Социальные нормы. Презентация на тему «Социальные, психологические и речевые нормы общения Социальные и психологические нормы общения

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей.

Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.

Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости. К поведению, соответствующему социальной норме, относится и максимальная отдача в труде и выполнение только что усвоенного первоклассником правила вставать из-за парты при появлении учителя в классе.

Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного и чужого поведения.

Тесная связь эмоций и чувств была положена в основу информационной концепции эмоций, сформулированной П.В. Симоновым.

Сущность этой концепции сводится к тому, что человек, сознательно или неосознанно, сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения.

Если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются в большей или меньшей мере осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности. Информационная концепция эмоций обладает несомненной доказательностью, хотя и не охватывает объяснением всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не все эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему.

Как и все психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств тесно связаны с деятельностью мозга и физиологическими реакциями. Именно физиологические реакции можно измерить, оценить: учащение сердцебиений, потоотделение, кожно-гальваническая реакция и др. Однако связь эта очень сложна и неоднозначна. Совершенно одинаковые физиологические проявления могут быть следствием самых разных эмоций, например сильного страха или бурной радости.

1 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ…………………………………………...6

2 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ…………………………………14

3 РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ………………………………………………...21

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..25

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………………26


ВВЕДЕНИЕ

В данной курсовой работе рассматриваются социальные, психологические и речевые нормы общения. Объектом моего исследования является правильное коммуникативное поведение человека в обществе.

Тема работы актуальна, так как в русском языке большое количество правил общения, от соблюдения которых зависит степень успешности коммуникации. Я считаю, что правильность речи и соблюдение речевого этикета – залог понимания собеседником и его положительного отношения к вам. Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на основе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Чтобы человека поняли, ему недостаточно иметь хорошую дикцию. Он должны четко осознавать, что собирается сказать. Кроме того, он должны выбрать такие слова и манеру поведения, чтобы мысль была верно понята, поэтому необходимо иметь представления не только о вербальных, но и о невербальных коммуникациях. Также важно соблюдать социальные нормы, возрастную и должностную субординацию, которые также влияют на успешность общения.

Тема была неоднократно рассмотрена многими авторами, причем не только с точки зрения филологии, но и с точки зрения психологии и социологии. Я считаю, эта проблема уже достаточно подробно исследована, однако нормы постоянно меняются, и единого мнения о них нет. Много книг посвящено нормам общения и речевому этикету, так как соблюдение или несоблюдение этих норм оказывают огромное влияние на положение человека в обществе.

Новизна этого исследования заключается в том, что прежде эти нормы общения редко рассматривались вместе. Обычно все они исследуются по отдельности.

Цель моего исследования заключается в том, чтобы вывести основные правила, необходимые для успешного общения, проанализировать особенности социальных и психологических норм, речевой этикет, применение правильных форм слова и верного ударения, умение вести себя при беседе и некоторые другие признаки вербальных и невербальных коммуникаций.

Я собираюсь исследовать нормы общения на основе литературы на данную тему в области лингвистики и психологии, сравнить современные особенности поведения людей в обществе и особенности, существовавшие раньше, провести анализ речевого этикета в разных странах и определить основные различия.


1 СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ ОБЩЕНИЯ

Человеческое общение в любой стране обязательно проходит в условиях социального контроля, поэтому подчиняется определенным нормам и правилам, установленным в данном обществе. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных.

Этикет представляет собой ядро культуры общения, образец коммуникативного поведения, поэтому я хочу немного рассказать о развитии этикета (в частности – речевого), начиная с эпохи античности и заканчивая современностью.

Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения – этикета, ряд исследователей относит к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). Правила повседневного поведения лишь в самой общей форме ориентировали человека на проявление его личных добродетелей. Поведенческие нормы не указывали, как следует действовать в конкретных ситуациях, а давали только общее направление деятельности, представляя каждому максимальную свободу выбора поведения.

Тогда же формировались и представления об обходительности (нравственный прообраз того, что позже стали называть манерами). Согласно концепции Аристотеля, она бывает трех родов: «Первый род – в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй – когда приходят на помощь всякому бедствующему. И наконец, третий род обходительности – когда бывают гостеприимными застольниками».

В эпоху средневековья этикет предстает перед нами совсем по-иному, когда он формируется и существует в своем классическом виде. Большинство исследователей истории культуры относят возникновение этикета как сложившейся нормативной системы именно к этому времени.

Средневековое общество Западной Европы было жестко иерархизировано. Общественное сознание той эпохи представляло его состоящим из трех разрядов - «молящихся, воюющих и работающих». Но постепенно класс феодалов стал расширяться за счет незнатных воинов (рыцарей). К XI в. В Западной Европе сложилось особое сословие - рыцарство, которое в XII-XV в.в. достигло своего расцвета. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества, создавшим свой образ жизни, свой кодекс морали и нравов. Они сформировали особые и ценности, позволившие им отделиться от неблагородных, простолюдинов. XIV-XV в.в. называют веком рыцарства, и для этого, действительно, есть все основания, поскольку в это время рыцарство окончательный образ жизни и, наконец, как определенный менталитет и культура.

Этикет задавал стандарты и каноны не только поведения, но и всего образа жизни дворянства, приводя его к «общему знаменателю»: надо было «вести себя как все», и «жить как все», и чтобы «все было как у всех». Он пронизывал все сферы жизни высшего сословия, буквально до мелочей регламентируя жизнь двора, представлял собой очень сложную, детализированную и разветвленную систему норм и ценностей, зачастую многозначную и запутанную, усвоить которую без специального обучения было невозможно.

В эпоху Нового времени этикет развивался на основе новой системы ценностей, главными в которой были принципы индивидуализма и полезности. От этого же зависело и общение.

Современный речевой этикет стал более простым и демократичным, так как деление на классы стало менее очевидным, но нормы общения от этого менее определенными не стали. Практически вся наша жизнь – это встречи и общение со многими людьми. И от того, как протекают эти встречи, зависит и настроение, и отношение с людьми, и результаты нашей работы.

В широком смысле слова речевой этикет характеризует практически любой успешный акт коммуникации. Поэтому речевой этикет связан с так называемыми постулатами речевого общения, которые делают возможным и успешным взаимодействие участников коммуникации.

К речевому этикету, в частности, относятся слова и выражения, употребляемые людьми для прощания, просьбы, извинения, принятые в различных ситуациях формы обращения, интонационные особенности, характеризующие вежливую речь и т.д. Для культуры каждой страны речевой этикет индивидуален. Так, например, в одних культурах принято жаловаться на трудности и проблемы, в других – не принято. В одних культурах рассказ о своих успехах является допустимым, в других – вовсе нет.

Невозможно назвать языковую культуру, в которой не были бы представлены этикетные требования к речевой деятельности. Истоки речевого этикета лежат в древнейшем периоде истории языка. В архаическом социуме речевой этикет (как и этикет в целом) имеет ритуальную подоплеку. Слову придается особое значение, связанное с магическими и обрядовыми представлениями, взаимоотношениями человека и космических сил. Поэтому речевая деятельность человека, с точки зрения членов архаического социума, может оказывать непосредственное воздействие на людей, животных и окружающий мир; регламентация же этой деятельности связана, прежде всего, со стремлением вызвать те или иные события (или, напротив, избежать их). Реликты этого состояния сохраняются в различных единицах речевого этикета; например, многие устойчивые формулы представляют собой ритуальные пожелания, некогда воспринимавшиеся как действенные: «Здравствуйте» (также “Будьте здоровы”); “Спасибо” (от “Спаси Бог”). Аналогичным образом многие запреты на употребление слов и конструкций, которые в современном языке рассматриваются как бранные, восходят к архаическим запретам – табу.

На примерах речевого этикета разных стран можно понять, как очевидна граница между культурами этих стран.

И. Эренбург оставил такое интересное свидетельство: «Европейцы, здороваясь, протягивают руку, а китаец, японец или индиец вынужден пожать конечность чужого человека. Если бы приезжий совал парижанам или москвичам босую ногу, вряд ли это вызвало бы восторг. Житель Вены говорит «целую руку», не задумываясь над смыслом своих слов, а житель Варшавы, когда его знакомят с дамой, машинально целует ей руку. Англичанин, возмущенный проделками своего конкурента, пишет ему: «Дорогой сэр, вы мошенник», без «дорогого сэра» он не может начать письмо. Христиане, входя в церковь, костел или кирху, снимают головные уборы, а еврей, входя в синагогу, покрывает голову. В католических странах женщины не должны входить в храм с непокрытой головой. В Европе цвет траура черный, в Китае - белый. Когда китаец видит впервые, как европеец или американец идет под руку с женщиной, порой даже ее целует, это кажется ему чрезвычайно бесстыдным. В Японии нельзя войти в дом, не сняв обуви; в ресторанах на полу сидят мужчины в европейских костюмах и в носках. В пекинской гостинице мебель была европейской, но вход в комнату традиционно китайским - ширма не позволяла войти прямо; это связано с представлением, что черт идет напрямик; а по нашим представлениям черт хитер, и ему ничего не стоит обойти любую перегородку. Если к европейцу приходит гость и восхищается картиной на стене, вазой или другой безделушкой, то хозяин доволен. Если европеец начинает восторгаться вещицей в доме китайца, хозяин ему дарит этот предмет - того требует вежливость. Мать меня учила, что в гостях нельзя ничего оставлять на тарелке. В Китае к чашке сухого риса, которую подают в конце обеда, никто не притрагивается - нужно показать, что ты сыт. Мир многообразен, и не стоит ломать голову над тем или иным обычаем: если есть чужие монастыри, то, следовательно, есть и чужие уставы».

Основой всякого познания является сравнение, поэтому одна из задач данного курса - сравнить привычные нам нормы поведения с нормами поведения других времен и народов. Но существуют ли общечеловеческие правила, которые признаются (или могли бы использоваться) людьми различных социальных групп, разных возрастов, разных стран и народов?

Единых правил, наверное, нет, хотя есть общий принцип, на котором они строятся. Каждое общество, каждая общественная группа вырабатывает свою собственную систему ценностей, а значит, и свои критерии "должного" поведения. Универсальный принцип - так называемое "золотое правило нравственности", которое в той или иной форме является критерием нравственного поведения всех цивилизованных народов.

В известных дошедших до нас памятниках культуры почти за две с половиной тысячи лет существовало это правило. В древнеиндийском эпосе Махабхарата (V в. до н.э.) есть такие строки: "Те поступки других, которых человек для себя не желает, что самому неприятны, пусть не делает другим людям".

Эта мысль звучит в библейских изречениях, те же по форме и смыслу слова находим мы и в древней этике. Древнегреческий философ Фалес на вопрос: "Какая жизнь самая лучшая?" - ответил: "Когда мы не делаем того, что осуждаем в других". Известный русский писатель XVIII в. Д.И. Фонвизин беспорочность представляет себе как правило не делать того другому, чего бы не пожелал себе, а добродетель - делать то другим, чего пожелал бы себе.

Самые ранние кодифицированные нормы поведения зафиксированы на территории Месопотамии в древнем Шумере. Литературные тексты древнего Шумера позволили выделить "первые моральные идеалы". По мнению шумеров, высокие моральные качества были дарованы людям богами и задача человека - лишь следовать божественным предначертаниям.

Бог солнца Уту и богиня истины, правосудия и милосердия Нанше следили за соблюдением норм поведения: "В первый день каждого нового года Нанше судила людей за содеянное. Гнев ее вызывают:

Тот, кто идет путем порока, тяготеет к произволу...

Тот, кто не выполняет установленные правила, нарушает договоры...

Тот, кто взирает благосклонно на места погибели...

Тот, кто подменяет тяжелую гирю легкой гирей...

Тот, кто подменяет большую меру малой мерой...

Тот, кто, съев (нечто ему не принадлежащее), не говорит: "Я это съел"...

Тот, кто выпил и не говорит: "Я это выпил"..."

Сознательное культивирование правил, определяющих внешние формы поведения - этикета, ряд исследователей относят к периоду античности (Древняя Греция и Древний Рим). "Красивое поведение" в это время практически совпадало с добродетелями античного человека, с его представлениями о нравственности и гражданственности. Сочетание красивого и нравственного (благородного) обозначалось у древних греков понятием "калокагатия" (греч. "калос" - прекрасный, "агатос" - добрый). Основой калокагатии было совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, наряду с красотой и силой она заключала в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

Хорошим воспитанием считалось то воспитание, которое давало возможность человеку прежде всего самостоятельно думать, размышлять. Умея думать, он сам сообразит, где и как себя вести, какой вариант поведения предпочесть. Достаточно вспомнить "Застольные беседы" Плутарха, построенные на принципах диалога, спора мудрецов, выясняющих, какое поведение человека в тех или иных жизненных обстоятельствах будет более предпочтительным. (Ими оказывались те варианты поведения, которые отличались практичностью, целесообразностью, разумностью.)

Пример: При обсуждении вопроса о том, "почему, поднявшись с ложа, следует немедленно убрать постель", участники беседы пришли к выводу: "утром следует тотчас устранить обстановку, располагающую ко сну; отдыхать надо ночью, а поднявшись утром, работать, не уподобляясь мертвому телу..."

В это время формируется представление об обходительности. Согласно концепции Аристотеля, она бывает трех родов: "Первый род - в обращении: например, в том, как обращаются ко всем встречным и приветствуют их, протягивая руку. Второй - когда приходят на помощь ко всякому бедствующему. И, наконец, третий род обходительности - когда бывают гостеприимными застольниками"

Когда у кого-то на обеде было подано старое масло... и остальные гости от него отказались, Юлий Цезарь брал его даже больше обычного, чтобы не показать, будто он упрекает хозяина в небрежности или невежливости.

Однако, важнейший принцип культуры античности - принцип "золотой середины", "разумной меры" не всегда соблюдался. Жизнерадостность, стремление к благу и удовольствиям, присущие античному человеку, нередко перерастали в излишества в приеме пищи, увеселениях и т.п.

Культура этого периода была замкнутой мужской культурой, женщины не допускались к культурно-политической, гражданской жизни общества. Культурный человек, герой был образцом мужского типа поведения и благородство связывалось прежде всего с аристократическим происхождением. Такого человека должна была отличать красивая речь и учтивость. Именно культура речи на протяжении следующих столетий была одним из наиболее ярких проявлений этикетной культуры человека. Она подчеркивала его классовую и культурную принадлежность. Учтивый человек не стремился выйти на первый план, вел себя сдержанно.

Благородный человек "щедр и широк по натуре", однако, соблюдает середину между плебейским швырянием денег на ветер и мелочной привязанностью к деньгам. "За благодеяние воздает еще большим благодеянием, чтобы во всем иметь превосходство". Он избегает резких движений и говорит спокойно. Он предпочитает "владеть вещами прекрасными и не приносящими пользы, ибо это свойственно человеку самодостаточному". Но главная отличительная черта благородного человека - это забота о чести, стремление к славе и почестям.

Отличительной чертой аристократа является презрение к физическому труду, как и к любому платному занятию. Образец благородного человека постепенно трансформировался, особенности аристократического поведения были развиты и воплощены в этикетные кодексы других эпох.

Первые пособия о правилах поведения, трактаты, поучающие, как себя вести, (чего требует от каждого воспитанного человека учтивость, вежливость) появились в средние века. Именно в этот период в общественном сознании складывается образ идеального рыцаря и кодекс рыцарской чести.

Ориентация рыцарской культуры на внешнее проявление (особое внимание к ритуалу, атрибутике, символике цвета, предметов, манерам) выражалась в том, что в качестве рыцарских добродетелей подчеркивались красота и привлекательность. Красоту должны были подчеркивать дорогие одежды, украшенные золотом и драгоценными камнями. От рыцаря требовались учтивость, умение сочинять или читать стихи, играть на каком-либо музыкальном инструменте. Он должен был быть развитым физически (иначе, он не смог бы носить доспехи весом 60-80 кг.). Отличительной чертой рыцаря была безусловная верность своим обязательствам по отношению к равным себе, поэтому были широко распространены публичные рыцарские обеты, клятвы, соглашения, которые сопровождались специальными жестами. Обязанностью рыцаря была и забота о сиротах, вдовах и вообще о слабых. Боязнь быть заподозренным в трусости, в недостатке мужества диктовала и соответствующие формы поведения рыцаря в бою; рыцарь в доспехах не имел права отступать; нельзя было убивать противника сзади; убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором; следовало предоставлять противнику по возможности равные шансы (если противник упал с коня, рыцарь тоже слезал с коня). Месть за оскорбление была законом этики рыцаря. Они мало ценили человеческую жизнь, свою и особенно чужую. Влюбленность в прекрасную даму получила название "куртуазной любви" (от старо французского соurt - "двор"), которая по существу представляла собой форму игры, в которой участникам надлежало строго следовать правилам и отведенной им роли. Куртуазные обычаи превратились в норму, стали требованием хорошего тона.

Это период, когда правила поведения оформились в этикет, понимаемый не просто как стандарт поведения, а как более или менее ритуализированная форма общения. Требования этикета были столь сложны, что появились специальные люди, знающие все тонкости придворных ритуалов - церемониймейстеры, и столь строги, что даже монархи не имели права их нарушать. Понятие "этикет" обозначало строго установленный порядок и формы обхождения при дворе монарха. Впервые в этом значении оно было использовано на одном из приемов у короля Людовика ХIV, где гостям были предложены карточки с перечнем правил поведения. От французского названия карточки "этикетка" произошло само понятие "этикет".

Этикет носил характер закона и имел очень сильное воздействие на высшее общество. Нарушение норм этикета рассматривалось как преступление.

Например, однажды Людовику ХIII необходимо было срочно обсудить с кардиналом Ришелье ряд неотложных дел и он поспешил в апартаменты кардинала. Ришелье был болен и не смог подняться с постели, чтобы приветствовать короля. Королевское достоинство и законы этикета не позволяли ему стоя разговаривать с лежащим подчиненным. Людовик нашел выход: т.к. дела были чрезвычайно срочные, он лег в постель рядом с Ришелье, и разговор состоялся.

Средневековый театр считался "наилучшей школой манер" и универсальным средством общественного воспитания.

Жан-Жак Руссо осуждал не только придворный этикет и салонные манеры, но и светские формы учтивости, и даже театр как форму искусства, соответствующую таким вкусам. Он считал, что "до того как искусство обтесало наши манеры и научило наши страсти говорить готовым языком, нравы у нас были грубые и простые, но естественные". Руссо отмечал: "в наших чувствах воцарилось низкое обманчивое однообразие... вежливость без конца чего-то требует, благопристойность приказывает, мы без конца следуем обычаям и никогда - своему собственному разуму..." Вольтер высмеивал слепое следование нормам этикета: "Этикет - это разум для тех кто его не имеет".

Понимая то, что обучение хорошим манерам было доступно не всем, а только избранным, просветители XVIII в. рассматривали придворный этикет как признак превосходства, средство власти, расслоения. Многозначную и запутанную систему норм без специального обучения усвоить было невозможно.

Этот радикализм и стал отправной точкой для отмены этикета (как правил поведения) вообще. Великая французская революция внесла свою лепту в этот процесс и появились требования отменить "Вы" и говорить всем только "ты", не снимать головного убора. Правда, правил учтивости никто не отрицал. "Мы люди простые, что думаю, то и говорю" - как часто именно этим оправдывается грубость и бесцеремонность.

Первый известный трактат о поведении был издан в 1204 году. Он был написан испанским священником Педро Альфонсо и назывался "Дисциплина клерикалис". Этот трактат был ориентирован на духовенство.

В XVI-XVII веках этикет стал отличительным признаком светского человека, его воспитанности. Тогда же появляются и первые пособия по этикету в разных странах: Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. Одно из первых пособий на Руси "Домострой" учило "не красть, не солгать, не оклеветать, не завидовать, не бражничать, не насмешничать, не помнить зла, не гневаться ни на кого. С большими быть послушным и покорным, со средними - любовным, к меньшим и убогим относиться приветливо и милостиво".

XVII столетие в европейской культуре принято считать веком строгого, сухого рационализма, возникшего на основе экономических, технических и научных преобразований эпохи. Этикет рассматривался как своеобразный инструментарий. С его помощью происходит сдерживание человеческих аффектов (чувств, эмоций, состояний сильного возбуждения), неуместных в обществе.

Существенной особенностью эпохи Нового времени являлась идея личностного начала человека, его автономности, суверенности. Этикет Нового времени, базирующийся на духовных ценностях личного достоинства, был одной из форм самоутверждения личности, ее "я". Чувство собственного достоинства стало базовым в этикете.

1. Среди всех качеств, которыми должен был обладать воспитанный человек, предпочтение отдавалось добродетели, мудрости, благовоспитанности, знанию.

2. При сохраняющемся внимании к внешним, формальным проявлениям воспитанности, этикет принимал все более естественные формы поведения.

Новым моментом в воспитании приличного человека, джентльмена, было осуждение светского высокомерия и требование вежливости и приветливости в обращении с людьми различных (не только высших) рангов.

XVIII в. внес существенные изменения в культуру приличий. Критерием деятельности, поступков человека, его личностных качеств выступала их полезность. Идеалом добропорядочности становится "человек, который всем обязан самому себе". Человек-одиночка вынужден считаться с окружающими людьми и учитывать не только свои, но и чужие интересы, вкусы, пристрастия только ради собственной выгоды. В новых правилах акцент переносится с формальной, внешней стороны общения на внутреннюю, содержательную. Владение правилами хорошего тона было средством, позволяющим занять определенное место в обществе, составить удачную партию в браке. Особенно это относилось к женщинам, для них достаточно было научиться производить нужное впечатление - воплощение женственности и хороших манер, чтобы завоевать популярность в светском обществе.

В эпоху Нового времени сформировался некий единый образец "джентльмена", сочетающий в себе купеческую солидность и рыцарскую честь". По данным исследователей, современному джентльмену присущи 4 основных качества: самоконтроль, порядочность, честность и чувство собственного достоинства. Своеобразие этикетной культуры данной эпохи заключается в практичности норм этикета, их апелляции к здравому человеческому смыслу, нравственной содержательности этикета: ценности человеческого достоинства как смысла этикетных норм; в равенстве людей разных социальных статусов перед требованиями общественных приличий; недогматичности этикета, динамизме и изменчивости его правил.

Формирование светских приличий в России в XVI-XVII вв. происходило под влиянием существующих религиозных норм. В наибольшей степени это проявлялось в отношении общества к женщине.

Чем женщина была моложе и красивее, тем опаснее она считалась и заслуживала больше проклятия. Чтобы уменьшить зло, женщину держали взаперти (Особенно это касалось женщин высшего класса. Вне этого класса опасность не представлялась такой сильной.). Помещение боярышни находилось в глубине дома, в него вел особый вход, ключ от которого был у боярина. Даже родственники не могли проникнуть к ней. Окна женского помещения выходили во двор, обнесенный высоким забором и защищенный тем самым от нескромных взглядов. Там была часовня или молельня, где женщина молилась. В церковь она ходила только в большие праздники при соблюдении больших предосторожностей. Жена не должна была показываться перед гостями мужа, но избранным гостям делалось исключение. По знаку хозяина боярыня спускалась по лестнице из своего терема, одетая в лучшие свои наряды, с золотым кубком в руке. Коснувшись его своими губами, она подавала его каждому гостю. Затем становилась на почетное место, принимая от них поцелуи.

Затворнические приличия ограничивали общение женщины. А стоило девице сказать несколько слов чужому мужчине, не родственнику, чтобы навсегда потерять доброе имя. Излишне усердное употребление косметики (румян, белил и т.п.), которое было характерно в тот период, объяснялось стремлением спрятать то, чего не следует показывать, - естество, телесность женщины. Однако, стремление к высшим формам культурной жизни было свойственно русской знати, и прежде всего женщинам (их внимание привлекали украшения, драгоценности, вышивка, изысканные одежды).

Жизненный уклад в России начал резко меняться в эпоху Петра I (1672-1725 гг.) В это время происходит приобщение русских женщин к общественной жизни по примеру западных стран; приучение высших классов русского общества к формам обхождения, распространенным в Европе. Обучаясь в Европе, отпрыски вельмож и чиновников овладевали "умением расточать улыбки и быть предупредительными с дамами и старшими" и учились танцам, фехтованию, искусству красноречия... и т.п. Для светского воспитания юношей дворянского сословия в 1717 году в Санкт-Петербурге вышла книга под названием "Юности честное зерцало или Показания к житейскому обхождению...". В книге правила европейского этикета были дополнены применительно к существующим в России нравам. Правила этикета внедрялись Петром I в соответствующих указах, содержащих угрозы наказания за их невыполнение (Этикет в России имел силу закона, как и в Европе).

26 ноября 1718 г. было опубликовано распоряжение Петра I об организации ассамблей - вольных собраний, открывавшихся по вечерам в знатных домах по установленному порядку. Туда должны были являться вместе с женами высшие офицеры, вельможи, чиновники, корабельные мастера, богатые купцы и ученые. Лакеям и служителям вход был воспрещен. Ассамблеи значительно увеличили круг людей, вступающих друг с другом в длительное общение. Основным законом ассамблеи была "совершенная непринужденность".

Этикет в это время приобретает светский открытый характер, во многом противоречащий моральным нормам православной церкви. Пышность, роскошь, сословная замкнутость, преобладание игровой формальной стороны этикета над его нравственным содержанием доминирует в этот период.

Влияние западноевропейской культуры на российский быт и нравы значительно усилилось в XVIII в. В С-Петербурге и Москве появились французские модистки, парикмахеры, гувернеры, открывались французские лавки и магазины. Этикет приписывал каждому сословию свой стиль одежды. Французский язык был почти официальным, позволявшим сохранить дворянству этикетную и социальную дистанцию по отношению к другим сословиям. В дворянском обществе появились новые представители:

"Петиметр" - великосветский кавалер, воспитанный на французский манер (как правило, французом-гувернером). Все русское для него было предметом насмешки и презрения.

"Кокетка" - великосветская дама, воспитанная по-французски. Ее главная цель - вызвать к себе интерес, понравиться своими манерами, поведением, туалетами.

В то же время появляется образ идеального дворянина "Комильфо" (от франц. "comme il faut" - как нужно, как следует быть.) Для него добродетель необходима прежде всего, чтобы отличаться перед другими.

Купцы и провинциальные дворяне плохо знали иностранные языки, но, стремясь придать своей речи оттенки благородства и вежливости в разговоре с представителями высшего сословия, добавляли частицу "с" к словам: "ничего-с", "виноват-с", "как Вам угодно-с". Своеобразное приукрашивание речи. В этой среде были необычайно распространены различные пословицы, поговорки, которые порой заменяли остроумие. Это считалось особым качеством ума, поэтому их употребляли часто без всякой надобности, почти через каждые 2-3 слова. Мещане стремились во всем подражать господам, копировать их образ жизни. Желая обособиться, они часто использовали в речи всевозможные ученые термины, заимствованные из иностранных языков (нередко не понимая их значения и смысл). Уродливые формы речевого поведения, стремление подражать высшим слоям общества привели к тому, что появилось нарицательное понятие "мещанский этикет", несущее в себе негативно-пренебрежительный оттенок.

В то же время формируется человек образованный, развивающий лучшие прогрессивные черты эпохи, наполненный идеалами и ценностями Просвещения - интеллигент. Этикетный кодекс интеллигента меньшее внимание уделял всему внешнему, главное внимание обращал на нравственность, духовное личностное начало.

В различные исторические периоды этикетные нормы трансформировались и приобретали разные формы, становясь то темами для споров у философов и мыслителей, то являлись кодексом чести, то приобретали статус законов, то, становясь демократичными, в некоторой степени отвергались обществом.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ
Рубрика (тематическая категория) Психология

Совместная деятельность и общение протекают в условиях социального контроля, осуществляемого на базе социальных норм – принятых в обществе образцов поведения, регламентирующих взаимодействие и взаимоотношения людей. Общество вырабатывает в качестве социальных норм специфическую систему образцов поведения, им принятых, одобряемых, культивируемых и ожидаемых от каждого, находящегося в соответствующей ситуации. Их нарушение включает механизмы социального контроля (неодобрение, осуждение, наказание), обеспечивающего коррекцию поведения, отклоняющегося от нормы. О существовании и принятии норм свидетельствует однозначное реагирование окружающих на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всœех остальных. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк – от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга и патриотизма, до правил вежливости. К поведению, соответствующему социальной норме, относится и максимальная отдача в труде и выполнение только что усвоенного первоклассником правила вставать из-за парты при появлении учителя в классе. Обращение людей к социальным нормам делает их ответственными за поведение, позволяет регулировать действия и поступки, оценивая их как соответствующие или не соответствующие этим нормам. Ориентировка на нормы позволяет человеку соотносить формы своего поведения с эталонами, отбирать нужные, социально одобряемые и отсеивать неприемлемые, направлять и регулировать свои отношения с другими людьми. Усвоенные нормы используются людьми в качестве критериев, с помощью которых ведется сравнение их собственного и чужого поведения. Тесная связь эмоций и чувств была положена в основу информационной концепции эмоций, сформулированной П.В. Симоновым. Сущность этой концепции сводится к тому, что человек, сознательно или неосознанно, сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. В случае если субъективная вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются в большей или меньшей мере осознаваемой субъектом реальной или воображаемой невозможностью удовлетворения потребности. Информационная концепция эмоций обладает несомненной доказательностью, хотя и не охватывает объяснением всю многообразную и богатую эмоциональную сферу личности. Далеко не всœе эмоции по своему происхождению укладываются в эту схему. Как и всœе психические процессы, эмоциональные состояния, переживания чувств тесно связаны с деятельностью мозга и физиологическими реакциями. Именно физиологические реакции можно измерить, оценить: учащение сердцебиений, потоотделœение, кожно-гальваническая реакция и др.
Размещено на реф.рф
При этом связь эта очень сложна и неоднозначна. Совершенно одинаковые физиологические проявления бывают следствием самых разных эмоций, к примеру сильного страха или бурной радости.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ И СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ В ПРОЦЕССЕ ОБЩЕНИЯ. ИНФОРМАЦИОННАЯ КОНЦЕПЦИЯ ЭМОЦИЙ" 2017, 2018.

Окружающий мир постоянно меняется: в прошлое уходят целые эпохи, развивается научно-технический прогресс, появляются новые профессии и другими становятся сами люди. Это значит, что и правила поведения в обществе также не стоят на месте. Сегодня уже не встретить реверансов и поклонов, которые были актуальны в предшествующие XXI веку столетия. Так как же следует вести себя в современном обществе? Узнайте об этом прямо сейчас!

Что такое «правила поведения в обществе» вообще?

Часто человек даже не задумывается о том, что у этого пространного понятия есть и более компактный вариант, который используется преимущественно на школьных уроках обществознания или специалистами-социологами, - это «социальные нормы». Если говорить языком научным, значение этого термина заключается в существовании общих установленных образцов поведения индивида, которые складывались в течение длительного периода времени в ходе практической деятельности общества. Именно эта деятельность и вырабатывает стандартные модели правильного, ожидаемого и социально одобряемого поведения. Сюда относится много различных категорий: обычаи и традиции, эстетические, правовые, религиозные, корпоративные, политические и ряд других норм и, конечно, правила поведения в обществе. Последние могут различаться в зависимости от страны, возраста и даже пола конкретного индивида. И тем не менее в целом существуют универсальные правила и нормы поведения в обществе, следуя которым, можно не сомневаться, что успех в общении и взаимодействии обеспечен!

Первая встреча и знакомство

Правила поведения, установленные обществом, гласят, что в случае знакомства представлять следует:

  • мужчину - женщине;
  • младшего по возрасту и положению - старшему в этих же категориях;
  • пришедших позднее - уже присутствующим.

При этом тот, с кем знакомят, упоминается в обращении первым, например: «Мария, знакомься - Иван!» или «Александр Сергеевич, это Артём!».

При знакомстве людей друг с другом рекомендуется кратко их охарактеризовать, чтобы положить начало разговора и конкретизировать, кем «организатору» знакомства приходится этот человек: «Елена, это мой брат Константин, он геолог». Тогда девушка будет иметь возможность продолжить разговор, например, уточнив у Константина особенности его профессии, подробнее расспросив о делах семейных и т. д.

Приветствие

Правила поведения в обществе регулируют и порядок приветствия людей друг с другом. Так, мужчины первыми обращаются с приветственным словом к женщинам, а младшие по положению и/или возрасту - к старшим.

Однако необходимо учитывать, что вне зависимости от социального статуса и возраста входящий в помещение человек всегда должен здороваться первым.

При встрече двух супружеских пар первыми здороваются друг с другом девушки/женщины, затем их приветствуют мужчины и только после этого джентльмены обмениваются приветствиями между собой.

При рукопожатии руку первым подаёт тот, кому был представлен незнакомец, но при этом всегда дама - мужчине, старший - младшему, руководитель - подчинённому, даже если работник - женщина. Правила поведения, принятые в обществе, указывают: если руку для пожатия подали сидящему человеку, он должен встать. Мужчине следует снимать перчатку, для дам это условие необязательно.

Если при встрече один из пары или компании поздоровался с встретившимся человеком, то остальным рекомендуется также его поприветствовать.

Вежливость и чувство такта

Правила поведения в современном обществе также требуют от человека умения быть тактичным и непринужденным в общении, что позволит ему не прослыть неприятным и неэтичным в определённых кругах.

Так, крайне не рекомендуется показывать на человека пальцем. Не стоит вмешиваться в разговор посторонних, когда они обсуждают личные темы и не настроены принимать ещё одного собеседника. Внимательные и интеллигентные люди не станут умалять в общении достоинства других, перебивать говорящего собеседника, поднимать некорректные и нерекомендуемые темы в разговоре (например, о политических взглядах, вероисповедании, болезненных моментах жизни и т. д.). В общении с малознакомым человеком особенно рекомендуется придерживаться нейтральных тем, таких как спорт, увлечения и хобби, кулинарные пристрастия, путешествия, отношение к кинематографу и музыке и другие - тогда положительное впечатление от коммуникации останется у всех участников беседы.

Не стоит умалять значение и существующих так называемых волшебных слов, а именно «простите», «пожалуйста», «спасибо», «до свидания». Фамильярное обращение на «ты» не рекомендуется использовать даже успешным людям, удачно реализовавшим себя в жизни, ведь это признак отсутствия элементарной культуры и воспитания. Правила поведения людей в обществе - это оптимальные модели, установленные для всех и каждого, вне зависимости от финансового состояния, социального статуса, уровня жизни и т. д.

Правильно поставленная речь

Правила поведения в обществе требуют от человека умения грамотно излагать собственные мысли, ведь, как известно, кто стройно мыслит, тот и разговаривает точно так же.

Говорить следует в умеренном темпе, спокойно, не слишком громко, ведь привлечение к себе излишнего внимания путём повышенного тона - неправильный поход к делу. Собеседника следует увлечь собственной эрудированностью, широтой взглядов и знанием определённых областей жизни.

Излишне жаловаться о своих проблемах или «вытягивать» на откровенный разговор собеседника, когда он демонстрирует явное нежелание делиться сокровенным, считается моветоном.

Настроение

Кроме этого нормы и правила поведения людей в обществе требуют на период взаимодействия и беседы отложить в сторону существующие жизненные трудности, плохой настрой, пессимизм и негативное отношение к чему-либо. Высказать подобное можно только очень близкому человеку. В противном случае есть риск остаться непонятым собеседником, оставить неприятный осадок от разговора. Не рекомендуется также рассказывать о плохих новостях, иначе велик шанс на подсознательном уровне «привязать» к своей персоне ассоциацию со всем плохим, безрадостным, неприятным.

Какой тон следует задать?

Разумеется, разговору в компании лучше всего придать беззаботный, полушутливый, полусерьёзный тон. Слишком паясничать в надежде завоевать внимание окружающих не следует, иначе можно навсегда заполучить репутацию шута с узким мышлением и взглядом на вещи, от чего избавиться впоследствии будет сложно.

Как вести себя в культурном месте, на мероприятии или в гостях?

Оскорбительным считается громко смеяться, открыто обсуждать остальных, пристально разглядывать кого-либо в публичном месте, куда люди приходят отдохнуть и расслабиться.

Мобильный телефон в тихих местах, например кино, театрах, музеях, на выступлениях и лекциях и т. п., рекомендуется заранее отключать.

При движении между рядами сидящих людей идти к ним необходимо лицом, а не наоборот. При этом мужчина проходит первым, женщина - за ним.

С проявлением чувств, таких как поцелуи или объятья, лучше повременить и не демонстрировать их на глазах публики, ведь некоторым подобная открытая нежность может быть неприятна.

На выставках не стоит фотографировать там, где это запрещено, а также прикасаться к экспонатам.

Если человек оказался приглашенным в гости, ему необходимо позаботиться о том, чтобы прийти как можно точнее к указанному часу. Опаздывать или приходить слишком рано - значит проявлять нетактичность и неуважение по отношению к хозяину дома.

Оптимальными временными рамками для совершения визита, который не должен быть как снег на голову для принимающей стороны, считается время с 12 часов дня до 20 часов вечера. При этом засиживаться допоздна, когда об этом не просят, нельзя, ведь подобным образом можно просто-напросто нарушить планы другого человека и его временной распорядок. Визит с пустыми руками, с ещё одним, неприглашенным, человеком, в состоянии алкогольного опьянения - всё это может стать причиной того, что в будущем хозяин, скорее всего, больше не захочет принять у себя в гостях такого неэтичного индивида.

Как видно, соблюдать самые простые общественные правила поведения несложно, главное - начать, а затем они уже войдут в привычку и, как следствие, принесут много пользы!