Ойраты, джунгары, калмыки. Подвиг тыла во время великой отечественной войны и нелегкая женская ноша Тяжелая доля выпала

А когда они стали мусульманами?

По крайней мере до джунгарских событий они уже были мусульманами, где-то читал, что много каракалпаков ушло в казахскую сторону из-за того, что в народе пустили слух, будто джунгары хотят обратить их в приверженцев буддизма.

Советниками при ханском дворе выступали духовные лица (у каракалпаков они - шейхи), в документе 1722 года видимо Ишим хан опирался на военную элиту каракалпаков, а его сын Каип хан (в 1743 году - хан нижних каракалпаков) главным образом опирался на духовенство.

ГРАМОТА КАРАКАЛПАКСКОГО 2 ХАНА ИШИМ МУХАММЕДА ИМПЕРАТОРУ ПЕТРУ I ОБ УСТАНОВЛЕНИИ ДРУЖЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ И ОБМЕНЕ ПЛЕННЫМИ

Перевод письма чагатайского, писанного к е. и. в. от кара-калпацкого Ишим Мухамет Багадыра 3 , подали посланцы его Джабек Багадыр с товарищи 1722 г. августа 10-го дня.

В начале пишет тако, от желания от Эбут Музафара* девлет Саадет Ишим Мухамет Багадыра хана Белому хану (или государю) поздравления и потом доношение наше, то есть понеже хотя чрез верных и неверных между нами ни­когда (и чрез элчиев**) о делах наших присылка и переписка не бывала, но, однако же, мы элчиев своих к вам посылали, с которыми и от вас к нам элчи был прислан, и ныне мы еще на­ших элчиев с оным вашим элчием послали ж, дабы между нами добрые действа чинились, а злые действа укратились (ибо есть пословица, кто благодействует, у того брада белеет, а кто злодействует - у него кости белеют), и тако подобает вам добродетельство нам и свою государскую милость показать в том, что в ваших руках которые суть пять человек из наших рабов в полону, чтоб благоволили их с сими нашими элчиями к нам отпустить, а мы тако ж из Ургенча ваших людей (ко­торые были в полону) выкупили, желая их вам отдать. Ежели бы мы тех людей ваших у ургенцев не выкупили, то б они их продали в Бухару и в Самарканд, и в Перейду и в Ташкент, и когда от вас, Белого государя, по вашему указу элчи к нам при-шлется, то тогда с оным братья отпустятся и присланному от вас отдадим; и как элчи ваш к нам ехал,"на пути, не доехав к нам, казацкий народ в полон их взяли. А мы, услыша о сем, для выручания вашего элчия с войском на них ездили и насильст-вом взяли, токмо лошадей его и кош в казацкой орде оставили. А о прочем словесном нашем приказе наши элчи вам скажут, спросите у них. Первый старший элчи: Джан бек Багадыр, потом Ходжа Багадыр, Турдибай, Калмухамед Багадыр, князя Дусмена сын Темербег Мурза Шанзир.

ПИСЬМО КАРАКАЛПАКСКИХ ХАНОВ ИМПЕРАТРИЦЕ ЕЛИЗАВЕТЕ ПЕТРОВНЕ О ПРИНЯТИИ ИМИ ПОДДАНСТВА РОССИИ

Перевод с татарского письма, присланного от каракалпац-кого нижнего народа, полученного тайным советником и ка­валером Неплюевым чрез посланцев их, приехавших с поручи­ком Гладышевым майя 14-го числа в лагере при устье реки Уя.

...Текст пропускаю, так как они нижние каракалпаки, джунгарам отношения не имеют...

Такожде просим, дабы Дмитрий Гладышев и толмач Ман-сур, как Мурза Тевкелев, награждением были неоставлены, а более все в воле вашей императорской состоит. Маман батыря да Маман Шиха, Сагыйдыка батыря, Полата есаула, Ших есаула ко двору в. и. в. при сем отправили и в том для увере­ния чернильные свои печати приложили: первая - Каип-ханова, вторая - Муратшиха, третья - Губейдуйла салта-на.

На том письме на стороне прописано: 1743 г. февраля из города Джанкента послано от каракал-пацкого Каип-хана и от протчих салтанов и знатных людей,

331

а именно: Губейдуйла салтан, Алтай салтан, Джарык салтан, Шуна салтан, Кедай салтан, Муратших з детьми своими, Хыл-вятших, Джюманших, Хасянших, Абдуйлаших, Карабатури-ших, Шейхасан, Тнаших, Маманших, Кундай, Багатур со все­ми народами белому государю в подданство пришли против приятеля быть приятелем, а против неприятеля быть неприяте­лем и весь народ наш более в повелении состоя у Мратшиха.

1) Но не вечно ни юность, ни лето.

2) Солнце уже села, когда мы вернулись:

3) Однажды в годы войны. Попал в тополь снаряд.

4) Их (девочек) мечта сбылась, они (рыбаки) вернулись.

5) Гринев видит, как Пугачев садился в карету.

12. Исправьте ошибки в простом двусоставном предложении. Распределите ошибки по нарушениям выражения членов предложения.

1) Дети, сидящие на старой опрокинутой вверх килем лодке, они ждут своего отца.

2) Видимо, на море шторм, поэтому он полон опасности.

3) Все были счастливые.

4) Я с мамой остались дома.

5) В комнату проникли сноп лучей солнца.

7) Справа висят светильник и мой портрет из садика.

8) Огромный, прекрасный мир жизни нашей страны и наших сверстников открывается в миллионах книг.

9) Я пишу письма и учу уроки на столе.

13. Найдите речевые ошибки и исправьте слова, употребленные в несвойственном им значении:

1) Это слово не имеет в русском языке прототипа.

2) Люди, которые повязли в лени, много теряют.

3) Наши чиновники подлизываются к мэру.

4) Эти примеры обличают поэта как романтика.

5) Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика.

6) Лень – это монстр современной молодежи.

7) С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

8) Эти дети были обделены от радости.

9) Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

10) Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

11) Низкий поклон перед теми, кто воевал.

12) Над ним разыграли шутку.

13) Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

14) Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

14. Исправьте смешение паронимов:

1) Книга дает гормональное воспитание человеку.

2) Она всегда была человеком замкнутым, скрытым.

3) Кристаллическая честность.

4) Он не хотел лечиться от алкоголя.

5) К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.

15. Исправьте плеоназмы:

Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

16. Исправьте тавтологию:

Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод…

17. Исправьте нарушения привычной лексической сочетаемости слов:

1) Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.

2) Его речь насыщена обилием книжных слов.

4) У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение.

5) Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде.

6) Сын бессовестно обращается с матерью.

7) Ветеран лишь хотел большего количества понимания.

8) Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

18. Исправьте стилистические ошибки:

1) Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

2) Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

3) Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина.

4) Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

6) Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

19. Исправьте синтаксические ошибки:

2) По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

3) С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

4) Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

5) Те, кто любят литературу, знают это имя.

6) Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

7) Д. Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

8) Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

9) В подтверждение этому приведу такой эпизод.

10) Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

11) Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

12) За подвиг ученого он был удостоен орденом.

13) Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

14) Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

15) Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

16) Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

17) Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

19) Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

20) Не став развивать талант, его можно загубить.

20. Исправьте этические ошибки:

1) Этот текст меня бесит.

3) Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

4) Нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

5) Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

6) Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

7) Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

8) Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

9) Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев…. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

10) Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной.

21. Исправьте фактологические ошибки:

1) В романе А.Н. Толстого «Война и мир» …

3) Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

4) Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!

22. Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

1) Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

2) Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

3) Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

4) Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

5) Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

6) В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

7) Этот человек был дворянином от мозга до костей.

8) Это главная проблема, заложенная в тексте.

10) Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

11) Шахматы развивают воительность и память.

14) Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

15) Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

16) Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

17) Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

18) Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.


1. Фразеологизмы в несвойственном им значении:

1) Это слово не имеет в русском языке прототипа.

2) Люди, которые повязли в лени, много теряют.

3) Наши чиновники подлизываются к мэру.

4) Эти примеры обличают поэта как романтика.

5) Славка выступает в этом тексте в роли патриота-трудоголика.

6) Лень – это монстр современной молодежи.

7) С этим положением можно согласиться только скрипя сердцем.

8) Эти дети были обделены от радости.

9) Тяжелая доля выпала на голову нашего народа.

10) Дети были бедные, они питались хлебом и солью.

11) Низкий поклон перед теми, кто воевал.

12) Над ним разыграли шутку.

13) Этот поступок был последней каплей, переполнившей бочку с порохом.

14) Чтобы не было такого хулиганства, надо усилить и увеличить внутренние органы.

2. Смешение паронимов:

1) Книга дает гормональное воспитание человеку.

2) Она всегда была человеком замкнутым, скрытым.

3) Кристаллическая честность.

4) Он не хотел лечиться от алкоголя.

5) К книге нужно относиться очень бережливо, она этого заслуживает.

3. Плеоназм:

Немецкая Германия. Рабочий пролетариат. В сельской деревне. Вдумчиво и внимательно нужно читать каждую книгу. Но эти герои только пустословят и болтают. Здесь раскрыта и затронута интересная проблема. Мать стояла тихо и молча. Эти модницы интересуются только платьями и нарядами. Лестные комплименты. Денежный штраф.

4. Тавтология:

Я как бы смотрел в зеркало и видел себя. Я думаю, что нам не следует серчать на украинцев и даже на эстонцев. Исходя из вышесказанного, Тендряков делает вывод…

5. Нарушения привычной лексической сочетаемости слов:

1) Сегодняшняя молодежь мало читает, не повышает свой кругозор.

2) Его речь насыщена обилием книжных слов.

4) У нас сегодня опасное и невоспитанное подростковое поколение.

5) Мать стояла с жалкой внешностью, оборванная, в обнищавшей одежде.

6) Сын бессовестно обращается с матерью.

7) Ветеран лишь хотел большего количества понимания.

8) Каждое слово имеет свою непревзойденную историю.

6. Стилистические ошибки

1) Когда-то Мармеладов имел работу, но потом его сократили.

2) Я маленько не согласна с точкой зрения автора.

3) Подобным жмотом показал Гоголь Плюшкина.

4) Нам необходимо набивать голову знаниями. Екатерина II стремилась к тому, чтобы философы и писатели ославили ее имя во всем мире.

6) Шариков, получив некоторую власть, стал беспредельщиком.

7) Синтаксические ошибки:

2) По приезду в Британию сам он сразу едет в Лондон.

3) С отсталой страны Россия превратилась в великую державу.

4) Российская молодежь готовы лечь на амбразуру, чтобы не допустить этого.

5) Те, кто любят литературу, знают это имя.

6) Добро побеждает над злом – в этом убеждают даже сказки.

7) Д.Лихачев заостряет внимание на проблему национализма.

8) Не только он, но даже мы все вместе не могли ничего поделать.

9) В подтверждение этому приведу такой эпизод.

10) Разрушаются памятники культуры, которыми нужно гордиться, а не разрушать. Путешествия – не только источник информации, а также слагаемое истории.

11) Хорошим примером этой проблеме является наш общественный транспорт.

12) За подвиг ученого он был удостоен орденом.

13) Я искренне удивляюсь и восхищаюсь талантом писателя.

14) Особенно часто встречаются нарушения в предложениях с деепричастными оборотами:

15) Комментируя этот текст, мне кажется, что автор любит путешествовать.

16) Походив по музеям, путешественнику стало скучно смотреть на все эти физические ценности.

17) Не заботясь о памятниках малых народов, они могут исчезнуть с лица земли.

19) Сидя у реки, мне нравится наблюдать за жизнью уток.

20) Не став развивать талант, его можно загубить.

8) Этические ошибки:

1) Этот текст меня бесит.

3) Нужно быть полностью сумасшедшим, чтобы читать книги сегодня.

4) Нельзя быть слишком добрым, потому что сам останешься без штанов.

5) Агеев – очень яркий писатель своего времени, рассказ писателя – это пример человеческой глупости.

6) Надоели эти пенсионеры: все они плачутся; а не нравится – пусть отправляются на тот свет.

7) Почему школьная программа принуждает к прочтению всего старья, что именуется классикой?

8) Учась в школе, я, как и вся современная молодежь, занималась ерундой.

9) Довольно ясно выразил свою мысль Дмитрий Лихачев…. Мне хотелось бы поблагодарить автора текста за умение передавать свои мысли.

10) Малые народы дали нашей стране множество вещей, знаний, а мы, как последние свиньи, повернулись к ним спиной.

9) Фактологические ошибки:

1) В повести Тургенева «Преступление и наказание»…

2) Книга очень много для меня значит, ведь еще Ленин сказал: «Век живи – век учись!»

3) Базаров был нигилист и поэтому убил старуху топором.

4) Солдаты, победившие фашизм, возвращались к мирной жизни и продолжали писать: «Москва, как много в этом звуке для сердца русского слилось!.

10) Примеры предложений для нахождения и квалификации речевых ошибок:

1) Булгаков сожалел, что белая армия понесла крах.

2) Этот юноша отталкивает всех своим себялюбием и эгоизмом.

3) Молодому преподавателю не оставалось другого выбора, как показать свои огромные знания.

4) Этот факт оказал на меня огромное впечатление.

5) Главной чертой России всегда было чинопочитательство.

6) В наши дни бескорыстно и бесплатно уже никто ничего не делает.

7) Этот человек был дворянином от мозга до костей.

8) Это главная проблема, заложенная в тексте.

10) Прочитав текст, явно понимаешь и видишь ту проблему, которую до нас доносит автор.

11) Шахматы развивают воительность и память.

14) Нам советуют слушать музыку Моцарта, чтобы повысить работу умственной деятельности.

15) Писатель данной статьи гласит, что великая Волга располагается по всей России.

16) Жарким углем в костре мировой литературы пылает имя моего любимого писателя Гоголя.

17) Гимназист, стесняясь бедности своей матери, врет парням, что это его бывшая гувернантка

18) Вадичка сгорел в стыде перед товарищами, но все-таки подошел к матери.

19) Эта проблема спровоцирована активным развитием науки.

20) Это был рок судьбы.

21) Она хотела помочь семье и отцу.

22) Школьные годы пропали не зря.

Приложение 4.

Это будет сегодня последняя история,о том как помогали одни из самых важных войск,войска тыла,а в особенности как женщин,которые считай не спали и выполняли тяжелую мужскую работу! Вспомним настоящих героев трудового фронта!

Война крайне обострила ситуацию с трудовыми ресурсами. Из-за потери густонаселенных западных районов и мобилизации в Красную армию значительно сократилась численность работников. Если в первом полугодии 1941 года в хозяйстве было занято 31,8 млн. рабочих и служащих, то во втором полугодии — 22,8 млн., а в 1942 году — 18,4 млн. человек.

Война и тяжелая индустрия
Ушедших в армию мужчин призывного возраста заменили подростки, старики, женщины. Только во второй половине 1941 года на заводы пришли почти 2 миллиона домохозяек, школьников и пенсионеров. Академик-металлург Евгений Оскарович Патон вспоминал:

«Никогда не забыть мне женщин тех лет. Сотнями приходили они на завод, выполняли самую тяжелую мужскую работу, стояли часами в очередях и воспитывали детей, не сгибались под тяжестью горя, когда прибывала похоронная на мужа, сына или брата. Это были настоящие героини трудового фронта, достойные восхищения»

Стараясь максимально обеспечить рабочей силой оборонные отрасли, государство прибегло к массовой мобилизации работников легкой промышленности, сельского хозяйства, ряда других отраслей, а также учащихся на предприятия тяжелой промышленности. Рабочие военных заводов и транспорта считались мобилизованными. Самовольный уход с предприятий запрещался.

Массовый характер приобрело движение «Работать не только за себя, но и за товарища, ушедшего на фронт». Появились двухсотники, выполнявшие за смену по две нормы. Фрезеровщик Уралвагонзавода Дмитрий Филиппович Босый стал основателем движения тысячников. С помощью изобретенного им приспособления, позволявшего одновременно обрабатывать на одном станке нескольких деталей, он в феврале 1942 года выполнил норму на 1480%.

Война и деревня
Война нанесла огромный урон сельскому хозяйству. В 1941-1942 годах около половины посевных площадей и поголовья скота, почти треть энергетических мощностей оказались в руках оккупантов. Тракторы, автомобили, лошади изымались для нужд фронта.

В армию ушли практически все мужчины призывных возрастов. Во многих селах и деревнях вообще не осталось мужчин моложе 50-55 лет. В 1943 году 71% работников сельского хозяйства составляли женщины. Рядом с ними трудились старики и подростки. В армию было призвано большинство механизаторов (ведь тракторист — практически готовый водитель танка). Женщины освоили трактор. Уже в 1942 году в соревновании женских тракторных бригад принимали участие 150 тысяч человек.

Война потребовала от деревенских тружеников величайшего самопожертвования. Обязательный минимум трудодней был увеличен до трехсот в год. Продукция колхозов и совхозов полностью и практически безвозмездно сдавалась государству. Выживали колхозники за счет приусадебных участков, хотя те и были обременены налогами и различными обязательными сборами. Неимоверное напряжение сил крестьянства позволило обеспечить армию продовольствием, а военную промышленность — сырьем.

Война и наука
Огромную роль в укреплении оборонной мощи страны сыграли достижения науки. На основе рекомендаций ученых было значительно увеличено производство на многих металлургических комбинатах Урала, а также Сибири. Были открыты месторождения марганцевых руд в Казахстане, бокситов — на Южном Урале, меди и вольфрама — в Средней Азии. Это помогло компенсировать потери месторождений в западной части страны и обеспечить бесперебойную работу предприятий черной и цветной металлургии. Обширные изыскательские работы позволили открыть новые залежи нефти в Башкирии и Татарии.

Большое внимание ученые и инженеры уделяли совершенствованию станков и механизмов, внедрению технологических приемов, позволяющих повысить производительность труда, сократить брак.

Огромны заслуги военной медицины. Разработанные Александром Васильевичем Вишневским методы обезболивания и повязки с мазями широко применялись при лечении ран и ожогов. Благодаря новым методам переливания крови значительно снизилась смертность от потери крови. Неоценимую роль сыграла разработка Зинаиды Виссарионовны Ермольевой препарата на основе пенициллина. По свидетельству очевидцев, «волшебное лекарство на глазах изумленных свидетелей отменяло смертные приговоры, возвращало к жизни безнадежных раненых и больных».

Быт тыла
Война сильно ухудшила условия жизни советских людей. Даже по официальным (вероятно, сильно приукрашенным) данным потребление мяса в рабочих семьях в 1942 году снизилось в 2,5 раза по сравнению с довоенным временем, молочных продуктов — на 40%. В деревне потребление мяса сократилось втрое, хлеба — на треть. В пище стало намного меньше жиров, сахара, овощей. Не хватало круп. Зато стали есть вдвое больше картофеля.

Нехватка продовольствия вызвала его жесткое нормирование. Повсеместно были введены карточки на хлеб, сахар и кондитерские изделия; более чем в ста крупных городах — также на мясо, рыбу, жиры, макаронные изделия и крупы.

Колхозники карточек вообще не получили и остались вне системы нормированного обеспечения — без соли, без сахара, без хлеба — фактически на одной картошке с собственного огорода.

Как и в первой половине 1930-х годов, было установлено несколько категорий нормированного снабжения. К первой категории относились рабочие оборонной промышленности, ко второй — рабочие других отраслей, к третьей — служащие, к четвертой — иждивенцы и дети. Инженерно-технические работники приравнивались к рабочим соответствующих предприятий. К рабочим были приравнены также врачи, учителя, литераторы, работники культуры и искусства.

С осени 1943 года по первой категории выдавалось 700 грамм хлеба в день, по второй — 500 грамм Служащие получали 400 грамм, дети и иждивенцы — 300.

Чтобы отоварить карточки, очередь к дверям магазина приходилось занимать с ночи. Утром, отстояв несколько часов, можно было получить заветную буханку и если повезет — кусочек масла, маргарина или комбижира. Впрочем, нередко оказывалось, что продуктов нет совсем; даже хлеба порой хватало не на всех. Карточки выдавались на месяц и при утрате не восстанавливались. Потеря карточек, особенно в начале месяца, означала голодную смерть.

Цены на продукты, выдававшиеся по карточкам, на протяжении всей войны не изменялись. Однако вне системы нормированного снабжения происходила быстрая инфляция — тем более, что государство для покрытия военных расходов увеличило выпуск бумажных денег.

Все воюющие страны, даже США, прибегали в 1941-1945 годах к нормированному снабжению населения продовольствием и многими предметами первой необходимости. Но только в СССР, формально провозглашавшем равенство трудящихся, не запрещалась свободная продажа нормируемых продуктов. Это позволяло людям, имевшим деньги или ценные вещи, приобретать продукты на рынке, где цены превышали довоенные в среднем в 13 раз.

В 1944 году были открыты государственные коммерческие магазины, в которых товары продавались в неограниченных количествах, но стоили в 10-30 больше, чем в системе нормированного снабжения. Подобного цинизма не допускала ни одна западная страна.

Война лишила миллионы людей крова. Беженцы, эвакуированные нередко вынуждены были ютиться в переоборудованных общественных зданиях или занимать углы в домах и квартирах местных жителей. Большинство переживших эвакуацию с теплотой вспоминают об обитателях Урала и Сибири, Казахстана и Средней Азии — людях разных национальностей, потеснившихся ради того, чтобы дать приют незнакомым семьям.

Особенно тяжелая доля выпала тем, чьи дома оказались в прифронтовой полосе. Там, где надолго останавливался фронт, от изб чаще всего оставались только печи, торчащие среди развалин, а людям приходилось ютиться в погребах и землянках. Деревни, оставшиеся без мужчин, даже после войны далеко не сразу смогли отстроиться и залечить раны.

Война стала жестоким испытанием для всего нашего народа. Советские люди в тылу, как и на фронте, выдержали это испытание с честью. Поразительная стойкость, проявленная народом в те тяжелые годы, позволила стране выстоять войне и победить — несмотря на чудовищные просчеты, допущенные правящим режимом.

Глава 3. В чём тяжесть женской доли

Здравствуйте.

Прежде, чем начать эту главу, я хочу извиниться. Хочу просить прощения у всех женщин, читающих эту книгу. Прошу простить за все резкости, что вы сейчас прочитаете.

Простите меня.

Но этот стиль изложения выбран специально. Чтобы не было иллюзий и шор, которые наводят на мысли «такова моя судьба». Я надеюсь, что прочитанное здесь подтолкнёт некоторых женщин на пересмотр своей самооценки. Подтолкнёт кого-то на самоисправление, самоулучшение. Вытолкнет из обыденного круга проблем, границей которого, зачастую, являются самый обычный страх начинать что-то новое. И страх потерпеть неудачу. И страх – а что скажут домашние (соседи, знакомые)?

Я знаю, как тяжело начать изменяться. Я делал это в своей жизни несколько раз! Коренное изменение жизни. Отказ от старых привычек. Признание самому себе, что я не умный, и мне надо учиться. Читать умные книги и вопрошать самоё себя: «И что, я это должен делать?!» Да лучше я включу телевизор. Или почитаю детектив – интересно, ведь. А дома, к тому же, гардина провисла. И розетка искрит. Да мало ли каких дел можно найти дома, когда в полглаза ещё и телевизор можно посмотреть.

Поверьте, мне понятно, как это тяжело – ревизовать свою жизнь и начинать что-то новое.

Итак. В чём тяжесть женской доли? И что это за доля такая – женская? Какую роль играет женщина в жизни семейной, что быстро начинает стариться? Какие функции выполняет с удовлетворением, а какие не хочет? Какие стороны жизни полезны, а какие вредят союзу «мужчина-женщина»?

Главная проблемная сторона жизни, где ответственность взяли на себя женщины, – сохранение семьи.

Так уж мы созданы, что хранительница домашнего очага есть женщина. Ей же выпала доля, по совместительству, создавать структуру семьи, а то ведь нечего хранить будет. И ещё втягивать мужчину в этот союз. Против его же естества, против его привычек и натуры. Против его страсти к поискам и передвижениям. В поисках добычи. Или в поисках приключений.

Женщина хочет и ждёт ухаживаний. Мораль и нравы человечества (какая странная аллегория!) не приветствуют явную инициативу от женщин. Кто-то предначертал этот удел – ждать. Плюс ко всему – усталость и лень, обыкновенная лень закрывает женщине глаза, рот, «связывает руки». И женщина замирает и ждёт…

Надумано всё это. Не надо ждать. Вспомните главу «Счастье: ждать… взять…»

Но «тяжесть» женского удела как раз ещё и в том, что у женщины барьеров больше, нежели у мужчин. Женщина создана для строительства союза, она и строит. Но инициативу надо скрывать – вот разница, вот в чём сложность, вот она «тяжесть». Скрывать от так называемого сильного пола. Иначе этот, такт называемый сильный пол, будет немедленно повержен одним из смертных грехов, который называется гордыня. И от своей гордыни – не гордости, гордыни! – так называемый сильный пол ретируется, и женщине придётся начинать всё сначала. Плюс ещё страх неудач толкает мужика «в бега». А вот женщине «бежать» некуда. Женщине природой предназначено строить союз и продолжать род. Очень неблагодарное занятие. Найти мужика, «захомутать» (очаровать) и потом дать ему потомство. Ему!.. Будто его заслуга здесь есть какая. И при этом всю жизнь скрывать свой ум. Всю жизнь играть роль, что мужик – он царь. Хотя бы в семье.

Так надо. Иначе этот «царь» сбежит.

Вот в чём тяжесть. Вот в чём и заключается образ «чемодана без ручки», который тяжело нести, да жалко бросить. Но женщине приходится его нести.

· Но только для кого это – тяжесть?

Для современных дам. Для необразованных. Точнее, образованных, обученных, но не тому. Не тому обученных. Не обученных в плане общения, флирта, принятия ухаживаний. Пансионы благородных девиц канули в лету. И не в благородстве дело. А в неумении привлечь внимание. Ведь цивилизация (чтоб ей пусто было) с её увеличивающимся ритмом жизни убивает чувственность. Всё больше логичности, адекватности, рационализма в поступках. И всё меньше чувственности. А это губительно для женской натуры. Это убийственно для женского счастья.

Мужчина по натуре более лидер, чем женщина, и создание барьеров провоцирует его на поиски лазеек. Надо сказать поточнее – не лидер, а поисковик. Держать крепко – означает гасить его энергию. Но она не гасится полностью, а аккумулируется, чтобы потом, подобно вулкану, выплеснуться извержением. Это будет либо поиск приключений на стороне, либо брюзжание в домашнем кругу. И первый, и второй случай ведёт к разрушению союза.

И если ускоряющийся ритм жизни назвать первой проблемой, то

· Второй проблемой является образ жизни.

Дома – неторопливые движения, потом медленно идём на работу (здоровья-то мало). Или вообще – едем на машине, сидя. На работе опять садимся. И что в итоге? В итоге смотрим в телевизор, там показывают гладкие задницы. Однозначно они упругие. Трогаем жену… После сидения дома, в машине и на работе упругости не прощупывается. Это упрёк? Да, это упрёк. Упрёк женщинам. Если сидите или стоите всю жизнь, а слово спорт для вас всего лишь шутка, то не пеняйте на мужика своего, если он ищет упругость. Help your self, говорят американцы. Помоги себе сам (сама себе). И вини сама себя. Здесь ничего не поделаешь, кроме как вести подвижный и здоровый образ жизни. Утром – зарядка, водные процедуры. Банально? Но альтернативы нет!

А как? Как вести здоровый образ жизни, когда после работы есть ещё дела по дому, задачи по детям. На это просто не остаётся сил. Но всё-таки как!?

…Без комментариев. Для этого есть специалисты, они подскажут, они помогут.

И получается, что тяжесть женской доли не в переборе функций или в социальном положении. Гораздо проще – в незнании. В незнании основных понятий, среди которых мы живём. Точнее – в знании, но непринятии чужого положительного опыта.

· А это уже третья и не менее серьёзная проблема.

Мне приходилось разговаривать с женщинами по вопросу «что есть любовь». Дело не в том, кто что знает. Дело в том, что часто встречающийся ответ – «а вот просто любовь, и всё». Или – «не надо никаких определений. Любовь, это просто любовь». Остаётся только, как гласит восточная поговорка, «положив в рот пальцы изумления, сесть на ковёр раздумий». Женщина (!) не хочет (!!) провести полемику на тему «любовь» (!!!).

Обыкновенная леность мышления. И как-то краем глаза я наблюдал за одной женщиной, вертящейся перед зеркалом. Она рассматривала себя в зеркало и сказала сама себе очень глупую (по моему мнению) фразу: «И ничего я не уродина. Меня очень даже можно любить».

В незнании! В незнании жизни! В незнании основных понятий межчеловеческих отношений. В незнании определений и смысла чувств. Что значит «любить»? Как это «любить»? Зарплату приносить? Или утром говорить «доброе утро»? Кстати, а при чём тут «уродина»? Или «не уродина». Разве это есть главное и важное условие, при котором «можно любить»? Вспомните, любят «не за что», а «несмотря на что».

· Вот ещё одна проблема, которая губит женщину

– шаблонность жизни, уродливые штампы, не позволяющие женщине осознать своё величие. Первый и неверный штамп – создание внешнего вида. (Помните – «Две стороны одной медали»?) Все силы, вся энергия, все деньги уходят на внешний вид. И уже не остаётся на другое, более важное – обаяние, шарм, осанка, походка, остроумие. Всё это вместе и поодиночке важнее внешнего вида.

Или – «женская показная слабость», когда хочется подать женщине руку. Подать руку не потому, что у женщины походка тяжелая и ей тяжело спуститься со ступеньки, а потому, что жест этот очень красив. Но если же походка тяжёлая, то жест предназначен уже не женщине, а старушке – подать руку. И пусть этой «старушке» будет тридцать лет.

Вот если походка легка и грациозна (кстати, от веса, массы, полноты женщины грациозность не зависит), то протянуть руку просто хочется. Всем вокруг кажется, что мужчина делает вежливый жест. Раскрою тайну: на самом деле мужчина тянется интуитивно, с желанием схватить, пощупать. И лишь в последний момент страх или разумное поведение останавливает движение руки от тела. Остаётся всего лишь подать руку. Но со стороны это видится красиво. Красота мужчинам ведь тоже не чужда.

Что и говорить, красив жест, когда мужчина руку подаёт, как знак внимания. А если подаёт, потому что женщине трудно сойти со ступеньки? Здесь в подсознании мужчины закладывается образ этой конкретной женщины, что она есть не предмет ухаживаний, внимания и интриги, а предмет сострадания. И, как следствие – эректильная дисфункция по отношению к этой конкретной женщине. Простите за прямоту.

Вот если женщина прячет свою немощь (ну бывает такое!) за лукавым взглядом, за призывным жестом, если сам по себе призыв о помощи скрывается за флиртом, то и помогать такой женщине хочется сейчас, немедленно и невзирая ни на что! А потом, после помощи, после контакта за руку и разные другие места – и мысли шаловливые в голове шумят…

И вот сталось овладеть всего-то «самой малостью»: грация, осанка, походка. На всю жизнь. Ежедневно. Ежечасно. Ежеминутно. Поверьте, это важнее макияжа.

Красота жестов, красота отношений – вот она красота внешняя. А не красота внешнего вида. И нужна красота «внутренняя» – обаяние.

Правда, красота внешнего вида, она действительно притягательна. Но ещё – развратна. Внешне очень красивая женщина не вызывает доверия в качестве подруги жизни. Не подруга, а подружка. На море съездить…

А теперь конкретика.

У женщин набор жизненных функций велик. Слишком велик. Если сравнивать с мужчиной. Основные функции такие:

– работать – присуще как женщине, так и мужчине,

– уход за домом (хозяйством) – как женщина, так и мужчина,

– воспитание детей – преимущественно женщина,

– уход за собой (и за мужчиной) – только женщина,

– удержание мужика от глупостей – одна лишь женщина.

Слишком много. Перебор.

Это она – тяжёлая женская доля.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

Глава первая ЭВОЛЮЦИЯ И ЛОБНЫЕ ДОЛИ МОЗГА Когда высшее начало берет низшее себе на службу, природа низшего трансформируется в высшее. Мейстер ЭКХАРДТ Сфинкс в Гизе потрясает. Этот самый большой в мире памятник, высотой в шестиэтажное здание, вырезан из цельного камня. В

Из книги Биология трансцедентного автора Пирс Джозеф Чилтон

Глава вторая ПОСЛЕДНИЕ ДОСТИЖЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ: ЛОБНЫЕ ДОЛИ Возможности сделать что-либо предшествует намерение. Джером БРЮНЕР Сразу за линией лба, над переносицей, находится передняя часть коры головного мозга (лобные доли), крупнейшее и, по всей видимости, последнее из

Из книги Женский ум в проекте жизни автора Менегетти Антонио

Глава четвертая Логика женской власти Высшие уровни красоты и обаяния женщины порождены ее внутренним

Из книги Любовь для умных мужчин автора Кащеев Л

Глава VII, понимание женской логики Душевное равновесие любой ценойСобственно, мы начали этот разговор, уже когда обсуждали женские потребности. Там и прозвучал базовый принцип: женское сознание с уникальной изворотливостью избавляет себя от душевных неудобств. Это его

Из книги Стратегия успешного любовного знакомства: мужские советы для женщин и мужчин автора Зберовский Андрей Викторович

Глава 5. Кое-что о женской психологии знакомств Внимание! Поскольку предшествующая глава «Кое-что о мужской психологии знакомств» адресовалась уважаемым дамам, то теперь вполне логично «сделать ответный ход» и предложить главу-антитезу мужчинам. В конце концов, им же

Из книги Застенчивость и как с ней бороться автора Вемъ Александр

Тяжесть самоуничижения Как вы думаете, легко ли преодолеть тревожность, не уважая себя? По-моему, это так же трудно, как подниматься на высокую гору с тяжелой гирей, прикованной к ноге. Низкая самооценка приводит к пассивности, которая, как мы знаем, является причиной

Из книги Искусство Быть Собой автора Леви Владимир Львович

САМАЯ ЛЕГКАЯ ТЯЖЕСТЬ Руки тяжелеют,ноги тяжелеют,веки становятся тяжелыми,наливаются тяжестью,все больше наливаются тяжестью,все тело тяжелое, расслабленное...Для сеанса гипноза такие слова обычны: почти ежедневно я произношу их в своем кабинете. Ощущение тяжести в

Из книги Измените свой мозг - изменится и жизнь! автора Амен Дэниел

Глава 11 Память и характер Височные доли Отец, которому исполнилось 94 года, обращается к своему 68-летнему сыну: «Вот так в одно прекрасное утро просыпаешься и понимаешь, что тебе уже не 81. Когда начинаешь считать не дни, а минуты, и осознаешь, что когда-то тебя не станет. И

автора Голдберг Элхонон

7. У каждой доли свой удел: стили принятия решений и лобные доли Нейропсихология индивидуальных различий Сравнение функции нормального и аномального мозга было главной задачей нейропсихологии. Всегда считалось, что заболевание мозга может принимать различные формы,

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Глава 3. Главный управляющий мозга: лобные доли с первого взгляда 1. Описание трансформации военного лидерства в течение истории см. в: Keegan J. The Mask of Command. New York: Penguin, 1989. 2. Хроническая болезнь Наполеона не имела прямого отношения к мозгу. Как раз наоборот - он страдал

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Глава 9. Социальная зрелость, моральность, право и лобные доли 1. Oppenhelm H. Zur Pathologie der Grosshirngeschwulste // Archives of Psychiatry. 1889. Vol. 21. P. 560. 2. Schore A. Affect Regulation and the Origin of the Self: The Neurobiology of Emotional Development. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Assoc, 1999. 3. Anderson S. W. et al. Impairment of social and moral behavior related to early damage in human prefrontal cortex // Nat.

Из книги Управляющий мозг [Лобные доли, лидерство и цивилизация] автора Голдберг Элхонон

Глава 12. Лобные доли и парадокс лидерства 1. Fodor J. A. Precis of the Modularuty of Mind // The Behavioral and Brain Sciences. 1985. Vol. 8. P. 1-42. 2. Goldberg E. Gradiental approach to neocortical functional organization // J. Clin. Exp. Neuropsychol. 1989. Vol. 11, № 4. P. 489-517; Goldberg E. Higher Cortical Functions in Humans: The Gradiental Approach // Contemporary Neuropsychology and the Legacy of Luria / Ed. by E. Goldberg. Hillsdale, New Jersey:

Из книги Черное солнце [Депрессия и меланхолия] автора Кристева Юлия

Из книги Сказать жизни - Да автора Франкл Виктор

Тяжесть презрения Самое болезненное в побоях - это презрение, которым они сопровождаются. Однажды мы перетаскивали через обледеневшие железнодорожные пути тяжелые шпалы. Стоило одному, поскользнувшись, оступиться или упасть, как он увлек бы за собой товарищей, несущих