Характерные черты религиозных верований бронзового века. Бронзовый век и его особенности

Таким образом, в эпоху каменного века происходит зарождение живописи, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства. Большую роль играют живопись и декоративно-прикладное искусство. Главной отличительной чертой искусства каменного века является неразрывность труда, представлений о жизни, протонаучных знаний, культовых представлений и искусства.

Лекция 3. Искусство бронзового и железного веков.

1. Применение металла как фактор развития искусства.

2. Характерные черты искусства бронзового века.

3. Развитие первобытной культуры в железном веке.

Применение металла как фактор развития искусства .

На границе 3-2 тысячелетия до н.э. человек освоил изготовление орудий труда и оружия из сплава олова и меди – бронзы. Воспользовшись довольно лёгким плавлением металла человек сумел увеличить количество орудий труда. В эпоху бронзы происходит первое крупное общественное разделение – выделяются племена, занимающиеся скотоводством. Одновременно господствующее положение и в производстве и в быту занимает мужчина: патриархат сменяет матриархат. К тому же у человека постепенно формируется представление о богатстве, появляется частная собственность.

Около 1 тыс. лет до н.э. общество начинает использовать железо для производства орудий труда и оружия. Причём из железа сначала делали исключительно украшения, так как первобытный человек считал данный металл дорогим. Появление железа способствовала повышению производительности труда, особенно в земледелии. Ремесло отделяется от земледелия.

Если говорить о культуре железного века то стоит подчеркнуть, что мы рассматриваем культуру народов, не вошедших в состав рабовладельческих государств – скифы, кельты и другие племена. По сравнению с ними. Др. Греция и Др. Рим находились на более высокой степени экономического и духовно-культурного развития.

Для архитектуры эпохи бронзы характерны мегалитические постройки – менгиры, дольмены, кромлехи. Их возникновение связано с развитием религиозных представлений первобытного человека, с культом предков и природы, то есть духовными потребностями общества.

Менгиры – это вертикально стоящие камни высотой более 2 м. По существу менгиры являются предшественником монументальной скульптуры, хотя несут в себе и черты архитектуры. Данные сооружения олицетворяли собой богов и почитаемых людей. Так в г. Коллорг есть менгиры, на которых просматриваются человеческие руки. В Сардинии мы встречаем менгиры олицетворяющих кормящую мать. Но встречаются менгиры изображающие рыб (Армения), зверей (Сибирь). Особенно много менгиров в северо-западной Франции, где существуют аллеи менгиров (обнаружено около 4000 менгиров). Возможно, менгиры служили границами религиозных святилищ, сооружений. Сила воздействия на зрителя достигалась сопоставлением гордо поднимающейся ввысь вертикальной массы мощного монолита с небольшими деревянными хижинами или землянками жилых селений.



Архитектурное начало сильнее выражено в дольменах. Это погребальные сооружения из двух или четырёх отвесно поставленных обтёсанных камней, перекрытых горизонтальной каменной плитой. Внутреннее пространство дольмна служило для родовых захоронений. Дольмены широко распространены в Западной Европе, Северной Африке.

Самым известным мегалитическим сооружением эпохи бронзы является кромлех Стоунхендж (начало 2-го тыс. до н.э.). В плане – это круглая площадка диаметром 30 метров, замкнутая четырьмя кольцами вертикально поставленных синих камней. Кольцо внешнего круга из 30 каменных столбов, соединённых лежащими на них балками, образуют подобие гигантского хоровода, внутренне кольцо, в центре которого находилась небольшая каменная плита, составлено из невысоких менгиров. Второе кольцо сооружено из семиметровых блоков, попарно поставленных и перекрытых плитами. В центре Стоунхенджа находился жертвенник. На столбах мы видим результат работы человека: все они отёсаны и имеют более или менее правильную форму. По своему целевому назначению Стоунхендж можно рассматривать как храм Солнца. Зодчий настолько был поражён могуществом недосягаемого солнца, что решил воплотить силу энергии в камне, при этом материал для строительства находился в 280 км. от кромлеха.

Большую роль в эпоху бронзы играет декоративно-прикладное искусство и орнаментирование керамики. На стоянках человека археологи находят достаточное количество бронзовых изделий. Орудия труда об оружие по возможности украшается узором. Так булавки, получив сложный декоративный вид, эволюционируют в фибулы – пряжки. Наиболее интересными представляются фибулы найденные в Швейцарии, Верхней Италии, Венгрии, Сев. Германии. Человек, усвоив ковкость металла, сумел создавать новые элементы украшения – диадемы (головные обручи), шейные кольца, браслеты, цепочки и мн. др.

Воины стремятся индивидуализировать свой меч – появляются не только металлические набалдашники, но и деревянные и костяные вставки на рукояти.

Орнамент в керамике сохраняет свою симметричность, но теперь он составлен из кривых линий (круги, полукруги, спирали, волнообразные линии). Доминирует человеческая и животная орнаментика. Так на сосудах бронзового века можно обнаружить головы драконов, змей. Эти же изображения можно встретить на ножах, щитах. Но можно встретить и простые декоры: выпуклости, точечные вкрапления и тд.

Одним из известных изображений человека является гольштейнский нож. Рукоять представлена в форме полуобнажённой женщины с сосудом в руках, причём пропорции тела соблюдены.

Религия бронзового века: Бог Неба и культ предков

С начала династии Шан (прибл. 1751–1028 гᴦ.) в нашем распоряжении гораздо больше информации. В общих чертах Шан знаменует собой переход от предыстории к собственно истории Древнего Китая. Эпоха эта характеризуется развитием производства бронзы, появлением городских центров и городов-столиц, наличием военной аристократии, возникновением царств и началом письменности. Документация, касающаяся религиозной жизни, достаточно обширна. В первую очередь, мы располагаем богатой иконографией, примером которой служат великолепные ритуальные бронзовые вазы. С другой стороны, царские гробницы позволяют получить сведения о некоторых религиозных обрядах. Но особенно ценным источником являются многочисленные надписи на гадальных костях: лопатках животных и черепашьих щитках.Наконец, несколько позднейших сочинœений: к примеру, "Книга песен",названная Карлгреном "Free Chou texts" [свободные тексты эпохи Чжоу].- содержат много материала древнейших времен. Добавим, однако, что эти источники, сообщающие нам о некоторых аспектах религии шанцев, касаются, в первую очередь, верований и ритуалов царского дома; мифология и теология других слоев населœения, как и в эпоху неолита͵ остается в большей своей части нам незнакома.

Интерпретация иконографических документов далеко не всœегда бывает бесспорной. Обычно признается некоторая аналогия мотивов керамики Яншаос религиозной символикой позднейших времен. Хенце (цит. соч., стр.
Размещено на реф.рф
215 и сл.) толкует соединœение полярных символов как иллюстрацию религиозных идей, связанных с обновлением Времени и духовным обновлением. Столь же важна символика цикады и маски тао-ди - символика, наводящая на мысль о круговороте рождений и возрождений: свет и жизнь, возникающие из тьмы и смерти. Замечателœен и союз антагонистических образов (пернатая змея, змея и орел и т. д.), иными словами, диалектика противоположностей и coincidentia oppositorum, центральный пункт даосской философии и мистики. Бронзовые вазы - по-прежнему урны-дома.Их формы заимствованы частью из керамики, частью из прототипов в дереве.Великолепному анималистическому искусству, явленному в бронзовых вазах, весьма вероятно, послужили образцом гравюры на дереве.

Гадальные надписи на костях и панцирях раскрывают отсутствующую (или неуловимую?) в материалах неолита религиозную концепцию верховенства высшего небесного божества Ди (Государь) или Шан-ди (Верховный Государь). Ди повелœевает космическими ритмами и явлениями природы (дождь, ветер, засуха и т. д.), дарует победу Царю и обеспечивает богатый урожай или, напротив - обрекает на поражение и насылает болезни и смерть. Ему приносят два вида жертв: в святилище предков и в чистом поле. Но, как это происходит с другими небесными богами архаического пантеона (см. наш "Трактат по истории религий", § 14 и сл.), и его культ указывает на неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ ослабление примата религии. Ди оказывается более далеким и менее действенным, чем умершие предки царских родов, и ему приносится меньше жертв. При этом он - единственный, к кому взывают, когда дело касается плодородия (дождь) и войны - двух самых главных забот властелина.

Как бы то ни было, верховенство Ди сохраняется. Все другие боги, а также царские предки находятся в подчинœенном по отношению к нему положении. Единственно предки Царя могут ходатайствовать за кого-то перед Ди; с другой стороны, только Царь наделœен способностью общаться со своими предками, ибо он есть "особый человек".Авторитет Властелина укрепляется с помощью его предков; вера в их магико-религиозное могущество легитимизировала власть династии Шан. В свою очередь, предки зависят от приносимых им пожертвований зерном, а также, кровью и мясом животных.Ошибочно было бы предполагать, вслед за некоторыми исследователями,что культ предков перешел в низшие социальные слои от правящей аристократии, для которой он столь много значил. Нет, культ данный был укоренен и весьма популярен уже в эпоху неолита. Как мы видели выше (стр.
Размещено на реф.рф
8), у самых древних земледельцев он составлял часть религиозной системы, сопряженную с антропокосмическим циклом. Отсюда и верховенство царя, чей Прародитель, считалось, происходил по прямой линии от Ди, придавшего этому древнему культу политическую функцию.

Два вида жертв приносит Царь: жертвы предкам и жертвы Ди и другим богам. Иной раз ритуальная служба растягивается на 300 или 360 дней. Слово ʼʼжертвоприношениеʼʼ обозначает ʼʼгодʼʼ, поскольку годовой цикл задуман как завершенная служба. Это подтверждает религиозную значимость календаря, гарантирующего нормальную смену времен года. В колоссальных царских гробницах вблизи Аньяня наряду со скелœетами животных находят многочисленные человеческие останки: люди умерщвлялись, очевидно, для того, чтобы сопутствовать повелителю в загробном мире. Выбор жертв (воины, слуги, собаки, лошади) подчеркивает важность института охоты(должна быть, ритуальной?) для военной аристократии и царского клана.Большое число вопросов, сохраненных для нас надписями на гадальных костях, касаются своевременности и шансов на успех того или иного царского предприятия.

Захоронения наделялись той же космологической символикой и выполняли ту же функцию, что и жилища: они представляли собой обиталища, только для мертвых. Подобными же установками можно объяснить и человеческие жертвоприношения при строительстве зданий, особенно храмовых и дворцовых. Души жертв как бы обеспечивали нерушимость конструкции: возводимое сооружение долженствовало служить, так сказать, "новым телом", вместилищем души жертвы.Но практика человеческих жертвоприношений имела и другие цели, о которых у нас мало сведений; можно лишь предположить, что имелось в виду обновление Времени или регенерация царствующей династии.

Несмотря на лакуны, главные черты религии эпохи Шан поддаются расшифровке. Не вызывает сомнений важнейшая роль бога Неба и культа предков. Сложность жертвенной системы (связанной с религиозным календарем) и техники предсказаний обусловливала существования класса профессионалов - "знатоков сакрального", прорицателœей, жрецов и шаманов. И, наконец, иконография раскрывает перед нами символику одновременно космологическую и сотериологическую, пока еще недостаточно проясненную, но, по всœей вероятности, предвосхищающую основные религиозные концепции классического Китая.

Религия бронзового века: Бог Неба и культ предков - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Религия бронзового века: Бог Неба и культ предков" 2017, 2018.

Смысл и многие детали религиозных представлений андроновцев, культовых обрядов, различных ритуалов, объясняются с помощью сопоставления археологических данных и сведений, почерпнутых из древнеиндийских и древнеиранских религиозных сочинений.

Все погребенные в могилах ориентированы головой на запад или юго-запад. Это не случайно. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Труп в могилу андроновцы клали в скорченном виде. Раньше такая поза объяснялась тем, что, страшась покойника, его связыва­ли веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому можно предположить, что скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери-земли. А чтобы придать покойнику эту позу, его связыва­ли. Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали держащим веревку.

Наряду с захоронениями покойников андроновцы использовали кремацию - сожжение трупов, связанное с культом огня. Однако остатки костей, золы и углей в могилах различаются по своему назначению. В ранний период зола и угли - это остатки огненных ритуалов сожжения трупа. Зола и кости в позднее время - сожженное деревянное перекрытие - следы очистительных кост­ров.

Иногда археологи встречают при раскопках остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Считалось, что женщины были убиты и положены в могилу вместе с мужчинами. Но это не так, из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оста­ваться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически - жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседнев­ную жизнь андроновцев, наполняя реальный мир их жизни богами, предками, героями.

С жертвоприношения начиналось и строительство дома. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища - возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. При возведении крыши верхнюю балку окропляли жертвенной кровью животного и устра­ивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. Его в праздничные дни украшали цветами, а во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а в обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина. Особым почтением пользо­вался домашний очаг, считавшийся семейной святыней. Разруше­ние очага было самым страшным поступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасы­вать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специаль­ные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи 8 .

Рисунки на камнях. Религия во многом определила и развитие искусства. Так, каменные фигурки богов делались с большим реализмом и художественным вкусом.

Своеобразны наскальные рисунки эпохи бронзы: на покрытых черной глиняной корочкой гладких поверхностях скал древние люди кусками твердого камня выбивали изображения животных, солнцеликих людей, колесниц, сцены сражений. Это ценнейший источник информации о духовной культуре человека, его мировоззрении. Казахстан - один из наиболее богатых мест по числу и разнообразию наскальных рисунков - петроглифов. Замечательные по своему богатству рисунки Тамгалы, Ешкиольмес, Каратау, Маймака, Тарбагатая, Букентау изучались археологами и стали достоянием мировой культуры.

Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы - весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние свершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек. В эпоху бронзы и позднее такие святилища находились у скал, и рисунки на них отражали представления андроновцев об окружающем мире. Как правило, святилища использовались в течение многих столетий. На скалах выбивали и вырезали рисунки не только люди эпохи неолита и бронзы, но позже - вплоть до XIX в. Поэтому в скоплениях рисунков ученые, пользуясь определенными методиками, выделяют разные по времени группы или пласты.

Ученые отнесли к периоду бронзы ряд рисунков, сюжетов и композиций. Один из наиболее часто встречаемых образов в наскальном искусстве андроновцев - дикий бык тур с гнутыми, вытянутыми вперед рогами, нередко с подчеркнутым горбом у лопаток, с мощным телом и крепкими ногами. Первые изображения их появились еще в эпоху неолита.

Кроме тура встречается изображение домашнего быка. Он изображен в упряжке в сценах пахоты или показан впряженным в повозку. Исходя из того, что андроновцы - индоиранцы, можно, опираясь на мифы и религиозную литературу древней Индии и Ирана, расшифровать содержание некоторых петроглифов. В мифах о сотворении вселенной говорится, что мир создан из частей первородного быка, принесенного в жертву солнечным богом Митрой. Митра сравнивается и отождествляется с быком. На одном из рисунков в горах Ешкиольмес Митра в виде антропоморфного существа с головой, окруженной солнечными лучами, показан стоящим на быке. На ряде святилищ древние изобразили сцены поклонения солнцеголовому Митре. В урочище Тамгалы изображен солнцеголовый человек, вокруг которого хоровод из пляшущих человечков, а также одиночные и парные танцоры. Все вместе они исполняют ритуальный танец. Кстати, сам хоровод - это символ солнца, а движение участников - имитация вращения светила на небе.

Изображение быка связано с идеей плодородия, могущества и силы.

Излюбленный сюжет в наскальном искусстве - двугорбый верблюд бактриан. В эпоху бронзы он изображался в статичной форме, и нередко занимал во многих сценах ритуальное место. У древних иранцев он был воплощением бога грома Веретрагны, а у индусов - Индры. В «Авесте», священной книге иранцев, воспева­ется мощный грозный Веретрагна, который в образе верблюда «наибольшей силой обладает, наибольшей мощью».

Среди петроглифов эпохи бронзы распространено изображение колесниц. Каратауские наскальные рисунки насчитывают 49 грави­ровок колесниц, есть они в Тамгалы, горах Ешкиольмес. На большинстве из них показаны легкие двухколесные охотничьи и боевые колесницы. Все они изображены в единой манере, как бы в плане, напоминая повозку с разобранными и положенными по сторонам кузовка колесами. Упряжные животные - лошади, реже верблюды. С конем и колесницей у иранцев был связан миф о небесной солнечной колеснице. На конных колесницах считали они, разъезжают по небу все высшие боги.

Встречаются среди рисунков сцены пахоты, на которых изобра­жены впряженные в плуг быки, лошади и козлы. За плугом идет человек. Видимо, эти сцены связаны с празднованием Нового года, с весенним солнцестоянием, праздником обновления природы, с плодородием. Важной частью праздника являлось проведение первой борозды. Этот акт должен был гарантировать богатый урожай. Право проведения первой борозды предоставлялось царю, поэтому в «Авесте» говорится о том, что верховный бог Ахура Мазда вручил первому царю иранцев Йиме «Золотой плуг», чтобы он распахал землю. Представление о золотом плуге и первой борозде характерно для многих народов 9 . Следует отметить, что отголоски древних представлений, зачастую в измененном виде, сохранились у казахов и других населяющих Казахстан народов.

1. Маргулан А. X., Акишев К. А., Кадырбаев М. , Оразбаев М. А. Древние культуры Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1966. Маргулан А. X. Бегазы-Дандыбаевская культура Центрального Казахстана. Алма-Ата, 1979; Кадырбаев М. К., Курманкулов Ж. Культура древних скотоводов и металлургов Сары-Арки. Алма-Ата, 1992.

2.Кривцова-Гракова О. А. Алексеевское поселение и могильник // Тр. Гос. истор. Музея М. Т. XVII. 1948; Сорокин В. С. Могильник бронзовой эпохи Тасты-Бутак I в Западном Казахстане // Материалы и исследования по археологии. 1962. № 120.

3.Максимова А. Г. Могильник эпохи бронзы Каракудук // Труды ИИАЭ АН КазССР. 1961. Т. 12. С. 62-71.

4.Средняя Азия в эпоху камня и бронзы. Л., 1966. С. 233-238.

5.Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986; Итина М. А. Древнехорезмские земледельцы // История, археология и этнография Средней Азии. М., 1988. С. 72-86.

7.Зданович Г. Б. Феномен протоцивилизации бронзового века Урало-Казахстанских степей. Взаимодействие кочевых культур и древних цивилизаций. Алма-Ата, 1989. С. 171-178.

8. Кузьмина Е. Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня. Фрунзе, 1986. С. 24-26.

9. Самашев 3. С. Наскальные изображения верхнего Прииртышья. Алма-Ата, 1992; Кадырбаев М. К., Марьяшев А. Н. Наскальные рисунки хребта Каратау. Алма-Ата, 1992.

Не допускается использование материалов на других веб-ресурсах без согласия авторского коллектива

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал Qazaqstan tarihy обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах».. – 111)

Глава 6. Религия в эпоху бронзы

Человек в эпоху бронзы уже сознательно

выделял себя из животного и растительного мира. Он продолжал поклоняться силам природы, солнцу и огню, которые

приносили ему тепло, свет и другие блага. В это время у людей существовала сложная Система представлений о загробной жизни. Разные племена представляли её по-своему. Об этом свидетельствуют различные варианты погребального ритуала.

У андроновцев культ, мертвых занимал особое место. Вера в бессмертие, в существование потустороннего мира превращала похороны соплеменников в сложный и Пышный ритуал, при котором соблюдались обычаи и правила на родовой общины.

В ранний период андроновской культуры (XVIII - XIV вв. до н. э) покойника сжигали на костре, а его прах и личные вещи помещали в каменный ящик. Этот ритуал был связан с культом огня. Сожжепие в представлении древних соответствовало закону обновления природы, возрождению новой жизни.

На поленницу из дров, устланных тростником, кладут усопшего. Рядом с ним раскладывают его личные вещи, сосуды с пищей, лук со стрелами, булаву.

Затем повелевают вдове: «Исполни древний обычай! » И она восходит па будущий костер справа от усопшего. Вдову поднимают и говорят: «Иди в мир живых! » - и трижды обходят вокруг костра справа налево, заклиная: «Чтобы вода текла тебе в трех мирах: в этом мире, в воздухе и на небе». Затем богу огня Агни, который своим пламенем переправит умершего на небо, приносят в оісертву козла со словами: «Козел - твоя доля, Агни, жаром испепели его! Отведи снова к отцам того, кто пожертвовал тебе». ПосЗіе этого костями жертвенного животного покрывают покойника. От огня, принесенного из домашнего очага, разжигают три жертвенных огня, поджигают костер с трех сторон и обращаются с молитвой к богу смерти Яме. Погребальный костер горит три часа, после чего его заливают водой и воздвигают на этом месте очистительный костер, совершая эісертвоприношения богам и отцам. И, наконец, траурная церемония заканчивается, и люди, омывшись, обращаются к Солнцу: «Мы вернулись из тьмы. Это живые отделились от мертвых... Мы шли навстречу пляске и смеху».

На следующем, более развитом этапе истории обычай сожжения сменился новым: умершего клали в каменный склеп на левый бок в скорченном положении.

Андроновцы с большой тщательностью строили погребальные сооружения. Они обносили их каменными оградами круглой или овальной формы из вертикально вкопанных или положенных плашмя каменных плит.

Все погребения андроновцев ориентированы головой на запад или на юго-запад. Круглый курган с могилой и центре считался подобием мира. Каждой стороной снеге управлял свой бог. Ориентация па запад была ориентацией па бога, ведающего связью с потусторонним миром.

Усопшего клали в могилу в скорченном виде. Прежде такую позу объясняли тем, что древние люди боялись покойника, поэтому и связывали его веревками в позе сна. Однако в древней литературе сказано, что земля покоит умершего, как мать сына, и что в будущем он возродится к новой жизни. Поэтому скорченная поза покойника в могиле - это поза младенца в утробе матери. А чтобы придать покойнику эту позу, его связывали.

Бога смерти Яму называли «связывающим мертвецов» и изображали с верёвкой в руке.

В загробном мире, по представлению андроновцев, были вожди и простые общинники, велись войны, разводили скот и возделывали поля. Поэтому в могилу ставили сосуды с пищей, клали оружие, одежду, украшения и другие предметы. Все это должно было обеспечить покойнику достойное существование в загробном мире.

Духам умерших поклонялись, верили в их покровительство и защиту, могилы считались святынями. Это был культ предков.

Многочисленные обряды и ритуалы сопровождали и повседневную жизнь андроновцев, наполняли их реальный мир богами, предками, героями.

Строительство дома начиналось с жертвоприношения.

В жертву приносили сосуды с молоком, закалывали быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища. При возведении крыши верхнюю балку окропляли кровью жертвенного животного и устраивали пир. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом. В праздничные дни его украшали цветами, во время свадеб у столба сидели жених и невеста, а и обычные дни на этом почетном месте восседал старейшина.

Домашний очаг был семейной святыней.

Разрушить очаг считалось самым страшным проступком. Очагу приносили жертвы, вокруг него обводили пришедшую в дом невесту, обносили перед похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивали специальные ямы-зольники.

Все эти обряды с золой и огнем совершались для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.

У разных народов существуют свои виды погребения.

в Индии, например, некоторых умерших

сжигают, а их пепел опускают в священную

реку Ганг. В Тибете умерших относят в специальные горные долины, где птицы и животные обгладывают мёртвых до костей. Все виды погребальных обрядов связаны с верой человека в загробную жизнь, с культом мёртвых.

Андроновская культура

Религия во многом определяла и развитие искусства. Люди бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для них жизнь представляла собой смену повторяющихся циклов природы: весеннее равноденствие, пахота...

Археологические находки на территории Сибири

Применение меди в изготовлении орудий являлось важнейшей вехой в развитии человечества. В Сибири эта эпоха характеризуется сложением больших археологических культур с широким охватом географического ареала...

Восточнославянские союзы племен

Восточные славяне в древности

Существенной чертой древнеславянской культуры являлась религиозно-магическая окраска почти всех ее появлений. В славянских верованиях отразились не только идеологические представления того времени...

Государство и подданные в Арабском халифате

Доисламская арабская религия выражалась в культе природы, в частности, в почитании общих астральных (звёздных) богов и богов отдельных племён, в культе скал и источников. В Мекке, как и в остальной Аравии...

Погребальные памятники эпохи бронзы

1. ИСТОРИЯ ИЗУЧЕНИЯ ЭПОХИ БРОНЗЫ Эпоха изучения азиатской части Средней Азии - это время значительных социальных сдвигов, время консолидации племен и возникновения крупных социальных и этнических общностей...

Социальные и политическе взгляды Константина Калиновского

Свобода, по Калиновскому - своя земля, невысокие налоги, защита только своей страны, недолгая служба в армии, и - своя религия, своя вера. Такой верой для белорусского мужика является униатство. «Не один уже, может, позабыл...

Характеристика развития сельского хозяйства, ремесла и торговли в Египте в II тыс. до н.э.

Цивилизация Хараппы и Мохенджо-Даро

Археологические материалы дают некоторые представления о религиозных воззрениях населения Хараппской цивилизации. И в цитадели, и в жилых кварталах городов были открыты строения...

Экспансия Скандинавии в VIII-XI веках

Еще одной отличительной особенностью скандинавских народов, является то, они приняли христианство значительно позже других народов Европы, это прежде всего повлияло на самобытную культуру...

Религия возникла задолго до появления социума. Она является частью человеческой культуры и обладает глубокой духовностью. В этой статье мы затронем важный вопрос и расскажем, что такое религиозное верование.

Этимология термина

Слово "религия" произошло от латинского religio, что в переводе означает святость, богослужение или совестливость. Существует и другие версии происхождения. Например, в латинском языке есть понятия religare и reeligere, которые обозначают соединение или воссоединение. Такое краткое описание термина не может в полной мере передать суть и понятие религии. За сотни лет слово обрело величайший смысл, который передают из поколения в поколение.

Так что такое религиозное верование? Это духовное просветление, признание существования сверхъестественного, выходящего за рамки человеческого восприятия. Это культура, которая регулярно развивается. Если говорить научно, то религия - свод правил и установленных норм, которые опираются на священные писания. Такие законы устанавливают моральные рамки поведения в социуме. Нарушение данных правил карается, но не обществом, а высшими силами, которые являются идолами. Религии и верования относят к единой системе, которая способна объединять людей по всему миру, образовывать крупнейшие общины и воодушевлять их. Как правило, центром организованного поклонения являются храмы: церкви, мечети, алтари.

История религии: начало священного пути

Религиоведение - наука, изучающая формирование древней культуры. Она выискивает истоки, сравнивая все факты, теории, вымыслы и различные трактаты. Наука тесно связано с философией и теологией, ведь, прежде всего, история религии началась с извечных вопросов: "Кто я?", "Откуда я появился?", "Какое у меня предназначение?". В поисках смысла жизни в обществе стали зарождаться теории, которые обрели со временем форму и описание.

Начался священный путь с духовности: человек стал верить в существование души и ее проявления - духов. Теорию, которая утверждает, что анимизм был первоисточником в зарождении истории религиозных верований, предположил Э. Тэйлор. Избрав гипотезу ученого и полагаясь на нее, за ним последовали и Л. Штернберг, и Дж. Фрейзер, и Л. Леви-Брюль. Вместе они предположили, что возникновение религиозного верования можно отнести к бессилию нашего сознания. Ученые предложили: принятие существования сверхъестественного обусловлено лишь тем, что человек не был способен выдержать ни людской, ни природный мир.

Наука предполагает, что история религии зародилась не только с анимизма, но и с мистицизма. Появилась вера в необычное, божественное, сверхъестественное более двух миллионов лет назад. Об этом говорят археологические находки: наскальные рисунки, бытовые предметы народов и первобытных людей.

Эпоха аниматизма

Предположение о том, что религиозным верованием первобытных людей был анимизм, выдвинул Г. Шталь. Как и Тэйлор в будущем, он предположил, что вера в души и духов является началом развития всего учения о теологии. Несомненно, анимизм - это самое древнее вероисповедание, ведь народы были уверены, что нашему глазу неведом тайный и мистический мир, где обитают высшие божества, обладающие силой. Эпоха аниматизма также показывает и происхождение понятия рая и ада, но только в совершенно иной интерпретации.

Причина проста: если есть тайный мир с бессмертными сущностями, а человек имеет душу, то после гибели тела эта энергия вырывается на свободу и попадает к остальным духам. Эти мысли зародили верование в нематериальный мир и жизнь после смерти.

Интересный факт, но изначально древние народы верили, что окружающий их природный мир живой, обладает чувствами и памятью. Проявление стихий приравнивали к голосу божьему, благословению или каре. Все, что происходило вокруг: смена времен года, дожди и снега, наводнения и засуха - это не просто биологический процесс, а именно глас бессмертных духов. А с развитием социума, в процессе эволюции, люди стали передавать эти поверья. Со временем религиозные верования первобытных людей укрепились настолько, что на сегодняшний день это является неотъемлемой частью человеческой культуры.

Тотемизм

Тотемизм - это древнейшее религиозное верование, где люди были уверены, что между всеми живыми и неживыми существами имеется некая духовная связь. Ярким примером будут древние индейцы, населявшие северную часть Америки. Они верили, что душа человека может поселиться в дереве, камне или животном, а посему их образ жизни стал кардинально меняться. У каждого племени был свой тотем - божество, которое могло быть и растением, и живым существом. Как правило, индейцы поклонялись своему тотему, моля о покровительстве и помиловании. Поэтому племена проводили обряды, приносили жертвы, совершали ритуалы. Если окунуться вглубь истории, то можно заметить, как одни народы воспевали свое божество, другие - одаривали танцами, а третьи - резали домашний скот.

Тотемизм положил начало в появлении свода правил и норм. Существовали законы, которые нарушать нельзя. Для индейцев - это табу, а для мусульман - харам. Все просто: в древнейшем религиозном веровании есть божество, которое обитает в тотеме. Соответственно, убивать, есть, осквернять его запрещено. У многих народов возбранялось совокупляться или проявлять агрессию перед тотемом, ведь он являлся для них священным. Мы наблюдаем такое поведение и в современном религиозном течении. Например, в церкви нельзя шуметь, сквернословить, драться.

Шаманизм и мистицизм

Во время зарождения религиозных верований появились два схожих направления - мистицизм и шаманизм. Эти течения совмещают в себе и философское учение, и теологию. На сегодняшний день такие вероисповедания считаются иррациональными, ведь они в первую очередь основываются на внутренних ощущениях и восприятии мира.

Мистицизм и шаманизм начали свое развитие с веры в сверхъестественное, а также в то, что человек способен сам познать эту таинственную сторону жизни. Учения доказывают, что мы способны постигнуть иные реальности. Так, из мистицизма появилось новое течение - магизм, где племена вступали в контакт с неведомой силой, перенимали ее и проявляли в реальном мире. Магическая проторелигия предполагала проведение таинственных ритуалов и обрядов, которые нередко напоминают нам другое течение - шаманизм.

Шаманизм - это древнейшая религия, которая также верит и в духов, и в божества. По их представлениям, наш мир делится на две части: духовную (мистическую) и реальную (материальную). Шаманы в религиозном течении являются проводниками, поэтому они способны одновременно находиться и в мире душ, и среди нас. Они проводят магические ритуалы, совершают жертвоприношения, используя инструменты и другой таинственный инвентарь.

Фетишизм как таинственное религиозное течение

Еще одно ответвление древнего вероисповедания. В фетишизме люди верят, что окружающие предметы наделены таинственной силой. Чтобы доказать это, народы и племена искали вещи, обладающие особой отметкой. Например, камень в форме полумесяца. Нередко в фетишизме рукой человека создавались талисманы, которые бы символизировали стихии, желания, духовность.

Не стоит путать религиозный фетишизм с сексуальным. Название произошло от французского fétichisme, что в переводе означает идолизм. Такое течение предполагает, что люди поклонялись неодушевленным предметам, которые нередко назывались просто - фетишем. Они были тотемами и талисманами, выглядящими как небольшие амулеты. Племена верили, что такие вещи, даже если это обычный камень, могут помочь выжить людям в жестоком мире, наградить пищей и теплом.

Главная особенность всех религиозных верований - это их живучесть. Тот же шаманизм до сих пор присутствуют в нашем мире, но уже в абсолютно ином облике. Люди по-прежнему поклоняются идолам и тотемам, верят в духовный мир и в жизнь после смерти. Теперь вы знаете, как у первобытных людей появились религиозные верования, поэтому давайте рассмотрим, как произошло их развитие и в каком виде они предстают перед нами на сегодняшний день.

Язычество как течение дохристианской эпохи

Религиозное верование восточных славян схоже с течениями и убеждениями других древних народов. Как и многие племена, славяне выживали только лишь с помощью земледелия, охоты и рыбалки. Их урожай, добыча, прокорм домашних животных всецело зависел от природы, на которую люди не смогли подействовать самостоятельно. Чтобы в их жизни было изобилие всего необходимого для успешной деятельности, они стали обращаться к духам. Древние славяне верили, что их защищают боги, и именно по этой причине нужно их оберегать, радовать и благодарить.

Восточнославянские племена были язычниками, и они придерживались простой истины: религиозное верование человека означает внутреннюю убежденность, что их окружают сущности, превосходящие земных жителей по силе и уму. Именно так в язычестве стали рождаться божества. Например, у Велеса просили защитить скот от хищников, Ярило - подарить солнечный свет и тепло, Перуна - помиловать их и не карать молниями. Славянские народы верили, что все вокруг населено духами, которые могут и разгневаться. Поэтому у них стали появляться традиции: весной приветствовать Рода и просить у него подарить жизнь всему живому, а заходя в лес, людям необходимо было получить благословение у лешего.

Можно отметить удивительное течение язычества. Постепенно люди переходили к единобожию, считая, что у людей не может быть несколько покровителей. На сегодняшний день язычество не является основным религиозным верованием, но то мировоззрение и мироощущение, которому поклонялись наши предки, дошло до нашего поколения. Мы по-прежнему отмечаем языческие праздники, например, Масленицу или день Ивана Купалы.

Восточные верования: буддизм, индуизм

Эти две практики тесно переплетаются друг с другом, несмотря на то, что развивались у разных народов. Начнем с индуизма - современное религиозное верование, зародившееся более 4000 лет назад. Суть его проста: есть физический мир, где обитает человек, и существует вечный мир, находящийся за рамками восприятия. Последний называется Вселенной, где обитают и боги, и духи, и души. Люди - ее часть, а наша энергия заточена в физическом теле. Когда человек умирает, душа освобождается, и она может выбрать себе путь: либо начать новую жизнь в любом физическом теле, либо покинуть нашу планету. Возможность перемещения дается лишь тем, кто прожил свою физическую жизнь правильно. При этом все плохие поступки оставляют след на карме, и в конечном итоге она покажет, заслужил ли человек перерождение или боги должны его покарать. В индуизме есть такие божества, как Вишну и его инкарнации (Кришна и Рама), Шива и Брахма.

Буддизм, как и индуизм, является мировым религиозным течением. Оба вероисповедания начали практиковаться еще в Древней Индии. Развитие буддизма началось с того, что один молодой человек решил отыскать истину и смысл бытия. Он бродил по земле, разговаривал с мудрецами и задавал им единственный вопрос. Он не просто путешествовал, но и активно медитировал и находился в размышлениях, практиковал йогу и искал просветления. Как гласят священные писания, он постиг его и стал проповедовать истину людям. Буддизм гласит, что если человек сможет отказаться от мирских благ и размышлять о бытие, то он научится контролировать собственное сознание. Медитация, йога, чтение мантр и погружение в себя позволяют развивать духовность, постигнув нирвану.

Христианство, мусульманство и католицизм

Христианство начало развиваться в Римской империи, а позже перешло и в Грецию, Палестину и Израиль. До сих пор между учеными ведутся споры о возникновении религиозного верования. При этом христианство в настоящее время является мировым вероисповеданием и придерживается единобожия, которое предстает перед нами в трех обличьях: в виде Отца, Сына и Святого Духа. Данное течение рассказывает о мессии, который был сыном Божьим. Он странствовал по свету и проповедовал истину. В христианстве есть понятие ада и рая, Бога и Дьявола. Те, кто следует религиозному верованию, должны выполнять свод правил и законов, например, "не согреши", "не убий", "не укради" и другие. Заповеди Божьи несут в наш социум добродушие, простоту, любовь и свет. Христианство, как и многие другие вероисповедания, стремится искоренить злобу.

Католицизм - это одно из направлений христианства, которое придерживается таких же правил и устоев. В данном течении также есть Иисус Христос, а местом поклонения является тоже церковь. Причина, почему в мире люди верят одному Богу и соблюдают его заповеди, но относятся к разным вероисповедания проста: в начале 11 века произошел раскол церкви. Народы, проживающие некогда на территории Восточной Европы, исповедуют православие. В Западной Европе распространился католицизм, от которого впоследствии отделился протестантизм.

Мусульманство в некотором роде схоже с христианством, ведь в этом течении также поклоняются единому божеству - Аллаху. Однако мусульмане обладают своим представлением о Боге. Проповедником данной религии был пророк Мухаммед, который однажды услышал глас Аллаха. Мусульмане поклоняются в собственном духовном центре - мечети. По канонам они должны читать намаз, совершать паломничество, помогать нуждающимся. Как и во многих верованиях, мусульманам необходимо соблюдать заповеди и не нарушать их.

Новейшие религиозные течения

Что такое религиозное верование? Это течение, которое находится в постоянном развитии. На замену старых вероисповеданий приходят новые понятия, которые абсолютно отличаются от старых направлений. На сегодняшний день насчитывается более 10 неорелигий. Как правило, они создаются на основе старых течений, но с изменением канонов, заповедей и имен. Стали появляться и оккультные группы, и мистические, и феноменальные, и психологические. Например, один молодой человек верит в Макаронного Монстра, он носит дуршлаг и поклоняется ему. За последние несколько лет его религия собрала тысячи человек по всему миру, стали выпускаться аналоги Библии и других священных писаний.

Теперь вы знаете, что такое религиозное верование. История каждого течения началась с простого шага: вера в душу и духов. Дальше все направления пошли своим путем и искажались, видоизменялись, дополнялись вместе с развитием народа.

Религия - отражение человеческой натуры. По большей части она необходима для того, чтобы поддерживать устои и нормы нашего социума. В современном мире ведутся споры о важности религии: одни утверждают, что это отличный способ управлять людьми, сплотив их единой целью; другие считают, что божества существуют, и узнаем мы об этом лишь на смертном одре.

Неважно, какому богу вы поклоняетесь, ведь все течения призваны для того, чтобы сплотить народы, избавиться от ненависти и войн, сделать нашу расу счастливой, дружелюбной и добродушной.