История манной крупы. Манная крупа из какого злака польза и вред

8 января, по старому стилю — 26 декабря. На Руси считалось, что если утром синички ругаются — к вечеру будет мороз, если орут вороны — быть снегопадам и метелям. Обильный снег предвещала и подрумянившаяся в печи каша. Если ясная погода днем, то к урожаю проса. С этого дня в России начинались девичьи гадания, и предметами гадания были свадьба, смерть и урожай. Они продолжались до самого Крещения, 19 января (6 января по старому стилю). Гадания сопровождались пением или таинственным молчанием.


А еще этот день считался днем повитух и рожениц и назывался праздником Бабьих каш. Матери с подарками и поздравлениями в сопровождении детей шли к повитухам, помогавшим им при родах. Те, в свою очередь, угощали гостей кашей. Вообще, повивальная бабка в любой деревне пользовалась большим уважением. Повивальной она называлась потому, что умела правильно «свить» новорожденного пеленками, чтобы он не вырывался и спал спокойно. По пословице: бабка повивальная — в деревне всем родня дальняя. Ни одни роды не обходились без повитухи. Бабка пособляла роженице. И была она, как говаривали, с руками. Зная обычаи старины, бабка знала своё дело.


При муках роженицы затапливала баньку, вываживала роженицу по солнцу. Бабканье — повиванье — утворялось добрым словцом, добрыми травами, добрыми молитвами. При первых схватках роженицы растапливала баньку, чтобы облегчить её муки, окуривала берёзовой лучиной, травами полыни и бессмертника, читала добрые молитвы, поддерживала ласковыми словами.

Далеко не любой женщине доверялась сложная и ответственная задача принятия родов. Во-первых, она должна была быть немолодой, т.е. исчерпавшей детородный возраст. Во-вторых, повитухой могла быть только та, что сама рожала детей, и ни в коем случае к повивальному искусству не допускалась девственница. В-третьих, к родовспоможению привлекались женщины, не запятнавшие свою честь супружеской изменой или сварливым характером. Считалось, что иначе можно нанести вред, как здоровью, так и судьбе новорожденного. В-четвертых, запрещалось принимать помощь в родах от черноглазых бабок.

О почитании бабок-повитух свидетельствовал и другой обычай — «рукомытие». На девятый день после родов бабка посещала принятого ею новорожденного, и они с матерью, перепеленав младенца, совершали совместное «размывание рук» — мыли руки в одной лохани или тазу, вытирали их одним, непременно новым полотенцем, которое бабка тут же получала в подарок.


Исстари существует поверье, что между повитухами и принятыми ими младенцами устанавливается духовно-родственные отношения. Повитухи были знатоками по части женских и материнских забот. Недаром говорили: «Бабка походит — всему дело пособит». «У всякой бабки свои ухватки».


Про этот праздник существует еще одна поговорка: «В праздник каш всяк с ложкой ходит — полный черпак семью не разгонит». Это означало, что обычаи этого дня были нацелены на укрепление семьи.

Сейчас другие времена и эти обычаи, как и роды с помощью повитух ушли в прошлое, и нет теперь повитух. Дети поголовно рождаются в роддомах, а вот акушерки не стали для наших детей теми самыми повитухами. Хотя многое они взяли от этих повитух, да и своего умения добавилось. И это их праздник, ведь они тоже как бабки повитухи первыми встречают новую человеческую жизнь. Честь им и уважение за это!