Почему в рф рождество 7 января. Православное Рождество: традиции и история празднования

В плоть до начала двадцатого века в России не было принято праздновать Новый год в том виде, в котором мы его отмечаем сейчас. Главным зимним торжеством считалось Рождество Христово - праздник, пришедший вместе с православной религией и посвященный рождению Спасителя. Русское рождество несколько отличается от европейского своими традициями и датой празднования. Почему же русское рождество празднуют 7 января, а европейское – 25 декабря?

История праздника

В Древнем Риме было принято чествовать бога Сатурна в первый день года. Связано это было с солнечным циклом – самая длинная ночь в году оставалась позади, и день начинал расти. Римляне верили, что это заслуга Сатурна и возносили ему хвалу. Приходился этот праздник на 25 декабря согласно Юлианскому календарю.

С появлением христианства множество популярных в народе языческих праздников были адаптированы к новой религии, чтобы не вызывать недовольство у народа. Не стали исключением и сатурналии. С легкой руки новых богослужителей в начале десятого века в Риме этот праздник переименовали в Рождество. При этом в обрядовой части праздника осталось немало языческого. Что, собственно, и помогло сохранить веселую атмосферу, которая так нравилась людям.

Дело в том, что в Библии нет указаний на точную дату, когда был рожден Христос, но сопоставление определенных фактов дает священникам основания полагать, что это вполне могло произойти в первый день года. Но празднование прижилось, поскольку священники сумели провести параллели между солнцем, которое чествовали язычники и солнечным образом Христа-спасителя, кого Новый Завет называет «Солнцем правды».

Так как Христианство довольно быстро распространилось по континенту, то уже к 1100 году рождение Христа отмечалось как главный праздник во всей Европе.

В православном мире Рождество также стало одним из главных государственных праздников. Считается, что отмечать его стали в десятом веке после того, как киевский князь Владимир покрестил Русь. Как и в Европе, этот праздник отмечался 25 декабря.

Так почему Рождество празднуют 7 января?

Все дело в календаре. В шестнадцатом веке Римский Папа Григорий XIII перевел Рим на более точный календарь. В последующие годы большинство мировых стран перешло на ту же систему отсчета времени, что и римляне.

Но русский патриарх Иеремия II решил, что Россия пойдет своим путем и новый календарь ей ни к чему. Таким образом, на момент внедрения Григорианского календаря, отличие в датах между Россией и Римом составило десять суток, а к двадцатому веку выросло до четырнадцати.

Большевики, придя к власти, внедрили и григорианский календарь, но РПЦ осталась непреклонна в своих убеждениях. Поэтому православное Рождество празднуется на две недели позже католического – 7 января.

Традиции русского рождества

В канун Рождества еще длился Великий пост, поэтому в этот день никаких пиршеств не устраивали. А вот с наступлением святок, начинались массовые народные гуляния.

Главной традицией празднования русского Рождества считается прославление Иисуса. Проходило оно не только во время церковных богослужений. У молодежи было принято собираться компаниями и ходить от дома к дому, распевая песни, прославляющие Божьего сына. Кроме того, пелись песни, в которых хозяевам дома желали добра, здоровья, благополучия и других благ. За исполнение песен молодежь было принято поощрять обильным угощением. Отказывать славильщикам в лакомствах было не принято, поэтому исполнители песен ходили с большими мешками для сбора «благодарностей».

С шестнадцатого века из Польши пришла традиция устраивать на Рождество вертеп. Это был чаще всего кукольный, а позже и актерский театр, в котором неизменно изображался сюжет появления на свет Христа. Согласно традициям, Божью матерь и младенца «играли» иконы, а вот волхвов и остальных персонажей куклы или люди.

Традиция украшать ель пришла в Россию из Германии. Ввел этот обычай в 1699 году Петр первый. Правда, в его указе содержалось приказание, украшать дома ветками хвойных растений. Непосредственно наряжать ели в России стали с середины девятнадцатого века. Во время войны с Германией в 1916 РПЦ запретила наряжать елки, т. к. это была вражеская традиция. Большевики не стали отменять этого запрета вплоть до 1935 года, когда обычай украшать елку вернулся уже как новогодний.

Как он стал прототипом Сына Божьего, и как так вышло, что дата его рождения (Рождества) была "передвинута" на конец декабря.

Сегодня вы узнаете, почему мы празднуем Рождество именно так - едим-пьем, не просыхая несколько дней подряд, наряжаемся как чудики в костюмы, колпаки и маски, дарим друг другу чаще всего бесполезные подарки. Вы узнаете, что общего между Рождеством и поклонением древних римлян Сатурну; что объединяет Деда Мороза, Николая Чудотворца и Смерть с косой; почему на рождественской / новогодней ёлке - пятиконечная звезда; что символизируют новогодние свечи; и кое о чем другом, о чем вы не прочтете в школьных учебниках и дежурных журнальных статейках, посвященных новогодним праздникам.

Короче говоря, как обычно в моем блоге, вы узнаете
об истинной природе вещей - на этот раз в связи с традицией отмечать т.н. Рождество.

Итак, как вы уже знаете, есть очень веские основания считать, что на самом деле Иисус Христос родился не в разгар зимы, а Именно эти месяцы, как возможное время рождения Христа, логично следуют из анализа Евангелия от Луки и других христианских хроник.

Сам фундаментальный первоисточник - Библия, - сведений о дне рождения Сына Божьего не сохранил. Тем не менее, эта дата вдруг становится известна с абсолютной точностью - 25 декабря (по Григорианскому стилю). Откуда же она взялась и как такое вообще может быть?

А вот как.

В IV веке нашей эры, когда стараниями императора Константина I христианство стало официальной религией Рима, для того чтобы переход от язычества к христианству для римских граждан прошёл менее болезненно, было решено сохранить наиболее популярные языческие праздники, плавно трансформировав их в христианские. Так произошло и с Рождеством.

Аналогично многие языческие традиции перекочевали и в Православную церковь. В частности, многочисленные обряды, связанные с возжиганием свечей в христианских храмах, берут свои корни из языческого огнепоклонства, христианская Масленица - видоизмененный языческий праздник, посвященный Дажьбогу - солнечному божеству, которое по языческим верованиям, "замыкает зиму и отмыкает весну" (блин и символизирует Солнце), поминальные тризны на могилах предков на христианские праздники Пасху и Родительскую субботу - чисто языческая традиция, которую христианская церковь победить так и не смогла.

В последние числа декабря - в дни зимнего солнцестояния, - древние римляне обычно отмечали праздник Сатурналий - в эти дни солнце находится в зодиакальном знаке Козерога, управителем которого в астрологии является Сатурн.

Именно с причиной нахождения солнца в Козероге связан обычай рядиться на Рождество в сатиров и чертей, и именно с Сатурном связана фигура "смерти с косой" - символ жатвы, хронологии (подведение итогов года и пожеланий на будущее), и зимнего голодного / холодного времени, смертельного в случае дефицита урожая. Так что Дед Мороз и Смерть с косой по своей мифологической сути - один и тот же образ, две стороны одной медали: может щедро одарить в случае хорошего урожая и стать причиной неотвратимой погибели многих людей в неурожайные годы.

В наше время, когда неурожайные годы перестали быть бичом человечества и причиной повального мора населения, страшная ипостась "Деда Мороза" - Смерть с косой, - подзабылась, и он стал восприниматься народом исключительно как добрый и щедрый старичок из Лапландии, хотя был дедуля таким добрячком далеко не всегда и было время, когда он приходил к людям не с мешком, полным подарков, а с пустым мешком и острой косой, собирая свою страшную жатву...

Сам праздник приходился на вторую половину декабря - время, когда приходили к концу земледельческие работы, и люди получали право заслуженного отдыха. С этого момента начиналось столь желанное удлинение светового дня.

Празднества продолжались несколько дней подряд, поэтому и назывались во множественном числе. Во время Сатурналий общественные дела приостанавливались, школьники освобождались от занятий, преступников возбранялось наказывать, рабы освобождались от обычного труда. Устраивалось религиозное пиршество, в котором принимали участие сенаторы и всадники (чиновники, назначенные на высокие общественно значимые должности), одетые в особые костюмы, улицы были запружены нарядными народными толпами. В семьях день начинался с жертвоприношения Сатурну (обычно закалывали свинью, которую дружно поедали в последующие дни), и проходил в веселье и питие, друзья и родственники обменивались подарками. ...Так что современная традиция устраивать многодневное новогоднее (рождественское) пиршество и дарить друг другу подарки берет свое начало именно оттуда - от римских Сатурналий.

Среди праздничных атрибутов древних римлян фигурировали, в числе прочего, восковые свечи, возжигание которых символизировало увеличение продолжительности светового дня, а также вылепленные из терракоты (цветной глины) или теста фигурки как часть обряда жертвоприношения Сатурну. В христианской интерпретации эта традиция была объединена в виде различных по виду свечей, часто исполняемых в виде зверушек, звезд, домиков, елочек и т.п., сжигаемых на праздничных столах, и их современных технологических вариациях - бенгальских огнях, елочных гирляндах, хлопушках, фейерверках.

Итак, с одной стороны традиционные римские Сатурналии - один из самых популярных языческих праздников, который отмечался на протяжении многих веков, - и отменить который никак было нельзя без провоцирования массовых народных волнений, с другой было необходимо ввести в религиозный обиход Рождество Христово и не просто, а так, чтобы он стал одним из самых главных христианских праздников; что и было сделано смещением даты рождения Христа на ближайшие традиционные народные праздники, которыми оказались Сатурналии.

Как и рассчитывалась, народ постепенно забыл истинные мотивы тех или иных обычаев, хотя под новой формой сохранил прежнее их традиционное содержание.

Вот так в IV веке в связи с переходом от язычества к христианству праздник языческих римских Сатурналий переродился в известное нам Рождество (день рождения Иисуса Христа), но остался неизменным по своей сути. Под маской Рождества - все то же поклонение Сатурну со всеми необходимыми для этого атрибутами: жертвоприношениями, возжиганиями свечей, ряжением, обменом подарками. Роль Сатурна теперь исполняет Дед Мороз (у финнов Дед Мороз до сих пор называется "Йоулупукки", что переводится как "козел солнцестояния" - непрозрачный намек на Козерога; Йоль / Йоул - средневековый языческий праздник зимнего солнцестояния у древних германских народов).

Но праздник был дополнен и более современными обычаями, связанными с христианской мифологией. Традиционная елочная звезда - это вовсе не один из символов бывшего СССР, как некоторые считают, а Вифлеемская звезда, вспышка которой, по преданию, сопровождала рождение Иисуса. Волхвы, пришедшие с дарами к Богородице - одни из прообразов современного Деда Мороза у христиан, Санта Клауса у католиков, Рождественского Отца / Father Christmas у норманнов. К слову, кто не знает, православный христианский святой Николай Чудотворец, который жил в IV веке, также стал прототипом Деда Мороза, наделяющего людей чудесными подарками по их просьбе.

Вот почему в современной церковной мифологии христианский Сын Божий "родился" именно в конце декабря - с позиции "продвижения" христианского мировоззрения и замещения им языческих традиций, оказалось необходимым "передвинуть" дату рождения Иисуса Христа на более "удобное" время. Хотя его прототип Иешуа Назаретянин, как мы убедились вероятнее всего, фактически появился на свет в сентябре или октябре.

С позиции здравомыслия и уважения к истории народов и личности самого Иисуса Христа такая вольность выглядит кощунством над религиозной верой миллионов людей и тем, кого принято считать Сыном Божьим, но Церковь никогда не чуралась подобных мистификаций - для нее цель всегда оправдывала любые средства для ее достижения, оставляя моральные аспекты далеко за кадром, и церковная история имеет тому огромное число примеров.

Что же касается самой даты 25 декабря, то её первое упоминание встречается в работах Секста Юлия Африкана, раннехристианского грекоязычного писателя, одного из первых христианских историков - в его летописи, написанной в 221 году и дошедшей до нас в фрагментах, где в числе прочего говорится и о родословии Иисуса Христа. Откуда он её взял - осталось неведомо.

К слову, Юлий был очень образованным по своим временам человеком, что не мешало ему быть убежденным в том, что мир был создан в 5500 году до рождения Христа и должен просуществовать в течение 6000 лет до Апокалипсиса... Подобно тому, как многие мои собеседники, приводя мне в доказательство своей образованности наличие у них двух или трех высших образований и научные степени, проявляют агрессивную средневековую нетерпимость к любому мнению, которое не совпадает с их собственным мировоззрением, незамедлительно записывая его в "ошибочное и поверхностное". ...Вам это не знакомо?..


Последние записи в журнале


  • Моя большая ошибка, или Коллективный русский онанизм / Заметки на полях

    Кто-то едет на восход, как в моем последнем видео, кто-то - на закат (тоже вариант), а кто-то сидит в глубокой жопе. ...Обычно те, кто в жопе…


  • Дорога к восходу солнца, или Рассвет над Норвегией / N-stудия (Премьера видео)

    Я неправильно назвал это видео. Пьяный был. Сами попробуйте сочинить название хорошее, когда в вас бутылка водки! Хобби есть такое у меня: выпить…


  • Кого ищут русские "принцессы", они же "богини"?.. (Иллюстрации к норвежской сказке.)

    Снова получилось точно как с моим постом про Алексея Серебрякова: опубликовав "Поучительную норвежскую сказку" я открыл сайт "Московского…


  • Поучительная норвежская сказка про рыцаря, принцессу и ужасного тролля (мой перевод).

    Как и многие норвежские сказки, эта есть про отважного рыцаря (какого же еще?), прекрасную принцессу (какую же еще?) и, конечно, про ужасного тролля.…

  • Рождество, кроме елки, а также все более популярных святочных гаданий, для большинства россиян ассоциируется с календарными проблемами. Выглядит это приблизительно так: у нас ведь все не как у людей! и западному Рождеству, с индюшками, фейерверками и горными лыжами, наши должны были что-то противопоставить! Ничего лучше не придумали, как перенести праздник на две недели, так, чтобы европейские «рождественские каникулы» попали на пост…

    В действительности все не так просто: разница между Рождеством у православных и у других конфессий -- это разница между «очень старым», юлианским, календарем и тоже довольно старым «новым», григорианским. За одну человеческую жизнь набегает почти незаметное расхождение дат -- раз в сто лет високосный год по юлианскому календарю может оказаться невисокосным по григорианскому, -- но в исторических масштабах зазор получается значительным: к XXI столетию он составляет уже 13 дней.

    Григорианский календарь лучше соответствует движению Земли вокруг Солнца, а значит, сезонной смене температур, смене времен года. Старый же стиль постепенно «сдвигается»: через 8 тыс. лет Рождество по старому стилю придется на весну, а через 20 тыс. -- на лето (как сейчас в Австралии!). Рождество летом… чудно, конечно, но перспектива не особенно пугающая -- даже футурологи не планируют будущее дальше чем на 100 лет.

    (Для тех, кто любит расчеты: за год, то есть за время обращения Земли вокруг Солнца, земной шар оборачивается вокруг своей оси приблизительно 365,24219 раза, то есть проходит 365,24219… дня. Но в календаре может быть только целое число дней. Поэтому принято делить годы на простые (365 дней) и високосные (366 дней). Високосные идут с такой частотой, чтобы в среднем дать нужные 365,24219 дня. В юлианском календаре високосные годы -- каждый четвертый, в григорианском правило более сложное: високосный -- каждый четвертый год, кроме тех лет, которые делятся на 100, но не делятся на 400. Таким образом, в григорианском календаре 2008 год -- високосный, поскольку 2008 делится на 4, 1900-й -- не високосный, поскольку 1900 не делится на 400.
    Но астрономическая точность при выборе календаря -- не главное. Календари и календарные реформы с самого начала воспринимались в религиозном контексте. «Новый стиль» обсуждался еще в 1563 году на Тридентском соборе, реформационном соборе Западной Церкви, окончательно определившем ее «католичность». Предписание использовать новый календарь обнародовал в 1582 году папа Григорий XIII; в честь него календарь и называется григорианским. Папа предлагал всем христианским государям поддержать его нововведение.

    Основной смысл изменений в XVI веке видели в более правильном расчете даты Пасхи: по древним канонам это первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия. Технически нетривиальный способ расчета дня празднования Пасхи, зависящего и от долготы дня, и от фазы Луны, с первых веков приводил к недоразумениям и спорам. Незначительные расхождения при учете положения Луны и Солнца давали совершенно разные даты, что воспринималось очень болезненно: в одной области еще шел Великий пост, а в соседней уже заканчивали пасхальное веселье…

    И вот теперь оказывалось, что еще и дата равноденствия (21 марта) не точна! Выход папа и его научные консультанты видели в том, чтобы ликвидировать накопившееся «смещение» календаря и вернуться к положению вещей на момент I Вселенского собора (325 год), когда была утверждена современная пасхалия. Для корректировки накопившегося с тех времен «смещения» сразу прибавили 10 дней, так что в 1582 году после 4 октября следовало 15-е. Легкость, с которой католики взялись за исправление счета времени, вполне в духе той эпохи: Реформация заставила католических первоиерархов задуматься над упорядочиванием церковной жизни. Не случайно же критика Лютера встретила такое сочувствие! Неисправности календаря никого не удивили -- если в богослужении накопилось столько нарушений, то и сам счет дней может быть нарушен.

    Обществом календарь воспринимался именно как папская задумка -- протестантские страны приняли его только в XVIII веке, а православные в конце XIX -- начале XX века, переход на «католическое» летоисчисление выглядел почти вероотступничеством.
    Но вот на дворе XXI век. Григорианский календарь сегодня -- это просто общепринятый гражданский календарь, каким был юлианский во времена Римской империи. Почему же до сего дня православные упорно высчитывают даты праздников по календарю имени Юлия Цезаря?

    Непреодолимого препятствия для введения нового стиля не существует: греки служат по гражданскому календарю и не перестают от этого быть православными. Некоторые русские приходы в Западной Европе служат по новому стилю, правда, чтобы никого не обойти вниманием, правящему епископу приходится отмечать праздники по два раза.
    Но большая часть православных все же живет «по-старому», и для этого есть серьезное основание. Чтобы понять его, надо задуматься над смыслом измерения времени в целом. Все дни одинаковы, ни один не выделяется в общей череде. Календарь объявляет особыми некоторые из них -- праздники, граничные дни, -- раскрашивает их особыми цветами, дает особые имена. Такие дни вроде маяков или придорожных столбов, ими время измеряется и осмысляется. Разные календари -- разные и смыслы дают они времени. Например, привычный сейчас способ измерения недель: от воскресенья до воскресенья -- это не просто семидневка, и даже не только напоминание о том, что в воскресенье хорошо бы пойти в церковь, неделя несет и глубокий богословский смысл -- Воскресение, которым все начинается и кончается. Понятно желание коммунистов-богоборцев ввести вместо семидневной недели -- пятидневную. Понятно также и желание нехристиан считать годы не от Рождества Христова, а от «нашей эры».

    Новый стиль вводился в России советской властью, православные же сознательно остались в старом календаре, в параллельном времени, не желая подчинять свое время нехристианскому государству. Новый календарь для нас -- это 8 марта, 23 февраля, день рождения Ленина, 1 мая… Старый -- это привычные святцы, посты, церковное новолетие, но главное -- свобода от обязательной идеологии: пересчитывать 8 марта по старому стилю едва ли кому придет в голову.

    И сегодня старый стиль остается свидетельством отделения Церкви от государства. Дай Бог, чтобы отделение это было отделением в положительном смысле, чтобы церковная независимость помогала сохранять духовные ценности и не переходила в отчуждение, чтобы свой, особый календарь не мешал миру принимать свидетельство христиан и не превращал их в группу маргиналов, живущих в своем пространстве, по своим часам.

    Здравствуйте,

    Дело в том, что различается не дата Рождества, а используемый календарь. Христиане, которые празднуют Рождество 25 декабря используют современный - Григорианский календарь. Другие же вспоминают о рождении Спасителя также 25 декабря, но уже по Юлианскому календарю, и эта дата в ХХ и ХХI веках приходится на 7 января.

    Интересно отметить, что так не всегда было, и не все время так будет. Разница между календарями постепенно увеличивается. Я как–то писал об этом в своем блоге, но отвечая на данный вопрос, специально повторюсь:

    Все дело в том, что разница григорианского (новый стиль) и юлианского календаря (старый стиль) оказывается величина изменяемая. Вот в чем суть различий:

    Юлианский календарь - был введен в 45 г. до н.э Юлием Цезарем, а высчитан был группой астрономов из Александрии. По этому календарю, год начинается с первого января и имеет 365 дней в обычном году, а каждые четыре года наступает так называемый високосный год, в котором добавляется еще один день - 29 февраля.

    Но этот календарь, как выяснилось, не столь точен. За 128 лет накапливается лишний день, и это не учитывается.
    Именно поэтому, решением папы Григория XIII в 1582 году этот календарь был изменен на более точный, который и был назван григорианским. Как это произошло? В решении папы было объявлено, что после 4 октября 1582 года следующим днем шло 15 октября. Таким образом в истории, по григорианскому календарю, не было НИКАКИХ событий в 5-14 октября того года!

    Отказ от юлианского календаря сначала коснулся католических стран, затем протестантских. В России григорианский календарь (новый стиль) был введен уже при советской власти.

    Интересно отметить, что в Православии из 15 автокефальных церквей по старому стилю существуют всего четыре: Русская, Иерусалимская, Сербская и Грузинская православные церкви. Остался функционировать по старому стилю Афонский монастырь, находящийся в ведении Константинопольского Патриархата и часть монофизитских церквей и некоторые православные, оказавшиеся в расколе.

    Десять православных церквей существуют по новоюлианскому календарю, который вплоть до 2800 года будет совпадать с новым стилем (григорианским календарем).

    В чем же особенность григорианского календаря, по которому мы живем? Он более приближен к году фактического оборота Земли вокруг солнца, и равняется 365,2425 суток. Ошибка в одни сутки в нем накапливается за 3200 лет.
    Как функционирует григорианский календарь?

    Каждый четвертый обычный год - високосный
    - но каждый сотый год - не високосный
    - при этом каждый четырехсотый год - все же високосный

    Вот почему в 2000 году мы не заметили изменений!!! Мы имели 29 февраля в том году, но не по общему правилу, как кажется, а по второму исключению. А вот в 1700, 1800, 1900 году и, к примеру, в 2100 в феврале 28 дней.

    Такая особенность порождает все более увеличивающуюся разницу между старым и новым стилем. ОНА НЕ ВСЕГДА ОДИНАКОВАЯ.

    Если в прошлом (ХХ) и нынешнем веке (XXI) разница между стилями 13 суток, то через век она будет уже 14 суток (в XXII в), а в XXIII веке - уже 15. В девятнадцатом веке разница составляла 12 суток, а в восемнадцатом - 11 и т.д.

    Таким образом, если в оставшихся четырех православных церквях не перейдут на григорианский календарь, то через век наши потомки будут справлять Рождество по старому стилю уже 8 января нового стиля, а через два века - уже 9 января. (Дата Рождества при этом останется неизменной - 25 декабря, только одни будут справлять ее по григорианскому, другие по юлианскому календарю).

    Вот такая "неизменная" изменяющаяся дата. Радует, что самое главное в Рождестве - это не точность календаря, а значимость Того, что Неизменный в Своей любви Спаситель пришел к нам в этот мир.

    Потому, как бы по какому бы стилю не праздновали этот праздник - будем радоваться всегда!

    С уважением,
    Денис Подорожный

    Сегодня, 25 декабря 2014, западный христианский мир празднует Рождество Христово. В России этот праздник официально закреплен за 7 января и является выходным днем. Почему такой большой разрыв?

    Думаю тебе доводилось слышать, что это из за отказа Православной Церкви переходить на «общемировой» календарь. Для некоторых это повод повысмеивать, в очередной раз задрать нос и гордо распустить свой петушиный хвостик.

    Календарь, вещь настолько привычная и само-собой разумеющаяся, что почти никто даже не думает, как может быть иначе. В году 365 дней, а в каждом четвертом 366. Это все знают.

    А знаешь ли ты, что всё вовсе не так?

    Расхождение в 11 минут

    В школах учат, что полный оборот земли вокруг солнца составляет 365 дней и 6 часов. Путем элементарных математических действий получаем, что если бы год длился 365 дней, каждые 4 года календарь отставал бы на целые сутки. Вот потому, мол, и понадобились високосные года. Те самые сутки как раз добавляют к февралю (ибо самый короткий), и все довольны.

    На самом деле, астрономический год (тот самый полный оборот) длится 365 дней, 5 часов, 48 минут, 46 секунд. Таким образом, каждый год часики убегают на 11 минут вперед. Длительность года не делится на длительность суток без целого остатка. Там такая дробь… Потому все календари имеют недостатки. Вопрос лишь в степени выраженности.

    Юлианский календарь

    Вообще систему, при которой год равен 365 дням и 6 часам ввел Юлий Цезарь в 46 году до н.э. Это и есть привычные нам 3 года по 365 и один (високосный) 366 дней. И хотя сам принцип, двенадцать месяцев и измерение года по обороту вокруг солнца, взят у египтян, подобный календарь оказался настолько удобным, что римляне назвали его юлианским. Более того, даже переименовали месяц Квинтилис (когда родился император) в Юлиус (Июль).

    А удобным он оказался потому, что до этого, римляне и греки, считали годы по лунным циклам.

    Через год Цезаря зарезали другие благодарные римляне. Жрецы, непонятно с чего, стали объявлять високосным каждый третий год, и так до самого 9 года до н.р. В итоге, часики убежали вперед на несколько суток, что как бы не разу не здорово.

    Разрулил начавшийся бардак император Октивиан Август. Он отменил високосные годы на следующие 16 лет. За это, и не только, римляне переименовали месяц Секстилис в Август. И это здорово, я считаю. А то название какое-то, скажем так, 18+. Особенно, если учитывать общую заголённость населения в этот летний месяц.

    Григорианский календарь

    Юлианский календарь был хорош, но эти 11 минут, о которых писал выше, он не учитывал. Ясное дело, что рано или поздно нашелся тот, кто их таки-учёл. Этим человеком стал Григорий Тринадцатый, глава Католической Церкви, в 1582 году.

    По его календарю, годы кратные четырем объявляются високосными, кроме лет кратных числу 100. Годы кратные ста могут быть високосными лишь тогда, когда кратны цифре 400.

    Тоже просто, понятно и гораздо точнее.

    Однако, григорианский календарь не принял Собор Восточных Патриархов в 1583 году. А всё потому, что в некоторые годы Пасха иудейская получалась позже Пасхи христианской (Светлое Христово Воскресение), что противоречит не только хронологии, но и канонам Вселенских Соборов. Вообще, дата вычисления дня пасхи это отдельная история, достойная как минимум хорошего поста.

    Русь

    На Руси юлианский календарь приняли в 988 году вместе с христианством. До этого год вычисляли по сезонам и лунно-солнечному календарю.

    Правда, год тогда начинался 1 марта, а не 1 сентября, как в Византии. Ну традиция у нас такая, начинать год по весне. Была.

    20 декабря 1699 года Петр I подписал указ о новом летоисчислении, которое велось не от сотворения мира, а от Рождества Христова (1 января).

    Если взять летоисчисление того времени, получится, что указ издан в 7208 году. Представляю сколько недовольных было, но устаканилось.

    Шли годы, цари сменяли один другого, революция грянула, и вот, новые власти, добрались до календаря. Оказалось, что юлианский отстал от григорианского на 13 дней. Да и очень хотелось подгадить церкви. В общем, григорианский календарь ввели в приказном порядке, а даты пересчитали на так называемый «новый стиль».

    С тех пор, расхождение между датами закрепилось. Получается, что Рождество празднуют 25 декабря все христиане. Просто календари разные. Весь мир сейчас живет по григорианскому, а Православная Церковь празднует главные праздники по юлианскому. В 2101 году «Православное Рождество» передвинется на 8 января.

    Стоп! Не понял! Что не так с датами!?

    Возможно, тебе покажется странным, что Рождество празднуют 25 декабря, хотя начало года считают от дня рождения Христа. Вроде выходит, что либо нужно праздновать 1 января, либо год начинать с 25 декабря.

    На самом деле все просто. В Иудее ребенка считали официально рожденным только после того, как принесут в храм (для обрезания).

    Потому, год празднуем с момента официального рождения (1 января), а Рождество, с фактического 25 декабря.

    Наше время

    Если думаешь, что на этом «приключения календаря» закончились, то это вовсе не так. На данный момент есть множество предложений по реформированию календаря. Из них, как минимум два, потрясают своей новизной, а одно просто хочет вернуть юлианский календарь обратно.

    Последнее понятно, особенно православным, ведь благодаря расхождению в датах, на 1 января приходится пост, когда рекомендуется воздержание от алкоголя и прочих излишеств. Не потому-ли большевики так быстро перешли на григорианский календарь?

    Два других предлагают очередное усовершенствование. Что ни говори, но и у современного календаря есть свои недостатки. Например: месяцы разной длины, или первые пол-года длиннее последних на несколько дней, что мешает плохим экономистам.

    Первый вариант предложил философ О. Конт. Там предлагается ввести год из 13 месяцев и т.д. Учитывая трепетное отношение запада к числу 13, дальше можно не читать.

    Второй, предложил астроном Г.Армелин (тоже из франции). Тут в году остается 12 месяцев. Год и каждый квартал начинаются с воскресения, а заканчиваются субботой. Первый месяц каждого квартала имеет 31 день, остальные 30. После 30 декабря добавляется дополнительный день недели — «никакой». В високосный год, подобный день добавляется еще и после 30 июня. Хм…, а не из фильма «31 июня» взял идею?

    Не смотря на то, что этот вариант одобрили Франция, Индия и СССР, я — против. Думаю, христиане — тоже. Ведь сказано 6 дней делать свои дела, а седьмой посвятить Богу. На данный момент, это происходит хотя-бы номинально, за счет названия дней недели и соблюдения семидневного цикла. Если ввести армелинский календарь, церковь его точно не примет, и воскресные богослужения начнут проходить по будням, что сделает только хуже. И кто от этого выиграет?

    Христианам это принципиально. Остальным — пофигу, а раз так, то путь остается как есть. Пользы больше.

    Рождество Христово

    За окном легкий морозец, солнце и пушистый снег. С Рождеством вас.

    Все христиане (да и люди в целом) — братья и сестры, а значит буду праздновать и с тем, кто это делает сегодня, и с теми, кто будет отмечать 7 января.

    Такой важный праздник не грех и повторить. Хотя бы для того, чтобы помнить.