О белгородском крае поэтической строкой. Методическая разработка по литературе (7 класс) на тему: Урок литературы «Поэтическая Белгородчина

В литературном музее открылась выставка, посвящённая творчеству белгородских писателей, а вернее его аспекту, обращённому к детям. Трудно найти белгородского автора, который не прибегал бы к теме детства. Выставка включает несколько разделов, среди которых такие как «Волшебная страна детства», «Мастерство солнца», «В мире края нет дороже», «Расскажите мне о войне», и другие.

В экспозиции представлено литературное творчество разных поколений. Писатель Леонид Кузубов мальчишкой убежал на фронт, стал разведчиком, воевал в Сталинграде и дошёл до Берлина, а демобилизовался по ранению, как старослужащий(!), в возрасте шестнадцати лет. Среди четырнадцати книг Леонида Кузубова есть военная проза и мемуары, стихи, но две книжки адресованы самым маленьким читателям — «Весёлка» и «Азбука в стихах».

Василий Журахов принадлежит к иному поколению, его главная тема — столкновения в горячих точках, но память Великой Отечественной войны не оставляет и его. К примеру, есть у Журахова рассказ о солдате, сохранившем в гитлеровском плену боевую медаль, вырубив из неё нательный крест. Рассказ основан на реальных событиях, а реликвия и по сей день хранится в семье писателя.

Кроме книг, на выставке представлены иллюстрации к произведениям белгородских писателей. Трогательные эскизы художницы Ольги Поповой к повести основателя региональной писательской организации Жуковского «Слеза на реснице», авторские иллюстрации к собственным книгам писателя Вячеслава Колесника, и, конечно, работы белгородских школьников, многие из которых выполнены на высоком художественном уровне.

С первыми посетителями, а ими стали учащиеся лицея №38 города Белгорода, встретились детский поэт Юрий Макаров, краевед Борис Осыков, сказочник из театра кукол Юрий Литвинов, редактор детской газеты «Переменка» Валерий Черкесов, поэтесса Ирина Чернявская, другие белгородские авторы детских книг.

Ребята услышали из первых уст смешные и серьёзные, но обязательно поучительные истории, поучаствовали в забавных и познавательных конкурсах, узнали много нового о любимых писателях.

Выставочные материалы рассказывают о произведениях, раскрывающих нравственные проблемы взросления, становления характера и личности в целом.

О природе родного края, любви к братьям нашим меньшим повествует отдельный раздел выставки, ведь данная тема — одна из самых привлекательных для детей. Так, по словам Юрия Макарова, одной из его самых популярных у ребят книг оказались рассказы из ветеринарной практики, не предназначавшиеся по замыслу писателя для детской аудитории.

Кроме книг, картин и фотографий на выставке представлены личные вещи писателей, исторические документы. Завершает экспозицию тематический стенд «О, сколько нам открытий чудных…» с рассказом о совместных акциях музея и его юных друзей. Впереди летние каникулы, и у сотрудников музея в связи с увеличением количества экскурсий школьников прибавится хлопот. Зато ребятишки сделают множество чудесных открытий в мире детской литературы Белгородчины.

ПОЭТЫ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

Дымова Анжелика Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ «ОО Дмитриевская школа»


ПОЭТ

Александр Митрофанович Гирявенко



Александр Гирявенко

Поэзия

Как пахнет старой пылью зной,

Как эта пыль дымяща и текуча!..

И стаи рыб стоят вниз головой

У меловой, прожжённой солнцем кручи.

И свежесть, и открытость перешли

В незримые, неслышные глубины,

И будто нет у камыша души,

И неприметна ранняя калина.

Тяжел и одинок полет шмеля

Над аромат таящими цветами...

Как беспробудно-жарко спит земля,

И пар дыханья виден над полями!

И чудится: Поэзии одной

Дано предвидеть вечное движенье

Глубинных вод под кручей меловой

Да за воздушной зыбкою стеной

Гремучих туч глухое приближенье.


ПОЭТ

Лира Султановна Абдуллина


Абдуллина Лира Султановна родилась в селе Кушнаренково Кушнаренковского района Башкирской АССР. Окончила Кушнаренковскую среднюю школу в 1956 году. Работала заведующей отделом сельского хозяйства районной газеты «Сталинец» Кушнаренковского района, литсотрудником районной газеты «Колхозная правда» в городе Уфе. После окончания в 1964 году Литературного института им. А. М. Горького работала редактором Норильской студии телевидения, а затем сотрудником многотиражной газеты «Цементник» Михайловского района Рязанской области.

В 1983 году переехала в город Старый Оскол Белгородской области. Автор двух поэтических книг : «Высоки снега» и «Пока горит пресветлая звезда». Публиковалось в центральных, республиканских, городских, районных газетах, в коллективных сборниках, антологиях, альманахах.


«А жизнь - это только отрезок пути

от первой строки до последней…»

(Лира Абдуллина)

в коллективных сборниках «69 параллель» (Красноярск, 1966) и «День поэзии»

(Красноярск, 1967), в альманахе «Поэзия»

(Москва, 1984), «Час России» (Москва, 1988),

«Живое слово» (Москва, 1991), в журналах

«Новый мир», «Юность», «Огонёк»,

«Дружба народов», «Енисей», «День и ночь», «Студенческий меридиан», «Подъём»,

«Литературное обозрение», в газетах Красноярского края, Башкирии, Татарии, Рязанской, Белгородской, Новосибирской областей.



ИГОРЬ ЧЕРНУХИН



Невозможно себе представить Белгородский край без поэзии Игоря Чернухина . Он - лирик, которому не чуждо происходящее в большом мире и в большой литературе. Его поэзия Не подчинена только одной узкой теме и поэтому интересна читателю на протяжении всего творческого пути поэта.


Герой Чернухина притягивает своей искренностью и истинностью. В сборнике его стихотворений проступает характер биографическими чертами связанный с автором и страной, но все же обобщённый, близкий всеобщностью переживаний каждому читателю. Индивидуален поэт, и его герой становится близок и в силу этого и благодаря тому, что настоящая поэзия через частное способна выразить близкое всем.

Объёмный мир поэта наполнен образами классики и деталями реальной жизни, которые естественно «рождают» это обобщение, которое необходимо для полноты восприятия смысла стихотворения.


О чём бы ни писал И. Чернухин: о лагере, о друзьях, о любви или непростых отношениях в семье, последние обычно остаются в тени, он открыт, честен и искренен.

Не каждый способен подвергнуть свою жизнь жёсткому анализу, не пытаясь переложить вину на других, и написать обо всём этом с редкой откровенностью.


Игорь Чернухин

* * * За что не жалуют поэтов При жизни так… И почему Толкают их под пистолеты, В петлю тугую и тюрьму. Зачем их в камень облекают, Зачем возносят их потом?.. Зачем у камня плачет Каин, Блестя коронкой золотой?.. 1987


ПОЭТ

Николай Дмитриевич

Гладких


Николай Гладких родился 5 октября 1952 года в селе Разумное Белгородского района Белгородской области. Здесь же окончил восьмилетку. Потом учился в Калининском суворовском училище, на отделении военных переводчиков Харьковского госуниверситета, в Лейпцигском университете. До 1984 года жил в Германии. Вернувшись на родину, жил в Белгороде, преподавал немецкий и английский языки в вузах, школах, работал переводчиком.

Многие его поэтические предсказания сбылись почти с физической точностью. … Умру от коньяка я, Когда на сердце бед почувствую запас. Я в сотый раз умру, как нищий и калека, Как Пушкин умирал, тая в себе картечь. Прилягу на снегу по праву человека. Прилягу насовсем, где захочу прилечь.


Он «прилёг» на пороге родного дома в Разумном. Сердце, переполненное бедой, столь свойственной русским поэтам, остановилось, исчерпав свой запас прочности. И был снег, и пушкинский февраль, и душа, наконец, вознеслась к Престолу Всевышнего, к Которому он так часто взывал в своих стихах, перед Которым исповедовался и каялся, моля о терпении, любви и гармонии, называя себя то шутом, то космополитом. На самом же деле был и остался странником, заблудившимся во времени: «Я на старую Русь опоздал и уже не дойду в молодую…»


Николай Гладких

Стихи не очищают душу

Стихи не очищают душу, Но, выпадая из неё, Как дождь на выжженную сушу И на колючее жнивьё, Они, как слёзы, тихо тают В исконной тьме земных корней, Её прозреньями питают И, словно птицы, улетают До наступленья вешних дней.

Летопись войны

Остались их книги, их память и боль

В Белгородском музее народной культуры до 13 мая работает выставка «Вернусь живым» - из фондов Белгородского литературного музея. Работая над ней, сотрудники литературного музея попытались представить фронтовые судьбы белгородских писателей, соединив факты биографии, творчество военных лет и произведения, тематически связанные с войной.

Открывают экспозицию поэтические строки В. Молчанова, ставшие эпиграфом и аннотацией:

Поэты фронтового поколения,

Спасавшие страну от покорения,

Писавшие не строки мимолётные,

А огненные строки пулемётные, -

Я чувствую солдатом необстрелянным,

А перед вашей нежностью и кротостью

Стою я с неосознанною робостью.

Поэты фронтового поколения,

Вы жили по высокому велению,

Вам пелось нелегко, и песня - с горечью,

И стали на земле для нас вы совестью…

Военный переводчик

Среди тех, кто в первые дни войны ушел добровольцем на фронт, была Елизавета Сергеевна Романова (1922-2000).

Службу начала в Смоленском окружном эвакогоспитале медсестрой, участвовала в боях под Москвой и на Северо-Западном фронте. В декабре 1942 года Е. Романову направили на курсы военных переводчиков. С октября 1943 года служила военным переводчиком, участвовала в боях на территории европейских стран. Елизавета Сергеевна награждена орденом Красной Звезды, боевыми медалями. Фронтовые воспоминания были положены ею в основу рассказов, публиковавшихся в журналах, и составивших книгу «Трехцветная кошка».

«Меня не целовали, провожая...»

Мой стих наполнен горечью утраты,

Пропах он едкой гарью городов,

Пропитан кровью русского солдата,

Облит слезами матерей и вдов.

Эти строки предваряют раздел выставки, посвящённый Константину Яковлевичу Мамонтову (1918-2000).

Детские и отроческие годы рано осиротевшего мальчика прошли на Урале. В 1930-е годы беспризорником, скитавшимся по разным городам, он начал писать стихи. В 1939 году призван в армию, в июне 1941-го К. Мамонтов находился на службе.

Константин Яковлевич прошел всю войну, освобождал Белгород. Награждён орденом Красной Звезды, боевыми медалями. На фронте продолжал писать стихи. В 1944 году после тяжёлого ранения и контузии он потерял блокноты, в которых было около трёхсот стихотворений. Поэт считал, что стихи утрачены навсегда. Позднее выяснилось, что некоторые блокноты сохранил санитар госпиталя. Их передали в издательство «Молодая гвардия», и в 1960 году в сборнике «Имена на поверке» появилась подборка «потерянных» стихов К.Я. Мамонтова. Автора указали погибшим.

Полковой разведчик

Леонид Григорьевич Малкин (1924-2002) с началом войны был направлен в Воронежскую спецшколу военно-воздушных сил, окончил училище штурманов. Но, боясь, что война закончится без него, сбежал на фронт. Воевал на Ленинградском, Прибалтийском и 2-м Белорусском фронтах полковым разведчиком, связистом телеграфно-кабельной роты. Награжден боевыми медалями.

Первые рассказы о войне писателем были включены в сборники 1960-х годов. Но главная его книга о войне - «Фронт без генералов».

Вернулись живыми

Наталья Глебовна Овчарова (в девичестве - Бурная, 1923-2008) ушла на фронт в июле 1942 года добровольно. Служила секретарём в военной прокуратуре Карельского фронта, затем делопроизводителем 135-й стрелковой дивизии. Награждена орденом Красной Звезды.

Стихи писала с детства, но самые ранние, сохранившиеся в архиве, - рукописи стихотворений и вырезки

из публикаций в армейских газетах - относятся ко времени службы в армии. Однако тема войны в творчестве Н.Г. Овчаровой прочно заняла своё место лишь в 1970-е годы. Ей не довелось бывать на передовой, но картины военных пожарищ и фронтовые будни были хорошо знакомы. Поэтому писатель-романист, фронтовик М.М. Обухов так настоятельно рекомендовал Н. Овчаровой рассказать о жизни на войне. В результате в 1974 году отдельной книгой была издана первая повесть «Вернусь живым». Позднее повести и рассказы военной тематики были включены в разные сборники. Стихи, написанные в годы войны, Н. Овчарова стала публиковать ещё позднее: они составили разделы сборников «Многоцветье» (2006) и «Тропою памяти» (2008).

Ребёнок

Ещё от боя город не остыл,

ещё вокруг развалины дымились…

Разбитый тополь ветви опустил

над местом тем, где мы остановились.

Изрыта вся снарядами земля.

У камня, искалеченного взрывом,

неловко, боком, женщина легла,

не устояв над глинистым обрывом.

А возле мертвой маленький лежал,

уткнувшись в грудь ей темной головёнкой.

И кто-то пальцы матери разжал.

И молча поднял на руки ребёнка.

Ему расти, ему смеяться, петь -

За тех, что не дожили, не допели,

За тех, что вот сейчас, презревши смерть,

Его спасли из огненной купели.

Май 1945 г., Польша.

«Мы сошлись лицом к лицу»

Николай Степанович Краснов (1924-2010) был призван в армию в 1943 году, воевал на Ленинградском фронте, награждён медалью «За отвагу». Но в 1944 году получил тяжелое ранение - была сильно повреждена правая рука. После долгого лечения Николая Краснова демобилизовали.

Стихи писал уже в школьные годы. В архиве писателя -многочисленные рукописи военных лет. Сохранились записи, сделанные и в вагонах по пути на фронт, и на передовой, и в госпитале.

Под чужим и под своим огнём,

Где войной изрыта вся земля,

Мы сошлись - лицом к лицу - вдвоём

Биться смертным боем: враг и я…

Если б всё не въявь, не на войне,

Если б это снилось мне во сне,

Я врага не смял бы сгоряча,

Я проснулся б, в ужасе крича.

В его биографии немало вех, которые он считал важными в своей писательской судьбе. К ним относятся и годы жизни на Белгородчине. В автобиографии Краснов отмечал: «…Десятилетие нашей белгородской жизни -для меня в творческом плане самое благоприятное время». В Белгороде поэт впервые обратился к прозе. Повесть «Русь Марья», изданная в Воронеже, была первым прозаическим произведением о войне.

Рядовой пехоты

Белгородец Алексей Зиновьевич Кривцов (1925-2003) в армию был призван в конце февраля 1943 года. Рядовым пехотинцем прошел боевой путь от Ленинграда до Берлина. Награждён орденом Отечественной войны I степени, медалями. Был дважды ранен, второе ранение 24 апреля 1945 года под Берлином было очень тяжёлым. Более суток пролежал Кривцов на поле боя: санитары, не подбирали его, посчитав убитым. Мать получила похоронку на сына. Но Кривцов выжил, хотя потерял ногу.

Писать стихи и прозу Алексей Зиновьевич начал в 1970-е годы, отдавая предпочтение военной тематике.

Бьётся память, как знамя святое, Бьётся память о грозных годах Над священным солдатским покоем В обагрённых войною ветрах.

Во всех поэтических сборниках стихи о войне всегда преобладали и составляли целые разделы. Война предстала перед читателями и в автобиографическом сборнике прозы «Память солдатского сердца».

Ольга МАТВЕЕВА

ФОТО ИЗ ФОНДОВ ЛИТЕРАТУРНОГО МУЗЕЯ

«Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи - задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь?»

- эту мысль высказал в своё время Д.С. Лихачев.
Учёный-краевед сам же и отвечает на свой вопрос в статье. Он пишет о том, что «каждый должен принимать посильное участие в сохранении культуры. Каждый человек обязан знать, среди какой красоты и каких нравственных ценностях он живёт». Ведь краеведение не только наука, но и деятельность! Краеведение как явление культуры теснейшим образом связано с педагогической деятельностью. Поэтому ещё в школе нас учат любить свой край, свою землю, свою Родину. И в этом сочинении мне хочется ещё раз признаться в любви к родному краю - милой Белгородчине посредством яркого поэтического творчества любимых мной поэтов-земляков.

Белгородчина…

Это благодатная и замечательная земля, где есть всё: богатство недр, красота природы, голубое чистое небо, яркое солнце, но самое главное - талантливые и трудолюбивые люди. Иван Николаевич Крупа, поэт, ныне живущий в посёлке Чернянка, но много лет проработавший в Новооскольской районной газете «Вперед», в этом году отмечает 80-летний юбилей. А на 55-летний юбилей образования Белгородской области он написал это стихотворение, подходящее к нынешнему 60-летнему юбилею:
Край любимый и родной

Белый город, Белогорье,

Край любимый и родной,
Мы и в радости, и в горе
Кровно связаны с тобой.
На твоих полях трудились,
Хлеб растили для страны
И с врагами храбро бились
Твои верные сыны.
О тебе несётся слава:
О твоих больших делах
Знает вся наша держава -
В деревнях и городах.
Областей других моложе -
Лет тебе пятьдесят пять -
Быть для них примером можешь,
Можешь фору каждой дать.

Но поэты Белгородчины не только прославляют свой край, они умеют увидеть прекрасное в самых обычных уголках родной природы, передать в своих стихах ширь и бескрайность деревенской Руси, продолжая есенинские традиции:

Я поклонюсь берёзе белой —

Спрошу родную, как дела?
Ты так зимой заиндевела,
Что даже в май не отошла!
Бывало, зоренькою росной
Я пастушком за рощей дрог.
Дышал на изморозь берёзы
И отогреть ничуть не мог…

Это стихотворение «Берёза» принадлежит моему любимому поэту-старооскольцу Владимиру Васильевичу Михалёву. Для него берёза - не только символ русской природы, но и всей нашей Родины, аллегория чистоты, сердечности, красоты души русского народа.
У поэтессы из Грайворона Жанны Николаевны Бондаренко трудная судьба. Но никакие невзгоды не истребили любовь к родному краю, желание писать о нём:

«Мой край и я…»

Мой край и я - неразделимы,

Здесь родилась я и росла,
И льются в душу мне
незримо
Потоки света и тепла.
Судьбой изменчивой ведома,
Жила я в разных городах,
Но улыбались только дома
Мне звёзды в ясных небесах.
Здесь солнце ярче и добрее
И звонче музыка дождей.
Здесь сердцу любится
вольнее
И в счастье верится сильней.

Через образы родной природы поэт Николай Грищенко воспринимает события жизни человека. Поэт блестяще передает свое душевное состояние, привлекая для этой цели простые до гениальности сравнения с жизнью природы. Рисуя смену времён года, Николай Иванович принимает вечные законы жизни и природы.

И лёгкой грустью дышит синь,

Напоминая нам о лете.
Но в тихом шелесте осин
Уже шумит осенний ветер.
И та особенная грусть
Опять разлита над полями,
Как будто дедовская Русь
Опять восстала перед нами.
И то, что не стирается в веках,
Отчётливей и ярче проступило.
В глазах простого мужика
Сияет предков наших сила.

Белгородский поэт, член Союза писателей России Игорь Чернухин сказал о Грищенко и его творчестве так: «Это поэт, которого мы еще не поняли и не полюбили. Он пишет честные стихи о России, и у него это получается здорово. Высокая культура стиха, богатая ритмика и хорошее поэтическое мастерство отличают его от других».
Сам Игорь Андреевич Чернухин родился в посёлке Томаровка Белгородской области. С какой гордостью и любовью он пишет в своём стихотворении о родных и милых сердцу местах, где прошло его детство.
Реку Ворскла со столетними дубравами на берегу, туман над рекой, соловьиные трели ярко и образно описывает поэт в своём стихотворении «За Ворсклой».

Ты о чем там,

сорока-воровка,
Как тебя в этот край занесло?
Где за дымкой годов-
Томаровка,
Вечно белое наше село.
Со времен, утверждают, петровских
По пути на Полтаву
царем
Где-то здесь, за туманною Ворсклой,
Срублен был незатейливый дом.
С той поры по округе деревни
И пошли с легкой царской руки
Вдоль задумчивой, тихой и древней,
Затерявшейся в вербах реки.
Томаровка, Борисовка…
кровный
Край мой детства - земля и зенит,
Где на месте подворья Петрова
Лес столетний за Ворсклой стоит.

История Белгородской области, полная знаменательных событий и ратных, трудовых свершений даёт нам сегодня право гордиться нашей малой родиной. Всё, что сделано белгородцами, являет собой пример достойного и верного служения родному краю, служит основой будущего процветания Белгородчины. Эти стихи я посвятил родному краю:

Край родной, Белгородский край!

Сердцу моему ты очень дорог.
Нет тебя на свете лучше, знай!
Света и тепла всегда ты полон.
Есть одно местечко у реки,
Где люблю я наблюдать порою,
Как колышет ветер камыши,
Как кузнечики галдят гурьбою.
Берег весь усыпан земляникой,
И душистых ягод здесь не счесть.
Каждая мне шепчет: «Посмотри-ка,
Где на свете лучше место есть?»
Тут весной черёмуха в цвету
Рассыпает ароматный запах.
Каждый миг я в сердце сберегу
И другой мне родины не надо!

Изучение краеведения позволяет нам ещё больше любить родной край, знать его историю, традиции предков. И своё сочинение я хочу закончить словами Дмитрия Сергеевича Лихачёва: «Ребёнок любит свою мать и своего отца, братьев и сестёр, свою семью, свой дом. Постепенно расширяясь, его привязанности распространяются на школу, село, город, всю свою страну. А это уже совсем большое и глубокое чувство, хотя и на этом нельзя останавливаться и надо любить в человеке человека».

Любите свой край, участвуйте в его судьбе!

Цель:

  • способствовать восприятию детьми информации о значимых событиях в истории Белгородчины;
  • воспитывать любовь к своей малой родине, родному краю, чувство гордости за его героическое прошлое и настоящее, уважение к людям труда и стремление внести свой вклад в жизнь родного села, края;
  • развивать логическое мышление, творческое воображение.

Оборудование: карта Белгородской области, символы Белгородской области, района и г.Белгорода, запись песни “Белый город”, компьютер, проектор, диск “Добро пожаловать на Белгородчину”, рисунки детей, портреты известных людей Белгородчины.

Ход праздника

1. Организационный момент

Дети читают стихотворение И.Чернухина “Мы славим тебя, Белогорье!”

Наш край порубежный, державный
С далеких и грозных времен
Надежда России и слава,
И щит пограничный ее

Мы славим тебя, Белогорье:
Хлеба золотые, жнивье
И рудные клады, и Белый твой город,
И ратное поле твое.

Топтали враги это поле,
И танки жгли нивы твои,
Но пели о жизни и воле,
О счастье твои соловьи.

Мы славим тебя, Белогорье,
Твой Родины первый салют,
Твое возрождение из пепла и горя.
Мы славим твой подвиг и труд

Шумят твои нивы, дубравы,
И радуют песни в полях,
И дети – надежда державы,
И храмы на белых холмах.

Мы славим тебя, Белогорье,
Хлеба и огни рудников…
Так славься, так славься, земля белгородская,
Славься вовеки веков!

Над моею землей Белгородской,
Занялась, заалела заря,
Улыбаются доброму солнцу
С золотыми хлебами поля.
Перелески, холмы и пригорки,
И старинные села кругом
Журавлевка, Орловка, Петровка-
Это наш Белгородский район.
Белгородской земле поклонимся,
На просторах её мы живем.
Белгородским районом гордимся,
Свои песни слагаем о нем!

На доске появляются карточки со словами

Россия, Белгородчина, Белгород, Белогорье,

– Назовите похожие слова? Чем они сходны?

– Почему так называется наша маленькая родина?

– Наш праздник мы посвящаем…

– Кто догадается, чему? (55-летию Белгородчины )

  1. Милая Родина! Тихая Родина!
    Выгон да клен у плетня,
    Все ль еще вьется за огородами
    Тайная тропка моя?
  1. В желтом ли платье, в шелках ли березовых
    Видится мне наяву поле родное и небо со звездами-
    Все, чем на свете живу.
  1. Как люблю я родное село,
    Когда небо едва рассвело,
    Когда солнце у всех на виду
    Утопает в вечернем пруду.
    Село моё, мои края –
    БЕЛГОРОДЧИНА МОЯ!

2. Путешествие по Белгородчине

1 ученик: Давайте сегодня совершим путешествие по нашему родному краю. Вы согласны?

Выберите вид транспорта, на котором будем путешествовать (на доске картинки автобуса, машины, троллейбуса, самолета, поезда)

– Что нам нужно будет взять в дорогу, чтобы наше путешествие не стало беспорядочным и бесполезным? (Карту)

Карта вывешивается на доску, на ней отмечены станции: “Белогорье”, “Историческая”, “Промышленная”, “Известные люди”, “Экологическая”)

– Итак, садимся удобнее и поехали…

Мы на станции “Белогорье” (звучит музыка)

(Дети читают стихотворение П.Карпенко “Отчий край”)

Вот и вновь я с тобой, край задумчивый мой,
Край овеянной славой отваги.
Где на тысячи лет свой оставили след
Меловые морщины – овраги.

Мне с тобой сердце общее подарил счастливый май,
Дорогая Белгородчина, незабвенный отчий край!

Где такое найдешь, чтобы буйная рожь
Колосилася рядом с гречихой.
Где, как звезды манят, хороводы девчат,
Где гармони играют так лихо.
За высоким плетнем мой родительский дом
Спрятал крышу под старую грушу.
Можно все пережить, только вас не забыть,
Вы корнями вросли в мою душу.

2 ученик. – Белогорье! Милый сердцу отчий край. Здесь ты родился, здесь живут твои близкие. Эту землю завещали нам деды и прадеды.

3 ученик: Черноземные поля, меловые холмы, спокойные речки, сосновые боры и дубравы Белгородской области расположены на юго-западных склонах Среднерусской возвышенности.

4 ученик: На севере наша область граничит с Курской областью, на востоке – с Воронежской, с юга и запада примыкают Луганская, Харьковская и Сумская области Украины.

5 ученик: Чтобы пересечь нашу область с запада на восток, через Белгород, нужно преодолеть 260км, а если с юга на север – 95км

6 ученик: Территория Белгородской области чуть больше 27 тыс. кв.км. Это почти столько же, сколько занимает европейское государство Бельгия

– О чем пойдет разговор на этой станции?

– Что вы знаете о прошлом нашего края?

7 ученик: У белгородской земли суровая история. Здесь, возле векового леса и прозрачной речной воды, издавна жили люди, называющие себя славянами. В Х в. по территории нашего края пролегала граница Киевской Руси, позже – южный рубеж Московского, а затем Русского государства.

8 ученик: Чтобы защитить землю русскую от хищных набегов врагов, в 1593 году поставили города – крепости Белгород, Оскол, Валуйки. Позже появились Усерд, Яблоново, Болховец, Новый Оскол – и вокруг них рвы, земляные валы и другие укрепления.

9 ученик: В 1712г. Белгород получил свой герб. Это щит, где на голубом фоне изображен желтый лев, лежащий на зеленой земле, а над ним черный орел (показывает на доске)

10 ученик: С 24 октября 1941г. по 5 августа 1943 года Белгород был оккупирован немецко-фашистскими захватчиками. 4 раза города и села переходили из рук в руки. За период оккупации было уничтожено 3.5 тыс. жителей: 1500 погибли в застенках гестапо; 2000 заживо сожжено в сараях камышитового завода; 20 000 угнано в Германию. После освобождения в городе осталось 150 из 35 тыс. жителей.

11 ученик: 12 июля 1943г. произошло Прохоровское танковое сражение. В нём участвовало 1200 танков.

12 ученик: 5 августа 1943 года В Москве состоялся Салют в честь освобождения Белгорода из 120 орудий 12 залпами.

13 ученик: 6 января 1954г. образована Белгородская область с областным центром город Белгород.

14 ученик: В мае 2007г. городу Белгороду присвоено звание Города Воинской Славы.

15 ученик: В настоящее время в Белгородской области развита промышленность и сельское хозяйство.

1 ученик: – Какие предприятия города вам известны?

– Какую продукцию выпускают предприятия Белгородчины?

16 ученик: Завод “Энергомаш” – крупнейшее предприятие города Белгорода. Завод выпускает оборудование для электростанций, металлургической промышленности.

17 ученик: На карте нашей области 21 район. Мы с вами побывали в соседних районах с Белгородским: Шебекинском, Корочанском, Чернянском, Борисовском и Яковлевском – на местах посещённых экскурсий к карте прикреплены флажки)

1ученик: Следующая Станция “Известные люди”

Белгородчина славится своими людьми.

– Кого из них вы знаете?

18 ученик. Н.Ф.Ватутин. (Рассказ об известном полководце)

19 ученик. М.С.Щепкин. Мы с вами побывали на экскурсии в селе Красном Яковлевского района –

Артисты: В.Подмогильный, Н.Черныш, Е.Ярцева – актеры Белгородского государственного драматического театра

20 ученик: Поэты В.Молчанов, И.Чернухин (рассказы о поэтах)

21 ученик: Художники Косенков, Гридчин. (Рассказ о художниках, сопровождаемый демонстрацией репродукций).

Светлана Хоркина – двукратная олимпийская чемпионка, 3-кратная абсолютная чемпионка мира, 4-кратная абсолютная чемпионка Европы, заслуженный мастер спорта России по спортивной гимнастике, Почётный гражданин Белгородской области

В нашем Белгородском районе руководит колхозом им.Фрунзе дважды Герой Социалистического Труда Горин Василий Яковлевич;

Пономарёв Алексей Филиппович – первый секретарь Белгородского обкома партии.

Заслужили почетную славу
Земляки – белгородцы за труд.

1 ученик: Приехали. Выходим. Станция “Экологическая”

22 ученик: Для защиты природы создаются заповедники – участки земли, где вся природа неприкосновенна.

Есть заповедники и на территории Белгородской области.

Заповедник “Ямская степь”- в нем сохранены 12 видов исчезающих растений.

Заповедник “Лес на Ворскле”. В лесу много дубов, которым 250–300 лет. Мы там были. Расскажите, что видели.

(Под мелодию песни “Белый город”.)

5. Подведение итогов. Рефлексия

Дети читают стихи О. Костиной "Хороша ты, земля Белгородская".

Хороша ты, земля Белгородская.
И куда бы ни кинул свой взгляд,
Всюду стройки, раздолье широкое,
Колосистые нивы шумят.
Но припомним мы время суровое-
Скрежет танков и пушечный гром,
Полыхавшее небо багровое,
Мать – земля, твой мучительный стон.
Поднимались на бой сыновья твои
И со славой громили врага.
Никогда не сотрется из памяти
Легендарная наша дуга.
Славься, славься, моя Белгородчина,
Героический светлый мой край.
Ты цвети, расцветай, словно сад весной,
И в труде, как в бою, побеждай.