Средневековый европейский город как явление культуры. Городская культура средневековой европы

В любом государстве, в любом столетие если был город, то была и деревня. Они были тесно связаны экономически, политически, социально и духовно.

Прежде чем говорить о культуре средневекового города мы кратко скажем, что такое город и что такое деревня.

Город, населённый пункт, достигнувший определённой людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тысяч жителей) и воплощающий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.

Деревня, населённый пункт, охватывающий, прежде всего природно-географические особенности, а отсюда и особенности производства и культуры.

Итак, культура средневекового города.

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.

К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века - эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки - кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве - Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.

Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты - письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.

В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.

Этим автор видит заслугу князя Владимира и его сына Ярослава, продолжившего дело распространения новой веры. При этом дохристианское прошлое Руси не выглядит «темными веками». Напротив, он подчёркивает, что Владимир, его отец князь Святослав 1 Игоревич (945-972г.г.), и дед его князь Игорь (912-945г.г.) «не в худой и неведомой земле владычествовали, а в Русской, которая ведома и слышима во всех четырёх концах земли».

Во второй половине 11-начале 12вв. на Руси возник ряд оригинальных произведений, среди которых выделяется цикл сказаний о первых русских святых - князьях Борисе и Глебе, «Житие» игумена Феодосия Киево-Печерского монастыря, написанное монахом этого же монастыря Нестором. В начале 12 в. в Киево-Печерском монастыре создаётся выдающееся произведение средневековой литературы - «Повесть временных лет». Его автор - монах Нестор. В «Повести…» разворачивается широкое полотно русской истории, которая рассматривается как две части: славянской и всемирной. Нестор использовал ряд переводных византийских источников (в наибольшей степени «Хроники Георгия Амартола»). Из отечественных источников он использовал «начальный свод» - устные легенды об основании Киева, о призвании варяжских князей, о княгине Ольге и ряд других.

«Повесть…» начинается с рассказа о расселении славян по Европе и их взаимоотношении с другими народами. Также повествуется о возникновении государства Руси, деяниях первых его правителей. Особенно подробно изложены в «Повести…» события второй половины 11-начала 12вв.

В одну из рукописей, сохранивших текст «Повести временных лет» - Лаврентьевский список, были включены произведения, принадлежащие руке Владимира Мономаха. Среди них «Поучение», которое состоит из двух частей: собственно «Поучение детям» и, перечня «путей» - походов

и поездок, которые Мономах совершал в течение всей своей жизни. Рядом помещено послание Владимира Олегу Святославовичу, написанное в разгар усобиц 90-х годов 11 века, после гибели в бою с Олегом сына Мономаха Изяслава. Произведение Владимира Мономаха является не только ценным историческим источником, но и ярким литературным памятником, дающим представление об общественном сознании высшего слоя древнерусского общества.

В начале 12 века продолжилось развитие этического жанра. Со сватовством норвежского короля Харальда к дочери Ярослава Мудрого Елизавете связан сюжет былины «Соловей Будимирович». Ряд эпических песен возник в связи с борьбой с половецкими набегами конца 11-начала 12вв. В них в изменённом виде встречаются имена известных по летописям половецких ханов (Тугоркан - Тугарин Змеевич; Шарукан - Шарк Великан; Кудреван; Сутра - Скурла). К эпохе Мономаха относится появление цикла былин об Алёше Поповиче, былина «Ставр Годинович» (прототипом его героя явился приближенный Владимира, позже новгородский боярин Ставр Гордятиниг).

Для русской духовной культуры середины 11-13 вв. характерно становление «полицентризма» - появление в разных регионах Руси самобытных культурных центров

Получает дальнейшее развитие летописание. Если в 11-начале 12вв. центрами летописной работы были только Киев и Новгород, то последующий период летописания ведется в большинстве центров образовавшихся феодальных княжеств: в Киеве, Чернигове, Переславле, Владимире - на-Клязьме, Галиче, Новгороде, Смоленске, Полоцке. Но эти летописи не велись на региональном уровне, а освещали историю и культуру всей Руси. Из дошедших до нас летописных текстов летописание центров Южной Руси в наибольшей степени отражает Ипатьевская летопись (конец 13в.); Северо-Восточной Руси - Лаврентьевская летопись и летопись Переславля-Суздальского (13в.).

В конце 12в. было создано одно из наиболее выдающихся по своим художественным достоинствам мировой средневековой литературы - «Слово о полку Игореве». Оно посвящено упомянутому выше неудачному походу северского князя Игоря Святославовича на половцев в 1185 году в Новгород. Его войско было разбито, а сам Игорь пленён. «Слово о полку Игореве» дошло до нас в рукописном виде, созданном в 1188 году. Но основной текст был написан в 1185 году, вскоре после бегства Игоря из плена. Основная идея «Слова…» - необходимость единства действий русских князей перед лицом внешней опасности.

«Слово…» - это яркий памятник истории и культуры Руси. Но характерно и то, что «Слову…» до сих пор не удалось найти прямых жанровых аналогий.

Не менее велики образы «плача Ярославны» на городской стене в Путивле. Путивль - город на реке Сейм, притоке Десны. Во второй половине 12 века Путивль был стольным городом одной из линий черниговского княжеского дома. Город Путивль и сейчас там, но только в Сумской области. В нём до сих пор действует множество храмов и стоит памятник жене Игоря - Ярославне.

В 11-13 вв. развивается каменное строительство храмов, княжеских дворцов. Появляется церковная живопись. До наших дней сохранились выдающиеся памятники зодчества середины 11-столетия - соборы св. Софии в Новгороде и Спасский собор в Чернигове; Георгиевский собор Юрьева монастыря и церковь Спаса на Нередице под Новгородом; Успенский и Дмитровский соборы во Владимире.

Каких-либо серьёзных достижений в области материальной и духовной культуры 13века после татаро-монгольского нашествия не сохранилось. Со второй половины 13 в. до нас дошло незначительное количество летописей. Наиболее полные летописи сохранились в тех местах, куда монголы не доходили: в Новгороде, Пскове, Смоленске и ряде других мест. Однако в это время продолжает развиваться народное творчество. В монастырях не прекращалась работа по восстановлению утраченного литературного наследия.

С начала 14 века наметился новый подъём культуры на Руси, который продолжался в 14-15 вв. Практически во всех крупных городах (Москва, Новгород, Ростов, Тверь, Псков и др.) расширялись и восстанавливались монастырские школы и училища. В монастырях продолжалась переписка старых и создание новых книг, которых становилось всё больше. Сохранившиеся до нашего времени новгородские берестяные грамоты свидетельствуют о наличие высокого уровня грамотности среди городского населения. В устном народном творчестве произошло заметное распространение былин, которые относились к более раннему периоду. Наряду с ними появились и новые легенды, например, «Сказание о граде Китеже» - городе ушедшем под воду, на дно озера, со всеми защитниками и жителями, но не сдавшимся врагам. В 14 веке дорогой пергамент стал заменяться бумагой. В обиход входит более беглое и свободное письмо - полуустав.

С 14 века летописи вновь становятся всё более подробными и по содержанию и по культурной направленности. Они ведутся почти во всех крупных городах, но постепенно центром летописания становится Москва. В1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, погибшая в Московском пожаре 1812 года. В 1442году появился первый русский хронограф, составленный Пахомием Лагофетом. В нём рассматривалась и всемирная и русская история.

Одним из самых распространённых жанров были исторические повести, «хождения» (путешествия). Выдающимся памятником русской культуры 15 века было «хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина.

Широкое распространение получили повесть «О битве на Калке», «Повесть о разорении Рязани Батыем», повесть об Александре Невском.

Подъём русской культуры в 14-15 вв. нашел яркое выражение в архитектурном творчестве этого периода. В Новгороде в 14 веке были построены Ковалевская и Волотовская церкви, имеющие фресковую роспись. В это время, с помощью итальянских мастеров, были возведены стены Кремля, за которыми построены дворцы великого князя и митрополита; здание государственных учреждений и монастыри. Был сооружен главный собор Кремля - Успенский. Пятиглавый Успенский собор являлся крупнейшим общественным зданием того времени. Возведены Благовещенский и Архангельский соборы, построена Грановитая палата. Москва и Московский Кремль стали своеобразным символом сложившегося государства.

Русская живопись 14-15 вв. тоже поднялась. Феофан Грек расписывал Московские и Новгородский церкви.

Подъём русской культуры отражал развитие великорусской народности.

В X-XI вв. в Западной Европе начинают расти старые города и возникают новые. В городах зарождался новый образ жизни, новое видение мира, новый тип людей. На основе возникновения города оформляются новые социальные слои средневекового общества - горожане, цеховые ремесленники и купцы. Они объединяются в гильдии и цехи, защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняется само ремесло, оно требует уже специальной подготовки. В городах формируются новые социальные отношения - ремесленник лично свободен, защищен от произвола цехом. Постепенно крупным городам, как правило, удавалось свергнуть власть сеньора, в таких городах возникало городское самоуправление. Города были центрами торговли, в том числе внешней, что способствовало большей информированности горожан, расширению их кругозора. Горожанин, независимый от любой иной власти, кроме магистрата, видел мир по-иному, чем крестьянин. Стремящийся к успеху, он стал новым типом личности.

Формирование новых социальных слоев общества оказало огромное влияние на дальнейшее развитие средневековой культуры, нации, становление системы образования.

Вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко отразила городская литература. Хотя на раннем этапе развития городской культуры спрос на клерикальную литературу - жития святых, рассказы о чудесах и т.д. - был все еще велик, изменились сами эти произведения: возрос психологизм, усилились художественные элементы.

В городской вольнолюбивой, антицерковной литературе формируется самостоятельный пласт, пародирующий основные моменты церковного культа и вероучения (как на латинском, так и на народных языках). Сохранились многочисленные пародийные литургии (например, "Литургия пьяниц"), пародии на молитвы, псалмы, церковные гимны.

В пародийной литературе на народных языках главное место занимают светские пародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойник Роланда). Создаются пародийные рыцарские романы, пародийные эпосы средневековья - животные, плутовские, дурацкие. Так, в XIII в. многочисленные рассказы о животных - хитроватом лисе Ренане, глупом волке Изенгрине и простоватом льве Нобле, в поведении которых легко угадывались человеческие черты, свели вместе и переложили на стихи. Так появилась обширная эпическая поэма "Роман о Лисе".

Одним из популярнейших жанров французской городской средневековой литературы XII - XIV вв. были фаблио (от французского - фабльо - побасенка). Фаблио - это короткие забавные истории в стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городской литературы были горожане и странствующие певцы и музыканты. Героем этих коротких рассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорных мотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхваляли горожан и крестьян, осуждали пороки богачей и священников. Нередко сюжетом фаблио были любовные истории. Фаблио отразили жизнелюбие горожан, их веру в торжество справедливости.

Тематически к фаблио примыкает шванк (от немецкого - шутка) - жанр немецкой городской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористический рассказ в стихах, позже в прозе. Возникший в XIII в., шванк был очень любим немецкими бюргерами не только в средневековье, но и в эпоху Ренессанса. Основой сюжета шванка часто служил фольклор, а позже - новелла раннего Возрождения. Шванк имел антиклерикальный характер, высмеивая пороки католической церкви. Анонимные авторы фаблио и шванков противопоставляли свои произведения элитарной рыцарской литературе. Жизнерадостность, грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей были своеобразным ответом духовной элите и ее утонченной культуре.

Городская литература XIV - XV вв. отразила рост социального самосознания горожан, которые все более становились субъектом духовной жизни. В городской поэзии появились немецкие поэты - певцы из ремесленно-цеховой среды - мейстерзингеры (буквально - мастер-певец). Они усваивали в своих певческих школах каноническую манеру исполнения песен миннезингеров, на смену которым они пришли. Поэзии мейстерзингеров не были полностью чужды и религиозно-дидактические мотивы, хотя в основном творчество их носило светский характер. Наиболее известными мейстерзингерами были Г.Сакс, Х.Фольц, Г.Фогель и др.

В этот же период появляется новый жанр городской литературы - прозаическая новелла, в которой горожане предстают людьми независимыми, сметливыми, ищущими успеха, жизнелюбивыми.

К XIII в. относится возникновение городского театра.

Народный средневековый театр своими корнями уходит в литургическую драму католической церкви. Как уже отмечалось, ко времени позднего средневековья в ней стали превалировать развлекательность и зрелищность, и церковь была вынуждена перенести драматические представления на городскую площадь, что еще более усилило светский элемент в них.

Приблизительно в тот же период распространяются светские фарсы - юмористические сцены, в которых реалистически изображается жизнь горожан. Позднее фарсом стали называть самостоятельную форму средневекового спектакля - сатирического, нередко фривольного содержания, действующие лица которого представляли определенные социальные типы. Фарс стал главным народным жанром средневекового театра. В это время появляются народные пьесы и пасторали, преимущественно анонимных авторов.

С XIII в. широкое распространение получает особый жанр драмы в стихах - моралите - аллегорической пьесы, имеющей нравоучительный характер. Персонажи пьесы-моралите олицетворяли христианские добродетели и пороки. К XV в. пьесы-моралите претерпели большие изменения. Хотя сюжет их оставался основанным на христианских темах, они стали аллегорическими драмами, исполняемыми профессиональными актерами. Прямолинейность и назидательность морали сохранились, но усиление комического элемента, введение в представление музыки создавало форму народной драмы.

XIV-XV вв. - период расцвета городской гражданской архитектуры. Богатые горожане строят большие, красивые дома. Феодальные замки постепенно превращаются в загородные дома, утрачивая функцию военных крепостей. Растет производство предметов роскоши, более богатой и яркой становится одежда знатных горожан. По мере роста значения капитала сословные различия между аристократами и бюргерами начинают постепенно стираться. В то же время претерпевает изменения и социальное положение третьего сословия. Средневековая социальная структура общества все более разрушается. Все это отражает глубокий кризис средневековья. Постепенно наступает закат средневековой культуры

Федеральное агентство по образованию

Пензенская государственная технологическая академия

Контрольная работа по дисциплине

«Культурология» на тему:

«Культура средневекового города»

Выполнила студентка

группы 06ПЭ1з

Сагарева Марина Евгеньевна

Проверила КИН,

доцент кафедры

« Философии» Кольчугина С.В.

440034 г. Пенза, ул. Металлистов 1-18

Тел. 32-49-67

Пенза 2006 год


Введение №1.

Общество – это взаимодействие людей, наделённых волей и сознанием. На их основе люди вступают в общественные отношения. Система общественных отношений представляет собой единство:

Все они взаимосвязаны между собой и взаимообусловлены.

В основе развития человека и общества находится труд.

Труд – это целесообразная деятельность человека, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Есть такие понятия как «культура труда» и «труд-это культура». Другими словами «труд и культура» стоят в центре развития общества. А теперь скажем что же такое культура.

Культура (от латинского – означает возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека. Уровень, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, и создаваемых ими материальных и духовных ценностей.

Понятие культура употребляется для характеристики определённых исторических эпох конкретных обществ, народностей и наций, а также специфических сфер деятельности или жизни (культура труда, быта, художественная культура). В более узком смысле – сфера духовной жизни людей.

В своей работе я остановлюсь на культуре «Руси» в эпоху средневековья (9-15 вв.) в центре которой стоял город. Культура «Руси», как и культура других народов, впитала в себя и общечеловеческое, и своё особенное, многовековое, временное. Здесь воедино слились Киевская Русь (9-12вв.), и формирование и возвышение Московского государства (13-15вв.). Здесь мы видим и мировую цивилизацию и самобытность. Но в центре стояла, стоит, и будет стоять самобытность «Руси» и «России».

Введение №2.

Тема: «Факторы самобытности русской истории»

Точек зрения на проблему самобытности русской истории в целом и культуры в частности очень много.

1. К. Маркс – начал изучать «Русь» с книг А. Бакунина (об анархизме).

2. В.И.Ленин – «Русского мужика пока сорок раз не обругаешь, тридцать раз не изматеришь, не одну вещь толком не сделает. Но если начнет делать – не остановишь».

3. И.П. Павлов – «Мозг русского человека устроен так, что он верит только слову, а на остальное ему наплевать». Эта цитата актуальна и на сегодняшний день.

4. Ф.И.Тютчев – «Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить,

У ней особенная стать,

В Россию можно только верить».

4. И.А.Ильин – «История России есть история муки и борьбы: от печенегов и хазар до великой войны двадцатого века».

5. В.О.Ключевский – «История России это история страны, которая колонизируется».

Их ещё множество, но их можно свести в три основных:

· Первая – однолинейность мировой истории.

· Вторая – многолинейность исторического развития (Россия – славянская цивилизация).

· Третья – пытается примирить первые две.

Итак, представители трёх подходов по-разному трактуют проблему особенностей русской истории. Но все они указывают на некоторые мощные факторы, под влиянием которых история России значительно отличается от истории западных обществ. Есть четыре фактора:

1. Природно-климатический фактор . Из множества элементов укажем только на один. У нас сельхозработы занимали всего 125-130 рабочих дней в году (с середины апреля до середины сентября). На Западе в ряде стран сельхозработы прерывались в декабре-январе. В Южных странах сельхозработы велись круглый год.

2. Геополитический фактор . Геополитические условия, повлиявшие на специфику русской истории:

· Обширная и слабозаселённая территория;

· Не защищённая естественными преградами граница;

· Оторванность на протяжении длительного времени от морей и морской торговли;

· Речная сеть – единственное благо;

· Промежуточное положение между Европой и Азией.

3. Религиозный фактор.

Все выше перечисленные факторы сформировали:

· Тело России

· Темперамент

· Привычки

· Запад шел через Рим – «католизм», Россия – через Византию – «православие». А в целом это христианство, которое воспитало душу.

В Европе – спасение человека в активной экономической силе, в гражданском обществе.

В России - политический путь спасения: царь, Генсек и КПСС, президент и Единая Россия.

4. Фактор социальной организации.

Специфические элементы социальной организации в России:

· Община, артель, товарищество и т.д.;

· Государство, общество, личность не разделены, а взаимопроникаемы, целостны, соборные.

Если соединить общее и частность , то следует сказать, что крещение Руси, как считают многие историки и культурологи, стало началом истории русской культуры. До этого было язычество с его множеством божеств, что естественно препятствовало усилению Киевской Руси. И Киевский князь Владимир 1 (его жена Анна сестра византийского императора) принял православие и в 988 году крестил киевлян в Днепре.

Следует отметить историческое значение принятия «Русью» православия:

· Православие – духовная основа русской культуры;

· Формирование христианской морали русского народа;

· Появление монастырей – центра образования и культуры;

· Появление русской иконописи;

· Рассвет церковной архитектуры;

· Возникновение летописания и распространение религиозной литературы.

Но Киевская Русь была раздробленной. К концу 13в. были десятки удельных княжеств, которые враждовали друг с другом. Наиболее ожесточенная борьба была между князьями Твери и Москвы. Объединение завершилось при Иване 3 (1462-1505 гг.). Центром стала Москва. «Москва – третий Рим» - союз власти и церкви.

1. Введение № 1

2. Введение № 2 на тему: «Факторы самобытности русской истории»

3. Основная часть «Культура средневекового города»

4. Заключение

5. Список литературы


Культура средневекового города.

В любом государстве, в любом столетие если был город, то была и деревня. Они были тесно связаны экономически, политически, социально и духовно.

Прежде чем говорить о культуре средневекового города мы кратко скажем, что такое город и что такое деревня.

Город, населённый пункт, достигнувший определённой людности (критерий которой различен, обычно не менее 2-5 тысяч жителей) и воплощающий преимущественно промышленные, транспортные, торговые, культурные и административно-политические функции.

Деревня, населённый пункт, охватывающий, прежде всего природно-географические особенности, а отсюда и особенности производства и культуры.

Итак, культура средневекового города.

Ко времени принятия христианства Русь уже была страной с самобытной культурой. Высокого уровня достигли ремёсла, техника деревянного строительства. В эпоху перехода от доклассового общества и феодализма, как и других европейских народов, складывается эпос (эпос-от греческого «слово», «предание». Это сказка, историческая былина, песня, народные предания и т.д.). Его сюжеты сохранились в основном в записанных много веков спустя былинах.

К 9-10 вв. относится появление сюжетов, таких былин как «Михайло Поток», «Дунай», «Вольга и Микула». Особенно плодотворным оказался конец 10 века – эпохи Владимира Святославовича. Его княжение стало «эпическим временем» русских былин, а сам князь - обобщенным образом Руси. Героями этих былин стали Добрыня Никитич (его прототипом послужил дядя Владимира Святославовича по матери Добрыня, бывший наместником и советником князя в годы его молодости) и Илья Муромец.

Не позднее конца 9, начала 10 вв. на Руси распространяются славянские азбуки – кириллица и глаголица. Созданные во второй половине 9 столетия братьями Кириллом (Константином) и Мефодием и первоначальное распространение имевшие в Западнославянском государстве – Великой Моравии, они вскоре проникают в Болгарию и на Русь. Первым русским памятником славянской письменности является русско-византийский договор 911 года. С принятием христианства на Руси это станет бытованием в качестве языка церковной службы и в качестве литературного языка, понятного всему населению.

Появление на Руси литературы на славянском языке с одной стороны привело к усложнению общественной жизни развитием феодальных отношений и становлением государственной структуры, с другой, способствовали распространению грамотности. Ярким свидетельством этого являются берестяные грамоты – письма на бересте разнообразного содержания. Они обнаружены в десятках древнерусских городах, в основном они происходят из Новгорода. Наиболее ранние из грамот датируются 11 веком.

В конце 11-начале 12вв. на Руси распространяется большое количество переводных (главным образом с греческого) сочинений как религиозного, так и светского содержания. К последним относятся, в частности, исторические сочинения, среди которых можно выделить перевод византийской «Хроники Георгия Амартола».

Самым ранним из дошедших до нас произведений древнерусской литературы, является «Слово о Законе и Благодати». Оно было написано в середине 11 века митрополитом Илларионом, первым русским по происхождению главой русской церкви, возведённой Ярославом Мудрым в 1051 году без санкции константинопольского патриарха. Основная идея «Слова о Законе и Благодати» - вхождение Руси после принятия христианства в семью Христианских народов.

Введение 3
1. Население городов. 4
2. Духовная культура города. 8
3. Архитектура. Художественная культура. 11
4. Роль города в жизни средневекового общества. 18
Заключение 25
Список литературы 26

Введение

XI столетие является решающей гранью в переходе европейских стран от раннефеодального общества к сложившейся системе феодальных отношений. Именно в это время возникают и достигают своего расцвета города, как центры ремесла и торговли, товарного производства. Они оказали огромное влияние на социальное, политическое и, конечно же, культурное развитие средневекового общества.
Современный мир уже по преимуществу городской. В западных странах основная масса людей живет в городах и пригородах, абсолютное большинство вовлечено в городские занятия и практически человек подчинен велениям и условиям городской культуры. Да и в развивающихся странах, где деревенский быт и работа на земле составляют жизненную основу для значительной и даже большей части граждан, и там город не только господствует политически и социально, но широко, повсеместно рассеивает образцы своего быта, манеру поведения и шкалу ценностей.
В рассуждениях великих эллинов, эрудитов средневековой Византии, итальянских писателей-гуманистов, французских энциклопедистов, русских «западников» и «славянофилов» или поэтов серебряного века, да и в произведениях многих современных писателей, художников и психологов, город предстает как особый культурный пейзаж со всеми конструкциями публичной и частной жизни, своей ментальностью и способами самовыражения личности.
В данной работе нами будет рассмотрено образование, а также особенности культуры средневековых городов.

1. Состав городского населения.

В XI - XII вв. в связи с быстрым ростом городов увеличивается новая прослойка феодального общества, имеющая особый правовой статус, - городское население. Первоначально правовое положение горожан мало чем отличалось от остальной массы феодально-зависимых людей. Но с XII в. во Франции начинается широкое движение за освобождение городов от власти отдельных сеньоров и за самоуправление. Королевская власть, которая не допускала самостоятельности горожан в своем домене (так, в 1137 году было жестоко подавлено городское движение в Орлеане), охотно поддерживала города, выступавшие за освобождение от сеньориальной власти. В конечном счете, города путем вооруженной борьбы или иными средствами (выкупы и т.п.) добивались предоставления им специальных хартий вольностей (1, с. 49).
Правовой статус горожан не выступал как универсальный, а был связан с конкретной городской ассоциацией. Поэтому его в принципе не могли получать дворяне, священники, сервы. Но серв в силу постоянного проживания в городе приобретал личную свободу. Даже если город оставался под непосредственной юрисдикцией короля или отдельного феодала, обязанности горожан по отношению к сеньору были ограничены и" строго фиксированы. Принудительные работы и баналитеты отменялись. Устанавливались точные размеры судебных пошлин, штрафов и т.п. Однако население городов оставалось интегрированным в феодальную систему. Городская жизнь рано начала приобретать сословно-корпоративный характер, способствовать образованию цехов и гильдий.
Рост городов и товарного производства повлек за собой не только рост численности и политической активности городского населения. Он вызвал перестройку традиционного феодального хозяйства, форм эксплуатации крестьянства. Под влиянием товарно-денежных отношений произошли существенные изменения в правовом положении крестьян. К XIV в. в большей части Франции исчезает серваж. Основная масса крестьянства представляет собой лично свободных цензитариев, обязанных платить сеньору денежную ренту (ценз), размер которой возрастал.
В XIV - XV вв. формирование и "третьего сословия" завершилось, городское население пополнялось за счет быстро растущего городского населения и увеличения числа крестьян-цензитариев. Это сословие было весьма пестрым по своему составу и практически объединило в себе трудовое население и формирующуюся буржуазию. Члены этого сословия рассматривались как "неблагородные", не имели каких-либо особых личных или имущественных прав. Они не были защищены от произвола со стороны королевской администрации и даже отдельных феодалов. Третье сословие было единственным податным сословием во Франции, и на него ложилось все бремя уплаты государственных налогов (1, с. 187).
Сама организация третьего сословия носила феодально-корпоративный характер. Оно выступало, прежде всего, как совокупность городских ассоциаций. В это время не возникла еще идея равенства и всеобщности интересов членов третьего сословия, оно не осознало себя единой общенациональной силой.
Земля, на которой возникали средневековые города, обычно принадлежала феодалам, поэтому города должны были подчиняться феодальному сеньору. В руках у него первоначально была сосредоточена вся власть в городе. Он был заинтересован в возникновении города на своей земле, поскольку промыслы и торговля приносили ему дополнительный доход. Стремление феодалов извлечь как можно больше дохода неизбежно приводило к столкновению с городом. От исхода этой борьбы зависело политическое устройство, которое получал город, и степень его независимости.
Крестьяне, селившиеся в городах, приносили с собой навыки общинного устройства. Строй общины-марки, измененный в соответствии с условиями городского развития, сыграл очень большую роль в организации городского самоуправления.
В зависимости от условий исторического развития борьба между сеньорами и горожанами, в процессе которой возникало и складывалось городское самоуправление, протекала в различных странах Европы по-разному. Например, в Италии, Где города рано достигли значительного экономического расцвета, горожане добились большой самостоятельности уже в XI - XII вв. Такие города, как Венеция, Генуя, Пиза, Флоренция, Милан подчинили себе значительные области вокруг города и стали городами-государствами. Это были городские республики. В Германии так называемые имперские города, начиная с XII, а особенно в XIII в., подчиняясь формально императору, на деле являлись независимыми городскими республиками. В их право входило самостоятельно объявлять войну, заключать мир, чеканить свою монету и т.д. Такими городами были Гамбург, Любек, Нюрнберг, Бремен, Франкфурт-на-Майне и др. (4, с. 349)
Амьен, Сен-Кантен, Бове, Лан - города Северной Франции - в результате упорной борьбы со своими феодалами также добились права самоуправления. Они могли выбирать из своей среды городской совет и должностных лиц, начиная с главы городского совета. Во Франции и в Англии глава городского совета назывался мэром, а в Германии - бургомистром. Самоуправляющиеся города имели собственный суд, военное ополчение, финансы и право самообложения. Они освобождались от барщины и оброка - обычных повинностей. В их обязанности по отношению к феодальному сеньору входила ежегодная уплата определенной денежной ренты и посылка на помощь сеньору небольшого военного отряда в случае войны.
С развитием городов в XI в. на Руси усилилось значение вечевых собраний. Здесь, также как и в Западной Европе, горожанами велась борьба за вольности. Политический строй в Новгороде Великом представлял собой феодальную республику, но большую политическую силу там имело торгово-промышленное население.
Достигнутая городами степень самостоятельности в управлении зависела от конкретных исторических условий. Так, города Южной Франции, Италии и др. получили права самоуправления путем уплаты сеньору крупной суммы денег. Часто большие города, особенно города, стоявшие на королевской земле, не получали прав самоуправления, но пользовались рядом привилегий и вольностей, в том числе и правом иметь выборные органы городского управления, действовавшие, однако, совместно с назначаемым королем чиновником или другим представителем сеньора. Такие неполные права самоуправления имели во Франции Париж, Орлеан, Бурж, Лорис, Шартр, а в Англии - Оксфорд, Линкольн, Кембридж, Глостер. Города, не имевшие достаточно развитого ремесла и торговли и не обладавшие необходимыми денежными средствами и силами, оставались целиком под властью сеньора. Но в одном все усилия горожан разных государств совпали - они сумели добиться личного освобождения от крепостной зависимости. Если бежавший в город крепостной крестьянин жил в нем в течение определенного срока (обычно один год и один день) он также становился свободным, и никто не мог вернуть его в крепостное состояние. «Городской воздух делает свободным» - гласила средневековая пословица (1, с. 155).
В результате борьбы городов с феодальными сеньорами городское управление оказалось в руках горожан. Но право принимать участие в управлении городскими делами получили не все горожане. Как правило, результатами достигнутого пользовалась городская верхушка - богатые купцы, городские домовладельцы. Этот слой городских богачей представлял собой наследственную городскую аристократию. На Западе она обычно имела наименование патрициата. В руках патрициата были все должности и городском управлении. В городах шла борьба за власть между цехами и городским патрициатом. В результате формировалось средневековое сословие бюргеров. Первоначально на Западе словом бюргер обозначали всех горожан (от немецкого слова «burg» - город). Городское население не было единым. Постепенно складывался слой купцов и состоятельных ремесленников. Подмастерья, ученики, поденщики, разорившиеся ремесленники и прочая городская беднота составляли массу городского плебейства (плебса). Слово «бюргер» приобрело новый смысл, им стали называть уже не просто горожан, а горожан лишь богатых и зажиточных.

2. Духовная культура города.

С XI в. центрами культурной жизни в Западной Европе становятся города. Антицерковная вольнолюбивая направленность городской культуры, ее связи с народным творчеством наиболее ярко проявились в развитии городской литературы, которая с самого своего возникновения создавалась на народных наречиях в противоположность господствовавшей церковной латиноязычной литературе. В свою очередь городская литература способствовала процессу превращения народных наречий в национальные языки, развивавшемуся в XI - XIII вв. во всех странах Западной Европы (5, с. 563).
В XII - XIII вв. религиозность масс переставала быть по преимуществу пассивной. Огромное «молчащее большинство» из объекта церковного воздействия начинало превращаться в субъект духовной жизни. Определяющими явлениями в этой сфере становились не богословские споры церковной элиты, а бурлящая, чреватая ересями народная религиозность. Возрастал спрос на «массовую» литературу, которой в то время были жития святых, рассказы о видениях и чудесах. По сравнению с ранним средневековьем они психологизировались, в них усиливались художественные элементы. Излюбленной «народной книгой» стала составленная в XIII в. «Золотая легенда» епископа Генуи Иакова Ворагинского, к сюжетам которой европейская литература обращалась вплоть до XX в.
Популярными жанрами городской литературы становятся стихотворные новеллы, басни, шутки (фаблио во Франции, шванки в Германии). Они отличались сатирическим духом, грубоватым юмором, яркой образностью. В них высмеивались алчность духовенства, бесплодие схоластической премудрости, кичливость и невежество феодалов и многие другие реалии средневековой жизни, противоречившие трезвому, практическому взгляду на мир, формировавшемуся у горожан.
Фаблио, шванки выдвигали новый тип героя - неунывающего, плутоватого, смышленого, всегда находящего выход из любой трудной ситуации благодаря природному уму и способностям. Так, герой широко известного сборника шванков «Поп Амис», оставившего глубокий след в немецкой литературе, чувствует себя уверенно и легко в мире городской жизни, в самых невероятных обстоятельствах. Он всеми своими проделками, находчивостью утверждает, что жизнь принадлежит горожанам ничуть не меньше, чем другим сословиям, и что место горожан в мире прочно и надежно. Городская литература бичевала пороки и нравы, откликалась на злобу дня, была в высшей степени «современной». Мудрость народа облекалась в ней в форму метких пословиц и поговорок. Церковь преследовала поэтов из городских низов, в творчестве которых она усматривала прямую угрозу. Например, сочинения парижанина Рютбефа в конце XIII в. были осуждены папой на сожжение (5, с. 565).
Наряду с новеллами, фаблио и шванками складывался городской сатирический эпос. Его основой были сказки, зародившиеся еще в раннем средневековье. Одним из самых любимых у горожан был «Роман о Лисе», сформировавшийся во Франции, но переведенный на немецкий, английский, итальянский и другие языки. Находчивый и дерзкий Лис Ренар, в образе которого выведен зажиточный, умный и предприимчивый горожанин, неизменно побеждает тупого и кровожадного Волка Изенгрина, сильного и глупого Медведя Брена - в них легко угадывались рыцарь и крупный феодал. Он также обводил вокруг пальца Льва Нобля (короля) и постоянно насмехался над глупостью Осла Бодуэна (священника).
Но подчас Ренар строил козни против кур, зайцев, улиток, начинал преследовать слабых и униженных. И тогда простой народ разрушал его умыслы. На сюжеты «Романа о Лисе» создавались даже скульптурные изображения в соборах в Отене, Бурже и др. (11)
Широкое распространение получило еще одно произведение городской литературы - «Роман о Розе», писавшийся последовательно двумя авторами - Гильомом де Лоррисом и Жаном де Меном. Герой этой философско-аллегорической поэмы, юный поэт, устремлен к идеалу, воплощенному в символическом образе Розы. В «Романе о Розе» воспеты идеи свободомыслия. Природа и Разум, равенство людей.
Носителями духа протеста и свободомыслия были бродячие школяры и студенты - ваганты. В среде вагантов сильны были оппозиционные настроения против церкви и существующих порядков, характерные и для городских низов в целом. Ваганты создали своеобразную поэзию на латинском языке. Остроумные, бичующие пороки общества и прославляющие радость жизни стихи и песни вагантов знала и распевала вся Европа от Толедо до Праги, от Палермо до Лондона. В этих песнях особенно доставалось церкви и ее служителям.
Развитие городской литературы в XIV - XV вв. отразило дальнейший рост социального самосознания бюргерства. В городской поэзии, драме и возникшем в тот период новом жанре городской литературы - прозаической новелле - горожане наделяются такими чертами, как житейская мудрость, практическая сметка, жизнелюбие. Бюргерство противопоставляется дворянству и духовенству как опора государства. Этими идеями проникнуто творчество двух крупнейших французских поэтов того времени Эсташа Дюшена и Алена Шартье.
В XIV - XV вв. в литературе Германии мейстерзанг (поэзия представителей ремесленно-цеховой среды) постепенно вытесняет рыцарский миннезанг. Очень популярными становятся творческие соревнования мейстерзингеров, проходившие во многих городах Германии.
Замечательным явлением средневековой поэзии было творчество Франсуа Вийона. Он прожил короткую, но бурную, полную приключений и скитаний жизнь. Его иногда называют «последним вагантом», хотя он писал свои стихи не на латинском, а на родном французском языке. Эти стихи, созданные в середине XV в., поражают удивительно искренней человеческой интонацией, буйным ощущением свободы, исполненными трагизма поисками самого себя, что позволяет видеть в их авторе одного из предшественников Возрождения и новой романтической поэзии (7я, с. 197).
К XIII в. относится зарождение городского театрального искусства. Церковные мистерии, которые были известны значительно раньше, под влиянием новых веяний, связанных с развитием городов, становятся более яркими, карнавальными. Городские «игры», т.е. театральные действа, с самого начала носят светский характер, их сюжеты заимствованы из жизни, а выразительные средства - из фольклора, творчества бродячих актеров - жонглеров, бывших одновременно танцорами, певцами, музыкантами, акробатами, фокусниками.
В XIV - XV вв. широкое распространение получили фарсы - юмористические сцены, в которых реалистически изображался быт горожан. О близости составителей фарсов к неимущим слоям свидетельствует частое осуждение в них бездушия, нечестности и алчности богатых. Организация больших театрализованных представлений - мистерий - переходит от клириков к ремесленным цехам и торговым корпорациям. Мистерии разыгрываются на городских площадях и несмотря на библейские сюжеты, носят злободневный характер, включая комедийный и бытовой элементы.

3. Архитектура. Художественная культура.

Средневековье создало свои формы художественного выражения, соответствовавшие мироощущению той эпохи. Искусство было способом отражения высшей, «незримой» красоты, пребывающей за пределами земного бытия в надприродном мире. Искусство, подобно философии, было одним из путей постижения абсолютной идеи, божественной истины. Отсюда вытекали его символизм, аллегоричность. Сюжеты Ветхого завета, например, толковались как прообразы новозаветных событий. Фрагменты античной мифологии усваивались как аллегорические иносказания.
Поскольку в сознании средневековых людей идеальное нередко преобладало над материальным, телесное, изменчивое и бренное утрачивало свою художественно-эстетическую ценность. Чувственное приносится в жертву идее. Художественная техника не требует больше подражания природе и даже, напротив, уводит от нее к максимальному обобщению, при котором изображение прежде всего становится знаком сокрытого. Канонические правила, традиционность приемов начинают довлеть над индивидуальным творчеством. Дело не в том, что средневековый мастер не знал анатомии или законов перспективы, он принципиально не нуждался в них. Они как бы выпадали из канонов символического, стремившегося к универсализму искусства (7, с. 201).
Средневековая городская культура с момента своего возникновения тяготела к энциклопедизму, целостному охвату всего сущего. В философии, науке, литературе это выражалось в создании всеохватывающих энциклопедий, так называемых сумм. Средневековые соборы тоже были своеобразными каменными энциклопедиями универсального знания, «библиями мирян». Мастера, возводившие соборы, пытались показать мир в его многообразии и завершенном гармоническом единстве. И если в целом собор высился как символ мироздания, устремленного к высшей идее, то внутри и снаружи он был обильно украшен самыми разнообразными скульптурами и изображениями, которые иногда были столь похожи на прототипы, что, по мнению современников, «казалось, будто они пойманы на воле, в лесу, на дорогах». Снаружи можно было увидеть фигуры Грамматики, Арифметики, Музыки, Философии, олицетворявшие науки, изучавшиеся в средневековых школах, не говоря уже о том, что любой собор изобиловал «каменными иллюстрациями» к Библии. Все, что волновало человека того времени, так или иначе находило здесь отражение. И для многих людей средневековья, особенно «простецов», эти «каменные книги» были одним из основных источников познания.
В Х в. складывается романский стиль, который господствует в двух последующих столетиях. Он наиболее ярко представлен во Франции, Италии, Германии. Романские соборы, каменные со сводчатым перекрытием, просты и строги. У них мощные стены, это, по существу, храмы-крепости. С первого взгляда романский собор грубоват и приземист, лишь постепенно раскрывается стройность замысла и благородство его простоты, направленных на раскрытие единства и гармонии мира, прославление божественного начала. Его портал символизировал небесные врата, над которыми как бы возносился Бог-триумфатор и высший судия.
XIV - XV века - время расцвета средневековой гражданской архитектуры. Для богатых горожан сооружаются большие красивые дома. Замки феодалов тоже становятся более комфортабельными, постепенно утрачивая значение военных крепостей и превращаясь в загородные резиденции. Преображаются интерьеры замков, их украшают коврами, предметами прикладного искусства, изысканной утварью. Развивается ювелирное искусство, производство предметов роскоши. Более разнообразной, богатой и яркой становится одежда не только знати, но и состоятельных горожан (1, с. 129).
Романская скульптура, украшающая храмы, при всей своей «наивности и неумелости» воплощает не только идеализированные представления, но напряженные лики реальной жизни и реальных людей средневековья. Художественный идеал, облекаясь в плоть и кровь, «заземлялся». Ваятелями в средние века были простые, а нередко и неграмотные люди. Они вносили в свои творения религиозное чувство, но это была не спиритуальность книжников, а народная религиозность, весьма своеобразно интерпретировавшая ортодоксальное вероучение. В их творениях звучит пафос не только небесного, но и земного.
Вершины романского стиля во Франции - соборы в Клюни, Отене. Своей неприступностью и монументальностью поражает романская цитадель Каркассона - комплекс светских замковых сооружений.
Новый этап в развитии средневекового искусства и архитектуры знаменовало возникновение в середине XII в. готики. В отличие от романского, готический собор необозрим, часто асимметричен, устремлен ввысь. Его стены становятся ажурными, легкими, с высокими узкими окнами, украшенными цветными витражами. Каждый портал имеет особое оформление.
Соборы строились по заказу городских коммун. Они символизировали не только могущество церкви, но и силу и вольность городов. Эти грандиозные сооружения возводились десятки, а нередко и сотни лет.
Отличаясь большим единством, готический стиль, однако имел свои особенности в различных странах. Франция была страной классической готики. Современники иногда называли готическую архитектуру «строительством на французский манер». Четкость конструкции, богатство декора, яркость витражей, соразмерность и гармония пропорций - основные черты французской готики (собор Парижской богоматери, соборы в Реймсе, Амьене, Лане, Сансе и др.).
В XIV - XV вв. в архитектуре большинства стран Европы продолжал господствовать готический стиль. Готика этого периода получила наименование «пламенеющей». Для нее характерны изощренность в конструкциях, чрезмерная изысканность в убранстве, особая экспрессия скульптур.
Огромной выразительной силой обладает готическая скульптура. Предельное напряжение душевных сил отражено на лицах и в фигурах, вытянутых и изломанных, как бы стремящихся освободиться от плоти, достигнуть предельных тайн бытия. Человеческие страдания, очищение и возвышение через них - затаенный нерв готического искусства. В нем нет покоя и умиротворения, оно пронизано смятением, высоким духовным порывом. Ваятели достигают трагического накала в изображении страданий распятого Христа, Бога, подавленного своим творением и скорбящего о нем. Красота готической скульптуры - это торжество духа, искания и борения над плотью. Но готические мастера умели создавать и вполне реалистические изображения, в которых запечатлевалось теплое человеческое чувство. Мягкость и лиризм отличают фигуры Марии и Елизаветы, изваянные на портале великолепного Реймского собора. Исполнены характерности скульптуры Наумбургского собора в Германии, полна живой прелести статуя маркграфини Уты.
В готическом искусстве скульптура преобладала над живописью. Своей мощью и фантазией поражают скульптурные изображения одного из самых знаменитых готических соборов - собора Парижской богоматери.
Строители готических соборов были великолепными мастерами. Сохранившийся альбом архитектора XIII в. Виллара де Онекура свидетельствует о высоком профессионализме, обширных практических познаниях, самостоятельности творческих устремлений и оценок. Создатели готических соборов объединялись в строительные артели-ложи. Возникшее через несколько веков масонство использовало эту форму организации и даже заимствовало само наименование (франкмасоны - франц. «вольные каменщики»).
В конце XIV - начале XV в. одним из крупнейших европейских художественных центров становится Бургундия. Придворным мастером герцога Филиппа Смелого был выдающийся скульптор, выходец из Нидерландов, Клаус Слютер. Вершина его творчества - «Колодец пророков» в Дижоне. Мощные монументальные фигуры пророков выполнены с поражающей смелостью и выразительностью, заставляющими вспомнить творения Микеланджело (5, с. 656).
Живопись в готических соборах была представлена главным образом росписью алтарей. Однако подлинными галереями крошечных картин являются средневековые рукописи с их красочными и изысканными миниатюрами. В XIV в. во Франции и Англии появляется станковый портрет, развивается светская монументальная живопись.
В областях Испании, остававшихся под властью арабов, продолжает развиваться великолепное мавританское искусство. В ХIII - ХIV вв. был построен уникальный ансамбль Альгамбра в Гранаде, в котором совершенство архитектурных форм сочетается с богатейшим декоративным убранством.
Особыми путями шло развитие средневекового искусства в других странах Европы: в Англии, Нидерландах, Испании, Прибалтике. Это относится и к архитектуре. В готике этих стран, за исключением Англии, плоскость стены была фактически уничтожена, витражи разъедали стену - они просвечивали и нарушали плоскость.
В Англии же в готических зданиях плоскость стен сохранялась, но обильно украшалась декором из перпендикулярных форм, почему этот стиль и получил название «перпендикулярной готики».
В Испании складывание средневековых форм происходит под постоянным воздействием мавританского искусства, поскольку эта страна долгое время находилась под владычеством мавров. Для испанской архитектуры характерно изобилие декора, покрывающего стены, колонны, своды. Примером испанской скульптуры может служить изображение царя Давида в тимпане знаменитого собора монастыря Сантьяго де Кампостелла. Жадное чувство массы камня, его весомости вступает в нем в противоречие с орнаментальностью складок одежды и создается острая контрастность абстрактного и чувственного начал, приводящая к преувеличенной экспресии образа.
Средневековый стиль в Прибалтике воплощается в формах значительно более спокойных и прозаичных, более близких городам Ганзы и маленьким, возникшим в Средние века немецким городкам, вроде Берка в окрестностях Эйзенаха, которому насчитывается более 1200 лет, с типичными городскими воротами, культовыми и светскими постройками. Упоминание и описание этого городка относится к 786 году в «Бревиарии Лулли», названном так по имени монастырского хрониста Луллоса.
Более яркий и известный пример являет город Кведлинбург, история которого восходит к Х столетию и связана с именем первого немецкого короля Генриха I, прозванного Птицеловом. Здесь во многом сохранился средневековый облик города (теперь он отчасти восстановлен) с его узкими улочками, центром всякого подобного города - Торговой площадью, церквями XII - XIII веков, ратушей, замком, традициями городских празднеств (праздник цветов и т. п.).
Город Тангермюнде известен по гравюре более чем трехсотлетней давности. Судя по этому изображению многое сохранилось здесь от Средних веков - те же приметы тогдашнего города.
В Прибалтике более других сохранил свой средневековый облик старейший город Таллинн. В Х - ХII вв. он стал торговым центром на пути «из варяг в греки». Упоминание о нем относится к 1154 году у арабского географа Идриси. В 1219 году город захватили датчане, а в 1227 году он подчинился ордену рыцарей-меченосцев. Именно в это время на месте древнего городища была построена крепость, а перестроена она была в 1347 году, когда Эстония оказалась под властью Ливонского ордена. Именно тогда окончательно сложился ансамбль Вышгорода, основная достопримечательность Таллинна. Его крепостная стена, тянувшаяся два с половиной километра, сохранилась на три четверти. Ратуша - образец монументальной готики, редкой в Северной Европе (XIV - XV вв.). Оригинален и прекрасный флюгер ратуши - «Старый Тоомас». Достопримечательностью города является также аптека начала XV в., не только сохранившаяся, но и действующая. Церковь Нигулисте (св. Николая) относится к концу XII в. и представляет своеобразный вариант готики с треугольным фронтоном фасада. Церковь Олевисте (1237) - одно из самых высоких зданий средневековой Европы (124 м).
Однако классической страной готики остается Франция, хотя в различных ее частях архитектура развивается по-разному: в Нормандии она проще, на северо-востоке обладает наиболее характерными признаками, а на юге в интерьерах церквей ощущается все большая тяга к единому пространству, напоминающему о влиянии античности. Это влияние чувствуется и в скульптуре, приобретающей самостоятельность, независимость от архитектуры, монументальность (7, с. 202).
Возможно, изменения, наблюдаемые в изобразительном искусстве и архитектуре, в некоторой степени отражают изменение ментальности в рассматриваемый период.
Один из самых прославленных мыслителей конца XIII века - английский философ Иоанн Дунс Скот, профессор Оксфордского и Парижского университетов. Скот был противником Фомы Аквинского, во многом последователем Августина и, главное, знатоком античной философии, особенно Аристотеля. Скот защищал «практические цели» и, что самое важное, считал существенными индивидуальность и активность мышления. Учение Скота в дальнейшем обрело сторонников в среде францисканцев, а потом и светских философов. Скот предвосхитил последующую эпоху Возрождения с ее фундаментальной идеей величия человека, активности действия.

4. Роль городов в политической и экономической жизни общества.

Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего, утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город - это мастерская. И особенно важно, что в этой мастерской началось разделение труда. В феодальном поместье Раннего Средневековья, даже если там и имела место некоторая специализация ремесленных работ, концентрировались все виды производства - и ремесленные, и сельскохозяйственные. Промежуточным этапом в выделении ремесленников, вероятно, был тот, который можно наблюдать, например, в славянских странах, в Польше и Чехии, где в Х - XIII вв. крупные землевладельцы распределяли по отдельным своим деревням специалистов-конюхов, кузнецов, горшечников, тележников, о чем и поныне напоминают топонимы, как Шевче в Польше, подразумевающее шитье сапог. Как писал Александр Гейштор, «речь идет о деревнях, подчиненных власти княжеского управляющего и населенных ремесленниками, которые по-прежнему обязаны заниматься земледелием, чтобы обеспечить себя пропитанием, но на них возложена повинность поставлять определенную ремесленную продукцию» (9, с.137). В городах эта специализация была доведена до логического конца, и ремесленник перестал быть одновременно или в первую очередь крестьянином, а бюргер - землевладельцем.
Однако не следует преувеличивать ни динамику развития, ни независимость новых ремесел. Благодаря многим экономическим рычагам (сырье поступало главным образом из феодальных поместий) и правовым (пользуясь своими правами, в частности на сбор пошлин, сеньоры ограничивали, сковывали производство и обмен, несмотря на городские вольности) феодалы контролировали экономическую активность города. Ремесленные цехи, в которые были организованы новые ремесла, представляли собой, прежде всего, по точному определению Гуннара Миквица, «картели», не допускавшие конкуренции и стреножившие производство. Чрезмерная специализиция ремесел (достаточно открыть «Книгу ремесел» Этьена Буало, регламентирующую в конце правления Людовика Святого, между 1260 и 1270 гг., деятельность парижских цехов, чтобы изумиться, например, числу железообрабатывающих ремесел: двадцать два из общего числа в сто тридцать) была если не причиной, то, по меньшей мере, признаком слабости новой экономики (8, с.57). Она ограничивалась удовлетворением преимущественно местных нужд. Города, работавшие на экспорт, были редкими. Лишь текстильное производство в северо-западной части Европы, особенно во Фландрии, и в Северной Италии благодаря выпуску дорогих тканей, тонкого сукна и шелка достигло масштабов почти индустриальных и стимулировало развитие смежных производств, особенно изготовление растительных красителей, из которых с XIII в. предпочтение отдавалось вайде. Остается еще сказать о строительстве, но это вопрос особый. Но города играли также и роль торговых узлов, каковая в исторической литературе, особенно после Пиренна, была за ними справедливо признана, хотя ее значение было несколько преувеличено. Долгое время эту торговлю питали лишь предметы роскоши (ткани, вайда, пряности) и продукты первой необходимости (соль). Тяжелые товары, как древесина, зерно, в сферу крупной торговли входили очень медленно. Чтобы обеспечить эту торговлю, достаточно было небольшого числа рынков и примитивных операций, особенно по обмену монет, для ее обслуживания. В XII XIII вв. главным местом такого обмена были ярмарки Шампани. Но на арену уже выходили города и порты Италии и Северной Германии (8, с.59). Итальянцы - венецианцы, генуэзцы, миланцы, сиенцы, жители Амальфи, Асти, а вскоре и флорентийцы - действовали более или менее изолированно, в рамках своих городов, так же как и горожане Амьена или Арраса; на севере же возникла большая торговая конфедерация, быстро приобретшая политическое могущество и начавшая господствовать на обширных торговых пространствах, - Ганза. Ее появление можно связать с заключением в 1161 г. под эгидой Генриха Льва мира между немцами и жителями Готланда, по которому создавалась община немецких купцов, торгующих с Готландом. К концу XIII в. ее влияние распространялось от Фландрии и Англии до Северной Руси. «Немцы повсюду вытесняют своих конкурентов, особенно на Балтике, но также и в Северном море, доходя то того, что запрещают проходить через датские проливы на запад жителям Готланда, на восток - фризам, фламандцам и англичанам, так что даже торговля между Норвегией и Англией оказалась в их руках». Так описывает положение, сложившееся к 1300 г., его исследователь Филипп Доллинер (10, с. 234).
Создавая дальние фактории, она дополняла экспансию христианского мира. В Средиземноморье деятельность генуэзцев и венецианцев даже выходила за рамки торговой колонизации. Венецианцы, получившие от константинопольских императоров в 992 и 1082 гг. ряд чрезвычайных привилегий, после Четвертого крестового похода (1204) основали настоящую колониальную империю на берегах Адриатики, на Крите и на островах Ионического и Эгейского морей, в частности в Негропонте, то есть на Эвбее. В XIV - XV вв. в нее вошли острова Корфу и Кипр. Генуэзцы же обосновались в Малой Азии, в Фокее, крупной производительнице квасцов, необходимых текстильному производству, и в Северном Причерноморье (Кафа), откуда они через свои укрепленные пункты вывозили продовольствие и людей, домашних рабов обоего пола.
На севере ганзейские купцы утвердились в христианских землях-в Брюгге, Лондоне, Стокгольме (с 1251 г.), а также в православном мире (Новгород) и языческом (Рига, с 1201 г.). Экспансия купцов ускоряла продвижение на восток немецких колонистов, горожан и крестьян; то мирно, а то с оружием в руках они добивались привилегий, которые, помимо экономических выгод, обеспечивали настоящее этническое превосходство. Так, в торговом договоре между смоленским князем и немецкими купцами 1229 г. записано: «Если русский покупает у немецкого гостя товар в долг и при этом он является должником какого-либо другого русского, то немец пусть получит долг первым». Если русский и немец одновременно прибывали к месту волока товаров, то русский должен был пропустить немца первым, если только русский не из Смоленска, в противном случае они бросали жребий. Торговая форма колонизации давала Западу также навыки колониализма, принесшего ему позднее успех, а затем, как известно, тяжкие проблемы (6, с.375).
Будучи двигателем территориальной экспансии, крупная торговля в такой же мере играла существеннейшую роль и в экспансии денежного хозяйства, каковое было еще одним феноменом, связанным с развитием городов. Как центры потребления и обмена, города вынуждены были все более прибегать к использованию монеты для регулирования торговых операций. Решающим периодом здесь стал XIII в. Флоренция, Генуя, Венеция, испанские, французские, немецкие и английские государи, чтобы удовлетворить потребности в деньгах, стали чеканить сначала серебряные монеты высокого достоинства, гроши, а затем золотые (флорентийский флорин появился в 1252 г., экю Людовика Святого в 1263-1265 гг., венецианский дукат в 1284 г.). Роберто Лопец назвал XIII в. «веком возврата к золоту» (6, с.378).
Если монетные реформы Карла Великого были проведены при всеобщем, за исключением небольшой группы его советников, невежестве и равнодушии, то монетные операции Филиппа Красивого в конце XIII-начале XIV в., представлявшие собой первую девальвацию денег на Западе, вызвали негодование почти всех слоев общества, а в городах привели к возмущению и народным бунтам. Крестьянская масса, несомненно, золотых монет и даже крупных серебряных в глаза еще не видела, но мелкими монетами, су, она пользовалась все больше и больше. Она также участвовала, хотя еще издалека, в том процессе, благодаря которому деньги вошли в повседневную жизнь западных людей. Не менее глубокую печать город наложил и на духовную, художественную жизнь. ХI и отчасти в XII вв. монастыри, несомненно, создавали наиболее благоприятные условия для развития культуры и искусства. Мистический спиритуализм и романское искусство расцвели в монастырях. Клюни и большая церковь, построенная аббатом Гуго (1049 - 1109), символизируют этот приоритет монастырей на заре новых времен, который поддерживался - но иными средствами - обителью Сито и ее филиалами (1, с.73).
Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях - в образовании и архитектуре.
В течение XII в. городские школы решительно опередили монастырские. Вышедшие из епископальных школ, новые учебные центры благодаря своим программам и методике, благодаря собственному набору преподавателей и учеников стали самостоятельными. Так называемая схоластика была дочерью городов. Она воцарилась в новых учебных заведениях-в университетах, представлявших собой корпорации людей интеллектуального труда. Учеба и преподавание наук стали ремеслом, одним из многочисленных видов деятельности, которые были специализированы в городской жизни. Показательно само название «университет» - «корпорация». Действительно, университеты были корпорациями преподавателей и студентов, различавшимися тем, что в одних, как в Болонье, заправляли делами студенты, а в других, как в Париже, - преподаватели. Книга из объекта почитания превратилась в инструмент познания. И как всякий инструментарий, она стала предметом массового производства и торговли (1, с.75).
Романское искусство, бывшее выразительным проявлением взлета христианского мира после тысячного года, на протяжении XII в. стало преображаться. Новый лик искусства готический - появился в городе, а строительство городских соборов стало его высшим достижением. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры: в ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия, когда ремесленные корпорации украшали их витражами, в которых воплощались схоластические познания. Сельские церкви близ городов не очень удачно в художественном отношении и с гораздо меньшими материальными ресурсами воспроизводили облик ставшего образцовым городского собора или же какого-либо из его выразительных элементов: колокольни, башни или тимпана. Созданный для нового городского населения, более многочисленного, более гуманного и более реалистично мыслящего, собор не забывал, однако, напоминать ему о близкой и благодатной сельской жизни.
Город открыл Западной Европе широкие ворота в общество нового времени.
В средневековой России все получилось иначе. Город, торгово-промышленная городская деятельность долго оставались недоразвитыми. Городское сословие и городское гражданство здесь не сложились. В средневековых документах торгово-ремесленное и примыкающее к нему население городов именуется «посадскими людьми». Как и будущие «мещане», это - непривилегированная страта, лишь один из статусов простолюдина (10, с.238). Бюргерско-патрицианская элита - носитель и выразитель самодостаточности и влияния города - в средневековой России не сложилась или не смогла проявиться. Единственной урбанистической группой, еще в ту эпоху ухитрившейся как-то обезопасить себя некоторыми привилегиями, было купечество. Но и оно с трудом продиралось сквозь ограды засилья и высокомерия дворянства. Общество относилось к городу и его населению как к чему-то маргинальному и даже не вполне нравственному. Главной была деревня.
Средневековые европейские города имели большое влияние на политическую жизнь общества. Одним из самых важных результатов городского влияния было участие горожан с XIV века в деятельности парламентов. До этого времени парламенты были совещательными органами при короле, состоявшими из представителей феодальной элиты. С XIV века они превращаются в выборные сословно-представительные учреждения и этим всецело обязаны именно городам.
Короли получали от городов деньги и военную помощь, а города - поддержку от короля в сохранении необходимого им мира и защиту от грубого произвола феодалов. Средневековые города и бюргерское сословие стали главной составляющей западного менталитета.

Заключение

Сегодня благодаря исследованиям нескольких поколений медиевистов средневековая культура предстает перед нами многими своими ликами. Крайний аскетизм и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистическая экзальтация и логический рационализм, устремленность к абсолюту и страстная любовь к конкретной, вещной стороне бытия причудливо и в то же время органично соединяются в ней, подчиняясь законам эстетики, отличным от таковых в античности и новом времени, утверждающим систему ценностей, присущую именно средневековью.
Роль предводителя, двигателя, фермента, которую отныне взял на себя город, прежде всего, утвердилась в экономической сфере. Если даже сначала город и был преимущественно местом обмена, торговым узлом, рынком, его существеннейшей функцией в этой сфере стало производство. Город - это мастерская. Перемещение центра тяжести культуры, благодаря чему первенство от монастырей отошло к городам, ясно проявилось в двух областях - в образовании и архитектуре.
Новый лик искусства готический - появился в городе, а строительство городских соборов стало его высшим достижением. Иконография этих соборов выражала дух городской культуры: в ней деятельная и созерцательная жизнь искала равновесия, когда ремесленные корпорации украшали их витражами, в которых воплощались схоластические познания. Город открыл Западной Европе широкие ворота в общество нового времени. Средневековые города и бюргерское сословие стали главной составляющей западного менталитета. Средневековые европейские города имели большое влияние на политическую жизнь общества.
В средневековой России все получилось иначе. Город, торгово-промышленная городская деятельность долго оставались недоразвитыми. Городское сословие и городское гражданство здесь не сложились.

Список литературы.

1. Жак Ле Гофф Цивилизация средневекового запада. – М.: Прогресс – Академия, 1992.
2. Иванов К.А. Многоликое средневековье. – М.: Алетейя, 1996.
3. Иванов К.А. Трубадуры, труверы, миннезингеры. - М.: Алетейя, 1997.
4. История Европы в 8 т. Т.2. – М.: Наука, 1992.
5. История средних веков / Под ред. С.П.Карпова. – М.: Инфра-М., 2000.
6. Левицкий Е.А. Город и феодализм в Англии. – М.: Прогресс. 1987.
7. Мировая художественная культура / Под ред. Проф. Б.А.Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2001.
8. Сванидзе А. Средневековый город – вертикаль прогресса // Знание-сила, 1995, №3. С. 54-66.
9. Ястребицкая Я.А. Становление городской культуры. – М.: Открытое общество, 1998.
10. Хейзинга Й. Осень средневековья. – М.: Тандем, 1988.
11. Хрестоматия по истории Средних веков. Т. II. / Под ред. Н.П. Грацианского, С.Д. Сказкина. М., 1950.

© Размещение материала на других электронных ресурсах только в сопровождении активной ссылки

Контрольные работы в Магнитогорске, контрольную работу купить, курсовые работы по праву, купить курсовую работу по праву, курсовые работы в РАНХиГС, курсовые работы по праву в РАНХиГС, дипломные работы по праву в Магнитогорске, дипломы по праву в МИЭП, дипломы и курсовые работы в ВГУ, контрольные работы в СГА, магистреские диссертации по праву в Челгу.

  • 6. Эллинистический мир: его становление и особенности.
  • 7. Древнеримская цивилизация: этапы становления и развития. Специфика римских ценностей.
  • 8. Зарождение европейского средневекового культурно-исторического типа.
  • 9. Христианство как центральная ось средневековой европейской цивилизации.
  • 10. Тройственная социальная модель средневекового общества. Мироощущение и формы поведения людей различных социальных слоёв средневековой Европы.
  • 11. Генезис средневекового города. Его особенности.
  • 12. Городская средневековая европейская культуры.
  • 13.Понятие "эпоха Возрождения". Её периодизация. Особенности эпохи в разных странах.
  • 14. Крупнейшие гуманисты эпохи Возрождения. Технические изобретения европейцев (14-16 вв.) и их значение для ускорения общественного прогресса в Европе.
  • 15. Великие географические открытия и их значение для трансформации европейской цивилизации как планетарное явление.
  • 16. Процесс первоначального накопления капитала и формирование экономического суверенитета собственника.
  • 17. Смысл лозунгов Реформации. Реформационные взгляды Лютера, Мюнцера, Кальвина.
  • 18. Особенности проведения Реформации в разных европейских странах.
  • 19. Возрождение, Реформация: формирование ценностей новобуржуазной цивилизации, изменение нравственных идеалов и общественной жизни в Европе.
  • 20. Отличительные черты абсолютизма как формы государственного правления. Своеобразие абсолютизма в различных западноевропейских странах.
  • 21. Роль буржуазных революций в становлении индустриальной цивилизации.
  • 22. Промышленный переворот в стране изучаемого языка. Социальный вопрос в Европе 19 в. И возможность социального компромисса в индустриальном обществе.
  • 23. Национальные государства и развитие индустриального общества в 18-начале 20 в.
  • 24. Многообразие культурно-исторических типов средневекового Востока.
  • 25. Исламская средневековая цивилизация.
  • 26. "Смута" и её смысл в истории России.
  • 27. Особенности становления и развития субцивилизации Киевская Русь.
  • 28. Северо-Восточная Русь: особенности развития региона. Монголо-татарское иго и его влияние на жизнь Руси (13-15 вв.).
  • 29. Москва и причины её возвышения (14-15 вв.)
  • 30. Оформление самодержавия в России. Иван Грозный и феномен опричнины.
  • 31. Начало формирования российского абсолютизма. Специфические черты жизни общества времён Алексея Михайловича.
  • 32. Модернизация, её необходимость и суть. Петровские реформы как выражение модернизации. Значение петровских преобразований.
  • 33. "Просвещённый абсолютизм" в России.
  • 34. Буржуазные реформы 60-70-х гг. - их суть и значение.
  • 35. Культура России 19 - нач. 20 вв.
  • 36. Россия в первые два десятилетия 20 вв.
  • 37. Россия сегодня: проблема цивилизационного выбора.
  • 38. Современ. Западная постиндустр. Цивилизация.: становление и перспектива развития.
  • 39. Современные восточные цивилизации. Основные цивилизационные модели Востока.
  • 40. Советская Россия от революции 1917 г. До II мировой войны.
  • 41. Советский Союз во II мировой войне и в послевоенное десятилетие.
  • 42. Российская цивилизация во второй половине XX века.
  • 12. Городская средневековая европейская культуры.

    В 12-15 вв. в Западной Европе расцветали города. В начале большинство городов находилось в зависимости от своего сеньора. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Практиковался и выкуп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие как Лондон и Париж. Богатство городов основывалось на богатстве их граждан. Важным слоем городского населения были купцы, игравшие главную роль во внутренней и внешней торговле. Они постоянно разъезжали по городам с товарами. Купцы, как правило, были грамотны и могли говорить на языках тех стран, через которые они проезжали. Средневековый город, к-й сыграл важную политическую роль, сделал многое и для развития культуры. В городах быстро развивалась светская литература. Развивалась устная поэзия, особенно героический эпос. Певцы - музыканты, исполняющие эти песни, пользовались у англо - саксов большим уважением. Крупнейшее произведение англо-сакского героического эпоса - поэма "Беовульф". Возникает и развивается так называемая рыцарская литература. Одно из наиболее знаменитых произведений "Песнь о Роланде". Большой популярностью пользовался роман немца Страсбургского "Тристан и Изольда"- о пылкой любви двух молодых людей. Важный памятник германской народной литературы 12-13 в.в. "Песнь о Нибелунгах". Значительным явлением в литературе Франции были ваганты и их поэзия. Вагантами называли бродячих поэтов. Важнейший памятник английской литературы 13 в.- знаменитые баллады о Робине Гуде. В этот период быстро развивается городская литература, для которой было характерно реалистическое изображение городского повседневного различных слоев городского населения, а также появление сатирических произведений. Представителями городской литературы были Ч. Анджольерри, Гвидо Орланди. Развитие городской литературы свидетельствует о новом явлении - городской культуры, сыгравщей очень большую роль в становлении западной цивилизации в целом. Суть городской культуры сводилась к постоянному усилению светских элементов во всех сферах человеческого бытия. Городская культура зародилась во Франции в 11-12 в.в. В этот период она была представлена, в частности, творчеством жонглеров, которые выступали на городских площадках как актеры, акробаты, дрессировщики, певцы, музыканты. Жонглеры выступали на ярмарках, народных праздниках, свадьбах, крестинах; пользовались большой популярностью в народе. Даже литургическая драма, т.е. инсценировка на латинском языке библейских сюжетов, которые разыгрывали в помещении церкви ее слушатели, по мере развития городов, становится все более светской. Средневековый театр сначала был в виде таких мистерий. Потом стал включаться светский бытовой материал, часто получавший комически-сатирический характер в форме фарса. Примерно с середины 12в. театральные действия разыгрывались уже не на латинском, а на французском языке, не в церкви, а на городских площадях, все чаще исполняли горожане, а пьесы все более насыщались всевозможными сюжетами из обыденной городской жизни. Театральное искусство активно развивалось и в Англии. Одновременно здесь начинает развиваться и драматический жанр - моралите, назидательная аллегорическая драма, главное в которой было изображение борьбы доброго и злого начал за душу человека. В ней участвовали персонажи, олицетворяющие человеческие чувства и качества - Любовь, Благоразумие, Смирение, Терпение, Раскаяние, Скупость, Лесть и др. Были сатирические произведения в форме фаблио (у французов) или швенков (у немцев), в них были остроумные нападки на феодалов. Много сатирических моментов, направленных против феодалов, содержали итальянские повести-новеллы. Общеевропейскую известность получил сложившийся во Франции "Роман о Лисе", в нём феодалы представлены в образе голодного и жадного Волка, к-го постоянно обманывает пронырливый Лис. Новым и чрезвычайно важным явлением было создание в городах нецерковных школ; это были частные школы, материально от церкви не зависимы. С этого времени идет быстрое распространение грамотности в среде городского населения. Выдающимся магистром Франции 12в. был Петр Абеляр - философов, богослов, поэт, основавший целый ряд нецерковных школ. В поэзии с 14 в. нашёл отражение обычай подмастерьев странствовать: они должны были проходить свой стаж, переходя из одного города в другой и меняя место работы. Особенно распространён в Германии. О странствиях подмастерьев сложено много стихов и песен. Яркую картину такой жизни нарисовал поэт Ганс Сакс, к-й родился в Нюрнберге, возглавил цех Нюрнбергских сапожников и стал прославленным поэтом.

    В период средневековья развивалась архитектура, скульптура, живопись. Сильную роль в этом играла церковь. Она действовала здесь как универсальная сила, накладываясь на специфику национальной культуры; это находило выражение в особенности архитектурных форм и приемах изобразительного искусства, орнамента, сочетания цветовой гаммы и пр. В архитектуре Византии преобладал тип крестово-купольного храма. Стены украшались мозаиками. В церковной живописи реалистические традиции сочетались с элементами условности и все большей стилизацией. При Карле Великом во Франции было развернуто грандиозное строительство. Строились феодальные замки и церковные соборы. Стиль получил название романского. Примером романской архитектуры является Собор Нотр- Дам в Пуатье, соборы в Тулузе, Орсивале, Велезе, Арле во Франции; соборы в Оксфорде, Винчестере, Нориче в Англии, в Станагере (Норвегия), в Лунде (Швеция). К12в. относится появление нового архитектурного стиля - готики. Первые соборы, построенные в готическом стиле в Северной Франции, датируется 2-ой половиной 12в. Характерная черта готики - устремление зданий ввысь. В них появляются огромные окна, украшенные яркими разноцветными стеклами - витражами. Великолепные готические соборы в Париже, Шартре, Бурже, Бове.

    Горожане, как и рыцари, имели свои любимые массовые развлечения. Карнавалы - уличные шествия с музыкой и в масках, устраивались в конце зимы между праздником Рождества и началом Великого поста. В городах Италии уже в конце 13 - начале 14 в. появилась новая культура Возрождения.