Капканы егэ тесты. Егэ расставил ловушки

Вопрос № 3 Средства выразительности (тропы): Фразеологизм – устойчивое словосочетание, хранящееся в нашей памяти как одно слово. Фразеологизм всегда имеет переносное значение, его можно заменить одним словом. Примеры: не сводить глаз, видеть все в розовом свете, глаза загорелись, работать спустя рукава, сердце кровью обливалось. Метафора – скрытое сравнение, один из тропов, слово/словосочетание, употребленное в переносном значении на основе скрытого сравнения. Примеры: 1) Какая-то мелкая рыбешка приплыла, сверкнула голубой искрой и сгорела в луче фонаря, исчезла. 2) Всею своею собачье душою рацвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости. Олицетворение - троп, приписывание свойств и признаков одушевлённых предметов неодушевлённым. Весьма часто олицетворение применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами. Пример: Опишите вьющийся куст этих красных цветов, которые тянутся через ограду, хотят заглянуть в комнату, посмотреть через стеклянную дверь, что мы тут с вами делаем… Сравнение - троп, в котором происходит уподобление одного предмета или явления другому по какому-либо общему для них признаку. Цель сравнения - выявить в объекте сравнения новые, важные, преимущественные для субъекта высказывания, свойства. Как распознать: по союзам как, как будто, словно. Пример: загорелся, словно факел; не жалея слов, мягких, как хорошая повязка… Эпитет - определение, прибавляемое к названию предмета для большей изобразительности. Пример: Сомову – самый жестокий бойкот!

Редко встречаются такие термины: Устойчивое сравнение – что-то среднее между фразеологическим оборотом и сравнением. Пример: олень стоял как изваяние. (оборот не выделяется здесь запятыми, т. к. можно заменить одним словом «неподвижно») Гипербола - стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усилен ия выразительности и подчёркивания сказанной мысли, например: «я говорил это тысячу раз» или «нам еды на полгода хватит» . Противопоставление / антитеза –троп, используемый в литературе для СОПОСТАВЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ, ЛИЦ И ПРОЧ. . Как распознать: при помощи союза а или при помощи тире со значением противопоставления. Пример: Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости… Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.

Задание 1: выпишите из предложения все возможные тропы, какие найдете. Глубокая и тихая вода лакированно блестела, словно в реку вылили масло, и в это черное зеркало смотрелись с обрыва задумчивые ели, тонкие березки, тронутые желтизной.

Вопрос № 4 Орфограммы в приставках. 1. Важно из задания понять, какую именно приставку надо найти. 2. Знать, что существуют 3 группы приставок: первая группа приставок – НЕИЗМЕНЯЕМЫЕ ПРИСТАВКИ: по-, над -, за-, к-, из-, до-, в-, с- и. т. д. ВНИМАНИЕ! В КИМ может быть такая формулировка задания: «В предложениях …… выпишите наречие, в котором приставка требует написания на конце суффикса –А –» - это значит, что нужно вспомнить о приставках ИЗ-, ДО-, С -, которые в наречиях, образованных от прилагательных, требуют на конце написания суффикса – А -. Пример: далекий издалека сухой досуха новый снова При написании у таких наречий других приставок на конце будет суффикс -о -: сухой насухо

Впорос № 4 В предложениях …… выпишите наречие, в котором сочетание приставки и суффикса требуют написания через дефис» – это значит, что речь идет о правиле: «Приставка "по" с наречиями пишется через дефис только, если наречие заканчивается на суффиксы "-ому", "ему", "-и. » Примеры: по-новому, по-прежнему, по-русски, по- своему. В остальных случаях приставка "по-" пишется слитно. Примеры: поярче, побольше.

Вопрос № 4 Вторая группа приставок – это приставки на –З и –С. Правило: «В приставках, оканчивающихся на –З и –С, перед звонкой согласной пишется З, а перед глухой – С» это такие приставки как: ИЗ-/ИС-, РАЗ-/РАС-, ВОЗ-/ВОС -, БЕЗ-/БЕС и т. д. Формулировка задания: «Выпишите слово, в котором правописание приставки зависит от последующего согласного звука» – это значит, что надо искать приставку второй группы с чередованием З/С на конце, например: разгадать или расположить, исчезнуть, извести. ВНИМАНИЕ! В КИМ может быть такая формулировка задания: «Из предложений …… выпишите слово, в котором правописание приставки не определяется правилом (является исключением)» – это значит, что исключением из данного выше правила будет приставка С-, она не зависит от глухости – звонкости последующего согласного, ведь приставки З- не бывает. Или может быть такая формулировка: «Выпишите слово, у которого правописание приставки НЕ зависит от глухости/звонкости последующего согласного» . Пример: сделать - слово, в котором приставка С- является исключением из правила, данного выше.

Третья группа приставок ПРИ- ПРЕ- Приближение: приехать, Если можно заменить прийти; приставку ПРЕ- на слово ОЧЕНЬ: прехорошенькая Присоединение: прибить, собачонка (= очень приклеить, приколоть; хорошенькая собачонка), Неполнота действия: премилый ребенок (= очень Присесть, прикрыть, прилечь; милый ребенок); БЛИЗОСТЬ/ РАСПОЛОЖЕНИЕ Если приставку ПРЕ- можно ВБЛИЗИ: прибрежный (при заменить приставкой ПЕРЕ-: береге), приусадебный (при преступить закон (= усадьбе), пришкольный (при переступить закон), прервать школе) беседу (= перервать беседу)

Вопрос № 5 Правописание –Н-/-НН- в суффиксах разных частей речи Формулировки заданий: «Из предложений …… выпишите слово, в котором правописание суффикса не определяется правилом (является исключением)» – это значит, что необходимо вспомнить все исключения, связанные с написанием НН и Н в суффиксах разны частей речи. Прежде всего – исключения в прилагательных: деревянный, оловянный, стеклянный, ветреный. А также вспомнить исключения в полных страдательных причастиях: невиданный медленный священный негаданный деланный считанные нежданный желанный обещанный неслыханный жеманный штукатуренный нечаянный чеканный неожиданный чванный и отглагольных прилагательных, которые в современном русском языке не являются причастиями: смышленый, названый (брат), посаженый (отец), приданое (невесты), прощеное (воскресенье), конченый (человек)

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «Две Н пишутся в прилагательных, образованных с помощью суффикса -Н- от существительного с основой на Н» - это значит, что нужно искать прилагательное, у которого одна Н является частью корня, а друга я –суффиксом -Н-, например: Цена ценный Луна лунный Длина длинный Лимон лимонный Мина минный Война военный

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «Две Н пишутся в прилагательных, образованных от существительных с помощью суффиксов ОНН, ЕНН» Пример: болезненный от существительного «болезнь» Кстати, будьте внимательны при выделении суффикса, можно сделать ошибку, например: военный –корень воен, суффикс н. Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: «В кратком прилагательном пишется столько Н, сколько и в полной форме этого прилагательного» - это значит, что искомое слово должно отвечать на один из вопросов: каков? Какова? Каковы? Каково? Пример: Естественна (какова?) естественная (какая?) Безукоризненна (какова?) безукоризненная (какая?) Воспитанна (какова?) воспитанная (какая?)

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В полном страдательном причастии прошедшего времени пишется НН» - здесь необходимо отличать причастия от прилагательных по таким признакам: у причастия есть зависимое слово или приставка, оно обозначает действие, совершенное над кем-то в прошлом. Также необходимо вспомнить правило, когда у причастий пишется НН: 1) если есть приставка: вверенный документ (документ вверили) 2) если есть зависимое слово: жаренный (на чем?) на масле картофель; сравни: жареный картофель (нет зависимого слова от причастия). Образовано от глагола совершенного вида: сложенный конверт: его (что сделали?) сложили (сов. вид)

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В кратком страдательном причастии прошедшего времени пишется только одна Н» - значит, надо искать слово, которое отвечает на вопросв: каков? какова: ? Каковы? Но опять необходимо отличать искомое причастие от обычного краткого прилагательного – по наличию зависимого слова; приставки; или по смыслу: страдательные причастия обозначают действие, совершенное над кем-то или чем-то. Пример: Я приручен (каков?) – значит: меня кто-то приручил; Дорога плохо освещена (какова?) – это краткое страдательное причастие прошедшего времени, так как у него есть зависимое слово и оно обозначает действие, совершенное над дорогой: дорогу плохо осветили. А значит, в обоих случаях должна писаться одна Н.

Вопрос № 5 Выпишите слово, правописание суффикса в котором определяется правилом: « В наречии на –О, -Е пишется столько Н, сколько было в столе, от которого оно образовано» Пример: именно (наречие) именной (прилагательное)

Вопрос № 7 Синтаксис: Виды связи в словосочетании Согласование Управление Примыкание Как распознать: вопросы: какой? Какая? Какое? Чей? Чья? Чье? следовательно, зависимое слово - прилагательное или причастие, порядковое числительное Как распознать: вопросы косвенных падежей: кого? Чего? Кому? Чему? Кем? Чем? О ком? О чем? следовательно, зависимое слово – существительное Как распознать: вопросы неизменяемых частей речи: как? Когда? Сколько? Что делать? Что сделать? Следовательно зависимое слово – неизменяемая часть речи (наречие, деепричастие, инфинитив) Пример: соловьиное (чье?) пение, сильные чувства, первая встреча Пример: пение (кого?) соловья Внимание! Пойти (куда?) в школу – управление, потому что зависимое слово – существительное, танки (чьи?) немцев – тоже управление, потому что зависимое слово существительное, можно задать еще вопрос кого? Примеры: петь (как?) посоловьиному, удивленно (как?) обернуться, начал (что делать?) читать

Задание № 2: замените данный тип связи «согласование» на «управление» Дощатый сарай Стеклянная дверь Морской берег Задание № 3: замените тип связи «управление» на тип связи «согласование»: Дно колодца Правила школы Набеги казаков Задание № 4: заменить тип связи «управление» на тип связи «примыкание»: Обернулся в удивлении Ударить с силой

Вопросы № 8 и 11 Грамматическая основа. Чем может быть выражено подлежащее: Существительное в И. п. : Язык отражает душу народа. Местоимение в И. п. : Он вышел. Неопределенная форма глагола: Быть честным –это еще полдела. Понимать – значит сочувствовать. Словосочетание, в котором одно из них – в И. п. : Мы с мамой пошли в магазин. Сравни: Я с мамой пошла в магазин – здесь «с мамой» – дополнение. Очень редко: словосочетания без И. п. – Прошло около часа.

Виды сказуемого Простое глагольное сказуемое: Язык отражает душу народа. Составное глагольное сказуемое (вспомогательный глагол + неопределенная форма глагола): Мы начали работать – начали – вспомогательный глагол, работать – неопределенная форма глагола. Составное именное сказуемое (глаголы БЫТЬ, СТАНОВИТЬСЯ + имя существительное/прилагательное/числительное): Он был честным человеком. Существительное в И. п. – в том случае, если и полежащее тоже выражено существительным в И. п. , тогда между подлежащим и сказуемым ставится тире: Любовь (сущ. И. п.) – величайший дар (сущ. И. п.) человеку.

Вопрос № 9 Обособленные члены предложения Обособленные обстоятельства – это значит, что нужно искать обстоятельство, выделенное запятыми. А какое обстоятельство выделяется всегда запятыми? – деепричастный оборот: «Но тут автор обидных строк, вскочив с постели, подбежал к другу» . Одиночное деепричастие, которое всегда выделяется запятыми: «Читая, он думал об этом разговоре» Или сравнительный оборот: небо черное, как тушь. Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка. Уточняющее обстоятельство: «На углу, возле почты, была фотографическая витрина»

Обособленные согласованное определение Значит, надо искать выделяемый запятыми: причастный оборот: « Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке» . определительный оборот: «Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузьмичу» . Приложение: «Мне, человеку в костюме босяка, трудно было вызвать его, франта, на разговор» .

Обособленное несогласованное определение может выражаться: 1. существительным в Т. п. или П. п. (+ предлоги С или В) с зависимыми словами или без, неопределённой формой глагола с зависимыми словами, прилагательным в сравнительной степени с зависимыми словами. Чем отличается несогласованное определение от согласованного? Согласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи согласования (деревянныйзабор, наш подъезд, второй этаж, летящий шар). 2. Несогласованное определение - это определение, которое связано с определяемым словом при помощи управления ипримыкания (улица города, юбка в клеточку, её ученики, бумагапотолще, прогулка верхом, ребёнок лет пяти, обещаниелюбить). 3. К несогласованному определению, выраженному существительным, можно задать два типа вопроса: какой? и вопрос косвенного падежа (Т. п. или П. п.) кем? Чем? ком? чем? : Москва, вся в новогодних гирляндах, выглядела красиво. Москва КАКАЯ? В ЧЁМ? вся в новогодних гирляндах В данном примере обособленное несогласованное определение выражено существительным в П. п. (в гирляндах) с зависимыми словами (вся, новогодних).

Вопрос № 12 Задача при выполнении этого задания заключается в распознавании видов связи между частями сложного предложения. Существует три вида связи: Сочинительная - распознается по сочинительным союзам: а, и, но, то-то, не то – не то, да(= и /но), зато, либо, или. Подчинительная – по подчинительным союзам: что, чтобы, когда, где, потому что, как, как будто и т. д. Бессоюзная – здесь необходимо смотреть на знаки препинания между частями сложного предложения. Задание: в приведенных ниже предложениях пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью: «Когда мальчику исполнилось одиннадцать лет, (1) к его отцу приехал приятель, (2) генерал Ганнибал, (3) которого Пушкин увековечил под именем «арапа Петра Великого» . Василий Иванович со вздохом поведал о причудах и упорстве сына, (4) и, (5) заинтересовавшись, (6) гость прошел к мальчику»

Вопрос № 14 Предложения с разными видами связи. Как распознать: Минимум должно быть три грамматических основы; В отличие от 13 -го задания, где дано одно главное и несколько придаточных предложений, соединенных только подчинительной связью, в этом задании могут встречаться самые разные комбинации: 1. сочинительная и подчинительная связь: «Все мальчики тоже сочиняли стихи, но, слушая стихи Пушкина, они понимали, какая огромная разница между тем, что сочиняли они, и тем, что сочинил их удивительный сверстник» . , но , (какая …), (что…), и тем, (что…) 2. Подчинительная и бессоюзная: «Вскоре он заметил, что это не просто игра: мальчик довольно умело ориентировался в тактических сложностях маневра. [, (что)]: . 3. Сочинительная и бессоюзная: «Дети решили пойти в поход, но мама их не пустила: по прогнозам должен быть ураган» , но : 4. Сочинительная, подчинительная и бессоюзная: «Когда все гости пришли, началось застолье, и прислуга не успевала подавать блюда: так быстро все съедали ненасытные детишки» . (когда…), , и : .

Вопрос № 13 Предложения с разными видами подчинения придаточных. Как распознать: должно быть минимум три грамматических основы, две из которых являются придаточными (зависимыми), между ними подчинительные союзы. Виды подчинения придаточных: 1. Последовательное поподчинение – это вид подчинения придаточных, при котором одно придаточное зависит от другого: Это выражалось в целой системе самовоспитания (какой?), которой подверг себя десятилетний мальчик (зачем?), чтобы осуществить свою мечту. , (который…), (чтобы…).

Виды соподчинения придаточных однородное Соподчинение называется однородным, если придаточные одного вида относятся к одному и тому же слову в главном или ко всему главному: Поесть не очень стыдно (почему?), когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет. неоднородное , (когда …) и (когда…) Соподчинение называется неоднородным, если к главному предложению относятся придаточные разных видов или если придаточные одного вида присоединяются к разным словам в главном предложении: Мальчик видел, как толпа рукоплескала знаменитому оратору, и удивлялся силе его красноречия, которое покорило всех. [ , (как…), ], (которое…)

Задание: определить вид соподчинения придаточных С тех пор как он поверил, что, ежедневно тренируясь, он сможет научиться летать без ног и снова стать полноценным летчиком, им овладела жажда жизни и деятельности. Комната, в которой вдоль стен стояли шкафы с неплохими игрушками, сразу видно, иностранного производства, и на стенах висели разноцветные календари и плакаты, была просторной и светлой. Это уж потом узнал Пряхин, что работает тетя Груня не санитаркой, не медсестрой, а вахтершей, сидит при входе, а после смены обходит госпитальные палаты, кому водички подать, кому подоткнуть холодное суконное одеяльце, хотя никто ее об этом не просил.

Есть мнение, что с тестовой частью ЕГЭ можно успешно справиться, если запомнить базовые правила и регулярно выполнять типовые задания. Действительно, многие навыки легко доводятся до автоматизма. Однако выполнять тестовые задания «на автомате» всё же не стоит: можно угодить в «капкан» и потерять драгоценные баллы. Вывод: со всеми до единого тестовыми заданиями нужно работать осознанно . «Автоматизм» здесь не поможет, и «натаскивание» бесполезно.

Остановимся на самых распространённых «ловушках» и постараемся в них не попадаться. В конце концов, предупреждён — значит вооружён.

Проверяемые безударные гласные в корне.

Чтобы не ошибиться в их написании, необходимо подобрать проверочное слово (однокоренное слово и форму слова) так, чтобы на стало падать ударение: тр…ва – трАвы – тра ва . Это правило знакомо даже первоклассникам. И всё же…

***

«Ловушка» 1.

Глаголы с суффиксами -ЫВА-, -ИВА- не могут быть проверочными словами!

Попробуйте-ка подобрать проверочное слово к слову оп…здать . Увы, некоторым из нас коварная интуиция подскажет формы глагола опА здывать, опА здывает и т.п. Однако проверочными будут родственные слова пО здний , пО здно – а значит, в корне слова опо здать пишется о .

Почему же слово опоздать не может быть проверочным, в то время как другие подобные глаголы для этих целей успешно используются? Вспомним: прив…дить – привО дит, п…сать – пИ шет.

Внимание, правильный ответ: слову опаздывать быть проверочным мешает суффикс -ЫВА-. Дело в том, что при образовании форм глаголов с суффиксами -ЫВА- И -ИВА- происходит чередование О и А в корне. Поэтому проверять гласные в корнях такими глаголами не стоит.

Итак, запоминаем: глагол с суффиксом -ЫВА- или -ИВА- не может быть проверочным словом!

Опо здать: проверочное слово — по здний (а НЕ опа здыва ть ),

раскро ить: проверочное слово кро й (а НЕ раскраива ть ),

насто ять : проверочное слово насто й (а НЕ настаива ть ).

***

«Ловушка» 2.

Подбирая проверочное слово, учитывайте значение!

Слова могут звучать абсолютно одинаково, но при этом писаться по-разному. Всё зависит от значения.

Сравните: сп…шите (текст с доски) и сп…шите (на урок) . В обоих словах на месте пропуска слышится один и тот же гласный звук – средний между [и] и [э]. Однако мы подбираем разные проверочные слова и вставляем на месте пропусков разные буквы: спи шите в первом случае и спе шите – во втором.

В тестах ЕГЭ подобные слова пишутся с пометкой в скобках. Например, разв…вается (на ветру) или разв…вается (ребёнок) . Не пренебрегайте такими пометками. Они означают, что слово можно писать по-разному в зависимости от значения. Разумеется, вы уже подобрали проверочные слова и знаете, что в первом случае нужно вставить букву е (проверочное слово – ве ять ), а во втором – и (проверочное слово – разви тие ).

***

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Казалось бы, какие могут быть «ловушки» в словах с непроверяемыми гласными? Учи их, старайся запомнить как можно больше и как можно лучше – и будет тебе счастье. Но не тут-то было! «Капканов» и здесь предостаточно.

***

«Ловушка» 3.

Не проверяйте написание гласных словами, которых нет!

Одна из самых распространённых ошибок в том, что непроверяемые гласные нередко путают с проверяемыми и даже пытаются подобрать к ним проверочные слова.

Нельзя проверить ударением выделенные гласные в словах: игно рировать, экстре мальный, утра мбовать, нава ждение. Это слова с непроверяемыми гласными!

Гласную о в слове игно рировать нельзя проверять словом игнор хотя бы по той причине, что слово игнор является жаргонизмом и в литературном языке его пока нет.

Букву е в слове экстре мальный нельзя проверять словом экстри м . Слова эти пришли в наш язык разными путями. Так уж получилось, что существительное экстрим заимствовано из английского языка совсем недавно, гораздо позже, чем слово экстре мальный (от французского extreme ).

Слово утра мбовать не имеет ничего общего с тро мбом . А значит, и проверять его этим словом не стоит. Слово утрамбовать пришло в наш язык в начале 19 века из польского, где tra mbować значит «топтать ногами» , и в русском языке является непроверяемым.

Слово нава ждение не имеет ничего общего с во ждением , потому и гласные в корнях этих слов пишутся разные – а и о соответственно. Более того, гласная в корне слова нава ждение непроверяемая, а в слове во ждение – проверяемая (проверочное слово — водит ). Слово наваждение пришло в русский язык из старославянского – от нава дити, то есть «обмануть» .

***

Чередующиеся безударные гласные в корне.

У каждого корня с чередованием есть строго закреплённое за ним значение – старайтесь не забывать об этом, повторяя правила.

«Ловушка» 4.

Корни бывают омонимичными!

Что значит омонимичные корни ? Так же, как и слова-омонимы, эти корни звучат и даже пишутся одинаково, но имеют абсолютно разные значения.

Корень гар//гор связан с горением, сгоранием, загоранием : го реть, сго рать, приго реть, зага р и т.п. Корень гор есть и в словах с другим смыслом, однако чередующимся в них уже не является. В слове го ристый безударная о в корне проверяемая (проверочное слово – го ры ); в слове го ревать – о в корне также проверяется – словом го ре .

Значение чередующегося корня раст//ращ//рос «то, что связано с ростом, растительностью» : ра стение, взра щённый, водоро сли . В слове ро са гласная в корне проверяемая (ро сы ).

Чередующийся корень тер//тир связан с трением, стиранием : выте р, зати рать. Гласная е в корне слова поте рять проверяемая (поте ря) .

Чередующийся корень кас//кос имеет значение «касание, прикосновение»: касаться, коснуться. Гласная о в слове ко са (в любом значении) проверяемая о сы) . Проверяется ударением и о в корне слова ко сой (ко со) .

Очень часто школьники путают с омонимичными корнями чередующийся корень мир//мер , который имеет значение «умирание, замирание» . Не забываем, что являются проверяемыми, а не чередующимися гласные в корнях слов:

прими рять (врагов) – проверяем словом мир ,

приме рять (костюм) – проверяем словом примерка ,

сми риться – проверяем словом сми рный .

Разумеется, это не все «капканчики», которые расставляют для вас составители тестов ЕГЭ. «ЕГЭ похож на минное поле», — признался один из выпускников… Возможно, он прав. Но ни «мины», ни «ловушки» не страшны тому, кто добросовестно готовится к экзамену.

Проверьте, насколько хорошо вы готовы к выполнению задания 8 на ЕГЭ по русскому языку:


1. С чего начать сочинение на экзамене.

1) Лист не подписывать никак. Писать строго по предложенному тексту, а для этого следует читать с ручкой, вникая в содержание текста, отмечая проблемы, поднятые автором, обратить внимание на Ф.И.О. автора, крат. статью о нём.

2) Писать строго по плану, каждый пункт с абзаца, отступ 2 см.)

2. Вступление (2-4 предложения) - это тема текста. Образцы вступлений, например, об одинокой старости

а) вопросительное предложение: Почему в наше время так много одиноких пожилых людей? Кто в этом виноват? Что нужно сделать, чтобы изменить эту ситуацию?

б) приём умолчания. Одинокая старость... Как больно смотреть...

в) приём градации: Детство. Юность. Старость.

г) цитата из текста, д) назывное предложение; е) ряды однородных членов; ж) пословицы и поговорки. Как известно... Как сказал кто-то из великих...

з) риторический вопрос

3. Формулировка проблем, поднятых в тексте автором.

В тексте... ф.и.о. поднимаются важные... (актуальные, злободневные) проблемы современности (нашего времени, нашего общества). Проблема..., ..., ... Почему?.. Чем объяснить?.. Может ли?.. Эти непростые (сложные) вопросы задаёт автор и пытается найти на них ответ .Чтобы правильно обозначить проблему, нужно ответить на вопрос: Что хотел сказать автор текста. Например, если, прочитав текст, мы говорим, что автор хотел показать, как сильно, бескорыстно родители любят своих детей, то проблема в тексте: сила родительской любви

4. Комментарий к проблеме. Прокомментировать - это значит пропустить текст через себя. (Что заставило автора задуматься над этим?)

Чтобы мы поняли насколько важны проблемы, поднятые в тексте, автор рассказывает нам о... (что заставило автора задуматься над...)

Благодаря этому, мы видим (понимаем), как важно автору было донести до нас свои размышления.

5. Позиция автора - отношение автора к проблеме, ответ на вопрос темы, желательно повторить ф.и.о. автора, можно использовать цитирование (Рассказывая о..., автор обращает наше внимание на..., призывает нас к..., заставляет задуматься над... Для него важно...)

6. Собственная позиция о проблеме - нужно согласиться или не согласиться с атором (Текст (ф.и.о. автора) не может никого оставить равнодушным, и я полностью разделяю позицию автора. Автор, безусловно, прав, считая, что..., так как..., во-первых,...

I. Пояснительная записка

Элективный курс «Капканы ГИА» в 9 классе рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствии с требованиями и моделями заданий ОГЭ-9 2015-2016 уч. г. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к итоговой аттестации в новой форме. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению 3 части (альтернативное задание 15) – задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов новой формы ОГЭ-9 по русскому языку;

Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение ОГЭ-9.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

В результате изучения курса учащиеся должны:

Систематизировать полученные в ходе изучения русского языка знания;

Уметь писать сочинения-доказательства на заданные темы;

Уметь писать изложения разных видов (полные и сжатые).

ЗНАТЬ:

нормы литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические).

Применяя полученные знания, учащиеся должны УМЕТЬ:

Соблюдать языковые нормы в устных и письменных высказываниях;

Находить и исправлять речевые ошибки в работах разного вида (тестах, сочинениях).

Для достижения этих целей необходимо решить следующие задачи:

Дать понятие о нормах языка;

Рассмотреть основные типы лексических, грамматических ошибок;

Познакомить с орфоэпическими правилами и составить списки слов, в которых ударение или строго фиксированное, или вариантное;

Познакомить с тестовыми заданиями и сочинениями, которые доказывают необходимость обращения к теме курса.

    умение понимать на слух содержание звучащих художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    умение понимать основную мысль прослушанного текста;

    умение подробно излагать содержание прослушанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    умение интерпретировать информацию звучащего текста;

    умение точно и полно понимать содержание прочитанных художественных, публицистических, научно-популярных, официально-деловых текстов различных функционально-смысловых типов речи;

    умение понимать главную мысль прочитанного текста;

    умение понимать основную мысль, объединяющую прочитанный и прослушанный тексты;

    умение интерпретировать информацию прочитанного текста;

    умение определять стиль и функционально-смысловой тип речи прочитанного текста;

    умение определять средства связи предложений в тексте;

    умение проводить звукобуквенный анализ слова;

    умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота;

    умение проводить морфемно-словообразовательный анализ слова;

    умение определять основные способы образования слов;

    умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам;

    умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам;

    умение находить грамматическую основу предложения и определять языковые средства её выражения;

    умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания;

    умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи;

    умение выражать собственное мнение по проблеме, затронутой в прослушанном и прочитанном текстах, аргументировать его с привлечением информации, извлечённой из них, а также знаний, жизненного или читательского опыта;

    умение последовательно излагать собственные мысли;

    умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи;

    умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка;

    умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.

В ходе занятий учащиеся должны научиться:

    Работать с тестовыми заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать ее смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

    четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

    выполнять различные типы тестовых заданий;

    самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

    четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке;

    хорошо ориентироваться в полях заполняемого на экзамене бланка;

    правильно отмечать в бланке вариант ответа;

    вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

    сосредоточенно работать в течение временного интервала, превышающего 45 минут.

На занятиях используются:

    Лекции учителя с различными видами заданий;

    Составление обобщающих таблиц и схем;

    Самостоятельная работа учащихся (наблюдения над языковым материалом, их анализ, выводы).

    Самостоятельный отбор материала.

    Работа в группах.

    Проведение деловых игр и практикумов.

    Работа с пакетами КИМов.

    Написание изложений и сочинений.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

Программа курса рассчитана на 17 часов из расчета 0,5 часа в неделю.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ-9.

Основные разделы элективного курса.

Программа элективного курса «Капканы ГИА» состоит из трех основных разделов:

1. Сжатое изложение.

2. Решение тестовых заданий формата ОГЭ-9.

3. Задание открытого типа (альтернативное задание 15) с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

    умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

    умение вычленять главное в информации;

    умение сокращать текст разными способами;

    умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

    умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с выбором ответа Часть 2 (задания 2–14) – задания с кратким ответом. При этом буквенные обозначения связаны не с уровнем сложности самого задания (все задания второй части не выходят за пределы базового уровня), а с технологией его выполнения.

Задания второй части проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками культурно-ценностных категорий этого текста, ориентированы на проверку орфографических знаний и умений, а также проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы ОГЭ-9 содержит творческое задание открытого типа (альтернативное задание 15) с развёрнутым ответом (сочинение), которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно - на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

При подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему нужно помнить, что задание в демоверсии 2014 г. изменилось, поэтому рекомендуется использовать материал, отражающий разные языковые явления.

Главные принципы, на которых строится курс, - научность, системность, доступность. Это позволит школьникам лучше подготовиться к экзаменам.

Информационный материал сочетается с такими формами работы, которые позволят учащимся повысить уровень ЗУН, необходимых для успешной сдачи экзаменов.

Раздел II . Учебно-тематический план.

Содержание

Кол-во часов

Количество тестов и работ по развитию речи

Введение. Значение курса, его задачи.

Текст. Сжатое изложение.

Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

Повторение. Итоговый контроль.

Текст. Сочинение на лингвистическую тему.

ИТОГО

IV. Список учебной литературы

1. ФИПИ. ГИА Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. Под редакцией И.П.Цыбулько./ М., Национальное образование, 2016.

3.Т.Г.Егораева. Русский язык. ОГЭ-9. Типовые тестовые задания. 9 класс./М., «Экзамен», 2016.

4.И.П.Васильевых, Ю.Н.Гостева. Контрольные работы в новом формате. 9 класс./ М., «Интеллект-Центр, 2015.

5.Т.Н. Мамона. рабочая тетрадь по русскому языку «Готовимся к изложению». 9 класс./ М., «Экзамен».

Словари и справочники

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

Здравствуйте, дорогие выпускники! Грустный факт — все задачи с кратким ответом на самом экзамене (профильный уровень) безошибочно решает лишь небольшая часть сдающих, а именно около 25 процентов школьников. К сожалению, почему-то, статистики по России найти не удалось, может у вас есть точные данные или официальный анализ, можете написать в комментариях.

Но факт остаётся фактом и при том пренеприятным. Да! Порой сразу после экзамена наступает озарение – ту же осознаются ошибки и хочется ударить от негодования по рядом стоящему дереву, но что толку. Драгоценные баллы уже бездарно потеряны …

Даже подготовленные ребята, допускают «смешные» ошибки, или на несложном примере теряют неоправданно много времени. Почему? Как говориться – есть причины и нюансы.

Разберём несколько «хитреньких» заданий. Конечно, на самом деле никаких ловушек для вас составители задач не планировали, просто так их называют в быту.

В этой статье сделан акцент на некоторых из них отдельно. Они просты, но почему-то при решении ребята частенько ошибаются. Итак!

26644. Налог на доходы составляет 13% от заработной платы. После удержания налога на доходы Мария Константиновна получила 9570 рублей. Сколько рублей составляет заработная плата Марии Константиновны?

Обратите внимание, что 9570 рублей это зарплата после удержания 13%. Значит разделив 9570 на 87 мы узнаем сколько рублей соответствуют 1 проценту, далее остаётся умножить полученный результат на 100, и мы определим заработную плату до удержания:

Многие привыкли решать через составление пропорции.

Всю зарплату (а она нам неизвестна) – это х рублей принимаем за 100%. 9570 рублей это зарплата после удержания и соответствует она 87 процентам. Пропорция:

9570 рублей - 87%

х рублей — 100 %

Вычисляем:

Ответ: 11000

*В чём допускают ошибку и почему?

Многие очень привыкли к типу заданий, где данная в условии величина есть именно та, которую нужно принять за 100 процентов. И начинают «придумывать» такие пропорции как:

9570 рублей — 100%

х рублей — 87 %

В результате получают величину меньше 9570 и записывают её как ответ. Просто оцените изначально – если сказано, что это зарплата после удержания, то понятно, что в итоге мы должны получить число больше чем 9750.

77349. В сентябре 1 кг винограда стоил 60 рублей, в октябре виноград подорожал на 25%, а в ноябре еще на 20%. Сколько рублей стоил 1 кг винограда после подорожания в ноябре?

25 процентов от 60 это:

Значит в октябре виноград стал стоить 60+15=75 рублей.

20 процентов от 75 это:

Значит в ноябре он стал стоить 75+15=90 рублей.

*Можно решить используя следующую форму записи (суть одна):

Определим цену килограмма после первого подорожания:

Определим цену после второго подорожания, при чём считать будем уже относительно цены 75 рублей:

*В чём допускают ошибку?

После первого подорожания считают, что второе подорожание происходит относительно начальной цены в 60 рублей. И получают, что второй раз цена выросла на

В итоге получают 75+12=87 рублей.

Ребята, забудьте про начальную цену! Всё: второе подорожание происходит относительно 75 рублей. Это вроде бы и понятно, но начинаем чудить зачем-то.

77368. Решите уравнение

Используем формулу квадрата суммы (разности) двух чисел (выражений):

Вычисляем:

Проверка:

Ответ: -1,5

*Что сказать?…

После того, как пример появился перед глазами, так и хочется приравнять выражения стоящие под знаками квадратов (и некоторые это делают):

Что получаем? Решения нет! Как нет? Так не бывает… И начинаем думать – как же так? Может составители заданий ошиблись? А то и паника начинается.

Если видите, что у вас квадраты выражений, то сразу применяйте формулы сокращённого умножения.

Кстати, такая ошибка чревата. Будет у вас например задание:

Решить (2х+5) 2 =(6х+1) 2 . Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

Приравняете вы выражения под корнями и получите 1. А верным ответом является совсем другое число.

**Есть ещё вариант решения. Можно перенести выражение стоящее справа в левую сторону и использовать формулу разности квадратов:

77382. Решите уравнение log х–5 49=2. Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажите меньший из них.

Всё вроде бы просто. По свойству логарифма:

Решаем квадратное уравнение:

*Можно было сразу определить, что выражение, стоящее под знаком квадрата равно 7 или –7, так как только эти два числа при возведении в квадрат дают 49 и решить можно было так:

корни равны 12 и –2.

Важно! Обратите внимание, что при х = –2 основание логарифма имеет отрицательное значение (известно, что его основание должно быть положительным). Если вы просто выберите меньший корень не проверив его по условию определения логарифма, то ответ запишите не верным. Решением является корень 12.

*В чём допускают ошибку? Не проверяют корни на соответствие условию логарифма. Получили два корня и выбрали меньший из них, и ошибка получилась.

27437. В параллелограмме АВCD sin A = (√21)/5. Найдите cos B.

Известно, что синусы смежных углов равны. Значит синусы двух любых соседних углов параллелограмма равны, то есть:

Теперь из основного тригонометрического тождества остаётся найти cos B. Из sin 2 B + cos 2 B =1 следует, что

*Перед корнем мы поставили знак «–». Почему?

Из рисунка видно, что угол В тупой (он больше 90 градусов). А косинус угла от 90 до 180 градусов отрицателен (см. тригонометрическую окружность).

*В чём допускают ошибку?

Перед корнем упускают знак минус, и получают положительное число. Это происходит из-за того, что основное тригонометрическое тождество часто используется при решении прямоугольного треугольника и мы настолько привыкаем, что перед корнем у нас стоит плюс, что видимо это как-то отпечатывается в сознании.

**Понятно, в прямоугольном треугольнике углы острые, поэтому и значения тригонометрических функций углов положительны. Но вы помните! При выражении числа (выражения) стоящего под знаком квадрата перед корнем всегда будет «±» и что касается тригонометрического тождества, получим:

То есть сразу при прочтении условия смотрите, какую тригонометрическую функцию какого угла (острого или тупого) нужно найти.

Если это тупой угол, то косинус, тангенс и котангенс должны получиться отрицательными.

Если это острый угол, то все тригонометрические функции должны быть положительными.

*Другой путь решения

Ответ: –0,4

В следующем задании никаких хитростей нет, но оно вызывает вопросы. Не паникуйте! Помните, что практически все логарифмические уравнения решаются через применение основных свойств логарифма.

315121. Найдите корень уравнения

Скажите, кому из вас знакомо свойство:

Если знакомо, то отлично! Вы можете использовать его смело:

*Только не забудьте о том, что выражение стоящее под знаком логарифма больше нуля, то есть проверьте корень.

А как быть если это свойство вы не знаете? Решаем по шагам используя «обычные» свойства (они вам должны быть знакомы):

Проверим выражение под знаком логарифма:

Ещё есть ряд задач без каких-то там «хитростей». И вероятность того, что вам они на ЕГЭ попадут мала, но она есть. Данные формулы в школьном курсе используются редко, поэтому имейте их ввиду.

27923. Боковые стороны равнобедренного треугольника равны 40, основание равно 48. Найдите радиус описанной окружности этого треугольника.

Но формулы указанные ниже помнить нужно!

1. Площадь треугольника (формула Герона):

2. Формула радиуса описанной окружности:

3. Формула радиуса вписанной окружности:

Данные задания включены вкнигу «Самые хитрые задачи ЕГЭ по математике». Там собрано более 180 заданий, которым следует уделить особое внимание. Рекомендуем к изучению!