашение будет считаться за отдельный договор, и вы уйдёте от лимита в 100 000 руб., то ничего из этого не выйдет - вам будет грозить административный штраф.

2. ЛИМИТ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ НЕСКОЛЬКИХ ОДНОТИПНЫХ ДОГОВОРОВ

Очень часто предприниматели, совершая одну сделку, пытаются обойти лимит расчёта наличными, заключая несколько похожих договоров. Если по бумагам явно будет видна ваша цель таким способом обойти лимит, то штраф вам гарантирован.

Но можно и избежать споров с налоговой. Для этого разумно будет при разбитии договора на несколько договоров, по стоимости не превышающих 100 000 рублей, делать различия на разные объёмы, вид товара, сроки поставки, суммы и при этом лучше не проводить расчёты одновременно по таким договорам.

3. ЛИМИТ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПИСЬМЕННОГО ДОГОВОРА

Распространена практика, когда поставщик выставляет счёт на оплату и потом отгружает покупателю товар по накладной без составления договора между сторонами в письменной форме (т.н. разовая сделка купли-продажи). В подобных случаях лимит расчёта наличными считается по каждой отгрузке товаров, т.е. по одной такой накладной сумма товаров не может превышать 100 000 рублей.

4. ЛИМИТ ПРИ ДОЛГОСРОЧНЫХ ДОГОВОРАХ

Лимит наличных расчётов при долгосрочном договоре составляет всё те же 100 000 рублей за весь период его действия. То есть, если совершаются разовые поставки товара в течение года, то общая сумма таких поставок не должна превышать этот лимит.

Любая хозяйственная деятельность, которая проводится, не обходится без различных финансовых операций связанных с проведением расчета, как между субъектами хозяйственной деятельности, так и между физическими лицами. Проведение таких расчетов четко регулируется действующим законодательством, и существует определенный лимит. Для того, чтобы узнать какой лимит расчетов бывает между юридическим и физическим лицом, не обходимо ознакомится с данной публикацией.

Участники расчетов

Ни для кого не секрет, что за приобретение различных товаров, услуг и работ необходимо проведение расчетов. Участниками таких операций являются юридические лица, физические лица, а также индивидуальные предприниматели. Они могут производить взаиморасчеты между собой в национальной и иностранной валюте. Государственными органами, которые призваны следить за правильностью уплаты налогов, для того, чтобы уклонение от их уплаты было минимальным, устанавливаются различные ограничение. Они выражаются в различных ограничениях.

Важно знать, что различные государственные органы также участвуют в проведении расчетов, и относятся к юридическим лицам, несмотря на свое специфическое положение. Но если внимательно посмотреть на порядок различных расчетов между ними и физическими лицами, то можно понять что все они проходят только через банки, которые выбраны по специальной тендерной процедуре.
Существует два способа таких взаиморасчетов:

  • проведение наличных расчетов;
  • проведение безналичных расчетов.

В первом случае, передача денежных средств происходит через кассу, либо из рук в руки. Во втором случае взаимозачеты осуществляются через банковскую систему, путем электронных расчетов, либо оплатой через банковские учреждения.

К субъектам хозяйственной деятельности можно отнести ИП и юридические лица.

Ограничения расчетов

Центральным банком нашей страны установлены некоторые ограничения расчетов. На 2019 год они составляют 100 000 рублей. Это вызвано тем, чтобы ограничить обращение наличности, и тем самым отслеживать все финансовые операции которые происходят между юридическими лицами, ИП и физическими лицами. Данные ограничение расчетов вызваны двумя важными факторами:

  • для того, чтобы такие взаиморасчеты не уходили в тень, и с них оплачивались различные налоги и сборы;
  • чтобы ограничить обращение так называемых «черных» наличных денежных средств.

Такие ограничения расчетов были введены еще в конце девяностых годов, но ставка по ним в размере 100 000 рублей, также оставлена и на 2019 год.

Важно знать, что между некоторыми юридическими лицами, дабы уйти от вышеуказанного ограничения заключается несколько договоров, по которым сумма, превышающая установленный лимит делится на несколько частей, которые не превышают 100 000 тысяч. Такие взаиморасчеты рискованны, и могут привести к наложению различных финансовых санкций со стороны налоговой, и трудно будет обосновать свою правоту даже в суде. В 2019 году сумма штрафных санкций за такие нарушения значительная.

Важно знать, что риску нарушения данных правил, подвержены предприниматели. Это вызвано тем, что на рынке они могут выступать не только в качестве субъектов хозяйственной деятельности, но и в качестве простых граждан, которые покупают для своих нужд различные товары, заказывают услуги и работы для собственного блага.

Чтобы не перейти грань между простым покупателем, и предпринимателем, необходимо четко следовать различным инструкциям, и иным рекомендациям, которые даются государственными органами, осуществляющими надзор за налоговым законодательством. Можно даже обращаться за юридической помощью, и привлекать квалифицированных юристов, которые смогут впоследствии защитить от различных штрафных санкций.

ИП является субъектом предпринимательской деятельности, и участвует в различных хозяйственных операциях наравне с юридическими лицами. Они имеют право открывать свои банковские счета, вести кассовую книгу, то есть иметь кассу, и конечно проводить взаиморасчеты как с физ. лицом, так и юридическим. По роду своей деятельности ИП имеет двоякий юридический статус, вызванный тем что он может выступать как физ лицо, и как субъект хозяйственной деятельности. Физ лицо не является участником хозяйственной деятельности и выступает только потребителем различных услуг, куда входит также приобретение товаров и различных работ. Из этого можно прийти к выводу, что особенности взаиморасчетов между ИП и физ лицом будут следующие:

  • между физ субъектом и ИП будут происходить взаиморасчеты только наличными денежными средствами, это не противоречит правилам установленным на 2019 год;
  • такой расчет может осуществляться как путем оплаты наличными деньгами, так и через банковские учреждения, через пластиковую карту.

При проведении расчетов между физ субъектом и ИП наличными деньгами, согласно требований, которые установлены на 2019 год, финансовые средства должны поступать в кассу, а затем оприходовать ИП, путем внесения их в отче, для определения базы налогообложения. Если оплата деньгами между физ субъектом и ИП происходит через банковскую карту, тогда средства аккумулируются на банковском счете предпринимателя, и также вносятся в отче для последующего налогообложения.

Важно знать, что никаких ограничений (лимитов) между проведением взаиморасчетов между физ лицом и ИП не существует.

Для того, чтобы ответить на данный вопрос, необходимо понимать что юр участники хозяйственных отношений, не имеют таких привилегий, как предприниматели, и всех их финансовые операции, должны проходить через финансовый отчет. В данном случае, если предприниматели не обязаны иметь банковские счета, то юр субъекты обязаны их иметь.

Физ лица, наоборот, не подпадают под какой либо лимит, связанный с ограничением операций с наличными деньгами. Отсюда можно прийти к выводу, что, как и в случае с ИП, взаиморасчет между физ и юр лицом, не подлежат ограничению (лимиту). Никаких дополнительных лимитов для таких операций на 2019 год государством не установлено. Такие взаиморасчеты между физ и юр лицами могут проходить по такому алгоритму:

  • по наличным платежам, когда оплата происходит наличными деньгами в кассу юр субъекта;
  • по безналичным платежам, когда оплата происходит через банковский счет, а денежные средства сразу попадают на счет юр лица.

Как и в случае с индивидуальными предпринимателями, лимит расчета между такими субъектами на 2019 год не установлен.

Как было указано выше, юр субъекты и индивидуальные предприниматели выступают как субъекты хозяйственной деятельности, поэтому правило по установлению лимитов взаиморасчетом между ними распространяется в полной мере. На 2019 год сумма в 100 000 осталась неизменной. Из этого следует, что при осуществлении различной хозяйственной деятельности, при которой субъектами выступают юр лица и индивидуальные предприниматели, граничная сумма наличных денег, которыми они могут рассчитываться между собой, не должна превышать 100 000 рублей. Происходить такие расчеты могут следующим образом:

  • до 100 000 рублей, когда деньги наличными передаются в кассу, а затем передаются на специальный банковский счет юр субъекта или индивидуального предпринимателя;
  • если сумма превышает более 100 тысяч рублей, тогда все взаиморасчеты между этими субъектами должны происходить только через банковские счета, потому что начинает действовать лимит.

На какие расчеты не распространяется правило лимита

Бывают хозяйственные операции, которые невозможно провести через банковские счета, поэтому центробанком установлены некоторые правила, которые разрешают увеличить сумму наличных денег, минуя правила лимита расчета между субъектами хозяйственной деятельности. Это может быть в следующих случаях, которые установлены на 2019 год:

  • когда происходит выплата заработной платы, работникам юр лица или ИП;
  • в случае произведения различных выплат и начислений, которые носят социальный характер, куда можно отнести оплату за больничные и другие расходы;
  • когда юр субъект производит выдачу денежных средств под специальный отчет, например в виде командировочных;
  • отдельная графа есть для индивидуальных предпринимателей, так как лимит не распространяется на израсходование средств, которые будут потрачены на личные нужды коммерсанта, при одном условии, если данная выплата не будет направлена для осуществления его коммерческой деятельности.

Нужно понимать, что все риски, связанные с нарушением правил по лимиту, несут не только различные предприятия, но бизнесмены, которые являются ИП. Если проанализировать наложение штрафных санкций, за нарушения лимита, то можно убедится, что предприниматели также заплатили большое количество денежных средств в виде штрафов.

Такое правило сохранено и на 2019 год.

С юридической точки зрения договор переуступки, предусматривает собой правовую операцию, связанную с тем, что долг какого либо юридического или физического лица, а также ИП (должника), передается одним субъектом хозяйственной (кредитором) деятельности другому. В юридической процедуре передачи долга ничего сложного нет, достаточно составить специальный договор, но с финансовой точки зрения, на такие правоотношения также распространяется лимит. Порядок передачи долга по договору переуступки следующий:

  • между старым и новым кредитором, подписывается специальный договор на переуступку права требования долга новому кредитору;
  • после этого, о передаче долга уведомляется должник в письменном виде, и с этого момента у нового кредитора появляется правовое основание требовать долг.

Сам по себе долг может выражаться в денежном или вещевом эквиваленте, но с точки зрения бухгалтерского учета, любая вещь, которая выступает в качестве долга, должна быть переведена в денежный эквивалент, то есть иметь стоимость. Исходя из этого, можно сказать, что на долг, в обязательном порядке, распространяется лимит расчета установленный центробанком России.

Из этого следует, что когда должник решит выплатить долг, который будет превышать сумму в 100 000 рублей, тогда деньги, в обязательном порядке должны пройти через расчетный счет или кассу ИП и юридического лица. Если наоборот, сумма долга меньше вышеуказанной суммы, тогда его можно провести по наличному расчету, с ее обязательным оприходованием.

Важно знать, что если долг платит физическое лицо, никаких ограничений нет, и любая сумма может поступать наличностью в кассу предприятия или индивидуального предпринимателя. Такие договора характерны для различных кредитных договоров, в которых должниками выступают простые граждане, а кредиторами становятся коллекторские компании.

Данные правила по оплате долга также сохранились и в 2019 году.

Говоря о введенном ограничении на расчеты наличными средствами между различными субъектами хозяйственной деятельности, можно прийти к выводу, что они не распространяются на отношения между ними и физическими лицами. Это вызвано тем, что граждане, если они не являются ИП, или, будучи индивидуальными предпринимателями, выступают как простые граждане, не являются субъектами предпринимательской деятельности.

Похожие записи:

Похожие записи не найдены.

Наличными с другими организациями и предпринимателями, закрепленные Банком России в Указании от 7 октября 2013 г. № 3073-У «Об осуществлении наличных расчетов». Этот документ заменил Указание Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У.

В целом порядок расходования наличности из кассы теперь понятнее. Таблица поможет быстро определить, какие суммы разрешается выплачивать без соблюдения лимита и из выручки.

На что можно расходовать наличные

Выплата

Можно ли выдать (оплатить) из наличной выручки

Можно ли выдать (оплатить) больше 100 000 руб.

Расчеты с сотрудниками

Зарплата и пособия работникам

Выдача наличных денег под отчет

Расчеты с контрагентами

Оплата товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг

Выплата денег за возвращенный товар (невыполненную работу, неоказанную услугу), ранее оплаченный наличными

Выплата денег за возвращенный товар, ранее оплаченный по безналу

Займы, погашение займов и процентов по ним

Дивиденды

Платежи по недвижимости

Наличные предпринимателя

Деньги на личные цели, не связанные с ведением бизнеса

Рассмотрим основные правила расчетов наличными.

Правило № 1: лимит в 100 000 руб. обязателен для всех сторон договора

Лимит расчетов наличными — это 100 000 руб. по одному договору. В предельную сумму должна укладываться общая сумма наличного платежа по одной сделке. Даже если деньги одна сторона договора передает другой частями. Например, покупатель оплачивает товар в рассрочку.

В правиле о необходимости вести наличные расчеты в пределах лимита есть понятие «участники наличных расчетов». Ими считаются любые юридические лица и предприниматели. Все они имеют право рассчитываться наличкой в рамках одного договора только в пределах лимита (п. 6 Указания № 3073-У).

За превышение этого ограничения предусмотрен штраф в сумме до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ). Административная за сверхлимитные расчеты. Участниками наличных расчетов являются обе стороны договора. Так что налоговики вправе оштрафовать за превышение лимита и того, кто получил больше 100 000 руб., и того, кто выплатил лишнюю сумму.

С физическими лицами компании и предприниматели могут рассчитываться наличными без всяких ограничений по суммам. Например, любую наличную сумму можно заплатить частному подрядчику за работу или услугу или получить в качестве займа от работника или учредителя. Это прямо разрешает пункт 5 Указания № 3073-У.

Правило № 2: лимит 100 000 руб. действует независимо от срока договора

Платежи по одному договору - это расчеты по обязательствам, предусмотренным договором, которые исполняются как в период действия договора, так и после его окончания (п. 6 Указания № 3073-У). Таким образом, соблюдать лимит надо даже при передаче и получении наличных денег по контракту, срок действия которого истек.

Пример
Две компании оказания услуг сроком на два месяца (май—июнь). Цена договора — 150 000 руб. По условиям договора исполнитель выставляет акт на оказанные услуги и счет, который заказчик должен оплатить самое позднее 30 июня. Заказчик опоздал с оплатой: рассчитаться за услуги он смог только 10 июля. И хотя срок действия договора уже истек, заказчик вправе внести наличные только в сумме 100 000 руб. А 50 000 руб. надо перечислить по безналу. За нарушение налоговики могут оштрафовать не только заказчика, но и исполнителя.

Правило № 3: из выручки можно выдавать под отчет любые суммы

Из наличной выручки можно выдавать подотчет в любой сумме. Лимит в 100 000 руб. в таком случае не действует. Об этом теперь прямо сказано в пунктах 2 и 6 Указания № 3073-У.

Что касается соблюдения лимита в 100 000 руб., то Банк России ранее разъяснял следующее. Если работник тратит подотчетные в командировке, то придерживаться лимита при расчетах за жилье и проезд не нужно. Если же расходы подотчетника не связаны со служебной поездкой, например он покупает для компании оргтехнику, то по одному договору можно рассчитываться наличными только в пределах 100 000 руб. (письмо от 4 декабря 2007 г. № 190-Т).

В действующих правилах прямо не сказано, что командированный сотрудник имеет право тратить наличные без учета лимита. А письмо № 190-Т разъясняет нормы прежнего, а не нового Указания ЦБ РФ. Поэтому безопаснее, чтобы в служебной поездке сотрудник тоже рассчитывался по каждому такому договору только в пределах лимита. Иначе есть риск, что за сверхлимитные траты налоговики оштрафуют на сумму до 50 000 руб. (ст. 15.1 КоАП РФ).

Правило № 4: нельзя выдавать займы и платить за аренду из кассы

В пункте 4 Указания № 3073-У приведен перечень операций, расплатиться по которым компания и предприниматель могут исключительно с помощью наличных, снятых с расчетного счета. Использовать наличную выручку напрямую из кассы нельзя. В этот перечень входят расчеты по договорам аренды, займам, а также по организации и проведению азартных игр.

Данное ограничение касается не только расчетов между компаниями, предпринимателями или компанией и предпринимателем. Оно относится и к их расчетам с физлицами.

При этом лимит в 100 000 руб. надо соблюдать только по договорам, заключенным либо между двумя компаниями, либо между компанией и предпринимателем, либо между двумя предпринимателями. Если одна из сторон договора — физлицо, то лимит не применяется (п. 5 Указания № 3073-У). Рассмотрим подробнее правила по аренде и займам.

Аренда. Чтобы рассчитаться наличными за аренду недвижимого имущества, надо снять их со счета. Использовать выручку из кассы компания не вправе. Причем независимо от того, с кем заключен договор — с другой организацией, с предпринимателем или с частным лицом.

Данное правило компании и бизнесмены должны соблюдать независимо от того, оплачивают они наличкой именно аренду или, к примеру, погашают штрафы и неустойки либо вносят задаток. Кроме того, ограничение распространяется как на арендаторов, так и на арендодателей. В большинстве случаев наличными деньгами рассчитывается арендатор, когда вносит в кассу арендодателя платеж за использование недвижимости Но возможен и другой вариант. Например, арендодатель может вернуть арендатору переплату по договору. Для этого тоже нужно использовать наличность, снятую со счета. Ведь в Указании № 3073-У речь идет обо всех операциях по договору аренды.

В то же время на аренду данное ограничение не распространяется. Компания, которая арендует, например, автомобиль, имеет право погасить очередной платеж и из наличной выручки. Необязательно сначала вносить ее на счет, а потом снимать, чтобы рассчитаться.

Заем . Запрет на использование наличной выручки из кассы распространяется как на выдачу займов, так и на их возврат и погашение процентов. То есть касается обеих сторон договора — и заимодавца, и заемщика. Кроме того, запрет на расходование выручки распространяется не только на договоры, заключенные между двумя компаниями или компанией и предпринимателем, но и на контракты, подписанные с физлицом. Это может быть, например, учредитель, который дал своей компании взаймы. Или который, наоборот, получил от организации заем. Также не важно, какой заем получен или выдан — процентный или беспроцентный.

Правило № 5: ИП вправе забрать себе хоть всю выручку из кассы

У предпринимателей есть возможность без всякой опаски забирать выручку из кассы. Чтобы истратить вырученную наличку на свои личные цели, бизнесмену не надо сначала сдавать их в а потом снимать со счета. Выдача предпринимателю денег на личные нужды, не связанные с его деятельностью, теперь прямо поименована в перечне целей, на которые разрешается тратить выручку из кассы (п. 2 Указания № 3073-У).

Ограничений по сумме тоже нет — предприниматель вправе забрать из кассы всю накопившуюся наличную выручку. На эту операцию лимит в 100 000 руб. не распространяется.

Бизнесмен ничем не рискует, если по расходнику получит из кассы всю наличность, которая там есть, включая выручку за проданные товары. Главное написать в расходнике, что деньги выданы предпринимателю на личные нужды.

В хозяйственной деятельности организации, осуществляющие наличные расчеты через свою кассу, не всегда применяют контрольно-кассовую технику (ККТ), а обходятся выписыванием приходного кассового ордера. Также некоторые организации в ряде случаев выдают товарные чеки или бланки строгой отчетности (БСО). Рассмотрим, в каких случаях применение ККТ обязательно, а в каких можно выдать покупателю БСО или товарный чек, как правильно оформить операции по приему наличных денежных средств от юридических лиц, какие санкции предусмотрены за неприменение ККТ и нарушение порядка ведения кассовых операций.

Порядок работы с наличными денежными средствами в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг регулируются в отношении:

  • применения ККТ — Федеральным законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (далее — Закон о применении ККТ);
  • применения БСО — Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, которым утверждено Положение об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники (далее — Положение о расчетах без применения ККТ);
  • предельной величины расчетов наличными деньгами между юридическими лицами — Указанием Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У (далее — Указание № 1843-У).

Согласно п. 1 ст. 2 Закона о применении ККТ контрольно-кассовая техника применяется в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг. Данная норма Закона не распространяется на организации и индивидуальных предпринимателей, которые :

Как видно, не применять ККТ при наличных денежных расчетах может лишь ограниченный круг организаций и индивидуальных предпринимателей.

Однако Закон о применении ККТ обязывает использовать кассовую технику только в случаях наличных расчетов за проданные товары, выполненные работы и оказанные услуги . Иными словами, расчеты, не подпадающие под признак торговых операций, могут оформляться без обязательного применения ККТ . К таким расчетам относятся, например, расчеты по уплате заемщиком основной суммы долга по договору займа или залога, процентов за пользование заемными средствами, неустойки (штрафа, пеней), а также расчеты с подотчетными лицами по возврату работником в кассу организации остатка подотчетных сумм.

Отметим, что согласно п. 3 и 13 Порядка ведения кассовых операций в Российской Федерации (утвержден Решением Совета директоров Банка России от 22 сентября 1993 г. № 40; далее — Порядок):

  • для осуществления расчетов наличными деньгами каждая организация должна иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме;
  • прием наличных денежных средств в кассу организации производится по приходным кассовым ордерам ;
  • прием наличных денег организациями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением ККТ.

Как следует из последнего пункта, осуществление наличных расчетов не ориентировано на юридических лиц. Это подтверждается, например, ст. 492, 493 Гражданского кодекса РФ, в которых сказано, что с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара, считается заключенным договор розничной купли-продажи, по которому продавец обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью . Юридические же лица — это организации, занимающиеся предпринимательской деятельностью, предполагающей систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК РФ).

Кроме того, как видно из приведенных норм Порядка, при приеме наличных денежных средств в кассу организации оформляется приходный кассовый ордер. Может сложиться мнение, что операции по приему денег от юридических лиц за проданные товары, работы, услуги можно оформлять приходным кассовым ордером без применения ККТ. Однако это не так. Из приведенных норм следует вывод лишь о наличии со стороны законодателя ограничений, суть которых заключается в сведении к минимуму наличных денежных расчетов между юридическими лицами. Указанный вывод подтверждается п. 2 Порядка, в котором сказано, что предприятия производят расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями, как правило, в безналичном порядке через банки .

Тем не менее полное исключение наличных расчетов между юридическими лицами невозможно и, следовательно, такие расчеты должны проводиться в соответствии с Законом о применении ККТ, т.е. с обязательным применением контрольно-кассовой техники. При этом следует отметить, что сам Закон не устанавливает зависимости применения ККТ от целей приобретения товаров, работ, услуг.

Кроме того, Закон о применении ККТ не разделяет покупателей на население и юридических лиц, а лишь определяет момент и случай применения ККТ. Так, согласно ст. 5 данного Закона организации, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки.

Вывод об обязательном применении ККТ при расчетах наличными деньгами между юридическими лицами подтверждает Пленум ВАС РФ в Постановлении от 31 июля 2003 г. № 16 «О некоторых вопросах практики применения административной ответственности, предусмотренной ст. 14.5 КоАП РФ, за неприменение контрольно-кассовых машин». В пункте 3 Постановления указано, что сферой регулирования Закона о применении ККТ являются наличные денежные расчеты независимо от того, кто и в каких целях совершает покупки (заказывает услуги), и судам следует иметь в виду, что контрольно-кассовые машины подлежат применению и в тех случаях, когда наличные денежные расчеты осуществлялись с индивидуальным предпринимателем или организацией (покупателем, клиентом).

Как видно, в части использования ККТ при наличных денежных расчетах по операциям с признаком торговых нормы Закона о применении ККТ и Порядка идентичны — ККТ следует применять обязательно. Что касается правил ведения кассовых операций, то они регулируются только Порядком, значит, при приеме наличных денежных средств непосредственно в кассу организации необходимо выписать приходный кассовый ордер.

Таким образом, для правильного оформления наличных денежных расчетов между юридическими лицами необходимо исходить из следующего:

  • организация-продавец, осуществляя операции, имеющие признак торговых, обязана применять ККТ и выдавать покупателям, включая юридических лиц, кассовые чеки или БСО, приравниваемые к кассовым чекам, либо товарные чеки и другие документы, подтверждающие прием денежных средств за товар, работу, услугу (по требованию покупателя);
  • организация-продавец, осуществляя наличные расчеты за проданные товары, выполненные работы, оказанные услуги непосредственно через свою кассу, должна оформлять поступление наличных денег приходными кассовыми ордерами и заполнять кассовую книгу.

Иными словами, организация-продавец при получении денежных средств от покупателя — юридического лица непосредственно в свою кассу должна пробить и выдать ему кассовый чек и оформить приходный кассовый ордер на сумму, пробитую в этом чеке. Такая позиция подтверждается в письме УФНС России по г. Москве от 22 июня 2005 г. № 22-12/44690. Отметим, что идентифицировать покупателя — юридическое лицо возможно при предъявлении им доверенности на получение товара, приемку работ или услуг, совершение расчетов и получение расчетных документов.

Таким образом, если организация-продавец проводит наличные расчеты, применяя ККТ, которые находятся в торговых залах, офисах продаж и других помещениях, не являющихся специально оборудованной кассой организации, где прием денег осуществляют продавцы или кассиры-операционисты, оформлять приходные кассовые ордера на каждое поступление от покупателя денежных средств не требуется. В этом случае по окончании рабочего дня (смены) оформляются приходные кассовые ордера на общие суммы выручки, сданные каждым из продавцов или кассиров-операционистов в кассу организации-продавца.

Если в кассу организации-продавца поступает выручка как напрямую от продавцов или кассиров-операционистов, так и от покупателей — юридических лиц, составляются отдельные приходные кассовые ордера на каждый из видов поступлений:

  • на суммы выручки, полученные от продавцов или кассиров-операционистов, — в конце рабочего дня (смены) при их сдаче в кассу организации-продавца;
  • на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, — в момент такого получения; при расчетах с каждым из таких покупателей будет выбит кассовый чек по ККТ, находящейся непосредственно в кассе.

Если же организация-продавец проводит расчеты и с населением, и с юридическими лицами непосредственно через свою кассу, оформление поступлений наличных денежных средств можно организовать следующим образом:

Отметим, что ФНС России выпустила письмо от 10 июня 2011 г. № АС-4-2/9303, в котором рассмотрела порядок осуществления наличных денежных расчетов, не предусматривающий составления отдельного приходного кассового ордера при получении денег от юридического лица. В частности, в указанном письме говорится, что «поступившие от юридического лица денежные средства в счет оплаты товаров будут отражены в Z-отчете организации-продавца, составленном по итогам рабочей смены ККТ. Полученная в течение дня выручка организации-продавца должна быть оприходована кассиром предприятия путем составления приходного кассового ордера и соответствующими записями в кассовой книге предприятия. При этом сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте ККТ».

В связи со сказанным применяемый организацией-продавцом порядок учета денежных средств при осуществлении наличных денежных расчетов с юридическими лицами необходимо закрепить в учетной политике.

Отметим, что при наличных расчетах непосредственно через кассу организация-продавец в бухгалтерском учете выручку, полученную от населения и оформленную общим приходным кассовым ордером, может отражать без применения счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» прямой бухгалтерской записью по дебету счета 50 «Касса» и кредиту счета 90 «Продажи». Такая корреспонденция предусмотрена Планом счетов и Инструкцией по его применению .

Если же организация-продавец использует для отражения расчетов с населением счет 62, то, по мнению автора, следует по аналитическим признакам:

  • «Контрагент» — указать «Розничная торговля, выполненные работы, оказанные услуги населению»;
  • «Договор» — указать номер Z-отчета.

В этом случае необходимые методологические требования к аналитическому учету по счету 62, установленные Планом счетов и Инструкцией по его применению, в частности построение аналитического учета с целью получения необходимых данных по покупателям (заказчикам) и расчетным документам, будут соблюдены.

Отдельно отметим, что, по мнению ФНС России, выраженному в письме от 20 июня 2005 г. № 22-3-11/1115 «О применении ККТ», в случае получения аванса (предоплаты) за будущие поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг следует применять ККТ, поскольку существует связь с указанными видами расчетов.

Пример. Организация «АБВГ» продает офисную мебель и наряду с безналичными расчетами осуществляет расчеты наличными денежными средствами как с юридическими лицами, так и с населением. Выручка от покупателей — юридических лиц и населения поступает непосредственно в кассу организации «АБВГ». Полученную от населения выручку организация «АБВГ» учитывает без применения счета 62.

В течение рабочего дня кассир организации «АБВГ» принял выручку от населения в сумме 900 руб. и покупателей — юридических лиц в следующих размерах:

  • ООО «БАМ» по договору № 11 в сумме 1200 руб.;
  • ООО «Аладдин» по договору № 31 в сумме 1500 руб.;
  • ООО «Солнышко» по договору № 27 в сумме 700 руб.

Общая сумма выручки за рабочий день составила 4300 руб.

В учете организации «АБВГ» операции по осуществлению наличных расчетов будут отражаться следующими бухгалтерскими записями:

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «БАМ»/договор № 11» — 1200 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 1 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Аладдин»/договор № 31» — 1500 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 2 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 62, субсчет «ООО «Солнышко»/договор № 27» — 700 руб. — отражено поступление выручки за реализованные покупателю — юридическому лицу товары; основание — приходный кассовый ордер № 3 и Z-отчет (сумма выручки, полученная от покупателя — юридического лица, вошла в общую сумму выручки, отраженную в Z-отчете);

Д 50 — К 90 — 900 руб. (4300 руб. — (1200 руб. + 1500 руб. + 700 руб.)) — отражено поступление выручки по розничной торговле в виде разницы между общей суммой выручки, указанной в Z-отчете, и суммой выручки, полученной от покупателей — юридических лиц.

В кассовой книге будут сделаны четыре записи по приходным кассовым ордерам:

  • № 1, 2, 3 — на суммы выручки, полученные от каждого из покупателей — юридических лиц, т.е на 1200, 1500 и 700 руб.;
  • № 4 — на общую сумму выручки, полученную от физических лиц, т.е. на 900 руб.

К кассовому отчету кассир приложит приходные кассовые ордера № 1, 2, 3, 4 и Z-отчет .

Контроль за применением ККТ

Контроль за применением ККТ осуществляют налоговые органы и органы внутренних дел. В статье 7 Закона о применении ККТ установлено, в частности, что налоговые органы:

  • осуществляют контроль за полнотой учета выручки;
  • проверяют документы, связанные с применением ККТ;
  • проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  • налагают на организации и индивидуальных предпринимателей штрафы в случаях и порядке, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Так, согласно ст. 14.5 КоАП РФ неприменение ККТ, а также отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу)) влекут за собой предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 2000 руб.; на должностных лиц — от 3000 до 4000 руб.; на юридических лиц — от 30 000 до 40 000 руб.

В свою очередь с налоговыми органами при осуществлении ими контрольных функций взаимодействуют органы внутренних дел в пределах своей компетенции.

Ограничение наличного денежного обращения, установленного для юридических лиц. Контроль за соблюдением правильности работы с наличностью

Регулирование и контроль наличного денежного обращения в РФ возложены на Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

В Положении о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации от 5 января 1998 г. № 14-П, утвержденном Советом директоров Банка России 19 декабря 1997 г., протокол № 47 (далее — Положение № 14-П), и Порядке указано, что все организации независимо от организационно-правовой формы и сфер деятельности обязаны хранить свободные денежные средства в учреждениях банков, не имеют права накапливать в своих кассах наличные деньги для осуществления предстоящих расходов и обязаны сдавать поступающие в кассы наличные деньги в учреждения банков.

При этом организациям разрешается хранить в кассах наличные деньги в пределах лимитов, устанавливаемых обслуживающими их учреждениями банков, и расходовать поступающую в кассу денежную выручку на цели, предусмотренные законодательством и разрешенные обслуживающими учреждениями банков. К таким целям относятся, например, хозяйственные нужды организации, командировочные и представительские расходы.

Испрашиваемая сумма лимита остатка наличных денег в кассе рассчитывается организацией самостоятельно на основании данных о суммах выручки за три последних месяца и произведенных выплатах (кроме заработной платы и выплат социального характера) за этот же период. Рассчитывается лимит остатка наличных денег в кассе в расчете по форме № 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» (далее — Расчет). В Расчете также приводятся цели расходования денежных средств из полученной организацией выручки. Расчет заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера организации. Обслуживающее учреждение банка анализирует Расчет и устанавливает для организации лимит остатка наличных денег в кассе за подписью руководителя этого учреждения банка.

Кроме того, Банк России предпринимает меры и по ограничению величины наличных расчетов. Так, согласно Указанию № 1843-У на настоящий момент лимит расчетов наличными денежными средствами между юридическими лицами, предпринимателями, юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем не должен превышать 100 000 руб. При этом условиями данного ограничения являются осуществление наличных расчетов в рамках одного договора и связь с предпринимательской деятельностью. Законодатель не напрасно указывает на связь с предпринимательской деятельностью, подчеркивая тем самым необходимость ограниченного участия юридических лиц в наличных денежных расчетах, о чем уже говорилось.

Контроль за порядком работы с денежной наличностью в части ограничения наличного денежного обращения между юридическими лицами возложен на учреждения банков. В Положении № 14-П среди прочего установлены правила организации обращения наличных денег и рекомендации по осуществлению проверки соблюдения организациями порядка работы с денежной наличностью.

В частности, в п. 2.14 Положения № 14-П указано, что «учреждения банков в целях максимального привлечения наличных денег в свои кассы за счет своевременного и полного сбора денежной выручки от предприятий не реже одного раза в два года проверяют соблюдение определенного Банком России порядка ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью…». Проверка осуществляется в соответствии с Рекомендациями по осуществлению кредитными организациями проверок соблюдения предприятиями порядка работы с денежной наличностью, являющимися Приложением к Положению № 14-П.

К организациям, не соблюдающим порядок ведения кассовых операций и работы с денежной наличностью, применяются меры ответственности, предусмотренные законодательными и иными правовыми актами РФ. Например, в ст. 15.1 КоАП РФ предусмотрены санкции по следующим правонарушениям, связанным с работой с наличными денежными средствами:

При установлении указанных нарушений размер административного штрафа составляет для должностных лиц 4000-5000 руб., для юридических лиц — 40 000-50 000 руб.

Применение БСО. Контроль за применением БСО

Как уже отмечалось, организации при оказании услуг населению вместо кассовых чеков выдают БСО, приравниваемые к кассовым чекам.

При применении БСО необходимо руководствоваться Положением о расчетах без ККТ. Формы БСО изготавливаются типографским способом или формируются с использованием автоматизированных систем. Причем такие системы должны содержать защиту от несанкционированного доступа, идентифицировать, фиксировать и сохранять все операции с БСО, а также иметь функции по охране его уникального номера и серии в течение не менее 5 лет.

БСО должны содержать все обязательные реквизиты, установленные п. 3 Положения о расчетах без применения ККТ. Следует отметить, что перечень реквизитов является открытым, поэтому организация (индивидуальный предприниматель) вправе самостоятельно дополнить БСО иными реквизитами, характеризующими специфику оказываемой услуги.

Такими реквизитами могут быть, например, код услуги в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 , логотип организации, художественное оформление в виде рисунков по тематике услуги, правила предоставления и пользования услугой, время и место предоставления услуги, наименование (адрес) сайта, на котором имеется описание услуги.

Отметим, что ранее формы БСО утверждались Минфином России по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по ККТ. Теперь согласно Положению о расчетах без применения ККТ организации и индивидуальные предприниматели разрабатывают формы БСО самостоятельно, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством РФ федеральные органы исполнительной власти наделены полномочиями по утверждению форм БСО.

В настоящее время утвержденные федеральными органами исполнительной власти формы БСО существуют, в частности, в отношении услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, а также в отношении услуг, оказываемых учреждениями культуры .

При оказании населению услуг, в отношении которых формы БСО утверждены федеральными органами исполнительной власти, организации и индивидуальные предприниматели обязаны применять именно эти формы БСО.

Невыдача БСО, приравненного к кассовому чеку, является основанием для привлечения организации (индивидуального предпринимателя) к административной ответственности за осуществление денежных расчетов без применения ККТ в соответствии со ст. 14.5 КоАП РФ, информация о санкциях по которой была указана ранее.

Стоит иметь в виду, что согласно позиции ФНС России, выраженной в письме № АС-4-2/9303, «при определении перечня услуг следует руководствоваться Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93…». При оказании населению услуг, не поименованных в ОК 002-93, ККТ применяется в общеустановленном порядке.

Расчеты с использованием платежных карт приравниваются к наличным денежным расчетам.

За исключением платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также кредитных организаций и банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Список организаций и видов деятельности, к которым применяется данное правило, установлен в п. 3 ст. 2 Закона о применении ККТ.

Глава 26 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности» Налогового кодекса РФ.

Указанной позиции придерживается ФНС России в письме от 8 сентября 2005 г. № 22-3-11/1695 «О разъяснении законодательства о применении контрольно-кассовой техники».

Z-отчет — отчет при работе с ККМ. Снимается в основном один раз в конце смены. В Z-отчете указывается общая сумма денежных средств, поступивших в кассу в течение смены, т.е. выручка.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкция по его применению утверждены приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н.

Для упрощения примера иные документы, установленные законодательством РФ и обязательные для составления при применении ККТ, не указываются.

Положение № 14-П.

Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Указание № 1843-У.

Учреждениями культуры признаются: учреждения кино и кинопроката, театрально-зрелищные предприятия, концертные организации, коллективы филармоний, цирковые предприятия и зоопарки, музеи, парки (сады) культуры и отдыха, включая услуги выставочного характера и художественного оформления и услуги физической культуры и спорта (проведение спортивно-зрелищных мероприятий) (п. 6 Положения о расчетах без применения ККТ).