Методика воспитания в доу. Воспитание и образование дошкольников? Жан Ледлофф – естественное воспитание

Управление образования Администрации г. Новочеркасска

Методический кабинет

Школа совершенствования педагогического мастерства

Тема занятия: «Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике»

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования:

Знаний, навыков, умений

Воспитания отношений, навыков и привычек поведения.

Строится данный процесс на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

К.Д. Ушинский психологически обосновал и развил дидактические принципы обучения детей на занятиях, подчеркивал, что уже в дошкольном возрасте необходимо отделить серьезное учение от игры «нельзя учить детей, играя, учение - это труд». Поэтому задачами дошкольного обучения, по мнению К.Д. Ушинского, является развитие умственных сил (развитие активного внимания и сознательной памяти) и дара слова детей, подготовка к школе. Однако при этом ученый выдвигал тезис двуединства обучения и воспитания детей дошкольного возраста.

Многочисленны попытки разработать систему дидактических принципов в работах исследователей нового времени. Их анализ позволяет выделить в качестве основополагающих, общепризнанных следующие принципы:

Наглядность;

Активность и самостоятельность;

Систематичность и последовательность;

Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Прочность.

В течение дошкольного детства ребенок должен усвоить определенный объем знаний, умений и навыков. Знания являются результатом познавательной деятельности, и поэтому их характер определяется характером познания дошкольников. Развитие детей дошкольного возраста предполагает их постоянное взаимодействие с окружающим миром. Это взаимодействие должно быть как можно более разнообразным, чтобы дошкольник мог как можно успешнее реализовать свои способности, творческое начало.

Воспитателям и педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста, важно знать, что их основная задача состоит не в том, чтобы «подогнать» детей к освоению навыков обучения, а в том, чтобы создать благоприятные условия для развития их способностей и даже талантов.

Существенной особенностью познавательной деятельности дошкольников является ее наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Поэтому знания дошкольников существуют в виде представлений, образов, отражающих познанные предметы, явления, их некоторые особенности, действия с ними ребенка. В связи с этим знания ребенка характеризуются как фрагментарные, неполные, отрывочные, слабо обобщенные, не связанные между собой.

Знания, умения, навыки и привычки довольно тесно переплетены между собой; порой не всегда удается однозначно отнести то или иное качество человека к одной из этих четырех категорий.

Как соотносятся между собой эти четыре понятия: знания, умения, навыки и привычки? Лучше всего начать с рассмотрения примера. Предположим, один гражданин решил стать автолюбителем. Для этого он сначала решил получить права. Первым делом он получил знания: изучил теорию вождения, правила дорожного движения, почитал разные полезные и не очень статьи в интернете. Затем постепенно у него стали формироваться умения, гражданин, например, научился заводить машину и трогаться с места, выполнять некоторые маневры и т.д. Постепенно, по мере увеличения опыта, умения стали преобразовываться в навыки: гражданин стал заводить машину и выполнять маневры так, что в значительно меньшей степени сознательно контролировал эти процессы, многие вещи он стал делать уже на полном "автомате". Таким образом, умения, отточенные в практике, стали превращаться (компилироваться) в навыки. Когда автолюбитель только начинал водить машину, книжные знания постепенно переходили из разряда теории в разряд практики. Со временем уже все книжные знания нашли свою проверку в действительности, были найдены наиболее оптимальные (или близкие к этому) способы выполнения тех или иных операций.

Основное отличие навыков от умений - в том, что владение навыком подразумевает совершенное или просто хорошо отточенное выполнение тех или иных действий. Можно иметь навык стрельбы из винтовки или же навык езды по гололеду, но нельзя иметь навык управления государством или же навык писания монографий.

В каком-то смысле знания - это тоже умения, тоже навыки. Только эти умения и навыки касаются вербальной и вообще мыслительной деятельности человека. Основное отличие знаний от умений и навыков в том, что конкретные знания человека о том или ином объекте, явлении - это место этого объекта или явления в картине мира человека. Любое новое знание человека нельзя уподоблять новому файлу на жестком диске компьютера. Любое новое знание - это изменившаяся картина мира человека. Если картина мира не меняется, то это умение или навык.

Знания, умения и навыки - это всё проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Но у человека, как и многих животных впрочем, далеко не каждое действие может быть осмысленным, целенаправленным и конструктивным. Дело в том, что есть такая вещь как привычка. Важно понимать, что привычка - это не только и не столько потребность что-то делать, сколько автоматизмы поведения, иногда простые, иногда сложные.

Знания - это система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности.

Умение - это способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях.

Навык как свойство личности - его способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания. Навыки могут быть умственные (мышления и памяти), сенсорные (навыки восприятий), двигательные (психомоторные) и волевые. Каждый навык проходит ряд этапов в процессе его формирования. Этот процесс называется автоматизацией навыка.

Навыки и умения формируются только в практической деятельности, осуществляемой методами упражнений и обучения. Вне целенаправленной деятельности ни умения, ни тем более составляющие их навыки формироваться не могут.

Привычка - это действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятные чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется. Привычными могут быть отдельные слова и движения, фразы и действия, акты и манеры поведения и даже сложные и длительные виды деятельности. Привычки бывают полезные, облегчающие точное и своевременное выполнение работы, делающие даже тяжелый труд приятным; могут быть неуместные, вызывающие бесполезные и ненужные в данных условиях действия; бывают и вредные для жизни и работы, угрожающие неприятностями и даже большими опасностями. Появляясь не в соответствующем месте и не вовремя, неуместные и вредные привычки могут оказаться полезными в других условиях.

Многие бытовые и трудовые привычки формируются в детстве, в процессе воспитания и накопления жизненного опыта - например, привычка вести себя должным образом во время приема пищи, привычка к чистоте и аккуратности в одежде и помещениях, привычка к производительному труду или к художественному либо техническому творчеству и изобретательству.

В большинстве случаев привычки образуются стихийно, не преднамеренно со стороны воспитателей и тем более воспитанников. И все же опытные воспитатели формируют у своих воспитанников полезные привычки и искореняют вредные своими воздействиями на сознание и чувства воспитанников.

Методы воспитания – научно-обоснованные способы педагогически

целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками,

способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности,

отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение.

Методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки,

формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности.

В каждом методе различают внутреннюю и внешнюю стороны: с одной стороны – психические познавательные процессы, лежащие в основе способов действия, с другой – система способов действия и ребенка.

Каждый метод представляет собой совокупность приемов, служащих для решения дидактических задач (ознакомить с новым, закрепить умение или навык, творчески переработать усвоенное). Прием - это элемент метода.

Существуют следующие воспитательные методы и приемы:

Методы формирования сознания личности

Рассказ, разъяснение, объяснение, беседа, этическая беседа, анализ ситуаций, увещевание и др.

Методы организации жизнедеятельности и поведения воспитанников

Поручение, упражнение, создание воспитывающих ситуаций, педагогические требования и др.

Методы стимулирования деятельности и поведения

Требование, соревнование, поощрение, наказание, метод естественных последствий, и др.

Методы контроля

Педагогическое наблюдение, беседа, педагогический консилиум, опрос, анализ результатов деятельности воспитанников и др.

Выбор метода обучения будет зависеть от цели и содержания предстоящего занятия.

1. Наглядные методы :

а) наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы;

б) демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов;

2. Практические методы :

а) упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания;

б) опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете;

в) моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план участка и др.);

3. Игровые методы и приемы :

а) дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания;

б) воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» - знания о растениях, развитие речи и т.д.);

4. Словесные методы :

а) рассказ педагога – изучение учебного материала;

б) беседа – когда у детей есть знания о предмете;

в) чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, воображение, память.

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов).

В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература.

Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). -

М.: Просвещение, 1988

Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977

Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967

Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Методы воспитания и обучения в дошкольной педагогике Подготовила заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МБДОУ д/с № 62 О.Н. Бачурина Управление образования Администрации города Новочеркасска Методический кабинет Школа совершенствования педагогического мастерства

Процесс обучения и воспитания представляет собой целенаправленный и организованный процесс формирования: знаний, навыков, умений воспитания отношений, навыков и привычек поведения. Строится на основе принципов дидактики, имеет четкую программу, протекает в специально созданных условиях, в определенных формах организации, с использованием специальных методов и приемов.

Принципы дошкольной дидактики

Знания, умения, навыки Знания, умения, навыки – это проявления целенаправленной деятельности, целенаправленных действий, конструктивного осмысления реальности. Знания – система понятий о предметах и явлениях, усвоенных в результате восприятий, аналитико-синтетического мышления, запоминания и практической деятельности Умения – способность человека продуктивно, с должным качеством и в соответствующее время выполнять работу в новых условиях Навык – способность в процессе целенаправленной деятельности выполнять составляющие ее частные действия автоматизированно, без специально направленного на них внимания, но под контролем сознания Привычка – действие, выполнение которого стало потребностью, вызывающей неприятное чувства неудовлетворенности и беспокойства, когда оно не выполняется

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЖЕЛАНИЕ (хотеть сделать) ЗНАНИЕ (что, зачем) УМЕНИЕ (как) НАВЫКИ

Методы воспитания и обучения Методы воспитания Методы обучения научно-обоснованные способы педагогически целесообразного взаимодействия между воспитателем и воспитанниками, способствующие организации жизни воспитанников, их деятельности, отношений, стимулирующие их активность и регулирующие поведение способы взаимосвязанной деятельности педагога и воспитанников, при которой дети усваивают умения, знания и навыки, формируется их мировоззрение, развиваются заложенные способности

В КАЖДОМ МЕТОДЕ РАЗЛИЧАЮТ ВНУТРЕННЮЮ И ВНЕШНЮЮ СТОРОНЫ

Познавательные Процессы У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Методы и приемы

Методы и приемы воспитания

Методы и приемы обучения МЕТОДЫ ПРИЕМЫ НАГЛЯДНЫЙ наблюдение – умение всматриваться в явления окружающего мира, выделяя в них основные, замечать изменения, устанавливать причину, делать выводы; демонстрация – дает ребенку наглядный образ знакомых и незнакомых предметов; рассматривание картин – формирование представлений об окружающем (настоящим, прошлым, будущим), знакомство с произведениями, умение различать жанры живописи; демонстрация видеофильмов, электронных презентаций – расширение знаний, развитие речи, воспитание культурного зрителя, способного к глубокому восприятию; СЛОВЕСНЫЙ рассказ педагога – изучение учебного материала; рассказ ребенка – обмен впечатлениями, создать у ребенка яркие и точные представления о событиях и явлениях, развитие речи; беседа – когда у детей есть знания о предмете; чтение художественной литературы – источник знаний об окружающем мире, воспитывает чувства, развивает мышление, память, воображение ПРАКТИЧЕСКИЙ упражнение – многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания; опыты и экспериментирование – направлены на помощь в приобретении знаний о том или ином предмете; моделирование – наглядно-практический метод (глобус, карта, план группы, участка и др.) ИГРОВОЙ дидактическая игра – совершенствование и закрепление знаний, усвоение новых знаний и умений разного содержания; игры-драматизации, подвижные игры, загадки, упражнения-имитации; воображаемая ситуация в развернутом виде – для усвоения тех или иных знаний («Магазин цветов» – знания о растениях, развитие речи и т.д.); сочетание с другими приемами

На одном занятии обычно употребляется комплекс приемов. Например, сравнение предметов или иллюстраций сопровождается называнием, (образцом слова), объяснением, художественным словом, обращениями к детям. Воспитатель должен предварительно не только продумать общий ход занятия, но и тщательно наметить приемы обучения (точность и краткость формулировок, сочетаемость отдельных приемов). В ДОУ преобладают наглядные и игровые методы в сочетании со словесными. Например, Е.И. Тихеева считала, что строить процесс обучения детей в детском саду следует, опираясь на наглядность в обучении. Утверждала, что при этом специальная организация среды способствует расширению и углублению представлений детей.

Литература Дошкольная педагогика (под ред. В.И. Логиновой и П.Г. Саморуковой). - М.: Просвещение, 1988 Платонов К.К., Голубев Г.Г. Психология. – М., 1977 Пономарев Я. А. Знания, мышление и умственное развитие. – М., 1967 Шапоринский С. А. Обучение и научное познание. – М., 1981

Спасибо за внимание!


Разносторонние способы воздействия на индивидуумов с целью их развития называется методами воспитания. Методы воспитания детей значительно отличаются в зависимости от их возрастной группы. Они применяются практически с первых дней жизни. Специалисты классифицируют их, так как, несмотря на общие цели, пути их решения абсолютно разные.

В дошкольном возрасте, в большинстве случаев воспитательный процесс ложится на плечи воспитателей дошкольных образовательных учреждений. Однако они будут малоэффективны, если не закреплять полученные навыки, знания дома.

На выбор определенной методики влияют сразу несколько факторов, характер воспитуемого, располагаемое время и наличие условий, степень квалификации преподавателя (воспитателя), возраст ребенка, уровень развития группы детей, коллектива, а также возраст детей.

Методик существует превеликое множество и для удобства их разбили на три группы:


Способы воздействия имеют дополнительные классификации:


При таком разностороннем понятия и разделение способ по группам, основной целью воспитания является приобретение общественного опыта у детей. Российский новатор и ученый Караковский в свою очередь, упростил классификацию и разделил методы по шести группам воспитания:

  • при помощи слова;
  • ситуации;
  • действий;
  • общения;
  • взаимоотношений.

В качестве основных средств для воспитания можно применять любые предметы из богатого выбора объектов и явлений окружающей действительности, даров природы и так далее.

Развитие речевых навыков является важнейшим компонентом обучающей методики. Особое значение такое обучение для детей в возрасте двух-трех лет. Через речь, ребенок учится передавать свои мысли, переживания. Не без помощи взрослого малыш должен уметь определять временные, причинно-следственные, количественные, пространственные явления.

При помощи речи дети будут расширять как свое мировоззрения, так и социальный круг общения. При этом эти отношения научат ребенка правильно употреблять части речи, слов. Методы и развития речи разносторонне и имеют несколько путей.

В качестве общих знаний малыши должны уметь:

  • Понимать, когда к ним обращаются. Вначале понимание приходит вместе с визуализацией, наглядными примерами;
  • Далее они должны не только откликаться на обращения, но и отвечать на вопросы старших;
  • Понимать содержание речи и действовать в соответствии с содержанием;
  • Среди речевых навыков в младшем дошкольном возрасте, ребенок должен уметь задавать вопросы, касающиеся его эмоциональных переживаний и уметь отпрашиваться у взрослых.

Успехи развития речи детей выражены в умении вести монолог, повествуя о каком-либо событии. Возраст три года считается периодом активного формирования словаря. В него входит:

  • Название предметов, которыми кроха пользуется в процессе своей активности и, которые его постоянно окружают;
  • Описывать предметы, включая их особенности. Например, описывать их формы, цвета, размеры по отношению друг другу;
  • Умения называть предметы по их функциональности. Например, что бумагу режут ножницами, а хлеб нарезают ножом, кашу кушают ложкой, сок пьет из стакана и так далее;
  • Малыш должен уметь описывать свои действия. Например, я пошел гулять, попил из чашки, хочу кушать;
  • Уметь называть своих родных и близких по именам.

Дидактические материалы направлены на развитие мелкой моторики, напрямую влияющей на речь, и умения различать звуки, их тональности.

Исследования, проведенные в области развития речи, выявили несколько уровнем развития:


В дошкольном возрасте ребенку важна правильная постановка звуков. Грамматические навыки формирующего словарного запаса осваивают чуть позже в младших школьных классах. Среди формирования речевых навыков используют три группы методов:

  • Наглядный;
  • Словесный;
  • Практический.

К наглядному способу относится созерцание, а также его производные. Это могут быть экскурсии, исследования предметов, осмотры достопримечательностей и так далее. Наглядный метод выступает в роли закрепления имеющихся знаний.

Словесный способ обучения применяется как в детских садах, так и дома. Правда, в домашних условиях он применяется чаще. Это чтение сказок, заучивание наизусть стихотворений, пересказ прочитанного родителями рассказа и так далее. К этому же методу относится и изучение игрушек, описание увиденных изображений.

Однако самостоятельно это не будет эффективно. К примеру, рассказ взрослого должен достигнуть своей цели. Для лучшего восприятия, повествование не должно быть перегружено ненужными элементами.

К практическому способу относится применение дидактического материала в виде готовых настольных игр, детских постановок а-ля театр. Практические способы используют в качестве решений речевых задач.

Самыми простыми практическими методами считаются игры с предметами. Например, внезапные исчезновения и появление предметов, введение компонентов соревновательного азарта и так далее.

Пополнение словаря у детей не будет продуктивным, если у малыша неразвитый звук. Потому, музыкальное образование пусть даже и домашнее очень важно. Принятие и понимание музыкальных произведений. Кроме того, музыкальные занятия являются основой формирования музыкальной культуры.

Способы музыкального обучения классический вариант, используемый педагогами вот уже не один десяток лет. Как и в развитие речи, музыкальное воспитание включает в себя три разновидности методик:

  • Наглядная;
  • Словесная;
  • Практическая.

  • Вместе со слухом одновременно развивается творческая сторона. Все методики должны применяться вместе с соответствующей последовательностью. Вначале наглядный пример через прослушивание, рассматривание иллюстраций к произведению. Далее идет процесс закрепления, при котором ребенок может воспроизвести услышанное, увиденное, в соответствие со своими навыками. Заключительный этап включает в себя создание практической базы. Для начала преподаватель показывает, как работать с полученным материалом, а дальше дети должны за ним повторить.

Количество задач увеличивается по мере взросления детей. Например, перед школой дети должны больше выполнять заданий самостоятельно. Так, имеется возможность определить их уровень развития.

Разнообразие способов не говорит об их разрозненном исполнении. Они эффективны только вместе, взаимно дополняя друг друга. Формы их использования зависят от выбранного дидактического материала.

  • Наглядный способ делится в свою очередь на слуховой и зрительный. В музыкальном воспитании слуховой метод находится в приоритете, так как без него не будет и музыкального восприятия. Основной целью данного обучения является научить малышей отличать контрастность между музыкальными произведениями. Для этого, педагог должен поставить перед детьми сравнительные задачи. Дети должны вначале отличать разные жанры. Задача по мере развития усложняется, постепенно они должны научиться распознавать отличия между практически аналогичными произведениями.

Зрительный метод в музыкальном воспитании – вспомогательный элемент. После услышанного, ребенок впечатлен, а закрепить полученные эмоции помогут иллюстрации. Здесь, детки могут пофантазировать, рассказав, с чем у них ассоциируется услышанное музыкальное произведения. В расчет принимаются и абсолютно незнакомые образы или явления. Учитывая, что зрительный метод лишь вспомогательный, то применяют его по мере необходимости.

К примеру, на выбор детей предлагаются несколько картин с различной тематикой. Дети выбирают любой жанр, основываясь на своих ощущениях.

  • Словесный способ универсален. Через слова преподаватель переедет знания о музыке, знакомит их с исполнителями, композиторами, музыкальными инструментами. При помощи слов воспитатель может объяснить восприятие музыки, придавая ей легкости или наоборот, больше мрачных ноток.

При общении с детьми о музыке очень важным считается передача характера музыки, ее настроения. Необходимо объяснить детям, как при помощи некоторых нюансов можно звукам придать того или иного звучания. Беседы с детьми должны нести эмоциональный характер. Потому в детских дошкольных учреждениях дети постоянно разучивают пени, при этом музыкальный работник учит детишек петь правильно, следуя ритму и мелодии.

Физическое воспитание

Под методами физического воспитания детей дошкольного возраста имеется в виду физическое развитие маленького человечка. Оно очень важно для общественного развития. Физически развитый человек более уверенно чувствует себя почти в любой обстановке, нежели индивидуум, не любящий физических упражнений.

Двигательная активность детей развивается путем применения целого комплекса упражнений. Для ДОУ они регламентированы и входят в состав сопроводительной документации. Процесс физического воспитания тесно переплетен с общепедагогическими методами.

Специфическая методика включает:

  • Упражнения, регламентированные дошкольным учреждением;
  • Эффективны и особо приемлемы упражнения игровой формы;
  • Способы, облаченные в соревновательную форму.

Стоит ли повторяться, но методами физического воспитания детей дошкольного возраста управляют все те же три группы, зрительная, словесная и практическая.

Регламентированные упражнения должны соблюдаться определенными условиями. Они должны:


Игровой способ воспитания носит не только физический, но и психологический, а также эмоциональный характер. Плюс игрового метода еще и в том, что она развивает координацию движений, развивает способность действовать самостоятельно, творческий потенциал.

Соревновательный способ. Его главное отличие от игрового способа в том, что он воспитывает морально-волевые качества в раннем возрасте. Спортивные состязания преимущественно проводятся среди старших детских групп.

При проведении совместных соревнований среди групп детей, важно чтобы их элементы соответствовали физическому развитию малышей. Они развивают не только соревновательный дух, но и учат человека адекватно оценивать результаты и реагировать на них. Кроме того, они воспитывают в детях сознательное восприятие требований, представленных в состязаниях в виде правил.

Грамотно подобранные действия развивают двигательные навыки, гибкость, умению применять эти действия в реальных, жизненных условиях. Спортивные конкурсы в раннем возрасте развивают творчество, как ни странно это бы не звучало. На пройденном примере, дети со своими сверстниками способны придумать самостоятельно новые виды спортивных игр, которые могут напоминать классические элементы, но при этом иметь свои правила.

Организовывать спортивные состязания можно только при соблюдении ряда условий:

  • Дети должны иметь определенные двигательные навыки;
  • Все элементы должны следовать друг за другом в определенной последовательности;
  • Элементы должны быть полезны и формировать эмоциональные, физические, психологические навыки;
  • Они должны воспитывать чувство ответственности как за себя, так и за вою команду, а также уважать своего соперника.

Все приведенные выше примеры воспитания детей дошкольного возраста основаны на методике педагогического подхода в детских садах, развивающих центрах. Но они не значат ничего без их применения в домашних условиях. Ответственность за воспитание этих навыков лежит не столько на педагогах и воспитателях, сколько на родителях.

Галина Кобзева
Методы воспитания детей дошкольного возраста

воспитывают детей , направляют их развитие без насилия, уважая личность ребёнка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей возраста , причины тех или иных поступков ребёнка.

В представлении ребёнка дошкольного возраста понятия о хорошем и плохом часто смещаются. Например, он отнял игрушку – значит, хорошо, у него стало на одну больше. Или, чтобы доказать свою щедрость, ребёнок жертвует папиной коллекцией.

Можно привести такой пример. Семья ждёт гостей, взрослые накрывают на стол, а дочка взяла пирожные и угостила подружек. На замечания родителей ответила : «Вы же сами сказали, что надо быть доброй» .

Для детей характерно конкретное мышление, неспособность к обобщениям. Поэтому малыш часто обещает не делать то, за что его порицали, но… в аналогичной ситуации поступает так же. Замечание, сделанное другому ребёнку, он не относит к себе. Мы уже замечали такую способность, как импульсивность, поэтому мотивом поступка часто является желание.

Никогда не спешите с наказаниями. Критика должна быть созидательной, а не разрушительной. Важно выяснить причину детского проступка. Отрицательное поведение маленького ребёнка крайне редко носит преднамеренный характер, поэтому очень важно быть терпеливым и справедливым в оценке детских поступков. Психологи отмечают, что ребёнок и воспринимает угрозы по- своему – как приглашение к действию, особенно когда ему говорят : «Вот только сделай (залезь, сорви, тронь и т. д.) Первая часть фразы трактуется как руководство к действию. Психологи рекомендуют использовать метод «активного слушания» , т. е. ставить акцент на чувствах и эмоциях своих и ребёнка. Например, сказать ему : «Я переволновалась» , «Я горжусь тобой» или «Мне стыдно, обидно…»

Важно отличать шалости от озорства. Шалость - невинная забава. Ребёнок в ударе от избытка чувств, он ждёт поддержки своему настроению, однако если он не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство, которое всегда имеет аморальный оттенок.

Особенно следует сказать о поощрении. Дети постоянно нуждаются в одобрении, подтверждении того, что они хорошие и достойны любви. смысл этих слов заключается в переживании удовлетворения, радости, вызванных признанием его усилий, стараний, достигнутых результатов. на вопрос воспитателя , как ребёнок реагирует на поощрение, мама ответила, что у него вырастают крылья.

Действительно, поощрение вселяет у детей веру в себя , вызывает у них бодрость, прилив энергии, желание поступать хорошо. Жизненный опыт детей ещё незначителен , они многого не знают и не умеют, поэтому склонны искать поддержки у родителей.

Очень важно не оставлять без внимания положительные поступки детей , их отношение к окружающим взрослым и детям. Ни в коем случае нельзя говорить ребёнку, что он плохой. Слово «хорошо» сильно повышает возбудимость коры головного мозга и активность умственной деятельности, в то время как слово «плохо» тормозит условный рефлекс и останавливает ход мыслей. Важна роль поощрения детских поступков, действий, результатов, нравственных побуждений.

Виды поощрения : одобрение, похвала, доверие, предупредительные поощрения.

Прямую похвалу можно использовать применительно к детям 2-3 лет, т. к. у них нет ещё ясных представлений о дозволенном и недозволенном. Необходимо поддерживать их похвалой. Дети 5-6 лет уже имеют опыт нравственного поведения, могут оценивать свои поступки, поэтому по отношению к ним необходимо ограничивать прямую похвалу и чаще использовать методы косвенного воздействия. Доверие нужно соизмерять с возможностями возраста и индивидуальностью , но не всегда так, чтобы дети не чувствовали недоверия. Говорить «ты неисправим» , «тебе нельзя доверять» - значит расслаблять волю ребенка и замедлять развитие чувства собственного достоинства. Использовать дополнительные удовольствия и подарки не рекомендуется. Ребёнок привыкнет делать добро за награду, в дальнейшем взрослые могут столкнуться с его нежеланием, например, идти в аптеку, помогать больным и т. д. без вознаграждения. Иногда родители не считают нужным использовать метод поощрения в воспитании , т. к. боятся, что ребёнок «сядет на голову» .

Есть дети, привыкшие отзываться только на крик. Но повышенный тон действует только до тех пор, пока ребёнок к нему не привыкнет, потом это будет всего лишь шумовой фон. Криками и угрозами в воспитании многого не добьёшься. Нужно, чтобы ребёнок всегда понимал смысл ваших требований, чтобы они были обоснованными.

А. С. Макаренко говорил : «Родители как можно раньше должны усвоить спокойный, уравновешенный, приветливый, но всегда решительный тон в своём деловом распоряжении, а дети с самого малого возраста должны привыкнуть к такому тону».

Малыш по интонации взрослого, частично по его мимике и жестам, судит о том, хвалят его или сердятся. Дети различают интонацию очень рано. Примерно в 5-6 месяцев ребёнок реагирует именно на эмоциональную окраску тона взрослого, и лишь постепенно ребёнок начинает реагировать, в первую очередь, на смысловое значение слов. Даже правильный и аргументированный совет, данный безразличным, бесстрастным тоном, очень слабо действует и на ребёнка, и на взрослого. Важно найти правильную интонацию в разговоре с детьми, в советах и указаниях. Общий тон разговора с детьми должен быть положительным, спокойным, доброжелательным, сдержанным.

Обращайте внимание на свою интонацию, на то, каким тоном отдано требование.

Относитесь внимательно к поступкам и проступкам детей , не спешите с наказаниями, окриками. Старайтесь вникнуть в суть поступка, его мотив, не скупитесь на поощрения.

2. «Можно ли обойтись без наказаний?»

В конвенции о правах ребенка сказано, что дети имеют право на особую заботу и помощь; ребенку для полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном окружении, в атмосфере счастья, любви и понимания. Нарушение прав маленьких детей , их достоинства – вполне распространенное явление. Эти нарушения часто возникают в результате некомпетентных воздействий на ребенка. Кроме того, недопустимым считается отсутствие заботы или небрежное, грубое обращение. Например, ударить ребенка – означает нарушить его права. Важно соблюдать неприкосновенность личности.

Итак, можно ли иногда, когда ребенок совершенно невыносим или когда он сделал что-то ужасное, поднять на него руку? Донесет ли до него «ремень» наше отношение к происходящему лучше, чем слова?

Существуют два ответа на этот вопрос.

Первое мнение. Нет, никогда. Что об этом думают психологи. Физические наказания должны быть полностью исключены. Прибегая к физической силе, родители лишь доказывают полную неспособность и неумение найти разумный способ воздействия на ребенка. Имелись случаи, когда последствиями физических наказаний были ослабление слуха и нервные заболевания. Но самый большой вред заключается в том, что физические наказания унижают личность ребенка, убеждают его в собственном бессилии, порождают озлобление. Ребенок теряет веру в свои силы и уважение к себе, то есть те ценные качества, которые родители должны особенно тщательно и любовно в нем воспитывать . Физические наказания учат детей неправильному , нецивилизованному способу решения проблем.

Рукоприкладство родителей освобождает ребенка от чувства вины, и он считает, что волен поступать так, как ему вздумается, развивает у него упрямство. Дети с сильной нервной системой в результате физических наказаний вырастают грубыми, жестокими, лживыми; дети со слабой нервной системой – боязливыми, вялыми, нерешительными. У тех и других вследствие физических наказаний возникает отчужденность в отношениях с родителями. Дети перестают уважать старших, считаться с ними, испытывают чувство мести, страх.

5 причин отказа от телесных наказаний :

Это в любом случае удар, сам по себе достойный осуждения.

Это признание своей слабости : родитель не смог совладать с собой, и это роняет его авторитет в глазах ребенка. Ребенок делает вывод, что своими провокациями он может взять верх над взрослыми.

Это делает насилие чем-то обычным. Взрослый дает понять, что физическая сила – единственное безотказное средство решения конфликта. Есть опасность, что ребенок усвоит это правило и, в свою очередь, будет выбирать формы поведения, связанные с насилием.

Это унизительно : ребенок чувствует себя недостаточно любимым, он все хуже и хуже ведет себя и получает новые шлепки. Этот порочный круг побуждает и ту, и другую стороны ко все большему насилию и препятствует формированию у ребенка самоуважения.

Это неэффективно : если ребенок и уступает, то из чувства страха, а не из-за признания своей вины. Он не извлекает из этого никакого урока; причины конфликта не исчезают, наоборот, они провоцируют следующий кризис в отношениях. Да, под влиянием эмоций самый принципиальный родитель может шлепнуть ребенка по попе.

Суть воспитания сегодня – создание у ребенка сложной системы тонких дифференцированных навыков труда, учебной работы, поведения. Полагаться здесь на резкие методы воздействия не только негуманно и несовременно, но и попросту бессмысленно с точки зрения психофизиологии. Ребенка проще обучить бытовым и трудовым навыкам, не наказывая за ошибки, а мягко поправляя, ибо, боясь наказания, человек чаще всего совершает ошибку. Страх перед болью хотя и усиливает желание ее избежать, но мешает деятельности. Болевое воздействие вызывает реакции ярости или страха. Итак, принцип физических наказаний недопустим не только с точки зрения педагогики, но и психофизиологии. Такое «воспитание » противоречит самой природе.

Второе мнение. Можно, в крайних случаях, когда совершен поступок, выходящий за рамки приемлемых семейных отношений (кража, первая попойка и т. п.) . Таких случаев может быть всего несколько.

Физическое наказание детей следует применять только тогда, когда исчерпаны все другие методы воздействия : убеждение, объяснение неприемлемости его поведения, лишение ребенка каких-либо преимуществ или удовольствий. Физическое наказание детей тем действеннее , чем младше ребенок. При физическом наказании детей преследуется та же цель, что и при любом другом : выработка рефлекса через болезненные ощущения.

Главный принцип при выборе между наказанием физическим или каким-либо другим – это выбор меньшего из двух зол. Важно помнить, что целью физического наказания детей , как и любого другого является его же благо. К физическому наказанию детей следует прибегать только в следующих ситуациях :

Физическое наказание детей правомерно , если поведение ребенка представляет угрозу для его жизни и здоровья. Например, ребенок, зная правила поведения на дороге, назло родителям перебегает улицу перед машинами.

Если поведение ребенка угрожает жизни и здоровью окружающих (игра с огнем, драки с более слабыми детьми) .

Если ребенок сознательно и целенаправленно доводит родителей или других членов семьи, не способных постоять за себя (например, младших детей ) . Психологической подоплекой такого рода действий является проверка силы и границ родителей. Если родители не могут отстоять сами себя, то ребенок не может быть уверен, что в более опасной ситуации они смогут защитить и его самого.

Если без наказаний нельзя обойтись, то надо помнить о некоторых правилах, которые рекомендует применять В. Леви.

Наказание всегда должно исходить из мотива поступка. Нередко бывает, что результат поступка оказался тяжелым, хотя мотив, которым руководствовался ребенок, был положительным. Например, ребенок заступился за младшего (девочку) и ударил обидчика.

Основанием для наказания могут быть только безнравственные поступки : сознательное нарушение интересов семьи, отказ подчиниться разумному требованию, неряшливое отношение к вещам, причинение обиды или вреда кому-нибудь из окружающих, грубость и др.

Чтобы наказание осознавалось ребенком, оно должно быть справедливым, адекватным его вины.

Наказания не должны быть слишком частыми, так как дети привыкают к ним и становятся равнодушными к воздействию родителей.

Следует учитывать срок давности проступка. Запоздалые наказания напоминают ребенку прошлое, но не дают стать другим. Наказан – прощен, инцидент исчерпан, о старых проступках – ни слова.

Нельзя наказывать и ругать ребенка, когда он болен, ест, после сна, перед сном, во время игры, во время занятий, сразу после физической или духовной травмы.

Нельзя наказывать ребенка, когда у него что-либо не получается, но он старается.

Следует отказаться от наказания, когда вы огорчены, расстроены, больны.

Наказание не должно вредить здоровью.

За один проступок – одно наказание.

Смысл наказания – воздействие на эмоциональную сферу ребенка, вызвать у него чувство вины, раскаяния, огорчения, стыда.

Наказание нельзя рассматривать как обязательный метод воздействия . В воспитании детей можно обойтись без него, если взрослый учитывает возрастные особенности , вдумчиво относится к индивидуальным особенностям ребенка.

Наказание – сильно действующий метод воспитания , но его надо применять осторожно, с учетом многих обстоятельств : это и мотивы поступков детей , и возрастные особенности . Не спешите с выводами, не унижайте ребенка, не кричите на него, не оттачивайте на детях свое остроумие. Наказание должно быть педагогически оправданным.

К педагогически оправданным наказаниям относятся :

Замечание, но сделанное так, чтобы оно дошло до сознания ребенка;

Выговор – серьезно и строго поговорить о недопустимости недостойного поведения;

Лишение ребенка чего-то приятного, без чего можно обойтись : просмотр любимых телепередач, лакомств и др., но важно, чтобы он знал, за что наказан.

Хорошо, если взрослые обучают и воспитывают детей , направляют их развитие без насилия, уважая личность ребенка. Надо внимательно и чутко выявлять интересы, склонности детей , поддерживать и развивать их и, конечно, знать особенности возраста , причины тех или иных поступков ребенка. Справедливым можно назвать такое наказание, которое ребенок получает, нарушая правила, которые были обдуманы и обсуждены родителями, и которые известны ребенку. При несправедливом наказании ребенок чувствует искреннюю обиду и непонимание смысла наказания, а родители – чувство вины. Несправедливое наказание детей происходит вследствие внутреннего состояния родителей, не обусловленного непосредственно поступками ребенка, а ситуациями, например, на работе – раздражения, усталости и пр. Ребенок получает наказание за то, на что обычно родители не обращают внимания – неубранные игрушки и пр. У ребенка возникает путаница из-за непоследовательного поведения взрослых.

Если взрослый человек может воспротивиться и дать сдачи при несправедливом наказании, то у детей эта возможность отсутствует по причине их физической слабости и моральной и материальной зависимости от взрослых. Существуют ряд воздействий на ребенка, которые неприемлемы, и будут иметь свои негативные последствия для дальнейших отношений между родителями и детьми :

Физическое наказание детей , приносящее вред их физическому здоровью (удары по голове, нанесение тяжких увечий) .

Использование эпитетов и оскорблений по причинам, которые ребенок не может исправить или опротестовать. «Ты весь пошел в отца» , «Ты бестолочь и поддонок, из тебя никогда не вырастет нормального человека» и пр. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя униженным, а не просто наказанным.

Причинение ребенку таких душевных страданий, которые он действительно не может вынести без ущерба для своей психики. Например, запирание ребенка, боящегося темноты, в темной ванной.

Наказание является самым слабым средством подавления у детей нежелательных поступков. У ребенка в возрасте от 3 до 5 лет затормозить реакцию с помощью наказания удается только в 47% случаев. Поощрение, например, когда ребенка хвалят за то, что он удержался от плохого поступка, является более сильным средством. Эффект наказания от раза к разу слабеет, и в этом заключается его недостаток. Например, ребенок стремится взять в руки какую-либо вещь, которую ему не разрешают брать. За непослушание его ставят в угол, однако через некоторое время он опять пытается взять эту вещь, и его снова наказывают. Установлено, что запрет действует лишь в том случае, если он используется до того, как ребенок хотя бы однократно осуществил запрещаемое действие. Если он проделал это действие уже один или несколько раз, например, взял предмет, который брать запрещено, то в дальнейшем даже полный запрет и наказание подавляют эту реакцию только частично и не во всех случаях. Однократное наказание не может угасить действие системы условных рефлексов. Часто взрослые грозятся отдать ребенка дядьке, посадить в мешок, уйти, сделать укол и т. д., но не выполняют обещанное, и ребенок привыкает к угрозам. В тоже время использование угроз и различных видов запугивания ребенка приводит к появлению детских страхов, тревожности. Ребенок начинает бояться темноты, одиночества, врачей. Метод игнорирования спорный, он заключается в том, что с ребенком не общаются близкие люди, но и в этом случае он должен знать, за что наказан. Игнорировать ребенка можно не больше нескольких минут.

Из всего вышесказанного мы делаем вывод :

Недопустимо наказание детей трудом , поскольку труд должен быть радостью.

Иногда можно использовать наказания как метод «естественных последствий» : насорил – убери за собой. Кроме того, очень полезно дать понять ребенку, что он сам страдает из-за своего непослушания. Например, опоздали на автобус, и теперь его придется долго ждать; или же вовремя не захотел убрать игрушки – меньше времени останется на занятие любимым делом.

Осторожно используйте насмешки, поскольку они могут вызвать потерю родительского доверия.

Недопустимо злоупотреблять запретами, так как бесконечные запрещения вызывают у ребенка стремление противодействовать им. Взрослые должны четко определить, что ребенку можно, а что нельзя, мотивировать это.

Сегодня многие родители не умеют наказать своих детей . Само слово «наказание» кажется почти неприличным : в нем слышатся отголоски авторитаризма, он отбрасывает нас на десятилетия назад, когда детей воспитывали с помощью подзатыльников и порки ремнем. Жестокое воспитание – наследие многовековой традиции : дети росли, не имея никаких прав, только обязанности и главная из них – слепое повиновение старшим. С тех пор отношения изменились. На смену принципам подчинения и долга пришли любовь и понимание того, что ребенок – это личность, заслуживающая нашего внимания и уважения.

Психолог Д. Добсон в своей книге «Непослушный ребенок» формулирует шесть основных принципов, опираясь на которые, родители должны решать для себя вопрос о наказании ребенка.

1. Сначала установите границы – затем требуйте их соблюдения.

Вы должны сами для себя определить, чего вы хотите и чего не хотите. Ребенок, в свою очередь, тоже должен знать, что приемлемо в его поведении, а что – не дозволено. Только при таком условии наказание будет восприниматься им как акт справедливости. Иными словами, если вы не установили правила – не требуйте их исполнения.

2. На вызывающее поведение отвечайте уверенно и решительно.

Если ребенок демонстрирует явное неповиновение, если он идет на открытый конфликт, вы должны решительно и уверенно «принять бой» .

3. Отличайте своеволие от детской безответственности.

Это означает, что ребенка нельзя наказывать за непреднамеренный поступок. Если он забыл выполнить вашу просьбу или просто не понял вашего требования, не наказывайте его. Нельзя предъявлять к детской памяти и интеллекту такие же требования, как к взрослым. Детская безответственность – совсем не то же самое, что злостное непослушание, она требует более терпеливого отношения.

4. Когда конфликт исчерпан – утешьте и объясните.

Ребенок почти всегда тяжело переносит наказание. Он чувствует одновременно свою вину, растерянность, покинутость. После того, как срок наказания истек, помиритесь с малышом. Обнимите его, погладьте, скажите, как вы его любите и как вам неприятно его наказывать. Еще раз объясните ему, почему он наказан и как в следующий раз следует поступать.

5. Не требуйте невозможного.

Родители должны быть уверены в том, что ребенок в действительности может исполнить то, что от него требуется. Нельзя наказывать его за то, что намочил постель или сломал часы, которые вы сами дали ему поиграть. Наказание в данном случае может стать источником неразрешенного внутреннего конфликта ребенка.

6. Руководствуйтесь любовью.

В любом воспитательном процессе неизбежны промахи, ошибки и конфликты. Мерилом здоровых отношений с детьми являются любовь, теплота, искренняя забота. Только они могут оправдать необходимость строгости и дисциплины.

Как видите, описанные принципы сужают область применения наказания, закладывают в его основу любовь и ответственность родителей за будущее детей .

Помните, ребенок учится тому, чему его учит жизнь.

Главной целью обучения ребятни является приобретение знаний новым поколением, которое происходит в разных видах деятельности. Поскольку обучение является совместной деятельностью воспитателя и ребенка, то нужно организовать этот процесс так, чтобы малыш наиболее полно усвоил знания, умения и навыки. В этом помогут приемы и методы обучения.

Что такое метод и прием обучения?

Метод обучения - это способ взаимодействия взрослого и ребенка, который помогает эффективно решить учебные задачи.

Педагогические приемы обучения - это один из компонентов метода, действие которого реализует его в полной мере. Важно уметь отделять приемы умственной деятельности от приемов учебной работы. Умственные приемы развития ребенка в разных способах взаимодействия одинаковы. Только их правильное сочетание оказывает эффект развития, и, исходя из этого, очень важно применять их в определенной последовательности. Идентичные приемы могут применяться в любых методах обучения, но во взаимодействии с другими приемами они создают совершенно другой метод. Например, такой прием, как запоминание, используют как в репродуктивных, так и в проблемно-поисковых методах. Но в первом случае он является главным, а во втором - второстепенным.

Приемы и методы обучения бывают субъективные и объективные. Объективные руководствуются дошкольной дидактикой. Зато субъективная часть метода зависит от мастерства педагога.

Наглядные методы

Название говорит само за себя - основным способом овладения информацией является зрение. Приемы и методы обучения заключаются в использовании иллюстраций и конкретных образов. Сюда относят:

  1. Иллюстрирование. Суть этого способа кроется в применении в обучении и воспитании детей предметов разной наглядности, а именно картин, картинок, плакатов и других средств обучения. Для развития детей дошкольного возраста очень часто используют картинки с растениями, животными, техникой, предметами быта и тому подобное. Нередко применяют изображения изучаемых объектов (фотографии, картины, объемные модели). С ребятами старшего дошкольного возраста работают с помощью схематических изображений (графики, схемы, таблицы, карты). Этот метод помогает формировать конкретные представления и точные понятия.
  2. Демонстрация. Смысл в применении приборов и проведении опытов. Эффективность этого метода заключается в том, что дошкольники сосредотачивают свое внимание только на главном, не отвлекаясь на второстепенные детали. Перед учителем стоит задача создать максимально комфортные условия для рассмотрения предмета, выделить лишь главное, продумать понятный рассказ и задействовать детей к поиску нужной информации.
  3. Наблюдение. Суть заключается в восприятии реальности. Учебное заведение может организовать наблюдение как на занятии или экскурсии, так и свободное время. С помощью этого метода дети учатся анализировать, сравнивать и делать выводы.

Словесные методы обучения

Словесные приемы и методы обучения заключаются в слове, устном рассказе воспитателя. К таким методам относятся:

  1. Объяснение. Заключается в детальном объяснении детям того, что они еще не способны понять сами.
  2. Инструктаж. Заключается в том, что детям объясняется задание, которое они должны выполнить. Также знакомят их с инструментами и материалами, что нужны для выполнения работы.
  3. Рассказ. Характеризуется поэтапным раскрытием темы. Делится на художественный, научный, научно-популярный, описательный. С детьми младшего и среднего дошкольного возраста используются только художественные и описательные рассказы.
  4. Беседа. Она является основным методом обучения и воспитания детей. Беседа предусматривает формирование диалога между педагогом и ребенком. Активность беседы зависит от педагогического мастерства воспитателя.

Практические методы

Практические методы и приемы обучения дошкольников характеризуются взаимодействием педагога и детей, однако направлены на самостоятельную работу малышей. Сюда входят:

  1. Упражнения и игры. Их суть заключается в постоянном повторении отдельных действий, сопровождающихся контролем и корректировкой.
  2. Опыты. Их смысл в поиске задач детьми, направлены на расширение и закрепление знаний. Применяются на любых занятиях и в повседневной жизни.