Кто такой был де маржери. При авиакатастрофе во Внукове погиб глава французской нефтяной компании Total Кристоф де Маржери

Вчера наш Президент принимал доклад с борта танкера-газовоза СПГ "Кристоф Де Маржери" об успешном приходе судна в только что построенный за полярным кругом порт Сабетта .

Под сплойером ссылки на посты блогеров писавших о появлении и строительстве этого порта:
Начало - http://yarepka.livejournal.com/10529.html
Порт Сабетта - http://zavodfoto.livejournal.com/4838728.html
Ямал СПГ - http://zavodfoto.livejournal.com/4827701.html

Многие СМИ осветили это событие. Я лишь добавлю немного слов и изображений описывающих события, предшествующие торжеству.

Немного обидно за родной атомный ледокольный флот - ни порта, ни газовоза в порту не было бы без помощи атомных ледоколов. Справедливости ради надо сказать, что и строительство новых атомных ледоколов не было бы, не будь этого грандиозного проекта - "Ямал СПГ" .

Итак:27 марта 2017 года в кординатах 73 гр. 3 мин. СШ, 72 гр. 44 мин. ВД, в точно обозначенное время - 22.00 Мск, ледокол "50 лет Победы" начал проводку газовоза "Кристоф Де Маржери" на юг от Карского моря вглубь Обской губы.

2.

Многих удивляет название. Посему объясню - Кристоф Де Маржери был президентом французкского концерна "Total" и трагически погиб в ночь с 20 на 21 октября 2014 в авиакатастрофе в московском аэропорту «Внуково», когда самолёт Dassault Falcon столкнулся с аэродромной снегоуборочной машиной.
20% проекта "Ямал СПГ" принадлежит концерну "Total". И во время санкционного бума, "Тоtal" под руководством Кристофа не отвернулся от этого проекта.
Отдавая дань уважения, было принято решение о наречении первого танкера из серии в 15 газовозов именем погибшего.
Про имена следующих танекров этого проекта я писал ранее -

Интересный факт - с появлением этой серии танкеров появилась и новая классификация типоразера - YAMALMAX
Попробую в картинках объяснить происхождение этого типоразмера.
Суда больших размеров строят, делят или приписывают по их габаритам к разным типам.
Такая классификация учитывает особенности района плавания, а именно глубины в проливах и акваториях портов, габариты шлюзов, условия навигации на искусственных каналах и внутренних водных путях. Собственно навигационная обстановка на океанских и морских путях и есть та причина, по которой размеры судов имеют четкие требования. (см. - Классификация размеров грузовых судов)
Так вот- порт Сабетта расположен на восточном побережье полуострова Ямал, путь к нему лежит по мелководному участку Обской губы, где глубины на фарватере были 9-10 метров.

а)

Газовзы для проекта "Ямал СПГ" имеют в грузу осадку 11,8 м. Для того, чтобы они могли пройти в порт, погрузиться и выйти на просторы океана, был прорыт канал шириной 290 м и длиной 26 морских миль (48 км). Он такой узкий, что на карте мелкого масштаба (а) его и не видно, посему ниже представляю карту рукотворного канала с контуром атомного ледокола, который имеет габариты скромнее газовоза, всего 160 м длиной, 30 м шириной. Но осадка у нас 11 м, поэтому мы тоже можем пересекать это мелководье лишь по каналу.
Этот канал и определил новый типоразмер - Yamalmax.

b)

Уже начало светать и мы, как раз втягиваемся с газовозом на канал.

3.

Ледокол сделал канал во льду, но идет сжатие. Большнство судов, которых мы водим, было бы зажато и остановилось. Но "Кристоф" имеет мощност 60 тыс. л.с и раздвигает разрушенный нами лёд, уверенно следуя за нами.

4.

5.

Последний поворот на строго прямой курс канала. Видно насколько газовоз шире ледокола (мы 30 м - газовоз - 50 м).
Это был первый, экспериментальный проход сложного по навигации и льду участка пути, поэтому был привлечен для подстраховки а/л "Вайгач".
Большие ледоколы типа "Арктика", к которым принадлежит а/л "50 лет Победы", не могут окалывать суда на канале. А у "Вайгача" осадка меньше, и он более вольготно ощущает себя на глубинах окружающих наш путь.
6.

Идем по каналу и тяжелым льдам.
7.

Но, последнее время дули благоприятные ветра, и на середине канал остался лишь молодой лёд, который "по зубам" не только такому гиганту. Посему "Вайгач" пошел на обгон, чтобы бежать на помощь другим нуждающимся в помощи ледокола.
8.

Мы тоже оставляем газовоз самостоятельно следовать в порт назначения. А сами бежим вперед. Но по дороге встречаемся с "Вайгачем" пересаживаем ему людей, передаем запчасти. (К сожалению не заснял этот процесс).
За это время "Кристоф Де Маржери" обогнал нас на счастье фотографу. Вторым помощником фотграфу оказалось Солнце, сделавшее небо голубым и подсвечивающее бока газовоза сквозь тучи.
Прошу прощения за нижепредставленную кучу - не мог удержаться и публикую много фотографий.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

А вот и порт Сабетта. Причал к которому предстоит швартоваться газовозу. Л/к "Москва" уже подготовил подходой канал, которым и мы воспользовались, чтобы полюбопытствовать.
16.

Торжественный момент - газовоз подходит к акватории порта.
17.

18.

Ледоколы стоят в сторонке и наблюдают за процессом.
19.

20.

21.

Газовоз медленно, величественно и осторожно проходит "ворота" порта. Это ледозащитные сооружения, защищающие порт от дрейфующих льдов Обской губы, а также и от течения реки.
Встречающие ледоколы грозными и протяжными гудками встречают того, ради которого и строился порт.

22.

Направляется к причалу.
23.

Все ближе
24.

и ближе.
25.

И вот он у причала - швартуется.
26.

Вечерело.
27.

А вот здесь немного видео с нашей

«Здорово быть руководителем, - говорил о своей активности сам де Маржери, - путешествовать и встречаться со всеми этими людьми». На замечание журналиста, что это далеко не самые милые люди в мире, де Маржери отвечал, смеясь: «Чертовски верно, но у нас нет нефти и газа. Где американские компании брали нефть и газ в первую очередь? Свои резервы и cash? Это все [было] здесь, не во Франции. Именно поэтому французские компании всегда будут искать партнеров».

«Если вы хотите работать всегда только в приятной обстановке, нефтяной бизнес - не для вас»

К началу нового столетия Total поглощает бельгийского конкурента PetroFina и объединяется с французской Elf Aquitaine (сумма обеих сделок достигла $70 млрд), становясь четвертой по величине в мире частной нефтекомпанией. Как писала позднее Les Echos, с тому времени авторитет де Маржери достаточно окреп, и вскоре он уже считался «естественным наследником-цесаревичем» тогдашнего главы Total Тьерри Демаре.

В феврале 2007 года Демаре ушел на должность председателя совета директоров Total, а генеральным директором концерна стал де Маржери. С мая 2010-го Демаре является лишь почетным председателем, а де Маржери полностью взял в свои руки управление Total.

В 2010 году де Маржери настоял на принятии новой бизнес-стратегии Total, чтобы ускорить рост компании. В том же году Total избавилась от непрофильных активов на $4 млрд, в том числе от зрелых месторождений в Мексике, Камеруне и Норвегии. «Если на месторождениях нет возможности увеличивать добычу, работа на них может стать коммерчески не оправданной для такой крупной компании, как Total, - объяснял де Маржери . - В таком случае выгодней продать их менее крупным игрокам, которые смогут поддерживать добычу при меньших расходах. Такие сделки выгодны для всех, в том числе для государства, которое получает больше налогов».

С 2012 года компания продала в общей сложности активов на сумму около $16 млрд. Вместо них при де Маржери Total выбрала стратегию инвестировать в более рисковые предприятия, которые потенциально могли принести больше отдачи.

При де Маржери Total активно осваивает новые территории, не всегда простые с политической точки зрения: иракский Курдистан, Таджикистан и, конечно, Россия.

В Россию Total пришла еще в 1991 году, начав осваивать по соглашению о разделе продукции (СРП) Харьягинское месторождение. С тех пор российские власти не раз меняли свое отношение к СРП, пересматривая условия работы этих проектов. Но это не помешало французской компании продолжать работать в России.

В 2011 году Total становится стратегическим партнером НОВАТЭКа в масштабном проекте «Ямал СПГ» по производству сжиженного природного газа. Весной 2014 года, когда нефтегазовые проекты в России находились под угрозой из-за санкций и дипломатического давления Запада, Кристоф де Маржери заявляет, что для Total ничего не изменилось - . В конце мая де Маржери, приехавший на Петербургский экономический форум в числе немногих западных топ-менеджеров, говорил в интервью РБК, что «введение санкций и эмбарго не является эффективным решением» и что он верит «в мудрость и ответственность людей». «Россия - это партнер, и мы не должны тратить время на то, чтобы обороняться от нашего соседа», - добавлял он в июльском интервью Reuters .

Деловые интересы всегда были для де Маржери превыше всего: в 2010 году в интервью FT он дал понять, что готов бурить нефть практически везде. «Если вы хотите работать всегда только в приятной обстановке, в безопасности и мирных условиях, нефтяной бизнес - не для вас», - говорил глава Total. Правда, двумя годами позже он все-таки заявил, что нельзя добывать нефть в Арктике - слишком велик риск экологической катастрофы.

Главе Total было не привыкать искать деловые возможности в условиях санкций, когда интересы его компании расходились с официальной установкой Запада. Ради этого приходилось рисковать не только репутацией компании, но и собственным благополучием. В мае 2013 года Total была вынуждена заплатить $318 млн за урегулирование обвинений американских властей в подкупе иранских чиновников. До урегулирования дела французские прокуроры рекомендовали предъявить обвинения самому де Маржери.

Аналогичные претензии предъявлялись Total в связи с международным коррупционным скандалом вокруг программы ООН «нефть в обмен на продовольствие» для Ирака. Компанию обвиняли в торговле иракской нефтью в обход эмбарго ООН. В 2006 году де Маржери задержали на 48 часов по этому делу, допрашивали и предъявили обвинения, которые были сняты парижским судом только в прошлом году.

Мастер дипломатии

Де Маржери умел находить общий язык не только с партнерами на Ближнем Востоке. В июне 2010 года, обращаясь к Владимиру Путину, который тогда уступил президентское кресло Дмитрию Медведеву, де Маржери сказал : «Наша политика в вашей стране, г-н премьер-министр, предельно ясна. У нас много партнеров, но один хозяин, один начальник. Один, не два. Таким образом, пока вы поддерживаете меня, пока вы поддерживаете Total, мы будем делать хорошие дела».

«Великолепный стратег, привыкший действовать на пределе технических возможностей и на грани законности, он всегда открыто выражал свои мысли», - писал про него Forbes. В марте 2014 года, в разгар «крымского кризиса», де Маржери заявил в интервью Nouvel Observateur, что Крым для России - «это как Эльзас и Лотарингия для Франции». С самого начала дипломатического конфликта он взял на себя роль связующего моста между французским бизнесом и Москвой. Глава Total был сопредседателем Экономического совета Франко-российской торгово-промышленной палаты (CCIFR), со стороны России председателем был бизнесмен Геннадий Тимченко. В апреле в Париже проходила конференция деловых кругов «Франция - Россия», на которую Тимченко приехать не смог. «Геннадий не смог прийти сюда, он пожелал дистанцироваться от этого мероприятия по причинам, которые вам понятны... Я вначале подумал: наверное, мне тоже не стоит ехать, но потом решил, что если и я не приеду, то это было бы совсем плохим сигналом», - цитировал главу Total журнал The New Times.

Для Тимченко гибель Кристофа де Маржери стала «глубоким эмоциональным потрясением», передала пресс-служба бизнесмена. «Это потеря не только для Франции, которая лишилась великого гражданина, это большая потеря для России. Кристоф глубоко понимал и ценил Россию, проделал огромную работу по сближению наших стран», - заявил Тимченко.

Де Маржери умел нравиться и акционерам: в мае 2014 года они проголосовали за увеличение возрастного лимита для исполнительного директора концерна с 65 до 67 и для председателя совета директоров с 65 до 70 лет. Фактически это означало, что де Маржери может руководить Total еще как минимум четыре года. В августе 2014-го ему исполнилось 63.

Английский полковник

Искусный дипломат за рубежом, де Маржери мог подолгу дискутировать с властями собственного государства. Он, к примеру, был ярым сторонником добычи углеводородов из сланцев и критиковал решение правительства Франции в 2011 году запретить использование технологии гидроразрыва пласта. При де Маржери Total стала крупным игроком в сфере нетрадиционной добычи. В 2012 году Total объявила, что инвестирует $2,3 млрд в освоение сланцевой формации Utica Shale в штате Огайо. А в начале 2014 года компания первой из нефтяных мейджоров вошла в проекты по разработке сланцевого газа в Великобритании. Кроме того, Total собиралась искать сланцевый газ в Аргентине и осваивать сланцевую нефть в Западной Сибири совместно с ЛУКОЙЛом.

Де Маржери охотно давал интервью и обычно был откровеннее многих своих сдержанных коллег по нефтегазовой отрасли. На общем фоне он всегда выглядел колоритной фигурой.

За его выдающиеся усы СМИ дали де Маржери прозвище Mr. Moustache. По той же причине Les Echos как-то сравнила его с «английским полковником», а Le Monde - с «британским офицером в Индии, который фанатично следит за своими чудаковатыми усами, служащими единственным напоминанием о службе Ее Величеству». Forbes писал, что де Маржери при этом был любителем крепкого спиртного, в деловых поездках мог предложить своим сотрудникам виски (предпочитал Lagavulin) и рассказать пару скабрезных историй.

У де Маржери осталась жена - Бернадетт Прюдом, две дочери, сын и несколько внуков.

Total - четвертая по размеру капитализации нефтяная компания в мире (€105,37 млрд - на вечер вторника), занимает шестое место в ежегодном рэнкинге Platts, где в расчет принимаются такие показатели, как стоимость активов, выручка, прибыль и рентабельность инвестиций.

Во вторник на открытии биржи в Париже котировки Total упали сразу на 2,2%. Катастрофа во Внуково «создала вакуум на самом верху французской корпорации в эти тяжелые месяцы, когда цены на нефть падают», - написало агентство Reuters . Но уже через час после открытия курс акций практически полностью отыграл падение, вернувшись к значениям понедельника: около €42,9. К 19:00 мск котировки Total растут уже на 2,7%, достигая стоимости €44,1. Французский индекс CAC 40 к этому же времени поднялся лишь на 1,9%.

Политики и бизнесмены о Кристофе де Маржери:

Президент России Владимир Путин: Кристоф де Маржери «стоял у истоков многих крупных совместных проектов, заложивших основу многолетнего плодотворного сотрудничества между Россией и Францией в энергетической сфере». «В лице Кристофа де Маржери мы потеряли настоящего друга нашей страны».

Президент Франции Франсуа Олланд: «Кристоф де Маржери посвятил свою жизнь французской промышленности и развитию Total. Он вывел компанию в мировые лидеры».

Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов: «В непростые последние месяцы Кристоф оставался образцом благородства, неизменно отстаивая принципы честного партнерства с Россией. Он был другом нашей компании, нашей страны».

Глава Royal Dutch Shell Бен ван Берден: «Кристоф был колоссальной по масштабу личностью, одним из признанных лидеров энергетической отрасли и другом. Я соболезную его жене и детям, а также тысячам его коллег в Total».

Даниел Ергин, эксперт в области энергетики консалтинговой компании IHS: «Он был выдающимся управленцем, прекрасно знал Ближний Восток. Он был из тех, кто умел предвидеть будущие события. Он был полон энергии и обаяния, истинный политик, который откровенность сочетал с юмором и непосредственностью, отличавшими его манеру общения».

Эдуард Джереджян, бывший посол США в Сирии и Израиле: «Он был экспертом в политическом анализе, разбирался в вопросах геополитики, любил политику. Он крупная фигура в мировом энергетическом секторе, который почувствует его уход» .

Крег Степлтон, бывший посол США во Франции: «Ему будет очень сложно найти замену. Топ-менеджеров его масштаба можно по пальцам пересчитать в любой стране. Total его будет не хватать. Франции и всему Западу его будет не хватать».

Питер Хаттон, аналитик RBC Capital Markets: «Де Маржери - одна из наиболее значимых и знаковых фигур в отрасли, и, на наш взгляд, его уход скажется на Total как психологически, так и организационно. Он контролировал разработку стратегии компании, исполнение решений и становление корпоративной культуры и делал это лучше, чем большинство CEO».

Потом, в 2009 году, де Маржери на встрече с Владимиром Путиным пообещал, что ни при каких обстоятельствах не изменит положительного мнения относительно России, даже если цены на нефть упадут в разы и работать на рынке нашей страны станет не рентабельно. Свое слово он сдержал. Даже после объявления санкций де Маржери утверждал, что Total не уйдет из России. Более того, он открыто выступал против США, предлагая в сделках с нефтью и газом заменить доллар альтернативными валютами.

Трагическая гибель де Маржери ударит по репутации России еще сильнее, нежели крушение малайзийского Boeing над небом Донецкой области, — уверен президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. «К нему прислушивались не только французские министры и бизнесмены, но и весь деловой мир Евросоюза. Остается надеяться, что экономический баланс, который был достигнут между Россией и Францией во времена Шарля де Голля, сохранится», — заявил Юргенс.

С ним согласен генеральный директор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. «Выступая в этом году во французском Сенате, де Маржери подтвердил, что экономические отношения с Россией должны сохраниться, невзирая ни на какие политические раздоры с ЕС или США. Нужно отметить, что на эту встречу ему пришлось фактически продираться сквозь толпу митингующих, которые выступали в поддержку нового руководства Украины и лично Петра Порошенко и Арсения Яценюка. Как оказалось, Франция согласилась с санкциями, лично де Маржери — нет. На него оказывали давление — и гражданское сообщество, требовавшее от французского бизнеса уйти из «путинской» России, и проамерикански настроенные чиновники Евросоюза», — отметил Симонов в беседе с «МК».

«Де Маржери прилетел в нашу страну на встречу с Дмитрием Медведевым в рамках заседания Консультативного совета по иностранным инвестициям в России. Это одна из самых авторитетных площадок, на которых обсуждаются предметные вопросы развития российской экономики и положения нашей страны на международном рынке. Де Маржери занимал здесь особое место — он шел против течения, когда европейцы или американцы начинали давить на нашу страну, вводить инвестиционные ограничения, в особенности, в отношении нефтегазовых проектов», — считает директор Института стратегического анализа ФБК Игорь Николаев.

Кому же на руку смерть Кристофа де Маржери? Существует несколько проектов и идей, в которых он являлся далеко не последним человеком, и его гибель может оказать значительное влияние на результат.

Северный и Южный потоки

Эти два газопровода должны исключить Украину из экспортной цепочки поставок российского газа в Европу. «Северный поток» уже построен. Однако он используется не на полную мощность, поскольку Еврокомиссия требует допустить в трубу сторонних поставщиков «голубого топлива» (например, Азербайджан).

Строительство «Южного потока» заморожено по тем же причинам. ЕС упирается, настаивая на выполнении нашей страной европейских нормативов. Де Маржери был одним из тех, кто выступал за энергетическую безопасность Европы и ее независимость, главным образом, от Украины, которая неоднократно воровала газ из экспортной трубы. В преддверии зимы и в отсутствие окончательных договоренностей о поставках из России, не исключено, что Киев вновь займется излюбленным делом.

Штокман

Это одно из крупнейших газокондесатных месторождений в мире. Оно расположено в Баренцевом море. Западные компании пытались войти в этот проект с середины 1990-х годов, — рассказывает директор Фонда энергетического развития Сергей Пикин. - Однако только в 2005 был сформирован список из потенциальных иностранных участников консорциума по разработке Штокмана — норвежские Hydro и Statoil, французская Total и американские Chevron и ConocoPhillips. В 2007 году после телефонного разговора Владимира Путина и экс-президента Франции Николя Саркози было объявлено, что партнером «Газпрома» в освоении Штокмана станет Total, а также, возможно, Statoil и Hydro, которые к этому времени объединились в одну корпорацию.

Не последнюю роль в этом выборе играл де Маржери. Американцы и до его смерти предпринимали попытки стать участниками проекта. Штокман пока не разрабатывается. Если санкции против России снимут, у компаний США появится шанс вернуться в проект, заменив в этом деле Total.

«Отмена» доллара

По словам старшего аналитика «Альпари» Анны Бодровой, несколько месяцев назад де Маржери активно лоббировал увеличение доли евро в мировой торговле, говоря, что нет никакого смысла платить за нефть долларами. Конечно, все комментарии на этот счет носили характер поддержки евровалюты. Но и Россия заинтересована в деамериканизации любых финансовых расчетов. Теоретически, Total могла бы в перспективе договориться с российскими нефтяниками о платежах в альтернативной валюте, что фундаментально сказалось бы на позициях доллара.

Кто преемники?

Конечно, эту версию нужно отмести сразу — никто из руководителей Total не стал бы «заказывать» де Маржери, да еще и столь изощренным способом. Однако стоит назвать его возможных преемников. Это президент по разведке и добыче Ив Луи Даррикарер, маркетинговый директор Филипп Буассо и директор отдела нефтепереработки Патрик Пуйанне.

Акулы бизнеса

Смерть де Маржери неизбежно повлияла на котировки акций Total и российского «Новатэка», более 17% которой принадлежат французам. Бумаги обеих компаний упали более чем на 2%. Покупка акций компаний дешевле, чем их можно продать в дальнейшем, принесет определенным игрокам миллионы долларов прибыли.

«Кристоф де Маржери», первый в мире ледокольный танкер для перевозки сжиженного природного газа (СПГ), успешно совершил первую швартовку к газовому терминалу в порту Сабетта (ЯНАО). Танкер ПАО «Совкомфлот» предназначен для обслуживания проекта «Ямал СПГ» и круглогодичной транспортировки СПГ в сложных ледовых условиях Карского моря и Обской губы.

30 марта в ходе прямого телемоста Архангельск-Сабетта Президент РФ Владимир Путин принял доклад капитана судна Сергея Зыбко об успешном завершении ледовых испытаний и первой швартовке к терминалу «Ямал СПГ» в порту Сабетта. Участие в торжественном мероприятии приняли Министр транспорта РФ Максим Соколов , Первый заместитель Министра энергетики РФ Алексей Текслер , Председатель Правления ПАО «НОВАТЭК» Леонид Михельсон , Президент концерна Total Патрик Пуянне , Заместитель руководителя Государственного энергетического управления Китайской Народной Республики Ли Фаньжун , Генеральный директор и Председатель Правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк .

«Хочу вас всех поздравить с сегодняшним событием - и российских участников, и наших иностранных партнеров. Заход танкера нового ледового класса – это большое событие в освоении Арктики. Так же, собственно говоря, как и строительство самого порта Сабетта, куда танкер сегодня зашел, – порта, который построен в чистом поле, как у нас говорят, с нуля», – сказал в своем приветственном слове Владимир Путин .

«Хотел бы обратить внимание на то, что мы при освоении огромных богатств Арктики, конечно, исходим из главного принципа – не навредить – и из того, что экосистема этого региона очень чувствительна к любым вмешательствам человека. Но знаю, знаю наверняка, потому что знаком с вашей работой детально, знаю, что сам порт Сабетта, суда (первый из которых сегодня пришёл в этот порт, а всего их должно быть построено 15, в том числе с привлечением российских судостроителей) и сам способ добычи, затем транспортировки – все это построено на самых высоких технических, технологических и экологических стандартах», – подчеркнул Владимир Путин.

«Мне очень приятно отметить, что новое судно ледового класса, которое, по сути, аналогов в мире не имеет, названо в честь трагически ушедшего из жизни нашего большого друга, французского предпринимателя и бывшего главы компании Total Кристофа де Маржери», – сказал в завершение своей речи Президент РФ.


По своим характеристикам ледокольный газовоз «Кристоф де Маржери» не имеет мировых аналогов. Ему присвоен ледовый класс Arc7 – самый высокий среди существующих транспортных судов. Газовоз способен самостоятельно преодолевать лед толщиной до 2,1 метра. «Кристоф де Маржери» может круглогодично следовать по Севморпути в западном от Сабетты направлении и на протяжении шести месяцев (с июля по декабрь) – в восточном. Ранее период летней навигации в акватории Севморпути ограничивался четырьмя месяцами и только при наличии ледокольного сопровождения.

Мощность пропульсивной установки газовоза составляет 45 МВт. Это в полтора раза превышает мощность первого в мире атомного ледокола «Ленин» (32,4 МВт). За один рейс судно способно перевезти 172 600 куб. метров СПГ – этого объема достаточно, чтобы на четыре недели полностью обеспечить газом такую страну как Швеция. Длина судна достигает 299 метров (высота Эйфелевой башни – 300 метров). Высота судна от киля до клотика – 60 метров (сравнимо с высотой 22-этажного дома).

Экипаж составляет 29 человек и полностью укомплектован российскими моряками. Штатный офицерский состав газовоза включает 13 человек, каждый из которых обладает значительным опытом арктического судоходства и дополнительно прошел специализированную подготовку в учебно-тренажерном центре «Совкомфлота» в Санкт-Петербурге.

«Сегодняшнее события – результат кропотливой совместной работы компании «Совкомфлот», «НОВАТЭКа» и «Ямал СПГ», которая заняла около десяти лет. Проект такого масштаба и сложности потребовал глубокой проработки всех деталей. Это оправдано: Арктика не прощает спешки и непрофессионализма. Отправной точкой стали успешные проекты «Совкомфлота» в Баренцевом и Печорском морях, а также экспериментальные транзитные рейсы по Севморпути, которые «Совкомфлот» и «НОВАТЭК» совместно провели в 2010-2011 годах при поддержке Минтранса РФ и «Атомфлота». Мы доказали, что использовать высокоширотные трассы в качестве транспортного коридора для крупнотоннажных судов не только технически возможно, но и экономически целесообразно. Эти результаты заложили основу для успешной реализации проекта «Ямал СПГ», которая была бы невозможна без эффективной и безопасной логистической схемы по морской транспортировке СПГ», – сказал Сергей Франк .

«Строительство порта Сабетта осуществляется на принципах государственно-частного партнерства и по своим масштабам является сегодня крупнейшим инфраструктурным проектом в мире, реализованным в арктических широтах. Общий объем инвестиций составляет 108 млрд руб., из которых 72 млрд руб. – это средства федерального бюджета, а треть – это частные инвестиции. Сейчас порт уже фактически работает в штатном режиме. <…> Реализация этого проекта в полном масштабе позволила не только осуществить строительство завода СПГ, но и упрочила позиции РФ в Арктике, послужила развитию Северного морского пути», – отметил Максим Соколов .

«Данный регион является богатейшим местом по своим запасам. Здесь возможно производить более 70 млн тонн СПГ. Здесь возможно создать хаб с долей на мировом рынке более 15% по стоимости. Созданная инфраструктура поможет это осуществить в кратчайшие сроки», – подчеркнул Леонид Михельсон .

«Кристоф де Маржери» является пилотным судном серии из 15 газовозов, которые предполагается построить для обслуживания проекта «Ямал СПГ». Появление этого газовоза ознаменовало появление на рынке нового класса судов – «Ямалмакс». Пропульсивная установка «Кристофа де Маржери» включает винторулевые колонки типа «Азипод». Они обеспечивают высокую ледопроходимость и маневренность и позволяют использовать принцип движения кормой вперед (функция Double Acting Tanker, DAT), что необходимо для преодоления торосов и тяжелых ледовых полей. При этом «Кристоф де Маржери» стал первым в мире судном арктического ледового класса, на котором установлено сразу три «Азипода».

Ледопроходимость и маневренные качества нового судна полностью подтвердили ледовые испытания, которое состоялись с 19 февраля по 8 марта в Карском море и Море Лаптевых. В ходе испытаний судну удалось превысить целый ряд показателей:

  • Судно доказало способность двигаться кормой вперед во льду толщиной 1,5 метра со скоростью 7,2 узла (плановый показатель – 5 узлов) и носом со скоростью 2,5 узла (плановый показатель – 2 узла);
  • Радиус разворота судна во льду толщиной 1,7 метра составил 1760 метров при запланированных 3000 метрах.

В ледовых испытаниях приняли участие представители судостроительной верфи (Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering), ключевых поставщиков оборудования (в первую очередь ABB, производителя «Азиподов»), ведущих профильных научно-исследовательских и проектных организаций, как российских (Арктический и антарктический НИИ, Крыловский ГНЦ), так и международных (Aker Arctic Research Centre, Hamburg Ship Model Basin).

Во время первого захода в порт Сабетта газовоз также успешно осуществил тестовый проход по специально созданному морскому каналу. Это наиболее сложный в навигационном отношении участок Обской губы. Канал был проложен с целью преодоления крупнотоннажными судами бара (песчаной подводной отмели) при впадении Оби в Карское море. Уникальное для арктического бассейна инженерное сооружение планируется эксплуатировать в сложных условиях постоянного дрейфа льдов. Канал имеет глубину 15 метров, ширину 295 метров, длину 50 км.

Танкер был построен с учетом всех требований Полярного кодекса и отличается высокой экологической безопасностью. Наряду с традиционными видами топлива, пропульсивная установка судна может использовать отпарной сжиженный природный газ. По сравнению с традиционным тяжелым топливом использование СПГ позволяет существенно сократить выбросы в атмосферу вредных газов: на 90% оксидов серы (SOx), на 80% оксидов азота (NOx) и на 15% углекислого газа (CO2).

Пресс-служба ПАО «Совкомфлот»

Группа компаний «Совкомфлот» (Группа СКФ) – крупнейшая судоходная компания России, одна из ведущих в мире компаний по морской транспортировке углеводородов, а также обслуживанию шельфовой разведки и добычи нефти и газа. Собственный и зафрахтованный флот включает 147 судов общим дедвейтом более 13,1 млн тонн. Треть судов обладает высоким ледовым классом.

«Совкомфлот» участвует в обслуживании крупных нефтегазовых проектов в России и мире: «Сахалин-1», «Сахалин-2», «Варандей», «Приразломное», «Новый Порт», «Ямал СПГ», Tangguh (Индонезия). Головной офис компании находится в Санкт-Петербурге, представительства расположены в Москве, Новороссийске, Мурманске, Владивостоке, Южно-Сахалинске, Лондоне, Лимасоле и Дубае.