Определенный ударение. Как правильно поставить ударение в словах? Память бывает разная

Павлов Н.В.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ГЕРМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Единое национальное государство – явление относительно новое для германской нации, и путь к нему насчитывал не одно столетие. Оно возникло лишь в 1871 году, когда процесс формирования национальных государств в Европе в основном закончился. Поэтому немцев называют «запоздалой нацией». Если сравнить продолжительность того или иного периода в германской истории, то выясняется, что первое единое национальное государство – кайзеровская империя – просуществовало 48 лет, Веймарская республика – 14 лет, третий рейх – 12 лет, а Федеративная Республика существует уже более 60 лет – абсолютный рекорд в истории Германии после 1871 года. Чем же объясняется взлет и падение Германской империи образца XIX – XX вв. с точки зрения внешней политики и тогдашнего расклада международных сил?
^ Путь к германскому единству

После того, как Франция, возглавляемая с 1799 года корсиканцем Наполеоном Бонапартом, достигла берегов Рейна, она добилась нового территориального деления Германии. Стратегическая цель состояла в ликвидации Священной Римской империи германской нации. 6 августа 1806 г. под нажимом Наполеона Франц II отрекся от престола Священной Римской империи германской нации, и она формально перестала существовать.

Осенью 1806 года Наполеон вторгся в Саксонию и затем в Пруссию, во главе которой стоял Фридрих Вильгельм III (1797 - 1840 гг.). Начавшаяся война закончилась полнейшим разгромом Пруссии после битв при Йене и Ауэрштедте. Большинство прусских крепостей капитулировало. Пруссия была повержена в прах. 27 (14) октября 1806 года Наполеон вступил в Берлин. Двор бежал в Кенигсберг, а позднее в Мемель. Военная помощь со стороны России при Александре I (1801 - 1825 гг.) пришла слишком поздно. Пруссия потеряла все свои территории западнее Эльбы, а также все завоеванные польские области, которые были превращены Наполеоном в Великое герцогство Варшаву. Зажатая между ставленниками Наполеона, обложенная непомерной контрибуцией и оккупированная французскими войсками, Пруссия превратилась в вассала Франции. 8 июля 1807 года Россия и Франция заключили Тильзитский мир (в тот же день был заключен и мирный договор между Францией и Пруссией), по которому Пруссия потеряла почти половину территории и населения.

В 1810 - 1811 гг. Наполеон аннексировал всю северо-западную Германию с городами Любек, Гамбург, Бремен и Ольденбург. Экспансия Франции с ее нововведениями оказала колоссальное влияние на развитие и модернизацию не только экономики, но и государственного устройства и общественной жизни германских государств, в первую очередь на западе и юге Германии. В Саксонии мощное развитие получило машиностроение. В Рурской области – металлургическое производство. Но наибольшие перемены коснулись Пруссии.

Потерпев поражение от Наполеона, Пруссия провела ряд основополагающих внутренних реформ, которые в конечном итоге подготовили базу для подъема национального самосознания и освобождения от французского гнета. Эти реформы включали в себя: разделение законодательной и исполнительной власти; введение местного самоуправления; отмену крепостного права и крестьянских податей; реформирование системы школьного образования (восьмилетняя народная школа, классические гимназии, основание Берлинского университета); введение свободы предпринимательства, послужившего толчком к индустриализации; введение всеобщей воинской повинности, создание народного ополчения (ландвера) и современного генерального штаба.

12 (24) июня 1812 г. без объявления войны Наполеон напал на Россию. Его поход, в котором, кстати говоря, наряду с французами приняли участие 200 000 немцев, закончился бесславно. В этот период в Россию прибыли многие прусские офицеры, не желавшие сотрудничать с Наполеоном. Среди них был и Карл фон Клаузевиц. С их участием был организован добровольческий немецко-русский легион, вместе с русской армией принявший участие в боях против французов. В Москву прибыл и прусский государственный деятель Карл Штайн, известный своей приверженностью национальному немецкому единству под эгидой Пруссии. Он неоднократно встречался с Александром I, который с 1804 года выступал за создание германской конфедерации без участия в ней Австрии. Одним из сотрудников Штайна в России был популярный немецкий поэт Эрнст Мориц Арндт. В самой Пруссии ярым сторонником создания против Наполеона русско-прусского альянса был военный министр Герхард Давид Шарнхорст.

В глазах немцев Франция была противником и оккупационной державой. Поэтому борьба с Наполеоном переросла в широкое национальное движение, которое вылилось в освободительные войны. Тон в них задавала Пруссия. 8 февраля 1813 г. Фридрих Вильгельм III заключил в Калише прусско-русский союз. К своему народу он обратился только в марте, когда тот уже поднялся против французов, а казаки под командованием урожденного баденца полковника Теттенборна освободили Гамбург. В октябре 1813 года после присоединения к прусско-австрийско-российскому союзу Баварии и других германских государств Рейнский союз прекратил свое существование. 18 октября союзники разбили Наполеона в «Битве народов» под Лейпцигом и вынудили его покинуть Германию. 31 марта 1814 г. русский царь и прусский король как победители въехали в Париж. Наполеон был сослан на остров Эльбу.

На Венском мирном конгрессе (1814 – 1815 гг.) Пруссия вернула себе Данциг, Торунь и Познань и получила примерно половину Саксонии, Вестфалию и Рейнскую провинцию. Венский конгресс реставрировал равновесие в Европе пяти великих держав - России, Англии, Франции, Австрии и Пруссии (так называемую «пентархию»), и границы в Восточной Европе, определенные на конгрессе, в течение ста лет оставались неизменными.

Надежды немецких патриотов на создание единого германского государства, однако, не оправдались. Вместо него на Венском конгрессе 8 июня 1815 года была учреждена конфедерация – Германский союз, место председателя в котором было отведено Австрии. Это был «международно-правовой союз» 39 суверенных немецких государственных образований (Венский заключительный акт от 8 июля 1820 года). Единственным совместным органом было Федеральное собрание (Со­юзный сейм) – не выборный парламент, а конгресс полномочных послов – представителей государств-членов союза. Оно заседало во Франкфурт-на-Майне и стало именоваться впоследствии «бундестагом». Союз был дееспо­собен только в случае единодушия двух крупнейших держав – Австрии и Пруссии. В последующие десятилетия свою главную задачу союз усматривал в сдерживании любых устремлений к единству и свободе. Пресса подвергалась жесточайшей цензуре, университеты находились под контролем, политическая деятельность была почти невозможна.

Союз не был крепким из-за трений между Пруссией и Австрией, и в то же время в области экономики происходило слияние отдельных немецких государств. Отмена объявленного Наполеоном и направленного против ввоза английских товаров так называемого «континентального заслона» усилила конкуренцию между немецкими государствами и Англией. Однако система внутренней пошлины препятствовала развитию рынка внутри Германии. Это привело к созданию в 1834 году Германского таможенного союза, в который вошли почти все немецкие государства кроме Австрии. Фактически образование таможенного союза стало первым реальным шагом на пути создания единого государства в «малогерманском варианте» (без Австрии).

Февральская революция 1848 года во Франции быстро распространилась на Германию. В марте по всем германским территориям прокатились народные волнения, которые вынудили напуганных германских правителей пойти на некоторые уступки населению. 18 мая во Франкфурте-на-Майне было созвано Национальное собрание, решения которого в результате принципиальных разногласий в вопросах будущего обустройства Германии так и не получили практического разрешения. 28 марта 1849 года Национальное собрание одобрило «имперскую конституцию», которая была значительным шагом вперед по пути развития демократии и государственного устройства. 28 государств-чле­нов Германского союза признали конституцию. Однако отказ прусского короля принять корону из рук народа обрек на провал попытку создания единого германского государства.

Пятидесятые годы XIX столетия характеризуются бурным экономическим подъемом в Германии, основой которого стала промышленная революция и индустриализация. Ведущие же позиции в экономическом плане занимала Пруссия. 24 сентября 1862 г. Вильгельм I назначил премьер-министром Пруссии прусского посланника в Париже 47-летнего Отто фон Шёнхаузена Бисмарка (1815 – 1898 гг.), который решительно взялся за укрепление внешнеполитических позиций прусского государства. Политике Бисмаркa в значительной степени способствовали настроения, царившие в раздробленной Германии. В народе не умолкали призывы к объединению всех немецких государств в новую единую империю. Эти идеи взросли еще в первой половине века в среде академической молодежи, вдохновленной французскими просветителями. Объединительное движение невозможно было подавить, несмотря на то, что многие члены прогрессивного германского студенчества были объявлены демагогами и государственными изменниками. Но если демократы выступали за объединение Германии «снизу» путем свободного демократического волеизъявления народа, то Бисмарк хотел добиться объединения под эгидой Пруссии. По его мнению, объединение должно было произойти «сверху» путем принятия соответствующих решений со стороны владетельных королей и князей. На пути достижения этой цели стояла Австрия. Поэтому Бисмарк последовательно проводил в жизнь план по исключению Австрии из числа претендентов на роль лидера в германском объединении.

Вторая германская империя возникла в результате трех войн под предводительством Пруссии, по словам Бисмарка, «железом и кровью». Первая победоносная война в союзе с Австрией была проведена в 1864 году против Дании из-за Шлезвиг-Гольштейна. Ее результатом стала аннексия герцогств Шлезвиг, Гольштейн и Лауэнбург в пользу совместного прусско-австрийского владения (кондоминиума), что, однако, никак не устраивало Пруссию. В 1865 году владения разделились: Пруссия получила в полное управление Шлезвиг, Австрия – Гольштейн. Спор за единоличное управление обеими территориями привел в 1866 году к войне между Австрией и Пруссией, которую последняя выиграла. Австрия вынуждена была покинуть Германский союз, предоставив Пруссии место лидера в объединяющейся Германии.

Результатом войны стал роспуск Германского и образование ^ Северогерманского союза. По конституции Северогерманского союза, принятой в 1867 году, в федерацию объединялись 22 германских государства, а также вольные города Гамбург, Бремен и Любек, то есть страны, располагавшиеся к северу от реки Майн. Союзники Австрии – Ганновер, Кургессен, Нассау и Франкфурт-на-Майне – были попросту аннексированы Пруссией. Король Пруссии стал наследным президентом союза, а Бисмарк получил пост канцлера. С южногерманским государствами было заключено тайное оборонительное и наступательное соглашение.

Успехи Пруссии в войне против Австрии вызвали подъем антипрусских настроений во Франции и усилили франко-прусские разногласия, прежде всего по территориальным вопросам. В июле 1870 года началась франко-прусская война, поводом для которой стал дипломатический конфликт вокруг испанского престолонаследия, когда Вильгельм I, будучи в Бад Эмсе, отказался дать французскому послу Бенедетти твердые гарантии, что род Гогенцоллернов никогда не будет претендовать на испанскую корону. По телеграфу он сообщил об обстоятельствах дела Бисмарку и поручил «в подходящей форме» проинформировать об этом прессу. Канцлер сократил и подредактировал документ, который вошел в историю под названием «Эмская депеша», и направил его в печать. Публикация депеши выставила Париж на всеобщее осмеяние и коренным образом изменила психологическую ситуацию в Германии. Немцы восприняли домогательства Франции не как разборки между правящими династиями, а как проблему ущемления общегерманского национального достоинства. В свою очередь, оскорбленной французское правительство объявило 19 июля войну Пруссии.

Эта война 1870 – 1871 гг. благодаря вступившим в силу союзным договорам Пруссии с южногерманскими государствами превратилась во франко-германскую. Уже через несколько месяцев после объявления Францией войны она была повержена на колени. 28 января 1871 г. последовало заключение перемирия, 26 февраля – предварительного мирного договора, и 10 мая во Франкфурте был подписан окончательный мирный договор. Франции пришлось отдать Эльзас и Лотарингию и выплатить репараций на сумму в 5 млрд. франков.

В патриотическом порыве, обусловленном войной, южногерманские государства присоединились к Северогерманскому союзу, образовав вторую по счету Германскую империю. 18 января 1871 года, еще до взятия немцами Па­рижа, в Зеркальном зале Версальского дворца король Пруссии Вильгельм I был провозглашен германским императором.

^ «Эпоха Бисмарка»

Одним из первых актов нового государства стало принятие имперской конституции, которое последовало 16 апреля 1871 года. В целом конституция претерпела незначительные изменения по сравнению с конституцией Северогерманского союза, за исключением учета особых прав южногерманских государств. Руководящая роль Пруссии в «союзе немецких князей» оставалась неоспоримой. Император, он же король Пруссии, председательствовал в бундесрате, назначал и освобождал от должности рейхсканцлера. Вводилось всеобщее (мужское) избирательное право, которое позволяло народу избирать парламент – рейхстаг.

Первые годы существования новой германской империи характеризовались невиданным взлетом промышленного развития, который был обусловлен, прежде всего, закачкой в экономику Германии 5 млрд. франков в качестве компенсации со стороны Франции за поражение во франко-прусской войне. Экономическим успехам способствовало и расширение экономического пространства за счет приобретения новых территорий. Мощными темпами шли становление и расширение банковской системы и торговли, закладка железных дорог, жилищное и индустриальное строительство. Доля Германии в мировой торговле выросла с 1887 по 1914 год на 214%, выведя таким образом страну в лидеры. Не только Франция, но и сама «властительница морей» Великобритания оказались в роли аутсайдеров. Начал развиваться парламентаризм и партийная система, были заложены основы государственной социальной политики. Все эти благоприятные условия способствовали устойчивому демографическому росту. Если в 1870 году население Германии составляло 40 млн. человек, то в 1914 году оно приблизилось к отметке в 68 млн. человек1.

Образование Германской империи внесло принципиальные коррективы в расстановку сил в Европе. Вместо Пруссии на европейской карте появилась самая мощная в экономическом плане и сильнейшая в военном отношении континентальная держава, которой противостояли Англия, Франция, Россия и Австро-Венгрия. Событиям 1970 – 1871 гг. одним из первых дал оценку лидер консервативной оппозиции в палате общин британского парламента Бенджамин Дизраэли, который заявил 9 февраля 1871 г., что франко-германская война – война не обычная, не такая, какими были прусско-австрийская, итальянская или Крымская войны. «Эта война означает немецкую революцию, политическое событие более значимое, нежели Французская революция прошедшего столетия. Я не хочу сказать, что это большее или такое же по важности социальное событие… Но что же сегодня произошло? Равновесие сил полностью разрушено; и страной, которая от этого больше всего пострадала и которая больше всех почувствует эту великую перемену, является Англия».

После 1871 года в Европе установился «вооруженный мир». По словам бывшего государственного секретаря США Г.Киссинджера, в XIX веке Германия Бисмарка демонтировала «европейский концерт», превратив европейскую дипломатию в хладнокровную игру силовой политики2. В течение почти двух десятилетий Бисмарк искусно манипулировал обязательствами и интересами европейских держав ради сохранения мира в Европе и укрепления позиций молодой Германской империи, руководствуясь принципами «реальной политики» (Realpolitik). В его понимании «реальная политика» означала отказ от сантиментов и легитимности и возведение в абсолют трезвого расчета сил. Именно ему принадлежит знаменитая фраза о том, что «политика есть искусство возможного, наука об относительном».

Бисмарк пробыл на посту рейхсканцлера 19 лет. Последовательно проводя союзническую политику, он старался стабилизировать положение империи в рамках нового соотношения сил на европейском континенте. С одной стороны, он пытался, и не безуспешно, изолировать Францию, которая не могла смириться с поражением в войне и потерей Эльзаса и Лотарингии. С другой стороны, он продолжал развивать дружественные отношения с Россией, заключив с ней в 1887 году секретный договор, и наладил союзнические отношения с извечным соперником Пруссии – Австро-Венгрией. При Бисмарке началась колониальная экспансия Германии в Африке и на Маршалловых островах в Тихом океане.

При нем же начался отсчет истории германского министерства иностранных дел или дословно «внешнеполитического ведомства», которое появилось 1 января 1870 г. в результате преобразования министерства иностранных дел Королевства Пруссии. Канцлер Северогерманского союза Отто фон Бисмарк своим указом от 8 января 1870 года дал новому государственному институту название, по-видимому, по аналогии с британским «Форин оффис», с тем чтобы подчеркнуть, что речь идет о структуре, непосредственно подчиненной главе исполнительной власти. Единственным министром этого федеративного государства был федеральный канцлер, а с 1871 года – рейхсканцлер, занимавший также пост премьер-министра Пруссии и министра иностранных дел страны. Этим лицом с 1862 по 1890 год был Бисмарк. Одновременно он являлся председателем бундесрата Союза, а позднее и Германской империи.

Свою главную задачу Бисмарк видел в том, чтобы изолировать Францию, лишив ее возможности найти себе союзников. При этом он понимал, что самим фактом своего существования Германская империя с мощной прусской военной машиной представляла угрозу для всех своих соседей. Неслучайно его преследовал «кошмар коалиций» („cauchemar des coalitions“) против Германии, на которые могли бы пойти ее соперники – Франция, Австрия, Великобритания и Россия. Поэтому канцлер хотел выстроить дружеские отношения и с Австро-Венгрией, и с Россией, делая ставку на сближение трех императоров и заключение между ними тройственной унии. Он прекрасно отдавал себе отчет в том, что курс на конфронтацию с Петербургом неизбежно повлечет за собой франко-русское сближение, грозившее немцам войной на два фронта. Одновременно он принимал в расчет и Австрию, которая не забыла поражение от пруссаков в войне 1866 года и при определенных обстоятельствах могла по примеру Франции встать на путь реванша.

В начале 70-х годов обстоятельства складывались благоприятно для реализации задумок канцлера. Англо-австрийское сближение на базе стремления противодействовать России на Балканах не состоялось из-за нежелания Лондона брать на себя какие-либо союзнические обязательства. Россию же пугала перспектива создания австро-германского альянса, и она была готова на диалог с обеими державами, дабы не остаться в одиночестве при игре в европейский покер. Бисмарк блестяще разыграл свою партию и добился того, что в сентябре 1872 года в Берлине состоялось долгожданное свидание трех императоров. Само по себе оно носило больше символический характер. Предметный разговор вели лишь главы внешнеполитических ведомств, которые договорились о наделении Германии функцией арбитра в случае обострения отношений между Веной и Петербургом.

В начале 1873 года по инициативе русского фельдмаршала графа Берга, наместника Царства Польского, возник проект заключения между Россией и Германией оборонительной военной конвенции. Бисмарк одобрил идею этого договора, подчеркнув, что он «не будет иметь силы, если к нему не примкнет Австрия»3. В начале мая 1873 года Вильгельм I приехал в Петербург в сопровождении Бисмарка и Мольтке, где и состоялось подписание русско-германской военной конвенции. В статье 1 договора говорилось: «Если какая-либо европейская держава напала бы на одну из двух империй, то последняя в возможно кратчайший срок получит помощь в виде армии из двухсот тысяч человек боеспособного войска». В конвенции оговаривалось право каждой стороны прекратить ее действие через 2 года после того, как одна из сторон предупредит об этом другую. Подписали конвенцию два фельдмаршала – Х.К.Мольтке и Ф.Ф.Берг. В тот же день, 6 мая, она была ратифицирована обоими монархами4.

Опасаясь быть вовлеченными в конфликт с Великобританией, австрийцы отказались присоединиться к русско-германскому военному соглашению, на чем настаивал О.Бисмарк. Взамен они пошли 6 июня на подписание в Шёнбрунне под Веной ни к чему не обязывающих договоренностей между русским и австрийским императорами о своего рода консультациях при возникновении разногласий по конкретным вопросам. В случае угрозы нападения со стороны третьей державы оба монарха должны были согласовать «совместную линию поведения». 23 октября 1873 г. в ходе своего визита в Австрию германский император Вильгельм I присоединился к Шёнбруннскому соглашению, которое и получило не совсем точное наименование «Союза трех императоров».

В июне 1877 года Бисмарк сформулировал в своей «^ Киссингерской памятной записке» основной постулат немецкой внешней политики, согласно которому следовало добиваться того, чтобы все европейские державы, за исключением Франции, были в состоянии сотрудничать с Германской империей, а также не допускать создания коалиций, направленных против нее. Чтобы избежать этого «cauchemar des coalitions», империя попыталась взять на себя роль «честного маклера» в отношениях между остальными державами5. Современный немецкий историк Х.Шульце считает, что кульминационным моментом этой политики стал Берлинский конгресс в июне 1878 года, на котором «под сильным влиянием германского рейхсканцлера была стабилизирована ситуация, сложившаяся в Европе, и опасность новой большой европейской войны за обладание Балканами оказалась устраненной»6. Однако с утверждением о «стабилизации» можно поспорить уже хотя бы потому, что Бисмарку так и не удалось выстроить договорную базу под систему сдержек и противовесов, которую он хотел создать. Естественно, каждый из пяти ведущих игроков на европейском поле, ставил свои национально-государственные интересы выше наднационального согласия. На Балканах сталкивались интересы России и Австро-Венгрии, в Средиземноморском бассейне и в Средней Азии Великобритании и России.

В конце 70-х годов намечается охлаждение германо-русских отношений. Одной из причин стало сближение Берлина с Веной и, как подчеркивала русская пресса, нарочито отстраненное отношение Бисмарка к интересам России в ходе Берлинского конгресса, на котором решались территориальные вопросы после русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. В частности, Берлинский трактат, пришедший на смену Сан-Стефанскому мирному договору, вынуждал Россию отказаться от передачи Болгарии части владений Оттоманской империи. Вторая причина имела экономический характер.

Германия была одним из важнейших рынков для русского сырья. В 1879 году она поглощала 30% русского экспорта, занимая второе место после Англии. Мировой аграрный кризис, начавшийся в 70-х годах, чрезвычайно обострил борьбу за рынки продовольственных и сырьевых товаров. Прусское юнкерство настойчиво требовало ограждения германского рынка от иностранной конкуренции. Испытывая с его стороны мощное давление, рейхсканцлер установил почти полный запрет на ввоз скота из России. Поводом для этого послужила чума, которую обнаружили в Астраханской губернии. Это мероприятие жестоко ударило по карману русских помещиков и еще более усилило антигерманскую кампанию в славянофильской российской прессе, которая после Берлинского конгресса обвиняла Бисмарка в предательстве России. Эстафетную палочку подхватила связанная с канцлером Горчаковым петербургская газета «Голос». Германский посол в Петербурге генерал Швайниц писал в этой связи в своем дневнике, что «мероприятия против ветлянской чумы вызвали [в России] больше ненависти, нежели все остальное»7.

Германский канцлер не остался в долгу. Так началась нашумевшая на всю Европу «газетная война» двух канцлеров.

За ограничением ввоза скота в 1879 году в Германии последовало введение пошлин на хлеб, которые ударили по русскому сельскому хозяйству еще больнее, чем превентивные ветеринарные меры. Отношения между Петербургом и Берлином резко обострились. Об этом свидетельствовала знаменитая «пощечина» русского царя германскому императору, другими словами, письмо Александра II, которое тот направил Вильгельму 15 августа. В своем послании он жаловался на мало дружественное поведение Германии и прежде всего Бисмарка на Берлинском конгрессе. Примирение произошло в ходе личной встречи 3 – 4 сентября в Александрове, на русской территории, близ границы.

Рейхсканцлера, однако, не удовлетворил, казалось бы, благополучный исход дела. Он считал необходимым на всякий случай держать под парами запасной локомотив в лице Австро-Венгрии. И если в 70-е годы в целях укрепления единства Германии он делал ставку на союз с Австрией и Россией, то в 80-е годы ситуация кардинальным образом изменилась. Г.Киссинджер отмечает, что «Германия стала слишком сильной, чтобы находиться на обочине, ибо это могло бы повлечь за собой объединение всей Европы. Не могла она более полагаться и на историческую, почти рефлекторную, поддержку России. Германия стала гигантом, нуждающимся в друзьях. Бисмарк разрешил эту дилемму путем полного изменения предшествующего подхода к внешней политике. Он более не мог воздействовать на равновесие сил, имея меньшее число обязательств, чем его потенциальный оппонент… Тогда он решил устанавливать отношения с большим числом стран, чем, соответственно, любой из возможных оппонентов. Это давало ему возможность выбирать из множества союзников в зависимости от обстоятельств. Отказавшись от свободы маневра, характерной для его дипломатии в течение двадцати лет, Бисмарк начал создавать систему альянсов, решительно задуманных, с одной стороны, для того, чтобы германские потенциальные противники не заключили союзы между собой, а с другой стороны, для того, чтобы держать под контролем действия германских партнеров. В каждой из бисмарковских, иногда довольно противоречивых, коалиций Германия всегда была ближе к каждому отдельно взятому партнеру, чем они по отдельности друг к другу; и потому Бисмарк всегда обладал правом вето в отношении совместных действий, а также возможностью действовать самостоятельно. В течение десятилетия ему удалось заключить пакты с противниками своих союзников, так что он оказался в стоянии ослаблять напряженность со всех сторон»8.

Эту новую страницу своей политики Бисмарк начал в 1879 году заключением тайного союза с Австрией. К сближению с Веной его подвигли три соображения. Во-первых, Бисмарк не исключал, что исходившая из Герцеговины угроза повстанческого движения могла вырасти в панславистскую революцию на Балканах и серьезно пошатнуть позиции Австро-Венгрии. Во-вторых, подписание 15 января 1877 г. в Будапеште русско-австрийского договора свидетельствовало о том, что оба восточных соседа Германии, выстраивая свою внешнеполитическую стратегию, так или иначе берут в расчет геополитическое положение рейха и при определенных обстоятельствах могут существенным образом содействовать его изоляции. И, наконец, Бисмарк был убежден, что Россия не рискнет пойти на разрыв с Германией, в которой она видела стратегического партнера. В пользу такого оптимистичного прогноза говорили как шедшие от дунайской монархии импульсы к сближению с рейхом, так и ее противоречия с Великобританией, которые вновь дали о себе знать во время «восточного кризиса» 1875 – 1878 гг., в ходе которого столкнулись интересы Петербурга и Вены, и на Берлинском конгрессе.

Уверенность в том, что Россия вновь будет стремиться к сближению с Германией, а также убежденность, что Австрия «поддастся враждебным влияниям», если не найдет «опоры» в лице Германии, и к тому же «свяжется» с Англией, диктовали действия Бисмарка и вопреки воле императора сподвигли его на заключение так называемого «двойственного союза» с дунайской монархией, который в принципе был логическим продолжением «политики кризисного времени»9. Австро-германский союзный договор, направленный против России, был подписан 7 октября 1879 г. в формулировке, на которой настоял министр иностранных дел Австро-Венгрии граф Д.Андраши (от Германии он был подписан послом князем Рейсом). В его первой статье в частности говорилось: «В случае, если одна их обеих империй, вопреки надеждам и искреннему желанию обеих высоких договаривающихся сторон, подверглась нападению со стороны России, обе высокие договаривающиеся стороны обязаны выступить на помощь друг другу со всей совокупностью вооруженных сил своих империй и соответственно с этим не заключать мира иначе, как только сообща и по обоюдному согласию». В случае нападения не России, а какой-либо другой державы обе стороны обещали друг другу лишь благожелательный нейтралитет, если только к агрессору не присоединится Россия. В последнем случае немедленно вступала бы статья 1, и каждая из договаривающихся держав обязывалась начать военные действия на стороне своей союзницы. Договор должен был остаться секретным; одним из мотивов этого было то, что Андраши опасался серьезной оппозиции в австрийском парламенте10.

Трудно согласиться с утверждением, будто заключение австро-германского союза положило начало оформлению тех военных коалиций, которые в дальнейшем столкнулись в первой мировой войне, тем более, что за ним последовала реанимация «союза трех императоров». Тем не менее, генеральная линия на сдерживание России со стороны Берлина и Вены на юго-восточном направлении, а точнее на Балканах, на перспективу была определена. Правда, ее реализация не посредством союза, как предполагал рейхсканцлер, а путем силового противостояния, на что сделал ставку Вильгельм II, последовала уже после отставки Бисмарка.

Поводом для сближения австро-русских позиций стала смена кабинета в Великобритании. В апреле 1880 года на смену правительству Биконсфилда пришло правительство Гладстона, который в отличие от своего предшественника взял курс на отказ от англо-турецкого союза ради сближения с Россией. В Вене поняли, что рассчитывать на поддержку Лондона в «турецком гамбите» теперь не приходится. Тогда после настойчивых увещеваний рейхсканцлера австрийским колебаниям пришел конец. Собственно, и русский царь, боявшийся внешнеполитической изоляции, решил дать согласие на возрождение австро-русско-германской унии. Соответствующий трехлетний договор был подписан 18 июня 1881 г. и также вошел в историю под громким титулом «Союз трех императоров». Однако в отличие от договора 1873 года, который был чисто консультативным пактом, он являлся прежде всего соглашением о нейтралитете.

Как подчеркивает Г.Киссинджер, в основе второго «Союза трех императоров» лежали принципы «реальной политики», лишенные каких бы то ни было моральных принципов11. Договаривающиеся стороны взаимно обязывались соблюдать благожелательный нейтралитет, окажись они в состоянии войны с иным государством. Это означало, что Россия брала перед Германией обязательства не вмешиваться во франко-германскую войну. В обмен Германия и Австрия гарантировали то же самое России на случай англо-русской войны. Гарантия нейтралитета распространялась и на случай войны с Турцией, при том, однако, непременном условии, чтобы заранее были согласованы цели и предполагаемые результаты этой войны. Было предусмотрено, что никто из участников договора не станет пытаться изменить существующее территориальное положение на Балканах без предварительного соглашения с двумя другими партнерами. Кроме того, Берлин и Вена обещали Петербургу, что окажут ей дипломатическую поддержку против Порты, если та отступит от принципа закрытия проливов для военных кораблей всех наций. Этот пункт был особенно важен для русского правительства, поскольку предупреждал возможность англо-турецкого соглашения и устранял опасность появления британского флота в Черном море.

Договором 1881 года Бисмарк застраховал себя от франко-русского союза в обмен на свои гарантии для России на случай англо-русской войны. Уязвимым местом этой дипломатической комбинации было то, что договоренность трех императоров имела силу до тех пор, пока вновь не проявятся австро-русские противоречия, смягчившиеся после окончания «восточного кризиса» 1875 – 1878 гг. Другими словами, соглашение трех императоров было прочно лишь постольку, поскольку положение в Средиземноморье оставалось более или менее спокойным12. В 1884 году договор был продлен на три года, однако после очередной балканской войны и победы болгар над сербами и как следствие – резкого охлаждения австро-российских отношений ни о каком продлении соглашения не могло быть и речи.

На следующий год рейхсканцлер мастерски разыграл «французскую карту» и теперь уже записал в свой лагерь итальянцев. Дело в том, что они насмерть сцепились с французами в Северной Африке, которые в 1881 году всеми правдами и неправдами установили протекторат над Тунисом (Бардоский договор). Слабой в военном и экономическом отношении Италии, находившейся на задворках «большой дипломатии», альянс с европейскими монархическими грандами был крайне выгоден как с точки зрения внешней, так и внутренней политики, где все ощутимее чувствовался напор республиканцев.

Союзный договор между Германией, Австро-Венгрией и Италией был подписан 20 мая 1882 г. и получил название ^ Тройственный союз. Согласно его положениям, два его участника – Берлин и Вена – обещали Риму военную поддержку в случае нападения Франции. Италия же дала обещание сохранять нейтралитет по отношению к Австро-Венгрии, начнись русско-австрийская война. Договор существовал параллельно с австро-германским союзом 1879 года, направленным против России, и соглашением трех императоров 1881 года. Любопытно, что договорная база Тройственного союза обновлялась в общей сложности четыре раза и сохранила свою юридическую силу вплоть до начала первой мировой войны. Это было связано с необходимостью кодификации растущих амбиций партнеров Германии и расхождением геополитических интересов между Римом и Веной.

Наконец, в 1887 году Бисмарку удалось уговорить Рим и Вену заключить так называемые ^ Средиземноморские соглашения с Великобританией, согласно которым стороны-участники договорились совместно оберегать статус-кво в районе Средиземного и Черноморского морей. Антирусская направленность этого секретного документа была очевидна: три государства обязались также противодействовать территориальной аннексии, оккупации и созданию протекторатов. Германия, единственная из европейских держав поставленная об этом в известность, стала своего рода неформальным участником альянса. Рейхсканцлер считал, что немецким интересам отвечает сближение Великобритании с Австро-Венгрией и одновременное усиление антироссийских акцентов внешней политики Лондона. Чего же Бисмарк не мог хотеть, так это войны между Россией и ближайшим союзником Германии Австро-Венгрией. Но именно эта угроза росла вследствие появления для Вены тылового прикрытия в лице Англии благодаря заключению Средиземноморского пакта.

Последней крупной инициативой Бисмарка стало заключение так называемого «договора перестраховки» между Германией и Россией, который был подписан в Берлине графом Павлом Шуваловым и германским канцлером 18 июня 1887 г. Еще в апреле царь дал согласие на возобновление переговоров с

Конспект урока по истории

4 «б» класса

Учитель: Ануфриева Е.В.

Методист: Николаева А.Н.

Студентка: 741 группы, Горбунова Елена Владиславовна

Тема урока: «На пути к единству»

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, презентация, карточки для самостоятельной работы с заданиями

Цель и задачи урока:

Предметные:

Формировать представления о событиях Смутного времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечества;

Познакомить с ролью Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина в освобождении Руси от захватчиков;

Рассказать о поволжских городах, объединившихся для создания народного ополчения.

Метапредметные:

Регулятивные:

- Определять тему урока, ставить цель, сохранять её в течение всего урока, выполнять учебные действия в практической и мыслительной форме, фиксировать в диалоге с учителем в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке;

Прогнозировать результат решения практической учебной задачи, оценивать её по критериям;

Коммуникативные:

Использовать простые речевые средства, включаться в диалог с учителем, одноклассниками, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь;

Уважать другую точку зрения;

Личностные:

Понимать значимость единства в интересах граждан для сохранения независимости страны;

Осознавать важность лучших человеческих качеств, проявляющихся в конкретных делах и поступках людей, живущих в переломные моменты истории страны

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Меня зовут Елена Владиславовна, сегодня урок истории проведу у вас я. Садитесь, пожалуйста!

Занимают места

Актуализация знаний

Тестовое задание

Беседа

Рассказ учащихся

Беседа

А урок мы начнем с повторения ранее изученной тему. Кто скажет, какую тему вы изучали на прошлом уроке?

4 человек по данной теме выполнят самостоятельно тест. Получив листочки, подпишите их, в заданиях вам нужно выбрать правильный ответ. Время работы (5 мин) Преступаем к работе

Тест

1)Какой царь приказал основать в Москве типографию?

А)Иван ӀӀӀ

Б)Иван Калита

В)Ярослав Мудрый

Г)Иван Грозный

2)Как звали мастера, создавшего в Москве первую типографию?

А)Кирилл

Б)Мефодий

В)Иван Федоров

Г)монах Нестор

3)Какую книгу для обучения грамоте создал Иван Федоров?

А)»Повесть временных лет»

Б)»Слово о полку Игореве»

В) «Апостол»

Г)первый русский букварь

4)Где поставлен памятник Ивану Федорову?

А)в Киеве

Б)в Москве

В)в Ярославле

Г)во Владимире

5)В каком году вышла первая печатная книга на Руси?

А)1480 г

Б)1564 г

В)1612 г

Г)1500 г

Ответы:1-г, 2-в, 3-г, 4-б, 5-б

Пока ребята выполняют задания мы с вами побеседуем.

Каких людей можно назвать праведники? (это верующие, соблюдающие все религиозные правила, ведущие «правильную» жизнь).

(на экране даты)

Кто может сказать что обозначают эти даты: 22 января, 16 июля, 18 октября?

(дни памяти святого митрополита Филиппа)

Расскажите кто был такой Митрополит Филипп и почему до сих пор он остался в памяти народа? (родом из знатной боярской семьи Колычевых, в молодости он в простой одежде ушел на север, год служил у пастуха. Потом стал монахом Соловецкого монастыря, был избран его игуменом, проявил себя как умный хозяин. Возвел каменные строения вместо деревянных. Соединил каналами озера. Вода поила людей, поступала в прачечную, крутила жернова в мельнице, доставляла бревна к пилам, которые тоже приводились в движение водой. В первую очередь был духовным наставником для всей России. Когда стал митрополитом в Москве он не побоялся выступать против жестокости царя Ивана Грозного. Его мужество и правдолюбие святого до сих пор осталось в памяти народа)

Каких людей можно было назвать землепроходцами? (это люди которые открывают мир, она прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека)

Навеки оставил свое имя на карте России уроженец земли Великого Устюга Семен Иванович Дежнев, как же он назвал это крайнюю точку Чукотского полуострова?

(Большой Каменный Нос) Что это за место было? (место встречи двух океанов)

Кем был С.И. Дежнев? (выдающийся русский мореход, землепроходец-путешественник, исследователь Сибири, торговец пушниной, в 1648 г первый прошел Берингов пролив, отделяющий Америку от Азии)

Какую реку он открыл, когда прошел весь пролив? (Анадырь)

Подвижник- это человек , из религиозных побуждений подвергающий себя лишениям.

Сейчас мы с вами вспомнили землепроходцев, праведников и подвижников.

Ребята, которые выполняли тест, сдают листочки не забудьте подписать их.

Подвижники Руси и землепроходцы

4 учащихся выполняют тест на листочке

Это верующие, соблюдающие все религиозные правила, ведущие «правильную» жизнь

Дни памяти святого митрополита Филиппа

Рассказ о Митрополите Филиппе

Это люди которые открывают мир, она прокладывали пути там, где раньше не ступала нога человека

Большой Каменный нос

Место встречи двух океанов

Анадырь

Определение темы урока

Беседа

Работа с опорными словами

Беседа

Как вы думаете, почему киевские, владимирские и московские великие князья всегда старались укреплять границу Руси на запад? (Была угроза с запада, это происходило от того, что Европа во все века была довольно плотно заселена, а потому периодически начинала строить планы расширения своих территорий за счёт российских земель)

Посмотрите на экран, здесь вы видите опорные слова к теме сегодняшнего урока, прочитайте их. (смута, ополчение, гражданин, осада)

Подберите однокоренные слова к слову «смута» (смутный, мутный, мутить, омут)

События, о которых мы будем говорить сегодня на уроке, называют Смутным временем. Как вы думаете, что это значит?

Посмотрите на экран, здесь представлено значение слова «смута» из толкового словаря. Прочитаем их. (1.Мятеж, народные волнения. 2. Раздоры, ссоры, беспорядок)

И то и другое характеризует период в истории нашей страны.

Как вы понимаете слово «ополчение»?

Посмотрите на экран, прочитаем значение из толкового словаря. (Войско, собираемое в помощь регулярной армии путем добровольного привлечения широких народных масс)

Как это может относиться к событиям Смутного времени? (на защиту страны встали не только царские войска, но и простой народ)

Какого человека можно назвать гражданином своей страны? (человека, который соблюдает законы страны, трудится на ее благо)

Что такое осада?

Осаду в те времена выдержали многие приволжские города Руси.

Ребята, кто может уже назвать тему нашего урока, о чем мы будем говорить с вами сегодня на уроке?

Тема нашего урока «На пути к единству»

Была угроза с запада, это происходило от того, что Европа во все века была довольно плотно заселена, а потому периодически начинала строить планы расширения своих территорий за счёт российских земель

Смутный, мутный, мутить, омут

Чтение слов

Чтение значения слова «ополчение»

На защиту страны встали не только царские войска, но и простой народ

Человека, который соблюдает законы страны, трудится на ее благо

Определение темы урока

Постановка целей и задач урока

Кто сможет сформулировать цель нашего урока?

Сегодня на уроке мы будем говорить о смутном времени в жизни страны, о борьбе за независимость и единство Отечество и познакомимся с историческими личностями Дмитрием Пожарским и Козьмой Мининым, которые сыграли большую роль в освобождении Руси от захватчиков.

Формулируют цель урока

Изучение новой темы урока

Рассказ учителя

Работа с картой

Рассказ учителя

Работа с иллюстрациями

Беседа

Рассказ учащегося

Беседа

Рассказ учащегося

Беседа

Рассказ учителя

Рассказ учащегося

Беседа

Демонстрация + рассказ учителя

Беседа

Рассказ учащегося

Беседа

Работа с учебником + беседа

Смутным назвали время на Руси в конце 16 и начале 17 в. В стране царил беспорядок, раздор. И опять благодаря мудрости, любви к Родине наших соотечественников страна справилась с несчастьями, обрушившимися на нее.

(Рассказ учителя, на экране иллюстрации городов, памятников, икон)

В начале 17 в голов и междоусобные войны разоряли страну. Она стала в этих условиях легкой добычей для врагов. Главные пограничные крепости Смоленск и Великий Новгород были захвачены. Даже в столице был польский гарнизон. России угрожала потеря независимости.

В 1598 г царь умер, и с его кончиной пересеклась династия Рюриковичей. При загадочных обстоятельствах в Угличе (показ на карте города ) погиб его сводный младший брат царевич Дмитрий. В этом городе в память об этом трагическом событии поставлен храм. (вы видите его на экране ) Прямых наследников престола не оказалось. И поэтому в России началась жестокая борьба за власть. Она расколола Боярскую думу, а страну ввергла в бесконечную чехарду смены царей, междоусобных войн.

В западной Европе считали, что Россия не сможет подняться и не обретет былого могущества. Однако смертельная опасность объединила все патриотические силы страны. Преодоление смуты показало, что русский дух, гордость не сломить. В борьбе за освобождение проявились лучшие черты русского народа: стойкость, мужество, верность родине, самопожертвование.

Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно-освободительной борьбе: (на экране портреты ) воевода Скопина-Шуйского и Шеина, патриарха Гермогена, дворянина Ляпунова, крестьянина Ивана Сусанина, героев освободительного движения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Русские люди стали сходится миром и толковать, как бы всей землей встать против поляков и Литвы и выгнать их вон.

Обобщение: - Почему же в России началась жестокая борьба за власть? (Царь умер, брат погиб при загадочных обстоятельствах, прямых наследников на престол больше не оказалось)

Какие лучшие черты показал русский народ за освобождение России? (стойкость, мужество, верность родине, самопожертвование)

Назовите участников народно-освободительной борьбы? (воевода Скопина-Шуйского и Шеина, патриарха Гермогена, дворянина Ляпунова, крестьянина Ивана Сусанина, героев освободительного движения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского)

Как проходило это восстание нам расскажет (Имя)

Сообщение: ( на экране портреты, иллюстрации )

Восстание началось в Нижнем Новгороде. В октябре 1611 г пришла туда из Троицкого монастыря грамота; старшие люди собрались на совет. Пришел на совет и земский староста- торговец Козьма Минин, человек честный, разумный, с чистой душой. Он горячо любил родную землю и много бился за нее. На совете сказал: «Святой Сергий явился мне во сне и велел разбудить уснувших; прочитать грамоту в сборе, а там пусть будет, что Богу угодно». Совет согласился с речью Минина. На другой день зазвонили в большой соборный колокол, день был будний, народ встревожился и пошел в собор с разными мыслями, кто ждал доброй вести, кто боялся худой. Протопоп вышел перед народом и прочитал Троицкую грамоту. Затем Минин сказал «Коли вправду хотим спасти Московское государство, то не будем жалеть ничего; продадим дворы, заложим жен и детей наших и будем бить челом, кто бы вступился за веру и был нашим начальником». Минин сказал, что нет лучше воевода, как князь Дмитрий Пожарский.

Обобщение: -Кто же такой Козьма Минин? (земский староста, человек честный, разумный, с чистой душой)

Что сказал Козьма Минин, после слов Протопопа? (Коли вправду хотим спасти Московское государство, то не будем жалеть ничего; продадим дворы, заложим жен и детей наших и будем бить челом, кто бы вступился за веру и был нашим начальником)

Кого он предложил на место воевода? (Дмитрия Пожарского)

А кто же был такой Дмитрий Пожарский нам расскажет (имя)

Сообщение: ( на экране портрет и иллюстрации )

Князь Пожарский проживал в то время в своем поместье и лечился от ран, которые получил в Москве. Это был воевод искусный, человек надежный и честный. В нем не было не гордыни, ни спеси; он умел ладить с людьми и ни перед кем не кичился своими заслугами. Князь с радостью взялся набирать рать и вести ее под Москву.

Обобщение: -Какой был воевод Дмитрий Пожарский?

Весть о этих событиях быстро разнеслась по Русской земле, ратные люди стали толпами приходить в город, многие присылали денег. Почти целый год готовились, собирали силы и в июле 1612 г ополчение Минина и Пожарского выступило в поход.

Большую поддержку оказали ополчения партизанское движение. Образ крестьянина Ивана Сусанина,(на экране портрет ) который завел врагов в непроходимую топь, пожертвовав своей жизнью воплотив в себе черты многих героев, имена которых остались неизвестны.

Где же было это место сбора ополчения и чем все закончилось нам расскажет (имя)

Сообщение : ( на экране иллюстрации )

Местом сбора ополчения стал город Ярославль. Войска ополчения из Владимира и Костромы.

Польский гарнизон засел в Кремле и удерживал его около двух месяцев. Но в конце концов голод заставил врагов выйти из Кремля. Ополчение Минина и Пожарского освободило Москву от врагов. Вскоре вся Русская земля была очищена от захватчиков. Так русский народ спас страну от врага.

Обобщение:

Какой город стал местом ополчении? (Ярославль)

Где засел польский гарнизон и сколько времени он его удерживал? (В Кремле, 2 месяца)

Что заставило их оттуда выйти? (голод)

Посмотрите пожалуйста на памятник (на экране иллюстрация ) Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому, этот памятник находится в Нижнем Новгороде, на этом месте создавалось второе народное ополчение. На памятнике начертаны слова: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия»

Ребята, а что за праздник отмечается 4 ноября? (День народного единства) Как вы считаете, он связан ли он с именами Козьма Минин и Дмитрий Пожарский? (да)

Расскажет нам об этом праздники (ИМЯ)

Сообщение : Этот праздник один из самых молодых государственных российских праздников, хотя имеет давнюю историю. Он связан с именами славных патриотов России- Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского. В годы советской власти их подвиг был незаслуженно предан забвению. А в ноябре государственным праздником стал день 7 ноября в память о революционном перевороте в стране, когда к власти пришла партия большевиков. Позже этот праздник стали называть Днем согласия и примирения. А в 2005 г. Справедливость была восстановлена, и теперь государственным праздником в России считается день освобождения Москвы от польских интервентов (Иностранные захватчики, тот кто вторгается на суверенную тер-рию ) в 1612 г- 4 ноября.

Обобщение : - Что за праздник отмечается 4 ноября? (День народного единства)

В память, о какой победе учрежден праздник День народного единства?

(день освобождение Москвы от поляков)

Откройте пожалуйста стр 40 учебника. Рядом с названием темы урока изображен барельеф-фрагмент обелиска, установленного в кремле Нижнего Новгорода в память о подвиге Минина и Пожарского.

Что вы видите на этом обелиске?

Два ангела торжественно возлагают лавровые венки победы на главы воеводы и его помощника.

Как вы думаете, что хотел народ показать этим обелиском?

Так народ оценил великую роль этих патриотов в освобождении Руси от захватчиков.

Слушают рассказ учителя, просмотр иллюстрации

Рассматривают города, иллюстрации

Рассматривают портреты

- Царь умер, брат погиб при загадочных обстоятельствах, прямых наследников на престол больше не оказалось

Стойкость, мужество, верность родине, самопожертвование

Случают рассказ одноклассника, рассматривают портреты, иллюстрации

Земский староста, человек честный, разумный, с чистой душой

Д. Пожарский

Слушают одноклассника, рассматривают портреты и иллюстрации

Слушают учителя, рассматривают портреты

Слушают одноклассника

Ярославль

В Кремле, 2 месяца

Голод

Рассматривают памятник

День народное единства

Слушают одноклассника

День народного единства

День освобождение Москвы от поляков

Работа с учебником

Два ангела торжественно возлагают лавровые венки победы на главы воеводы и его помощника.

Закрепление изученного материала

Откройте раб. тетрадь на стр 23 № 3.

Прочитайте задание. Выполните задание самостоятельно. Затем проверим, правильно ли вы соединили линиями города и фотографии.

Проверка: Учащийся называет город и называет фотографию, которая ему соответствует, почему.

Выполнение задания № 3 в Р.Т. самостоятельно

Подведение итогов урока

Беседа

Домашнее задание

Почему престол опустел? (у царя Федора не было детей, младший брат погиб)

Какая еще беда обрушилась на Русь? (голод)

Кто захватил русские города? (Поляки, шведы)

Кто призвал русских людей постоять за родную землю? (Козьма Минин)

Где это произошло? (в Нижнем Новгороде)

Какие города прислали войска, состоящие из добровольцев? (Кострома, Ярославль, Владимир)

Что создали для борьбы с врагами? (Народное ополчение)

Кто сделал первый взнос на создание войска, призвал сограждан «не жалеть добра» на защиту Отечества? (Козьма Минин)

Кого пригласили возглавить народное ополчение? (князь Дмитрий Пожарский)

С каким войском произошел бой около Москвы? (С польским)

Как русский народ отблагодарил своих патриотов? (Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник)

У царя Федора не было детей, младший брат погиб

Голод

Поляки, шведы

Козьма Минин

Нижний Новгород

Кострома, Ярославль, Владимир

Народное ополчение

Козьма Минин

Д.Пожарский

С польским

Спустя два века на Красной площади в Москве был воздвигнут памятник

Записывают домашнее задание

Учитель:_____________

Методист:____________