Библия как источник мировой и отечественной культуры. Сюжеты Ветхого Завета в мировой и отечественной художественной культуры

Времена царя Ирода. Иудаизм представляет собой уникальный пример религии, которая в почти неизменном виде сохранилась с древности до наших дней. Сам еврейский народ пережил после описанных в Библии времен жестокие удары судьбы. В I в. до н.э. Палестина попала под власть римлян. Еврейская государственность некоторое время еще продолжала существовать. Особым блеском отличалось царствование Ирода Великого, личного друга сначала Марка Антония, повелителя римского Востока, а затем императора Августа. Именно в царствование Ирода родился Иисус Христос, которого, как повествует Библия, жестокий правитель безуспешно пытался уничтожить. Ирод же перестроил и богато украсил храм Яхве.

Иудейская война. После смерти Ирода римляне разделили Палестину между его наследниками. Затем основная ее часть вместе с Иерусалимом вошла в состав римской провинции Сирии. Римляне с предубеждением относились к иудеям и иудаизму, вера в единого, да еще незримого Бога казалась им диким суеверием. В свою очередь, ревнители иудейской религии ненавидели и презирали своих поработителей. Крошечная по сравнению с остальными владениями римлян Иудея не переставала быть "горячей точкой" на карте Римской державы — заговоры, попытки восстаний, политические убийства сделали эту территорию настоящим бурлящим котлом, давление внутри которого все возрастало. Наконец, разразился взрыв: во времена знаменитого императора Нерона началось мощное восстание, вошедшее в историю под названием Иудейской войны или Первого иудейского восстания (66—73 гг. н.э.). Первоначально восставшим сопутствовал успех: они разгромили римский легион, посланный на подавление мятежа, после этого движение распространилось на всю территорию Иудеи. Однако силы сторон были слишком неравны, и затянулись боевые действия лишь потому, что римляне были отвлечены разразившейся у них гражданской войной, в результате которой императором стал Веспасиан, тот самый военачальник, которому Нерон поручил руководить подавлением восстания в Иудее.

Судьба Второго храма. Стена плача. Хотя иудейские повстанцы сражались с мужеством отчаяния, вдохновляясь пророчествами Писания, римляне под командованием Тита, старшего сына императора Веспасиана, после продолжительной осады штурмом взяли Иерусалим и разрушили Второй храм. При этом штурмовавших поразило, что, хотя во дворе и в самом храме лилась кровь, падали убитые, воздух оглашался душераздирающими воплями раненых и умирающих, яростными криками римских солдат, служба в храме шла по установленному порядку, пока не упал мертвым последний священник.

Уцелевшее население Иерусалима было продано в рабство. Взятые в плен с оружием в руках должны были насмерть сражаться на арене амфитеатра для увеселения римской толпы. Храмовые сокровища попали в императорскую казну, их изображения, в частности, золотой семисвечник, мы до сих пор можем видеть на рельефах триумфальной арки Тита. Ковчег же Завета с помещенными в нем скрижалями Моисея бесследно исчез еще при разрушении Первого храма Навуходоносором.

Храм Яхве в Иерусалиме так никогда и не был восстановлен после своего разрушения в 70 году. Когда во II в. н.э. иудеи вновь восстали против римлян и даже на короткое время захватили Иерусалим, лежавший в развалинах со времен Тита (Второе иудейское восстание часто называется восстанием Бар-Кохбы — так, “сыном звезды”, назвал себя его вождь Симон, который объявил себя мессией), римская военная машина сработала с обычной четкостью. Когда все закончилось, евреям было под страхом смерти запрещено появляться на территории бывшего Иерусалима. На месте столицы Иудеи был отстроен новый город, римская военная колония Элия Капитолина. Лишь раз в год, в определенный день, евреям было разрешено у Стены плача, что уцелела от храма, оплакать скорбную участь своего народа.

Попытка восстановить храм была предпринята римским императором Юлианом, ярым противником христиан — к тому времени (вторая половина IV в.) христиане и иудеи находились в непримиримой вражде друг с другом. Однако какие-то загадочные природные явления заставили его отказаться от этого намерения, да и царствование его оказалось слишком кратким. Вскоре он отправился на войну с персами и был смертельно ранен в бою. Перед смертью он будто бы произнес: “Ты победил, Галилеянин”, имея в виду Иисуса Христа, который был уроженцем Галилеи, как тогда назывался север Палестины.

В дальнейшем арабские завоеватели, отвоевавшие Палестину у Византии, построили на месте храма Яхве мечеть, которая является одной из величайших святынь ислама. Таким образом, вновь построить храм оказалось невозможным даже с образованием государства Израиль, когда еврейская государственность после Второй мировой войны была восстановлена.

Хотя эмиграция евреев за пределы Палестины наблюдалась уже в эпоху эллинизма, начало их диаспоры (“рассеяние” - в переводе с греческого), то есть расселения по всему миру, обычно датируют временем Первого иудейского восстания. Но, где бы иудеи ни появлялись, они поселялись компактно и центром их религиозной и общественной жизни становилась синагога (“место собрания” - в переводе с греческого). Никакие храмы не строились, так как, согласно канонам иудаизма, храм Яхве может быть только один — в Иерусалиме.

Ветхий Завет и мировые религии. Верующие евреи свято верят в истинность каждого слова Писания и считают, что обещанный в Книге Даниила приход мессии еще впереди. В христианстве и исламе, которые заимствовали немалую часть теории и практики иудаизма, считается, что приход мессии уже состоялся. Христиане считают мессией Иисуса из Назарета, тогда как мусульмане полагают, что Иисус был одним из пророков (пророк Иса), подготовивших приход Мухаммада, основателя ислама.

Мифологические образы и сюжеты Ветхого завета являются, таким образом, важной составной частью трех религий. На них в значительной части строилась (а в религиозной среде и строится) система воспитания и образования подрастающего поколения. Соответственно, библейская мифология на всем протяжении позднейшей истории человечества находила отражение в изобразительном искусстве, литературе, идеологии и политике. В особенности это относится к христианским странам, так как в иудаизме и исламе религиозные каноны запрещают изображение живых существ (чтобы не нарушить вторую заповедь Моисея). Правда, поначалу этот запрет соблюдался, видимо, не очень строго: например, синагога античного времени из сирийского города Дура-Европос расписана фресками на ветхозаветные сюжеты.

Персонажи Ветхого Завета в искусстве и революционных потрясениях. В иконописи, в картинах, скульптурах и рельефах как выдающихся, так и безвестных мастеров средневековья, Возрождения и нового времени перед нами предстают герои Ветхого Завета, от Адама и Евы до библейских пророков. Во времена революционных подъемов и социальных катаклизмов Библия была неистощимым идеологическим арсеналом борцов против несправедливости и угнетения. Разумеется, в первую очередь они черпали аргументы из евангельского учения Иисуса Христа и апостолов, но не был забыт и Ветхий Завет. Популярным во время борьбы против феодальных привилегий был риторический вопрос: “Когда Адам пахал, а Ева пряла, то кто же был дворянином?!” Во время Крестьянской войны в Германии XVI в. в одном из воззваний выражалась надежда, что, как Господь спас притесняемых фараоном евреев, так и в Германии он услышит вопль угнетенных и спасет их в самом скором времени. Политические памфлеты времен Английской революции своим пафосом напоминают ветхозаветных пророков.

В XIX в. в гимне русских революционеров-демократов были слова:

Не сотворим себе кумиров Ни на земле, ни в небесах. За все дары и блага мира Мы не падем пред ними в прах.

Здесь, конечно, во вторую заповедь Моисея вложено совсем иное содержание, но изложено оно языком Ветхого завета.

Когда Россия приблизилась к революции и дело дошло до вооруженных столкновений, сопровождавшихся человеческими жертвами, то на демонстрациях и похоронах революционеров звучала песня «Вы жертвою пали…», в конце которой были пророческие слова:

“А деспот пирует в роскошном дворце, Тревогу вином заливая. Но грозные буквы давно на стене Чертит уж рука роковая!”

В те годы не надо было объяснять, кто имеется в виду, но сами впечатляющие образы почерпнуты из сцены пира Валтасара в ветхозаветной Книге Даниила.

Книги Ветхого Завета

Все Ветхозаветные книги по содержанию разделяются на четыре раздела:

1. Законоположительные, то есть составляющие главное основание Ветхого Завета. Это пять книг пророка Моисея:

1) Бытие; 2) Исход; 3) Левит; 4) Числа; 5) Второзаконие.

2. Исторические, содержащие преимущественно историю религии и жизни еврейского народа, сохранявшего веру в истинного Бога: 1) Книга Иисуса Навина; 2) Книга Судей (с ней вместе - книга Руфь); 3) Первая и вторая книги Царств;

4) Третья и четвёртая книги Царств; 5) Первая и вторая книги Паралипоменон (дополнений); 6) Первая книга Ездры и книга Неемии; 7) Книга Есфирь.

3. Учительные, содержащие учение о вере: 1) Книга Иова; 2) Псалтирь царя Давида; 3) Притчи Соломона; 4) Екклезиаст (то есть церковный проповедник) [тоже Соломона]; 5) Песнь Песней (то есть превосходнейшая песнь) [тоже Соломона].

4. Пророческие, то есть содержащие пророчества, предсказания о будущем. Это книги великих пророков: 1) Исаии; 2) Иеремии; 3) Иезекииля; 4) Даниила и 5) Книги двенадцати малых пророков.

Приведенное выше исчисление Ветхозаветных книг, когда несколько книг могут быть соединены и записаны здесь под одной цифрой, связано с количеством букв еврейского алфавита: еврейские священники в древности расположили эти книги так, чтобы их было 22, в соответствии с количеством букв еврейского алфавита, хотя на самом деле этих книг больше. Православная Церковь считает каждую книгу отдельно, без искусственного сокращения их количества.

Эти 22 книги (по еврейской традиции) являются каноническими. Они создавались на древнееврейском языке в разное время, а около 164 года до Р. X., после возвращения евреев из Вавилонского пленения, были окончательно собраны, проверены и помещены в Иерусалимском храме. Так был составлен канон ветхозаветных книг (канон - образец, верный, правильный список).

Кроме этих книг есть ещё неканонические книги. Они сохранились и были взяты из греческого перевода ветхозаветных книг, сделанного за три столетия до Рождества Христова. Этот перевод пользуется особым уважением Православной Церкви, именно с него был сделан перевод Ветхого Завета на славянский язык. К неканоническим книгам Ветхого Завета относятся: 1) Книга Товита; 2) Книга Иудифь; 3) Премудрости Соломона; 4) Книга Иисуса, сына Сирахова; 5) Послание Иеремии; 6) Книга Варуха; 7) Три книги Маккавейские;8) Третья книга Ездры.

СЮЖЕТЫ ВЕТХОГО ЗАВЕТА: СОТВОРЕНИЕ МИРА, СОТВОРЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, ГРЕХОПАДЕНИЕ

О сотворении мира и человека

Человек - существо особенное, наделённое разумом, речью и свободной волей. Будучи обладателем разума и осмысленного слова, человек с самых древних времён стремился объяснить происхождение всего видимого и даже невидимого, но явного или иногда открывающегося человеку. Все народы занимались такими «объяснениями» и создавали мифы, легенды и сказания о сотворении мира и человека. О том, насколько они близки к истине, до сих пор спорят учёные, но мифологические сюжеты нашли своё место в сознании людей, отражаясь в творчестве древнейших безымянных художников, классиков Возрождения, Средневековья и Нового времени, а также в современном искусстве.

Представления разных народов о начале бытия всего сущего поражают удивительным сходством в самых главных, первоначальных и определяющих чертах. В большинстве мифов и религий Земля и Человек возникли по достаточно

общей, так сказать, типовой модели. Жители тихоокеанских островов, ацтеки и другие древние народы сохранили в своей памяти версию создания Вселенной, схожую с той, которую донесла до нас Библия.

Книга «Бытие» Ветхого Завета рассказывает о факте и последовательности творения мира чрезвычайно лаконичным и подлинно поэтическим языком, на протяжении тысячелетий доступным для понимания и духовного творческого осмысления. Эти сжатые и вдохновенные строки и поныне остаются источником размышлений, споров, откровений, творческих поисков и воплощений. От сотворения мира велось первое летосчисление (5508 лет до Рождества Христова), прообразом семидневной недели явились шесть дней творения и седьмой день отдыха Творца от всех дел Своих.

Давайте познакомимся с текстом книги «Бытие» Ветхого Завета. Читать нужно вдумчиво и не спеша, потому что эта книга, как и вся Библия, является не только древнейшим историческим и культурным памятником, но и высшей духовной поэзией. Большинство народов планеты обращается к Библии как к источнику вдохновения и руководствуются ею в своём философском и художественном творчестве.

БЫТИЕ

1. В начале сотворил Бог небо и землю1 2. Земля же была безвидна и пуста 2 , и тьма над бездною,

Слово «небо» означает здесь невидимый духовный мир, а «земля» - видимую материю.

Слова «безвидна и пуста» характеризуют первобытную массу, дают идею о состоянии полного хаоса, в котором элементы будущего света, воздуха, земли, воды и также зародыши растительной и животной жизни не поддавались ещё никакому различению и были как бы перемешаны между собой.

Грехопадение Адама и Евы

Согласно Библии, человек был создан как мудрый хозяин природы, владеющий речью, способный постигать суть предметов явлений и имеющий право давать названия каждой твари (от слова «творить», т. е. сотворенные существа). Для человека были созданы необыкновенно благоприятные условия: он жил в раю, где всё было в изобилии для него и его жены. Однако первым людям была дана заповедь: не есть плодов дерева познания добра и зла. Третья глава книги «Бытие» рассказывает, что, имея всё полезное для жизни, первые люди соблазнились запретными плодами, в результате чего стали доступны греху и смерти. Имея по-прежнему свободную волю в любом выборе, люди стали склоняться ко злу, что наполняло их жизнь и жизни других людей страданиями и несчастиями. После грехопадения люди от рождения имеют способность распознавать добро и зло, но духовная незрелость не позволяет им правильно сделать выбор, склоняя их к сиюминутной выгоде или удовольствию и делая их пленниками греха, зла. О том, как произошло грехопадение первого человека и его жены, рассказывает третья глава книги «Бытие».

Использованы материалы кн.:

А.В. Бородина Основы православной культуры, Москва, "покров", 2003

Ветхий Завет - библейский термин, имеющий двоякое значение: 1) во-первых, под ним разумеется договор, который Бог заключал с различными представителями древнего человечества для того, чтобы через них сохранить истинную веру среди распространявшегося повсюду заблуждения. Вполне определенный характер взаимного договора завет получил в лице Авраама, который выступил как родоначальник избранного народа, долженствовавшего принять на себя специальную историческую миссию - быть носителем истинной религии среди языческого мира. Аврааму было обещано, что за сохранение им истинной веры от него произойдет многочисленное потомство, во владение которому отдана будет обширная страна - "от реки Египетской до реки Евфрата". Видимым знаком принятия завета стало служить обрезание. Это была первая, личная стадия договора. Вторая стадия его имеет национальный характер; она началась после выхода евреев из Египта. При горе Синае Бог заключил с еврейским народом, чрез Моисея, завет, который должен был служить отчасти подтверждением прежних, отчасти необходимым завершением их - и выражением этого завета было синайское законодательство Целью завета было выделить израильский народ из среды остального человечества и сделать его избранным царством, в котором могли бы сохраниться и развиваться семена истинной веры, предназначенной впоследствие распространиться на все человечество (Второзаконие, XXIX, 10 - 13, 18). Иегова, Царь всей земли становится преимущественно царем израильского народа, получает верховную власть над ним, делается его законодателем, постановления которого народ обязывается принять и свято соблюдать. В случае соблюдения договора, Иегова обещает избранному народу свое особое покровительство, будет править им посредством особых законов, способных обеспечить ему пользование неоценимыми преимуществами истинной религии, а также и все блага свободы, мира и благоденствия. Совокупность таких отношений Иеговы к избранному народу есть "теократия", и ветхий завет, в этом смысле, есть синоним теократии или богоправления. Вся последующая история израильского народа была выражением этой теократии, вследствие чего самая история библейская, до Р. X., часто называется "историей ветхого завета". Строгими блюстителями завета были пророки, которые, своей пламенной речью беспощадно бичевали всех нарушителей завета, не щадя ни царей, ни вообще сильных Mиpa сего. Только благодаря пророкам, в сознании народа, наконец, настолько укрепилась идея его избранности, что он мог сохранить свое национальное существование до того времени когда ветхая теократия сменена была новопровозглашенным "Царством Божиим" и Ветхий Завет уступил место новому завету, имевшему совершенно иную задачу. - 2) Во втором смысле под Ветхим Заветом разумеется собрание священных книг, составляющих первую, дохристианскую часть Библии, в отличие от Нового Завета, как собрания священных книг собственно христианского происхождения. О составе и названиях этих книг. Ветхим Заветом эта часть Библии называется вследствие самого содержания входящих в нее книг, имеющих своим предметом изложение ветхозаветного домостроительства в различных фазисах его исторического развития. Сначала является литература историческая, с ее почти эпическою простотой в рассказе о первобытных временах, и к ней примыкает литература обрядово-юридическая, соответствующая зачаткам национальнополитической стадии в развитии народа. Затем, опять после ряда исторических книг, соответствующих высшей стадии в политическом развитии, является литература политическая, выражающая полный расцвет внутренней духовной жизни, и, наконец, она сменяется литературой дидактической, соответствующей периоду национальной старости, с ее практическою мудростью и горькими разочарованиями в жизни. С этой стороны ветхозаветные книги составляют такой же драгоценный источник для истории национального развития древнееврейского народа, как и литература всякого другого народа, с тем великим преимуществом, что нить этого развития в ней проводится с наглядностью и величайшею последовательностью. Самое название В. З. явилось весьма рано; оно встречается у ап. Павла во 2-м его Послании к коринфянам, где он говорит о "чтении Ветхого Завета" (III, 14). Слово "завет" составляет перевод греческого diaJhkh, которое на западе нашло себе выражение в слове test amentum. Что касается соотношения Ветхого и Нового Заветов между собой, то внутренняя органическая связь их содержания рельефно выражена в известном латинском двустишии: Vetus Testamentum in Novo patet, Novum autem in Vetere latet, т. e. Ветхий Завет в новом открывается, Новый же в Ветхом скрывается.

Обе изложенные стороны Ветхого Завета были предметом многочисленных исследований, и к первой стороне в действительности может быть отнесена вся библейско-историческая литература, в которой многие сочинения прямо называются "историей Ветхого Завета" (как напр., известный труд Kurtz"a, "Die Geschichte des Alten Bundes", 3 изд. 1864 г.). Вторая, литературная сторона также была предметом многих историко-литературных исследований и еще более критических, особенно размножившихся с начала настоящего столетия, под влиянием так называемого библейского рационализма. Из цельных курсов по истории ветхозаветной литературы известны сочинения Jul. Furst, "Geschichte der bibl. Literatur. " (1867 и 1870); Noldeke, "Geschichte der altest. Literatur" и др.

Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880

В данной статье мы предлагаем Вам ознакомиться с наиболее известными библейскими сюжетами. Известно, что библейские сюжеты стали основой многих произведений культуры. Знакомство с библейскими историями не просто учит нас мудрости, терпимости и вере. Библейские сказания помогают нам лучше понимать культуру и самих себя.

В данном материале мы предлагаем Вам библейские истории Ветхого и Нового Заветов. Величайшие пророки, цари Древнего Мира, апостолы и сам Христос - вот герои эпических библейских сказаний.

Сотворение мира.

Библейская история о сотворении мира описана в Книге Бытия (1-я глава). Данный библейский сюжет является основополагающим для всей Библии. Он не только рассказывает, как все началось, он также устанавливает основные учения о том, кто есть Бог и кто есть мы в отношениях с Богом.

Сотворение человека.

Человек был создан на шестой день творения. Из данного библейского сказания мы узнаем, что человек – вершина мироздания, созданный по образу Бога. Это источник человеческого достоинства, и именно поэтому мы следуем духовному росту, поэтому мы будем больше походить на него. Сотворив первых людей, Господь завещал им плодиться, размножаться, наполнять землю и владычествовать над животными.

Адам и Ева – история любви и грехопадения

История создания первых людей Адама и Евы и о том, как сатана под видом змея соблазнил Еву согрешить и съесть запретный плод от дерева добра и зла. Глава 3 Бытия описывает историю грехопадения и изгнания из эдема первых людей. Адам и его жена Ева - в Библии первые люди на Земле, сотворённые Богом и прародители человеческого рода.

Каин и Авель – история первого убийства.

Каин и Авель – братья, сыновья первых людей – Адама и Евы. Каин убил Авеля из-за ревности. Сюжет о Каине и Авеле – сюжет о первом убийстве на молодой Земле. Авель был скотоводом, а Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями. Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, и Бог принял его жертву, тогда как жертву Каина - плоды земли - отклонил из-за того, что принесена она была не с чистым сердцем.

Долголетие первых людей.

Нам множество раз в комментариях к главам книги Бытия задавали вопрос, почему люди в те времена жили так долго. Попытаемся представить, все возможные толкования данного факта.

Великий Потоп.

Главы 6-9 Книги Бытия рассказывают историю Великого Потопа. Бог прогневался на грехи человечества и послал на землю дожди, ставшие причиной Всемирного Потопа. Единственными людьми, которым удалось спастись, оказались Ной и его семья. Бог завещал Ною построить ковчег, который и стал укрытием для его и его родных, а также для животных и птиц, коих Ной взял с собой в ковчег.

Вавилонское столпотворение

После Великого Потопа человечество представляло собой единый народ и говорило на одном языке. Пришедшие с востока племена решили построить город Вавилоном и башню до небес. Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки из-за чего люди перестали понимать друг друга и не смогли продолжить строительство.

Завет Авраама с Господом

В Книге Бытия несколько глав посвящено послепотопному патриарху Аврааму. Авраам был первым человеком, с которым Господь Бог заключил Завет, согласно которому, Авраам станет отцом многих народов.

Жертвоприношение Исаака.

В Книге Бытия описана история несостоявшегося жертвоприношения Исаака отцом его – Авраамом. Согласно Бытию, Бог призвал Авраама принести своего сына Исаака в жертву «во всесожжение». Авраам, повиновался, не колеблясь, однако Господь пощадил Исаака, убедившись в преданности Авраама.

Исаак и Ревекка

История сына Авраама Исаака и его жены Ревекки. Ревекка была дочерью Вафуила и внучкой брата Авраама - Нахора (Авраам, живший в Ханаане, решил найти жену Исааку у себя на родине, в Харране).

Содом и Гоморра

Содом и Гоморра - два известных библейских города, которые, согласно Книге Бытия, были уничтожены Богом за греховность и разврат их жителей. Единственным, кому удалось выжить, оказались сын Авраама Лот с дочерями.

Лот и его дочери.

В трагедии Содома и Гоморры Бог пощадил лишь Лота и его дочерей, так как Лот оказался единственным праведником в Содоме. После бегства из Содома, Лот поселился в городе Сигор, однако вскоре ушел оттуда и поселился с дочерьми в пещере в горах.

История об Иосифе и его братьях

Библейская история Иосифа и его братьев рассказывается в Книге Бытия. Это история о Божьей верности обещаниям, данным Аврааму, Его всемогуществе, всесилии и всеведении. Братья Иосифа продали его в рабство, однако Господь таким образом направлял их судьбы, что они сами осуществили то, чему так стремились помешать – возвышению Иосифа.

Казни египетские

Согласно книге Исход, Моисей именем Господа требовал от фараона освободить порабощённых сынов Израилевых. Фараон не согласился и на Египет были обрушены 10 казней египетских – десять бедствий.

Странствования Моисея

История о сорокалетнем исходе евреев из Египта под предводительством Моисея. После сорока лет скитаний лет израильтяне обогнули Моав и вышли к берегу Иордана у горы Нево. Здесь Моисей умер, назначив своим преемником Иисуса Навина.

Манна небесная

Согласно Библии, манна небесная - пища, которой Бог кормил народ израильский во время 40-летних скитаний по пустыне после исхода из Египта. Манна выглядела как белые крупинки. Сбор манны происходил по утрам.

Десять заповедей

Согласно книге Исход, Господь дал Моисею десять заповедей о том, как надлежит жить и относиться к Богу и друг другу.

Битва за Иерихон

Библейский сюжет повествует о том, как преемник Моисея – Иисус Навин попросил Господа помочь ему взять город Иерихон, жители которого боялись израильтян и не желали отворять врата города.

Самсон и Далила

История Самсона и Далилы описана в Книге Судей. Далила - женщина, предавшая Самсона, отплатившая за любовь и преданность тем, что выдала секрет силы Самсона его злейшим врагам – филистимлянам.

История Руфи

Руфь – прабабушка Царя Давида. Руфь известна была своей праведностью и красотой. История Руфи олицетворяет собой праведное вхождение в еврейский народ.

Давид и Голиаф

Библейская история о молодом человеке, который, ведомый верой, победил великого воина. Молодой Давид – будущий богоизбранный царь Иудеи и Израиля.

Ковчег Завета Божия

Ковчег Завета- величайшая святыня еврейского народа, в котором хранились каменные Скрижали Завета, а также сосуд с манной и посох Аарона.

Мудрость Царя Соломона.

Царь Соломон - сын Давида и третий еврейский царь. Его царствование описывается как правление мудрое и справедливое. Соломон считался олицетворением мудрости.

Соломон и царица Савская

Библейский сюжет о том, как легендарная аравийская правительница Царица Савская нанесла визит известному своей мудростью Царю Соломону.

Золотой истукан Навуходоносора

Навуходоносор, увидевший во сне золотого истукана, не мог отделаться от желания самому сделать похожую статую огромных размеров и из чистейшего золота.

Царица Есфирь

Эсфирь была красивой, тихой, скромной, но энергичной и горячо преданной своему народу и своей религии женщиной. Является заступницей народа еврейского.

Иов многострадальный

Библейские сказания Нового Завета.

Рождение Иоанна Крестителя

Ветхий Завет заканчивается надеждой на то, что Бог пошлет Илию, чтобы подготовить людей к приходу Спасителя, Мессии. Таким человеком оказывается Иоанн Предтеча, который готовит людей к приходу Мессии, рассказывая им о покаянии.

Благовещение Пресвятой Богородицы

Библейский сюжет о возвещение архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении по плоти от нее Иисуса Христа. Ангел пришел к Богородице и произнес слова о том, что Она избрана Богом и обрела благодать у Бога.

Рождение Иисуса

Еще в Книге Бытия есть пророчества о приходе Мессии. Всего их в Ветхом Завете более 300. Данные пророчества сбываются в рождении Иисуса Христа.

Дары волхвов.

Три волхва приносят младенцу Иисусу дары на Рождество. В Библии волхвы - цари или маги, пришедшие с Востока поклониться младенцу Иисусу. Волхвы узнали о рождении Иисуса по явлению чудесной звезды.

Избиение младенцев

Избиение младенцев -новозаветной библейское предание, описанное в Евангелии от Матфея. В предании говорится о резне младенцев в Вифлееме после рождения Иисуса. Убитые младенцы почитаются рядом христианских церквей как святые мученики.

Крещение Иисуса

Иисус Христос пришёл к Иоанну Крестителю, находившемуся у реки Иордан в Вифаваре с целью принять крещение. Иоанн сказал: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». На это Иисус ответил, что «надлежит нам исполнить всякую правду», и принял крещение от Иоанна.

Искушение Христа

После крещения Иисус ушел в пустыню, чтобы принять сорокадневный пост. В пустыне дьявол искушал Иисуса. В христианстве искушение Христа дьяволом трактуется как одно из доказательств двойной природы Иисуса, а уязвление Им Дьявола - как пример борьбы со злом и благодатный результат крещения.

Иисус ходит по воде

Хождение Иисуса по водам -одно из чудес, совершённых Христом для уверения учеников в Его Божественности. Хождение по воде описывается в трёх Евангелиях. Это - известный библейский сюжет, который использовался для христианских икон, мозаик и пр.

Изгнание торгующих из храма

Библейский сюжет, описывающий эпизод земной жизни Мессии. На празднике Пасхи в Иерусалиме евреи сгоняли жертвенный скот и устраивали лавки в храме. После входа в Иерусалим, Христос направился в храм, увидел торговцев и изгнал их.

Тайная вечеря

Тайная вечеря-последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью учениками, во время которой Он установил таинство Евхаристии и предсказал предательство одного из учеников.

Моление о чаше

Моление о чаше или Гефсиманское моление - молитва Христа в Гефсиманском саду. Моление о чаше является выражением того, что Иисус имел две воли: Божественную и человеческую.

Поцелуй Иуды

Библейский сюжет, встречающийся в трех Евангелиях. Иуда поцеловал Христа ночью в Гефсиманском саду после моления о чаше. Поцелуй был знаком для ареста Мессии.

Суд Пилата

Суд Пилата - описанный в четырех Евангелиях суд римского прокуратора Иудеи Понтия Пилата над Иисусом Христом. Суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Отречение апостола Петра

Отречение Петра - новозаветный сюжет, повествующий о том, как апостол Пётр отрёкся от Иисуса после ареста. Отречение было предсказано Иисусом ещё во время Тайной Вечери.

Крестный путь

Крестный путь или несение креста - библейский сюжет, составная часть Страданий Иисуса, представляющий собой путь, проделанный Христом под тяжестью креста, на котором он в последствии и был распят.

Распятие Христово

Казнь Иисуса проходила на Голгофе. Казнь Христа через распятие на кресте - завершающий эпизод Страстей Христовых, который предшествует погребению и Воскресению Христову. Иисус страдал на кресте рядом с разбойниками.

Воскрешение.
На третий день после смерти Иисус Христос воскрес из мертвых. Его тело преобразилось. Он вышел из гроба, не нарушив синедрионовой печати и невидимый для стражи.

Культура >> Живопись

«Партнер» №1 (64) 2003г.

Сюжеты ветхого завета в изобразительном искусстве





С Библией по музеям Европы

Сюжеты Ветхого Завета, включая Пятикнижие Моисеево, занимают одно из центральных мест в изобразительном искусстве народов, исповедывавших христианство. Изображения библейских сюжетов должны были по представлению заказчика, которым являлась Христианская церковь, в доступной форме объяснять библейские тексты, способствовать их пониманию, усиливать эмоциональное восприятие и, следовательно, укреплять веру. Поэтому история библейских сюжетов в живописи, мозаике, пластике, витражах хронологически во многом совпадает с историей самой Христианской церкви. Однако было бы ошибочным считать христианское искусство простым воспроизведением библейских сюжетов. Всегда, во все времена рождались талантливые художники, создававшие великие творения изобразительного искусства, каждое из которых ценно и уникально тем, что выходит далеко за рамки отводившейся ему иллюстративной роли. Художников вдохновляли библейские темы, их глубокий смысл и философское содержание; на них оказывали огромное впечатление коллизии, описанные в Вечной книге.

Поскольку христианство возникло как новое учение на фундаменте иудаизма, первое время оно подчёркивало свою преемственность, древность своих истоков. При этом сюжеты Ветхого Завета занимали подобающее место в изобразительном искусстве раннего христианства, например, в базилике Санта Мария Маджоре, воздвигнутой в Риме в 432 -440 г. н. э. папой Сикстом III, находятся прекрасные мозаики на сюжеты ветхозаветных преданий.

Постепенно христианство стало удаляться от иудаизма, и эта тенденция не могла не сказаться на изобразительном искусстве: всё реже в работах художников стали встречаться сюжеты, связанные с Ветхим Заветом, всё больше появлялось сюжетов, навеянных Новым Заветом.

Тора запрещает изображение людей и животных. Не обсуждая причину и целесообразность этого запрета, следует признать, что на протяжении веков он соблюдался достаточно строго. Поэтому известны лишь отдельные примеры библейского изобразительного искусства, напрямую связанного с иудаизмом. Этот запрет какое-то время был предметом обсуждения первых христиан, которые, оставаясь приверженцами иудаизма, стремились только к некоей реформации своей веры. Однако позднее «священное изображение» прочно вошло в церковную практику и было узаконено в 787 г. на VII Вселенском соборе в Никее.

Изображения сюжетов Ветхого Завета были подвержены изменениям, их концепции менялись в зависимости от взглядов руководителей Христианской церкви - непосредственных заказчиков и в немалой степени зависели от трактовки самих художников.

Библейская живопись постепенно отходила от первоисточника - иудаистского толкования библейских сюжетов. При этом Христианская церковь, осознавая великую значимость Торы как фундамента христианства, стремилась доказать закономерность своего появления в качестве логического продолжения «старого учения». Все перечисленные тенденции прослеживаются и в изобразительном искусстве.

Новые религиозные воззрения и их воплощение в живописи

Расхождение христианства и иудаизма было процессом постепенным. Его началом послужили проповеди еврея Йешуа из Назарета (Иисус - греческая форма имени Йешуа). Это учение не было принято большинством правоверных иудеев. Но небольшая группа его учеников признала в нём «грядущего царя», поверила в непорочное зачатие и в родство с царём Давидом, помазанником Б-жьим (отсюда

Христос - от греческого „christos“ - «помазанник»). Позднее разногласия между сторонниками христианства углубились из-за различий в оценке гибели Иисуса и событий, последовавших за его смертью.

Голгофа

Для подтверждения божественности происхождения Христа в христианской живописи нередко использовался образ Адама, первого человека, чьё божественное происхождение описано в Ветхом Завете и не подвергается сомнению ни иудеями, ни христианами.

Одним из самых распространённых сюжетов христианской живописи стала казнь Христа. При этом Иисус часто изображался распятым у могилы Адама. Кровь распятого, стекающая на череп первого человека, как бы смывала с него и со всего человечества скверну греха. Изображение черепа Адама символически связывалось и с местом распятия: название Голгофа происходит от ивритского слова «гулголет» - череп. Именно форму черепа напоминала гора, на которой произошла казнь. Картины с подобной трактовкой сюжета достаточно распространены. В экспозициях многих крупных музеев мира имеются полотна, изображающие распятие Христа у могилы первого человека. Одна из наиболее выразительных картин находится в Антверпене в Королевском музее изящных искусств и принадлежит кисти художника Антонелло да Мессина (1475 г.).

Троица

В христианском изобразительном искусстве часто встречается сцена прихода к Аврааму трёх странников, посланников Божьих. В центре композиции обычно находятся трое мужчин (три странника), сидящих за столом, на котором расставлены угощения - это главная смысловая часть изобразительного ряда. Далее возможны дополнения: седовласый старик (Авраам), пожилая женщина, готовящая еду или просто наблюдающая за происходящим (Сарра), слуга, подносящий угощение (старший слуга Элизер). Сидящие за столом странники часто изображаются с нимбами над головами или крыльями за спиной. Эти детали - символы, раскрывающие сущность гостей Авраама - ангелов в образе людей. В библейском сюжете рассказывается о том, как однажды к 99-летнему Авраму явились три ангела под видом «трёх мужей», трёх странников. Хозяин оказал им гостеприимство, а гости сообщили, что через год у Сарры и Авраама родится сын. Благая весть вызвала радость и недоумение у престарелых супругов, но предсказание ангелов сбылось.

Этот отрывок Пятикнижия - основополагающего документа иудаизма, декларирующего единство Б-га, стал толковаться в христианстве как явление «Троицы» - Б-га, бытие которого проявляется в трёх ипостасях (Отца, Сына, Духа). Такое объяснение позволяло говорить о божественном происхождении Иисуса. Первоначально новая трактовка лишь незначительно затронула художественную композицию, она достаточно часто встречалась в мозаиках V- VI веков (Санта-Мария Маджоре в Риме, Сан-Витале в Равенне) и была доведена до совершенства великим Андреем Рублёвым в известной иконе, написанной для Троицко-Сергиевой лавры (Москва, Третьяковская галерея). Однако ещё в Византии стали изображать не связанную непосредственно с ветхозаветным сюжетом «Троицу новозаветную». В православной иконографии это были изображения Отца в виде старца, Христа, как отрока («Отечество») или взрослого мужа, и Духа в виде голубя, а в католических религиозных картинах - изображения седовласого Соваофа-властителя небесного, распятого Христа и голубя-Духа. Новые религиозные толкования практически вытеснили ветхозаветные изображения «Троицы». Таков, к примеру, сюжетный ряд известной картины А. Дюрера «Поклонение Троице» (1511 г), находящейся в венском Музее истории искусств.

Следует пояснить, что Соваоф (от ивритского «Цеваот» - «Воинства») - одно из имён Б-га, пришедшее в христианство из иудаизма, характеризующее Б- га как владыку всех небесных сил - планет и звёзд - «всё воинство небесное» (Втор.4,1). Изображение Духа в виде голубя связано с христианским преданием о явлении голубя в момент крещения Иисуса.

Приведённый пример - наглядное подтверждение трансформации, произошедшей с библейским сюжетом в изобразительном искусстве под влиянием изменений религиозных воззрений.

Сюжет с Авраамом в изобразительном искусстве

Одним из персонажей, почитаемых в иудаизме, христианстве и исламе является Авраам. Его библейский образ совмещает ряд граней. Он - родоначальник евреев, а через сыновей от Агари и Кетуры - различных арабских племён. Он - основатель новой религии - иудаизма, идеал преданности вере, заступник за людей перед Б-гом и даже герой-воитель

Один из образов Авраама в изобразительном искусстве связан со взглядом на него как на «отца верующих». В позднеиудейских и христианских представлениях существует понятие «Лоно Авраамово» - потустороннее место упокоения умерших праведников. В христианской живописи в соответствии с этим представлением изображается Авраам, на коленях которого за пазухой или во чреве сидят души в виде детей. Такие изображения часто встречаются в средневековом искусстве: «Золотые ворота» Фрейнбергского собора, «Княжеский портал» собора в Бамберге, роспись Успенского собора во Владимире.

Но самый распространённый сюжет с Авраамом - жертвоприношение.

Когда у пожилых Авраама и Сарры родился долгожданный сын - единственная надежда на продолжение рода, Б-г решил испытать Авраама, своего избранника, заключившего с ним «завет» - договор о поклонении единому Б-гу, об «избранном народе», прародителем которого станет Авраам, и о даровании этому народу Святой Земли.

«И Он сказал: прошу, возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака... и принеси его во всесожжение...» Авраам взял дрова, «возложил на Исаака, сына своего, и взял в руку огонь и нож; и пошли оба вместе» (Быт. 22, 2-6). На горе Мориа устроил Авраам жертвенник, разложил дрова, связал Исаака и положил поверх поленницы. Лишь в последнее мгновение, когда отец занёс нож над сыном, явился ангел и остановил Авраама. Вместо Исаака в жертву был принесён запутавшийся в зарослях ягнёнок.

Эпизод об искушении Авраама чрезвычайно драматичен. Он наводит на глубокие размышления о чувстве справедливости у Б-га, о совместимости божественного повеления и человеческой свободной воли, о морали и этических идеалах религии. Этот рассказ Священного Писания волновал и продолжает волновать многих художников, скульпторов, музыкантов, создавших на эту тему великие произведения искусства. Среди наиболее известных - полотна А. Дель Сарто (Дрезден, Картинная галерея), Караваджо (Флоренция, галерея Уффицци); картина Тициана, Венеция, церковь Санта-Мария делла Салюте; картина Рембранта (С.-Петербург,Эрмитаж); рельеф Ф. Брунеллески для северных дверей баптистерия (Флоренция, Национальный музей). Список можно продолжить.

С точки зрения историков рассказ этот вполне логичен, поскольку Авраам был сыном своего времени, когда было общепринятым скреплять договор («завет»), принося в жертву животное. Поскольку договор с Б-гом бесконечно велик, скреплять его следует жертвуя самым любимым.

Исаак был выбран жертвой, ведь он был самым дорогим, что было у Авраама - единственным сыном. Кроме того, Исаак был «Божьим даром» (в соответствии с «заветом») и подобно всему, что Б-г даровал человеку, принадлежал Б-гу. Тысячелетиями в самых разных обществах по всему миру практиковались человеческие жертвоприношения в случаях, если нужно было завоевать расположение богов или гарантировать обильный урожай. И когда Б-г потребовал принести в жертву Исаака, Авраам не стал с ним спорить, как он делал это, отстаивая Содом. Всё закончилось чудесным спасением Исаака, хотя формально ритуал был соблюдён. Новым в этой истории было то, что Б-г остановил руку Авраама, демонстрируя тем самым нежелание человеческих жертвоприношений.

Марк Шагал «Жертвоприношение Исаака»

Мучительные размышления по поводу смысла жертвоприношения Исаака и распятия Иисуса отражены в картине Марка Шагала, еврея по происхождению, но не по вере, оценивавшего оба эпизода с общегуманных позиций,сопереживая одновременно по поводу обеих жертв. Неожиданно для многих он соединил в своей картине сюжеты Пятикнижия и Нового Завета, совместив два ключевых события иудаизма и христианства. Художник ощутил, как, в сущности, внутренне схожи оба эти эпизода, за которыми стоят драмы сыновей, приносимых в жертву собственными отцами и чувства самих отцов: с одной стороны - готовность Авраама лишить жизни своего единственного и любимого сына и, с другой стороны - согласие Б-га на принесение в жертву своего «Сына Человеческого». Оба сюжета наводят на раздумья о самоценности человеческой жизни и вызывают сомнения по поводу оправданности жертв, принесённых ради утверждения неких идеалов веры, какой бы эта вера ни была.

В центре картины «Жертвоприношение Исаака» (Ницца, музей Марка Шагала) помещён Авраам, он выполнен в ярко-красных тонах, символизирующих накал чувств, переполнивших отцовское сердце. Его рука покоится на бедре обнажённого юноши, покорно лежащего на вязанке дров. Авраам не удерживает Исаака, он по-отечески необыкновенно нежно трогает сына, ласкает его, прощается. Даже нож в руке Авраама направлен вверх, и создаётся впечатление, что повернуть его остриём к сыну художник просто не смог из-за переполнявшей его жалости. Вверху в синих холодных тонах изображён крылатый ангел, жестом останавливающий Авраама. Слева, за деревом - барашек, которого предстоит принести в жертву, а ещё левее - наполовину скрытая горкой женщина, приподнявшая руки - жест то ли мольбы, то ли отчаяния. По-видимому, это Сарра, жена Авраама. В самой библейской истории мать Исаака не упоминается. Знала ли она о том, что Авраам повёл их сына на жертву? Какой была её реакция, когда она узнала о случившемся? В Библии есть только слабый намёк на то, что Сарра была потрясена. Когда Авраам спустился с горы вместе с Исааком, они отправились не домой в Кирьят -Арбу, а в Беэр- Шеву: «...и жил Авраам в Беэр-Шеве»

Справа на полотне в тёмных красно-коричнево-синих тонах изображён Иисус, распятый на кресте. На нём белая рубаха с чёрной каймой снизу - рисунок «талита», молитвенного покрывала, использующегося евреями во время службы в синагогах. Рядом скорбящие люди, среди которых женщина с ребёнком на руках, по-видимому, мать самого Иисуса со своим сыночком, прижимающая его к груди и как бы защищающая от ужасного зрелища казни - такой знакомый всем жест матери, не дающей ребёнку «смотреть на страшное». А неподалёку - мужчина в характерной еврейской местечковой одежде - чёрная кепка, сюртук, под мышкой книга... Он не смотрит ни на сцену с Исааком, ни на распятие Иисуса, он погружён в глубокие размышления, пытаясь понять смысл жертвоприношения этих двух еврейских мальчиков...

Вэрэле (Дортмунд)


Введение

Ветхий Завет - первая и древнейшая книга, которая дошла до нас еще с незапямятных времен. Есть сведения, что Ветхий Завет знали еще во II-м тысячелетии до нашей эры. Множество мировых религий вышло из этого священного текста, и каждый человек просто обязан знать его.

Повествование начинается с сотворения мира Богом, когда весь свет был создан Им за 6 дней. А 7-й день был оставлен для молитвы, чтобы помнить, что несмотря на то, что вокруг превыше всего все же стоит Бог. После создания мира Бог сотворил человека по образу и подобию своему, потому что миру чего то не хватало. Следовательно, человек сначала был в полной гармонии с миром. А кто лучше всего вписывается в мир? - конечно, ребенок. Именно детьми в духовном смысле этого слова были Адам и Ева. Но после вкушения плода они разорвали гармонию между собой и миром, за что и были изгнаны из Рая.

Сквозь всю ткань повествования проглядывает противостояние добра и зла. Божественное повеление выражает добро, искушение воплощает зло. Но что есть зло и что есть добро? Неизвестные авторы пытаются нам это объяснить в каждом своём слове. И только после того как раз за разом читаешь эти священные слова, сквозь них проскальзывает истина. Истина, что зло неотделимо от добра, как свет и тень, как две стороны одной медали, что человек всегда через зло познаёт добро.

1. Сотворение мира.

Первым и одним из главных сюжетов Библии в целом и Ветхого Завета в частности является сотворение мира и человека. За время изучения Библии было написано немало толкований глав Священной Истории, посвященных этому событию, немало споров и философских теорий строились на них. Это объясняется тем, что первые страницы Библии, простые по форме, чрезвычайно трудны для понимания. История сотворения мира вкратце такова:

Сначала ничего не было, был только один Господь Бог. Бог сотворил весь мир. Бог сотворил видимый мир в шесть дней

Было совсем темно. Была ночь. Бог сказал: "пусть будет свет!" и настал первый день.

На второй день Бог сотворил небо. На третий день вся вода собралась в реки, озера и моря, а земля покрылась горами, лесами и лугами. На четвертый день появились на небе звезды, солнце и месяц. На пятый день в воде стали жить рыбы и всякия твари, а на земле появились всякия птицы. На шестой день появились животные на четырех ногах, и после всех, в шестой же день, Бог сотворил человека. Все Бог творил только Своим - словом; скажет Бог: пусть будет, и все родится по слову Божьему.

Человека Бог сотворил не так. Бог сначала создал из земли тело человека, а потом вдунул в это тело душу. Тело у человека умирает, а душа никогда не умрет. Своей душой человек похож на Бога. Первому человеку Бог дал имя Адам. Адам, по Божьей воле, крепко уснул. Бог вынул у него ребро и создал Адаму жену-Еву.

В восточной стороне Бог велел вырасти большому саду. Сад этот назывался - рай. Всякия деревья росли в раю. Между ними росло особенное дерево-древо жизни . Люди ели плоды с этого дерева и не знали никакой болезни, ни смерти. Бог поселил Адама и Еву в раю. Бог показал любовь к людям, нужно было и им показать чем-нибудь свою любовь к Богу. Бог запретил Адаму и Еве есть плоды с одного дерева. Это дерево росло в середине рая и называлось дерево познания добра и зла.

На первый взгляд кажется, что это древнее повествование не соответствует современным научным представлениям о происхождении мира. Но Библия и не является учебником по естественно-научным дисциплинам, в ней не содержится описания того, как совершалось сотворение мира с физической, научной точки зрения. Ибо Библия научает нас не естественно-научным, а религиозным истинам. И первая из таких истин та, что именно Бог сотворил мир из ничего. Представить подобное человеческому сознанию невероятно трудно, ибо творение из ничего лежит вне пределов нашего опыта. Желая постичь тайну начала бытия физического мира, люди впадали (и до сих пор впадают) в одно из трех заблуждений.

Одно из них не разграничивает Творца и творение. Некоторые из древних философов считали, что Бог и Его творение суть одна субстанция, а мир является эманацией божества. Согласно этим представлениям Бог, подобно жидкости, переполнившей сосуд, излился вовне, образуя физический мир. А потому Творец буквально присутствует Своим естеством в каждой частице творения. Таких философов называли пантеистами.

Другие же считали, что материя всегда существовала наравне с Богом, и Бог просто вылепил мир из этой вечносущей материи. Таких философов, признававших исходное существование двух начал - Божественного и материального, - называли дуалистами.

Третьи вообще отрицали существование Бога и утверждали извечное существование одной только материи. Таковые получили название атеистов.

Ошибки в постижении сущности Божественного творчества объясняются тем, что творчество это осуществлялось вне реальности человеческого опыта. У людей есть опыт творчества посредством науки, техники, искусства, хозяйственной и иной практической деятельности. Однако и наука, и техника, и искусство, и любой другой вид деятельности изначально располагают материалом для творчества, имея дело с объективным началом - окружающим миром. Отталкиваясь от опыта собственного творчества, люди и пытались осмыслить творение Вселенной.

Бог же сотворил мир, Вселенную из ничего - Словом Своим, Своею Всемогущей силой, Божественной волей. Божественное творение не есть однократный акт - оно происходит во времени. В Библии говорится о днях творения. Но речь идет, конечно, не о циклах в 24 часа, не о наших астрономических сутках, ибо, как повествует Библия, светила были созданы только в четвертый день. Речь идет об иных периодах времени. «У Господа, - возвещает нам Слово Божие, - один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2 Пет. 3. 8). Бог - вне времени. И поэтому нельзя судить о том, как долго совершалось это Божественное творение.

Уже в первых главах книги бытия проявляется великая сила Библии как литературного произведения. То, что поведал Моисей на языке своего времени, человечеству внятно даже до сего дня. Минули тысячелетия, но нет на земле такого народа, который не сумел бы понять эти древние слова. Для современного человека это прекрасные символы, образы, метафоры - замечательный язык древности, образно доносящий до нас сокровенную тайну, религиозную истину о том, что Бог есть Творец мира.

Но древние образы и метафоры не должны быть препятствием к восприятию истины о сотворении Богом мира и человека. При этом мы должны помнить, что цель библейского повествования - не дать научные ответы на вопрос о происхождении мира, но открыть человеку важные религиозные истины и воспитать его в этих истинах.

2. Грехопадение людей и изгнание их из рая.

Следующим важным сюжетом Ветхого Завета является грехопадение и изгнание человека из рая.

Недолго люди прожили в раю. Позавидовал людям диавол и смутил их на грех. Диавол сначала был добрым ангелом, а потом загордился и стал злым. Диавол вселился в змея и спросил Еву: "правда ли будто вам Бог сказал: "Не ешьте плодов ни с одного дерева в раю?" Ева ответила: "Плоды с деревьев нам можно есть; только плодов с дерева, которое растет в середине рая, Бог нам есть не велел, потому что от них мы умрем". Змей сказал: "Нет, вы не умрете. Бог знает, что от тех плодов вы сами станете, как боги,- потому и не велел вам их есть". Забыла Ева заповедь Божию, поверила диаволу: сорвала запретный плод и съела, и Адам сделал то же.

Согрешили люди, и совесть их стала мучить. Вечером Бог явился в раю. Адам и Ева спрятались от Бога, Бог позвал Адама и спросил: "Что ты сделал?" Адам ответил: "Меня смутила жена, которую Ты сам мне дал".

Бог спросил Еву. Ева сказала: "меня змей смутил". Бог проклял змея, Адама и Еву из рая выгнал, а к раю приставил грозного ангела с огненным мечом. С той поры начали люди болеть и умирать. Земля начала родить плохо. Человеку стало трудно добывать себе пищу.

Тяжело было у Адама и Евы на душе, а диавол стал смущать людей на грехи. В утешение людям Бог обещал, что на земле родится Сын Божий и спасет людей.

Рассматривая этот сюжет стоит отдельно остановиться на двух основополагающих моментах: происхождении диавола и сути грехопадения.

До начала человеческой истории грехопадение произошло в мире духовном. Часть разумных и свободных духовных существ, созданных Богом, дурно использовала свою свободу: отдалилась от своего Творца и стала носительницей зла, соделавшись его источником для всей дальнейшей истории Вселенной. Эти духи получили название «темной силы». Сатана, диавол, демоны - вот их имена.

Для того чтобы принудить людей ослушаться Бога, диавол должен был предложить им достаточно убедительную мотивацию, выдвинуть некую очень серьезную причину. И такая причина была найдена. Змий внушает жене: Бог потому запрещает вам вкушать от этого древа, что, вкусив, вы познаете добро и зло и «будете, как боги». То есть стоит лишь вкусить от древа сего - и сделаешься как Бог.

Но вот что удивительно: а не к тому же, собственно, призвал и Господь человека, создавая его по образу и подобию Своему? Ведь мы уже говорили о том, что уподобление творения Творцу есть цель, которую Бог поставил перед человеком. Человек призван развить все свои внутренние силы для того, чтобы уподобиться Богу, стать как Он. На первый взгляд цель одна и та же - и диавол говорит: «Будете, как боги» (Быт. 3. 5), и Бог говорит: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5. 48). А между тем разница есть, и принципиальная. Бог призывает человека достичь этой цели через развитие и самосовершенствование. Такое совершенствование требует огромного напряжения сил, жизненного подвига. И Бог помогает человеку на этом пути: подает ему Свою благодать, Свою энергию, делится с ним даром Своей Божественной жизни. Тогда как диавол предлагает путь, не требующий каких-либо усилий со стороны человека и не зависящий от воли Божией. Ибо вкусить от плода, означает прибегнуть к неким силам и средствам, действующим магически, помимо Бога, и не исходящим от Него. При этом подразумевается, что человек уже не будет нуждаться в Боге, ибо сам займет Его место.

Первородный грех - это отречение человека от Бога, непослушание Богу, то есть сознательный отказ от исполнения того плана, который Господь имеет о мире и человеке, отказ от Богом определенного порядка жизни, преступление Божия закона.

3. Киан и Авель.

Библия излагает историю с религиозной точки зрения. Здесь мы находим религиозную, или, лучше сказать, Священную историю, как она именуется на языке богословия.

Первые страницы этой истории оказались печальными. Вслед за первым отречением от Бога последовало и первое убийство.

У Евы родился сын, и назвала его Ева Каином. Злой человек был Каин. Родился у Евы другой сын, смирный, послушный - Авель. Бог научил Адама приносить за грехи жертвы. Адам сожигал от своих трудов или хлеб, или овец. От Адама научились приносить жертвы и Каин с Авелем.

Один раз они вместе приносили жертвы. Каин приносил хлеб, Авель барашка. Авель усердно молился Богу о прощении своих грехов, а Каин и не думал про них. Авелева молитва дошла до Бога, и радостно стало на душе у Авеля, а каинову жертву Бог не принял. Рассердился Каин. Он позвал Авеля в поле и убил его там. Бог проклял Каина, и не было ему счастья на земле. Совестно стало Каину перед отцом с матерью, и он ушел от них. Горевали Адам с Евой оттого, что Каин убил доброго Авеля. На утешение у них родился третий сын Сиф. Он был такой же добрый и послушный, как и Авель.

В основе этого преступления лежит чувство зависти. «О, зависть, корабль осмоленный, адский, гибельный! - восклицает святитель Иоанн Златоуст. - Твой владелец - диавол, кормчий - змий, а главный гребец - Каин». Сколько несчастных на протяжении истории человечества становились жертвами зависти! Очень часто именно зависть приводила к самым страшным, кровавым конфликтам. Вспомним нашу собственную историю. Почему во время революции брат поднял руку на брата, сосед - на соседа? Не потому ли, что им внушили: если кто-то другой живет лучше тебя, то почему бы тебе не завладеть его добром? Всячески возгреваемое чувство зависти овладело душами людей и привело их к междоусобной брани, к жестокому противостоянию, обернувшемуся гибелью миллионов людей.

Каин был наказан: проклятый Богом, он стал скитальцем на земле. Но уже первые страницы Библии свидетельствуют о том, что злодеянием Каина не ограничиваются преступления рода человеческого.

4. Всемирный потоп.

Прошло больше двух тысяч лет от сотворения мира, и все люди стали злыми. Остался только один праведный человек-Ной со своей семьей. Ной помнил Бога, молился Богу, и Бог сказал Ною: "все люди стали злыми, и Я уничтожу все живое на земле. Построй большой корабль. Возьми в корабль свою семью и разных животных. Тех животных и птиц, которых приносят в жертву, возьми по семи пар, а других по две пары". Ной построил корабль или ковчег. Он сделал все так, как велел ему Бог. Затворился Ной в ковчеге, и полил на землю сильный дождь. Дождь лил сорок дней и сорок ночей. Вода затопила всю землю. Все люди, все животные и птицы утонули. Только ковчег плавал по воде. На седьмом месяце вода стала убывать, и ковчег остановился на высокой горе Арарат. Но из ковчега можно было выйти только через год после начала потопа. Только тогда земля просохла.

Вышел Ной из ковчега и прежде всего принес Богу жертву. Бог благословил Ноя со всей его семьей и сказал, что всемирного потопа больше никогда не будет. Чтобы люди помнили обещание Божее, Бог показал им на радугу в облаках.

Наказание Божие в виде потопа, смывшего грешников с лица земли, есть не что иное, как яркий религиозный символ , свидетельствующий о возможности Бога вмешаться в ход человеческой истории, дабы положить предел прегрешениям.

Потоп является также символом очищения и обновления . По словам святителя Иоанна Златоуста, Господь при помощи потопа очистил вселенную, освободил ее от скверны нечестия и «уничтожил всю закваску прежнего развращения». Тех людей, которые не раскаялись, Бог лишил жизни, дабы они не нагрешили еще больше, дабы не впали в еще худшие беззакония. А тем, кто остался в живых, дал шанс начать новую жизнь. Не случайно библейский потоп в церковной традиции воспринимается как прообраз Таинства крещения. Как в крещении. погружаясь в воду, человек преображается и обновляется, освобождаясь от прежней греховной закваски, так и в водах потопа вселенная обновилась и преобразилась.

5. Вавилонское столпотворение.

Впрочем, люди вскоре забыли о страшном катаклизме. Потоп не научил их тому, как опасен для жизни путь греха, и они снова бросают вызов Богу. В этот раз люди решили построить башню, достающую до неба, с тем чтобы сравняться с Самим Богом. Они решили делать это, опираясь лишь на свои собственные силы, игнорируя Бога, не прибегая к Его помощи. Это событие произошло в древнем Вавилоне, и завершилось оно трагически для людей. Бог, как свидетельствует Библия, смешал языки дерзких строителей и тем самым разрушил их способность работать совместно, продолжая строительство башни.

История строительства Вавилонской башни и смешения языков имеет глубокий религиозный смысл, являясь символом предприятия, совершаемого людьми без согласия и благословения Божия. Такое предприятие обречено на неудачу, а участники его лишаются взаимопонимания и становятся неспособными к сохранению общности и к сотрудничеству. История, включая отечественную, знает множество примеров того, как попытки людей построить очередную Вавилонскую башню завершались истощением ресурсов и распадом общности тех, кто дерзновенно и богохульно участвовал в таком строительстве.

6. Моисей. Ветхозаветная Пасха.

Священная история, как и всякая другая история, имеет своим основанием факты. И в этом смысле можно говорить о буквальном, историческом понимании Библии. В самом деле, Библия ведь повествует о реальных событиях, которые могут быть подтверждены из других, небиблейских источников. С одной стороны, библейское повествование требует прямого понимания и знакомства с историческими фактами. С другой стороны, эта история - Священная, и потому нас в ней в первую очередь интересует религиозный аспект: отношение Бога к людям и отношение избранного народа к Богу.

Целью Ветхого Завета было подготовить людей к принятию Мессии, Спасителя, Избавителя. И поэтому когда в мир пришел Христос, в сознании самовидцев и свидетелей этого события вся предшествующая история как бы наполнилась новым смыслом и содержанием. Первые христиане прочитывали древние страницы Библии другими глазами, нежели фарисеи. В давно минувших событиях они находили ранее недоступный людям символический смысл. Ветхий Завет открывался им как прообраз Нового Завета. Сам Господь неоднократно обращался в своих притчах, проповедях и наставлениях к событиям ветхозаветным, соединяя их с событиями Своего времени, со Своею миссией.

Перелистывая страницы Ветхозаветной истории, мы будем не только знакомиться с историческими фактами, но и пытаться отыскать в них потаенный смысл, свидетельствующий о внутренней устремленности всего корпуса Ветхого Завета к единой духовной цели - ожиданию имеющего прийти в мир Спасителя.

Иаков со своими сыновьями переселяется в Египет, и долгие годы его потомки мирно и спокойно живут в этой стране, ибо малый кочевой народ в лице Иосифа приобрел могущественного и заботливого покровителя. Тем не менее, израильтяне оставались чужеземцами среди египтян. И по прошествии некоторого времени, после смены династии фараонов, местные правители стали усматривать в присутствии израильтян на территории страны скрытую опасность. Тем более что народ израильский возрос не только количественно, но и его удельный вес в жизни Египта постоянно возрастал. И вот наступил момент, когда подозрения и страхи египтян в отношении пришельцев переросли в определенную политику. Фараоны стали угнетать израильский народ, обрекая его на каторжный труд в каменоломнях, на строительстве пирамид и городов. Один из египетских властителей издал жесточайший указ: умерщвлять всех младенцев мужского пола, рождающихся в еврейских семьях, дабы извести племя Авраамово. Но ведь именно с ним и установил Господь свой завет-союз, ведь именно израильтяне должны были хранить веру в единого Бога и подготовить себя и мир к пришествию Спасителя. И потому Господь вновь вмешивается в ход человеческой истории и спасает избранный народ, являя на нем Свою волю.

Однажды в некой еврейской семье родился мальчик, и мать долгое время скрывала его, опасаясь, что младенец будет умерщвлен. Но, когда далее скрывать его уже стало невозможно, она сплела корзинку из тростника, осмолила ее, положила туда своего младенца и пустила корзинку по водам Нила. Невдалеке от того места купалась дочь фараона. Увидев корзину, она повелела выловить ее из воды и, открыв, обнаружила в ней прекрасного младенца. Дочь фараона взяла этого младенца к себе и стала его воспитывать, дав ему имя Моисей, что в переводе означает «взятый из воды» (Исх. 2. 10). Моисей воспитывался при дворе фараона как египетский аристократ, но питала его молоком собственная мать, которая была приглашена в дом дочери фараона в качестве кормилицы, ибо сестра Моисея, увидев, что его извлекла из воды египетская принцесса, во благовремении предложила ей услуги своей матери.

Моисей возрастал в доме фараона, но знал, что принадлежит к израильскому народу. Однажды, когда он уже был взрослым и сильным, произошло событие, имевшее неисчислимые последствия. Увидев, как надсмотрщик избивает одного из его соплеменников, Моисей вступился за беззащитного и умертвил египтянина. И тем самым поставил себя вне общества и вне закона. Единственной возможностью спастись оказался побег. И Моисей уходит из Египта. Он поселяется в Синайской пустыне, и там, на горе Хорив, происходит его встреча с Богом. Моисей слышит глас Божий, он видит удивительный знак: горящий и несгорающий куст, неопалимую купину. Из этого куста до Моисея доносится повеление вернуться в Египет и вывести народ израильский из плена.

Моисей возвращается в Египет и предстает пред очами фараона, прося его отпустить народ. Но фараон не соглашается, ибо не хочет лишиться множества рабов. И тогда Бог наводит казни на Египет. Страна то погружается во тьму солнечного затмения, то ее поражает страшная эпидемия, то она становится добычей насекомых, которые в Библии именуются «песьими мухами» (Исх. 8. 21). Но ни одно из этих испытаний не в силах устрашить фараона. И тогда Бог особым образом наказывает фараона и египтян. Он карает каждого перворожденного младенца в египетских семьях. А чтобы не погибли младенцы израильские, которым надлежало покинуть Египет, Бог повелел, чтобы в каждой еврейской семье был заколот агнец и кровью его окроплены косяки и перекладины дверей в домах. Библия повествует о том, как ангел Божий, воздающий отмщение, прошел по городам и весям Египта, неся смерть первенцам в жилищах, стены которых не были окроплены кровью агнцев.

Эта последняя казнь египетская настолько потрясла фараона, что он отпустил народ израильский. Событие это стало именоваться еврейским словом «Песах», что в переводе означает «прохождение», ибо гнев Божий обошел стороной отмеченные дома. Еврейская Песах, или Пасха, - праздник избавления Израиля из египетского плена.

В символическом смысле еврейская Пасха стала прообразом грядущей Пасхи Христовой. Ведь Иисус, подобно агнцу, проливший за нас Свою невинную кровь, избавил весь род людской от пленения диаволом, от порабощения злом, а Его вольная Крестная жертва стала условием нашего искупления и спасения.

Список использованной литературы:

1. Православный библейский словарь. под. ред. Логачева, - Спанкт-Петрбург, - 1997, - с. 696.

2. Детская Библия. Библейские рассказы в картинках. Борислав Арапович, Вера Маттелмяка, - Российское Библейское общество, Москва, - 1993, - с. 542.

3. Слово Пастыря. Бог и человек. История спасения. Митрополит Кирилл, - электронная версия книги, - http://www.smolenskeparxi.ru/slovo/