Обучение грамоте в детском саду: особенности и приёмы. Конспект занятия для детей по обучению грамоте в подготовительной к школе группе

В пособии излагаются основы подготовки к обучению грамоте в детском саду, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.
В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников — обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.

План-конспект НОД по обучению грамоте для подготовительной группы д/с

(целесообразней проводить по подгруппам)
Данный материал предназначен для воспитателей детского сада. Конспект НОД пригодится в работе с детьми старшей/подготовительной группы, образовательная область познание (обучение грамоте).

Тема.Знакомство детей с предложением.

Цель: формирование представлений у детей о предложении как интонационно – смысловой единице речи.

Программные задачи:
1. Обучать детей выделять предложение из двух слов без предлогов.
2. Учить каждое предложение разбивать на слова и замечать, сколько слов в предложении; в каком порядке следуют.
3. Обучение графической записи предложения.
4. Приучать говорить каждое слово громко, отчетливо, ясно.

Материалы и оборудование: снежинка на нитке из салфеточной бумаги, тетради, простые карандаши, линейка, доска, указка. В конспекте использованы пальчиковые игры автора Галянт И.М.

Ход НОД:

I часть. Дети сидят полукругом.
- Ребята, посмотрите, кто к нам сегодня пришел в гости (вношу куклу «Незнайки» и сажу возле себя на стул).
- Да, это Незнайка. Он очень хотел попасть к нам в гости и послушать, как мы будем говорить о том, что такое предложение. Ведь Незнайка тоже хотел бы стать грамотным. Но для того, чтобы Незнайка все понял и услышал, мы будем говорить громко, отчетливо, ясно, произносить и выговаривать каждое слово.
- Для этого мы поработаем над своим дыханием (раздаю каждому ребенку снежинку).
- Возьмите снежинку за нитку и подвесьте ее на уровне рта. Представьте, что подул сильный ветер, закружились снежинки, и затих ветер (дети дуют на снежинку, воспитатель смотрит за тем, чтобы у каждого ребенка получилось). Сильнее стал дуть ветер, еще сильнее. Снова затих ветер.
II часть. Ребята, а знаете ли вы что предложения состоят из слов и я вам назову вот такое предложение: «Незнайка сидит».

Скажите, сколько слов про Незнайку я сейчас сказала? (ответы детей).
- Назовите первое слово? Назовите второе слово? Сколько всего слов в предложении? (ответы детей).
- А теперь ребята сами придумайте про Незнайку предложение из двух слов. (Например, «Незнайка упал», «Незнайка встал».) (Можно спросить каждого ребенка.)
- В предложении всегда о чем-то говорится, из предложения мы всегда о чем-то узнаем, т.е. оно содержит в себе определенный смысл, и предложение, как вы уже заметили, состоит из слов.
III часть. А теперь, давайте вместе с Незнайкой поиграем с нашими пальчиками в игру «Разыгра»:
Девочки и мальчики, где же ваши пальчики? (спрятать за спину руки).
Пошли пальчики с утра (пошевелить пальцами).
В гости к тете Разыгра (похлопать в ладошки).
На скамеечке сидели (на большом пальце левой руки «посидеть» каждым пальцем руки, начиная с мизинца).
Да в окошечко глядели (сложить «окошечки» перед глазами из пальцев).
Напились чаю, чаю, разыграю (чередовать хлопки и показ больших пальцев).
Солнышку ладошку погладили немножко (погладить ладошки, слегка массируя их).
Пальчики подняли – лучиками стали (выпрямить и растопырить пальцы обеих рук).
- Следующая игра называется «Живые слова». По желанию вызывается двое детей, им предлагается стать «живыми словами». Дети составляют предложение и называют его «Незнайка слушает». Воспитатель предлагает детям-словам поменяется местами и назвать получившееся предложение «Слушает Незнайка». Можно еще пару детей попросить сделать то же самое.
- Дети, оказывается, что слова в предложении можно поменять местами и смысл его от этого не меняется.
IV часть. Физпауза. Ребята, давайте представим, что мы листочки. И вдруг подул сильный ветер, закружились листочки:
Мы листики осенние,
На веточках сидели (дети приседают).
Дунул ветер – полетели.
Мы летели, мы летели (дети бегают на носочках)
И на землю тихо сели,
Ветер снова набежал
И листочки все поднял,
Повертел их, покружил (кружатся на месте)
И на землю опустил.
V часть. Проходим за столы.
- Ребята, а вы знаете, что предложение можно обозначить графической записью. Но для этого существуют правила написания предложения:
1. Предложение всегда начинается с заглавной буквы.
2. Слова в предложении пишутся на расстоянии друг от друга, т.е. между словами существует пауза.
3. В конце предложения всегда ставится точка, т.е. закончен смысл предложения.
- Сейчас, я изображу предложение на доске, а вы у себя в тетрадях. (Записываю на доске «Незнайка пишет», рисую схему предложения). Предложение состоит из двух слов: первое слово «Незнайка», второе слово «пишет», в конце предложения ставится точка.
- Самостоятельная работа детей . Ребята, теперь каждый самостоятельно придумайте новые предложения про Незнайку из двух слов и запишите схему предложения у себя в тетрадях.
VI заключительная часть. Сегодня мы говорили про Незнайку двумя словами. Я думаю, Незнайке очень понравилось с нами заниматься. Скажите чему мы научились сегодня? Да мы научились составлять предложения из двух слов. Замечали, какое первое, второе слово в предложении. Узнали, как можно записать предложение с помощью схемы. Ребята вы бы хотели, чтобы Незнайка пришел к нам на следующее занятие? Спасибо, мне понравилось, как вы сегодня занимались.

Требования к образовательной подготовке детей в последние годы стали существенно жестче, чем раньше. Сейчас в детском саду начинают изучать иностранные языки, музыку, логику, знакомятся с окружающим миром, начиная с четырех лет. Придя в первый класс средней школы, ребенок уже обладает значительным запасом знаний. Как влияет такая нагрузка на мозг детей, пока рано говорить. Определенные выводы можно будет сделать только через два-три десятка лет, когда по данной программе пройдут учебу несколько поколений. Тем не менее обучение грамоте в подготовительной группе является одним из важнейших элементов подготовки к школе, и ему уделяется много внимания. Педагоги считают, что, помимо знаний, ребенку нужно привить навыки учебной деятельности, только тогда он сможет воспринимать новый материал и эффективно его использовать.

Обучение грамоте в подготовительной группе: основные аспекты

Очень часто воспитатели и родители задаются одним распространенным вопросом: "Нужно ли заниматься с ребенком, который не достиг возраста 6 лет?" Некоторые думают, что до того, как начнется обучение грамоте в подготовительной группе, никаких попыток по развитию детей в плане чтения предпринимать не нужно.
Это мнение в корне ошибочно, так как основной функцией детского сада является И здесь очень важно начинать учебный процесс еще в старшей группе, то есть во второй половине дошкольного детства.

Известные педагоги, такие как Выготский Л. С., считают, что в возрасте до 5 лет воспитательная программа еще не должна носить резко дифференцированный характер, однако уже начиная с пяти лет нужно учитывать все особенности развития детского мышления и психики, применяя четкое разделение обучения по категориям. Только такой метод позволит добиться наиболее высоких результатов.

Исследования, проводимые сотрудниками научно-исследовательских институтов в сфере образования, показали, что при обучении крайне важно дать детям знания не только в одной определенной области, но предоставить им целую систему понятий и взаимосвязей. Для того чтобы дошкольники смогли воспринимать все новое и усваивать материал, необходимо использовать самые разнообразные методы воспитания.

Обучение грамоте в подготовительной группе детского сада - одно из самых основных направлений в процессе подготовки к первому классу. Оно необходимо для того, чтобы дети научились понимать звуковые значения произносимых и читаемых слов.

Непременным условием грамотности ребенка, подростка и взрослого человека становится способность сопоставлять разные единицы фонетической действительности. Помимо этого, дошкольники должны выработать у себя специфические навыки речевой активности.

По большому счету, логопеды советуют начинать изучать звуки и буквы еще в старшей группе. Дело в том, что в возрасте от 4 до 5 лет у детей очень остро развито так называемое лингвистическое чутье. В этот период они впитывают в себя всю новую лексическую и фонетическую информацию, как губка. Но уже через год это чутье постепенно уменьшается. Поэтому лучше всего начинать пораньше обучение грамоте. В подготовительной группе звук и буква "М", к примеру, изучаются на протяжении нескольких занятий, а вот дети пяти лет усваивают эти познания всего за один-два урока.

Самый популярный метод обучения грамоте

Одним из истоков преподавательской деятельности стала книга Д. "Родное слово", изданная еще в 19 веке. В ней были изложены основные методики обучения детей грамоте. Так как чтение рассматривалось как один из важнейших элементов образования, вопросы его преподавания всегда были очень актуальными.

С этой книгой настоятельно рекомендуется ознакомиться, прежде чем начинать занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа - это самый сложный период подготовки детей к школьной программе, поэтому здесь нужно быть предельно внимательными к индивидуальным мыслительным и психологическим особенностям каждого ребенка. Методики, разработанные лингвистами и педагогами, помогут в этом.

Ушинский создал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте, в основе которого лежит рассматривание букв не как отдельных элементов, а как составной части слов и предложений. Этот способ позволяет подготовить ребенка к чтению книг. К тому же он дает возможность пробудить у детей интерес к грамоте, а не просто заставить механически выучить и запомнить буквы. Это очень важно. Ушинский предлагает разделить весь процесс преподавания на три составные части:

1. Наглядное изучение.

2. Письменные подготовительные упражнения.

3. Звуковые занятия, способствующие чтению.

Эта методика не утратила своей актуальности и в настоящее время. Именно основываясь на ней, строится обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой является весьма насыщенной, знакомится с чтением именно в такой последовательности. Эти этапы дают возможность равномерно и постепенно представить ребенку всю необходимую информацию.

Обучение грамоте в подготовительной группе по Васильевой

Одна из методик, которая применяется в детском саду, была разработана в 20 веке. Ее автором стала известный педагог и логопед Васильева М. А. Она разработала несколько программ, по которым нужно заниматься. В их основе лежит закономерная последовательность, на которой должно базироваться занятие "Обучение грамоте". Подготовительная группа предназначена для уже довольно больших детей, способных многое понимать. Сначала их нужно научить выделять отдельный звук, а потом уже рассматривать его в текстовом сопровождении. Такой способ имеет много особенностей и преимуществ.

Как же проходит по методике Васильевой обучение грамоте в подготовительной группе? Звук и буква "М", например, преподносятся следующим образом: сначала воспитатель просто показывает изображения в различных вариантах (графическая картинка, объемная, яркая и разноцветная). Позже, когда это знание закрепится, можно переходить к следующему этапу. Преподаватель знакомит детей со словами, в которых эта буква содержится. Это позволяет не только выучить алфавит, но и усвоить основы чтения. Именно такая последовательность наиболее предпочтительна.

Психологические особенности обучения в детском саду

Прежде чем начинать рассматривать буквы и звуки с детьми, нужно понять несколько важных особенностей. Каковы психологические основы такого процесса, как обучение грамоте? "Подготовительная группа, - Журова Л. Е., автор многочисленных работ в рассматриваемой области, отмечает, - это необыкновенно пластичный материал, позволяющий воспринимать и воспроизводить самые разные понятия и модели поведения". Процесс обучения чтению во многом зависит от способов преподавания. Очень важно, чтобы воспитатель правильно нацелил детей и заложил в них основы подготовки к школе. Что является финальной целью и букв? Это чтение и понимание того, что написано в книге. Это очевидно. Но прежде чем понять содержание книги, нужно научиться его правильно воспринимать. Текст - это графическое воспроизведение нашей речи, которое потом преобразуется в звуки. Именно они должны пониматься ребенком. При этом очень важно, чтобы человек мог воспроизвести звук в любом слове, даже незнакомом. Только в этом случае можно сказать, имеет ли успех обучение грамоте. Подготовительная группа, программа которой включает в себя знакомство с русским алфавитом, должна стать фундаментом дальнейшей грамотности детей.

Способности ребенка по воспроизведению звуков

Когда младенец только появляется на свет, у него уже есть врожденные рефлексы. Одним из них является способность реагировать на окружающие звуки. Он отзывается на услышанные слова изменением ритма движений и оживлением. Уже на третьей-четвертой неделе жизни ребенок реагирует не только на громкие резкие звуки, но и на речь окружающих его людей.

Очевидно, что простое фонетическое восприятие слов не является залогом успешного обучения чтению. Речь человека необычайно сложна, и для того чтобы ее понимать, необходимо, чтобы ребенок достиг определенного уровня мыслительной и эмоциональной зрелости.

Исследователи выяснили, что подавляющее большинство детей в возрасте от шести до семи лет еще не могут разложить слова на слоги. Поэтому обучение грамоте в подготовительной группе должно строиться в строгом соответствии с этими особенностями. Ни в коем случае нельзя давать ребенку задачу, с которой его мозг просто не в состоянии справиться в силу своей незрелости.

Непосредственный процесс обучения грамоте

Вопросами разработки программы знакомства дошкольников с буквами и звуками занимаются методисты каждого образовательного учреждения. Именно поэтому занятия в различных детских садах могут существенно отличаться. Но, несмотря на внешние расхождения, смысл учебного процесса един во всей системе образования. Он включает в себя три этапа, уже перечисленные выше.

Конечно, при непосредственном изучении букв преподаватель учитывает множество факторов: настрой детей в данный конкретный момент, их количество, поведение, а также другие важные мелочи, которые могут улучшить или ухудшить восприятие.

Значение звукового анализа в обучении чтению

В последнее время многие логопеды высказывают мнение, что методики, по которым проходит знакомство с грамотой, уже устарели. Они утверждают, что на этом этапе не так уж и важен. То есть сначала нужно просто добиться того, чтобы дети запомнили графическое изображение букв, не пытаясь воспроизвести их звучание. Но это не совсем правильно. Ведь именно произнося звуки, ребенок услышит их и сможет лучше воспринимать речь других людей.

Планирование обучения грамоте в подготовительных группах

Если попасть в дошкольное заведение в разгар дня, то может создаться впечатление, что там царит хаос. Дети играют небольшими группами, а кто-то вообще сидит на стуле и рисует. Но это не так. Как и все остальное, что происходит в детском саду, имеет свою программу и обучение грамоте. Подготовительная группа, планирование занятий в которой подчинено строгим рекомендациям Министерства образования, не является исключением. Программа составляется на учебный год, согласовывается с методистами и утверждается лицом, заведующим дошкольным учреждением.

Как составляются конспекты занятий

Обучение грамоте проходит не в произвольном порядке. Это на первый взгляд кажется, что воспитатель просто играет с детьми, но на самом деле это часть знакомства с буквами. Ход занятия определяется педагогом, а помогает ему в этом заранее подготовленный конспект. В нем указаны время, которое будет отведено учебе, тема, которая должна быть раскрыта, а также набросан примерный план.

Иностранный опыт обучения грамоте

Пока новые методики, которые разработаны зарубежными специалистами, не сильно внедряются в российскую систему Наиболее популярны два способа обучения, пришедшие к нам из других стран, - системы Монтессори и Домана.

Первый подразумевает индивидуальный подход к каждому ребенку и всестороннее творческое развитие. Второй предполагает изучение не букв и звуков в отдельности, а сразу слов целиком. Для этого используются специальные карточки. На каждой из них пишется слово. Карточка показывается ребенку на протяжении нескольких секунд, а также озвучивается то, что на ней изображено.

Сложно внедрить в муниципальных детских садах, так как количество воспитанников не позволяет уделять достаточно внимания каждому из них в отдельности.

Система Домана критикуется российскими логопедами, которые утверждают, что она применима для изучения английского языка, но не подойдет для русского.

Минигареева Ильсёяр Хакимьяновна
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №17 г.Нефтеюганска
Краткое описание работы:

Дата публикации: 2016-11-14 Подготовка к обучению грамоте в ДОУ Минигареева Ильсёяр Хакимьяновна Подготовка к обучению грамоте в ДОУ, надо вводить со средней группы детского сада. Этот возраст ребенка является периодом высокой " языковой одаренности" к звуковой стороне речи.

Просмотреть свитедельство о публикации

Подготовка к обучению грамоте в ДОУ

Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности» особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов – первому действию по обучению собственно грамоте.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения.

Начиная с марта по май в средней группе проводятся 10 занятий по подготовке к обучению грамоте. Длительностью 20 минут.

Дети получают знания об основных законах речи:

§ речь состоит из слов;

§ слов много, и они называют предметы, их признаки, действия предметов и с предметами;

§ слова имеют протяженность (длинные и короткие);

§ они звучат (состоят из звуков);

§ слово линейно (звуки в нем идут друг за другом);

§ из слов можно составлять предложения;

§ звуки в словах произносятся по-разному (одни можно потянуть, а другие произносятся коротко).

Единственным образцом выделения определенного звука в слове является образец воспитателя (м ак, лу к, сан и).

Чтобы обыграть процесс интонационного выделения, звуки слова сравниваются со звуками окружающей жизни: с — большой насос, сь –маленький, ж -песенка жука, з большого комара, зь –маленького комара…

С самого начала обучения вводится различение на слух твердых и мягких согласных звуков (маленький и большой братец).

Игровое задание «Собери букет», ребенок берёт цветок и выкладывает на фланелеграфе, выделяя первый звук: р-р-ромашка, р…

Дети учатся составлять предложения с использованием «живой модели», беря на себя слова, предложения о действиях детей, или различных персонажей.

Дидактические игры:

§ «Детский мир», «Зоопарк», «Назови слова» — знакомство с термином «слово».

§ «Назови игрушку», «Назови длинное слово (короткое)» — длинные короткие слова.

§ «Ветер-ветерок», «Жуки прилетели», «Чья песенка?», «Насос»- знакомство и закрепления термина «звук»

§ «Скажи как я», «Эхо», «Назови первый звук» — учить интонационно выделять звуки в словах.

§ «Поймай конец и продолжай» — умение выделять отдельные звуки в слове и называть слова с заданным звуком.

§ «Назови братца», «Назови слова», «Будь внимателен», — различение на слух твёрдых и мягких согласных.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В старшей группе обучение детей звуковому анализу слова начинается с определения последовательности звуков в нем. (Жук, жУк, жуК). Используем картинку-схему и фишки для визуального определения количества звуков в слове. Не забываем об интонационном выделении звуков в слове.

После того как дети овладеют навыками проведения звукового анализа простейших слов, их знакомят с гласными звуками. Давая характеристику, что во рту не встречается преграда. Подставляем ладошку к губам, определяем, что воздух проходит спокойно. Можно запутать детей со со звуками с, л . Пусть дети сами доказывают, почему это не так! Обозначаем гласный звук красной фишкой. Сравнение звуков в занимательной форме, дети улавливают разницу между гласными и согласными звуками. Они уже знают, что есть большие и маленькие братцы, вводим обозначение фишками (синей и зеленой).

Обязательно следим за правильным употреблением терминов «гласный звук», «согласный твердый звук», «согласный мягкий звук». В процессе дети узнают, что у звуков ж и ш , ч и й , нет братцев.

Сложно детям дается знакомство с ударным звуком. Благодаря ударению, слово предоставляется единым целым и позволяет в дальнейшем перейти от послогового чтения к чтению целым словом. Сначала вычленяем ударный слог с двусложным словом с ударением на первом слоге (мишка, каша).

Главное, чтобы ребенок понял, чтобы определить ударный слог, не надо слово произносить по слогам. Ударение падает на гласный звук, т.к. только гласный можно протянуть, пропеть.Игра «Попробуй, позови» заключается в том, что нужно позвать слово, растягивая место с ударением, например ко-О-шка, за-А-йка, ё-Ё-жик. В игре «Повтори за мной» называйте определенное слово правильно, потом прокричите его, и пусть ребенок так же прокричит. Затем вы прошепчите его, и пусть он повторит. В третьем способе «Угадай-ка загадку» назовите ребенку привычные слова, но с ошибочным ударением, пусть догадается, что вы назвали и произнесет правильно: «собакА»-«собАка».

Еще один способ: сесть ровно. Сложить кулачки и поставить их друг на друга, а на них подбородок. Когда ребенок будет читать (говорить) при произношении ударной гласной, подбородок будет касаться кулачков.

В процессе обучения грамоте дошкольники знакомятся с предложением. Учатся составлять предложения из 2-3 слов. Дети называют, первое, второе… слово впредложении, меняют слова местами, заменяют слово (Составь предложение).

Дидактические игры «Угадай-ка», «Подбери слово к схеме», «Кто в каком домике живет», необходимо соотнести название картинки с моделью слова.

В подготовительной группе решаются следующие задачи: дети учатся анализу и синтезу предложений разной конструкции, знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв резной азбуки.

С помощью «Живой модели» дети составляют предложения, определяют количество слов, заменяют слова.

В работу по проведению звукового анализа слова обязательно включается вычленение и обозначение словесного ударения на фоне слитного произнесения слова с одновременным ведением указки под выложенным словом.

Одной из важных задач при проведении звукового анализа слов является знакомство детей с гласными буквами и правилами их написания после твердых и мягких согласных звуков. (буквы я, е, ё, ю, и –пишутся после мягких согласных звуков, а, о, э, у –после твердых согласных, игра «Угадай, что изменилось?»).

Каждую введенную букву дети рассматривают, говорят, на что она похожа, знакомятся с маленькой и заглавной буквой. Узнаем и закрепляем, для чего нужна заглавная буква.

Походу ознакомления с буквами заменяем в схемах фишки на буквы. Знакомимся с правилами написания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

После нескольких согласных букв знакомимся с ь. (мел –мель)… С разделительной функцией буквы (Коля –колья) и с функцией смягчения(пальто-коньки).

Разделительная функция ъ раскрывается на сравнении двух слов (сел – съел).

Для обучения чтения на начальном этапе используем пособие «окошечки».

Словесные игры включены в каждое занятие. Основной целью их является закрепление полученных знаний. Они должны быть строго регламентированы, при точности и правильности методики обучения должен быть сохранен свойственный играм развлекательный и эмоциональный характер.

Умение педагога вызвать интерес ребёнка к собственной активности, а не просто передавать детям какие-либо знания, важная составляющая образовательного процесса. Чтобы поддержать этот интерес, педагогу необходимо использовать проблемные ситуации в НОД. Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенштейн С.Л. говорил, что «Мышление обычно начинается с проблемы или вопроса, с противоречия. Проблемной ситуацией определяется вовлечение личности в мыслительный процесс».

У воспитателей часто возникают сложности с подбором проблемных ситуаций.Приемы зрительной, слуховой, двигательной наглядности, занимательные и доступные детям вопросы, загадки, моменты неожиданности, удивления, загадочности, соревнования способствуют активизации мыслительной деятельности.

Игры используемые в НОД и в индивидуальной работе с воспитанниками:

1.Выделение звука на фоне слова

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Где звук?»

Развитие умений определять, где находится звук.

Карточки, на которых написаны слова, где изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова)

Воспитатель называет слова, а дети должны определить, где находится данный звук.

«Где спрятался звук?»

Развитие умения устанавливать место звука в слове.

У воспитателя - набор предметных картинок; а у детей – карточка, разделенная на три квадрата, в каждом квадрате изображено место звука в слове.

Воспитатель показывает картинку. Дети называют предмет, который изображен и с помощью карточки указывают место звука в словах.

«Узнай звук»

Развитие умений находить слова с изучаемым звуком.

Воспитатель называет слова, а дети хлопают в ладоши в том случае, если прозвучало слово с изучаемым звуком.

«Выдели звук»

Развитие умений выделять первый звук в слове.

Карточка с загадкой, а на обратной стороне – отгадка.

Воспитатель загадывает загадку. Ребенок произносит слово и выделяет первый звук. Если ребенок затрудняется в отгадывании загадки, то воспитатель показывает отгадку.

2. Постановка ударения.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Исправь ошибку»

Карточки со словами (для воспитателя).

Произносятся слова с неправильной и правильной постановкой ударения. Ребенок внимательно слушает и исправляет ошибку, если она есть. За правильный ответ – фишка.

«Соберем урожай»

Развитие умения ставить в словах ударение.

Карточки с изображением овощей и фруктов; две корзины.

2 команды. Каждая команда берет корзинку, в которую будут собирать урожай. 1-я команда выбирает карточки с изображением овощей, другая – фруктов. Дети называют овощ (фрукт) и ставят ударение. Если ударение поставлено, верно, то овощ (фрукт) кладут в корзину. Выигрывает та команда, которая быстрее соберет свой урожай.

3. Выделение ударного слога.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Цветы»

Развитие умение определять количество слогов в слове.

Предметные картинки (цветы).

На столе воспитателя картинки, на которых изображены цветы. Детям нужно выбрать сначала те из них, на которых изображены цветы с односложными названиями, затем состоящие из двух, трех слогов.

«Зоопарк»

Развитие умения подбирать с заданным количеством слогов.

Три кармашка, на каждом нарисована клетка для зверей, вверху – слоговой состав слов; карточки с изображением животных.

Воспитатель говорит, что для зоопарка сделали новые клетки. Детям предлагается определить, каких зверей, в какую клетку можно посадить. Дети по одному выходят к фланелеграфу, берут карточку с изображением животного, называют его, при помощи хлопков определяют количество слогов в слове. По количеству слогов они находят клетку для названного животного и кладут карточку в соответствующий кармашек.

«Чудесный мешочек»

Развитие умений делить слова на слоги.

Мешочек из ткани с различными предметами, в названиях которых 1,2 ,3 слога.

Дети по порядку выходят, вынимают из мешочка предмет и называют его. Слово повторяется по слогам, и дети называют количество слогов в слове. Игра идет как соревнование.

«Купи игрушку»

Игрушки: мяч, кукла, мишка, машина, дудка, собака, кубики.

Воспитатель раскладывает на столе игрушки и предлагает детям «купить» те из них, в названиях которых 2 слога, 3 слога. Дети подходят к столу, выбирают игрушку, четко произносят по слогам слово. Если ответ правильный дети забирают игрушку.

«Молчанка»

Развитие умения определять количество слогов в слове.

Карточки с цифрами 1, 2, 3 (у каждого ребенка).

Воспитатель называет слово, а дети поднимают карточку с цифрой, соответствующей количеству слогов в данном слове.

«Слог – шаг»

Развитие умения подбирать слова с заданным количеством слогов.

Воспитатель дает каждому ребенку задание: «Сделай два шага вперед!», «Сделай три шага вперед!» Ребенок должен вспомнить слово из стольких слогов, сколько шагов ему предложено сделать, и четко произнести его по слогам так, чтобы каждому шагу соответствовало произнесение одного слога.

«Один – два – три»

Развитие умения слышать слог в слове.

Предметные картинки, в названиях которых первый, второй, третий слог ударный.

Картинки выставляются на наборное полотно. Каждая команда получает одну из цифр 1,2 или 3 и соответственно ей подбирает картинки с первым. Вторым, третьим ударным слогом. Представители команд выходят, берут по одной картинке. Следующий ребенок из команды выходит тогда, когда предыдущий садится на место. Выигрывает команда, которая быстрее и с меньшим числом ошибок закончит игру.

«Ударный слог»

Карточки со словами для воспитателя.

Воспитатель называет детям слова, состоящие из 1, 2, 3 слогов. Задача детей: Выделить и назвать ударный слог.

«Загадка»

Закрепление умений выделять ударный слог.

У воспитателя карточки с загадками и отгадками.

Воспитатель загадывает загадку, а дети отгадывают и на наборном полотне находят отгадку. Затем детям дается задание: назвать только те отгадки, где второй, первый, третий слог

4. Дифференциация гласных и согласных.

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Найди место»

Предметные картинки; два кружка: синего и красного цвета у каждого ребенка.

Дети раскладывают картинки под синим или красным кружком в зависимости от того. С гласного или согласного звука начинается название картинки.

«Кто больше»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Дети делятся на несколько групп. Каждой группе воспитатель предлагает выбрать один гласный или согласный звук. Когда звук выбран, дети вспоминают названия предметов, начинающиеся с данного звука. Выигрывает та группа, которая назвала большее число слов.

«Найди предмет»

Закрепление знаний о гласных звуках.

У воспитателя – предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат предметные картинки, дети выходят по одному и выбирают картинку, в названии которой первый звук гласный. Ребенок показывает карточку остальным, выделяет первый звук, а остальные дети проверяют.

«Лото»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Карточки лото, разделенные на три квадрата, в каждом квадрате картинка; синие и красные полоски, которыми надо будет закрывать предметные картинки.

Дети получают карточку и четыре полоски (2 синие и 2 красные). Дети называют картинку, выделяют первый звук, если он гласный – закрывают красной полоской, если согласный – синей. Кто быстрее и правильнее закроет все предметы, тот выигрывает.

«Найди картинке место»

Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Домик с кармашками (синего и красного цвета); предметные картинки.

У воспитателя на столе лежат стопкой предметные картинки перевернутые. Дети по одному выходят к столу, берут одну картинку, называют предмет, изображенный на ней, выделяют первый звук, определяют гласный он или согласный, после чего кладут картинку в нужный кармашек (синий, красный). Работа продолжается до тех пор. Пока все картинки не будут разложены по местам.

«Поезд»

Развитие умения выделять гласные звуки.

Поезд с буквами, предметные картинки.

Воспитатель рассказывает, что однажды животные решили поехать в город, но они не знают, кому в каком вагоне ехать. Вы должны им помочь, выделите гласный звук и посадите животное в вагон с данной буквой.

«Кто в домике живет»

Развитие умения определять наличие звука в слове.

Домик, набор предметных картинок.

В домике живут только те животные, в названиях которых есть звук «о». За ответ – фишка.

5. Слог, как часть слова (для читающих детей).

Название игры

Цель

Оборудование

Ход игры

«Перевертыши»

Карточки со слогами у каждого ребенка.

Воспитатель по отдельности называет два слога. Дети берут карточки со слогами и составляют из них одно слово, а потом, переставив карточки, другое. Выигрывает тот, кто назовет, какие два слова получились.

«Домино»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

У каждого ребенка по пластинке домино и одна у воспитателя.

Воспитатель выкладывает свою пластинку домино со слогом «тра» и предлагает детям подобрать пластинку так, чтобы получилось слово. Кто первым нашел пластинку, выставляет ее. Игра заканчивается пластинкой пусто. Выигрывает тот, у кого осталось меньше пластинок.

«Часы»

Развитие умения составлять слова из слогов, накопление в памяти слоговых образов.

Круг с передвигающимися стрелками, набор слоговых структур.

Первый ребенок ставит часовую стрелку на любой слог, второй ребенок ставит минутную стрелку на другой слог так, чтобы получилось слово. Игра продолжается до тех пор, пока не используются все слоги.

. .

Учитель начальных классов МБОУ «Шаховская СОШ» с.Шахи, Павловский район, Алтайский край

Данный материал представляет собой конспект занятия по обучению грамоте для детей подготовительной группы (6-7 лет). Тема занятия: Звук [ч’], буква Ч.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Тема: Звук [ч’], буква Ч.

Цели:

Создать условия для знакомства со звуком [ч’] и буквой Ч, которой он обозначается на письме;

Выделить характерные особенности звука [ч’], уточнить его артикуляцию;

Упражнять детей в умении выделять звук [ч’] на фоне целого слова, определять его место в слове, придумывать слова с заданным звуком;

Развивать фонематический слух детей, мелкую моторику;

Воспитывать умение слушать речь взрослого и друг друга, работать в течение всего занятия.

Оборудование : презентация, компьютер, проектор, сигнальные карточки, карточки-смайлики, элементы буквы Ч для каждого ребенка (изготовленные из бархатной бумаги).

Ход занятия

1. Приветствие.Проверка готовности к занятию.

Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли необходимое для занятия есть у вас на партах: тетрадки, цветные карандаши и простой карандаш.

2. Психологический настрой, мотивация предстоящей деятельности.

Сегодня нас ждет много интересной работы, мы будем узнавать новое, радоваться успехам, а с неудачами справляться вместе.

У каждого из вас на партах лежат смайлики, покажите, пожалуйста, при помощи них свое настроение. (педагог тоже показывает смайлик). Я думаю, что на занятии вам не придется скучать, и к концу нашей работы ваше настроение только улучшится.

Итак, ребята, за работу!

3. Актуализация знаний.

На прошлом занятии мы выучили скороговорку. Давайте вспомним ее. (фото 1) (один ребенок напоминает остальным)

Произнесем ее вместе медленно.

Теперь произнесем ее быстро.

Какой звук встречается чаще других?

Вспомним, какой он: согласный или гласный? Твердый или мягкий? Что еще мы знаем об этом звуке?

Каким цветом на схеме обозначается твердый согласный? (фото 2)

Молодцы!

Какой буквой обозначается этот звук? (фото3). Назовем ее все вместе.

4. Работа по теме занятия.

Сегодня мы с вами должны познакомиться с новым звуком, узнать о нем много интересного, а еще познакомиться с буквой, которой он обозначается на письме.

Для того, чтобы узнать, что это за звук, отгадайте загадку: (фото4)

Он зеленый, попрыгучий,

Совершенно неколючий,

На лугу весь день стрекочет,

Удивить нас песней хочет. (кузнечик)

Кто это? А вы видели настоящих кузнечиков? А слышали ли вы, как стрекочет кузнечик?

Я предлагаю вам сейчас послушать стрекотание кузнечика, но для того, чтобы его услышать, нам с вами нужно на минутку замереть и внимательно-внимательно слушать. (фото 5)

Услышали, как стрекочет кузнечик? Давайте теперь мы с вами попробуем превратиться в маленьких кузнечиков и пострекотать: ч-ч-ч-ч-ч-ч.

Какой звук мы с вами сейчас произносили?

Как вы думаете, звук [ч’] согласный или гласный?

Чтобы узнать, твердый он или мягкий, послушаем звуки в словах (работаем в тетради и по презентации). Приготовили карандаши. Что изображено на первой картинке? Будем слушать звуки в слове часы. (последовательно выделяем каждый звук в слове, даем ему характеристику, раскрашиваем кружки в нужный цвет: гласный звук - красный, согласный твердый - синий, согласный мягкий - зеленый) Что изображено на второй картинке? Слушаем звуки в слове чашка. (работа проводится аналогично) (фото 6)

Итак, вы справились со схемами, молодцы! Что мы теперь можем сказать о звуке [ч’]? Еще ребята, звук [ч’] также, как и звук [ш] называется шипящим. (фото 7)

5. Физминутка на ковриках.

Мы на коврике стоим,

Во все стороны глядим,

Вправо, влево, вверх и вниз,

Посмотри и улыбнись. (Повороты головы вправо, влево, вверх, вниз)

Выше руки поднимай,

Вправо, влево покачай.

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Изображают как ветерок качает деревья)

Вправо, влево повернись,

И соседу улыбнись.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Повороты корпуса вправо, влево)

Вправо, влево наклонись,

Наклоняйся, не ленись,

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Наклоны вправо, влево)

А теперь пойдем вприсядку,

Мы веселые ребятки,

Вот так, еще раз,

Получается у нас! (Выполняют полуприседания)

А теперь мы все поскачем,

Как веселый звонкий мячик.

Вот так, еще раз,

Посмотрите все на нас! (Прыжки)

Руки выше подними,

Только носиком дыши.

Вот так, еще раз,

И закончим мы сейчас. (Дыхательные упражнения)

6) Продолжение работы по теме занятия.

Ребята, звук [ч’] на письме обозначается буквой Ч ч. (Фото 8). Назовем ее правильно все вместе: че.

Посмотрите внимательно на букву ч: на что она похожа? В тетрадках обведите в кружок те предмета, на который похожа буква Ч.

Ребята, посмотрите, у каждого из вас на партах лежат элементы буквы Ч, нам нужно будет собрать из них букву. (дети складывают букву Ч)

Молодцы, все быстро и правильно справились с этим заданием. А теперь проведите пальчиком по букве Ч, чтобы лучше ее запомнить. (дети пальчиком проводят по букве, элементы которой вырезаны из бархатной бумаги)

Удалось вам получше запомнить букву Ч?

А теперь внимательно посмотрим на доску, у нас в гостях очень умная ручка, которая умеет писать все-все буквы. Сегодня она нам покажет, как правильно пишется буква Ч. (фото 9)

Давайте теперь попробуем повторить движения умной ручки: берем в ручки простые карандашики, и в воздухе попробуем написать букву Ч.

Ну, а сейчас, я думаю, вы уже готовы поработать в тетрадях и сами написать букву Ч.

7) Музыкальная физминутка.

8) Закрепление полученных знаний.

Вы у меня сегодня настоящие молодцы, так здорово работаете, что я думаю, пришло время и поиграть. На доске картинки с изображением предметов, нужно найти среди них те, в названии которых есть звук [ч’].

Молодцы. А сейчас потренируемся находить в словах букву Ч: слова записаны на доске, вам нужно будет найти букву Ч и обвести ее в кружок. (фото10)

Здорово, у вас все получилось! Я вам предлагаю послушать скороговорку и подумать, какой звук встречается чаще других.

Потренируемся: повторяем все вместе скороговорку медленно, теперь быстро.

9) Итог занятия. Рефлексия.

С каким звуком мы сегодня познакомились? Что вы о нем узнали: какой он?

Какой буквой обозначается?

Что на занятии вам показалось наиболее интересным? Какое задание вам было трудно выполнять?

Покажите, пожалуйста, свои смайлики: какое настроение у вас сейчас?

Я рада, что ваше настроение и мое тоже улучшилось!

Занятие окончено. Вы сегодня все очень хорошо поработали! Молодцы!