Жесткое насилие детей. Сексуальное насилие: что делать, чтобы ребенок не боялся попросить защиты

Как считают психологи, 90% всех детей — жертв изнасилования не смогут рассказать об этом взрослому. Причины такой пугающей статистики связаны со страхами, которые не дают произнести ни слова о личной трагедии. Мысли о последствиях огласки сковывают и, единственный выход, который видит ребенок — это молчание. Что для ребенка страшнее самого насилия? Почему изнасилование детей очень часто остается страшным секретом?

Мне не поверят

«Мое мнение ничего не значит»

Все мы помним истории из нашумевших ток-шоу, вроде тех о Диане Шурыгиной, которые вызвали шквал недоверия к жертвам сексуального принуждения. Героиня программы хоть и сделала себе имя и удачно вышла замуж, в то же время обрела дурную репутацию, стала объектом насмешек и всеобщего негатива. Это заставило множество пострадавших от домогательств задуматься, а стоит ли рассказывать, ведь мне могут просто не поверить. Зачастую у маленьких детей в голове установка, что мнение старшего гораздо ценнее, чем ребенка. И кому поверят в такой ситуации — конечно взрослому.

Взрослых надо слушать

«Я не имею права отказаться»

Одна из технологий, которой пользуются педофилы — превосходство и влиятельность взрослого. Когда ребенка с ранних лет «дрессируют» слушать старшего, уважать его волю, то желания взрослого он ставит выше своих. «Старших нужно уважать», «Не лезь во взрослые разговоры», «Нос не дорос спорить со старшими» — фразы, которые показывают превосходство взрослого, его авторитетность, тем самым принижая значимость мнения ребенка. Такие выражения подавляют способность ребенка трезво оценивать, что хорошо, а что — нет, полностью доверяя решение старшему. В момент угрозы он может просто не суметь сказать «нет».

Это навредит моей семье

«Вдруг с моими близкими что-то случится»

Насильники зачастую запугивают своих жертв: «Ты же не хочешь навредить своей семье», «Тебе не поверят», «Это наш секрет». Ребенок в это верит, ведь он не хочет создать своим маме и папе проблемы. Необходимо донести до малыша, что не каждая тайна должна держаться в секрете, особенно та, которая может сделать кому-то плохо. Родитель или взрослый близкий человек должен знать, чтобы суметь ему помочь.

Мое тело?

«Мне еще рано стесняться»

Чаще эта причина возникает у тех детей, чье личное пространство нарушено с самого детства еще в семье. «Не закрывай дверь в своей комнате», «Да что я там не видела» или типичная ситуация с малышом на пляже «Ой, да кому нужно на тебя смотреть, снимай скорее мокрые плавки» — все это делает его тело объектом общественного обозрения. Звучит утрированно? Возможно. Однако стоит объяснить малышу еще в возрасте 3-5 лет, что границы его тела — незыблемы. Никто, кроме родителей не должен вторгаться в личное пространство ребенка. Даже при осмотре врача должен присутствовать один из родителей. Дети должны это понимать.

Я не хочу в это верить

«Меня обидел родной человек»

Ужасающая статистика гласит, 25% сексуального насилия по отношению к ребенку совершают его же родственники. На незнакомого дядю, который домогался, можно показать пальцем и посадить в тюрьму. А как быть, если это сотворил человек, которого знаешь всю жизнь, который связан на уровне кровного родства? Многие отказываются в это верить, ведь сам разум отвергают одну идею такого исхода. «Может это было случайностью», «Это же больше не повторилось», «Он больше так не сделает» — мысли, которыми утешают себя жертвы сексуального принуждения в семье. Ребенок способен закрыть глаза на многое, лишь бы не верить в то, что близкий и любимый человек способен такое сотворить. Даже внушить себе, что это был страшный сон.

Страх расправы

«Мои родители сойдут с ума»

Я хочу забыть

«Мне не хочется переживать это снова»

Перенести сексуальное насилие однажды и жить дальше — крайне тяжело. Рассказать кому-то, значит пережить каждую отвратительную секунду снова, вспомнить все ужасные прикосновения, прочувствовать на коже тот страх, который тогда сковывал тело, парализующий шок и мысли «неужели это происходит именно со мной?». Одна из частых причин умалчивания — желание забыть и двигаться дальше. Как считают психологи, это не самое правильное решение. Событие остается осадком в душе на всю оставшуюся жизнь. Оно, в некотором смысле, не до конца пережит и требует выхода путем страшного признания в первую очередь себе.

В Санкт-Петербурге расследуют жуткий случай: . По словам психологов, р ебёнок, переживший насилие, в среднем 17 раз пытается рассказать взрослым о случившемся, прежде чем его наконец услышат и поверят ему. Какие слова и изменения в поведении должны насторожить родителей?

Рассказать напрямую

Сексуальное насилие над детьми в 70% случаев совершают родственники или знакомые. Получается, что насильник - не какой-то абстрактный злодей с улицы, а тот, кого хорошо знают и родители. Поэтому рассказать о пережитом ужасе ребёнку сложно вдвойне.

Но любой ребёнок, которого изнасиловали, всё равно пытается сделать это. Часто он делает это не напрямую, а завуалированно. Например, он может рассказывать историю и говорить, что она произошла не с ним, а с какой-то другой девочкой или мальчиком.

Дети могут завуалировать собственные истории под истории из книг или мультиков, - говорит преподаватель кафедры психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова Анна Скавитина . - Взрослые обычно не придают значения этим рассказам или вовсе отмахиваются: "Не говори глупости".

Ни зоопарк, ни кино

Поведение ребёнка, пережившего насилие, меняется, - рассказала семейный психолог Ирина Обухова. - То, что раньше нравилось, уже не доставляет удовольствия. Появляется явная апатия ко всему на свете.

По словам специалиста, малыш может резко стать равнодушным к любимым игрушкам и играм. Также он отказывается от прогулок и развлечений вроде игровой комнаты или кино.

На пустом месте таких изменений обычно не бывает - скорее всего, за этим скрывается психологическая травма.

Больше, чем невоспитанность

Один из признаков того, что ребёнок пережил сексуальное насилие - неожиданное слишком сексуальное поведение.

Маленькая девочка встаёт, задирает платье и показывает всем, какие у неё трусики. Она явно ожидает, что окружающие будут этим восхищаться, - рассказала директор центра помощи пережившим сексуальное насилие "Сёстры" Мария Мохова. - Это значит, что ребёнок воспринимает такое поведение как норму.

По словам Марии Моховой, часто взрослые списывают подобные странности на невоспитанность или влияние кино. Тем самым они совершают большую ошибку.

Нарисовать беду

Рисунки ребёнка - это отражение его внутреннего состояния. Если ещё вчера они были радостными и яркими, а сегодня - мрачные и тёмные, это повод задуматься.

Пережившие насилие дети часто рисуют, используя красные и чёрные цвета, - рассказала директор центра помощи жертвам насилия "Ветка ивы" Клавдия Никитина. - Чёрный ассоциируется с травмирующими событиями, красный - цвет боли и крови. Также рисунки могут быть в серых тонах, нечёткие. Тяжёлые воспоминания мозг детей воспринимает схематично, без отдельных деталей.

Хранящие страшный секрет дети часто рисуют то, что с ними произошло - прямо или косвенно.

Бывает, что сцена секса изображается напрямую или у мужчин на картинке прорисован половой член, - рассказала Анна Скавитина. - Насилие может быть изображено символически, например, это драка или зверь, запутавшийся в сетях.

Заподозрить неладное можно, наблюдая за игрой ребёнка. Он воспроизводит половой акт, используя кукол или мягкие игрушки.

Сам он может даже не понимать и не знать, что это такое. Будет повторять то, что с ним сделал насильник, - рассказала Клавдия Никитина.

По словам психологов, пока ребёнка никто не слышит, он носит в себе психологическую травму. Он не в силах пережить её в одиночестве, и это может привести к необратимым последствиям.

Фото Марк Агнор

Напомним, о страшном преступлении, произошедшем в нашей республике, сайт сообщал еще год назад

Тогда, 19 марта 2014 года, в новобрянскую больницу была доставлена двухмесячная девочка в очень тяжелом состоянии. Из собственных источников сайт стало известно, что ребенок был не только зверски избит, но и, возможно, изнасилован.

Не смогли спасти

Преступление произошло в семье, где маме нет еще и 20 лет, а папе 24 года. У них есть старший ребенок, которому чуть больше года. Младшая девочка родилась в феврале. Вот в отношении нее и произошло преступление – младенец был не только избит, но и, якобы, изнасилован.. – Старшего мальчика изъяли из семьи и передали бабушке. С отцом проводятся следственные мероприятия.

Просочилась эта информация и в социальные сети. «У ребёнка закрытая черепно-мозговая травма, гематомы по всему телу и, скорее всего, девочка была изнасилована, но это предстоит проверить следователям. Я никогда не видел, чтоб медики плакали, но сегодня в глазах коллег были явно слёзы…» - писали пользователи.

В следственных органах тогда подтвердили, что около половых органов младенца обнаружены кровоподтеки. Но проверить, действительно ли в отношении такого крохотного младенца могло произойти подобное, не представлялось возможным – состояние девочки было очень тяжелым.

Врачи сражались за жизнь ребенка, состояние которого все ухудшалось, больше двух месяцев. Но в мае он, несмотря на усилия врачей, .

10 февраля этого года стали известны результаты экспертизы, которые подтвердили информацию об изнасиловании. В отношении молодого человека возбуждено второе уголовное дело.

5 ударов по голове

Как сообщает пресс-служба СУ СКР по РБ, обвиняемый молодой человек проживал в селе Челутай Заиграевского района вместе со своей супругой и двумя малолетними детьми. Утром 18 марта 2014 года он остался в доме наедине с детьми – жена уехала в соседний поселок по делам. Через некоторое время заплакала месячная дочь молодого человека. Обвиняемый пытался ее успокоить, но не смог.

Тогда он начал избивать грудного ребенка - с силой нанес ей не менее 5 ударов руками по голове и 1 удар по животу, в результате чего причинил беспомощной девочке тяжелую черепно-мозговую травму и множество других телесных повреждений. Не удовлетворившись содеянным, злоумышленник снял с себя одежду и совершил насильственные действия сексуального характера в отношении избитой дочери.

Вечером домой вернулась жена. Несмотря на очевидно жестокие побои, мать ребенка обратилась в больницу только следующим утром, когда девочка перестала принимать пищу. Состояние ребенка было настолько тяжелым, что из районной больницы ее санавиацией доставили в Улан-Удэ.

Менял показания

Отца, подозреваемого в преступлении, арестовали на период расследования. В ходе допросов он сначала утверждал, что ребенок получил повреждения при падении с кровати на пол. Однако затем мужчина изменил свои показания и стал говорить, что девочка упала на пол и ударилась, а потом, когда она плакала и не успокаивалась, он дважды ударил ее по голове.

Однако после проведения ряда сложных экспертиз следствием были получены материалы, опровергавшие доводы молодого человека. В итоге под тяжестью собранных доказательств обвиняемый дал признательные показания об обстоятельствах насилия над ребенком, сообщают в СУ СКР по РБ.

Уголовные дела возбуждены по п. «б» ч. 4 ст. 132 УК РФ (насильственные действия сексуального характера в отношении лица, не достигшего 14-летнего возраста) и п. «в» ч. 2 ст. 105 УК РФ (убийство малолетнего). В настоящее время в ходе проведенного расследования собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело вместе с утвержденным обвинительным заключением направлено в суд для рассмотрения по существу.

Отметим, что судебно-психиатрическая экспертиза признала мужчину вменяемым. Ранее семья, в которой произошла эта трагедия, не состояла на учете. Старший ребенок сейчас находится с матерью. Пока неизвестно, будут ли его изымать из семьи.

Физическое насилие - нанесение ребенку родителями или ли-цами, их заменяющими, воспитателями или другими какими-либо лицами физических травм, различных телесных повреждений, которые причиняют ущерб здоровью ребенка, нарушают его развитие и лишают жизни. Эти действия могут осуществляться в форме избиения, истязания, сотрясения, в виде ударов, пощечин, прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами, в виде укусов и с использованием самых различных предметов в качестве орудий изуверства.

Физическое насилие включает также вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, дачу ему отравляющих веществ или "медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом), а также попытки удушения или утопления ребенка.

В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используют различные виды физического наказания - от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие - это действительно физическое нападение (истязание), оно пoчти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой.

Сексуальное насилие или совращение - использование ребенка (мальчика или девочки) взрослым или другим ребенком для удовлетворения сексуальных потребностей или получения выгоды. Сексуальное насилие включает половое сношение (коитус), оральный и анальный секс, взаимную мастурбацию, другие телесные контакты с половыми органами. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес, обнажение перед ребенком половых органов и ягодиц, подглядывание за ним, когда он этого не подозревает: во время раздевания, отправления естественных нужд.

Психическое (эмоциональное) насилие - постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка(в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.

Пренебрежение интересами и нуждами ребенка - отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что " приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям.

Одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие у женщины любви к ребенку , когда он еще находится в материнской утробе, то есть к ребенку от нежеланной беременности. Его, еще ничем себя не проявившего, уже не любят, не думают и не заботятся о нем. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются.

Любой вид жестокого обращения с детьми ведет к самым разнообразным последствиям, но их все объединяет одно - ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Отрицательными последствиями для здоровья являются: потеря или ухудшение функции какого-либо органа, развитие заболевания, нарушение физического или психического развития. Из 100 случаев физического насилия над детьми примерно 1-2 заканчиваются смертью жертвы насилия. Следствиями физического насилия являются синяки, травмы, переломы, повреждения внутренних органов: печени, селезенки, почек и др. Требуется время, чтобы залечить эти повреждения, но еще больше времени и усилий требуется для того, чтобы залечить душевные раны, психику ребенка, пострадавщего от побоев.

Различают ближайшие и отдаленные последствия жестокого обращения и невнимательного отношения к детям.

К ближайшим последствиям относятся физические травмы, повреждения, а также рвота, головные боли, потеря сознания, характерные для синдрома сотрясения, развивающегося у маленьких детей, которых берут за плечи и сильно трясут. Кроме указанных признаков, у детей при этом синдроме появляется кровоизлияние в глазные яблоки. К ближайшим последствиям относятся также острые психические нарушения в ответ на любой вид агрессии, особенно на сексуальную. Эти реакции могут проявляться в виде возбуждения, стремления куда-то бежать, спрятаться, либо в виде глубокой заторможенности, внешнего безразличия. Однако в обоих случаях ребенок охвачен острейшим переживанием страха, тревоги и гнева. У детей старшего возраста возможно развитие тяжелой депрессии с чувством собственной ущербности, неполноценности.

Среди отдаленных последствий жестокого обращения с детьми выделяются нарушения, физического и психического развития ре-бенка, различные соматические заболевания, личностные и эмоци-ональные нарушения, социальные последствия.

Нарушения физического и психического развития

У большинства детей, живущий в семьях, в которых тяжелое физическое наказание, брань в адрес ребенка являются "методами воспитания", или в семьях, где они лишены тепла, внимания, например, в семьях родителей-алкоголиков, имеются признаки задержки физического и нервно-психического развития. Зарубежные специалисты назвали это состояние детей "неспособностью к процветанию".

Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в ро-сте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела.

Различные заболевания как следствие жестокого обращения

Заболевания могут носить специфический для отдельного вида насилия характер: например, при физическом насилии имеются повреждения частей тела и внутренних органов различной степени тяжести, переломы костей. При сексуальном насилии могут быть заболевания, передающиеся половым путем: инфекционно-воспалительные заболевания гениталий, сифилис, гонорея, СПИД, острые и хронические инфекции мочеполовых путей, травмы, кровотечения из половых органов и прямой кишки, разрывы прямой кишки и влагалища, выпадение прямой кишки.

Независимо от вида и характера насилия у детей могут наблю-даться различные заболевания, которые относятся к психосоматическим: ожирение или, наоборот, резкая потеря веса, что обусловлено нарушениями аппетита. При эмоциональном (психическом) насилии нередко бывают кожные сыпи, аллергическая патология,язва желудка, при сексуальном насилии - необъяснимые (если никаких заболеваний органов брюшной полости и малого таза не обнаруживается) боли внизу живота. Часто у детей развиваются такие нервно-психические заболевания, как тики, заикание, энурез (недержание мочи), энкопрез (недержание кала), некоторые дети повторно поступают в отделения неотложной помощи по поводу случайных травм, отравлений.

Психические особенности детей, пострадавших от насилия

Практически все дети, пострадавшие от жестокого обращения и пренебрежительного отношения, пережили психическую травму, в результате чего они развиваются дальше с определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь.

Дети, подвергшиеся различного рода насилию, сами испытывают гнев, который чаще всего изливают на более слабых: младших по возрасту детей, на животных. Часто их агрессивность проявляется в игре, порой вспышки их гнева не имеют видимой причины.

Некоторые из них, напротив, чрезмерно пассивны, не могут себя защитить. И в том, и в другом случае нарушается контакт, общение со сверстниками. У заброшенных, эмоционально депривированных детей стремление любым путём привлечь к себе внимание иногда проявляется в виде вызывающего, эксцентричного поведения.

Дети, пережившие сексуальное насилие, приобретают несвойственные возрасту познания о сексуальных взаимоотношениях, что проявляется в их поведении, в играх с другими детьми или с игрушками. Даже маленькие, не достигшие школьного возраста дети, пострадавшие от сексуального насилия, впоследствии сами могут стать инициаторами развратных действий и втягивать в них большое число участников.

Наиболее универсальной и тяжелой реакцией на любое, а не только сексуальное насилие, является низкая самооценка, которая способствует сохранению и закреплению психологических нарушений, связанных с насилием, Личность с низкой самооценкой переживает чувство вины, стыда, Для нее характерны постоянная убежденность в собственной неполноценности, в том, что "ты хуже всех". Вследствие этого ребенку трудно добиться уважения окружающих, успеха, общение его со сверстниками затруднено.

Среди этих детей, даже во взрослом состоянии, отмечается высокая частота депрессий Это проявляется в приступах беспокойства, безотчетной тоски, чувство одиночества, в нарушениях сна. В старшем возрасте, у подростков, могут наблюдаться попытки покончить с собой или завершенные самоубийства.

Чувствуя себя несчастными, обездоленными, приспосабливаясь к ненормальным условиям существования, пытаясь найти выход из создавшегося положения, они и сами могут стать шантажистами. Это, в частности, относится к сексуальному насилию, когда в обмен на обещание хранить секрет и не ломать привычной семейной жизни, дети вымогают у взрослых насильников деньги, сладости, подарки.

Социальные последствия жестокого обращения с детьми

Можно выделить два проявляющихся одновременно аспекта этих последствий: вред для жертвы и для общества.

Дети, пережившие любой вид насилия, испытывают трудности социализации: у них нарушены связи со взрослыми, нет соответствующих навыков общения со сверстниками, они не обладают достаточным уровнем знаний и эрудицией, чтобы завоевать авторитет в школе и др. Решение своих проблем дети - жертвы насилия - часто находят в криминальной, асоциальной среде, а это часто сопряжено с формированием у них пристрастия к алкоголю, наркотикам, они начинают воровать и совершать другие уголовно наказуемые действия.

Девочки нередко начинают заниматься проституцией, у мальчиков может нарушаться половая ориентация. И те и другие впоследствии испытывают трудности при создании собственной семьи, они не могут дать своим детям достаточно тепла, поскольку не решены их собственные эмоциональные проблемы.

Как говорилось выше, любой вид насилия формирует у детей и у подростков такие личностные и поведенческие особенности, ко-торые делают их малопривлекательными и даже опасными для общества.

Каковы же общественные потери насилия над детьми? Это прежде всего потери человеческих жизней в результате убийств детей и подростков или их самоубийств, это потери в их лице производительных членов общества вследствие нарушения их психического и физического здоровья, низкого образовательного и профессионального уровня, криминального поведения. Это потери в их лице родителей, способных воспитать здоровых в физическом и нравственном отношении детей. Наконец, это воспроизводство жестокости в обществе, поскольку бывшие жертвы сами часто cтановятся насильниками. (Из статьи " Жестокое обращение с детьми и его последствия").

Эту информацию должны знать взрослые и дети

Американские специалисты, сотрудники американской некоммерческой организации "Project Harmony", в 1998 г проведшие исследование на территории Республики Карелия в рамках проекта "Предотвращение насилия в семье", так определили понятия " насилие" и "жестокое обращение с ребенком":

Над ребенком совершено насилие , если:

Его истязали,

Ему нанесли побои,

Его здоровью причинили вред,

Нарушили его половую неприкосновенность и половую свободу.

Ребенка запугивали, если:

Ему внушали страх с помощью действий, жестов, взглядов,

Использовали для запугивания свой рост, возраст,

На него кричали,

Угрожали насилием по отношению к другим (родителям ребенка, друзьям, животным и так далее).

К жестокому обращению также относится использование при этом силы общественных институтов:

Религиозной организации,

Милиции,

Спецшколы для детей,

Родственников,

Над ребенком совершают насилие, если используют для этого изоляцию :

Контролируют его доступ к общению со сверстниками, взрослыми, братьями и

Сестрами, родителями, бабушкой и дедушкой

Над ребенком также совершают эмоциональное насилие , если:

Унижают его достоинство,

Используют обидные прозвища,

Используют его в качестве доверенного лица,

При общении с ребенком проявляют непоследовательность,

Ребенка стыдят,

Используют ребенка в качестве передатчика информации другому родителю (взрослому)

Над ребенком совершено экономическое насилие , если:

Не удовлетворяются его основные потребности, контролируется поведение с помощью денег.

Взрослыми растрачиваются семейные деньги.

Ребенок используется как средство экономического торга при разводе.

К ребенку относятся жестоко, если используют угрозы:

Угрозы бросить его (а в детском доме - исключить и перевести в другое учреждение),

Угрозы самоубийства, нанесения физического вреда себе или родственникам.

К ребенку взрослые относятся жестоко , если:

Используют свои привилегии:

Обращаются с ребенком как со слугой, с подчиненным,

Отказываются сообщать ребенку о решениях, которые относятся непосредственно к нему, его судьбе:

О посещениях его родителями, опекунами,

Ребенка перебивают во время разговоров.

Из статьи Т.Я. Сафоновой, Е.И.Цымбал
" Жестокое обращение с детьми и его последствия"/ Жестокое обращение с детьми: сущность, причины, социально-правовая защита. М.,1993

(доступны для незарегистрированных пользователей)

На этой неделе в Курганской и Челябинской областях проверяли интернаты, инспекцию устроили представители аппарата уполномоченного по правам ребенка и сотрудники прокуратуры. О том, что в челябинском детском доме массово насиловали сирот, две недели назад заявили три приемные семьи, которые взяли под опеку семерых мальчиков 10–14 лет. Дети в мельчайших подробностях рассказали истории о насилии, во всех эпизодах фигурируют одни и те же люди - четверо педагогов детдома и двое посторонних мужчин. Арестован 51-летний посетитель, получивший от опеки разрешение брать детей-сирот в так называемом гостевом режиме, при этом воспитатели и дирекция интерната причастность работников к изнасилованиям отрицают, заявляя, что дети все придумали. Одна из выпускниц детского дома в Ивановской области на условиях анонимности рассказала The Insider, как были устроены отношения с воспитателями у нее и других сирот, какие издевательства со стороны воспитателей они пережили и почему дети из интерната не могут пожаловаться на своих мучителей.

Когда я услышала про Челябинск, сразу поняла, что дети не врут. У нас тоже были случаи насилия, и все, кто непосредственно связан с детским домом, всегда как можно сильнее хотят эту тему «замять». У них есть деньги, ресурсы, они еще опираются на то, что жертвы — дети-инвалиды, умственно отсталые, что они все выдумали... Но они не могут такое выдумать. Я жила в интернате, я видела, как наши воспитатели… Интернат находится в Ивановской области, в деревне. Я такого навидалась, и знаю, что дети не врут. Начни с любым другим домашним ребенком разговаривать на эти темы, они таких подробностей — как, чего, куда - не знают.

Я общаюсь с некоторыми одноклассниками, с другими сиротами, кто меня постарше, кто помладше, на тему насилия, предлагаю: давайте дадим ход этим делам, но они не хотят ворошить прошлое, стесняются. У девочки Насти, многодетной, которой я помогаю, воспитатель очень-очень жестокая была, она детей очень сильно била - выбивалкой, скакалкой. Были у нас и другие воспитатели, они просто выставляли нас за дураков. У меня одноклассник есть, его тоже за больного считали, сестра его тоже в специнтернате росла, ее удочерили, — в итоге у нее сейчас два высших образования, хотя ее тоже считали нездоровой. В итоге ей повезло, и она сейчас нормально живет. Колька, брат ее, из тюрьмы вышел, она и ему даже помогла.

То есть это сама интернатная система нас делает такими. Меня тоже за больную считали, у меня мама инвалид по психическому здоровью, мне воспитатели и даже директор говорили, что я вообще никто, и отправляли меня в психушку много раз. Я читала свои характеристики — они были очень плохие. Такой негатив на меня шел, но я не знала, как пожаловаться, куда, потому что без толку было.

Воспитатели на нас давили, потом я пошла в ПТУ, там был учитель, который сирот обманывал, говорил, что нас на 18 тысяч рублей в год одевают, хотя это вранье, я даже сейчас живу самостоятельно и себе не могу позволить в год на эту сумму одеться, так сейчас цены-то намного дороже, чем раньше были, и тем не менее я одета нормально.

С едой нас очень обманывали. Как чуть-чуть нашкодим, мы же дети были, этот воспитатель в ПТУ, говорил — ты бомжичкой будешь. В другом ПТУ учитель мне постоянно докучала, и в итоге в 19 лет я взяла свое личное дело и разорвала, потому что историю ребенка знали все, вплоть до дворовой собаки.

Славка Полунин из нашего класса сейчас сидит в тюрьме, 15 лет ему дали за убийство. А сколько он насилия перенес в интернате?

В итоге я нормально вышла, живу самостоятельно, хотя большая часть одноклассников — нет. Славка Полунин сидит в тюрьме, 15 лет ему дали за убийство. А сколько он насилия перенес в интернате? Я с мальчишками всеми разговаривала — ведь когда ребенка насилуют, он эту всю ситуацию воспринимает, будто так и надо. А потом он вырастает, и у него идет агрессия, и он по отношению к миру выплескивает эту агрессию.

Как Славка, он сидит, у него уже четвертая «ходка», он был изнасилован системой и физически — он мне сам об этом рассказывал. Какой ребенок будет после пережитого в детском доме нормальным? У него уже душа больная. Он вроде и старается жить, но в нем крутится эта чернота, которая с ним происходила в интернате, он вроде старается жить, но она его убивает и выливается в насилие.

К нам пришел работать один молодой воспитатель, он над нами издевался, вот один из способов — брал большую бутылку с лимонадом и выстраивал нас в ряд в одних трусах перед старшеклассниками, в пробку вливал лимонад, и мы пили по очереди. Говорил: пока этот лимонад весь не выпьете, не дай бог, мимо крышки кто прольет, будете тут стоять. Мы, наверное, часа два его пили — наливали сами в эту крышку.

Помню, как в лагере к нам ночью приходили дежурные врачи, это были в основном женщины в белых халатах. Я жила в отдельной комнате с девочкой Леной. Она была младше меня на два года — она была в первом классе. По соседству в другой комнате жили одноклассницы, там их было человек 5-6, в другой комнате тоже первоклашки, а я в третьем классе училась.

Воспитатель завел меня в другую комнату и стал спрашивать: «Что ты вчера ночью видала?» Я говорю: «Так и так, вас видела», — а он меня пнул и швырнул со всей силы. Я упала, заревела, он сказал: «Ты ничего не видала»

И ночью к ним залез один такой, в белом халате. Я ночью встала, слышу — шум и гам, вышла на улицу, наши двери были буквально в одном шаге от комнаты — я ее тихонько открыла узнать, что творится, и вижу: в правой стороне лежит Анька и на меня выходит мужчина в белом халате, наш воспитатель. Позже со слов девчонок я узнала, что он к ним уже не первый раз залезал и лез под одеяло руками. Он меня увидал, на следующий день у нас была зарядка около корпуса, завел меня в другую комнату и стал спрашивать: «Что ты вчера ночью видала?» Я говорю: «Так и так, вас видела», — а он меня пнул и швырнул со всей силы.

Я упала, заревела, он сказал: «Ты ничего не видала». После этого случая я сильно испугалась, пыталась сбежать из лагеря, но он меня контролировал, и я не сбегала. Он после этого еще продолжал работать, я потом забыла про это, знаете, как у детей — с ними казусы случаются, потом они могут быстро все забыть. Они внутри-то держат это, но просто не думают об этом, мы же реально не ощущали, не знали, что происходит преступление. Этот воспитатель, он же в городе находится, мы его часто встречаем, он прямо домогается нас. Он, понимаете, никого по имени не называл, всем прозвища давал, мы больные, идиоты для него.

Их так запугивают, как нас запугивали: «Вы сироты, вы никто, за вас некому заступиться, идите жалуйтесь куда угодно, нам ничего не будет»

Если бы пострадавшие дети до сих пор жили в интернате, они бы ничего не сказали, потому что их так запугивают, как нас запугивали: «Вы сироты, вы никто, за вас некому заступиться, идите вы жалуйтесь куда угодно, нам ничего не будет». И мы много-много преступлений видели со стороны воспитателей, видели, что они не наказаны, после этого мы понимали, что действительно никакой защиты нам не будет. На этого воспитателя-насильника никто в интернате не обращал внимания, но все же там не все были подонки.

У меня был случай, это было в третьем классе, воспитатель Людмила Игоревна в тихий час подошла ко мне, говорит: «Вер, ты знаешь, что у тебя сегодня день рождения?» Удивительно, мне было 11 лет, и я даже не знала, когда у меня день рождения. Она директора упрашивала выдать на праздник продукты, та даже немножко выписала. У нас праздники всегда так проходили — воспитатель ходила к директору, та выписывала муки, песку, но в основном большую часть приносила воспитатель из дома.

Помню, она мне подарила фломастеры и разукрашку. Это был мой первый день рождения. Она нам приносила свое варенье и иногда водила нас домой. Во втором классе к нам пришла другая воспитатель, Наталья Павловна, она сначала очень плохо к нам относилась, мальчишек била, а девчонок не трогала. Ее муж в Чечне служил, я ему рассказала, что его жена детей бьет, он с ней после этого поговорил, и она стала к нам очень хорошо относиться.

Воспитатели все были молодые, и у нас на первом этаже каждые выходные устраивались дискотеки. Помню, как они пришли, видать, выпившие и стали свои понты крутить. Наш интернат в деревне стоял, в глуши, так что они ничего не боялись — прямо в зале танцевали, а всех детей разогнали.

Я подошла к Наталье Павловне и предупредила, что директору про них все расскажу. Потом был отбой, и в темноте Наталья Павловна ко мне подошла, схватила меня и говорит: «Если ты скажешь, я, говорит, тебе сейчас напи*дюляю». Я ей ответила, что все равно скажу, и она меня бросила на кровать и стала пинать ее и повторяла: «Не скажешь, не скажешь». Наверное, час она меня так трясла, и я в итоге сдалась и пообещала ничего про нее не рассказывать. На следующий день она пришла после уроков, подошла ко мне и спросила, буду ли я на нее жаловаться директору. Вынула блок Turbo, Love is… со словами: «Это тебе жвачки». И все, я потом этот случай забыла вообще.

Иногда я думаю, откуда в них эта злость. Представим, что одинокая девушка идет по темному переулку, и за ней идет мужчина. Он вышел из дома, планировал сходить купить, допустим, минеральную воду. И видит идущую в одиночестве беззащитную девушку. И у него срабатывает инстинкт. Одним он подсказывает пройти мимо, а другим — «одна, беззащитная, слабая, дай-ка я ее изобью и изнасилую». Так и в интернатах происходит. Детские дома закрытые. Дети маленькие, беззащитные, их можно запугать, можно им конфету дать.

Насильники так и делают, они тонкие психологи и знают, кого можно тронуть, а кого нельзя

Насильники так и делают, они тонкие психологи и знают, кого можно тронуть, а кого нельзя. Мне, например, перепадало не так сильно, потому что я могла жаловаться директору. Помню, как я сбежала со своим классом в соседний поселок. Мы просто полдня занимались бродяжничеством. А потом я ближе к вечеру пришла, и меня воспитатель вместе с двумя старшеклассницами стала «укладывать». Она меня скакалкой хлестала, а другие держали за руки, за ноги, потом они меня раздели. На следующий день я устроила бойкот, сказала, что учиться не пойду, пока все наказаны не будут. К директору сходила, я у нее там проревелась, потом этих девчонок-старшеклассниц отвезли в психушку, а эту воспитательницу убрали из нашего класса.

То есть все-таки была хоть какая-то, пусть небольшая, но справедливость. Помню, мы вечером всем классом играли в духов, и к нам вбегает одна из старшеклассниц, хватает мою подругу Лидку со всей дури и как швырнет об кровать. Рядом в коридоре воспитатель это все видела, все это слышала и ничего не сделала. Сейчас Лидки нет в живых, она умерла, до 33 лет не дожила.

Помню, к нам пришла молодая воспитательница, неопытная, и Лидка у нее зарплату украла. Меня отвела в комнату и говорит: «Вер, гляди». Я уже знала, как выглядят деньги. Я, говорит, хочу купить себе жвачку, безделушки какие-то. Лидка предложила мне взять половину денег, я и согласилась.

Потом я услышала из разговора, что у воспитателя деньги пропали, я к ней подошла и отдала свою половину. Она набросилась на меня с кулаками и кричит: «Откуда ты эти деньги взяла?» Я страшно испугалась, это, говорю, Лида взяла и со мной поделилась. Что Лиде за это было... Воспитательница побежала на улицу, Лидку притащила за шкирку, привела в свой класс, младший, и указкой со всей силы по пальцам била. Лидка страшно орала. Я у двери в коридоре стояла, потом Лида вышла с заплаканными глазами, руки держала в кулачках. Я смотрела на все это и искала ответ, почему воспитатели такие жестокие и так нас ненавидят. Я, конечно, никогда в детский дом не пойду — идти туда работать, значит, поддерживать всю эту систему, весь этот ад. Быть может, воспитатели-то и нормальные приходили, а потом они просто в зверей превращались.

Я смотрела немецкий фильм «Эксперимент»: набрали группу из 20 добровольцев, половину сделали узниками, а других, небольшую кучку людей сделали надзирателями. Столько морального уродства вылезло из этих надзирателей! Они настолько вошли во вкус, там было такое месиво, кровь, они командовали узниками, насиловали их… Также происходит и в детских домах. Обычный человек приходит в детский дом, он видит: ага, дети беззащитные, слабые. Кто-то был хорошим человеком, а другие — плохие приходили, и только еще хуже становились.

Я сейчас помогаю одной девочке, Насте, у нее в классе девочку насиловал ночной. Ночной — это воспитатель, который у нас ночью дежурил, следил за детьми. Мы, когда он у нас дежурил, все спали одетые — он мог запросто с фонариком подойти, откинуть одеяло и смотреть на нас.

Другая девочка была для ночного удобным случаем — ее еще до интерната изнасиловали, из неблагополучной семьи забрали, ее там отец насиловал, пятилетнюю, то есть она уже была не девственница

Девчонка та согласилась с ним спать, потому что она уже знала, что другого выхода нет. На самом деле больше насилия обычно происходит с мальчишками, потому что у девчонок следы можно увидеть в гинекологии.

Другая девочка была для ночного удобным случаем — ее еще до интерната изнасиловали, из неблагополучной семьи забрали, ее там отец насиловал, пятилетнюю, то есть она уже была не девственница. Из одного дома преступлений ее в другой перекинули. Я это рассказываю, основываясь на фактах и на поведении этого ночного.

Когда меня били, издевались, я думала, что так и должно быть. А потом, подрастая, в 13-14 лет, в переломный возраст, ребенок начинает понимать, что с ним происходит, он пытается это наружу выкинуть. Если бы те дети, которых «дядя Сережа» изнасиловал, не оказались снаружи, они бы не рассказали, потому что прекрасно знают, что в детском доме защиты нет. Ощутив защиту в приемной семье, ребенок начинает все рассказывать. Когда он оказывается дома, он не верит своим ушам — вроде он думал, что в детском доме его насиловали, и это правильно, в семье же с ним все хорошо — его не бьют, не насилуют, и это тоже правильно.

И только с прошествием времени он начинает понимать, что все-таки то, что происходило в детском доме, не является нормой. Он начинает оглядываться, искать защиту и понимает, что теперь у него мама, папа есть, что они его могут защитить. И дети, которые остались в Челябинском детском доме и которых насиловали, молчат. Они ничего не сказали, потому что они знают, что им никто не поможет. Когда ребенок не молчит, это очень хорошо. Значит, он понял, что эти твари должны быть наказаны, и есть добрые, справедливые люди на свете, вот в чем суть.