За запретной дверью в индийском храме скрываются несметные сокровища. Богатство религиозных храмов индии и миллионные состояния индийских гуру

Храм Падманабхасвами (Padmanabhaswamy Temple; śṟī patmaṉābhasvāmi kṣētṟaṁ) расположенный в городе Тривандрам (штат Керала, Индия), получил общемировую известность в июле 2011 года, когда в нём были вскрыты 4 подземных кладовых храма, и найден один из самых крупных кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 млрд. долларов. Специалисты могут сравнить эти находки лишь с ценностями гробниц египетского фараона Тутанхамона, обнаруженных в 1922 году.

Но, в храме существует и шестое хранилище, с шестой дверью, которая до сих пор не вскрыта, и за которой возможно хранится самая великая тайна и несметные сокровища.

История храма


Padmanabhaswamy Temple, 1890

Известно, что храм, в том виде в котором он дошел до наших дней, начали строить в 1731 году. В 1750 году царь Мартханда Варма (1729-1758), являющийся одним из самых могущественных правителей Траванкора посвятил своё царство Падманабхе. Он перенес свою резиденцию в Тируванантапурам, город Ананты, который стал называться Падманабхадаса, означающий «Слуга Господа Падманабхи». После этого через столицу княжества стал проходить и основной торговый путь.

Купцы посещающие город делали щедрые подношения божеству храма, чтобы не только получить благословение на удачную торговлю от высших сил, но и заручиться расположением местной власти. Также в храме хранили золото, для совершения сделок по оплате за пряности и золото собранное с европейцев в виде налога за покупку и провоз пряностей. Много золота и драгоценностей оказывалось в храме и в результате пожертвований сделанных членами богатых семей государства.

Как известно в Индии существует обычай во время междоусобиц и войн прятать в храмах городскую казну, так как священные сооружения были неприкосновенны и не каждый бандит рисковал грабить храм, опасаясь, что боги не простят вторжения в свои дома. В результате, на протяжении столетий служители храма собирая пожертвования, и то что было получено на хранение переносили сокровища в подземные тайники, где оно часто и оставалось навсегда.

Это основная версия происхождения сокровищ. Но есть версия и о более раннем происхождении сокровищ, в которой говорится что храм на этом месте построили задолго до появления самого княжества Траванкор. Предполагают что храм был сооружен еще в IV веке до н.э. О Золотом храме упоминается в древних тамильских текстах. Легенды утверждают, что даже стены храма раньше были из чистого золота.

О храме и божестве Падманабхасвами

Храм, в нынешнем виде, был построен в 1750 году, и выполнен в смешанном дравидском и керальском стилях. Имеет надвратную семи-рядовую 30,5 метровую башню, с искусной резьбой и множеством великолепных статуй и скульптур.

Стены храма покрыты фресками, изображающими разные мистические истории. Внутри храма располагается широкий длинный коридор с 24,5 метровым золотым шестом и флагом и 324 рельефных гранитных столба. Поверхность этих колон также покрыты великолепной резьбой.

Основной зал храмовой постройки также украшен фресками, на которых изображены различные мистические истории. В этом зале и располагается главная святыня храма: статуя божества Падманабхасвами.

Божество возлежит в позе мистического сна йога-нидра (Ананантхасаянам), на «бесконечном Шеше» (тысячеголовый змей, царь всех нагов — одна из форм Бога в ведийской религии и индуизме).

Из пупка Падманабхасвами (Вишну) произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука скульптуры расположена над камнем-лингамом, считающимся самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня процветания Шридеви и богиня Земли Бхудеви.

Статуя построена из 10008 Шалаграма-шил («священных камней» — вайшнавское индуистское мурти в форме сферического чёрного камня), имеет длину 5,5 метров, и покрыта золотом и драгоценными камнями.

Божество можно увидеть из трех ворот храма — через одни ворота видны часть ног и стопы, через другие живот с произрастающим из пупка лотосом и сидящем на нём Брахмой, а через третьи видно частично грудь, голову и руки. Входить в храм могут только индуисты в соответствующих одеждах.

О найденных сокровищах стоимостью более 22 млрд. долларов

Как говорилось выше в течение столетий, а может и тысячелетий, жрецы храма собирали пожертвования: золото, другие драгоценности и относили их на хранение в шесть подземных тайников. Два из этих тайников были опечатаны в середине XIX века, а четыре других после того как в 1947 году Индия получила независимость и королевство Траванкор прекратило существование.

Решение об открытии тайников принималось более пятидесяти лет. Дело затягивалось потому что на протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и являлись попечителями земного имущества Падманабхасвами и разумеется вместе с хранителями выступали противниками такого вскрытия.

В 2009 году адвокат Сундару Раджану подал петицию в Верховный суд Индии. В петиции излагалось что необходимо вскрыть подземные кладовые храма, опечатанные более 130 лет назад, с целью произвести должный учет хранящихся там сокровищ. Беспокойство юриста вызывало то, что без должного надзора и учета сокровища подвергались разграблению. Сундару Раджан, до того как стать адвокатом был полицейским, и понимал о чём говорит. Он указывал на плохую охрану храма. Полиция подтвердила его слова, сообщив в Суде, что: «…необходимы установки лазерной сигнализации, системы видео-наблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет». Также имелись сведения, что и жрецы иногда грабили храм. Но дело затягивалось.

Лишь в июле 2011 года вышло постановление Верховного Суда Индии о том, что с целью сохранения ценностей храм должен перейти из ведения потомков королевской семьи Траванкор, в ведении властей штата Керала. Только после этого решения Суда можно было законно вскрывать хранилища.

Тайники вскрывали в присутствии главы династии Траванкор, 89-летнего махараджи Утрадана Вармы, семи представителей суда. Также присутствовали индийские археологи и исследователи. Но никто даже не мог представить, насколько внушительным окажутся найденные сокровища. Один из присутствующих позже написал: «… Когда отодвинули гранитную плиту, за ней царил почти абсолютный мрак — его разбавлял лишь тусклый луч света из дверного проема. Я заглянул в черноту кладовой, и мне открылось потрясающее зрелище: словно звезды мерцали в небе безлунной ночью. Бриллианты и другие драгоценные камни вспыхивали, отражая слабый свет, проникавший из открытой двери. Большая часть сокровищ была сложена в деревянных сундуках, но со временем дерево обратилось в труху. Драгоценные камни и золото просто лежали кучами на покрытом пылью полу. Ничего подобного я никогда не видел».

Хотя члены комиссии обязались хранить полный перечень найденных сокровищ в секрете, но из просочившихся сведений стало известно, что среди наиболее примечательных экспонатов были: из чистого золота полноразмерный трон, усыпанный бриллиантами и другими драгоценными камнями, 536 кг золотых и серебряных монет, золотой сноп весом более пятисот килограмм, инкрустированные изумрудами и рубинами короны и блюда, золотые статуэтки и ожерелье длиной пять с половиной метров и весом в тридцать пять килограмм. А также и золотая статуя Вишну высотой 1,2 метра.

Этот клад стал одним из крупнейших в истории человечества. Стоимость найденного сокровища оценили в 22 млрд долларов, хотя многие ученые считают что настоящую стоимость подсчитать невозможно — коллекция просто бесценна. Схожее по масштабу богатство есть только во дворце махараджи Джай Сингха II в Джайпуре.

Новость о сокровищах быстро облетела всю страну, в храм потянулись паломники, а правительством штата были предприняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для охраны привлекли более 200 полицейских, а внутри храма срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

Но, к сожалению, даже таких мер было недостаточно. Полный учет драгоценностей так и не провели, и они по-прежнему разворовываются и исчезают. К примеру, аудиторский отчёт проведенный в 2015 г. показал, что: «… за эти годы из храма было похищено 266 кг золота. Согласно источникам, близким к Райу, золото было похищено из храма 82 раза. Из 893,44 кг золота, вывезенного из храма для работ, было заменено только 627 кг золота, а оставшихся 266 кг пропало… В докладе также отмечается, что в храме отсутствует какая-либо заслуживающая доверия система учета. Золото из храмовых сводов вывозилось для различных целей, но часто обратно не возвращалось.

В докладе также указано, что из 82 судов из драгоценных металлов, включая серебро, вывезенных в течение 2008-09 годов, 72 были возвращены, а 10 пропали без вести. Тайники были открыты не менее семи раз, в том числе дважды в 1990 году и пять раз в течение 2002 года, несмотря на запрет открывать хранилище. Королевская семья Траванкора, которой также был передан отчет, никак на него не среагировала.

Тайна шестого хранилища

С того времени прошло несколько лет, но интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь до сих пор не было вскрыто шестое хранилище, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Официальной причиной, по которой эту дверь до сих пор не вскрывают, является постановление Верховного Суда Индии, который вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет вскрыто, пока власти штата не смогут предоставить гарантию неприкосновенности и безопасности храму. Сокровища должны быть оценены, задокументированы. Должна быть проведена съемка и профессиональная атрибуция. Также должен быть и более высокий уровень охраны. Однако, как отметили в постановлении судьи, должного учета и охраны не было выполнено даже для уже найденных сокровищ.

Во-вторых, дверь не спешат вскрывать потому что жрецы храма грозят что если будет вскрыта шестая дверь, то всех ждёт проклятие. Высшие должностные лица Керала попросту боятся совершать решительные действия. Они воспринимают всерьез угрозы жрецов, вспоминая яркий пример с таинственной смертью инициатора вскрытия первых пяти дверей — Сундара Раджана.

Не прошло и недели после вскрытия хранилищ, как он скоропостижно скончался. По официальной версии причиной смерти стала лихорадка. Но все кто знал адвоката, могли сказать что не смотря на возраст, семьдесят лет, он был физически крепким мужчиной, и не жаловался на здоровье. И вдруг внезапно умер. Причем вскрытие так и не установило точную причину смерти. Многие индусы не поверили сообщениям в газетах о причинах смерти, расценив его кончину как наказание за «потревоженный сон» божества Падманабхасвами.
Вспоминают также и историю произошедшую якобы в XIX веке. Тогда была совершена попытка открыть эту дверь. На вскрытие отважились англичане, но как только они вошли в подземелье, на них накинулись неизвестно откуда появившиеся полчища огромных змей. Англичане не смогли отбиться от них ни саблями, ни огнестрельным оружием. Некоторым удалось в ужасе бежать, а те, кого змеи покусали, скончались в страшных муках.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора, который заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами.

Есть и еще одна причина. Этот тайник не был вскрыт одновременно с другими, поскольку он запечатан особым запрещающим «знаком змея», охраняющим покой божеств. На двери изображена огромная кобра с несколькими головами. Дверь герметично запечатана, хотя и непонятно, каким образом – на ней нет ни защелок ни замков, нет и отверстий для ключа. Считается что ворота в подземелье герметично закрыты звуковыми волнами. Согласно легенде, закрыл дверь сам Вишну, и за ней хранится его неприкосновенный запас, трогать который людям запрещено.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Достопримечательность

Храм Падманабхасвами
ശ്രീ പത്മനാഭസ്വാമി ക്ഷേത്രം

Страна Индия
Город Тируванантапурам
Конфессия вайшнавизм
Тип здания индуистский храм
Состояние действующий
Координаты : 8°28′58″ с. ш. 76°56′37″ в. д.  /  8.48278° с. ш. 76.94361° в. д.  / 8.48278; 76.94361 (G) (Я)

Божество

Божество внутри храма представляет собой Вишну, возлежащего на Ананта-шеше . Это фигура длиной 5,5 метров, построенная из 10 008 Шалаграма-шил , и покрытая золотом и драгоценными камнями.

Храм

Храм представляет собой 30,5 метровый семирядовый гопурам , покрытый искусной резьбой. Внутри располагается широкий коридор с 324 рельефными столбами и 24,5 метровый золотой шест с флагом. Стены храма покрыты фресками, которые изображают различные мистические истории. Архитектурный стиль, в котором выполнен храм, является смесью дравидского и керальского стилей. В своей нынешней форме храм был построен царем Мартханда Вармой (1729-1758), одним из самых могущественных правителей Траванкора . Строительство было начато в 1731 году . В 1750 году махарадж посвятил своё царство Падманабхе, главному божеству в царстве, а сам стал называться Падманабхадаса, что значит «слуга Господа Падманабхи».

Клад

В июле 2011 года в храме был обнаружен один из крупнейших кладов в истории человечества, оцениваемый в 22 млрд $ . Предполагается, что сокровища на протяжении тысячелетия складировали в храме многие поколения правителей Траванкора. При вскрытии тайника присутствовал сын последнего махараджи. Богатствами сопоставимого масштаба в Индии может похвалиться только дворец Джай Сингха II в Джайпуре .

Напишите отзыв о статье "Храм Падманабхасвами"

Примечания

Отрывок, характеризующий Храм Падманабхасвами

– Mais vous me meprisez, vous si pure, vous ne comprendrez jamais cet egarement de la passion. Ah, ce n"est que ma pauvre mere… [Но вы так чисты, вы презираете меня; вы никогда не поймете этого увлечения страсти. Ах, моя бедная мать…]
– Je comprends tout, [Я всё понимаю,] – отвечала княжна Марья, грустно улыбаясь. – Успокойтесь, мой друг. Я пойду к отцу, – сказала она и вышла.
Князь Василий, загнув высоко ногу, с табакеркой в руках и как бы расчувствованный донельзя, как бы сам сожалея и смеясь над своей чувствительностью, сидел с улыбкой умиления на лице, когда вошла княжна Марья. Он поспешно поднес щепоть табаку к носу.
– Ah, ma bonne, ma bonne, [Ах, милая, милая.] – сказал он, вставая и взяв ее за обе руки. Он вздохнул и прибавил: – Le sort de mon fils est en vos mains. Decidez, ma bonne, ma chere, ma douee Marieie qui j"ai toujours aimee, comme ma fille. [Судьба моего сына в ваших руках. Решите, моя милая, моя дорогая, моя кроткая Мари, которую я всегда любил, как дочь.]
Он отошел. Действительная слеза показалась на его глазах.
– Фр… фр… – фыркал князь Николай Андреич.
– Князь от имени своего воспитанника… сына, тебе делает пропозицию. Хочешь ли ты или нет быть женою князя Анатоля Курагина? Ты говори: да или нет! – закричал он, – а потом я удерживаю за собой право сказать и свое мнение. Да, мое мнение и только свое мнение, – прибавил князь Николай Андреич, обращаясь к князю Василью и отвечая на его умоляющее выражение. – Да или нет?
– Мое желание, mon pere, никогда не покидать вас, никогда не разделять своей жизни с вашей. Я не хочу выходить замуж, – сказала она решительно, взглянув своими прекрасными глазами на князя Василья и на отца.
– Вздор, глупости! Вздор, вздор, вздор! – нахмурившись, закричал князь Николай Андреич, взял дочь за руку, пригнул к себе и не поцеловал, но только пригнув свой лоб к ее лбу, дотронулся до нее и так сжал руку, которую он держал, что она поморщилась и вскрикнула.
Князь Василий встал.
– Ma chere, je vous dirai, que c"est un moment que je n"oublrai jamais, jamais; mais, ma bonne, est ce que vous ne nous donnerez pas un peu d"esperance de toucher ce coeur si bon, si genereux. Dites, que peut etre… L"avenir est si grand. Dites: peut etre. [Моя милая, я вам скажу, что эту минуту я никогда не забуду, но, моя добрейшая, дайте нам хоть малую надежду возможности тронуть это сердце, столь доброе и великодушное. Скажите: может быть… Будущность так велика. Скажите: может быть.]
– Князь, то, что я сказала, есть всё, что есть в моем сердце. Я благодарю за честь, но никогда не буду женой вашего сына.
– Ну, и кончено, мой милый. Очень рад тебя видеть, очень рад тебя видеть. Поди к себе, княжна, поди, – говорил старый князь. – Очень, очень рад тебя видеть, – повторял он, обнимая князя Василья.
«Мое призвание другое, – думала про себя княжна Марья, мое призвание – быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования. И что бы мне это ни стоило, я сделаю счастие бедной Ame. Она так страстно его любит. Она так страстно раскаивается. Я все сделаю, чтобы устроить ее брак с ним. Ежели он не богат, я дам ей средства, я попрошу отца, я попрошу Андрея. Я так буду счастлива, когда она будет его женою. Она так несчастлива, чужая, одинокая, без помощи! И Боже мой, как страстно она любит, ежели она так могла забыть себя. Может быть, и я сделала бы то же!…» думала княжна Марья.

Ининский сад камней расположен в Баргузинской долине. Огромные камни как будто кто-то специально разбросал или расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Одной из достопримечательностей Бурятии является Ининский сад камней в Баргузинской долине. Он производит удивительное впечатление – огромные камни, разбросанные в беспорядке на совершенно ровной поверхности. Как будто кто-то специально то ли разбросал их, то ли расставил с умыслом. А в местах, где расставлены мегалиты, всегда происходит что-то таинственное.

Сила природы

Вообще «сад камней» - это японское название искусственного ландшафта, в котором ключевую роль играют камни, расставленные по строгим правилам. «Карэсансуй» (сухой пейзаж) в Японии культивируется с 14-го века, и появился он не просто так. Считалось, что в местах с большим скоплением камней обитают боги, вследствие этого и самим камням стали придавать божественное значение. Конечно, сейчас японцы используют сады камней как место для медитации, где удобно предаваться философским размышлениям.

А философия здесь вот при чём. Хаотичное, на первый взгляд, расположение камней, на самом деле строго подчинено определённым законам. Во-первых, должна соблюдаться асимметрия и разность размеров камней. В саду есть определённые точки наблюдения – в зависимости от времени, когда вы собираетесь созерцать устройство своего микромира. И главная хитрость – с любой точки наблюдения всегда должен быть один камень, который… не виден.

Самый известный в Японии сад камней находится в Киото – древнейшей столице страны самураев, в храме Рёандзи. Это пристанище буддийских монахов. А у нас в Бурятии «сад камней» появился без усилий человека – его автором является сама Природа.

В юго-западной части Баргузинской долины, в 15 километрах от посёлка Суво, где река Ина выходит из Икатского хребта, расположено это место площадью более 10 квадратных километров. Значительно больше, чем любой японский сад камней – в той же пропорции, как японский бонсаи меньше бурятского кедра. Здесь из ровной земли выступают крупные глыбы камня, достигающего 4-5 метров в поперечнике, а в глубину эти валуны уходят до 10 метров!

Удаление этих мегалитов от горного хребта достигает 5 километров и более. Какая же сила могла разметать эти огромные камни на такие расстояния? То, что это сделал не человек, стало ясно из недавней истории: для гидромелиоративных целей здесь был прорыт 3-километровый канал. И в русле канала там и сям лежат огромные глыбы, уходящие на глубину до 10 метров. С ними бились, конечно, но безуспешно. В результате все работы на канале были остановлены.

Учёные выдвигали разные версии происхождения Ининского сада камней. Многие считают эти глыбы мореными валунами, то есть ледниковыми отложениями. Возраст учёными называется разный (Э. И. Муравский считает, что им 40-50 тысяч лет, а В. В. Ламакин - более 100 тысяч лет!), в зависимости от какого оледенения отсчитывать.

По предположениям геологов, в древности Баргузинская котловина представляла собой пресноводное неглубокое озеро, которое было отделено от Байкала неширокой и невысокой горной перемычкой, соединяющей Баргузинский и Икатский хребты. При повышении уровня воды образовался сток, превратившийся в русло реки, которая все глубже и глубже врезалась в твёрдые кристаллические породы. Известно, как ливневые потоки воды весной или после сильного дождя размывают крутые склоны, оставляя глубокие борозды балок и оврагов. Со временем уровень воды упал, и площадь озера из-за обилия взвешенного материала, приносимого в него реками, уменьшилась. В результате озеро исчезло, а на его месте осталась широкая долина с валунами, которые отнесли позже к памятникам природы.

А вот недавно доктор геолого-минералогических наук Г.Ф. Уфимцев предложил очень оригинальную идею, никак не связанную с оледенениями. По его мнению, Ининский сад камней образовался в результате сравнительно недавнего, имевшего катастрофический характер гигантского выброса крупно-глыбового материала.

По его наблюдениям, ледниковая деятельность на Икатском хребте проявилась только лишь на небольшой площади в верховьях рек Турокчи и Богунды, в средней же части этих рек следов оледенения не наблюдается. Таким образом, по мнению ученого, произошёл прорыв плотины подпрудного озера в течении реки Ины и её притоков. В результате прорыва с верховья Ины селем или грунтовой лавиной в Баргузинскую долину был выброшен большой объем глыбового материала. В пользу этой версии говорит факт сильного разрушения коренных бортов долины реки Ины на месте слияния с Турокчей, что может свидетельствовать о снесении селем большого объема горных пород.

На этом же участке реки Ины Уфимцевым отмечены два крупных «амфитеатра» (напоминают огромную воронку) размерами 2,0 на 1,3 километра и 1,2 на 0,8 километра, которые, вероятно, могли быть ложем крупных подпрудных озер. Прорыв плотины и спуск воды, по мнению Уфимцева, мог произойти в результате проявлений сейсмических процессов, поскольку оба склоновых «амфитеатра» приурочены к зоне молодого разлома с выходами термальных вод.

Здесь шалили боги

Удивительное место издавна интересовало местных жителей. И для «сада камней» люди придумали легенду, уходящую корнями в седую древность. Начало нехитрое. Поспорили как-то две реки, Ина и Баргузин, кто из них первым (первой) добежит до Байкала. Баргузин схитрил и отправился в дорогу тем же вечером, а утром рассерженная Ина помчалась следом, в гневе отбрасывая огромные валуны со своего пути. Так и лежат они до сих пор по обоим берегам реки. Не правда ли, это просто поэтическое описание мощного селя, предложенного для объяснения доктором Уфимцевым?

Камни всё ещё хранят тайну своего образования. Они ведь не только разного размера и цвета, они вообще из разных пород. То есть выломаны были не из одного места. А глубина залегания говорит о многих тысячах лет, за которые вокруг валунов наросли метры грунта.

Тем, кто видел фильм «Аватар», туманным утром камни Ины напомнят висячие горы, вокруг которых летают крылатые драконы. Вершины гор выступают из облаков тумана, как отдельные крепости или головы великанов в шлемах. Впечатления от созерцания сада камней удивительные, и люди не случайно наделили камни магической силой: считается, если прикоснуться к валунам руками, они будут забирать отрицательную энергию, взамен одаряя положительной.

В этих удивительных местах есть ещё одно место, где шалили боги. Это место прозвали «Сувинским саксонским замком». Это природное образование находится недалеко от группы солёных Алгинских озёр возле села Суво, на степных склонах сопки у подножья Икатского хребта. Живописные скалы очень напоминают развалины древнего замка. Эти места служили для эвенкийских шаманов особо почитаемым и священным местом. На эвенкийском языке «сувойя», или «суво» означает «вихрь».

Считалось, что именно здесь обитают духи - хозяева местных ветров. Главным и самым известным из которых был легендарный ветер Байкала «Баргузин». По легенде, в этих местах жил злой правитель. Он отличался свирепым нравом, ему доставало удовольствие приносить несчастья бедным и неимущим людям.

У него был единственный и любимый сын, которого заколдовали духи в наказание жестокому отцу. После осознания своего жестокого и несправедливого отношения к людям правитель пал на колени, стал умолять и слёзно просить вернуть здоровье сыну и сделать его счастливым. А все свои богатства он раздал людям.

И духи освободили из власти недуга сына правителя! Считается, что по этой причине скалы разделены на несколько частей. Среди бурят есть поверье, что в скалах живут хозяева Суво - Тумуржи-Нойон и его жена Тутужиг-Хатан. В честь сувинских владык были установлены бурханы. В особые дни в этих местах проводят целые ритуалы.

В начале XVIII века на юго-западе полуострова Индостан было образовано княжество Траванкор. В течение многих столетий по его территории проходили оживленные торговые пути. Европейские торговцы перцем, гвоздикой и корицей появились здесь в XVI веке, после того как в 1498 году сюда приплыли каравеллы португальца Васко да Гамы.

Иностранные и индийские купцы, приезжавшие в Траванкор за специями и другими товарами, обычно оставляли щедрые подношения богу Вишну, чтобы получить благословение на удачную торговлю от высших сил и заодно заручиться расположением местных властей. Помимо пожертвований в храме складировалось золото, получаемое от европейских купцов в уплату за пряности.

В 1731 году одним из самых могущественных правителей Траванкора раджой Мартханда Вармой (он правил в 1729- 1758 годах), в столичном городе Тривандруме (сейчас он называется Тируванантапурам - столица нынешнего индийского штата Керала) был построен величественный храм Падманабхасвами.

Собственно, одна из 108 обителей Вишну здесь находилась еще с III века до н. э., а в XVI веке расположился храмовый комплекс. Раджа на том же месте выстроил гопурам - главную семирядную башню храма высотой 30,5 м. Она украшена множеством статуй и скульптур, каждая из которых может считаться настоящим зодческим шедевром.

Внутрь храма ведет длинный коридор с колоннадой, состоящей из 365 прекрасных гранитных колонн. Их поверхность полностью покрыта резьбой, представляющей собой пример истинного мастерства древних скульпторов.

Основной зал храмовой постройки украшен фресками, изображающими различные мистические истории, и предназначен для хранения главной святыни: уникальной статуи Падманабхасвами - формы Вишну, пребывающего в позе Ананантхасаянам, то есть в вечном мистическом сне.

Скульптурное воплощение верховного бога возлежит на гигантском тысячеголовом змее Ананта-Шеше - царе всех нагов. Из пупка Вишну произрастает лотос с сидящим на нем Брахмой. Левая рука изваяния расположена над камнем-лингамом, который считается самой важной формой и образом Шивы. Рядом сидят его жены: богиня Земли Бхудеви и богиня процветания Шридеви.

Статуя высотой 5,5 м построена из 10 008 Шалаграмашил (священных камней) и покрыта золотом и драгоценными камнями. Ее можно увидеть из трех ворот храма - через одни видны стопы, через другие - тело, а через третьи - грудь и лицо. На протяжении нескольких сотен лет прямые потомки раджей Траванкора управляли храмовым комплексом и были попечителями земного имущества Вишну.

Однако несколько лет назад выяснилось, что и величественный храм, и великолепная скульптура - лишь видимая часть богатства Падманабхасвами. Более того, над провинцией Керала нависло древнее проклятие.

Дело в том, что в 2009 году известный индийский адвокат Сундара Раджан написал в Верховный суд Индии петицию: он потребовал открыть кладовые храма Шри-Падманабхасвами, опечатанные более 130 лет назад. Беспокоило юриста то, что без должного надзора и учета сокровища могут быть попросту разграблены. Раджан, как бывший полицейский, указывал на недопустимо плохую охрану храма.

Местные полицейские подтвердили его слова: у полиции Керала нет ни технических средств, ни опыта по защите подобных богатств. «Необходимы установки лазерной сигнализации, системы видеонаблюдения и другие современные охранные системы, но у нас их нет», - сообщил офицер полиции.

В феврале 2011 года суд признал правоту Сундара Раджана и обязал государство установить должный контроль над храмом, дабы обеспечить необходимую охрану хранящихся в его кладовых ценностей. Согласно судебному решению, исторический памятник передан под юрисдикцию правительства штата Керала.

Разумеется, потомок раджи Траванкора и попечитель храма восьмидесяти летний Утрадан Тирунаал Мартханда Варма обратился в Верховный суд с апелляцией. Аристократ заявил, что специальный закон, принятый после получения Индией независимости, дает ему полное право контролировать храм.




Кроме того, он настаивал, что раджи Траванкора издавна являлись жрецами бога Вишну, что дает им право на управление храмовым имуществом. Однако Верховный суд не согласился с доводами истца и отклонил апелляцию на основании того, что раджи в XXI веке уже не имеют особого правового статуса и рассматриваются как обычные граждане Индии.

Несмотря на гнев верующих, которые полагали, что грабить богов не дозволяется никому, в том числе и властям, специальная правительственная комиссия исполнила решение Верховного суда и вскрыла храмовые тайники, чтобы провести инвентаризацию ценностей.

То, что обнаружилось внутри пяти секретных подземных помещений, потрясло весь мир: сундуки примерно с 1 т золотых монет, 1 т золота в слитках и ювелирных изделиях, мешки с бриллиантами и другими драгоценными камнями.

В одном из хранилищ обнаружили инкрустированные изумрудами и рубинами короны, золотые ожерелья, золотую цепь длиной 5,5 м, 36-килограммовое золотое «полотно», редкие монеты разных стран, а также изумительную статую бога Вишну, лежащего на змее Ананта-Шеше, выполненную из чистого золота и имеющую высоту 1,2 м.

По предварительным данным, найденные сокровища оцениваются почти в триллион индийских рупий, что превышает 20 миллиардов долларов в золотом эквиваленте. Это больше, чем бюджет всего столичного округа Дели!

По словам индийских археологов и исследователей, они даже не представляли, насколько внушительным окажется найденный клад. Естественно, правительством штата были приняты беспрецедентные меры по обеспечению безопасности найденных сокровищ. Для их охраны привлекли большую часть полицейских штата. В самом же храме срочно установили охранную сигнализацию и камеры наблюдения.

После этого индусов охватила настоящая мания: схватив металлоискатели или вооружившись чистым энтузиазмом, толпы «паломников» побежали в храмы - вдруг где-то еще найдутся подобные сокровища? В «дома богов» бросились и те, кто никогда благочестием не отличался.

Всем известно, что с глубокой древности богатые семьи Индии щедро жертвовали храмам драгоценности, к тому же существовал обычай во время войн и междоусобиц прятать в храмах городскую казну. Но священные сооружения в Индии всегда были неприкосновенны, и не все индусы ринулись на поиски сокровищ - верующие ужасаются поступкам «богохульников» и утверждают, что боги не простят вторжения в свои дома.

В то же время интрига вокруг храма Падманабхасвами продолжает разворачиваться. Ведь вскрыты были только пять сокровищниц. После этого собирались вскрыть последнее из шести подземных хранилищ, где, как считается, находится самая ценная часть клада.

Однако проклятия, которыми грозят жрецы Вишну, останавливают высших должностных лиц Керала от решительных действий. И наиболее ярким примером того, что неразумно отмахиваться от угроз жрецов, послужила таинственная смерть инициатора святотатства.

Не прошло и недели после вскрытия сокровищ, как семидесятилетний Сундар Раджан скоропостижно скончался, по официальной версии - от лихорадки. Физически крепкий мужчина, никогда до этого не жаловавшийся на здоровье, внезапно умер, причем вскрытие так и не установило точной причины его смерти. Разумеется, многие индусы сообщениям в прессе не поверили и расценили его кончину как наказание Вишну за потревоженный сон.

Не собирается сдаваться и потомок властителей Траванкора. Он заявил, что будет бороться за неприкосновенность последнего тайника с сокровищами храма Падманабхасвами. Этот тайник не был вскрыт одновременно с пятью другими комнатами, поскольку он запечатан особым «знаком змея», охраняющего покой Вишну. И дело даже не в сокровищах, которые там хранятся.

Существует легенда о том, что в помещении, запечатанном «знаком змея», хранится своего рода неприкосновенный запас храма Вишну. Золото и драгоценности, хранящиеся там, запрещено трогать.

Лишь в самом крайнем случае, когда на карту будет поставлена судьба княжества и живущих в нем людей, жрецам после особой церемонии будет разрешено вскрыть дверь в сокровищницу, которую охраняет огромная трехголовая кобра с рубиновыми глазами. Тех же, кто попытается самовольно проникнуть в подземелье, ждет страшная смерть.

Рассказывают, что где-то в конце XIX века англичане, чувствовавшие себя тогда в Индии полными хозяевами, несмотря на все предостережения раджи и жрецов, решили проникнуть в запретную сокровищницу. Но это им сделать так и не удалось.

Смельчаки, вошедшие в подземелье с факелами и светильниками, вскоре с дикими воплями выскочили оттуда. По их словам, из темноты на них набросились гигантские змеи. Разъяренных пресмыкающихся не удалось остановить ни острыми кинжалами, ни выстрелами. Несколько человек были укушены ядовитыми тварями.

В страшных мучениях святотатцы, покусившиеся на сокровища Вишну, скончались на руках своих товарищей. Больше никто не рискнул повторить их попытку попасть в запретную кладовую.

Так что заветная дверь пока еще не открыта. Один из служителей храма даже дал под присягой показания о том, что вскрывать «дверь со змеей» нельзя - это сулит всем неисчислимые беды. Верховный суд вынес решение о том, что последнее запечатанное хранилище не будет открыто, пока местные власти не гарантируют храму неприкосновенность и безопасность, а сокровищам - должную оценку и охрану, документацию, съемку и профессиональную атрибуцию. Однако, как отметили судьи, это пока не было выполнено даже для уже найденного богатства.

А пока верховные судьи разбираются со старинными заклятьями, историки и общественность спорят, кому теперь принадлежит сокровище и что с ним делать. Проректор университета им. Махатмы Ганди в Керала Раджан Гуруккал уверен, что независимо от того, было ли это сокровище княжеским или храмовым, это - уникальное археологическое богатство, имеющее возраст в несколько сотен лет.

«А любой археологический объект принадлежит нации». Ведь в первую очередь храмовый клад представляет огромную ценность как источник сведений об обществе средневековой Индии и не только, поскольку клады, тем более такие большие, могут содержать монеты и драгоценности, накопленные за достаточно большие промежутки времени. Гуруккал уверен, что сохранностью найденных исторических и культурных предметов должно заниматься государство, и призывает отправить сокровище в национальный музей.

А вот экс-глава Совета археологических исследований Нараянан заявил прессе, что власть, напротив, не должна вмешиваться - судьбу клада должен решать храмовый совет. В противном случае это будет покушением на частную собственность.

Представители индийской интеллигенции, в том числе бывший судья Верховного суда Индии Кришна Айер, предлагают использовать богатства на благо общества: в стране 450 миллионов человек живут за чертой бедности.

«Являются ли найденные сокровища наказанием или благословением для одного из самых бедных индийских штатов, покажет время. С определенностью можно сказать одно: для властей штата Керала деньги были бы точно не лишними», - отметил германский еженедельник «Der Spiegel».

При этом члены индуистских общин настаивают на сохранении сокровищ на прежнем месте, говорится в статье. А одна из них даже пригрозила акцией массовых самоубийств, если ценности будут вывезены из храма. Разгневанные индуисты аргументируют свою позицию тем, что лишь потомки махараджей, которые охраняют сокровища храма, могут решать, что с ними делать.

Впрочем, глава правительства штата Ооммен Чанди уже пообещал, что все ценности останутся во владении храма. Он добавил, что по этому поводу идут консультации с потомками правителей Траванкора и главным жрецом храма.

С другой стороны, многие храмы кладут свои сокровища в банк (например, храм Тирумалы Венкатешвары, расположенный на востоке страны, хранит в банке треть из своих трех тонн золота). Другие же активно вкладывают средства в образование и культуру, строят школы.

Особо заинтересованные в судьбе сокровищ лица, которые совсем не удивились тому, что было найдено в тайных кладовых, это княжеская семья Траванкора.

«Мы лишь удивлены тому, что этому так удивились, - сказал в одном интервью Мартханада Варма. - Все знали, что наша семья богата и много веков дарила золото храму». При этом князь ушел от ответа на вопрос, готова ли его семья передать часть найденных сокровищ на общественные нужды: «Все ответы должен дать Верховный суд. Мы ждем его решения».

А пока суд тянет время, драгоценности лежат в старинных храмах. Никем не учтенные, они потихоньку растаскиваются, исчезают. Нередко артефакты подменяются новоделами, а оригиналы оседают где-то в частных коллекциях.

Единственный путь прекратить это - поставить храмовые памятники и сокровищницы под контроль центральных властей, считают в Индии многие. Собственно, об этом и говорил юрист и бывший полицейский Сундара Раджан, который затеял историю со вскрытием храмовых тайников и умер то ли от лихорадки, то ли от гнева Вишну.