Кабинет министров латвии. Кабинет министров - это исполнительная власть Самый необычный кабинет

В любой стране мира высшей исполнительной властью, по сути, является кабинет министров, хотя называться этот орган может по-разному. В Советском Союзе кабинет министров - это Совет Министров, а в России сейчас - правительство. В ряде стран, например, в Израиле, Латвии, Японии, Узбекистане, правительство так и называется - кабинет министров. Все основные функции по управлению текущей деятельностью страны лежат на этом высшем исполнительном органе.

Основные функции

Кабинет министров - это коллегиальный высший власти в стране. В состав кабинета могут входить отраслевые министры и министры без портфеля (член правительства, который не управляет министерством или другим правительственным органом). Руководит кабинетом премьер-министр, который назначается главой государства и/или парламентом. Глава правительства формирует кабинет министров, который целиком или отдельные его члены (например, заместители премьер-министра) должны утверждаться главой государства или парламентом. Основные задачи, которые делегируются кабинету министров, это:

  • внешняя политика, хотя во многих странах в значительной части может быть прерогативой главы государства;
  • внутренняя политика, в том числе отвечать за государственную политику в сфере культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
  • государственная и внутренняя безопасность, в том числе обеспечивать соблюдение законодательства защищающего граждан и бороться с преступностью;
  • национальная оборона;
  • экономическая политика, в том числе разрабатывать и исполнять бюджет страны, управление государственной собственностью.

В сфере обороны, внешней политики и государственной безопасности политику формирует глава государства, а кабинет министров обеспечивает меры по ее реализации. Решения кабинета министров принимаются голосованием и оформляются в виде постановления кабинета министров. За что конкретно отвечает кабинет министров, обычно определяется специальным законом.

Первый кабинет министров в истории России

В истории России тоже был свой кабинет министров в период царствования императрицы Анны Иоанновны (1731-1741). Тогда этот высший государственный орган империи существовал как совет при монархе. Кабинет министров, а это был совещательный орган, состоящий из двух-трех кабинет-министров, должен был облегчать процесс принятия решений императрицей и повышать оперативность управления государством. Кабинет готовил проекты решений главы государства, объявлял ее именные указы и резолюции. Однако постепенно он стал выполнять полноценные функции правительства. В введении министров находились военные, полицейские и финансовые службы.

Где в России есть кабинеты

Поскольку Россия - федеративное государство, то у каждого субъекта федерации (области, края, национальной республики) есть свое правительство. В некоторых республиках правительство - это кабинет министров. Например, в Татарстане, Кабардино-Балкарии, Адыгее. Деятельность кабинетов министров республик определяется законами Российской Федерации и местным законом об органах исполнительной власти. Региональные, областные и республиканские кабинеты занимаются в основном социально-экономическими вопросами, в том числе формированием и исполнением местного бюджета, экономической и внутренней политикой, внешнеэкономическими связями, в пределах определенных российским законодательством. В общем за исключением, обороны, безопасности и внешней политики (частично) делает то же, что и федеральное правительство. Принятые правительством решения оформляются в виде постановлений кабинета министров республики, края и т. д.

Самый необычный кабинет

Япония для нас - страна всяких интересных, красивых и порой странных обычаев и вещей. Вот и кабинет министров Страны восходящего солнца весьма своеобразный. Сейчас в входит 12 отраслевых государственных министров и 8 министров без портфеля. По конституции они должны быть гражданскими лицами и большинство - быть депутатами парламента. Но обычно кабинет министров - это только депутаты, которые больше заняты делами в парламенте, а министерствами управляют чиновники. Иногда депутат может возглавлять и два министерства. Кандидатуру премьер-министра выдвигает парламент из числа депутатов, который далее утверждается императором. Работа кабинета министров ведется на основе обычаев и прецедентов, нет никакого закона, регулирующего процедуру заседаний и принятия решений. Все решения принимаются консенсусом, а не голосованием.

У Великобритании два кабинета

Жизнь на острове, даже большом, наверное, оказывает сильное влияние на обычаи. Еще один пример своеобразного понимания государственного устройства - это Великобритания, которая тоже занимает группу островов, и у них тоже конституционная монархия. Однако здесь кабинет министров - это коллегиальный орган правительства. Само правительство - это около ста человек, назначаемых королевой из членов парламента. Премьер-министром, по конституции, назначается лидер правящей партии, который и набирает кабинет министров, примерно двадцать человек. Лидер оппозиционной партии формирует теневой кабинет министров, который контролирует деятельность правительства. В Соединенном королевстве это официальный орган. Глава теневого кабинета и часть членов получает вознаграждение.

Кабинет министров (Ministru kabinets ) - правительство Латвийской Республики. Согласно статье 58 Сатверсме ему подчинены все учреждения государственного управления. Кабинет министров приступает к выполнению своих обязанностей после того, как Сейм выразил ему своё доверие. Отдельным министрам и государственным министрам, которых Президент министров назначает позднее, необходимо особое решение Сейма о доверии.

Портал:Политика
Латвия

  • Президент
    • Эгилс Левитс (президент)
  • Сейм
    • Председатель
  • Судебная система
  • Внутренняя политика
    • Права человека
  • Административное деление
Кабинет министров Латвии
Общая информация
Страна
Юрисдикция Латвия
Медиафайлы на Викискладе

Если Сейм выражает недоверие Президенту министров, в отставку должен подать весь Кабинет. Если недоверие выражено отдельному министру, он должен подать в отставку, а Президент министров должен пригласить на его место другое лицо. Недоверие Кабинету министров Сейм выражает путём принятия соответствующего решения или отклонив поданный Кабинетом министров проект очередного годового государственного бюджета .

История правительств Латвии

Состав

Во все кабинеты министров Латвии с 1993 г. входили президент министров (глава правительства) и собственно министры - политические руководители министерств (административными руководителями министерств - чиновниками, которые не теряют постов при смене правительств, - являются государственные секретари министерств).

В некоторые кабинеты входили также:

  • товарищи президента министров (вице-премьеры)
  • министры по особым поручениям (не подчинялись собственно министрам и не возглавляли министерства, а имели секретариаты - в подчинении секретариатов не было учреждений государственного управления, и их административными руководителями являлись не государственные секретари, а руководители секретариатов министров)
  • государственные министры (подчинялись какому-либо министру)

Кабинет министров принимает решения большинством голосов членов Кабинета министров, присутствующих на заседании, также имеет право принимать решения, если в заседании принимают участие более половины членов Кабинета министров. По состоянию на январь 2011 года в состав кабинета входят президент министров и 13 министров: благосостояния, внутренних дел, здравоохранения, земледелия, иностранных дел, культуры, науки и образования, обороны, охраны среды и регионального развития, транспорта, финансов, экономики, юстиции.

Порядок замещения

В случае отсутствия Президента министров, или если он не может исполнять свои должностные обязанности по другим причинам, его замещает и ведет заседания Кабинета министров тот член Кабинета министров, которого Президент министров назначил своим заместителем. Об этом должны быть извещены Президент государства и председатель Саэймы. В случае отсутствия товарища Президента министров или министра или если он не может исполнять свои должностные обязанности по другим причинам, его замещает член Кабинета министров, назначенный Президентом министров заместителем на этом месте.

Функции и полномочия Кабинета министров

Президенту министров подчиняются все учреждения государственного управления. Кабинет министров имеет право предлагать законы, право назначать или утверждать на должность значительную часть чиновников гражданской службы. Кабинет министров обсуждает или принимает решения по всем делам, которые входят в его компетенцию согласно Сатверсме (Конституции) и законам. Кабинет министров может публиковать нормативные акты - правила - в следующих случаях:

До 2007 года Кабинет министров мог издавать правила также в порядке, установленном статьей 81 Конституции, то есть между сессиями Сейма, в случае срочной необходимости . До 2008 года Кабинет министров мог издавать правила также, если соответствующий вопрос не был урегулирован законом .

Правила, утверждённые Кабинетом министров, не могут вступать в противоречие с Конституцией и законами. Правила должны содержать ссылку о том, на основании какого закона они опубликованы.

Кабинет министров и отдельный министр могут издавать инструкции, обязательные для подчиненных им институций:

  • если закон или правила дают особые полномочия на это Кабинету министров или отдельному министру;
  • если соответствующий вопрос не урегулирован законом или правилами.

Президент министров, товарищ Президента министров и министры имеют право издавать распоряжения в случаях, установленных законами и правилами Кабинета министров. Распоряжение - это административный акт индивидуального характера, который относится к отдельным государственным институциям и должностным лицам.

] Общие сведения

Предшественником правительства были органы еврейского саморегулирования во времена конца Британского мандата . 11 апреля 1948 года был создан Народный совет (‏מועצת העם‏‎), как представительский орган ишува . Из числа членов Народного совета, дирекция Сохнута выбрала Народное управление (‏מנהלת העם‏‎), прототип кабинета министров, возглавляемое Давидом Бен-Гурионом . Одним из важных решений Народного управления стал отказ от плана Джорджа Маршалла об отложении провозглашения государства Израиль на 14 мая 1948 года. В этот день Бен-Гурионом была зачитана Декларация о независимости Израиля и Народное управление стало первым кабинетом министров Израиля, и исполняла эту функцию до первых выборов в Кнессет, состоявшихся в 1949 году .

Во главе кабинета министров Израиля находится премьер-министр Израиля , имеющий право с согласия Кнессета назначать министров и увольнять их. Каждый министр несёт ответственность за принятые кабинетом решения, даже если он не согласен с ними. Министром может назначаться человек, не являющийся членом Кнессета, но в большинстве случаев министрами становятся избранные в Кнессет.

Кабинет министров -- правительство Японии -- является высшим органом исполнительной власти.

Первый Кабинет министров, созданный по европейскому образцу, начал свою работу в декабре 1885 г., и с этого времени перерывов в работе правительства Японии не было. Первоначально действовал принцип беспартийного кабинета, но уже с начала XX в. он почти утратил свое значение. После Второй мировой войны статус Кабинета министров был сильно изменен.

Полномочия и порядок работы Кабинета министров определяются Конституцией и Законом о Кабинете министров от 16 января 1947 г. Надо сказать, что в послевоенную эпоху выделяют два периода реформ исполнительной власти: послевоенный и современный 11 Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов/ Под ред. М.В. Баглая, д.ю.н., проф. Ю.И. Лейбо и д.ю.н., проф. Л.М. Энтина. - 2-е изд., перераб М.: Норма, 2006 г. С.690.

Во время послевоенных реформ законодательная база центральной исполнительной власти была создана менее чем за два года. Основными являются три документа: Конституция, Закон о Кабинете министров и Закон о структуре государственных исполнительных органов 1948 г. Эти законы обеспечили высокую степень стабильности исполнительной власти. Такой результат достигнут в основном за счет того, что структура каждого правительственного органа определяется законом и любое изменение, касающееся органов исполнительной власти, в обязательном порядке выносится на очередное парламентское заседание. Надо отметить, что до конца 1999 г. в эти нормативные акты почти не вносились изменения.

Нынешняя реорганизация правительственной структуры проводится также очень тщательно. К подготовке административной реформы приступили достаточно давно, но началась она в 1996 г., когда в рамках ЛДПЯ был разработан проект широкой структурной реформы в виде «взгляда Хасимото». Основной акцент ставился на сокращение числа министерств и управлений, а также ликвидацию системы вертикального и раздробленного правления, при котором распоряжения различных ведомств не согласуются между собой. В том же 1996 г. Рютаро Хасимото (на тот момент Премьер-министр Японии) учредил и возглавил Со- -вет административной реформы. Концепция, разработанная Советом, основное место в которой уделялось усилению роли Премьер-министра и реорганизации центральных министерств, была опубликована в декабре 1997 г. На основе этой концепции Кабинет министров Японии подготовил проект Основного закона о реформе министерств и управлений, который был принят Парламентом в июне 1998 г. Закон утверждал две цели административной реформы: 1) сокращение числа министерств и управлений с 22 до 12, 2) укрепление руководящей роли премьер-министра. Установки этого Закона были конкретизированы в 17 правительственных законопроектах, представленных в Парламент в апреле 1999 г. и принятых в июле того же года. Таким образом, была сформирована юридическая основа крупной организационной перестройки почти всех звеньев правительственного аппарата. На реализацию программы было отведено 1,5 года. В рамках новой структуры Правительство Японии функционирует с 1 января 2001 г.

Наиболее важным конституционным положением, определяющим место Правительства Японии в системе государственных органов, является норма о том, что Премьер-министр избирается Парламентом, а Правительство несет коллективную ответственность перед Парламентом. Конституция Японии предусматривает, что Премьер-министр избирается из числа членов Парламента, а результаты голосования утверждаются парламентской резолюцией. По традиции главой Кабинета министров становится лидер партии парламентского большинства. Государственных министров назначает премьер-министр.

Согласно результатам административной реформы 1998-- 2000 гг. состав Кабинета министров не должен превышать 14 государственных министров, но по решению главы правительства разрешено иметь до трех министров особого назначения 11 Конституционное право зарубежных стран. Учебник. В -4-х томах. Том 3. Отв. ред. Б.А. Страшун. - М.: 2004 г. С.328. Все члены Кабинета министров являются государственными министрами, включая генерального секретаря и «министров без портфеля».

В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия на то Премьер-министра (ст. 75 Конституции). Премьер-министр может по своему усмотрению отстранять министров от должности (ст. 68 Конституции). Как уже упоминалось, Кабинет министров несет коллективную ответственность перед Парламентом и должен уйти в отставку, если Палата представителей примет вотум недоверия или откажется проголосовать за доверие Правительству и не будет распущена в десятидневный срок (ст. 69 Конституции). Кабинет также должен уйти в отставку, если должность Премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия Парламента после выборов в Палату представителей (ст. 70 Конституции).

Конституция Японии определяет Кабинет министров как «гражданский» (ст. 66 Конституции). Это значит, что члены Кабинета не должны состоять на военной службе, быть в прошлом профессиональными военными и являться носителями милитаристской идеологии. Большинство министров должно быть избрано из числа членов Парламента (ст. 68 Конституции).

Сейчас в структуре Правительства Японии девять министерств: общих дел, земель и транспорта, труда и благосостояния, просвещения и науки, финансовых дел, экономики и промышленности, иностранных дел, юстиции и сельского, лесного и рыбного хозяйства. В Кабинете министров Японии отсутствуют должности министра обороны, военно-морского министра, а также министра внутренних дел (силами самообороны руководит министр без портфеля -- начальник управления национальной обороны, большинство же функций обычно возлагаемых на МВД, выполняет министерство общих дел).

Статьей 73 Конституции определены следующие функции Правительства Японии:

  • - добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;
  • - руководство внешней политикой;
  • - заключение договоров (с предварительным или, в зависимости от обстоятельств, последующим одобрением Парламента);
  • - организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом;
  • - составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента;
  • - издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов (в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с разрешения соответствующего закона);
  • - принятие закона о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.

Более подробно деятельность Кабинета министров регламентирована в Законе о Кабинете министров 1947 г. (в ред. 1998 г.), где определены структура и функции Кабинета, компетенция премьер-министра и других министров, взаимоотношения между административными органами. Так, кроме перечисленных Кабинет министров выполняет следующие функции: дает советы Императору в отношении всех государственных действий и несет за них ответственность, назначает судей Верховного суда, кроме главного судьи, и всех судей нижестоящих инстанций, представляет к назначению кандидатуру главного судьи, принимает решение о созыве чрезвычайной сессии Парламента, чрезвычайной сессии Палаты советников, несет ответственность за расходование резервного фонда для покрытия бюджетного дефицита, ежегодно представляет Парламенту отчеты о государственных доходах и расходах, доклады о состоянии государственных финансов и проч.

Закон о Кабинете министров предусматривает, что правительство осуществляет свои функции в форме заседаний, которые, согласно обычаю, проводятся два раза в неделю. Помимо очередных могут проводиться и чрезвычайные заседания. Заседания правительства Японии являются закрытыми, решения принимаются единогласно или на основе консенсуса.

Первостепенное значение в административной реформе отводится изменениям, которые должны усилить лидерство Премьер-министра и обеспечить его личное и правительственное политическое руководство. Наиболее важным представляется признание за Премьер-министром личной инициативы в определении «принципиального курса по важным политическим делам кабинета». Под «принципиальным курсом» подразумеваются основы внешней политики и обеспечение безопасности, финансовой политики, управление экономикой и составление государственного бюджета, определение структуры и кадрового состава административных органов. В официальных комментариях к данной поправке подчеркивается, что ее результатом стало «более четкое определение руководящей роли Премьер-министра как главы кабинета в осуществлении государственной политики. Это поможет кабинету министров, разделяя основной курс Премьер-министра, в полной мере исполнять возложенные на него Конституцией обязанности».

К полномочиям Премьер-министра относятся: общая координация деятельности Кабинета, назначение и освобождение от должности государственных министров, внесение на рассмотрение Парламента законопроектов, доклады Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешней политики, подписание законов и указов единолично (как соответствующий министр) и контрассигнация подписи соответствующего министра, участие в проведении переговоров и подписание международных договоров, руководство подготовкой и заключением межправительственных соглашений.

При Кабинете министров действует: секретариат; канцелярия Кабинета министров (до 1998 г. -- канцелярия Премьер-министра), при которой в свою очередь существует большое количество комитетов и правительственных агентств; законодательное бюро; Совет по делам персонала и Совет национальной обороны.

Каждый государственный министр имеет двух заместителей: парламентского и административного (ст. 17 Закона о структуре государственных исполнительных органов). Министры финансов, сельского, лесного и рыбного хозяйства, экономики и промышленности имеют по два парламентских заместителя.

Японские министры не являются специалистами, поэтому реальным руководителем министерства является административный заместитель -- профессиональный чиновник со специальным образованием. В Японии часто применяется практика министерской ротации (к примеру, Дзюнитиро Коидзуми последовательно занимал в правительстве должности министра здравоохранения и социального обеспечения и министра транспорта. Еще показательнее послужной список правительственных постов бывшего Премьер-министра Р. Хасимото: министр здравоохранения и социального обеспечения, транспорта, финансов, внешней торговли и промышленности),

Согласно Конституции Японии Кабинет министров осуществляет исполнительную власть (ст. 65). В него входят премьер-министр и другие государственные министры. Конституцией определен принцип гражданского кабинета (ст.

66). Под термином "гражданское лицо" подразумевается лицо, не состоящее на военной службе, не бывшее в прошлом профессиональным военным и не являющееся носителем милитаристской идеологии.

По традиции главой Кабинета становится лидер партии парламентского большинства. Если же палаты предлагают на пост премьер-министра разные кандидатуры или если Палата советников в течение 10 дней не предложит свою кандидатуру, то решение Палаты представителей становится решением Парламента.

В соответствии с Законом о Кабинете министров 1 9 4 7 г. п р е -мьер-министр назначает не более 20 государственных (так именуются все члены Кабинета) министров (ст. 2 Закона о Кабинете министров), при этом большинство министров должно быть избрано из числа членов Парламента (ст. 68 Конституции). Факти-чески все члены Кабинета - парламентарии. Все члены Кабинета утверждаются указом Императора. Министерства и функции отдельных министров перечислены в Законе о структуре государственных исполнительных о р г а н о в 1 9 4 8 г. 12 министров возглавляют министерства юстиции, иностранных дел, финансов, просвещения, здравоохранения и социального обеспечения, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности, транспорта, связи, труда, строительства, местного самоуправления, кроме того один министр Кабинета является генеральным секретарем, остальные 8 министров являются министрами

без портфеля, они фактически являются советниками премьер-министра и по традиции руководят отдельными подразделениями канцелярии премьер-министра. В Кабинете министров Японии отсутствуют должности военного и военно-морского министров, а также министра внутренних дел (силами самообороны руководит министр без портфеля - начальник управления национальной обороны, также некоторые функции, возлагаемые на МВД, выполняет министерство местного самоуправления).

В период нахождения на должности министр не может быть привлечен к судебной ответственности без согласия на то премьер-министра (ст. 75 Конституции). Премьер-министр может на свое усмотрение отстранять министров от должности (ст. 68). Кабинет несет коллективную ответственность перед Парламентом (ст. 66). Если Палата представителей принимает вотум недоверия или отказывается проголосовать за доверие правительству, Кабинет министров должен уйти в отставку в том случае, если Палата представителей не будет распущена Кабинетом в десятидневный срок (ст. 69). Кабинет также должен уйти в отставку, если должность премьер-министра становится вакантной или если созывается первая сессия Парламента после выборов в Палату представителей (ст. 70).

Статья 73 японской Конституции определяет функции прави-тельства следующим образом: "Кабинет выполняет наряду с другими общими функциями управления следующие обязанности:

добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел;

руководство внешней политикой;

заключение договоров. При этом требуется предварительное или, в зависимости от обстоятельств, последующее одобрение Парламента;

организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом;

Составление бюджета и внесение его на рассмотрение Пар ламента;

Издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов. При этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание иначе как с раз решения соответствующего закона;

Принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смяг чении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах". Более подробно деятельность Кабинета министров регламен тирована в Законе о Кабинете министров, где определены струк тура и функции Кабинета, компетенция премьер-министра и дру гих министров, взаимоотношения с другими государственными органами.

Процедура заседаний Кабинета и принятие решений регулируются обычаем.

Заседания Кабинета являются закрытыми, про-

водятся два раза в неделю в период парламентской сессии, решения принимаются единогласно или на основе консенсуса.

К полномочиям премьер-министра как главы Кабинета относится общая координация деятельности Кабинета, назначение и освобождение от должности государственных министров, внесение на рассмотрение Парламента законопроектов, доклады Парламенту об общем состоянии государственных дел и внешней политики, подписание законов и указов единолично (как соответствующий министр) и контрасигнация подписи уполномоченного министра, участие в проведении переговоров и подписание международных договоров, руководство подготовкой и заключение межправительственных соглашений. При премьер-министре действует канцелярия.

Каждый министр имеет двух заместителей: парламентского (ст. 17 Закона о структуре государственных исполнительных органов) и административного (ст. 17-2 того же Закона). Министры финансов, сельского, лесного и рыбного хозяйства, внешней торговли и промышленности имеют по два парламентских заместителя. Японские министры не являются специалистами, поэтому реальным руководителем министерства является административный заместитель - профессиональный чиновник со специальным образованием. В Японии часто применяется практика министерской ротации (к примеру, Рютаро Хасимото с 1978 г. последовательно занимал в правительстве должности министра здравоохранения и социального обеспечения, транспорта, финансов, внешней торговли и промышленности).

Непосредственно при Кабинете министров действуют секретариат, возглавляемый генеральным секретарем Кабинета, законодательное бюро, совет по делам персонала и совет национальной обороны. При законодательном бюро могут создаваться временные комиссии и советы.

При канцелярии премьер-министра и министерствах существует большое количество комитетов и управлений. Так, при канцелярии премьер-министра действуют комиссия по урегулированию экологических конфликтов, комитет по делам государственной безопасности (ему подчиняется управление полиции), комитет по делам справедливой торговли, управление по делам государственных земель, управление императорского двора, управление по делам окружающей среды и др.