Платонические отношения откуда взялось выражение. Что такое платоническая любовь

Гомер биография. Место рождения.

Традиционно считается, что Гомер был слепым и ряд ионийских городов утверждают, что они являются родиной поэта. В целом, однако, биография Гомера – это белое пятно. Нет никакой уверенности в жизни Гомера. Восемь сохраненных биографий имеют более позднее время и заполнены мифическими высказываниями и неправдоподобными утверждениями.

Даже его родной город не известен точно. Уже в древние времена многие города и деревни оспаривали честь быть родиной Гомера. Семь деревень сражаются за место рождения Гомера: Йосс, Колофон, Саламин, Хиос, Смирна, Афины и Спарта.

Варианты предлагают еще четыре города и поздние объявления даже говорят о двадцати претендентах. Скорее всего, поэт родился в Хиосе (одноименный остров) или в городе Смирна Малайзии. Однако древние источники единодушно указывают на остров Йос как место, где он умер и был похоронен.

Также противоречиво время, когда жил Гомер. Геродот (484-406 гг. до н.э.) утверждает, что это 4-й век до нашей эры, а Фукидид (471-395 до н.э.) упоминает 8-ое столетие до нашей эры. Описание некоторых писателей про покойного Гомера, что он жил во время Троянской войны, то есть в XII или XIII веках до нашей эры, не соответствует действительности. В настоящее время считается, что вполне вероятно, что поэт жил во второй половине 8-го и начале 7-го века до нашей эры.

В древние времена никто не сомневался в существовании Гомера. Платон (429-317 до н.э.) говорит, что этот поэт «воспитывал всю Элладу» и Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Во многих местах в своих книгах ссылается на Гомера. К 3 веку до н.э. некоторые ученые из Александрии поставили под сомнение авторство Гомером «Одиссеи», но существование поэта не подвергалось сомнению.

Статья по теме: Блез Паскаль

Гомер Илиада Одиссея

Неоднократно обсуждалось, как один и тот же поэт мог писать «Илиаду» и «Одиссею», а также такие произведения как «Батрахомиомахия» (война между лягушками и мышами), гимны и поэмы эпического цикла, как правило, которые считаются более поздними, чем эпические стихи.

Среди ученых принято считать, что старый материал Илиады и Одессы, относящийся к VIII веку до нашей эры прошел процесс стандартизации и редактирования. Важную роль в этой стандартизации сыграл афинский тиран Гиппарх, который реформировал чтение гомеровской поэзии на Фестивале в Панатене.

Многие ученые в сфере классической литературы считают, что эта реформа должна была привести к созданию канонического письма.

Устная культура

Анализ структуры и словаря «Илиады и Одиссеи» показывает, что стихи содержат регулярные повторяющиеся фразы; даже стихи повторяются. Возможно ли, что «Илиада» и «Одиссея» были устными стихами, написанными в то время поэтом, который использовал коллекцию запоминаемых традиционных стихотворений и фраз?

Милман Перри и Лорд Альберт указывают, что такая устная традиция, чуждая сегодняшней письменной культуре, типична для эпической поэзии, является чрезвычайно устной культурой.

Традиционный ответ – это «гипотеза о зачислении», согласно которой неграмотный Гомер продиктовал свое стихотворение как грамотный книжник в VI веке до нашей эры. или ранее. Более радикальные гомеристы, такие как Грегори Надж, утверждают, что канонический текст гомеровских стихов в рукописной форме не существовал до эллинистического периода.

Гомер или группа поэтов?

Так мало известно, что есть такой анекдот, в котором говорится, что «стихи были написаны не Гомером, а другим человеком того же самого имени». По-гречески имя поэта означает заложник. Существует теория, что это имя происходит от имени группы поэтов, называемой Хомерай, что буквально означает «сыновья заложников», т. е. наследников военнопленных.

Гомер – древнегреческий поэт - сказитель, собиратель легенд, автор древних литературных произведений «Илиада» и «Одиссея».

Точными данными о дате рождения сказителя историки не располагают. Остается загадкой и место рождения поэта. Историки считают, что наиболее вероятный период жизни Гомера – X-VIII века до нашей эры. Местом возможной родины поэта считают один из шести городов: Афины, Родос, Хиос, Саламин, Смирна, Аргос.

Еще более дюжины других населенных пунктов Древней Греции упоминались разными авторами в разное время, в связи с появлением на свет Гомера. Чаще всего сказителя считают уроженцем Смирны. Произведения Гомера обращены к древней истории мира, в них нет упоминаний о современниках, что усложняет датирование периода жизни автора. Существует легенда, что Гомер сам не знал места своего рождения. От Оракула сказитель узнал, что остров Иос был родиной его матери.

Биографические данные о жизни сказителя, представленные в средневековых трудах, вызывают у историков сомнения. В работах о жизни поэта упоминается, что Гомер – имя, которое поэт получил из-за своей приобретенной слепоты. В переводе оно может означать «незрячий» или «ведомый». При рождении мать нарекла его Мелезигеном, что означает «рожденный у реки Мелеса». По одной из легенд, Гомер ослеп, когда увидел меч Ахиллеса. В утешение богиня Фетида наделила его даром песнопения.

Есть версия о том, что поэт был не «ведомым», а «ведущим». Гомером нарекли его не после того как сказитель ослеп, а наоборот – прозрел и стал говорить мудро. По мнению большинства античных биографов, Мелезиген был рожден женщиной по имени Крифеида.


Сказитель выступал на пиршествах знатных людей, на городских собраниях, на рынках. Согласно мнению историков, Древняя Греция во времена жизни Гомера переживала свой расцвет. Поэт декламировал отдельные части из своих произведений, путешествуя от города к городу. Он пользовался почтением, имел ночлег, еду и не был грязным странником, которым иногда его изображают биографы.

Существует версия, что «Одиссея», «Илиада» и «Гомеровские гимны» - это творчество разных авторов, а Гомер был только исполнителем. Историками рассматривается версия, что поэт принадлежал к семейству певцов. В Древней Греции ремесленные и другие профессии часто передавались из поколения в поколение. В таком случае любой член семьи мог выступать под именем Гомера. Из поколения в поколение истории и манера исполнения передавались от родственника к родственнику. Данный факт объяснил бы и разный период создания поэм, и прояснил бы вопрос с датами жизни сказителя.

Становление поэта

Одна из наиболее подробных историй о становлении Гомера в качестве поэта принадлежит перу Геродота Галикарнасского, которого Цицерон назвал «отцом истории». По версии античного историка, поэт был при рождении назван Мелезигеном. Он жил вместе с матерью в Смирне, где стал учеником владельца школы Фемия. Мелезиген был очень умен и хорошо постигал науки.

Учитель умер, оставив своему лучшему воспитаннику школу. Поработав некоторое время наставником, Мелезиген решил углубить свои знания о мире. Помочь ему вызвался человек по имени Ментес, который был родом с острова Лефкада. Мелезиген закрыл школу и отправился на корабле знакомого в морское путешествие, чтобы увидеть новые города и страны.


Поэт Гомер

Во время странствия бывший учитель собирал истории, легенды, расспрашивал об обычаях местных народов. Прибыв в Итаку, Мелезиген почувствовал недомогание. Ментес оставил спутника под присмотром надежного человека и поплыл на родину. В дальнейшее странствие Мелезиген отправился пешком. По дороге он декламировал истории, собранные им за время странствия.

По версии Геродота Галикарнасского, окончательно ослеп сказитель в городе Колофон. Там он и взял себе новое имя. Современные исследователи склонны подвергать сомнению историю, рассказанную Геродотом, как и сочинения других античных авторов о жизни Гомера.

Гомеровский вопрос

В 1795 году Фридрих Август Вольф в предисловии к изданию текста поэм древнегреческого сказителя выдвинул теорию, которая получила название «Гомеровский вопрос». Основной смысл мнения ученого заключался в том, что поэзия во времена Гомера была устным искусством. Слепой странствующий сказитель не мог быть автором сложного художественного произведения.


Бюсты Гомера

Гомер сочинял песни, гимны, музыкальные эпосы, которые легли в основу «Илиады» и «Одиссеи». По мнению Вольфа, законченный вид поэмы получили, благодаря другим авторам. С тех пор ученые, занимающиеся творчеством Гомера, разделились на два лагеря: «аналитики» поддерживают теорию Вольфа, а «унитарии» придерживаются мнения о строгом единстве эпоса.

Слепота

Некоторые исследователи творчества Гомера говорят о том, что поэт был зрячим. В пользу отсутствия у сказителя недуга говорит тот факт, что философы и мыслители считались в Древней Греции людьми, лишенными обычного зрения, но имеющими дар смотреть в суть вещей. Слепота могла быть синонимом мудрости. Гомер считался одним из создателей всеобъемлющей картины мира, автором родословной богов. Мудрость его была для всех очевидной.


Слепой Гомер с проводником. Художник Вильям Бугро

Античные биографы вывели в своих произведениях точный портрет Гомера-слепца, но сочиняли они свои труды уже через много столетий после смерти поэта. Так как достоверных данных о жизни поэта не сохранилось, то трактовка античных биографов могла быть не совсем правильной. В пользу этой версии говорит факт наличия во всех биографиях вымышленных событий с участием мифических персонажей.

Произведения

Сохранившиеся древние свидетельства дают представление о том, что в эпоху античности сочинения Гомера считались источником мудрости. Поэмы давали знания относительно всех сфер жизни – от общечеловеческой морали до основ военного искусства.

Плутарх писал, что великий полководец всегда хранил при себе копию «Илиады». Греческих детей учили читать по «Одиссее», а некоторые отрывки из произведений Гомера философы-пифагорейцы прописывали, как средство для исправления души.


Иллюстрация к "Илиаде"

Гомера считают автором не только «Илиады» и «Одиссеи». Сказитель мог быть создателем комической поэмы «Маргит» и «Гомеровских гимнов». Среди других произведений, приписываемых древнегреческому сказителю, есть цикл текстов о возвращении героев Троянской войны в Грецию: «Киприи», «Взятие Илиона», «Эфиопида», «Малая Илиада», «Возвращения». Поэмы Гомера отличает особый язык, который не имел аналога в разговорной речи. Манера повествования делала сказания запоминающимися и интересными.

Смерть

Существует легенда, которая описывает смерть Гомера. В старости отправился слепой сказитель на остров Иос. Путешествуя, Гомер встретил двух юных рыбаков, которые загадали ему загадку: «У нас есть то, что мы не ловили, а что мы поймали, мы выкинули». Поэт размышлял над решением головоломки долго, но так и не смог найти нужного ответа. Мальчишки ловили вшей, а не рыбу. Гомер был так раздосадован тем, что не смог разгадать загадку, что поскользнулся и ударился головой.

По другой версии, сказитель покончил с собой, так как смерть была для него не так страшна, как потеря остроты ума.

  • Существует около десятка биографий сказителя, дошедшие до нашего времени из античности, но все они содержат сказочные элементы и упоминания об участии древнегреческих богов в событиях жизни Гомера.
  • Поэт распространял свои произведения за пределами Древней Греции при помощи учеников. Их называли Гомеридами. Они странствовали по разным городам, исполняя на площадях произведения своего учителя.

  • Творчество Гомера было очень популярно в Древней Греции. Около половины всех найденных папирусных древнегреческих свитков являются отрывками из разных произведений поэта.
  • Сочинения сказителя передавалось в устной форме. Поэмы, которые мы знаем сегодня, были собраны и структурированы в целостные произведения из разрозненных песен армией поэтов афинского тирана Писистрата. Некоторые части текстов были отредактированы с учетом пожеланий заказчика.
  • Советский прозаик в 1915 году написал стихотворения «Бессонница. Гомер. Тугие паруса», в котором взывал к сказителю и героям поэмы «Илиада».
  • До середины семидесятых годов двадцатого века события, описанные в поэмах Гомера, считались чистым вымыслом. Но археологическая экспедиция Генриха Шлимана, нашедшего Трою, доказала, что творчество древнегреческого поэта основано на реальных событиях. После такой находки почитатели Платона укрепились в надежде, что однажды археологи найдут и Атлантиду.

Гомер - знаменитый древнегреческий поэт, чье творчество не просто являлось образцом для всех античных творцов - его считают прародителем европейской литературы. У многих представителей современных поколений именно с его именем ассоциируется античная культура, а знакомство с мировой литературой обычно начинается с поэм «Илиада» и «Одиссея», принадлежащих (или приписываемых) этому легендарному автору. Гомер является первым древнегреческим поэтом, творческое наследие которого дошло до наших дней, причем около половины обнаруженных на сегодняшний день древнегреческих папирусов литературного содержания представляют собой фрагменты его произведений.

Достоверные, подтвержденные исторически данные о личности Гомера, его жизненном пути отсутствуют, причем они были неизвестны даже в древности. В эпоху античности было создано 9 биографий Гомера, и все они основывались на легендах. Неизвестны не только годы его жизни, но и столетие. По мнению Геродота , это был IX в. до н. э. Ученые нашего времени называют ориентировочно VIII в. (или VII в.) до н. э. Нет никаких точных сведений и о месте рождения великого поэта. Считается, что жил он в одной из местностей Ионии. Легенда гласит, что целых семь городов - Афины, Родос, Смирна, Колофон, Аргон, Саламин, Хиос - оспаривали друг у друга честь называть себя родиной Гомера.

Согласно традиции, великого поэта изображают слепым стариком, однако ученые придерживаются мнения, что это влияние представлений древних греков, особенности биографического жанра. Греки видели взаимосвязь поэтического таланта и пророческого дара на примере многих знаменитых личностей, которые были лишены зрения, и полагали, что и Гомер принадлежал к этой славной когорте. Помимо этого, в «Одиссее» есть такой персонаж, как слепой певец Демодок, который отождествлялся с самим автором произведения.

Из жизнеописания Гомера известен такой эпизод, как поэтическое соревнование с Гесиодом на острове Эвбей. Поэты читали свои лучшие произведения на играх, организованных в память о погибшем Амфидеме. Победа, согласно воле судьи, досталась Гесиоду, поскольку тот воспевал мирную жизнь и труд земледельцев, однако предание гласит, что публика больше симпатизировала Гомеру.

Как и все остальное в биографии Гомера, доподлинно неизвестно, принадлежат ли знаменитые поэмы «Илиада» и «Одиссея» именно его перу. В науке с XVIII в. существует так называемый гомеровский вопрос - так называется полемика вокруг авторства и истории написания легендарных произведений. Как бы там ни было, именно они принесли автору славу на все времена и вошли в сокровищницу мировой литературы. Обе поэмы основаны на сказаниях, мифах о Троянской войне, т.е. о военных действиях греков-ахейцев против жителей малоазиатского города, и представляют собой героический эпос - масштабное полотно, действующими лицами которого являются и исторические персонажи, и герои мифов.

Древние греки считали эти поэмы священными, торжественно исполняли их на государственных праздниках, с них начинали и ими же завершали процесс обучения, видя в них сокровищницу самых разнообразных знаний, уроки мудрости, красоты, справедливости и других добродетелей, а их автор почитался едва ли не как божество. По словам великого Платона , духовным развитием Греция обязана именно Гомеру. Поэтика этого мастера слова оказывала огромное влияние на творчество не только античных авторов, но и признанных классиков европейской литературы, живущих многие столетия спустя.

Существуют так называемые Гомеровы гимны, которые в древности приписывали великому слепцу, но ни они, ни другие произведения, автором которых называли Гомера, не относятся к его творческому наследию.

По данным Геродота и Павсания, смерть настигла Гомера на острове Иос (архипелаг Киклады).

Гомер (греч. Ὅμηρος, лат. Homerus) - первый и наиболее известный из древнегреческих поэтов, признанный основоположник европейской литературы. Ему приписывается создание классических поэм - «Илиады» и «Одиссеи». Согласно сообщению ряда античных авторов (в том числе Цицерона), поэмы Гомера были впервые собраны воедино и записаны по указанию афинского тирана Писистрата или его сына Гиппарха (VI в. до н.э.). «Одно или несколько лиц, мужчина или женщина» - так представляет Гомера Энциклопедия научной фантастики под редакцией Клюта и Лэнгфорда. Немного шаржированное, но в общем-то верное отражение того, что знает о Гомере современная наука, то есть ничего. Действительно, споры о том, был ли автор «Илиады» и «Одиссеи» один, или же их по меньшей мере двое, идут еще с XVIII века. А предположение Сэмюела Батлера (в 1892), что Гомер был женщиной, остается чрезвычайно популярным в англоязычном мире. Роберт Грейвс вообще был убежден, что автор «Одиссеи» - героиня этой же поэмы Навсикая, дочь царя феаков.

По сути Гомер является легендарной личностью, поскольку о нем самом и о его жизни не имеется никаких достоверных сведений. Некоторые считали его современником Троянской войны (начало XII в. до н.э.). Геродот относил время Гомера приблизительно к IX в. до н.э. (по словам Геродота, Гомер жил за 400 лет до него). Большинство современных ученых склонно считать, что Гомер жил в VIII веке до нашей эры, указывая в качестве основного места его пребывания Хиос или какой-либо другой регион Ионии на побережье Малой Азии.

Ратуют семь городов за исток многомудрый Гомера:
Смирна, Хиос, Колофон, Саламин, Родос, Аргос и Афины.

Названные семь не исчерпывают, впрочем, списка городов-претендентов. Как сообщают Геродот и Павсаний, умер Гомер на острове Иос архипелага Киклады. Вероятно, «Илиада» и «Одиссея» были сложены на малоазийском побережье Греции, заселенном ионийскими племенами, или на одном из прилегающих островов. Впрочем, гомеровский диалект не дает точных сведений о национальной принадлежности Гомера, так как представляет собой сочетание ионийского и эолийского диалектов древнегреческого языка.

Покрыто тайной и имя сказителя (писаной литературы еще не существовало). Значение имени «Гомер» (оно впервые встречается в VII веке до н. э., когда Каллин Эфесский назвал его автором «Фиваиды») пытались объяснить ещё в античности, предлагались варианты «заложник» (Гесихий), «следующий за» (Аристотель) или «слепец» (Эфор Кимский), позднее высказывались предложения приписать ему значение „слагатель“ или „аккомпаниатор“. Некоторые считают, что в своей ионийской форме имя Ομηρος - практически наверняка реальное личное имя, другие (например Энциклопедия Брокгауза и Ефрона) полагают иначе:

Все же форма имени (его прозрачная этимология от homo - «с» и корня ar - «прилаживать», сравни hodegos - «путеводитель», от hodog «путь» и корня ag - «вести») обличает в нём героя-эпонима так называемых гомеридов, древнейшей школы эпических певцов-сказителей, к которым он относился так же, как и несомненно мифический Дедал к дедалидам, древнейшей школе ваятелей.

Традиционно Гомер изображается слепцом. Наиболее вероятно, что это представление исходит не из реальных фактов жизни Гомера, а представляет собой реконструкцию, характерную для жанра античной биографии. Поскольку многие выдающиеся легендарные прорицатели и певцы были слепыми (например, Тиресий), по античной логике, связывавшей пророческий и поэтический дар, предположение о слепоте Гомера выглядело весьма правдоподобным. Кроме того, певец Демодок в «Одиссее» слепой от рождения, что также могло восприниматься автобиографично. В любом случае, уже начиная с эллинистических времен в искусстве Гомер изображался в виде вдохновенного слепого старца. Лучшим бюстом Гомера, по мнению энциклопедии Брокгауза и Ефрона, является бюст в Сансуси, вероятно, произведение родосской школы.

Уже во времена классической эпохи Древней Греции Гомер считался классиком и прародителем литературы. Система образования была построена на изучении поэм Гомера. Они заучивались частично или даже полностью, по их темам устраивались декламации. Эта система была заимствована Римом, где место Гомера с I в. н. э. занял Вергилий. Главное произведение римской литературы - героический эпос «Энеида» Вергилия представляет собой подражание «Одиссее» (первые 6 книг) и «Илиаде» (последние 6 книг). Влияние гомеровских поэм можно усмотреть практически во всех произведениях античной литературы.

Во времена средневековья в Европе Гомер был почти забыт (в первую очередь, из-за незнания древнегреческого языка), однако сюжет Троянской войны оставался хорошо известен благодаря латинским романам Дарета и Диктиса.

В Византии же Гомера читали и тщательно изучали. До настоящего времени сохранились десятки полных византийских рукописей гомеровских поэм, что беспрецедентно для произведений античной литературы. Кроме того, византийские ученые переписывали, компилировали и создавали схолии и комментарии к Гомеру. Комментарий архиепископа Евстафия к «Илиаде» и «Одиссее» в современном критическом издании занимает семь томов.

В последний период существования Византийской империи и после её крушения греческие рукописи и ученые попадают на Запад, и эпоха Возрождения заново открывает для себя Гомера. Данте Алигьери помещает Гомера в первый круг Ада как добродетельного нехристианина.

В России фрагменты из Гомера переводил ещё Ломоносов, первый большой стихотворный перевод (шесть книг «Илиады» александрийским стихом) принадлежит Ермилу Кострову (1787). Особенно важны для русской культуры переводы «Илиады» Николая Гнедича (закончен в 1829), который был выполнен с оригинала с особенной тщательностью и очень талантливо (по отзывам Пушкина и Белинского), и «Одиссеи» В.А. Жуковского.

Помимо «Илиады» и «Одиссеи» Гомеру приписывали целый ряд более поздних стихотворений и поэм, автором которых он никак не мог быть, ряд из них - «Гомеровы гимны», «Война мышей и лягушек» («Батрахомиомахия») - мы включили в библиографию.

Разница между двумя поэмами ярко проявляется как раз в отношении к фантастическому. В «Илиаде» мы встречаем разве что семейные сцены между небожителями да их вмешательство в войну (впрочем, невидимое для смертных). В 18-ой песни упоминаются помощницы Гефеста, девы, сделанные из золота:

Прислужницы, под руки взявши владыку,

Шли золотые, живым подобные девам прекрасным,

И которых бессмертные знанию дел изучили.

Это место часто называют первым в мировой литературе изображением роботов (андроидов).

Троянская война (с участием богов) - одна из сюжетных линий дилогии Дэна Симмонса «Троя».

«Одиссея» же изобилует волшебными предметами, магическими действиями, чудесными местами. Каждый остров, посещенный Одиссеем, это вариант потустороннего мира. Путешествует Одиссей и в настоящий потусторонний (загробный) мир, ко входу в Аид. Чтобы достичь его, плывет на юг, но при этом оказывается почему-то далеко на Севере, в стране киммерийцев, где царит вечный сумрак. Там, где Коцит и Флегетон вливаются в Ахеронт, Одиссей свежей кровью приманивает мертвецов, бесплотные тени, потерявшие память о земной жизни. Среди пришедших (их приходится отгонять мечом) и мать Одиссея - а он даже не знал, что она умерла. Однако он ждет одного нужного - прорицателя Тиресия. Тиресию он дает напиться жертвенной крови и получает пророчество о своем дальнейшем пути. После этого он дает кровь матери, которая рассказывает ему о домашних делах, а затем Ахиллу и Агамемнону (что Агамемнон убит, Одиссей тоже не знает). В ответ на замечание Ахиллу, что он здесь царствует над мертвыми, тот говорит, что лучше быть последним батраком на этом свете, чем царем на том. На сегодняшний вкус это наиболее впечатляющий эпизод поэмы.

Теряют память лотофаги, поедатели лотоса, но зато приобретают блаженство. Теряют память, а равно и человеческий облик околдованные Цирцеей спутники Одиссея, но это колдовство обратимо.

Само слово «одиссея» превратилось в нарицательное, обозначающее путешествие, сопряженное с опасными приключениями. Одиссей стал восприниматься как образец вечного путешественника, одержимого жаждой странствий и поисками неизведанного (хотя в поэме он плывет на родину и даже отказывается от предложенного бессмертия ради возвращения домой).

«Одиссея» стала сюжетным архетипом для жанра «фантастического путешествия», от «Аргонавтики» Аполлония Родосского и пародийной «Правдивой истории» Лукиана до «Путешествий Гулливера» Свифта и «Необыкновенных путешествий» Жюля Верна.