Церковная реформа никона. Церковный раскол XVII века на Руси и старообрядчество

Христианская церковь никогда не была единой. Это очень важно помнить, дабы не впасть в крайности, так часто имевшие место в истории этой религии. Из Нового завета видно, что ученики Иисуса Христа еще при его жизни имели споры о том, кто из них главнее и важнее в зарождающейся общине. Двое из них - Иоанн и Иаков - даже просили о престолах по правую и по левую руки от Христа в грядущем царстве. После же смерти основателя, первое, что стали делать христиане - делиться на различные противоборствующие группы. Книга Деяний и сообщают о многочисленных лжеапостолах, о еретиках, о том, кто вышел из среды первых христиан и основал собственную общину. Разумеется, те смотрели на авторов новозаветных текстов и их общины точно так же - как на еретические и раскольнические сообщества. Почему же так происходило и что было главной причиной разделения церквей?

Доникейский период Церкви

О том, что представляло собой христианство до 325 года, нам известно чрезвычайно мало. Мы знаем только, что это мессианское течение внутри иудаизма, которое было инициировано бродячим проповедником по имени Иисус. Учение его было отвергнуто большинством иудеев, а самого Иисуса распяли. Немногочисленные последователи, однако, заявили, что он воскрес из мертвых и объявили его мессией, обещанным пророками Танаха и пришедшим, чтобы спасти мир. Столкнувшись с тотальным неприятием среди своих соотечественников, они распространили свою проповедь среди язычников, из числа которых нашли немало приверженцев.

Первые разделения среди христиан

В процессе этой миссии и случился первый раскол христианской церкви. Уходя на проповедь, апостолы не имели кодифицированного прописанного вероучения и общих принципов проповедования. Поэтому и проповедовали они разного Христа, разные теории и концепции спасения и налагали разные этические и религиозные обязательства на новообращенных. Одни из них принуждали христиан из язычников обрезываться, соблюдать правила кашрута, блюсти субботу и выполнять иные постановления Моисеева закона. Другие, напротив, отменяли все требования Ветхого завета не только в отношении новообращенных язычников, но и в отношении самих себя. К тому же, кто-то считал Христа мессией, пророком, но при этом человеком, а кто-то стал наделять его божественными качествами. Вскоре появился пласт сомнительных преданий, вроде рассказов о событиях из детства и прочего. Плюс ко всему по-разному оценивалась спасительная роль Христа. Все это привело к значительным противоречиям и конфликтам внутри первохристиан и инициировало раскол христианской церкви.

Из хорошо видны подобные расхождения во взглядах (вплоть до взаимного неприятия друг другом) между апостолами Петром, Иаковом и Павлом. Современные ученые, исследующие разделение церквей, выделяют на этом этапе четыре основных ветви христианства. Вдобавок к трем вышеозначенным лидерам они добавляют ветвь Иоанна - также обособленный и независимый альянс локальных общин. Все это естественно, учитывая, что Христос не оставил ни наместника, ни преемника, и вообще не дал никаких практических указаний по организации церкви верующих. Новые общины были полностью независимы, подчиняясь лишь авторитету основавшего их проповедника и избранным лидерам внутри себя. Богословие, практика и литургия имели в каждой общине самостоятельное становление. Поэтому эпизоды разделения присутствовали в христианской среде с самого начала и носили они чаще всего вероучительный характер.

Посленикейский период

После того как легализовал христианство, а особенно после 325 года, когда состоялся первый в городе Никее, облагодетельствованная им ортодоксальная партия фактически абсорбировала большую часть других направлений раннего христианства. Те, что остались, объявились еретиками и были поставлены вне закона. Христианские лидеры в лице епископов получили статус государственных чиновников со всеми юридическими последствиями своего нового положения. В итоге со всей серьезность встал вопрос административного устройства и управления Церкви. Если в предыдущий период причины разделения церквей носили доктринальный и этический характер, то в посленикейском христианстве добавился еще один важный мотив - политический. Так, за бортом церковной ограды мог оказаться и правоверный кафолик, отказавшийся подчиняться своему епископу, или сам епископ, не признавший юридическую власть над собой, например, соседнего митрополита.

Разделения посленикейского периода

Мы уже выяснили, что было главной причиной разделения церквей в этот период. Однако клирики часто пытались окрасить политические мотивы в вероучительные тона. Поэтому данный период дает примеры нескольких очень сложных по природе своей расколов - арианского (по имени своего лидера, священника Ария), несторианского (по имени основателя - патриарха Нестория), монофизитского (от наименования учения о единой природе во Христе) и множества других.

Великая схизма

Самый значительный раскол в истории христианства произошел на рубеже первого и второго тысячелетий. Единая дотоле ортодоксальная в 1054 году разделилась на две независимые части - восточную, именуемой сейчас Православной церковью, и западную, известную как Римо-католическая церковь.

Причины раскола 1054 года

Говоря кратко, главная причина разделения церкви 1054 года - политическая. Дело в том, что Римская империя к тому времени составляла две независимые части. Восточной частью империи - Византией - правил кесарь, чей престол и административный центр располагался в Константинополе. Император же был и Западной империей фактически правил епископ Рима, сосредоточивший в своих руках как светскую, так и духовную власть, а кроме того, притязающий на власть и в византийских церквях. На этой почве, разумеется, вскоре возникли споры и конфликты, выразившиеся в ряде церковных претензий друг ко другу. Мелочные, по существу, придирки послужили поводом к серьезному противостоянию.

В конце концов, в 1053 году в Константинополе по приказу патриарха Михаила Керулария были закрыты все храмы латинского обряда. В ответ на это папа Лев IX направил в столицу Византии посольство во главе с кардиналом Гумбертом, который и отлучил Михаила от церкви. В ответ на это патриарх собрал собор и взаимно папских легатов. Сразу на это не обратили особого внимания, и межцерковные отношения продолжались в привычном русле. Но через двадцать лет первоначально незначительный конфликт стал осознаваться как фундаментальное разделение христианской церкви.

Реформация

Следующим важным расколом в христианстве является возникновение протестантизма. Случилось это в 30-х годах XVI века, когда один немецкий монах августинского ордена восстал против авторитета Римского епископа и осмелился критиковать ряд догматических, дисциплинарных, этических и других положений католической церкви. Что было главной причиной разделения церквей в этот момент - трудно ответить однозначно. Лютер был убежденным христианином, и для него основным мотивом была борьба за чистоту веру.

Конечно, его движение стало и политической силой за освобождение германских церквей от власти Римского папы. А это, в свою очередь, развязывало руки светской власти, больше не скованной требованиями Рима. По этим же причинам протестанты продолжали разделяться и между собой. Очень быстро во многих европейских государствах стали появляться собственные идеологи протестантизма. Католическая церковь начала трещать по швам - многие страны выпали из орбиты влияния Рима, другие были на грани этого. Сами протестанты при этом не имели ни единого духовного авторитета, ни единого административного центра, и этим отчасти напоминали организационный хаос первохристианства. Похожая ситуация в их среде наблюдается и сегодня.

Современные расколы

Что было главной причиной разделения церквей в прежние эпохи, мы выяснили. Что же происходит с христианством в этом отношении сегодня? В первую очередь, нужно сказать, что значительных схизм со времен Реформации больше не возникало. Существующие церкви продолжают разделяться на подобные друг другу небольшие группы. В среде православных были старообрядческий, старостильный и катакомбный расколы, от католической церкви также отделилось несколько групп, а протестанты неустанно дробятся, начиная с самого своего появления. Сегодня численность протестантских деноминаций - более двадцати тысяч. Тем не менее, ничего принципиально нового так и не появилось, если не считать нескольких полухристианских организаций вроде Церкви мормонов и свидетелей Иеговы.

Важно отметить, что, во-первых, сегодня большинство церквей не связаны с политическим режимом и отделены от государства. А во-вторых, имеет место экуменическое движение, которое стремится сблизить, если не объединить различные церкви. В этих условиях главная причина разделения церквей - идеологическая. Сегодня мало кто всерьез пересматривает догматику, но зато огромный резонанс получают движения за рукоположение женщин, венчание однополых браков и т.д. Реагируя на это, каждая группа обособляется от других, занимая свою принципиальную позицию, сохраняя в целом догматическое содержание христианства неприкосновенным.

Причины церковной реформы Никона

Усиливающаяся требовала централизованной церкви . Необходима была ее унификация — введение одинакового текста молитвы, одного и того же типа богослужения, одних и тех же форм магических обрядов и манипуляций, составляющих культ. С этой целью во время правления Алексея Михайловича патриархом Никоном была проведена реформа, оказавшая значительное влияние на дальнейшее развитие в России. За основу изменений была взята практика богослужений в Византии.

После в ритуале византийской церкви произошли некоторые изменения. Задумав исправление книг по греческим образцам, Никон понял, что без решительной ломки многих укоренившихся в русской церкви обрядов не обойтись. Для того чтобы заручиться поддержкой, он обратился к Константинопольскому патриарху Паисию, который не рекомендовал Никону ломку устоявшихся традиций, однако Никон поступил по-своему. Помимо изменений в церковных книгах, нововведения касались порядка богослужения. Так, крестное знамение надо было творить тремя пальцами, а не двумя; крестный ход вокруг церкви совершать не по солнцу (с востока на запад, посолонь), а противу солнца (с запада на восток); вместо земных поклонов надо делать поясные; крест почитать не только восьми- и шестиконечный, но и четырехконечный; аллилуйю петь три раза, а не два и некоторые другие.

Реформа была провозглашена на торжественной службе в московском Успенском соборе в так называемую Неделю православия 1656 г. (первое воскресенье Великого поста). Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, а соборы 1655 и 1656 гг. одобрили ее. Однако со стороны значительной части бояр и купечества, низшего духовенства и крестьянства она вызвала протест. В основе протеста лежали общественные противоречия, принявшие религиозную форму. В результате начался раскол церкви. Тех, что был не согласен с реформами, называли раскольниками. Во главе раскольников стояли протопоп Аввакум и Иван Неронов. Против раскольников использовались средства власти: тюрьмы и ссылки, казни и гонения. Аввакум и его сподвижники были расстрижены и отправлены в Пустозерский острог, где были сожжены заживо в 1682 г.; других ловили, пытали, били, обезглавливали и жгли. Особенно жестоким противостояние было в Соловецком монастыре, который удерживал осаду со стороны царских войск около восьми лет.

В Москве на защиту старой веры встали стрельцы под руководством Никиты Пустосвята. Они потребовали проведения диспута между никонианцами и старообрядцами. Диспут вылился в перебранку, однако староверы почувствовали себя победителями. Тем не менее победа оказалась иллюзорной: на следующий день руководители старообрядцев были арестованы и через несколько дней казнены.

Приверженцы старой веры поняли, что надежд на победу в государственном плане у них не остается. Усилилось бегство на окраины страны. Самой крайней формой протеста стали самосожжения. Считается, что за время существования старообрядчества количество сжегших себя достигло 20 тыс. «Гари» продолжались в течение большей части XVIII в. и прекратились только в царствование Екатерины II.

Патриарх Никон попытался утвердить приоритет духовной власти над светской, поставить патриаршество выше самодержавия. Он рассчитывал, что царь не сможет обойтись без него, и в 1658 г. демонстративно отрекся от патриаршества. Шантаж успеха не имел. Поместный собор 1666 г. осудил Никона и лишил его сана. Собор, признав независимость патриарха в решении духовных вопросов, подтвердил необходимость подчинения церкви царской власти. Никон был сослан в Белозерско-Ферапонтов монастырь.

Последствия церковной реформы Никона

Реформы Никона привели к расколу церкви , в результате которого образовалось две группы старообрядцев: поповцы (имели священников) и беспоповцы (священников заменили уставщики). В свою очередь, эти группы делились на множество толков и согласий. Наиболее мощными течениями были «духовные христиане» — молокане и духоборы. Основателем молоканства считается бродячий портной Семен Уклеин. Молокане признают Библию в отличие от духоборов. У них она ассоциируется с образом «духовного молока», которым окормляется человеческая душа. В их учении, изложенном в книге «Догматы молокан », большое место уделяется предсказаниям второго пришествия Христа и установления на земле тысячелетнего царства. Управляются общины выборными руководителями-наставниками. Богослужение состоит в чтении Библии и пении псалмов.

Духоборы основным вероисповедным документом считают не Библию, а «Книгу жизни » — собрание псалмов, сочиненных самими духоборами. Бог толкуется ими как «вечное добро», а Иисус Христос — как человек с божественным разумом.

Христоверы - еще одно течение старообрядчества — учат, что Христос может вселиться в каждого верующего; они отличаются крайней мистикой и аскетизмом. Главная форма богослужения — «радения», имевшие целью достижение единства со Святым Духом. «Радения» сопровождаются плясками, песнопениями, пророчествами, экстазами. От них отделилась наиболее фанатичная группа верующих, которые считают главным средством нравственного совершенствования оскопление мужчин и женщин. Они получили название «скопцы».

В середине XVII века произошли события, вызвавшие глубокие потрясения в духовной и общественной жизни Московской Руси. Отголоски той давней исторической драмы дошли до наших дней в виде существования двух ветвей православной церкви: никонианской и старообрядческой. Раскол был вызван церковной реформой, которая неразрывно связана с личностью патриарха Никона.

По словам В. О. Ключевского, среди исторических деятелей XVII века трудно найти человека крупнее и своеобразнее Никона. Это был богатырь высокого роста с большой головой, обрамленной черными волосами. В миру будущего патриарха звали Никитой. Он родился в 1605 г. в крестьянской семье. Мать его вскоре умерла, и отец привел в дом мачеху, которая невзлюбила пасынка. Она била, морила голодом и унижала Никиту. Поэтому мальчик старался как можно больше времени проводить вне дома. Он подружился с дочерью священника из соседнего села Колычево, благодаря которому выучился грамоте. Страсть к книгам привела Никиту в монастырь Макария Желтоводского. Здесь он читал церковные книги и проходил науку монастырских служб. Но в 17 лет по требованию отца он был вынужден вернуться домой, так как был наследником кресть­янского хозяйства. Однако Никита выбрал в жизни другую дорогу. В 1625 г. после смерти отца он женился на знакомой с детства дочери сельского священника Настасье и с течением времени возглавил приход в Колычеве.

Семейная жизнь молодого священника сложилась трагически. Неожиданно один за другим умерли три его малолетних сына. Потрясенные горем, Никита и Настасья решили уйти из мира. Он отправился на Белое море, где принял монашеский постриг и имя Никон. В ту пору будущему патриарху было чуть больше 30 лет. Вскоре Никон стал игуменом Кожеезерского монастыря. Будучи по монастырским делам в Москве, он но обычаю того времени явился на поклон к царю Алексею Михайловичу. Эта встреча, имевшая место в 1646 г., произвела на 17-летнего набожного царя очень сильное впечатление. Он приблизил к себе Никона, доверяя ему «ложные и ответственные посты в церковной иерархии. В 1652 г. он был возведен в сан патриарха с невиданными ранее почестями и полномочиями. Весной 1654 г. государь и патриарх созвали церковный собор, в котором участвовали 5 митрополитов, 5 епископов и архие­пископов, и архимандритов и игуменов, 13 протопопов. Собор начался речью Никона, указавшего на неисправность церковных книг и на необходимость их исправления. Было решено исправить их, сверяясь с древними и греческими книгами.

Неверующему человеку изменения, связанные с проведением церковной реформы могут показаться незначительными. Но многие люди XVII века считали их кощунством. Защищая свои традиции и обряды, приверженцы старой веры готовы были взойти на костер, принимая мученическую смерть. Каковы были эти изменения?

Магическим символом христианского вероучения почитается крестное знамение. В древнерусском персто-сложении два осеняющие пальца обозначали двуединство Христа как бога и человека. Никонианство приняло для крестного осенения символ Троицы - трехперстное сложение. В соответствии с тем же принципом сугубая аллилуйя - дважды произносимое славословие в честь Христа - богочеловека «аллилуйя, аллилуйя» была ишенена на трехгубую аллилуйю. Изменилось написание имени Христа. Взамен написания «Исус» вводилось написание «иисус». На Руси издревле была принята восьмиконечная форма креста, символизирующая «страсти господни» (четыре конца крестовины самого распятия, плюс - концы перекладин: верхней - с титлом Христа и нижней - подножия). Никон, не запрещая восьмиконечный крест, вводил основную форму-крест четырехконечный.

Кроме того, имел место ряд других новшеств. Раньше в некоторых священнодействиях (например, обнесение крестимого ребенка вокруг купели, венчание вокруг аналоя) хождение шло «по солонь», т. е. по солнцу, с севера на восток, теперь - с юга на восток. Служение на семи просфорах сменилось на пять. Запрещалось класть земные поклоны, их заменили поясные. Вскоре было приказано изъять из употребления иконы старо­русского письма. Старинное церковное пение в унисон стало заменяться на многоголосье. Прекратилось строительство самобытных шатровых храмов.

И все-таки обрядовая сторона носила второстепенный характер. Истинные причины церковной реформы следует искать глубже. Она была, прежде всего, вызвана укреплением самодержавия. Этот процесс был тесно связан с унификацией всех сторон общественной жизни. Введение единообразия в церковных обрядах являлось одним из проявлений этой тенденции. Символичным было то, что Собор, положивший начало церковной реформе, состоялся в один год с Переяславльской радой. Включение Украины в состав Русского государства требовало устранить различия между украинскими и русскими православными в церковных делах. Наконец, большое значение имела идеология «Москва- Третий Рим». Претензии Москвы на роль преемницы Византийской империи обязывали придерживаться греческой традиции. Но к середине XVII века расхождения с ней были весьма заметными. На это указывали бывавшие в Москве в тот период высшие иерархи Восточной христианской церкви. А в 1652 г. пришло известие о том, что на Афоне старцы объявили еретическими и сожгли московские церковные книги. Таким образом, реформа Никона была вызвана не только религиозными, но и политическими причинами.

Со своей стороны, Никон преследовал при проведении реформы собственные цели. Будучи чрезвычайно властным и амбициозным человеком, он стремился утвердить идею превосходства церковной власти над властью светской. В период своего патриаршества Никон обладал огромной властью. Он не только единолично управлял церковью, но и активно вмешивался в государственные дела. Молодой царь разрешил патриарху титуловаться «Великим Государем» и доверял ему управление страной во время своего отсутствия в Москве. Возвышение патриарха вызывало недовольство боярской верхушки, которое усиливалось из-за высокомерного поведения Никона. Патриарх навязывал свою волю и осмеливался перечить самому царю. В сложившейся ситуации нужен был лишь повод для устранения недавнего царского любимца. Вскоре такой повод был найден. В 1658 г. между Алексеем Михайловичем и Никоном возник конфликт, приведший к разрыву отношений. В 1666 г. церковный Собор лишил Никона патриаршего сана, после чего он был сослан в Ферапонтов монастырь. Некогда могущественный глава церкви умер в 1681 г., возвращаясь из ссылки, и по указанию царя Федора Алексеевича был похоронен как подобает патриарху.

Смещение Никона с патриаршества не означало отмены его реформы. Собор 1666 г. признал реформу делом царя, государства и церкви. Приверженцы старой веры были преданы анафеме, они сурово преследовались. Неудивительно, что раскольники участвовали во многих антиправительственных выступлениях второй половины XVII-XVIII вв. стрелецких бунтах, крестьянских войнах и др.

Церковь довольно долгое время играла огромную роль в становлении монархии. Для поддержания монархического абсолютизма необходима была вера людей в то, что монарх - посланник богов, и власть его идет не только от крови, но и от высших сил.

Также для укрепления власти было необходимым улучшить структуру государства - унифицировать все стороны жизни общества, создать какие-либо общие требования, которые нельзя было нарушать. Для этой цели Царем также было одобрено «Соборное уложение» за 1649 год.

Кроме всего прочего, были и свои политические мотивы:

При Алексее Михайловиче в состав России вошла часть Украины - было важно, чтобы не было никаких религиозных конфликтов между населением.

В 17 веке была очень распространена теория, в которой Москва выступала в роли Третьего Рима, иными словами - в роли великого священного города. Алексей Михайлович, правивший с 1645 по 1676 год, хотел сделать все, чтобы Москва стала наравне с Константинополем. Он хотел, чтобы Россия стала своеобразной преемницей Византийской империи, и для этого было необходимым усовершенствовать религиозный аспект жизни русского народа, исправив все несоответствия с укладом религиозных греков.

Церковный раскол 17 века

Именно в тот период набожный царь выбрал нового патриарха - Никона.

Никон, придя к церковной власти, узрел множество нарушений в религиозных обрядах. Такая ситуация имела место быть, поскольку люди, занимающиеся переводом религиозных книг, по которым жило общество, были не совсем грамотны и совершали множество ошибок в переводе.

Именно так и началась великая церковная реформа, что в последствии будет часто называться «реформой Никона» или же «Церковным расколом».

Итак, какие же нововведения произошли, благодаря этой реформе?

  • Одним из символов христианской веры является крест. Привычный нам крест с 4 концами - результат этой реформы. До нее крест был с 8.
  • До проведения реформы верующие использовали двоеперстие - символ единства Христа в качестве Бога и в качестве человека. После реформы оно заменилось на троеперстие - единство трех сущностей - сына, отца и святого духа.
  • «Аллилуйя» - восхваление Иисуса стало делаться трижды, не дважды.
  • "Иисус" стал писаться с двумя "и". Ранее имя писалось с одной.
  • В некоторых христианских ритуалах (например, венчание вокруг аналоя) происходило движение участников с севера на восток, с легкой подачи Никона - брачующиеся стали ходить с юга на восток.
  • Земные поклоны, что ранее всегда были актуальны, поменялись на обычные поясные.
  • Как раз в тот промежуток времени иконы начали писаться по-другому - до этого святые изображались полностью, потом же появилась практика рисования лишь их лица.
  • Уже привычное для людей пение в унисон преобразовалось во многоголосье.

Реформа была проведена в 1650-1660 годах. К слову говоря, такая личная заинтересованность патриарха была определена не только своими духовными интересами, но и амбициозным властолюбием - он хотел показать, что власть церковная выше светской. Хотел подчинить монарха своим личным интересам.

И ему это почти удалось. Патриарх имел на тот момент просто огромную власть при дворе: мало того, что Никон собственноручно управлял всеми делами церкви, так он еще и вмешивался в дела государственные. Порою, он даже перечил Государю, что было делом неслыханным.

Алексей Михайлович, как и следует его прозвищу («Тишайший») на первых порах не особо этому сопротивлялся - он разрешил патриарху называться «Великим Государем» и править царством, пока сам царь в отъезде. Однако вскоре Алексей Михайлович начал понимать, что такими темпами самодержавие станет второстепенным - в 1666 году он освободил Никона от его должности патриарха и сослал в Ферапонтов монастырь.

Однако, как же отразились на стране изменения, что оставил за собой этот деятель?

Население 17 века было по-настоящему верующим - да и кто может представить себе типичного русского мужика той эпохи без веры в своего Батюшку и Бога соответственно? Церковь и монархическая власть всегда идут рука об руку, и это нормально. В то время считалось, что если человек идет против Бога, то идет и против царя, а это было недопустимо и очень опасно в условиях монархизма.

Именно поэтому тех, кто не поддержал нововведения этой реформы, жестко преследовали и пытались заставить отказаться от своих убеждений - их вылавливали, казнили, пытали. Существовала своеобразная инквизиция, что занималась этими делами.

Людей, не принявших никоновские реформы, назвали тогда старообрядцами (они также носят названия староверы, раскольники). Возглавил раскольников Протопоп Аввакум.

Одной ужасающей особенностью того времени было то, что движение это по-своему тоже бунтовало против системы: оно не просто скрывалось от преследователей - оно проводило «крещение огнем». Старообрядцы собирались толпами и устраивали массовое самосожжение, называя это добровольной мученической смертью.

Делали они это также потому, что думали, словно новые реформы осквернили церковь априори, и чтобы спасти свою душу, нужно было совершать либо личный подвиг, либо самоотречение от окружающей действительности.

Никоновская церковь считала их грешниками, а «добровольную мученическую смерть» - самоубийством, грехом. Поэтому почти всегда пойманных старообрядцев предавали анафеме.



Главная причина раскола русской церкви лежала в духовной сфере. Тради-ционно в русской религиозности придавали огромное значение об-рядам, считая их основой веры. По мнению многих православных, греки «пошатнулись» в вере, за что и были наказаны утратой «пра-вославного царства» (падением Византии). Поэтому «старорусская старина», считали они, и есть единственно правильная вера.

Реформа Никона

Реформа патриарха Никона в основном касалась правил проведения церковного обряда . Предписывалось, чтобы молящийся совершал крестное знамение тремя перстами (пальцами), как было заведено в грече-ской церкви, вместо двух, как существовало ранее на Руси; вводи-лись поясные поклоны во время молитвы вместо земных; предпи-сывалось во время службы в церкви петь «Аллилуйя» (прославле-ние) не два, а три раза; во время крестного хода двигаться не по солнцу (посолонь), а против; имя Иисус писать с двумя «и», а не с одним, как раньше; были введены новые слова в процесс богослу-жения.

Церковные книги и иконы исправлялись по новопечатным гре-ческим образцам вместо древнерусских. Неисправленные книги и иконы подвергались публичному сожжению.

Собор поддержал церковную реформу Никона и предал проклятию её противников. Та часть населения, которая не приня-ла реформу, стала называться староверами или старообрядца-ми. Решение Собора углубило раскол в Русской Православной Церкви.

Движение старообрядцев получило широкое распространение. Люди уходили в леса, в безлюдные места Севера, Заволжья, Сиби-ри. Большие поселения старообрядцев появились в нижегородских и брянских лесах. Они основывали скиты (отдалённые поселения в глухих местах), где совершали обряды по старым правилам. Против староверов направлялись царские войска. При их приближении не-которые старообрядцы целыми семьями закрывались в домах и сжи-гали себя.

Протопоп Аввакум

Старообрядцы демонстрировали твёрдость и приверженность старой вере. Духовным вождём старообрядцев стал протопоп Авва-кум (1620/1621-1682).

Аввакум выступал за сохранение старых православных обрядов. Его за-ключили в монастырскую тюрьму и предложили отречься от своих взгля-дов. Он этого не сделал. Тогда его сослали в Сибирь. Но он и там не смирил-ся. На Церковном соборе его лишили сана и прокляли. В ответ Аввакум сам предал проклятию Церковный собор. Его сослали в заполярный острог Пустозёрск, где он 14 лет просидел со своими сподвижниками в земляной яме. В заточении Аввакум написал автобиографическую книгу «Житие» (до это-го писали только о житиях святых). 14 апреля 1682 г. его вместе с «соузни-ками... за великие хулы» сожгли на костре. Материал с сайта

Феодосия Морозова

Боярыня Феодосия Прокопьевна Морозова была сторонницей старооб-рядцев. Свой богатый дом она сделала убежищем для всех гонимых «за ста-рую веру». Морозова не поддавалась на уговоры отойти от старой веры. Ни уговоры патриарха и других архиереев, ни жестокие пытки, ни конфискация всех огромных её богатств не возымели воздействия. Боярыню Морозову и её сестру княгиню Урусову отправили в Боровский монастырь и посадили в земляную тюрьму. Там Морозова умерла, но не отступила от своих убеждений.

Монахи Соловецкого монастыря

В числе старообрядцев оказались монахи Соловецкого монастыря. Они отказались читать традиционную православную молитву за царя, считая, что он подчинился Антихристу. Этого правительство стерпеть не могло. Против непокорных были направлены правительственные войска. Мона-стырь сопротивлялся в течение восьми лет (1668-1676). Из 500 его защит-ников в живых осталось 60.