Как определить свой жизненный ресурс. Где взять силы, откуда ждать помощи? Ресурсы человека и личностный потенциал

Е.В. Балацкий ТЕОРИЯ ЖИЗНЕННЫХ РЕСУРСОВ: МОДЕЛИ И ЭМПИРИЧЕСКИЕ ОЦЕНКИ

В рамках экономической науки существует множество микроэкономических моделей, описывающих поведение индивида. В них фигурируют в основном два человеческих ресурса: деньги и время. Иногда в чисто абстрактной форме появляется еще один ресурс - человеческий капитал. Не будет преувеличением сказать, что вся жизнь человека - манипулирование базовыми ресурсами, которыми он располагает. Каков набор этих ресурсов, определяющих место личности в социуме; какова количественная оценка степени наделенности ими, а также их относительная значимость? Рассмотрим эти взаимосвязанные проблемы, стоящие сегодня перед экономистами и социологами.

Модель поведения индивида, в соответствии с нашей гипотезой, детерминируется его целевой функцией. Речь идет о неком интегральном показателе достижения поставленных им целей. Именно движение к цели делает жизнь человека осмысленной, и именно степень достижения целей определяет уровень его удовлетворенности жизнью. Указанный критерий выступает в нашей модели как своеобразная функция полезности, широко используемая в микроэкономических моделях.

Роль функциональных ограничений, формирующих пространство возможных действий, выполняют две "производственные функции", описывающие зависимость целей субъекта и его реальных достижений от объема его жизненных ресурсов и состояния внешней среды. Набор жизненных ресурсов предлагаемой модели поведения индивида (МПИ) весьма ограничен, он включает в себя деньги (доход); энергию (жизненную силу); время (суточный фонд времени, в которой входят сон, рабочее время и досуг); знания (информацию). Эти ресурсы качественно неоднородны и не сводимы друг к другу, но вместе с тем могут частично взаимозамещаться. Ими обладают все люди, разница лишь в степени наделенности и в их субъективной значимости.

Ресурсные ограничения, которые предполагают, что наличие каждого из четырех жизненных ресурсов для человека не безгранично, а имеет строго определенные количественные пределы, представляют собой дополнительные ограничения модели.

В формализованном виде МПИ может быть описана следующим образом:

БАЛАЦКИЙ Евгений Всеволодович - доктор экономических наук, профессор, заведующий отделом Российского научно-исследовательского института экономики, политики и права в научнотехнической сфере (РИЭПП).

Ф о,.,^,2,., 1 = 1, т

и[АСТ =у (х, у, г, gi, О,), 1 = 1 ,тп

где I - индекс цели (блага, потребности); т - число целей (благ, потребностей); у, - параметр, фиксирующий важность 1-й цели (блага, потребности); Ц™0 - планируемый уровень достижения 1-й цели (блага, потребности); Ц™1 - фактический уровень достижения 1-й цели (блага, потребности); х, у, 7, и д, - объем денежных средств (х,), энергии (у,), времени (7,) и знаний (д,), которые необходимы для реализации,-й цели; х0, у0, 70 и д0 - совокупный объем денежных средств, энергии, времени и знаний, которыми располагает субъект; ф - качество институтов, необходимое для реализации,-й цели, и влияние внешней среды; <р и \р - производственные функции, связывающие жизненные ресурсы с получаемыми с их помощью жизненными благами.

Критерий (1) задает целевую функцию, соотношения (2) и (3) - функциональные ограничения, неравенства (4)-(7) - ресурсные ограничения. В принципе целевая функция построенной модели по умолчанию предполагает, что коэффициент достижения поставленных целей в пределе достигает единицы. Критерий (1) может быть переписан в эквивалентной, более общей форме:

В соответствии с МПИ четыре жизненных ресурса расходуются человеком на то, чтобы осуществить процесс целеполагания с последующим достижением поставленных целей. Ими, на наш взгляд, могут быть фундаментальные ценности человеческой жизни: личная и семейная безопасность; материальное благополучие; семейное благополучие; творческая самореализация; плодотворное проведение досуга; достойный социальный статус; наличие эффективных неформальных социальных контактов; хорошее здоровье и т.п. Все эти факторы подлежат

количественной оценке (см., например ). Разумеется, для каждого человека набор ценностей и их относительное значение различны.

Отдельного комментария заслуживают входящие в МПИ четыре жизненных ресурса. Время - ресурс фиксированный и принципиально невозобновляемый. Каждому человеку отведено 24 часа в сутки, и упущенное время восстановить нельзя. Жизненная энергия - ресурс частично возобновляемый. У разных людей ее количество различно, иногда растраченная энергия может быть восстановлена и даже приумножена, иногда - нет. Деньги - ресурс возобновляемый. Каждый человек наделен финансовым ресурсом в разной степени, а трата денег, как правило, компенсируется последующим заработком. Знания - ресурс возобновляемый. Как и деньги, информация может накапливаться и расходоваться. Деньги - классический капитал, способный разрастаться и убывать. Знания - часть человеческого капитала, также способная нарастать и разрушаться.

Рассмотренные жизненные ресурсы тесно связаны с фундаментальными атрибутами мира. Так, время и энергия, играющие основополагающую роль практически во всех науках, учитываются нами в явном виде, информация учитывается через переменную знаний, пространство - через переменную дохода.

Умелое манипулирование названными ресурсами позволяет ставить перед собой цели и достигать их с той или иной эффективностью. Разумеется, чем больше каждого ресурса, тем больше шансов, что человек индивидуально правильно сформирует свои жизненные задачи и успешно их решит. Безусловно, между достижениями человека и его жизненными ресурсами имеет место и обратная связь.

Результаты деятельности человека определяют последующую динамику его жизненных ресурсов, что может быть формализовано в самом общем виде следующим образом:

<&„ / А = Ф(х0 (О, П(0, Щ (0, г = 1, т)

<1у0 / = Щу0(!),СН!),иГ (0, i = 1 ,т)

<к0 / Л = 3(г0 (0,0(0, и.А (О, I = 1, т)

dg0 /А = Ч"(8оЦ),СЦ!),и?ЛСТ (О, I = 1т)

где 1 - время; Ф, 0, Е и ^ - производственные функции, связывающие динамику жизненных ресурсов с полученными с их же помощью в предыдущий период жизненными благами.

Если в качестве переменной времени (и0) рассматривать совокупный суточный фонд времени человека, то уравнение (11) ликвидируется, поскольку данная величина является константой.

Соотношения (9)-(12) служат в качестве механизма связи между статическими МПИ (1)-(7) в разные периоды. Тем самым достигается описание всей траектории жизни человека.

Оговорим следующий момент. Дело в том, что жизненные ресурсы определяют сам механизм целеполагания (зависимость (2)). Если же поставленные цели будут достигнуты, а человек приблизится к полной удовлетворенности жизнью (абсолютному счастью), то в соответствии с МПИ, скорее всего, включится механизм задания новых целей, и процесс выбора жизненной стратегии продолжится. Таким образом, "обрыв" траектории принятия решений МПИ не предполагается.

Построенная модель представлена в максимально абстрактной форме. Однако даже этого достаточно, чтобы сделать некоторые выводы о поведении человека. Например, критерий (1) содержит в себе множество жизненных благ, число которых для каждого свое. Несложно видеть, что уменьшение целевых установок (т) при прочих равных условиях ведет к росту общей удовлетворенности жизни (0), т.е. <ЗШт < 0. Это вполне естественно, так как все жизненные ресурсы человека оказываются направлеными на достижение меньшего числа целей, что и позволяет реализовать их в более полной мере. Именно данным эффектом объясняется, на наш вгзляд, весьма распространенный факт, когда примитивные люди с ограниченным кругом намерений достигают большей удовлетворенности жизнью, нежели высокоразвитые личности с разнообразными целевыми установками.

Нацеленность жизненными ресурсами: эмпирический анализ

Прежде всего дадим классификацию четырех ресурсных агрегатов (время, энергия, деньги и знания) по двум направлениям: степени объективности ("космологические" и "социальные") и степени грубости ("материальные" и "нематериальные") (табл.1).

Теперь обратимся к методу оценки степени наделенности жизненными ресурсами различных субъектов. Для этого воспользуемся моделью социологических опросов, которая предполагает качественную идентификацию объема жизненных ресурсов. Конструкция вопроса, адресованного респондентам, и варианты возможных ответов приведены в таблице 2, данные которой основаны на социологических обследованиях, проведенных ВЦИОМ 24-25 июня 2006 г. в 46 регионах России; объем выборки - 1,5 тыс. человек.

Наряду с оценкой уровня наделенности индивидуумов жизненными ресурсами, необходимо задать шкалу их важности. Для этого нами использовались конструкция вопроса и варианты возможных ответов, приведенные в таблице 3. Информационное наполнение таблице 3 аналогично таблице 2 и базируется на указанном массиве ВЦИОМ.

Агрегируем полученную информацию с помощью индекса наделенности ресурсами (I) и индекса важности ресурсов (и), которые имеют следующий вид:

Таблица 1.

Классификация жизненных ресурсов по степени объективности и материальности

"Материальные" факторы "Нематериальные" факторы

"Космологические" факторы Энергия Время

"Социальные" факторы Деньги Знания

/ = сцД +а2/)2 +а3£>3 +а4Д, +а5£)5

J = а1С1+а2С2+а3С3+а4С^+а5С5 (14),

Для вычисления индекса (13) используются долевые оценки относительно на-деленности ресурсами (Э^) (табл. 2), для вычисления индекса (14) - долевые оценки относительно важности ресурсов (й]) (табл. 3). Весовые коэффициенты следующие: а1 = 1,0; а2 = 0,6; а3 = 0,4; а4 = 0; а5 = 0,5.

Еще раз заметим: все оценки основаны на самооценке и носят субъективный характер. Например, можно предположить, что, по мнению человека, ведущего чрезвычайно активный образ жизни, ему не хватает энергии, а человек, тихо "сплавляющийся" по течению жизни, полагает, что ему энергии вполне хватает. Однако здесь важно другое: каждый из них понимает удовлетворенность жизнью по-разному. Поэтому и субъективные оценки, в конечном счете, вполне объективно фиксируют нехватку энергии человека для достижения одной и той же глобальной цели - полной удовлетворенности жизнью. И в этом смысле все они являются сопоставимыми.

Результаты расчетов по формулам (13) и (14) приведены в таблицах 2-3, которые позволяют сделать ряд интересных выводов.

Прежде всего оказалось, что, вопреки мнению западных экономистов и социологов, считающих время наиболее ценным ресурсом, для россиян это наименее

Таблица 2.

Распределение ответов респондентов на вопрос: "В какой степени Вам в Вашей жизни не хватает следующих ресурсов?" %

Вариант ответа

Вид ресурса

Вполне хватает ф-,)

Скорее хватает ф2)

Скорее не хватает ф3) Совершенно не хватает ф4) Затрудняюсь ответить ф5) Индекс наделенности ресурса (I)

36.8 29,3 10,5 0,7

Таблица 3.

Распределение ответов респондентов на вопрос: "Укажите степень важности для Вас следующих ресурсов?" %

Вариант ответа Вид ресурса

Время Энергия Деньги Знания

Очень важно ^) 55,9 74,1 73,0 53,8

Скорее важно ^2) 34,8 22,8 22,2 34,4

Скорее не важно ^3) 7,6 2,1 3,1 8,9

Совершенно не важно ^4) 1,3 0,4 1,1 2,2

Затрудняюсь ответить ^5) 0,4 0,7 0,6 0,8

Индекс важности ресурса ^) 80,0 88,9 87,9 78,3

дефицитный жизненный ресурс, которым российские жители наделены в максимальной степени. За ним следуют информационный и энергетический ресурсы, а замыкает систему финансовый ресурс (табл.2).

На наш взгляд, выявленная система ранжирования уровня наделенности жизненных ресурсов свидетельствует об известной примитивности российского социума. В развитых сообществах деньги и энергия отходят на последние места, а время и знания - на первые. Иными словами, для более развитых сообществ важность "нематериальных" жизненных ресурсов выше, чем "материальных".

В России наблюдается прямо противоположная ситуация, что и позволяет говорить об относительно низком социальном и интеллектуальном развитии ее граждан. Обращает на себя внимание и тот факт, что нехватка денег имеет для них значимый разрыв по сравнению с нехваткой остальных ресурсов. Например, индекс наделенности денежным ресурсом для жителей России в 2,1 раза ниже индекса наделенности временем. Подобные значительные расхождения подтверждают их неслучайный характер.

Российские граждане компенсируют острую нехватку денег и знаний временем и жизненной энергией. Такая модель социального бытия означает, что им не хватает ресурсов, характерных для развитых цивилизаций (деньги и знания), компенсация которых осуществляется ресурсами, имеющими чисто природное происхождение (энергия и время). Следовательно, с некоторой степенью условности можно сделать вывод о том, что в России в настоящее время доминирует довольно примитивная социально-экономическая модель, характерная для цивилизаций низкого уровня развития.

Сказанное подводит к следующей гипотезе: по мере развития социума просматривается вполне определенная закономерность в повышении наделенности ресурсами - сначала определенного уровня насыщения достигают финансовый и энергетический ресурсы, затем информационный и временной. Разумеется, некоторые отклонения от данной эволюционной линии возможны, но они не могут быть принципиальными. Россия пока под эту закономерность не подпадает.

Вывод о естественно-природной "примитивистской" модели российского социума подтверждается и данными о значимости жизненных ресурсов. Так, самым важным ресурсом для россиян является энергия, затеем деньги и только потом время и знания (табл.3). Подобная иерархия значимости жизненных ресурсов свидетельствует о невысоком цивилизационном витке, на котором находится российское общество.

Следует оговориться, что речь не идет о какой-либо интеллектуальной ущербности и неполноценности россиян. Доминирование данной модели связано, скорее, с ломкой социально-экономической системы, происходившей в стране в последние два десятилетия. Многие люди оказались перед необходимостью физического выживания, что и предопределило дрейф системы в сторону примитивных, сугубо материальных жизненных ресурсов. Не исключено, что по мере преодоления негативных последствий системных реформ будет происходить реструктуризация наделенности и важности рассмотренных жизненных ресурсов в сторону усиления роли времени и знаний.

Дифференциация жизненных ресурсов по социально-демографическим группам

Расчеты индексов наделенности жизненными ресурсами и индексов их важности с учетом половых различий приведены в таблице 4. Они позволяют сделать ряд выводов.

Индексы Пол

Мужчины Женщины

Индексы наделенности: Временем 60,7 60,1

Энергией 61,5 53,1

Деньгами 29,0 27,9

Знаниями 58,4 57,3

Индексы важности: Времени 80,7 79,5

Энергии 88,3 89,4

Денег 88,0 87,8

Знаний 79,0 77,8

Во-первых, различия в жизненных ресурсах мужчин и женщин в целом незначительны, некоторые из них находятся на уровне статистической погрешности.

Во-вторых, в целом наделенность жизненными ресурсами у мужчин все же выше, чем у женщин. Хотя данное преимущество незначительно, его нельзя игнорировать, ибо оно устойчиво проявляется применительно ко всем четырем ресурсам. Кроме того, значимость жизненных ресурсов для мужчин также выше, чем для женщин (за исключением энергии). Иначе говоря, мужчины придают несколько большее значение жизненным ресурсам, чем отчасти и объясняется их большая наделенность таковыми.

В-третьих, наиболее существенное различие между мужчинами и женщинами состоит в наделенности жизненной силой. Преимущество мужчин составляет 8,4 процентных пунктов, что выглядит действительно огромным по сравнению с преимуществом в остальных ресурсах в 0,6-1,1 п.п. С другой стороны, важность жизненной энергии для женщин выше, чем для мужчин. То есть, по сравнению с мужчинами, женщины в наименьшей степени наделены именно тем жизненным ресурсом, который имеет для них наибольшее значение.

В этой связи обратим внимание на следующее обстоятельство. Некоторые антропологи, опираясь на традиции древних культур, утверждают, что мужчины являются энергоизбыточными субъектами, а женщины - энергонедостаточными. К такому выводу приходит, например, К.Кастанеда, изучавший философию и мировоззрение североамериканских индейцев , разделят активное мужское начало и пассивное женское и китайская дуалистическая концепция Инь-Ян. Полученные нами количественные результаты подтверждают эти постулаты.

Кстати, высокая наделенность энергией в частности и ресурсами в целом, подкрепленная их высокой значимостью, при прочих равных условиях приводит и к более активному растрачиванию этих ресурсов. В результате повышается интенсивность жизни мужчин, обостряются переживания, быстрее изнашивается организм, что может провоцировать сокращение продолжительности их жизни. Не исключено, что относительная ресурсная избыточность мужчин является если и не главным, то одним из важных факторов того, что они живут меньше женщин.

Не менее интересные выводы вытекают из расчетов индексов наделенности жизненными ресурсами и индексов их важности в зависимости от возраста (табл. 5).

Во-первых, явные возрастные закономерности в уровне наделенности ресурсами просматриваются только для энергии и времени. Например, как и следовало ожидать, наделенность жизненными силами с возрастом заметно падает. Так,

Возрастные группы респондентов

18-24 25-34 35-44 45-59 60 и старше

Индексы наделенности:

Временем 59.8 56,2 53,5 56,7 75,5

Энергией 70,8 68,0 60,0 54,6 37,8

Деньгами 29,7 30,6 26,7 27,8 27,9

Знаниями 57,3 55,9 56,7 59,3 58,9

Индексы важности:

Времени 82,4 83,6 83,2 79,6 72,9

Энергии 88,3 89,2 89,7 89,0 88,2

Денег 91,0 88,5 89,8 87,4 83,9

Знаний 86,7 83,2 80,8 76,9 67,9

в пенсионном возрасте (60 лет и старше) люди сохраняют лишь 53,4% жизненной энергии по сравнению с юностью (18-24 лет). При этом единообразная тенденция к сокращению сил по мере увеличения возраста человека отличается высокой устойчивостью. Индекс наделенности временем имеет более сложную, но столь же предсказуемую траекторию. Так, до периода зрелости (35-44 лет), когда активность и занятость индивида, как правило, достигают максимума, наблюдается падение индекса наделенности временем, после чего начинается его возрастание и к моменту выхода человека на пенсию он достигает 75,5%. Эта величина является рекордной; ни один ресурс ни на одном возрастном интервале не достигает таких значений. Можно сказать, что с возрастом происходит постепенная замена жизненной энергии человека временным ресурсом.

Во-вторых, вариативность значений индексов ресурсной наделенности для "космологических" факторов (времени и энергии) гораздо выше, чем для "социальных" (денег и знаний). Разница между максимальным и минимальным значениями индексов наделенности энергией и временем для различных возрастных групп достигает 33,0 и 22,0 п.п. соответственно, тогда как аналогичный показатель для денег и знаний составляет лишь 3,9 и 3,4 п.п. Таким образом, более значительные сдвиги в значениях индексов наделенности наблюдаются для тех ресурсов, которые практически не зависят от человека, а для социальных ресурсов, которыми субъекты овладевают в процессе жизненного цикла, сдвиги трудноуловимы. Это лишний раз свидетельствует о неподвижности и, следовательно, "недоразвитости" социальных факторов российского бытия: финансовый и информационный капитал не подвержен диссипации, но и не накапливается.

В-третьих, вариативность значений индексов важности жизненных ресурсов для времени и знаний существенно выше, чем для денег и энергии. Разница между максимальным и минимальным значениями индексов важности знаний и времени для различных возрастных групп составляет 18,8 и 10,7 п.п. соответственно, аналогичный показатель денег и энергии 7,1 и 1,5 п.п. Следовательно, более значительные сдвиги в значениях индексов важности наблюдаются применительно к более "эфемерным" ресурсам, которые не имеют осязательных свойств. Данный факт вскрывает заторможенность системы ценностей в отношении "грубых" жизненных ресурсов и, наоборот, хаотичность системы предпочтений в отношении "тонких" ресурсов.

В-четвертых, как вытекает из анализа глубины перепадов в величине соответствующих индексов для различных возрастных групп, процесс овладения жизненными ресурсами предполагает большую возрастную вариативность по сравнению с процессом формирования системы ресурсных предпочтений. Это означает, что

система ценностей человека на протяжении жизненного цикла заметно эволюционирует, но не так сильно, как система нацеленности жизненными ресурсами. Что касается материального положения, то по мере его ухудшения наделенность жизненными силами, деньгами и знаниями уменьшается (табл. 6). Это компенсируется увеличением наделенности малообеспеченных людей временным ресурсом. Тем самым эмпирически подтверждается аксиома: успеха в жизни добиваются более энергичные и более знающие люди. "Расплатой" за подобный успех выступает возрастающий дефицит времени. Однако в любом случае справедлив главный вывод: материальный успех означает большую наделенность жизненными ресурсами.

Далее. Состоятельные люди придают большее значение времени, энергии и знаниям, чем бедные, причем для времени и знаний эти предпочтения просматриваются максимально отчетливо. Тем самым подтверждается наша гипотеза, согласно которой цивилизационное развитие, сопровождающееся ростом материального благосостояния населения, ведет к усилению роли "нематериальных" факторов жизнедеятельности. Соответственно значение и субъективная ценность денег по мере увеличения богатства немного снижаются.

В-пятых, оказывается, что наделенность знаниями для среднего класса выше, чем для "богатых" (первый столбец табл. 6) и "бедных" (третий столбец табл. 6). Наряду с этим важность энергетического ресурса для среднего класса меньше, чем для двух других групп населения. Иными словами, максимальная информационная нагрузка общества ложится именно на средний класс, тогда как с точки зрения затрат энергии ниша среднего класса является достаточно комфортной. Это коррелирует с данными экспериментальной этологии и вносит новые аспекты в понимание места и общественной роли среднего класса.

Отметим интересный результат межгруппового анализа полученных данных. Как оказалось, разница между мужчинами и женщинами меньше, чем между богатыми и бедными, а разница между богатыми и бедными меньше, чем между молодыми и старыми. Эта закономерность распространяется как на систему ценности людей, описывающуюся индексами важности жизненных ресурсов, так и на систему ресурсной обеспеченности, описывающуюся индексами наделенности жизненными ресурсами. Максимальная вариация в индексах наделенности по полу составляет 8,4 п.п., материальному положению - 29,3 п.п., возрасту - 33,0 п.п. Соответственно максимальная вариация в индексах важности по полу-1,2 п.п., материальному положению - 9,1 п.п., а по возрасту - 18,8 п.п. Следовательно, такое физиологическое различие, как пол имеет меньшее значение по сравнению с таким социальным различием, как доход. В то же время со-

Таблица 6.

Дифференциация социальных индексов по материальному положению, %

Индексы Материальное положение семьи

Очень хорошее, хорошее Среднее Очень плохое, плохое

Индексы наделенности:

Временем 55,7 59,5 63,7

Энергией 63,6 59,7 49,5

Деньгами 46,0 31,3 16,7

Знаниями 58,3 59,1 55,2

Индексы важности:

Времени 84,3 80,5 77,9

Энергии 89,6 88,8 89,1

Денег 84,8 87,9 89,0

Знаний 84,1 79,1 75,0

циапьные различия в доходах имеют меньшее значение по сравнению с возрастом. Тем самым складывается иерархия социальных различий, которую следует учитывать, проводя социальную политику.

Эффективность жизненных ресурсов

Количественные оценки уровня наделенности людей различными жизненными ресурсами предполагают определенное усреднение для получения интегрального индекса ресурсной наделенности (I*). Для этого можно воспользоваться простой формулой:

/* = (Л /ЛК + (/2 / Л)/2+(/3 //0)/3 + (Л /Л)/4 (15),

где все обозначения прежние, J0 = ^ + J2 + J3 + J4, а четырьмя индексами обозначаются соответствующие жизненные ресурсы (время, энергия, деньги, знания).

Проведенные расчеты показывают, что интегральный индекс ресурсной наделенности (15) в России в июне 2006 г. составлял 50,5%. Эта величина сама по себе симптоматична, поскольку свидетельствует о невысокой насыщенности российского общества базовыми жизненными ресурсами. Особый интерес представляет сопоставление данной оценки с интегральным индексом удовлетворенности жизнью. Если последний обозначить как 0*, то эффективность жизненных ресурсов (k) можно оценить с помощью формулы: k = 0*/I*.

Величина индекса удовлетворенности жизнью в июле 2005 г. в России составляла 53,1% . Несмотря на временной разрыв в оценках 0* и I*, их можно сопоставить. В этом случае величина эффективности жизненных ресурсов (k) составляет 1,05, т.е. величину, очень близкую к единице. Отсюда следует, что уровень удовлетворенности жизнью почти полностью детерминируется уровнем наделенности жизненных ресурсов.

Здесь уместно опять-таки провести любопытную аналогию с некоторыми антропологическими данными. Так, в работах К. Кастанеды встречается классическая формула североамериканских индейцев, в соответствии с которой счастье - это избыток энергии (силы). В нашем случае эта формула обобщается, так как помимо энергии следует учитывать еще и другие ресурсы, и несколько модифицируется: категория счастья заменяется на более операциональное понятие удовлетворенности жизнью. Таким образом, социологические и антропологические исследования довольно хорошо сопрягаются и, по крайней мере, не противоречат друг другу.

Разумеется, теория жизненных ресурсов не претендует на объяснение всего многообразия поведенческих стратегий людей, однако во многих случаях ее использование может быть достаточно плодотворным и способствовать более правильному пониманию различных социальных явлений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Балацкий Е.В. Факторы удовлетворенностью жизнью: измерение и интегральные показатели// Мониторинг общественного мнения. 2005. № 4.

2. Кастанеда К. Огонь изнутри. Сила безмолвия. Искусство сновидения. М. 2003.

3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Перспективы социальной психологии. М. 1999.

A description of a special methodology of analysis of life resources of population.


В момент рождения, отделяясь от лона матери, каждый человек обретает дефицит Любви – очень приятного ощущения, чувства тепла внутри груди, которое ведет к состоянию счастья и единства с чем-то Большим. Выходя из состояния тепла и комфорта, человек попадает во внешний мир – в дискомфортные для себя условия, и тут же чувствует потребность в Любви, дефицит которой он обрел.

Когда получается обрести Любовь, человек становится счастливым. Когда не получается – человек, испытывая дефицит и потребность в Любви, стремится вернуть ее всеми возможными способами, пока не обретет ее вновь.

Соответственно, каждую жизненную ситуацию, в которой бывает любой человек, можно разложить на два простейших действия – действует человек из состояния Любви, или из состояния Ее дефицита.

Сначала обозначим для себя чувства-состояния Любви. Это – благодарность, сочувствие, счастье, радость, умиротворение, воодушевление, вдохновение, бодрость духа, свобода, восхищение, восторг, удовольствие, наслаждение. Также к проявлениям Вселенской Любви относятся доброта, милосердие, взаимоуважение, вера, доверие, щедрость, осознанность, процесс мечтания, любознательность, инсайт-озарение, стремление к успеху и саморазвитию, самореализация.

Список можно продолжать еще, но, в общем, смысл понятен – это все состояния и чувства, которые называют позитивными и ресурсными.

Негативные чувства я перечислять не буду. И так понятно, что это – диаметрально противоположные понятия перечисленным выше состояниям и проявлениям Любви.

Есть известная притча о диалоге профессора и студента на тему «Существует ли зло?».

Профессор спросил:

— Если Бог создал всё, значит, Бог создал зло, раз оно существует. И согласно тому принципу, что наши дела определяют нас самих, значит, Бог есть зло.

Студент притих, услышав такой ответ. Профессор был очень доволен собой. Он похвалился студентам, что он ещё раз доказал, что Бог — это миф. Ещё один студент поднял руку и сказал:

— Могу я задать вам вопрос, профессор?

— Конечно, — ответил профессор.

Студент поднялся и спросил:

— Профессор, холод существует?

— Что за вопрос? Конечно, существует. Тебе никогда не было холодно?

Студенты засмеялись над вопросом молодого человека. Молодой человек ответил:

— На самом деле, сэр, холода не существует. В соответствии с законами физики, то, что мы считаем холодом, в действительности является отсутствием тепла. Человека или предмет можно изучить на предмет того, имеет ли он или передаёт энергию. Абсолютный ноль (-273 °C) есть полное отсутствие тепла. Вся материя становится инертной и неспособной реагировать при этой температуре. Холода не существует. Мы создали это слово для описания того, что мы чувствуем при отсутствии тепла. Студент продолжил:

— Профессор, темнота существует?

— Конечно, существует.

— Вы опять неправы, сэр. Темноты также не существует. Темнота в действительности есть отсутствие света. Мы можем изучить свет, но не темноту. Мы можем использовать призму Ньютона, чтобы разложить белый свет на множество цветов и изучить различные длины волн каждого цвета. Вы не можете измерить темноту. Простой луч света может ворваться в мир темноты и осветить его. Как вы можете узнать, насколько тёмным является какое-либо пространство? Вы измеряете, какое количество света представлено. Не так ли? Темнота — это понятие, которое человек использует, чтобы описать, что происходит при отсутствии света.

В конце концов, молодой человек спросил профессора:

— Сэр, зло существует?

На этот раз, неуверенно, профессор ответил:

— Конечно, как я уже сказал. Мы видим его каждый день. Жестокость между людьми, множество преступлений и насилия по всему миру. Эти примеры являются ничем иным, как проявлением зла.

На это студент ответил:

— Зла не существует, сэр, или, по крайней мере, его не существует для него самого. Зло — это просто отсутствие Бога. Оно похоже на темноту и холод — слово, созданное человеком, чтобы описать отсутствие Бога. Бог не создавал зла. Зло — это не вера или любовь, которые существуют как свет и тепло. Зло — это результат отсутствия в сердце человека Божественной любви. Это вроде холода, который наступает, когда нет тепла, или вроде темноты, которая наступает, когда нет света.

Профессор сел…

Анализируя эту притчу, просто сделать вывод, что все чувства, ощущения и дискомфортные состояния, которые люди наделяют такими громкими и важными словами, как «страх», «фобия», «депрессия», «синдром», «болезнь» и весь остальной «негатив» – это не что иное как элементарный дефицит Любви!

Чувствуя страх, раздражение, боль разочарования и т.д. (список очень длинный), человек почти всегда, подобно профессору из притчи, объясняет себе причины этих ощущений и состояний злыми промыслами в свой адрес (проявлением зла).

На самом же деле, испытывая дефицит Любви и не понимая этого, большинство людей в таких ситуациях сами, осознанно или неосознанно, выбирают напряженные и негативные реакции на эти события. И тут же попадают в коварную ловушку все того же раздражения, гнева, разочарования и других деструктивных чувств и эмоций, ведущих к мышлению и состоянию жертвы обстоятельств.

Однако помня о том, что первопричиной таких состояний и ситуаций является не что иное, как отсутствие (или дефицит) Любви в себе, у каждого ВСЕГДА есть возможность выбрать – найти причину и повод почувствовать Любовь или продолжать оставаться с ее отсутствием. Выбрать наполниться Любовью или оставаться с Ее дефицитом!

Начать осознавать истинные причины возникновения проблемных ситуаций или продолжать злиться и страдать, множа зло и страдания в окружающее пространство, ведь давно уже ясно, что во Вселенной все взаимосвязано! И вселенские законы работают всегда четко – например, тот же Закон подобия-отражения (зеркала, бумеранга).

Есть одно простое, но очень действенное упражнение, чтобы из дефицитного состояния быстро перейти в изобильное, т.е. состояние Любви. Для этого нужно погрузиться в себя, представить человека, которого любишь сейчас больше всех (любимого/любимую, маму, папу, ребенка, бабушку/дедушку, например), и пустить поток Любви из своего сердца в его образ.

Представляйте, как обнимаете любимого человека, как говорите ему любвеобильные и ласковые слова и чувствуйте, ощущайте Любовь! И послушайте, что говорит он вам в ответ: это в основном ответные слова, наполненные Любовью – примите эти слова вместе с энергией Любви, которую они несут с собой. Принимайте в себя и напитывайтесь этой живительной энергией, пока не почувствуете в себе любвеобилие и желание делиться Ею.

Затем, когда вы наполнитесь Любовью, поблагодарите это волшебное чувство за то, что оно живет в вас и себя за то, что открылись ему. И попросите искренне, от всего сердца ясности в ситуации, вызвавшей дискомфорт, которая будет вам щедрой наградой за умноженную в себе Любовь!

Если делать это упражнение искренне и от души, то обязательно приходит полная ясность ситуации и позитивные варианты ее благополучного разрешения. Несмотря на простоту упражнения, оно очень действенно, универсально и эффективно помогает в любой жизненной ситуации!

Исходя из всего вышесказанного, просто сделать вывод.

Наш Великий Создатель, являясь первичным источником Любви во Вселенной, каждого из нас Ею щедро наделил, и у нас есть возможность ВСЕГДА осознавать и различать главную первопричину возникновения зла в людях – великую иллюзию дефицита Любви!

Люди когда-то выбрали думать, что Любовь существует не всегда (или не существует Ее вовсе), что Любви на всех не хватает (есть избранные и обделенные). Выбрали сомневаться (или не верить вовсе) в нераздельность каждого человека с Любовью, данной нам Создателем по праву нашего Рождения!

Skype: Tatyana Oleinickova

Свет является одним из важнейших абиотических факторов, особенно для фотосинтезирующих зеленых растений. Солнце излучает в космическое пространство громадное количество энергии. На границе земной атмосферы с космосом радиация составляет от 1,98 до 2 кал/см^ин, или 136 МВТ/см2 («солнечная постоянная»).

Рис. 4.1. Баланс солнечной радиации на земной поверхности

в дневное время (из Т. К. Горышиной, 1979)

Как видно на рис. 4.1, 42\% всей падающей радиации (33 + 9\%) отражается атмосферой в мировое пространство, 15\% поглощается толщей атмосферы и идет на ее нагревание и только 43\% достигает земной поверхности. Эта доля радиации состоит из прямой радиации (27\%) - почти параллельных лучей, идущих непосредственно от Солнца и несущих наибольшую энергетическую нагрузку, и рассеянной (диффузной) радиации (16\%) - лучей, поступающих к Земле со всех точек небосвода, рассеянных молекулами газов воздуха, капельками водяных паров, кристалликами льда, частицами пыли, а также отраженных вниз от облаков. Общую сумму прямой и рассеянной радиации называют суммарной радиацией.

Свет для организмов, с одной стороны, служит первичным источником энергии, без которого невозможна жизнь, а с другой - прямое воздействие света на протоплазму смертельно для организма. Таким образом, многие морфологические и поведенческие характеристики связаны с решением этой проблемы. Эволюция биосферы в целом была направлена главным образом на «укрощение» поступающего солнечного излучения, использование его полезных составляющих и ослабление вредных или на защиту от них. Следовательно, свет - это не только жизненно важный фактор, но и лимитирующий как на минимальном, так и максимальном уровне. С этой точки ни один из факторов так не интересен для экологии, как свет!

Среди солнечной энергии, проникающей в атмосферу Земли, на видимый свет приходится около 50\% энергии, остальные 50\% составляют тепловые инфракрасные лучи и около 1 \% - ультрафиолетовые лучи (рис. 4.2).

Рис. 4.2. Факторы космического воздействия на Землю

Видимые лучи («солнечный свет») состоят из лучей разной окраски и имеют разную длину волн (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Спектр солнечного света

Лучи Длина волны в микрометрах (мкм)

Ультрафиолетовые 0,06-0,39

Фиолетовые 0,39-0,45

Синие 0,45-0,48

Голубые 0,48-0,50

Зеленые 0,50-0,56

Желтые 0,56 -0,58

Оранжевые 0,58-0,62

Красные 0,62-0,78

Инфракрасные 0,78 - до 4 мм

В жизни организмов важны не только видимые лучи, но и другие виды лучистой энергии, достигающие земной поверхности: ультрафиолетовые, инфракрасные лучи, электромагнитные (особенно радиоволны) и некоторые другие излучения. Так, ультрафиолетовые лучи с длиной 0,25-0,30 мкм способствуют образованию витамина D в животных организмах, при длине волны 0,326 мкм в коже человека образуется защитный пигмент, а лучи с длиной волны 0,38-0,40 мкм обладают большей фотосинтетической активностью. Эти лучи в умеренных дозах стимулируют рост и размножение клеток, способствуют синтезу высокоактивных биологических соединений, повышая в растениях содержание витаминов, антибиотиков, увеличивают устойчивость к болезням.

Инфракрасное излучение воспринимается всеми организмами, например, воздействуя на тепловые центры нервной системы животных организмов, осуществляет тем самым у них регуляцию окислительных процессов и двигательные реакции как в сторону предпочитаемых температур, так и от них.

Особое значение в жизни всех организмов имеет видимый свет. С участием света у растений и животных протекают важнейшие процессы: фотосинтез, транспирация, фотопериодизм, движение, зрение у животных, прочие процессы (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Важнейшие процессы, протекающие у растений

и животных с участием света

Фотосинтез. В среднем 1-5\% падающего на растения света используется для фотосинтеза. Фотосинтез - источник энергии для всей остальной пищевой цепи.

Транспирация. Примерно 75\% падающей на растения солнечной радиации расходуется на испарение воды и таким образом усиливает транспирацию.

Фотопериодизм. Важен для синхронизации жизнедеятельности и поведения растений и животных (особенно размножения) с временами года.

Движение. Фотопериодизм и фотонастии у растений важны для того, чтобы обеспечить растению достаточную освещенность. Фототаксис у животных и одноклеточных растений необходим для нахождения подходящего местообитания.

Зрение у животных. Одна из главных сенсорных функций.

Прочие процессы. Синтез витамина D у человека. Длительное воздействие ультрафиолетовых лучей может вызывать повреждение тканей, особенно у животных. Выработались защитные приспособления - пигментации, поведенческие реакции избегания и т. д.

На свету происходит образование хлорофилла и осуществляется важнейший в биосфере процесс фотосинтеза. Фотосинтези-рующая деятельнось зеленых растений обеспечивает планету органическим веществом и аккумулированной в нем солнечной энергией - источником возникновения и фактором развития жизни на Земле. Основная реакция фотосинтеза может быть записана следующим образом:

где Н2 Х - «донор» электронов; Н - водород; Х - кислород, сера или другие восстановители (например, сульфобактерии используют в качестве восстановителя H2S, другие же виды бактерий - органическую субстанцию, а большинство зеленых растений, осуществляющих хлорофилльную ассимиляцию, - кислород).

Среди всех лучей солнечного света обычно выделяют лучи, которые так или иначе оказывают влияние на растительные организмы, особенно на процесс фотосинтеза, ускоряя или замедляя его протекание. Эти лучи принято называть физиологически активной радиацией (сокращенно ФАР). Наиболее активными среди ФАР являются оранжево-красные (0,65-0,68 мкм), сине-фиолетовые (0,40-0,50 мкм) и близкие ультрафиолетовые (0,38-0,40 мкм). Меньше поглощаются желто-зеленые (0,50-0,58 мкм) лучи и практически не поглощаются инфракрасные. Лишь далекие инфракрасные принимают участие в теплообмене растений, оказывая некоторое положительное воздействие, особенно в местах с низкими температурами.

Интенсивность фотосинтеза несколько варьирует с изменением длины волны света. В наземных средах жизни качественные характеристики солнечного света не настолько изменчивы, чтобы это сильно влияло на интенсивность фотосинтеза, при прохождении же света через воду красная и синяя области спектра отфильтровываются, и получающийся зеленоватый свет слабо поглощается хлорофиллом. Однако живущие в море красные водоросли (Rhodophyta) имеют дополнительные пигменты (фикозритрины), которые позволяют им использовать эту энергию и жить на большей глубине, чем зеленые водоросли.

Лучи разной окраски различаются животными. Например, бабочки при посещении цветков растений предпочитают красные или желтые, двукрылые насекомые выбирают белые и голубые. Пчелы проявляют повышенную активность к желто-зеленым, сине-фиолетовым и фиолетовым лучам, не реагируют на красный, воспринимая его как темноту. Гремучие змеи видят инфракрасную часть спектра. Для человека область видимых лучей - от фиолетовых до темно-красных.

Каждое местообитание характеризуется определенным световым режимом, соотношением интенсивности (силы), количества и качества света.

Интенсивность, или сила, света измеряется количеством калорий или джоулей, приходящихся на 1 см2 горизонтальной поверхности в минуту. Для прямых солнечных лучей этот показатель практически не изменяется в зависимости от географической широты. Существенное же на него влияние оказывают особенности рельефа. Так, на южных склонах интенсивность света всегда больше, чем на северных.

Количество света, определяемое суммарной радиацией, от полюсов к экватору увеличивается.

Для определения светового режима необходимо учитывать и количество отражаемого света-альбедо. Оно выражается в процентах от общей радиации и зависит от угла падения лучей и свойств отражающей поверхности.

Например, снег отражает 85\% солнечной энергии, альбедо зеленых листьев клена составляет 10\%, а осенних пожелтевших - 28\%.

По отношению к свету различают следующие экологические группы растений: световые (светолюбы), теневые (тенелюбы) и теневыносливые. Световые виды (гелиофиты) обитают на открытых местах с хорошей освещенностью, в лесной зоне встречаются редко.

Они образуют обычно разреженный и невысокий растительный покров, чтобы не затенять друг друга. Свет оказывает влияние на рост растений. Так, рост двухлетних дубов в зависимости от относительной освещенности в летний период показан на рис. 4.3.

Рис. 4.3. Модифицирующее действие освещенности на рост

и морфогенез растений (по В. Лархеру, 1978):

А - рост двухлетних дубов Quercus robus в зависимости от относительной освещенности летом;

Б - развитие листьев у Ranunculus ficaria в зависимости от освещенности

При световом довольствии до 13,5\% преобладает стимулирующее действие света (рис. 4.3А, кривая 1), при большем освещении (А, кривая 2) - наоборот. Листья Ranunculus ficaria (рис. 4.3Б) развивают меньшую поверхность при большем освещении.

Теневые растения (сциофиты) не выносят сильного освещения, живут в постоянной тени под пологом леса. Это главным образом лесные травы. При резком освещении, например на вырубках, они проявляют явные признаки угнетения и часто погибают.

Теневыносливые растения (факультативные гелиофиты) живут при хорошем освещении, но легко переносят незначительное затенение. Это большинство растений лесов. Расположение листовых пластинок в пространстве значительно варьирует в условиях избытка и недостатка света. Так, листья гелиофитов нередко «увертываются», «отворачиваются» от избыточного света, а у теневыносливых растений, растущих при ослабленном освещении, наоборот, листья направлены таким образом, чтобы получить максимальное количество падающей радиации. Это особенно хорошо заметно в лесу. При наличии в густом пологе древостоя просветов и «окон» листья растений нижних ярусов ориентированы по направлению к этому дополнительному источнику света. Затенение одних листьев другими уменьшается из-за их расположения в виде «листовой мозаики» (рис. 4.4).

Рис. 4.4. Листорасположение у подроста липы мелколистной в разных условиях освещения (вид сверху):

А - под пологом леса, Б - на открытом месте (по Т. К. Горышиной, 1979)

Мелкие листья располагаются между крупными. Такая мозаика характерна как для древесной, так и травянистой растительности сильно затененных лесов.

Оптический аппарат гелиофитов развит лучше, чем у сциофитов, имеет большую фотоактивную поверхность и приспособлен к более полному поглощению света. На сухую массу в листьях гелиофитов приходится меньше хлорофилла, однако в них больше содержится пигментов I пигментной системы и хлорофилла П700. Отношение хлорофилла d к хлорофиллу b равно примерно 5:1. Отсюда высокая фотосинтетическая способность гелиофитов. Интенсивность фотосинтеза достигает максимума при полном солнечном освещении.

У особой группы растений - гелиофктов, у которых фиксация СО2 идет путем С-4-дикарбоновых кислот, световое насыщение фотосинтеза не достигается даже при самой сильной освещенности. Это растения из засушливых областей (пустынь, саванн), принадлежащие к 13 семействам цветковых растений (например, мятликовые, осоковые, амарантовые, маревые, гвоздичные и др.). Они способны к вторичной фиксации и реутилизации СО2 , освобождающегося при световом дыхании, и могут фо-тосинтезировать при высоких температурах и при закрытых устьицах, что нередко наблюдается в жаркие часы дня.

Обычно С-4-растения отличаются высокой продуктивностью, особенно кукуруза и сахарный тростник.

Интенсивность света, падающего на автотрофный ярус, управляет всей экосистемой, влияя на первичную продукцию. Как у наземных, так и у водных растений интенсивность фотосинтеза связана с интенсивностью света линейной зависимостью до оптимального уровня светового насыщения, за которым во многих случаях следует снижение интенсивности фотосинтеза, при высоких интенсивностях прямого солнечного света. Таким образом, здесь вступает в действие компенсация факторов: отдельные растения и целые сообщества приспосабливаются к разным интенсивностям света, становясь «адаптированными к тени» или «адаптированными к прямому солнечному свету».

Интенсивность освещения влияет на активность животных, определяя среди них виды, ведущие сумеречный, ночной и дневной образ жизни. Ориентация на свет осуществляется в результате «фототаксисов»: положительного (перемещение в сторону наибольшей освещенности) и отрицательного (перемещение в сторону наименьшей освещенности). Так, в сумерки летают бабочки бражника, охотится еж. Майские хрущи начинают летать только в 21-22 ч и заканчивают лет после полуночи, комары же активны с вечера до утра. Ночной образ жизни ведет куница. Бесшумно, обследуя одно дерево за другим, отыскивает она гнезда белок и нападает на спящих зверьков.

Освещение вызывает у растений ростовые движения, которые проявляются в том, что из-за неравномерного роста стебля или корня происходит их искривление. Это явление носит название фототропизма.

Одностороннее освещение смещает в затененную сторону поток ростового гормона ауксина, направленного, как правило, строго вниз. Обеднение ауксином освещенной стороны побега приводит здесь к торможению роста, а обогащение ауксином затененной стороны - к стимуляции роста, что и вызывает искривление.

Движение Земли вокруг Солнца вызывает закономерные изменения длины дня и ночи по сезонам года. Сезонная ритмичность в жизнедеятельности организмов определяется в первую очередь сокращением световой части суток осенью и увеличением - весной. В действиях организмов выработались особые механизмы, реагирующие на продолжительность дня. Так, определенные птицы и млекопитающие поселяются в высоких широтах с длинным полярным днем. Осенью, при сокращении дня, они мигрируют на юг. Летом в тундре скапливается большое количество животных, и, несмотря на общую суровость климата, они при обилии света успевают закончить размножение. Однако в тундру практически не проникают ночные хищники. За короткую летнюю ночь они не могут прокормить ни себя, ни потомство.

Уменьшение светового дня в конце лета ведет к прекращению роста, стимулирует отложение запасных питательных веществ организмов, вызывает у животных осенью линьку, определяет сроки группирования в стаи, миграции, переход в состояние покоя и спячки. Увеличение длины светового дня стимулирует половую функцию у птиц, млекопитающих, определяет сроки цветения растений (ольха, мать-и-мачеха и др.).

Растения, развитие которых нормально происходит при длинном дне, называют длиннодневными. Это растения наших северных зон и средней полосы (рожь, пшеница, луговые злаки, клевер, фиалки и др.). Другие растения нормально развиваются при сокращенном световом дне. Их называют короткодневными. К ним относятся выходцы из южных районов (гречиха, просо, подсолнечник, астры и др.).

Доказана способность птиц к навигации. При дальних перелетах они с поразительной точностью выбирают направление полета, преодолевая иногда многие тысячи километров от гнездовий до мест зимовок (рис. 4.5), ориентируясь по солнцу и звездам, т. е. астрономическим источникам света. Днем птицы учитывают не только положение Солнца, но и смещение его в связи с широтой местности и временем суток

Рис. 4.5. Главнейшие пути пролетных путей птиц

(по Н. О. Реймерсу, 1990)

Опыты показали, что ориентация птиц меняется при изменении картины здездного неба в соответствии с направлением предполагаемого перелета. Навигационная способность птиц врожденная, создается естественным отбором, как система инстинктов. Способность к ориентации свойственна и другим животным. Так, пчелы, нашедшие нектар, передают другим информацию о том, куда лететь за взятком. Ориентиром служит положение солнца. Пчела-разведчица, открывшая источник корма, возвращаясь в улей, начинает на сотах танец, описывая фигуру в виде восьмерки, с наклоном поперечной оси по отношению к вертикали, соответствующим углу между направлениями на солнце и на источник корма (рис. 4.6). Угол наклона восьмерки постепенно смещается в соответствии с движением солнца по небу, хотя пчелы в темном улье и не видят его.

Рис. 4.6. «Виляющий» танец пчел (по В. Е. Кипяткову, 1991)

При облачной погоде пчелы ориентируются на поляризованный свет свободного участка неба. Плоскость поляризации света зависит от положения солнца. Определенное сигнальное значение в жизни животных имеет биолюминесценция, или способность животных организмов светиться в результате окисления сложных органических соединений люциферинов с участием катализаторов люцифераз, как правило, в ответ на раздражения, поступающие из внешней среды (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Светящиеся животные:

1 - медуза; 2 - рыба-дракон, нападающая на светящихся анчоусов; 3 - глубоководный кальмар; 4 - глубоководная креветка, защищаясь, выбрасывает светящееся облако: 5 - глубоководный удильщик, приманивающий жертву.

Световые сигналы, испускаемые животными, зачастую служат для привлечения особей противоположного пола, примани-вания добычи, отпугивания хищников, для ориентации в стае и т. д. (рыбы, головоногие моллюски, жуки семейства светляков и др.). Следовательно, растениям свет необходим в первую очередь для осуществления фотосинтеза - важнейшего процесса в биосфере по накоплению энергии и созданию органического вещества. Для животных он имеет главным образом информационное значение.

Каждый человек обладает жизненными ресурсами, которыми может распоряжаться и обеспечивать определенные процессы. Благодаря личностным ресурсам обеспечиваются потребности в выживании, безопасности, комфорте, социализации и самореализации. Другими словами можно сказать, что внешние и внутренние ресурсы человека - это его жизненная опора.

Характеристика личностных ресурсов

Ресурсы разделяют на личные (внутренние) и социальные (внешние).

Внутренние ресурсы - это психически-личностный потенциал человека, а также навыки и характер, которые поддерживают людей изнутри.

Внешние ресурсы - это те ценности, которые выражаются в социальном статусе, связях, материальном обеспечении и всем остальном, что помогает человеку во внешнем мире и социуме.

Данная статья расскажет о том, насколько в важны ресурсы внутренние и, каким образом их следует развивать, а также использовать для достижения успеха.

К внутренним ресурсам человека можно отнести:

Здоровье (физическое и психологическое);

Характер;

Интеллектуальные способности;

Навыки, умения, опыт;

И эмоции;

Самооценку и идентификацию;

Самообладание;

Духовность.

Для достижения успеха и гармонии с миром именно эти внутренние ресурсы человека должны быть развиты до максимального уровня. Многие специалисты в области социальной психологии отмечают, что люди, которые занимаются самосовершенствованием, в большинстве случаев добиваются поставленных целей. У них есть возможность контролировать в первую очередь себя, а уже затем брать под контроль ситуации, окружающие их. Именно такой алгоритм поведения является правильным для влияния на различные социальные процессы.

Здоровье (физическое и психологическое)

Здоровое тело человека, которое в необходимом количестве получает отдых и еду, а также в необходимом количестве расходует свою внутреннюю сексуальность и энергию - это внутренние ресурсы человека, от которых зависит большая часть успеха в жизни.

Психологическая составляющая (процессы психики и ее функции) также расцениваются как основополагающие ресурсы. Внутренние составляющие психики личности - это эрудированность и начитанность, образное и абстрактное мышление, интеллект, умение пользоваться информацией, способность к анализу и синтезу, внимание, быстрая переключаемость с одних объектов на другие, воля и воображение.

Эмоции и позитивное мышление

Различные эмоциональное состояния - это неисчерпаемые ресурсы. Внутренние настроения могут задавать ритм, как физическому телу, так и психике в целом. При этом ресурсами выступают как ощущение благоприятных эмоций, таких как радость, счастье, веселье, умиротворенность, так и ощущение горя, печали, гнева, ярости. Но каждая из эмоций должна нести в себе созидательную функцию. К примеру, ярость и гнев в отстаивании своих прав может обозначить и не позволит оппоненту их нарушать. А вот ярость, направленная на уничтожение (моральное или психологическое) другой личности, уже несет в себе разрушающую функцию.

Ракурс на созидание позволит выработать способность к позитивному мышлению, что очень часто становится помощником в разрешении многих проблем и жизненных неурядиц.

Характер

Под характером понимаются не только те черты, которые являются высокоморальными и привлекательными для общества в целом, но и те, которые помогают личности продвигаться к достижению каких-либо результатов. К примеру, в обществе не очень приветствуется гневливость и раздражительность, но благодаря им человек всегда сможет постоять за себя в тяжелой ситуации. Именно поэтому такие черты - это тоже ресурсы. Внутренние ресурсы личности, заключающиеся в характере, конечно, должны быть близки к идеалам общества. Стоит помнить о том, что все особенности характера должны проявляться в нужное время и в нужном месте, в таком случае они пойдут только на пользу самому человеку и окружающим.

Навыки, умения, опыт

Умение - это, то, что человек научился делать, а навык - это автоматизирование умения. Благодаря этому личность может окружающим его людям. Таким образом проявляется внутренний ресурс, который заключается в умении.

Опыт, переработанный и пережитый, является важным ресурсом человека. Все то, что смог осознать и прочувствовать человек это уже опыт и в будущем личность может осознанно им воспользоваться в схожих ситуациях для преодоления каких-либо трудностей.

Самооценка и идентификация

Идентичность - это то, с чем мы себя отождествляем и идентифицируем. Последняя характеристика может быть профессиональная, социально-ролевая, гендерная. Это также является внутренним ресурсом, позволяющим выполнять те функции и обязанности, которые мы осознанно принимаем. Самооценка играет важную роль в жизни человека и правильное использование этого ресурса. Можно сказать, что именно реальная оценка своего положения в обществе и отношение к себе позволяют взвешивать собственные поступки и неудачи, делать выводы и продолжать добиваться поставленных жизненных целей.

Самообладание

Умение правильно реагировать на происходящие ситуации - это крайне важная составляющая любой личности. Использование ресурса самообладания позволяет человеку анализировать и правильно выбирать модель поведения, которая не навредит ни окружающим, ни самому себе.

Духовность

Под духовностью в области внутренних ресурсов понимается не только вера во высшие силы, но и ценности, которые связаны со справедливостью, любовью, верой в магию и энергетику. Именно эти нематериальные ценности приподнимают человека над земным хаосом, и позволяют ему становиться более разумным.