SRG в СМИ. Список рабочих мест подлежащих специальной оценки условий труда, перечень

Основной дилеммой, с которой сталкивается работодатель перед проведением специальной оценки условий труда, является определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. В большинстве случаев расчеты оказываются неверными, так как неверно используется понятие “аналогичных” рабочих мест. В данной статье постараемся разобраться, как избежать типичных ошибок.

Какие рабочих места можно отнести к аналогичным?

Согласно п. 6, ст. 9 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» “аналогичными” считаются рабочие места, которые:

— расположены в одном или нескольких однотипных помещениях (зонах);

— оборудованы одинаковыми системами вентиляции, кондиционирования, отопления и освещения;

— заняты работниками одной профессии, должности, специальности с одинаковыми функциями и режимом работы; они должны использовать одинаковые - , инструменты, приспособления, материалы и сырье, а также обеспечиваться однотипными СИЗ.

Все эти условия должны выполняться одновременно. Если хотя бы одно условие не соблюдаются, то рабочие места невозможно подвести под понятие “аналогичные” рабочие места.

Для примера: можно рассмотреть рабочие места бухгалтера и главного бухгалтера, которые не являются аналогичными. Все потому, что у них разные названия должностей и, как следствие, разная трудовая функция.

Стремление работодателя отнести как можно больше рабочих мест к “аналогичным” понятно. Это уменьшает расходы на спецоценку, так как на “аналогичные” рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и для них оформляется общий перечень мероприятий по улучшению условий труда.

Но стоить понимать, что не все так гладко, как видится. Согласно п. 1, ст. 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оцениваться должны 20% от общего числа “аналогичных” рабочих мест, но не менее двух.

Как действует понятие не менее двух?

Пример:
Штат компании насчитывает пять кладовщиков, которые работают на одном складе и выполняют одинаковые обязанности. Казалось бы, речь идет об “аналогичных” рабочих местах и оценивать нужно 20% от их общего числа, т.е. одно рабочее место. Но, опираясь на п. 1, ст. 16, “Определение количества рабочих мест подлежащих СОУТ” сводиться, как минимум, к двум рабочим местам.

Это необходимо, чтобы получить объективный результат при инструментальных исследованиях. В случае несовпадения хотя бы с одним измеряемым параметром, согласно п. 5, ст 16 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» оценке будут подлежать 100% рабочих мест.

Рабочее место при специальной оценке условий труда будет приравниваться к одному независимо от размера ставки сотрудника. То есть занятость на полставки - одно рабочее место, на 0,3 ставки - одно рабочее место, на 2,15 ставки - одно рабочее место.

Почему рабочие места с одинаковым оборудованием не всегда “аналогичные”?

Одинаковое на рабочих местах не всегда является признаком одинакового производственного процесса. Обратимся к примеру.

Пример:
В кабинете работают: бухгалтер, ведущий бухгалтер, главный бухгалтер. Все, как правило, используют персональный компьютер, монитор и оргтехнику. Тем не менее, данные рабочие места не могут быть “аналогичными” по причине того, что на рабочих местах должно быть абсолютно идентичным: и марка, и модель, и год выпуска.
Похожий пример можно привести для рабочих мест водителей.

Проанализируем ситуацию с автомобилями:

Пример:
В организации - пять водителей, которые работают на следующих автомобилях.

ФИО водителя Марка авто Год выпуска Масса,т Гос.номер
Иванов Renault 2010 6 в111мр
Сидоров Ford 2009 5 с777кк
Петров Ford 2013 7 к999кк
Стаханов Ford 2013 7 к999кк
Павлов Ford 2013 7 к999кк
Кожемякин MAN 2017 5 о009ат
Петрухин MAN 2017 5 т567тт

Зачастую работодатели относят все такие рабочие места к “аналогичным”. Это неверно в принципе.

“Аналогичными” будут только рабочие места Петрова, Стаханова и Павлова,так как к ним относится один и тот же автомобиль.

У водителя Иванова автомобиль другой марки, другого года выпуска и грузоподъёмности, имеет совершенно другой регистрационный номер.

В общем, так можно перечислять до бесконечности. Целесообразно упростить подход к решению данного вопроса.

В данном случае количество подлежащих СОУТ рабочих мест равно количеству автомобилей. За одним автомобилем можно закрепить столько “аналогичных” мест, сколько водителей закреплено за этим же автомобилем по приказу.

Когда рабочие места для одинаковых должностей нельзя считать “аналогичными”?

Иногда рабочие места, на которых трудятся работники с одинаковыми должностями, все равно не являются “аналогичными”. Допустим, что в штатном расписании организации имеется пять руководителей многофункционального отдела. Однако это не значит, что у них одинаковые функции.

В подобных ситуациях следует уточнять, каким отделом руководит сотрудник. Например, рабочее место руководителя:

  • отдела продаж,
  • интернет-отдела и
  • отдела маркетинга должны оцениваться отдельно. Не менее важный момент в определении “аналогичности” рабочих мест возникает вследствие сменности работ.

Пример:
На производстве - 24 оператора производственной линии. Операторы могут работать в одну смену или несколько смен. В данном случае необходимо четко понимать, как проводить расчеты. Обратимся к таблице:

Из таблицы наглядно видно, как происходит определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. Главное запомните, сменность должна быть подтверждена документально во внутренних локальных актах (коллективном договоре, трудовом договоре или описании организационной структуры организации и т.п.)

Теперь в картинках для закрепления результата.

Таким образом, если вы не уверены, что учли все особенности и правильно определили “аналогичные” рабочие места, то лучше обратиться за помощью в организацию, которая будет проводить спецоценку. Необходимую информацию по данному вопросу вы можете скачать во вложении Excel файл. В данном файле автоматически производится определение количества рабочих мест, подлежащих СОУТ. Достаточно внести определенные данные.

С 1 января 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – Закон № 426-ФЗ). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест и во многом ее повторяет.

31 декабря 2018 года завершился период, когда работодатели могли поэтапно провести спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, на которых проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов. Речь идет о так называемых безопасных, "несписочных" рабочих местах, то есть не указанных в . По сути к этой категории относится рабочих мест. Кроме того, лишь до этой даты могли действовать результаты ранее проведенной аттестации рабочих мест (письмо Минтруда России от 1 июня 2018 г. № 15-4/10/В-4010 " ").

Таким образом, срок, в течение которого нужно было сделать СОУТ, уже истек для работодателей. С 1 января не выполнившие эту обязанность могут быть привлечены к ответственности по . Отметим при этом, что ответственность по указанной части не находится в зависимости от количества работников, чьи трудовые права были нарушены ().

Может ли быть проведена специальная оценка условий труда на вакантном рабочем месте? Узнайте ответ в "Энциклопедии решений. Трудовые отношения, кадры" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня!

Тем не менее, во-первых, спецоценку должны как можно скорее осуществить те, кто опоздал – в частности, Минтруд России реализовать в отношении малого бизнеса и ИП механизм предупреждения нарушений, в рамках которого работодателю сначала направят предостережение о недопустимости нарушения требований охраны труда, и лишь в случае его неисполнения – оштрафуют.

Кроме того, спецоценку могут впервые проводить те, кто только создал новые рабочие места. На это отводится год с момента их образования. То есть, если рабочее место создано в декабре 2018 года, то срок завершения СОУТ – декабрь 2019 года.

И тем, и другим категориям работодателей очень пригодится наша инструкция. В ходе проведения спецоценки им необходимо учесть ряд особенностей, чтобы избежать административной ответственности за нарушение установленного порядка проведения спецоценки по той же .

Рассмотрим порядок проведения этой процедуры подробнее.

Шаг 1. Издать приказ об образовании комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Приняв решение о проведении специальной оценки условий труда, руководитель организации должен издать соответствующий приказ, определив в нем состав комиссии по проведению такой спецоценки, включая руководителя, а также порядок ее деятельности. При этом число членов комиссии должно быть нечетным, а в ее состав обязательно следует включить специалиста по охране труда (). Главой комиссии, как правило, назначается генеральный директор ().

Шаг 2. Утвердить перечень рабочих мест для проведения специальной оценки

Перечень рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена спецоценка, в том числе и аналогичных, определяется созданной работодателем комиссией ().

Специальная оценка при наличии аналогичных рабочих мест проводится только в отношении 20% от их общего числа, но в любом случае их должно быть больше двух (). Результаты спецоценки при этом применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

НАША СПРАВКА

Аналогичные рабочие места – рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми или однотипными системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты ().

Шаг 3. Издать приказ об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Одновременно с определением перечня рабочих мест, в отношении которых должна быть проведена специальная оценка условий труда, комиссия составляет график проведения спецоценки. Он должен быть утвержден соответствующим приказом руководителя организации.

При составлении данного графика следует учесть следующее.

По общему правилу, спецоценка проводится в отношении каждого рабочего места, включая офисные помещения, не реже чем один раз в пять лет ().

Если ранее специальная оценка условий труда работодателем не проводилась, ее необходимо было провести не позднее 31 декабря 2018 года (). При этом закон позволял сделать это поэтапно.

Исключение составляют рабочие места:

  • тех сотрудников, чья профессия, должность или специальность дает им ;
  • работа на которых дает право на гарантии и компенсации за работу ;
  • на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и/или опасные условия труда ().

Специальную оценку этих рабочих мест нужно было провести первоочередно, без разделения на этапы (). За неисполнение этой обязанности работодателю грозит административная ответственность, в том числе штраф в размере до 10 тыс. руб – для должностных лиц и ИП, до 80 тыс. руб. – для юридических лиц ().

Если же до 31 декабря 2013 года работодателем была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальную оценку в отношении этих рабочих мест можно не проводить в течение пяти лет со дня завершения аттестации ().

Кроме того, помимо плановой спецоценки рабочих мест работодатель обязан проводить и внеплановую – например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, изменении технологического процесса, получении соответствующего предписания от ГИТ и др. (). Срок, в течение которого должна быть проведена внеплановая спецоценка условий труда, составляет от 6 до 12 месяцев в зависимости от основания для ее проведения ().

Шаг 4. Заключить со специализированной организацией договор на проведение специальной оценки условий труда

Чтобы провести специальную оценку условий труда, работодатель должен заключить с выбранной специализированной организацией соответствующий договор ( , ). С реестром аккредитованных организаций можно ознакомиться на сайте Минтруда России (http://akot.rosmintrud.ru/).

Шаг 5. Передать организации, проводящей специальную оценку условий труда, необходимые сведения, документы и информацию

Как только договор со специализированной организацией будет заключен, работодатель обязан предоставить ей сведения, документы и информацию, характеризующие условия труда на рабочих местах (например, технологическую документацию, проекты строительства зданий и др.).

Шаг 6. Утвердить результаты идентификации потенциально вредных и/или опасных производственных факторов

При проведении специальной оценки условий труда специализированная организация осуществляет идентификацию потенциально вредных и/или опасных производственных факторов. Результаты этой идентификации, по ее завершении, утверждаются созданной работодателем комиссией ().

Затем организация приступает к измерению фактических значений вредных и/или опасных факторов, если таковые были выявлены (). По итогам исследования эксперт специализированной организации классифицирует условия труда на рабочих местах по степени вредности и/или опасности на оптимальные, допустимые, вредные и опасные ( , ).

Шаг 7. Утвердить отчет о проведении специальной оценки условий труда

По итогам проведения спецоценки организация составляет отчет, который должен быть подписан всеми членами созданной работодателем комиссии и утвержден ее председателем (). Член комиссии, не согласный с результатами специальной оценки условий труда, может изложить свое мотивированное мнение в письменной форме и приложить его к отчету.

Шаг 8. Уведомить специализированную организацию об утверждении отчета о проведении специальной оценки условий труда

В течение трех рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодатель обязан уведомить об этом специализированную организацию, а также направить в ее адрес копию утвержденного отчета (). Сделать это можно любым доступным способом, обеспечивающим возможность подтвердить факт такого уведомления.

Шаг 9. Подать декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Если наличие вредных и/или опасных производственных факторов по результатам идентификации выявлены не были либо если по результатам измерений условия труда на рабочих местах признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен уведомить об этом трудовую инспекцию по месту нахождения организации (). Для этого нужно соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда (утв. ). Подать эту декларацию работодатель должен в течение 30 рабочих дней с момента утверждения отчета о проведении спецоценки ( , утв. Приказом Минтруда России от 7 февраля 2014 г. № 80н).

Следует отметить, что до 1 мая 2016 года работодатель указывал в декларации только сведения об отсутствии вредных и/или опасных производственных факторов. В связи с этим, если по результатам измерений, проведенных до 1 мая 2016 года условия труда в отношении других рабочих мест были признаны оптимальными или допустимыми, работодатель должен подать в трудовую инспекцию уточненную декларацию с включением в нее этих рабочих мест ().

Шаг 10. Ознакомить работников с отчетом о проведении специальной оценки условий труда

В срок не позднее чем 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки работодатель должен под роспись ознакомить работников с результатами спецоценки (). В указанный срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.

Шаг 11. Разместить результаты спецоценки на сайте организации

В течение 30 календарных дней после утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда работодателю следует разместить сводные данные о результатах спецоценки на своем официальном сайте – при его наличии ().

Размещаемая на сайте информация должна содержать сведения:

  • об установлении классов (подклассов) условий труда на рабочих местах;
  • о перечне мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда.

Для этого нужно отразить соответствующие данные в (утв. приказом ФСС России от от 26 сентября 2016 г. № 381).

Шаг 13. Применить результаты специальной оценки условий труда

Результаты проведенной спецоценки влияют на установление гарантий и компенсаций работникам. Так, сотрудники, условия труда на рабочих местах которых признаны вредными, в зависимости от степени вредности имеют право на сокращенную рабочую неделю не более 36 часов, дополнительный отпуск не менее семи календарных дней и/или компенсацию в размере 4% от оклада ( , ).

Кроме того, пункт об условиях труда на соответствующем рабочем месте должен быть включен в трудовой договор с новыми работниками (). А в договоры с уже работающими сотрудниками следует внести изменения, заключив с ними соответствующее дополнительное соглашение ().

В каждой организации составляется перечень рабочих мест, который оформляется в виде таблицы (Приложение № 5 к Методическим рекомендациям).

В таблице указываются:

В графе 1 – индивидуальный номер рабочего места от 1 до 99 999 999.

Аналогичные рабочие места обозначаются номером рабочего места с добавлением прописной буквы «А». Например, 125А(124А), т.е. рабочее место 125 аналогично рабочему месту 124, и если будет несколько аналогичных рабочих мест, то все они будут аналогичны рабочему месту 124, которое вписано в скобки.

В графе 2 – наименование рабочего места с указанием в родительном падеже наименования профессии рабочих или должностей служащих, занятых на данном рабочем месте, в соответствии со штатным расписанием и Общероссийским классификатором профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (далее – ОК 016-94).

Перечни рабочих мест формируются специалистами отдела кадров, отдела охраны труда, руководителями структурных подразделений организации.

Важно! Наибольшую сложность при составлении данного перечня представляет правильное отнесение отдельных рабочих мест к категории аналогичных в связи с учетом изложенных ниже восьми показателей, что требует от исполнителей значительного количества времени.

Игнорирование отдельных критериев аналогичности может привести к возникновению конфликтных ситуаций между работниками и работодателем и, возможно, к повторному проведению СОУТ на рабочих местах и дополнительным финансовым затратам работодателя.

Исполнителям работ по составлению перечня рабочих мест с указанием аналогичных рабочих мест рекомендуется последовательно оценивать рассматриваемые рабочие места на предмет их возможной аналогичности по следующим критериям:

1. Рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах).

2. Рабочие места оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения.

3. Работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности.

4. Работники осуществляют одинаковые трудовые функции.

5. На рабочих местах установлен одинаковый режим рабочего времени.

6. На рабочих местах ведется однотипный технологический процесс.

7. На рабочих местах используется одинаковое производственное оборудование, инструменты, приспособления, материалы и сырье.

8. На рабочих местах работники обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

При выявлении аналогичных рабочих мест СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах, и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст.16 № 426-ФЗ).

Несмотря на кажущуюся простоту определения аналогичных рабочих мест, ошибки при определении аналогии часто допускаются.

Пример 1. В штате компании на должности «менеджер по продажам» работает 5 сотрудников. Все они находятся в одном кабинете, выполняют одинаковые должностные обязанности. В этой связи работодатель отнес их рабочие места к аналогичным и запланировал проведение СОУТ на 20 % от 5 рабочих мест, т.е. на одном рабочем месте.

Ошибка в данной ситуации состоит в том, что работодатель упустил из вида требование п.1 ст.16 ФЗ № 426 - СОУТ проводится на 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем на двух рабочих местах.

В ситуации, когда у работодателя было бы, например, всего 2 рабочих места «менеджеров по продаже», СОУТ должна проводиться на обоих рабочих местах. Установленный законом минимум (не менее 2 рабочих мест) имеет целью получение в ходе исследований объективных результатов оценки и, если хотя бы один из измеряемых параметров на двух рабочих местах будет отличаться, СОУТ должна будет проводиться на всех аналогичных рабочих местах.

Пример 2. В одном кабинете расположены рабочие места главного бухгалтера, ведущего бухгалтера и специалиста по кадрам. У каждого их этих работников имеется персональный компьютер (ПК). Работодатель считает, что рабочие места этих специалистов аналогичные: в одном кабинете, с одинаковыми условиями труда, и выполняют работы на ПК.

Ошибка состоит в том, что при наличии идентичного оборудования и одинаковых условий труда данные работники имеют разные должности. В данном случае рабочие места не могут быть признаны аналогичными.

Учет наличия оборудования (в данном случае - ПК) будет осуществляться только в случае, если работники имеют одинаковые должности. При этом марка и год выпуска ПК должны быть идентичными.

Пример 3. В организации имеется 5 водителей. Один водитель работает на автомобиле марки УАЗ 2012 года выпуска, другой – на автомобиле марки КаМАЗ 2009 года выпуска, остальные – на автомобилях марки МАЗ 2013 года выпуска.

Часто комиссия определяет все 5 рабочих мест как аналогичные, мол, у всех автомобилей кабины современные и комфортные.

Ошибка состоит в том, что аналогичными являются рабочие места только на одинаковых автомобилях МАЗ с одинаковым годом выпуска при условии, что на данных автомобилях работники выполняют одинаковые трудовые функции с одинаковым режимом работы и т.д. Если же на автомобилях одной и той же марки и одного года выпуска выполняются разные работы (перевозка пассажиров, опасных грузов, хлыстовая вывозка леса, перевозка сыпучих материалов самосвалами и т.п.), то и в данном случае рабочие места не являются аналогичными.

В этой связи СОУТ должна проводиться на рабочих местах в автомобилях УАЗ (1 рабочее место), КаМАЗ (1 рабочее место) и МАЗ (2 рабочих места).

Пример 4. В штатном расписании организации имеются 6 должностей «Начальников отделов». Работодатель считает их рабочие места аналогичными и планирует проведение СОУТ на двух рабочих местах.

Ошибка в данном случае заключается в том, что все эти «начальники» являются начальниками не одного отдела, а разных: планового, отдела главного механика, финансового, снабжения и сбыта, и выполняют разную работу. Поэтому СОУТ необходимо проводить на всех этих рабочих местах.

Пример 5 . В отделе по производству стерильных и лекарственных средств имеется 14 операторов линии, которые занимаются розливом лекарственных средств при двухсменном режиме работы. Работодатель планирует провести СОУТ на 3 рабочих местах.

Ошибка состоит в том, что работодатель не учел сменность работы операторов. Необходимо разбить 14 штатных единиц на 2 смены и аналогию вычислить из 7 рабочих мест при условии, что оставшиеся 7 человек приходят на одно и то же место, выполняют одни и те же функции и условия работы не меняются. СОУТ будут подлежать только 2 рабочих места.

Не следует забывать, что при составлении перечня, нужно учитывать пол работников, если тяжесть труда является характерным для данного производства фактором. Это связано с тем, что тяжесть труда для мужчин и женщин оценивается по классам и при работе в одинаковых условиях общий класс условий труда может оказаться различным.

При составлении перечня рабочих мест необходимо учесть все рабочие места, которые в полной мере соответствуют признакам аналогичности. Это позволит в значительной мере сократить затраты на проведение СОУТ, ведь на все эти места будет составлена одна карта. Но к этому вопросу следует подходить очень внимательно. Ведь в случае, если будет выявлено, что рабочие места, подлежащие проверке на самом деле не аналогичны, то придется проводить процедуру для каждого рабочего места индивидуально.

Кроме того, в перечне рабочих мест подлежащих СОУТ, обязательно указываются места, где будут выполняться необходимые замеры и оцениваемые факторы, список которых устанавливается исходя из необходимости и разумности. Но практически на каждом рабочем месте оцениваются такие факторы: , и . Список остальных факторов составляется в соответствии с правилами по ОТ, санитарными нормативами. От того насколько правильно и тщательно будет составлен перечень во многом зависит качество и скорость выполнения специальной оценки условий труда.

Подошло время проводить СОУТ. Вы издали приказ о формировании экспертной комиссии, теперь предстоит самое главное – выяснить, какие рабочие места в организациях подлежат специальной оценке условий труда, и сформировать их перечень в соответствии с действующим законодательством. Как это сделать правильно – расскажем.

Из этой статьи вы узнаете:

Какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда в 2018 году

Прежде всего, важно детально изучить , поскольку именно в нем говорится, чем руководствоваться при принятии решения о внесении рабочих мест (РМ) в список на прохождение СОУТ – их спецификой. Мы говорим об определенных категориях рабочих мест со специфическими условиями производственной среды. Но при этом важно учитывать принцип аналогичности РМ (его мы рассмотрим ниже).

Все вышесказанное не означает, что только для «специфических» РМ. К ним всего лишь требуется особый подход. На самом деле ФЗ № 426 устанавливает рабочие места, подлежащие специальной оценке условий труда, – к ним относятся практически все. Даже места обычных офисных сотрудников. Исключение сделано лишь для надомников, сотрудников на дистанционной основе и работников, которые имеют оформленные трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

По наследству от аттестации современному процессу спецоценки достался термин «нестационарное рабочее место», то есть РМ сотрудника, который по долгу службы находится в разъездах. Как несложно догадаться, имеются в виду водители, мерчендайзеры, разнообразные агенты и прочие специалисты, у которых нет точно очерченной рабочей зоны и которые перемещаются по разным объектам в течение своего трудового дня.

Такого рода РМ обязательно включаются в перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда. В связи с тем, что список РМ должен отражать имеющиеся производственные факторы и время их воздействия на сотрудника, в случае с разъездными специалистами период влияния факторов придется подсчитывать, исходя из того, сколько времени сотрудник обслуживает оборудование и пребывает в различных трудовых зонах.

Рабочие места с индивидуальными особенностями, подлежащие СОУТ

Для того чтобы определить рабочие места, которые специальной оценке условий труда подлежат и обладают своими индивидуальными особенностями, нам потребуется . Этот документ содержит их список. В последней редакции Постановления этот перечень выглядит так:

  • рыбопромысловые суда;
  • гражданский авиатранспорт;
  • рабочие места тех сотрудников скорой медицинской помощи, которые действуют за пределами своего медучреждения;
  • палаты интенсивной терапии, операционные и кабинеты реанимации;
  • медкабинеты с рентгеновскими, флюорографическими и другими аппаратами, которые могут представлять опасность для здоровья (полный список такой аппаратуры – в );
  • места работы спортсменов;
  • концертные площадки, сцены, студии и другие РМ людей творческих профессий;
  • места проведения подземных работ;
  • пассажирский транспорт.

Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (образец)

Подучив представление о том, какие рабочие места должны пройти процедуру СОУТ , можно приступить к самому главному – к подготовке их перечня для спецоценки. В части 5 статьи 9 ФЗ № 426 четко говорится, что это прямая обязанность работодателя. Задача по подготовке списка возлагается на вашем предприятии.

До введения процедуры специальной оценки рабочие места обследовались в ходе аттестации, и Минздравсоцразвития для этого мероприятия успел подготовить специализированную форму, на основе которой и готовили список РМ для проверки. В случае с СОУТ никакая форма пока не утверждена, поэтому вашей комиссии придется составлять перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, в произвольном виде, например, в виде стандартного текстового документа или таблицы.

Определенные трудности у комиссии могут возникнуть, когда дело дойдет до названий рабочих мест. До введения СОУТ все наименования обязательно должны были соответствовать . Сейчас проблема состоит в том, что этот документ, который был принят еще в 1994 году, не содержит наименований «супервайзер», «HR-менеджер», «копирайтер» и многих других современных профессий.

Конечно, при проведении СОУТ можно руководствоваться не только Классификатором, но и наименованием профессий из штатного расписания вашей организации. Но забывать о Классификаторе ни в коем случае нельзя. При определении рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда, следует всегда сверяться с Классификатором, чтобы не допустить ошибки, которая может привести к лишению сотрудника льгот за труд во вредных для здоровья условиях .

Не существует такой профессии как «электрик». В Классификаторе есть «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», и название рабочего места вашего электрика в перечне рабочих мест для СОУТ должно быть именно таким.

Образец оформления перечня

Каждая организация может утверждать свою форму перечня внутренним приказом и распоряжением. Главное, чтобы в нем содержалась следующая информация:

  • название структурного подразделения;
  • официальное название должности;
  • размер штата;
  • количество РМ для проведения СОУТ;
  • итоговые данные по каждому из разделов.

Для вашего удобства мы приводим бланк оформления перечня, указывающего, какие рабочие места подлежат специальной оценке условий труда.

Аналогичные рабочие места

Специальная оценка условий труда в отношении аналогичных рабочих мест проводится в установленном порядке. Чтобы правильно составить список РМ для СОУТ, членам комиссии понадобится учитывать принцип аналогичности, отраженный в ФЗ № 426.

Как это понимать? Если РМ одного вида деятельности располагаются в однотипных производственных зонах, оснащены одинаковым оборудованием и системами вентиляции, отопления и освещения и т.п., то их принято записывать в аналогичные. СОУТ, проведенная на одном таком месте, засчитывается для всех подобных. Однако если хотя бы по одному из факторов аналогичности , то спецоценку будут проходить все РМ в организации.

На этом тонкости проведения специальной оценки условий труда в отношении аналогичных рабочих мест не заканчиваются. Согласно законодательству, количество этих РМ в одной организации ограничено. При их подсчете вам пригодится формула: 20% аналогичных от общего числа, однако не менее 2-х на всю организацию.

внимание

В перечне рабочих мест для проведения спецоценки аналогичные должны фиксироваться особым образом. Каждое РМ имеет свой уникальный номер, и номера аналогичных мест следует дополнять буквой «А». Для примера, РМ этого типа будут выглядеть в списке как «8А», «9А», «118А» и так далее.

В отношении каких работников не проводится специальная оценка условий труда

Выясняя, какие рабочие места подлежат СОУТ, можно сразу исключить три категории работников.

Специальная оценка условий труда не проводится в отношении так называемых надомников, дистанционных сотрудников и работников, имеющих оформленные трудовые отношения с физлицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Кажется, что все просто, однако стоит внимательно отнестись к документационному сопровождению трудовых взаимоотношений с такими работниками. Например, если человек работает дома, однако трудовой договор с ним составлен без учета условий труда (на общих основаниях), то из перечня на проведение СОУТ его рабочее место исключать нельзя.

С надомниками полагается заключать особый трудовой договор, в котором будут учтены обязанности работодателя по обеспечению оборудованием и инструментами, условиями для работы на дому, сроки и формы оплаты труда, обязанности сотрудника по выполнению его работы в назначенные сроки.