Положение в семье ильиничны. Сочинение на тему «Женские судьбы в романе Тихий Дон

Женские характеры, с большим мастерством раскрытые автором в данном произведении, сложны и многогранны. Михаил Александрович Шолохов, создавая «Тихий Дон» в переломные годы революции и гражданской войны, большое место уделяет женщине-казачке: ее нелегкому труду в поле и дома, ее горю, ее щедрому сердцу. В образах донских казачек - Аксиньи, Натальи, Ильиничны воплощены лучшие женские черты, своеобразно дополняющие некоторые качества главного героя Григория Мелехова.

Аксинью автор наделил противоречивым характером. Создавая ее образ, Шолохов ставил задачу показать ее «живой, со всеми ее поступками, оправданными и убедительными». Горячо любя Григория, Аксинья сходится с Листницким; не любя Степана и вопреки решению не встречаться с ним, Аксинья, возвращается к нему. Понять ее поступки можно, проследив за ее состоянием. Ее связи с Листницким предшествовало трагическое событие - смерть дочери. Аксинья «сильнее ощущала свое одиночество», «терзала ее невыплаканная тоска», «рос в горле крик, но слез не было», «хотела и не могла плакать». В ее сознании смешались сон и явь: «То ей казалось, что дочь ее спит рядом с ней, то слышала невнятный шепот: “Мама, пить”». И в это тяжелое время рядом с Аксиньей оказался Евгений. Аксинья немногословно объясняет Евгению причину своей связи с ним: «Меня нужда такой сделала. Измучилась я одна».

И именно нужда и одиночество вынуждают Аксинью, вопреки «черной гордости» и беззаветной любви к Григорию, вернуться к Степану, который «жизнь ее молодую затолочил», «сердце высушил». Несмотря на порочные с точки зрения морали поступки, читатель не может осуждать и презирать Аксинью, потому что они жизненно оправданы. Отношения Аксиньи с Листницким и Степаном не порочат ее, а подчеркивают красоту и глубину ее женской любви к Григорию.

Аксинья не святая и далека от идеала, но на протяжении многих десятилетий читатели не прекращают восхищаться ее любовью и силой характера. Автор многократно подчеркивает ее «порочную красоту», «порочно-зазывающий взгляд», «зовущие, порочно-раскрытые губы». Но в конце романа, после смерти Натальи, мы видим совсем другую Аксинью - цельную и мудрую. К ней тянется Дуняшка, ее право на сына признает Ильинична, дети Натальи называют ее мамой, и даже Степан стал с уважением относится к ее чувству к Григорию. Аксинья пронесла любовь к Григорию через всю свою трудную, исковерканную жизнь. Простая, неграмотная казачка, она обладала сложной, богатой душой. ...Жизнь без Григория, без любви была для Аксиньи невыносима, поэтому на призыв любимого ехать с ним она отвечает: «Гришенька, миленький, поползу...» Яркая, порывистая, самоотверженная Аксинья остается надолго в памяти читателей.

Аксинья, в отличие от Натальи, наделена даром сопереживания, такта и соучастия. Она замечает и понимает мельчайшие оттенки настроения Григория, живет жизнью любимого, он для нее - сама жизнь. «...Мир умирал для нее, когда Григорий отсутствовал, и возрождался заново, когда он был около нее», - отмечает Шолохов. Она увидела и поняла его душевную раздвоенность, когда он метался между красными и белыми, надеясь отыскать третью правду: «Она знала, о чем он думал, она сама страдала, видя, как ему тяжело. Она ни о чем не спрашивала. Пусть он решает сам». Когда Григорий мечется между ней и Натальей, воспитывавшей его детей, она с насмешкой советует ему завести гарем. Но когда Наталья умирает, Аксинья, чувствуя себя виноватой в ее смерти, ждет, пока Григорий заговорит с ней первым.

Наталья - добрая, трудолюбивая и красивая женщина. Но природа не наделила ее той силой чувств, которой обладала Аксинья. Пытаясь свыкнуться с семейной жизнью, навязанной родителями, Григорий говорит жене: «Чужая ты какая-то... Ты - как этот месяц: не холодишь и не греешь... И жалко тебя - кубыть, за эти деньги и сроднились, а нету на сердце ничего... Пусто...» Наталья по-своему любит Григория, но ее мир ограничен хозяйством, детьми и мужем. Воспитанная в патриархальной семье, она пришлась по нраву старикам Мелеховым. Но понять Григория она не смогла, да и не пыталась. Его мысли и интересы, стремления и метания были ей чужды и непонятны. Если Аксинья спокойно принимает все решения любимого, живет спокойной надеждой на то, что в будущем все может измениться, то Наталья способна сгоряча совершить непоправимое. В первый раз ее попытка свести счеты с жизнью оказалась неудачной, но она не оставила этого намерения.

Узнав, что Григорий продолжает ей изменять с Аксиньей, Наталья обвиняет мужа в распутстве и пьянстве: «...Напаскудил, обвиноватился, а теперь все на войну беду сворачиваешь». Григорий отвечает: «Больше не об чем с тобой гутарить... А я тебе зараз не утешник. Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву - и ту почти не жалею, а о себе и думки нету. Война все из меня вычерпала. Я сам себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодце...» Наталья не способна заглянуть в душу к любимому, и поэтому не к ней, а к Аксинье тянется душа Григория: «Одна она манила его к себе, как манит путника в знобящую черную осеннюю ночь далекий трепетный огонек костра в степи».

О Наталье же Григорий вспоминает редко. Он не ощущает ее поддержки. Не о ней, а главным образом о детях думает Мелехов в трудных ситуациях. Любовь детей возбудила в нем ответное чувство, которое перешло и на Наталью. Но после смерти Натальи Григорий стал вспоминать о ней чаще: «Он изнурял себя работой... и все же вспоминал Наталью... Он вспоминал ее фигуру, походку, манеру поправлять волосы, ее улыбку, интонацию голоса...»

В переломные моменты в судьбах героинь автор сопоставляет их внутреннюю жизнь с изменениями в природе. Так, жизнь Аксиньи и ее душевное состояние после того, как Григория женили на Наталье, автор сравнивает с вытоптанным табуном полем пшеницы и с чувством его хозяина: «Так и с Аксиньей. На вызревшее в золотом цветенье чувство наступил Гришка тяжелым сыромятным чириком, истоптал, истолочил - и все...» Но Аксинья, а вместе с ней и автор, верит в продолжение жизни: «Встает же хлеб, потравленный скотом. От росы, от солнца поднимается втолченный в землю стебель: сначала гнется, как человек, надорвавшийся непосиль- ной тяжестью, потом прямится, поднимает голову, и так же светит ему день, и так же качает ветер».

Наталья Мелехова и Аксинья Астахова любят Григория отчаянно и самозабвенно, и эта любовь приводит к трагическому исходу - обе героини в финале романа погибают. Наталья не может смириться с мыслью, что ее муж любит Аксинью - решается на аборт и умирает, простив мужа за все. Аксинью же любовь к Григорию гонит на Кубань, где Мелехов надеется скрыться от властей. Но не суждено было Аксинье обрести семейное счастье: патрульный, встретившийся им на пути, выстрелил, и пуля смертельно ранила ее. Финал каждой из героинь по-своему закономерен.

Незабываем образ матери Григория — Ильиничны. Вся жизнь ее прошла в труде. Немало побоев приняла она от буйного и своенравного мужа, немало тревог познала, немало потерь перенесла она за годы войн: империалистической и гражданской. Ильинична — скромная и трудолюбивая женщина, она обладает мудрым умом, мужественным и твердым характером, большим, любящим сердцем. Она сумела обуздать и Пантелея Прокофьевича: незаметно, но твердо руководит им. Это под ее влиянием муж не пустил в дом брата Натальи, Митьку Коршунова, узнав, что тот вырезал семью Михаила Кошевого. «Не хочу, чтобы ты поганил мой дом! И больше чтоб нога твоя ко мне не ступала. Нам, Мелеховым, палачи несродни, так-то!» — решительно заявил старик, руководимый суровым взглядом Ильиничны.

Самую горячую любовь питала Ильинична к своему младшему сыну Грише. Его до последней минуты ждала она с войны, потеряв и мужа, и старшего сына, и обеих невесток. Перед смертью, собрав последние силы, вышла она ночью из хаты. «Светил полный месяц. Со степи набегал ветерок. От прикладка соломы на голый, выбитый каменными катками ток ложилась густая тень... Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом негромко, как будто он стоял тут же возле нее, позвала:

Гришенька! Родненький мой! — Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - Кровинушка моя!»

Немалое достоинство роману «Тихий Дон» придает сочетание эпического изображения великих исторических событий с удивительной лиричностью повествования, передачей тончайших переживаний героев, раскрытием их самых сокровенных чувств и мыслей, и в большей мере это относится к описанию образов простых русских женщин. Трудно в русской литературе найти другое такое произведение, на страницах которого столько бы внимания и ярких красок было отдано его автором женщине и ее горькой доле. Нежность и боль по отношению к героиням исходят из глубин сердца автора. «Не лазоревым алым цветом, а собачьей бессилой, дурнопьяном придорожным цветет поздняя бабья любовь...» - заметил Шолохов на первых страницах своего романа. Через многие испытания пришлось пройти любви Аксиньи и Натальи, но даже она не помогла им выстоять в буре того времени, в которое им выпало жить. Но главное, что эта любовь все же вспыхнула таким светом, что все сразу стало ярче и придало силы будущей любви, взлетающей на высоты нового времени.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

г. Гуково

11 классе" width="573" height="35"/>

https://pandia.ru/text/78/018/images/image003_168.gif" alt="М.А.Шолохова " width="491" height="110 src=">

Украшен – то наш тихий Дон

молодыми вдовами,

Цветен наш батюшка тихий Дон

сиротами,

Наполнена волна в тихом Дону

Материнскими слезами.

Старинная казачья песня

Цели урока:

· Продолжить знакомство с романом «Тихий Дон»;

· Развивать навыки выразительного чтения, самостоятельной работы на уроке, умение характеризовать героев (индивидуальная характеристика образов Аксиньи, Натальи, Ильиничны, Дарьи), выявляя в них индивидуальное и общее;

· Определить роль пейзажа в раскрытии внутреннего мира женских характеров;

· Воспитывать интерес к родному краю, его истории.

Оборудование: роман «Тихий Дон» (любое издание), иллюстрации к роману; стенд, посвященный творчеству, карточки для групповой работы с вопросами по тексту.

Ход урока

Запись темы, эпиграфа, постановка целей урока.

Вступительное слово учителя: Ребята, сегодня мы с Вами будем работать с очень интересной темой. Хочу обратить внимание на эпиграф, который в полной мере выражает идейно – художественный замысел писателя в целом к роману и к данной теме.

Грустная казачья песня напоминает плач народа о своей родине, о родной Донской земле, которую так любят герои Шолохова, о горькой жизни женщин и сирот, их слезах.

Давайте подумаем о судьбах таких женщин, героинь романа «Тихий Дон» и ответим вот на такие вопросы:

Почему такие прекрасные женщины, как смелая и гордая Аксинья, кроткая и трудолюбивая Наталья, мудрая и величественная Ильинична так трагически заканчивают свой жизненный путь?

Какой из женских характеров вам особенно запомнился, понравился, почему?

Как рассматривает Шолохов проблему «женщина и война»?

Самостоятельная работа с текстом «Тихий Дон».

Ι группа

Образ женщины, которая была далека от гражданской войны, но судьба которой зависела от ее исхода.

Аксинья.

1. Жизнь Аксиньи до встречи с Григорием (детство, Аксинья – жена Степана).

2. Аксинья и Григорий. Любовь Аксиньи к Григорию и новое восприятие окружающей жизни.

3. Какие черты характера раскрываются в Аксинье?

4. Трудные поиски Аксиньи путей самоутверждения как личности и мечта о лучшей жизни.

5. Почему, с вашей точки зрения, судьба Аксиньи так трагична?

II группа

Наталья и Ильинична – две шолоховские богоматери в споре с «веком – волкодавом»

Наталья.

1. Наталья и Григорий. Сила и высокая нравственность чувства любви. Что в ней привлекает Григория?

2. Как определила для себя Наталья смысл жизни? Каково ее понимание счастья, ее роль в семье, в доме.

3. Трагичность судьбы Натальи, ее смерть. Назвали бы в ее мужественной? Почему?

4. Мастерство Шолохова в создании образа Натальи, в передаче ее внутреннего состояния.

5. Определите ваше собственное отношение к Наталье. Оправдываете ли вы ее поступки? В чем заключается ее двойной грех?

6. В чем вы видите приближенность Натальи к образу святых?

ΙΙΙ группа

Образ Ильиничны.

1. Найдите штрихи портрета Ильиничны. Определите их роль в раскрытии характера Ильиничны.

2. Какие черты характера Ильиничны приближают ее к образу богоматери? Как они раскрываются Шолоховым?

3. Почему в конце жизни Ильинична чувствует себя лишней?

4. Кто виноват в том, что дом Мелеховых опустел?

5. Кто в романе является «преемником» Ильиничны?

ΙV группа

Образ Дарьи.

2. Как и почему относится к Дарье в семье Мелеховых?

3. Что стало причиной душевных метаний и поисков, вульгарного поведения Дарьи?

4. Какую дорогу в жизни избрала героиня после смерти Петра? Какие ее поступки вы назвали бы грешными?

5. Как вы считаете, в чем причины трагического конца Дарьи? Какие художественные приемы помогают читателю это осознать?

Коллективная работа с классом после прослушанных сообщений групповых исследований:

Что объединяет таких разных шолоховских женщин? (Предполагаемый ответ: Стремление создать свой Дом; это образы женщин – казачек со свойственными им чертами характера, такими, как любовь к жизни, сознание собственного достоинства, внутренняя чистота, трудолюбие, стойкость в беде и т. д.).

Какова, по – вашему, причина трагедии жизней этих женщин? Могла бы по – другому сложиться судьба каждой из них?

Какими приемами Шолохов раскрывает силу природы и глубину внутреннего мира своих героинь?

Кто из шолоховских героинь вам больше понравился и почему?

Коллективная итоговая работа заканчивается индивидуальной работой по составлению плана к темам сочинений (по выбору):

1. Женские образы в романе Шолохова «Тихий Дон».

2. Моя любимая героиня в создании женских образов (на примере одного образа).

Материалы для учителя.

Цель работы – рассмотреть женские характеры и судьбы в связи с домом, семьей, определить авторскую позицию в изображении героинь романа, тесно связанных с судьбой Григория Мелехова.

Само слово «казачка» говорит о женщине, обладающей ярким, сильным, гордым характере, женщине, имеющей особое чувство жизни, любви, несущей в душе особое достоинство, женщине, прославленной своей внешней, а главное – внутренней чистотой и красотой. Казачка являлась негласной главой семьи. Казакам приходилось по долгу службы надолго отлучаться из дома и, таким образом, женщина становилась главным центром семьи. Она должна была проявлять силу, ловкость, стойкость. Слабые физически не выживали.

Одной из первых, кого мы встречаем на страницах романа, - жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория – Ильинична. Эта женщина – олицетворение мудрости, любви, материнской заботы, красоты. Ее жизнь протекает размеренно, четко, в ежедневном, нередко тяжком труде. Она любящая, преданная жена, поддерживающая лад в семье. не даст подробного портрета героини. Лишь по отдельным фразам мы можем представить себе ее облик. Вот что она вспоминает о своей молодости: «Она увидела и себя – молодую, рослую, красивую…Вот она идет, спешит к стану. Лицо ее полыхает румянцем, от прилива крови тонко звенит в ушах. Она придерживает согнутой рукой тяжелые, тугие, налитые молоком груди, и, на ходу расстегивает ворот рубахи…

- Милый ты мой, сыночек! Расхорош ты мой! Уморила тебя с голоду мать…»

А в конце жизни – это «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная жена» с «сухой материнской рукой» и «тонкими губами», которые «каменно застыли» «на водянисто – пухлом лице», сохранившем «усталость и боль» (кн. 1, ч. 1 – 2).

Штрихи к портрету Ильиничны дают богатый материал для размышлений: несмотря на усталость, боль во всем теле, боль от переполненной молоком, разрывающейся на части груди, она находит самые ласковые, теплые, трогательные и нежные слова, обращенные к своему ребенку. В ее немногих простых словах выражена безграничная любовь и ласка, свойственная ее натуре.

Ильинична – мудрая женщина – обычно тиха и скромна, не участвует в спорах в семье, а больше слушает, но к ее советам все прислушиваются:

- Ты бы сенца сухого взял, Гришунька, - советовала мать. – Под сердце подложить, а то нутро застудишь.

- Григорий, мотай за сеном. Старуха верное слово сказала.

И так всегда. В словах Ильиничны не звучит приказной тон, а проявляется истинная забота. Следует отметить, что сердце Ильиничны не было закрыто и для других. Так, ежедневно наблюдая за Мишкой Кошевым, женщина проникается жалостью к «душегубу». Она испытывала чувство раздвоенности по отношению к нему: с одной стороны – душевная боль, обида, горечь смерть за сына Петра, с другой – материнская жалость, теплота, проснувшаяся в ее сердце.

Перед смертью, чувствуя, что не дождется возвращения Григория, Ильин6ична принимает в семью, в сердце Кошевого как сына:

Ильинична достала из – под подушки аккуратно свернутую рубаху Григория, молча протянула ее Дуняшке.

- что это? – удивленно спросила Дуняшка.

- Гришина рубаха…отдай мужу, нехай носит, на нем его старая – то, небось, сопрела от пота.., - чуть слышно проговорила Ильинична.

Несмотря на возраст, усталость, скопленную за долгую жизнь, на то, что у нее две невестки и взрослая дочь, Ильинична все время в работе, продолжает заниматься хозяйством:

«Каждый день Ильинична просыпалась чуть свет, доила корову и начинала стряпать» - то есть заботилась о своем доме, семье. Она не нагружает работой молодых, знает, что их ждет трудная жизнь, за которую они еще успеют поработать. Эта женщина не могла передать дом, она не может сидеть без дела. Даже во время болезни Ильинична старается быть полезной: «довольная, положила на пухлый свой живот чулок со спицами и недовязанной пяткой» (кн. 1 – 2).

Чем больше размышляешь о жизни Ильиничны, тем сложнее ответить на вопрос, почему в конце жизни она чувствует себя лишней. Те, к кому она тянулась, ради кого жила, огорчали ее день за днем. Главное же – Ильинична мучается, так как нарушен привычный уклад ее жизни, разрушена ее семья: «А Ильинична с каждым днем все резче и больше ощущала подступавшее к ней одиночество. Она стала лишней в доме, в котором прожила почти всю свою жизнь…Сама жизнь стала ей в тягость…» (кн. 1, гл. 2).

Тяжелым испытанием стала для нее свадьба Дуняшки с Михаилом Кошевым. Это был последний удар, после которого Ильинична так и не смогла прийти в себя и встать на ноги. И дело не в характере героини, умевшей по – христиански терпеть, а в том море горя, что затопило все казачество, всю страну. Ее судьба стала отражением страшного времени, несмотря на высокие душевные качества и нравственные ценности, которыми жила одна из любимых героинь.

Последней, с кем разговаривала перед смертью Ильинична, была ее дочь Дуняша. По ходу развития романа из «длиннорукого, большеглазого подростка» (кн. 1, ч. 1, гл. 1), она вырастает в красивую, добрую, нежную девушку. Мать передала ей свою мудрость, терпение, широту и доброту сердца: «Несмотря на молодость, Дуняшка была уже умудрена житейским опытом» (кн. 2, ч. 2). Она стала хозяйкой мелеховского двора. Девушка старалась никогда не сидеть без дела, всем помочь: «Наташа, вы с Гришкой езжайте! А я вот пополаскаю одежду, развешу и живо направлюсь к вам в степь». Этим она была в родителей, не зря Пантелей Прокофьевич называете «стрекотуха». Вероятно, это не только из – за ее заразительной веселости, оптимизма, но и из-за бесперестанного движения. Выйдя замуж, Дуняшка делает все, чтобы дом был уютным и в него хотелось всегда возвращаться. Она стала достойной преемницей своей матери в доме Мелеховых.

В конце романа автор упоминает, что Кошевого в хуторе Татарском нет полтора месяца: он в Вешках, служит в такой-то части. А Дуняшка создает уют, строит Дом. Она так была воспитана. В ее устои входило осознание того, что женщина-это прежде всего труженица, ласточка, вьющая гнездо.

Сложна в романе судьба Дарьи. Кто она? Почему-то читатель не всегда задумывается над тем, как относятся к ней в семье Мелеховых: «Слышь, баба, Наташку не буди…Дарью, Дарью стегай. С ленцой баба, спорченная… Румянится, да брови чернит, мать ее суку» (кн. 1, ч. 1).

Дарья молода, красива, весела. Но в казачьем дворе снохе положено знать свое место: в спор не вступать, поменьше говорить, быть незаметной, учиться, пока не обретает своего Дома. В жизни Дарьи этого не случилось. Но думается, к ней не всегда справедливы. В семье Дарья постоянно занята, приветлива. Когда Мелеховы собирались на порубк3 леса, именно она встала за два часа до рассвета, «в одной рубахе кинулась к печи. В конуре нашла спички, зажгла огонь…», «бегала, шаркая валенками, грохотала чугунами…» (кн. 1, ч. 1). А вот Ильинична укоряет, что с вечера не положили в печь кизяки, чтобы они подсохли, и Дарья уважительно отвечает:

Забыла, мамаша. Наша беда.

Едет Дарья на покос не в рабочей грязной одежде, а чисто и опрятно одетая, подкрашенная. Многим это не нравилось. Но нам кажется, что таким поведением она хотела вызвать внимание к себе, что осуждению не подлежит, тем более внимания от мужа она видела немного.

Вот сцена отъезда Петра на службу…Он попрощался на крыльце со всеми родными, а Дарье не сказал ни слова. Почему? Дарья «с ребенком на руках пошла следом», «из-под ладони следила, за белой, занавешенной пылью рубахой мужа» (кн. 1, ч. 1). Что чувствовала она? Невостребованная любовь тоской ложилась на сердце, сжимая, иссушая его. Дни жены Петра протекали однообразно, монотонно, скучно: одна лишь работа по дому.

Жаль, что в семье не поняли, не приняли богатый душевный потенциал женщины, стремящейся создать уют. Отсюда ее метания, поиски недозволенных радостей, вульгарность в поведении.

В свои последние дни Дарья все чаще задумывалась о прожитой жизни. Она осознала, что прошла по жизни скверной дорогой и поэтому строга к себе. Но как же все вокруг красиво: и Дон, и поля, и леса. Как ей не хочется их покидать, почему она раньше их не замечала? Однако, уже поздно, прошлого не вернешь, а жить дальше эта женщина не могла и не хотела.

Наложила на себя руки Наталья. В момент смерти, судя по всему, ей было двадцать пять лет. Мелеховы засватали Наталью в возрасте восемнадцати. Семья Коршуновых считалась «первыми богачами в хуторе Татарском» и «для своей дочери жениха не такого, как Григорий, могли подыскать». Не раз отец, мать, дедушка, разговаривая с ней, советовали не торопиться со свадьбой, подумать, ведь о связи Григория и Аксиньи уже было известно. Но Наталья считала, что ее любовь сможет вытерпеть все и поможет повернуть сердце мужа.

Разочарование Григория подчеркивается автором в упоминании о безвкусных губах Натальи, которые он ощутил при поцелуе. После свадьбы Григорий говорит: «Чужая ты какая-то …Ты - как этот месяц не холодишь и не греешь. Не люблю я тебя Наташка, ты не гневайся…И жалко тебя - кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего…пусто…» (кн.1, ч.1). Но Наталья дала клятву перед богом, став женой Мелехова, жить в мире с мужем в здравии и горести, в богатстве и бедности. Однако он мечется между Натальей и Аксиньей. Не привязывают к дому Григория и дети. Их он любит, нежит, но ради них не оставляет Аксинью.

Погибая, Наталья убивает и неродившегося ребенка, совершая, таким образом, двойной грех. Наверное, в этом поступке проявилось слабость героини.

Несмотря на плохо складывающуюся семейную жизнь, Наталья стремилась создать свой Дом, была трудолюбива и вынослива.

не раз обращает внимание читателей на «большие, раздавленные работой руки» Натальи. Вместе с Ильиничной, Дуняшей, Дарьей Наталья трудится, создавая условия для жизни нескольких семей в одном доме. От нее не слышно ропота, жалоб, упреков. Она тиха и покорна.

Величие этой героини Шолохова не только в том, что она верная, любящая жена, прекрасная мать, но и в том, что она искренняя и чистая, правдивая перед своей душой и перед людьми.

Судьбы женщин в романе неповторимы, но у всех трагичны. Автор с любовью и пониманием рисует каждую женскую судьбу, создавая коллективный портрет образа донской казачки. В то же время писатель выделяет в характере своих героинь общечеловеческую суть: душевность, женственность, умение любить и бороться за свою любовь, создавать уют и строить свой Дом.

Литература.

1. По страницам «Тихого Дона». М.,1974.

2. Никулин над страницами «Тихого Дона». Ростов н/Д., 1982.

3. Русская литература XX в.: Учебник для XI класса / Под ред. . Ч. 2. М.: Просвещение, 2002.

4. Русская литература XX в.: Учебник для XI класса / Под ред. . Ч. 2. М.: Издательский дом «Дрофа», 2002.

Женские судьбы в романе-эпопее «Тихий Дон»

Женщины занимают центральное место в эпопее; женщины разных возрастов, разных темпераментов, разных судеб -- мать Григория Ильинична, Аксинья, Наталья, Дарья, Дуняшка, Анна Погудко и другие.

Судьбы женщин-казачек наиболее трагичны. Нельзя назвать ни одну героиню, которая бы была всегда счастлива. Зависимые от мужской силы и прихоти, они безропотно принимают все лишения, однако души их не черствеют, а наоборот, именно женщины пытаются сгладить те ситуации, которые возникают в связи со страшными временами воин и революции. Незыблемость в среде казачества дома, семьи М. Шолохов раскрывает в женских образах. В матери Григория Ильиничне и в его жене Наталье воплощены лучшие черты женщины-казачки почитание святости домашнего очага, верность и преданность в любви, терпение, гордость, трудолюбие. Соперница Натальи Аксинья красавица с независимым смелым характером, бурным темпераментом дополняет женский образ казачки, делая его более ярким.

Исполнен обаяния в романе образ старой Ильиничны, олицетворяющей трудную долю женщины-казачки, ее высокие нравственные качества. Жена Пантелея Мелехова Василиса Ильинична коренная казачка Верхне-Донского края. Жизнь с мужем была несладкой, порой, вспылив, он тяжело избивал ее, она рано постарела, растолстела, страдала болезнями, однако оставалась заботливой, энергичной хозяйкой. Судьба не баловала эту женщину, но любовь к детям была её единственной отрадой. С беспрекословным пониманием принимала она все жизненные мытарства своих детей.

Мать Григория была для него поистине близким человеком. Она понимала его, как никто другой. Она же и призывала его к человеколюбию: «Слухом пользовались мы, что ты каких-то матросов порубил... Господи! Да ты, Гришенька, опамятуйся! У тебя же ить вон, гля, какие дети растут, а у этих, загубленных тобой, тоже, небось, детки поостались... В измальстве какой ты был ласковый да желанный, а зараз так и живешь со сдвинутыми бровями».

Жизнь человека бесценна, и никто не имеет права ею распоряжаться даже во имя самых благородных идей. Об этом говорила Григорию мать, и к осознанию этого пришел сам герой в результате своих жизненных мытарств.

Ильинична, тоскуя перед смертью, надеется только повидаться с Григорием, единственным оставшимся в живых продолжателем рода Мелеховых. Но судьба лишила её даже этой радости.

Ильинична же, по своей извечной женской жалостливости и мудрости, показывает достойный путь примирения одного лагеря с другим. Мать Григория, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека. Но постепенно, всмотревшись в него, выделяет она какие-то неожиданные его реакции (скажем, внимание и ласку к сыну Григория Мишатке) и вдруг начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Время идет, и вдруг непрошеная жалость к этому ненавистному ей человеку - та щемящая материнская жалость, которая покоряет и сильных женщин, проснулась в сердце Ильиничны.

Великая, искупительная жалость к заблудшим детям этого жестокого мира - судьба материнского сердца. А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, «пусть носит, а то его сопрела уже от пота». Это высший жест прощения и примирения.

Наталья, безропотная, верная своему мужу, представляет собой образ идеальной женщины, чью судьбу всегда решает кто-то другой, но чья жизнь и смерть всегда в её руках. Сильная характером, Наталья долго мирилась с положением нелюбимой жены и еще надеялась на лучшую долю. Но она может решительно постоять за себя и своих детей, властно заявить о своем праве на яркую, настоящую жизнь. Она проклинает и любит Григория бесконечно. С невиданной глубиной в последние дни ее жизни раскрываются сила духа и покоряющая нравственная чистота этой героини. К ней пришло ее счастье. Семья восстановлена, подвижничеством Натальи в ней воцарились согласие и любовь. Она родила двойню сына и дочь. Наталья оказалась столь же любящей, преданной и заботливой матерью, какой была и женой. Эта прекрасная женщина воплощение драматической судьбы сильной, красивой, беззаветно любящей натуры, которая может пожертвовать всем, даже жизнью, во имя высокого чувства. Наталья, тихая, самоотверженная, чистая женщина, оказывается способной на сугубый грех (по христианским понятиям) - на себя руки наложить, да еще в пасхальную ночь, а позднее - пусть и в жгучей обиде на мужа за его неверность - убить собственный плод, их возможное будущее дитя.

До невозможности нести в себе и выносить его ребенка - мстящая ему и себе вырезанием живого зародыша, перед смертью прощает Григория, умирая примиренной.

Судьбы Ильиничны и Натальи - яркие примеры судеб большей части женщин-казачек. Их судьбы ломаются не столько великими историческими событиями, сколько личными трагическими переживаниями, связанными с гибелью любимых людей, личной обидой, нанесённой кем-то, предательством. Здесь нельзя говорить о том, что внешние общественные обстоятельства никак не отражаются на судьбах женщин. Великие исторические события оставляют свой след в жизни героинь, но, в отличие от мужчин, всё это они переживают не умом, а душой, что и истощает их силы. Происходит логическая цепочка: войны, революция, восстание по-своему решило судьбы многих казаков, в свою очередь это отразилось на судьбах их родных женщин.

Сдержанной, скромной в чувствах труженице Наталье противопоставлена пылкая, страстная Аксинья, с ее «порочной красотой». Трагична участь и Аксиньи, и Натальи. Много было тяжкого в их жизни, но они обе знали и настоящее человеческое счастье, которого добивались и удерживали, как могли. Через весь роман проходит образ Аксиньи, нарисованный с замечательным мастерством. Мировая литература не знает другого произведения, где бы писатель так проник во внутренний мир крестьянки, простои женщины из народа. Аксинья -- натура сложная и по-своему богатая, с сильными и глубокими чувствами.

Судьба Аксиньи тоже трагична. Не ломается юная Аксинья от изнасилования ее отцом и его убийства близкими (что, может быть, еще страшнее), и даже ни разу, никак об этом не вспоминает. Любовь к Григорию, огромная и всепоглощающая, сосредоточила в себе все самое светлое, что было у нее в ее горестной жизни. Верный спутник и друг Григория, она не только делит с ним все невзгоды, не только испытывает все унижения, всю горечь своего двусмысленного положения, но и становится жертвой роковых ошибок Мелехова. Аксинья разделяет трагическую судьбу самого Григория. Она тоже не смогла найти своего пути в жизни. Ее любовь к Григорию не способна была дать ей подлинное счастье, сделать жизнь осмысленной и значительной. Эта любовь в конце концов и привела Аксинью к гибели.

Любовь Аксиньи к Григорию граничит с подвигом. И хоть перед нами простая полуграмотная казачка, нельзя забыть, как прекрасен внутренний мир этой женщины с непростой судьбой. Однако, в отличие от многих других женщин, Аксинья свою судьбу решает сама: он самостоятельно и осознанно выбирает между нелюбимым мужем и Григорием второго, хотя знает, что это станет позором на всю жизнь. Но это все-таки не позволило отгородить её счастье от внешних обстоятельств. Смерть единственной дочери ведет к измене любимому человеку, а его уход к последующему разочарованию в жизни.

Любовь - это та сила, которая возвращает Аксинью к жизни. Она переживает за Григория, любит его детей после смерти их матери, думает о том, как обустроить их жизнь в будущем. Борьба за счастье придаёт сил для судьбоносных решений в её жизни: она уходит с Григорием и казаками из станицы в первый раз, и трагически погибает от пули при отъезде с Гришей во второй. Судьбу Аксиньи, а в свою очередь и Григория решил незнакомый человек. Здесь снова следует говорить о том, что единственное, что влияет на судьбы женщин-казачек - это только любовь, вечное чувство.

Судьбы женщин-казачек во многом схожи. Наперекор всем горестям они стараются сделать жизнь лучше. Их судьба часто зависит от чужих решений, внешних обстоятельств, но умение принять это и наполнить свою жизнь любовью к окружающим, отличают их от мужских образов. Ни политика, ни новая власть не заставят их изменить свои стремлениям познать счастье. И в итоге становится ясно, что больше всего о будущем думали не белые и красные, а жены и матери, которые вопреки горю, войне и изменам продолжают человеческий род, готовы понять и простить многое.

Василиса Ильинична – жена Пантелея Прокофьевича и мать Григория и Петра Мелеховых , донская казачка из романа М. А. Шолохова «Тихий Дон». Она стала воплощением национального образа русской женщины. На момент событий, описанных в романе, Ильинична была уже в преклонном возрасте, но имела величавую походку и «дородный стан». Из сыновей на нее был похож старший – Петро. Ильинична – сильная женщина, настоящая хранительница домашнего очага. Автор ее называет «мудрой и мужественной старухой», которая за жизнь многого натерпелась. Как она позже признавалась снохе Наталье , муж ей часто изменял и избивал до полусмерти, а она все терпела ради семьи и детей.

Материнство для нее было важнее всего. Она до последнего дня ждала сына Григория, но умерла, так и не повидав его. Даже мужа дочери Мишку Кошевого , жестоко убившего её сына и многих односельчан, она по-матерински жалела, штопала ему одежду, кормила. Именно это материнское чувство делало ее умнее и мудрее всех воюющих. Она понимала всю бесполезность войны. Для нее, как «белые», так и «красные» были чьими-то детьми. Сына своего Григория она осуждает за жестокость, просит быть милостивым и не забывать о Боге.

Образ Ильиничны

Оплотом семьи Мелиховых является мать Григория, Петра и Дуняшки - Ильинична. Это пожилая казачка, у которой взрослые сыновья, а младшая дочь Дуняшка - подросток.

Старая женщина, неугомонная и хлопотливая, вечно занятая бесконечными домашними заботами, кажется вначале незаметной, и в происходящих событиях мало принимает участия. Даже ее портретной характеристики нет в первых главах книги, а только некоторые детали, по которым можно судить, что эта женщина многое пережила: «сплошь опутанная паутиной морщин, дородная женщина», «узловатые и тяжелые руки», «шаркает старчески дряблыми босыми ногами». И только в последних частях «Тихого Дона» раскрывается богатый внутренний мир Ильиничны.

Одна из основных черт характера этой женщины - спокойная мудрость. Иначе бы она просто не смогла ужиться со своим эмоциональным и вспыльчивым мужем. Без какой-либо суеты Ильинична ведет хозяйство, заботиться о детях и внуках, не забывая и об их душевных переживаниях.

Ильинична экономная и расчетливая хозяйка. Она поддерживает в доме не только внешний порядок, но и следит за моральной атмосферой в семье. Она осуждает связь Григория с Аксиньей, и, понимая, как тяжело законной жене Григория Наталье жить с мужем, относиться к ней словно к родной дочери, всячески стараясь облегчить ее труд, жалеет ее, порой даже дает лишний час поспать. То, что Наталья живет в доме у Мелеховых после попытки самоубийства, говорит о многом: в этом доме есть душевное тепло, в котором так нуждалась молодая женщина.

В любой жизненной ситуации Ильинична глубоко порядочна и душевна. Она понимает Наталью, которую измучили измены мужа, дает ей выплакаться, а потом пытается отговорить от необдуманных поступков: «Норов у вас, молодых, велик, истинный бог! Чуть чего - вы и беситесь. Пожила бы так, как я смолоду жила, что бы ты тогда делала? Тебя Гришка за всю жизнь пальцем не тронул, и то ты недовольна, вон какую чуду сотворила: и бросать-то его собралась, и омороком тебя шибало, и чего ты только не делала, бога и того в ваши поганые дела путала... Ну скажи, скажи, болезная, и это - хорошо? А идол мой хороший смолоду до смерти убивал, да ни за что ни про что, вины моей перед ним нисколько не было. Сам паскудничал, а на зло срывал. Придет бывало, на заре, закричу горькими слезами, попрекну его, ну он и даст кулакам волю... По месяцу вся синяя, как железо ходила, а ишь выжила же, и детей вскормила, из дому ни разу не сочинялась уходить».

Она заботливо ухаживает за больной Натальей, за внуками. Осуждая Дарью за слишком вольное поведение, тем не менее скрывает ее болезнь от мужа, чтобы тот не выгнал ее из дома. В ней есть какое-то величие, способность не обращать внимания на мелочи, а видеть главное в жизни семьи.

Сильная, мудрая Ильинична постоянно хлопочет, волнуется и заботится обо всех домочадцах, пытается всячески оградить их от неприятностей, невзгод, от необдуманных поступков; встаёт между неудержимым в гневе мужем и самолюбивыми, темпераментными сыновьями, за что получает удары от мужа, который чувствуя преимущество жены во всём, таким образом утверждается.

Ильинична не разбиралась в событиях революции и гражданской войны, но она оказывалась намного человечнее, умнее, прозорливее Григория и Пантелея Прокофьевича. Так, например, она упрекает младшего сына, порубившего в бою матросов, поддерживает Пантелея Прокофьевича, который выгоняет со своего обоза Митьку Коршунова. «Этак и нас с тобой и Мишатку с Полюшкой за Гришу могли порубить, а ишь не порубили же, поимели милость,» - говорит возмущенная Ильинична Наталье. Когда Дарья застрелила пленного Котлярова, Ильинична, по словам Дуняши, «забоялась ночевать с ней в одной хате, ушла к соседям».

Всю жизнь она, не щадя своего здоровья, работала, наживая по крупицам добро. И когда ситуация заставляет её всё бросить и оставить хутор, она заявляет: «Нехай лучше у порога убьют, - всё легче, чем под чужим плетнём сдыхать!» Это не жадность, а страх потерять своё гнездо, корни, без которых человек теряет смысл бытия. Это она понимает женским, материнским чутьём, и переубедить её невозможно.

Ильинична ценит в людях честность, порядочность, чистоту. Она боится, что окружающая их жестокость отразится на душе и сознании внука Мишатки. Она смирилась с мыслью, что убийца её сына Петра стал членом их семьи, женившись на Дуняше. Старая мать не хочет идти против чувств дочери, да и мужская сила нужна в хозяйстве. Ильинична примиряется, видя, как Дуняша тянется к этому человеку, как теплеет нервный, жёсткий взгляд Кошевого при виде внука её, Мишатки. Она благословляет их, зная, что жизнь, какую она знала до сих пор, не вернуть, и она не в силах её исправить. В этом проявляется мудрость Ильиничны.

Сердце русской женщины-матери столь отходчиво, что Ильинична, ненавидя убийцу своего старшего сына Мишку Кошевого, порой испытывает и к нему материнскую жалость, то посылая ему дерюжку, чтобы не мёрз, то штопая одежду. Однако с приходом Кошевого в мелеховский дом ей выпадают душевные мучения, она в своём доме остается одна, никому ненужная. Ильинична, превозмогая тоску и боль своих потерь, сделала решительный шаг к тому новому, что будет после неё, чему будут свидетели другие, а с ними и её внук Мишатка. И как мало нужно было Кошевому проявить нежности, вовсе не к ней, а к её внуку Мишатке, чтобы она сделала этот рывок, воссоединяющий в нашем сознании в единый величавый образ Ильиничну - и молодую, и пожилую, и Ильиничну последних дней её жизни…Вот, собственно, кульминация душевного движения Ильиничны к тому новому, что будет после неё. Она теперь твёрдо знала, что «душегуб» не мог так нежно улыбаться Мишатке - Гришиному сыну, её внуку… И Ильинична, смирившись перед волей дочери, перед силой обстоятельств, перешагивает через естественное отталкивание от убийцы ее старшего сына, принимает в дом столь ненавистного ей, заряженного чуждой «правдой» человека и даже начинает чувствовать «непрошеную жалость» к нему, когда его выматывает, гнет и мучит малярия. Вот она - великая, искупительная жалость материнского сердца к заблудшим детям этого жестокого мира! А перед смертью отдает она Дуняше для Мишки самое дорогое - рубаху Григория, пусть носит, а то его сопрела уже от пота! Это с ее стороны высший жест прощения и примирения!

В последних главах Шолохов раскрывает трагедию матери, потерявшей мужа, сына, многих родных и близких: «Она жила, надломленная страданием, постаревшая, жалкая. Много пришлось испытать ей горя, пожалуй, даже слишком много...». «Твёрдая старуха» Ильинична «слезинки не выронила», узнав о смерти мужа, а лишь замкнулась в себе. Похоронив в течение года старшего сына, мужа, снох, Ильинична больше всего боялась гибели Григория. Только о нем думает Ильинична. Только им жила она последние дни: «Старая я стала... И сердце у меня болит о Грише... Так болит, что ничего мне не мило и глазам глядеть больно». В тоске по сыну, который все не возвращался, Ильинична достает его старую поддевку и фуражку, вешает их на кухне. «Войдешь с базу, глянешь, и как-то легче делается... Будто он уже с нами...», - виновато и жалко улыбаясь, говорит она Дуняше.

Короткое письмо от Григория с обещанием осенью прийти на побывку доставляет Ильиничне большую радость. Она с гордостью говорит: «Маленький-то вспомнил про матерю. Как он пишет-то! По отчеству, Ильиничной, повеличал... Низко кланяюсь, пишет дорогой мамаше и еще дорогим деткам...»

Война, смерть, тревога за любимого человека помирили Ильиничну с Аксиньей, и глазами Аксиньи мы видим горе безутешной матери, которая понимает, что больше не увидеть ей сына: «Ильинична стояла, придерживаясь руками за изгородь, смотрела в степь, туда, где, словно недоступная далекая звездочка, мерцал разложенный косарями костер. Аксинья ясно видела озаренные голубым лунным светом припухшее лицо Ильиничны, седую прядь волос, выбившуюся из под черной старушечьей шальки. Ильинична долго смотрела в сумеречную степную синь, а потом не громко, как будто он стоял тут же, возле нее, позвала: «Гришенька! Родненький мой! - Помолчала и уже другим, низким и глухим голосом сказала: - кровинушка моя...»

Если раньше Ильинична была сдержана в своих чувствах, то в конце романа все меняется, она словно вся состоит из материнской любви: «Удивительно, как коротка и бедна оказалась жизнь и как много в ней было тяжелого и горестного, в мыслях обращалась она к Григорию… И на смертном одре жила она Григорием, думала только о нем...».

Образ Ильиничны в романе - это чистый образ материнства, образ «донской мадонны». И материнская любовь, благодаря этому образу, оказывается особенно натурально глубоко связанной с метафизическими пределами человеческой жизни: рождением и смертью. Только мать каждой клеткой своего существа, каждой каплей крови не может принять гибели сына, исчезновения его с белого света, куда она родила его на жизнь и радость. Сколько материнских слез, тоски, причитаний разлито по «Тихому Дону»! И зарываются матери в оставшиеся от умерших сыновей рубахи, ища в их «складках запах сыновьего пота», хоть какой-то, но материальный след и остаток от самого проникновенно любимого ими человека.