Великая любовь чингисхана. Чингисхан и Есуй: великие истории любви

«Лучшее развлекательное издание России» - познавательно-массовая газета «СПИД-ИНФО», имеющая миллионные тиражи в бумажном и электронном вариантах, недавно опубликовала «исследование» доктора исторических наук, профессора Кирилла Чернова Как и свойственно этому изданию, тема публикации касается «горячих подробностей» сексуальной жизни. Часто о таковой здесь рассказывают разного масштаба «звезды». Либо представлены сведения о том, как ЭТО бывало у популярных личностей в истории, например. На сей раз героем «клубничной» публикации стал никто иной как сам Чингисхан!

В статье профессора Чернова под названием «Все мы вышли из постели Чингисхана» описаны сексуальные привычки того, о ком – даже о внешности, дате и месте рождения – мало что известно доподлинно. Хотя в своем занятном исследовании доктор наук не особо «заморачивается» ссылками на авторитетные источники. Разве что упоминает цитату из «Ясы» в изложении Рашид-ад-Дина и записки Паоло Каолини, где в «развращении» двора Чингисхана обвиняются китайцы.

Впрочем, мы не пойдем тем же путем и не станем пересказывать оригинальный текст. Процитируем профессора полностью. Так сказать – на ваш суд. Или, как минимум, к размышлению…

Все мы вышли из постели Чингисхана

Книга рекордов Гиннесса готовится на днях пополниться сенсационной статьей. По данным, полученным группой исследователей Оксфордского института антропологии и генетики (Великобритания), сегодня на Земле проживают 17 миллионов 435 тысяч 217 человек, имеющих общего предка. Имя его - Чингисхан. Он и войдет в Книгу Гиннесса как самый плодовитый отец в истории человечества!

Как, каким образом древнему завоевателю удалось оставить такое многочисленное потомство? История взаимоотношенийЧингисхана с его многочисленными женами (а их, по мнению исследователей, было порядка 7000!) и семейные тайны чингисидов долгое время были неизвестны широкому читателю. Только сейчас благодаря изысканиям ученых из Монголии, Индии, Японии и США появилась возможность узнать шокирующие подробности интимной жизни Сотрясателя Вселенной.

Семейная жизнь Чингисхана была полна драматических событий. Широко известна история с пленением его первой жены Борте соседним племенем меркитов. С помощью вождя дружественного племени кераитов хана Тоорила Борте вернулась в юрту Чингисхана , но - беременная. Родившегося вскоре мальчика назвали Джучи, и Чингисхан всю жизнь сомневался, его ли это сын.

Однако мало кто знает, что впоследствии Чингисхан страшно отомстил меркитам за свой позор, полностью истребив их племя. Дочь же меркитского хана, прекрасную Хулан, он сделал своей женой. Летописи указывают, что Хулан "умела удовлетворить своего господина с помощью всех скважин, дарованных ей природой".

Две сестры – две жены

О нравах монголов и их отношении к женщинам написана не одна монография. Но самую полную и ясную картину дают летописи и древнее "Сокровенное сказание монголов". Из них мы узнаем, что, например, еще в ходе объединения монгольских племен Чингисхан жестоко расправился с племенем татар, когда-то убившим его отца Есугея-багатура.

После победы Чингисхан взял в жены дочь татарского хана луноликую Есуган. Проведя ночь с победителем, наутро она сказала ему: "Быть твоей женой - большая честь для меня, но куда больше этой чести достойна моя сестра Есуй. Она красивее и опытнее в искусстве любви". Чингисхан велел немедленно разыскать Есуй. Впоследствии великий хан не раз уединялся в своей юрте на ночь с обеими сестрами. Сам Чингисхан называл это "ездить на двух кобылицах".

Сладкая смерть

Борте, Есуган, Есуй и Хулан были так называемыми старшими женами великого хана. Они участвовали в решении государственных дел и давали советы своему господину.

Всех остальных жен Чингисхана можно условно разделить на несколько групп. К первой относились "политические жены" - дочери ханов и правителей, которых отцы выдавали замуж, чтобы скрепить союз с завоевателем. Со многими из них Сотрясатель Вселенной встречался только один раз - в брачную ночь.

Вторую группу составляли "искусницы", по большей части китаянки, до любовных утех с которыми Чингисхан был большим охотником. Известно, что великому хану нравились изощренные китайские сексуальные техники, позволяющие многократно доводить мужчину до блаженного состояния без эякуляции.

Третья группа - "красавицы" - представляла собой, говоря современным языком, живую коллекцию самых красивых девушек из завоеванных стран, ставших секс-рабынями Чингисхана. С ними он не церемонился. Так, захваченную при штурме города Нашпур индийскую танцовщицу Сами, девушку небывалой красоты и бешеного темперамента, которая осмелилась сказать Чингисхану , что ей мало того мужского внимания, которое он ей уделяет, Сотрясатель Вселенной приказал "накормить досыта". С помощью двух нефритовых фаллосов-лингамов придворный монах-даос в течение нескольких часов на глазах Чингисхана многократно доводил Сами до оргазма. В итоге сердце танцовщицы не выдержало.

“Втыкать мясо в мясо”

Естественно, все жены рожали Сотрясателю Вселенной детей, но только сыновья Борте имели право наследования империи, созданной отцом. Тем не менее никто из многочисленного потомства не бедствовал, и все они относились к имперской аристократии - чингисидам.

Оксфордский генетик Брайан Сайкс, сотрудник компании Oxford Ancestors, много лет занимается исследованиями, связанными с восстановлением родословных. Согласно его данным, по всему миру сейчас проживает более 17 миллионов потомков Чингисхана . К слову - это соответствует населению такой страны, как, например, Казахстан.

Правда, родство можно проследить только у мужчин - именно в их геноме присутствует Y-хромосома, единственная из 23 пар хромосом в человеческом организме, которая передается детям неизменной. Какое число женщин носит в себе геном Чингисхана, наука пока выяснить не может, но оно явно больше мужской популяции хотя бы потому, что дочерей у Чингисхана было в несколько раз больше, чем сыновей.

Древние монголы вообще известны в истории как охочий до секса народ. Считается, это связано с тем, что монгольские мужчины много ездили верхом, а это стимулирует предстательную железу и всю паховую область. Правда, повышенное либидо монголов проявлялось самым варварским способом - при взятии очередного города все женское население повально насиловалось, полностью подтверждая известную истину: "монгол любит есть мясо, ездить на мясе и втыкать мясо в мясо". То, что мир сегодня не населен одними только монголами, объясняется просто - после массовых изнасилований женщин убивали. Чингисхан не хотел, чтобы покоренные им земли оказались заселены полукровками-мангасами.

Папский легат (посланник) Паоло Карпини, живший при дворе внука Чингисхана великого хана Хубилая, оставил подробные записки о быте и нравах монголов. Из них мы узнаем, что монгольская аристократия весьма развращена, и винить в этом следует в первую очередь покоренных монголами китайцев.

К извращениям Паоло Карпини отнес практикуемый китайцами групповой секс по схеме "один мужчина и три женщины", анальный секс, секс с животными. Любопытный момент - мужеложство, процветающее в Китае, итальянец Карпини извращением не посчитал.

Как делить будем?

Современник и биограф Чингисхана Рашид ад-Дин в своих рукописях цитирует "Великую Яссу", свод законов, написанный лично Чингисханом : "Величайшее наслаждение и удовольствие для мужа состоит в том, чтобы подавить возмутившегося и победить врага, вырвать его с корнем и захватить все, что тот имеет; заставить его замужних женщин рыдать и обливаться слезами, сесть на его хорошего хода с гладкими крупами меринов, превратить животы его прекрасноликих супруг в ночное платье для сна и подстилку, смотреть на их розоцветные ланиты и целовать их, а их сладкие губы цвета грудной ягоды сосать!" Благодяря такому темпераменту и учитывая отсутствие контрацепции, гены Чингисхана широко распространились по миру.

Юристы указывают и еще на один немаловажный аспект, возникающий в связи с повальной "чингисханизацией", - могила Сотрясателя Вселенной (он был похоронен вместе с несметными сокровищами) до сих пор не найдена, а по монгольским законам прямой потомок по мужской линии вправе претендовать на все имущество своего предка.

Как знать, быть может, этим человеком окажется кто-то из читателей "СПИД-инфо"?

Доктор исторических наук, профессор Кирилл Чернов

АРД: Разумеется, эта публикация привлекла всеобщее внимание. Шутка ли. Пикантные подробности из жизни самого Потрясателя Вселенной! Можно даже с полным пониманием отнестись к тому, что издание, имеющее такую громадную аудиторию – вовсе не в силах обойтись без темы Великого создателя Их Монгол Улс! Постоянное многолетнее эксплуатирование «клубнички» кому угодно может наскучить – а тут… Бренд мирового масштаба! Человек тысячелетия! Даром что о его жизни мало что известно наверняка. Тем легче «накопать» о нём то, чего всё равно никто ни проверить, ни опровергнуть не может.

Сексуальная культура, вне всяких сомнений – вещь крайне необходимая для человечества. Но! Вследствие «популяризации» такого рода информации о Чингисхаане – у многомиллионной аудитории создается мнение не только о жизни «отца монгольской нации». Но ещё и о сексуальном поведении, принятом у монгольских народов в целом. И мало кто задумывается, что привычки аристократии (даже степной) – разительно, если не абсолютно отличаются от сексуальной культуры «простого» народа.

Хотя… может, все-таки… есть среди нас те, кто согласен с мнением профессора Чернова? И может быть, кто-то вовсе не против того, чтобы у Великого Чингисхаана (и у всех монголов) был именно такой имидж в мире? Благо, монгольские кочевники излишним ханжеством, свойственным, к примеру, христианской культуре – никогда особо не отличались. Без ложной скромности…

Но самое, вероятно, забавное – это то, что в «родственники» к монголам теперь готов «записаться» едва ли не целый мир!

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта bitru.org

Самый плодовитый отец в истории человечества – это, несомненно, Чингисхан . В мире более 17 миллионов мужчин-потомков Потрясателя Вселенной . А сколько женщин с геномом Чингисхана – этого, к сожалению, наука пока сказать не может, но, несомненно, их в несколько раз больше мужчин. Известно же, что дочерей у Чингисхана было намного больше, чем сыновей.

У Чингисхана было более 7000 жен .

Со многими из них он встречался только раз, в брачную ночь. Это было своего рода ритуальное действо, скрепление союза с правителями, которые отдавали ему в жены своих дочерей в политических целях.

Были среди его жен и китаянки, присланные китайскими императорами. Их он ценил за владение изощренными сексуальными техниками – в этом он отличался (и не он один, вся его знать) от простых монгольских воинов, которые считали, что женщина должна утолять страсть, а не разжигать ее.

Попадали в жены и красавицы всех покоренных народов, на конкурсной, так сказать, основе.

Он говорил:

...величайшее удовольствие-побеждать врагов ваших и преследовать их перед вами, лишать их богатства и видеть, как те, кто им дорог, купаются в слезах, скакать на лошадях и прижимать к груди их жен и дочерей.

Когда Чингисхис завоевывал новые территории, он забирал сильных молодых людей в свою армию, а тех, кто был слишком молод или стар, чтобы сражаться в рядах его туменов, он убивал.

А женщины врага подвергалось повальному насилованию, после чего их убивали. Чингисхан не хотел, чтобы на покоренных им землях плодились полукровки-мангасы.

Но под страхом смерти самых красивых женщин не трогали.

Во время пира после победы, когда военачальники монгольского завоевателя рвали и поглощали огромные куски почти сырой конины, эти женщины, одна за другой представали перед повелителем, как на конкурсе красоты. Он избирал себе в жены самую красивую, отвечающую его канонам женской привлекательности: “маленькие носы, округлые бедра, длинные шелковистые волосы, красные губы и мелодичные голоса”.

Кадр из фильма Чингисхан. С сайта kino-teatr.ru

Остальных ожидала довольно печальная участь. Они отправлялись в палатки к его офицерам, и они могли стать женами, наложницами, служанками, а не то их могли просто насиловать и потом отдать на потеху простым воинам.

Чингисхан с удовольствием спал с женами и дочерьми вражеских вождей, а его армейские командиры считали его обладателем необычайной сексуальной силы, видя, как он каждую ночь спит со многими женщинами.

Это очень древний императив: вождь должен быть сексуально могуч и плодовит, это связано с культом рождающей земли, нуждающейся в оплодотворении. Чингисхан, видимо, интуитивно это понимал, и соответствовал.

Все его жены рожали ему детей, но только сыновья Борте , первой жены, были царевичами и имели право наследования империи, созданной отцом.

Кроме Борте, к которой он питал неизменную любовь и уважение, были еще так называемые старшие жены: Есуган, Есуй и Хулан (Кулан).

Хулан была прославленной меркитской красавицей, и попала к Чингисхану после того, как он полностью уничтожил меркитов, осуществив, наконец, долго лелеемую месть за то, что меркиты в свое время похитили его жену, молодую и прекрасную Борте, которая вернулась к нему беременной. Его первенец, сын Джучи , может, и не был его сыном.

Хулан привел в шатер вождя его военачальник, Наяга . Узнав, что Наяга продержал Хулан у себя три дня, ревниво относящийся к своей собственности Чингисхан приказал убить Наягу, усомнившись в том, что тот не покусился на девушку.

Насилу меркитская красавица уговорила повелителя пощадить воина, рассказывая, как Наяга говорил, что красивых девственниц и женщин он считает собственностью своего хана (так же, как захваченных кобыл и жеребцов врага). Она также потребовала, чтобы удостоверили ее девственность.

Хан пощадил своего преданного воина, а Хулан сделал своей второй женой. Ее сыновья Кюльхан и Харачар уступали в иерархии чингизидов только сыновьям Борте. Она единственная из старших жен сопровождала его во время военных кампаний и умерла во время индийского похода.

Есуган и Есуй были сестры, дочери татарского хана Церен-эке.

Чингисхан, мстительный и беспощадный в мести, уничтожил племя татар за то, что они погубили когда-то его отца, Есугея-багатура и тем самым обрекли его и его семью на полуголодное, полное лишений и опасностей существование.

Сначала к Чингисхану попала Есуган, и составила свое рода «протекцию» своей старшей сестре, заявив, что ее сестра красивее ее и более искусна в любви, и поэтому более достойна участи жены повелителя.

Возможно, ее старшая сестра вовсе и не стремилась к этой участи, поскольку у нее был то ли муж, то ли жених, с которым она пряталась в лесу после набега воинов Чингиса.

Чингисхан послал отряды на ее розыски; Есуй обнаружили в лесу, а жених ее убежал. Девушку доставили к хану. Ее младшая сестра уступила ей свое место ханской супруги, и села на более скромное место. Чингисхану это понравилось.

Благоразумие сестер проявилось также и в том, что обе в дальнейшем постарались подружиться с Борте.

Жених Есуй, правда, был убит. Ну, сам виноват. Зачем было тайно являться на пир по случаю победы над татарами? Ясно же, что невеста потеряна навсегда.

Ревнивый хан, заметив то ли невольный вздох, то ли дрожь своей новой жены, увидевшей своего жениха, заподозрил неладное и обнаружил незнакомца.

После допроса Чингиз отрубил молодому татарину голову со словами: «Ты потомок моих врагов и пришел сюда подсматривать; я умертвил их всех, так и о тебе нечего раздумывать».

Хан впоследствии не раз «ездил на двух кобылицах»: оставлял в своей юрте на ночь обеих сестер.

Старшие жены в какой-то степени принимали участие в государственных делах.

Та же Есуй, когда Чингисхан собирался в поход на Хорезм, посоветовала ему назначить наследника на случай, если он погибнет в сражении. Чингисхан внял ее совету, и в результате было решено назначить наследником третьего сына Борте, Удегея .

Старших сыновей, Джучи и Чагатая , обошли, поскольку Чагатай, оскорбленный тем, что поначалу наследником назначили Джучи, вслух помянул его сомнительное происхождение. Началась драка прямо перед лицом великого хана. Братьев растащили, и решили выделить им земли в далеких друг от друга местах, чтобы в будущем предотвратить их вражду.

В 1227 году Чингисхан погиб при загадочных обстоятельствах. Возможно, он упал с лошади и умер от полученных травм; он мог умереть от инфицированной раны.

Самая экзотическая версия связана с женщиной. То ли китайская принцесса, то ли тангутская знатная леди убили его во время ночи любви.

Экстремальный вариант этой романтической смерти повествует, что пленница «вставила в свое влагалище приспособление», которое, когда хан захотел заняться с ней сексом, оттяпало его гениталии, и он умер в страшных мучениях.

Говорят, что именно поэтому, чтобы скрыть правду об изувеченном Потрясателе Вселенной, его воины сделали все, чтобы скрыть его могилу.

Чингисхан родился в 1155 году, в час победы монголов над татарскими племенами.

Его отец, знатный вождь большого племени, Есугай-баатур, посчитал рождение сына предзнаменованием и нарёк ребёнка Темучином (Тэмуджином), что означало «кузнец».

В 1164 году Есугай-баатур женил сына, когда тому едва исполнилось девять лет. Девушка происходила из менее знатной семьи, однако была родом из Унгиратского племени, которое издавна славилось особой красотой девочек. Борте была старше своего малолетнего жениха на три года, хорошо воспитана и красива. Она стала первой супругой маленького Темучина и оставалась преданной ему до конца своей жизни. Они прожили больше сорока лет.

В 1206 году Темучин стал великим ханом монгольской империи, присвоив себе имя Чингисхана

.

По давним традициям, монголы могли иметь несколько жён, однако хан не желал приводить в дом других женщин. Он любил Борте, но она уже была стара и больше не могла производить на свет наследников. Поэтому близкое окружение хана стало упрашивать его привести в дом вторую супругу, а мудрая Борте не стала противиться и во всём подчинилась любимому мужу. Тот привозил из военных походов молодых девушек, делал их наложницами, и спустя несколько лет у владыкибыло уже около двух тысяч женщин , некоторых из которых, он, впрочем, даже ни разу не увидел.

Однажды прославленный монгол задумал выгнать со своих земель татар. Истребляя и прогоняя их с родных степей, Чингисхан увидел молодую татарку Есуган. Она была так красива, что великий повелитель приказал своим воинам привести её в гарем, сделав наложницей, и решил жениться на девушке. Когда Чингисхан пришёл к ней и сообщил о своём намерении, Есуган, опустив голову, заплакала. Удивлённый хан немедленно потребовал от наложницы ответа, и та рассказала историю о старшей сестре, Есуй, которую очень любила и не хотела, чтобы та погибла от рук разъярённых и ожесточённых монголов. Чингисхан велел отыскать Есуй, желая посмотреть на девушку.

Когда же воины нашли её и привели в покои к великому хану, тот, ослеплённый красотой молодой женщины, тотчас же приказал готовиться к свадьбе. Есуган, обняв сестру, уступила ей своё место, а спустя несколько дней красавица Есуй стала женой монгольского хана.

Однако такой любви, какую ждал от новой ханши великий владыка, не последовало. Есуй была молчалива, грустна и часами сидела возле юрты, вглядываясь куда-то вдаль.

Не раз пытался разгадать тайную печаль девушки хан, однако она так и не раскрыла своё сердце. И лишь однажды младшая сестра рассказала её тайну: Есуй была давно влюблена в молодого татарина, которому хотела стать любимой и верной женой. Девушка страдала, плакала по ночам и ждала своего возлюбленного, веря, что тот когда-нибудь придёт за ней.

Разгневанный Чингисхан, узнав обо всём, велел двум своим воинам не спускать глаз с молодой супруги и охранять её даже по ночам.

Однажды после очередного военного похода уставший хан отдыхал со своими жёнами возле юрты. Есуй сидела рядом и вдруг неожиданно вздрогнула. Хитрый монгольский повелитель заподозрил неладное и приказал приближённым и воинам разделиться на группы и встать вместе со своими семьями. И когда несколько сотен людей встало так, как приказал их повелитель, тот заметил в стороне молодого юношу, который оказался чужаком.

Тот повернулся к великому владыке и назвал себя женихом красавицы Есуй. Разгневанный хан, удивившись храбрости смелого татарина, велел слугам отрубить юноше голову. Молодая ханша побледнела и упала без чувств. Несколько дней провела она, не выходя из ханской юрты, горько оплакивая возлюбленного. Борте, недолюбливая молодых жён, оставалась равнодушной, и лишь Есуган утешала старшую сестру и не отходила от неё, опасаясь, что Есуй от горя покончит с собой.

Чингисхан тем временем собирался в новый поход. Как и всегда, он брал с собой любимых жён, и в этот раз за ним последовали ханши Борте и Есуй. Пытаясь сгладить вину перед молодой супругой, хан каждую ночь приходил к ней в юрту, но уходил с чувством досады и горечи. Есуй была холодна и молчалива, хотя и покорялась любой прихоти мужа. Наконец, отчаявшись сломить девушку, монгольский владыка стал приводить к себе новых жён, и за несколько лет их стало уже двадцать шесть. Увеличивался и ханский гарем, в котором Чингисхан проводил всё своё время, свободное от военных походов.

Любимые жёны всегда следовали за ханом...

Законные жёны нередко жаловались на то, что с ними их повелитель проводит слишком мало времени и у жён больше не рождаются наследники (у Чингисхана было лишь два сына — от Борте и Хулан). Одна Есуй оставалась, как всегда, молчалива, и никогда не жаловалась на свою жизнь.

Прошло несколько лет, и однажды печальная Есуй спросила постаревшего и седого хана о том, кто будет править его народом после его смерти. Чингисхан впервые задумался и осознал, что и он, великий повелитель монголов, смертен. Не смыкая глаз, провёл он несколько бессонных ночей,думая о конце и мечтая обрести бессмертие. Так, давно зная о китайских монахах, которые надолго продлевают себе жизнь, хан велел отыскать и привести к нему даосского монаха Цю Чуцзи. Тот, прибыв к Чингисхану в середине мая 1222 года, поведал ему об учении даосизма. «Нет средства для бессмертия, можно лишь продлить свою жизнь», — отвечал мудрый монах.

Жены Чингисхана: Хулан, Есуй, Есуган.

Однако, растратив свои силы в военных походах, а здоровье — в чрезмерной любви к чувственным увлечениям, хан осознавал, что доживает последние свои годы.Наследником он назначил сына своей старшей жены Борте — храброго и смелого Угэдэя.

Великий основатель монгольской империи Чингисхан умер в 1227 году в возрасте семидесяти двух лет возле реки Хуанхэ. Место его захоронения до сих пор неизвестно. Считают, что преданные воины убивали любого, кто становился свидетелем траурной процессии. Они истребляли даже животных и птиц, чтобы никто, даже звери, не смогли увидеть, где находится гробница монгольского владыки.

Все его рабы и слуги, золото, драгоценности и трофеи были зарыты в могиле вместе с телом Чингисхана. Историки не раз пытались начать экспедиции по раскопкам могилы завоевателя, однако местные жители до сих пор протестуют, считая, что никто не должен узнать страшную тайну великого монгола. По легенде, если могила будет найдена, на народ, который проживает в тех землях, падёт страшное проклятие.

Могила Чингисхана не найдена до сих пор...


Сходили недавно на новую постановку "Ромео и Джульетта" в Бурдраме. Талантливые ребята. Отличная постановка. костюмы, декорации супер. Сразу наводят на ассоциации с работами Даши Намдакова и Зорикто Доржиева. В общем, можно вывозить хоть в Москву, хоть за бугор. Все это хорошо.

Но после спектакля я задумался, неужели в нашей Истории нет примеров Великой Любви, которые не стыдно было бы вынести на российскую и мировую сцену?

Мне сразу же пришел пример любви Тэмуджина и Борте. Великие без всякого сомнения люди, реальные причем в отличие от героев Шекспира. Хранящие верность традициям предков (в отличие от Ромео и Джульетты, которые ради любви пошли наперекор родне), что очень немаловажно в нынешние особенно времена. И совершающие подвиг, известный по сути всем в мире.

В тот же вечер примерно продумал основную канву спектакля (пьесы).

Часть 1

Маленький мальчик слушает историю своего приемного отца. Тот рассказывает, как в молодости он любил прекрасную девушку, но потерял её. Точнее, её отняли, когда они ехали по степи в родной улус. Он позорно бежал, спас свою жизнь, но мучается теперь всю свою жизнь. Девушку звали Оэлун, его - Чиледу, а мальчика - Чильгир.

Оэлун с сыном Тэмуджином. Он вырос и женится на девушке, которую ему сосватал когда-то его отец, Есугей. Оэлун дает ему напутствие перед женитьбой. чтобы он берег её лучше, чем это сделал её первый нареченный.

Свадьба, все веселятся. Борте и Тэмуджин видевшие друг друга лишь в далеком детстве, влюбляются друг в друга. мечтают о счастливом будущем, детях, мире в семье.

Слухи о свадьбе Тэмуджина и Борте, их семейном счастье разносятся по всей степи. но не все этому рады. Враги семьи Есугея готовят нападение на их семью.

Нападение на курень, паника, все бегут, спасаются как могут. Борте и Оэлун кричат Тэмуджину, чтобы он убегал, думая, что хотят убить именно его. Тэмуджин убегает.

Утро. Все возвращаются домой. Все целы, кроме Борте. Её похитили. Тэмуджин понимает, какую ошибку он совершил и принимает решение спасти жену. Его пытаются отговорить, говорят про песчинку в степи и т.д..

Он обращается к крутым родственникам (Алтану, Хучару и Даритай-Отчигину). Но те насмехаются над ним, говорят, чтобы он нашел себе другую невесту, дескать, женщин полно, а жизнь одна. Но он настойчив, просит хотя бы немного воинов. Тогда Алтан делает ему предложение: собери сколько сможешь воинов сам, а родственники дадут ему столько же.

С этим предложением он уходит, а они остаются пировать и смеются над ним.

Тэмуджин выходит к людям и говорит, что ему нечего терять. Он пойдет до конца. Всех, кто ему поможет в трудную минуту, он не забудет никогда. Тэмуджин говорит о несправедливости, о том, что нужно покончить с грабежами, бандитизмом, войнами, которые разоряют простых людей, в которых страдают все люди.

Он бросает клич: кто пойдет за мной? выходит один мужчина: "Меня зовут Боорчу! Я пойду с тобой!". за ним второй - "Меня зовут Мухали! Я пойду с тобой!" - третий - Джэбэ.

Быстро набирается целая дружина. Но нет оружия. Тут на сцену выходит местный кузнец, Джарчиудай, высыпает груду мечей и говорит: "Возьми на такое правое дело еще моих сыновей Джэлмэ и Субэдэя!"

Часть 2

Улус меркитов. нападавшие делят добычу. с хохотом вырывают из рук в руки Борте. Смеются, что она молодая жена того самого Тэмуджина, сына Есугея, который украл невесту у Чиледу. Предлагают её Чильгиру ставшему уже взрослым воином, её сначала в шутку. Но он отбирает её у воинов и уводит к себе.

Дома у Чильгира и Чиледу. Борте плачет, говорит, что пусть они лучше убьют её, чем опозорят. Чиледу и Чильгир клянутся, что волос не упадет с её головы. Чиледу рассказывает ей о своей любви к Оэлун, которую он пронес через всю свою жизнь. Тем временем Чильгир влюбляется в Борте, но не показывает виду.

Войско Тэмуджина нападает на кочевье меркитов. Паника, монголы рубят мужчин, Тэмуджин везде ищет Борте. наконец, она выбегает к нему. Они обнимаются, плачут от счастья.

Воины подводят захваченных в плен мужчин-меркитов. среди них Чиледу и Чильгир. Тэмуджину предлагают решить самому их судьбу. Борте настойчиво просит его отпустить их, рассказывает об их отношении к ней. Тэмуджин выслушивает из её уст историю трагической любви Чиледу к матери Тэмуджина прекрасной Оэлун. Он приказывает дать им лошадей, все их добро и отпустить на свободу.

В стане монголов ликование, родственники произносят льстивые похвальбы в честь Тэмуджина. слышатся крики "Тэмуджин наш Хан! С ним мы завоюем весь мир!".

Уходящие Чиледу и Чильгир останавливаются,вслушиваются в крики. Чиледу говорит:

"Он-то точно будет Великим Ханом! Ради своей любимой девушки начать целую войну!!! А ведь он мог быть моим сыном!".

Чильгир спрашивает его: "А как же я, Отец? Ведь Тэмуджин - сын Есугея!". Чиледу отвечает: "Такова Судьба, сын мой. У каждого своя Дорога Жизни. У него своя, у нас - своя". Чильгир оборачивается назад и говорит "Прощай, Борте!". Они уходят.

Это, конечно, наметки, грубые причем. Замысел.

Основные сюжетные линии:
Тэмуджин - Борте.
Чиледу - Оэлун.
Чильгир - Борте.

PS от АРД: Чингис-хаан никогда не имел сомнений, что первый сын Джучи - его родной. Хотя многие сомневались, не прижила ли Борте в меркитском плену ребенка?

PPS от АРД : Нашли интересную зарисовку про Борте и сыновей Чингис-хаана...

Б. Гаврилов. «Чингисхан». Бурятский академический театр драмы им. Х. Намсараева (Улан-Удэ).
Режиссер Цырен Бальжанов, художник Цыремжит Цыренжапова

Что нужды Россиянину, что какой-нибудь Чингис-Хан татарский был завоевателем Китая и он там много наделал добрых дел? <…> Надобно наперед узнать, что происходило в нашем отечестве.

П. А. Плавильщиков, 1792 г.

В нашем Отечестве находится Бурятия, для которой Монголия географически — за углом, а Чингисхан — канонизированный, введенный монголами в буддистский пантеон национальный герой, о котором, мы, увы, знаем мало. Только из пьесы молодого бурятского драматурга Булата Гаврилова (живущего в Москве и пишущего по-русски) я узнала про «столицу мира» Хара-Хорин, которую построил великий монгольский завоеватель. Посол Папы Римского Плано Карпини, посетивший Хара-Хорин, ошеломленно воскликнул: «Я обошел десятки стран и краев, я побывал во множестве самых разных городов, но такого красивого города, как Хара-Хорин, я нигде больше не видел!» Недавно японцы сняли пятисерийный фильм о столице монголов средних веков. Сложные компьютерные расчеты позволили воссоздать облик города. «Лучшие архитекторы и каменщики со всех стран мира построили удивительный город, в котором соседствовали кварталы Багдада и Хорезма, Византии и Варшавы, Будапешта, Венеции… Там высились церкви и костелы, мечети и синагоги, ратуши, башни, крепости… И не было в этом никакой эклектичности, все было необыкновенно продумано и точно реализовано. Хара-Хорин явился своего рода метафорой всей жизни и цели Чингисхана — объединение противоборствующих цивилизаций и реализации Вечно Синего Неба, Духа Небесного на Земле»*. Словом, столица империи к исходу жизни великого монгола Чингисхана была не только пристанищем «словесности, наук и художеств», центром культуры и политики, но и воплощением на Земле человеческой связи с Космосом.

* Краткий комментарий к пьесе Б. Гаврилова «Чингисхан»

Макет этого «города Солнца» и выносят в начале спектакля. Около него задумчиво сидят двое детей. Горят свечи…

Если, приехав на край света и придя в какой-нибудь театр, вы увидите простое пространство с некоторыми абстрактными «геометрическими» деталями (кубами, призмами или шарами)…

Если в это пространство ритмически точно, сообразуясь с геометрией декорации, медленно войдут фигуры со свечами и образуют выразительную композицию…

Сцена из спектакля.
Фото из архива театра

Если они замрут в статичных позах и через паузу начнут чисто и ясно подавать текст… — знайте: этот спектакль поставил ученик Анатолия Васильева.

В данном случае — Цырен Бальжанов.

Геометрия пространства в «Чингисхане» окрашена в цвета и формы старинного Востока, это некое абстрактно-архитектурное сооружение, символизирующее поднебесную империю и город Хара-Хорин, в котором поет итальянский уличный певец, танцует китаянка… Здесь живет старый Чингисхан, Чингис-Богдохан (Георгий Бутуханов). Он прошел все для исполнения воли свыше, уверенный, что «Бог приходит только тогда, когда восстаешь против Бога». Но главное — чтобы Бог пришел. И к нему он пришел давно.

Пьеса Гаврилова претендует на особое прочтение легендарной судьбы Темуджина-Чингисхана. В предуведомлении зрителю авторы ставят его в ряд великих мудрецов, рядом с Магометом, Буддой, Платоном, Христом, они хотят сделать спектакль о Чингисхане «театральным посланием каждому зрителю, говорящим о том, что каждому из нас в жизни требуется напряженная внутренняя, искренняя и концентрированная работа души и ума, необходимая сегодня для выхода из состояния депрессии» (цитирую программку).

Молодой Чингисхан, подозреваю, не был подвержен депрессии, и в начале спектакля он (Баир Бадмаев) — вольный юноша, никак не расположенный к подвигам и скачущий на лошадях с любимой девушкой Борте (это самая живая и грациозная сцена спектакля, Борте — Туяна Бальжанова ведет ее с юмором и обаянием). В трагический момент своей жизни (Борте украли меркиты) Темуджин встречает шамана Тэб-тэнгэри, который посвящает его силам Вечно Синего Неба. В финале этой сцены Темуджин сидит в виде Будды на одной из ступенек «лестницы в небо». То есть завоеватель Чингисхан — человек богоизбранный и призванный на подвиги высшими силами Неба, он — если не одно из воплощений Будды, то дитя буддизма и вместе с тем христианства (эпиграф на программке «От Луки» — «Царство Божие внутри нас» — вторит буддистским заповедям).

Спектакль Ц. Бальжанова складывается, с одной стороны, из желания работать с ритмизированным Словом, как учил Васильев, с другой — поставить спектакль «большого стиля», с третьей — сделать «спектакль-медитацию». «Медитация» заявлена в программке жанром «Чингисхана», но вот тут-то и начинаются противоречия.

Срединное состояние покоя (медитация), предполагающее внутреннюю тихую сосредоточенность, явно вступает в противоречие с сюжетом пьесы и фактурой спектакля. Сценический «Чингисхан» — зрелище торжественное, он сочетает эстетские формы ритуального театра и внеисторическую декоративность: парча и шелк изобилуют в костюмах древних монголов, в реальности явно предпочитавших кожи (недаром сохранилось изречение одной из второстепенных жен Чингисхана, не монголки, а найманки Гурбесу: «Костюм у монголов невзрачен на вид, // От них же самих нестерпимо смердит»).

Визуальная яркость соединяется с интонационной агрессией, криком. На сцене не медитационная связь мученика Великой Идеи Чингисхана с Небом, а нарядные, профессионально поставленные эпизоды имперской истории, где зрелый Чингисхан (Михаил Елбонов) только и делает, что забирает себе пленниц, посылает на казнь брата и т. д. Диалектика призванности (читай — святости) и государственности — диалектика непостижимо сложная. Думаю, одно другому противоречит по сути, по форме, по идее. Спектакль легко минует это центральное место всякого исторического сюжета, в том числе сюжета, ставшего мифом (Чингисхан — национальный миф). Видимо, ни тень А. С. Пушкина, ни тень А. К. Толстого, исследовавших трагическую несовместность святости и тиранства, своевременно не посетили создателей бурятского спектакля воспоминаниями о тяжести «шапки Мономаха». Что же касается Ц. Бальжанова, то на его веку Школа Васильева исповедовала абстрактные, внеисторические ценности. («Каменного гостя» играли в кимоно…)

Оригинально соединяющий эстетизм школы Васильева с эстетикой бурятского театра, спектакль с жанра медитации быстро сбивается на жанр апофеоза, явно чуждый буддизму. То есть я вовсе не хочу сказать, что радостное разноцветье костюмов, жизнеутверждающая энергия мизансцен, своеобразная изысканность противоречат философии Будды. Отнюдь. Но радость жизни, ее приятие, столь привлекательное в буддизме (там от богатого не требуют стать нищим, там просят не придавать особого значения ни богатству, ни бедности) — это одно. А торжественная поступь талантливого «имперского» спектакля, голосовой и музыкальный натиск (музыка Б. Дондокова, Р. Щедрина, А. Шнитке утяжеляет историю посвящения Вечно Синему Небу) — это несколько другое.

В финале Чингисхан передает власть сыну со словами: «Мы не кара божья, мы божья любовь», обрекая его на продолжение своего пути словами: «Чтобы стать небом, надо быть адом».

Наверное, трудно было бы сочинить спектакль о богоизбранности Петра, Наполеона… Очевидно, Чингисхан, даже если принять концепцию его «посвященности», изначально был поставлен создателями не в тот ряд. Он все же не Будда, не Христос, не Платон. Он — человек великого деяния, суть которого противоречит медитации и покою. Ему бы стоять рядом с Александром Македонским или Петром. Б. Гаврилов и Ц. Бальжанов приняли его как миф и стали играть с ним. Но вызванная к жизни тень Чинхисхана властно вышла на сцену Бурятского национального театра и повернула все по-своему: развернулись в марше «полки» и «легкая конница»…

На территории спектакля завоеватель Чингисхан победил философа Будду.