Крах социализма в восточной европе. Презентация по истории "крах социализма в восточной европе" Какие общие причины краха социалистических режимов

Предпосылки преобразований. К концу 1980-х гг. возможности развития государств Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца.

Темпы экономического роста государств Восточной Европы (в % к предыдущему году)

Национальный доход

Промышленная продукция

Все социалистические страны

Болгария

Чехословакия

Югославия

В странах Восточной Европы резко снизился авторитет правящих коммунистических партий, следовавших до середины 80-х гг. в фарватере политики КПСС. Росло оппозиционное движение, прорываясь сквозь запреты то в форме интеллигентского протеста (движение «Хартия-77» в Чехословакии), то в виде массовых выступлений рабочих (рост влияния профсоюза «Солидарность» в Польше). Стремление людей к свободе подстегивалось близостью к Западу, традиционно большей в Восточной Европе, нежели в Советском Союзе, степенью влияния западных идей и образа жизни.
Мощным толчком для перемен в социалистических странах явилась «перестройка» в СССР. Народы Восточной Европы внимательно следили за дискуссиями, развернувшимися в советских средствах массовой информации, за высказываниями руководителей КПСС и их оппонентов. Но консервативное партийное руководство союзников СССР с неодобрением взирало на действия М. С. Горбачева и его окружения. Не случайно в ряде социалистических стран в конце 80-х гг. были за-прещены некоторые советские газеты и журналы: гласность, по мнению властей, могла нанести ущерб социалистическому строю.
Революции конца 80-х годов. Отказ от социализма в Восточной Европе происходил как мирным путем (Чехословакия, Болгария, Венгрия, Польша, ГДР), так и в ходе кровавых столкновений (Румыния, Югославия). Там, где события протекали мирно, преобразования осуществлялись постепенно, проходя несколько этапов. Это позволило говорить о «бархатных», или «нежных» революциях.
Как ни стремилось руководство компартии Чехословакии предать забвению идеалы «Пражской весны» 1968 г., они были живы в обществе. В стране развернулось массовое движение, участники которого требовали демократических перемен. 17 ноября 1989 г., в Международный день студента, десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы Праги. Жестокая расправа полиции над участниками манифестации вызвала протест по всей стране. Люди стали требовать отставки руководства страны. Массовое движение возглавили представители интеллигенции. Наибольшей популярностью в Чехословакии пользовался известный писатель и драматург, участник правозащитного движения В. Гавел. Антиправительственные демонстрации стали собирать сотни тысяч человек, и власти пошли на уступки. В руководстве были проведены кадровые изменения, из конституции исключено положение о руководящей роли коммунистической партии. Но это уже не могло спасти режим. В конце декабря 1989 г. президентом Чехословакии был избран В. Гавел, а председателем парламента стал А. Дубчек. Начались переговоры о выводе из страны советских войск. После свободных выборов 1990 г., на которых коммунисты получили только 13%, новое правительство приступило к радикальным экономическим реформам.
В ноябре 1989 г. на пленуме ЦК реформаторскому крылу компартии Болгарии удалось отстранить от власти «вечного» руководителя Т. Живкова. По всей стране прошли демонстрации в поддержку этого решения. Преобразования начались «сверху», и поэтому болгарская компартия сумела сохранить руководящие позиции. Несмотря на то что в период коммунистического режима в стране не было серьезных антиправительственных выступлений, в 1990 г. возникло антикоммунистическое оппозиционное движение, представители которого создали Союз демократических сил (СДС). Демонстрируя стремление к переменам, руководители компартии переименовали ее в Болгарскую социалистическую партию (БСП). На первых свободных выборах в 1990 г. БСП получила большинство в парламенте. Однако представитель СДС Ж. Желев, известный своими антикоммунистическими взглядами, в том же году был избран президентом Болгарии. Упорная борьба социалистов и демокра-тов предопределила медленные темпы преобразований в стране.
В Венгрии после подавления восстания 1956 г. коммунистическое руководство во главе с Я. Кадаром вынуждено было провести ряд преобразований. Уровень жизни в стране был несколько выше, чем в других государствах Восточной Европы (за исключением ГДР). Однако начавшийся в конце 80-х гг. экономический кризис, спад жизненного уровня вызывали недовольство в обществе. Постепенно, шаг за шагом, коммунисты были вынуждены уступать общественному мнению и идти на преобразования в духе рыночных отношений и развития демократии. В 1989 г. им пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Парламент принял законы, означавшие либерализацию экономической жизни, переход к многопартийной политической системе; была открыта граница Венгрии с Австрией и т. д. Осенью 1989 г. коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло объявило о разрыве с прошлым. На состоявшихся в 1990 г. выборах победу одержала демократическая оппозиция.
Введение в 1981 г. военного положения и подавление оппозиции в Польше не привели к стабилизации режима. Продолжали действовать запрещенные структуры «Солидарности». В 1988 г. вновь подня-лась волна забастовок рабочих. Вместе с экономическими (повышение заработной платы) они выдвигали и политические требования. Власти вынуждены были собрать «круглый стол», в работе которого приняли участие представители «Солидарности». Участники этого совещания пришли к согласию относительно необходимости политических реформ в стране. В 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом Польши был избран коммунист генерал В. Ярузельский. Однако коммунисты утратили ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности». Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Л. Валенса.
Революционные события в ГДР привели к ликвидации самого этого государства. «Витрина социализма» треснула после начала массовых народных выступлений, главным требованием участников которых было объединение Германии. В октябре 1989 г. ушел в отставку лидер восточногерманских коммунистов Э. Хонеккер, а 9 ноября пала Берлинская стена. Сдержать процесс объединения Германии было уже невозможно. М. С. Горбачев согласился вывести советские войска из Восточной Германии. В октябре 1990 г. был заключен договор о вхождении ГДР в состав Федеративной Республики Германии.
В Румынии в 60-80-х гг. сложился авторитарный режим Н. Чаушеску. В конце 80-х гг. в стране резко ухудшилось экономическое положение, возникла угроза голода. Началом революции стали события в городе Тимишоаре, где власти попытались подавить выступления вен-герского этнического меньшинства. Беспорядки перекинулись в столицу страны Бухарест. 21 декабря 1989 г. грандиозный митинг в центре города перерос в вооруженные столкновения и уличные бои народа с армейскими частями. В этих боях погибло более тысячи человек. Сам Чаушеску и его жена попытались бежать, но были арестованы и после скорого суда расстреляны. Основной политической силой Румынии стал Фронт национального спасения, который возглавил бывший коммунист И. Илиеску. В 1990 г. он был избран президентом республики.
Национальные конфликты и экономические проблемы. Новые правительства восточноевропейских стран не только унаследовали многие проблемы своих предшественников, но и столкнулись с новыми. Подъем демократического движения, крах коммунистических партий привели к обострению национального вопроса.
Сразу же после «бархатной революции» в Чехословакии встал вопрос о судьбе федерации. Словакия потребовала предоставления ей независимости, и после трудных переговоров осенью 1992 г. в центре Европы появились два новых государства - Чехия и Словакия.
Если в Чехословакии «развод» проходил мирно, то распад Югославии вылился в длительную и жестокую войну. Крах социализма возродил и усилил взаимную неприязнь народов, населявших крупнейшее государство на Балканах. Ситуацию обострили попытки лидера Сербии С. Милошевича сохранить доминирующие позиции его республики в союзном государстве. В 1991 г. провозгласили свою независимость Словения, Хорватия и Македония, весной 1992 г. в Боснии и Герцеговине началась война между населявшими ее сербами, хорватами и мусульманами. Этот конфликт удалось прекратить только после вмешательства в него мирового сообщества.
В составе Югославии остались лишь Сербия и Черногория. Югославскому руководству, состоявшему из бывших коммунистов, дольше всех остальных своих единомышленников в Восточной Европе удава-лось оставаться у власти. Влияние Милошевича ослабло только после конфликта в автономном крае Косово, где вспыхнули столкновения между албанскими сепаратистами и сербскими силами правопорядка. В ситуацию вмешался блок НАТО, решивший «наказать» Сербию серией мощных авиаударов. В результате выборов 2000 г. к власти в Югославии пришла демократическая оппозиция.
В начале 90-х гг. при осуществлении рыночных реформ страны Восточной Европы столкнулись с большими трудностями. Переход к новой экономической модели предусматривал ликвидацию государственного диктата в экономике, приватизацию собственности, либерализацию цен, подключение к мировым хозяйственным процессам. Почти повсеместно реформы сопровождались падением жизненного уровня, резким ростом цен. В Восточной Европе надеялись на зарубежную помощь, но западные инвесторы не спешили вкладывать деньги в малоэффективное производство, оставшееся от времен социализма. Лишь на подъем восточных земель (бывшей ГДР) объединенной Германии были направлены значительные средства. Однако и здесь уровень экономического развития и жизни населения был более низким по сравнению со «старыми» землями ФРГ.
Во второй половине 90-х гг. рыночные реформы в странах Восточной Европы начали давать плоды - в экономике наметились положительные изменения. Наибольших успехов удалось добиться Чехии и Польше. Эти государства стали рассматриваться в качестве реальных кандидатов в члены Европейского Союза. Однако промышленная продукция этих и других восточноевропейских стран пока еще не может составить серьезной конкуренции товарам из Западной Европы.
Политический вакуум, возникший после ухода Советского Союза из Восточной Европы, был быстро заполнен странами Запада. Бывшие члены СЭВ и Организации Варшавского Договора выразили желание интегрироваться в европейские военно-политические структуры. Первым шагом на этом пути стало вступление в НАТО Венгрии, Чехии и Польши.

Вывод советских войск с территории Центральной и Восточной Европы привел к резкому изменению политической ситуации. В 1989-1991 гг. к власти почти во всех странах "социалистического содружества" на волне усиления антисоветских настроений пришла оппозиция. Мирным путем произошли так называемые "бархатные революции" в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В конце 1989 г. в результате народного восстания был свергнут режим Чаушеску в Румынии. Произошла смена руководства в Монголии, новые черты стали очевидны в политике Вьетнама. Национально-демократические силы, пришедшие к власти, выступали с радикальных позиций, ориентировались на кардинальную смену модели общественного развития. Прежде всего они осуществили приватизацию, провели акционирование промышленных предприятий и аграрные реформы. В своем подавляющем большинстве бывшие социалистические страны стали ориентироваться на Запад .

На протяжении 1989-1991 гг. менялась не только модель социально-экономического устройства, но и политическая карта послевоенной Европы. Так, в результате поражения коммунистов распалась Социалистическая Федеративная Республика Югославия. На ее месте возникли независимые Словения, Хорватия и Македония. Сербия и Черногория остались в составе федеративной Югославии, в Боснии и Герцеговине началась война на национально-территориальной почве. Это объективно ослабило все бывшие субъекты югославской федерации как в социально-экономическом, так и военно-политическом отношении.

Вместе с тем позиции Запада в Европе резко усилились не только благодаря объективному течению событий, но и той политике невмешательства , которую заняло советское руководство в связи с ситуацией в Центральной и Восточной Европе. Начиная с 1989 г. Горбачев стал делать крупные односторонние уступки , смешивая идеологическую и стратегическую составляющие внешней политики. Наиболее отчетливо это проявилось в решении германского вопроса, который на протяжении всего периода послевоенного урегулирования имел ключевое значение. В ситуации "вокруг Германии" СССР имел все международно-правовые основания играть ведущую роль, однако этого по совершенно непонятным причинам не произошло. В ноябре 1989 г. к власти в ГДР пришли христианские демократы, основным лозунгом которых было скорейшее объединение страны. Рухнул символ "холодной войны" - бетонная стена, разделявшая Восточный и Западный Берлин. Во время встречи с канцлером Германии Г.Колем в феврале 1990 г. Горбачев предоставил ему возможность "взять процесс объединения Германии в свои руки". Полная отстраненность Советского Союза проявилась в том, что не был даже поставлен вопрос о членстве новой объединенной Германии в НАТО, хотя и немцы, и американцы были заранее готовы на компромисс. СССР согласился на объединение Германии, обещал вывести оттуда свои войска в течение четырех лет. Взамен он получил экономическую помощь в 10 млрд марок на обустройство выведенных войск и обещание, что на территории ГДР не будут размещены войска НАТО.В октябре 1990 г. "социалистическое государство на немецкой земле" перестало существовать. Немецкие кредиты, между тем, довольно быстро осели в различных коммерческих структурах и не оказали никакого влияния на бытовые условия фактически выброшенных "в чистое поле" советских офицеров, их жен и детей.


Развитие ситуации в Центральной и Восточной Европе привело к тому, что Советский Союз потерял своих традиционных стратегических партнеров . Это имело негативные последствия и для экономической ситуации внутри СССР.В результате отказа от взаиморасчетов на льготной основе резко сократился внешнеторговый баланс с восточноевропейскими странами. Влияние СССР в Европе и в мире в целом ослабло . Фактически страна оказалась в фарватере политики НАТО.Это стало особенно очевидно во время событий в Персидском заливе в 1990-1991 гг., когда Ирак неожиданно напал на Кувейт. Впервые Москва оказалась на стороне Запада и поддержала его военную операцию против Ирака. Прекращение поставок Ираку советского оружия, отзыв советских военных специалистов и последующее участие СССР в экономическом эмбарго против Ирака имело негативные последствия для экономики СССР.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Проблемы: К концу 1980-х гг. возможности развития государств Восточной Европы в рамках советской модели социализма были исчерпаны. Увеличивался разрыв между уровнем жизни в социалистических и западных странах. Все менее эффективно работала плановая экономика советского образца.

3 слайд

Описание слайда:

Темпы экономического роста государств Восточной Европы (в % к предыдущему году) Национальный доход Промышленная продукция 1984 1985 1986 1984 1985 1986 Все социалистические страны 5,2 5,1 4,7 7,1 7,6 5,2 Болгария 4,6 1,7 5,5 4,2 3,2 4,3 Венгрия 2,7 -0,9 1,5 2,8 0,9 1,2 ГДР 5,5 4,2 4,3 4,2 4,4 3,8 Польша 5,8 3,2 4,0 5,2 4,5 4,4 Румыния 7,7 6,0 7,0 7,4 5,2 7,0 Чехословакия 2,9 3.3 3.3 3,9 3,6 3,1 Югославия 1,7 0,4 4,0 6,0 3,0 4,0

4 слайд

Описание слайда:

В странах Восточной Европы резко снизился авторитет правящих коммунистических партий, следовавших до середины 80-х гг. в фарватере политики КПСС. Росло оппозиционное движение, прорываясь сквозь запреты то в форме интеллигентского протеста (движение «Хартия-77» в Чехословакии), то в виде массовых выступлений рабочих (рост влияния профсоюза «Солидарность» в Польше). Стремление людей к свободе подстегивалось близостью к Западу, традиционно большей в Восточной Европе, нежели в Советском Союзе, степенью влияния западных идей и образа жизни.

5 слайд

Описание слайда:

Мощным толчком для перемен в социалистических странах явилась «перестройка» в СССР. Народы Восточной Европы внимательно следили за дискуссиями, развернувшимися в советских средствах массовой информации, за высказываниями руководителей КПСС и их оппонентов. Но консервативное партийное руководство союзников СССР с неодобрением взирало на действия М. С. Горбачева и его окружения. Не случайно в ряде социалистических стран в конце 80-х гг. были запрещены некоторые советские газеты и журналы: гласность, по мнению властей, могла нанести ущерб социалистическому строю. Густав Гусак, Тодор Живков, Эрих Хонеккер, Михаил Горбачёв, Николае Чаушеску, Войцех Ярузельский, Янош Кадар. 1987

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Отказ от социализма в Восточной Европе происходил как мирным путем (Чехословакия, Болгария, Венгрия, Польша, ГДР), так и в ходе кровавых столкновений (Румыния, Югославия). Там, где события протекали мирно, преобразования осуществлялись постепенно, проходя несколько этапов. Это позволило говорить о «бархатных», или «нежных» революциях.

8 слайд

Описание слайда:

Чехословакия Как ни стремилось руководство компартии Чехословакии предать забвению идеалы «Пражской весны» 1968 г., они были живы в обществе. В стране развернулось массовое движение, участники которого требовали демократических перемен. 17 ноября 1989 г., в Международный день студента, десятки тысяч демонстрантов вышли на улицы Праги. Жестокая расправа полиции над участниками манифестации вызвала протест по всей стране. Люди стали требовать отставки руководства страны. Массовое движение возглавили представители интеллигенции. Наибольшей популярностью в Чехословакии пользовался известный писатель и драматург, участник правозащитного движения В. Гавел. Антиправительственные демонстрации стали собирать сотни тысяч человек, и власти пошли на уступки.

9 слайд

Описание слайда:

В руководстве были проведены кадровые изменения, из конституции исключено положение о руководящей роли коммунистической партии. Но это уже не могло спасти режим. В конце декабря 1989 г. президентом Чехословакии был избран В. Гавел, а председателем парламента стал А. Дубчек. Начались переговоры о выводе из страны советских войск. После свободных выборов 1990 г., на которых коммунисты получили только 13%, новое правительство приступило к радикальным экономическим реформам.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Болгария В ноябре 1989 г. на пленуме ЦК реформаторскому крылу компартии Болгарии удалось отстранить от власти «вечного» руководителя Т. Живкова (Генеральный Секретарь ЦК БКП 4 марта 1954 года - 10 ноября 1989 года). По всей стране прошли демонстрации в поддержку этого решения. Преобразования начались «сверху», и поэтому болгарская компартия сумела сохранить руководящие позиции. Несмотря на то что в период коммунистического режима в стране не было серьезных антиправительственных выступлений, в 1990 г. возникло антикоммунистическое оппозиционное движение, представители которого создали Союз демократических сил (СДС).

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Демонстрируя стремление к переменам, руководители компартии переименовали ее в Болгарскую социалистическую партию (БСП). На первых свободных выборах в 1990 г. БСП получила большинство в парламенте. Однако представитель СДС Ж. Желев, известный своими антикоммунистическими взглядами, в том же году был избран президентом Болгарии. Упорная борьба социалистов и демократов предопределила медленные темпы преобразований в стране.

14 слайд

Описание слайда:

Венгрия. Эпоха Кадара В Венгрии после подавления восстания 1956 г. коммунистическое руководство во главе с Я. Кадаром вынуждено было провести ряд преобразований. Несмотря на жёсткий советский контроль, Янош Кадар сумел за время своего руководства партией и государством осуществить ряд новаторских экономических реформ, способствовавших либерализации экономики и росту уровня жизни населения, который длительное время не уступал этому показателю в развитых западных странах. Кадар инициировал развитие в Венгрии частного сектора в сельском хозяйстве и сфере обслуживания, устранив препятствия для мелкого предпринимательства самозанятых и значительно расширив права занятых в коллективных хозяйствах. Тем не менее, хозяйственная реформа 1968 года, призванная повысить эффективность экономики, но так и не достигнувшая своих целей, была постепенно свёрнута под влиянием подавления Пражской весны в Чехословакии. Заключенный в 1973 г. договор с СССР позволил стране пользоваться дешёвыми советскими энергоносителями. Советский Союз был главным импортером венгерской промышленной и сельскохозяйственной продукции.

15 слайд

Описание слайда:

В период до конца 1980-х годов Венгрия занимала лидирующие положения среди социалистических стран по ряду отраслей, в частности, в электронной промышленности. Страна вышла на первое место в Европе по производству пшеницы и мяса из расчёта на душу населения, и на второе - по количеству яиц. В отличие от большинства стран социалистического лагеря, потребительский рынок в Венгрии практически не страдал от дефицитов товаров народного потребления, а магазины были заполнены недорогими товарами со всего света. Обратной стороной экономического благополучия Венгрии был рост внешнего долга, который, впрочем, наблюдался и у ряда других стран Центрально-Восточной Европы.

16 слайд

Описание слайда:

Благодаря реформаторскому курсу Кадара Венгрию стали называть «самым весёлым бараком в социалистическом лагере», а экономический строй в стране - «гуляш-коммунизмом». В Венгрии была наиболее либеральная цензура, граждане пользовались свободным выездом за рубеж. Ныне значительная часть венгерского общества испытывает ностальгию по «временам Кадара» с их высоким уровнем и качеством жизни, что было перечёркнуто капиталистическими преобразованиями начала 1990-х годов.

17 слайд

Описание слайда:

При Кадаре Венгрия вышла в число мировых лидеров по туризму. Количество туристов, посещавших Венгрию, возросло в десятки раз; в страну приезжали туристы не только из Восточной Европы и СССР, но и из Канады, США и Западной Европы, приносившие в бюджет Венгрии значительные суммы. Венгрия установила близкие отношения с развивающимися странами, принимая множество иностранных студентов. Свидетельством нормализации отношений с Западом стало возвращение американцами Святой Короны короля Иштвана I из Форт-Нокса на родину в 1979 году. Кроме того, Венгрия во второй половине 1980-х стала первой и единственной социалистической страной, обладавшей трассой «Формулы-1». Кадар ушел со своих постов в мае 1988 года, передав управление ВСРП Карою Гросу. Скончался 6 июля 1989 года. За месяц до смерти пригласил к себе католического священника, что стало неожиданностью для близких Кадара

18 слайд

Описание слайда:

Венгрия Уровень жизни в стране был несколько выше, чем в других государствах Восточной Европы (за исключением ГДР). Однако начавшийся в конце 80-х гг. экономический кризис, спад жизненного уровня вызывали недовольство в обществе. Постепенно, шаг за шагом, коммунисты были вынуждены уступать общественному мнению и идти на преобразования в духе рыночных отношений и развития демократии.

19 слайд

Описание слайда:

В 1989 г. им пришлось начать переговоры с демократической оппозицией, в результате которых были выработаны условия перехода к правовому государству. Парламент принял законы, означавшие либерализацию экономической жизни, переход к многопартийной политической системе; была открыта граница Венгрии с Австрией и т. д. Осенью 1989 г. коммунистическая партия распалась, ее реформаторское крыло объявило о разрыве с прошлым. На состоявшихся в 1990 г. выборах победу одержала демократическая оппозиция.

20 слайд

Описание слайда:

Польша. «Солидарность» Легендарная забастовка на судоверфи им. Ленина началась 14 августа 1980 года. Её инициатором выступил 20-летний рабочий Пётр Малишевский. Наряду с отменой повышения цен и гарантиями продовольственного обеспечения, рабочие потребовали снять запрет на деятельность свободных профсоюзов и освободить политических заключённых. Забастовка носила оккупационный характер: помещения предприятия были заняты рабочими, выставлены патрули, печатался информационный бюллетень. При этом не происходило никаких насильственных эксцессов. Было запрещено распитие спиртных напитков. Отслужена католическая месса.

21 слайд

Описание слайда:

17 сентября 1980 года представители забастовочных комитетов, собравшиеся со всей Польши, объявили о создании независимого самоуправляемого профсоюза «Солидарность». Временный руководящий орган - Национальную координационную комиссию, впоследствии Всепольскую комиссиию - возглавили Лех Валенса (председатель), Анджей Гвязда и Рышард Калиновский. Название «Солидарность» предложил историк Кароль Модзелевский, социалист и бывший политзаключённый, один из ведущих экспертов профсоюза. К моменту ноябрьской официальной регистрации в «Солидарности» состояли более 7 миллионов человек (вскоре численность возросла до 9-10 миллионов). Таким образом, был создан исторический прецедент легальной независимой общественной организации в условиях «реального социализма».

22 слайд

Описание слайда:

Разгром «Солидарности» В ночь на воскресенье, 13 декабря 1980, в комитетах ПОРП, управлениях Службы безопасности МВД и армейских частях вскрывались запечатанные пакеты. 12 декабря в 22:30 по варшавскому времени по всей Польше была отключена телефонная связь. В полночь 13 декабря на улицы польских городов выступили армейские части. Органы МВД начали аресты активистов «Солидарности», КНП и других оппозиционных организаций. Утром генерал Ярузельский объявил о введении военного положения. Власть в стране перешла к Военному совету национального спасения В период с 14 по 23 декабря части ЗОМО, усиленные бронетехникой, осуществили «умиротворение» основных оплотов «Солидарности». Гданьская судоверфь им. Ленина, щецинская судоверфь им. Варского, краковский металлургический завод им. Ленина, катовицкий металлургический комбинат, люблинский автомобильный завод, ряд других предприятий были захвачены вооружённой силой. Наиболее ожесточённое сопротивление военно-коммунистическим властям оказали шахтёры. В бою с ЗОМО на шахте «Вуек» погибли девять забастовщиков

23 слайд

Описание слайда:

Перестройка по-польски Приход к власти в СССР Михаила Горбачёва расширил для Войцеха Ярузельского возможности социально-политических манёвров. Идеи ранней перестройки - хозрасчёт госпредпрятий, мелкое индивидуальное предпринимательство, ограниченная гласность - были характерны для Ярузельского ещё в начале 1980-х. Ярузельский практически сразу позиционировал себя как единомышленник Горбачёва. 11 сентября 1986 года 225 активистов «Солидарности»были освобождены по амнистии. 30 сентября под председательством Леха Валенсы учредился Временный совет «Солидарности». Началось воссоздание региональных профцентров. Власти формально не санкционировали релегализацию «Солидарности», но в целом не чинили непреодолимых препятствий.

24 слайд

Описание слайда:

Внешние факторы польского противостояния В 1987 году сенат США выделил на поддержку «Солидарности» 1 млн долларов США. Во время слушаний сенатор Симмс сообщил, что лидеры «Солидарности» ранее неоднократно обращались к правительству США с просьбой о предоставлении им материальной помощи. Призывая сенаторов голосовать в поддержку законопроекта, сенатор от республиканской партии Хаммонд заявил: «Помощь для „Солидарности“ мы рассматриваем так же, как помощь для контрас». В то же время объём советской помощи коммунистическому правительству ПНР только за 1982 год составил, согласно опубликованным документам политбюро ЦК КПСС, около 4,4 млрд рублей или около 2,9 млрд долларов США по тогдашнему официальному курсу. Руководство ПОРП регулярно обращалось в Москву с просьбами о материально-финансовом содействии.

25 слайд

Описание слайда:

Польша В 1988 г. вновь поднялась волна забастовок рабочих. Вместе с экономическими (повышение заработной платы) они выдвигали и политические требования. Власти вынуждены были собрать «круглый стол», в работе которого приняли участие представители «Солидарности». Участники этого совещания пришли к согласию относительно необходимости политических реформ в стране. В 1989 г. была легализована «Солидарность», на парламентских выборах оппозиция получила треть голосов. Президентом Польши был избран коммунист генерал В. Ярузельский.

26 слайд

Описание слайда:

Однако коммунисты утратили ведущие позиции в правительстве, которое возглавил представитель «Солидарности». Авторитет компартии продолжал падать, и в 1990 г. она заявила о самороспуске. Демонтаж политической системы, сложившейся в послевоенной Польше, был завершен, когда в декабре 1990 г. президентом страны был избран лидер «Солидарности» Лех Валенса.

27 слайд

Описание слайда:

Революционные события в ГДР привели к ликвидации самого этого государства. «Витрина социализма» треснула после начала массовых народных выступлений, главным требованием участников которых было объединение Германии. В октябре 1989 г. ушел в отставку лидер восточногерманских коммунистов Э. Хонеккер, а 9 ноября пала Берлинская стена. Сдержать процесс объединения Германии было уже невозможно. М. С. Горбачев согласился вывести советские войска из Восточной Германии. В октябре 1990 г. был заключен договор о вхождении ГДР в состав Федеративной Республики Германии.

28 слайд

Описание слайда:

Румыния К концу 80-х Румыния представляла собой режим личной власти диктатора Николае Чаушеску, который зашёл в тупик в экономическом и политическом плане. В конце 80-х гг. в стране экономическое положение ухудшилось настолько, что возникла угроза голода. И нужна была только искра чтобы ситуация вспыхнула.

29 слайд

Описание слайда:

Румыния Такой искрой стали события в Тимишоаре, 16 декабря 1989-го, где прихожане-венгры встали на защиту пастора-диссидента, однако уже вскоре число митингующих возросло до нескольких тысяч и в ход пошли антикоммунистические и антиправительственные лозунги.

30 слайд

Описание слайда:

17 декабря до Бухареста докатились слухи, что в Тимишоаре войска стреляли в людей и есть много погибших. Власти устроили в столице митинг в свою поддержку, однако в ходе него неизвестными лицами был произведен взрыв в толпе присутствующих, после чего митинг вылился в антиправительственные выступления, которые переросли в столкновения с милицией. В город были введены войска. В этот же день рабочие Тимишоары захватили фабрики и заводы в своём городе. Волна антиправительственных выступлений прокатилась по всей стране.

31 слайд

Описание слайда:

21 декабря 1989 г. Николае Чаушеску выступает с последней речью с балкона ЦК Коммунистической партии перед народом в Бухаресте.

32 слайд

Описание слайда:

22 декабря радио объявило, что министр обороны Василе Миля покончил с собой, но практически сразу стало известно, что он был убит за отказ стрелять по демонстрантам. Это убийство всколыхнуло армию и она стала против Чаушеску.

33 слайд

Описание слайда:

Демонстранты совместно с войсками заняли телецентр в Бухаресте и объявили «Братья румыны! Диктатура пала!»

34 слайд

Описание слайда:

22 декабря в полдень Чаушеску вместе с женой, двумя соратниками Эмилем Бобу и Маней Мэнеску и двумя агентами Секуритате бежал из Бухареста на вертолёте, приземлившемся на крыше здания ЦК. Однако вскоре стало ясно, что бежать из страны не удастся, поскольку в воздух были подняты перехватчики-истребители. Пилот вертолёта высадил супругов Чаушеску неподалёку от города Тырговиште, где они захватили один попутный автомобиль, приказав водителю ехать вперёд. Они добрались до Тырговиште, где их ждал отнюдь не радушный приём - рабочие местного предприятия встретили их машину градом камней, а в здание местного комитета партии их не пустили. В тот же день вечером президентская чета была задержана военными.

35 слайд

Описание слайда:

В ночь с 22 на 23 декабря по всей стране начались столкновения армии и повстанцев с сотрудниками «Секуритате», но центром боёв стала столица. Спецподразделения службы безопасности выполняли приказ уже арестованного диктатора.

Проблема предпосылок и конкретно-исторических причин краха в восточноевропейских странах тоталитарной коммунистической системы, несомненно, нуждается в тщательном изучении и осмыслении. Ясно, что предпосылки и причины в этом контексте – не одно и то же. К примеру, длительное пребывание в Восточной Европе вооруженных группировок Советского Союза «сыграло роль своеобразного негативного психологического раздражителя для народов этого региона, явилось немаловажной предпосылкой антикоммунистических революционных событий 1989-1990 гг.» .

Но к непосредственным конкретно-историческим причинам указанных событий факт пребывания в 1989 г. советских войск в Венгрии, ГДР, Польше и ЧССР отнести нельзя. Они находились в местах постоянной дислокации и не запятнали себя акциями силового подавления народных выступлений против коммунистических властей, хотя опосредованно это невмешательство воздействие на рассматриваемые события оказало.

Итак, на рубеже 1980–1990-х годов в международных отношениях произошли глубокие перемены. Развал мировой системы социализма означал прекращение идейно-политической и военной конфронтации между Востоком и Западом. «Холодная война» осталась в прошлом. Началось формирование нового мирового порядка. Изменилась политическая карта мира. В Европе появилось 14 новых независимых государств, образовавшихся вследствие распада СССР, Югославии и Чехословакии. Все они были признаны мировым сообществом и приняты в ООН. Крупнейшей европейской державой стала объединенная Германия. Произошел передел сфер геополитического влияния. Россия потеряла контроль над Восточной Европой, которой прежде обладал СССР. Ее войска были выведены с территории этих стран. Россия утратила положение «сверхдержавы».

Чем же были вызваны эти события? По мнению многих исследователей перемены здесь назревали давно. Система государственного социализма, которая и в предыдущие годы давала сбои (достаточно вспомнить кризисы 1956 года в Венгрии, 1968 года в Чехословакии, 1956, 1970 и 1980 годов в Польше), во многих своих аспектах исчерпала себя: это и неповоротливая социально-экономическая структура, наметившееся серьезное технологическое отставание от ведущих стран Запада, отсутствие подлинной политической свободы и демократии. Население восточноевропейских стран в массе своей действительно желало перемен, надеясь приблизиться к жизненным стандартам развитых стран.


Венгрия

В течение предыдущих десятилетий руководством некоторых восточноевропейских стран неоднократно предпринимались попытки реформировать систему «реального социализма». Наиболее удачным примером в этом смысле являлся опыт Венгрии. К концу 80-х годов эта страна существенно продвинулась на пути либерализации экономики. Рыночные принципы внедрялись в области мелкого и среднего производства, сфере услуг и торговле. В 1987 году большинство цен уже не регулировалось административно. Население постепенно адаптировалось к правилам рынка . В то же время накапливались и проблемы. Государственный промышленный сектор сохранял свою неповоротливость, здесь оказались более живучи идеи жесткого планирования, преимущества крупного хозяйства.

Рубежное значение для политического и социально-экономического развития Венгрии приобрела партийная конференция, прошедшая в мае 1988 г. После нее начался процесс обновления высшего партийного руководства и формирование фракций в ВСРП. Новым генеральным секретарем партии стал представитель центристов Карой Грос. При активной поддержке «отца» реформы 60-х гг. Р. Ньерша премьер-министр М. Немет начал наиболее радикальные преобразования по внедрению рыночных отношений. Еще до ликвидации коммунистического режима его правительству удалось создать негосударственную фондовую биржу, начать тотальную либерализацию ценообразования, ввести конвертируемость национальной валюты. Была ужесточена политика в отношении нерентабельных государственных предприятий, проведена налоговая реформа, фактически легализован весь «теневой» сектор экономики. Несмотря на рост цен и развитие инфляционных процессов, правительство пошло на самые непопулярные меры – ограничение социальных субсидий, сокращение многих целевых бюджетных программ. Тем самым «еще при формальном сохранении коммунистического режима в Венгрии началась «шоковая» экономическая реформа» .

В политической области также наблюдалось движение в сторону идеологического плюрализма и расширения демократических свобод. В явочном порядке началось формирование политических партий и организаций. В 1987 году был основан Венгерский демократический форум – широкое политическое движение, оппозиционное коммунистическому руководству.


Польша

В Польше также были предприняты реформы в 80-е годы, которые привели к определенной экономической либерализации. Как отмечают специалисты ИМЭПИ РАН, «в рамках "улучшения", "реформирования" социализма в Польше с 1982 г. были предприняты попытки проведения ограниченной экономической реформы. Они были направлены на расширение самостоятельности хозяйственных субъектов; модификацию традиционной системы централизованного планирования путем частичной замены директивных показателей оперативными программами и государственными заказами; на либерализацию внутренних цен; определенное смягчение режима функционирования мелких иностранных инвестиций и др» . К концу 80-х годов постепенно были либерализованы цены, в 1987–89 годах была создана сеть коммерческих банков. Предприятия получили большую самостоятельность. Однако, реформаторская деятельность была недостаточно всеобъемлющей, по мнению польского экономиста Гжегожа Колодко , а население в свою очередь проявляло нетерпение.

«В течение всего периода 80-х гг. Польша находилась в состоянии перманентного внутриполитического кризиса, вызванного решительной борьбой профсоюза «Солидарность» за изменение политической системы в стране», – отмечает А. А. Маслов . В конце 80-х гг. в Польше развернулась всеобщая забастовка рабочих кораблестроительных заводов, вызвавшая массовые аресты среди руководителей профсоюзного движения, и в особенности независимого профсоюза «Солидарность». С 1988 г. участились акции протеста, основным лейтмотивом которых было требование легализовать профобъединение «Солидарность» во главе с Л. Валенсой. Одновременно более жесткую позицию заняло и руководство официальных профсоюзов. Исполком Всепольского соглашения профсоюзов даже обратился в сейм с заявлением о вотуме недоверия правительству Месснера. В самой Польской объединенной рабочей партии усиливалось крыло, выступающее за реформы в стране.


Чехословакия

Попытка серьезного реформирования экономики и общества имела место в Чехословакии в 1968 году. Реформаторское крыло КПЧ предлагало отказаться от административно-командной системы в экономике и перейти к использованию рыночных отношений. В политической области предлагалось развитие механизмов политической демократии, а также звучали предложения обновить компартию на новой демократической основе. Но этим начинаниям не суждено было сбыться, поскольку 21 августа 1968 года в Чехословакию вошли войска стран – участниц Варшавского Договора, и демократические преобразования были свернуты. Однако оппозиционное движение в разных формах развертывалось с 1969 по 1989 г. Как отмечает З. Н. Ненашева, «оно прошло путь от разрозненных групп, не имевших общественной поддержки, через "Хартию 77", когда моральный протест превращался в фактор политики, независимых инициатив второй половины 1980-х, исповедовавших принцип "неполитической политики", к созданию мощной структуры Гражданского форума и Общественности против насилия. Оно испытало на себе все способы преследования свободомыслия, пережило судебные процессы, тюрьмы и диссидентство, выдержало прессинг государственной машины подавления» . Недовольство населения вызывало отсутствие демократии, гласности, неспособность общества контролировать коммунистическую партию, облеченную значительной властью в стране.

Несмотря на то, что в середине 80-х годов социально-экономическая ситуация в Чехословакии была более благополучной по сравнению с другими восточноевропейскими странами (удалось достигнуть довольно высокого уровня жизни, успехов добились в сельском хозяйстве, в машиностроении, обрабатывающей промышленности), здесь также накапливались негативные тенденции. Так и не была осуществлена модернизация машиностроения, сказывалась нерациональность использования трудовых и материальных ресурсов, организации труда. Например, в стране выпускалось до 80% мировой номенклатуры машиностроительной продукции, что было очень много для такой маленькой страны. Назревала необходимость глубокой структурной перестройки экономики.


Болгария

Особенно застойные черты проявились в Болгарии , где фактически оформился авторитарный режим Т. Живкова, не приемлющего никакой критики в свой адрес. Наблюдался застой и в общественных отношениях, и в экономике. По сравнению с другими европейскими странами социалистического содружества, Болгария и политически, и экономически была наиболее тесно связана с СССР. В период с 1973 по 1985 гг. страна ежегодно получала от СССР помощь в размере 400 млн. рублей для поддержания сельского хозяйства, а болгарские товары, отнюдь не самого высокого качества, находили надежный сбыт на советском рынке. Во второй половине 80-х гг. стало ясно, насколько не выгодны для СССР такие экономические отношения. Болгарская экономика вошла в полосу кризиса.

Вызревающий социально-экономический кризис был осложнен национальной проблемой тюркоязычного населения, в отношении которого власти проводили ассимиляторскую политику в 80-е годы. Граждан, носивших арабско-тюрские имена и фамилии, заставляли менять на болгарские, им запрещалось пользоваться турецким языком в быту. Под бульдозер пошли даже мусульманские кладбища. В отношении тюркоязычного населения принимались различного рода репрессии, вплоть до заключения в тюрьмы и высылки из страны. Результатом ущемления прав мусульманского населения стали мощные манифестации в мае 1989 года, а летом из Болгарии в Турцию двинулся мощный поток беженцев, многие не находили приюта на чужбине и были вынуждены возвращаться обратно.

Назревал кризис и в болгарском руководстве. Многие члены ЦК БКП были недовольны политикой Т. Живкова, его авторитарным стилем управления. В 1988-1989 гг. в стране возникли различные оппозиционные движения.


Румыния и Албания

Еще хуже дело обстояло в Румынии , где существовала диктатура одиозного лидера компартии Николае Чаушеску, державшего в страхе всю страну при помощи разветвленной системы спецслужб. Сама экономическая ситуация в результате серьезных просчетов румынского руководства оставалась плачевной: уровень жизни был низким, отмечалась острая нехватка и дороговизна товаров народного потребления, топлива, в том числе и для бытовых нужд. Партийная линия в области экономического развития основывалась на устаревших догмах о форсированной индустриализации и хозяйственной автаркии. Обострилась и национальная проблема, связанная с положением венгерского меньшинства, проживавшего на северо-западе страны, в исторической области Трансильвания.

Ситуацию в Албании в 80-е годы также нельзя было назвать благополучной. После смерти многолетнего лидера Э. Ходжи страна с трудом преодолевала наследие авторитарного прошлого. Албания оставалась едва ли не самой бедной страной социалистического лагеря в Восточной Европе. Неблагоприятным образом сказалась командно-административная система управления, перекосы в сельскохозяйственной политике, направленной на ограничение индивидуальной деятельности, и внешняя изоляция от остального мира. Албания фактически не имела опыта политической демократии и функционирования многопартийной системы. Поэтому проведение реформ зависело в первую очередь от доброй воли правящей коммунистической Албанской партии труда.


Югославия

Центробежные тенденции неудержимо нарастали в Югославии. Первые признаки будущего распада Югославии на отдельные республики появились в этом федеративном государстве после «сужения сферы компетенции федерации в результате принятия новой Конституции 1974 г., предоставившей республикам большую самостоятельность» , и усилились сразу же после смерти в 1980 г. общепризнанного лидера страны Иосипа Броз Тито. Своим авторитетом и тонкой политикой ему удавалось сглаживать противоречия между хорватами, сербами, боснийцами, македонцами, словенцами, косовскими албанцами и другими этническими группами этой многонациональной страны. Теперь же попытки контроля со стороны Союза коммунистов Югославии (СКЮ) за проведением общей политики начали рассматриваться как вмешательство во внутренние дела республик и краев. Национализм в Словении, Хорватии, Боснии и Герцеговине, а в Косово – исламский фундаментализм – стали почти государственными идеологиями. К концу 80-х годов в Хорватии и Словении четко определились тенденции к отказу от югославской идеи как основы совместной жизни. Выдвигался тезис о полном отказе от совместного славянского прошлого. Показательно в этом смысле высказывание экс-президента Боснии и Герцеговины А. Изетбеговича о том, что он жаждет, чтобы ислам одержал победу: «Для меня главное, чтобы наше независимое государство было исламским» .

Одной из главных причин распада СФРЮ изначально являлось значительное экономическое и культурное неравенство между республиками. Постепенно он усиливался: вырвались вперед Словения и Хорватия. Между тем экономическая ситуация в самой федерации ухудшалась. Вырос внешний долг, проблемой стала инфляция, огромная безработица, вынужденная эмиграция. Проблемы во многом были вызваны кризисом децентрализованной экономической системой Югославии, не последнюю роль сыграло ухудшение конъюнктуры мирового рынка, с которым эта страна была сильнее связана, по сравнению с остальными странами Центральной и Восточной Европы.

По мере углубления экономического кризиса в отдельных республиках стало наблюдаться стремление спасаться поодиночке. Все чаще звучали речи «о несовместимости экономических интересов субъектов федерации» , усиливалась этно-конфессиональная нетерпимость. Страна неудержимо двигалась к своему распаду. Антифедералистские настроения в первую очередь были распространены в промышленно развитых республиках Словении и Хорватии, которые рассматривали федерацию в качестве тяжелой обузы.

Ситуацию на Балканах усложнил и произошедший в Европе распад мировой социалистической системы стран Восточной Европы, ознаменовавший собой переход в новую эпоху, совпавший по времени с приближением нового тысячелетия.


Комплекс политических, экономических и социальных причин

Итак, перемены назрели практически во всех странах социалистического лагеря. К ним привел целый комплекс политических, экономических и социальных причин. В отдельных странах, таких как Венгрия, в течение предыдущего периода уже были накоплены изменения в общественной жизни, которые вели к качественно новому этапу в развитии. В других, более отсталых странах, перемены диктовались серьезными противоречиями в общественной жизни.

Главная причина начала перемен в Центральной и Восточной Европе заключалась в том, что прежняя административно-командная система, которая вначале имела некоторые успехи главным образом за счет огромного перенапряжения сил, мобилизации ресурсов, к концу 80-х годов исчерпала себя и превратилась в тормоз на пути дальнейшего развития.

Восточноевропейские страны столкнулись с проблемой обслуживания внешнего долга, объем которого за период с 1972 по 1989 г. вырос с 8 до 85 млрд долл. Дефицит платежного баланса удавалось ликвидировать лишь за счет сокращения производственного инвестирования и снижения уровня потребления. Это не только порождало социальную напряженность, но и препятствовало модернизации наиболее рентабельных отраслей, способных обеспечить в перспективе выплату долгов. А провал экономических реформ «рыночного социализма» эпохи перестройки «подвел черту под существованием социализма как мировой общественной системы» .

Большую роль в начавшихся в 1989 году событиях сыграл и внешний фактор – позиция советского руководства в лице генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева по отношению к социалистическим странам, которое провозгласило отказ от прежней внешнеполитической доктрины, которая оформилась в годы брежневского руководства. Суть ее сводилась к коллективной ответственности стран Варшавского блока за судьбу социализма, что давало возможность Советскому Союзу беспрепятственно вмешиваться во внутренние дела восточноевропейских стран. Советское руководство во главе с М. С. Горбачевым недвусмысленно дало понять, что отказывается от прежних патерналистских отношений и далее собирается придерживаться принципа невмешательства во внутренние дела этих государств. Оно искренне надеялось на построение нового типа отношений между социалистическими странами на принципах равноправия и сотрудничества. Но самоустранение Советского Союза от вмешательства в дела стран Центральной и Восточной Европы и ослабление сотрудничества с ними подстегнуло волну демократических революций 1989 года. Вот, что пишет по этому поводу В. А. Медведев, бывший в то время заведующим отделом ЦК КПСС, отвечавшим за связи с коммунистическими и рабочими партиями социалистических стран: «Горбачевский новый курс открыл шлагбаум для перемен в других странах. Главное препятствие – охранительно-консервативная позиция Советского Союза – было устранено» .

Ю. С. Новопашин в работе «Восточноевропейские революции 1989 г.: проблемы изучения» отмечает, что гарантированное невмешательство СССР «явилось необходимым условием победы революций, хотя М.С. Горбачев и его соратники преследовали явно другую цель. Ведь именно такая позиция СССР коренным образом изменила соотношение сил в странах региона, радикализировала антикоммунистическую оппозицию и придала массовому протесту весомость решающего фактора» .

В свою очередь, страны Запада, в первую очередь США, напротив усилили свое внимание к ситуации в странах Центральной и Восточной Европы. Еще в 1984 году по решению американского конгресса был учрежден Национальный фонд в поддержку демократии, в задачу которого входило всячески содействовать распространению принципов западной демократии в данном регионе, что, в свою очередь, рассматривалось как средство вытеснения советского влияния. Администрация США поручила фонду работать над созданием в восточноевропейских странах различных оппозиционных структур: политических партий, свободных профсоюзов, неформальных группировок. В 1986 году заместитель госсекретаря Дж. Уайтхед предпринял турне, в ходе которого он посетил все государства-члены ОВД. Во время поездки представитель США прямо заявил руководству восточноевропейских стран, что предоставление экономической и финансовой помощи зависит от степени приближения этих государств к американским ценностям и образу жизни .

М.А. Усиевич, специалист ИМЭПИ РАН, занимающаяся проблемами развития Венгрии после 1989 года, утверждает, что ФРГ и США оказывали финансовую поддержку таким оппозиционным движениям в Венгрии, как Венгерский демократический форум и партия либерального толка Союз свободных демократов. Она отметила следующее: «Посол США в Венгрии М. Пальмер был в конце 80-х годов весьма активной политической фигурой в Будапеште, прямым участником внутренней политической жизни» . По сути, речь шла об активизации деятельности, имевшей целью слом социалистической системы и которая осуществлялась на протяжении предыдущих десятилетий.

В расколе Югославии были заинтересованы те страны, которые хотели в сферу своего влияния включить отколовшиеся от нее территории. Они нашли в Югославии, т.е. в ее националистических кругах, «пятую колонну». Сегодня это констатируют и многие авторы-политологи .

Таким образом, внешний фактор имел большое значение. Но все же не решающее: крушение режимов было вызвано скорее их внутренними причинами. В связи с этим вице-президент РАН, директор ИМЭПИ РАН А. Д. Некипелов в интервью главному редактору журнала «Новая и новейшая история» подчеркнул, что «благородное намерение организовать жизнь таким образом, чтобы «свободное развитие каждого было условием свободного развития всех», очень быстро трансформировалось в максиму о «примате общественных интересов», при том, что функция выявления содержания последних стала, по сути, принадлежать группе избранных.

Именно отчуждение членов общества от навязывавшихся им «общественных интересов» и привело, в конечном счете, к глубочайшему экономическому, социальному и нравственному кризису социалистического общественного устройства, определило основной вектор постсоциалистических преобразований» .

Сноски

Новопашин Ю.С. Пребывание советских войск в Восточной Европе как предпосылка революционных событий 1989–1990 гг. // Славяноведение. 1998. № 4. С. 68.
См.: Усиевич М. А. Десятилетие реформ в Венгрии. 90-е годы XX в. // Новая и Новейшая история. 2002. № 5. С. 85–86.
Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Ч. 3. – М., 2004. С. 155.
Бухарин Н. И., Синицына И. С, Чудакова Н. А. Польша: десять лет по пути реформ // Новая и Новейшая история. 2000, № 4. с. 38.
Колодко Г. В. От шока к терапии. Политическая экономия постсоциалистических преобразований. М., 2000. С. 29.
Маслов А. А. Польша / Всеобщая история Европы и американского континента // Социально-гуманитарное и политологическое образование - http://humanities.edu.ru/db/msg/26070
Ненашева З. С. Исследование истории Чехии и Словакии в XX веке // Новая и новейшая история. 2006. № 4. С. 111.
Тягуненко Л. В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века // Новая и новейшая история. 2001. № 3. С. 28.
Цит. по: Тягуненко Л. В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века // Новая и новейшая история. 2001. № 3. С. 29.
Тягуненко Л. В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века // Новая и новейшая история. 2001. № 3. С. 29.
Новейшая история стран Европы и Америки. XX век. Ч.3: 1945–2000. – М., 2004. С. 153.
Медведев В. А. Распад. Как он назревал в «мировой системе социализма». М., 1994. С. 379.
Новопашин Ю. С. Восточноевропейские революции 1989 г.: проблемы изучения // Революции 1989 года в странах Центральной Юго-Восточной Европы. Взгляд через десятилетие. – М.: Наука, 2001. С. 112.
См.: Белевцева В. Н. Восточноевропейская стратегия США в конце 1980-х годов // Новая и новейшая история. 2002. №6. С. 18–24.
Усиевич М. А. Десятилетие реформ в Венгрии. 90-е годы XX в. // Новая и Новейшая история. 2002. № 5. С. 81.
См.: Тягуненко Л. В. Союзная Республика Югославия на рубеже XXI века // Новая и новейшая история. 2001. № 3. С. 29.
Центрально-Восточная Европа во второй половине XX века. Интервью главного редактора издания, вице-президента РАН, директора ИМЭПИ РАН академика А.Д.

Предпосылки крушения социалистических режимов в странах Восточной Европы. В каких государствах преобразования проходили мирным, а в каких насильственным путем?

Проблема предпосылок и конкретно-исторических причин краха в восточноевропейских странах тоталитарной коммунистической системы, несомненно, нуждается в тщательном изучении и осмыслении. Ясно, что предпосылки и причины в этом контексте - не одно и то же. К примеру, длительное пребывание в Восточной Европе вооруженных группировок Советского Союза "сыграло роль своеобразного негативного психологического раздражителя для народов этого региона, явилось немаловажной предпосылкой антикоммунистических революционных событий 1989-1990 гг.".

Но к непосредственным конкретно-историческим причинам указанных событий факт пребывания в 1989 г. советских войск в Венгрии, ГДР, Польше и ЧССР отнести нельзя. Они находились в местах постоянной дислокации и не запятнали себя акциями силового подавления народных выступлений против коммунистических властей, хотя опосредованно это невмешательство воздействие на рассматриваемые события оказало.

Итак, на рубеже 1980-1990-х годов в международных отношениях произошли глубокие перемены. Развал мировой системы социализма означал прекращение идейно-политической и военной конфронтации между Востоком и Западом. "Холодная война" осталась в прошлом. Началось формирование нового мирового порядка. Изменилась политическая карта мира. В Европе появилось 14 новых независимых государств, образовавшихся вследствие распада СССР, Югославии и Чехословакии. Все они были признаны мировым сообществом и приняты в ООН. Крупнейшей европейской державой стала объединенная Германия. Произошел передел сфер геополитического влияния. Россия потеряла контроль над Восточной Европой, которой прежде обладал СССР. Ее войска были выведены с территории этих стран. Россия утратила положение "сверхдержавы".

Чем же были вызваны эти события? По мнению многих исследователей перемены здесь назревали давно. Система государственного социализма, которая и в предыдущие годы давала сбои (достаточно вспомнить кризисы 1956 года в Венгрии, 1968 года в Чехословакии, 1956, 1970 и 1980 годов в Польше), во многих своих аспектах исчерпала себя: это и неповоротливая социально-экономическая структура, наметившееся серьезное технологическое отставание от ведущих стран Запада, отсутствие подлинной политической свободы и демократии. Население восточноевропейских стран в массе своей действительно желало перемен, надеясь приблизиться к жизненным стандартам развитых стран.