Монте Кассино. "Итальянский" Сталинград

Решение разбомбить аббатство созрело после двух тщетных попыток штурма - за две с половиной недели американцы заняли лишь две высоты, заплатив потерей 80% личного состава 34-ой дивизии. 2-ой корпус армии США был довольно ощутимо истощен и Кларк ожидаемо провёл рокировку, сдав позиции британскому союзнику - новозеландцам и индийцам.
Далее в американо-британской историографии следует довольно показательная история о генеральских рефлексиях и колебаниях по поводу необходимости и целесообразности превращения аббатства в груду щебня. Поиски резонов иногда принимали совершенно удивительный оборот - журналист "Нью-Йорк Таймс" Артур Зульцбергер, которому позволили сопровождать высших союзных офицеров в разведывательном облёте аббатства, "заметил" развешенную на бельевых верёвках форму вермахта во внутренних дворах, наблюдательные пункты и пулемётные точки немцев. Генерал Джеффри Киз, несколько раз выполнявший полёты над монастырём, не мог похвастаться такой остротой зрения и докладывал в штаб 5-ой армии, что все сообщения галлюцинирующих господ о присутствии немцев в стенах монастыря являются выдумкой - «они так долго присматривались, что наконец начали видеть желаемое». По большому счёту, разницы для союзников - есть ли немцы в монастыре, нет ли их там, не было в принципе - их резоны достаточно красноречиво выразил в своих мемуарах генерал-майор сэр Говард К. Кипербергер: "Будучи неповреждённым, оно <аббатство> являлось хорошим укрытием... Будучи разбомбленным, оно превратилось в зубчатую кучу строительных обломков, открытых для эффективного огня из пушек, миномётов и авиации, а также смертельной ловушкой в случае повторной бомбёжки. В целом, я думал, что если бы оно оставалось нетронутым, оно было бы более полезным для немцев». Тактическую недальновидность новозеландского генерала подтвердили дальнейшие события - все вышло с точностью до наоборот. Ему вторил и командир 4-ой индийской дивизии генерал-майор Френсис Такер, "всесторонне" проанализировавший ситуацию на основе данных из книги об аббатстве издания 1879-го года, найденной в книжной лавке Неаполя - генерал изучал её в перерывах между приступами тропической лихорадки, и, впечатлённый прочитанным, он горячечно ходатайствовал с госпитальной койки о бомбардировке монастыря, к тому же - непременно "блокбастерами" (4000 фунтов), так как обычный 1000-фунтовый боеприпас цитадель "не возмёт". Генерал же Кларк и его начальник штаба колебались - они были уверены в отсутствии немцев в монастыре, но приняли спасительное соломоново решение - "если прикажут сверху - будем бомбить...", оставив право принятия решения за командующим союзническими войсками в Италии генералом сэром Александером. И прямой приказ был получен.

Святой Венедикт Нурсийский .

Миру он больше известен, как святой Бенедикт, родоначальник западного монашеского движения. Святой католической и православной церквей. В православной традиции считается преподобным, то есть, святым монахом . Автор «устава св. Бенедикта» — важнейшего из монашеских уставов латинской традиции.

Всё, что мы знаем о жизни этого святого, до нас дошло из книги "Диалоги" святого Григория Двоеслова Папы Римского , который являлся современником святого Венедикта.



Бенедикт родился 27 марта 480 года и был сыном знатного римлянина из Нурсии. Нурсия - так назывался город в Италии, современный городок Норча в провинции Перуджа (центральная Италия).

12 летним юношей он был отправлен в Рим на учёбу, но не закончив обучение из -за того, что в училище царили легкомысленные нравы мальчиков, и нельзя было приобрести подленную учёность по риторике и философии, уже 14 летний Венедикт покинул грешный город Рим вместе с группой благочестивых людей, сбежав от столичной суеты, и поселился в Аффиде .



Аффиле , так сегодня называется древний Аффиде, это местечко в горах, расположенном неподалеку от Субиако .

Известно, что была у него сестра-близнец по имени Схоластика , которая Церковью тоже причислена к лику святых , она к тому времени уже посвятила себя Богу.


По прошествии некоторого времени Венедикт понял, что хочет стать отшельником. Случайная встреча с монахом Романом из монастыря, расположенного рядом с Субиако , помогла ему. Монах показал Венедикту пещеру возле искусственного озера на реке Анио и согласился приносить отшельнику еду. За три года, которые Бенедикт прожил в пещере, он закалился и физически и духовно. Слава его росла, люди начали совершать паломничества к пещере, чтобы посмотреть на отшельника; а монахи из Виковаро, одного из окрестных монастырей, после смерти настоятеля уговорили Венедикта возглавить их общину. Ничего хорошего из этого не вышло, у Венедикта были слишком строгие представления о монашеской жизни, не понравившиеся общине. В результате он вынужден был покинуть монастырь и вернуться в пещеру после того, как его чуть не отравили.



Однако, вот именно здесь, в аббатстве города Субиако и зародилось Западное монашество и орден Святого Бенедикта . Этот город является месторождением итальянского книгопечатания 15 века. А святой Венедикт вокруг этого города основал аж 12 монастырей.

Начиная с XI столетия аббатство Субиако стало расти, богатеть, пользоваться славой, не столько, впрочем, подобавшей ему мирной, сколько военной. Настоятели монастыря мало чем отличались от окрестных феодальных баронов, а их монахи были настоящими рыцарями, часто выезжавшими в поход на конях в сопровождении большого числа вооруженных слуг. Постепенно монастырь завладел всей окружающей его областью, и он приобрел гораздо больше городов силой оружия, чем одной грамотой папских дарений.

Постепенно в голове у Бенедикта сложились представления о том, как должна быть устроена монашеская жизнь. Он разделил своих учеников, число которых к тому времени сильно выросло, на 12 групп, каждая из которых подчинялась своему настоятелю, а за Бенедиктом оставалось право общего надзора.

Многие уважаемые патриции Италии отдавали своих детей на воспитания святому Венедикту и святой с детства воспитывал их в строгости монастырского послушания как монахов, а за непослушание до 15 летнего возраста наказывал и телесно, сёк в монастыре розгой. После такого строгого воспитания в монастыре, два воспитанника святого Венедикта из богатых семей стали впоследствии епископами во Франции и в Сицилии.

В монастыре у Святого Венедикта всегда было много юношей и детей на воспитании, чем святой вызывал зависть у других священников. И вот один священник из Флоренции задумал совратить молодых мальчиков, иноков монастыря и стал подсылать к воспитанникам Венедикта развратных женщин. Не желая искушений для юных и нестойких своих воспитанников, Святой Венедикт покинул нажитое место с послушниками и иноками.


Около 530 г. зависть и интриги местных монахов и клира вынудили Бенедикта переселиться на юг, на гору Кассино , где им был основан знаменитый монастырь Монте-Кассин о , служивший некогда крепостью по дороге между Римом и Неаполем. Существовавшее на горе языческое святилище Венедикт превратил в христианский храм, местных жителей обратил в христианство. Скоро слава монастыря разлетелась по всему краю, число братьев в общине резко выросло.

По преданию, Венедикт молитвой воскресил сына крестьянина из соседней деревни, который принёс умершего мальчика к монастырю .

Именно для общины Монте-Кассино, которая положила начало ордену, впоследствии названному орден бенедиктинцев, Венедикт около 540 г. составил свой знаменитый устав, который стал фундаментом не только для бенедиктинцев, но и для всего западного монашества . Устав во многом базировался на восточных уставах Пахомия Великого и Василия Великого, однако содержал ряд специфических черт.

Каждый поступающий в монастырь, должен был пробыть в нём послушником в течении года. При постриге монах даёт клятву ни когда не покидать монастырь и жить только по благословению настоятеля. Власть настоятеля является пожизненной. Монах не должен был иметь ни какой собственности, не мог получать писем и посылок из дома. Спал на соломе не раздеваясь в подряснике препоясаном верёвкой. Все монахи очень много трудились. Среди старцев так же жили юноши и дети.

Этот устав Святого Венедикта с необычайной быстротой распростронялся по всему христианскому Западу. Он дисциплинировал в строгости из века в век католическую армию монахов.

Сам Венедикт от Бога получил дар ясновидения.

Умер святой Венедикт 547 года 21 марта в Монте-Кассино . Свою кончину он предсказал за 6 дней перед смертью.


Монтекасси́но (итал. Montecassino ) — местность в Италии, примерно в 120 километрах к юго-востоку от Рима. Здесь на скалистом холме к западу от городка Кассино расположен один из старейших и крупнейших монастырей в Европе. Отсюда и традиционное название монастыря лат. Mons Casinus , казинская (кассинская) скала.

Центральные входные двери в монастырь были привезены ещё в дар из Константинополя в 1066 году.

В 542 году его посетил здесь Тотила, король остготов. В 580 году монахи монастыря переехали в Рим в связи с нашествием лангобардов, восстановлен монастырь был лишь в начале VIII века. После расцвета Монтекассино в эпоху Каролингского возрождения, он вновь был разорён сарацинами в 883 году. Впоследствии монастырь неоднократно подвергался нашествиям, в X веке его захватывали норманны , а в 1230 году монахов изгнал император Фридрих II.


В VIII веке здесь был монахом и умер Павел Диакон (Paulus Diaconus), выходец из знатного лангобардского рода, историк лангобардов, в XI веке — Константин Африканский , монах, врач и переводчик, познакомивший европейцев с арабской медициной.

Новый расцвет аббатства начался в XIV веке. Монтекассино стал обладателем одной из крупнейших в Европе библиотек античной и раннехристианской литературы, при нём был создан скрипторий и школа. Некоторое время здесь работал католический святой Фома Аквинский и другие выдающиеся люди средневековья. Трое аббатов монастыря стали впоследствии римскими папами — Стефан IX , Виктор III и Лев X. Аббатство обладало большими земельными владениями, активно поддерживало папство в его притязаниях на господство в Европе.


В частности, монастырю Монтекассино с X века принадлежала территория Понтекорво (Pontecorvo ) в Южной Италии с центром в одноимённом городе. С XV века она передана Папской области.

8 сентября 1943 года Италия капитулировала во Второй Мировой войне, а новое правительство Бадольо объявило 13 октября Германии войну. Войну на втором фронте европейского театра военных действий вели части немецкой 10-й армии под командованием фон Фитингофа . В конце 1943 года гора была превращена немцами в центральный пункт укрепленной линии, защищавшей подступы к Риму.


Монастырская Гора и одноименное поселение рассматривались немецким командованием как ключевая позиция оборонительной линии «Густав» . Против неё действовали американские, британские части и подразделения французского экспедиционного корпуса . Фронтальная атака новозеландского корпуса на гору по тактическим соображениям требовала предварительной бомбардировки, поэтому 15 февраля 1944 года 142 «Летающие крепости» и 87 других машин превратили монастырь в руины . При этом нет достоверных сведений, что до или во время бомбардировки в монастыре были немецкие солдаты.



С января по май 1944 года здесь у стен монастыря длилось крупнейшее сражение. Погибло более 20 тысяч немецких солдат и офицеров и около 50 тысяч бойцов союзных войск , монастырь был полностью разрушен ударами британской авиации. Хранившиеся в нём культурные ценности были заблаговременно эвакуированы, например, библиотека была вывезена в Ватикан.

Последние несколько дней мы с тревогой следим за сообщениями из Италии, где ликвидируют последствия разрушительных землетрясений. По предварительным данным, частично или полностью разрушено около 5 тысяч исторических памятников. Эпицентр землятресения находился около города Норча, который был основан еще во втором веке до нашей эры. В городе разрушены большинство домов и несколько древних церквей. В руинах - базилика Святого Бенедикта XIV века и женский монастырь при ней. Эти исторические здания были построены на том самом месте, где в пятом столетии родился Святой Бенедикт - монах, считающийся покровителем Европы, и куда постоянно направляются паломники со всей Европы.Тем временем ученые говорят, что сейсмический процесс еще не остановился, и горные породы продолжают двигаться. Итальянцев предупреждают о риске новых толчков.

В связи с этими печальными событиями снова вспомнила два аббатства, связанных с подвижничеством Святого Бенедикта. Среди наших итальянских путешествий посещение этих мест, оставило самые памятные и глубокие впечатления. И что-то совершенно особенное и возвышенное - это аббатство Монтекассино, и снова мы вспоминаем это место, где дух парит над обыденностью.


Фото из Википедии

Один из старейших и крупнейших монастырей в Европе расположен примерно в 100 километрах от Рима на скалистом холме. Отсюда и традиционное название монастыря (кассинская скала). Примерно в 530 году Бенедикт Нурсийский основал здесь орден бенедиктинцев, старейший католический монашеский орден.

1. Как это часто бывало с ранними христианскими строениями, монастырь был построен на месте, где раньше находилось языческое строение. На вершине холма находился храм Аполлона, окружённый стеной. Храм стоял над маленьким городком Кассино. Первое, что сделал святой Бенедикт - разбил статую Аполлона и уничтожил языческий алтарь. Своё новое место жительства он посвятил Иоанну Крестителю.

2. Монастырь, впоследствии ставший одним из влиятельнейших в Европе, ждала нелегкая судьба. Монте-Кассино не раз разрушался: сначала лангобардами, затем сарацинами и норманнами, что не помешало ему стать одним из крупных центров распространения культуры в западном мире.

3. Монастырь - действующий, романтичные террасы и тропинки отгорожены от туристов решеткой. Экскурсионный маршрут начинается у главного входа.

4. Окружающий горный ландшафт очень живописен, прекрасное место для монашеской обители. Внизу раскинулся городок Кассино.

5. Бенедикт оставался здесь до конца своих дней. В Монтекассино он написал свой "Устав Святого Бенедикта", ставший законополагающим принципом западного монашества.

Монастырь, разрушенный землетрясением в 1349 году, был вновь восстановлен в 1366 году, однако свой современный вид он принял только в XVII веке. Расположение зданий монастыря представлено в путеводителе.

6. Аббатство обладало большими земельными владениями и активно поддерживало папство в его притязаниях на господство в Европе. Новый расцвет аббатства начался в XIV веке. Монтекассино стал обладателем одной из крупнейших в Европе библиотек античной и раннехристианской литературы, при нём был создан скрипторий и школа. Некоторое время здесь работал Фома Аквинский и другие выдающиеся люди средневековья. Три аббата монастыря стали впоследствии римскими папами - Стефан IX, Виктор III и Лев X (Медичи, сын Лоренцо Великолепного).

7. Первый клуатр - двор, окруженный галереями, сразу настраивает на особый лад.

8. По свидетельству Григория I Великого (Двоеслова), отец-основатель умер именно здесь, когда, поддерживаемый монахами, встал после причастия и поднял руки к небу.

9. Этот памятный эпизод 547 года изображает бронзовая скульптура, подаренная в 1952 году канцлером Германии К. Аденауэром.

10. Считается, что именно на месте первого клуатра находился храм Аполлона.

11. Остатки молельни Бенедикта были обнаружены именно здесь в 1953 году.

12. Спускаемся в келью, освещаемую светом, проникающим сверху через решётки в потолке.

13. Здесь молился Бенедикт Нурсийский и здесь он написал устав.

14. В период с 1930 по 1943 год к монастырю была проведена большая канатная дорога. Именно она стала одной из причин разрушения Кассино во время Второй мировой войны.

15. 8 сентября 1943 года Италия капитулировала, а новое правительство объявило 13 октября Германии войну. Войну на втором фронте европейского театра военных действий вели части немецкой 10-й армии. В конце 1943 года гора была превращена немцами в центральный пункт укрепленной линии, защищавшей подступы к Риму

16. С января по май 1944 года здесь длилось крупнейшее сражение. Погибло более 20 тысяч немецких солдат и офицеров и около 50 тысяч бойцов союзных войск, монастырь был полностью разрушен. В боях под Монтекассино особо отличился 2-й польский корпус под командованием генерала Владислава Андерса. Хранившиеся в монастыре культурные ценности были заблаговременно эвакуированы, например, библиотека была вывезена в Ватикан.

17. Из первого клуатра переходим во двор Браманте и сразу устремляемся к галерее, откуда открываются захватывающие виды.

18. Ощущение как будто парим в небесах...

20. Внизу, рядом с монастырем, видим польское кладбище, на котором захоронены около тысячи бойцов, погибших при штурме в мае 1944 года. "Мы, польские солдаты, отдали наши тела Италии, наши сердца Польше, и наши души Богу за свободу для нас и других людей". Битва при Монтекассино - единственное крупное сражение 2-го Польского корпуса, сражавшегося в составе британских вооружённых сил.

22. После войны на деньги правительства монастырь был полностью реконструирован. При этом использовали старинные чертежи, пытаясь сделать строение максимально повторяющим прошлое.

25. Двор, сооружённый в 1595 году, носит имя Браманте, знаменитого архитектора Ренессанса. В центре двора колодец - восьмигранная чаша между коринфскими колоннами, несущими балку антаблемента.

26. У основания лестницы, ведущей во двор Благодетелей, установлено с одной стороны скульптурное изображения Бенедикта. Скульптура 1736 года большей частью уцелела после погрома 1944-го.

27. С другой стороны стоит скульптура его сестры Схоластики - копия уничтоженной скульптуры.

28. При взгляде с верхних ступеней лестницы виден впечатляющий пейзаж. Лёгкая лоджия "Paradise" поверх аркады двора была сооружена для его созерцания.

29. Библиотека монастыря содержит более 100 тысяч книг, начиная с манускриптов VI века. Понятно, почему Монтекассино послужил прообразом монастыря-библиотеки из романа Умберто Эко "Имя розы".

30. Галереи двора Благодетелей, построенного в 1513 году по проекту Антонио Сангалло младшего, в 1666 году были украшены скульптурами пап и королей, отметившихся щедрой благотворительностью в адрес обители. Среди них Карл Великий. Двор Благодетелей замыкается фасадом собора.

31. Вход в собор осуществляется через три бронзовые двери.

32. Средняя дверь включает несколько десятков панелей, имеющих большую историческую ценность.

33. Надпись на нижней правой панели удостоверяет, что двери были сделаны в Константинополе в 1066 году и являются даром Мауро из Амальфи, сына Панталеоне.

34. Арки двора Благодетелей.

35. Интерьер собора, соответствующий стилю XVII-XVIII веков, богат и помпезен. Невольно забываешь, что после бомбардировки 1944 года базилика была почти стерта с лица земли. Напоминанием об этом служит отсутствие фресок на сводах потолка. Их так и не восстановили.

36. Средокрестие над главным алтарем собора. Фрески на сводах купола изображают сцены жития св. Бенедикта: в медальонах - портреты основателей монашеских орденов, следующих бенедиктинскому Уставу; на треугольных парусах - фигуры с аллегориями обетов, принятых бенедиктинскими монахами (целомудрие, постоянство, бедность и послушание).

37. Главным украшением служат затейливые каменные инкрустации. В отличие от фресок и картин, основную часть каменной облицовки удалось восстановить непосредственно из оригинальных обломков.

38. Разрушенный во время войны алтарь был восстановлен в основном из оригинальных элементов.

39. Согласно преданию, в бронзовых урнах покоились мощи св. Бенедикта и св. Схоластики. Путеводитель сообщает, что во время восстановительных работ гробница была вскрыта, и останки двух святых были представлены на каноническую и медицинскую экспертизы, которые подтвердили подлинность реликвии.

40. Роскошные интерьеры оформлены работами таких художников, как Лука Джордано, Франческо Солимена, Франческо де Мура, Джованни де Маттеис.

41. Хор собора. После нескольких реставраций удалось возродить богатое резное убранство, выполненное из древесины грецкого ореха в 1692-1708 годах.

42. Фреска (1979 год) изображает св. Бенедикта во славе, в окружении монахов и епископов, которые жили в святости, следуя его Уставу. К ним относятся и три папы на переднем плане: слева - св. Григорий I Великий, который был первым биографом Бенедикта; в середине - Павел VI, который вновь освятил собор в 1964 году и провозгласил св. Бенедикта главным покровителем Европы; справа - св. Виктор III, ранее аббат Дезидерий, создатель славы Монтекассино в XII веке (некоторые реликвии этого золотого века можно увидеть в музее).

43. Крипта собора своим убранством произвела очень сильное впечатление, но там для фотосъёмки не хватало света. Крипта была вырублена в скальной породе в 1544 году. Первоначальное оформление в 1913 году было полностью переделано в стиле модерн бенедиктинской художественной школой из Бойрона (Германия). Свод арки целиком занят мозаичными гербами аббатов и особ королевских кровей. Центр свода - это единственная часть крипты, обрушившаяся при бомбардировке 1944 года и восстановленная после войны.


Фото из путеводителя

44. Бронзовые фигуры св. Бенедикта и св. Схоластики на алтаре созданы в 1959 году монахом из Кассино.

45. Фото на память о посещении аббатства Монтекассино.

Самые первые наши впечатления о посещении Монтекассино в видео

Источники: Путеводитель, Википедия, www.bellabs.ru

К XIV веку подутихло. Семь долгих столетий Монте Кассино расцветал. В эти спокойные годы монастырь на холме сделался не просто средоточием религиозной жизни, но и крупнейшим научным центром. Впрочем, и в прежние сумбурные годы здесь находили приют замечательные люди эпохи, взять хоть знаменитейшего философа и теолога Фому Аквинского. Всех манила библиотека, та самая, описанная в "Имени Розы".

В ней больше книг, чем в любой библиотеке христианства. В сравнении с вашими собраниями хранилища братств Боббио и Помпозы, Клюнийского и Флерийского аббатств покажутся школьной комнатой мальчишки, долбящего азбуку. Шесть тысяч кодексов Новалесской библиотеки, которыми она выхвалялась более ста лет назад, мелочь по сравнению с вашим собранием, и, надо думать, многие из тех кодексов уже перекочевали к вам. Я знаю, что эта библиотека - единственный наш светоч; это лучшее, что может противопоставить христианский мир тридцати шести библиотекам Багдада…"

Библиотека Монте-Кассино, "блистательная явственность, посрамляющая наглую напраслину язычников" славилась на весь подлунный мир. Христанская литература и сочинения античных авторов, древние рукописи и манускрипты, хроники и бесценные документы по истории - эльдорадо для исследователя, рай для всякого любознательного ума. Оплот католической веры распространял знания по всей Европе. Великолепные здания, блистательная живопись и мозаики - в XI веке аббат Дезидерий, создатель славы Монте Кассино и будущий папа Виктор III, выписывал мастеров из Константинополя - прославили аббатство не меньше, чем библиотека.

И все эти красоты с богатствами достояли в целости до 1944 года. Пока в этих местах не прошла "линия Густава", и монастырь на стратегически важной точке не стал важнейшим ее элементом, пожалуй, даже центральным пунктом. Фашисты обороняли Рим, союзные войска наступали, аббатство Монте Кассино играло роль ключа к итальянской столице. Крепкий орешек союзники разгрызли - уничтожив дотла. Библиотеке и части культурных ценностей повезло: их заблаговременно эвакуировали в Ватикан. Фашистских офицеров подполковника Юлиуса Шлегеля, католика, и капитана Максимиллиана Беккера, протестанта, это не оправдало, но, вероятно, в аду зачлось.

Бомбардировка Монте Кассино. Художник Роберт Бейли

Союзников, сбросивших на Монте Кассино 15 февраля 1944 года многие тонны бомб и оставивших от шедевра средневековья груду дымящихся развалин, пытаются оправдать до сих пор. Жемчужина и не могла уцелеть в кровавой мясорубке: битва при Монте Кассино длилась четыре месяца!

В четырех кровопролитных сражениях союзники потеряли убитыми и ранеными двенадцать тысяч человек, немецкие войска - около двадцати. Погибшие легли в общую землю, но на разные кладбища по соседству с монастырем: немцы и итальянцы, пять тысяч поляков из корпуса Андерса, британцы, непальские гуркхи, новозеландцы, канадские, индийские и южноафриканские солдаты, бойцы "Сражающейся Франции". в битве при Монтекассино, по счастью, уцелела - она командовала хирургическим отделением передвижного госпиталя.



Бурый рядовой Войтек (Wojtek) выполнял сразу две миссии — поднимал настроение солдатам и помогал им воевать, за что и удостоился чести стать эмблемой 22 роты польской артиллерии.Этот символ сохраняется ротой до сих пор.

Остался жив и необыкновенный солдат. Сержант 22-й роты снабжения артиллерии 2-го Польского корпуса, или по-другому армии Андерса, с нечеловеческой силой помогал польским артиллеристам разгружать ящики с боеприпасами и даже подносил снаряды. Это самые настоящие медвежьи услуги - ведь оказывал их бурый мишка по имени Войтек, что в переводе с польского языка удачно оказалось: "улыбающийся воин".

Веселый боец родился в Иране. Местный пацан нашел медвежонка близ горной дороги, а выйдя на нее, встретил польских солдат, прибывших в Иран из СССР. Солдаты углядели в торбе живую игрушку и предложили за медведя консервы, шоколад, перочинный ножик и немножко денег. И мальчик не устоял. Медвежонка выкормили разведенной сгущенкой - соску соорудили из водочной бутылки - и забрали с собой. Воевать. Мишка прошел с корпусом боевой путь из Ирана в Палестину, оттуда в Северную Африку, а потом на итальянский фронт. По пути Войтека выдрессировали на зависть циркачам-профессионалам: он научился соблюдать субординацию, отдавать честь старшим по званию, пить пиво, курить и бороться с людьми не причиняя им вреда.

Рассказывают, что разгружать и подносить снаряды и продовольствие сражающимся на горе солдатам Войтек придумал сам. Смелого медведя боялись пули и не брал штык. Неуязвимый четвероногий солдат производил неизгладимое впечатление. Такое, что его увековечили: медведь со снарядом в лапах украсил все транспортные средства 22-й роты.

А после войны остатки польского корпуса оказались в Великобритании. Демобилизованные солдаты определили боевого товарища в Эдинбургский зоопарк. Там он и доживал на покое, радуясь их редким визитам. Кто знает, вспоминал ли он при этом об огнях-пожарищах, но по одной с друзьями-товарищами закуривал - тому были живые свидетели.

Бенедикт Нурсийский

Род. в конце 5 в. (традиционный год – 480) в Нурсии в умбрских Апеннинах, умер в 543. Происходя из знатного рода (по преданию, Анициев), Бенедикт получил обычное по тому времени риторически-литературное образование, но скоро, «презрев научные занятия», «зная незнающий и мудро неучёный», бежал от мирских соблазнов в сабинские горы около Субиако, сначала в Эффиде (Аффиде), потом в еще большее уединение – в пещеру около Аньо, чтобы по образцу восточных и западных анахоретов аскезой и бичеванием смирить плоть и обрести путь к Богу. Его первыми шагами руководил монах соседнего монастыря Роман, давший ему монашескую одежду и доставлявший скудную пищу в почти неприступную пещеру. «Три года новый анахорет оставался неизвестным людям, за исключением Романа», но на четвертый его случайно открыли окрестные пастухи. Вскоре за этим слава о строгости и святости его жизни распространилась настолько, что монахи соседнего м-ря Виковаро по смерти своего аббата выбрали ему преемником Бенедикта и сумели сломить его сопротивление. Впрочем, скоро между новым аббатом и его монахами, не желавшими той суровости жизни, к которой стремился Бенедикт, возникли разногласия, приведшие к попыткам монахов отравить его и к уходу Бенедикта, отечески «с мирным лицом и спокойной душою» упрекнувшего оставляемых им братьев. Бенедикт вернулся в свою пещеру, но около него начинают собираться уже многочисленные ученики, из которых только немногих он оставил под своим личным руководством, остальных же поселил вокруг в маленьких общежитиях по 12 человек, каждое под руководством «отца». Благодаря интригам местного священника Бенедикт был принужден с немногими учениками покинуть Субиако.

Он основал новый монастырь в Кампании, на полпути между Римом и Неаполем, в Монте-Кассино (529?). На месте развалин языческого храма Аполлона Бенедикт построил сначала две церковки, посвященные Иоанну Крестителю и св. Мартину, а вслед за ними высокими стенами отгороженный от мира монастырь. Война Византии с готами только способствовала расцвету новою аббатства, из которого скоро начали выделяться другие. Монастырь сделался убежищем, и многие, прибегавшие к его защите, не выходили назад из-за его стен, делаясь монахами. Еще ранее в Субиако знатные римляне отдавали в аббатство Бенедикта на воспитание своих детей; теперь слава святого возросла настолько, что даже готский король Тотила посетил Монте-Кассино. Рост монастыря делал необходимым и создание точного и ясного правила жизни, и к этому периоду, вероятно, и относится написание сыгравшего столь важную роль в истории западного монашества «Устава Бенедикта».

Не отрицая анахоретства как формы жизни, испытанной им же самим и прославленной восточными аскетами, Бенедикт наиболее удобной, доступной большинству и менее опасной для спасающегося считает ту форму жизни, которая возникла на Востоке в виде лавр и существовала задолго до него на Западе – монашеское общежитие. Целью монашеской жизни является «бегство от казней геенны в жизнь вечную». Монах трудами послушания стремится «вернуться к тому, кого покинул, благодаря непослушанию», терпением сделаться сопричастным Христу, следовать по его стопам, живя «как отцы наши и апостолы», чтобы сделаться участниками царствия Божия. «Отказываясь от личных желаний,– говорит Бенедикт,– прими могущественнейшее и прекрасное оружие послушания на службу истинному царю Господу Христу». И общежитие монахов – dominici schola servitii [школа служения Господу] – рисуется как воинский отряд, подчиненный «уставу-наставнику» и строгой дисциплине. Устав Бенедикта, и в этом его автор идет далее главных своих источников – уставов Василия Великого и Кассиана,– по возможности обособляет монастырь от мира, прикрепляя монаха к месту. За стенами монастыря монах всецело должен отдаться Богу, из любви к которому вытекают все его добрые дела. Полная нищета (даже пользование необходимыми для бенедиктинца письменными принадлежностями зависит от аббата), целомудрие, молчание, осуждающее на «вечное заключение болтовню, праздные или вызывающие смех слова», вместе со строгим соблюдением постов и долгими молитвами характеризуют совершенного монаха. Главными средствами к достижению этого идеала являются смирение, двенадцатиступенная лествица которого подробно описана в уставе, и послушание – отказ от своей воли – не только уставу, но и аббату. Аббат ничем и никем не ограничен в своих действиях: голос капитула имеет лишь совещательное значение; он – заместитель Христа в монастыре, снисходительный и вместе с тем строгий отец семьи, пастырь, ответственный за порученных ему овец только перед Богом.

Составляя свой устав, Бенедикт до известной степени только подводил итоги предшествующему развитию, выдвигая на первое место общежитие как наиболее пригодную для спасающегося форму служения Богу и в применении к этому общежитию обобщая и систематизируя идеалы и предписания, рассеянные у Исронима, Августина, Пахомия, уже подвергнутые обработке у Василия Великого и Кассиана. Бенедикт стремился дать общую форму – схему монашеской жизни, в которую легко могли бы быть вносимы особенности, диктуемые местными условиями. И он действительно сумел своим уставом охватить главные формы жизни уже существовавшего монашества Запада и систематичностью и гибкостью его обеспечить успех и быстрый рост бенедиктинской семьи, вытеснившей или вобравшей в себя большинство самостоятельно возникших ранее общежитий. Немалую роль в успехе бенедиктинцев сыграли и большое культурное значение имели их ученые занятия, параллельно (и значительнее) развившиеся в монастыре Кассиодора, потом примкнувшем к бенедиктинцам. Братьев, не читающих в положенное время, устав называет лентяями. Ежедневно 1-2 часа посвящаются чтению, и самый круг этого чтения находится в некоторой зависимости от аббата. С другой стороны, связь новой монастырской культуры со школьною культурой позднего Рима поддерживается воспитательской деятельностью бенедиктинцев, о чем говорит житие Бенедикта. Именно благодаря месту, отведенному науке бенедиктинским уставом, западное монашество могло воспринять римскую культуру и сделаться для дальнейших эпох одним из источников просвещения.

Л.П. Карсавин.

Бенедиктинцы

Монахи, принимающие устав св. Бенедикта Нурсийского. Кроме соблюдения этого устава, бенедиктинские монастыри на первых порах не имели другой связи, т.е. были лишены орденской организации – централизованного управления с общим орденским начальником, и оставались по отношению друг к другу вполне автономными. Правилу св. Бенедикта суждено было стать нормой западной монашеской жизни. Наряду с обетами прежних монашеских уставов (conversio morum [обращение нравов], т.е. целомудрием и отречением от собственности), св. Бенедикт потребовал еще от своих учеников соблюдения stabilitas loci [постоянства места] (пребывания в своем монастыре до конца жизни) и сильнее подчеркнул принцип oboedientiae [послушания], придав ему характер почти военной дисциплины. Монашеская жизнь определяется правилом в звучащих по-военному терминах: domini schola servitii [школа служения Господу], самый устав называется lex sub qua militare vis [закон, повинуясь коему ты намереваешься воинствовать]. В противоположность прежним уставам, отличавшимся некоторой расплывчатостью, устав св. Бенедикта детально регламентирует монашескую жизнь; строгость, с которой регламентируется эта жизнь, умерена, однако, разумной осмотрительностью (discretio): здесь приняты во внимание личные силы каждого и избегнут узкий ригоризм. К требованию молитвенного подвига Бенедикт присоединил правило о физическом (ручном) труде. Cruce et aratro [крестом и оралом] – вот под каким знаменем бенедиктинцы совершали свои духовные завоевания; с течением времени к их деятельности присоединились еще научные занятия, тоже до известной степени требовавшиеся уставом, так как последний предписывал изучение кодексов в свободное время и вручал каждому монаху грифель и доску. Бенедиктинский устав подвергался многим частным переменам и дополнениям: наиболее значительными и важными были перенесение утренней молитвы (matutinum) с 2 часов ночи на 4, введение института братьев мирян (первоначальный устав св. Бенедикта не знает разницы между низшими в ордене братьями мирянами и высшими – monachl literati [монахами книжными] или ordo clericorum [клиром]), наконец, разрешение ядения мяса.

Устав св. Бенедикта был дан им монте-кассинским монахам ок. 530. Спустя 50 лет Монте-Кассинский м-рь был разрушен лангобардами,– монахи искали спасения в Риме. Папа Григорий Великий ввел бенедиктинский устав в основанном им м-ре св. Андрея, откуда были отправлены в Англию миссионерами Августин с 90 монахами,– благодаря этой миссии бенедиктинская идея монашеской жизни была переброшена из Италии в Англию. Отправлявшиеся сюда миссионеры имели продолжительную остановку во Франции – тоже не безрезультатную для судьбы бенедиктинского устава: к концу именно 6 в. нужно отнести введение бенедиктинского устава в части галльских монастырей. В 597 в Англии был основан первый бенедиктинский монастырь (в Кентербери); бенедиктинцы настолько развили здесь свою деятельность, что история их в этой стране вполне сливается с историей английской церкви. Из бенедиктинских монастырей в Англии вышли миссионеры в Германию (Виллиброрд и Бонифаций), а из Германии христианство и бенедиктинская монашеская дисциплина распространились в Дании, Скандинавии, из последней – в Исландии. В 9 в. бенедиктинский устав был единственной формой монашеской жизни для всей Западной Европы, за исключением Шотландии, Уэльса, Ирландии, где держались еще в течение некоторого времени кельтские уставы (св. Колумбана). К 9 в. относится процветание знаменитых бенедиктинских школ – в Корвейском и Новокорвейском м-рях, в Фульде, Рейхенау, Санкт-Галлене. бенедиктинцы пользовались особым вниманием и расположением Карла Великого, который из среды их часто выбирал себе сотрудников (напр., Алкуина). Но уже в конце 8 и начале 9 вв. обнаруживаются первые следы разложения в жизни бенедиктинцев, отчасти под влиянием растущего богатства монастырей, отчасти вследствие злоупотреблений светской власти, которая создавала т.н. коммендные аббатства, причем отдавала их в ленное пользование простым мирянам. Тем не менее в течение долгого времени бенедиктинское монашество черпало силы для своего возрождения из самого себя и неоднократно обновлялось, возвращаясь к первоначальной строгости своего устава.

На начало 9 в. падает реформаторская деятельность Бенедикта Аньянского,– успехи, достигнутые им, были, впрочем, кратковременны. В 910 было основано Гильомом Аквитанским Клюнийское аббатство, сыгравшее огромную роль в обновлении бенедиктинского монашества. Аббаты этого монастыря сумели объединить под своим руководством более 200 бенедиктинских монастырей,– аббату Гуго (ум. 1109) удалось провести правило, чтобы новиции всех подчиненных монастырей давали свои обеты в Клюни и проводили здесь первые три года монашеской жизни. Так создалась клюнийская конгрегация с элементами орденской централизации, до этого времени неизвестной у бенедиктинцев (почему о бенедиктинцах в их начальной истории как об ордене можно говорить лишь в нестрогом смысле слова). В этом подъеме религиозного духа, созданном клюнийским движением, находили для себя опору даже папы-реформаторы, боровшиеся со злоупотреблениями времени: светской инвеститурой, конкубинатом клира и симонией. По примеру клюнийской возникли и другие конгрегации (напр., кавская в Италии, обнимавшая около 300 монастырей, гиршауская – в Вюртемберге, обнимавшая около 100 монастырей, фульдская – наиболее влиятельная для всей Германии). Некоторые из таких конгрегаций, в силу своего значения и распространения, рассматривались как отдельные, по сравнению с общей массой бенедиктинского монашества, ордена (таковы ордена камальдулов, валломброзов, цистерцианцев, картезианцев; орден Граммонта и др.). Цветущее состояние ордена бенедиктинцев продолжается до конца 12 в. В 13 в. бенедиктинцев в значительной степени оттеснили возникшие тогда нищенствующие ордена.

Общий упадок церковной жизни, наблюдаемый в позднее средневековье, глубоко проникает и в бенедиктинский орден. Уже не сами бенедиктинцы, а церковная власть заботится об упорядочении монашеской жизни, средством к чему она избирает установление между монастырями большей сплоченности и связи. Латеранский собор 1215 постановил, чтобы в каждой церковной провинции каждые три года созывались орденские капитулы по образцу соборов, уже практиковавшихся в цистерцианском ордене; в президиум таких соборов на первое время было предписано приглашать по два цистерцианских аббата; собор получал полномочия выбирать монастырских ревизоров для данной провинции, или визитаторов. Определение собора подтверждалось папами Климентом V, затем Бенедиктом XII, поделившим буллой Summi Magistri 1336 (т.н. булла Benedictina) весь бенедиктинский орден на 36 провинций. Во время, предшествующее Реформации, когда раздавался клич о реформе церкви во главе и в членах, были сделаны попытки к обновлению и бенедиктинского монашества. Реформаторами явились приор Николай Сейрингер фон Мацен, ревизовавший монастыри в Нижней Австрии – в Мельке (Мелькская реформа), далее Иоанн Дедерот фон Минден и Иоанн фон Гаген, создатели Бурсфельдской унии (Бурсфельдский м-рь находился на правом берегу Везера в Ганновере), обнимавшей в период своего расцвета 136 мужских монастырей и 42 женских, затем папский легат Николай Кузанский. Но деморализация монашества была слишком глубока. Реформация нанесла существенный урон и бенедиктинскому ордену. В одной Англии до 1538 было уничтожено 62 бенедиктинских аббатства. Тридентский собор подтвердил буллу Benedictina, но старался ввести монашескую жизнь по возможности в должные границы. В силу определения этого собора о соединении в конгрегации изъятых из епископской юрисдикции монастырей, в бенедиктинском ордене возникло несколько новых конгрегации, между ними знаменитая конгрегация св. Мавра, выдвинувшая ряд крупных ученых (Мабильон, Монфокон, Сен-Март, Мартен, Д"Ашери, Дюран, Дюканж и мн. др.) и обессмертившая себя своими изданиями (особенно святоотеческих творений).

Эпохи просвещенного абсолютизма и французской революции были эпохами погрома для бенедиктинского ордена. Иосиф II упразднил около 700 монастырей, в том числе много бенедиктинских. В Германии монастыри пали жертвой секуляризации 1803 г. В эпоху французской революции вместе с другими монастырями погиб знаменитый Клюнийский (здания его были обращены в 19 в. в конюшни), также мавринский (последние 42 мавринца и генерал-супериор конгрегации сложили головы на эшафоте). Из 15 тыс. бенедиктинских монастырей, которые существовали во время Констанцского собора, едва ли пережило низвержение Наполеона более 30 монастырей. В 19 в. делались неоднократные попытки реставрации ордена. Свои утраты бенедиктинский орден старался компенсировать миссионерскими приобретениями в странах Нового Света, где возникли новые бенедиктинские конгрегации. Папа Лев XIII постарался создать внешнее единство ордена, созвав в 1893 бенедиктинских монахов всего мира в Рим, результатом чего явилось образование бенедиктинской конфедерации.

Н.В. Малицкий.