Почему возникают проблемы и неприятности именно во время великого поста. Страстная неделя

С каждым днем все ближе и ближе величайший праздник – Светлое Христово Воскресение. Пройдут последние недели поста, и мы, православные, вступим в Страстную седмицу. Она занимает особое место в жизни каждого христианина. По просьбам прихожан мы расскажем об этих святых днях.

- Почему эта неделя называется Страстной?

- В церковнославянском языке слово «страсти» означает «страдания, муки». В Страстную неделю Православная Церковь обращает особенное молитвенное внимание на события, которые происходили в Иерусалиме более 2000 лет тому назад, - на последние дни пребывания Иисуса в этом городе. О них очень подробно рассказали евангелисты. Тайная Вечеря в Сионский горнице, молитва в Гефсимании, измена Иуды, суд над Спасителем, Его распятие, смерть и Воскресение - вот события этой седмицы. Именно эти священные события стоят в центре нашего внимания в течение всей Страстной седмицы. Богослужения этого периода связаны общей темой страданий Христовых. Каждый верующий человек пытается за это время как можно полнее проникнуться их глубоким смыслом, чтобы в полной духовной готовности встретить Воскресение Христово. В своем Первом соборном послании святой апостол Петр пишет: «Как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явление славы Его возрадуетесь и восторжествуете» (I Пет. 4. 13).

- Если Господь воскрес, то зачем мы вспоминаем Его страдания?

- Страсти Христовы и Его светлое Воскресение неразрывно связаны друг с другом. «Я на то родился и на то пришел в мир», - говорит Господь Пилату во время Своих добровольных страданий (Ин. 8, 37). А еще раньше, когда ученики исповедовали Иисуса Христом и Сыном Божиим, Господь говорил, что «Сыну Человеческому должно много пострадать, и быть отвержену старейшинами, первосвященниками и книжниками, и быть убиту, и в третий день воскреснуть» (Лк 9.22)

Крестные страдания Христа - это цена за возвращение человека в Рай. Кровь Христа, которую Он пролил на Кресте, является выкупом за наши грехи. Крест Христов для нас, христиан, после Воскресения Христова является уже не орудием позорной казни, а символом победы Его над смертью.

Да и апостол, проповедуя Христа Воскресшего, говорил, что желает хвалиться «только Крестом Господа нашего Иисуса Христа, которым для меня мир распят и я для мира» (Гал. 6, 14).

Когда мы поклоняемся Кресту, то вспоминаем о Воскресении Христовом и поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», а когда празднуем Воскресение Христово, также не забываем о Голгофской жертве: «Христос воскресе из мертвых, смертью смерть поправ».

- Как достойно провести Страстную седмицу?

- - это неделя, когда мы вспоминаем последние дни земной жизни и страдания (Страсти) Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Изо дня в день мы приближаемся к Светлому Христову Воскресению - Пасхе Господней. Но путь к Воскресению Христа неминуемо идет через добровольные страдания и смерть нашего Спасителя.

В Великую Среду Страстной седмицы вспоминается предательство Иисуса Христа Иудой Искариотом.

Утром в Великий Четверг мы вспоминаем установление главного Таинства Церкви - причащения во время Тайной Вечери, которую Господь совершил со своими учениками. Вечером в Великий Четверг, накануне Страстной Пятницы, в храмах читаются 12 Страстных Евангелий, чтобы напомнить нам цену, которой мы выкуплены из рабства греха и смерти.

В Великую Пятницу на середину храма выносится Святая Плащаница, то есть священное изображение Спасителя, лежащего во гробе. Совершается это в воспоминание снятия с креста Тела Христова и погребения Его.

Суббота Страстной седмицы называется еще тихой, ибо Господь находится в гробе и восходит душой к аду, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников и праотцов наших. А в полночь начинается Пасхальное богослужение, которое продолжается всю ночь.

Все эти события мы вспоминаем изо дня в день на Страстной седмице. Мы готовимся к празднованию Пасхи, но должны помнить, что главной является подготовка собственной души к встрече с Воскресшим Христом. Чтобы достойно провести эти дни перед Воскресением Христовым, нужно приложить особенные духовные усилия и проникнуться духом того, что происходит в этот период в православных храмах.

Этому лучше всего помогут Таинства покаяния и причащения. Поэтому в течение Страстной седмицы нужно обязательно найти время, чтобы исповедаться. Начиная с Великого Четверга, следует оставить все будничные дела и посещать богослужения. Участие в этом молитвенном следовании за Христом, очищение души Таинством покаяния, сочетания с Господом в Таинстве Евхаристии помогут нам подготовить себя к достойной встрече с Воскресшим Христом.

- Почему Великий Четверг Страстной седмицы называется Чистым Четвергом ?

- Чистым Четверг Страстной седмицы называется потому, что существует традиция к этому дню завершать все приготовления к Пасхе, убрать в храмах и жилищах, чтобы последние дни Страстной седмицы полностью посвятить молитве. В Четверг Страстной седмицы мы также вспоминаем, как Христос омыл ноги ученикам перед Тайной Вечерей.

Но современным хозяйкам нужно всегда помнить, что Страстной Четверг - это, прежде всего, день, когда вспоминается установление главного Таинства Церкви - Таинства причащения. Поэтому главным в этот день должно быть участие в Святой Евхаристии и причащение Святых Христовых Тайн. К этому нас призывает Святая Церковь и напоминает, что главным является чистота души, которая достигается через раскаяние и исповедание грехов.

Поэтому, готовя свои жилища к празднику, а также куличи к пасхальному столу, не забывайте о главном. Мнение о том, что именно в Чистый Четверг следует наводить порядок в доме, ошибочно. В этот день надо молиться. К тому же, в этот вечер будет совершаться одна из самых торжественных служб на этой неделе с чтением двенадцати Страстных Евангелий. Мы будем слушать их с зажженными свечами, а затем эти огоньки нашей пылкой веры понесем к нашим жилищам, помня, что Свет Святого Воскресения воссиял через тьму страданий, смерти и погребения Христова.

Страстная неделя называется также Белой или Чистой. Связано это с тем, что в данный период христианам необходимо заботиться о своем внутреннем духовном мире, очищении души и тела. В такие дни Православная Церковь не празднует дни своих Святых, не поминает умерших и не проводит таких таинств, как венчание, крещение. Это неделя перед Пасхой, каждый день которой велик и свят. Православные христиане проводят это время, усердно молясь и пребывая в строгом воздержании.

Рассмотрим каждый день отдельно. Объединяет этот период то, что каждый из ниже рассматриваемых великих дней наполнен печалью и скорбью. Неудивительно, что Страстная неделя подразумевает период По окончанию этой седмицы наступает праздник Пасхи.

В понедельник вспоминается история смоковницы, на которой Иисус не обнаружил плодов и иссушил ее. Это бесплодное дерево символизирует души, которые не приносят в Царстве Божьем духовные плоды. При проведении богослужения вспоминают также и библейского Иосифа - сына Иакова, которого братья продали в рабство. Подобно Иосифу в новозаветное время, иудеи, возненавидев Христа, предали Его крестной смерти.

Книга «Бытие» сообщает о том, что Иосиф был выведен из темницы и поставлен над Египтом. Также и Христос, выйдя из гробницы воскресшим, стал Царем Мира. Есть разрешается овощи, фрукты, хлеб.

Страстная неделя - Вторник. Христиане размышляют о наступлении Страшного Суда, воскресении мертвых. В Церкви рассказывают притчу о десяти девах и призывают прихожан бодрствовать. Православным напоминается, что Небесный жених забирает мудрых дев, позаботившихся о масле для своих светильников. Едят в этот день горячее без наличия в пище растительных сортов масла.

Среда Страстной Седмицы является днем, в который Христа предали страданиям. Верующими сравниваются раскаявшаяся грешница Мария из Магдалы и который, выбрав гибель Духа, предал своего Учителя и Господа.

Этот день знаменателен проведением Литургии Преждеосвященных даров, прекращением великих поклонов. Народные традиции предписывают собирать по оврагам снег и поливать натаявшей от него водой скот. Совершение подобного ритуала предположительно обеспечивает защиту двора от различных болезней.

В день Великого Четверга, называемого также «Четверток», Церковью вспоминаются следующие события:

  • Тайная вечеря.
  • Омытие Господом ног своих учеников.
  • Молитва в саду Гефсимании.

Русские обычаи предписывают проснуться перед наступлением рассвета и приступить к очищению самого себя и своего дома. Народные традиции именуют этот день "Чистым Четвергом". Соответственно, верующие люди в это время стремятся как к духовному, так и к телесному очищению.

Свечи, зажженные в церкви и внесенные в родной дом, по преданию приносят счастье. Раньше освященными свечами на выжигался крест с целью предохранения своего дома.

Широкое распространение получил и другой обряд. Речь идет о обливаниях чистой водой. Сохранился и обычай освящения соли, которая ставилась вместе с хлебом накануне вечером на стол. «Четверговая соль» также заворачивалась в чистую тряпочку, а затем пропекалась в печи. Таким образом ее очищали от скверны.

В этот день красятся яйца, а также идет подготовка к пасхальному праздничному столу, уборка и стирка.

Страстная неделя в день Великой Пятницы - это самое скорбное время траура. Богослужения посвящаются распятию на кресте и смерти Христа. Литургия отсутствует, а христиане держат горящие свечи - символ величия Господа. По обычаю нищим подают милостыню, принято раздавать различные продукты питания бедным людям.

В Великую Субботу следует готовиться к наступлению Воскресения Христа. По прошествии утреннего богослужения во всех храмах освящаются пасхи, куличи. Священники облачаются в светлые одежды и проводят литургию. Верующие стараются попасть на вечернюю службу для встречи праздника Пасхи.

1. Что нужно делать на Страстной неделе. 2. МОЛИТВА К СВЯТОЙ МАТРОНЕ. 3. МОЛИТВА В ПАСХАЛЬНУЮ НОЧЬ, ЧТО ВЫЛЕЧИТ ЛЮБЫЕ БОЛЕЗНИ. 4. ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ.. 5. Когда я слышу от людей фразу: "Бог у меня в душе", я спрашиваю: "Скажите, а как Он туда попал?" 6. - Мама, я не хочу быть верующей! Хочу быть, как все! 7. Вот что будет с квартирой, если поставить на пол стакан с солью и уксусом. 8. ИГРЫ ЭГО: ЖЕРТВЫ И МУЧЕНИКИ. 9. ДЕНЬГИ НА ПОРОГЕ. 10. В РАЙ НЕ ПУСКАЮТ, КТО ПРЕДАЛ СВОИХ... 11. Обряд на коренные изменения судьбы. 12. Процесс разрушения ауры #поучительно #эзотерикаудачасчастье ================================================================ 1. Что нужно делать на Страстной неделе. *** Понедельник В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей. *** Вторник Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков. *** Среда Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры. В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке. Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается. *** Четверг Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам - кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия. В этот день готовят четверговую соль: ее прокаливают на сковороде, и соль приобретает лечебные свойства. Желательно эту соль освятить в Храме. Великий Четверг традиционно называют «чистым», причем не только потому, что в этот день каждый православный человек стремится очиститься духовно, причаститься, принять таинство, установленное Христом. В Чистый Четверг был широко распространен народный обычай очищения водой – купание в проруби, реке, озере или обливание в бане до восхода солнца. С этим днем связано много традиций. В Великий Четверг убирали в домах, все мыли и чистили. Принято было собирать и сжигать ветви можжевельника для окуривания жилища и хлева. Считается, что целебный можжевеловый дым защищает человека и «животинку» от нечисти и болезней. Бытовало и такое поверье, что снесенные в страстной четверг яйца, съеденные на Пасху, предохраняют от недуга, а скорлупа яиц, зарытая в землю на пастбище, надежно защищает домашний скот от сглаза. Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы. С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху. В Чистый четверг следует пересчитать деньги три раза, чтоб весь год «водились» деньги. Следует всем в семье взять по горстке соли и ссыпать в один пакет. Эту соль убирают и хранят, и называется она «четверговая соль», т.е. Великого Четверга. Ею вы можете лечить себя, а также своих родных и близких. Этой солью делают обереги для семьи, скота, огорода, дома и т.д. В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность - от коровы до курицы - и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства. В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней. Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается». Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства. Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж. Существовал также обычай выжигать свечой кресты на дверях и потолках, чтобы уберечь дом от нашествия нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи. *** Пятница Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», - говорят набожные люди. В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели. Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски. *** Суббота Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия. И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать.

2. МОЛИТВА К СВЯТОЙ МАТРОНЕ ИСЦЕЛЯЕТ ОТ БОЛЕЗНЕЙ И СПАСАЕТ ОТ СМЕРТИ - О блаженная мати Матроно, душею на небеси пред Престолом Божиим предстоящи, телом же на земли почивающи, и данною ти свыше благодатию различныя чудеса источающи. Призри ныне милостивным твоим оком на ны, грешныя, в скорбех, болезнех и греховных искушениих дни своя иждивающия, утеши ны, отчаянныя, исцели недуги наши лютыя, от Бога нам по грехом нашим попущаемыя, избави нас от многих бед и обстояний, умоли Господа нашего Иисуса Христа простити нам вся наша согрешения, беззакония и грехопадения, имиже мы от юности нашея даже до настоящаго дне и часа согрешихом, да твоими молитвами получивше благодать и велию милость, прославим в Троице Единаго Бога, Отца, и Сына, и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

4. ПРИМЕТЫ НА ВЕРБНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. Конечно же, каждый человек знает, что вербное воскресенье празднуется за неделю до Пасхи и приметы подмечаются. В народе этот день называют Еврейской Пасхой. Единственное, что знают об этом дне, так это то, что на Еврейскую Пасху всегда плохая погода. Да вот только не всегда. И погода, которая стоит в этот день, имеет особое значение для будущего урожая. Вот о том, о чем люди давно забыли, мы и будем говорить. Постучишь по телу веточкой вербы – будет здоровье целый год. Пожалуй, это единственная примета, о которой знают люди сегодня. Сначала веточку вербы освящают в этот день в церкви, а после этого веточкой постукивают по телу и приговаривают: «Будь таким же сильным, как верба, таким же здоровым, как ее корни и таким же богатым, как земля». Такое предпочтение отдается именно вербе потому, что это, пожалуй, самое живучее дерево, какое только есть в природе. Считается, что даже если палку вербы воткнуть в землю вверх «ногами», то она все равно примется, и будет расти. Именно по этой причине верба сможет дать здоровье человеку, потому, что она сама очень сильная. На Вербное воскресенье идет дождь – жди хорошего урожая. Эта примета основана на вековых наблюдениях наших предков. Начнем с того, что Вербное воскресенье начали отмечать только с 10-го века. Раньше этого праздника не было. А приурочен этот праздник к тому, что именно в этот день, за неделю до Пасхи, Иисус Христос вошел в Иерусалим. Именно с 10-го века наши предки и начали копить свои знания об этом дне. Замечено, что если в этот день идет дождь, то урожай будет просто отменным. Если на Вербное воскресенье стоит ясная и солнечная погода, то можно ожидать неурожайного года. А вот если в этот день пасмурная погода, а дождя нет, то урожай собрать удастся, но далеко не такой, какой хотелось бы. Съешь почку вербы – решится важное дело. Освященные веточки вербы было принято хранить целый год возле иконы. Если вам предстоит идти на важные переговоры, или вы собираетесь начать очень важное для вас дело, и вы не уверены в результате, то верба поможет вам и здесь. Но поможет только та верба, которая в Вербное воскресенье была освящена в церкви. Отправляясь на важное дело, нужно оторвать от веточки три почки и съесть их, запивая свяченой водой, при этом думая о своем деле. Правда, пользоваться этим свойством веточки можно только в самом крайнем случае. Постоянно, надо не надо, вербу лучше не беспокоить, может выйти боком. На Вербное воскресенье подумай о любимом человеке, он и придет. Суеверие? Скорее всего. Но раньше молодая девушка, если ей нравился какой-нибудь парень, а он на нее не обращал никакого внимания, ждала именно этого дня. Начиная с самого утра, она начинала думать о том, кто дорог ее сердцу. Ее мысли каким-то непонятным образом передавались этому парню. А вечером он приходил к ней, чтобы позвать ее погулять. В принципе, уже давно доказано, что человеческая мысль материальна. Все, о чем мы думаем, рано или поздно обязательно случается в реальной жизни. Возможно у Вербного воскресенья такая энергетика, которая позволяет воплотить наши мысли в жизнь гораздо быстрее, чем в любой другой день. Посади комнатное растение на Вербное воскресенье – будешь богатым. Раньше считалось, что если именно в этот день посадить комнатный цветок, то он привлечет в вашу жизнь деньги. В городах, конечно, держали комнатные растения, а вот в деревнях было не до того. Но те, кто знал об этой примете, и сажали комнатные растения, очень быстро вставали на ноги. Но у этой приметы есть несколько особенностей, о которых мало кто знает. Во-первых, если цветок в течение месяца завянет, то вам предстоит прожить всю свою жизнь в бедности. А во-вторых, сажать нужно только растения с большими и мясистыми листами. Кстати говоря, одно из таких растений сейчас называют денежным деревом. Для того чтобы оно не завяло и росло хорошо нужно знать специальные правила его посадки и ухода за ним. Кстати, замечено, что в том доме, где денежное дерево хорошо растет, всегда достаток и недостатка в деньгах не бывает. Домашнюю птицу на улицу не выпускают – ведьма испортит. Возможно, раньше в этой примете были уверены, но только не сейчас. Считалось, что за неделю до Великой Пасхи ведьмы начинали буйствовать. Ведь начиная с Пасхи и все праздники, их сила временно уменьшалась. Вот они и старались напакостить, так сказать, впрок. Считалось, что именно на домашней птице ведьмы и отыгрывались. Вот только верить этой примете или нет, не известно. Но в деревнях и по сей день те, кто птицу держит, в Вербное воскресенье стараются ее на улицу не выпускать. Есть праздники, о которых мы слышали, знаем, но не знаем о приметах, связанных с этим днем. Мы не сильно переживаем оттого, что не знаем, какие обычаи нужно соблюдать. Но когда в нашей жизни случаются неприятности, появляются проблемы, то мы начинаем думать, откуда все это берется, и за что все это нам на наши головы.

5. Когда я слышу от людей фразу: "Бог у меня в душе", я спрашиваю: "Скажите, а как Он туда попал?" Я интересуюсь: в результате каких же именно духовных подвигов вы достигли такого успеха? Бог у вас в душе? А вы Его туда звали? Поясните, каким же был путь вашей молитвы? Что?.. Вы плохо помните даже «Отче наш»? Хорошо, а какие же плоды даров Духа вы в себе ощущаете? Вот вам подсказка: плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание [Гал. 5, 22–23]. Есть в вас эти чувства? Вы хоть заметили момент, когда Творец пришел к вам с этими дарами? Не можете? Но разве можно такое не заметить? Так, может, Он и не входил? Может, вы спутали - и отождествили вашу веру-в-существование-вашей-веры-в-Бога с присутствием Самого Бога? Вера в Бога - по христианскому переживанию - это то же самое, что и любовь к Богу. Разве можно любить, не проявляя своей любви во внешних действиях?

6. - Мама, я не хочу быть верующей! Хочу быть, как все! - сказала своей маме после школы первоклассница Алёнка. - Почему? - спросила её мама. - Потому что надо мной все смеются. Мне от этого хочется плакать. Если ты не разрешишь мне быть неверующей, я не пойду больше в школу! - Хорошо. Давай поговорим, а потом выбирай сама. Договорились? Алёнка согласно кивнула и села рядом с мамой. И мама начала рассказывать: - Доченька, когда тебе было всего пять месяцев, ты тяжело заболела. Пять месяцев - это очень мало. Ты только училась сидеть и носила совсем маленькие штанишки и рубашечки. Мы с папой много плакали. Мы так не хотели, чтобы ты умерла, наша первая дочка, наша крошка. А врачи говорили, что тебя не вылечить. Мы с тобой лежали в больнице. В твои маленькие тоненькие ручки врачи то и дело вставляли иглы капельниц. Когда ты задыхалась, тебе давали кислородную подушку и делали множество всяких уколов. Я была в отчаянии. Жизнь отступала от тебя с каждым часом. И вот однажды ночью, когда ты снова металась и плакала, я, измученная, встала на колени, как когда-то очень давно учила меня моя старенькая бабушка, и взмолилась: "Господи, если Ты есть, если Ты существуешь в этом мире, спаси мою дочку! Исцели её! Сделай это чудо, Господи! О, я этого никогда не забуду!" Потом я ещё долго плакала, стоя на коленях, и в моё сердце вливался покой. Я вспоминала своё детство, верующую бабушку, её рассказы о Христе, её простые молитвы. Мне никто не мог помочь. Никто не мог спасти тебя, кроме Него - Иисуса. И, знаешь, Алёнка, Он это сделал. После этой моей первой в жизни молитвы ты крепко заснула. А через некоторое время, на удивление всем врачам, тебя, совсем здоровую, выписали из больницы домой. Я и папа были самыми счастливыми людьми на свете. Мы всем и всюду говорили, что сделал для нас Господь. Врач, который лечил тебя, признался, что перестал быть атеистом. Вот так, дочка. С тех пор мы очень любим Господа, Который совершил это чудо, Теперь решай, Алёнка: верующей тебе расти или нет. Подумай, что сделал для тебя Иисус, как Он любит тебя. Стоит ли забывать об этом ради кого-то? Ты уже большая, сама должна всё решать. А я пойду готовить обед. Когда мама вновь вернулась в комнату Алёнки, девочка стояла на коленях и шептала: - Иисус! Прости меня! Пожалуйста, прости! Я не знала, что Ты так много сделал для меня. Я хочу быть всегда верующей, Господи!

7. Вот что будет с квартирой, если поставить на пол стакан с солью и уксусом. Результат - уже через сутки Мало кто об этом задумывается, но в доме тоже может накапливаться негативная энергия. Последствия вам наверняка знакомы: тяжелое состояние вечной усталости, которое не проходит даже в родных стенах. Но, слава Богу, есть один надежный, проверенный столетиями способ выгнать негатив из дому! Вам будут нужны только: Обычный стеклянный стакан; Соль; Вода; Белый уксус. Что делать:Наливаете в стакан воду и сыплете туда несколько столовых ложек соли и одну - уксуса. Ставите стакан на пол в комнату, в которой вы по вечерам находитесь дольше всего. Вы наверняка заметите сильное эмоциональное облегчение уже на следующий день. Но для того, чтобы закрепить результат, повторяйте эту процедуру раз в день на протяжении как минимум недели. Научного объяснения этому феномену нет, но буддисты, например, уже тысячи лет верят в то, что соль - эффективный очиститель чакр от негативной энергии. Соль они используют, конечно, гималайскую, но можно обойтись и обычной. Уксус же даст вашему дому свежесть. Давно известно, что он активно чистит воздушное пространство вокруг себя. С его помощью, кстати, можно избавиться от неприятных запахов на кухне или же от запаха никотина. Для этого налейте немного уксуса в блюдечко и оставьте его в комнате на некоторое время. У каждого из нас дома есть соль, так как ни одно блюдо не обходится без нее. Но вы даже не представляете себе, что с помощью соли можно не только вкусно готовить, но еще и приводить дом в порядок! На все эти бытовые проблемы мы обычно тратим не мало денег, но теперь этого больше не будет. Смотрите и запоминайте. Убираем налет с утюга Для этого просто насыпьте на газетку или бумагу соль, а после этого круговыми движениями поводите по соли горячим утюгом. Он будет как новенький!

8. ИГРЫ ЭГО: ЖЕРТВЫ И МУЧЕНИКИ Игра в жертву или в мученика. «Жертва» и «Мученик» - две наиболее опасные игры, в которые может играть Эго. Это игры, которые разрушают нашу жизнь, если только мы не откажемся в них играть. Энни была классическим примером жертвы. Ее били в детстве, она была приемным ребенком в нескольких семьях подряд, и она вышла замуж за мужчину, который регулярно ее избивал. Когда она была беременна третьим ребенком, муж швырнул ее о комод, а потом пинал ногами, и ее увезли в госпиталь с тремя сломанными ребрами. Что удивительно, ребенок выжил. Был приглашен работник социальной службы, и при его большой поддержке Энни переехала в женский приют, а затем на маленькую квартиру. Несколько месяцев у нее были жестокие финансовые трудности, тогда она и сошлась с другим мужчиной, который, подобно ее друзьям, имел случаи проявления жестокости. «Я знаю, что я - дура, - она говорит, - но мне казалось, что я не могу себе помочь». Энни прекрасно осознавала, что портит собственную жизнь, но продолжала вести себя легкомысленно. «Если б только у меня было хорошее детство, может быть, ничего подобного и не случилось...» Тем временем бессчетное число помощников-профессионалов суетились вокруг, пытаясь помочь ей, в результате чего она чувствовала себя все более и более беспомощной... Как бедная Энни, многие люди находят, что быть в кризисе - их единственный способ попросить любви и заботы. Они боятся, что если жизнь пойдет хорошо, если они будут способны справиться сами, то все их покинут. Когда они плачут и рыдают, они надеются, что кто-то их спасет, разберется с их проблемами, полюбит их. Конечно, Энни не хотела, чтобы ее избивали, но она не чувствовала, что заслуживает чего-нибудь лучшего, и потому привлекала жестоких мужчин в свою действительность. «Жертвы» - магниты для несчастий. «О, я знаю, я не должна себя жалеть. Это все так ужасно, » - вот их постоянный рефрен. Жертвы создают проблему за проблемой, а потом сидят в сторонке, пока другие стараются помочь им - и не могут. «Жертвы» живут в прошлом, веря, что, если бы только имели любящих родителей или если бы только не родилась маленькая сестренка, если бы только они не вышли замуж за того-то и того-то, тогда все было бы распрекрасно. Они выражают свой гнев разрушением собственных жизней и этим причиняют боль другим, а сами выглядят наивными и невинными. Плохо то, что каждый играет в жертву время от времени. Когда мы виним удачу, судьбу, обстоятельства, наследственность, наше детство, общество, правительство, других людей или Бога - за все, что случается в нашей жизни, мы принимаем психологию жертвы и сами себя лишаем сил. Компенсация для жертвы проста: она позволяет избежать ответственности за собственную жизнь и наказать других, упиваясь жалостью к себе, вместо того, чтобы о себе позаботиться. Это не значит, что жертвы сознательно играют в эту игру. Скорее всего, они научились так жить и не знают, как жить по-другому. Следовательно, если мы встречаемся с жертвой, мы не должны пытаться решить ее проблемы, так как это только укрепляет их идею, что они беспомощные игрушки обстоятельств, не имеющие собственных сил и ресурсов. Это лишает их сил еще больше. И мы не должны винить их за возникшую проблему. Вместо этого мы должны подтолкнуть их взять ответственность за собственные жизни; затем - если и когда они готовы - помочь понять им их нерешенные проблемы и скрытые задачи, чтобы они могли сделать выбор и прекратить играть в эту разрушительную игру. Мученичество еще более изощренно и тонко, и поэтому еще более угрожает жизни, потому что оно может быть не распознано. А тем временем мы все имеем мучеников в себе. Лазарис считает, что, если мы когда-нибудь переживали что-нибудь из нижеследующего, значит, это показался наш мученик, украдкой выскользнувший из своего укрытия: - Чувство, что тебя не понимают - Чувство, что тебя недооценивают - Чувство безнадежности - Чувство, что тебе предъявляют невыносимые требования - Чувство, что ты навьючен неразрешимыми проблемами - Чувство непричастности - Чувство, что тебя осуждают или обращаются не должным образом «Но меня, действительно, недооценивают!» Может быть так, но вы сами создали эту реальность. Зачем вы это сделали? Мученики редко открыто жалуются на свою судьбу. Они обычно отрицают, что жалеют себя: «Нет, всё прекрасно!» - но они ясно дают понять, что жизнь для них - пытка. Они считают, что загружены обязанностями, но редко принимают какую-нибудь помощь. («Я сделаю это сама») Они связывают страдания с праведностью. Если жертва живет в прошлом - мученик живет в будущем, золотое время, когда они поднимут свою ношу, их усилия будут признаны, и они будут полностью реабилитированы. Но почему-то это будущее никогда не приходит. Лазарис описывает мученичество, как «тихий и справедливый гнев, который ищет тихой и справедливой мести». Он полагает, что мучеников нельзя наказывать. Они уверены: они единственные, кто страдает. Мученики отказываются видеть, какое влияние они имеют на других. Мученики не бывают неправыми. Они всегда обосновывают и оправдывают свое поведение. Это всегда другие виноваты, а их просто не поняли и не оценили. Мученики-родители учат своих детей, как играть в эту игру. («Посмотри, что я для тебя сделала, а как ты себя ведешь? Нет, выйди и поиграй со своим отцом. А я останусь и помою полы на кухне, постираю твою одежду и приготовлю тебе обед») Дети хорошо развитых мучеников узнают, что это плохо - наслаждаться жизнью, плохо удовлетворять свои нужды, плохо выражать гнев прямо, что «любовь» означает самопожертвование. Дети, которые участвуют в этой игре, сами вырастают жертвами и мучениками. Мученики взращивают мучеников. Если мы видим мученичество в друзьях, родственниках, коллегах, мы должны помнить: мир - это зеркало! Мученичество 1. Рассмотрите семь признаков мученичества, перечисленных выше, и вспомните, когда у вас были подобные мысли и чувства, как вы себя вели в тех ситуациях? На кого вы сердились? Кого вы хотели наказать? (Это мог быть кто-нибудь, кого даже реально не существовало, как, например, ваш Родитель внутри вас.) 2. Запишите то, что вы получаете от мученичества. Почему вы играете в такую деструктивную игру? Вам нравится жалеть себя? Это делает вас особенным или лучше других? Кажется ли вам, что вас когда-нибудь наградят за мученичество? Не есть ли это один из ваших приемов быть «сильным»? Это ваш единственный способ выражения гнева? Как вы думаете, кого вы не способны простить? Вы верите, что жизнь полна страдания, и что страдать - значит быть праведным? Вы отказываетесь принимать помощь от других, чтобы не чувствовать себя зависимым или благодарным? Не есть ли это способ избежать ответственности за свою жизнь? Вы цепляетесь за проблемы, потому что не знаете, что еще думать и что еще обсуждать с друзьями? (Недостаточно просто сказать, что вы научились мученичеству у родителей. Вы сами выбрали для себя эту игру. Зачем?) 3. Теперь запишите цену вашего мученичества. Какую цену вы платите? Насколько другой была бы ваша жизнь, если бы вы отказались играть в эту игру? Как бы тогда вы себя чувствовали? Представьте, что вы подвергаетесь внезапному изменению, в котором мученичество навеки изгнано из вашей жизни. Как теперь «новый вы» ведете себя, думаете, чувствуете, разговариваете? Как изменение повлияло на ваши личные отношения, работу, финансы, досуг и здоровье? 4. И теперь примите решение: Вы готовы отказаться от ваших компенсаций ради того, чтобы избавиться от мученичества? Если так, то начинайте быть той новой личностью с этого момента и впредь. Когда можно, ловите себя на желании играть в мученика и вместо этого любите, прощайте, будьте честными, благодарными, ответственными, полными надежд и мужества. Отрицание ответственности Эго с отчаянием отрицает и избегает ответственности. Если что-то идет не так в нашей жизни, оно указывает пальцем на других: наших родителей, начальника, партнера, бывшего мужа, детей, Бога, судьбу, правительство... Всегда виноваты другие. Если кто-то сердится на вас, Эго вам говорит, что у того другого дурной характер, неразумное поведение. Если вы не успели вовремя сдать доклад, Эго протестует, что сроки были очень сжаты. Если лопается шина, то это - заводской брак. Эго вечно протестует! Эго - большой специалист по защите, оправданию, обоснованию собственного поведения. Оно всегда видит себя беззащитной жертвой жестокого грубого мира. «Бедный я» - одна из фраз его словарного багажа. Эго получает большое удовольствие, купаясь в сожалении к себе и защищая себя от всех обязанностей, не обращая внимания на то, чего это стоит другим. Оно любит хитрить и манипулировать. Обвинения к другим и увиливание от ответственности - это надежный знак, что Эго управляет вами. «Посмотри, что они мне сделали!» «Это не моя проблема» «Меня там никогда и вблизи не было!» «Я сделал так, как мне велели» «Правительство во всем виновато» «Это меня не касается» «Мужчины (женщины) - все одинаковы!» «Это она меня заставила!» «Я не могу этого сделать из-за него (нее)» «Это ты виноват» (Или в более покровительственной манере: «Да, я понимаю, что ты думаешь, будто я это сделал» - или еще хуже, - «Да я тебя задел, но ты сам виноват!») Мы сами создаем нашу действительность, и поэтому обвинять других абсурдно. Более того, это лишает сил. Пока мы считаем, что дело в чьей-то вине, мы бессильны решить проблему, мы не можем изменить других людей, мы можем только изменить себя. Зачем же отдавать силы другим? Чем больше ответственности мы берем за собственную жизнь, тем лучше у нас получается создавать жизнь такой, какой мы хотим. Ответственность не подразумевает виновность или обязанность. Это способность к ответу: способность действовать. Брать ответственность не значит обвинять себя: «Какой же я болван! Влетел в аварию на прошлой неделе!» Это будет всего лишь уступка вашему Эго, которое любит играть: «Какой я ужасный!» Если вы попали в аварию, тогда вы действительно ее создали, либо позволили ей появиться. Но не обвиняйте и не изнуряйте себя за это. Примите это. Попытайтесь понять, почему вы это выбрали. Пусть это будет вам уроком. Простите себя. Не притворяйтесь, что виновен другой водитель, даже если именно он ударил сзади вашу машину или ехал как сумасшедший. С точки зрения страховой компании, может быть, он и является «ответственным», но он сам с этим разберется. Но когда спадет ваш гнев, поймите, что вы позволили случиться этой аварии. Вы привлекли ее в свою действительность. Спросите ласково себя: зачем ты это сделал? Какое из негативных убеждений совершило это подкрепление? Какую вы получили компенсацию? В этом нет обвинения - только ответственность. Когда мы принимаем больше ответственности, мы усиливаем и обогащаем наши жизни. Принимаем ответственность 1. Вспомните моменты, когда вы обвиняли других или отказывались взять ответственность за собственную жизнь. Есть ли области жизни, где вы всегда снимаете с себя ответственность? Оглянитесь в прошлое. Чему бы вы могли научиться, если бы исследовали свою собственную роль в создании тех ситуаций? Могли бы те проблемы быть предотвращены? 2. Рассмотрите успех, который вы имели в жизни. (Слишком часто мы принимаем ответственность за неудачу, но не за успех. «Мне просто повезло.») Что хорошо сработало? За счет чего вы этого достигли? Теперь посмотрите, как вы создали этот успех. Какими были ваши позитивные убеждения и отношения? Как вы действовали? Чему вы можете научиться из этого успеха? 3. В течение нескольких последующих дней практикуйте брать ответственность за все то, что случается. (Излейте свои эмоции какое-то время, а потом примите, что это вы создали ту реальность.) Как вам нравится быть более ответственным? © Джилл Эдвардз "Жизнь, полная чудес"

9. ДЕНЬГИ НА ПОРОГЕ Чтобы в вашем доме всегда водились деньги,спрячьте под половик три новых блестящих монеты по 10 рублей и произнесите слова: "ЗОЛОТО-К ЗОЛОТУ СЕРЕБРО-К СЕРЕБРУ, ДЕНЬГИ-К ДЕНЬГАМ, К ЭТОМУ ПОРОГУ, В ЭТОТ ДОМ!" Техника делается внутри квартиры, но можно так же и снаружи (смотря где вы живёте). Таким образом вы притягиваете деньги в ваш дом

10. В РАЙ НЕ ПУСКАЮТ, КТО ПРЕДАЛ СВОИХ... В жаркой пустыне, под солнцем сгорая Шёл старец седой с ним старуха слепая. Сума за плечами и в горле песок Шли молча, мечтая:- воды бы глоток! Прекрасный оазис возник перед ними, Как райские кущи с вратами резными. Приказчик сидит на скамье у ворот И сыт и одет, но с ухмылкою рот. Входи, говорит старику - это Рай, Что только желаешь себе выбирай. Но только старуху оставь у ворот И снова скривило усмешкою рот... Слепую слезу у жены вытирая И ей в утешенье слова подбирая, Сказал, что мираж перед ними возник Пойдём, дорогая, уж скоро родник. На сей раз, дорога его привела К простому крыльцу - «ни двора, ни кола». Хозяин приветлив, гостей напоил Обоим дал хлеба, и спать уложил… -Спите, спокойно,-сказал – Вы в Раю, Коль не оставил старуху свою Вечное Царствие Вам на двоих. В Рай не пускают, кто предал своих. ("Притчи")

11. Обряд на коренные изменения судьбы Этот обряд направлен на ускоренное сжигание кармы и коренные изменения судьбы. Этот ритуал проводится дважды и обязательно на затмении Солнца или Луны (определить даты затмения можно по календарю). Дни затмения являются кармическими, и все, что происходит с человеком в это время, ведет к кардинальным положительным изменениям в судьбе. В лунное затмение уходят внутренние комплексы, очищается подсознание, исчезают страхи, обиды, беспокойства и вредные привычки. В солнечные затмения изменяются внешние обстоятельства. Желательно перед обрядом три дня обходиться без мясной пищи, кроме того, исключаются орехи и семечки. В день проведения ритуала, если затмение будет вечером, надо трижды (утром, днем и вечером) принять контрастный душ, шесть раз чередуя горячую и холодную воду. Перед лунным затмением начинайте душ с холодной воды, а перед солнечным затмением и серединными днями (середина между затмениями), которые тоже годятся для этого обряда, – с горячей. Если затмение будет утром, душ принимается только один раз. За час до затмения медленно, по глоточку выпейте стакан святой или специально заряженной именной воды: так вы настроитесь на обряд. Постелите на пол покрывало, на котором будете лежать во время проведения обряда. Подготовьте нечетное количество церковных свечек; их надо будет расставить по обе стороны покрывала, так, чтобы они образовывали подобие коридора. Затем сядьте перед зеркалом и сосредоточьтесь на своем изображении: вам нужно его запомнить, чтобы потом с легкостью воспроизвести. Минут за десять до затмения зажгите свечи и ложитесь на покрывало, скрестив руки. Представьте себя таким, каким запомнили, глядя в зеркало, и отправляйте изображению-двойнику все, что мешает вам по жизни: людей, события, черты характера, обстоятельства. Можете «навешивать» на него как одежку все то негативное, что вспомните. Затем начинайте сжимать двойник и когда уменьшите его до точки, сильно дуньте на него, чтобы он улетел за горизонт. Встаньте, затушите свечи – и бегом принимать такой же контрастный душ. После проведения обряда желательно поспать, или же в утренние часы разрешите себе хоть часик отдохнуть. Последующие три дня – период адаптации к вашему новому состоянию, часто бывают довольно болезненными: события, которые будут происходить с вами, не всегда приятны. Но зато ПОТОМ...

Наши предки свято верили, что события, происходящие на Пасху полны особого божественного смысла. В народе существовало множество поверий и приметы на Пасху и на неделю перед Пасхой, правдивость которых даже не ставилась под сомнение.

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ (неделя перед Пасхой)

Понедельник

В этот день начинается большая приборка. Дом очищается от старых, громоздких вещей.

Вторник

Закупаются продукты для Пасхи. Женщины готовят лечебные настои. Мужчины же не должны даже касаться трав, настоек, порошков.

Среда


Это день стирки и всяких протираний. В среду желательно тщательно вымыть, выскоблить полы, выбить ковры.

В среду на Страстной неделе вспоминали особый обряд против всякой телесной немочи. Нужно было зачерпнуть кружкой воду из колодца или из бочки на улице или набрать воду в реке.

Трижды перекрестясь, накрывали кружку чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестясь, обливались этой водой, оставив немного в кружке. После на мокрое тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, которая оставалась в кружке, выливали до 3 часов на куст или цветы. Говорят, что таким образом омытое тело как заново нарождается.


Стричь волосы

Великий Четверг советовали подстригать в первый раз волосы годовалому ребенку (до года стричь считалось грехом), а девушкам — кончики кос, чтобы росли длиннее и гуще. У всего домашнего скота тоже советовали выстригать клок шерсти для здоровья и благополучия.

Четверговая соль

Расписывали яйца

Начиная с Чистого Четверга готовились к праздничному столу, красили и расписывали яйца. По древней традиции крашеные яйца укладывали на свежую проросшую зелень овса, пшеницы.

С утра в Четверг начинали печь куличи, бабы, мелкие изделия из пшеничной муки с изображением крестиков, барашков, голубков, жаворонков, а также медовые пряники. Вечером готовили пасху.

Чтобы водились деньги


Талая вода

В Страстную Среду и Великий Четверг принято было омывать водой, натаянной из снега, всю домашнюю живность — от коровы до курицы — и пережигать соль в печи, которая, по народным поверьям, приобретала от этого целебные свойства.

В некоторых деревнях в полночь Великого Четверга женщинам также предписывалось окатить себя водой для ограждения от болезней.

Если до зари умываться на Великий (Чистый) Четверг, нужно приговаривать при этом: «Смываю то, что на меня напустили, то, чем душа и тело мается, все Чистым Четвергом снимается».

Утром в Пасху умываются водой, оставленной с Чистого Четверга. В нее хорошо класть серебряную вещичку или ложку, можно монетку. Умываются для красоты и богатства.

Если девушка не может выйти замуж, нужно то полотенце, которым она вытерлась в Чистый Четверг, отдать людям на Пасху, тем, которые просят милостыню, вместе с крашенками и куличом. После этого вскоре выходят замуж.

Страстные свечи

Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами, они обладают целебной силой. С Великого Четверга запрещено было подметать пол в доме вплоть до самой Пасхи.

Пятница


Кулинария в этот день спорится. Продолжали печь и готовиться к празднованию Пасхи. «Ангелы помогают», — говорят набожные люди.

В пятницу обметают углы тряпкой, эта тряпка поможет избавиться от болей в пояснице, если ею обвязать себя. Этой же тряпкой вытирают ноги в бане после мытья, чтобы ноги не болели.

Зола, взятая в пятницу перед Пасхой, поможет вылечиться от алкоголизма, черной тряски, от сглаза и от смертной тоски.

Суббота


Последняя (тихая) приборка. Еще можно красить яйца. В этот день готовят общие праздничные блюда. В Субботу несли в церковь освящать крашеные яйца, куличи, пасхи и другие изделия.

И перед тем, как в пасхальную ночь идти на службу, оставляли на столе угощение, чтобы потом можно было разговеться. Правда ели понемногу – только символически, после чего шли спать.

Зато поздним воскресным утром начинался настоящий пир, который продолжался всю неделю.

Само собой, все подготовительные работы: стряпня, покраска яиц должны быть закончены до Светлого Воскресения.

Пост – не для слабаков, уверен Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной семинарии.

– Андрей, помогите ответить на вопросы читателей по поводу усиливающихся неприятностей в Великий пост. Существует мнение, что именно в этот период на постящихся людей наваливаются непредвиденные проблемы и трудности. Например, такой вопрос читательницы: в этом году я решила поститься, но у меня стало появляться множество неприятностей, прямо наваждение какое-то: муж руку поломал, я ушиблась сильно. Как можно такое объяснить?

– Бесспорно: то, что человек решился на такой серьезный шаг, как соблюдение поста, будет немалым раздражителем для «князя мира сего», который всеми силами стремится увести человека от единственно верного пути – пути ко спасению, чем, собственно, и должен стать для нас Великий пост.

Но в то же время не все то, что происходит с нами в нашей жизни – особенно в такой сложный (имеется в виду – духовно сложный) период Великого поста – нужно списывать на какие-либо искушения или тем более на непосредственные проявления бесовских сил. Очень многое зависит от нас, от нашего внутреннего расположения и отношения к тем или иным незаурядным вещам.

Если же мы воспринимаем такие неприятности (как, например, травмы, происходящие с нами во время поста) как один из видов искушений, мы тем более должны стараться контролировать себя и воздерживаться при этом от ропота. Священномученик Петр Дамаскин говорит: «Всякое искушение, как врачевство, попускается Богом для излечения немощствующей души». Поэтому, если мы хотим, чтобы период Великого поста принес пользу не только физическую, которую доставляет обычная диета, но и прежде всего пользу духовную, нам следует воспринимать все случающиеся неурядицы именно как попытки врачевания нашей бессмертной души.

– «Правда, что в пост активизируется вся нечисть – и человек подвергается больше искушениям? Как все это пережить? Может, пост не всем по силам?» Помогите, пожалуйста, разобраться нашим читателям.

– Как уже было сказано выше, пост – это путь к Богу, попытка возвращения погрязшего в собственных грехах человека к своему Небесному Отцу. И неудивительно, что такая попытка воспринимается «в штыки» падшими ангелами, для которых любая духовная радость – это очередной повод к зависти, которая, по словам Книги Премудрости Соломона, собственно, и стала причиной отпадения Денницы от Бога. Но при всех подобных попытках бесов оторвать нас от общения с Богом мы должны помнить слова святого апостола Павла: «Если Бог за нас, кто против нас?» (Рим. 8:31). Следовательно, никакая бесовская сила, если мы не дадим ей во владение ни малейшего уголка своей души, не сможет преодолеть в нас действие благодати Божией. Бог знает силы и возможности каждого из нас и никогда не даст нам крест, который был бы нам не по силам. Пост – это вовсе не какое-нибудь новое установление. По словам святителя Василия Великого, пост – это древний дар Бога человечеству, возносящий людей превыше неба. Люди спасались постом и молитвой на протяжении уже не одного десятка веков. А это лучший аргумент, подтверждающий значимость поста в духовной жизни православного христианина.

– «Как не поддаваться панике и не вестись на провокации в этот период? С первых дней поста началась тревога по поводу повышения цен, ситуации в стране…» Андрей, как устоять перед паникой?

– Если во время поста нас интересует более повышение цен – значит пост для нас еще не наступил. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Пост не любит мира, ни того, что в мире», и если мы заботимся более о мирском, чем о духовном, значит мы еще далеки от поста. Святые отцы советуют: если у нас на сердце есть какие-то тревоги или проблемы, мы не должны пытаться справиться с ними сами, но просить помощи у Бога, вспоминая при этом слова святого пророка и псалмопевца Давида: «Возложи на Господа заботы твои, и Он поддержит тебя. Никогда не даст Он поколебаться праведнику» (Пс. 55:22). А если же мы, стоя в храме за богослужением или молясь дома, размышляем о ценах или курсах валют, значит мы не даем Богу возможности действовать в нашей жизни; следовательно – к нам еще не пришла та духовная весна (именно так называется пост в богослужебных песнопениях Постной Триоди), которая должна изменить нашу жизнь изнутри.

– Чем отличается время поста от обычного времени?

– Мы должны помнить, что пост – это вовсе не самоцель. Пост, как мы уже сказали выше, – только некое средство, некая дорога к тому, что является более возвышенным, чем сам пост: пост – это путь к Пасхе, путь навстречу Воскресшему Христу. И потому время поста важно для нас как период усиленного самоконтроля и усиленной самоподготовки к такой встрече. Каждый из нас, естественно, в меру своих духовных сил должен приложить максимум усилий для того, чтобы достойно встретить Воскресение Своего Творца и в полной мере «войти в радость Господа своего» (см.: Мф. 25:21).

– Еще есть такой вопрос: «Все домашние против того, чтоб я постилась, говорят: Бог в душе. Я завишу от них, так как питаемся вместе. Как быть? Из-за поста у меня могут быть неприятности».

– Преподобный Феодор Студит писал, что истинный пост, приносящий пользу душе, заключается в мирном, кротком и сострадательном расположении к ближним. Если же мы будем есть один только хлеб и пить одну только воду, но при этом в нашем сердце не будет мира – это вовсе не тот пост, к которому призывает нас Господь. Святой апостол Иаков говорит: «Покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» (Иак. 2:18). Следовательно, наша вера должна проявляться прежде всего в наших поступках по отношению к ближним, а не в каких-либо самоограничениях.

В древнем Патерике есть следующий рассказ: некий аскет достиг столь высокого уровня подвижничества, когда его сердце уже было очень близко к гордости, и Бог открыл ему, что в одном городе живут два человека, намного превосходящие его святостью своей жизни. Подвижник, желая увидеть воочию этих людей, отправился в тот город и по указанию Божию встретил двух женщин, о которых ему было открыто, что они и есть те, кто превзошел его духовные подвиги. Сперва монах смутился: как женщины, живущие в миру, могут быть святее его – старого аскета, проведшего уже не один десяток лет в посте и молитве? Но впоследствии подвижник понял, что эти две женщины превзошли его тем, что никогда и ни с кем не ссорились, но всегда хранили мир в своих сердцах. Таким образом, сохранение мира в семье может быть в некоторых случаях даже лучшей нашей жертвой Богу, чем пост. К тому же, если мы будем проявлять любовь к нашим близким, возможно, именно она быстрее, чем любые уговоры и рассказы, сделает их нашими единомышленниками.

Беседовала Наталья Горошкова