Что добавляли в вино древнем риме. Легенды и факты о разбавлении вина

Марафонский бег — это одна из самых сложных беговых дистанций. Дальность не раз изменялась, и только, в начале 20 века и до нашего времени она остановилась на отметке в 42 км 195 метров. Первым атлетом, который смог преодолеть данную дистанцию в Олимпийских играх, оказался греческий почтальон Спиридон Луис. Он пробежал дистанцию за 2 ч, 58 мин. и 50 сек. Марафонский бег один из самых длинных по своему расстоянию вид спортивных состязаний, среди Олимпийской программы и официальных соревнований по легкой атлетике.

Такое название бег получил благодаря афинскому воину-гонцу. В результате битвы между персами и греками, победили греки. Радостную весть о триумфе в Афины принес этот гонец. Он пробежал без остановки примерно 40 км от греческого города Марафон до самих Афин. Произнеся радостное известие, моментально упал и умер. Именно в его честь и получил название данный вид бега. А в 1896 году в программу 1-х Олимпийских игр в Афинах впервые включили Марафонский бег.

желающих принять участие в марафонском забеге всегда много

Перед участием в марафоне необходимо долго и усердно тренироваться. Подготавливать свое тело и разум к предстоящей нагрузке. Каждый день атлет должен пробегать не менее 12 км, в течение 3-х месяцев. Подготовка держит мышцы в постоянном тонусе, тело становится сильнее, выносливее, вырабатывается сила воли и терпение. Нагрузка на сердечно — сосудистую систему благодаря тренировкам приходится постепенная, что не мало важно, так-как сердце тоже нужно подготовить к забегу. Помимо физической тренировки желательно следить за питанием, есть продукты, богатые питательными веществами.

К участию в марафоне допускают спортсменов, которые предъявили медицинскую справку за месяц до начала забега, о том, что их состояние здоровья позволяет участвовать в марафоне. Участники пробегают дистанцию зачастую по шоссе, иногда по пешеходным и велосипедным дорожкам. Старт и финиш должен начинаться на территории стадиона. Одежда, обувь и аксессуары должны быть максимально удобными и надежными.

Координаторы марафона должны обеспечить участникам полную безопасность и комфорт. На отведенном участке для соревнований не должно быть транспортных средств и объектов, мешающих атлетам. Через каждые 5-6 км должны находиться пункты питания и передышки. Участники могут пить только освежающие напитки, предоставленные организаторами марафона. За не соблюдение этого правила, спортсмена могут снять с дистанции. Марафонские забеги проводятся в любых городах мира, как среди мужчин, так и среди женщин. Длинна марафона, как уже писалось ранее — примерно 42 км.

План подготовки к марафонской дистанции

Тренировка для успешного финиша

Начало забега происходит с команды «На старт!». Участники подходят к линии старта, одну ногу выдвигают вперед, останавливаются в позе шага. Ноги и руки при этом в полусогнутом состоянии, тело слегка наклонено вперед. По команде «Внимание!» вес тела переходит на согнутую ногу, угол наклона тела увеличивается, начинается забег. Легкие размашистые движения рук помогают бежать атлетам на протяжении всей дистанции.

Не могу не указать на некоторые неточности в озвученном здесь ответе коллеги, а также не озвучить некоторые необходимые дополнения. Греки и римляне пили вино разбавленным водой. Здесь стоит иметь в виду, что вино по вкусовым качествам сильно отличалось от того, что мы имеем на сегодняшний день, и мне уже доводилось отвечать на по этой теме. Еще раз отмечу: в источниках можно увидеть, что рецептура приготовления вина иногда подразумевает добавление в него самых неожиданных ингредиентов, в том числе и соли (или чего-то соленого, видимо, в качестве консерванта). Это было важно с точки зрения хранения и торговли, так как при транспортировке вино должно было хорошо сохраняться. Неслучайно при подаче на стол вино не только разбавлялось, но и часто подслащивалось (медом); часто в него добавляли специи. Так что насчет вкусовых качеств я все же поспорил бы. Питье неразбавленного вина считалось признаком дурного тона: неслучайно в приведенном коллегой стихотворении Катулл указывает на обычай пить по-скифски. В древности существовало убеждение, что таким образом вино пьют только варвары (= в т.ч. скифы). В этой связи стоит вспомнить историю о том, как спартанский царь Клеомен, якобы выучившись у скифов пить неразбавленное вино, впал в безумие, которое привело его к гибели (у Геродота: Hist., VI, 84). Эту спартанскую легенду следует понимать в контексте особого понимания вина в греческой культуре: будучи даром Диониса, вино имело магическое и обрядовое значение. Употреблять его надо было по заданным правилам. В Риме, как кажется, такого глубоко мистического характера вину не придавали, но культурная традиция все же осталась. Упоминание в римской литературе чистого, неразбавленного вина обычно носят контекстуальный характер. Так, Светоний, сообщая о пьянстве Тиберия, указывает на его юмористические прозвища, среди которых одно свидетельствует об употреблении якобы чистого вина. Что касается стихотворения Катулла, то его тоже следует воспринимать в контексте страстной и пылкой натуры самого поэта.

Об употреблении вина у греков: Лиссарраг Ф. Вино в потоке образов. Эстетика древнегреческого пира. М., Новое литературное обозрение, 2008. В свое время я писал обзор на эту книгу.

Так не пили, или пили, но с осуждением?) Вот и Сенека пишет «так и в нас, когда бродит вино, все скрытое в глубине поднимается и выносится наружу; что, нагрузившись сверх меры неразбавленным вином, люди не могут удержать в себе ни пищу, ни тайну и выкладывают все - и свое, и чужое. Хоть такое и бывает часто, но не реже и мы обсуждаем самые насущные дела с теми, за кем знаем пристрастие к выпивке».

Ответить

Мы не можем сказать уверенно: пили или не пили. Это не наши соседи, это люди, которые жили 2000 лет назад. Все, что мы имеем, это письменные источники, которые приоткрывают особенности жизни некоторых людей или групп. В них есть отдельные упоминания употребления неразбавленного вина, которые следует разъяснять по отдельности. Я лично полагаю, что употребление неразбавленного вина имело место, но крайне редко: основная тенденция была все-таки в смешивании вина с водой. Конкретные примеры именно употребления чистого вина (т.е. не в юмористическом или слишком общем смысле) привести сложно, так как само часто упоминание неразбавленного вина являлось своего рода фразеологизмом (ср. наше выражение «залить глаза» в значении напиться, которое не может трактоваться буквально).

Ответить

Прокомментировать

Обнаруженный на Крите глиняный кувшин с остатками вина, датируемый 2200 г. до н.э., свидетельствовал о торговых и культурных связях Крита и Древнего Египта. А пресс для отжима сока, обнаруженный в Палаикастро, и глиняные таблички с перечислением сельскохозяйственных товаров, в том числе и вина (микенский период - 1600-1100 гг. до н.э.) уже свидетельствовали о своей культуре виноградарства и виноделия на острове.

С Крита виноделие распространилось на другие острова Эгейского моря и континентальную Грецию (хотя есть вероятность, что вино там готовили и раньше). К III веку до н.э. в Греции появилась настоящая индустрия виноделия: вино, наряду с оливками и зерном стало одним из трех главных продуктов сельского хозяйства в Средиземноморье. Греки приобщили к вину Сицилию, Италию, Южную Францию, возможно также, что Испанию и Португалию (есть версия, что туда оно попало вместе с финикийцами и развивалось независимо от других внешних факторов). Особенно успешным был регион Южной Италии, названный Oenotria, или «земля домашних [или шпалерных] лоз». В Северной Италии свои традиции виноградарства и виноделия уже имели этруски, которые даже экспортировали его через Альпы в Бургундию.

Вино доставлялось морскими путями и транспортировалось с помощью глиняных амфор. Например, около 10 миллионов литров вина ежегодно отправлялось морским путем в Галлию через Массалию - главный греческий порт торговли с народами, населявшими территорию современной Франции. Помимо сотен тысяч амфор, обнаруженных, например в Тулузе, интерес представляет массивный греческий кратер (емкость для смешивания вина и воды), обнаруженный в погребальном чертоге кельтской принцессы из рода Виксов. Высотой около двух метров и вмещавший более 1000 литров, он указывал на высокий статус вина среди кельтских правителей Галлии. В середине I века до н.э. Диодор даже заметил, что галлы были готовы за амфору вина отдать одного раба.

Миссию распространения виноделия и виноградарства, начатую греками, успешно продолжали римляне. В Галлии виноградарство впервые получило широкое распространение в крупной провинции Нарбоненсис - в регионе (с центром в современной Нарбонне), занимавшем большую часть нынешнего Прованса и Лангедока. Оттуда - в регион Бордо, а в начале III века н.э. виноградники появились в Бургундии, а спустя несколько десятилетий - в Эльзасе. Таким образом, некоторые крупные европейские центры виноделия были основаны римлянами. Однако развитие виноделия в римских провинциях привело к упадку итальянское вино с I века н.э. С этого же периода на замену амфорам пришли деревянные бочки. Почему римскими экспортерами было принято такое решение сказать точно нельзя. Вероятно такое новшество сильно облегчало задачу поставщикам. Но, какой бы ни была причина, это решение осложнило поиск свидетельств виноторговли в позднее время, т.к. деревянные бочки, в отличие от амфор, сгнивают и исчезают бесследно.

Первый латинский трактат о виноградарстве, DeAgriCultura (около 200 г. до н.э.) свидетельствовал о выгоде торговли вином. Его автор Катон считал, что виноградная лоза была наиболее выгодной культурой для сельскохозяйственного поместья средних размеров. Быстрый рост народонаселения в Римской империи (от 300 г. до н.э. до начала христианской эры) и спроса на вино, позволяет определить, что на каждого мужчину, женщину и ребенка потреблялось около полулитра вина в день!

Один из самых внушительных трактатов о виноградарстве и виноделии был сочинен испанцем Колумеллой около 65 г. н.э. Он один из первых установил принципы виноградарства, рекомендовал методы подвязывания лозы и плотности посадок, указывал на важность выбора подходящих мест для изготовления различных видов вина, произвел важные расчеты, касающееся сбора урожая, ухода за виноградником, даже стоимость кормления рабов, занятых выращиванием.

От начала первого тысячелетия до н.э и до наших дней протянулась нить общественного отношения к вину, как к особому напитку. Высокая стоимость, соперничество с недорогими и широко распространенными видами пива, религиозные и другие культурные ассоциации сделали вино исключительно привлекательным для представителей высших классов того времени. Это одна из тех причин, которая отличает представителей разных культур и их отношение к алкоголю. Однако те же культурные ценности и атрибуты позволили получить широкое распространение вина в Древнем мире. Вино пили во время общественных мероприятий, дома и в тавернах. В Древнем Риме масштаб распространения вина был чрезвычайно велик, что свидетельствовало о положительном, а не просто о терпимом отношении к вину. Археологами были обнаружены таверны в Остии, Геркулануме, в Помпеях при раскопках нашли около двухсот таверн.

Однако в 79 г. н.э. возник дефицит вина, а соответственно и резкий рост цен, в связи с извержением Везувия и крушения крупного виноторгового порта Помпеи. В результате началась почти повсеместная закладка виноградников для возмещения ущерба, однако эдикт императора Домициана в 92 г. н.э. запретил новые посадки виноградной лозы в Италии и распорядился вырубить половину виноградников в заморских провинциях Римской империи. Эдикт, направленный на защиту Рима от нехватки зерна и поддержку итальянских винопроизводителей нигде не соблюдался и был отменен в 280 г. н.э. Закладка новых виноградников и расширение производства были результатом решений, направленных на то, чтобы сделать вино доступным для всех слоев населения. Если бы вино считалось продуктом роскоши, доступным лишь для немногих, его производство неизбежно было бы ограниченно.

Кроме того, виноделие и виноградарство были одними из самых доходных областей сельского хозяйства, поэтому, с точки зрения экономики, расширение как внешнего, так и внутреннего рынка сбыта винной продукции, было очень выгодно. Этот «продукт» сельского хозяйства вскоре стал частью повседневного рациона человека античной эпохи.

В представлении грека того времени, вино – это благо, божественный дар огромной значимости, являющий собой параллель к дару Деметры – злакам. Прорицатель Тиресий объясняет это молодому фиванскому царю Пенфею, который отказывается принимать Диониса в своем городе: «Заметь, юноша: есть два начала, господствующие в жизни людей. Первое - это богиня Деметра. ... она же Земля; называть ты можешь ее тем или другим именем. Но она сухою лишь пищею вскармливает смертных; он же, этот сын Семелы, дополнил недостающую половину ее даров, он изобрел влажную пищу, вино и принес ее смертным, благодаря чему страждущие теряют сознание своего горя, напившись влаги винограда, благодаря чему они во сне вкушают забвение ежедневных мук - во сне, этом единственном исцелителе печали». Вино понимается как положительное начало, действие которого определяется не только сиюминутным избавлением от бед, от всех несчастий, присущих человеческому существованию; его употребление воспринимается в религиозной перспективе на тех же основаниях, что и употребление злаков.

Аналогичный смысл, да еще и в самой действенной форме, вино обретает в Древнем Риме, одним из главных сельскохозяйственных продуктов которого была обрушенная пшеница. Ее употребляли в виде жидкой каши, ставшей национальным блюдом и получившей название puls. Были некоторые проблемы с выпечкой хлеба из этой пшеницы, поэтому хлеб в Риме появился довольно поздно. Возможно его пекли в домашних условиях, однако первые пекарни были основаны в период между 171 и 168 годами до н. э. Таким образом, с конца II в до н.э., возросшую степень вина можно объяснить переходом от влажной пищи к сухой, ведь хлеб необходимо запивать жидкостью. Доказательством изменений в общем рационе питания и такой популярности вина стал и тот факт, что был отменен закон, запрещавший женщинам пить вино.

Следовательно, в античном мире вино употреблялось на всех уровнях общества, его пили от самых богатых и влиятельных людей до самых низших рабов. Такое равенство было подмечено Еврипидом, когда он написал, что Дионис, греческий бог вина, дал «безыскусный дар вина и хмельного веселья богатым и бедным». Катон утверждал, что даже раб, закованный в цепи, должен получать около десяти амфор вина ежегодно, то есть около пяти литров в неделю. Разумеется, рабам давали вино не для их удовольствия, а потому что оно якобы придавало им силы.

Но существовали различия в обстоятельствах, при которых употреблялось вино, качеством вина и контекстом его употребления. Как это бывает и в политической демократии, когда некоторые люди более равные, чем остальные, в античных Греции и Риме вина были не более равны между собой, чем отдельные люди.

Под понятие «вино» попадало множество напитков лишь на винной основе. Например, вино, которое Катон поставлял для своих рабов, было смесью, где муст (свежеотжатый виноградный сок) составлял лишь пятую часть. Интересен тот факт, что для больных рабов рацион вина сокращали, по причине того, что они хуже работали.

Народ Греции обходился низкопробным, часто сильно разбавленным вином, впоследствии известным во Франции под названием пикет, - жидкий низкоалкогольный, часто горьковатый напиток, получаемый при сбраживании виноградной кожуры, черенков и косточек, остававшихся после последнего отжима.

В Риме, напиток под названием posca, представлял собой купаж из воды и кислого вина. Это было дешевое и слабоалкогольное пойло, поэтому солдатам в римских армиях выдавали posca, а не вино в составе ежедневного рациона. По Юстинианскому кодексу солдаты получали около литра такого напитка ежедневно. Это было частью военной стратегии, потому что вино было более надежным и безопасным, чем вода, которая, особенно при осадах крепостей, легко могла быть испорчена разлагающимися трупами или отходами людей и животных. Больным или раненым солдатам давали настоящее вино, но только в качестве лекарства.

Lora – еще один популярный в Риме напиток на винной основе. По сути, это вода, которой заливали твердый остаток после окончательного отжима виноградного сока. Lora часто поставлялась рабам после сбора урожая винограда. Так или иначе, представители низших сословий довольствовались обычным кислым вином, разбавленным водой. А представители элиты греческого общества пили сладкое, более долговечное и значительно более дорогое вино. Пожалуй, только в техническом смысле слова оба этих напитка можно назвать вином.

Винопитие среди людей, принадлежащих к высшему слою общества, имело форму ритуализированного симпозиума (от греческого слова symposion, что означает «совместное распитие»), формального мероприятия, которое происходило в частных домах после главной вечерней трапезы.

Таким образом, симпозиум - это социальный институт, объединяющий взрослых мужчин, наделенных гражданским статусом, в рамках которого они пьют из мелких чаш, называемых киликсами, исполняют лирическую поэзию, играют на музыкальных инструментах, беседуют и дискутируют на всевозможные темы. Считалось, что распитие вина на симпозиуме было средством для достижения взаимного уважения, свободного обмена идеями и мнениями, делало людей более искренними и открытыми, без оглядки на тактические соображения. Знаменитый римский афоризм «in vino Veritas» («истина в вине»), считался своеобразным девизом таких мероприятий. Однако на деле это были шумные вечеринки с музыкантами и танцовщицами, где участники отдыхали в ложах, напивались вином, занимались сексом с проститутками, друг с другом или с юными мальчиками-прислужниками. Поэтому в литературе чаще встречается другая формулировка слова «симпозиум» - «пир». Однако выбор и возможность перехода от разумности к безумию всегда оставался на совести участников.

Женщины допускались на симпозиумы только в качестве танцовщиц, музыкантов или проституток; иногда их вызывали ухаживать за мужчинами, опьяневшими до полного бесчувствия. Симпозиумы были популярными темами для мастеров, расписывавших греческую керамику.

Аналогом греческого «совместного распития» у римлян был конвивиум, где вино также занимало центральное место. Однако на конвивиуме еду употребляли вместе с вином, а женщины часто принимали участие в трапезе (хотя их присутствие было предметом горячих споров).

Платон в своих «Законах» рассматривал симпозиум как место для проверки на подлинность, а вино – средство разоблачения и обнаружения истины. Только во время общей попойки, без риска для своих родных и близких, можно узнать своего собеседника – человека возможно жесткого, несправедливого, грубого, или даже раба любовных утех. Однако за этим следует испытание не только своего соседа, но и самого себя. Вино дает ощущение свободы, выхода за пределы собственной личности, радость общения. Подобное испытание, которое позволяет пройти путь от идентичности до инаковости, находит свое финальное воплощение (особенно в вазописи) в изображении мужского окружения Диониса - сатиров. Их гибридный, получеловеческий-полуживотный облик отражает совершенно иную природу, скрытую в сердце каждого цивилизованного мужа. Эту природу и надлежит распознавать и испытывать с помощью вина.

Платон считал, что до восемнадцатилетнего возраста вино должно находиться под запретом, людям от двадцати до сорока лет следует пить умеренно, люди старше сорока лет могут пить столько, сколько хотят, «дабы облегчить невзгоды пожилого возраста» и вернуть себе «юношескую непосредственность». По Платону, воины, рулевые и судьи, чьи профессиональные способности могут ухудшиться из-за употребления вина должны пить только воду.

Одной из задач хозяина дома, которого называли симпозиархом, было соотношение воды и вина для питья. Соотношение воды к вину обычно составляло 3:1, 5:3 или 3:2, и при разбавлении получился напиток крепостью от 5 до 10%. Пропорции могли варьироваться, но они никогда не были случайными. Считалось, что смесь 3:1 самая подходящая для любовных утех, тогда как более крепкие смеси вызывали исключительно сонливость. Правильные пропорции – еще один признак приверженности греческой души к идеям равновесия и меры.

По сути дела, вино - это яд. Однако Дионис дарует грекам рецепт его употребления (пропорции смешивания), так как, в сущности, вино и есть – смесь. В Древней Греции вино обычно разбавляли водой (чаще всего морской) и на симпозиумах в центральном кратере (от слова «kratos», т.е. «смесь») смешивали обе жидкости, подливая вино в воду. Считалось, что так получался менее опьяняющий напиток. Причиной таких действий служит высокое содержание алкоголя в вине, что объясняется поздней, после опадания листьев, датой сбора урожая. Чистое, неразбавленное вино, которое кажется нам сегодня единственно приемлемым, в греческом языке определялось негативно (от «akratos», т.е. «несмешанный»), считалось наркотиком, который делает безумным или убивает.

Примером такого отношения были постановления Ликурга, учрежденные в Спарте: новорожденных детей окунали в чистое вино с целью обнаружения больных эпилепсией. Забившись в конвульсиях, ребенок считался недостойным и исключался из общества. Согласно другому постановлению, илотов и рабов опаивали чистым вином и привязывали к земле в центре города. Грубые песни и непристойные пляски должны были дать спартанской молодежи ужасающее личное впечатление о разрушительном воздействии алкоголя на поведение людей и внушить абсолютное отвращение к вину. В обоих случаях чистое вино воспринимается как наркотик, использование которого означает полное отчуждение. Однако Спарта, наряду с другими обществами и религиями, вводившими запрет на спиртное, представляла крайнюю и редко встречавшуюся позицию по отношению к алкоголю в целом и вину в частности. Полное воздержание от алкоголя часто сталкивалось с осуждением. Политические оппоненты Демосфена критиковали и высмеивали его за то, что он отказался от вина в пользу воды.

Во всей Греции считалось, что пить чистое вино - варварский обычай, о чем свидетельствует выражение «пить, как скиф». Спартанский царь Клеомен умер, впав в безумие, после того как выпил слишком много чистого вина в компании скифских послов.

Для греков вино и обычаи, связанные с его употреблением, безусловно, служили критерием цивилизованности. Распитие вина на греческий манер - разбавленного, в хорошем обществе и лишь до стадии умеренного опьянения (греческие авторы особо подчеркивали это) - было признаком цивилизованности.

Употребление пива, чистого вина и пьянство в лучшем случае были признаками нецивилизованности, а в худшем - откровенного варварства. Безусловно, опьянение знатных людей на симпозиумах в общественном сознании было лишь побочным следствием цивилизованной и тщательно регламентированной церемонии.

Пьянство, которое часто связывали со степенью разбавленности вина, и потенциальный вред от него, были любимыми темами многих греческих авторов. У Гомера Эльпенор, один из спутников Одиссея, напился и разбился насмерть, упав с крыши. Поликсен, изображенный как горький пьяница, поскользнулся на мокрой дороге и сломал себе шею после очередного запоя. А целые народы (фракийцы, скифы и македоняне), или их лидеры, вообще выставлялись нецивилизованными из-за чрезмерного употребления алкоголя. Например, Юстин писал, что Александр Македонский «часто покидал пиршества, покрытый кровью своих сотрапезников» и что он убил своего друга Клития в пьяной ссоре. А его отец, Филипп II, якобы напивался каждый день, даже когда вел войска на битву и заставлял пленных греков работать на виноградниках.

Свидетельством неодобрительного отношения к пьянству в Древнем Риме можно считать и то обстоятельство, что оно часто использовалось как предлог для дискредитации политических противников. Цицерон особенно любил называть своих оппонентов пьяницами. Он утверждал, что его главный враг Марк Антоний ведет распутную жизнь у себя дома и каждый день начинает пить с раннего утра. В качестве аргумента, подкрепляющего его точку зрения, Цицерон неоднократно напоминал о случае, когда Марка Антония стошнило в сенате, предположительно в результате недавней попойки.

Как в Греции, так и в Риме существовало неодобрительное отношение к употреблению спиртных напитков женщинами. Женщины заслуживали особого порицания, считалось, что они пили вино неразбавленным и опускались до уровня варваров. Женское пьянство высмеивалось как порок в греческих комедиях, считалось аморальным с точки зрения мужчин. Один римский мифический герой, заслужил похвалу в свой адрес от Ромула, одного из основателей Рима, когда якобы до смерти избил свою жену палкой за пару глотков вина. В другой истории говорилось о женщине, которая была приговорена к смерти от голода членами своей семьи, поскольку осмелилась открыть сумку, где лежали ключи от винного погреба. Независимо от правдивости этих историй они отражают недвусмысленное осуждение какой-либо связи между употреблением вина и женским полом.

Однако для многих людей античного времени образ вина - это образ умиротворяющего наркотика, позволяющего защититься от невзгод внешнего мира; субстанции, способствующей физическому и эмоциональному благополучию, которая облегчает страдания, «рассеивает грусть». Один из персонажей комедии Еврипида высказывал мнение, что Дионис сделал огромное благо, «когда изобрел вино и подарил его человеку»:

Ибо, исполнившись силой возвышенной этого дара,

Люди несчастные горе свое забывают.

Сон им дарует забвение бед и печалей,

Лучше не сыщешь лекарства от участи скорбной.

Откуда такая противоположность по отношению к одному и тому же напитку? Дело в том, что чистое вино и вино разбавленное всегда являлись культурными индикаторами в сознании древнего грека, а все античные представления о вине, так или иначе, вращались вокруг идеи смешения и меры. Испытание вином у Платона преследовало педагогическую цель: раскрытая на симпозиуме посредством вина своя «скрытая» сущность, этим же методом и должна быть улучшена. Умеренность – основополагающая добродетель. Для греческой морали базовой всегда являлась идея равновесия, поэтому те, кто знают меру, находятся на золотой середине.

Мифы о происхождении винограда и вина ставят акцент на этой его двойственной, полудикой-полукультурной природе, которая позволяет ему играть роль посредника между двумя противоположными полюсами. Виноград - нечеловеческого происхождения; согласно рассказам - это лоза, упавшая с неба или обнаруженная козой, этим полудиким-полудомашним животным, или же, по другой версии, в которой стирается различие между животным и растением, виноград был порожден собакой. И наоборот, вино - через процесс виноделия, понимаемый как кулинарная процедура, - приобщено к культуре, к сложному техническому знанию, что отличает его от фруктов и других продуктов естественного происхождения.

Такое неопределенное отношение, согласно античным представлениям, делало вино напитком амбивалентным, подобному жидкому огню, одновременно опасному и благотворному. Это одновременно и яд, и лекарство.

Современные дебаты о роли вина в укреплении здоровья и развитии различных заболеваний брали свое начало из античного мира. Составители дегустационных списков лучших вин того времени, чаще всего были врачами, которые оценивали качество вина как по степени получаемого удовольствия, так и по предполагаемым лекарственным свойствам. Хотя Атеней не был врачом, он следовал этой традиции в описании белого «мареотического» вина, изготовляемого в окрестностях Александрии: «Превосходное белое, приятное на вкус, ароматное, легко усваивается, не ударяет в голову, слабое мочегонное».

Во всем античном мире вино как таковое или в сочетании с другими веществами считалось лекарством, особенно подходящим для решения проблем, связанных с работой кишечника и мочеиспусканием. К примеру, апостол Павел советовал Тимофею: «Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина ради желудка твоего и частых твоих недугов». Катон писал, что цветы мирта и можжевельника, вымоченные в вине, эффективны как средство от змеиных укусов, запоров, поноса и несварения желудка. Он приводит рецепты конкретных настоек для лечения разных недомоганий: чемерицу следовало добавлять в вино для придания ему слабительных качеств; при проблемах с мочеиспусканием помогало старое вино, вскипяченное в свинцовом сосуде с можжевеловыми ягодами; для «избавления от глистов и несварения желудка» крепкое вино следовало смешивать с кислым гранатовым соком.

Сам Гиппократ отмечал, что «вино является сухим и горячим и по своей сути оказывает очищающее воздействие». По его мнению, «темные и грубые вина более сухие и плохо выделяются со стулом, мочой и слюной». Более полезными считались «мягкие темные вина... способствующие образованию газов и лучше выходящие со стулом» и «грубые белые вина... лучше выходящие с мочой, чем со стулом». Вино также давали больным быкам и прописывали овцам для профилактики от чесотки. Иными словами, вино было важным лечебным средством в медицинском и ветеринарном арсенале античного мира.

Хотя вино успокаивало потревоженную душу, оно могло причинить вред телу. К числу физических и психических расстройств, связанных с употреблением вина и перечисленных Сенекой и Плинием, относились потеря памяти, самовлюбленность и сибаритство, антиобщественное поведение, нарушение речи и зрения, расстройство желудка, судороги, головокружение, бессонница и даже внезапная смерть.

Видимо не было двух таких мест, где процесс изготовления вина был бы абсолютно одинаковым. Первоначально виноград давили ногами, но методы вторичного извлечения сока менялись в зависимости от региона и изобретательности виноделов: под камнями на досках (Крит), или с помощью тяжелых балок, опускавшихся на виноград с помощью лебедки или червячного механизма (Греция, Рим) - на больших коммерческих винокурнях. Сок от каждого процесса мог смешиваться или не смешиваться и от этого зависело качество, стабильность и долговечность вина.

Виноделы Древней Греции и Рима увеличивали содержание сахара в винограде, высушивая его перед брожением, а затем подслащивали вино, добавляя кипяченый муст и мед. Иногда – свинец, который убивал бактерии, вызывающие окисление, однако отравлял также покупателей, но подобных случаев зафиксировано немного. Получалось более сладкое и крепкое вино, поэтому и более долговечное, чем египетское. Именно такое вино было в фаворе у богатых господ. Иногда процентное соотношение меда и вина было ровно наполовину (такие вина иногда называли «медово-сладкими»), в результате чего вино получалось чересчур вязким. Поэтому его разбавляли морской водой, чтобы устранить приторно-сладкий вкус и усилить кислотность, что интерпретировалось как усиление фруктового вкуса. Многие травы и пряности добавлялись не столько для улучшения вкуса, сколько для маскировки дурного запаха.

Некоторые вина впитывали запахи дегтя и древесной смолы, которая иногда использовалась для обмазывания внутренней поверхности глиняных сосудов, чтобы обеспечить их герметичность. Смола придавала аромат, считавшийся приятным (или, по крайней мере, скрывавшим неприятные запахи), поэтому ее иногда специально клали в бродящее вино для улучшения вкуса. В определенное греческое вино, известное, как ретсина, до сих пор добавляют смолу для придания характерного вкуса.

В Древней Греции и Риме существовало некоторое понимание связи между качеством вина и его возрастом, но непонятно, какую зависимость они проводили: качество зависело от возраста, или только качественное вино могло иметь хорошую выдержку.

Возраст вина был относительным понятием, поэтому даже вина прошлогодней давности считались старыми только потому, что пережили этот год в таком жарком климате. В среднем срок выдержки варьировался от 1 до 5 лет. Хотя у некоторых авторов крайняя дата достигает 25 лет! В любом случае выдержанные качественные вина стоили значительно дороже: по эдикту императора Диоклетиана от 301 г. н. э. цена на обычное вино устанавливалась в пределах 8 динариев за секстарий, а на старое вино - от 16 до 24 динариев за секстарий.

Самыми важными критериями для оценки вина были цвет и, особенно, запах, который был ключевым фактором для определения годности вина. Катон оставил свой рецепт для придания вину «сладкого аромата»: «Положить в сосуд с молодым вином керамическую плитку, обмазанную варом и покрытую теплым пеплом, ароматическими травами и пальмовым маслом, какое хранится у парфюмеров».

К сожалению, представить вкус античного вина в наше время невозможно, потому что неизвестно из каких сортов оно изготавливалось, да и провести аналогии сортов, которые упоминают античные авторы, с современными сортами винограда нет возможности. К примеру, Плиний пишет, что одно египетское вино было купажом лозы с острова Фазос, «сосновой лозы» и «сажистого винограда», но, как бы понятно это ни звучало для его современников, для нас такая информация не имеет смысла. Невозможность идентифицировать многие античные сорта винограда является реальным препятствием к пониманию качеств вина той эпохи. Кроме того, вкус не играл решающей роли в античном искусстве дегустации.

В классификациях, которые дошли до нас, вина подразделялись по регионам, которые имели свою иерархию. В Греции высоко ценилось «мареотическое» вино из Египта. «Тениотическое» вино, изготавливавшееся к юго-востоку от Александрии, считалось еще лучшим; оно было светлым, приятным на вкус, ароматическим и слегка горьковатым с маслянистым привкусом, исчезавшим при постепенном разбавлении водой (75-76).
Вино с острова Фазос (фазианское), считалось вторым греческим вином (после хиосского). Его описывали как сладкое, плотные, с высоким содержанием алкоголя (возможно, до 18%) в результате процесса винификации, включавшего подсушивание винограда на солнце и кипячение муста. Виноделы острова дорожили своей репутацией, поэтому продавали неразбавленное вино только собственного производства в своих амфорах определенного размера. Таким образом, покупатель всегда был уверен в качестве приобретенного вина и мог разбавлять его по своему вкусу.
Остров Фазос, как винодельческий регион – прекрасный представитель конкурентной борьбы того времени. Ко II веку н. э. Фазос утратил роль одного из ведущих производителей вина в Древней Греции. Вина из Родоса, Коса, Лесбоса и Скиатоса становились все более востребованными. Через 400 лет фазианские вина уже не появлялись в продаже.

В Риме существовала подобная «региональная» классификация. Первоначально римляне предпочитали греческие вина, но со временем стали ценить вина, изготавливаемые на собственном полуострове.

Страбон, писавший свои сочинения в начале христианской эры, составил подробный перечень вин от Турции на востоке до Португалии на западе, опираясь на сведения из других источников в такой же мере, как на собственный опыт. Среди вин, восхваляемых Страбоном, были сорта из Турции и островов Эгейского моря (особенно Коса, Хиоса и Лесбоса), но он был менее благосклонен к винам из Лигурии (с привкусом дегтя) и Ливии (слишком много соленой воды). Вместе с тем он особо отмечал высокое качество вин из Южной Италии.

Одним из итальянских напитков, занимавших высокое место в списке Страбона, было легендарное вино, происходившее из Фалернского виноградника на границе Лациума и Кампании. Существует ряд упоминаний об исключительном качестве этого вина, особенно фалернского винтажа 121 г. н. э., известного, как «опимианское вино» в честь Опимия, который был консулом в этом году. «Опимианское вино» явно было притчей во языцех среди римских знатоков вина. В «Сатириконе» Петрония хозяин выставляет на банкетный стол бутылки вина с надписью «Фалернское. Консул Опимий. Возраст 100 лет». Вне всяких сомнений, Петроний рассчитывал на понимание своих читателей. В таверне Гедона, одном из множества питейных заведений в Помпеях, винная карта, расположенная на стене, предлагала вино за один ас (денежная единица), лучшее вино за два аса и фалернское вино за четыре аса.

В I веке христианской эры Плиний Старший снабдил римлян настоящим каталогом вин из различных частей Римской империи в своей книге «Естественная история». Его список включал 91 сорт вин, в том числе 50 сортов качественного вина и 38 разновидностей иностранных вин, а также ряд других подсоленных, подслащенных и искусственных вин. Список Плиния заслуживает внимания в связи с его комментариями по поводу отдельных сортов винограда, обозначающих отход от обычного акцента на провинцию, где изготавливалось вино. Интересно, что при классификации вин по вкусу и качеству красные и белые вина сравнивались друг с другом без каких-либо различий. Хотя в античном мире делали главным образом красное вино, поскольку кожура оставалась в емкостях для брожения, римляне высоко ценили сладкие белые вина. Эти вина обычно выдерживались в течение двух-трех лет, а затем подвергались мадеризации, то есть окислению при более теплой температуре, чем в условиях нормального хранения вина. Этот процесс придавал вину более темный оттенок, и знаменитые фалернские вина при созревании описывались как «янтарные» или «коричневые». Что касается вкуса, Плиний разделял вина на три широких категории: сухие, сладкие и легкие.

И наконец, в античном мире вино наделялось важными религиозными ассоциациями. Такие связи возникли в Древней Греции, откуда началось распространение культа Диониса. Считалось, что Дионис был сыном бога Зевса и смертной женщины Семелы. Поддавшись на обман, Зевс сжег Семелу, когда Дионис еще находился в ее чреве, но спас его и поместил в собственное бедро до самого рождения. Впоследствии Дионис был изгнан из своего дома на Крите и бежал в Египет, где узнал об искусстве виноградарства. Эта история иллюстрирует вероятный маршрут распространения виноградарства и виноделия из Египта на Крит.

В Риме Дионис «трансформировался» в Бахуса, культ которого возник в Центральной и Южной Италии в III веке до н. э. Члены культа, большинство из которых составляли женщины, совершали празднества (которые назывались вакханалиями), часто изображаемые современниками как сексуальные оргии, сопровождавшиеся принесением в жертву животных.

В 186 г. до н. э. римский сенат запретил культ Бахуса. Формальной причиной были события, происходившие на вакханалиях, однако возможно, что сенаторы стали расценивать культ, с его клятвой, верности, иерархией и финансированием, как разновидность протеста против римских властей.

В Римской империи существовали различные этнические и религиозные группы, где вино играло четко определенную роль. Одной из таких групп были иудеи, для которых виноградная лоза стала символизировать землю Израиля. В Торе вино описывается как один из первых сельскохозяйственных продуктов эпохи после великого потопа. В Книге Бытия говорится о «гипотезе Ноя». Виноградная лоза также фигурирует в истории об исходе евреев из египетского рабства. Моисей послал своих людей на разведку в землю Ханаана; четыре дня спустя они вернулись с гроздьями такого крупного винограда, что их пришлось нести на шесте между двумя мужчинами, а также с фигами и гранатами. По возвращении они доложили Моисею, что земля изобилует молоком и медом, и что «это плоды ее». Виноградная лоза упоминается в Библии больше, чем любое другое растение и числится среди даров, данных Богом для людей. Каждый раз, когда пророки угрожали, что Бог накажет их народ, виноградная лоза и вино попадали в список грядущих лишений: «Выжмешь виноградный сок, а вина пить не будешь» и «Засохла виноградная лоза... потому и веселье у сынов человеческих исчезло».

Но хотя иудеи и рассматривали вино как дар Божий, они в негативных красках изображали последствия его злоупотребления. В некоторых случаях (как в истории с Лотом) оно было связано с запретными половыми отношениями. После того как жена Лота превратилась в соляной столп, его дочери с помощью вина пытались склонить отца к прелюбодеянию, чтобы забеременеть. В других пассажах из Библии мы встречаемся с критической оценкой воздействия вина на поведение: «Вино - глумливо, сикера - буйна; и всякий увлекающийся ими неразумен» и «Но и эти шатаются от вина и сбиваются с пути от сикеры; священник и пророк спотыкаются от крепких напитков; побеждены вином, обезумели от сикеры, в видении ошибаются, в суждении спотыкаются». Пророк Осия включает в жалобы Бога на народ Израиля упоминание о том, что «блуд, вино и напитки завладели сердцем их».

Одной из еврейских сект, где запрещалось любое употребление вина, были реховиты, воспринявшие обычаи кочевников в подражание первым иудейским племенам. Кочевая жизнь исключала возможность возделывания виноградной лозы, но реховиты пошли еще дальше и наложили полный запрет на употребление вина для своих последователей. Впрочем, такие секты были исключением, так как в иудейской культуре существовало в целом терпимое и даже благосклонное отношение к вину. Иудейская традиция нашла продолжение в христианстве, и на страницах Нового Завета мы встречаем многочисленные упоминания о вине. Виноградная лоза и виноград являются наиболее распространенным растением (и его плодами) в текстах Евангелий. Здесь мы находим более терпимое отношение к вину, чем в Ветхом Завете; возможно, это отражает греческое влияние. Хотя в Библии содержится много предупреждений о мирском и духовном вреде пьянства, лишь значительно позднее школы христианской мысли призвали к полному воздержанию от вина и других видов спиртных напитков.

Первым чудом, которое совершил Христос, было превращение воды в вино на свадьбе в Кане Галилейской. Когда закончилось вино, Мать Христа попросила, что нужно что- то сделать, и, после некоторых колебаний, Иисус приказал слугам наполнить водой шесть кувшинов. Когда они отнесли кувшины распорядителю пира, то обнаружили, что вода превратилась в вино. Судя по всему, вино было не обычным, а высокого качества, потому что распорядитель похвалил жениха и сказал ему: «Всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе». Эта история не только подчеркивает значение вина на празднествах, но и свидетельствует об обычае подавать лучшее вино сначала, когда его вкус может быть оценен по достоинству.

Сам Христос не изображается пьющим вино, но его слова на Тайной Вечере подразумевают, что он употреблял вино, хотя и воздерживался от питья в данном случае: «Истинно говорю вам, Я уже не буду пить от плода виноградного до того дня, когда буду пить новое вино в Царствии Божием». Предполагалось, что Христос все же пил вино незадолго до своей смерти на кресте, поскольку римские солдаты предлагали ему некий напиток, который в различных вариантах описывается как уксус или «вино, смешанное с желчью», вероятно, в качестве обезболивающего средства перед кончиной. Вполне возможно, что солдаты предлагали ему не вино, a posca - смесь воды и кислого вина, входившего в армейский рацион римлян.

Вино стало неотъемлемой частью христианской теологии, ритуалов и традиций. В ритуале Святого причастия вино символизирует кровь Христову точно так же, как оно символизировало кровь в более ранних религиях: «Сие есть кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая». В историях Бахуса и Христа есть много сходных черт. Оба были рождены от божества и смертной женщины. В эпоху Христа Бахус стал спасителем, обладавшим властью даровать жизнь после смерти. Чудо Христа, превратившего воду в вино, имеет отголоски в одном из празднеств, посвященных Бахусу. Для греков питье вина было употреблением божественной субстанции, что в свою очередь отражается в обряде Святого причастия.

Христианская адаптация символов и историй о Бахусе свидетельствует о важном значении римского бога вина во времена раннего христианства. В некоторых отношениях Иисус стал новым богом вина, и в первые века христианской эры есть много свидетельств путаницы между христианами и язычниками. На мозаике с Кипра, датируемой V веком н. э., изображен младенец с сияющим нимбом на голове, сидящий на коленях у женщины в окружении коленопреклоненных людей. На первый взгляд, это классический пример «поклонения волхвов» с Христом-младенцем на коленях у Марии, однако младенец, изображенный на мозаике, является Дионисом, сидящим на коленях у Эроса.

Христианская церковь стала ярой поборницей вина и крупным спонсором виноградарства и виноделия. Хотя роль монастырей была не столь всеобъемлющей, как часто представляют, они были важными центрами виноделия в Средние века. В начале христианской эры на большей части территории Германии пиво находилось под запретом, а употребление вина рассматривалось как знак обращения в новую веру. Здесь мы слышим религиозные отголоски светских представлений древних греков и римлян о том, что варвары и язычники пьют пиво, но цивилизованные (или благочестивые) народы также пьют вино. Однако в некоторых случаях христиане слишком рьяно налегали на вино, навлекая на себя гнев единоверцев. В V веке святой Иероним писал про одну пьяную христианку, что она ведет себя как язычница, а Сальвен, священник из Марселя, обвинил некоторых христиан, что они «пьянствуют подобно неверующим».

Таким образом, многие сферы античной жизни (религия, культура, экономика, общество, медицина, питание) были тесно связаны с вином, которое, вместе с мастерством винодела, получало особые, неповторимые свойства. Напиток обретал свою индивидуальность, превращался в коктейль из человеческих и природных ресурсов. На вино, как продукт естественного процесса, неразрывно связанного с обществом, в котором оно производится и употребляется, можно повесить новый ярлык античной эпохи - «in vino societas» («общество - в вине»).

Наверное, никакой иной напиток в истории человечества не вызывал столько обсуждений и споров. Многие местности и народы и до сих пор борются за первенство и утверждают, что именно они придумали употреблять забродивший виноградный сок, а те, которые не претендуют на чемпионство, считают: только они, к примеру, могут изготовлять настоящий напиток по всем правилам! История вина насчитывает не одно тысячелетие. Ученые-археологи и энологи (исследователи, изучающие вино), кстати, до сих пор не могут дать однозначных ответов на традиционные вопросы: «Кто, где, когда?» Но, согласно последним данным, 10 000 лет тому люди уже знали, что такое культурный виноград (или Vitis Vinifera). И уже в те времена с удовольствием ели ягоды и пили сок из него. При раскопках ученые добыли черепки глиняных амфор предположительно с остатками вина, а первая документальная история вина - рисунки и тексты-свидетельства о напитке - датируется 4-м тысячелетием до новой эры.

Конечно, довольно трудно сказать наверняка, когда люди массово стали потреблять забродивший сок. Что же понимать под термином "вино"? Это - напиток с низким/средним процентом содержания алкоголя, что изготовлен спиртовым брожением сока) или же мезги. По современным историческим данным, виноградарство и винокурни культивировались еще в самой глубокой древности, на заре человечества. К примеру, в Сирии и Закавказье, Месопотамии и Египетском царстве лоза появилась до 7 000 лет тому. Известными стали уже тогда разные методы фильтрации и приготовления. А подтверждением фактам служат археологические находки: древнеегипетские барельефы, клинописные тексты, месопотамская резьба, а также некоторые другие источники. Уже тогда люди умели готовить и пить вино.

Египетская предыстория

Египет стал одной из первых стран Средиземноморья, где люди начали культивирование сортов винограда. Тут вино изготовляли в небольших количествах, а использовался божественный напиток главным образом в религиозных целях, для праздников и обрядов. Заметим, что пить вино было дозволено лишь ограниченному кругу знати и жрецов.

Древние греки

Примерно 3 000 лет тому в Греции винная культура уже утвердилась. История вина здесь началась Крита и Кипра, Самоса и Лесбоса - напиток из этих местностей был наиболее ценен. Греции находилась в оптимальных условиях климата, и поэтому греческие лозы по определению могли считаться одними из самых лучших, чтобы осуществлять виноделие. История уже в то время упоминала о более чем 100 разновидностях напитка из 150 сортов лозы.

Особенности тогдашнего производства

С целью сбраживания попадало в погреб в довольно вместительных сосудах, которые были окурены серой (процесс длился до полугода, а иногда и более). Вина сладкие получали подавлением брожения, хранением впоследствии в холоде. Частенько вино настаивали на изюме. Эти напитки бродили весьма медленно, только спустя пять лет игры вина разливались по амфорам, снабжались ярлыками: там указывалась местность производства, годы урожая, наличия добавки, цвет. Наиболее долгое время выдерживалось наилучших сортов вино. Подвал для брожения также был оборудован соответствующим образом.

Дионис и его роль

Согласно греческой мифологии, данным искусством владел Дионис, бог, которого тогда называли мастером винных дел. В мифологии античности одним из имен бога было Вакх (в латинском варианте - Бахус), и ему приписывался весьма веселый нрав. А в Древнем Риме ему предстояло уже управлять распитием забродившего сока. Бахусу (Вакху) посвящались вакханалии (особые празднества). А обязанности данного бога на земле исполняли тамады и виночерпии.

Греческая легенда

С самой древности глубокой человечество занималось виноградарством. По одной из греческих легенд, виноградную лозу нашел пастух Эстафилос. Говорится, что он отправился, чтоб отыскать пропавшую овцу. Впоследствии ему удалось увидать, что та питалась виноградными листьями. Эстафилос решил собрать с лоз несколько никому не известных в те времена плодов, чтоб отнести ягоды Ойносу, своему хозяину. Ойнос выжал сок из гроздьев. И заметил, что со временем напиток стал еще более ароматным: так получилось вино. История его изготовления вообще, надо заметить, весьма разнообразна.

Добавочные ингредиенты

Согласно греков, в него добавляли: соль и золу, гипс и белую глину, масло из олив и кедровые орешки, толченый миндаль и семя укропа, мяту и тимьян, корицу и мед. Ингредиенты, что применяли в древнегреческом исполнении, сегодня проверены временем: в наши дни продолжается их использование, чтобы произвести вино. Качество его порой от них зависит напрямую.

Вина в Древней Греции, согласно исследованиям, обладали повышенным содержанием спиртов, сахаристостью, экстрактивностью. К примеру, напиток, получаемый из винограда, но с добавками уваренного сока лозы или же меда, получался весьма густым. И обычай разведения водой вина возникает не только из желаний уменьшить его хмельное воздействие, но и из-за слишком большой концентрации такого напитка, как вино, история которого уходит в глубокую древность.

Погреба Скоруса и ритуалы

Это были наиболее знаменитые погреба античных времен. Здесь содержалось более 300 000 амфор, что были заполняемы известными тогдашними винами, а их насчитывалось около 200 видов. Древние греки, как и римляне, всегда отдавали предпочтение красному темному вину. Подавалось оно обычно дважды в сутки (как минимум): на ужин и на завтрак. Питье данного напитка сопровождали ритуалы. Поначалу все выпивали вина не разбавляя их, в честь бога Диониса, а после проливали несколько капель на землю, в знак посвящения напитка любимейшему божеству. Затем подавались кратеры - чаши не слишком больших размеров, обладающие двумя ручками. В данной посуде смешивалось вино и холодная вода из родника (в различных пропорциях). Распитие сопровождалось беседой, а гости слушали музыку со стихами, наслаждаясь представлением танцовщиц. По существующим тогда правилам необходимо было пить за здоровье всех присутствующих, воздавать благодарение божествам (другим, кроме Диониса), поминать отсутствующих на пиру. Иногда даже устраивались и соревнования: кто больше выпьет. Пили красную хмельную жидкость в основном представители сильного пола. А женщины вообще крайне редко допускались к столу.

Римская история

История вина с успехом продолжалась и в Древнем Риме. Основные технологии производства и выращивания лоз для напитка римляне, конечно же, заимствовали у греков. В те времена еще больше возросло массовое изготовление, и в императорскую эпоху уже во всех провинциях империи широко распространилось виноделие. В этот период наиболее ценились хиосские вина (с острова Хиос в Эгейском море) и фалернские из Италии (Фалерно).

Римскими умельцами была в значительной мере усовершенствован технологический процесс винокурен, была разработана техника выдержки/брожения вина на солнечном свете, происходила более длительная выдержка изделий в амфорной посуде. К примеру, в трудах Горация встречаются даже упоминания о 60-летнем напитке, в свидетельствах Плиния Старшего говорится о вине 2-вековой выдержки. Верится легко, так как и нынешние крепкие вина (хереса, сотерн) при выдержке в 100 лет лишь могут улучшаться. Римские граждане употребляли вина ароматизированные, а также применяли их и в кулинарии.

Древний экспорт вин

В древнеримскую эпоху торговля хмельными напитками была привилегией Италии. Так было до тех пор, пока Проб не разрешил неограниченные поставки вина и разведение лозы. Экспортное итальянское проникло во все уголки мира, достигая даже, к примеру, Индии, Скандинавии, славянских территорий. Кельты, кстати, в те годы могли продать раба за одну амфору качественного вина. А еще выше оценивались рабы-виноградари, умеющие изготавливать хмельное, и котировались они намного лучше рабов другой профессии.

Вино (виноделие, как уже упоминалось, достигло в те времена значительных масштабов) потреблялось в ту пору в довольно большом объеме на душу населения. К примеру, согласно историческим данным, каждый раб ежедневно получал не менее 600 миллилитров дешевого и легкого напитка (изготовляемого из выжимок). Распитие у господ же сопровождалось определенными ритуалами, которые были сходны с древнегреческими. А вот пить вино в Риме позволялось лишь мужчинам, достигшим 30-летнего возраста.

Галлия и прочие

Впервые виноградники вне пределов Италии стали возникать в Галлии (6-7 век до новой эры), но, по мнению исследователей, лозу поначалу разводили там исключительно для питания. Но вскоре в Галлии (1-й веке) напиток завоевывает довольно широкую популярность: его начинают производить в больших количествах. Развивалось виноделие и не только лишь у галлов. Разом с завозимыми из Рима сортами, многие европейские районы окультуривали и дикорастущий виноград. К примеру, в долинах Дуная и Рейна, Роны и других мест. В 5-м веке тонкости производства, тем или иным образом, узнали во многих местах Южной и Средней Европы.

Грубо говоря, границы зоны виноделия и производства вин - 49-й градус северной широты, линия, условно проводимая из устья Луары (Франция) к Северному Кавказу и территориям современного Крыма. Все не слишком многочисленные регионы виноградарства, что расположены севернее, добавляются к этой зоне столетними усилиями кропотливых работ по селекции. Нужно отметить, что на территории Крымского полуострова еще в антику колонисты из Греции выращивали лозу, но ее культуры позже практически полностью были уничтожены мусульманами.

Персидская история

У персов также имеется собственная легенда происхождения вина. Однажды царь Джамшид, отдохнув под сенью шатра, наблюдая обучение своих стрелков-лучников, отвлекся на ситуацию, разворачивающуюся поодаль. Птица довольно больших размеров попала в змеиную пасть. Джамшид тут же отдает приказ стрелкам: убить рептилию немедленно. Один из выстрелов сумел сразить змею, попав в голову. Когда птица вырвалась из змеиной пасти, она подлетела к правителю Персии и выронила зернышки из своего клюва. Из них и получились ветвистые кусты, что дают много плодов-ягод. Джамшиду весьма понравился сок из этих ягодок, однако когда один раз ему поднесли немного забродивший сок, он начал сердиться и приказал запрятать напиток. Шло время, и одна прекрасная наложница царя стала страдать сильнейшими болями головы, да такими, что возжелала умереть. Она обнаружила отвергнутую емкость с забродившим соком и выпила все до самого дна. Тут же рабыня пала бесчувственно, но не умерла, а заснула. А проснувшись, рабыня стала снова миловидной, здоровой, бодрой духом. Об этой новости исцеления прознал и Джамшид. И тогда он порешил провозгласить этот прокисший сок из восхитительных плодов лекарством.

Темное Средневековье

В те стародавние времена распространению вин способствовало несколько факторов: укрепление позиций христианства и активное развитие мореходства.

Причем церковники не только всемерно поощряли употребление вин в целях ритуалов, но и развивали технологии, способствуя его массовому производству и распитию. И сегодня высоко оцениваются сорта, производимые традиционно в монастырях.

А благодаря развитию мореходства страны, где производили вино, могли наладить соответствующие торговые связи и с близлежащими соседями, и с иными континентами. Распространено следующее заблуждение, что вина попали к китайцам и японцам на этих суднах, но в самом деле, эти напитки существовали там ранее, просто часто оказывались под запретом правителей.

В связи с развитым экспортом в Англии стали востребованы херес с мадерой - англичане стали пить вино, просто как воду. В Средневековье никто не слышал о чае, а подавали во время каждого приема пищи именно вино. Мир был им уже завоеван.

Роль христианства

В развитии виноделия огромную роль сыграло утверждение в Европе христианской церкви, что поощряла изготовление вина. В Средневековье виноградарство активно поддерживали многие В сутки всякому монаху полагалось 300 граммов напитка, но и при повышении данной нормы никто не наказывался. Сперва при изготовлении использовались бочки из дерева, что были придуманы галлами. И разработана известная технология: вина наливались в бочки, там выдерживались, и в них же и перевозились. Европейские технологии уже с того времени начали приобретать близкий к современному производству характер.

История вина в России

По официальным документам считается, что виноделие в России организовалось в 1613-м. Тогда в Астрахани на монастырской территории высаживаются первые саженцы лозы, привезенные купцами. Виноград отлично приживается. В том же году с повеления царя Михаила Романова закладывается «сад двора государева».

Кстати, в 1640-м в Астрахань был приглашен из-за рубежа садовник Яков по фамилии Ботман. Он обучил местных виноградарей тонкостям искусства выращивания виноградной грозди и попутно усовершенствовал системы полива: вместо чигирей использовали орошение при помощи ветряных мельниц. Год от года процесс производства налаживался, а уже в 1657-м от Астрахани к царскому столу была отправлена первая партия винных изделий.

Кстати, несмотря на тот факт, что в отдельных регионах России винокурни появились много столетий тому (территория Дагестана, местность низовий реки Дон), на Руси традиционно отдавали предпочтение медовухам, пиву, бражке. Промышленное же производство напитка началось лишь при Петре Великом - царь уважал зарубежные технологии, внедряя их по всей стране. И желал, чтобы у такого напитка, как вино, производитель был свой.

В советские времена на территориях РСФСР были созданы крупнейшие виноградарские совхозы. А в 1928-м была придумана популярнейшая марка «Советского шампанского», которая была выпущена на заводах Абрау-Дюрсо (в 1936-м - по всей советской стране).

История шампанского вина

Случались и казусы, которые стали после изюминкой. Чтобы узнать историю вин, к примеру, вина шампанского, а по-другому - лёгкого и игристого - достаточно «отмотать назад» три с половиной столетия. Как предполагается из названия, оно появляется во Франции, а главнейшим регионом по изготовлению игристого вина становится Шампань - французская провинция. Совсем уж точой датой появления на свет пузыристого вина традиционно считается 1668-й, когда Годино, аббат-каноник из описывает в церковной книжке «напиток с легкою окраской, почти белый, насыщенный газами». Спустя пару десятков лет страна уже переживала настоящий бум игристого. Шампанское во Франции входит в моду, что позволяет усовершенствовать производство и улучшить технологию.

И кстати, вполне реально, что игристое появилось волей случая. Винокурам древности также были известны характеристики некоторых вин, что, перебродив, по весне опять начинают брожение, а в емкостях образуются газы. Такие свойства традиционно считали побочным эффектом при виноделии, и не придавали этому большого значения. Наоборот, даже считали следствием не слишком качественного труда винокуров. Но во второй половине 17-го столетия ситуация изменилась. И вино, производимое во французских аббатствах, стало весьма популярным. А талантливые и изобретательные виноделы, такие как "Дом Периньон" и "Удар", создавали и совершенствовали технологии производств для игристого вина.

Процесс производства вина был непростой. И описывать его бы пришлось довольно долго, если бы не Катон. Речь идет о Марке Катоне — старшем из прославившихся Катонов: оба были известны своей честностью, неподкупностью, принципиальностью, презрением к удовольствиям и роскоши и суровостью. Старший говорил «Карфаген должен быть разрушен!»; младший (правнук Марка) — боролся с Цезарем и покончил жизнь самоубийством, разрезав себе живот и вытащив из него собственными руками внутренности.

Оба Катона были прижимисты и практичны и достигли немалого успеха в бизнесе и менеджменте; Катон-младший был не намного беднее Красса или Лукулла — и даже Помпей Великий не считал зазорным породнится с домом Катонов. Основу семейному благосостоянию положил Марк Катон в семейном имении неподалеку от Рима — «в земле сабинян». И об эффективном управлении имением он написал книгу. «О сельском хозяйстве» — один из самых древних сохранившихся образцов бизнес-литературы.

Для того, чтобы вы лучше познакомились с автором — приведу пару выдержек из «Сравнительных жизнеописаний» Плутарха :

«Усердно хлопоча о приумножении своего имущества, он пришел к мысли, что земледелие — скорее приятное времяпрепровождение, нежели источник дохода, и потому стал помещать деньги надежно и основательно: он приобретал водоемы, горячие источники, участки пригодные для устройства валяльной мастерской, плодородные земли с пастбищами и лесами (ни те, ни другие не требуют забот), и все это приносило ему много денег, меж тем как, по словам самого Катона, даже Юпитер не в силах был причинить ущерб его собственности. Занимался он и ростовщичеством, и вдобавок самым гнусным его видом: ссудой денег под заморскую торговлю. Вот как он это делал. Он основывал сообщество и приглашал получивших ссуду вступить в него. Когда их набиралось пятьдесят человек и столько же судов, Катон через посредство вольноотпущенника Квинктиона (который вел все дела совместно с должниками и вместе с ними пускался в плавание), брал себе одну долю из пятидесяти. Так, рискуя лишь незначительною частью целого, он получал огромные барыши. Он ссужал в долг и собственным рабам; те покупали мальчиков, а потом, через год, как следует выучив и вымуштровав их на средства Катона, продавали. Многих оставлял себе Катон — за ту цену, которую мог бы дать самый щедрый покупатель. Стараясь и сыну внушить интерес к подобным занятиям, он говорил, что не мужчине, но лишь слабой вдове приличествует уменьшать свое состояние. Еще резче высказался он, не поколебавшись назвать божественным и достойным восхищения мужем всякого, чьи счета после его смерти покажут, что за свою жизнь он приобрел больше, чем получил в наследство»

«Он был прекрасным отцом, хорошим супругом, рачительным хозяином и никогда не считал заботы о доме маловажными или незначительными. А потому, мне кажется, будет не лишним рассказать и об этом. Он взял жену скорее хорошего рода, чем богатую, полагая, правда, что и родовитости и богатству одинаково свойственны достоинство и некоторая гордыня, но надеясь, что женщина знатного происхождения, страшась всего низкого и позорного, окажется особенно чуткой к добрым правилам, которые внушает ей муж. Тот, кто бьет жену или ребенка, говорил он, поднимает руку на самую высокую святыню. Он считал более почетной славу хорошего мужа, чем великого сенатора, и в Сократе, знаменитом мудреце древности, его восхищало лишь то, как неизменно снисходителен и ласков был он со своей сварливой женой и тупыми детьми»

Но хватит, наверное, о Катоне — я обещал о древнеримском вине. Благодаря уже упомянутой «De agri cultura» мне даже стараться не надо — Катон описал все точно и подробно. Итак, занявшись своим имением:

«Заметь, на каком участке следует разводить виноградник. На месте, которое будет считаться лучшим для виноградной лозы и будет залито солнцем, там посади мелкий аминейский виноград, двойной евгенейский и мелкий желтоватый. Какое место будет жирнее или где будет больше тумана, там сажай крупный аминейский, мургентинский, апициев и луканский. Остальные сорта, особенно же «смесь» (miscella), подойдут к любому участку. В подгородном имении лучше всего иметь сад с виноградными лозами, вьющимися по деревьям. Можно продавать и дрова и ветви, и хозяину будет чем попользоваться. В таком имении следует сажать все, что для него подходит: разные сорта винограда - мелкий аминейский, крупный и апициев. Виноград сохраняется в горшках в виноградных отжимках; хорошо также сохраняется он в виноградном соку, сиропе и в вине из выжимок, смешанном с водой. Твердокорый и крупный аминейский виноград ты можешь подвесить; он хорошо сохраняется в качестве изюма в кузнице»

«Каким образом надлежит оборудовать 100 югеров (около 29 гектаров) виноградника. Нужны: вилик (управляющий), вилика, 10 работников, 1 пахарь, 1 погонщик ослов, 1 человек, который смотрит за ивняком, 1 свинопас - итого 16 человек, пара волов, пара ослов, которые ходят в упряжке, 1 осел для мельницы, 3 вполне оборудованных пресса, кувшины, куда могут вместиться пять виноградных сборов-на 300 мехов, 20 кувшинов, куда складывают виноградные выжимки; 20 для зерна, отдельные покрышки для каждого кувшина; 6 посудин, оплетенных ковылем (spartum). 4 амфоры, оплетенных ковылем, 2 воронки, 3 плетеных фильтра, 2 фильтра, чтобы снимать плесень, 10 кувшинов для виноградного сока, 2 телеги, 2 плуга, 1 ярмо для повозки, 1 ярмо для работы в винограднике, 1 ярмо для ослов, 1 круглое медное блюдо, 1 мельничный привод, 1 медный котел вместимостью в мех, 1 крышка для котла, 3 железных крюка, 1 медный котел для варки вина, вместимостью в мех, 2 кувшина для воды, 1 лейка, 1 таз, 1 кувшин, 1 помойное ведро, 1 ведро для воды, 1 маленький подносик, 1 черпак, 1 подставка для лампы, 1 ночной горшок, 4 кровати, 1 скамейка, 2 стола, 1 стол, на котором месят тесто, 1 платяной сундук, 1 ларь для съестных припасов 6 длинных скамеек, 1 водяное колесо, 1 модий (емкость, объемом около 9 л.), обтянутый железом, 1 полумодий, 1 чан для мытья, 1 ванна, 1 чан для люпина, 10 кувшинов меньшего размера; сбруя с набором для 2 волов, 3 попоны для ослов с набором, 3 вьюка, 3 корзинки для винной гущи, 3 мельницы, на которых работают ослы, 1 ручная мельница; железные орудия: 5 серпов для ситника, 6 ножей для обрезки листвы с лесных деревьев, 3 садовых, 5 топоров, 4 клина, 2 лемеха, 10 тяжелых лопат, 6 легких, 4 совкообразных заступа, 2 четырехзубых грабель, 4 плетенки для навоза, 1 кузов из ситника для навоза, 40 ножиков для срезывания винограда, 2 жаровни, 2 щипцов, 1 кочерга; 20 америйских корзинок, 40 плетенок, употребляемых при пересадке, или 40 корыт, 40 деревянных лопат, 2 больших корыта, 4 матраца, 4 подстилки, 6 подушек, 6 покрывал, 3 полотенца, 6 лоскутных одеял для рабов»

Обзавевшись таким немудреным хозяйством, можно приступать к производству вина. Вот как делали вино в Древнем Риме:

«Смотри, чтобы к съемке винограда все нужное было готово. Мыть прессы, чинить корзинки, осмаливать кувшины следует в дождливую погоду. Следует приготовить и починить корзинки, намолоть полбы, закупить соленой рыбы, посолить опавшие оливки. Собери гроздья miscella, когда придет время, и сделай «раннее вино», которое будут пить работники. Виноградный сок, выжатый за день, равномерно дели по кувшинам и соблюдай чистоту. Если понадобится, влей в виноградный сок густого виноградного сиропу, сваренного из сока, натекшего из гроздьев раньше, чем их положили под пресс; подбавь на мех 1/40 часть этого сиропа или 1 1/2 фунта соли. Если будешь класть толченый мрамор, положи на мех 1 фунт; положи его в посудину, смешай с виноградным соком; слей это в кувшин. Если будешь класть смолу, то на мех виноградного сока возьми 3 фунта ее и хорошенько измельчи; положи их в корзиночку и оставь ее висеть в кувшине с виноградным соком; часто встряхивай, чтобы смола распустилась. Когда вольешь сиропу или положишь мрамору или смолы, в течение 20 дней часто перемешивай вино; виноград дави ежедневно. Виноградный сок, полученный из выжимок, раздели между предназначенными для него кувшинами и равномерно подливай его.
Греческое вино надлежит делать таким образом. Собери совершенно зрелых гроздьев апициева винограда. Когда ты отберешь их, влей 2 квадрантала раньше приготовленной морской воды на один
мех виноградного соку, выжатого из них, или положи модий чистой соли, подвесь ее в корзиночке и оставь расходиться в соку. Если хочешь сделать белое вино, налей половину вина из желтого винограда, а половину из апициева; подбавь 1/30 часть старого виноградного сиропу. Какое бы вино ты ни уваривал до густоты сиропа, подбавляй 1/30 часть сиропу»

Приготовив достаточное количество вина, можно винограду и поесть. А уж потом — и о рабах подумать:

«Когда виноград созреет и будет собран, распорядись сохранить его, в первую очередь, для семьи и домочадцев и распорядись снимать его совершенно зрелым и сухим, чтобы он не потерял своей славы. Свежие виноградные выжимки ежедневно просеивай через кровать, сплетенную из ремней, или через решето, для этого приготовленное. Набей выжимками осмоленные кувшины или осмоленный чан для вина. Хорошенько накажи его замазать, чтобы давать волам зимой. Если хочешь, слегка перемой их. Получится плохое вино, которое будут пить рабы.
По окончании съемки винограда прикажи спрятать по своим местам прессы, корзинки, плетенки, веревки, подпорки, затяжки. Кувшины с вином заставь обтирать дважды в день и распорядись
иметь по отдельному венику на каждый кувшин, чтобы протирать им края кувшинов. Когда после съемки пройдет тридцать дней и кувшины будут хорошо очищены от виноградной шелухи, замазывай их. Если ты хочешь слить вино с отстоя, то сейчас для этого самое лучшее время»

Вот такое вот вино употребляли римские патриции. Интересно было бы попробовать.