Пантеон ацтекских богов. Бог ацтеков – покровитель природы

БОГИ и БОГИНИ
МИФОЛОГИЯ МАЙЯ И АЦТЕКОВ
Ах Пуч
Кавиль
Камаштли
Кецалькоатль
Кукулькан
Мецтли
Миктлантекутли
Мишкоатль
Синтеотль
Тескатлипока
Тлалок
Тонатиу
Уицилопочтли
Чак
Шипе Тотек
Юм Кааш
-------------------
Иштаб
Ишчель
Коатликуэ
Койольшауки

Б О Г И

Ах Пуч

Бог Ах Пуч
Дрезденский кодекс

В мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада.
Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы,
чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана.
У майя имелось большое количество богов смерти, их имена варьируются в зависимости от племен,
у которых они засвидетельствованы.
Наиболее часто упоминаются:
Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух(у киче) и др.
Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти).
Иконографические облики их различны. Даже в настоящее время многие коренные жители Центральной Америки верят,
что сова кричит, предсказывая неизбежную смерть, согласно пословице в испанском языке:
cuando эль-tecolote canta ... эль-indio muere (когда большая сова поет, индеец умирает).

Кавиль

Бог Кавиль
(Тецкатлипока)

Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий,
вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт.
Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых
тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества.
Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи.
Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога.
Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало.
В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.



Бог Камаштли

Камаштли (Camaxtli) - бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы.
Творец огня, он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод.
Один из четырех богов, создавших мир. Отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков
Камаштли был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами
Уитцилопочтли и Кетцалькоатля. Иногда в мифах он является синонимом Мишкоатля.

Кецалькоатль

Бог Кецалькоатль

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - “змея, покpытая зелёными пеpьями”
или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”,
в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа,
создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель
жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей,
из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа),
Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат.
Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 - 5 вв. до н. э.
В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля,
и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 - 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился
по всей Центpальной Амеpике.
Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы.
Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник,
где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей
находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев,
следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю.
В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества:
по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв.
В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой.
Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты:
пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными - тольтеками пpоисходят несчастья,
вызванные тем же Тескатлипокой.
Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока,
где yмиpает, а тело его сжигают. По одномy из мифов ацтеков, Кецалькоатль после поpажения
в Толлане yдалился на плоте из змей в восточнyю замоpскyю стpанy Тлилан-Тлапаллан,
обещав чеpез некотоpое вpемя веpнyться из-за океана.


Бог Пернатый Змей
Базальт, XIIIв.,
Теотичуас

Кецалькоатль изобpажался в виде боpодатого человека в маске,
с огpомными гyбами, или в виде змеи, покpытой пеpьями.
Число его изобpажений в pyкописях и на памятниках скyльптypы огpомно.
К ацтекам почитание Кецалькоатля пpишло от хyастеков, поэтомy в pyкописях ацтеков
он часто изобpажался в хyастекской одежде: высокая шапка из шкypы ягyаpа, такая же
набедpенная повязка, нагpyдная пластина в виде большой pаковины, плюмаж из пеpьев кецаля.
Кетцалькоатль – очень древний бог, известный еще Майя, следы его почитания встречаются
среди руин древнего Теотиукана (Teotihuacan). Полагают, что именно он позволил Кортесу
и испанцам проникнуть в глубь ацтекских земель. Ацтеки посчитали Кортеса инкарнацией Кетцалькоатля,
возвращающегося с Востока, чтобы вернуть себе свои земли, как говорилось во многих легендах индейцев.
Культ Кетцалькоатля был настолько силен, что даже спустя сотни лет после завоевания
для купцов маленьких индейских городов было обычным делом усердно работать,
экономя и откладывая деньги для того, чтобы лет через двадцать потратить все на шикарный банкет
в честь великого Кетцалькоатля. С Кетцалькоатлем, как и с Богом Ветра Эхекатлем,
ассоциировались Эхекайлакакоцкатли (Ehecailacacozcatl), или ветры, которые дули во время ураганных ливней.
Молнии, столь похожие на змею по своей форме, также соотносились с этим богом
и назывались шонекуилли (xonecuilli).
Храмы в честь Эхекатля были круглыми, так как бог ветра мог дуть или дышать в любом направлении.
Индейские Кодексы, такие как Кодекс Коспи (Codex Cospi) и Кодекс Борджиа (Codex Borgia),
содержат ссылки на то, что Кетцалькоатль ассоциировался с планетой Венера,
и при этом описывают его разрушительную силу.
В Кодексе Маглиабечиано (Codex Magliabechiano) Кетцалькоатль ассоциируется с Тлалоком –
Богом Воды и Дождя. В Венском Кодексе (Vienna Codex) Кетцалькоатль изображается
как бдительный юноша, сидящий у ног «Изначального», Дуальной божественности.
Он мог также упоминаться как Якатекутли (Yacateuctli) – Повелитель Головного Отряда,
или как Тот, кто идет впереди, как Якаколиуки (Yacacoliuhqui) – Тот, У Кого Орлиный Нос
или как Якапитцауак (Yacapitzahuac) – Заостренный Нос.
Мог также почитаться под именами Наш Преподобный Принц и Оцелокоатль (Ocelocoatl) –
Воплощение Черной, или Ночной, Формы. В переводе Кодекса Маглиабечиано, выполненном культурологом Буном,
Кетцалькоатль упоминается как сын Миктлантекутли (Mictlantecutli), Повелителя Мира Мертвых.
Бун в своей работе приводит одну любопытную легенду, связанную с Кетцалькоатлем.
Однажды, вымыв руки, Кетцалькоатль тронул свой пенис и, пролившись, семя его упало на камень.
От союза семени и камня родилась летучая мышь, которую другие боги послали укусить Богиню цветов
Шочикецаль(Xochiquetzal). Летучая мышь откусила кусочек вагины Богини цветов, пока та спала,
и принесла его богам. Те обмыли его водой и из этой воды выросли «цветы с плохим запахом».
Эта же летучая мышь отнесла кусочек плоти богини затем Миктлантекутли,
который тоже
обмыл его, и из воды, которую он использовал, выросли «цветы с хорошим запахом».
Индейцы назвали их шочитрил (xochitril). Кетцалькоатль часто изображался держащим шип,
используемый для пускания крови. Предполагают, что именно он создал прецедент
самопожертвования, став предшественником всех последующих человеческих жертвоприношений.
Он пустил себе кровь в честь Камаштли (Camaxtli) (синоним Мишкоатля, Mixcoatl),
которого ацтеки почитали как отца Кетцалькоатля.


Статуи Пернатого Змея
Базальт, X-XIIвв.,
Мексика, Тула

Главное святилище Кетцалькоатля находилось в Чолyле (Мексика).
Имя Кецалькоатль стало титyлом веpховных жpецов, пpавителей pеального Толлана (Тyлы).

Кукулькан

Бог Кукулькан Крылатый Змей
Detail of Classic Maya Yaxchillan.
Study of Maya Art by Herbert Spinden, 1913

Кукулькан (Gukumatz) - "крылатый змей", в мифологии майя - одно из главных божеств.
Кукулькан - бог четырех Святых Даров - огня, земли, воздуха и воды;
и каждый элемент был связан с божественным животным или растением:
Воздух - Орел, Земля - Кукуруза, Огонь - Ящерица, Вода - Рыба.
В рукописях и скульптуре майя, Кукулькан представлен по крайней мере шестью символическими образами.
В основном это образ змея. Он также изображался в виде орла, ягуара, крови, раковины улитки,
и наконец как флейта, сделанная из костей. Кукулькан представляет хорошие и злые силы,
подобного парадигме -яна восточных религий. Ко времени испанского завоевания (XVI в.)
в нём слились легенды об историческом лице - предводителе тольтеков (вторгшихся в X в. на Юкатан),
который считал себя имперсонатором Кукулькана (Кецалькоатля), и тольтекские представления
об этом божестве, а также более древние верования майя в связанных с культом дождя облачных змеев.
В результате синкретических процессов Кукулькан у поздних майя почитался в качестве бога ветра,
подателя дождей, бога планеты Венера, основателя нескольких царских династий и крупных городов.
Кукулькан изображался в виде змея с человеческой головой. Согласно некоторым мифам майя,
мир создан парой богов - Кукульканом и Хуроканом. Хурокан - бог природного начала и всех буйных природных сил.
Он - "сердце гор" - бог земных недр, пещер, землетрясений, вулканов; бог огня, но,
вместе с тем, холода, севера, льда; он бог тьмы, ночного звездного неба; он - бог доблести,
чтобы испытать мужество молодых воинов он вызывал их ночью на бой в облике ягуара.
Кукулькан считался доброжелательным божеством. Он обучил людей земледелию,
рыболовству, различным наукам, дал им календарь, письменность, изобрел церемонии и кодекс законов.
В истории майя культ Кукулькана трансформировался в своего рода культ благородства,
ему приносились в жертву индейцы, выбранные только из класса знатных, и все это было
обставлено с высочайшей степенью торжественности.


Ипостась Кукулькана
Музей майя, Паленке

Такое обилие функций, ролей и значений образа Кукулькана можно объяснить древностью культа его почитания.

Мецтли

Бог Мецтли, кодекс Борджиа
Codices Grupo Borgia
Detail of the Borgia totem

Мецтли (Metztli), в мифологии ацтеков - бог Луны.
Согласно мифу, первое время после появления на небе Луна светила так же ярко,
как Солнце, пока один из раздражённых этим богов не бросил в неё кроликом.

С тех пор Мецтли часто изображается в виде диска чёрного цвета или сосуда с водой,
на котором находится кролик.

Миктлантекутли

Бог Миктлантекутли
Detail of the Borgia totem

Миктлантекутли (Mictlantecuhtli) - владыка царства мёртвых.
В мифологии ацтеков бог загробного (подземного) мира и преисподней, изображался в виде скелета или
с черепом вместо головы с торчащими зубами; его постоянные спутники - летучая мышь, паук и сова.
Его жена - Миктлансиуатль.
Согласно мифам, Кетцалькоатль спустился в 9-ю преисподнюю к Миктлантекули за костями умерших,
чтобы создать новых людей. Зная, что Миктлантекутли недоверчив и склонен к обману, Кетцалькоатль, получив просимое,
бросился бежать. Рассерженный Миктлантекутли преследовал его и приказал перепелу напасть на бога-творца.
Торопясь, Кетцалькоатль споткнулся, упал на кости, переломал их и с трудом ускользнул из преисподней, унося добычу.
Окропив кости своей кровью, Кетцалькоатль создал людей, но так как сломанные кости
были разных размеров, то мужчины и женщины различаются по росту.

Мишкоатль

Бог Мишкоатль
Мишкоатль (Mixcoatl) - "облачный змей", (IxTak Mixcoatl) - "белый облачный змей".
Первоначально у чичимеков Мишкоатль был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя.
Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля и рассматривается как прародитель племён науа.
Иногда в мифах он является ипостасью Камаштли - он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод,
который раскрутил вокруг оси как сверло. Он сын Сиуакоатля и отец Шочикецаль, а также Уицилопочтли,
рождённого от Коатликуэ. Изображался с копьеметалкой (атлатль) и дротиками в руках.
Он убил Ицпапалотль ("обсидиановую бабочку").

Синтеотль

Бог Синтеотль
Синтеотль(Centeotl) - «божество кукурузы». В мифологии ацтеков - молодой бог кукурузы.
Является сыном Тласольтеотль и, иногда, упоминается в качестве мужа Шочикецаль.
Обычно изображался в виде юноши с наполненной кукурузными початками сумкой за спиной
и палкой-копалкой или початками в руках. В некоторых мифах выступает в женском облике.
В древности, до ольмеков, Синтеотль почитался у всех жителей Мезоамерики
под разными именами;
ацтеки заимствовали его культ у хуастеков. Он считался покровителем земледельцев.

Тескатлипока

Бог Тескатлипока
Тескатлипока (Tezcatlipoca) - в мифологии ацтеков и майя один из трех главных богов;
покровитель жрецов, наказывающий преступников, повелитель звезд и холода, владыка стихий,
вызывающий землетрясения; он бог-демиург и одновременно разрушитель мира.
Бог ночи и всего материального в мире, бог северной стороны света. Он носит с собой магическое зеркало
Итлачиаякуе (Itlachiayaque) - "Место, откуда он смотрит", которое кадит дымом и убивает врагов,
и поэтому его называют "дымящееся зеркало" (Tezcatl - зеркало, Ipoka - дымящееся).
Ещё в этом зеркале он видит всё, что творится в мире. А в правой руке он держит 4 стрелы,
символизирующие наказание, которое он может наслать на грешников людей.
Как владыка мира и естественных сил являлся оппонентом духовного Кецалькоатля и иногда выступал в роли искусителя людей. Наказывая зло и поощряя добро,
он испытывал людей искушениями, пытаясь спровоцировать их на совершение греха.
Также он был богом красоты и войны, покровителем героев и красивых девушек.
Однажды он соблазнил богиню цветов Шочикецаль, жену бога Шочипилли, т.к. она была очень красивой,
под стать ему самому. Ещё довольно часто его воспринимали как колдуна, изменяющего образы
и бога мистических сил. Также Тескатлипока имеет следующие ипостаси:
Мойокояцин (Moyocoyatzin) - "Непостоянный творец",
Титлакауан (Titlacahuan) - "Он, чьими рабами мы являемся",
Мокекелоа (Moquequeloa) - "Пересмешник",
Мойокояни (Moyocoyani) - "Создатель самого себя",
Ипалнермоани (Ipalnermoani) - "Владыка Близлежащего и Ночи" и
Науакуе (Nahuaque) - "Ночной Ветер".

Тлалок

http://godsbay.ru/maya/index.html
Тлалок (Tlaloc) - "заставляющий расти", бог дождя и грома, сельского хозяйства,
огня и южной стороны света, повелитель всех съедобных растений;
у майя - Чак, у тотонаков - Тахин, у миштеков - Цави, у сапотеков - Косихо-Питао.
Его культ получил распространение со 2 в. до н.э., потеснив более древний культ Кетцалькоатля.

Бог Тлалок

Ягуаролицый бог Тлалок изображался антропоморфным, часто с глазами совы или кругами
(в виде стилизованных змей) вокруг глаз (иногда такие круги помещались на его лбу),
с клыками ягуара и змеиными завитками перед носом. На голове Тлалока - зубчатая корона,
тело - чёрного цвета, в руках - змееподобный, усаженный зубами посох (молния) или стебель маиса, или кувшин с водой.
По представлениям ацтеков, Тлалок - по природе благодетельное божество, но может вызвать наводнения,
засухи, град, заморозки, удары молнией. Считалось, что он живёт на вершинах гор или во дворце над
Мексиканским заливом, где образуются облака. В его жилище, на внутреннем дворе,
в каждом из четырёх углов стоит по большому кувшину, в которых содержатся благотворящий дождь,
засуха, болезни растений и разрушительные ливни (поэтому Тлалок изображался иногда в виде кувшина).
Жрецы считали его единым божеством, но, по более ранним народным представлениям,
существовало множество отдельных карликообразных Тлалоков ("мальчиков дождя"),
владычествовавших над дождём, горными вершинами, градом и снегом; в их ведении были и реки, и озёра.
С Тлалоком были связаны лягушки и змеи. Тлалок насылал на людей ревматизм, подагру и водянку.
Поэтому в Тлалокан (его владение на небе) попадали убитые молнией, утопленники, прокажённые и подагрики.
В Тлалокане было изобилие воды, пищи и цветов. Первой женой Тлалока была Шочикецаль, а затем Чальчиутликуэ;
и по некоторым мифам он считается отцом бога луны Теккистекатля. Изображения Тлалока бесчисленны,
так как он пользовался необычайно широким почитанием.
Ацтеки совершали обряды в его честь на глубоких омутах озера Тескоко.
Каждый год ему приносили в жертву множество детей, топя их в воде. На горе Тлалок, близ Теночтитлана,
была воздвигнута большая статуя Тлалока из белой лавы с углублением в голове.
В дождливое время года туда вкладывались семена всех съедобных растений.
Тлалок был владыкой третьей из пяти ацтекских мировых эпох.

Тонатиу

Бог Тонатиу
Тонатиу (Tonatiuh) - "солнце", Куаутемок - "нисходящий орёл", Пильцинтекутли - "юный владыка",
Тотек - "наш вождь", Шипилли - "бирюзовый царевич". В мифологии ацтеков - бог неба и солнца, бог воинов.
Тех, кто умирал на службе, впереди ждала вечная жизнь. Он управляет 5-й, нынешней мировой эпохой.
Изображался в виде юноши с лицом красного цвета и пламенными волосами, чаще всего в сидячей позе,
с солнечным диском или полудиском за спиной. Для поддержания сил и сохранения молодости Тонатиу
должен каждый день получать кровь жертв, иначе во время путешествия ночью по подземному миру он может умереть,
поэтому каждый день его путь до зенита сопровождался душами, принесённых в жертву воинов, павших в боях.
По представлениям ацтеков, вселенная пережила несколько эр, во время которых солнцем были различные боги.
В текущей, пятой эре, им стал Тонатиу под календарным именем Науи Олин ("Четыре движения").
О происхождении солнца у ацтеков имелось несколько мифов, наиболее распространённым был следующий.
После сотворения мира (или в начале пятой эры) собрались боги, чтобы решить, кто из них станет богом солнца.
Для этого они развели костёр, куда должен был броситься избранный, но все боялись страшного жара.
Наконец, Нанауатль ("Усыпанный бубонами"), страдая от страшной болезни, кинулся в пламя,
где "начал потрескивать, как жарящееся на угольях мясо".
За ним последовал Текистекатль ("Находящийся в морской раковине"),
трижды пытавшийся до Нанауатля прыгнуть в костёр, но отступавший от невыносимого жара.
Нанауатль стал солнцем, Текистекатль - луной - богом Мецтли. Первое время луна светила также ярко как солнце,
пока один из раздражённых этим богов не кинул в неё кроликом. С тех пор Мецтли изображается
в виде чёрного диска или сосуда с водой, на котором находится кролик.
Тонатиу - покровитель союза "воинов-орлов", его символ - орёл.
Культ Тонатиу был одним из самых важных в ацтекском обществе.

Уицилопочтли

Бог Уицилопочтли
Уицилопочтли, Вицлипуцли (Huitzilopochtli, Vislipuzli) - “колибри юга”, “колибри левой стороны”.
Первоначально был племенным богом ацтеков (колибри часто выступает как олицетворитель солнца
у многих индейских племён Центральной Америки). Уитцилопочтли обещал ацтекам,
что приведёт их в благословенное место, где они станут его избранным народом.
Это произошло при вожде Теноче. Позже Уитцилопочтли вбирает в себя черты более древних богов,
а также черты бога солнца Тонатиу и Тецкатлипоки (иногда выступает как его двойник).
Он становится богом голубого ясного неба, молодого солнца, войны и охоты, специальным покровителем,
народившейся ацтекской знати. В некоторых вариантах мифа, Уитцилопочтли связывается со старыми божествами плодородия.
Во время устраивавшихся два раза в год торжественных праздников изготовлялось огромное изображение
Уитцилопочтли из хлебного теста с мёдом; это изображение после религиозных обрядов
разламывалось на куски и съедалось всеми участниками праздника. В других мифах Уицилопочтли у ацтеков - бог войны,
которому приносили самые зверские, кровавые человеческие жертвы.
Он ежедневно сражается с силами ночи и тьмы, не позволяя им проглотить солнце;
отсюда его связь с культовыми объединениями “воинов-орлов”.


Бог Вицлипуцли

Уитцилопочтли изображался антропоморфно в шлеме, имеющем форму клюва колибри,
сделанного из золота, со щитом в левой руке, украшенном пятью белыми пуховыми шариками
в форме креста и торчащими из него четырьмя стрелами, и луком или копьеметалкой и дротиками.
В правой руке он держит дубинку в виде змеи, раскрашенную в голубой цвет. На запястьях у него золотые браслеты,
а на ногах голубые сандалии. Ещё его изображали в виде колибри, либо с перьями колибри на голове
и на левой ноге, и с чёрным лицом, держа в руках змею и зеркало. Он - сын Коатликуэ.
По легенде, он отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо, где она стала луной.
Уитцилопочтли - одно из более почитаемых ацтеками божеств; ему приносились кровавые человеческие жертвы;
в честь Уитцилопочтли сооружён храм в Теночтитлане. Святилище на вершине этого храма называлось
Лиуикатль Шошоуки (Lihuicatl Xoxouqui) “Голубое небо”.
Дуран повествует о том, что в храме стояла деревянная статуя сидящего Уицилопочтли на голубой скамейке.
По углам скамейку подпирали змеи. Головной убор у статуи был выполнен в форме клюва птицы.
А перед его ликом всегда вывешивалась занавеска, свидетельствующая о почтении к нему.
В Тескоко, также как и в Теночтитлане, на вершине главного храма были два святилища -
посвящённые Тлалоку и Уицилопочтли.
Статуя в святилище изображала юношу покрытого плащом из перьев с ожерельем из жадеита и бирюзы,
и с многочисленными золотыми колокольчиками. Статуя была деревянной, тело покрыто голубой краской,
а лицо было разрисовано полосками. Волосы были исполнены из орлиных перьев, а головной убор из перьев кецаля.
На его плече была выдолблена голова колибри. Его ноги были разукрашены и декорированы золотыми колокольчиками.
В руках он держал копьеметалку с дротиками и щит, украшенный перьями и покрытый золотыми полосками.

Чак

Чак Мооль
X-I пол.XIIвв., Чичен-Ица
Чак-Мооля изображают полулежащим,
с блюдом для жертвоприношений на животе.

Чак, Чаак («топор») - важное божество в пантеоне богов цивилизации майя доколумбовой эпохи.
В мифологии майя – бог дождя, грома и молний. Предполагается что, первоначально Чак,
был богом очищения леса (вырубки под поля), позднее стал богом дождя и воды, а также божеством агрокультуры.
Наиболее характерными чертами в изображении этого бога являются: длинный нос, топоры-кельты из змей,
выбегающие из уголков рта змеи, тело как правило, голубого цвета. Обычные атрибуты Чака – топор,
пылающий факел (символ сжигания срубленных деревьев) или сосуды с водой.
Чак почитался как в единственном,
так и во множественном числе.
Четыре ипостаси Чака связаны со сторонами света и цветовой символикой:
красный Чак востока (Chac Xib Chaac), белый Чак севера (Sac Xib Chaac),
чёрный Чак запада(Ek Xib Chaac), жёлтый Чак юга (Kan Xib Chaac).
В дошедших до нас преданиях майя часто упоминаются Чаки, живущие в лесах, пещерах, сенотах.
Почитание традиций, связанных с культом Чака до сих пор сохранилось у юкатанских майя.
На Юкатане и в наше время проводится церемония вызывания дождя под названием чачак.
В мифологии ацтеков Чаку соответствует бог Тлалок.
Божество Чак не связано
с скульптурными статуэтками или алтарями майя постклассического периода, известными как "Чак Мооль".

Бог Красный Чак
XIV в. н.э.

Собственно, имя "Chac Mool" предложено архивариусом 19-ого столетия Огюстом Ле Плонгеоном,
где "chac" относительно соответствует юкатанскому слову chak, означавшему "красный" или "большой".

Шипе Тотек

Бог Шипе Тотек
Шипе Тотек (Xipe Totec) - “Наш владыка со снятой кожей”, “Наш вождь ободранный”,
Тлатауки Тецкатлипока - “Красный Тецкатлипока”,
Ицтапальтотек - “Наш вождь плоского камня”.
В мифологии ацтеков - божество, восходящее к древним божествам весенней растительности и посева,
покровитель золотых дел мастеров. Мистический бог сельского хозяйства, весны и времён года.
Шипе-Тотек был связан как с весенним обновлением природы, так и со сбором урожая и с опьяняющим напитком октли.
Его символ смерть и перерождение природы. Для прироста и маиса, и людей, он разрезал свою плоть
и предлагал её народу в качестве пищи (прямо как посаженные семена маиса, сбрасывающие с себя
верхнюю оболочку перед тем как прорасти). После того, как он сбрасывает с себя старую кожу, он появляется
обновлённым, блестящим и золотистым богом. В его честь каждый год в начале весны приносили людей в жертву.
У всех народов Центральной Америки существовал такой праздник с обрядом жертвоприношения Шипе-Тотеку,
на котором жрецы, облачившись в кожу принесённого в жертву людей, торжественно танцевали вместе с воинами,
захватившими пленных. Эти ритуалы символизируют перерождение земли. Шипе-Тотек был также
богом западной стороны света. Считается, что это он насылает на людей болезни, эпидемии, слепоту и чесотку.
Чаще всего он изображался в куртке из содранной человеческой кожи, зашнурованной на спине;
от локтей свисают руки жертвы с растопыренными пальцами. На лице маска из человеческой кожи
(характерны получающиеся из-за этого двойные губы), на голове - коническая шапка с двумя украшениями
в виде ласточкиного хвоста, в руках - фигурный жезл с погремушкой наверху и щит.
В процессе синкретизации Шипе-Тотек слился с Тецкатлипокой в виде его красной ипостаси.
Сапотеки считали его покровителем своей нации.
Согласно Саагуну, культ Шипе-Тотека происходил из Сапотлана (Zapotlan), город в штате Халиско (Jalisco).

Юм Кааш

Бог маиса Юм Кааш

Юм Кааш (Jum Kaash) - «владыка лесов».
В мифологии майя молодой бог кукурузы, известен также под именем Иум-Виила.
Изображался в виде юноши или подростка с головой, переходящей в початок,
или с волнистыми, зачёсанными наверх волосами, подобными листьям маиса.
Культ Юм Кааша в классический период культуры майя был очень популярен.
Довольно часто умерший правитель в загробном мире изображался в виде молодого бога маиса,
что символизировало воскрешение и возрождение жизни.
В постклассический период являлся богом жизни и плодородия.
В мифологии ацтеков ему соответствует бог Сентеотль.

Б О Г И Н И

Иштаб

Богиня Иштаб
Дрезденский кодекс

Иштаб, Иш-Таб, Иштак (Ixtab), в мифологии майя, богиня самоубийства и жена Ками.
В традициях майя, самоубийство, особенно повешение, считали благородным способом смерти,
сопоставимым человеческим жертвам жертвенного обряда и убитым воинам.
Иштаб изображалась как труп с веревкой вокруг шеи.
По верованиям майя она сопровождала самоубийц в царство вечного покоя.
Некоторые исследователи полагают, что эта вера в Иштаб среди народов Центральной Америки
специально готовила людей к совершению самоубийства, чтобы в жизни избежать болезни или позора.

Иш-Чель

Богиня Иш-Чель
Ишчель, Иш-Чель (Ixchel) - "радуга" - в мифологии майя богиня Луны, лунного света и радуги,
покровительница ткачества, медицинских знаний и деторождения; считалась супругой Ицамны.
В доклассический период изображается сидящей с кроликом на коленях в обрамлении абстрактного символа луны.
В дальнейшем в ее изображении на голове присутствует клубок змей.
В постклассический период истории майя Иш-Чель выступает в роли заклинательницы ураганов и наводнений.
К святилищам Иш-Чель в Исамале и на острове Косумель совершались многочисленные
паломничества ради исцеления от болезней. В жертву ей приносили красивых девушек.

Коатликуэ

Богиня земли и огня Коатликуэ
Коатликуэ (Coatlicue) - "она в платье из змей", Коатлантонан - "наша змеиная мать".
Богиня земли и огня, мать богов и звёзд южного неба. В ней одновременно заключено начало и конец жизни.
Её изображали в одежде из змей. Она - мать бога солнца Уитцилопочтли. По мифу, Коатликуэ была
благочестивой вдовой и жила вместе со своими сыновьями - Сенцон Уицнауа ("четыреста южных звёзд")
и дочерью Койольшауки - богиней луны. Каждый день Коатликуэ поднималась на гору Коатепек ("змеиная гора"),
чтобы принести жертву. Однажды на вершине горы к ней упал с неба шар из перьев, который она спрятала за пояс;
этот шар мгновенно исчез. Вскоре Коатликуэ почувствовала, что она беременна.
Узнав об этом, дети пришли в ярость, и дочь посоветовала братьям убить опозорившую себя мать.
Но дитя в чреве Коатликуэ обещало защитить её. Когда убийцы приблизились, Уицилопочтли, родившись,
напал на них и обратил в бегство, а Койольшауки отрезал голову. Коатликуэ - олицетворение земли,
из которой каждый день появляется солнце (Уицилопочтли), прогоняя луну и звёзды.
Одновременно Коатликуэ - богиня смерти, т.к. земля пожирает всё живущее.

Койольшауки

Койольшауки
Богиня Луны

Койольшауки (Coyolxauhqui) - "золотые колокольчики", в мифологии ацтеков, богиня Луны.
По легенде, Уицилопочтли отрубил своей сестре Койольшауки голову и забросил на небо,
где она стала луной.
Койольшауки контролирует четыреста божеств звёзд Уицнауна.
Владеет магической силой, способной нанести колоссальный вред.

======================================================

Артефакты МАЙЯ

Писатель, Павахтун. Камень. Раскопки в г. Копан.
сидит с кисточкой и контейнером для краски


Правитель на троне, покрытом шкурой ягуара. Глина
Головной убор и нагрудный знак свидетельствуют, что правитель из г. Копана.

Портрет Йаш-Пасах-Чан-Йоаат с головой кавиля
в тарелке для жертвоприношений.
г. Копан, храм 11, 773 г. н.э. Известняк.


Маркер для площадки игры в мяч.
Известняк.


Одна из трёх нефритовых мозаичных масок,
найденных в гробнице г. Калакмуль
(здание III, под комнатой 6)

Был найден скелет мужчины около 30-ти лет и 3 мозаичные маски на нём:
одна была на его лице (состоящая из 170 кусочков материала),
вторая - на груди (120 кусочков материала),
а третья - на поясе (92 кусочка материала).
Конец V - начало VI в.

Каменная голова. г. Копан.


Чак - повелитель дождя и ветра.
Его изображали, как персонажа, с длинным крючковатым носом
и кривыми клыками. В руках он держал топор, факел и палку-копалку.

Маска Пакаля. г. Паленке,
гробница храма Надписей.


Двойной керамический сосуд.
Ранний классический период.
На сосуде изображён брат-близнец Хунахпу,
стреляющий из трубки по Вукуб Какишу.

===========

Артефакты АЦТЕКОВ

Глиняная фигурка Миктлантекутли - бога смерти.


Миктлансиуатль – богиня царства мёртвых.


Статуя Шиутекутли. 1325-1521 гг. н.э.
111х36 сантиметров. Камень.
По-ацтекски - «владыка года». Бог огня как подземного, так и небесного.
Здесь он представлен молодым и сильным,
одетый в плащ солнечных лучей,
одним из определяющих его атрибутов.

Камень Солнца. 1325-1521 гг. н.э.
3,58 метров в диаметре. Сделан из песчаника.
Известен как «календарь ацтеков». На аккуратно обработанном диске,
представлены силы Вселенной, выражаемые в пяти последовательно идущих
друг за другом эпохах мироздания, каждая из которой связана с
бесконечным временным циклом, измеренным в сложной календарной системе.


Ацтекская богиня Луны.
Диаметр - 3,25 м., толщина - 35 см. Камень.
Изображение расчленённой богини на каменном блоке,
найденном в святилище Уицилопочтли в Теночтитлане


Ацтекская мозаичная маска Кетцалькоатля.
Мехико. 15-16 вв. н.э.

Зелёная и бирюзовая змеи обвивают всё лицо.

Гипсовая маска из Теночтитлана.


Изображение Тецкатлипоки.
Человеческий череп, инкрустированный бирюзой, нефритом, обсидианом и перламутром.

Корона Монтесумы II.
Хранится в венском этнографическом музее.
Сделана из 400 перьев кецаля и крепилась на золотом шлеме,
который испанцы переплавили в слиток.
Получив корону, король Испании Карл отправил её в Вену.
==========================================

Статуя Коатликуэ


Статуя Коатликуэ


Статуя Коатликуэ
==========================================

Фигурки Коатликуэ.

==========================================

Фигурки Эхекатля - бога ветра.


==========================================

Фигурка Шочипилли.

==========================================

Ацтекская дубина.
Ацтекские дубины, часто называемые в хрониках мечом,
имели широкий верх, сужающийся к рукояти, и лезвия
в большом количестве и меньшего размера.
Имелись также двуручные дубины.
По словам испанцев, их удар мог раскроить голову лошади.
==========================================

НЕБОЛЬШАЯ
ВИДЕОЗАРИСОВКА АЦТЕКСКИХ СКУЛЬПТУР

В мифологии майя, Ах Пуч (Ah Puch) - бог смерти и владыка подземного мира, самого худшего мира из всех девяти миров ада. Обычно Ах Пуч изображался как скелет или труп или в антропоморфном облике с черепом вместо головы, чёрными трупными пятнами на теле; головной убор его имеет форму головы совы или каймана. У майя имелось большое количество богов смерти, их имена варьируются в зависимости от племен, у которых они засвидетельствованы. Наиболее часто упоминаются: Кумхав (у юкатанских майя), Кисин (у лакандонов), Пукух (у цельтали), Ма Ас Амкуинк (у кекчи), Ах Альпух(у киче) и др. Все они обитали в подземных мирах (обычно число этих миров равно девяти). Иконографические облики их различны. Даже в настоящее время многие коренные жители Центральной Америки верят, что сова кричит, предсказывая неизбежную смерть, согласно пословице в испанском языке: cuando эль-tecolote canta ... эль-indio muere (когда большая сова поет, индеец умирает).

Кавиль

Кавиль (Kauil), один из верховных богов майя, владыка стихий, вызывающий землетрясения, возможно, бог грозы. Очевидна его связь с войной, постоянный его атрибут - топор-кельт. Являлся покровителем правящей династии крупнейших городов майя. К примеру, имена некоторых тикальских, калакмульских, каракольских, наранхских и копанских правителей содержали имя этого божества. Особенностью иконографии Кавиля является то, что одна из его ног всегда изображалась в виде змеи. Скипетр верховной власти многих крупных городов майя являлся изображением этого бога. Предметы, связанные с Кавилем - курильница, зеркало. В ацтекской мифологии ему соответствует Тецкатлипока.

Камаштли

Камаштли (Camaxtli) - бог звёзд, полярной звезды, охоты, войны, туч и судьбы. Творец огня, он разжёг первый огонь, использовав для этого небесный свод. Один из четырех богов, создавших мир. Отец Кетцалькоатля. Первоначально у чичимеков Камаштли был божеством охоты, почитавшимся в виде оленя. Позже у ацтеков связывается с культами Уитцилопочтли и Кетцалькоатля. Иногда в мифах он является синонимом Мишкоатля.

Кецалькоатль

Кецалькоатль (Quetzalcoatl) - “змея, покpытая зелёными пеpьями” или “драгоценный отец змей, сметающий дороги”, в мифологии индейцев Центpальной Амеpики одно из тpёх главных божеств, бог-твоpец миpа, создатель человека и кyльтypы, владыка стихий, бог yтpенней звезды, близнецов, покpовитель жpечества и наyки, пpавитель столицы тольтеков - Толлана. Имел много ипостасей, из котоpых наиболее важные: Эекатль (бог ветpа), Тлаyискальпантекyтли (бог планеты Венеpа), Шолотль (бог близнецов и чyдовищ), Се-Акатль и дp. Кецалькоатль - сын Мишкоатля и Чимальмат. Пеpвые изобpажения Кецалькоатля, обнаpyженные в скyльптypе ольмеков, относятся к 8 - 5 вв. до н. э. В этот пеpиод Кецалькоатль был олицетвоpением ветpов с Атлантики, пpиносивших влагy на поля, и кyльтypным геpоем, давшим людям маис. В 1 - 6 вв. н. э. кyльт Кецалькоатля pаспpостpанился по всей Центpальной Амеpике. Он стал веpховным богом, твоpцом миpа, создателем людей и основателем кyльтypы. Кецалькоатль добывает людям пищy: пpевpатившись в мypавья, он пpоникает в мypавейник, где спpятаны зёpна маиса, выкpадывает их и пеpедаёт людям. Кецалькоатль наyчил людей находить и обpабатывать дpагоценные камни, стpоить, создавать мозаики из пеpьев, следить за движением звёзд и вычислять даты по календаpю. В этот же пеpиод y Кецалькоатля появляются и фyнкции покpовителя жpечества: по мифy, он является yстановителем жеpтвопpиношений, постов и молитв. В последyющий пеpиод Кецалькоатль встyпает в боpьбy со своим антиподом Тескатлипокой. Тескатлипока соблазняет стаpого Кецалькоатля, и тот наpyшает свои же запpеты: пьянствyет, встyпает в общение с сестpой. С его подданными - тольтеками пpоисходят несчастья, вызванные тем же Тескатлипокой. Огоpчённый Кецалькоатль покидает Толлан и yдаляется в добpовольное изгнание в стpанy Востока, где yмиpает, а тело его сжигают.

Кратко о статье: Боги и чудовища Мезоамерики.

Зов джунглей
Бестиарий ацтеков

Религия, искусство и наука - ветви одного дерева.

Альберт Эйнштейн

В мае этого года мы уже писали об ацтеках - свирепых воинах, хитрых политиках и прирожденных администраторах, построивших одну из самых могущественных империй Мезоамерики. Империю, не последнюю роль в гибели которой сыграла религия. Вера в сверхъестественных существ заставила индейцев считать испанцев богами и трепетать от страха при виде конкистадоров, сидящих верхом на невиданных доселе лошадях (что, впрочем, не мешало им отрубать головы скакунам одним ударом мечей-макуауитлей). Многие ацтеки даже и представить не могли, что «возвращение» Кецалькоатля - Кортеса станет для них концом света.

О бестиарии ацтеков сохранились лишь обрывочные сведения. Испанские священники как следует позаботились о том, чтобы вымышленные обитатели южноамериканских джунглей никогда не покинули барельефов разрушенных пирамид. Однако даже несколько картинок в полуистершихся кодексах создают картину удивительного мира, в котором богов было больше, чем фантастических животных. Встречайте - вымышленные существа, погубившие реальную империю!

Божественная комедия

Начальные страницы бестиария ацтеков посвящены истории нашего мира. В первое «солнце» (эпоху) богам сильно мешал гигантский Сипактли - гибрид рыбы и крокодила, на каждом суставе которого росла голова с разинутой голодной пастью. Боги спустились вниз в изначальный мировой океан, схватили бедного монстра за конечности и принялись тянуть в разные стороны до тех пор, пока не порвали беднягу на части. Впрочем, Сипактли успел откусить Тескатлипоке ногу, так что на большинстве рисунков он щеголяет с культей.

Голова монстра стала небесами, туловище - землей, а хвост - преисподней (сравните с шумерским мифом о Тиамат). Боги населили землю людьми-великанами. Но вскоре небожители поссорились друг с другом, сбили с неба солнце каменной дубинкой, а разозленный Тескатлипока создал ягуаров и приказал им сожрать всех людей.

Когда эмоции улеглись, боги сотворили новых людей - на этот раз небольшого размера. Поначалу все шло хорошо, но потом эти неблагодарные твари перестали поклоняться небожителям, и Тескатлипока решил проучить их, превратив в обезьян. Кецалькоатлю это не понравилось, и он сдул всех приматов с Земли, вызвав невиданный ураган (часть обезьян, по всей видимости, спаслась, уцепившись за деревья, - с тех пор так и повелось).



Сипактли. Даже самые «зверские» боги изображались в человеческом облике.

На третье «солнце» Тескатлипока отличился, соблазнив жену бога дождя Тлалока (особо напрягаться ему не пришлось, так как он имел дело с богиней секса), временно исполнявшего обязанности дневного светила. Последний так загрустил, что отвлекся от основной работы и устроил людям великую засуху. Те начали молить о дожде, однако выведенный из душевного равновесия бог дал им ассиметричный ответ в виде огненного града, уничтожившего всю Землю.

Боги довольно быстро отстроили ее заново, но неугомонный Тескатлипока так сильно огорчил богиню вод Чальчиутликуэ, что она плакала кровью 52 года, в результате чего часть людей утонула, а часть превратилась в рыб.

Сейчас на дворе эра пятого «солнца». Ацтеки поддерживали его борьбу с ночью, регулярно потроша людей на вершинах пирамид. Уже почти 500 лет ритуалы не соблюдаются, однако вечная тьма и превращение в каких-нибудь животных (например, слепых кротов) нам не грозит. Согласно древним преданиям, пятый мир погибнет от ужасных землетрясений.

Загадай желание

Кант считал, что человек благоговеет от двух вещей - звездного неба над головой и морального закона внутри себя. Он явно не жил среди ацтеков, веривших, что звезды - это демоны цицимиме. Костлявые женщины с когтями пытаются погасить Солнце, а во время солнечных затмений спускаются на землю и едят людей. Вероятно, увидав падающую звезду, ацтеки так же, как и мы, загадывали желание. Выжить.


Звездочка по имени цицимиме.




Слева - Венера глазами римлян. Справа - Тлауискальпантекутли, планета Венера глазами ацтеков, жестокий и страшный бог утренней зари, обожавший поражать людей с неба дротиками. В этом смысле «венерическая болезнь» у ацтеков - проникающее ранение.

Птицы высокого полета

Бестиарий ацтеков интересен тем, что в нем смешались боги и звери. Многие высшие существа ассоциировались с конкретными животными либо имели зооморфный облик. И наоборот - многие животные наделялись божественными чертами. По числу вымышленных существ ацтеки способны конкурировать с создателями игровой системы Dungeons & Dragons - одних только богов у них насчитывается около сотни.

В древнейших легендах ацтеков доминируют птицы. История этого народа начинается с цапель. По крайней мере, название легендарной прародины - Астлана - переводится как «страна цапель»*. Оттуда ацтеков вывел божественный колибри по имени Уицилопочтли («колибри левой стороны» либо «колибри-левша»), а свою столицу они заложили в том месте, где на кактусе сидел орел (и клевал змею, по другим версиям легенды - ел мелкую птицу либо сам кактус).

*Этот факт спорен, так как на языке науатль «страна цапель» звучит как «Ацтатлан».

Вскоре божественный колибри трансформировался в одного из главнейших ацтекских богов. Он появился на свет от богини Коатликуэ - довольно милой женщины, которая носит юбку из змей и ожерелье из человеческих сердец, а на ногах отрастила когти для разрытия могил. Однажды, когда богиня подметала храм, на нее упал пучок перьев. От этого дама чудесным образом забеременела, что сильно разозлило ее дочь Койольшауки. Та замыслила убить мать, опозорившуюся с перьями. Уицилопочтли, находившийся в утробе матери, услышал об этом и как следует подготовился. Непосредственно перед убийством он выскочил из матери в полной боевой экипировке, отрубил сестре голову и закинул ее на небо, где та стала Луной. Даже колибри иногда бывают опасны.


Статуя Коатликуэ.

Бог дождя Тлалок был похож на человека - за исключением совиных глаз, клыков ягуара и змей на лице. Его «подведомственные» животные - лягушки и змеи. В небесные владения Тлалока попадали убитые молнией, утопленники, прокаженные и подагрики. Каждый год в честь этого бога ацтеки топили множество детей.

Орлы были представителями солнечного бога Тонатиу. С именем этого божества связаны «фирменные» ацтекские жертвоприношения, так как кровь считалась «топливом» Солнца, без которого оно остановится, потухнет и погубит весь мир. Счет жертв шел на десятки тысяч в год, хотя, возможно, их преувеличивали как сами ацтеки (чтобы соседние племена их боялись), так и испанцы (желавшие выставить индейцев в черном свете).



Тласольтеотль, «Пожирательница экскрементов», покровительница разврата. В годы засухи для нее к столу привязывали мужчину и метали в него дротики. Капающая кровь символизировала дождь.


Тонатиу (буквально - «Солнышко») держит в руке свой символ - орла.

На более простом, бытовом уровне ацтеки пугали своих детей птицей Ткакло Хорк (буквально - «Птица смерти»). Она жила высоко в горах и была достаточно сильна, чтобы схватить ребенка и утащить его к своим птенцам в гнездо, усыпанное человеческими черепами.

В мире животных

Близ рек обирает Акуизотль - существо вроде черной выдры или обезьяны с собачьей головой, ловкими руками и дополнительной конечностью вместо хвоста, которую оно выставляет из воды, чтобы схватить добычу. По ночам Акуизотль подражает плачущему ребенку, заманивая доверчивых путников. Тело жертвы, утащенной под воду, вскоре всплывает. Плоть цела, ни одной царапины на коже. Отсутствуют лишь глаза, зубы и ногти - именно их этот монстр считает самыми лакомыми.

Собака бывает кусачей

В монстрятнике Dungeons & Dragons (книга Fiend Folio) можно встретить демоническую ацтекскую обезьянку по имени Акуизотль. Голова и лапы у нее собачьи, вместо хвоста растет рука. Кроме того, среди Покемонов есть Айпом - копия Акуизотля, только без людоедских привычек.




Акуизотль и его дальний родственник Айпом.

В случае с Акуизотлем «собака порылась» в истории. Так звали ацтекского императора, правившего в период с 1486 по 1502 годы. На его гербе была изображено существо, похожее на собаку с рукой вместо хвоста. Правление Акуизотля было коротким и деспотичным даже по меркам суровых ацтеков, так что народная память быстро превратила тирана в собаку-монстра.

Бог Шолотль имел три облика: скелета, собакоголового мужчины или чудовищного зверя с ногами, развернутыми задом наперед. Он служил проводником душ в подземном мире, насылал на людей молнии, огонь и неудачу.


Шолотль и его лысый проводник душ.

В честь Шолотля была названа древняя порода голых мексиканских собак (шолоитцкунтли). Ацтеки верили, что Шолотль сделал этих собак из костяной муки, смешанной с кровью из пениса Кецалькоатля - то есть из того же материала, что и людей. Индейцы держали этих собак в качестве священных домашних животных, полагая, что после смерти хозяина они отведут его душу куда надо. Что, впрочем, не мешало им подавать шолоитцкунтли на стол в жареном виде (блюда из собак вызывали у испанцев не меньший шок, чем залитые кровью ступеньки пирамид).

Еще одна ацтекская собака - богиня Чантико, «Та, что живет в доме». Сфера ее метафизической ответственности довольно разнообразна: домашний очаг, созревание кукурузы и извержения вулканов. Однажды во время поста эта сельхозвулканическая богиня не удержалась и съела жареную рыбу с паприкой. Употребление паприки в пост было запрещено, так что вероотступница была превращена в собаку. Изредка она принимает облик красной змеи. Опознать Чантико можно по венцу из ядовитых кактусовых колючек на голове.

Койота ацтеки назначили богом музыки, танцев и веселья по имени Уэуэкойотль. К телу койота народная фантазия приделала человеческие конечности. Он умеет менять облик и, подобно скандинавскому Локи, обожает розыгрыши. Как правило, шутки койота с богами в итоге оборачиваются против него самого. Иногда Уэуэкойтлю становится скучно и он затевает войны между людьми.

Ягуар отождествлялся с богом по имени Тепейолотль, то есть «Сердце гор». Он жил в горных пещерах, оглашал землю своим ревом (производил землетрясения) и создавал горное эхо, а его шкуру покрывали пятна, символизирующие звезды на ночном небе. Кроме того, ягуар был одним из любимых обликов Тескатлипоки - «дымящегося зеркала», бога-колдуна, покровителя жрецов и разрушителя мира.


Бог огня Шикутекутли. Именно ему посвящали пепел сожженных человеческих сердец.

Второе «солнце» закончилось ураганом и превращением людей в обезьян, поэтому вполне логично, что бог ветра Эхекатль изображается с обезьяньим телом. Голову его украшает красный птичий клюв, а вместо хвоста шевелится змея. Кому-то это зрелище может показаться несимпатичным, но согласно легендам Эхекатль принес в наш мир любовь, первым из богов полюбив смертную женщину Майяуаль. Вероятно, именно тогда возник стереотип о том, что мужчина должен быть лишь чуть красивее обезьяны. Главное, чтоб кое в чем другом он не уступал богу.


Уэуэкойотль, «Старый-старый койот».



Ягуар Тепейолотль, «Сердце гор».



Майяуаль. Стала богиней благодаря кроликам и агаве.

Однажды Майяуаль заметила, что кролик, поевший агавы, бегает по полю в совершенно неадекватном состоянии. Так она открыла алкогольный потенциал этого кактуса, за что боги сделали Майяуаль богиней - персонификацией агавы. Согласно легенде, она родила Сенцон Тоточин - 400 кроликов, которые стали покровителями опьянения (есть сведения, что ацтеки измеряли степень опьянения по шкале от 1 до 400 кроликов). До сих пор в Мексике принято перед распитием пульке плеснуть немного напитка на пол в качестве жертвы кроликам.

В дальнейшем Майяуаль вышла замуж за бога Патекатля, олицетворявшего травы и корни. Его имя переводится соответствующим образом: «Он из страны лекарств». Понятие «лекарства» ацтеки воспринимали довольно своеобразно, так что главной функцией Патекатля стало покровительство алкоголю.


Пульке. До недавнего времени его не разливали в банки и он продавался только в Мексике.

В сухих хлопковых деревьях спрятаны двери, ведущие в царство чанеков - своеобразных элементалей, духов природы, охраняющих ее от человека. При необходимости они нападают на него и «выбивают» душу из тела, после чего уводят ее к себе вглубь земли. Существуют ритуалы, вызывающие душу назад, однако если не исполнить их вовремя, тело погибнет. Поздние версии легенд описывают чанеков как детей с лицами стариков.

Одного из персонажей «Плоского мира» Пратчетта звали Двацветок. А у ацтеков был бог невоздержанности Макуильшочитль, что буквально означает «Пять цветков». Он часто изображался в виде черепахи с человеческой головой. В основании статуй вырезались изображения психоактивных грибов, табака, олилукви (семян Turbina corymbosa, отвар из которых давали подозреваемым в преступлении, чтобы они сказали правду), хеймии иволистной (слухового галлюциногена, изменяющего восприятие звуков и раскрашивающий мир в желто-белые тона, из-за чего растение называли «открывающим солнце»). Другие «цветки» не опознаны.


Патекатль. Не обращайте на его внешность внимания. Он из страны лекарств.

Учитывая это, а также то, что Макуильшочитль обычно изображался с открытым ртом и закатившимися глазами, ученые делают вывод о «профессии» этого бога. Он покровительствовал не обычным обжорам или пьяницам, а в основном наркоманам. Вернее говоря - жрецам, входившим в наркотический экстаз, как к себе домой.

Полноправной богиней цветов была Шочикецаль, «Цветочная птица» (по ацтекскому обыкновению она отвечала также и за вещи, очень далекие от флоры - например, танцы, игры и проституцию). Ее свиту составляли птицы и бабочки. В отличие от других ацтекских богов, богиня цветов не требовала, чтобы ее почитатели душили друг друга собственными кишками. Ей было достаточно, чтобы люди один раз в 8 лет устраивали цветочные празднества.

Богиня кукурузы носила имя Чикометоатль, что означало «Семь змей». В сентябре ею назначали девочку, которую под конец месяца обезглавливали, сливали с тела кровь и поливали статую богини. Жрец снимал с трупа кожу и носил ее на себе.

Ацтеки очень уважали змей и посвящали их многим богам. «Белым облачным змеем» называли Мишкоатля, покровителя небес и охоты. Его физическим воплощением был Млечный путь - большая белая «змея» за облаками. Ранее он имел облик оленя или кролика, однако позднее стал человеком-змеем, стреляющим стрелами-молниями и высекающим небесный огонь с помощью кремня.



Макуильшочитль, он же Шочипилли. Какое веселье - такой и бог.

Судя по мифам, любимым занятием Мишкоатля было оплодотворение ничего не подозревающих богинь с помощью самых неподходящих для этого предметов. Его подозревают в вышеописанной беременности Коатликуэ, где бог принял форму шарика из перьев. Еще одна легенда гласит, что он превратился в каменный нож и упал на Коатликуэ, отчего та родила звезды и Луну.


Шочикецаль. Если хотите обрадовать ее - носите маску из цветов.

Бог длинных ножей

Ацтеки обожествляли все подряд, но среди богов маиса, тумана или паровых бань особое место занимал бог ножей Ицтли (буквально - «Нож»). Каменные ножи были главными инструментами ацтека - ими работали по хозяйству, ими вскрывали жертв и ими же пускали себе кровь во славу богов. Ицтли считался прислужником злодея Тескатлипоки.


Режущая кромка хорошо обработанного обсидиана может достичь молекулярной толщины, недостижимой для ножей из стали.

Охотники поклонялись Мишкоатлю традиционным для ацтеков способом - во время осенних празднеств убивали специально выбранную женщину, ударив ее головой о камень четыре раза. Далее голова отрезалась, и специально выбранный мужчина показывал ее всем собравшимся. После этого ему самому вырезали сердце.


Мишкоатль, Большая белая змея.

К змеям можно также отнести Сиуакоатль (буквально «Женщина-змея»), одну из древнейших богинь Мезоамерики. Как следует из ее имени, воплощением Сиуакоатль были змеи, реже орлы. Она покровительствует женщинам, умершим во время родов, повивальным бабкам и паровым баням, где у ацтеков чаще всего и происходило деторождение. Одной из ее ипостасей была Тонацин - лягушка, глотающая каменный нож. Статуи Сиуакоатль обычно стояли с открытым ртом. Богиня жаждала жертв, поэтому каждый день в Теночтитлане для нее убивали людей.

Свиту женщины-змеи составляли сиуатетео - духи мертвых рожениц. Роды считались разновидностью битвы, и по уровню почета умершие роженицы приравнивались к павшим воинам. Останки таких женщин якобы могли придавать силу мужчинам-бойцам (неясно, использовались ли они в качестве амулетов, либо речь шла о каннибализме), а их призраки выходили по ночам на перекрестки дорог и устраивали всякие гадости: похищали детей, сводили с ума или склоняли мужчин к супружеской измене.


Сиуатетео. Для призрака женщины, умершей в мучениях, выглядит неплохо.

Волшебные змеи часто фигурируют в вышеупомянутой легенде про Уицилопочтли и Койольшауки. Например, огненный змей Шиукоатль послужил мечом, с помощью которого бог-колибри отрубил сестре-Луне голову. Змеи обвивают руки статуи Койольшауки - вероятно, затем, чтобы никто даже и не думал покушаться на золотые колокольчики, украшавшие лицо богини, или на ее голую грудь.



Уицилопочтли держит в руках Шиукоатля.

Немало внимания ацтеки уделяли вымышленным насекомым. К таковым, например, относится самая заурядная блоха. Да, блоха. С лицом обезьяны, кошачьими лапами и панцирем броненосца. Другие популярные персонажи мифов - скорпион и кузнечик. Человек по имени Яппан дал обед безбрачия, однако по наущению злого бога Яотля нарушил его и был превращен в скорпиона. Теперь он прячется от стыда под камнями и преследует Яотля, которого другие боги превратили в кузнечика.



Божественный Яппан.

А над всем этим безобразием реет бабочка судьбы Ицпапалотль. Ее крылья усеяны обсидиановыми лезвиями, на руках - когти ягуара, на ногах - когти орла, а вместо языка - нож. Ученые не исключают, что «когтистая бабочка» на самом деле была летучей мышью.

Иштлильон («Кто-то маленький с черным лицом») был богом здоровья, специализировавшимся на детях. Когда ребенок впервые начинал говорить, Иштлильону приносили жертву. Перед его статуей выставлялись кувшины с «черной водой», которой потом можно было лечить детей.

Добрая богиня воды Чальчиутликуэ, что буквально означает «Дама в зеленой юбке», «курирует» рыб, в создании которых она принимала самое непосредственное участие. Из ее плаща вытекает вода, в которой плавают маленькие дети.



Чальчиутликуэ с водяным плащом.

Летучие мыши, пауки и совы ассоциировались с Миктлантекутли - владыкой Миктлана (подземного мира), милейшим персонажем в виде окровавленного скелета. Проводником душ в его мир работал собакоголовый бог Шолотль. Вход в подземный мир охраняла огромная черная пума - бог по имени Аколмистли («Сильная кошка»). Ее рев был так ужасен, что живые не осмеливались войти под землю. В Миктлан попадали люди, умершие естественной смертью. Интересно, что одним из способов поклонения Миктлантекули был ритуальный каннибализм, что в случае с людьми, умершими от старости и болезней, было не самой хорошей идеей.

Мецтли - Луна, некогда имевшая неосторожность светить так же ярко, как и Солнце. Избыточная иллюминация раздражала богов, поэтому один из них взял кролика и кинул его в Луну. Свет Мецтли померк. Бедное животное можно разглядеть и сейчас. Особенно хорошо лунные пятна складываются в кролика во время полнолуния.



Ацтекские божества по версии компании Lego.

Это интересно
К западу от мексиканского города Пуэбло находится пирамида Чолуа. По легенде, ее построил Келуа - один из гигантов, населявших землю до людей и спасшийся от гнева богов в горах. Чолуа - крупнейшая пирамида и крупнейший монумент человечества, превосходящий объемом пирамиду Хеопса почти на 30%.
Именем Мишкоатля назван один из кратеров на Ио, спутнике Юпитера, а также редкая разновидность саламандр (Pseudoeurycea mixcoatl), обитающая в мексиканских горах.
Статуя богини Коатликуэ является во сне Тени - главному герою романа Нила Геймана «Американские боги».
В 1978 году при строительстве метро Мехико был найден большой круглый камень с изображением расчлененной Койольшауки. Эта находка в итоге привела археологов к погребенным руинам главного храма Теночтитлана.
Возможно, слово «Мексика» произошло от имени лунного бога Мецтли.



Из земли выкопана лишь часть пирамиды Чолуа. К настоящему времени археологи исследовали уже 8 км внутренних тоннелей.

Для Мезоамерики характерна необычайно высокая концентрация божественных существ. «Рядовых» монстров вроде единорога или василиска встретить здесь сложно. У многих обычных животных имеется сверхъестественный покровитель - и, кто знает, может быть, наш любимый бог воплотился вон в того ягуара? Очень жаль, что культура ацтеков была уничтожена, иначе мы бы лучше знали их мифологию, а бестиарий D&D пополнился бы тварями с яркими перьями и острыми зубами.

В сущности же, какой бы бесчеловечной ни казалась религия ацтеков, их бестиарий мало чем отличается от зверинцев других культур. Те же мотивы, те же легенды. И много-много крови.

«Индейцы Майя верили в разных богов. Боги Майя сыграли важную роль в жизни индейцев. У всех Богов Майя были разные способности. Некоторые контролировали погоду, урожай, другие - властвовали в загробном мире. Чтобы умилостивить богов Майя , жрецы приносили человеческие жертвы в угоду им. Многие архитектурные сооружения были возведены в знак почтения к богам Майя

Мифология Майя

В мифологии майя , у богов и героев множество разных имен и обликов, истории о них рассказывались по-разному, сцены и фигуры в них менялись так быстро, что можно было сбиться с толку. Несмотря на кажущуюся путаницу, есть ощущение, что вселенная у майя была упорядоченной, а правильное поведение по отношению к богам играет важную роль в поддержании ее гармонии и равновесия.

Цивилизация Майя до сих пор остается одной из самых загадочных. Непонятно, зачем этим индейцам требовались их непостижимые познания в астрономии и астрологии. Города из храмов и пирамид ориентированы по сторонам Света. Орбиту Сатурна в Европе вычислили в XIX в., а индейцам о траектории движения этой планеты было известно в незапамятные времена.

Цивилизация майя процветала в Мезоамерике примерно с 300 г. до н.э. до раннего завоевания испанцами в 1500 г. В мифологии майя было много элементов общих с имеющимися в других цивилизациях региона. Но Майя разработали собственную вариацию мезоамериканского пантеона богов и богинь, придумали рассказы о них, образ вселенной и место в ней человека.

Поселения майя были сосредоточены в низине полуострова Юкатан в Мексике и в высокогорном регионе, простирающемся от современных штатов Табаско и Чьяпас в Гватемале. Майя господствовали в регионе в период с 300 по 900 гг. н.э. Историки называют это время их классическим периодом. В это время, майя строили огромные каменные города и церемониальные центры, такие как Тикаль и Паленке. После классического периода, тольтеки прибыли на Юкатан из центральной Мексики и в конце концов слились с майя. Их влияние чувствуется в позднем периоде цивилизации майя в Чичен-Ица и Майяпан.

Религия Майя

У религии майя много общего с другими мезоамериканскими религиями. Народы региона верили в одних и тех же богов, пересказывали одинаковые мифы, строили храмы в виде пирамид, практиковали гадание, интересовались астрономией. Также у этих народов была игра с мячом: команды соревновались в попадании мяча из твердой резины в каменное кольцо или обруч. Лишь боги и некоторые люди могли играть в эту игру. Иногда это был просто спорт, иногда священный ритуал. Ученые предполагают, что игроки, возможно, представляли борьбу света и тьмы, а мяч мог символизировать движение звезд по небу.

Божества майя

Представлен список основных божеств народа Майя: Апух Бог смерти и разрушения, насылания болезней, связывался с войной.

Апух был правителем Митнала или 9-го уровня подземного царства: самого глубокого и скверного в аду майя. У ацтеков этот бог отождествлялся с Миктлантекутли – ухмыляющимся богом смерти.

Апух любит ночное время и когда он крадется, это в самом деле страшно. Разлагающийся труп с головой совы – его любимое облачение. Еще на его жутком головном уборе глаза мертвых.

По какой-то причине Апух нередко носит колокольчики, привязанные к его волосам, но не для того, чтобы быть милым. Со своими жертвами он поступает очень жестоко.

Есть лишь один способ избежать его внимания. Истошный вой, вопль, стон, крик! Апух подумает тогда, что вами уже занялся кто-то из его меньших демонов. Он остановится за вашей дверью, вздохнет и пройдет мимо со зловещей улыбкой.

Апух – бог смерти и покровитель числа 10.

Он использует злую птицу Муана в качестве вестника недоброго.

До сих пор сохраняется легенда, что, когда сова визжит, рядом кто-то умрет.

Если слышите уханье, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до десяти. Чак Чак – рептилоид с клыками и довольно свисающим носом, а его волосы постоянно нечесаные.

Чак – бог дождя, грома и молний.

Чак играет важнейшую роль, отвечает за хороший урожай и рост культур.

Чак посылает дождь на землю, когда плачет и слезы текут из его больших добрых глаз.

Чак считается добрым богом, так как учил секретам земледелия, не беря ничего взамен.

Чак изображается в четырех цветах, символизирующих четыре угла мира: красный (восток), белый (север), желтый (юг) и черный (запад). Кинич Ахау Покровитель числа 4.

В этом аспекте он командует заболеваниями и контролирует засуху.

Иш-Чель Богиня деторождения у майя.

Лунная богиня беременных женщин.

Богиня-мать, специализирующаяся на беременности и родах.

Она изобрела ткачество и, будучи частично созданной из водопада, берет на себя ответственность за ливни.

Ее волосы змеевидные, они и есть змеи в действительности.

Если люди расстраивают ее, она может стать очень раздражительной.

Если вы видите ее в ее юбке из скрещенных костей, постарайтесь не попасться ей на глаза.

Хоть известна она, как лунная богиня, есть у нее также и аспект земли тоже.

Согласно некоторым источникам, она также является матерью бога Бакабса.

Иш-Чель – подруга Бога Солнца Ицамна, у нее красное, морщинистое лицо.

Она причастна ко всем ремеслам: ткачеству, акварели, приготовлению пряностей и т.д. Кабракан Бог гор, любит насылать землетрясения.

Сын бога ада Вукуб-какьюкса.

Горный гигант одержимый уничтожением. Но близнецы-герои Хунахпу и Шбаланкуэ остановили чинимый им беспредел, дав ему поесть отравленных птиц. Затем он был похоронен заживо. Это известно как игра птиц. Его брата-гиганта Зипакну постиг аналогичный конец. Ицамна Верховный бог сельского хозяйства и образования.

Сын солнечного бога-создателя Хунаб-Ку, принимал активное участие в развитии культуры майя.

Он принес в массы искусство сельского хозяйства и фермерства, изобрел книги и письмо.

Жаль, что образцы его изобретений не сохранились, но хоть немного сохранившихся изображений, сделанных майя – это уже что-то.

Рептилия с несколькими другими аспектами, для стихии Земли он зовется Ицам-Каб.

Ицамна имел мимолетную связь с Иксчел, что привело к рождению Бакабса.

В дневное время он Бог Солнца Киних-Ахав. В образе пернатого змея он Кукулькан, ацтеки отождествляли его с Кецалькоатлем. Вотан Бог войны и смерти у майя.

Также известен как, Старый черный бог войны.

Он такой древний, что никто толком не помнит, кто он, возможно он уже существовал, до начала времен.

Мы не знаем, черный ли он. Его лицо может быть окрашено в черный цвет, а может он просто занимается чисткой дымохода или слишком долго живет в пещере. Но, возможно, это дым от крепких черных сигар, которые он курит.

Вотан – бог барабанов, он изобрел соло на барабане. Эк-Чуах Бог какао и торговцев у майя.

Известен под именами Экхуан, Эк-Кхууах.

Глаза его с черной окантовкой, нос длинный и загнутый, большие губы.

Обычно он изображается темно-коричневым или черным, достаточно соответствующий образ, ведь он покровитель бобов какао. Эти вкусные темные бобы когда-то использовали в качестве валюты. Хун-Aпyи Шбаланкуэ Боги-герои. Хун-Aпyи - полубог.

Шбаланкуэ - Лунный бог, умелый игрок в игру с мячом.

Каждый день, когда солнце садится, он бросает звезды в темные пустые небеса. Это хорошая практика для метания. Камазотц Бог летучей мыши.

Имеет крылья и заостренные зубы.

Возможно, вампир.

У него есть свой дом летучей мыши в преисподней. Кавиль Кавиль – один из верховных богов пантеона.

Вызывает землетрясения, вероятно, бог грозы.

По всей видимости, связан с войной, так как топор-кельт всегда при нем.

Покровитель правящей династии самых больших городов.

Пантеон древних индейцев майянского племени, в который входили главные боги майя , а также локальные, менее значительные божества, которым поклонялись либо в отдельно взятых регионах, либо определенные группы людей, например, ремесленники, насчитывал невероятное количество существ. Согласно хроникам испанских конкистадоров и записям, принадлежащим ацтекам, инкам и майя, общее число божеств доходило до отметки в 200. Такие божества, какбог ветра , покровители водной и других стихий, входили в так называемый пантеон классического периода, золотого века майянской цивилизации. Крестьянин, рядовой житель Мезоамерики, для которого по понятным причинам во главе религии стоялбог дождя также верил во множество других идолов для поклонения. Обожествление и одушевление сил природы - это главная особенность религии древних народов и индейцев Америки в том числе. Олимп майя, которым управлял бог огня , полнился смертными, как и люди, существами стихийной принадлежности, управлявшиими всеми аспектами жизни.

Главные боги майя: существа, на которых держался мир.

В мифологии майянского народа бакабы, упоминаются, как существа, на которых держится небосвод. Каждый бог неба майя держал свою сторону небосвода, что бы тот не свалился на землю. Легенды рассказывают о четырех братьях: Сак-Кими, Кан-Цик-Наль, Хобниль и Хоеан-Эк. Четыре брата бакаба символизировали собой стороны света и ассоциировались с определенным цветом. Хобниль был связан с востоком и красным цветом, Кан-Цик-Паль был связан с севером и белым цветом, Сам-Кими - запад и черный цвет, Кавак - юг и желтый цвет.