Представление – это психический процесс отражения предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаются, но воссоздаются на основе нашего предыдущего опыта. Контрольная работа по обществознанию на тему 'Познание' (10 класс)

  • В России государственное регулирование рынка ценных бумаг осуществляется путем
  • Выборы в Федеральное Собрание в РФ осуществляется по избирательной системе
  • Естественная вентиляция – система вентиляции, перемещение воздушных масс в которой осуществляется благодаря возникающей разности давлений снаружи и внутри здания.
  • Коллективным способом обучения является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого.
    1. Роль идеологии в политической жизни
    2. Основные политические идеологии ХХ века

    · либеральная

    · консервативная

    · социалистическая и социал-демократическая

    1. Политическая идеология и политическое сознание

    · политическая пропаганда

    · СМИ и их роль в современной политической жизни

    Познание, в отличие от труда

    предполагает наличие цели

    требует от субъекта специальной подготовки

    направлено на получение достоверного знания о предмете

    нацелено на достижение практически полезного результата

    Движущей силой процесса познания является

    Гипотеза

    Практическая деятельность

    Научная теория


    Формы познания

    1. Рациональное - это познание:

    с помощью наблюдения 3. прямого контакта

    с помощью интуиции 4. с помощью мышления

    Обобщение является составной частью

    производственной деятельности 3. чувственного познания

    рационального мышления 4. игровой деятельности

    3. Образы предметов и явлений, которые когда-то, воздействовали на органы чувств человека, называются:

    1. представлениями 3. ощущениями

    2. гипотезами 4. понятиями

    4. Исходным элементом чувственного опыта являются:

    1. ощущения; 3. представления;

    2. восприятия; 4. понятия.

    5. Наблюдение и отражение человеком запаха предмета в данный момент времени – это:

    1. восприятие; 3. представление;

    2. ощущение; 4. обоняние.

    6. Наблюдение и отражение человеком запаха, формы, цвета, твердости предмета в данный момент времени - это:

    1. ощущение; 3. восприятие;

    2. представление; 4. суждение.

    7. Отражение в сознании целостного образа предметов или явлений окружающего мира – это

    1. понятие 3. ощущение

    3. восприятие 4. представление

    8. «Некоторые металлы - жидкости» - это:

    1. понятие; 3. умозаключение;

    2. суждение; 4. наблюдение

    9. Отражение общих и существенных признаков называется:

    1. сознанием 3. суждением

    2. понятием 4. ощущением

    Мысленное или фактическое разложение целого на составные части и воссоединение целого из частей называется

    сравнением и уподоблением

    анализом и синтезом

    ощущением и представлением

    обобщением и отвлечением



    11. Логический переход от конкретных, отдельных предметов к общим понятиям:

    уподобление

    обобщение

    абстрагирование

    12. Представителями рационализма – теории познания, согласно которой логические признаки достоверного знания не могут быть выведены из опыта и обобщений, а могут быть почерпнуты из самого ума, являются:

    Декарт, Спиноза, Кант, Гегель

    Бэкон, Гоббс, Локк, Беркли

    В.Соловьев, Н. Лосский, Н.Бердяев

    Фома Аквинский, Ансельм Кентерберийский, Августин Блаженный

    Мышление не осуществляется в виде

    1. понятий 3. умозаключений

    2. суждений 4. эмоций

    А18. К духовной деятельности относится

    1) строительство библиотеки

    2) создание песни

    3) изготовление музыкального инструмента

    4) работа типографии

    А19. Высшая степень развития способностей называется

    1) уникальностью

    2) гениальностью

    3) талантом

    4) своеобразностью

    А20. Труд как целесообразная деятельность начинается

    1) с занятия охотой и собирательством

    2) с изготовления орудий труда

    3) с появлением ремесел

    4) с переходом к земледелию

    А21. Человек приобретает знания в результате

    1) орудийной деятельности

    2) познавательной деятельности

    3) божественного откровения

    4) воздействия природы

    А22. Обобщение является составной частью

    1) чувственного познания

    2) производственной деятельности

    3) рационального познания

    4) игровой деятельности

    1) позитивизм

    2) рационализм

    3) эмпиризм

    4) агностицизм

    А24. Истина - это

    1) откровение, данное Богом

    2) соответствие знаний и объекта познания

    3) результат творческого озарения

    4) абстрактное понятие, которое реально недостижимо

    А25. Движущей силой процесса познания является

    1) догадка

    2) гипотеза

    3) практическая деятельность

    4) научная теория

    А26. Верно ли суждение? Человек есть продукт

    А. Биологической эволюции

    Б. Социальной эволюции

    А27. Верно ли суждение? Жизнедеятельность человека

    А. Запрограммирована природой

    Б. Зависит от его сознания и воли

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А28. Верно ли суждение? Человек становится личностью

    А. Сразу же после рождения

    Б. В результате воздействия общества

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А29. Верно ли суждение? Человек

    А. Имеет биологическую основу

    Б. Обладает способностью к социальной адаптации

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А30. Верно ли суждение? Личность воплощает в себе черты

    А. Характерные для данного общества

    Б. Индивидуальные, выделяющие конкретного человека

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А31. Верно ли суждение? Основой характеристики любой личности является

    А. Ее неповторимость, индивидуальность

    Б. Степень усвоения социального опыта

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А32. Верно ли суждение? Неофициальные межличност­ные отношения

    А. Регулируются определенными нормами

    Б. Определяются индивидуальными особенностями участ­ников

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    АЗЗ. Верно ли суждение? Свобода человека - это

    А. Возможность не отвечать за свои действия и поступки

    Б. Осознание меры своей ответственности

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А34. Верно ли суждение?

    А. Любой человек является личностью

    Б. Личность человека есть совокупность его индивидуаль­ных черт

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А35. Верно ли суждение?

    А. Орудийная деятельность присуща только человеку

    Б. Животные используют и даже изготавливают орудия труда

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А36. Верно ли суждение? Деятельность человека

    А. Способствует адаптации к окружающему миру

    Б. Преобразует окружающую природу

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А37. Верно ли суждение? Деятельность человека

    А. Носит исключительно потребительский характер

    Б. Является результатом биологической эволюции

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А38. Верно ли суждение? Духовная деятельность направлена

    А. На преобразование природной среды

    Б. На изменение общества

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А39. Верно ли суждение? Рациональное познание

    А. Имеет основой чувственное познание

    Б. Осуществляется с помощью мышления

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    А40. Верно ли суждение? Истина

    А. Проверяется практической деятельностью

    Б. Объективна и относительна

    Варианты ответов: 1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба неверны

    Тема 3. ПОЗНАНИЕ

    Задания уровня А

    А1. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на ор­ганы чувств человека, называются:

    1) представлениями 2) ощущениями 3) гипотезами 4) понятиями

    А2. Рациональное - это познание:

    1) с помощью наблюдения 2) прямого контакта

    3) с помощью интуиции 4) с помощью мышления

    A3. Возможность получения истинного знания отрицается:

    1) философами 2) социологами 3) агностиками 4) духовенством

    А4. Отражение общих и существенных признаков называется:

    1) сознанием 2) суждением 3)понятием 4) ощущением

    А5. Методом эмпирического познания не является:

    1) эксперимент 2) наблюдение 3) аналогия 4) описание

    А6. Верны ли суждения:

    А. Любая истина объективна и относительна.

    Б. Абсолютная истина практически недостижима.

    А7. Верны ли суждения:

    А. Противоположностью истины может быть другая истина.

    Б. Противоположностью истины всегда является заблуждение.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

    А8. «Зеленым цветом растения обязаны хлорофиллу». Данное утвержде­ние является примером:

    1) обыденного знания 2) мифологического знания

    3) эмпирического знания 4)научного знания

    А9. Верны ли следующие суждения о цели научного познания:

    А. Цель научного познания - осознание закономерностей процессов и явлений.

    Б. Цель научного познания - получение достоверного знания

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

    А10. Верны ли следующие суждения о речевой деятельности человека:

    А Речевая деятельность человека прежде всего связана с чувственным познанием

    Б. Речевая деятельность человека прежде всего связана с абстрактным мышлением

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

    A 11. И абсолютная, и относительная истины:

    1) носят объективный характер 2) всегда находят подтверждение на практике

    3) дают полное, исчерпывающее знание о предмете 4) могут быть опровергнуты со временем

    А12. Среди перечисленных наук изучением социальных статусов и ролей занимается:

    А13. Верны ли следующие суждения о ложном знании?

    А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

    Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путем.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

    А14. Обобщение является составной частью

    1) производственной деятельности 2) чувственного познания

    3) рационального мышления 4) игровой деятельности

    А15. Сознание идеально, а это значит:

    1) сознание находится в ином измерении, нежели весь остальной мир

    2) сознание есть поток душевных переживаний

    3) сознание представляет собой внутренний и глубинный слой нашей жизни

    4) в сознании нет ни грана вещества, оно лишено телесности и чувст­венной осязаемости

    А16. Среди перечисленных наук функции и формы государства изучает:

    1) социология 2) политология 3) философия 4) история

    А17. Какая из перечисленных наук изучает общество?

    1) зоология 2) астрономия 3) социология 4) химия

    А18. Какая из перечисленных наук изучает общество?

    1) лингвистика 2) анатомия 3) генетика 4) юриспруденция

    А19. Верны ли следующие суждения?

    А. Социальному познанию присущи черты любой познавательной дея­тельности.

    Б. Социальное познание имеет свои особенности, обусловленные спе­цификой и сложностью изучаемого объекта.

    А20. В отличие от познавательной деятельности школьника, познаватель­ная деятельность ученого:

    1) основывается на использовании эксперимента

    2) основывается на творческом подходе к работе

    3) интеллектуально развивает

    4) ставит целью открытие нового, достоверного знания

    А21. И религиозное, и научное знание:

    1) имеет объективный характер

    2) необходимо человеку для рациональной деятельности

    3) может передаваться из поколения в поколение

    4) предполагает доказательства

    А22. Только в состав научного знания входят:

    1) экспериментально обоснованные выводы 2) установленные факты

    3) логические умозаключения 4) результаты наблюдений

    А23. Какая из перечисленных наук изучает властные отношения:

    1) философия 2) история 3) социология 4) политология

    А24. Верны ли следующие суждения о многообразии форм человеческого знания?

    А. Опыт повседневной жизни - это один из способов познания мира. Б. И научным, и обыденным знаниям свойственна теоретическая обос­нованность выводов.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

    А25. Среди перечисленных наук изучением наций как социально-этниче­ских групп занимается

    1) этнография 2) социология 3) антропология 4) социальная психология

    А26. Отличие социологии от других наук об обществе является

    1) изучение людей как представителей человеческого рода

    2) рассмотрение неповторимых, индивидуальных черт человека

    3) изучение общества как целостного явления

    4) изучение общества во всей конкретности и многообразии

    А27. Верны ли суждения о познании?

    А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

    Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

    А28. Доказательность как признак научного знания конкретно выражается

    1) в совпадении выдвигаемых идей с многолетним опытом и интуици­ей ученых

    3) в соответствии теоретических выводов нравственным установкам общества

    4) в подтверждении научного знания опытом, экспериментом, закона­ми логики

    А29. Верны ли следующие суждения о практике?

    А. Практика - основа познания и критерий истины.

    Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) оба суждения верны 4) оба суждения неверны

    АЗО. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

    А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и явления.

    Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот, теория - эмпирию.

    1) верно только А 2) верно только Б 3) верно А и Б 4) оба суждения неверны

    Задания уровня В

    В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

    «Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий».

    В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделенный ря­дом важных социальных свойств: способностью обучаться, трудиться, общаться с себе подобными, ^участвовать в жизни общества, иметь ду­ховные интересы, испытывать сложные чувства - это...».

    ВЗ. Вставьте пропущенное слово: «... - это самые простые заученные дви­жения, выполнение которых не требует специальных усилий».

    В4. Какому понятию соответствует следующее определение?

    «Психические свойства, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких видов деятельности »

    В5. Вставьте пропущенное слово: «Сочетание способностей, которое обеспе­чивает возможность творческого выполнения какой-либо деятельно­сти», называется... к данной деятельности.

    В6. Установите соответствие между науками, в той или иной степени или ином аспекте изучающими человека, и их краткими описаниями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующие пози­ции из второго.

    НАУКА

    КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ

    1. Анатомия

    А. Наука о строении организмов

    2. Философия

    Б. Наука о воспитании и обучении

    3. Педагогика

    В. Наука об обществе и общественных отношениях

    4. Биохимия

    Г. Наука о биологической природе человека

    5. Физиология

    Д. Наука о процессах психической деятельности че­ловека

    6. Антропология

    Е. Наука о функциях и отправлениях организмов

    7. Социология

    Ж. Наука о входящих в состав организмов химиче­ских веществах

    8. Психология

    3. Наука о наиболее общих законах развития приро­ды, общества и познания

    Ответ:

    В7. Установите соответствие: к каждой позиции первого столбца подбери­те соответствующую из второго.

    ХАРАКТЕРИСТИКА ЗНАНИЯ

    ВИД ИСТИНЫ

    1. Достоверное знание, не зависящее от мне­ний и пристрастий людей

    А. Объективная истина

    2. Исчерпывающее, полное и достоверное знание об объективном мире

    Б. Относительная истина

    3. Знание, дающее приблизительное и непол­ное отражение действительности

    В. Абсолютная истина

    4. Ограниченное знание об объекте в каждый данный момент

    5. Информация, соответствующая действи­тельному положению вещей

    В8. Что из предложенного ниже ряда представляет формы чувственного познания, а что - рационального? (Правильный ответ запишите в ви­де последовательности цифр в порядке возрастания, в которой первые три представляют чувственное познание, а вторые три - рациональ­ное)

    1) Ощущения

    2) Восприятия

    3) Суждения

    4) Понятия

    5) Представления

    6) Умозаключения

    В9. Вставьте пропущенное слово:

    «Познание - это... отражение или воспроизведение действительности в сознании человека».

    B IO . Закончите фразу:

    «Умозаключение, в котором на основании сходства предметов в ка­ком-то одном отношении делается вывод об их сходстве в другом, на­зывается...».

    В11. Закончите фразу:

    «Мысленная связь нескольких суждений и выведение из них нового суждения называется.. ♦».

    В12. Закончите фразу, вставив словосочетание: «Умозаключения бывают индуктивные, дедуктивные и...».

    В13. Вставьте пропущенное слово:

    «Знание об обществе и общественных явлениях всегда нагружено оценкой, следовательно, это - ...знание».

    Задания уровня С

    Дайте развернутый ответ.

    С1. Назовите формы чувственного познания.

    С2. Назовите уровни научного познания.

    СЗ. В чем состоит специфика социального познания? Ответ аргументируй­те на основе трех оснований.

    С4. Назовите два любых отличия учебного познания от научного и проил­люстрируйте каждое на примерах.

    С5. «Как познать себя самого? Отнюдь не созерцанием, только действия­ми. Попробуй исполнять свой долг, и тотчас себя познаешь». (И. Тете)

    1) 0 каком познании ведет речь Гете?

    3) Кто еще из философов задавался вопросом: «Что такое человек»?

    Сб. Прочитайте фрагмент и ответьте на вопросы к нему. «Наиболее значи­тельным событием в науке XX века является чувство конца науки... В начале XX века еще возникали новые концепции, которые перево­рачивали представление о мире (квантовая механика, теория относи­тельности, генетика). А во второй половине XX века ничего подобного

    не произошло. Спутники, компьютеры, - это не наука, а техника. Наука же открывает законы природы».

    1) Что понимает один из российских ученых под «чувством конца нау­ки» в XX веке?

    В чем он видит главное назначение науки? Согласны ли вы с автором? Ответ аргументируйте на двух конкретных примерах. Что такое концепция в науке? Дайте определение. Согласны ли вы с мнением автора, что «спутники и компьютеры - не наука, а техника»? Ответ обоснуйте на конкретном примере.

    С7. Прочитайте текст и выполните задания к нему.

    КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИ ИЗУЧАЮТ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

    Выводы, которые создаются на основе повседневного опыта, а также благодаря накоплению мудрости философов, поэтов и писателей, час­то оказываются проницательными и информативными, но при этом недостаточно доказательными. Здравый смысл часто ставит нас перед дилеммами и нерешенными загадками в случаях, касающихся соци­ального поведения человека. Для его понимания важно обратиться к научным методам...

    Термин «научный» не обозначает избранную группу высокоразвитых областей человеческой деятельности. Он скорее указывает на общий набор методов - техник, которые могут использоваться для широкого круга проблем. Следовательно, если мы пытаемся понять, является ли та или иная область научной, ключевым вопросом становится следую­щий: использует ли она научные процедуры? Если нет, то она оказы­вается вне сферы науки.

    Эти методы и процедуры включают в себя попытки собрать системати­ческую информацию об интересующих исследователя проблемах плюс скептическое к ним отношение. Основной предпосылкой науки явля­ется убеждение, что все основные предположения о физическом мире должны быть проверены и перепроверены, чтобы принять их за ис­тину...

    В социальной психологии, изучающей причины социального поведе­ния и социального мышления, чаще других используется эксперимен­тальный метод, в рамках которого исследователи пытаются изменить одну переменную с целью наблюдения влияния этого на другие пере­менные, и корреляционный метод, когда ученый просто наблюдает ес­тественно происходящие изменения интересующих ее переменных, чтобы узнать связаны ли они.

    1) Какие виды познания упоминаются в этом тексте?

    4) О каких двух научных методах в области социальной психологии говорится в этом отрывке? Укажите существенное различие между ни­ми. Опираясь на знания из курса обществоведения, назовите еще один метод, который может использоваться в научном познании социаль­ных явлений.

    С8. Выберите одно из предложенных высказываний для рассуждения в форме сочинения-эссе. Напишите такое эссе.

    «Почему я художник, а не философ? Потому, что я мыслю словами, а не идеями». (А. Камю)

    1. «...Вещь не перестает быть истинной от того, что она не признана многими». (Б. Спиноза)

    3. «Нет такого невежды, который не мог бы задать больше вопросов, чем может их разрешить самый знающий человек ». ()

    Тестовый контроль по теме: « Сознание и познание».
    Часть А. Вариант 1.

    A1. И чувственное, и рациональное познание

    1)формирует знания и представления о предмете

    2)использует логические умозаключения

    3)начинается с ощущения

    4)дает наглядный образ предмета

    A2. Понятие – это форма мысли, которая

    1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на

    органы чувств

    2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов

    и явлений

    3)формирует наглядный образ предмета

    4)фиксирует различные комбинации ощущений человека

    A3. Среди перечисленных наук функции и формы государственной

    власти изучает

    1)экономика

    2)социология

    3)культурология

    4)политология

    A4. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?

    А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.

    что существуют явления, недоступные для практического

    воздействия на них.

    1)Верно только А.

    2)Верно только Б.

    3)Верны оба суждения.

    4)Оба суждения неверны.

    A5. Рациональное познание, в отличие от чувственного,

    1)расширяет знания об окружающем мире

    2)формирует наглядный образ предмета

    3)осуществляется в форме ощущений и восприятий

    4)использует логические умозаключения

    A6. Вывод: «Возраст нашей планеты – около 5 млрд. лет», –

    является результатом

    1)теоретического анализа

    2)социального эксперимента

    3)непосредственного наблюдения

    4)обобщения повседневного опыта

    А7. Верны ли следующие суждения об истине?

    А.Истинны только те знания, которые получены

    экспериментальным путем.

    Б.Истинны только те знания, которые соответствуют моральным

    представлениям людей.

    1)верно только А

    2)верно только Б

    3)верны оба суждения

    4)оба суждения неверны

    А8. Образы предметов и явлений, которые когда-то воздействовали на органы чувств человека, называются:


    1. представлениями

    2. ощущениями

    3. гипотезами

    4. понятиями
    А9. Рациональное - это познание :

    1) с помощью наблюдения

    2) прямого контакта

    3) с помощью интуиции

    А10. Возможность получения истинного знания отрицается:


    1. философами

    2. социологами

    3. агностиками

    4. духовенством
    А11. Отражение общих и существенных признаков называется:

    1. сознанием

    2. суждением

    3. понятием

    4. ощущением
    А12. Методом эмпирического познания не является:

    1) эксперимент

    2) наблюдение
    3)аналогия

    4) описание

    Задания части В

    В1. Вставьте пропущенное слово: «… - это самые заученные движения, выполнение которых не требует специальных усилий».

    А. Ложными являются знания, не соответствующие предмету изучения.

    Б. Ложными являются знания, не проверенные экспериментальным путём.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верны оба суждения

    4) оба суждения неверны

    А6. Обобщение является составной частью

    1) производственной деятельности

    2) чувственного познания

    3) рационального мышления

    4) игровой деятельности

    А7. Верны ли суждения о познании?

    А. Чувственное и рациональное познание - ступени единого процесса познания.

    Б. С помощью органов чувств человек получает информацию об окру­жающем мире.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны
    А8. Верны ли следующие суждения о практике ?

    А. Практика - основа познания и критерий истины.

    Б. Общественно-историческая практика - единственный критерий истины.


    1. верно только А

    2. верно только Б

    3. оба суждения верны

    4. оба суждения неверны
    А9. Какое суждение верно отражает отличие теоретического знания от эм­пирического?

    А. Эмпирическое знание ограничивается миром явлений. Теоретиче­ское же ищет

    за видимыми проявлениями скрытые, внутренние, сущ­ностные связи и

    явления.


    Б. Видим так, как думаем; и потому не эмпирия определяет теорию, а наоборот,

    теория - эмпирию.

    1) верно только А

    2) верно только Б

    3) верно А и Б

    4) оба суждения неверны

    А10. Критериями истины являются:


    1. опыт, практика

    2. мнение руководства

    3. соответствие господствующему в обществе учению

    4. соответствие законам логики
    А11. В каких трёх формах проявляется рациональное познание?

    1. ощущение, восприятие, представление

    2. понятие, представление, умозаключение

    3. понятие, суждение, умозаключение

    4. представление, суждение, ощущение
    А12. И чувственное, и рациональное познание

    1. направлены на поиск истины

    2. опираются на представления о предмете

    3. начинаются с субъективных ощущений

    4. отражают существенные свойства предмета
    Задания части В.

    В1. Какому понятию соответствует следующее определение?

    «Самостоятельное использование целых систем освоенных человеком навыков, сознательная группировка их в определенной последователь­ности, оценка результатов действий, способы действий»

    Ответ: ________________________________________

    В2. Завершите фразу: «Человек как носитель сознания, наделённый рядом важных социальных свойств: способностью обучаться , трудиться, общаться с себе подобными, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, испытывать сложные чувства – это …»

    Ответ: __________________________________

    Ответы