Правила русской дуэли. Дуэль в России - больше чем дуэль! Дуэли и знаменитые дуэлянты (8 фото)

Самые известные дуэли мира:

1. Александр Пушкин - Жорж де Геккерн (Дантес), 1837 год, Петербург.

Причиной дуэли стали чувства. Конфликт между Пушкиным и офицером-кавалергардом, приемным сыном посла Нидерландов, зрел долго. Первая запланированная дуэль - после получения поэтом анонимного «диплома рогоносца», в котором был намек на связь Дантеса с Натальей Пушкиной - не состоялась из-за сватовства де Геккерна к сестре его жены. Второй вызов исходил уже от его новоявленного родича. После женитьбы Дантеса на Екатерине Гончаровой в обществе продолжали курсировать неприятные слухи о семье поэта. Пушкин, не отличавшийся легкостью характера и посчитав, что их распространителем является де Геккерн, отреагировал очень остро, отлучив его и его родственников от дома в довольно грубой форме. Тут же, что было предсказуемо, последовал вызов. Роковой выстрел прозвучал 8 февраля 1837 года неподалеку от Черной речки под Петербургом. Условия дуэли (на которых настоял сам Пушкин) были жесткие и оставляли мало возможностей для выживания. Расстояние между противниками составляло всего двадцать шагов. Барьер был установлен в десять шагов, и стрелять противники могли в любой момент на пути к нему. Первым выстрелил Дантес, ранив Пушкина в живот. После смены забившегося снегом оружия, истекающий кровью поэт тоже произвел выстрел, легко ранив де Геккерна в руку. Спустя два дня от полученного ранения Александр Пушкин умер. А Дантесу, приговоренному за дуэль к смерти, пришлось спешно покинуть Россию. Он дожил до старости и сделал хорошую политическую карьеру.

2. Михаил Лермонтов - Николай Мартынов, 1841 год, Пятигорск.

Официальной причиной дуэли, в которой от руки майора Мартынова погиб поручик Лермонтов, стали колкости и остроты, которые поэт регулярно позволял себе допускать в отношении офицера. Говорят, что последней каплей стало когда за два дня до дуэли известный острослов назвал своего оппонента «горцем с большим кинжалом». Однако есть мнению, что настоящим поводом для смертельной схватки могло послужить соперничество из-за сердца дамы. Встретились Мартынов и Лермонтов на склоне горы Машук вечером 15 июля 1841 года. Точно неизвестны условия дуэли - майор и его секунданты говорили о разных «барьерах». Однако факт остается фактом - Михаил Лермонтов получил смертельное ранение в грудь и умер на месте, так и не успев сделать выстрела. Чтобы подтвердить, что его оружие было заряжено, позже из него выстрелили в воздух. После дуэли Мартынов был осужден военно-полевым судом на три месяца ареста, а наложенную на него духовную епитимью отбывал в Киеве.

3. Владимир Новосильцев - Константин Чернов, 1825 год, Петербург

Причиной нашумевшей дуэли стал отказ одного из богатейших женихов того времени, флигель-адъютанта Владимира Новосильцева, жениться на сестре поручика Семеновского полка Константина Чернова. На отмене помолвки настаивала мать молодого человека. В итоге он поддался на ее уговоры, но Чернов посчитал, что честь его семьи оказалась задета, послал вызов. Не смотря на все усилия влиятельной Екатерины Новосильцевой, дуэль состоялась 14 сентября 1825 года на окраине Петербурга, на окраине Лесного парка. Новосильцев и Чернов стрелялись с расстояния восьми шагов, что практически не оставляло им шансов. Они спусти курки одновременно. Поручик Чернов погиб на месте, а флигель-адъютант Новосильцев прожил еще день. Неподалеку от места дуэли безутешная мать возвела церковь и богадельню.

4. «Дуэль миньонов», 1578 год, Париж.

Этот сюжет позже вошел в роман Александра-Дюма-отца «Графиня де Монсоро». В кровавой схватке приняли участие с одной стороны трое «миньонов» (то есть сторонников) короля Генриха II, а с другой - сторонниками его политического противника, герцога де Гиза. Причиной конфликта двух зачинщиков дуэли, как водится, стала дама. Граф де Келюс застал барона де Антрага у своей любовницы, и на следующий день позволил себе пошутить, что эта дама «более прекрасна, чем добродетельна». Вызов последовал незамедлительно. Противники встретились 27 апреля 1578 года в парке Турнель. Сначала в схватку вступила одна пара бойцов, позже к ней присоединились четверо секундантов. Собственно, в живых остались только пара зачинщиков дуэли - Келюс, получивший в общей сложности 19 ранений, и раненый в руку Антраг. Их секунданты схватки не пережили. Но и граф прожил после дуэли недолго. Спустя месяц он сел на лошадь, у него открылись раны и он спустя несколько дней умер.

5. Эндрю Джексон - Чарльз Дикинсон, 1806 год, Кентукки.

За двадцать лет до того, как стать президентом США, Джексон принял участие в известной дуэли, поразив насмерть известного стрелка, адвоката Дикинсона. Причиной для вызова стало нелестное высказывание о прошлом жены бывшего тогда сенатором Джексона. Вызов не заставил себя долго ждать. Встретились дуэлянты на границе штатов Кентукки и Тенесси, на заводах Харрисона на Ред-ривер. Однако формально это была территория Кентукки, так как в Тенесси дуэли уже были объявлены вне закона. Первым, как сторона, принявшая вызов, стрелял Дикинсон, ранивший будущего президента США. Пуля прошла совсем недалеко от сердца. Однако политик не дрогнул и ответным выстрелом наповал убил Дикинсона.

6. Александр Гамильтон - Аарон Берр, 1804 год, Нью-Джерси.

Эта дуэль считается известнейшей а американской истории. Поводом для нее стал долгий политический конфликт между бывшим министром финансов США и главным федералистом Гамильтоном и вице-президентом страны (президентом тогда был Томас Джефферсон) Аароном Берром. Последний баллатировался в губернаторы Нью-Йорка, но его старый противник всячески мешал ему. Вопрос Берр захотел решить дуэлью. Политические оппоненты встретились около поселка Вихавкен (штат Нью-Джерси). Гамильтон не попал в противника (а по некоторым свидетельствам просто выстрелил в воздух), после чего получил от Берра пулю в живот. На следующий день он умер. Дуэль послужила одной из причин преследования политика, обвиненного также в измене и ряде других преступлений. Ему пришлось бежать в Европу и лишь спустя несколько лет он смог вернуться на территорию США.

7. Миямото Мусаси и Кодзиро Сасаки, 1612, остров Гонруй.

В японской культуре дуэли занимали огромное значение, но шли иначе чем в Европе. Там противники надолго замирали друг перед другом, кружили, и дело чаще всего решалось одним ударом. Моменты поединков японских самураев очень любят режиссеры, часто включая их в свои фильмы. Одна из известнейший дуэлей в стране восходящего солнца произошла в 1612 году между двумя известными фехтовальщиками Миямотой Мусаси и Кодзиро Сасаки. Причиной поединка, согласно легенде, послужили их разные взглдяды на искусство фехтования. ГОворят, Мусаси появился на несколько часов позже, чтобы сломить волю противника. Кодзиро напал на самурая, применив свой коронный прием "выпад ласточки", но прежде, чем его клинок опустился, Мусаси смог нанести смертельный удар. Позже победитель этой дуэли, которому пришлось спасаться от учеников поверженного противника, стал известным японским художником.

Предположительно первой дуэлью в России можно считать поединок, состоявшийся в 1666 году в Москве между двумя наемными иностранными офицерами - шотландцем Патриком Гордоном (впоследствии петровским генералом) и англичанином майором Монтгомери. Но в то время в среду русских этот обычай еще не проник. Тем не менее единичные прецеденты заставили царевну Софью в указе от 25 октября 1682 года, разрешившем всем служилым людям Московского государства носить личное оружие, оговорить запрет на поединки. Петр Великий, энергично насаждая в России европейские обычаи, поспешил предупредить распространение дуэлей жестокими законами против них.

Глава 49 петровского Воинского устава 1715 года, называвшаяся «Патент о поединках и начинании ссор», провозглашала: «Никакое оскорбление чести обиженного никаким образом умалить не может», потерпевший и свидетели происшествия обязаны незамедлительно донести о факте оскорбления военному суду; недонесение тоже каралась. За сам вызов на дуэль полагалось лишение чинов и частичная конфискация имущества, за выход на поединок и обнажение оружия - смертная казнь с полной конфискацией имущества, не исключая и секундантов.

Еще более определенно гласил на этот счет изданный в качестве приложения к петровскому уставу «Артикул воинский» 1715 года, в котором поединкам были посвящены две статьи. В первой из них («артикул 139») говорилось: «Все вызовы, драки и поединки чрез cue наижесточайше запрещаются. Таким образом, чтоб никто, хотя б кто он ни был, высокого или низкого чина, прирожденный здешний или иноземец, хотя другой, кто словами, делом, знаками или иным чем к тому побужден и раззадорен был, отнюдь не дерзал соперника своего вызывать, ниже на поединке с ним на пистолетах или на шпагах биться. Кто против сего учинит, оный всеконечно, как вызыватель, так и кто выйдет, имеет быть казнен, а именно повешен, хотя из них кто будет ранен или умерщвлен... то их и по смерти за ноги повесить».

Следующая статья («артикул 140») оговаривала то же и насчет секундантов: «Ежели кто с -кем поссорится и упросит секунданта», то и секунданта «таким же образом наказать надлежит». Как видикТ, кары за поединок были выдержаны в типично петровском, беспощадно жестоком стиле. Невзирая на это, петровские узаконения против поединков, формально действовавшие до 1787 года, за все эти семьдесят лет ни разу не были применены. В чем же дело?

А в том, что само понятие чести в его европейском значении еще не вошло в сознание русского дворянства, и дуэлей практически не было вплоть до второй половины екатерининского царствования. Не следует забывать, что петровские нововведения в отношении западных обычаев и нравов были слишком поверхностными, в массе своей русское дворянство по уровню воспитания и внутренней культуры долго еще мало чем отличалось от простого народа, и стремление смыть поругание чести кровью в честном бою было ему чуждо. К тому же был еще исключительно велик страх перед репрессиями со стороны государства, до 1762 года действовало зловещее «слово и дело».

Поэтому, когда в екатерининскую эпоху среди дворянской молодежи начали распространяться дуэли, представители старшего поколения отнеслись к этому с безусловным осуждением. Д. И. Фонвизин в «Чистосердечном признании в делах и моих помышлениях» вспоминал, что его отец считал дуэль «делом противу совести» и поучал его: «Мы живем под законами, и стыдно, имея таковых священных защитников, каковы законы, разбираться самим на кулаках или на шпагах, ибо шпаги и кулаки суть одно, и вызов на дуэль есть не что иное, как действие буйной молодости». А вспомним, как отчитывал Петра Гринева, героя пушкинской «Капитанской дочки», за поединок со Швабриным его отец Андрей Петрович Гринев в своем письме: «...собираюсь до тебя добраться да за проказы твои проучить тебя путем как мальчишку, несмотря на твой офицерский чин: ибо ты доказал, что шпагу носить еще недостоин, которая пожалована тебе на защиту отечества, а не для дуэлей с такими же сорванцами, каков ты сам».

И тем не менее дуэли постепенно все более проникали в среду дворянской молодежи. И причиной здесь был не столько «дух буйной молодости», в чем неодобрительно корили детей законопослушные отцы, сколько формировавшееся чувство чести и личного достоинства, складывавшееся постепенно, с развитием образования и сословного воспитания, и усиливавшееся с каждым новым поколением. Дворянская молодежь, попрежнему верная присяге-и престолу, не допускала при этом вмешательства государства в дела чести. Позднее эту формулу емко и сжато выразил генерал Корнилов в своем жизненном кредо: «Душа - Богу, сердце - женщине, долг - Отечеству, честь - никому».

Ко времени распространения в России дуэлей грозные статьи петровского артикула, каравшие смертью за поединок, были основательно позабыты, так как прошло шестьдесят лет со времени их опубликования. И перед «властями предержащими» встает проблема: как бороться с дуэлями? В 1787 году Екатерина Великая издала «Манифест о поединках». В нем дуэли назывались чужестранным насаждением; участникам дуэли, окончившейся бескровно, устанавливался в качестве меры наказания денежный штраф (не исключая секундантов), а обидчику, «яко нарушителю мира и спокойствия», - пожизненная ссылка в Сибирь. За раны и убийство на дуэли наказание назначалось как за соответствующие умышленные преступления. Апогея своего дуэли достигли в первой половине XIX века. Запрещение дуэлей было вновь подтверждено в изданных при Николае I «Своде законов уголовных» 1832 года и «Уставе военно-уголовном» 1839 года, обязывавшем воинских начальников «стараться примирять ссорящихся и оказывать обиженному удовлетворение взысканием с обидчика».

Но ничто не помогало! Более того, дуэли в России отличались исключительной жесткостью условий неписаных кодексов: дистанция колебалась от 3 до 25 шагов (чаще всего 15 шагов), встречались даже дуэли без секундантов и врачей, один на один, нередко дрались до смертельного исхода, порой стрелялись, стоя поочередно спиной у края пропасти, чтобы в случае попадания противник не остался в живых (вспомним дуэль Печорина и Грушницкого в «Княжне Мэри»). При таких условиях нередко погибали оба противника (как это было в 1825 году на дуэли Новосильцева и Чернова). Более того, командиры полков, формально следуя букве закона, фактически сами поощряли в офицерской среде такое чувство чести и под разными предлогами освобождались от тех офицеров, которые отказывались драться на поединке.

При этом лично Николай I относился к дуэлям с отвращением, известны его слова: «Я ненавижу дуэль. Это - варварство. На мой взгляд, в ней нет ничего рыцарского. Герцог Веллингтон уничтожил ее в английской армии и хорошо сделал». Но именно на 20-40-е годы XIX века приходятся громкие дуэли Пушкина с Дантесом, Рылеева с князем Шаховским, Грибоедова с Якубовичем, Лермонтова с де Барантом и Мартыновым.

С появлением в России во второй половине XIX века относительной свободы печати споры вокруг дуэли перенеслись на ее страницы. Мнения разделились на сторонников дуэли и ее противников. Среди первых выделялись правоведы Лохвицкий, Спасович, военные писатели Калинин, Швейковский, Микулин; в лагере противников были не менее солидные имена: военный деятель, педагог и писатель генерал М. И. Драгомиров, военный юрист Шавров. Точку зрения сторонников дуэли наиболее отчетливо выразил Спасович: «Обычай поединка является среди цивилизации как символ того, что человек может и должен в известных случаях жертвовать самым дорогим своим благом - жизнью - за вещи, которые с материалистической точки зрения не имеют значения и смысла: за веру, родину и честь. Вот почему обычаем этим нельзя поступаться. Он имеет основание то же, что и война».

Еще при императоре Николае I по «Уложению о наказаниях уголовных» 1845 года ответственность за дуэли была существенно понижена: секунданты и врачи вообще освобождались от наказания (если только они не выступали в роли подстрекателей), а наказание дуэлянтам уже не превышало - даже в случае гибели одного из противников - заключения в крепости от 6 до 10 лет с сохранением дворянских прав по выходе. Это положение лишний раз отразило всю противоречивость законодательства о дуэлях. На практике же и эти меры никогда не применялись - наиболее распространенным наказанием для дуэлянтов был перевод в действующую армию на Кавказ (как это было с Лермонтовым за дуэль с де Барантом), а в случае смертельного исхода - разжалование из офицеров в рядовые (как это было с Дантесом после дуэли с Пушкиным), после чего они, как правило, довольно быстро восстанавливались в офицерском чине.

Новой вехой на этом этапе предстояло стать судам общества офицеров. Суды общества офицеров к тому времени существовали во многих европейских армиях, играя роль чего-то вроде товарищеских судов. В русской армии они существовали полуофициально с петровских времен (с 1721 года). Общество офицеров полка могло выдавать аттестации офицерам и было весомым орудием общественного мнения в военной среде. Особенно расцвели они при Александре I, после 1822 года, когда сам император при разборе конфликта между судом общества офицеров и командиром полка встал на сторону первого. Но в 1829 году Николай I усмотрел в самом факте существования независимых офицерских корпораций, наделенных немалыми правами, средство подрыва воинской дисциплины и повсеместно запретил их деятельность. Тем не менее эта мера, на первый взгляд разумная, на практике оказалась ошибочной, так как суды общества офицеров являлись могучим средством морального, воспитывающего воздействия. Поэтому в период «великих реформ» 60-х годов они были (в 1863 году) восстановлены и приобрели официальный статус. Было издано положение об их устройстве (на флоте - с 1864 года - суды капитанов, в каждой флотской дивизии). При разработке этого положения многие предлагали передать на усмотрение этих судов вопросы о разрешении дуэли в каждом конкретном случае, но это предложение было отклонено. Тем не менее наказания за поединки становились все мягче.

Так, в определении сената по делу о дуэли Беклемишева и Неклюдова в 1860 году говорилось: «Звание преступника и степень образованности его не могут иметь никакого влияния при суждении дел о поединках (обычно при рассмотрении уголовных дел образование и хорошее происхождение преступника являлись отягчающим обстоятельством. - В. X.), ибо преступление это столь связано с понятием, свойственным исключительно людям образованным, что указанные обстоятельства представляются в сем случае скорее причиной объясняющей, а следовательно, уменьшающей преступность». Бывали и трагикомические случаи. Один из них описывает в своих «Записках революционера» князь П. А. Кропоткин. Некий офицер был оскорблен Александром Ш еще в бытность его наследником престола. Находясь в неравном положении и не имея возможности вызвать на дуэль самого цесаревича, офицер послал ему записку с требованием письменного извинения, в противном случае угрожая самоубийством. Будь наследник более чутким, он бы извинился или сам дал удовлетворение человеку, не имевшему возможности вызвать его. Но он не сделал этого. По истечении 24 часов офицер в точности исполнил свое обещание и застрелился. Разгневанный Александр II резко отчитал сына и приказал ему сопровождать гроб офицера на похоронах.

Наконец в 1894 году, в самом конце царствования Александра III, поединки были официально разрешены. Приказ по военному ведомству № 118 от 20 мая 1894 года, так и озаглавленный: «Правила о разбирательстве ссор, случающихся в офицерской среде», состоял из 6 пунктов. Первый пункт устанавливал, что все дела об офицерских ссорах направляются командиром войсковой части в суд общества офицеров. Пункт второй определял, что суд может либо признать возможным примирение офицеров, либо (ввиду тяжести оскорблений) постановить о необходимости поединка. При этом решение суда о возможности примирения носило характер рекомендательный, решение о поединке - обязательный к исполнению. Пункт третий гласил, что конкретные условия дуэли определяют секунданты, выбранные самими противниками, но по окончании дуэли суд общества офицеров по представленному старшим секундантом-распорядителем протоколу рассматривает поведение дуэлянтов и секундантов и условия поединка. Пункт четвертый обязывал офицера, отказавшегося от дуэли, в двухнедельный срок представить прошение об увольнении в отставку; в противном случае он подлежал увольнению без прошения. Наконец, пункт пятый оговаривал, что в тех войсковых частях, где отсутствуют суды общества офицеров, их функции выполняет сам командир войсковой части.

Если во второй половине XIX века число дуэлей в русской армии явно пошло на спад, то после официального разрешения в 1894 году их количество вновь резко возрастает. Для сравнения: с 1876 по 1890 год до суда дошло лишь 14 дел об офицерских дуэлях (в 2 из них противники были оправданы); с 1894 по 1910 год состоялось 322 дуэли, из них 256 - по решению судов чести, 47 - с разрешения войсковых начальников и 19 самовольных (до уголовного суда не дошла ни одна из них). Ежегодно происходило от 4 до 33 поединков в армии (в среднем - 20). По данным генерала Микулина, с 1894 по 1910 год в офицерских дуэлях участвовали в качестве противников: 4 генерала, 14 штаб-офицеров, 187 капитанов и штабс-капитанов, 367 младших офицеров, 72 штатских. Из 99 дуэлей по оскорблению 9 окончились тяжелым исходом, 17 - легким ранением и 73 - бескровно. Из 183 дуэлей по тяжелому оскорблению 21 окончилась тяжелым исходом, 31 - легким ранением и 131 - бескровно. Таким образом, гибелью одного из противников либо тяжелым ранением заканчивалось все же незначительное число поединков- 10-11% от общего числа. Из всех 322 дуэлей 315 состоялись на пистолетах и только 7 - на шпагах или саблях. Из них в 241 поединке (т. е. в 3/4 случаев) было выпущено по одной пуле, в 49 - по две, в 12 - по три, в одной - по четыре и в одной - по шесть пуль; дистанция колебалась от 12 до 50 шагов. Промежутки между нанесением оскорбления и поединком колебались от одного дня до... трех лет(!), но чаще всего - от двух дней до двух с половиной месяцев (в зависимости от длительности разбора дела судом чести).

Так что и в начале нашего столетия дуэли были в России довольно частым явлением. Известный политический деятель- лидер «Союза 17 октября» А. И. Гучков дрался на дуэли "не раз, стяжав даже славу бретера (хотя сам был отнюдь не дворянского происхождения). Илья Эренбург в своих воспоминаниях «Люди, годы, жизнь» описывает дуэль между двумя известными поэтами - Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным - в предреволюционные годы, поводом к которой послужил один из розыгрышей, на которые Волошин был большой мастер; в ходе поединка Волошин выстрелил в воздух, а Гумилев, считавший себя оскорбленным, промахнулся. Кстати, выстрел в воздух допускался только в случае, если стрелял вызванный на дуэль, а не тот, кто вызвал - в противном случае дуэль не признавалась действительной, а лишь фарсом, поскольку при этом ни один из противников не подверг себя опасности.

Затем наступили иные времена. Лучшие представители русской интеллигенции и офицерства с их щепетильными понятиями о личной чести были революцией выброшены за борт, оказались на чужбине. В пролетарском государстве такие понятия, как честь и долг, поначалу вообще были объявлены пережитками эксплуататорского прошлого. На смену дуэлям пришли доносы, понятие государственной пользы затмило все остальное, на смену благородству пришли фанатизм одних и расчетливость других.

В.С.Пикуль в одном романе заметил, что бесправие русской женщины, среди прочего, выражается в отсутствии права вызвать оскорбителя на дуэль.

У мужчин такое право тоже было не всегда, но поединки в мире исчислялись тысячами. Правила дуэли предполагали максимальное равноправие противников, общество их не считало преступлениями, чего бы ни говорил закон.

Вопрос чести

История знает много разновидностей частных поединков – рыцарские турниры, «потешные бои»… Но дуэль имеет ряд признаков, отличающих ее от прочих схваток.

Наследница турнира

Считается, что в Европе дуэли появились в 16 веке – после отмирания рыцарских турниров. Родина их – Италия, но вскоре традиция личных поединков распространилась на Францию и Германию.

«Дуо» означает «два», но парными дуэли были не всегда. На начальном этапе известно немало поединков больших компаний. Во Франции известен случай одновременной схватки 6 противников, причем выжил только один.

А.Дюма воспользовался прецедентом для создания финальной сцены в «Графине де Монсоро». Но уже в 18 веке дуэли стали поединком двоих.


История дуэлей в России началась в 1666 году. Это был импорт – участниками были два наемных офицера-иностранца. Победитель, Патрик Гордон, стал затем видным деятелем петровской эпохи.

Отличительные признаки

Прошлые века «частную» схватку чем-то особенным не считали. Но дуэль имела ряд характеристик, свойственных только ей.

  1. Причина дуэли – оскорбление чести и достоинства (участника или близкой ему женщины). Имущественный спор или криминальная претензия рассматривались судом.
  2. Дуэль – вооруженный поединок. Борьба без оружия за таковую не считалась.
  3. Вызов и сам поединок должны были иметь свидетелей. Встречи наедине случались редко.
  4. Противникам предоставлялись равные возможности: одинаковое оружие и условия. По этой причине перед схваткой обязательно приобреталось новое оружие. Каждый участник должен был иметь комплект «на двоих», а чей будет использован – решал жребий. Если один из противников не мог сражаться (был стар или болен), он мог выставить заместителя (обычно родственника или лучшего друга). Такой случай описывает Корнель в «Сиде».
  5. Целью было не убийство противника, а доказательство своего морального превосходства. Хотя убийства редкостью не были.
  6. Дуэлью мог считаться только поединок равных. Хотя им не обязательно было быть дворянами.
  7. Поединок должен был иметь протокол. Это требовалось для того, чтобы участников нельзя было счесть уголовными преступниками. Протокол мог быть «на честном слове», но чаще записывался.

Это были неписаные правила, но соблюдали их четко. Отступления бывали, но чаще по договоренности сторон.

Честь разночинца

Обычно участниками поединков выступали дворяне, особенно офицеры. Но это не было непреложным правилом. К примеру, известный российский политический деятель начала прошлого века А.И.Гучков (купеческого рода, но получивший дворянство по Табели о рангах) был известен как опаснейший бретер (то есть поединщик).

В Западной Европе огромной популярностью долго пользовались студенческие дуэли.

Дрались на шпагах. Участники стремились нанести противнику рану, очень легкую, но в заметное место, лучше в лицо. Целью выступало желание не столько наказать противника за оскорбление, сколько доказать, что ты – парень боевой, и лучше тебя не трогать.

Чем больше у студента было шрамов на лице, тем больше его уважали. Важно одно: противником дворянина был дворянин, разночинца – разночинец. В Западной Европе (но не в России) зафиксированы женские дуэли.

Право выбора

Оно всегда предоставлялось участникам поединка. Насколько – зависело от их статуса. Выбирали оружие, место, способ действий. Больше прав было у оскорбленного, но все зависело от тяжести конфликта.

Один из участников мог отказаться от поединка. Но это было чревато последствиями. Без них отзывал вызов только оскорбленный, получив извинения.


Трусливого оскорбителя же могли подвергнуть бойкоту или уволить со службы. Наличие или отсутствие запрета на дуэли при этом не играло роли.

Бывали и исключения. Так, знаменитый оружейник С.И.Мосин дважды посылал вызов мужу любимой женщины, а тот оба раза… доносил на потенциального противника в соответствующие инстанции!

Выбор оружия

Это право предоставлялось оскорбленному. До 18 века обычно использовалось холодное оружие – сабля, рапира, . Клинки должны были быть равноценными, одинаковой длины или с учетом роста бойцов. Были упоминания в истории и о курьезах, типа использования канделябров.

Дуэльные кодексы 19 века отдавали предпочтение пистолетам. Применяли только новые, одинаковые по характеристикам, гладкоствольные образцы.


После встречи противники могли оставить оружие себе. Но уже не имели права выйти с ним на новый поединок.
Иногда договаривались о применении нескольких видов оружия.

Выбор места

Кроме особо тяжелых случаев, этот вопрос решали сообща. Требовалось достаточно известное, но безлюдное и удаленное местечко. Поэтому имелись участки, где дуэли происходили регулярно (Пре-о-Клер в Париже или та же Черная речка).

Если обида была очень серьезной, могли использовать место, опасное для упавшего (берег моря или пропасть). Тогда даже легкая рана грозила противникам смертью.


Но это случалось нечасто, при дуэли основной целью убийство редко бывало. На поединок нельзя было опаздывать. Задержка на четверть часа считалась уклонением.

К барьеру

Еще приходилось выбирать способ проведения поединка. Холодным оружием можно было драться, стоя неподвижно, или передвигаясь, как при обычном сражении. Пистолеты давали еще лучший простор для маневра. Существовало несколько возможностей их использования.

  1. Стоять неподвижно и стрелять по сигналу с определенного расстояния (измерялось шагами).
  2. Стоять неподвижно спиной к противнику и стрелять через плечо наугад.
  3. Разойтись на определенное количество шагов, а затем по команде сходиться до определенной отметки. Выстрел можно было делать на этой отметке (барьере) или на ходу.
  4. Сходиться постепенно, делая оговоренное число остановок для выстрела. При этом каждый противник, уже выпустивший пулю, должен был дождаться, пока то же проделает второй.
  5. Зарядить только один пистолет, выбрать оружие по жребию, приставить дула друг другу ко лбам и спустить курки. Как уж судьба решит…

Были и другие варианты. Так, в Америке практиковались «охоты», когда противников с одинаковым оружием (их предварительно обыскивали) запускали в определенное место (овраг, рощу, дом). Они могли делать там все, что захотят, пока не кончатся заряды.


Так выглядит поединок Мориса Джеральда и капитана Колхауна во «Всаднике без головы». Россияне в серьезных случаях стрелялись «через платок». Расстояние определялось длиной вытянутых рук участников, взявшихся за уголки одного носового платка. Промахнуться было невозможно.

Без бюрократии никак

Этапы дуэли обязательно документировались. Вызов надо было делать прилюдно (обругав противника, бросив ему в лицо перчатку или отвесив пощечину) или письменно.

Если один человек получал несколько вызовов, проводился строгий жребий или вызванный сам выбирал себе противника (чтобы исключить расправу многих с одним). Условия проведения встречи также записывались и подписывались участниками.


Это должно было не допустить преступлений под видом поединков чести. Иногда это правило нарушалось на страх и риск участников. Чаще это делали тогда, когда собирались драться насмерть, или в эпоху запрета стычек. Бывали и замаскированные убийства – преступник вызывал заведомо слабейшего противника.

Обязательные участники

Хотя в самом сражении должны были участвовать только 2 человека, на месте, где происходила дуэль, народу обычно было немало. Свидетели надзирали за порядком и оказывали участникам помощь.

Скорая помощь

Если не предполагался обязательный смертельный исход, требовалось присутствие врача. Иногда приводили двоих – от каждой стороны. В эпоху запретов поединков договаривались, что доктора не сообщат властям истинной причины ранения своих пациентов.


Врачи должны были спасать жизнь тех, кто пострадал серьезно, и устанавливать, может ли раненый боец продолжать поединок. Ими же, нередко, констатировалась смерть…

Будьте моим секундантом

Важнейший участник дуэли – секундант. Им обычно становился лучший друг или родственник участника, причем не имеющий непосредственного отношения к конфликту.

После того, как бывал, брошен вызов, противникам не следовало общаться. Все переговоры вели секунданты (1-2 от стороны). Они же должны были проверить оружие, отмерить при необходимости расстояние и следить за соблюдением противниками правил.

Иногда из их среды или дополнительно выбирался распорядитель (самый старший и уважаемый среди секундантов или просто почтенный человек). Распорядитель проверял отсутствие нарушений, делал все необходимое для примирения враждующих, подавал сигналы к началу и окончанию схватки.


Быть секундантом было небезопасно. Антидуэльные законы наказывали их почти так же строго, как и участников. Бывали и худшие случаи. Так, в 1870 году в Париже принц Пьер Бонапарт, двоюродный брат императора Наполеона III, застрелил 20-летнего журналиста Виктора Нуара.

Юноша явился к нему в качестве секунданта своего приятеля, Паскаля Груссе (известен как друг и соавтор Ж.Верна, писатель Андре Лори). Тот вызвал принца на дуэль за грубое оскорбление корсиканских социалистов (Груссе был корсиканцем и революционером).
Дуэльный кодекс – не уголовный. Принца оправдали…

Запрет не помеха

В 17 веке в Европе дуэли обрели такой размах, что начали существенно сокращать количество дворянства. С этим связаны попытки изжить их.
Попытка, сделанная кардиналом Ришелье, достаточно известна.

Получилось у него именно то, что описано в «Трех мушкетерах» – количество схваток только возросло.

Нашелся даже нахал, что из принципа устроил дуэль прямо под окнами у грозного министра. Наглеца казнили, но дворяне продолжали драться хотя бы назло кардиналу.

Петровский устав

Петр Великий не спешил импортировать из Европы ее недостатки. Особым уставом им были запрещены поединки в России под страхом смертной казни для всех участников!

Получилось не лучше, чем у Ришелье. Дворяне все равно полагали, во многих случаях, делом чести смывать оскорбление кровью.

Закон, запрещающий поединки, неоднократно применялся, но смог лишь немного снизить их число.

В дальнейшем русские императоры неоднократно делали попытки прекратить в России эти безобразия, но с тем же успехом. Екатерина II грозила ссылать забияк в Сибирь – и лишь немного уменьшила количество схваток. Николай I был решительным противником дуэлей, но в его правление стрелялись Пушкин с Дантесом и Лермонтов с Мартыновым.


Общество в этом вопросе не поддерживало правителей. Дуэлянтам помогали маскировать поединки, старшие офицеры норовили избавиться от подчиненных, уклоняющихся от сатисфакций, а товарищи устраивали таким обструкцию, вынуждая уходить в отставку.

Ссылка в действующую армию или разжалование в солдаты, практиковавшиеся в качестве наказания за дуэль в середине 19 века, многими воспринимались как награда, признание мужества. Такие «наказанные» быстрее прочих получали чины и ордена. Были среди императоров и поклонники дуэлей, например, Павел I.

Обязательное сражение

Император Александр III пошел другим путем. В 1894 году он отменил запреты и ввел официальные правила организации дуэлей среди офицерства. Всякий спор должен был в первую очередь рассмотреть офицерский совет. Если он постановлял, что противникам лучше помириться, они могли послушаться, а могли и нет.

Если же решалось, что схватка обязательна, отказавшийся немедленно увольнялся из армии.

Это решение увеличило число дуэлей, но не число смертей. Вообще, в России выстрел намеренно мимо, а то и в воздух, считался делом достойным.
Александровские постановления были отменены вместе с монархией.

Мало кому известно, что отлучённый после дуэли с Пушкиным, от дворянского общества Дантес, подвергся остракизму не из-за убийства известного поэта, а по причине нарушения им правил дуэльного поединка.


Дело в том, что после начала схождения и выстрела Дантеса, Пушкин, получив ранение, выронил пистолет, который упав в снег отказал. Стоит отметить, что правила дуэли запрещали, кому-либо из поединщиков менять оружие во время боя.

Но Пушкин требовал заменить пистолет и Дантес ему это разрешил. После выстрела Александра Сергеевича Дантес упал, но ранение было лёгким.

Все дело в том, что на дуэли обычно брали две пары пистолетов, при этом зачастую резервная пары была снаряжена ослабленными зарядами, для того чтобы можно было решить вопрос без крови и без ущерба для репутации.

Некоторые источники считают, что вторая пара пистолетов на этой дуэли имела именно такой заряд.

Дантес же согласился на замену оружия, тем самым поставив себя в более выгодное положение. Неизвестно знал ли он заранее о наличии ослабленного заряда, скорее всего, догадывался, но, тем не менее, разрешил использование такого оружия. За что впоследствии и поплатился.

Один из известных случаев вызова на дуэль дворянина разночинцем опять же связан с Дантесом, именного его впоследствии вызвал на дуэль мещанин, но убийца Пушкина отказался от вызова на законных основаниях.

Заключение

В правовом государстве разрешать личные конфликты с помощью оружия не положено. Но все же многие жалеют об исчезновении дуэлей, поскольку такой способ требовал от спорщиков решимости и ответственности.

Видео

Когда человек уверен, что если не даст в челюсть тому, кто "не прав" - такого обычно называют дебоширом, хулиганом или пациентом (в зависимости от подробностей того, что он учинил). Но в определенные времена в определенных обществах сложились такие отношения, когда люди, убивающие тех, кто их "жестоко оскорбил", пользовались хоть и скандальной, но не всегда отрицательной репутацией.

Топ-10 самых известных дуэлянтов

1. Луи де Клермон, сеньор д"Амбуаз, граф Бюсси . Прославленный пером Дюма-отца и российским синематографом, граф Бюсси в жизни был куда более скандальным и неприятным человеком. Например, во время Варфоломеевской ночи он "под шумок" убил семерых своих родичей, чтобы получить их наследство, причем некоторые из них были правоверными католиками. На дуэлях же он дрался иногда просто по настроению - "повод для дуэли едва мог уместиться на мушиной лапке", как писали современники. Когда же в результате известных событий он был убит графом Монсоро, ни один родственник Бюсси не взялся за него мстить или даже просто подать жалобу - все парижское общество было в восторге, что избавилось от этого одиозного персонажа.

2. Франсуа де Монморанси, граф де Бутвиль . Вопреки, опять же, творчеству Дюма-отца и советскому синематографу, при кардинале Ришельё во Франции с дуэлями было очень, очень сурово - за одно участие в оной полагалась смертная казнь. Конечно, если "персонаж" был молод, красив, знатен и богат, а паче того "приближен к особам", то ему делали поблажки. Но когда Бутвиль принял участие в своей самой знаменитой (она же последняя) дуэли на Королевской площади в Париже (средь бела дня и при всем честном народе), он уже был участником 21 поединка и находился под "прощением" за последний. Так что на сей раз кардинал решил преподать всем наглядный урок - граф был публично казнен усечением головы.

3. Эркюль Савиньен Сирано де Бержерак . Снова лицо, распиаренное писателем-романтиком, на сей раз Ростаном. Хотя при жизни Сирано (это, кстати, фамилия) тоже был известен как поэт и писатель буквами - строчил сатиры, философские трактаты и даже научно-фантастические сочинения. Но помимо этого, как и своего легендарного и вошедшего во все анналы носа, Бержерак был известен как бретёр и дуэлянт. Прославило его знаменитое пьяное пари о том, что он один сразится с сотней человек. Понятное дело, что найти сотню ловких бойцов было и трудно, да и слишком зверски - вооружили простолюдинов, на которых свирепый поэт напал. Драться пришлось с первыми шестью-семью - после того, как они были побеждены, остальные тупо разбежались от страха. Но пари Сирано выиграл.

4. Тихо Оттесен Бра (Браге) . Французы, дворяне, бездельники - чего им не дуэлировать. А вот человек науки, представитель такой тихой кабинетной дисциплины, как астрономия... Увы, темпераментом молодой Тихо пошел в предков-викингов, да и воспитание в семье дяди-адмирала дало себя знать. Во время обучения в Ляйпчище (ака Лейпциге) и Виттенберге Бра, по студенческому обыкновению, дуэлировал, причем так, что в одном из поединков ему отсекли часть носа... И знаменитое светило датской астрономии всю оставшуюся жизнь носило серебрянный протез, чтобы не светить на людях своим "внутренним миром".

5. Федор Иванович Толстой "Американец" . "Американцем" он стал в молодости, когда, будучи морским офицером, принял участие в путешествии Крузенштерна. Ну как принял - за буйства и непотребства адмирал высадил его нафиг на Камчатке и далее поплыл без него. В Америке Толстой всё же побывал, добравшись до Алеутских островов, где аборигены ему "набили татухи" (он их потом гордо всем показывал), после чего вернулся в Россию. Где и принялся "проживать жизнь" за двумя благородными занятиями - мухлежом в карты и дуэлями. Точное число поединков с его участием неизвестно, но примерно 11 человек он на них убил насмерть - потом, в старости, когда у него умерли друг за другом 11 маленьких детей, "Американец" был уверен, что это божья кара, и стал тих и набожен... И да, с Пушкиным они сперва поругались, а потом дружили.

6. Александр Сергеевич Пушкин . Да-да, дорогие мои, "наше всё" был и тут одним из самых-самых - "литератороведы" скрупулезно насчитали, что "солнце российской поэзии" до "того самого" рокового поединка еще 20 раз получал (или отправлял) вызов на дуэль. Правда, состоялись из них всего четыре, ибо у Пушкина было много любивших его друзей, и они всегда отчаянно хлопотали о примирении сторон (даже первый вызов Дантесу "ухлопотали по-семейному"). Но, тем не менее, Алесан-Сергеич имел репутацию отличного стрелка, и некоторые его приятели, узнав о предстоящей дуэли поэта с каким-то прыщавым кавалергардом, только пожали плечами - да он его как муху...

7. Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен . Злобный человек злобен во всем и всегда. Тот, кто в преклонные лета развязывал без конца войны и побоища, в молодости был гопником чересчур агрессивным молодым человеком. В Гёттингенском университете, куда родные направили юного Отто, естественно, за полезными знаниями, он едва ли не всё время проводил в пьянствах, дебошах и поединках. Бисмарк участвовал в 27 дуэлях, всего две проиграл и только в одной ему таки поставили "отметину" на лицо - шрам на щеке остался на всю жизнь. Правда, поединки буршей были скорее злобным спортом - экипировка, оружие и правила исключали "летательный исход", оставляя доступными для "воздействия" клинков фактически лишь те самые щеки и лоб...

8. Бенито Муссолини . Это Гитлер в детстве был психонеустойчивым кисельным нытиком-рисоватором. Муссолини был злобным драчливым коммуно-социалистом (а потом фашистом), чуть что сразу пускавшим в дело руки. В том числе и на дуэлях, которые в Италии были (как и везде, собственно) запрещены, но тем не менее периодически случались. Последним и самым известным поединком будущего дуче стала дуэль 1921 года с депутатом-социалистом Этторе Чиккотти. О ней было торжественно пропечатано в газетах, так что полиция явилась, дабы помешать бузотерам. Но те заперлись в доме и... полтора часа (!) пырялись друг в друга шпагами. В итоге Чиккотти так выдохся, что у него стало плохо с сердцем, и Муссолини смог его легко ранить. Сосбственно, как и многое в жизни дуче, событие это одновременно похоже на драму и на фарс.

9. Отто Скорцени . Люди религиозные могут верить в то, что "бог шельму метит". Самый знаменитый после Штирлица штандартенфюрер СС, руководитель и исполнитель громких "спецопераций" (в том числе и похищения Муссолини), по рождению и происхождению был австрийцем и учился в Вене в 1920-х годах. И тамошние студиозусы не нашли ничего умнее, чем продолжать практику дуэлей по поводу и без повода (видимо, каждый хотел быть похожим на Бисмарка). Скорцени участвовал в 15 поединках, и в одном из них ему таки так распороли щеку, что знаменитый устрашающий шрам остался "фирменным знаком" на всю жизнь.

10. Жюли д"Обиньи, мадемуазель де Мопен . Напоследок - самая известная женщина-дуэлянтка. Женские поединки никогда особой редкостью не были - дамы подвержены гневу друг на друга никак не менее кавалеров, и иногда "это прорывалось". Но Жюли, взявшая после того, как стала "петь на театре", псевдоним "Мадемуазель де Мопен", посягнула "на святое" - она запросто могла сразиться с мужиком и даже его зарезать. Ибо, кроме всего прочего, любила гулять в мужском платье и "нарываться на неприятности". Самый известный ее поединок - убийство троих дворян на королевском балу. То ли они пытались вывести "разбушевавшуюся" в мужском (опять же) костюме мегеру в сад, где и "получили свое", то ли приревновали ее к какой-то красотке (Жюли была еще и известная "лесби" своего времени), результат для них был так плачевен, что актрисе даже пришлось сбежать на несколько лет в Брюссель от неминуемой казни.