Конспект занятия по экологии " В гости осень к нам пришла!" методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему. Конспект занятия во второй младшей группе «Осень пришла»

«Перелётные птицы».

Образовательные: Уточнить название зимующих птиц, расширить знание детей о перелётных птицах, их образе жизни.

Развивающие:

1. Определить возможность прилёта ласточек в Ростовскую область.

2. Развивать связную и монологическую речь.

Воспитательные:

Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям.

Предварительная работа.

Беседы на темы «Жизнь птиц зимой», «Что мы знаем о птицах? », «Что было бы, если бы не было птиц? ». Чтение «Птичья столовая» С. Михалкова, «Появились синички» Скребицкого, «Скворец на чужбине» Ладонщикова, «Ласточка» Т.Нужина.

Чтение русских народных песенок, закличек, загадывание загадок про птиц, д /игры, подвижные игры. Рассматривание картин с изображением перелётных и зимующих птиц.

Ход занятия.

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами поговорим о птицах. Каких зимующих птиц вы знаете?

Дети. Сорока, ворона, галка, синичка, дятел, сова, воробей, голубь.

Воспитатель. Правильно эти птицы остаются у нас зимовать.

Сюрпризный момент. Стук в окно, появляется на окне письмо, воспитатель берёт и читает стих.

Кто-то бросил мне в окошко, посмотрите письмецо.

Может это воробьишко пролетая, обронил.

Может кот как мышку на окошко заманил?

Воспитатель. Ребята от кого письмо пришло вам хотелось бы узнать? Тогда отгадайте загадку.

Загадка. Я проворна, легкокрыла, хвост раздвоен точно вилы. Если я летаю низко – значит дождик где-то близко.

Дети - ласточка.

Воспитатель читает письмо ласточки.

Дорогие ребята! Пишет вам ласточка из далёкого края. Все перелётные птицы, зимовавшие в тёплых краях, торопятся вернуться на Родину. Вот и я спешу прилететь к вам. Ведь там моя Родина! Но я не знаю когда мне можно лететь. Я решила обратиться за помощью к вам в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы для птичек не найти.

Ребята, помогите, пожалуйста. Напишите когда мне можно возвращаться?

Ваша подруга ласточка.

Воспитатель. Ребята, вы хотите помочь ласточке разобраться, когда же ей можно лететь к нам. В какой весенний месяц?

Дети - да, хотим.

Воспитатель. Дети, а когда птицы возвращаются на Родину?

Дети - птицы возвращаются весной.

Воспитатель. Давайте вспомним куда улетают птицы осенью, когда наступают холода.

Дети. Птицы улетают на юг, в тёплые края.

Воспитатель. А почему они улетают?

Дети. Для них нет корма.

Воспитатель. Так в какое время года птицы возвращаются на Родину? Как называются такие птицы?

Дети. Перелётные птицы возвращаются весной.

Воспитатель. Почему возвращаются перелётные птицы?

Дети. Птицы возвращаются потому, что корма стало достаточно, появились насекомые, можно найти семена, прошлогодние плоды.

Воспитатель. Какие насекомые появляются первыми?

Дети. Те, которые зимуют под листочками, травкой, корой деревьев: это жуки, бабочки, мухи.

Воспитатель. Когда появляются первые весенние цветы, насекомых становится больше - почему?

Дети. Есть корм для них, это нектар цветов. Насекомые начинают размножаться. Они откладывают яйца. Из них вылупляются гусеницы у бабочек и личинки у жуков, мух, стрекоз.

Физминутка.

Лебеди летят, крыльями машут

Прогнулись над водой

Качают головой,

Прямо и гордо умеют держаться

Очень бесшумно на воду садятся.

Игра «Улетают - не улетают».

Когда дети слышат название перелётных птиц - машут руками словно крыльями. Когда дети слышат название зимующих птиц - они обнимают себя руками, словно согревают себя.

Ворона, грач, воробьи, сорока, лебедь, дятел, кукушка, галка, синичка, голубь, сова и. т. д.

Воспитатель. Грачи прилетают первыми, они ходят по земле и собирают семена, плоды, червяков. Грачей называют вестниками весны. В народе говорят – грач на горе, весна на дворе. За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идёт речь в загадке?

Загадка. На шесте дворец, во дворце певец, как зовут его?

Дети. Скворец.

Воспитатель. И так вслед за грачами прилетают скворцы, жаворонки, дикие утки, гуси, лебеди.

А сейчас дети – птички расскажут о себе.

Скворец. Прилетели мы скворцы молодой весны гонцы. Червяков мы клюём и поём, поём. Я возвращаюсь домой, когда ещё холодно. Апрельское солнышко только начинает пригревать. Моя весёлая трель означает конец зимы и наступление долгожданного тепла.

Хотя я отлично пою сам, но люблю подражать пению других птиц. Я питаюсь червяками, гусеницами, личинками. И помогаю огородникам уничтожать вредных жуков.

Воспитатель. Когда деревья оденутся листвою, прилетает следующая птица.

Загадка. Эта птичка никогда, для птенцов не вьёт гнезда. Сядет где-то на суку и кричит ку-ку.

Дети - это кукушка.

Кукушка. Я на ёлке на суку счёт веду – ку-ку-ку-ку. Я прячусь на самой макушке высоких деревьев, в густых зелёных ветвях. Я приношу нашим лесам большую пользу: так, как уничтожаю мохнатых гусениц, они опасные враги леса. Они поедают листья, стебли и почки растений и лес может засохнуть.

Воспитатель. Позже всех прилетают ласточки. Почему?

Дети. Потому, что высоко в небе, где они обитают и питаются, насекомые: комары, мошки, появляются позднее.

Ласточка. Меня вы можете узнать по длинным острым крыльям и длинному раздвоенному хвосту. Я ласточка - птица воздуха. Летаю высоко в небе, неустанно ловлю мошек, мух, комаров. Но когда на небе появляется много туч, я тогда низко к земле опускаюсь. Особенно нам ласточкам плохо в дождливую погоду, когда насекомые прячутся. Жизнь моя тесно связана с жизнью человека. Я своё гнездо строю под крышей домов. Считается, что если ласточка поселилась под крышей дома - это к счастью.

Воспитатель. Ребята, так что мы ответим ласточке? Можно ли ей лететь к нам?

Дети. Да, можно.

Воспитатель. Я написала письмо ласточке, чтобы она прилетала.

Письмо. Дорогая ласточка! Пишут тебе ребята из детского сада «Теремок». У нас сейчас март, первый месяц весны. Но скоро наступит апрель и май. Май месяц зелени и цветов, это самый красивый и тёплый весенний месяц. Цветут сады. В лесу раздаётся голос кукушки и трель соловья. В воздухе будет много мелких мошек, мух и комаров. Всё будет готово к твоему возвращению. Когда ты получишь письмо лети, ласточка лети. Мы тебя ждём. Ребята мы отправим это письмо, ласточка получит его и прилетит к нам, а мы будем её ждать.

Итог занятия.

Воспитатель. О каких птицах мы сегодня говорили?

Дети. О перелётных.

Воспитатель. Какое полезное дело для леса делают птицы?

Дети. Птицы уничтожают гусениц, мух. Комаров и других вредных насекомых.

Игра «Кто лишний? »

На магнитной доске два дерева: одно весеннее с листьями, другое с голыми ветками зимнее. На столе лежат картинки с зимующими и перелётными птицами и несколько (2) домашних птиц. Дети по очереди берут птиц и ставят на дерево с листьями перелётных птиц, на зимнее зимующих птиц, а остаются на столе домашние птицы, они лишние.

Воспитатель проверяет, правильно - ли дети выполнили задание.

Даёт оценку, как дети работали на занятии.

Игра «Не ошибись»

Воспитатель называет зимующих и перелётных птиц. Дети слушают внимательно и хлопают в ладоши, если услышат что-то другое.

Ворона, синица, спица, кукушка, игрушка, сорока, ласточка, бабочка, воробей, голубь, глобус, страус, снегирь, кактус, дятел, муха, галка, грач, мяч.

Материал: Два письма, дерево зимнее и весеннее, магнитная доска, магнит, силуэты птиц, шапочки для птиц.

Сюрпризный момент: загадывание загадок, игра «Улетают не улетают», игра «Кто лишний» игра «Не ошибись», физминутка «Лебеди».

К онспект занятия по экологии во 2 младшей группе на тему: Осень Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе "Заглянула в лес "Материал предназначен для воспитателей ДОУ, подойдёт для закрепления знаний у детей 3-4 лет о времени года - осень.

Задачи: закрепить знания детей о приметах осени, вспомнить названия деревьев; закрепить знания детей об овощах и фруктах, об осеннем явлении природы листопаде; закреплять в памяти детей названия цветов: красный, жёлтый, зелёный; уточнить представления детей о подготовке животных и птиц осенью к зиме; расширить активный словарь детей (листопад, хвоя, ароматная, душистая); развивать умение координировать речь с движением, чувство ритма; воспитывать бережное отношение к природе, способность любоваться её красотой.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций об осени, деревьев и кустарников на участке, наборов предметных и сюжетных картинок – «Птицы», «Насекомые», «Осень»; Д/и «1, 2, 3 – к дереву беги!»; Д/и «Какая птица улетела?»; Д/и «Узнай на вкус»; чтение и разучивание стихов об осени; загадывание загадок об осени, овощах, фруктах, птицах, животных.

Техническое обеспечение: Игрушка – ёжик; большая корзина; осенние листья красного, жёлтого, оранжевого, зелёного цвета; картинка с изображением грача; искусственные деревья - ёлка и берёза; макет солнца; аудиозапись "Октябрь " П. И. Чайковского; еловая ветка.

Билингвальный компонент: k ө з – осень, к ерпе – ёжик, аю – медведь.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте очень интересную загадку и скажите мне, о чем в ней говорится?

Оно весь мир обогревает, И усталости не знает,

Улыбается в оконце, А зовут его все …(солнце)

(Показывает макет солнца.)

Воспитатель: Правильно, это солнышко. Просыпается оно раньше всех, умывается из тучки и поднимается высоко в небо, чтобы совершать “добрые дела”. А какие “добрые дела” совершает солнышко? (Ответы детей.)

У солнышка много “добрых дел”: землю обогреть, ярким светом осветить, да и всех разбудить своими ласковыми лучиками. Но иногда бывает так, что солнышко мало выходит на небо и не дарит нам своего тепла. А как вы думаете, в какое время года это бывает? Какое время года наступило?

Дети: Осень!

Воспитатель: Правильно. Если солнышко реже стало появляться, если меньше греет, то это, значит, к нам пришла осень. (Обращаю внимание на картину «Осенний лес».) Посмотрите, как она разукрасила всё вокруг! Нравится, дети?

Дети: Да!

Д/и «Какая погода? »

Воспитатель: Дети, кто из вас знает, какая погода бывает осенью? Если идёт дождь, то погода какая?

Дети: Дождливая.

Воспитатель: Дует ветер?

Дети: Ветреная.

Воспитатель: А если на улице пасмурно, значит погода какая?

Дети: Пасмурная.

Воспитатель: Если погода сырая? Значит на улице…

Дети: На улице сыро.

Воспитатель: На улице хмуро? Значит погода…

Дети: Погода хмурая.

Воспитатель: На улице солнечно и ясно.

Дети: То погода ясная и солнечная.

Воспитатель: Сегодня ясно, и я приглашаю всех вас на прогулку в осенний лес.

Игра «Шагают наши ножки»

По тропинке мы пойдём

Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)

На носочки встали

К лесу побежали (бег)

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке (шагают)

Шагают наши ножки.

Воспитатель: Вот мы и пришли в осенний лес. Дети, посмотрите, какое дерево, какое оно красивое, кудрявое.

Даша, как называется это дерево?

«Белая берёза косы распустила

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают.»

Воспитатель: Назар, скажи, какого цвета ствол у берёзы?

Воспитатель: Посмотрите как много у берёзы красивых развесистых веток.

Какого цвета листья на берёзе?

Правильно, зеленые, а еще какого цвета есть листочки? (Желтые, оранжевые.)

Дети, а листочки у березы маленькие или большие?

Правильно, листочки у березы маленькие.

Сейчас найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. Возьмите один в левую руку и один в правую руку. Молодцы! А теперь поиграем в игру, которая называется «Ветер и листочки».

Игра «Ветер и листочки».

Я буду ветер, а вы – листочки. Вы их ловите, кружитесь, качайтесь в разные стороны. Движения выполняйте после моих слов. Слушайте внимательно! Слова игры:

«Ветер по лесу летал,

Ветер листики срывал.

Мы ладошки подставляли,

Все листочки мы поймали.

Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листок вверх)

Покружи ты наш листок,

Покружи, поверти

И на землю опусти. (Приседают.)

Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)

И качается листок.

А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь. Это листопад. Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят». – Вот как много листьев опало на землю! Будем порядок наводить!

Игра «Дорожки»

Мы дорожки подметаем, – дети выполняют взмахи руками в стороны;

Дружно в кучки собираем,- имитируют сбор листьев;

Чтоб гуляли малыши,- дети шагают;

Веселились от души,- хлопают в ладоши.

Воспитатель: Дети, посмотрите, какое чудесное дерево!

Воспитатель: Саша, как называется это дерево?

Саша: Это ёлка.

Воспитатель: Подумайте, чем оно отличается от других деревьев?

Дети: Это елка. У нее нет листьев.

Воспитатель: Потрогайте, прикоснитесь к иголкам. Какие иголки у ели?

Дети: Колючие, острые, прямые.

Воспитатель: У еловых иголок есть другое название: хвоя. Давайте вместе повторим это слово.

Дети: Хвоя.

Воспитатель: Я сейчас разотру между пальцев несколько иголок. Что вы чувствуете?

Дети: Запах.

Воспитатель: Какой запах?

Дети: Ароматный, душистый, приятный.

Воспитатель: Ой, кто-то спрятался под елью, да еще и листочком прикрылся? Кто же это?

Дети: Ёжик.

Воспитатель: Правильно, это ёжик. Дети, осенью все готовятся к зиме – и люди, и звери, и птицы.

Зайчик скоро сменит свою серую шубку на какую? (На белую.)

А белочка как готовится к зиме? Что она запасает на зиму?

- Ёжик тоже готовится к зиме. Он строит тёплое гнездо на земле из листьев. Давайте ему поможем. Соберём для него листья вот в эту корзину! (Дети собирают листья и складывают в корзину.)

Ёжик благодарит детей за помощь.

Дети, мишка тоже готовится к зиме. Он строит себе берлогу, забирается в неё и спит до весны, а мы ему не дадим спать.

Подвижная игра « Мишка косолапый».

"Мишка, мишка, хватит спать!

Выходи к нам играть!

Нас так много - ты один,

Спать тебе мы не дадим! " (Дети убегают от водящего).

Мишка: Какие вы все весёлые! Я бы ещё с вами поиграл, да только спать очень хочется. До свидания, дети!

Дети: До свидания, Мишка!

Воспитатель: Ой, а кто это к нам залетел попрощаться?

Дети: Грач.

Воспитатель: А почему он хочет с нами попрощаться?

Дети: Потому что он улетает на зиму в тёплые края.

Воспитатель: Правильно. Улетай, грач, улетай. Мы будем ждать тебя весной!

Воспитатель: Ёжик хочет вам загадать загадку.

Ёжик: На колючках у ежат

Два горчичника лежат.

Значит, их поставил кто-то.

Только где же этот доктор?

Лес вздохнул и листья сбросил,

Догадался? Это осень!

«Осень в гости к нам пришла»

Осень в гости к нам пришла – дети шагают;

Деток радует она, – хлопают в ладоши;

Разукрасила наш сад, – выполняют движения руками «волна»;

Подарила листопад! – приседают, касаются руками земли.

Осень: Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй, Осень!

Д/и «Узнай на вкус».

Осень: Дети, вы так много знаете обо мне. Спасибо вам за это, за доброту вашу, за то, что ёжику помогли листья собрать. У меня для вас есть угощение. Это фрукты и овощи. Посмотрим, узнаете ли вы их на вкус. Закрывайте глазки. (Осень раздаёт угощение.)

Воспитатель: Все узнали, чем вас угостила Осень? Что нужно сказать Осени?

Дети: Спасибо!

Осень: Пожалуйста! До новых встреч! До свидания!

Воспитатель: Вот и подошла к концу наша прогулка по осеннему лесу. Вам понравилось, дети? А сейчас пора возвращаться в детский сад.

(Дети под музыку уходят из зала.)

Игра – занятие «В гости осень к нам пришла»

Вторая младшая группа

Воспитатель: Котельникова Марина Александровна.

Программное содержание:

Образовательные задачи: Способствовать углублению и обобщению знаний детей о диких животных, птицах, деревьях, рыбах; расширять представления о лесе и его обитателях; продолжать знакомить с характерными особенностями времени года; познакомить со свойствами легкий тяжелый продолжать учить понимать и использовать слова, обозначающие соотношение предметов по размеру: широкий - узкий,
Развивающие задачи: развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; развивать память, связную речь, умение анализировать, делать выводы; развивать умение слушать друг друга.
Воспитательные задачи: воспитывать интерес у детей к жизни леса, умения вести себя в лесу; воспитывать любовь, бережное отношение к природе, проявлять заботу и внимание ко всему живому, формировать доброжелательность.

Предварительная работа:

Рассматривание наглядно-дидактических пособий с изображением диких животных, деревьев, птиц, рассматривание альбома «Времена года»; беседы о осени чтение стихотворений о сени чтение сказок о животных; дидактические игры «Дикие животные».

Оборудование, материал:

Коробки с засушенными листьями березы, листья из картона, аудио запись, мульти проектор, видео (улыбки, и живые картинки осени, дикие животные и птицы), таз с водой, костюм Осени, вазы с букетами осенних листьев березы, ватман, клей, лист.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, что это у нас за беспорядок, к нам уже гости пришли, надо срочно навести порядок.

(Хожу с детьми, наводим порядок в группе, незаметно беру коробку с листьями и как бы случайно роняю их на пол, листья рассыпаются).

Воспитатель: Ой, что же я наделала ….

Кто же мне поможет?

(Активизировать внимание детей, включить их незаметно в образовательный процесс.)

Пока дети помогают собирать листья, воспитатель проводит беседу с детьми:

Воспитатель: Ребята,с какого же дерева эти листочки?

Дети : С березы

Воспитатель: Какие они красивые. Какого они цвета?

Дети : Желтого!

Воспитатель: Но почему же листочки желтыми стали?

Дети: Потому что Осень и холодно.

Воспитатель: Ой, а как же листочки у нас то оказались?

Дети: Потому что был ветер.

Воспитатель: Правильно ветерок подул, и они прилетели к нам. Это осень потеряла их.

Воспитатель: Ребята, давайте отправимся в лес и поищем там Осень, чтоб отдать ей листочки. Вот и дорожка наша. Какая она по ширине?

Дети: Широкая. Дети проходят по дороге.

Воспитатель: Шли, шли и до речки дошли! (Д елает вид, что трогает воду). Вода в речке холодная.А кто в реке обитает?

Ответы детей.

Воспитатель: А чтобы пройти до леса, нужно перейти через реку по мосту. Какой он по ширине?

Дети: Мост узкий.

Дети проходят друг за другом, по мосту .

Воспитатель: Долго, долго с вами шли,

И в осенний лес пришли.

Тише, тише, что то кажется, я слышу (в записи звуки леса)

Сядем на поляночку, отдохнем.

Воспитатель: Скажите, ребята, какие животные живут в лесу? Вы знаете?

Дети: Заяц, лиса, белка, волк. И т.д.

Воспитатель: А если они живут в лесу, то они какие….?

Дети: Дикие.

Воспитатель: Молодцы. А ведь кроме животных в лесу еще кто-то живет, кто же это? Давайте вспомним.

Дети: Птички

Воспитатель: Правильно, птички. А ведь осенью многие птички улетают в теплые края, потому что на улице стало…….???

Дети: холодно!

Воспитатель: Ребята, а кто расскажет стихотворение про осень:

Дети рассказывают стихотворение об Осени.

***

Ходит Осень по дорожке,

Промочила в лужах ножки.

Льют дожди,и нет просвета -

Потерялось где то лето?

Пританцовывая, под музыку появляется Осень.

Осень: Здравствуйте, ребята. Узнали меня?

Дети: да!

Осень: Я Осень. Услышала, что вы говорите обо мне и пришла. Ребята, а давайте с вами поиграем.

Динамическая игра «Прогулка и дождик», автор Т.Н.Лебзак

Осень: Молодцы, а вот вам мой осенний привет. (Корзинка листьями)

Посмотрите, какие они лёгкие и воздушные. А давайте немного поиграем с листиками. Вот у меня лужица (таз с водой), опускаем сначала камушки. Что произошло с камушком?

Ответы детей.

Осень: Правильно – они утонули. Они тяжелые вот и утонули они …

А давайте опустим березовый листик.

Смотрите что происходит? Почему листики не тонут? (Они лёгкие)

Воспитатель: А ведь листики похожи на маленькие кораблики на воде.

Игровое упражнение на дыхание

Давайте сделаем «слабый ветерок» – нежно подуем – пусть листик плывет

А теперь сильный ветер – шторм, буря

(Дети дуют, воспитатель читает)

Как по луже студеной

Плыл кораблик золоченый

Воспитатель: Осень, что ты такая грустная?

Осень: Вот гуляла я по дорожкам и растеряла все листочки

От этого мне и грустно и вот хожу,ищу их и вас дождиком поливаю.

Воспитатель: Осень, не переживай мы нашли твои листочки. И сейчас мы сделаем из них тебе подарок.

Коллективная работа «Осенний букет в корзине»

На столе у детей лежат на подносе листья березы. На другом столе лежит нарисованная корзина, предварительно смазанная клеем.

Воспитатель: Ребята давайте подарим корзину с осенними листиками

Берите листочек и кладите в корзину.

Дети берут листочки и приклеивают их, получается корзина с листьями.

Воспитатель: Вот, Осень, мы дарим вам осенний подарок из твоих листьев.

Осень: Спасибо большое. А мне пора ребята в лес осенний возвращаться! До свидания.

Воспитатель: И нам пора возвращаться в детский сад. Закрываем глаза и глубоко вдыхаем носиком … и медленно выдыхаем.

В это время звучит спокойная музыка

Воспитатель открываем потихоньку глазки …

Вот мы и в детском саду, ребята. Здесь очень тихо, светло, уютно.


Ольга Лутцева
Конспект занятия по экологии во 2 младшей группе «Путешествие в осенний лес».

Путешествие в осенний лес .

Цель : дать детям представление об осени как времени года .

Задачи : - учить детей называть признаки осени , изменения в природе, жизни животных и людей;

Развивать память, воображение, мышление, активизировать словарь («осень » , «время года» , «шуршит» ).

Воспитывать внимание, любовь к природе, заботливое отношение к животным и птицам.

Ход занятия.

Воспитатель спрашивает :

Какое сейчас время года?

- Осень .

Что изменилось с приходом осени в природе и погоде ?

На улице стало холоднее, стали идти дожди, листья пожелтели и падают на землю.

Скажите, а как изменилась одежда людей?

Люди стали одеваться теплее : тёплые курточки, шапочки, ботиночки, в дождливую погоду обувают резиновые сапожки и берут с собой зонтик.

Ой, посмотрите, кто к нам пришёл в гости?

Посмотрите на него, у зайчика серый мех, а ушки, хвостик и животик – становятся белыми. Наш зайчик меняет окраску своей шёрстки. Когда наступает сентябрь и дни становятся короче, а погода холоднее, заяц начинает менять свой летний бурый мех на зимний наряд. На покрытой снегом местности белый зимний мех зайца хорошо маскирует его.

А теперь зайчик нас приглашает в осенний лес , но прежде мы должны отгадать загадку :

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Кто скажет, кто знает,

Когда это бывает?

- Осенью .

Молодцы!

Давайте с вами вспомним, как нам нужно одеться осенью на прогулку ?

- Осенью нужно одеваться теплее : штанишки, ботиночки, шапочку, курточку.

А сейчас мы встанем в круг и немного отдохнём :

Мы листики осенние ,

На ветках мы сидим.

(присесть)

Дунул ветер – полетели,

Мы летели, мы летели

(лёгкий бег по кругу)

И на землю тихо сели.

(присесть)

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

(лёгкий бег по кругу)

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

(присесть)

Дети садятся за столы.

А сейчас мы с вами построим дорожку в лес из волшебных кубиков. Давайте с вами подумаем, какого цвета дорожку мы будем строить : жёлтая – осенняя , белая – зимняя, красная – летняя, синяя – весенняя?

Мы будем строить жёлтую дорожку.

У каждого из вас получилась короткая дорожка. А сейчас мы сделаем одну длинную дорожку до самого леса, для этого нам нужно соединить все дорожки в одну.

Сколько у вас было коротких дорожек?

А получилась одна длинная.

Вот теперь, мы можем отправляться в осенний лес .

Звучит музыка П. И. Чайковского из цикла «Времена года. Октябрь» . Дети, слушая музыку, двигаются по группе .

Давайте закроем глазки и представим, что мы уже очутились в осеннем лесу . Подышим свежим воздухом, полюбуемся осенним лесом , его красотой.

В лесу сильно шуметь нельзя, здесь живёт много птиц. А каких птиц знаете вы?

Воробей, сорока, голубь, синичка.

С наступлением холодов перелётные птицы улетают в тёплые края, а у нас остаются зимовать снегирь, синичка, воробей. Осенью становится меньше насекомых, личинок, которыми питаются птицы, поэтому мы должны помогать пернатым – строить домики, кормушки, скворечники.

А кто ещё живёт в лесу?

А каких зверей вы знаете?

Заяц, волк, медведь.

А кто знает, что происходит осенью с медведем ?

Медведь засыпает.

Как называется жилище медведя?

Берлога.

Но не только медведь впадает в спячку, но ещё и ёжик.

Назовите диких животных, которые в спячку не впадают.

Волк, лиса, заяц.

А теперь мы поиграем в игру «Лиса и зайцы» .

На лесной лужайке разбежались зайки, вот какие зайки, зайки – побегайки (дети прыгают, изображая зайчиков) .

Сели зайки на лужок, роют лапкой корешок (сидят, делают движения руками) .

Вдруг бежит лисичка – рыжая сестричка (оббегает сидящих детей) .

Видит зайцев и говорит «Где, где же вы зайки? Ах, вот вы где!» (лиса догоняет зайцев, а зайчики убегают) .

Мне очень понравилось, как вы отвечали на вопросы, отгадывали загадки, играли и строили дорожку в осенний лес . Всем большое спасибо. До свидание.

Материал: 4 картины «Времена года», запись «Голоса птиц», птица снегирь, альбомные листы, красная гуашь, влажная тряпочка.

Ход:

Звучит музыка «Осень», воспитатель загадывает загадку:

Несу я урожаи,

Поля вновь засеваю,

Птиц к югу отправляю,

Деревья раздеваю,

Но не касаюсь сосен

И ёлочек. Я … (осень).

Ребята, посмотрите на картины и выберите ту картину, на которой изображена осень. (Дети выбирают из 4-х картин – осень).

— Почему вы выбрали эту картину? (Дети дают полные ответы).

— Расскажите, какие вы знаете стихи, загадки про осень? (Дети рассказывают стихи и загадывают загадки). Дети садятся на стульчики.

— Расскажите, что происходит осенью с листьями? Что делают листья?

* листья желтеют;

*листья опадают;

*листья увядают;

*листья шуршат;

*листья шелестят;

*листья кружатся;

*листья засыхают;

*листья осыпаются;

*листья замерзают.

В старину каждый осенний месяц называли по-своему:

  • Сентябрь-«Златоцветом». Как вы думаете, почему его так называли «Златоцветом»

Ответы детей: (Листва деревьев и кустарников становится золотистой, травы желтеют, высыхают).

  • Октябрь-«Листопадом». Как вы думаете, почему его так называли

«Листопадом»

ответы детей: (Потому что с деревьев опадают увядшие, пожелтевшие листья).

  • Ноябрь-«Чернотропом». Как вы думаете, почемуего так называли «Чернотропом»

Ответы детей: (Потому что пестрый ковер из листьев, устилавший землю, потемнел, черными стали лесные тропинки в лесу).

— А еще осенью часто идут дожди. Подвижная игра «Убежим от дождика»:

Дождик, дождик льется,

В руки не дается.

Льется прямо, льется вкось,

И на щеки, и на нос.

Дождик льет как из ведра,

Побежим-ка со двора.

Мишка первый побежал.

Хлоп!И в лужицу упал!

— Скажите, что делает дождик?

ответы детей: моросит, дождик льет,дождик стучит по крыше, дождик барабанит дождик накропает, дождик идет, дождик шумит.

Как мы говорим, если дождик маленький? (он моросит, накрапает, капает).

— А если сильный дождь? (он льет, барабанит, стучит, шумит, идет).

пальчиковая игра «Дождик»

* дождик моросит (хлопать быстро-тихо);

* дождик льет (хлопать громко-быстро);

* дождик стучит по крыше (стучать сбоку по стулу пальчиками);

* дождик барабанит (стучать кулачок о кулачок «костяшками»);

* дождик накропает (по ладошке пальчиком);

* дождик идет (хлопать медленно-тихо);

* дождик шумит.

— Слышите стук. Это не дождик. Кто же там? Я посмотрю. (Прилетает птичка снегирь. Дети слушают аудио запись: «голоса птиц»).

— Ребята, эта птичка из нашего парка, она прилетала к нам прошлой зимой, обедать на нашу кормушку, вы узнали ее? Кто это? (Ответ-снегирь).

Снегирь очень обеспокоен тем, что наступает поздняя осень, а за ней зима холодная да лютая, снегирю и другим птицам надо чем то питаться.

Как вы думаете, чем питаются птицы поздней осенью и зимой? (Ответы детей).

— А вы знаете, что снегири очень любят ягоды рябины. Давайте и мы с вами поможем снегирю и другим птицам. А как мы это можем сделать?

ответы детей: Нарисуем ягодки рябины для птиц.

Ребята, напомните мне, как можно нарисовать ягоды рябины?

(Дети рассказывают, и показывают, рисуют).

Дети играют в подвижную игру «Рябинка»:

На холме стоит рябинка,

Держит прямо, ровно спинку.

Ей не просто жить на свете-

Ветер крутит, крутит ветер.

Но рябинка только гнется,

Не печалится, смеется.

Вольный ветер грозно дует

На рябинку молодую.

Снегирь благодарит детей. Спасибо вам ребята, а я полечу в парк и всем птичкам расскажу, как много ягод рябины приготовили для нас дети. И зима лютая нам не страшна. Улетает.

Воспитатель: Молодцы ребята, снегирю и другим птицам хватит ягод на всю позднюю осень и зиму.