Компетенции воспитателя доу по фгос. Профессиональная компетентность педагога до материал на тему

профессиональный компетенция педагог специалист

Для целостного представления о возможных путях, способах формирования профессиональной компетентности воспитателей дошкольных образовательных учреждений рассмотрим ключевые понятия: компетентность, компетенции, профессиональная компетентность.

«Компетентность» как феномен, несмотря на достаточное количество исследований, сегодня еще не имеет точного определения и не получил своего исчерпывающего анализа. Зачастую в научной литературе это понятие относительно педагогической деятельности употребляется в контексте приведения в действие внутренних движущих сил педагогического процесса, причем чаще в роли образной метафоры, а не научной категории.

Для многих исследователей компетентность специалиста проявляется, прежде всего, в эффективном выполнении функциональных обязанностей. Но компетентность понимают и таким образом: мера понимания окружающего мира и адекватность взаимодействия с ним ; совокупность знаний, умений и навыков, позволяющих успешно выполнять деятельность ; определенный уровень сформированности общественно-практического опыта субъекта ; уровень обученности социальным и индивидуальным формам активности, которая позволяет индивиду в рамках своих способностей и статуса, успешно функционировать в обществе ; совокупность профессиональных свойств, т.е. способностей реализовать должностные требования на определенном уровне и др.

Исследования показывают, что понятие компетентности тесно связано с определением «компетенция». При этом нужно отметить, что в различных толковых словарях понятие «компетенция», несмотря на некоторые различия в интерпретации, включает два основных общих объяснения: 1) круг вопросов; 2) знания и опыт в определенной области .

Кроме этого, исследователи выделяют и другие характеристики рассматриваемого понятия. Так, под компетенцией понимается:

Способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области;

Знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать);

Знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям);

Знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия жизни в социальном контексте) .

Как показывают исследования, компетенции - это «ожидаемые и измеряемые достижения личности, которые определяют, что будет способна делать личность по завершению процесса обучения; обобщенная характеристика, определяющая готовность специалиста использовать весь свой потенциал (знания, умения, опыт и личностные качества) для успешной деятельности в определенной профессиональной области» .

Исходя из вышеназванных определений, можно представить сущностное содержание понятия «профессиональная компетентность», которое в акмеологии, в его разделе психологии развития, рассматривается как главный когнитивный компонент подсистем профессионализма личности и деятельности, сфера профессионального ведения, круг решаемых вопросов, постоянно расширяющаяся система знаний, позволяющие выполнять профессиональную деятельность с высокой продуктивностью. Структура и содержание профессиональной компетентности во многом определяется спецификой профессиональной деятельности, ее принадлежности к определенным видам .

Анализ сущности понятия «профессиональная компетентность» дает возможность представить его как интеграцию знаний, опыта и профессионально значимых личностных качеств, которые отражают способность педагога (воспитателя) эффективно выполнять профессиональную деятельность и достигать целей, связанных с развитием личности в системе дошкольного образования. А это возможно в том случае, когда субъект профессиональной деятельности достигает определенной стадии профессионализма. Профессионализм в психологии и акмеологии понимается, как высокая подготовленность к выполнению задач профессиональной деятельности, как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокую профессиональную квалификацию и компетентность, разнообразие эффективных профессиональных навыков и умений, в том числе основанных на творческих решениях, владение современными алгоритмами и способами решения профессиональных задач, что позволяет осуществлять деятельность с высокой и стабильной продуктивностью .

При этом выделяют и профессионализм личности, который также понимается как качественная характеристика субъекта труда, отражающая высокий уровень профессионально важных или личностно-деловых качеств, профессионализма, креативности, адекватный уровень притязаний, мотивационную сферу и ценностные ориентации, направленная на прогрессивное личностное развитие .

Известно, что профессионализм деятельности и личности специалиста проявляется в потребности и готовности систематически повышать квалификацию, изъявлять творческую активность, продуктивно удовлетворять возрастающие требования общественного производства и культуры, совершенствовать результаты своего труда и собственную личность. В этом случае можно говорить не только о профессиональной компетентности субъекта профессиональной деятельности, но и его личностной компетентности, что, в общем, является важным для системы профессий «человек-человек» и, в частности, для педагогической деятельности.

В этих и других исследованиях достаточно подробно описаны структура, основные содержательные характеристики, требования к личности и деятельности педагогических кадров дошкольного образовательного учреждениях. Но, мало тех работ, в которых была бы представлена система формирования профессиональной компетентности воспитателя дошкольного образования. Тогда как именно система обеспечивает возможность видения путей, средств и методов достижения профессиональной компетентности субъектом определенной сферы деятельности. Система представляет собой единый процесс взаимодействия и сотрудничества педагогов, воспитателей, администрации, специалистов психолого-методических служб по выработке компетенций в сфере осуществления воспитательной деятельности в дошкольном образовательном учреждении, разрешения сложных профессиональных проблем, осуществления нравственно обоснованного выбора и т.д. .

Некоторые элементы предложенной системы уже нашли свое отражение в практической деятельности различных образовательных учреждений, другие только внедряются, часть из них требует апробации. Безусловно, в предложенный список можно включать и другие эффективные способы и механизмы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров ДОУ. Но ориентиром является идея о том, что сформированность профессиональной компетентности обеспечивает педагогам возможность выбирать эффективные способы решения профессиональных задач; творчески выполнять функциональные обязанности; проектировать успешные стратегии профессионального становления и саморазвития; адекватно оценивать и совершенствовать себя; определять факторы, сопутствующие профессиональному становлению; устанавливать конструктивные межличностные отношения со всеми субъектами образовательного пространства; вносить конструктивные коррективы в жизненный замысел и создавать развивающую среду для своих воспитанников .

Интересно проследить развитие профессиональной компетентности педагога ДОУ в области воспитания на разных этапах развития педагогической мысли: от родового строя до настоящего времени. Требования к профессиональной компетентности педагогов ДОУ, осуществляющих воспитание детей дошкольного возраста, как показал ретроспективный анализ педагогической литературы, имеют свои истоки в развитии семейного и общественного воспитания. Требования к компетентности лиц, занимающихся воспитанием детей дошкольного возраста, на протяжении исторического развития нашего общества изменялись .

Исходя из современной классификации воспитания, при родовом строе и в период зарождения феодальных отношений в России наблюдаются элементы демократического, гуманного подхода к воспитанию. Как ни различны были воззрения на женщину в этот период, за пей признавали право заботиться о детях, воспитывать их в «благонравии» (Владимир Мономах). Идеи гуманизации воспитания можно наблюдать в воззрениях и педагогических высказываниях деятелей культуры XVII в. Кариона Истомина, Симеона Полоцкого, Епифания Славинецкого. Им принадлежат первые попытки определения основного содержания воспитания и обучения по возрастам. Одним из основных требований к профессиональной компетентности воспитателей в XVIII первой половине XIX в.в. выдвигается требование учета склонностей каждого ребенка и поддержание жизнерадостности как естественного его состояния (А.И. Герцен, М.В. Ломоносов, П.И. Новиков, В.Ф. Одоевский и др.).

Вопросам компетенции воспитателей во взаимоотношениях с воспитанниками посвящали свое внимание в исследованиях и научных работах П.Ф. Лесгафт, M.X. Свентицкая, А.С. Симонович, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский и др. В связи с этим Н.И. Пирогов, В.А. Сухомлинский, рассуждают о необходимых воспитателю механизмах особенного понимания ребенка, сто специфического духовного мира. Эти рассуждения являются цепными для нашего исследования в связи с рассматриваемыми нами далее механизмами понимания другого человека: «эмпатии», «способности к децентрации» и др.

В педагогических концепциях зарубежных ученых нас в большей степени интересовали те требования, которые они предъявляют к компетенции педагога-воспитателя. Вопросам профессионального мастерства педагога и в особенности его ораторского искусства большое внимание уделяли уже древние философы: Аристотель, Платон, Сократ и др. Ещё Зенон Элейский (V в. до н.э.) впервые ввел диалогическую форму изложения знаний. Гуманное отношение к ребенку, основанное на изучении его индивидуальных свойств вот что больше всего ценили в учителе прогрессивные мыслители эпохи возрождения (Т. Мор, Ф. Рабле, Э. Роттердамский и др.). Современная модель антиавторитарного дошкольного учреждения имеет своим теоретическим обоснованием гуманистические философские и психолого-педагогические концепции всемирно известных ученых Р. Штейнера, основателя «вальдорфской» педагогики, и М. Монтессори. В качестве необходимых условий туманной практики воспитания они рассматривают чувство глубокого почитания ребенка и умение воспитателя постоянно носить в себе живой образ существа ребенка .

Современные отечественные исследователи, изучая педагогическую деятельность и критерии ее успешности, наряду с понятием профессиональной компетентности рассматривают и такие понятия, как педагогическое мастерство, педагогическая техника, педагогические умения и др.

Подводя итог, можно основные требования к профессиональной компетентности педагога-воспитателя сформулировать следующим образом:

Наличие глубоких знаний возрастных и индивидуальных психофизиологических особенностей детей;

Проявление осведомленное in во взаимоотношениях с воспитанником и существование развитых механизмов понимания другого человека;

Владение педагогическим мастерством и педагогической техникой;

Обладание профессионально значимыми личностными свойствами и ценностными ориентациями.

Концепция дошкольного воспитания, авторами которой являются А.М. Виноградова, И.А. Карпенко, В.А. Петровский и другие, заложила новые целевые ориентации в работе педагога на личностное взаимодействие и партнерское общение с ребенком в условиях сотрудничества.

При определении содержания нормативно-диагностического эталона профессиональной компетентности педагога ДОУ в области воспитания мы использовали, в качестве основного, следующие ориентиры:

Результаты ретроспективного анализа требований к профессиональной компетентности педагога-воспитателя на разных этапах развития педагогической мысли;

Положения о ведущей роли общения в профессиональной деятельности педагога и психическом развитии детей дошкольного возраста;

Квалификационные требования к специалистам из «Рекомендаций по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ» .

При этом нужно отметить, что дефиниция, т.е. логическое определение профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения в области воспитания в современной педагогической теории остается не определенной, несмотря на разработку квалификационных требований, предложенных в «Рекомендациях по аттестации руководящих и педагогических работников ДОУ». Разработка настоящих «Рекомендаций…» обусловлена, в том числе и необходимостью осуществления изменений в системе подготовки педагогических кадров. Сейчас существует разрыв между деятельностью ДОУ, с одной стороны, и педагогических вузов и других учебных заведений, с другой стороны, в силу разных механизмов их управления, а квалификационные требования к специалистам должны стать также ориентиром деятельности учебных заведений в подготовке и переподготовки кадров.

Исследования последних лет показали необходимость поиска принципиально новых подходов к обеспечению качества за счет реализации эффективных структур управления, нового содержания и интенсивных педагогических технологий. Образовательные учреждения способны реализовать эту задачу при условии соблюдения требований режима непрерывного развития и творческого поиска прогрессивных технологий и методик, роста профессионализма на педагогическом, методическом и управленческом уровне .

Происходящие инновации в системе дошкольного образования обусловлены объективной потребностью в изменениях, адекватных развитию общества и образовательной системы в целом. Основным механизмом таких перемен является поиск и освоение новых технологий повышения профессиональной компетентности, способствующей качественным изменениям в деятельности дошкольных образовательных учреждений.

Как показывают результаты исследований, сегодня обнаруживаются такие проявления профессиональной некомпетентности среди педагогов ДОУ, как недостаточные знания педагогов в области возрастных особенностей детей дошкольного возраста; низкий профессионализм в проведении индивидуальной диагностики личности ребенка и его эмоциональных состояний; направленность большинства педагогов па учебно-дисциплинарную модель взаимодействия с детьми .

Отмеченные трудности в реализации новых целевых ориентации в области дошкольного воспитания позволяют констатировать, что проблема особой подготовки педагогов дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) и проявления ими прогрессивной профессиональной компетентности является актуальной. Однако, недостатки в системе подготовки и переподготовки педагогических кадров всех категорий дошкольных работников, обнаружившиеся в связи с изменившимися социальными ожиданиями общества и с переходом от авторитарной к гуманной педагогике, делают решение этой проблемы медленным. Существующее противоречие между требованиями к профессиональной компетентности педагога ДОУ, определяемыми новыми целевыми ориентациями в области дошкольного воспитания, и недостаточно разработанной технологией повышения квалификации педагогов ДОУ в современной социокультурной ситуации.

На основе анализа литературных источников, профессиональную компетентность педагога ДОУ можно определить как способность к эффективному выполнению профессиональной деятельности, определяемую требованиями должности, базирующейся на фундаментальном научном образовании и эмоционально-ценностном отношении к педагогической деятельности. Она предполагает владение профессионально значимыми установками и личностными качествами, теоретическими знаниями, профессиональными умениями и навыками.

Консультация для воспитателей

«Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ»

Хакимова Т.Ф., воспитатель МАДОУ №106 “Забава” г. Набережные Челны, РТ

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Также под компетенцией понимают формально описанные требования к личностным, профессиональным и т. п. качествам сотрудников компании (или к какой-то группе сотрудников) .

Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога.

Понятие компетентности педагога понимается нами как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

  • Интеллектуально-педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
  • Информационная компетенция - объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, о коллегах.
  • Регулятивная компетентность - умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
  • Коммуникативная компетентность - значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, умение слушать, экстраверсию (качество человека характеризующимся большим интересом к внешнему миру) , эмпатию (сопереживание, понимание другого) .
  • Умение правильно общаться с родителями воспитанников - одна из главных и может быть трудных профессиональных компетенций.

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно-образовательной;

Учебно-методической;

Социально-педагогической.

  • Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.
  • Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.
  • Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Реализация федеральных государственных образовательных стандартов общего образования предполагает создание и поддержание в образовательном учреждении развивающей образовательной среды, адекватной задачам достижения личностного, социального, познавательного (интеллектуального), коммуникативного, эстетического, физического, трудового развития обучающихся. Созданные в образовательном учреждении условия должны:

соответствовать требованиям Стандарта;

обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы образовательного учреждения и полноценную реализацию предусмотренных в ней образовательных программ;

учитывать особенности образовательного учреждения, его организационную структуру, запросы участников образовательного процесса в основном общем образовании;

предоставлять возможность взаимодействия с социальными партнёрами, использования ресурсов социума.

Неотъемлемым и важнейшим компонентом системы условий реализации основной образовательной программы является укомплектованность образовательного учреждения педагогическими кадрами, имеющими необходимую квалификацию для решения задач, определённых основной образовательной программой и способными к инновационной профессиональной деятельности. Педагоги, работающие с обучающимися, должны обладать комплексом профессиональных компетенций , соответствующих современным требованиям к их деятельности.

Компетенция в данном случае рассматриваются формирующаяся в процессе профессиональной подготовки и практической деятельности система ценностей, знаний, умений и способностей, позволяющих педагогу адекватно решать функциональные задачи, составляющие сущность его профессиональной деятельности. Компетентность же выступает как качественная характеристика реализации педагогом сформированных у него компетенций.

Профессиональная компетентность - качество действий работника, обеспечивающих эффективное решение профессионально-педагогических проблем и типичных профессиональных задач, возникающих в реальных ситуациях педагогической деятельности, с использованием жизненного опыта, имеющейся квалификации, общепризнанных ценностей.

Основой для разработки перечня базовых профессиональных компетенций педагогических работников общеобразовательных учреждений являются требования к результатам и условиям реализации основных образовательных программ, закрепленные в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования, учитывающие научно-обоснованные представления о целях и закономерностях образования в современном обществе и приоритеты государственной образовательной политики Российской Федерации. Содержание предлагаемого перечня воплощает требования к квалификационным характеристикам педагогических работников, установленные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». На основе этого официального документа в общеобразовательных учреждениях должны быть разработаны и приняты обновленные должностные инструкции, содержащие конкретный перечень должностных обязанностей педагогических и руководящих работников, с учётом особенностей организации труда и управления, прав, ответственности и компетентности работников участников образовательного процесса.

Однако лаконичные формулировки правового документа, конечно же, не могут выступать достаточной основой для проектирования процессов профессионального развития педагога. Для этих целей необходимо более полное и содержательное описание состава тех компетенций, которые определяет способность педагога успешно решать не только привычные, но и новые профессиональные задачи, встающие в связи с введением федеральных государственных образовательных стандартов.

Для обеспечения данной потребности в ТОГОАУ ДПО «Институт повышения квалификации работников образования» разработана представленная ниже модель базовых профессиональных компетенций педагогических работников в условиях реализации ФГОС . При ее формировании использованы материалы, подготовленные под руководством академика РАО, доктора психологических наук, директор института содержания образования НИУ-ВШЭ В.Д. Шадрикова в рамках разработки методики оценки уровня квалификации педагогических работников (2010 г.). Вместе с тем, содержащиеся в этих докмуентах позиции были критически переосмыслены, скорректированы и дополнены в контексте анализа требований ФГОС.

Характеристики компетентностей

Показатели сформированности

компетентности

1. Профессионально значимые личностные качества

1.1.Вера в силы и возможности обучающихся

Является необходимой основой ориентации педагога на раскрытие потенциальных возможностей обучающихся, готовности оказывать всестороннюю поддержку их личностному развитию.

- умение находить положительные стороны у каждого обучающегося и строить образовательный процесс с опорой на эти стороны;

- создание ситуаций успеха для обучающихся;

- умение осуществлять педагогическое оценивание, мобилизующее учебно-познавательную активность

1.2.Эмпатийность

Заключается в способности поставить себя на место другого, определить его эмоциональное состояние на основе внешних проявлений (мимики, поступков, жестов), а также в способности к сопереживанию и бережном отношении к внутреннему миру окружающих. Служит необходимым условием выстраивания субъект-субъектных отношений с обучающимися, осуществления педагогической деятельности с опорой на индивидуальные особенности обучающихся.

- умение давать характеристику обучающегося, адекватно отражающую разные аспекты его внутреннего мира;

- умение выяснять индивидуальные предпочтения, возможности ученика, трудности, с которыми он сталкивается;

- умение показать личностный смысл обучения с учётом индивидуальных характеристик внутреннего мира ученика;

- умение оказывать эмоционально-психологическую поддержку обучающимся и коллегам по работе;

- все обучающиеся безбоязненно обращаются к педагогу за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи .

1.3.Социорефлексия

Проявляется в стремлении и умении педагога посмотреть на себя глазами других, оценить себя со стороны, в открытости к принятию других позиций. Способность к социорефлексии дает педагогу возможность анализировать собственные поступки и действия, а также лучше понимать действия других участников образовательного процесса. Такая позиция является важным источником саморазвития педагога, помогает разрешать различные затруднения в работе.

Открытость к принятию других позиций предполагает, что педагог не считает свою точку зрения единственно правильной и открыт к диалогу с окружающими. Он интересуется мнением других, в случаях достаточной аргументации готов корректировать собственную позицию.

- интерес к мнениям и позициям других;

- умение смотреть на ситуацию с точки зрения других и достигать взаимопонимания на этой основе;

- убеждённость, что истина может быть не одна;

- учёт других точек зрения в процессе оценивания обучающихся

1.4. Общая культура

Накладывая отпечаток на характер и стиль педагогической деятельности, во многом определяет позицию педагога в глазах обучающихся и, соответственно, успешность педагогического общения.

- ориентация в основных сферах материальной и духовной жизни;

- осведомленность об актуальных изменениях в социальной жизни;

- знание материальных и духовных интересов молодёжи;

- демонстрация собственных интерересов, кругозора в ситуациях общения с обучающимися, в том числе – в рамках руководства дополнительным образованием, внеурочной деятельностью учащихся;

- соответствие поведения, речи, внешнего вида педагога этическим и культурным нормам.

1.5. Эмоциональная устойчивость

Существенно влияет на характер отношений в рамках образовательного процесса, в деловом взаимодействии с коллегами, администрацией, родителями, определяет эффективность владения классом.

- сохранение спокойствия в трудных, эмоционально-напряженных ситуациях;

- сохранение способности к объективной оценке в ситуации эмоционального конфликта;

- способность находить продуктивные пути разрешения конфликтов

1.6. Позитивная направленность на педагогическую деятельность

и уверенность в себе

Выступает необходимым элементом мотивации к педагогической деятельности. Способствует установлению позитивных отношений с коллегами, обучающимися, администрацией.

- осознание целей и ценностей педагогической деятельности;

- позитивное настроение, желание работать;

- высокая профессиональная самооценка, вера в собственную эффективность

1.7.Самоорганизованность

Обеспечивает способность к эффективному планированию и реализации намеченных планов, оптимальному распределению ресурсов для осуществления профессиональных задач, способность к самоконтролю, эффективной работе без постоянного внешнего контроля.

- умение рационально планировать собственную деятельность по решению профессиональных задач;

- деятельная ориентация на достижение поставленных целей;

- способность оперативно корректировать способы достижения целей и текущие задачи в соответствии с меняющимися условиями;

- своевременное и ответственное выполнение принятых на себя обязательств;

- обеспечение рациональной организации собственного рабочего пространства;

- поддержание порядка в необходимой документации.

2. Компетентность в постановке целей

и задач педагогической деятельности

2.1.Умение ставить педагогические цели с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся

Составляет основу педагогического целеполагания - формирования идеального образа будущего результата, ради достижения которого организуется и осуществляется совместная деятельность педагога и учащихся. Ориентация на ученика при постановке целей выражается в том, что педагог знает и применяет на практике информацию о возрастных особенностях детей, об их индивидуальных различиях, умеет работать и с обучающимися как с группой, включающей детей одного возраста, и с каждым отдельным учеником.

- наличие соответствующих концепции ФГОС представлений о планируемых результатах освоения основных образовательных программ;

- умение определять систему промежуточных целей на основе планируемых результатов освоения образовательных программ;

- умение обоснованно ставить цели обучения по предмету, цели личностного развития, воспитания и социализации обучающихся с учетом возраста обучающихся, особенностей класса;

- умение корректировать цели и задачи деятельности в зависимости от готовности обучающихся к освоению материала;

- умение выстраивать индивидуальные образовательные траектории учащихся на основе планируемых результатов освоения образовательных программ.

2.2. Умение перевести тему урока в педагогическую задачу

Является необходимым условием реализации субъект-субъектного подхода, ставящего обучающегося в позицию активного субъекта деятельности. Педагогическая задача представляет собой результат, достижимый в данный отрезок времени в определенных условиях. Перевод темы занятия в педагогическую задачу предполагает, что педагог учитывает реальные условия деятельности, возможности обучающихся и формулирует перед детьми задачи так, что они обязательно приведут их к достижению запланированного результата.

- умение формулировать цели урока с учетом планируемых результатов освоения реализуемых образовательных программ;

- умение конкретизировать тему урока до комплекса взаимосвязанных задач;

- умение определять критерии достижения целей урока;

- умение сформулировать цели урока в понятной для обучающихся форме;

- умение соотнести результаты обучения с поставленными целями и задачами.

2.3. Умение вовлечь обучающихся в процесс формулирования целей и задач

Определяет способность педагога сделать цель урока целью для ученика, обеспечить ее принятие и наполнение личностно-значимым смыслом. С точки зрения требований ФГОС данное умение абсолютно необходимо педагогу для формирования у обучающихся регулятивных универсальных учебных действий

- умение организовать вовлечение обучающихся в процесс постановки целей и задач урока, результатов предстоящей деятельности, способов их достижения;

- систематическое использование соответствующих приемов в ходе учебных занятий;

- обеспечение педагогом проверки понимания обучающимися целей и задач урока.

3.Компетентность в области мотивации учебной деятельности

3.1.Умение создавать ситуации, обеспечивающие успех

в учебной деятельности

Является основой компетентности педагога в мотивировании учебной деятельности за счет создания ситуаций, формирующих и закрепляющих у ученика веру в собственные силы и возможности достижения требуемых результатов.

- знание возможностей конкретных учеников;

- умение дифференцировать задания с тем, чтобы учащиеся могли почувствовать успех;

- демонстрация успехов обучающихся родителям, одноклассникам

- подчеркивание даже незначительных успехов обучающихся

3.2. Умение создавать условия обеспечения позитивной мотивации

обучающихся

Заключается в умении педагога создавать мотивацию учебной деятельности на основе соотнесения предлагаемого материал с личным (субъектным) опытом и сферой интересов обучающихся. Если получаемая на занятиях информация опирается на имеющийся у ребенка опыт, и в то же время содержит новые, личностно осмысленные знания, то она сама приобретает мотивирующий потенциал, способствуя созданию установки на позитивное восприятие учебной деятельности.

- умение выстраивать деятельность на уроке с учетом имеющегося уровня учебной мотивации;

- использование разнообразного спектра материалов и заданий, способных вызвать интерес к разным темам преподаваемого предмета;

- использование знаний об интересах и потребностях обучающихся в своей педагогической деятельности;

- умение показать роль и значение изучаемого материала в реализации личных планов;

- способность поддерживать доброжелательную атмосферу на уроке;

- умение активизировать творческие возможности обучающихся;

- демонстрация практического применения изучаемого материала;

- поощрение любознательности учащихся, выхода за рамки школьной программы при выполнении заданий;

- обеспечение возможности самостоятельно ставить и решать задачи с высокой степенью свободы и ответственности;

- создание условий для вовлечения учащихся в дополнительные формы познавательной деятельности по предмету (олимпиады, конкурсы и т.д.)

4. Компетентность в области обеспечения информационной основы деятельности

4.1. Компетентность в предмете преподавания

Отражает теоретическую грамотность педагога в области преподаваемого предмета, свободное владение его содержанием, понимание взаимосвязи теоретических положений с жизненной практикой, способность показать эту взаимосвязь учащимся.

- знание содержания отраслей научного знания, лежащих в основе преподаваемых предметов, области их применения в различных сферах человеческой деятельности;

- активное использование дополнительных материалов при подготовке к уроку (книги, интернет-ресурсы);

- организация работы с учащимися с опорой на знания, полученные ими ранее при изучении других предметов;

- демонстрация возможности применения получаемых предметных знаний для объяснения социальных и природных явлений;

- владение методами решения различных задач, характерных для данного предмета;

- умение свободно решать задачи ЕГЭ, ГИА, предметных олимпиад.

4.2. Компетентность в методах преподавания

Умение адекватно подбирать приемы и методы работы в рамках учебного занятия, цикла занятий является необходимым критерием грамотной работы педагога. Компетентный педагог умеет гибко адаптировать технологии преподавания (воспитания) к возрастным особенностям обучающихся, уровню их подготовленности, их интересам и иных конкретных условий. Он отдает предпочтение методам, побуждающим рассуждать. Компетентность в методах преподавания играет решающую роль в обеспечении эффективного усвоения знания и формирования умений, предусмотренных программой.

- знание современных педагогических технологий (развивающее, проблемное, дифференцированное обучение, метод проектов, модульная педагогическая технология, здоровьесберегающие технологии, технология портфолио и др.);

- знание частных методик, позволяющих реализовать содержание преподаваемого предмета;

Применение в образовательном процессе личностно-деятельностных методов обучения и воспитания;

- умение выбирать и эффективно применять образовательные технологии, методы обучения, позволяющие достигать планируемых результатов освоения образовательных программ;

- применение методов и приемов, обеспечивающих организацию самостоятельной (в том числе – исследовательской и проектной) работы обучающихся в информационно-образовательной среде;

- своевременное внесение корректив в методы преподавания в зависимости от сложившейся ситуации;

- владение на уровне продвинутого пользователя современными информационно-коммуникационными технологиями и их обоснованное использование в образовательном процессе

4.3. Компетентность в субъективных условиях деятельности (знание учеников и учебных коллективов)

Профессиональная деятельность педагога предполагает проявление внимания к изучению психологических и физиологических особенностей, возможностей и ограничений обучающихся, фиксацию в процессе работы наиболее эффективных способов мотивации отдельных школьников и класса в целом. Компетентность в данной сфере позволяет осуществлять индивидуальный подход к организации образовательного процесса и служит условием гуманизации образования, позволяет обеспечить мотивацию учебной активности.

- наличие современных психологических знаний об ученике как субъекте образовательной деятельности и умение использовать их при проектировании образовательного процесса;

- наличие необходимых знаний в области физиологии, школьной гигиены, здоровьесберегающих технологий;

- умение проектировать на основе концептуальных положений ФГОС социальный портрет ученика и осуществлять диагностику сформированности социально востребованных качеств личности.

- владение методами психололго-педагогической диагностики (во взаимодействии школьным психологом), социометрии;

- ориентация в социальной ситуации класса, в особенностях взаимоотношений между обучающимися;

- использование данных психологической, социальной, медицинской диагностики в практике педагогической деятельности, в том числе – при разработке и реализации индивидуальных траекторий развития обучающихся;

- умение составлять характеристику обучающегося, отличающуюся обоснованностью и хорошим знанием индивидуальных особенностей;

- рефлексия педагогом собственных индивидуальных особенностей и учет их в своей профессиональной деятельности, общении с детьми

5. Компетентность в области разработки программы, методических и дидактических материалов и принятии педагогических решений

5.1. Умение разработать учебную программу, выбрать учебники и учебные комплекты

Компетентность в разработке образовательных программ, выборе учебников и учебно-методических комплексов, умение разрабатывать собственные дидактические и методические материалы во многом играют ключевую роль в обеспечении достижения высоких образовательных результатов обучающихся. Без умения разрабатывать образовательные программы в современных условиях невозможно творчески организовать образовательный процесс.

Образовательные программы выступают средствами целенаправленного влияния на развитие обучающихся. Компетентность в разработке образовательных программ позволяет осуществлять преподавание на различных уровнях обученности и развития обучающихся, учитывать индивидуальные образовательные потребности и возможности

- знание ФГОС, иных нормативных документы, отражающих требования к содержанию и результатам учебной деятельности, примерных программ;

- знание состава и особенностей учебно-методических комплектов, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе;

- владение навыками анализа программ, учебной литературы, цифровых образовательных ресурсов, умение осуществлять их обоснованный выбор;

- умение разрабатывать рабочие программы по предмету и программы внеурочной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС и иных нормативных документов, возрастным особенностям учащимся, специфике условий образовательного процесса, требованиям преемственности обучения;

- умение разрабатывать (корректировать имеющиеся) дидактические и методические материалы, обеспечивающие достижение планируемых образовательных результатов;

- осуществление систематического анализа эффективности реализуемых образовательных программ, используемых учебных материалов

5.2. Умение принимать решения в различных педагогических ситуациях

Педагогу приходится постоянно принимать решения в ситуациях, диктуемых практикой: как установить дисциплину; как мотивировать познавательную активность; как вызвать интерес у конкретного ученика; как обеспечить понимание и т.д. Разрешение различных педагогических ситуаций составляет суть педагогической деятельности. Педагог должен быть готов как к принятию стандартных решений, базирующихся на определенных правилах, нормах, положениях, так и к выработке творческих, интуитивных решений, зачастую – в ситуациях, не дающих много времени на осмысление.

- знание типичных педагогических ситуаций, требующих участия педагога для своего решения;

- владение набором решающих правил, используемых для различных ситуаций;

- владение приемами анализа альтернативных решений;

- умение эффективным образом формулировать цели и критерии их достижения в различных ситуациях;

- знание типичных конфликтных ситуаций и их разрешения;

- развитость педагогического мышления

6. Компетентность в организации учебной деятельности

6.1.Компетентность в обеспечении понимания педагогической задачи, учебного материала и способов деятельности

Добиться понимания учебного материала, освоения способов учебно-познавательной или практической деятельности – важнейшая задача педагога. Этого понимания можно достичь путём включения нового материала в систему уже освоенных знаний или умений, путём демонстрации практического применения изучаемого материала, другими путями.

- знание того, что знают и понимают ученики;

- знание типичных трудностей при изучении конкретных тем;

- свободное владение изучаемым материалом;

- продуманное включение нового учебного материала в систему освоенных обучающимися знаний;

- демонстрация практического применения изучаемого материала;

- умение обеспечивать опору на чувственное восприятие материала;

- способность адаптировать особенности передачи информации к возрасту и уровню подготовки учащихся;

- умение организовать поиск дополнительной информации, необходимой для решения учебной задачи

6.2.Компетентность в формировании способов умственной деятельности

Характеризует уровень владения педагогом и системой интеллектуальных операций и его способность формировать различные виды универсальных и предметных учебных действий у обучающихся

- знание системы интеллектуальных операций, лежащих в основе учебно-познавательной деятельности;

- уверенное владение этими интеллектуальными операциями;

- умение целенаправленно формировать универсальные учебные действия у обучающихся;

- умение организовать использование учебных действий, адекватных решаемой задаче

6.3. Компетентность в педагогическом оценивании

Обеспечивает процессы стимулирования учебной активности, создаёт условия для формирования самооценки, определяет процессы формирования личностного «Я» обучающегося, пробуждает творческие силы. Грамотное педагогическое оценивание должно направлять развитие обучающегося от внешней оценки к самооценке. Компетентность в оценивании других должна сочетаться с самооценкой педагога

- знание функций и видов педагогической оценки;

- знание того, что подлежит оцениванию в педагогической деятельности;

- владение методами педагогического оценивания;

- умение обоснованно использовать для различных целей разные методы и процедуры оценивания;

- умение осуществлять грамотный подбор/разработку контрольно-измерительных материалов, адекватных задачам оценивания;

- использование современных способов оценивания, базирующихся на применении информационно-коммуникационных технологий (электронное тестирование, ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);

- аргументация выставляемых оценок, выделение достижений и недостатков в работах учащихся;

- включение обучающихся в процесс оценивания, систематическое формирование у них навыков самооценки учебной деятельности;

- умение анализировать результаты педагогического оценивания;

- умение корректировать образовательный процесс в соответствии с полученными результатами оценивания;

- умение осуществлять профессиональную рефлексию и самооценку профессиональной деятельности

6.4. Компетентность в использовании современных средств обучения

Обеспечивает повышение эффективности учебно-воспитательного процесса на основе использования потенциальных возможностей современных средств обучения

- знание современных средств обучения и их дидактических возможностей;

- знание современных требований к оснащению учебных кабинетов и к организации информационно-образовательной среды образовательного учреждения;

- умение применять современные технические средства обучения;

- умение использовать средства обучения адекватно поставленным задачам, уровню подготовленности обучающихся, их индивидуальным характеристикам

7. Информационно-коммуникационная компетентность

Обеспечивает способность педагога эффективно ориентироваться в информационном пространстве и использовать информацию в профессиональных целях, в том числе – для собственного профессионального саморазвития

- умение осуществлять поиск информации для решения профессионально значимых задач, в том числе – с использованием средств ИКТ и ресурсов сети Интернет;

- способность понимать информацию, представленную в разных формах (текст, визуальный ряд, графики, диаграммы, таблицы);

- умение интерпретировать и критически оценивать информацию;

- умение структурировать информацию;

- умение представлять имеющуюся информацию в различных формах и на различных носителях;

- умение адаптировать информацию к особенностям педагогического процесса и дидактическим требованиям;

- эффективно использовать для систематизации, представления и обработки информации средства ИКТ - текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы создания презентаций, электронную почту;

- умение использовать в целях профессионального развития ресурсы профессионально-ориентированных сетевых сообществ, дистанционного образования

8. Аналитико-прогностическая компетентность

Обуславливает возможность эффективного анализа педагогом своей профессиональной деятельности, выявления существующих в ней проблем и принятия решений, обеспечивающих их оптимальное решение

- умение осуществлять логические операции анализа, синтеза, обобщения;

- умение проводить сравнение и классификацию на основе самостоятельно выработанных критериев;

- умение устанавливать причинно-следственные связи;

- умение устанавливать аналогии;

- умение определять проблему на основе анализа фактов, относящихся к сфере профессиональной деятельности;

- умение грамотно формулировать задачи, направленные на решение выявленных проблем;

- умение выстраивать иерархию проблем и задач;

- умение осуществлять обоснованный выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- умение определять ресурсы, необходимые для решения поставленных задач;

- умение прогнозировать возможные последствия и результаты деятельности

9. Коммуникативная компетентность

Обеспечивает эффективное построение взаимодействия с обучающимися, их родителями, коллегами по работе, администрацией как условие продуктивного образовательного процесса. Позволяет вырабатывать стратегию, тактику и технику взаимодействий с людьми, организовывать их совместную деятельность для достижения педагогических целей.

- умение устанавливать отношения сотрудничества и вести диалог с учащимися, другими участниками образовательного процесса;

- грамотное владение устной и письменной речью, умение адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

- владение методами убеждения и аргументации своей позиции;

- способность насыщать общение положительными эмоциями и чувствами;

- умение создавать рабочую атмосферу и поддерживать дисциплину на уроке;

- умение диагностировать причины конфликтных ситуаций;

- владение способами продуктивного разрешения конфликтов;

- умение привлекать других людей к решению поставленных задач;

- умение продуктивно взаимодействовать с членами группы при решении профессионально значимых задач;

- умение публично представлять результаты своей работы, выбирать адекватные формы и методы презентации;

- владение способами эффективного разрешения конфликтов;

- умение осуществлять эффективную коммуникацию с использованием современных средств ИКТ (электронная почта, чат, форум, видеоконференцсвязь)

10 Поликультурная компетентность

Обеспечивает готовность педагога к жизни и эффективному выполнению профессиональной деятельности в условиях поликультурного (многокультурного) общества. Востребованность данной компетенции обусловлена расширением и усложнением межкультурных взаимодействий в современном обществе, переживающем процессы глобализации и сложной культурной трансформации. В контексте этих процессов особое значение приобретает проблема взаимопонимания и взаимодействия между представителями разных культур. Ее решение в рамках школьного пространства напрямую зависит от педагогов, требуя от них адекватного восприятия культурных различий, толерантности, готовности к межкультурному диалогу, умения эффективно его выстраивать. Только в этом случае образование сможет выполнять возлагающиеся на него задачи, связанные с консолидацией российского общества, формированием общероссийской гражданской идентичности, гармонизацией социальных отношений.

- толерантность, принятие этнокультурных различий;

- осведомленность об особенностях традиций, ментальных установок этнокультурных групп, с представителями которых приходится взаимодействовать педагогу в процессе своей профессиональной деятельности;

- интерес к особенностям традиций, обычаев, ценностных ориентаций, моделей поведения, истории различных групп поликультурного общества;

- умение учитывать этнокультурные и конфессиональные особенности при взаимодействии с участниками образовательного процесса, окружающими;

- знание и понимание целей, принципов, основных идей поликультурного образования;

11. Правовая компетентность

Обеспечивает необходимую ориентацию в правовом поле профессиональной деятельности, позволяет эффективно использовать нормы, зафиксированные в юридических документах, для решения задач педагогической деятельности

- знание Конституции Российской Федерации, официальных документов, определяющих приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законов и иных нормативно-правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность и правовой статус участников образовательного процесса, локальных актов образовательного учреждения;

- умение осуществлять поиск необходимой правовой информации с использованием справочных информационно-юридических систем;

- умение грамотно применять знание правовых норм в конкретных ситуациях, возникающих в процессе образовательной деятельности.

12. Компетентность в сфере инновационной деятельности

Обеспечивает совершенствование образовательного процесса на основе внедрения инноваций, является показателем и важным фактором профессионального саморазвития педагогов.

- интерес к передовому педагогическому опыту, новшествам в сфере образования;

- позитивное отношение к новшествам;

- способность критически анализировать содержание инноваций с учетом конкретных условий деятельности;

- способность соотносить изменения в собственной профессиональной деятельности с актуальными и перспективными тенденциями и потребностями развития образования и общества в целом;

- умение осуществлять поиск и систематизацию информации, связанной с направлением планируемой инновационной деятельности;

- способность генерировать новые продуктивные идеи в сфере профессиональной деятельности;

- владение навыками педагогического проектирования;

- умение привлекать коллег, администрацию к поддержке и участию в инновационных проектах;

- умение осуществлять мониторинг процесса и результата внедрения инноваций;

- инициативное участие педагога в разработке и реализации педагогических проектов, опытно-экспериментальной деятельности, различного рода профессиональных конкурсах


Методика оценки уровня квалификации педагогических работников. Под ред. В.Д. Шадрикова, И.В. Кузнецовой. – М., 2010.

Профессиональная компетентность педагога ДОУ

Добрый день уважаемые коллеги!

В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование впервые стало самостоятельным уровнем общего образования. С одной стороны, это признание значимости дошкольного образования в развитии ребенка, с другой – повышение требований к дошкольному образованию, в том числе через принятие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Но какие бы реформы, ни происходили в системе образования, они, так или иначе, замыкаются на конкретном исполнителе – педагоге детского сада. Именно педагог - практик реализует основные нововведения и инновации в образовании. Для успешного введения в практику инноваций и эффективной реализации поставленных задач в условиях ФГОС от педагога требуется высокий уровень профессиональной педагогической компетентности.

Профессионально-педагогическая компетентность педагогов не является простой суммой предметных знаний, сведений из педагогики и психологии, умений проводить занятия или мероприятия. Она приобретается и проявляется в конкретных психолого-педагогических и коммуникативных ситуациях, в ситуациях реального решения профессиональных задач, постоянно возникающих в образовательном процессе.

Каковы же требования к личности современного воспитателя и его компетенции?

В системе дошкольного образования процесс взаимодействия педагога и ребенка является приоритетным. Современные процессы модернизации дошкольного образования выдвигают на первый план не формальную принадлежность воспитателя к профессии, а занимаемую им личностную позицию, обеспечивающую отношение к педагогическому труду. Именно такая позиция ориентирует педагога на понимание способов взаимодействия с ребенком.

В настоящее время востребован не просто воспитатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества в педагоге могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в дошкольном учреждении. Причем при условии, если педагог активно занимается научно-методической, поисковой, опытно-экспериментальной, инновационной работой, учится искать свое «профессиональное лицо», свой педагогический инструмент.

Сегодня каждому педагогу необходимо приобретать и развивать компетенции, делающие его творчески активным участником взаимодействия с детьми:

    Гуманная педагогическая позиция;

    Глубокое понимание задач дошкольного образования;

    Потребность и способность заботиться об экологии детства, о сохранении физического и духовного здоровья воспитанников;

    Внимание к индивидуальности каждого ребенка;

    Готовность и способность создавать и творчески обогащать предметно-развивающую и культурно-информационную образовательную среду;

    Умение целенаправленно работать с современными педагогическими технологиями, готовность экспериментировать, внедряя их;

    Способность к самообразованию и осознанному саморазвитию личности, готовность учиться на протяжении всей трудовой деятельности.

В настоящее время дорабатывается «Профессиональный стандарт педагога», который должен был начать свое действие с 1 января 2015 года. Однако Общероссийский Профсоюз образования направил министру труда и социальной защиты РФ письмо с просьбой перенести дату его введения на 1 января 2018 года. По мнению Общероссийского Профсоюза образования, поспешное введение профессионального стандарта может вызвать многочисленные коллизии правового характера, в связи с чем официальный перенос даты начала применения профессионального стандарта педагога на более поздний срок может стать обоснованным, взвешенным и объективным шагом со стороны Минтруда России.

Так вот, в профстандарте в п. 4.5, перечислены профессиональные компетенции педагога дошкольного образования (воспитателя).

1. Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми.

2. Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном детстве; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте.

3. Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности: предметно-манипулятивную и игровую, обеспечивая развитие детей. Организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников.

4. Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей.

5. Уметь планировать, реализовывать и анализировать образовательную работу с детьми раннего и дошкольного возраста в соответствии с ФГОС дошкольного образования.

6. Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и другими специалистами) по результатам мониторинга, с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка.

8. Участвовать в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды, обеспечивая безопасность жизни детей, сохранение и укрепление их здоровья, поддерживая эмоциональное благополучие ребенка.

9. Владеть методами и средствами анализа психолого-педагогического мониторинга, позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности необходимых интегративных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе.

10. Владеть методами и средствами психолого-педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей, уметь выстраивать партнерское взаимодействие с ними для решения образовательных задач.

11. Владеть ИКТ-компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми.

Какова Роль оценки компетенций в профессиональном развитии педагогов?

Сегодня существует серьезное рассогласование между реальным и необходимым уровнем профессиональной компетентности педагогов.

Как это проявляется на практике:

    В работе ДОО до сих пор преобладает учебно - дисциплинарная модель, и педагоги не всегда могут выстроить субъект-субъектные отношения с детьми и их родителями. Для того, чтобы ребенок стал субъектом образовательного процесса, он должен встретить субъекта в лице педагога, ― в этом заключается вся сущность педагогической работы;

    Многие педагоги, особенно опытные, имеющие большой стаж работы, ориентированы преимущественно на выполнение должностных обязанностей. А сегодня более востребованы воспитатели, способные самостоятельно планировать и выстраивать целесообразную систему работы.

    Немало педагогов, которые, получив когда-то профильное образование, ограничиваются посещением курсов повышения квалификации. При этом реалии сегодняшнего дня требуют от профессионалов заниматься самообразованием на протяжении всей жизни. Поэтому одним из значимых показателей профессиональной компетентности воспитателя является его готовность к самообразованию и саморазвитию, а также способность творчески применять в практической деятельности новые знания и умения. От осознания педагогом необходимости постоянного повышения уровня профессиональной квалификации напрямую зависит эффективность его работы.

Регулярная оценка профессиональных компетенций педагогов ДОО будет стимулировать их стремление к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию (и самооценка педагога).

Сегодня от педагогов ДОО требуется активное включение в инновационную деятельность, в процесс внедрения новых программ и технологий взаимодействия с детьми и родителями. В этих условиях всесторонняя и объективная оценка профессиональных компетенций педагогов дошкольного образования приобретает особое значение.

Формирование и развитие профессиональных компетенций педагога

Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональных компетенций педагога:

Работа в методических объединениях, проблемно-творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная и проектная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы психолого - педагогической поддержки, как для молодых педагогов, так и для педагогов со стажем, наставничество;

Открытые просмотры и взаимные посещения занятий;

Педагогические ринги - ориентирует педагогов на изучение новейших исследований в психологии и педагогике, методической литературе, способствует выявлению различных подходов к решению педагогических проблем, совершенствует навыки логического мышления и аргументации своей позиции, учит лаконичности, четкости, точности высказываний, развивает находчивость, чувство юмора;

Активное участие в профессиональных конкурсах различных уровней;

Обобщение собственного педагогического опыта на городских мероприятиях и в интернет - пространстве;

Работа педагогов с научно-методической литературой и дидактическими материалами;

Организация практических семинаров, практических занятий, всеобучи;

Тренинги: личностного роста; с элементами рефлексии; развития креативности;

Психолого-педагогические гостиные, деловые игры, мастер – классы и др.

Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимость повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого нужно создать условия, в которых педагог осознает необходимость повышения уровня своих профессиональных качеств.

Необходимо заметить, что формирование и развитие профессиональной компетентности, повышение уровня мастерства педагогов - приоритетное направление деятельности не только администрации ДОО, но и социально - психологической службы в целом, поскольку она занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важное звено в целостной системе повышения профессионализма педагогических кадров, так как, прежде всего, координирует работу ДОО в реализации ФГОС.

Таким образом, современному детскому саду нужен педагог, который будет не «учителем», а старшим партнером для детей, способствующим развитию личности воспитанников; педагог, способный грамотно планировать и выстраивать воспитательно-образовательный процесс, ориентируясь на интересы самих детей, но при этом не бояться отойти от намеченного плана и подстраиваться под реальные ситуации; педагог, который может самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, а также способный к сотрудничеству, владеющий психолого-педагогическими знаниями, современными информационно-коммуникационными технологиями, способный к самообразованию и самоанализу. Чем выше уровень профессиональной компетентности педагогов, тем выше уровень качества образования в ДОУ, а грамотно построенная система интерактивных форм работы с педагогическими кадрами, - приводит не только к развитию профессиональной компетентности педагогов, но и сплачивает коллектив.

Профессиональная компетентность педагога ДО

  1. Понятие педагогической компетенции.
  2. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО;

Основные составляющие;

Направления профессиональной компетенции педагога ДО;

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО;

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности;

Шаги к успешной деятельности;

Педагогические умения, как раскрытие структуры профессиональной компетенции педагога.

Список литературы

  1. Понятие педагогической компетенции

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность, основу которой составляет личностное и профессиональное развитие педагогов.

Компетенция (от лат. competentio от competo добиваюсь, соответствую, подхожу) - это личная способность педагога решать определенный класс профессиональных задач.

Ученые А.С. Белкин и В.В. Нестеров считают: «В педагогическом плане компетенция – это совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».

Компетенция применительно к профессиональному образованию – это способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.

Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в психолого – педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.

Понятие компетентности педагога понимается как ценностно-смысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя - не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада.

В соответствии с определением понятия «профессиональная компетентность» оценивание уровня профессиональной компетентности педагогических работников предлагается осуществлять с использованием трех критериев:

1. Владение современными педагогическими технологиями и их применение в профессиональной деятельности.

2. Готовность решать профессиональные предметные задачи.

3. Способность контролировать свою деятельность в соответствии с принятыми правилами и нормами.

В качестве одной из важнейших составляющих профессиональной компетентности является способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, а также использовать их в практической деятельности.

  1. Содержание и структура профессиональной компетентности педагога ДО

Основным содержанием деятельности педагога является общение, субъектами которого в дошкольном образовательном учреждении являются педагоги, родители, дети. Профессиональная компетентность педагога в сфере общения с родителями воспитанников характеризует способность педагога эффективно организовать процесс общения с родителями, с учетом актуальных образовательных потребностей и интересов родителей, современных форм и методов организации общения.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования.

Современное общество предъявляет новые требования к компетентности педагога. Он должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям:

Воспитательно – образовательной;

Учебно – методической;

Социально – педагогической.

Воспитательно – образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой.

Учебно – методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.

Кроме того, имея право выбора как основной, так и парциональных программ и пособий, воспитатель должен умело соединять их, обогащая и расширяя содержание каждого направления, избегая «мозаичности», формируя целостность восприятия ребенком. Иначе говоря, компетентный педагог должен уметь грамотно интегрировать содержание образования, обеспечивать взаимосвязь всех занятий, мероприятий, событий исходя из задач воспитания и развития ребенка.

Социально – педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ.

Сходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:

Работа в методических объединениях, творческих группах;

Исследовательская, экспериментальная деятельность;

Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

Различные формы педагогической поддержки;

Активное участие в педагогических конкурсах, мастер – классах;

Обобщение собственного педагогического опыта.

Качества и черты характера, необходимые для успешности педагога ДО

Для определения перспектив успешности педагога ДО необходимо определить основной базис и предпосылки. Данные аспекты могут быть выражены в форме требований и некоего эталона профессии:

  • Хорошие знания человеческой натуры и межличностных отношений;
  • Благородство духа;
  • Чувство юмора;
  • Острая наблюдательность;
  • Интерес и внимание к другим;
  • Заразительная увлеченность дошкольным детством;
  • Богатое воображение;
  • Энергичность;
  • Толерантность;
  • Любознательность;
  • Профессиональная подготовленность и понимание того, как развивается ребенок;
  • Умение составлять индивидуальные программы воспитания и обучения для возрастных групп или отдельных детей;
  • Понимание процесса интеграции образовательных областей, частных методик ДО, специфических видов детской деятельности.

Опираясь на перечисленные основания, можно выделить слагаемые успешности педагога ДО.

Ниже рассмотрены главные принципы, реализуемые в организационной педагогической деятельности по позициям успешности (табл.1).

Таблица 1

Принципы профессиональной успешности педагогической деятельности

Принципы

Педагогический замысел

«Принцип фейерверка»:

Раскрой себя!

Все педагоги – звезды: близкие и далекие, большие и маленькие, одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свой путь полета: у одних он длинный, а у других….

Главное – желание сиять!

«Принцип весов»:

Найди себя!

Твой выбор – твои возможности!

Нет прописных истин, они рождаются в споре. Вокруг бушует ураган социальных противоречий. Важно быть самостоятельным в мире. Весы–качели – символ постоянного поиска, стремление выработать свою точку зрения.

Побеждай! Пробуй! Планируй!

У каждого своя программа развития, цели и задачи. Каждый выбирает путь движения к успеху по силам и проявляет себя в разных жизненных ситуациях.

«Принцип успеха»:

Реализуй себя!

Создание ситуации успеха. Главное – почувствовать вкус победы. Педагог – равноправный партнер, учитывающий интересы ребенка, индивидуальные способности и потребности.

Шаги к успешной деятельности

С педагогической точки зрения успех – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при которых создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и количества в целом.

Обозначим несколько сопутствующих шагов к успешной деятельности педагога.

  1. Перспектива деятельности и дела.
  2. Стимулирование.
  3. Благодарность.
  4. Помощь и поддержка.
  5. Тактичность.
  6. Ответственность.
  7. Творчество.
  8. Умение признавать и исправлять ошибки.
  9. «Живое участие».
  10. Конструктивная критика.

Способы вовлечения педагогов в процесс деятельности, способствующей успеху :

  • Проектирование;
  • Решение педагогических ситуаций;
  • Активно – игровые методы;
  • Практикумы и тренинги;
  • Профессиональные конкурсы;
  • Индивидуальные и микрогрупповые педагогические исследования;
  • Документальный анализ;
  • Написание творческих работ;
  • Оформление портфолио;
  • Ведение аналитического дневника;
  • Дискуссионный клуб;
  • Часы заинтересованного информационного обмена;
  • Посещение видов детской деятельности у коллег с последующим анализом;
  • Разработка и реализация профессиональных программ.

Основными субъективными источниками определения успешности педагога считают:

  • Мнение администрации;
  • Анализ и мнение методистов, членов ГМО и экспертных групп;
  • Сложившееся представление среди коллег, родителей;
  • Показательная активность педагога, желание выступить, казаться, участвовать, руководить.

Основные же источники определения успешности педагога:

  • Результаты воспитанности, обученности детей в разных видах деятельности;
  • Количество детей, успешно обучающихся в начальной школе;
  • Успешно проведенные педагогические мероприятия;
  • Обобщение передового профессионального опыта;
  • Публикации в местной печати, СМИ.

Только деятельность, приносящая успех и высокое удовлетворение, становится для личности фактором развития.

Структура профессиональной компетентности воспитателя может быть раскрыта через педагогические умения. Модель профессиональной готовности целесообразно строить от наиболее общих к частным умениям. Таким наиболее общим умением является умение педагогически мыслить и действовать, теснейшим образом связанное с умением подвергать факты и явления теоретическому анализу. Объединяет эти два крайне важных умения то, что в их основе лежит процесс перехода от конкретного к абстрактному, который может протекать на интуитивном, эмпирическом и теоретическом уровнях. Доведение умения до теоретического уровня анализа - одна из важнейших задач обучения будущих педагогов педагогическому мастерству. В идеале полное соответствие педагога ДОУ требованиям квалификационной характеристики означает сформированность интегрирующего в себе всю совокупность педагогических умений умения педагогически мыслить и действовать.

Вне зависимости от уровня обобщенности педагогической задачи законченный цикл ее решения сводится к триаде "мыслить - действовать - мыслить" и совпадает с компонентами педагогической деятельности и соответствующими им умениями. В результате модель профессиональной компетентности воспитателя выступает как единство его теоретической и практической готовности. Педагогические умения здесь объединены в четыре группы:

1. Умения "переводить" содержание объективного процесса воспитания в конкретные педагогические задачи: изучение личности и коллектива для определения уровня их подготовленности к активному овладению новыми знаниями и проектирование на этой основе развития коллектива и отдельных воспитанников; выделение комплекса образовательных, воспитательных и развивающих задач, их конкретизация и определение доминирующей задачи.

2. Умения построить и привести в движение логически завершенную педагогическую систему: комплексное планирование образовательно-воспитательных задач; обоснованный отбор содержания образовательного процесса; оптимальный выбор форм, методов и средств его организации.

3. Умения выделять и устанавливать взаимосвязи между компонентами и факторами воспитания, приводить их в действие: создание необходимых условий (материальных, морально-психологических, организационных, гигиенических и др.); активизация личности дошкольника, развитие его деятельности, превращающей его из объекта в субъект воспитания; организация и развитие совместной деятельности; обеспечение связи ДОУ со средой, регулирование внешних непрограммируемых воздействий.

4. Умения учета и оценки результатов педагогической деятельности: самоанализ и анализ образовательного процесса и результатов деятельности учителя; определение нового комплекса доминирующих и подчиненных педагогических задач.

Но ничего из вышеперечисленного не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности, которые затем интегрируются в педагогическую деятельность.

Самое главное, по моему мнению, в профессии педагога ДОУ – это любить свою работу и своих воспитанников. Мне очень нравятся слова Л. Н. Толстого: «Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель».

Современная ситуация в образовании требует особой подготовки специалистов. Готовить детей к переменам может только тот педагог, который сам готов к переменам, личностно развивающийся в профессии, обладающий высоким уровнем знаний и умений, рефлексией, развитой способностью к проектировочной деятельности, то есть профессионально-компетентный педагог.

Список литературы:

1.Захараш, Т. Современное обновление содержания подготовки воспитателя// Дошкольное воспитание – 2011 г.

2.Психология и педагогика: Учебное пособие. О. Б. Бетина. 2006 г.

3.Сваталова, Т. Инструментарий оценивания профессиональной компетентности педагогов // Дошкольное воспитание – 2011 г.

4.Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2002 г.

5.Хохлова, О.А. Формирование профессиональной компетентности педагогов // Справочник старшего воспитателя – 2010 г.