История знаков препинания. История возникновения знаков препинания

Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания: точка, запятая, точка с запятой, многоточие, двоеточие, вопросительный знак, восклицательный знак, тире, скобки и кавычки.

Древнейшим знаком является точка . Она встречается в памятниках древнерусской письменности. Однако её употребление в тот период отличалось от современного: точка ставилась не внизу на строке, а выше – посреди неё. Кроме того, напомню, что в тот период даже отдельные слова не отделялись друг от друга.

Например: въоновремя приближашесяпраздникъ … (Архангельское Евангелие, ХI век). Даль дает такое объяснение слову точка:

„ТОЧКА (ткнуть) ж., значок от укола, от приткнутия к чему острием, кончиком пера, карандаша; мелкая крапина“.

Не случайно корень -точ- вошел в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие . А в русском языке XVI–XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная , восклицательный – точка удивления . В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“.

Запятая считается наиболее распространенным знаком препинания.

По мнению П. Я. Черных, слово запятая – это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“ . В. И. Даль связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать – „останавливать“, „задерживать“.

В русском языке большинство известных нам сегодня знаков препинания появляется в XVI–XVIII веках. Так, скобки встречаются в памятниках XVI века. Раньше этот знак назывался „вместительным“.

Двоеточие как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого, а также в первой русской грамматике 18 века.

Восклицательный знак отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого.

Вопросительный знак для выражения вопроса закрепляется лишь в XVIII веке.

К более поздним знакам относятся тире и многоточие. Существует мнение, что тире изобрёл Н.М. Карамзин. Однако доказано, что в русской печати этот знак встречается уже в 60-е годы XVIII века, а Н. М. Карамзин лишь способствовал популяризации и закреплению функций этого знака. Изначально тире называли „молчанкой“.

Знак многоточие под названием „знак пресекательный“ отмечается в 1831 году в грамматике А. Х. Востокова, хотя его употребление встречается в практике письма значительно раньше.

Не менее интересна история появления знака, который впоследствии получил название кавычки . Слово кавычки в значении нотного (крюкового) знака встречается в XVI веке, но в значении знака препинания стало употребляться только в конце XVIII века. Предполагают, что инициатива введения этого знака препинания в практику русской письменной речи (как и тире ) принадлежит Н. М. Карамзину. Учёные считают, что происхождение этого слова не до конца понятно. Сопоставление с украинским названием лапки даёт возможность предположить, что оно образовано от глагола кавыкать – „ковылять“, „прихрамывать“ . Таким образом, кавычки – „следы от утиных или лягушачьих лапок“, „крючок“, „закорючка“.

Года

Из истории возникновения знаков препинания

Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания . Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю.
В повседневной жизни нас окружает множество предметов, вещей, явлений, настолько привычных, что мы редко задумываемся над вопросами: когда и как появились эти явления и - соответственно - слова, их называющие? Кто является их создателем и творцом?
Всегда ли столь привычные для нас слова обозначали то, что они обозначают сегодня? Какова история их вхождения в нашу жизнь и язык?
К такому привычному и даже в какой-то мере обыденному (в силу того, что мы сталкиваемся с этим повседневно) можно отнести русское письмо, точнее, графическую систему русского языка .
Основой графической системы русского языка, как и многих других языков, являются буквы и знаки препинания .
На вопрос, когда возник славянский алфавит , лежащий в основе русской азбуки, и кто был его создателем, многие из вас уверенно ответят: славянский алфавит был создан братьями Кириллом и Мефодием (863 год); в основу русской азбуки была положена кириллица; ежегодно в мае мы отмечаем День славянской письменности.
А когда появились знаки препинания ? Все ли известные и так хорошо знакомые нам знаки препинания (точка, запятая, многоточие и др.) появились одновременно? Как складывалась пунктуационная система русского языка? Какова история русской пунктуации?
Давайте попробуем ответить на некоторые из этих вопросов.
Как известно, в системе современной русской пунктуации 10 знаков препинания : точка [.], запятая [,], точка с запятой [;], многоточие […], двоеточие [:],вопросительный знак [?], восклицательный знак [!], тире [-], скобки [()] и кавычки [" «].

https://pandia.ru/text/78/123/images/image004_2.gif" align="left hspace=12" width="343" height="219"> Точку по праву можно считать родоначальницей русской пунктуации. Не случайно это слово (или его корень) вошло в название таких знаков, как точка с запятой, двоеточие, многоточие. А в русском языке XVI-XVIII веков вопросительный знак назывался точка вопросительная, восклицательный - точка удивления. В грамматических сочинениях XVI века учение о знаках препинания называлось „учением о силе точек“ или „о точечном разуме“, а в грамматике Лаврентия Зизания (1596) соответствующий раздел имел название „О точках“.

Наиболее распространённым знаком препинания в русском языке считается запятая. Это слово встречается в XV веке. По мнению, слово запятая - это результат субстантивации (перехода в существительное) страдательного причастия прошедшего времени от глагола запяти (ся) - „зацепить(ся)“, „задеть“, „заколоться“. связывает это слово с глаголами запясть, запять, запинать - „останавливать“, „задерживать“.

https://pandia.ru/text/78/123/images/image006.jpg" align="left" width="178" height="144 src=">
Двоеточие [:] как разделительный знак начинает употребляться с конца XVI века. Оно упоминается в грамматиках Лаврентия Зизания, Мелетия Смотрицкого (1619), а также в первой русской грамматике доломоносовского периода (1731).

Восклицательный знак [!] отмечается для выражения восклицания (удивления) также в грамматиках М. Смотрицкого и. Правила постановки „удивительного знака“ определяются в „Российской грамматике“ (1755).

Вопросительный знак [?] встречается в печатных книгах с XVI века, однако для выражения вопроса он закрепляется значительно позже, лишь в XVIII веке. Первоначально в значении [?] встречалась [;] .

https://pandia.ru/text/78/123/images/image008.jpg" align="left" width="354" height="473 src=">К знакам препинания относится также абзац или красная строка. Абзац служит для выделения значимых частей текста, углубляет предшествующую точку и открывает совершенно новый ход мыслей.

https://pandia.ru/text/78/123/images/image010_0.gif" alt=". , ? ! ... : ; " align="left" width="692" height="116 src=">Ягодина Анастасия, ученица 4А класса гимназии №1 г. Мурманска

Кому понадобилось придумывать знаки препинания. Точки еще, куда ни шло, но эти запутанные правила расстановки запятых и тире, которые являются неотъемлемой частью грамотного письма, кажется, были придуманы, чтобы издеваться над школьниками. На заре истории развития письменности писатели и читатели обходились без них тысячи лет, но потом что-то изменилось. Неужели им просто стало скучно?

Библиотекарь из Александрии

В третьем веке до нашей эры в египетском городе Александрии, который в те времена был в составе Греции, работал библиотекарь Аристофан. Он начальствовал над самой знаменитой библиотекой города, где собрали сотни тысяч свитков. Их прочтение занимало множество времени, приблизительнокаждыйтекствыгляделтак. Не было разделения между словами, строчных и прописных букв, и, самое главное, пунктуация в предложении полностью отсутствовала. Мечта двоечника!

Чтобы разобраться в таком тексте, читателю требовалось много времени, сначала нужно было вычленить слова, затем понять, где кончается одна мысль и начинается следующая. Собственно говоря, в те далекие времена ораторское искусство и убедительная разговорная речь были важнее письменности. На заре зарождения греческой и римской демократии, все вопросы обсуждались публично, и чтобы продвигать свои идеи политик должен был красноречивым и убедительным.

Тогда еще никто не читал газет и брошюр о предстоящих выборах, и людям не нужно было быть грамотными, чтобы понять, кто есть кто. Тексты никогда не читались на публике. Когда однажды писателя по имени Авл Геллий попросили прочитать вслух незнакомый документ, он отказался, заявив, что не будет калечить свою речь. Понять текст при первом чтении было просто невозможно. И со всеми этими неразборчиво написанными свитками приходилось иметь дело бедному Аристофану. Неудивительно, что библиотекарь решил облегчить свою жизнь.

Появление первых знаков препинания в истории пунктуации

Аристофан предложил разделять непрерывный поток текста точками верхней средней( ), нижней (.) и верхней (˙). Он назвал их «подчиненная», «промежуточная» и полная. Точки соответствовали длине пауз при разговорной речи то, что сейчас заменили запятой, двоеточием и точкой. Конечно, это еще не была пунктуация, в том виде, который нам известен сейчас. Аристофан выделял просто паузы при произнесении, а не грамматические границы, но семя было брошено.

Система Аристофана просуществовала не слишком долго. Вскоре Грецию покорил Рим, и бесстрашные завоеватели отказались от разграничения мысли. Известный оратор Цицерон заявил, что конец предложения должны определять не паузы говорящего на дыхание или прихоть переписчика, а слаженность ритма. Культ ораторского искусства был настолько развит, что точки разделявшие слова, показались римлянам лишними.

Крестовый поход

Как не странно, на историю пунктуации повлияло появление христианства. После падения Римской империи язычники великой когда-то страны начали безнадежную борьбу против новой религии. Традиционно в языческих религиях предания и легенды передавались из уст в уста. Христиане предпочли использовать письменность, чтобы запоминать и распространять свои псалмы и Евангелия. Это была одна из первых побед средств массовой информации.

Книги стали неотъемлемой частью христианской идентичности. Появилось декоративное письмо и абзацы, часто текст богато иллюстрировался сусальным золотом и сложными картинами. Распространяясь по Европе, христианство несло с собой не только новые идеи о жизни и боге, но и обновленную пунктуацию. В 6-м веке христианские писатели начали расставлять акценты, чтобы защитить смысл своих работ. Читатели получали боле разборчивую информацию.

Первые шаги становления пунктуации

В 7-м веке Исидор Севильский, первый архиепископ, которого после смерти причислили к блаженным святым за его многочисленные религиозные заслуги, описал обновленную версию пунктуации Аристофана. Паузы также отделялись точками: короткие (.), средние ( ) и длинные (˙). Кроме своего вклада в историю развития письменности, Исидор написал первую в мире энциклопедию. После появления интернета Исидора Севильского выбрали в качестве покровителя мировой информационной сети, и, хотя, Ватикан ничего не говорит об этом, во многих странах день Сети празднуется в день рождения святого - 4 апреля.

Приблизительно в то же время, когда Исидор ввел точки для выделения пауз, ирландские и шотландские монахи, уставшие разделять незнакомые латинские слова, начали делать разрывы между ними. Пробелы сильно облегчили жизнь и писарям и читателям.

В конце 8-го века король зарождающейся Германии Карл приказал монаху по имени Алкуин разработать единый алфавит, который бы могли прочитать все его подданные даже в отдаленных регионах. Так появился нижний и верхний регистр, и узаконенная пунктуация стала неотъемлемой частью новых правил. Это стало одной из самых важных вех в истории развития письменности.

Раздвинутые границы

Маленькие точки Аристофана начали использовать повсеместно. Писатели начали расширять количество пунктуационных знаков и использовали для этого знаки из нотной грамоты. Появились первые попытки выделять вопросительные предложения. Три точки первоначальной пунктуации начали понемногу уступать свои позиции другим знакам, пока не осталась одна точка в конце предложения.

В 12-м веке итальянский писатель Буонкомпаньо де Синья предложил совершенно новую пунктуацию с двумя знаками: косой чертой (/) для паузы и тире (-) для окончания речи. Судьба тире де Синья потерялась в веках, а изобретение косой чертой стало однозначным успехом, она была компактной, простой в написании и визуально выделялась из остальных знаков. Вскоре она начала вытеснять точку Аристофана, как запятая общего назначения или паузы, а «ленивые» писатели со временем изменили и ее внешний вид до привычного нам - (,).

Возрождение в истории пунктуации

Эпоха Возрождения стала знаковой в развитии многих наук и искусства, не осталась в стороне и грамматика, смесь древних греческих точек дополнили: двоеточие и вопросительный знак. Немного позже появились привычные для нас слэш и тире. Писатели и читатели чувствовали себя достаточно комфортно с новыми знаками, а когда в 1450-ых годах вышла Библия в издательстве Йоханеса Гутенберка пунктуация застыла в своем развитии. Около пятидесяти лет символы практически не изменялись, только появился восклицательный знак, запятая приняла привычный вид, а точка Аристофана стала символом полной остановки мысли. Стандартизация печати остановила историю пунктуации. Ничего не менялось много веков.

Неожиданный поворот

Использование компьютеров привело к тому, что знаки препинания снова начали изменяться, и не только из-за множества символов на клавиатуре, но и благодаря появлению привычных уже смайликов, которые начали акцентировать эмоции. Оказалось, развитие пунктуации не закончилось, а просто застыло в ожидании нового технологического прорыва, чтобы внести в письменную речь новые обозначения. Это пока только начало, но уже сейчас люди решают, как будут акцентировать свои мысли и эмоции следующие несколько сотен, а может и тысяч лет.

Всем прекрасно известен такой знак препинания, как двоеточие. В русском языке он указывает на то, что после него часть текста или предложения связывается смысловыми пояснительными отношениями с той частью предложения или текста, что стоит перед двоеточием.

С этим знаком препинания знакомят еще в школе. Практически все мы сталкиваемся с двоеточием и после окончания школы на протяжении всей нашей жизни. При этом мало кто из нас знаком с историей происхождения этого знака препинания.

В свое время Платон, философ Древней Греции, заканчивал некоторые разделы своих книг двоеточием. Во многих языках такой знак препинания ставится сразу после слова, а после самого двоеточия - пробел. Но есть и такие языки, в которых узким пробелом этот знак отделяют и от того слова, после которым он стоит. Такое можно наблюдать, например, в письменном французском языке.

Эквивалентом этого знака препинания в церковнославянской письменности считается точка с запятой. В те времена двоеточие могло использоваться также в функции точки и даже многоточия. В конце сокращений в русском языке этот знак препинания встречался вплоть до середины 19 века.

В качестве знака сокращения двоеточие часто можно встретить и в старой европейской письменности. Такую функцию двоеточие сохранило и в некоторых современных языках, например, в шведском и финском. В этих языках двоеточие можно встретить даже в середине слова, например: H:ki, то есть Helsinki. Этот знак препинания в фонетической транскрипции обозначает долготу того звука, после которого он расположен. То есть в этом случае он несет функцию диакритического знака.

В грамматике Л.Зизиния (1596) двоеточие встречается со значением, близким к знаку [;]. Его М.Смотрицкий называл двоеточием. К современному значению [:] приблизилось в «Российской грамматике» М.Ломоносова. В функции разделительного знака двоеточие начало употребляться с конца 16 века.

Цитата сообщения Ещё не ТЧК

До последней запятой: как появились знаки препинания ..


Первые знаки препинания появились в III веке до нашей эры, а предложил их управляющий знаменитой Александрийской библиотекой, древнегреческий филолог Аристофан.

До этого в текстах пренебрегали не только запятыми или тире, но и заглавными буквами или даже пробелами: гораздо больше в Древней Греции и Риме ценили хорошо подготовленную и убедительную речь. Беглое же чтение с листа даже на родном языке тогда выглядело чем-то невероятным. Не разграниченные ничем слова и предложения сливались в кашу, и незнакомый с текстом читатель неизбежно останавливался и запинался.

Аристофан предложил использовать три вида знаков: точку посреди строки (·), снизу (.) и наверху (·), которые он назвал их запятой («comma»), двоеточием («colon») и периодом («periodos»). Правда, по сути это были скорее не знаки препинания, а комментарии к текстам — они подсказывали читателям, какой длины паузы нужно оставлять между словами и предложениями.

Римлян не впечатлило новаторство Аристофана, и поэтому с началом их господства в Средиземноморье предвестники современных знаков препинания снова пропали из манускриптов. Цицерон, один из самых известных римских ораторов, даже говорил, что окончание предложения не должно определяться ни паузой, взятой говорящим, ни каким-либо символом, поставленным переписчиком, а только лишь «требованиями ритма». Позже римляне еще немного поэкспериментировали с разграничением·слов·точками, но тоже без особого энтузиазма — во втором веке нашей эры они были отменены. Культ публичных выступлений был слишком силен и произносимые там речи читались не по бумаге, а заучивались ораторами наизусть.

Знаки препинания вернулись в книги только с приходом христианской культуры в IV-V веках нашей эры: если язычники могли передавать свои традиции устно, то для христианской культуры книги стали центральной частью ее идентичности. Псалтырь, четыре Евангелия — слово Божье шло по миру и активно украшалось декоративными буквами, замысловатыми гравюрами и, конечно, разными знаками.


Христианские авторы начали использовать знаки препинания примерно в VI веке, чтобы расставлять в текстах акценты, помогавшие избежать двусмысленностей и недопонимания читателей. Еще позднее, уже в VII веке, Исидор Севильский, впоследствии канонизированный католической церковью, возвращается к системе Аристофана. При этом старые знаки он наделяет новыми дополнительными смыслами. Нижняя точка (.) теперь обозначает не только паузу между словами, но и получает грамматические функции первой в истории запятой, в то время как верхняя точка (·) обозначает конец предложения.

Вскоре после этого, в VIII веке, появляются и пробелы между словами. Их вводят ирландские и шотландские монахи, уставшие вычленять отдельные слова из бесконечной вереницы плохо знакомых латинских букв.

С тех пор система точек, предложенная Аристофаном, становится в средневековой Европе общепризнанной и постепенно развивается. Новые знаки приходят из нотной грамоты, вдохновленной григорианскими песнопениями. Это punctus versus, приостанавливающий предложение (предвестник современной точки с запятой), punctus elevatus, обозначающий изменения в тоне (на письме он выглядел как перевернутая точка с запятой, а со временем развился в современное двоеточие) и punctus interrogatives, использующийся для выделения восклицательных и вопросительных предложений (современный восклицательный знак появился только в XV веке).


В результате, аристофановские точки стали постепенно вырождаться. С появлением более специфических знаков различия между ними стали настолько тонкими, что авторам наскучили эти маленькие, средние и продолжительные паузы. Теперь точку можно было ставить в любом месте текста, а означала она нечто среднее между современной запятой, точкой с запятой и, соответственно, точкой.

Совершенно новую систему пунктуации в XII веке предложил итальянский писатель Бонкомпаньо да Синья. В ней было всего два знака: слэш (/) для обозначения пауз и тире (—) для завершения предложения. И если судьба последнего туманна — не факт, что именно он стал предком современного тире, то слэш сразу стал невероятно популярен. Компактный и хорошо заметный, он подходил для обозначения пауз гораздо лучше аристофановских запятых.

Окончательно система пунктуации сложилась с выпуском первой печатной Библии: в ней слэш Бонкомпаньо да Синья упал вниз, обзавелся хвостом и стал современной запятой, в компанию к средневековой точке с запятой и восклицательному знаку присоединились похожие на них двоеточие и знак вопросительный, а древнегреческая точка наконец нашла свое законное место в конце предложения. Для писателей этого набора было вполне достаточно, а печатный процесс зафиксировал его в качестве стандарта на многие века вперед.

И только сейчас, когда основным способом передачи информации стали уже не газеты с книгами, а интернет, система пунктуации снова ожила — с запятыми и точками, разбросанными по клавиатуре, абстрактный писатель XV века еще бы справился, но что делать с эмоджи и эмотиконами?