Гомосексуализм с медицинской точки зрения. Превратные половые ощущения

Гомосексуализм - это сексуальная ориентация на людей своего пола. Как и во многих других формах поведения, в гомосексуализме выделяют облигатную форму и факультативную. При облигатной форме эротически окрашенные контакты с противоположным полом совершенно исключены. Облигатных гомосексуалистов в популяции человека не больше 5%, причем многие авторы считают, что их доля не выше 1% для мужчин, а для женщин еще меньше. Факультативный гомосексуализм часто называют бисексуализмом. Эта форма поведения достаточно широко распространена. Она не имеет генетических или врожденных детерминант.

Факультативный гомосексуализм проявляется в результате средовых влияний. Он может быть транзиторной формой поведения, обусловленной ситуацией, например в тюрьмах, длительных экспедициях. Бисексуальность может определяться культурной средой, в частности достаточно строгой изоляцией женщин, как в античной Греции. Гомосексуальность имитируется - дети, воспитанные в гомосексуальных «семьях», начинают половую жизнь как гомосексуалисты. Гомосексуальные контакты могут стать предпочтительными в результате неудачных гетеросексуальных опытов. Бисексуальность может отражать слабость гендерных стереотипов поведения - «... все, что шевелится». Гомосексуализм может быть обоснован философски (Платон) или эстетически, что сделал Оскар Уайльд. Наконец, гомосексуальность может явиться одной из форм психологической защиты, такой социальной самоидентификации, с помощью которой человек пытается компенсировать свои неудачи в других типах социальных контактов (см. разделы 2.2.2, 5.3.3), как это делают персонажи Э. М. Ремарка и Эдуарда Лимонова.

Таким образом, в основе факультативного гомосексуализма лежат в первую очередь не биологические, а психологические и социальные механизмы. Биологические основы, причем не в 100% случаев, удается обнаружить только для облигатного гомосексуализма. Сразу же отметим, что нет зависимости между сексуальной ориентацией и гормональным статусом организма взрослого человека. У гомосексуалистов нет характерных аномалий гормонального профиля. Ни одно из эндокринных заболеваний не является маркером склонности к гомосексуальности. Ни одна из форм гормонотерапии не приводит к изменению сексуальной ориентации.

Решающим для формирования сексуальной ориентации может быть влияние гормонов в процессе эмбрионального развития. Нервная система формируется по мужскому или по женскому типу под воздействием эмбриональных стероидов (см. раздел 8.1.4). Выраженный половой диморфизм отмечен в некоторых гипоталамических структурах, например в преоптической области, разрушение которой лишает самца способности к копуляции. Естественно, нарушение баланса половых стероидов должно влиять на формирование этих центров.

По очевидным причинам экспериментальные данные по этой проблеме получены почти исключительно на животных (в поведенческом репертуаре многих видов, в том числе у лабораторных крыс и мышей, тоже присутствует гомосексуальность). Введение тестостерона беременным самкам приводит к маскулинизации эмбрионов, т. е. к проявлению мужских особенностей их морфологии и физиологии. Маскулинизация потомков проявляется, в частности, в снижении репродуктивных способностей самок, в их большей агрессивности, в большем количестве садок друг на друга. Соответственно, и у беременной женщины изменение количества андрогенов (например, как следствие приема противодиабетических препаратов) ведет к маскулинизации эмбриона.

Уровень тестостерона в организме беременной повышается в результате стероидогенеза эмбриональных гонад. У крыс, в матке которых эмбрионы лежат как горошины в стручке, из женского эмбриона, расположенного между двумя мужскими, развивается более маскулинизированная самка, чем из того, который соседствовал только с одним мужским или с двумя женскими. Аналогичное наблюдение было сделано и у человека. Сравнивали характеристики слуха женщин из близнецовых пар. Оказалось, что женщины, имевшие брата-близнеца, по сравнению с имевшими сестру-близнеца имеют маскулинизированные характеристики слуховой сенсорной системы.

В переднем гипоталамусе у человека имеется группа интрестициальных ядер (ИЯПГ). Несколько исследовательских групп сообщили, что одно из них - ИЯПГ-3 - значительно больше у мужчин, чем у женщин, а у гомосексуальных мужчин его размеры имеют промежуточное значение. Возможно, что именно это ядро является «центром половой ориентации». Очевидно, что его формирование также может быть нарушено в результате изменения содержания тестостерона в организме беременной, что может приводить к формированию гомосексуальности.

Еще один тип гормональных влияний на сексуальную ориентацию - это влияние стресса. Сопоставляя даты рождения 794 гомосексуалистов ГДР22, группа Гюнтера Дёрнера обнаружила пик, приходящийся на 1944 и 1945 годы. В эти годы условия жизни в Германии резко ухудшились: к голоду, бомбежкам, боям на территории страны добавилось национальное унижение военного поражения. Поэтому уровень стресса, который испытывали жители, был гораздо выше того, который имелся у населения в 1943 и 1946 годах. Вывод о повышении вероятности гомосексуальности при стрессе беременной подтвердился при сборе анамнеза гомосексуальных мужчин. Их матери испытывали в период беременности гораздо больше материальных и психологических трудностей, а также нервных потрясений, чем группа гетеросексуальных мужчин той же возрастной и социальной группы.

Определенная часть гомосексуалистов имеет отклонения от нормального строения ЦНС, вызванные нарушением баланса половых стероидов в эмбриональный период.
Основной механизм действия стресса на сексуальную ориентацию связан с антагонизмом глюкокортикоидов и андрогенов. Повышенное содержание глюкокортикоидов снижает функциональную активность андрогенов, т. е. препятствует их взаимодействию с тканями-мишенями, несмотря на нормальное содержание андрогенов в организме. Поэтому в организме беременной материнские глюкокортикоиды препятствуют организующему влиянию эмбриональных андрогенов. Этот механизм был подтвержден в экспериментах на беременных крысах, которых не подвергали стрессу, им только вводили глюкокортикоиды. Потомство таких животных отличалось сглаженными половыми особенностями: самцы были феминизированы, а самки маскулинизированы. Кроме того, в результате стресса ухудшается кровоснабжение плода, что ведет к недостатку кислорода и, как следствие, к многочисленным неспецифическим дефектам развития.

Итак, сексуальная ориентация, ее отклонение от облигатной гетеросексуальности, связана в определенной части случаев с организующим влиянием андрогенов. Изменение концентрации андрогенов (точнее, баланса половых стероидов) во время критических периодов развития, т. е. в периоды формирования нервных центров, ответственных за сексуальную ориентацию, может приводить к формированию гомосексуальности. Однако следует помнить, что нейроэндокринная теория не является исчерпывающей в проблеме гомосексуальности. Тем не менее определенная часть гомосексуальных мужчин и женщин имеет врожденные отличия от гетеросексуальных людей, и измененная сексуальная ориентация является лишь одним из проявлений этих врожденных аномалий. Следовательно, самоназвание «гей», которое является аббревиатурой Good As You (GAY) - «ничем не хуже тебя», оправдано биологически только в части случаев.

Отношение к гомосексуализму — одна из точек разлома современного общества. Одни видят в нем социальную угрозу. Другие отчаянно борются за равноправие меньшинств, обвиняя первых в гомофобии. Почему гомосексуалистами не рождаются и что такое гомосексуализм с психологической точки зрения, объясняет ректор Института христианской психологии протоиерей Андрей Лоргус.

— В неверующем обществе отношение к этим людям меняется: то что раньше считалось неприемлемым, все больше принимается. Как может Церковь реагировать на эти изменения? И должна ли реагировать?

— Для христианина гомосексуальное поведение является грехом и искажением природы человека. Двух мнений здесь быть не может. Священное Писание говорит нам об этом и в Ветхом, и в Новом Завете, и словами апостола Павла о том, что мужеложники Царства Божия не наследуют, если не покаются. (). Думаю, наша Церковь никогда не сможет и не должна изменить или как-то смягчить ценностного утверждения о том, что гомосексуализм является тяжким грехом.

Что касается канонического церковного права, то оно может меняться. Например, в Ветхом Завете таких людей побивали камнями. Сейчас, разумеется, таких мер нет. Но и современных четких формулировок, как именно следует ограничивать людей, которые живут в этом грехе, тоже нет.

— Но гей-активисты и их сторонники утверждают, что гомосексуальность - это врожденная личностная особенность. Если человек рождается с такой ориентацией, значит, она естественна, говорят они. Наука действительно открыла ген гомосексуальности?

— В 1991 году американский врач Саймон Ле Вей исследовал 35 мужчин-гомосексуалистов, умерших от СПИДа, и заявил, что нашел в их гипоталамусе небольшие изменения, крошечный сгусток нейронов, который по его гипотезе мог быть связан с гомосексуальностью. Второе «открытие» этого рода было заявлено в 1993 г. Генетик Дин Хаммер, тоже американец, обнаружил в одной из хромосом участок, как он предположил, ответственный за мужскую гомосексуальность. Вот на эти два факта как правило опираются те, кто хочет доказать природное происхождение гомосексуализма. Это лишь гипотеза, никем и никогда не подтвержденная. Далеко не все генетики и врачи ее разделяют, тем более что вокруг нее очень много политики, ажиотажа и самых разных спекуляций. Кстати, и Ле Вей, и Хаммер были гомосексуалистами. Тем не менее, корректность и объективность их исследований никогда не подвергалась сомнению, что само по себе говорит о том, насколько сложная ситуация сложилась вокруг этой темы.

Но важно другое. Гомосексуалистами не рождаются по той простой причине, что человек вообще не рождается с ощущением своего пола. Все мы рождаемся мужчинами или женщинами с биологической, а для христиан и с духовной точки зрения. Но сексуальная ориентация у ребенка отсутствует. Да, у него есть признаки полового поведения, это факт. Но в полном смысле слова ощутить себя как сексуальное существо человек может только в старшем подростковом возрасте, а то и к 20 годам. Даже если мы признаем за факт, что существует некая генетическая предрасположенность к гомосексуализму, она все равно не может быть решающей, потому что сексуальность человека складывается в первую очередь за счет социально-психологических факторов. Тут имеют значение во-первых, семейно-родовая история (это самое важное), во-вторых, личная история самого человека, и лишь затем — социальное влияние и природно-биологическая предрасположенность. Половая ориентация находится в сфере выбора человека, а не предопределяется его генетикой. Гомосексуализм - это выбор. Почему человек его делает — это другой вопрос.

— Что может подтолкнуть к такому выбору?

Большое число мужчин-гомосексуалистов являются жертвами совращений в раннем детстве. Я как пастырь сталкивался с этим неоднократно. Вообще факторов очень много. Имеет значение личная история ребенка: что с ним происходило в раннем детстве, в позднем детстве, с чем и с кем он сталкивался, какие события запечатлелись в его сознании. Дальше идут факторы социально-ролевые - отношения в классе, например.

В моей практике было несколько случаев, когда гомосексуальная склонность была воспитана мамой. Например, маме хотелось дочку, а родился мальчик. И вот она завивает сыну волосы, надевает на него платьице. Это выглядит как игра, как невинное чудачество. Но для ребенка это может иметь травматичные последствия.

Еще одна патологическая ситуация: если мама воспитывает ребенка одна, она может бессознательно отводить ему роль эмоционального партнера. Такой «психологический инцест» тоже может сильно деформировать личность. В формировании самоидентичности семья имеет фундаментальное значение. Если семья дисфункциональна, если в ней нарушены связи, если между отцом и матерью, между родителями и детьми установились отстраненные, холодные отношения, в детях это может отозваться самыми разными личностными нарушениями, в том числе в половой сфере.

Встречаются иные сценарии посттравматического искажения личности. Женщина, пережившая тяжелую травму в гетеросексуальных отношениях, может встать на путь отказа от общения с мужчинами. Но может быть и психическая причина для глубокого страха перед мужчиной, толкающая на отношения только с женщинами.

— Ну а если ребенок растет в нормальной семье, но вокруг него бушуют страсти, все говорят об ущемлении прав меньшинств, в школе рассказывают, что гомосексуализм - это норма, в кино показывают романтические истории об «однополой любви». Может ли социум повлиять на выбор подростком своей ориентации?

— Может. Но главное все-таки - это семья. Если мама с папой любят друг друга и сохраняют близкие, доверительные отношения с детьми, для ребенка это будет опорой в его идентификации. А то, что происходит вне семьи, он будет воспринимать как враждебный мир. Как это было в христианских семьях в атеистическую эпоху.

Я помню, как нам учительница в третьем классе рассказывала про Солженицына - какой он предатель родины и проч. Мне было ее жалко. У нас в семье к Солженицыну было совсем другое отношение, и мне было очевидно, что учительница несет какую-то чушь, хотя я и не понимал, какую. Пришел домой, рассказал маме. Она рассмеялась, и я понял, что не ошибся. Дети способны отличить правду от лжи, главное - чтобы им было на что опереться дома. Открытая, эмоционально теплая атмосфера в семье помогает раскрыться эмоциональной сфере детей и в итоге дает им возможность состояться.

— С точки зрения психологии гомосексуализм - это нарушение личности?

— В 1973 году гомосексуализм был исключен из списка ментальных заболеваний — сначала в Америке, позже в Европе и в России. Тем не менее, для большинства психотерапевтов и психиатров он остается серьезной проблемой человека. Причем эта проблема никогда не стоит в одиночестве. Как правило, в истории такого человека обнаруживается много травмирующих факторов, которые помешали его самоидентификации. И для психолога это всегда глубинная и целостная работа с личностью, а не только с его ориентацией.

Что такое самоидентификация? Это первый этап зрелости личности. Это ответ на вопрос «кто я такой?» во всех аспектах: в сексуальном, в личностном, в семейном, в биологическом, в религиозном, в социальном. Окончательная самоидентификация может затянуться на долгие годы, и тогда мы говорим об инфантильности. Гомосексуализм - это проявление инфантильной личности. Человек страдает от своей инфантильности. И если он обращается к нам за помощью, мы должны ему эту помощь оказать. Именно помощь, а не лечение! Гомосексуализм не болезнь, а личностный выбор, тут неуместно говорить о лечении или исцелении.

Сексуальность складывается на многих бессознательных этапах развития, поэтому с ней очень трудно работать. Однажды ко мне обратилась женщина. Она жила в браке, у нее были дети, но она всю жизнь ощущала в себе гомосексуальное влечение. Она его никогда не выражала, не реализовала, но оно присутствовало в ней. Все, что мы с ней смогли сделать - скорректировать отношение к себе как к женщине и только как к женщине, которая открыта к сексуальным отношениям только с мужчиной.

Она смогла распознать в себе то бессознательное, что вызывало в ней гомосексуальные желания. И это стало для нее духовным открытием. Не думаю, что наша работа облегчила ей жизнь. Может быть, даже наоборот, потому что разрыв между мировоззрением и бессознательным причиняет много боли. Но это был ее выбор. И многие люди, испытывающие гомосексуальные наклонности, живущие в таком расщепленном состоянии, ищут пути преодоления.

— А в чем может заключаться пастырская помощь?

— На мой взгляд, главная духовная задача, которая стоит перед гомосексуалистом — это преодоление своей гомосексуальности. Потому что путь человека к Богу не может быть вне личности. Одна из важнейших составляющих православной антропологии — это богословие личности. А личность включает в себя как необходимый элемент поло-ролевую идентификацию. Нет личности вне пола. Нет личности среднего рода. Нет личности третьего рода. Есть только мужчина и женщина.

Поэтому духовный путь личности - это путь либо мужчины, либо женщины. Они отличаются. Естественно, никакая духовная жизнь невозможна вне решения этого вопроса. Гомосексуализм является препятствием для духовной жизни, поэтому духовная жизнь должна начаться с его преодоления, хотя бы частичного.

Что тут может сделать священник? С моей точки зрения, если человек сказал священнику об этом на исповеди, пастырь должен объяснить ему библейское и церковное учение о человеке, о канонических правилах и положениях, должен помочь ему отнестись к себе как к нуждающемуся в пастырско-духовной помощи и настроить его на преодоление. Работа по преодолению начинается с личностного выбора. Если человек сам не выбрал путь преодоления, ни пастырская, ни психологическая работа невозможна. Принудительно, насильственно изменить человека нельзя.

Людей, которые испытывают гомосексуальные наклонности и хотят измениться, немало. Как правило, они не ведут гомосексуальную жизнь, но страдают от этого влечения. Некоторые создают семью, некоторые не создают. В любом случае они идут по пути своего изменения. Бывают и другие ситуации, когда человек приходит на пастырскую беседу и исповедуется в том, что имеет однополого партнера. Он понимает, что не может приступить к Таинствам, но не готов изменить свой образ жизни. В любом случае очень важна неосуждающая позиция пастыря. Многие священники крайне агрессивно относятся к этому греху, а необходимо, чтобы пастырь сострадал людям, которые в этом признаются. Это должна быть не жалость, а именно сострадание, основанное на уважении к личности. С одной стороны, сочувствие, с другой - твердость в позиции. Необходимо сочетание этих двух качеств. Мы должны помнить, что имеем дело с «жертвами», с людьми, которые страдают. Для пастыря и для психолога проблема выглядит именно так.

Беседовала Ксения Берг

С эволюционной точки зрения гомосексуализм является признаком, который не способен сохраняться и развиваться в ходе естественного отбора. Тем не менее, гомосексуализм встречается среди мужчин и женщин абсолютно всех культур, и даже среди животных.

Уже давно в научной среде ведутся споры, считать ли гомосексуализм вариантом нормы, или же выделить как патологию.

Нужно отметить, что в Международной классификации болезней Всемирной Организации Здравоохранения до ее 9 редакции (МКБ-9) включительно гомосексуальность характеризовалась как заболевание, относящееся к психосексуальным расстройствам. Лечили от этого состояния в нашей стране адренокортикотропным гормоном гипофиза в сочетании с кортизолом, либо половыми гормонами одноименного пола, что особого эффекта не давало.

За рубежом пошли дальше и использовали электрошоковую терапию, а то и вовсе, коразоловые шоки, методы, призванные купировать острые приступы шизофрении. Эти методы редко помогали, за исключением тех случаев, когда человека все-таки удавалось превратить в овощ.

В 1990 году гомосексуальность была исключена из списка заболеваний.

Интересно то, что это было одно из немногих решений, принятых в науке путем голосования на сессии . В наше время, в МКБ-10 существует диагноз «эгодистоническая гомосексуальность», то есть, гомосексуал считается больным лишь в том случае, когда он сам себя считает больным.

Предыдущие исследования показали, что в нашем организме нет какого-то универсального гена, который нёс бы ответственность за однополое влечение.

В исследовании, опубликованном в журнале The Quarterly Review of Biology , специалисты по внутригеномным конфликтам из американского Национального института математического и биологического синтеза (NIMBioS) совместили эволюционную теорию и последние достижения в области молекулярной регуляции экспрессии генов и андроген-зависимого полового развития.

Эпигенетические марки (или эпи-марки) — это молекулы, представляющие собой дополнительный слой информации, прилагаемый к генам.

Если гены представляют собой инструкции, то эпи-марки указывают, как этим инструкциям выполняться: когда, где и насколько выраженной будет экспрессия гена.

Эпи-марки, как правило, производятся заново в каждом поколении, однако последние данные указывают на то, что они могут передаваться из поколения в поколение, тем самым способствуя сходству родственников, напоминающему эффект общих генов.

Специфичные для пола эпи-марки вырабатываются в раннем эмбриональном периоде и защищают организм от значительных естественных вариаций выработки тестостерона, происходящих на более поздних этапах развития плода. Так, эпи-марки предотвращают маскулинизацию у девочек, вызываемую чрезмерной выработкой тестостерона, и имеют обратный эффект у мальчиков. Различные эпи-марки влияют на разные половые признаки, так, некоторые отвечают за развитие гениталий, другие — за половую идентификацию, а третьи — за выбор полового партнера.

Тем не менее, поскольку эпи-марки могут передаваться от отцов к дочерям, а от матерей — к сыновьям, они могут вызвать обратный эффект, когда мальчики приобретают женские черты, а девочки — мужские.

Математическое моделирование, проведенное в исследовании, показывает, что гены, кодирующие эпи-марки и ответственные за гомосексуализм, легко распространяются в популяции, так как они всегда увеличивают приспособленность родителей, но достаточно редко снижают приспособленность детей. И именно по этому, согласно эволюционной теории Дарвина, данный признак устойчив и будет сохранен в популяции.

Будет ли, со временем, количество гомосексуалистов расти (в относительных величинах) или же нет, сейчас сказать трудно.

С одной стороны, так как ген, кодирующий эпи-марки гомосексуализма, увеличивает приспособленность, следует ожидать увеличения числа таких генотипов в популяции. Однако против этого может сыграть, как ни странно, всемирная тенденция к либерализации и разрешению однополых браков. Раньше гомосексуалистам приходилось жить в разнополых семьях, а значит и иметь детей, у которых был повышенный шанс получить гомосексуализм «по наследству», ведь и у отца, и у матери в таких семьях эпи-марки, ответственные за выбор полового партнера были женскими. Живя в однополых семьях, люди зачастую берут детей из детдомов, что существенно снижает риск передачи «неправильных» эпи-марок в следующее поколение.

«Передача антагонистических половых эпи-марок является наиболее правдоподобным эволюционным механизмом появления человеческого гомосексуализма», — подытожил один из авторов исследования Сергей Гаврилец, заместитель директора NIMBioS по научной работе, профессор Университета штата Теннеси, Ноксвилл.

В 1973 году правление Американской психиатрической ассоциации проголосовало за исключение гомосексуальности из списка психических болезней (DSM-II). Это решение было подтверждено в 1974 году голосованием всех членов АПА.

Данное решение обозначало начало официального признания существования различных форм сексуальной ориентации и вызвало повышение толерантности к сексуальным меньшинствам в западном обществе.

Многие другие ассоциации психиатров и психологов в мире вскоре последовали примеру американской ассоциации. В 1992 году гомосексуальность перестала считать болезнью и Всемирная организация здравоохранения, в 1994 году — правительство Великобритании, в 1999 году — Минздрав РФ, а в 2001 году — Общество психиатров Китая.

Одновременно с этим в последние годы начали озвучиваться предложения о включении гомофобии и особенно гомофобии, сопряжённой с насилием, в число психических расстройств, так как физические нападения гомофобов на лиц гомосексуальной ориентации нередко сопряжены с жестокостью, которую авторы подобных теорий считают невозможным объяснить одной лишь неприязнью к сексуальным меньшинствам, а относят к области патологии.

"... Отмена диагноза. В 1973 г. ... Американская психиатрическая ассоциация небольшим большинством голосов исключила гомосексуальность из своего перечня психических болезней . ...

В 1993 г. в том же направлении пересмотрела свою классификацию болезней Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). Международная классификация болезней (10-й пересмотр) (МБК-10, 1994) в примечании к разделу F66 "Психологические и поведенческие расстройства, связанные с половым развитием и ориентацией" , подчеркивает, что "сама по себе сексуальная ориентация не рассматривается как расстройство " . В 1995 г. эту позицию приняла Япония . В 2001 г. Китайская психиатрическая ассоциация также исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний. ...

"Депатологизация" гомосексуальности отнюдь не является изолированным актом, продиктованным политическими мотивами или давлением гомосексуального лобби. За ней стоят глубокие изменения в понимании природы сексуальности и сексуального здоровья и в самой философии науки . ...

Всемирная Сексологическая Ассоциация на своем конгрессе в Валенсии (1997) приняла специальную "Декларацию сексуальных прав" , где говорится, что "сексуальность - органическая часть личности любого человеческого существа. Ее полное развитие зависит от удовлетворения базовых человеческих потребностей, таких как желание контакта, интимности, выражения эмоций, удовольствия, нежности и любви... Сексуальная свобода включает возможность для индивидов полностью выразить их сексуальный потенциал. Однако это исключает все формы сексуального принуждения, эксплуатации и злоупотребления в любое время и в любых жизненных ситуациях" . Ни пол, ни гендер, ни репродукция тут не упоминаются. Валенсийская декларация - обязательный руководящий документ для всех сексологов мира, которые ясно понимают, что сексуальные права и сексуальное здоровье - две стороны одной и той же медали (Lottes and Kontula, 2000, p.14-15). ...

В декабре 1998 года Попечительский совет АПА сделал программное заявление , что АПА возражает против любого психиатрического лечения (например, "восстановительной" или конверсионной терапии), основанного на предпосылке, что гомосексуальность сама по себе является душевной болезнью, или на априорной презумпции желания пациента изменить его (ее) гомосексуальную ориентацию. ... Нижеследующее Программное Заявление расширяет и углубляет заявление, сделанное ранее Попечительским советом... Оно дополняет, а не заменяет заявление 1998 года.

Программное Заявление

В прошлом определение гомосексуальности как заболевания опиралось на общественное моральное порицание однополых связей. В современном обществе объявление гомосексуальности душевной болезнью тесно связано с попытками дискредитации растущего общественного признания гомосексуальности как нормального варианта человеческой сексуальности. Вследствие этого, вопрос об изменении сексуальной ориентации приобрел сильную политическую окраску. Интеграция геев и лесбиянок в основную часть американского общества вызывает противодействие со стороны тех, кто опасается аморального и вредоносного воздействия такой интеграции на социум. Политические и моральные аспекты этого вопроса возобладали над научными данными, причем в качестве аргументов стали использоваться мотивы и даже личные качества отдельных участников противоборства. Настоящий документ имеет целью разъяснение спорного вопроса.

Подлинность, действенность и этичность клинических попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума неоднократно оспаривались. До настоящего времени не существует каких-либо научно достоверных исследований, подтверждающих эффективность либо вредность "восстановительных" методов лечения. Научные данные о критериях отбора, рисках и преимуществах лечения и долгосрочных его результатах ничтожно малы. Литература по этому вопросу состоит из рассказов отдельных индивидуумов, которые якобы изменили свою ориентацию, которым изменение якобы причинило вред и которые якобы изменили ориентацию, но потом взяли свои слова обратно.

Располагая некоторыми данными о пациентах, можно дать оценку теориям, обосновывающим проведение "восстановительной" или конверсионной терапии. Во-первых, они противоречат научной позиции Американской психиатрической ассоциации, которая с 1973 года установила, что гомосексуальность сама по себе не является душевной болезнью. Теории "восстановительной" терапии трактуют гомосексуальность либо как задержку в развитии, либо как серьезную психопатологию, либо как комбинацию того и другого. В последнее время известные практики "восстановительной терапии" открыто связали устаревшие психоаналитические теории, патологизирующие гомосексуальность, с традиционными религиозными догмами, осуждающими гомосексуальность.

Сексологи первыми выступили с научной критикой таких теорий и религиозных воззрений, составляющих основу "восстановительной" или конверсионной терапии. Позднее критика последовала и со стороны психоаналитиков. Растет и число богословских трудов, оспаривающих традиционное библейское толкование осуждения гомосексуальности, лежащее в основе религиозного аспекта "восстановительной" терапии.

I. АПА подтверждает выраженную в 1973 году позицию и не считает гомосексуальность саму по себе диагностируемым психическим расстройством. Попытки последнего времени патологизировать гомосексуальность путем утверждения ее излечимости основаны не на строго научном или психиатрическом исследовании, а зачастую на влиянии религиозных и политических сил, противящихся предоставлению полных гражданских прав геям и лесбиянкам. В качестве научной организации АПА считает необходимым незамедлительно и надлежащим образом отвечать на заявления политических и религиозных групп о гомосексуальности как излечимом заболевании.

II. В качестве общего принципа, терапевт не должен определять цель лечения ни насильственным путем, ни при помощи косвенного воздействия. Психотерапевтические модальности конверсии либо "исправления" гомосексуальности основаны на теориях развития, научная ценность которых весьма спорна. Далее, отдельные случаи "излечения" уравновешиваются отдельными случаями нанесения моральной травмы. За последние сорок лет "восстановительные" терапевты не провели ни одного научного исследования, подтверждающего возможность излечения. Пока такого исследования не будет проведено, АПА рекомендует этичным терапевтам воздерживаться от попыток изменения сексуальной ориентации индивидуума и не забывать о первой заповеди врача - "не навреди".

III. Используемые в литературе по "восстановительной" терапии теории делают невозможным формулирование научных критериев выбора модальности лечения. В этой литературе не только игнорируется влияние социальной стигматизации на мотивацию усилий по излечению гомосексуальности, но сама эта литература активно стигматизирует гомосексуальность. Литература по "восстановительной" терапии также имеет тенденцию преувеличивать успехи лечения, забывая о возможных рисках для пациентов. АПА поощряет и поддерживает исследования Национальной медицинской академии и академического сообщества по оценке соотношения рисков и успехов "восстановительной" терапии" (American Psychiatric Association, 2000) . ..."

Гомосексуальное и бисексуальное поведение широко распространены в животном мире . Обзор исследователя Брюса Бэйджмила показал, что гомосексуальное поведение наблюдается в примерно 1500 видах , в диапазоне от приматов до колючеголовых червей, и хорошо документировано в 500 из них. Согласно Бэйджмилу, «животный мир делает это с намного большим сексуальным разнообразием — включая гомосексуальность, бисексуальность и нерепродуктивный секс — чем научное сообщество и общество в целом ранее хотели признавать», «не всё сексуальное поведение животных вращается вокруг размножения и произведения потомства» . Более новый обзор существующих исследований 2009 года констатирует, что однополые отношения являются почти универсальным явлением в мире животных, обычным во многих видах от червей до лягушек и птиц .

Подобные однополые отношения животных включает в себя: секс, ухаживание, привязанность (как форма любви, ласковое поведение, нежность), супружеские (моногамные) связи (англ.)русск. и совместную заботу о детёнышах.

Открытие гомосексуального поведения среди животных имело существенные последствия для защиты прав сексуальных меньшинств . В прошлом гомосексуальные половые акты рассматривались как «противоестественные» — peccatum contra naturam — «преступление (или грех) против природы» . На этом основывалась как идеология гомофобии в целом, так и юридические «законы против содомии» в частности. Теперь, когда оказалась доказана широкая распространённость однополых отношений в животном мире, обнаружилось, что гомосексуальность не противоречит природе (не «противоестественна» ). Этот аргумент был использован в деле Лоуренс против Техаса в Верховном суде США и указан в его решении, отменяющем преследования за гомосексуальность в 14 штатах. Аргумент и сейчас продолжает использоваться в общественных дебатах по многим вопросам защиты прав сексуальных меньшинств .

В последнее время в средствах массовой информации все чаще появляются материалы "высококвалифицированных" психологов, которые стараются убедить нас в нормальности гомосексуальных отношений. Мол, люди такими родились, ничего здесь не поделаешь, поэтому мы должны толерантно относиться к их стилю жизни и любить их такими, какие они есть. Однако эту нездоровую мысль разделяют далеко не все психологи. Кандидат психологических наук, практикующий психолог-консультант, декан факультета психологии Киевского института бизнеса и технологий, а также мать шестерых детей Людмила Гридковец уверена: гомосексуализм - это патология, которую нужно лечить, и которая, успешно лечится.

Нами манипулируют, когда пытаются доказать нормальность гомосексуальных отношений.

В настоящее время гомосексуальные половые связи считаются естественными. В некоторой степени вина за это лежит на тех психологах, которые с помощью СМИ приучают нас относиться к гомосексуалистам как к альтернативе традиционным отношениям. Зачем Ваши коллеги занимаются такой пропагандой?

Есть несколько причин. Первое - это продуцирование собственного патологического внутреннего мира наружу. Другими словами, человек всегда распространяет то, что имеет внутри. Если имеет добродетели - продуцирует добродетели, если имеет патологии, то соответственно продуцирует патологии... В свое время я проводила исследование, после которого смогла сделать вывод - 73 процента студентов-психологов идут учиться ради решения личных проблем. Но проблема состоит в том, что практически в 90 процентов ВУЗов изучают только теорию психологии, а вот человека, его внутренний мир - нет. Поэтому, психолог, который не решил собственные проблемы, после выпуска из ВУЗа, начинает ее культивировать.

Вторая причина - манипуляция. Происходит это очень просто. Специалист, который имеет личные проблемы, не крепкий в своих ценностных ориентациях, посещает определенный тренинг, чаще всего по гендерному равенству в Штатах или Канаде, и становится первой жертвой манипуляции. После этого начинает применять полученные знания, используя те же самые манипулятивные технологии.

Как именно происходит манипуляция сознанием?

На самом деле очень просто. Вам дается только определенная часть информации и предлагается сверить факты в этой части. Например, определенные ученые доказали, что гомосексуализм существует у высших млекопитающих и в первобытных племенах на протяжении всей истории человечества. Существует? Да, существует. Какой вывод якобы напрашивается? Якобы гомосексуализм - норма человеческого существования. Но на самом деле это чистой воды манипуляция. Если мы расширим круг информации, сразу же увидим абсурдность теории. Убийство, каннибализм, педофилия - все это также имеет место среди высших млекопитающих и первобытных племен на протяжении истории человечества. Однако такие явления нормой мы не считаем. То есть стоит всего-навсего расширить информацию и все становится на свои места. Впрочем, по закону манипуляции доступ к осознанию этой простой истины перекрывается.

Наверное, ярким примером манипуляции сознанием со стороны психологов можно назвать и случай с геем Элтоном Джоном, который во время визита в Украину отметил, что хотел бы усыновить ВИЧ-позитивного мальчика из Дома малютки в Макеевке. Тогда именно психологи, ссылаясь на какие-то исследования, убеждали украинцев в том, что наукой еще не доказано влияние воспитания в гомосексуальной семье на психику ребенка. Мол, далеко не факт, что мальчик также вырастит гомосексуалистом.

На самом деле никто не проводил таких исследований. Проще сказать, что "такой факт не доказан", чем провести такие исследования. Ведь на них нужны значительные суммы. А кто их даст?
Властная мать, вытесненные психотравмы, пропаганда СМИ, потеря духовных основ - все это причины мужского и женского гомосексуализма

В чем причина мужского гомосексуализма с точки зрения психологии?

Их несколько. Например, мальчик воспитывается в семье, где мать очень активная и властная женщина. Она контролирует детей, подавляет мужа. Примерно, как в том анекдоте: "Кто в доме хозяин? Папа. А вот кто сегодня будет папой, решает мама". У ребенка возникает протест против поведения матери, не осознавая это, он входит в своего рода коалицию с отцом. Соответственно, ищет себе мужчину, который сильнее матери.

То есть в воспитании мужчин-гомосексуалистов в большей степени виноваты матери?

Да, но есть одно "но". Когда я начала консультировать людей с такими проблемами, я увидела, что причина на самом деле по большей части связана с отцом. Обычно сын не может простить ему слабость, отсутствие желания защитить его от матери или свою оставленность. В общем непрощение отца - является базовым в гомосексуализме. А уже потом - отношения с матерью, о которых я упоминала ранее.

А с чем связан женский гомосексуализм?

Интересней всего то, что именно женские гомосексуальные отношения нигде в природе не встречаются - это исключительно фантазийная прерогатива людей. Основная причина лесбийских отношений - вытесненная психотравма, которая чаще всего связана с конкретным мужчиной. То есть это сексуальные домогательства в разном возрасте, о которых большинство девушек даже не помнят. Можно сказать, психика "позаботилась" и вытеснила все в сферу подсознания. Например, в моей практике был случай, когда в процессе консультации выяснилось, что в девять лет девочку сексуально домогались. Для нее это стало страшной травмой, поэтому психика, чтобы избавиться от нее, просто вытеснила этот случай. Такой опыт привел к тому, что девушка не могла иметь ни одних отношений с мужчинами, даже поход к доктору-мужчине становился для нее настоящей проблемой.

Еще одной модной в настоящее время разновидностью сексуальных отношений можно назвать бисексуализм...

Хочу сказать, что к такой искривленной модели отношений часто приводят именно психологи. К сожалению... Вот, например, распространенный случай. К психологу приходит подросток и говорит: "У меня такой классный друг, что я чуть ли не влюблен в него. Что делать?". Психолог не объясняет ему, что это обычная дружба, а определенные эротические переживания и влечение к представителю своего пола связаны с подростковым возрастом. Вместо этого говорит: "Ты определись уже, наконец, к кому ты относишься". После такого "совета" специалиста подросток начинает мучить себя этим вопросом и приходит к выводу, что ему действительно нравятся представители своего же пола.

Пропаганда с помощью СМИ может повлиять на формирование гомосексуального поведения?

Я хочу отметить то, что к гомосексуальным отношениям приводит целый ряд разных факторов. Есть более весомые причины, есть менее, но их несколько. Пропаганда через СМИ, демонстрация фильмов о гомосексуальной "любви" может стать тем решающим фактором, который склонит человека к практике нетрадиционных отношений. Также как и закрытая среда - тюрьма, школы для мальчиков, девочек. Так, в моей практике происходили случаи, когда воспитанниц футбольных клубов развращали более старшие девочки.
Гомосексуализм нужно и можно лечить

Для вас, как для практикующего психолога, гомосексуализм - это...

Гомосексуализм - это патология, которую нужно лечить. Поэтому гомосексуалист должен осознать, что он больной и должен захотеть вылечиться.

В вашей практике были случаи успешного лечения гомосексуализма?

Мое первое, так сказать, знакомство с представителями гей-культуры произошло в 92-м году в Швеции. Тогда там собралась молодежная тусовка со всей Европы, чтобы прослушать психологические лекции, в том числе и по поводу гомосексуализма. Лекции оказались абсолютно примитивными: геи - тоже люди, давайте их не бить. Но, практически не получив ничего полезного во время лекций, я тогда получила ценный опыт. Дело в том, что присутствующие там гомосексуалисты почему-то именно меня выбрали "своей жилеткой". Они рассказывали мне о своей "тяжелой" жизни, плакались, как их никто не понимает и так далее. По сути, эти ребята просто стали жертвами развращения - они имели любовников в возрасте, которые их содержали, старались убедить себя в нормальности таких отношений. И в результате мы имели то, что имели.

На тот момент я постоянно думала: "Господи, ну за что мне все это? Все себе развлекаются, а я должна выслушивать несчастных гомосексуалистов". Когда в 1995 году ко мне впервые обратился человек с такой проблемой, благодарила Бога за тот опыт.

Могу сказать, что клиентов, которые приходили с просьбой вылечить их от гомосексуализма, насчитывается с десяток. Больше тех, которых беспокоили депрессии, суицидальные мысли, алкогольная зависимость, галлюцинации. Они хотели избавиться от этого и в процессе терапии выяснилось, что на самом деле проблема лежит гораздо глубже. Люди осмысливали это, продолжали терапию и через некоторое время становились здоровыми.

Основное в браке - это любовь и воспитание детей

На сегодняшний день во многих странах гомосексуалисты пытаются добиться, чтобы их "браки" считались законными. На ваш взгляд, брак - это исключительно союз между мужчиной и женщиной или возможны альтернативы?

Вообще я не люблю слово союз. Для меня брак - это посвящение. Однако для гомосексуалистов слово союз - означает понятие, что-то наподобие "союз рабочего и крестьянки". У них не может быть посвящения, вечного познания друг друга, вечной присяги друг другу...

Кроме того, что вы опытный психолог, вы еще и мать шестерых детей. Как вы считаете, что во время воспитания ребенка родители должны избегать, а на что обратить внимание?

Стоит избегать очень распространенного в настоящее время фактора уникальности ребенка. В чем он состоит? Когда мама видит талант ребенка, она начинает превозносить ребенка над другими - с этим не гуляй, туда не смотри и т.д. Подрастая, ребенок ищет такого же талантливого, умного и... такого же пола человека. Другими словами, ищет свою копию... Понятно, что это может иметь плачевные последствия. Однако унижение ребенка также приводит к развитию патологий. Поэтому давая малышу понимание его уникальности и удивительности, необходимо при этом также давать ему понимание неповторимости и ценности каждого человека.

Обращайте особое внимание на любовь в семье - это базовое и в браке, и в воспитании детей. Мать должна любить свого мужа, а отец - свою жену. И очень важно, чтобы дети видели свидетельство этой любви. Также невероятно важно любить свою дочь или сына не за что-то, а просто потому, что он или она у вас есть.

Спасибо за интервью.

Беседовала Зоя Никитюк