Познавательно исследовательское занятие в старшей группе. Занятие по исследовательской деятельности

Знания, которые получены опытным путём, легче всего постигаются детьми и фиксируются долгосрочной памятью. У старших дошкольников сформированы элементарные исследовательские навыки, они переходят к самостоятельному планированию экспериментирования и способны различными методами (в т. ч. при помощи необходимых инструментов) проверять правильность своих предположений. Занятия исследовательской направленности в старшей группе ДОУ становятся насыщеннее и информативнее.

Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольников 5–6 лет

«Познание» является одной из ключевых областей образовательного процесса в детском саду согласно ФГОС. Формирование и дальнейшее расширение представлений о предметах и явлениях окружающего мира осуществляется на занятиях НОД и в рамках программ по художественно-эстетическому развитию. Новые сведения о взаимоотношениях в обществе старшие дошкольники получают во время бесед о социальной роли человека, посредством выполнения трудовых заданий и наблюдений за людьми различных профессий. Как функционирует человеческий организм и что такое здоровый образ жизни, становится понятно на занятиях физической культурой. Ответственность за сохранность природы прививается детям через участие в экологических проектах и мероприятиях. Таким образом, познание мира во всём его многообразии открывается ребёнку ежедневно, исследовательская активность проявляется во многих формах образовательной деятельности.

Три пути ведут к знанию: путь размышления - это путь самый благородный, путь подражания - это путь самый лёгкий и путь опыта - это путь самый горький.

Конфуций

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ - формирование познавательных интересов и желания самостоятельного поиска знаний у детей. Педагогу следует показать возможность получения информации в увлекательной для ребёнка форме, чтобы у него возникло стремление изучить намеченный вопрос, решить сложившуюся проблему.

Задача педагога - заинтересовать воспитанников исследовательской деятельностью, учить замечать интересное в окружающем мире

Возрастные особенности старших дошкольников

Планировать совершенствование исследовательских способностей у старших дошкольников нужно с учётом их возрастных особенностей:

  • У детей 5–6 лет внимание обладает большей устойчивостью, чем у младших дошкольников. В этом возрасте совершенствуются основные процессы нервной системы, возникает саморегуляция поведения, дети реже переутомляются. Под собственно экспериментирование отводится около 15 минут образовательного занятия. Возможно наблюдение длительных процессов на прогулках и во время проведения опытов.
  • Дети способны к произвольному запоминанию. Слушая объяснения и инструкции педагога, воспитанники фиксируют в памяти этапы и приёмы действий для практической работы.
  • Совершенствуются интеллектуальные возможности детей. В возрасте 5–6 лет ребёнок живо выдвигает предположения, прогнозирует результаты действий. Он самостоятельно устанавливает причинно-следственные связи, ориентируется во временных и пространственных отношениях объектов.
  • Расширяются интересы в исследованиях. Старших дошкольников привлекают не только объекты ближайшего окружения, но и необычные события из прошлого, явления из отдалённых, ранее невидимых миров. Дети интересуются темой космоса, фактами доисторического периода Земли (динозаврами, мамонтами, первобытными людьми), подводными глубинами, дальними континентами.
  • Мелкая моторика развита, дошкольники хорошо работают с мелкими деталями. Они умеют обращаться с различными инструментами, выбирая необходимые для проведения исследования.
  • Дети охотно сотрудничают внутри группы. Им нравится самостоятельно выбирать партнёров для опытов, работать в команде, распределяя роли в предстоящей исследовательской деятельности.

Область исследовательских интересов у старших дошкольников расширяется

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Занятия по познавательной деятельности направлены на решение ряда образовательных задач:

  • Формирование разносторонних представлений детей о предметах живой и неживой природы, явлениях окружающей действительности, отношениях в общественной жизни.
  • Обучение построению плана исследовательской деятельности, побуждение к проговариванию этапов экспериментирования.
  • Развитие умений самостоятельно определять проблему исследования, выдвигать гипотезы, анализировать полученные сведения, оценивать результаты и формулировать выводы.
  • Развитие познавательно-исследовательской деятельности в творческом ключе, стимулирование воображения.
  • Обогащение активного словарного запаса детей, совершенствование построения высказываний, грамотной формулировки мыслей.
  • Создание дружеской атмосферы в группе, повышение уровня сплочённости, положительной мотивации к коллективной деятельности.

Совместное проведение экспериментов повышает уровень сплочённости в группе

Методы и приёмы

Воспитатель старшей группы, организуя исследовательскую деятельность детей, руководствуется следующими критериями:

  • Во время проведения опытов должны соблюдаться необходимые меры предосторожности. Воспитатель знакомит детей с техникой выполнения исследования, проводит инструктаж по технике безопасности.
  • Деятельность по экспериментированию не должна превышать 25 минут согласно нормам СанПиН. Занятия исследовательской направленности проводятся еженедельно (в помещении группы, во время прогулок и экскурсий за пределами детского сада).
  • Во время исследовательской деятельности каждый воспитанник должен получить заряд положительных эмоций, почувствовать значимость выполняемых действий и полученного результата.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Ребята получают новые знания и во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, фиксируя изменения природных объектов в течение года.

Во время экспериментирования каждый воспитанник получает положительные эмоции

Среди приёмов, используемых педагогом для развития исследовательских способностей детей, актуальны в работе со старшими дошкольниками:


Разделы: Работа с дошкольниками

Цели.

  • Уточнить и расширить представления детей о бумаге, ее видах, свойствах; об использовании бумаги в жизни человека.
  • Познакомить детей с историей бумаги; с копировальной бумагой.
  • Развивать обследовательские действия, внимание, память, мышление.
  • Воспитывать интерес к познанию окружающего мира, любознательность.
  • Словарная работа: папирус, береста, пергамент, копировальная бумага.

    Оборудование.

    Прямоугольные листочки бумаги одинакового размера разных видов.

    Бумага: оберточная (подарочная, конфетный фантик); газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая; санитарная (салфетка, туалетная бумага), альбомная, копировальная. Предметы, изготовленные из бумаги. Карандаши.

    Предварительная работа: рассматривание предметов сделанных из бумаги.

    Литература: Л.Н. Прохорова. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. - М.: АРКТИ, 2003.

    Ход занятия

    Дети выходят в раздевалку. В это время помощник воспитателя и дежурные готовят рабочие места к занятию.

    В. Показывает детям кораблик, сделанный из бумаги, читает отрывок из стихотворения Владимира Юркова “Бумажный кораблик”.

    Кораблик непрочный, кораблик бумажный
    В потоке весеннем несётся отважно
    К неведомым странам, в чужие места.
    Кораблик бумажный с названьем – “Мечта”.

    В. Ребята, предлагаю вам отправиться на этом бумажном кораблике в путешествие в бумажную страну. Вы согласны?

    Тогда смелее в путь.

    Дети заходят в группу, садятся за столы. (На столах у них лежат образцы бумаги разных видов).

    В. В бумажной стране много бумаги. Возьмите бумажные листочки в руки. Рассмотрите их, потрогайте, погладьте.

    В. Вся бумага одинаковая?

    Дети. Нет.

    В. Чем отличаются листочки? (Ответы детей)

    В. Поиграем в игру “Нади такой же листочек, как я”. Сейчас, тот, кого я порошу, возьмет один из листочков бумаги в руки, назовет его, и мы все найдем такой же и отложим его в сторону. Так мы будем играть пака все листочки бумаги не кончаться.

    (Детям предлагается для игры бумага разных видов. Оберточная, газетная, картон, бархатная, гофрированная, самоклеющая, санитарная, альбомная).

    Ребенок: У меня в руках кусочек газеты. (Все дети находят газетную бумагу). И т.д.

    В. Как вы думаете, люди сначала научились писать или придумали бумагу для письма? (Ответы детей).

    В. Из чего делают бумагу? (Ответы детей).

    В. В древние времена люди редко ездили из одной страны в другую. Телефонов тогда тоже еще не было. Но им нужно было общаться. Они писали друг другу письма. Писать люди научились гораздо раньше, чем изобрели бумагу. В Греции писали на сырых глиняных плитках, или на дощечках, залитых воском. На них буквы выдавливали острой палочкой. (Показ иллюстрации).

    В Египте на берегах реки Нил растут тростниковые растения под названием папирус, которые напоминают нашу осоку, только много больших размеров. Листья папируса разрезали на кусочки и склеивали между собой.

    Длина склеенных полосок папируса достигала сто шагов. (Показ иллюстраций). На таких полосках писали долгое время, пока в Турции в городе Пергам не изобрели пергамент. (Показ картинки). Пергамент изготавливали из кожи целых стад телят и овец. (Показ картинки).

    А на Руси писали на берёзовой коре – бересте. (Показ картинки).

    Впервые бумага была изобретена в древнем Китае. Изобрел ее китаец Цай Лунь. (Показ картинки). Бумагой восхищались все страны, но китайцы держали в тайне чудесный способ ее изобретения. Прошло много времени, пока секрет изготовления бумаги узнали все. В наше время бумагу по китайской технологии изготавливают на специальных бумажных фабриках из деревьев. (Показ картинки).

    Мы с вами должны бережно относиться к бумаге, не тратить ее зря. Бережным отношением к бумаге мы спасаем деревья. Помните об этом.

    В. Какие предметы, сделанные из бумаги есть в нашей группе или у вас дома?

    Дети перечисляют бумажные предметы.

    В. Может ли быть так, чтобы все предметы и вещи были сделаны из бумаги?

    Дети: Нет, не может.

    В. Как вы думаете, почему из бумаги не делают мебель, не шьют одежду? (Различные варианты ответов детей).

    Физкультминутка.

    В. Поиграем в игру: “Бывает, не бывает”.

    Если я назову вам предмет, и он может быть выполнен из бумаги, вы хлопаете в ладоши. Если нет, приседаете. Будьте внимательными. (Слова: книга, стул, обувь, альбом, газета, зеркало, шкаф, яблоко, журнал).

    В. Читает загадку Станислава Костенко и демонстрирует детям предметы, сделанные из бумаги по тексту.

    Она бывает документом,
    Плакатом, фантиком, конвертом,
    Письмом, обоями, листовкой,
    Альбомом, книгой, упаковкой,
    Салфеткой, веером, талоном,
    Неувядаемым пионом.
    Она бывает и деньгами.
    А что? Догадывайтесь сами!

    Дети: Бумага.

    В: Есть такие сорта бумаги, которые прочнее камня, крепче кирпича. Они в огне не горят и в воде не тонут, выпускают нешелестящую, непромокаемую бумагу, есть бумага тоньше человеческого волоса.

    В. Какие свойства бумаги вы знаете?

    Дети. Бумага рвется, режется, мнется, намокает, горит.

    В. Нарежу бумагу тонкими полосками. Возьму одну полоску, прижму ее к ножницам и протяну ножницы по бумаге. Что получилось?

    Дети. Бумага скрутилась.

    В. Бумага может скручиваться. Это тоже ее свойство.

    В: У меня есть интересная бумага. Вот такая. (Показывает копировальную бумагу)

    В. Вы встречался с ней раньше?

    В. Как вы думаете, для чего она нужна?

    В. Бумага нужна для получения нескольких штук одного и того же изображения – копий.

    В. Обследуем копировальную бумагу.

    В. Какие стороны у бумаги?

    Совместно с детьми делам вывод, что одна сторона у копировальной бумаги “жирная”, с краской, а другая “матовая”.

    В: Я буду рисовать рисунок. Возьму один лист бумаги.

    Чтобы нарисовать два рисунка, сколько нужно взять листов бумаги?

    Дети: Два.

    В. Для того чтобы рисунки получились одинаковые между листами положу копировальную бумагу. Как вы думаете, какой стороной нужно положить копировальную бумагу? (Проверяем две версии и делаем вывод – копировальную бумагу нужно положить на лист жирной стороной, потом положить еще бумагу и тогда можно рисовать).

    Дети складывают бумагу, рисуют рисунок по своему замыслу. Рассматривают работу.

    В. Сколько рисунков у вас получилось?

    В. Как вам удалось это сделать?

    В. Как вы думаете можно ли получить 5 копий сразу?

    Дети отвечают.

    В. Ваши версии мы проверим на следующем занятии.

    В. Нам нужно собираться в обратный путь. Расскажите, что вам больше всего запомнилось в бумажной стране?

    В. Наш кораблик “Мечта” отправляется в обратный путь. (Дети выходят в раздевалку).

    В. Мы с вами снова очутились в детском саду. Поблагодарим друг друга за чудесное путешествие. Спасибо всем.

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад № 5 "Ромашка" г. Белорецк

    Конспект непосредственно-образовательной деятельности по опытно-экспериментальной работе в старшей группе

    Тема: «Соль и его свойства. Рисуем солью»

    Подготовила: Газизова Т.Д

    2018 г

    Тема : «Соль и его свойства. Рисуем солью»

    Цель : способствовать познавательно-исследовательской деятельности детей через элементарное экспериментирование: умение проводить опыты, высказывать свои предположения, демонстрировать результат при помощи действия и слова; развивать целостное восприятие, умение воспроизводить целостный образ предмета, развивать воображение, творческие способности, воспитывать интерес к нетрадиционному виду рисования-рисования солью и с пва клеем.

    Вид занятия : интегрированный.

    Оборудование : письмо инопланетян в красивом необычном конверте, фото-рисунок инопланетянина, 1 стакан с чистой водой,1 стакан с соленой водой, пачка соли, чайная ложка, зажигалка, пва клей по количеству детей, 1 яйцо, баночка с соли, план-схема последовательности рисования солью, цветные картонки темного, фиолетового цвета, графитные карандаши по количеству детей.

    Ход занятия.

    Дети встают в круг.

    Воспитатель:

    «Собрались все дети в круг,

    Ты мой друг и я твой друг.

    Вместе за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.(Закройте глаза)

    Раз, два, три - волшебство скорей приди! »(откройте глазки)

    Ребята, посмотрите вокруг. Вы догадались, где мы сейчас оказались?

    Да, мы попали в нашу волшебную лабораторию. Садитесь на свои места поудобней и мы начнем экспериментировать. (стук в дверь,передают письмо воспитателю)

    Ой, ребята, посмотрите, нам пришло письмо (показываю письмо с необычным конвертом ).Давайте посмотрим,от кого же оно?

    Письмо : «Уважаемые, Земляне! Мы обращаемся к вам с просьбой. Мы услышали о том, что у вас на Земле вкусная еда, а все это потому, что в еду добавляют соль , когда готовят. Нас заинтересовало это вещество,так называемый «соль», какие свойства имеет, и что еще необычного можно с ней делать? И мы хотели бы узнать о нем подробнее…»

    Воспитатель:

    Вот и нас озадачили…Ребята, нам сначала нужно выяснить что такое соль и какие свойства имеет.

    Что такое соль? (ответы детей )

    Правильно. Соль –это единственный минеральный камень, используемый человеком в пищу, в «естественном» виде- без переработки. В природе соль встречается в виде минерала галита- каменной соли. (показываю картинку )

    Чтобы больше узнать о соли и ответить на письмо инопланетян, проведем опыты.

    Опыты.

    1. -Какого цвета соль? (Белого цвета ).

    2.-Имеет ли запах? Понюхайте. Нет запаха.

    3.-А какая она на вкус? (соленая, горькая, кислая )

    4.-Давайте подуем на соль и посмотрим, что произойдет? частички соли разлетаются- соль сыпучая.

    5.-В баночку с солью налить немного воды, куда она делась?(вода впиталась в соль)

    6.-А если налить много воды, что теперь? (соль растворилась)

    7.-А теперь берем капельку соленой воды на ложечку и разогреваем на огне.(капелька соленой воды на ложечке,зажигалка ).Помните ребята, что опыты мы проводим только со взрослыми всегда.

    Вот, вода испарилась,а соль осталась. Значит, соль растворяется в воде, но не испаряется.

    8.- Берем сырое яйцо,2 стакана с водой, в первом стакане чистая вода, а во втором очень-очень соленая.
    1. Положим сырое яйцо в стакан с чистой водой - яйцо опустится на дно стакана.

    2. Опустим яйцо в стакан с солёной водой - яйцо будет плавать на поверхности воды.
    Соль повышает плотность воды. Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мёртвом море вода настолько солёная, что человек без всяких усилий может лежать на её поверхности, не боясь утонуть.

    Физкультминутка:

    Быстро встаньте, улыбнитесь,

    Выше, выше, подтянитесь.

    Ну-ка, плечи распрямите,

    Поднимите, опустите,

    Влево, вправо повернулись,

    Рук коленями коснулись.

    Сели, встали, сели, встали,

    И на месте побежали.

    Закрепление

    А теперь поиграем в игру « Доскажи словечко»

    Дидактическая игра « Доскажи словечко»

    Соль белого ….. цвета .

    Соль не имеет … запаха.

    Соль на вкус…. Соленая.

    Если надуть на соль, то частички соли разлетаются , значит соль-….. сыпучая

    Соль в воде… растворяется , но не … . испаряется .

    Соль делает воду… плотнее.

    Вот,ребята,мы с вами выяснили много свойств соли, я обязательно напишу ответ на письмо инопланетян. А теперь самое интересное,мы им на память нарисуем космический пейзаж с солью и с пва клеем,и тоже отправим письмом.

    Рисование по план-схеме. Космический пейзаж .

    Сыпать сверху, не стараясь обязательно попасть на клей. При стряхивании соль все равно останется на линиях рисунка .

    Аккуратно стряхиваем излишки, наклонив лист и слегка постукивая по нему с обратной стороны. Убираем со стола излишки соли в ведёрко.

    Берем акварельные краски, кисть и начинаем творческий процесс

    Итог.

    - О чем вы узнали сегодня в лаборатории?(о свойствах соли)

    Как мы узнали о свойствах соли?(проводили опыты )

    Ребята, соль необходима всем людям. Если еда несоленая –совсем невкусная, пресная. Соль полезна для человека, если использовать в меру.

    Спасибо всем за внимание!

    Рафикова Ирина Халиловна,

    воспитатель

    МБДОУ ДС КВ №7 "Незабудка"

    города Мегион

    Программные задачи :

    Цель : знакомство детей с различием ветра через поиск деятельности.

    Образовательные задачи.

    Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека.

    Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

    Воспитательная задача

    Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности любовь к природе.

    Развивающие задачи.

    Продолжать развивать логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветер, ветерок, ветрище, колючий, нежный, буран, вьюга, пурга).

    ХОД ЗАНЯТИЯ

    Воспитатель: Ребята хотите послушать волшебную сказку?

    Дети: Да.

    Воспитатель : В некотором царстве, в некотором государстве, жили – были три брата. Старший брат – Ветрище, средний – Ветер, а младший – Ветерок. Как-то раз разгорелся у них спор: кто из них самый нужный и важный. Вышел вперед старший брат и начал доказывать.

    Я гоняю стаи туч,

    Я волную сине море

    Всюду вею на просторе.

    Воспитатель: Ребята, сильный ветер это плохо, как вы думаете почему?

    Дети: Разрушает дома, завывает, переворачивает автомобили, вырывает с корнем деревья.

    Воспитатель: Сильный ветер это хорошо, как вы думаете почему?

    Дети : Разгоняет тучи, гонит большие корабли, мельница крутиться.

    Воспитатель: Ребята, а каким еще словом можно назвать Ветрище?

    Дети: Ураган, буран, метель, вьюга, торнадо, пурга.

    Воспитатель: Хорошо, а сейчас мы с вами превратимся в ветрище и докажем, что сильный ветер – это хорошо, а иногда и плохо.

    Опыт (Море)

    В глубокую емкость набрать воду, пустить корабли. Дети сильно дуют.

    Воспитатель: Ребята, какой же вывод можно сделать?

    Дети: Сильный ветер это очень сильное движение воздуха оно опасно.

    Воспитатель: А теперь слушайте, что было дальше. Тогда вышел средний брат и начал доказывать, что это он самый важный и нужный.

    Вею, Вою ворожу

    Снег пушистый я кружу

    Гуляю в поле, а не конь,

    Летаю на воле, да не птица.

    Воспитатель: Вы хотите поиграть с ветром.

    Воспитатель : У меня есть игра превращалочка, она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.

    Чики-чики- чикалочка

    Игра превращалочка

    Вокруг себя повернитесь

    И в деревья превратитесь

    Имитационная игра «Дерево»

    Дети : Наши ноги – это корни

    Наше туловище ствол

    Наши руки это ветви

    Наши пальцы – это листья.

    (Дети качаются как деревья на ветру)

    Дети превращаются в деревья

    Воспитатель: Подул легкий ветерок – зашелестели цветочки на деревьях. (пальчики шевелятся, усилился ветер – закачались веточки). (дети шевелят кистями рук).

    Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы (Дети раскачивают руками накланяются из стороны в сторону).

    Но вот ветер утих выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури.

    Воспитатель: Пусть деревья станут ребятами. Мы с вами наблюдали за ветром на прогулке. Можем ли мы здесь в помещении создать искусственный ветер?

    Дети: Это не сильное движение воздуха.

    Опыт с вентилятором

    Включаем вентилятор. Воздух начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

    Воспитатель: И наконец дошла очередь и до младшего брата. Тогда он стал доказывать что это он самый нужный и важный.

    Перед вами я ветренок

    Непоседливый ветринок

    По обочинам дорог

    Бегаю как паренек.

    Воспитатель : Ребята, а сейчас мы встретимся с младшим братом. Я предлагаю, вам помахать руками на себя. Что вы почувствовали?

    Дети: ветерок.

    Воспитатель: А вот вам листы бумаги и я предлагаю помахать на себя этими листами. Вам удобно? Приятно? А что нужно сделать?

    Дети машут веером

    Воспитатель: Положите лист бумаги перед собой вертикально. Отгибаем край и приглаживаем сгиб. – Давайте мы помашем на себя веером и что вы почувствовали?

    Дети : Движение воздуха, прохладу, свежесть, приятное ощущение.

    Воспитатель: Что такое ветерок?

    Дети : Это слабое движение воздуха.

    Воспитатель: Ребята, а давайте мы свои веера подарим нашим гостям, пусть им тоже будет приятно.

    Воспитатель : Эти три брата и по сей день спорят и не могут решить, кто же из них важный и нужный. А вы как считаете?

    Дети : Ответы детей.

    Воспитатель: Каждый из братьев важен и нужен в природе. И на прощанье послушайте эти прекрасные слова:

    Хорошо, что солнце светит!

    Хорошо что дует ветер!

    Хорошо что этот лес вырос прямо до небес

    Хорошо что в этой речке очень синяя вода

    И мы дружные всегда.

    Используемая литература

    1.В.Н, Волочкова Н.В. Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. Учебно-методическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004г.

    2. Азбука физминуток для дошкольников: Практические разработки физминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. М.: ВАКО, 2005г

    3.Веракса Н.Е., Галимов О. Р.Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для работы с детьми 4-7 лет.-М.:МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 2012г

    «Свидетельство о публикации в СМИ» Серия А № 0002165 дата отправки заказной бандероли 6 сентября 2013г. № квитанции (почтовый идентификатор) 62502663120236

    Приглашаем педагогов дошкольного образования Тюменской области, ЯНАО и ХМАО-Югры опубликовать свой методический материал:
    - Педагогический опыт, авторские программы, методические пособия, презентации к занятиям, электронные игры;
    - Лично разработанные конспекты и сценарии образовательной деятельности, проекты, мастер – классы (в т. ч. видео), формы работы с семьёй и педагогами.

    Почему выгодно публиковаться у нас?

    Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности в старш ей групп е на тему «Волшебный воздух».

    Цель: Познакомить детей со способами обнаружения воздуха. Побуждать детей к поисково-исследовательской деятельности. Вызвать интерес к познанию нового.

    Воспитательные: Воспитывать коммуникативные навыки, умения, договариваться, желание помочь, толерантность. Воспитывать познавательный интерес к природным явлениям.

    Развивающие: Стимулировать речевую активность, развивать разговорную речь. Создать условия для развития интереса к познавательной деятельности, изодеятельности через нетрадиционную технику рисования, логического мышления, внимания, памяти. Развивать двигательную активность.

    Образовательные: Создать условия для знакомства детей со способами обнаружения и некоторыми свойствами воздуха.

    Основная образовательная область «Познание»

    Предварительная работа: Опытническая деятельность с целлофановым пакетом, разучивание физкультминутки, стихов приветствий. Знакомство с кляксографией.

    Методы и приёмы: Поисково-исследовательские, наглядные, словесные, игровые, проблемные вопросы, опыты, анализ, сопоставление.

    Наглядные средства обучения: Тазики с водой, стаканы с водой, соломки для коктейля, кусочек губки, горсть земли, листы белой бумаги, цветная гуашь, бумажные веера.

    Словарная работа: Воздушный, невидимый, прозрачный, ощущать, чувствовать.

    Ход образовательной деятельности : (Дети находятся в группе, появляется Нолик с воздушным шариком).

    Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришел гость. Что нужно сделать? (поздороваться)

    (Игра на общение)

    Станем рядышком, друг с другом,
    Скажем «Здравствуйте!» друг другу.
    Нам здороваться не лень:
    Всем «Привет!» и «Добрый день!»
    Если каждый улыбнётся -
    Утро доброе начнётся.
    - ДОБРОЕ УТРО!!!

    Нолик. Здравствуйте, ребята! Пришел я к вам в гости и принес воздушный шарик. (Вдруг шарик поднимается вверх и со свистом сдувается) Ой!Ой! Спасайся кто может!

    Воспитатель. Что случилось? Что ты расшумелся?

    Нолик. А вы разве не слышите сильный свист?

    Воспитатель. Ребята, кто может может объяснить нашему гостю что произошло?

    Дети. (ловят шарик) Когда мы надуваем шарик, он наполняется воздухом. Если шарик сдувается, из него выходит воздух.

    Нолик. Что еще за воздух, что-то я его не вижу!

    Воспитатель. Воздух мы не видим, он невидимый, прозрачный и он нас окружает повсюду. Давайте представим, что нам стало жарко. Каждый возьмите веер, взмахните им у лица (дети и гость проделывают опыт), что вы чувствуете? (дети отвечают) Все эти ощущения вызваны движением воздуха. Хотя воздух и невидим, но его можно? … ощущать, чувствовать. Скажем еще раз нашему гостю какой воздух? (невидимый, прозрачный, его можно ощущать, чувствовать)

    Нолик. Это все интересно, но мне непонятно, почему воздух находится повсюду?

    Воспитатель. Это мы можем показать из опытов, ребята наверное помогут.

    (Дети подходят к столу, садятся, берут стакан с водой и соломку. Один конец опускают в стакан, другой конец берут в рот и осторожно дуют.)

    Ребята, что вы наблюдаете?

    Дети. В воде образовались пузырьки воздуха.

    Воспитатель. Правильно, мы вдыхаем воздух и он в воде виден в виде пузырьков.

    Нолик. А где еще есть воздух?

    Воспитатель. Мы ответим на твой вопрос, но сначала поиграем. Согласен?

    (дети и гость встают в круг, проводится физкультминутка)


    Выходи гулять! («зовут»)
    Воздух-невидимка, (руки вверху вправо-влево)
    Как тебя поймать? (Хлопки руками в разных местах)
    Если быстро-быстро в поле убегу, (бегут на месте)
    Чистого-пречистого воздуха найду! (Потирают руки)
    Если вместе с дедушкой по лесу пойду, (шаги на месте)
    Самого полезного воздуха найду! (Руки накрест к плечам)
    Если вместе с папой в горы я пойду, (тянутся вверх на носочках)
    Самого кристального воздуха найду! («фонарики»)

    Воспитатель. Ответить на твой вопрос нам поможет следующий опыт. Ребята, возьмите по кусочку губки, посмотрите в губке есть отверстия- «дырочки». Как вы думаете, что в этих дырочках?

    Дети. В них воздух.

    Воспитатель. Как выдумаете, что случится, если губку погрузить в воду?

    Дети. В воде появятся пузырьки.

    Воспитатель. Правильно, потому что из дырочек выходит воздух.

    Нолик. Надо проверить.(проводится опыт с водой и губкой) А в земле есть воздух?

    Воспитатель. Давайте проверим. Ребята, какой опыт следует провести?(дети предлагают бросить в воду комок земли, по наличию пузырьков делается вывод) Молодцы, ребята! Скажите пожалуйста, для чего мы проводили этиопыты сегодня опыты?

    Дети. Чтобы показать гостю, что воздух есть везде.

    Воспитатель. Правильно. Воздух есть везде и в комнате, и в воздушном шарике, в воде, в земле. Ребята, предлагаю показать Нолику, что с помощью движения воздуха можно даже нарисовать рисунок. (дети вместе с гостем садятся за столы, воспитатель напоминает как с помощью краски и трубочки нарисовать рисунок, далее дети и гость приступают к рисованию и обсуждают, что у них получилось).

    Нолик. Спасибо ребята за интересную встречу, я многое сегодня у вас узнал. До свидания, мне пора возвращаться к своим друзьям, чтобы многое им рассказать.