Эмоциональный мир личности. Эмоциональный мир человека (6 класс) Эмоциональный мир личности

Cлайд 1

Cлайд 2

МИР ЭМОЦИЙ Воспринимая окружающий мир, человек своеобразно выражает свое личное отношение к разным предметам и явлениям. И это не просто суждения, а особые сложные переживания, которые доступны всем нам благодаря комплексу различных эмоций. ЭМОЦИИ – ЭТО РЕАКЦИИ НАШЕГО ОРГАНИЗМА НА ПРИЯТНЫЕ И НЕПРИЯТНЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Cлайд 3

Cлайд 4

ВИДЫ ЭМОЦИЙ Известный американский психолог Кэррол Изард составил 10 основных эмоций человека 1. ИНТЕРЕС – позитивная эмоция, которая способствует творческой деятельности, позитивно влияет на внимание. 2. РАДОСТЬ – максимально-желательная эмоция, которая связано с уверенностью, собственной значимостью.

Cлайд 5

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 3. ПРЕЗРЕНИЕ - отрицательное эмоциональное состояние, порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведением объекта, связано с чувством собственного превосходства. 4. СТРАДАНИЕ - отрицательное состояние, связанное с невозможностью удовлетворения важнейших жизненных потребностей, ощущение жалости к себе.

Cлайд 6

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 5. ГНЕВ -состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. 6. ОТВРАЩЕНИЕ -состояние, вызываемое предметами, людьми, обстоятельствами, соприкосновение с которыми вступает в резкое противоречие с принципами и установками субъекта.

Cлайд 7

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 7. УДИВЛЕНИЕ – нетральная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. 8. СТРАХ -состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможной угрозе его жизненному благополучию, о реальной или воображаемой опасности.

Cлайд 8

ВИДЫ ЭМОЦИЙ 9. СТЫД - отрицательное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслом, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике. 10. ПЕЧАЛЬ – негативная эмоция, связанная с переживанием негативного факта (смерть, разочарование).

Cлайд 9

ФУНКЦИИ ЭМОЦИЙ ОЦЕНОЧНАЯ – оценка возможности удовлетворения актуальных потребностей и построение прогноза будущих событий ПОДКРЕПЛЯЮЩАЯ – вырабатываются условные рефлексы, и остаются более глубокие следы памяти КОММУНИКАТИВНАЯ – улучшают понимание людьми других людей за счет «считывания» невербальных реакций МОБИЛИЗУЮЩАЯ – мобилизует скрытые резервы организма в критических ситуациях ЗАПУСК СТЕРЕОТИПНЫХ РЕАКЦИЙ – в критических ситуациях запускают стереотипные реакции (страх – бегство; ярость - борьба)

Cлайд 10

НАСТРОЕНИЕ По настроению у человека мы можем узнать о том, как человек себя чувствует. От настроения зависит то, какие решения примет человек или как отреагирует на любую жизненную ситуацию. НАСТРОЕНИЕ – ЭТО ВНУТРЕННЕЕ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА В ДАННЫЙ МОМЕНТ ВРЕМЕНИ.

Cлайд 11

Cлайд 12

ИЗМЕНЕНИЕ НАСТРОЕНИЯ Мы способны менять свое настроение, точнее оно само будет меняться под воздействием многих факторов, таких как: СЛОВА - то, о чем говорят человеку или он говорит сам и самое главное как (эмоции) ДЕЙСТВИЯ - то, чем занимается человек, что делает и на что он тратит свою энергию СОБЫТИЯ - ситуации, которые возникают зависимо или независимо от этого человека ВНУТРЕННИЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ - это то, что думает человек о том, что происходит вокруг (слова, действия, события)

Cлайд 13

ЧУВСТВА Эмоции кратковременные, а чувства длительные и устойчивые, эмоциями мы реагируем на какую-либо ситуацию ЧУВСТВА - ЭТО ПЕРЕЖИВАЕМЫЕ В РАЗЛИЧНОЙ ФОРМЕ ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА К ПРЕДМЕТАМ И ЯВЛЕНИЯМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ.

Cлайд 14

ВИДЫ ЧУВСТВ МОРАЛЬНЫЕ – патриотизм, чувство долга, товарищества, сочувствия, симпатии, любви (отображают отношение человека к другим людям, обществу и к самому себе)

Эмоциональный мир человека – это необъятный, неизученный до конца, загадочный, но очень значимый элемент нашей жизни. И даже когда человек стоял лишь у истоков своего развития, он уже имел представление о самых важных, основных чувствах, которые и определяют нашу человечность. Любовь, ненависть, зависть, дружба – эти понятия настолько нам близки, что мы редко задумываемся о природе их появления, а когда ставим себе задачу разобраться в этой загадке, то понимаем, что это находится где-то за гранью нашего понимания. Большинство действий человека подкреплено какими-нибудь эмоциями и чувствами. Когда тебе радостно и весело ты готов совершать добро на каждом шагу, а когда ты зол, печален или находишься в гневе, то можешь сильно обидеть своих близких. А сколько великих поступков было совершенно во имя любви, и все это благодаря тому, что чувства и эмоции обогащают наш внутренний мир, побуждают нас к активности. Именно благодаря ним каждый воспринимает окружающую его действительность по-своему.

Животные тоже обладают эмоциями, но они не способны распоряжаться ими, изменять их, направлять на созидательные цели, как человек. Люди создали множество шедевров искусства, идеи для которых рождались через эмоции, которые испытывал творец и передавал их при помощи красок и музыки. Вообще в любой деятельности человека присутствуют эмоции и чувства, которые оказывают значительное действие на поведение и поступки человека. Именно поэтому данная тема, на наш взгляд, является актуальной, общество всегда будет искать ответ на вопрос сущности и содержания понятий эмоции и чувства, так как до сих пор многие вещи, связанные с этим предметом изучения, находятся за гранью нашего понимания.

Целью данного реферата является выявление основных аспектов понятия эмоциональный мир человека и определение основных концепций управления чувствами и эмоциями.

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить ряд задач:

· раскрыть понятия чувства и эмоции, познакомиться с их свойствами и структурой

· определить основные взгляды ученых-психологов на явление эмоционального мира человека

· выяснить, какие виды чувств и эмоций существуют, а также рассмотреть различные эмоциональные явления

· познакомиться с различными методиками управления чувствами и эмоциями

Данную тему рассматривали многие философы, именно поэтому существует масса литературы, касающейся данной проблемы. Проанализировать все научные труды не представляется возможным, а некоторые мыслители рассматривают проблему эмоционального мира в очень узких сферах. Наш реферат написан на основе статьи Ромек Е.А. «Логика эмоций» и работы Марцинковской Т.Д. «Общая психология», которые помогли нам при решении поставленных нами задач. В работах анализируются различные подходы к рассмотрению проблемы эмоционального мира человека. Авторы статей подробно исследуют различные методики управления эмоциями и чувствами, создают концепции эффективного направления своей энергии для выполнения полезной деятельности. Кроме статей, мы анализировали несколько интернет источников для более глубокого понимания данного вопроса и знакомства с различными взглядами на проблему эмоционального мира человека, которые также помогли нам решить поставленные нами задачи.

Последние годы социологи и психологи выражают беспокойство тем, что падает ценность семьи, что молодые люди предпочитают «свободные отношения» и не спешат в загс. Анализируя причины происходящего, А. Боссарт пришла к следующему выводу: «Совсем не так уж упала в цене семья, как представляет интригующая статистика разводов и не менее интригующие публикации о сознательном одиночестве. Да, многие мужчины и женщины делают холостяцкий выбор. Претит ли им семья? В принципе, нет. Практически все холостяки не прочь жениться и практически все «сознательные одиночки» не прочь выйти замуж. Семья им в принципе не претит. Им претит такая семья. Такая, какую они видят у своих знакомых. Такая, какой, возможно, вкусили когда-то сами. Такая, в которой выросли. Претит семья, в которой чувства в дефиците».

Именно дефицит чувств – это и есть ключ к разгадке всевозрастающего отчуждения родителей и детей. «Есть дети, с детства уже задумывающиеся над своей семьей, с детства оскорбленные неблагообразием отцов своих и среды своей, а главное, уже с детства начинающие понимать беспорядочность и случайность основ всей их жизни…» – писал Достоевский в черновиках к роману «Подросток».

Судите сами. Вот исповедь тринадцатилетней девочки, которую направили на консультацию педагоги, обеспокоенные ее конфликтностью, взрывным характером, неумением общаться со сверстниками. «Мои родители живут как кошка с собакой, и я постоянно нахожусь в ожидании, что вот сейчас кто-то заорет и на меня. Поженились они не по любви, а потому, что на свет должна была появиться я. Каждый раз во время ссор отец высказывает это матери. Они совершенно разные люди и только в одном похожи – никогда и ни в чем не уступают друг другу. Если отец разрешает мне пойти погулять, мать начинает кричать и на него и на меня. Спор у них часто переходит в истерику матери. А когда они устанут ругаться между собой, то оказывается, что во всем виновата я, и теперь на мою голову сыплется ругань и угрозы. В такие моменты лучше не попадаться им на глаза. Знакомые не раз советовали моим родителям развестись, но они и слышать об этом не хотят. Говорят: дочь жалко – как же она будет жить без отца или матери? А на что мне такая жалость, какой толк в ней? Ведь они не только мучают друг друга, но и меня задергали. Зачем мне такая семья?» И действительно – зачем?

В глазах ребенка родители выступают в нескольких ипостасях: как источник эмоционального тепла и поддержки, без которых он чувствует себя беззащитным и беспомощным; как распорядители благ, поощрений или наказаний; как пример для подражания; как директивная инстанция; как власть, способная взять на себя защиту ребенка или карающая за провинность; как старший друг и советник. А часто ли мы задумываемся над тем, в каком качестве пребываем каждый раз, общаясь с ребенком. Ведь чтобы понимать свое дитя, мотивы тех или иных его поступков, мы, прежде всего, должны научиться понимать самих себя. Что нам важнее всего в жизни? Чего мы хотим от ребенка и какими средствами достигаем желаемого? Как проявляем свои эмоции по отношению друг к другу, к своему ребенку и к людям вообще? На каком уровне общаемся со всеми?

Исследования, проведенные психологами, показали, что уже в конце дошкольного периода у детей начинает преобладать особая форма общения, так называемая внеситуативно-личностная. В основе ее лежит глубинная потребность ребенка во взаимопонимании со взрослыми, в эмоциональном сопереживании с ними; потребность в открытом общении с папой и мамой – во всем том, в чем проявляется истинная родительская любовь. В семье начинается накопление маленьким человеком эмоционального и социального опыта, его переработка и усвоение. В семье он получает обратную межличностную связь, а это важный момент в формировании собственного Я. От того, как подается родителями и как воспринимается ребенком эта связь, зависит многое. Обратная связь может быть вербальной и невербальной, сознательно подаваемой и неосознанно. Порой она не нуждается в словах, но ребенок ее чувствует. Если же эмоционального резонанса нет, то он воспринимает это как холодность родителей. Он не знает, как к нему относятся, и страдает от этого. Можно осыпать ребенка материальными благами, но не дать удовлетворения его насущным эмоциональным потребностям: в любви, понимании, признании, в безопасности, защищенности и он будет чувствовать себя одиноким и покинутым. Парадоксально, но ребенок, которому все позволяется, несчастлив даже в детстве. Вспомните хотя бы фильм «Игрушка». Понаблюдайте за избалованным ребенком. Он то и дело капризничает, наращивает свои требования, будто бы специально нарывается на отказ. Такое впечатление, что ребенок подсознательно ищет грань дозволенного, на которую ему не указывают родители. Найти самому эту грань – задача непосильная для ребенка. А в безграничном, бесформенном пространстве вседозволенности, где нет никаких ориентиров и поэтому не за что зацепиться, ему страшно, неуютно, и он начинает невротизироваться. Не лучшим образом отражается на эмоциональном развитии детей невротическое состояние самих родителей, особенно матери. Блокируется выражение любви к ребенку, который начинает раздражать буквально всем. Часто это случается в семьях, где ребенок похож на нелюбимого члена семьи; где пол ребенка не соответствует ожидавшемуся (ждали мальчика, а родилась девочка), где он родился от незапланированной беременности или не оправдывает честолюбивых ожиданий родителей. Неуютно ребенку и в семье замкнутых, эмоционально холодных родителей или «сверхправильных», считающих, что только строгость является наилучшим средством воспитания. Тяжкой оказывается и ситуация, когда родители так заняты друг другом (будь то всепоглощающая любовь или испепеляющая ревность со слежками и сценами), что не замечают любви детей; или с рождением второго ребенка все внимание переключают на него, отодвигая первенца на задний план и оставляя его в одиночестве со своими переживаниями: обидой, ревностью, завистью, страхом, что не способствует нормальному эмоциональному развитию и затрудняет в дальнейшем общение его со сверстниками.

Зачастую поступки детей пугают родителей, но, чтобы понять их, необходимо взглянуть на семейную ситуацию глазами ребенка. Это не одно и то же, что поставить себя на его место. Как сделать? Просто! В час досуга возьмите листы писчей бумаги, фломастеры или цветные карандаши и рисуйте всей семьей каждый свою картину под названием «Моя семья за каким-нибудь занятием». Только не давайте детям наставлений, кого и как рисовать («Как хочешь».) Сравните рисунки. Совпадают? Нет? С удивлением многие обнаруживают, что ребенок не так радужно воспринимает семью, как хотелось бы родителям. Для многих становится откровением, что дети не чувствуют себя комфортно в семье, что сама семья для них агрессивна. Порой родители и сами не осознают своего семейного неблагополучия или упорно скрывают его даже от самих себя. Нарисуйте «картину» и вам откроется многое.

«Контакт с миром начинается с семьи, – пишет А. Боссарт в своей книге «Парадоксы возраста или воспитания». – С семьи начинается человек, обязанный ей честью, добром и благородством, если она мудра; несвободный от нее – хотя бы фактом своего протеста против нее, если она дурна; и обреченный на поиск ее, если ее нет». Как часто с сожалением приходится констатировать, что и при живых родителях ребенок чувствует себя сиротой, хотя семья считается по общепринятым понятиям благополучной. Да и само понятие семейного благополучия стало относительным.

Наблюдая жизнь окружающих, вы, очевидно, не раз удивлялись: почему мать-одиночка едва сводит концы с концами, но живет душа в душу с дочерью-подростком? Почему в доме, из которого в поисках «красивой жизни» сбежала мать, а отец крутится, как белка в колесе, воспитывая двоих сыновей, всем уютно и тепло, а дети вырастают людьми без морального ущерба? Почему в доме, где гвалт и беспорядок и кроме долгов ничего нет, все понимают и уважают друг друга? И почему в «правильной» семье, где все трудятся, где достаток и «безупречная» мораль – сын в глухой ненависти ко всему этому спивается, а дочь на грани самоубийства? Дело в том, что в каждой семье есть нечто такое, что делает ее благополучной или неблагополучной для ребенка, прежде всего. И имя этому – эмоциональный мир.

Освещаются проблемы восприятия и эмоционального воздействия архитектурных объектов в профессионально-архитектурном, психологическом и эстетическом аспектах. Впервые в отечественном искусствоведении прослеживается эволюция профессиональных представлений теоретиков архитектуры о роли архитектуры в эмоциональном мире человека. Рассматриваются специфика эмоционального воздействия архитектурных объектов различных типов, а также процесс возникновения и формирования эстетических эмоций при восприятии архитектуры, взаимосвязи эстетических эмоций с содержательными и формально-композиционными сторонами архитектурных объектов. Для архитекторов и искусствоведов. Печатается по решению секции теории и практики современной архитектуры Ученого совета ЦНИИТИА (Центральный научно-исследовательский институт теории и истории архитектуры).

Введение

Глава 1. Эмоции и профессиональное сознание архитектора
1.1. Критика «эмоционального подхода» к архитектуре
1.2. Апология архитектурных эмоций и «эмоционального подхода» в теории архитектуры
1.3. Диалектика эмоций а архитектуре

Глава 2. Пути исследования эмоционального воздействия архитектуры
2.1. Эмоции и архитектура
2.2. Эмоции, восприятие и деятельность в архитектурной среде
2.3. Избыточность и сложность архитектурной среды как факторы ее эмоционального воздействия

Глава 3. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация
3.1. Эмоциональные свойства архитектурной среды
3.2. Средства формирования эмоционального воздействия архитектурной среды
3.3. Особенности организации среды разных типов

Глава 4. Эстетическое чувство и архитектура
4.1. Выразительность архитектурной формы и эстетические переживания
4.2. Особенности эмоционального воздействия различных форм выразительности в архитектуре
4 3. Организация эстетически значимой архитектурной формы

Заключение
Список литературы

Введение

Настоящее исследование вызвано не абстрактным академическим интересом. Глубинная подоплека темы «Архитектура и эмоциональный мир человека» - это безусловная неудовлетворенность мы разительностью современной архитектуры. Едва ли случайно во всем мире она все чаше получает эпитеты невыразительной, скучной, однообразной. Самые противоречивые критические суждения в современной архитектуре объединяет негативная оценка ее эмоционального воздействия. Эта критика вольно или невольно усиливается на фоне признания высочайших достижений архитектуры ушедших эпох. Классическая архитектура свидетельствует о принципиально безграничных художественных возможностях зодчества вызывать в зрителе эмоциональный подъем.

Кажется, что постановка заявленной в названии проблемы начинается с противопоставления насыщенной эмоциональным содержанием великой архитектуры прошлого скудной в эмоциональном отношении современной массовой застройке. Однако понятия «современная архитектура» и «эмоциональная насыщенность», слишком абстрактны, чтобы дать пищу для конкретного анализа. Ведь и среди произведений современной архитектуры многие нельзя назвать эмоционально бедными, а из архитектуры прошлого мы вспоминаем обычно лишь наиболее выдающиеся, самые значительные сооружения. Возникает подозрение, что проблему эмоциональной неудовлетворенности состоянием современной архитектуры необходимо конкретизировать как в «статистическом», так и в типологическом отношениях.

Уместно ли сопоставлять массовую застройку нынешних жилых районов с храмами или дворцами, или сравнение действенности архитектурно-художественных образов следует проводить в рамках типологически однородных объектов, т. е. жилые сооружения сопоставлять с жилыми же, общественные - с общественными, мемориальные - с мемориальными? Но и в такой более конкретной постановке вопроса все еще много схематизма. Необходимо не только учесть изменение тех или иных типологических задач, но и принять во внимание резко изменившиеся социальные, производственные, демографические условия, в которых живут архитектурные объекты. Быть может, упрекая современную жилую застройку и негативных эмоциональных свойствах, мы косвенно выражаем наше отношение к современной урбанизации или к каким-то иным, неотторжимым от архитектуры социально-экономическим условиям ее развития, которые только в очень небольшой мере могут быть изменены в архитектурном творчестве. Ведь архитектура, формируя образ современного города, в то же время выражает его объективные свойства. И если сам этот образ, внутренне противоречивый, содержит как позитивные, так и негативные стороны, то едва ли во всем этом (шум, утомляющее движение, избыточность визуальной информации, огромные масштабы производства и потребления) можно винить архитектуру, равно как и надеяться, что эти негативные свойства можно устранить с помощью архитектуры.

К числу объективных обстоятельств относятся не только социально-производственные условия городского образа жизни, но и объективно сложившиеся условия проектирования и строительства: стандартизация строительного производства, узко экономический подход к выработке проектных решений, дефицит времени и профессиональных затрат на проектирование. Эти обстоятельства, определяющие решение насущных жизненных задач в конкретных социально-экономических и организационных условиях, в немалой степени зависят от культурных и экономических ресурсов того или иного региона или страны и не могут быть изменены профессиональными средствами архитектуры. Следовательно, речь должна идти о более масштабных мероприятиях социально-экономического, организационного, законодательного порядка, хотя и сопряженных с архитектурным творчеством, но все же далеко выходящих за его пределы.

На июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС было отмечено, что в связи с подготовкой по решению XXVI съезда КПСС новой редакции Программы партии следует «исходить из того, что предстоящие годы и десятилетия принесут с собой значительные изменения также в политической и идеологической надстройке, в духовной жизни общества» и что «совершенствование развитого социализма немыслимо без большой работы по духовному развитию людей». Выяснить место и долю профессиональных возможностей архитектуры в решении этих задач необходимо, если мы не хотим вновь впасть в распространенный в XX в. соблазн архитектурно-реформистской утопии.

В прямой связи с этим находится и другой вопрос. Почему именно те черты современной архитектуры, которые явились следствием практически единственно возможного решения архитектурно-градостроительных проблем в исторической ситуации 60-70-х годов, кажутся нам теперь эстетически и эмоционально неполноценными? Ведь переход к массовому индустриальному домостроению, свободной планировке, новым принципам организации городской структуры и индивидуального жилища был в свое время революционным творческим шагом вперед, и в эпоху своего появления именно эти творческие приемы вызывали энтузиазм как архитекторов, так и горожан. Мы хорошо помним, с каким одобрением встречались общественностью сооружения начала 60-х годов, лишенные декоративной лепнины и весьма строгие по внешнему облику. Сегодня эти же сооружения кажутся нам скучными. Очевидно, изменились смысловые ассоциации, которые мы связывали с новыми архитектурными сооружениями в 60-х годах. Тогда это были надежды на скорую и окончательную ликвидацию жилищного голода, на стремительные темпы социальных преобразований, на быстрый прогресс техники, призванный облегчить и разнообразить наше существование. Что же произошло теперь? Отчасти надежды и ожидания были, видимо, преувеличены, отчасти же мы просто привыкли к тем благам, которые принесла нам современная архитектура и ее новые методы, уже не замечаем их и ищем в архитектуре чего-то нового.

Но если попытаться взглянуть со стороны на эти еще злободневные для нас метаморфозы в оценках архитектуры недавнего прошлого, то мы увидим, что это исторически типичное явление. Критерии оценки архитектуры постоянно меняются, а вместе с ними меняются и эмоциональные реакции. Не только крупнопанельные дома двадцатилетней давности сегодня кажутся менее выразительными, чем они представлялись в конце 50-х. Готика, которую мы признаем одной из вершин мирового зодчества, воспринималась негативно в эпоху Ренессанса. Классическая архитектура Ренессанса вызывала в середине XIX в. недовольство Джона Рескина. Архитектура 40-50-х годов, получившая позднее пренебрежительный эпитет «украшательской», теперь начинает вновь вызывать симпатии; авангардистская архитектура 20-30-х годов, начисто отвергавшаяся в середине 50-х годов, сегодня рассматривается как уникальный вклад в историю культуры. Архитектура модерна долгое время была образцом «дурного вкуса», а сегодня в ней обнаруживают неисчислимые достоинства. Даже эклектика, которая служила когда-то обозначением низшей точки падения архитектурного творчества, в 80-х годах вновь входит в моду.

Непостоянство художественных и архитектурных вкусов не позволяет ограничиться постановкой вопроса о том, какая архитектура должна вызывать положительные, а какая - отрицательные эмоции. Эмоциональная реакция тесно связана со смысловой, культурной, художественной оценкой произведения зодчества, той среды, в которой оно воспринимается и переживается, будь то реальная среда и реальные условия жизни или фантазии, утопии и идеалы, которые архитектурные сооружения символизируют. Учитывая это, необходимо рассмотреть вопрос, в какой мере можно отделить эмоциональное воздействие архитектуры от культурной интерпретации и оценки человеком окружающей среды в целом.

Говоря ниже о сущности самих эмоций, мы хотим лишь понять, каким образом в сфере психики преломляются проблемы архитектурной деятельности и восприятие человеком архитектурных явлений. От настоящей работы было бы наивно ждать решения всех лих проблем, постоянно встающих перед архитекторами, критикой и публикой. Но попытаться вникнуть в суть намеченной проблематики с ее действительной исторической сложностью - наш профессиональный долг. Данная работа должна рассматриваться поэтому как одна из первых попыток постановки темы и нащупывания основных направлений ее развития в будущем.

Авторы видели свою задачу не столько в том, чтобы собрать рассеянный по различным научным источникам материал, сколько и том, чтобы отразить точку зрения профессионала архитектора. С. профессиональной позиции в качестве отправной в книге рассматриваются противоречивые аспекты эмоционального подхода к архитектуре и архитектурному творчеству (Глава I. Эмоции и профессиональное сознание архитектора). Однако за этими противоречиями удается увидеть и нечто более важное - зависимость степени эмоционального накала в архитектуре от исторических коллизий архитектурного творчества и профессионального самосознания. Теория архитектуры и архитектурная критика оказываются при этом полюсами архитектуроведения, в разной степени чувствительными к эмоциональной проблематике.

Однако ограничиться только профессиональной сферой и профессиональным сознанием в исследовании эмоционального воздействия архитектуры невозможно. Уже сам предмет - эмоциональное воздействие - указывает на зрителя, т. е. не только на архитектурную аудиторию, но и на публику с ее обыденным, непрофессиональным сознанием как на основной адресат архитектурного творчества. Это потребовало использования методов изучения эмоционального воздействия архитектурной среды, которые развиваются в психологических исследованиях. Разумеется, анализируя опыт таких исследований (Глава 2. Пути исследования эмоционального воздействия архитектуры), основной упор пришлось делать на соотнесение психологических представлений с профессиональными традициями и сложившейся проблематикой архитектурно-градостроительного проектирования.

Еще один аспект проблемы целиком связан со сферой профессионального мышления и композиционного творчества (Глава 3. Эмоциональное воздействие архитектурной среды и ее организация). Композиционные приемы и средства архитектурного проектирования рассматриваются здесь сквозь призму научного и методологического анализа функции эмоций в деятельности и поведении человека. Здесь тема конкретизируется до типологического уровня, так как многообразие эмоциональных реакций, вызываемых архитектурой, теснейшим образом связано с типами архитектурных сред. Конечно, не существует прямого соответствия между типом здания и спектром возбуждаемых им эмоциональных реакций. На деле наблюдается сложная и до конца не выявленная зависимость между характером деятельности и поведения, с одной стороны, средой - с другой, зависимость, отражающаяся в интегральной реакции человека - чувственном восприятии архитектуры.

Наиболее наглядным доказательством определенной независимости эмоциональной реакции человека на тип среды оказывается оценка совершенства архитектурного сооружения, т. е. эмоционально-эстетическая реакция человека (Глава 4. Эстетическое чувство и архитектура). Именно в эстетической эмоции интегрируется все разнообразие эмоциональных реакций в частности, индивидуальный опыт постижения архитектуры сливается с родовым культурным опытом человечества.

Глава 1 написана А.Г. Раппапортом, глава 2 - Г.В. Забельшанским, глава 3 - Г.Ю. Сомовым, глава 4 - Г. Б. Минервиным (разделы 4.1 и 4.2) и Г.Ю. Сомовым (раздел 4.3). Общая редакция осуществлена проф. Г.Б. Минервиным. Авторы приносят искреннюю благодарность рецензентам книги В. Вилюнасу, Ю. Волчку, Л. Монаховой, а также М. Миловой, принявшей деятельное участие в подготовке рукописи к изданию.

Время чтения 9 минут

Человек не может жить без эмоций, они наполняют нашу жизнь яркими красками, помогают ощущать счастье и радость, любовь - однако нам нужна и эмоциональная саморегуляция для нейтрализации, смягчения воздействия негативных эмоций. Эмоции проявляются, как перепады настроения: испуг, восторг, гнев. Эмоциональное состояние зависит от отношения человека к действительности, внутреннего баланса.

Чувства и эмоции играют роль внутренних регуляторов поведения. Негативные эмоции, чувства редко бывают беспричинными, обычно есть фундамент для огорчений, тщательный анализ ситуации позволяет понять причину возникновения такого состояния. Чувства помогают корректировать поведение, угрызения совести - исправлять ошибки. Однако есть и обратная связь в угнетённом состоянии сложно эффективно работать, достигать результатов, наслаждаться жизнью. Как же возникают эмоции, какова их природа?

Чувства и эмоции человека

Внутренние переживания человека делят на аффекты, эмоциональные настроения, чувства. В чём их отличие?

Аффекты - кратковременные вспышки переживаний (гнев, страх, отчаянье). Такие процессы имеют сильное воздействие на работу внутренних органов, особенно сердечно-сосудистой системы. Аффекты проявляются в конкретной ситуации и длятся лишь короткий промежуток времени.

Аффекты могут оставлять глубокие следы в сознании, поэтому людям советуют смену обстановки для улучшения состояния. Человек редко может влиять на причину возникновения ощущения аффекта, это непроизвольная реакция нервной системы.

Эмоциональные настроения - это состояние меньшей интенсивности, чем аффекты, но более длительные. Они связаны с высшими потребностями человека. Эти состояния могут относиться, как к настоящему, так и к будущему, могут влиять на поступки, которые ещё не совершались.

Чувства - отличаются устойчивостью процессов, они позволяют делать отношение к жизни постоянным, к ним относят наиболее важную регулирующую функцию. Интересно, что чувства могут вступать в конфликт с аффектами, но при этом обычно побеждают. Настоящая любовь сильнее временной обиды. Так и мама, даже ругая ребёнка, продолжает любить его.

Настоящие и устойчивые чувства наполняют жизнь смыслом, оказывают помощь в достижении высоких целей, вершин жизни.

Известно, что большое количество негативных эмоций вызывает состояние стресса, которое вредно на физическом и психическом уровне. Считаются опасными состояния постоянных конфликтов, череда стрессов, они ведут к неврозам, нарушениям сна, психозам, депрессивным состояниям. Именно поэтому важна эмоциональная саморегуляция, сильные эмоции вредят человеку.

На физическом уровне стрессы ведут к заболеваниям желудка, язвам, гормональным дисбалансам, приступам астмы, аритмии, повышению травматизма, развитию вредных зависимостей. Кроме того, эмоциональное состояние родителей сказывается на здоровье будущих поколений.

Напряжение и стрессы вызывают следующие факторы

  • Ускорение темпа жизни;
  • Информационные перегрузки;
  • Урбанизация;
  • Малоподвижность.

Технический прогресс несёт положительные и отрицательные стороны. Достижения техники упрощают жизнь, однако и наносят вред здоровью, так чрезмерное увлечение компьютерами ведёт к отсутствию подвижных игр, на что раньше был большой упор. Сейчас стараются восстановить здоровый образ жизни, появилась мода на спортивные залы и здоровое питание. Однако стоит помнить, что полезна простая пища и просто движение - бег, физический труд.

Конечно, состояние стресса может быть и причиной личных неурядиц или быть вызвано профессиональными нагрузками, переживаниями. Наиболее подвержены стрессовым нагрузкам представители следующих профессий - шахтёры, полицейские, журналисты, строители, врачи (особенно зубные), актёры, политические деятели, водители, школьные учителя. Наиболее спокойной считается работа сотрудников библиотек, музеев.

Главная опасность стрессов - в этом состоянии в клетках образуются свободные радикалы, которые могут приводить даже к росту даже раковых или размножению бактерий, вирусов, организм ослабевает. Курение, к тому же, стимулирует рост радикалов, поэтому не является эффективным способом в борьбе со стрессом.

Важно найти свои способы эмоциональной саморегуляции, прерывания эмоциональных нагрузок. Они могут быть простые: общение с ребёнком, кошкой, прогулка, созерцание природы, главное - переключиться. Перейдём к рассмотрению психологических приёмов.

Эмоциональная саморегуляция: способы

Для определения метода борьбы с эмоциональными перегрузками важно понять главный источник стресса.

Это могут быть следующие факторы:

  • Нехватка времени;
  • Неуверенность в завтрашнем дне;
  • Чувство одиночества, изоляции, покинутости;
  • Отсутствие уверенности в себе.

Психологи разработали систему эмоциональной саморегуляции. Что понимаем под этим понятием?

Эмоциональная саморегуляция - это умение воспринимать жизнь эмоционально, однако гибко и в пределах социальных норм, контролировать и регулировать внутреннее состояние и реакции; способность не поддаваться отрицательным эмоциям, оставаться спокойным и рассудительным в любой ситуации, даже при наличии в окружающих потери контроля, страха, паники.

  1. Научитесь понимать, что наиболее важно для вас в жизни, ставить глобальные и стратегические цели. Стремитесь к достижению своих результатов, не только в профессиональной сфере. Семья, саморазвитие являются отличными источниками для вдохновения. А продвижение вперёд увеличивает веру в собственные цели.
  2. В периоды отчаяния, чувства одиночества постарайтесь не замыкаться в себе , позвоните близкому другу, со стороны всегда проще логически оценить проблему, да и просто общение уже снизит уровень негативных эмоций. Часто общение помогает лучше, чем успокоительные препараты. Эмоциональная саморегуляция направлена на восстановление собственными усилиями душевного состояния, но при нехватке сил, отчаянии, можно прибегать к помощи друзей, психологов.
  3. Стремитесь к устранению источника стресса - проанализируйте причину, подумайте, как решить вопрос, снизить эмоциональную нагрузку, постарайтесь восстановить мирную атмосферу в семье, на работе или не обращать внимания на людей, которых невозможно исправить. Ничто не может задеть человека, пока он сам этого не позволит.
  4. Найдите способы использовать время простое в - поездки в транспорте, ожидания. Можно слушать или читать книги, окунуться в мир музыки, подключив плеер или изучать иностранные языки. Опять же это инструмент тайм-менеджмента, чтобы больше успевать. Можно мысленно обдумать планы на вечер, куда зайти, с кем встретиться.
  5. В интерьере лучше использовать пастельные тона для восстановления и отдыха нервной системы, яркие красные и жёлтые цвета способствуют возбуждению, повышению агрессивности.
  6. Эмоциональная саморегуляция начинается с осознания беспокойств и переживаний. Не копите стресс в душе , обсуждайте, что беспокоит, с близкими в спокойных тонах, совместно проще решить наболевшие вопросы. Часто для поиска выхода нужно сформулировать задачу, а озвучивая, уже начинаем мыслить конкретно, не теряться в мыслях.
  7. Относитесь с пониманием к близким людям , внимательно слушайте, старайтесь понять чувства, эмоции, такая поддержка необходима всем.
  8. Вопрос дефицита времени можно решить, освоив приёмы планирования своего времени, составляя список задач и распределяя время в порядке приоритетности. Главное - взять жизнь под контроль , всё получится.
  9. Отличный способ снятия стресса - смехотерапия , читайте анекдоты, слушайте записи комиков или просто шутите с друзьями. Говорят, что минута смеха продлевает жизнь на 1 час, а ещё радость и повышение настроения - улучшают иммунитет, способствуют укреплению здоровья и позитивному отношению к жизни. А значит, оказывают помощь в решении всех проблем.
  10. Целительницей душ является и музыка , есть информация, что звуки природы и классическая музыка способствуют успокоению, нормализации работы сердца, восстановления психического баланса в организме. А композиции Моцарта, к тому же, улучшают память и умственные способности. Стоит найти время для прослушивания приятной и расслабляющей музыки. Эмоциональная саморегуляция с помощью музыки очень эффективна и приятна, можно использовать и самостоятельное пение для повышения настроения, ухода от негативных эмоций.
  11. Физические упражнения бесспорно также ключ к укреплению здоровья и снятию стресса, организм переключается на выполнение упражнений, забывая про печали и невзгоды. Поэтому плаванье, фитнесс, тренажёрный зал или упражнения на свежем воздухе всегда помогают зарядиться бодростью и энергией.
  12. Человеку для нормальной жизни нужна активность, переключение с одной деятельности на другую действует лучше, чем пассивный отдых. При этом старайтесь помнить и концентрировать внимание на успехах, достижениях в жизни, это поможет преодолеть периоды неудач, которые встречаются у всех в жизни.
  13. Важно помнить: агрессивность, раздражительность, излишнее волнение вредит, прежде всего, самому человеку, как и зависть, и сведение счётов. Лучше научиться спокойно относиться к людям, находить компромиссы. Помним, что наше отношение к людям вызывает ответную реакцию. Поэтому доброжелательность, понимание способствуют успешной коммуникации.

Эмоциональная саморегуляция необходима всем!

Формирование эмоциональной саморегуляции необходимо, как взрослым, так и подросткам, которые часто переживают перепады настроений, эмоций. Кроме описанных способов, существуют и более глубокие психологические технологии, связанные с контролем и трансформацией мыслей. К ним относят:

  1. Медитации - расслабление мышц, глубокое дыхание, нормализация спокойного состояния за счёт расслабления организма и работы дыхательной, сердечно-сосудистой системы. Есть выражение - "охладить мысли", то есть отвлечься, спокойно переключиться на что-то, можно и медитировать.
  2. Самовнушение - методика внушения успокоения, расслабления, настроя на позитивное отношение к жизни, людям, полезно применять по утрам перед тем, как встать с постели. Важно обдумать будущий день, поверить в свои силы, успех, настроиться на спокойствие в решении любых вопросов. Можно возвращаться к самовнушению и в течении дня.
  3. Внутренняя трансформация чувств - необходимо понять, что происходит - испытываю страх, злость, обиду, внушить себе бесполезность данных эмоций. Сказать "я не нуждаюсь совсем в этих эмоциях". Далее следует переключить внимание, подумать о чём-то хорошем, произвести дыхательную гимнастику, успокаивая организм и сознание.

    Следующий пункт - самоприказ: воспринимаю ситуацию логически, умом, а не чувствами. Теперь посмотрите на ситуацию со стороны, оцените критически, представьте, что всё не так уж плохо, а обидчик просто маленькая фигура, сам несчастный человек, наверное. Если есть ситуация, то всегда есть и решение, главное: отключить эмоции, подумав о приятном, и, глубоко дыша, включить рациональное мышление. Эмоционально волевая саморегуляция - ключ к успеху во многих сферах деятельности и в личном общении.

  4. Применение маски расслабления - для начала нужно научиться делать массаж лица, расслабляя мышцы, позже мысленно представлять это состояние спокойного лица, когда делаете массаж, умейте сохранять спокойное выражение лица в любой ситуации, это очень полезно, упрощает переговоры, споры. Побеждает тот, кто не потерял эмоциональное равновесие. Крик - это защитная реакция, человек потерял контроль, не может оперировать спокойными доводами. Эмоциональная саморегуляция позволяет сохранять лицо, в любой сложной ситуации выглядеть достойно.
  5. Трансформация настроения - при возникновении плохого настроения, вызванного жизненными неприятностями и негативными эмоциями полезно использовать следующую схему. Сперва нужно проконтролировать своё состояние , сказать мысленно "стоп!", остановить поток негативных мыслей, это непродуктивно, постарайтесь уменьшить мысленно проблему. Затем подумайте о хорошем, расслабьтесь (дыхание, самомассаж, маска расслабления), перейдите в нейтральное состояние. Только после этого повысьте настроение, думая о приятном , настраиваясь на позитивную волну, напевая мысленно весёлую мелодию, улыбнитесь для помощи себе.
  6. Необходимо выработать внутреннюю защиту , реакцию на негативные эмоции, это должно быть на уровне жизненной позиции. Только сам человек может защитить себя от воздействия негативных эмоций, переживаний, для этого должны срабатывать внутренние датчики, не позволяющие долго пребывать в унынии, напоминающие о необходимости трансформации эмоций, настроения. Ведь вред наносят не люди и обстоятельства жизни, а сам человек разрушает себя изнутри лишними переживаниями.

Саморегуляция эмоциональных состояний очень важна, необходимо контролировать своё психическое здоровье, как и физическое, а негативные мысли и чувства - это предвестники плохого самочувствия. Лучше избавиться от них на раннем этапе зарождения, чем пожинать плоды депрессивного состояния.

Методы саморегуляции и снятия эмоционального напряжения бывают различные, в статье рассмотрели основные способы снятия эмоционального напряжения. Желаем всегда пребывать в хорошем настроении и быстро справляться с аффектами!