Пища и напитки восточных славян рецепты. «Славянское меню

Человечество перешло в ту стадию развития, когда численность населения перевалило за 6 миллиардов, а урбанизация, как социальное явление, превращается в глобальное явление. Последствия понятны и очевидны, а оппозиция город – деревня в катарсисе. Деревня, сокращает свой аграрный потенциал. Из деревни постоянно происходит отток молодой рабочей силы. Молодежь, не видит ни перспектив, ни работы, это и побуждает их покинуть родной край. Техника в деревне изношена, а там где она нова, там возникают проблемы со сбытом. Внимание! Вопрос: как она должна прокормить постоянно растущий город? Вот он корень зла, вот предпосылка искусственной пищи, и как следствие букет заболеваний во главе с постоянно молодеющей онкологией. Кто же виноват? Палка о двух концах. Если бы не было оттока молодёжи из деревни, не было бы такой острой потребности в искусственной пище. И нужно отметить, что деревня безграмотна в вопросах маркетинга.

Можно ли её судить за это? Друзья, у деревни сейчас один способ выжить, — кооперация, только так можно повысить уровень конкурентоспособности, только тогда можно стать интересным для переработчиков первичного сырья. Есть вариант ждать дотаций от государства. Кто ждёт, тот до сих пор ждёт. Ну а пока % натуральной пищи постоянно понижается. И пока мы ставим вопрос о том, собственно, «а что нам есть»? Ответа уже может и не быть. Сейчас можно предложить только три варианта: уйти в деревню, начать выращивать на садовых участках больше культур, и стараться не брать в магазинах синтетическую еду. У каждого из этих пунктов есть свои плюсы и минусы. Уход в деревню пропагандирует движение «Анастасия», это вариант, а зачастую и альтернатива. Основоположник движения В. Мегре.

Можно отметить появление экологических поселений. Правда, эта тенденция закономерна лишь для Урала. В других регионах это больше поселения дачного типа. В этом движении есть громадное рациональное зерно, но существуют проблемы, «анастасиевцы» подвергаются критике другими родноверческими движениями, в первую очередь за расхождение слов с делом. Речь идет о не воплощении идеи одного гектара земли и переезда жить на свою землю. Корень этой проблемы в том, что «анастасиевцы» в основе своей, городские жители. Принципы жизни в городе и в деревне совершенно разные. Если ты не знаешь, как вести хозяйство, а знаешь только, как пользоваться им, то деревня тебе не друг, а причудливый незнакомец. Попросту говоря, человек в данной ситуации оказывается не приспособленным к иным условиям жизни. Идея переселения в деревню может быть актуальна лишь для тех, кто сможет, там адаптировавшись, жить. Для тех, у кого ещё нет садов – огородов, хотя, представляется, что у большинства они есть, рискнём предостеречь от одной ловушки. Семена всё чаще генномодифицируют. Выход только один, создавать собственную сеяную базу. Что в принципе и делается, хотя бы даже теми же «анастасиевцами». А для тех, кто не имеет садов – огородов, скажу следующее, не так уж и много он стоит, зато даёт натуральный продукт и работа на земле чрезвычайно полезна для здоровья и личностного развития. Недаром русские богатыри, когда отправлялись на чужбину, брали с собой мешочек земли, сила в ней, сила в Матушке Сырой Земле ! Всему есть объяснение, существует предание, человеку полезна лишь та еда, что произрастает в радиусе его дневного пешего перехода от места рождения. Вот почему полезна родная земля, вот как она помогала мудрым богатырям! Это так же относится к вопросу поедания бананов и прочих заморских фруктов. У каждого природного района свои свойства земли. Недаром на Руси, Матушка Сыра Земля, являлась божеством, а на символическом уровне символ плодородия один из самых почитаемых у славянских народов. Удивительно и примечательно, что впервые он встречается в Трипольской культуре. И получается, что, забывая землю, мы теряем частичку самобытности, изменяем границы ментальности. Ну а как же быть тем, кто ни в деревню, ни собирается, да и работать на земле ему некогда, ведь не кушать человек не может (хотя пытаются же солнцееды не есть…)

Вопрос о том, что язычество это компьютерная религия, ставиться. При всей парадоксальности, отчасти это так и есть. Сидим, это мы значит, за монитором, смотрим новое видео с Трехлебовым и лопаем разводную лапшу со вкусом свинины. Зато собираемся на праздник Солнцестоянья и по завершению его садимся за бескровную трапезу. Друзья это фальшь и игра. Основа основ, это то, что мы принимаем в пищу и то, что мы пьём. Нужно стараться не врать себе, а там глядишь, и путь в родноверческое мировоззрение откроется.

Есть некоторые секреты в славянской еде.

Поговорим сначала о воде. Вода может быть живой и мёртвой. «Да, скажите вы, по сказкам знаем». Всё значительно глубже. Живой водой называли, воду из колодца. А живой её называли из-за того, что в ней присутствовали микроорганизмы. Сейчас опираясь на исследования японских учёных, действительно можно сказать, что вода изменяет свою структуру, если рядом играет музыка. В зависимости от жанра музыки, изменяется и структура воды. Получается, вода, это живой организм. В старину волхвы водили по воде вилами (специальным инструментом), не дурости ради. «На воде вилами писано», все слышали, но по одной из гипотез считается, что так воду заговаривали, то есть воде было передана положительная информация. После чего заговорённая вода разливалась равномерно в каждом доме деревни в специальные сосуды. Стоит ли говорить, что такая вода и полезнее и вкуснее обычной? Вспомните, какая вкусная вода из родника! Мёртвая вода – это кипяченая вода. То есть все микроорганизмы в ней убиты температурой. Вот глубинный смысл, заложенный в русских сказках и преданиях. Воду можно не заговаривать всего два дня в году 19 февраля и 7 июля. В эти дни вода и без того священная. И какая бы религия не была бы на этой земле через 1000 лет всё одно, на эти дни будут выпадать религиозные праздники. Советуем посмотреть по этой проблеме документальный фильм «Тайны воды».

Теперь можно перейти к жизненным проблемам. 100% ядом является газированные напитки со вкусом… (далее добавьте любой фрукт). Так 50% ядом являются соки. Всё это разводная химия. Может, помните на заре перестройки были модны «Юппи» и «Зуки», так вот вышеперечисленные напитки, тоже самое, только в другой упаковке. Заботливый производитель сам развёл порошок в полиэтиленовой таре и снабдил бутылочку газами…Теоретически такая химия была запрещена ещё в 90-ые. Старайтесь пить минералку.

Спорным в среде родноверия, является вопрос о мясоедстве. Две крайних позиции: глава Инглиизма стоит на позиции, если организм просит мясо, значит ему это нужно. Трехлебов, возводит в ранг идеологии принцип вегетарианства в родноверческой среде. Хотя и журнал Ведическая культура с редактором Глобой, тоже на этих позициях. Журнала такого, правда, уже не существует. Давайте разбираться.

Рисунок 23 Карикатура «Вегетарианство»

Белок просто необходим для роста. Аргументы против употребления мяса следующие: животные в момент их убийства чувствуют страх, и их мясо отравлено, животных намерено выращивают для убийства, животные живые, славяне не приносили кровавых треб , а в следствие не могли употреблять в пищу мясо, мясо разрушает организм. Конечно, каждому своё, сказал Чёрт снимая штаны и садясь в крапиву. Многие едят мясо и здоровы, слава Богам. Принимая за основу, что вода живая, а с учётом принятия микро мира (кому нравится, читайте «нано мира»), в любой капле воды, находятся миллиарды живых организмов. Мысль понятна, продолжать, не стоит. Если отказаться от поедания живого, то тогда нам всем придётся идти по тропе солнцеедства. Не знаю как вы, а в язычнике не может быть столько цинизма, что бы питаться Богом солнца. Представьте Сибирь, деревню, и деревенских жителей. Все сбитые, крепкие и вот зима, как им прожить без мяса? Да как им управлять хозяйством, без мяса? Как вы это себе представляете в 9 веке??? Чем питались предки, зерновыми? Да и ими тоже, да и мёдом и грибами с ягодами, но тогда зачем держать скотину. Долго всё объяснять, проще спросите в деревне, зачем им нужен скот, да и могут ли они прожить без мяса и скота как токового? А если славяне приняли такие основы мироустройства, значит, они понимают значение терминов эгрегор и реинкорнация, то спорить о мясоедстве глупо. Но мясо осталось только в деревне. Большая часть колбас и пельменей это соя, красители, усилители вкуса, ну и чуток конины. Берите мясо на мясных базарах и готовьте его сами, только так можно быть уверенным в том, что ты ешь именно мясо.

Кто-то сообразительный спросит: «а як же вкусовое восприятие?». А давайте задумаемся. Сейчас человечество движется по принципу усиления вкуса для той или иной знакомой нам еды. Скажем, есть суп, суп как суп. Но, вкусный блин. А потом в гостях, где суп приготовлен без «Волшебных кубиков», о-па суп не вкусный и пресный. Как уже было сказано, глутомат и другие усилители вкуса как наркотики. Мы усиливаем вкус еды, а потом ещё усиливаем, а потом ещё чуть-чуть. И вкус пищи реальный мы забываем, а потом забудем и форму. То есть будет много тюбиков с разными вкусами. Давайте скрестим пальцы, что бы это случилось не при жизни нашей, ни при жизни наших детей и внуков. Скрещенные пальцы, это символ закрытости, то есть мы закрываемся от проблемы и не впускаем её. Вот когда мы обращаемся солнышку, то расправляем руки, поза открытая, внемлющая. Итак, наши дети, уже, скорее всего, вкус молока знать будут, да всё одно молоко не молоко и так далее. Раньше самым сильным усилителем вкуса считалась соль. Простая соль. Соль — это не просто соль, помните скандинавскую руну «Соул»? Она обозначает силу солнца. Мы, вслед за Алексеевым говорим, что соль и соул это солнышко. Помните мультик о том, как казаки ходили за солью? Вот ценности то были. Не удивительно ведь для соли отводили отдельное место в доме. Её хранили в специальных берёзовых котомках. Да что говорить, к еде относились с почтением и благодарностью.

Знаете обычай не резать хлеб! Только ломать руками. Не представлялось возможным резать то, что давала Мать Сыра Земля! Могли ли Славяне есть то, что не знали? Нет. Они были отличными охотниками, уважали бортничество и сельское хозяйство, в разы лучше нас ориентировались в травах и кореньях. Просто по-другому было не выжить. А сейчас можно рисовать карикатуры на тему картошка в супермаркете и картошка в поле, а посреди этой зарисовки стоит с продуктовой корзинкой задумавшаяся блондинка.

Пряности пришли из Индии и Китая в старый свет только в 16 веке. Так что восприятие пищи было координально другим. Да за примером ходить не приходится. Спросите старшее поколение, есть ли отличия в мороженном пломбире сегодняшнем и с виду таком же, но пломбире который они ели в молодости? И получается, что даже вкусовые ощущения у нас другие, другие ценности в еде. В наших силах не многое. Но есть ещё возможность находить пути. Некоторые пути, думается, на протяжении книги наметятся. А идти или нет уже дело каждого.

Со времён позитивизма мы только и делаем, что движем НТР по стопам взлома кода природы и изменения её под нужды человечества. Вот только вопрос: «К чему это приведёт?». Если еда химическая и генномодифицированная, то сможет ли человек остаться биологическим видом в полном смысле этого слова? Есть ли альтернативы? Вспомним для примера научного фантаста Алексея Боброва с рассказом «Властелин: «крыс тоже травили ядом – они только адаптировались к нему» А крысы достаточно близко стоят к человеку по механизму ДНК, не даром на них проводят добрую долю экспериментов. Но не хотелось бы заканчивать на таких нотах. Человечество как вид изменяется на протяжении тысячелетий и ухитряется подстраиваться под любую ситуацию. Конечно, жаль, что придёт подстраиваться под синтетическую пищу, но хочется верить, что изменения в организме последующих поколений не будут фатальны.

Владимир Мегре – своим циклом художественных книг, породил движение «Анастасия». На данном этапе развития этого движения, наметились некоторые сдвиги этого движения в лагерь неоязычества. Основные вопросы, которые рассматривает движение это уход в экопоселение, альтернативные виды топлива, натуральная пища и многие другие вопросы.

Славянское божество. Отождествляет живую землю. Очень сильный фольклорный образ.

Один из основоположников современного неоязычества. Постулаты его учений восходят к Инглиизму. Широко представлен в Интернете. Автор скандальной книги «Кощуны Финиста». Яро борется с мясоедством. Многие аспекты современного язычества, пытается объяснить с точки зрения индийских вед.

Инглиизм – деструктивная секта. В основе учения лежат серия книг о славянских Ведах. В учении много деструктивного, ломающего сознание, есть элементы оголтелого национализма. Большую часть своего учения секта взяла из индийских вед. Так, скажем ранее, эта секта называлась «Джива-храм Инглии». Сейчас популярность данного учения идёт на спад.

Треба – жертвоприношение Богам.

Позитивизм — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования.

Земли, в которых обитали славяне в X веке, с избытком обеспечивали им пищу, необходимую для существования и сохранения здоровья. Они не ощущали недостатка даже в изысканных блюдах.
Для мясного стола славяне находили в обширных лесах огромное количество разнообразных животных, прежде всего из семейства оленьих. Помимо этого, хозяйство славян в X веке уже настолько развилось, что они могли выращивать стада мелкого и крупного рогатого скота, главным же образом овец и свиней. Все эти давало им более чем достаточное количество мясной пищи, хотя скот из собственных стад они били лишь в исключительных случаях .
Я. Пейскер, пытавшийся доказать, опираясь на относящееся к VI веку сообщение Псевдо-Цезаря, что славяне вплоть до X века были вегетарианцами, не имевшими скота, оказался на совершенно ложном пути. Во-первых, сообщение Псевдо-Цезаря Назианского по своему характеру совершенно недостоверно, и к тому же Пейскер перевел его неправильно . Во-вторых, наличие у славян скота и охота на лесных и степных животных, так же как и употребление славянами в пищу мяса животных, подтверждается большим количеством данных. Имеется также несколько непосредственных сообщений о том, что славяне в X веке употребляли в пищу мясо, причем, вероятно, не только бояре или князья, но и простой народ . Необходимо также признать, что славяне знали и употребляли в пищу и молоко (млеко) сладкое и кислое, свернувшееся, так называемый тварогъ и сыр (сыръ), о чем, независимо от их происхождения , свидетельствует древний и общеславянский характер этих слов, а также несколько прямых, относящихся к Х-ХІІ векам известий о западных, северных и восточных славянских землях. По ним мы судим, что славяне выплачивали Германской империи дань сыром, что в России, где сыр являлся обычной пищей, его с соблюдением соответствующих обрядов приносили в жертву идолам и наряду с молоком ели на домашних празднествах. Так, Пржемысл, согласно древней традиции, также ел хлеб и сыр, когда послы Либуши звали его на чешский трон . Кроме того, на основании тех же источников можно видеть, что десятина во многих случаях выплачивалась также определенным количеством поросят, кур, петухов и гусей, что снова свидетельствует о том, что славяне выращивали и употребляли в пищу домашнюю живность. Правда, Ибрагим ибн Якуб говорит, что славяне на Западе избегали есть кур, опасаясь могущих приключиться из-за них болезней, но вместе с тем он указывает, что они ели говяжье мясо, гусей и тетеревов , а русские церковные поучения, в свою очередь, упоминают об употреблении яиц, следы которых находят иногда и в могилах .
Все изложенное выше доказывается множеством свидетельств, относящихся к X и XI векам, привести которые я здесь не могу ; итак, если славяне в начале новой эры уже употребляли в пищу мясо, то несомненно, что не христианство принесло с собой его употребление , так как мясо служило славянам пищей еще до того, как они приняли новую веру. Весьма многочисленны также доказательства, которые представила археология, так как в могилах Х-ХІІ веков мы довольно часто находим остатки погребальных пиршеств, устраивавшихся на могиле, - кости различных домашних и диких животных, главным образом кости овец, свиней и в меньшем количестве кости рогатого скота, кур и петухов.
Все, что сказано здесь об употреблении мяса животных и птиц, равным образом относится и к употреблению в пищу рыбы, которой изобиловали славянские страны. Упоминания об употреблении в России рыбы и икры начиная с XI века довольно многочисленны .
Хотя ни о каком вегетарианстве славян-язычников, таким образом, не может быть и речи, все же главную их пищу составляли хлебные злаки, стручковые и овощи.
Хлебные злаки, из числа которых выращивались жито, или рожь (ръжь) (Secale), пшеница (Triticum), ячмень (jecьmy) (Hordeum), овес (овъс) (Avena) и больше всего просо (пшено) (Panicum тilіасеит, Р. italicum), славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зерен (крупа, сладь, пражьмо), либо в размолотом виде, в виде муки (брашьно), из которой на воде или на молоке варят кашу , или, наконец, в виде хлеба, который выпекали на очаге, раскаленных камнях или в печи. Как указывают некоторые русские поучения первого периода христианства , из муки выпекались самые разнообразные изделия, носившие различные названия, но основными, наиболее распространенными, по-видимому, были калачи и пироги, приготовлявшиеся на меду из хорошей муки, а также простой пресный (неквашеный) или кислый хлеб. Медовый калач размером в человеческий рост подносился в Арконе идолу бога Святовита; о калачах, которые выпекались в монастыре св. Георгия в Праге, упоминает Козьма Пражский под 1055 годом; в древнерусском "Житие св. Феодосия" также говорится о калачах, намазанных медом и посыпанных маком . К ним, очевидно, относятся и древние свадебные короваи, о которых мы выше уже упоминали.
Первоначально хлеб, по всей вероятности, изготовлялся в виде пресных (неквашеных) лепешек, которые пеклись в пепле очага или на раскаленных камнях. Хотя это непосредственно и не засвидетельствовано источниками, однако на основании общего уровня славянской культуры можно не сомневаться, что славяне знали хлеб и выпекали его исстари. И если при этом термин, обозначавший в начале нашей эры хлеб, а именно общеславянское хлебъ, был не собственно славянского, а германского происхождения - от Іаib, готское hlaifs, то это скорее является новым доказательством тесных связей с германцами, из чего, однако, нельзя делать вывод, что славяне до общения с германцами, в частности с готами, в III и IV веках не знали хлеба. Я полагаю, что здесь мы снова сталкиваемся с фактом, когда славяне переняли от германцев новое название предмета, который был уже им знаком раньше. Такое заимствование могло иметь место скорее всего по той причине, что они видели в германском хлебе нечто отличное от их хлеба либо по форме, либо по способу изготовления; возможно, это был хлеб ржаной, квашеный и к тому же хорошо выпеченный в печи. Таким образом, это, по всей вероятности, лишь замена какого-то более древнего местного названия, подобная той, какую мы видим в заимствовании германских слов миска (misa), блюдо, хыжъ (хижина, шалаш), дъска, стрела, овощь, для которых славяне, несомненно, имели свои собственные более древние названия.
Что касается кваса, то он был известен славянам уже в конце языческого периода. Имеется сообщение, относящееся к концу X века, что в Белгороде женщины варили из овса и пшеницы "кисель"; в XI веке сообщалось, что в Киеве выпекали хлеб, замешанный на квасе, а в XII веке там же упоминается ржаной квас . Хлеб чаще всего выпекали из ржи или ячменя, а в тяжелые времена и из отрубей, мякины и лебеды (Atriplex). На Руси хлеб замешивали и пекли только девушки и женщины.
Наряду с употреблением упомянутых хлебных злаков древние славяне, согласно сохранившимся известиям, готовили и различные похлебки (уха - приготовленная из мяса, укропъ - из овощей, обе засвидетельствованы на Руси в XI веке]. Из стручковых употреблялся горох (грахъ), чечевица (lesta, чочовица, сочовица, сочиво) и бобы (бобъ), из овощей - лук и чеснок (лук, чеснъ, чеснокъ), морковь, редька, огурцы, мак. За исключением чеснока, все последние названия заимствованы из немецкого и греческого языков. Это указывает на то, что, по всей вероятности, вместе с термином к славянам были занесены из других стран и сами овощи. Но все эти заимствования имели место еще до X века, так как наименования этих овощей являются общеславянскими и частично засвидетельствованы уже в X-XI веках. Также древними являются и другие славянские названия овощей: дыня (Cucumis), тыква (Lagenaria), репа и капуста (Brassika) и бршъчь (Heracleum sphondylium), из которого приготавливали суп, известный позднее под названием русского борща .

Плоды славяне долгое время употребляли в пищу только некультивированные (виды Pirus, Prunus и Trapa), так как различные сорта деревьев они стали выращивать лишь под римским и германским влиянием. От германцев к славянам перешло и коллективное название для культивированных фруктов - овощъ [от старославянского овотье (ovotje)]. Вместе с тем некоторые виды фруктов имеют древние местные индоевропейские названия: аблъко (Pirus), слива (Prunus), груша (Pirus communis), так же как черешня и вишня (чершьня, вишьня - Prunus avium, Pr. cerasus), орех (Juglans) и персик (перскъ), вероятно, давно уже были перенесены из Азии иранцами, греками и римлянами. Как свидетельствует Ибн Якуб, в X веке у славян уже было много фруктовых деревьев, а Эббон упоминает о священном ореховом дереве у языческого святилища в Щетине.
Питались ли славяне, подобно германцам, также и жареными желудями, точно не засвидетельствовано, но это весьма вероятно. В.В. Хвойко нашел их на Пастерском городище у Чигирина на Киевщине.
Приготовление пищи у простого крестьянина, разумеется, не было сложным. Однако бояре и князья по примеру западных и южных дворов, несомненно, заводили себе поваров, которые готовили им пищу более искусно и приготавливали большое количество блюд. Но приправы, придающие пище более приятный вкус, знал исстари и простой народ. Это была прежде всего соль, служившая тогда в славянских землях предметом оживленной торговли. Затем масло, сбитое из молока, а также растительное масло из мака и льняных семян. Вместе с тем оливковое масло, уксус и различные пряности славяне узнали позднее, в течение I тысячелетия н.э., главным образом благодаря торговле с Италией и Византией. Если византийский военачальник Приск наряду с различными дарами посылал задунайским аварам и пряности (черный перец, индийские листья, корицу и другие пряности), то можно с наибольшей вероятностью допустить, что такие же пряности получали и славянские князья. При еде пользовались ложками и ножами, что доказывается рядом находок в славянских могилах. Находки ложек (лъжица) в могилах редки, так как они чаще всего были глиняными или деревянными, но зато имеется много находок всевозможных форм ножей. Довольно часто встречаются ножи в форме наших современных перочинных ножей. Некоторые находки в славянских могилах, а также сообщение в Киевской летописи под 996 годом свидетельствуют, что в X веке при княжеским дворе пользовались и металлическими ложками. Дружина князя Владимира была недовольна деревянными ложками, и тогда князь велел отковать серебряные ложки, сказав при этом: "Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото ". Ели обычно сидя на земле вокруг больших мисок или сидя вокруг низких столов, на каких и теперь едят на Балканах, например в Македонии. На праздничных пиршествах, особенно княжеских (известное пиръ от пити), приготовление блюд и сервировка стола были, разумеется, иными, более богатыми, и сидели на таких пирах за столами на скамьях или креслах. У поморян в каждом доме для гостей был приготовлен стол, покрытый белой скатертью. Вместе с князем за стол садилась и его дружина, а у русского князя, по свидетельству Ибн Фадлана, и сорок девушек - любовниц. Интересно также сообщение о том, что позднее, когда часть князей приняла христианство, на пиру у такого князя бояре и князья, оставшиеся еще язычниками, не имели права сидеть с ним за одним столом и должны были усаживаться на земле перед дверями, как говорит древний летописец, "согласно языческому обычаю".
О том, что пили славяне, древние известия говорят сравнительно более подробно, чем о том, что они ели. Все известия сходятся на том, что основным напитком славян был сваренный на воде и перебродивший мед - по-славянски медъ, позднее называвшийся также медовина. Уже в 448 году славяне, жившие в Венгрии, когда через их села проезжало посольство Феодосия II с ритором Приском, угощали императорских послов медом. Что мед является основным напитком у славян, подтверждали позднее Масуди, Ибн Русте, Персидский географ и Гардизи, который сообщал также, что каждый хозяин у славян имел у себя в запасе по 100 деревянных посудин этого напитка. Из древних русских известий мы знаем, что мед пили на тризнах, что он был жертвенным напитком языческих демонов, а князь Владимир не только имел бочки с медом в княжеских погребах в Белгороде и Киеве, но даже, счастливо избегнув ловушки, подстроенной ему печенегами (996), наварил в ознаменование этого события 300 провар меда для угощения приглашенных им гостей.
О западных славянах в жизнеописании епископа Оттона Герборд сообщает: "vinum autem пес habent, sed mellеis poculis et cerevisia curatissime confecta vina superant falernica ".
Как и в соседних Литве и Германии, так и у славян появление медового напитка при наличии большого количества лесов, полных пчел и бортий, было вполне естественным. Мед и воск издавна были также одним из главных предметов экспорта из Прикарпатских земель, и поэтому не удивительно, что мы встречаем мед среди продуктов, которыми покоренные славяне должны были выплачивать дань своим немецким властителям. Это подтверждается и грамотами X века. Мед варился на воде, а потом в течение примерно 14 дней бродил. Напиток этот, однако, долго не сохранялся, и пить его нужно было вскоре после его приготовления.
Наряду с медом с X века упоминается также и пиво, напиток, приготавливавшийся из ячменя или овса.
Так, например, пиво упоминается в приведенной выше грамоте Оттона от 949 года среди предметов, входящих в дань, собиравшуюся со славян (tres medones, duasque cerevisias), и в современной славянской легенде о св. Вацлаве, когда Болеслав предлагает брату "пиво". Возможно, к этому напитку относится название олъ, оловина, которое либо было перенято из немецкого языка, либо являлось древним индоевропейским наименованием. Зато бесспорно славянским является название квась, засвидетельствованное на Руси уже во времена Владимира. Изготовляется он в России из различной муки или печеного хлеба и солода. Употребление хмеля при варке пива засвидетельствовано у славян, сначала у чехов, а с XI века и на Руси. Древнеславянское слово хмель считается заимствованным от финнов или тюрко-татар. В отличие от него термин сладь (солод) является древнеславянским. Приготовление кумыса из кобыльего молока и употребление его в качестве напитка у славян не засвидетельствовано, о нем упоминает только Ибн Русте, когда пишет о правителях одного славянского племени на Руси. Вино было завезено к славянам скорее всего из Италии, через Дунай, при посредстве германцев, так как общеславянский термин вино - латинского происхождения, а торговля вином упоминается в Германии с I в. до н.э. Славяне познакомились с вином и, вероятно, пили его уже в первой половине I тысячелетия н.э., однако изготовление вина в западных и восточных славянских землях засвидетельствовано лишь в XI и XII веках, когда в чешских (с 1057 года) и польских (с XII века) грамотах упоминается впервые Vineal и Vinitores. Только на юг от Дуная, что вполне естественно, нам известны у славян виноградники, возделывавшиеся еще до IX века.
Пили славяне, как и другие окружающие их народы - скифы, кельты, пруссы и германцы, - много, особенно на праздничных пирах, древнее славянское название которых пиръ происходит от слова пити. Особенно большими пиршествами были погребальные, так называемые тризны, на которых славяне пили уже сверх всякой меры. Уже Ибн Фадлан упоминает, что русы пьют днем и ночью, а иногда даже умирают с кубком в руках, а князь Владимир подтверждает то же в следующих словах: "Руси есть веселие пити, не можем без этого быти ".

О том, как пили славяне, и о характере славянских пиршеств мы знаем мало, меньше, чем традиции сохранили нам о пирах германских. Известно лишь, что когда славяне пили вино, то при этом пели, стараясь друг друга перещеголять - "кто устроит лучший пир", и что кубки или рога (турьи, бычьи) переходили из рук в руки до тех пор, пока гости в состоянии были пить. У полабских славян гости при этом что-то выкрикивали и произносили какие-то заклинания, обращенные как к доброму, так и к злому богам. Ряд подобных упоминаний о "наполнении бесовской чаши" во время языческих празднеств встречается и в русских церковных поучениях, и если согласно древней легенде X века св. Вацлав поднял на пиру чашу в честь св. Михаила, то это не что иное, как отголосок древних здравиц в честь языческих демонов, место которых занял теперь архангел. То же самое представляет собой и пение тропарей в древней Руси, а также опустошение чаши после каждого гимна.
Участие в попойках было правом не только мужчин, но и женщин, а о том, что женщины также умели пить, свидетельствует известие об одной славянской княгине в северной Венгрии, которая ездила, как воин, и пила без меры. Неудивительно, что голоса первых христианских священников подымались против славянского пьянства. От безмерного пьянства предостерегает князь Владимир Мономах, а благословенный Федосий Печерский в своем Поучении к народу восклицает: "Горе пребывающим в пьянстве! "

См. у Длугоша, который в начале своей хроники перечислял богатства польских земель.

Pseudocaes., Dialogi. 110 (Migne, Patr Gr. XXXVIII, 986). См. "Ziv. st. Slov", I, 165.

См. "Ziv. st. Slov", I, 166.

Там же, 169.

Точка зрения Я. Пейскера, разумеется, совершенно иная. По его мнению, славяне для своих нужд скот не выращивали и лишь видели его у своих германских и тюрко-татарских господ, у них же, разумеется, они видели и основанное на разведении скота молочное хозяйство. По его мнению, древнеславянское млеко (от melko) было перенято от германского melca, а слово тварогъ было заимствовано опять-таки из какого-то тюрко-татарского языка (ср. джагатайское turak, тюркское torak). Однако такое толкование как по существу, так и с лингвистической точки зрения неправильно. По существу, оно неправильно потому, что в обоих случаях на основании заимствований из чужого языка (даже если бы эти слова действительно были заимствованы), нельзя делать вывод, к которому пришел Пейскер; с лингвистической же точки зрения оно ошибочно потому, что факт заимствования обоих слов серьезно опровергается некоторыми исследователями (Ягич, Янко, Бернекер. отчасти и Брюкнер). Млеко - это, по всей вероятности, древнее индоевропейское слово, которое славяне сохранили с древнейшей эпохи индоевропейского единства, а слово тварогъ Янко истолковывает как собственно славянское, образованное от слова творити, то есть мять свернувшееся молоко. Такое же толкование представил еще до него Г. Гей.

Оно скорее запрещало им употреблять сто. См. Ebbo, I. 12; Thietmar, IX (VIII), 2; письмо папы Захария, Mon. Germ. Epist., III, 370. Обе церкви запрещали также употребление крови.

"Ziv. st. Slov". I, 175.

См. свидетельства, приводимые в "Ziv. st. Slov", I, 178-181. Ибн Русте пишет в X в. о славянах следующее: "Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: "Господи, ты, который до сих пор снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии" (А.Я. Гаркави, указ. соч., 265). О том, что больше всего сеялось просо, свидетельствует ряд известий. Просо наряду с рожью, пшеницей, ячменем и овсом засвидетельствовано также археологическими находками.

Каша - древнее общеславянское слово. В XI в. на Руси появляется обрядовая каша, заимствованная вместе с ее названием из греческого ритуала (коливо, кутья). См. "Ziv. st. Slov", І, 182. Обе употреблялись, главным образом на празднествах в честь умерших.

См. Mansikka, Religion der Ostslaven, I. 184.

Saxo Gram. (ed. Holder), 566; Kosmas, II. 14; "Житие св. Феодосия" (изд. Филарета), 134.

Лаврентьевская летопись, 125 (ПВЛ, I. 87). "Житие св. Феодосия" (изд. Филарета), 150; Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, епископа новгородского и других иерархических лиц (1130-1156 гг.) Русская Историческая библиотека, VI. 32. Другие данные см. в "Ziv. st. Slov", I, 185

"Ziv. st. Slov", I, 187-189, 382. В "Заповеди св. отец" в качестве обычной пищи русских монахов XI века перечисляются: молоко, сыр, яйца, рыба, сочиво, горох с оливковым и маковым маслом и мясо к обеду или ужину (Е.Е. Голубинский, История русской церкви, I, II изд., 531, 532, 546). Сочиво в древней Руси являлось также собирательным названием всех стручковых. Польские отшельники питались овощами и только изредка хлебом. Рыбы и мяса они вообще не ели, а стручковые или пшено - только по праздникам (Kosmas, II. 26 под 1004 годом).

М. 1956 г.: Новый Акрополь, 2010 год. М. Книга вторая. Жизнь древних славян. Глава II. Жизнь славян. Мясная и растительная пища славян.

Мясная пища

Земли, в которых обитали славяне в X веке, с избытком обеспечивали им пищу, необходимую для существования и сохранения здоровья. Они не ощущали недостатка даже в изысканных блюдах.

Для мясного стола славяне находили в обширных лесах огромное количество разнообразных животных, прежде всего из семейства оленьих. Помимо этого, хозяйство славян в X веке уже настолько развилось, что они могли выращивать стада мелкого и крупного рогатого скота , главным же образом овец и свиней. Все эти давало им более чем достаточное количество мясной пищи, хотя скот из собственных стад они били лишь в исключительных случаях107.

Ян Пейскер, пытавшийся доказать, опираясь на относящееся к VI веку108 сообщение Псевдо-Цезаря, что славяне вплоть до X века были вегетарианцами, не имевшими скота, оказался на совершенно ложном пути. Во-первых, сообщение Псевдо-Цезаря Назианского по своему характеру совершенно недостоверно, и к тому же Пейскер перевёл его неправильно109. Во-вторых, наличие у славян скота и охота на лесных и степных животных , так же как и употребление славянами в пищу мяса животных, подтверждается большим количеством данных, которые я ещё изложу в соответствующем разделе главы VIII.

Имеется также несколько непосредственных сообщений о том, что славяне в X веке употребляли в пищу мясо , причем, вероятно, не только бояре или князья, но и простой народ 110. Необходимо также признать, что славяне знали и употребляли в пищу и молоко (млеко) сладкое и кислое, свернувшееся, так называемый тварогъ и сыр (сыръ) , о чем, независимо от их происхождения111, свидетельствует древний и общеславянский характер этих слов, а также несколько прямых, относящихся к Χ-ΧΙΙ векам известий о западных, северных и восточных славянских землях. По ним мы судим, что славяне выплачивали Германской империи дань сыром, что в России, где сыр являлся обычной пищей, его с соблюдением соответствующих обрядов приносили в жертву идолам и наряду с молоком ели на домашних празднествах. Так, Пржемысл, согласно древней традиции, также ел хлеб и сыр, когда послы Либуши звали его на чешский трон112.

На основании тех же источников можно видеть, что церковную десятину во многих случаях славяне выплачивали поросятами, курами, петухами и гусями , что снова свидетельствует о том, что славяне выращивали и употребляли в пищу домашнюю живность. Правда, Ибрагим ибн Якуб говорит, что славяне на Западе избегали есть кур , опасаясь могущих приключиться из-за них болезней, но он же указывает, что они ели говяжье мясо, гусей и тетеревов 113 А русские церковные поучения упоминают об употреблении яиц , следы которых находят иногда и в могилах114.

Всё изложенное выше доказывается множеством свидетельств, относящихся к X и XI векам115.

Итак, если славяне в начале новой эры уже употребляли в пищу мясо , то несомненно, что не христианство принесло с собой его употребление116, так как мясо служило славянам пищей ещё до того, как они приняли новую веру. Весьма многочисленны также доказательства, которые представила археология, так как в могилах Χ-ΧΙΙ веков мы довольно часто находим остатки погребальных пиршеств , устраивавшихся на могиле, – кости различных домашних и диких животных, главным образом кости овец, свиней и в меньшем количестве кости рогатого скота, кур и петухов .

Кроме мяса животных и птиц, славяне употребляли в пищу рыбу, которой изобиловали славянские страны . Упоминания об употреблении в России рыбы и икры начиная с XI века довольно многочисленны 117.

Растительная пища славян.

Хотя ни о каком вегетарианстве славян-язычников не может быть и речи, всё же главную их пищу составляли хлебные злаки, стручковые и овощи. Что выращивали славяне, мы подробнее рассмотрим дальше в главе VIII. Здесь же хочу ограничиться лишь перечислением вегетарианских блюд, известных славянам в конце языческого периода.

Хлебные злаки, из числа которых выращивались жито, или рожь (ръжь) (Secale), пшеница (Triticum), ячмень (jęcbmy) (Hordeum), овёс (овъс) (Avena) и больше всего просо (пшено )118 (Panicum miliaceum, P. italicum), славяне употребляли в пищу либо в виде размоченных и поджаренных зерён (крупа, сладь, пражьмо), либо в размолотом виде, в виде муки (брашьно) , из которой на воде или на молоке варят кашу 119, или, наконец, в виде хлеба, который выпекали на очаге , раскаленных камнях или в печи.

Как указывают некоторые русские поучения первого периода христианства 120, из муки выпекали самые разнообразные изделия, носившие различные названия, но основными, самыми распространенными были калачи и пироги, приготовлявшиеся на меду из хорошей муки , а также простой пресный (не квашеный) или кислый хлеб.

Медовый калач размером в человеческий рост подносили в Арконе идолу бога Святовита; о калачах, которые выпекались в монастыре св. Георгия в Праге, упоминает Козьма Пражский под 1055 годом; в древнерусском «Житии св. Феодосия» также говорится о калачах, намазанных мёдом и посыпанных маком 121. К калачам относятся и древние свадебные короваи , о которых мы выше уже упоминали.

Первоначально хлеб , вероятно, изготовлялся в виде пресных (не квашеных) лепёшек, которые пекли в пепле очага или на раскаленных камнях. Хотя это непосредственно и не засвидетельствовано источниками, однако на основании общего уровня славянской культуры можно не сомневаться, что славяне знали хлеб и выпекали его исстари. И если при этом термин, обозначавший в начале нашей эры хлеб, а именно общеславянское хлебъ, был не собственно славянского, а германского происхождения – от laib, готское hlaifs 122, то это скорее является новым доказательством тесных связей с готами , из чего, однако, нельзя делать вывод, что славяне до общения с готами, в III и IV веках не знали хлеба. Я полагаю, что здесь мы снова сталкиваемся с фактом, когда славяне переняли от германцев новое название предмета, который был уже им знаком раньше. Такое заимствование могло иметь место скорее всего по той причине, что они видели в германском хлебе нечто отличное от их хлеба либо по форме, либо по способу изготовления; возможно, это был хлеб ржаной, квашеный и к тому же хорошо выпеченный в печи. Таким образом, это, по всей вероятности, лишь замена какого-то более древнего местного названия, подобная той, какую мы видим в заимствовании германских слов миска (misa), блюдо, хыжъ (хижина, шалаш), дъска, стрела, овощъ, для которых славяне, несомненно, имели свои собственные более древние названия.

Плоды славяне долгое время употребляли в пищу только не культивированные (виды Pirns, Prunus и Тгара), так как различные сорта деревьев они стали выращивать лишь под римским и германским влиянием125. От германцев к славянам перешло и коллективное название для культивированных фруктов – овощь (от старославянского овотье (ovotje)) .

Некоторые виды фруктов имеют древние местные индоевропейские названия: (Pirns), слива (Prunus), груша (Pirns communis), так же как черешня и вишня (чершьня, вишьня – Prunus avium, Pr. cerasus), орех (Juglans) и персик (перскъ), вероятно, в древности были перенесены из Азии иранцами, греками и римлянами. Как свидетельствует Ибн Якуб, в X веке у славян уже было много фруктовых деревьев, а Эббон упоминает о священном ореховом дереве у языческого святилища в Щетине 126.

Питались ли славяне, подобно германцам, также и жареными желудями, точно не засвидетельствовано, но это весьма вероятно. В.В. Хвойко нашёл их на Пастерском городище у Чигирина на Киевщине.

Приготовление пищи у простого крестьянина, разумеется, не было сложным. Однако бояре и князья по примеру западных и южных дворов, несомненно, заводили себе поваров, готовивших им более искусную пищу и большое количество блюд 127.

Приправы , придающие пище более приятный вкус, знал исстари и простой народ. Это была прежде всего , служившая тогда в славянских землях предметом оживленной торговли (см. о ней в главе IX)128.

Масло, сбитое из молока , а также растительное масло из мака и льняных семян. Но оливковое масло, уксус и различные пряности славяне узнали позднее, в течение I тысячелетия н. э., главным образом благодаря торговле с Италией и Византией. Если византийский военачальник Приск наряду с различными дарами посылал задунайским аварам и пряности (черный перец, индийские листья, корицу и другие пряности), то можно с наибольшей вероятностью допустить, что такие же пряности получали и славянские князья 129.

При еде славяне пользовались ложками и ножами , что доказывается рядом находок в славянских могилах. Находки ложек (лъжица ) в могилах редки, так как они чаще всего были глиняными или деревянными, но зато имеется много находок всевозможных форм ножей . Довольно часто встречаются ножи в форме наших современных перочинных ножей 130. Некоторые находки в славянских могилах, а также сообщение в Киевской летописи под 996 годом свидетельствуют, что в X веке при княжеским дворе пользовались и металлическими ложками. Дружина князя Владимира была недовольна деревянными ложками, и тогда князь велел отковать серебряные ложки , сказав при этом: «Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото» 131.

Ели обычно сидя на земле вокруг больших мисок или сидя вокруг низких столов, на каких и теперь едят на Балканах, например в Македонии. На праздничных пиршествах, особенно княжеских пирах (пиръ от пити), приготовление блюд и сервировка стола были более богатыми, и сидели на таких пирах за столами на скамьях или креслах . У поморян в каждом доме для гостей был приготовлен стол, покрытый белой скатертью 132.

Вместе с князем за стол садилась и его дружина, а у русского князя, по свидетельству Ибн Фадлана, и сорок девушек – любовниц 133. Интересно также сообщение о том, что позднее, когда часть князей приняла христианство , на пиру у такого князя бояре и князья, оставшиеся ещё язычниками, не имели права сидеть с ним за одним столом и должны были усаживаться на земле перед дверями, как говорит древний летописец, «согласно языческому обычаю» 134.

О том, что пили славяне, древние известия говорят сравнительно более подробно, чем о том, что они ели. Все известия сходятся на том, что основным напитком славян был сваренный на воде и перебродивший – по-славянски мёдь, позднее называвшийся также медовина. Уже в 448 году славяне, жившие в Венгрии, когда через их села проезжало посольство Феодосия II с ритором Приском, угощали императорских послов медом (μέδος) 135. Что мёд является основным напитком у славян, подтверждали позднее Масуди, Ибн Русте, Персидский географ и Гардизи, который сообщал также, что каждый хозяин у славян имел у себя в запасе по 100 деревянных посудин мёдовухи 136. Из древних русских известий мы знаем, что мёд пили на тризнах, что мёд был жертвенным напитком языческих демонов , а князь Владимир не только имел бочки с мёдом в княжеских погребах в Белгороде и Киеве, но даже, счастливо избегнув ловушки, подстроенной ему печенегами в 996 году, наварил в ознаменование этого события 300 провар мёда для угощения приглашенных им гостей137. О западных славянах в жизнеописании епископа Оттона Герборд сообщает: «vinum autem пес habent, sed melleis poculis et cerevisia curatissime confecta vina superant falernica»138.

Как и в соседних Литве и Германии, так и у славян появление медового напитка при наличии большого количества лесов, полных пчёл и бортий, было вполне естественным139. Мёд и воск издавна были также одним из главных предметов экспорта из Прикарпатских земель140, и поэтому не удивительно, что мы встречаем мёд среди продуктов. Славяне покоренные немецким властителям должны были им выплачивать дань мёдом . Это подтверждается и грамотами X века141. Мёд варили на воде, а потом в течение примерно 14 дней мёд бродил. Напиток этот долго не сохранялся , и пить его нужно было вскоре после его приготовления.

Наряду с мёдом с X века упоминается также и , напиток, приготавливавшийся из ячменя или овса.

Пиво упоминается в грамоте Оттона от 949 года среди предметов, входящих в дань, собиравшуюся со славян (tres medones, duasque cerevisias), и в современной славянской легенде о св. Вацлаве, когда Болеслав предлагает брату «пиво»142. Возможно, к этому напитку относится название олъ, оловина , которое либо было перенято из немецкого языка, либо являлось древним индоевропейским наименованием 143.

Бесспорно славянским является название квасъ , известное на Руси уже во времена Владимира 144. Изготовляется он в России из различной муки или печёного хлеба и солода. Употребление хмеля при варке пива засвидетельствовано у славян, сначала у чехов, а с XI века и на Руси 145. Древнеславянское слово хмель считается заимствованным от финнов или тюрко-татар146. В отличие от него термин сладъ (солод) является древнеславянским.

Приготовление кумыса из кобыльего молока и употребление его в качестве напитка у славян не засвидетельствовано; о нём упоминает только Ибн Русте, когда пишет о правителях одного славянского племени на Руси 147. Вино было завезено к славянам скорее всего из Италии, через Дунай, при посредстве германцев, так как общеславянский термин – латинского происхождения, а торговля вином упоминается в Германии с I в. до н. э.148

Славяне познакомились с вином и пили его уже в первой половине I тысячелетия н. э., однако изготовление вина в западных и восточных славянских землях засвидетельствовано лишь в XI и XII веках, когда в чешских (с 1057 года) и польских (с XII века) грамотах упоминается впервые Vineal и Vini-tores . Только на юг от Дуная, что вполне естественно, нам известны у славян виноградники , возделывавшиеся еще до IX века149.

Пили славяне, как и другие окружающие их народы – скифы, кельты, пруссы и германцы, – много, особенно на праздничных пирах, древнее славянское название которых пиръ происходит от слова пити. Особенно большими были погребальные пиршества — тризны (см. о них следующую главу), на которых славяне пили уже сверх всякой меры 150.

Уже Ибн Фадлан упоминает, что русы пьют днём и ночью, а иногда даже умирают с кубком в руках, а князь Владимир подтверждает то же в следующих словах: «Руси есть веселие пити, не можем без этого быти» 151.

О том, как пили славяне, и о характере славянских пиршеств мы знаем мало, меньше, чем традиции сохранили нам о пирах германских. Известно лишь, что когда славяне пили вино, то при этом пели, стараясь друг друга перещеголять – «кто устроит лучший пир» 152, и что кубки или рога (турьи, бычьи) п ереходили из рук в руки до тех пор, пока гости в состоянии были пить. У полабских славян гости при этом что-то выкрикивали и произносили какие-то заклинания , обращенные как к доброму, так и к злому богам153. Ряд подобных упоминаний о «наполнении бесовской чаши» во время языческих празднеств встречается и в русских церковных поучениях154, и если, согласно древней легенде X века, св. Вацлав поднял на пиру чашу в честь св. Михаила 155, то это не что иное, как отголосок древних здравиц в честь языческих демонов, место которых занял теперь архангел. То же самое представляет собой и пение тропарей в древней Руси, а также опустошение чаши после каждого гимна 156.

Участие в пирах было правом не только мужчин, но и женщин, а о том, что женщины также умели пить, свидетельствует известие об одной славянской княгине в северной Венгрии, которая ездила, как воин, и пила без меры157. Неудивительно, что голоса первых христианских священников подымались против славянского пьянства. От безмерного пьянства предостерегает князь Владимир Мономах , а благословенный Федосий Печерский в своём Поучении к народу восклицает: «Горе пребывающим в пьянстве!» 158

———————————————- ***

107. См. у Длугоша, который в начале своей хроники перечислял богатства польских земель.

108. Pseudocaes., Dialogi, 110 (Mignę, Patr. Gr. XXXVIII, 986). «Źiv. st. Slov.», I, 165.

109. См. «Źiv. st. Slov.», I, 166. 110. Там же, 169.

111. Точка зрения Я. Пейскера, разумеется, совершенно иная. По его мнению, славяне для своих нужд скот не выращивали и лишь видели его у своих германских и тюрко-татарских господ, у них же, разумеется, они видели и основанное на разведении скота молочное хозяйство. По его мнению, древнеславянское млеко (от melko) было перенято от германского melca, а слово тварогъ было заимствовано опять таки из какого то тюрко-татарского языка (ср. джагатайское turak, тюркское torak). Однако такое толкование как по существу, так и с лингвистической точки зрения неправильно. По существу, оно неправильно потому, что в обоих случаях на основании заимствований из чужого языка, нельзя делать вывод, к которому пришел Пейскер; с лингвистической же точки зрения оно ошибочно потому, что факт заимствования обоих слов серьезно опровергается некоторыми исследователями (Ягич, Янко, Бернекер, отчасти и Брюкнер). Млеко – это древнее индоевропейское слово, которое славяне сохранили с древнейшей эпохи индоевропейского единства, а слово тварогъ Янко истолковывает как собственно славянское, образованное от слова творити, то есть мять свернувшееся молоко. Такое же толкование представил ещё до него Г. Гей (см. также С. Младенов, Revue des Etudes slaves, IV, 1924, с. 195). Свою точку зрения Я. Пейскер изложил в следующих работах: Die alteren Beziehungen der Slaven zu Turkotataren und Germanen, (Berlin, 1905,); The expansion of Slaves (The Cambridge Medieval History, II, 1913). Сделанный мною подробный критический разбор комментария Пейскера можно найти в «Ziv. st. Slov.», I, 167, III, 135, 146 и в моей статье в «Revue des Etudes slaves», II, 1922, с. 19.

112. Kosmas, 1.6. В том же источнике мы можем прочесть, что в Чехии ели сыр, прибавляя к нему небольшое количество тмина и лука (II.27).

113. Ibrahim (ed. Westberg), 59.

114. «Źiv. st. Slov.», I, 173 и W. Klinger, Jajko w zabobonie łudowym, Rozprawy akad. Krak., XLV, 1910.

115. «Źiv. st. Slov.», I, 168, 170, 382; III, 136–161. Эти доказательства можно дополнить Бревновской грамотой от 993 года (выплата дани сыром) (Friedrich, Codex Bohem., 1.349) и грамотой Оттона I от 949 года, по которой славяне в Браниборе (Бранденбург) облагались данью поросятами, гусями и курами. В свою очередь, грамоты князя Генриха I (от XII века) также требуют цыплят от мекленбургских славян (Meckl. Urkundenbuch, 1.56, 84, 110, Codex Pomer., 1.20). то же требовалось и от франкских славян (Kętrzyński, О Słowianach, 37 si.).

116. Оно скорее запрещало им употреблять его. См. Ebbo, 1.12; Thietmar, IX (VIII), 2; письмо папы Захария, Mon. Germ. Epist., III, 370. Обе церкви запрещали также употребление крови.

117. «Źiv. st. Slov.», I, 175.

118. См. свидетельства в «Źiv. st. Slov.», I, 178–181. Ибн Русте пишет в X веке о славянах следующее: «Более всего сеют они просо. Во время жатвы берут они просяные зерна в ковше, поднимают их к небу и говорят: „Господи, ты, который до сих пор снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии“» (А.Я. Гаркави, указ. соч., 265). О том, что больше всего сеялось просо, свидетельствует ряд известий. Просо наряду с рожью, пшеницей, ячменем и овсом засвидетельствовано также археологическими находками.

119. Каша – древнее общеславянское слово. В XI в. на Руси появляется обрядовая каша, заимствованная вместе с ее названием из греческого ритуала (коливо, кутья). См. «Ziv. st. Slov.», I,182. Обе употреблялись, главным образом, на празднествах в честь умерших.

120. Mansikka, Religion der Ostslaven, 1.184.

121. Saxo Gram. (ed. Holder), 566; Kosmas, II.14; «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 134.

122. Такова за небольшими исключениями (Козловский, Педерсен, Младенов) обычная точка зрения лингвистов. «Źiv. st. Slov.», I, 184.

123. Лаврентьевская летопись, 125 (ПВЛ, 1.87). «Житие св. Феодосия» (изд. Филарета), 150; Вопросы Кирика, Саввы и Ильи с ответами Нифонта, епископа новгородского и других иерархических лиц (1130–1156 гг.) Русская Историческая библиотека, VI.32. Другие данные см. в «Źiv. st. Slov.», I, 185.

124. «Źiv. st. Slov.», I, 187–189, 382. В «Заповеди св. отец» в качестве обычной пищи русских монахов XI века перечисляются: молоко, сыр, яйца, рыба, сочиво, горох с оливковым и маковым маслом и мясо к обеду или ужину (Е.Е. Голубинский, История русской церкви, I, II изд., 531, 532, 546). Сочиво в древней Руси являлось также собирательным названием всех стручковых. Польские отшельники питались овощами и только изредка хлебом. Рыбы и мяса они вообще не ели, а стручковые или пшено – только по праздникам (Kosmas, II.26 под 1004 годом).

125. Выращивание плодовых деревьев проникло в Германию также из Италии в период Римской империи. В капитулярии «De villis» Карла Великого от 812 года на плане монастыря св. Гавала от 820 года мы уже видели в садах все виды плодовых деревьев.

126. Ibrahim (ed. Westberg), 59; Ebbo, Vitta Ottonis, 111.18. Ср. также название речки – Орехова, в грамоте от 1181 года (Codex dipl. Saxon., 1.1.342).

127. Прибислав, князь вагров, в 1156 году устроил в честь епископа Гарольда пир, на котором подавалось 20 блюд (Helmold, 1.82).

128. «Ziv. st. Slov.», I, 198–200. Соль была известна с древнейших времен всем индоевропейцам. Об этом свидетельствует и то, что соль является термином общим не только для славян, но и для всех индоевропейских народов: греч. – άλς, лат. – sal, иран. – salami, кимр. – halan, гот. – salt, древнерусск. – sal, арм. – at, славянск. – соль. 129 Theoph. (ed. Boor), 278, Anastasius (ed. Boor), 171. Такие же подарки раздавал в 448 году варварским князьям в Венгрии и посланник Приска (Priskos, Pan., 8).

130. О находках ножей и ложек и их формах см. более подробно «Źiv. st. Slov.», I, 201, таб. VII.

131. Лаврентьевская летопись (ПВЛ, I, с. 86).

132. Herbord, II.41.

133. А.Я. Гаркави, указ. соч., 101.

134. Легенда Христиана (о св. Вацлаве), ed. Pekai, 135, 171; Anon, de conv. Bagoariorum et Carantanorum, 7.

135. Название другого упомянутого там напитка, изготовлявшегося из ячменя (κάμος), появляется у балканских славян с X века (komina), однако славянское происхождение его весьма сомнительно.

136. Masudi (Ibrahim, ed. Westberg, 60); Ибн Русте (Гаркави, указ. соч., 265); Персидский географ (4 ed. Туманского, 135); Kardizi (ed. Bartold, 123).

137. Лаврентьевская летопись, с. 56, 122, 123, 125. Русская Историческая библиотека, VI, 31, 32, 41, 50 и т. д., «Ziv. st. Slov.», I, 209.

138. Herbord, II. 1.

140. Pausan., 1.32, 1.

141. См. грамоты Оттона I от 949 года (Cod. Pomer., 1.20).

142. Pastrnek, VSstnik Kral. spoi. nauk., 1903, 65.

143. Другое древнее название брага – braha скорее всего было заимствовано из кельтского языка («Źiv. st. Slov.», I, 211). Окоттё, см. выше, прим. 135.

144. Лаврентьевская летопись под 996 годом, а позднее и более частые упоминания (ПВЛ, I, 86).

145. В грамотах Опатовицкого и Вышеградского монастырей, датированных около 1073, 1088 годов; Лаврентьевская летопись, с. 82 (под 985 годом – хмель) и у Барбата (Rad., LXIII, 118).

146. «Źiv. st. Slov.», I, 212.

147. А.Я. Гаркави, указ. соч., 266. См. Revue des Etudes slaves, II.32.

148. Gac., Germ., 23; Caes., De bel. Gal., 11.15; IV.2.

149. Подробные подтверждения см. в «Ziv. st. Slov.», I, 214–215. Впрочем, Козьма (1,5) говорил о виноградниках в Чехии со времени Пржемысла и, таким образом, считал их весьма древними. См. об этом дальше, гл. VIII.

150. Подтверждения см. в «Źiv. st. Slov.», I, 216.

151. А.Я. Гаркави, указ. соч., 96. Лаврентьевская летопись (ПВЛ, 1.60).

152. Канонические ответы митрополита Иоанна II (1080–1089). Русская Историческая библиотека, VI.16.

153. Helmold, 1.52; см.главу VI.

154. «Źiv. st. Slov.», I, 218.

155. Legenda Kristianova (ed. Pekai), 155, 184.

156 «Ziv. st. Slov.», 1. 157. Thietmar, VIII.3 (IX.4). 158. «Ziv. st. Slov.», I, 219.

Славянские народы спокон веков отдавали в трапезе предпочтения растительной пище перед мясной. Главными элементами питания для славянских народов служили злаковые растения: пшеница, рожь, гречиха, ячмень и просо. Огромным подспорьем для питания также служили культурные огородные овощи: капуста, лук, морковь, свекла, репа, а в особенности картофель - особо популярный на северо-западе Руси.

Из мясного рациона у славян преобладало мясо птицы, в меньшей степени славяне употребляли говядину, не говоря уже о конине. Удивительно, что простой крестьянский народ очень долгое время редко когда употреблял в пищу коровье молоко в сыром виде, больше любили молочные продукты - сметану, масло, творог. Если говорить о птице, то в домашнем быту на первом месте были куры, гуси, утки, в меньшем количестве мясо индюка. Однако птица служили как дополнение в рационе, так как птицеводство у славян никогда не было сильно развито.

Наши предки всегда очень любили садовые фрукты, ягоды, как в свежем, так и в переработанном виде: варенье, сушка и т.д. Ягоды, а так же грибы собирались в богатых лесах Полесья, и часто служили основным источником питания в зимние периоды времени.

Режим питания наших предков во многом зависел от рабочего дня: стандартное трехразовое питание обычно дополнялось полдником, а разные сезонные времена, изменялось качеством и количеством. В летние и осенние периоды больше использовались овощи и фрукты, зимой - крупы и законсервированные продукты. Самым бедным рационном всегда ознаменовалась весна, когда прошлогодний урожай истощался и свежий еще не созревал. Видимо это послужило тому, что все самые строгие церковные посты припадают именно на весенний период.

Важно отметить, что наши деды питались местной пищей, придавали трапезе большое значение и рассматривали ее не просто как «топку» для организма, а как результат труда, а следовательно — дар.

Смысл трапезы у наших предков

Трапеза для наших пращуров была не просто способом подкрепить силы. Она являлась чем-то сродни Причастию/ Причастившиеся одним хлебом, кашей, овощами или дичью, они в дальнейшем считали друг друга самыми настоящими родственниками. Поев в чужомь доме, человек мог рассчитывать на защиту и помощь хозяина, но и сам уже не имел права причинить ему зла. Таким образом, хлеб-соль - не что иное, как мирный договор между хозяевами и гостями.

Сам хлеб тоже не являлся просто едой: и по сей день не забыта поговорка «хлеб - всему голова», а детям с мальства прививают бережное отношение к хлебу. Причину этого мы обычно называем одну: в хлебе заключён нелёгкий человеческий труд. Но мало кто помнит о глубоких мифологических корнях, которые имеют наши взгляды на хлеб. Известно трепетное отношение славян-язычников к земле. В частности к хлебному полю, к тому же, в изобразительном искусстве древних культур засеянное поле изображается тем же знаком, что и женская беременность. Этот знак дожил до наших времён в традиционных узорах вышивки на одежде. Отсюда уже следует, что хлеб был для славян священным даром Богов. Запрещалось, между прочим, бить по столу кулаком: стол - Божья ладонь! Кроме того, зерно требует тепловой обработки.

А чтобы сварить простейшую кашу, нужно обеспечить союз Огня, Воды и Зерна - продукта Земли. Все эти три сути были для славян божествами, всем трём поклонялись. Сладкая, сваренная на меду, каша, заправленная ягодами, являлась древнейшей языческой ритуальной едой: она несла мощную идею плодородия, победы над Смертью, вечного возвращения Жизни. Стоит ли удивляться, что языческая каша прекрасно вписалась в языческие ритуалы и доныне живёт под названием кутьи, которой угощаются на поминках? Разве что вместо мёда кладут теперь сахар, вместо лесных ягод - изюм, а вместо цельной пшеницы - рис.…

Другой древнейшей едой с незапамятных времён у славян были блины.

Учёные-языковеды считают, что произношение слова «блин» - искажённое: когда-то оно произносилось «млин» и происходит от того же корня, что и «молоть», «мелкий», обозначая, таким образом пищу из размолотого зерна.
Возможно, первоначально муку или мелко раздробленное зерно заваривали кипятком и ели ложками, потом однажды пролили на раскалённые камни очага и обнаружили, что новая еда очень вкусна.
В блинах, как и в каше-кутье, заключены те же священные сути, а кроме всего прочего, румяный, круглый блин от части схож с Солнцем, «умирающим и воскресающим» каждую зиму.

Вот почему и доныне блины пекут на поминках и на Масленицу, когда празднуется победа над злой богиней Мораной - холодом, смертью и тьмой, празднуется воскрешение Солнца, Жизни, Весны.

Древняя Русь имела развитую целительную традицию, в основе которой лежали заговоры и фитотерапия. В настоящее время сохранились старинные лечебники, целебники и травники, содержащие знания ведического периода русской.
Истории. Древняя народная медицина представляла из себя знахарство и колдовство, которым владели волхвы, ведуны и целители. Ведуны пользовались заклинаниями, заговорами, наговорами. Они были основаны на вере в таинственные силы природы, олицетворенные в славянских божествах, таких как перун, хорс, ярила и других.
Предки славян исповедовали анимистические ("Анима" - душа) представления о жизни человека, то есть идею реинкарнации.
После смерти душа уходила из тела и поднималась на небо, либо мытарствовала в околоземном пространстве. Большое значение силе рода уделялось. Кудесники и волхвы - люди, обладавшие тайным знанием и мудростью, были связующим звеном между людьми, богами и духами рода. Их заговоры, звучавшие как стихи, работали за счет своих уникальных вибраций, которые изгоняли болезни и недуги. Помимо заговоров, целители использовали в своей лечебной практике и методы непосредственного воздействия на физическое тело больного. Они спасали от вывихов, растяжений и ранений.
Популярным методом лечения были бани и водные процедуры, в которых использовалась своеобразная звуковая терапия, наподобие поющих чаш. Болезнь изгоняли, "Выметая" веником из прутьев определенных растений. Также использовали заговоренную воду. Еще один способ исцеления был сострижение волос и ногтей, так как они являлись носителями информации болезни. Их уничтожали, сжигали или скармливали животным и птицам. Таким образом, болезнь покидала человека и переходила на животное.
В культуре древних славян отдельное место женщине уделялось. Она наделялась особой мистической, целительной силой. Поэтому неудивительно, что даже болезни носили женские имена: холера, оспа, лихорадка, простуда, трясуха и т. д.
Древние славяне рассматривали мир как совокупность и взаимодействие трех уровней: прави, яви и нави. В человеке они проявлялись как дух, душа и тело. Исцеление работу на всех трех планах подразумевало. Так, методы прави решали проблемы с недугами на уровне сознания. При отрицании законов сварога, сильной эмоциональной вовлеченности в страсти бытия, попирании духовных ориентиров, человек теряет главное - гармонию со своим божественным началом. В итоге, это нарушает целостность слаженной работы всех трех начал, ослабляя явь и навь, и приводя к болезни. Система славянский знаний о здоровье говорит, что факторами, приводящими к болезни, являются семь навей, которые нельзя терпеть. К ним относятся: боль, недостаток пищи и питья, недостаток сна, холод, отрицательные эмоции (особенно, обида) и естественная нужда. Помимо этого есть семь противоположных навей - явей, которым нельзя предаваться. Это наслаждение, избыток тепла, избыток сна, избыточное питье и еда, лесть и бесконтрольное следование своим естественным влечениям. Таким образом, методы нави призывали славян сознательно ограничивать свои желания и душу. Они практиковали для этого ряд техник, направленных на восстановление энергетического баланса в теле посредством здорового питания, правильных физических нагрузок и бани. Методы яви направлены на развитие тела и увеличение его энергетического потенциала.
Древние славяне имели стройную систему знаний о строении энергетических тел человека. Человек имел три царства сознания. Нижнее царство называлось серебряным, его центром или "Столом" был живот, там аккумулировалась вся жизненная сила. Среднее или медное царство локализовывалось в сердце, там обитает сила нашей души и сердца. В древности ее называли снага. Верхнее, или золотое царство, располагалось в области чела или темечка. Это была обитель силы ума.
Традиции древних славян на многие годы были утеряны и забыты, но в настоящее время началось их возрождение. В ряде центов появилась славянская гимнастика и специалисты по славянской медицине, которые помогают нам вспоминать и обучаться культуре наших предков.
Автор статьи холистический медик и. М. тютюник по материалам книги в. Мешалкина, Е. баранцевича "Славянская Гимнастика".

А что у вас сегодня на обед? Овощной салат, борщ, суп, картошка, курица? Эти блюда и продукты стали для нас такими привычными, что некоторые из них мы уже считаем исконно русскими. Согласен, прошло уже несколько сотен лет, и они прочно вошли в наш рацион. И даже не верится, что когда-то люди обходились без привычного нам картофеля, томатов, подсолнечного масла, не говоря уже о сырах или макаронах.

Обеспечение продовольствием всегда было наиважнейшим вопросом в жизни людей. Исходя из климатических условий и и природных ресурсов у каждого народа в большей или меньшей степени развивались охота, скотоводство и растениеводство.
Киевская Русь как государство сформировалась в 9 веке нашей эры. К тому времени рацион славян составляли мучные изделия, каши,молочные продукты, мясо и рыба.

Из злаковых выращивали ячмень, овёс, пшеницу и гречиху, несколько позже появилась рожь. Конечно, основным продуктом питания был хлеб. В южных регионах его выпекали из пшеничной муки, в северных большее распространение получила ржаная. Помимо хлеба пекли также блины, оладьи, лепёшки, по праздникам - пироги (часто из гороховой муки). Пироги могли быть с различными начинками: мясом, рыбой, грибами и ягодами.
Пироги готовили либо из пресного теста, такого, как сейчас используют для пельменей и вареников, либо из кислого теста. Оно называлось так, потому что действительно кисло (квасилось) в большой специальной посудине – квашне. Первый раз тесто замешивали из муки и колодезной или речной воды и ставили в теплое место. Через несколько дней тесто начинало пузыриться – это «работали» дикие дрожжи, которые всегда есть в воздухе. Теперь из него можно было печь. Готовя хлеб или пироги, оставляли в квашне немного теста, которое называлось закваской, и в следующий раз только добавляли в закваску нужное количество муки и воды. В каждой семье закваска жила долгие годы, а невеста, если она уходила жить в собственный дом, получала в приданое и квашню с закваской.

Издавна на Руси одним из самых распространенных сладких блюд считался кисель. В Древней Руси кисели готовили на основе ржаных, овсяных и пшеничных отваров, кисловатых на вкус и имеющих серовато-коричневый цвет, чем и напоминали по цвету береговой суглинок русских рек. Кисели получались упругими, напоминающими студень, холодец. Поскольку сахара в те времена ещё не было, для вкуса в них добавляли мёд, варенье или ягодные сиропы.

В Древней Руси были очень популярны каши. Преимущественно это были пшеничная или овсяная, из цельного зерна, которые долго распаривали в печи, чтобы они было мягкими. Большим деликатесом был рис (сорочинское пшено) и гречка, которая появилась на Руси вместе с греческими монахами. Каши заправлялись сливочным, льняным или конопляным маслом.

Интересная ситуация на Руси была с овощными продуктами. То, что мы употребляем сейчас - не было и в помине. Самым распространённым овощем была редька. Она несколько отличалась от современной и была в разы больше. Также массово была распространена репа. Эти корнеплоды тушили,жарили и делали из них начинку для пирогов. Так же издревне на Руси известен горох. Его не только варили, но и делали из него муку из которой пекли блины и пироги. В 11 веке на столах начинается появляться репчатый лук, капуста, несклько позже - морковь. Огурцы появятся только в 15 веке. А привычные нам паслёновые: картофель, томаты и баклажаны пришли к нам лишь в начале 18 века.
Помимо этого на Руси из растительной пищи употребляли дикий щавель и лебеду. Дополняли растительный рацион многочисленные дикорастущие ягоды и грибы.

Из мясной пищи были известные нам говядина, свинина, куры,гуси и утки. Конину ели мало, в основном военные во время походов. Часто на столах было мясо диких животных: оленина, кабанятина и даже мясо медведя. Также в пищу шли куропатки, рябчики и прочая дичь. Даже распространявшая своё влияние Христианская церковь, считавшая недопустимым употребление в пищу диких животных, не смогла искоренить эту традицию. Мясо жарили на углях, на вертеле (верчёное), либо, как большинство блюд, тушили крупными кусками в печи.
Достаточно часто на Руси ели рыбу. Преимущественно это была речная рыба: осетр, стерлядь, лещ, судак, ерш, окунь. Её варили, запекали, вялили и солили.

На Руси не было супов. Знаменитые русские уха, борщ и солянка появились только в 15-17 веках. Была "тюря" - предшественник современной окрошки, квас с нарубленным луком и заправленный хлебом.
В те времена, как и в наши, русские люди не избегали выпивки. Согласно "Повести временных лет" основной причиной отказа Владимира от ислама была трезвость, предписываемая той религией. " Питие ", - говорил он, - " это радость русов. Мы не можем без этого удовольствия ". Русская выпивка для современного читателя неизменно ассоциируется с водкой, но в эпоху Киевской Руси не гнали спирта. Употребляли три вида напитков. Квас, безалкогольный или слегка хмельной напиток, изготовляли из ржаного хлеба. Это было нечто напоминающее пиво. Вероятно, он был традиционным напитком славян, так как его упоминают в записях о путешествии византийского посланника к вождю гуннов Аттиле в начале пятого века наряду с медом. Мед был чрезвычайно популярен в Киевской Руси. Его варили и пили как миряне, так и монахи. Согласно летописи князь Владимир Красное Солнышко заказал триста котлов меда по случаю открытия церкви в Василеве. В 1146 г. князь Изяслав II обнаружил в погребах своего соперника Святослава пятьсот бочек меда и восемьдесят бочек вина. Было известно несколько сортов меда: сладкий, сухой, с перцем и так далее. Пили и вино: вина ввозились из Греции, и, кроме князей, церкви и монастыри регулярно импортировали вино для отправления литургии.

Таковой была Старославянская кухня.Что же такое Русская кухня и какова связь её со Старославянской? На протяжении нескольких веков менялись быт, нравы, расширялись торговые связи, рынок наполнялся новыми продуктами. Русская кухня впитывала в себя большое количество национальных блюд различных народов. Что-то было забыто, либо вытеснено другими продуктами. Однако, основные тенденции Старославянской кухни в том или ином виде дожили до наших дней. Это доминирующее положение хлеба на нашем столе, широкий ассортимент выпечки, каши, холодные закуски. Поэтому, на мой взгляд, Русская кухня является не чем-то обособленным, а логическим продолжением Старославянской кухни, несмотря на то, что претерпела за века значительные изменения.

В русских народных сказках славные богатыри всегда едят кашу и пьют мёд на пирах. Древние славяне славились своим здоровьем и силой и само собой силу им давала привычная славянская пища.

Так чем же таким питались наши предки?

Естественно что одним из главных блюд была каша.

Но каша была совсем не такой, какую мы привыкли видеть сегодня.

Рисовая каша была недоступна обычным жителям Руси, рис был заморской, очень дорогой крупой, "сорочинское пшено" ,так называли рис. Если не рис, то на ум сразу приходит гречка, конечно, ведь именно эту крупу нас учат любить с детства, вы будете удивлены узнав, что и гречка не была "нашей" кашей в стародавние времена.

Гречка, как оказалось тоже не была частым блюдом на русском столе. Гречку привезли на Русь из Византии, греческие монахи,отсюда и её название, гречка.

Гречку ели только по очень великим праздникам.

Так что же за кашу ели наши предки?

А ели они пшёнку и овсянку!

О чудодейственных свойствах овсянки знает пожалуй каждый. А наши предки ели не овсяные хлопья, привычные нам.

Древние славяне ели овсяную кашу, из цельного овса, распаренную в печи.

Вообще в печи каша томилась и как бы набиралась силы от жара.

Кашу заправляли натуральным, домашним сливочным маслом, топлёным маслом более известным миру сегодня, как гхи, конопляным или льняным. Готовилась каша в глиняных горшочках, ели блюдо деревянными ложками, а зачастую и руками, вилок и подавно не было, кстати не случайно.

Удивительно, ещё и то, что многих привычных нам овощей тоже не было в те далёкие времена на Руси.

На привычном столе древних славян отсутствовали: помидоры, морковь, свекла, огурцы, картофель, даже репчатый лук.

Зато наши предки прекрасно знали такой чудо плод, как чеснок.

Постоянными в меню были редька и конечно же, почти позабытая ныне, но очень популярная давным давно репка.

Горох, тоже был частым гостем старинных блюд.

Удивительно, но из гороха, наши предки даже делали муку и из муки готовили гороховое тесто, из которого пекли пироги и блины, это не считая супа и каши.

Особое место в русской культуре занимал хлеб "батюшка" .

Хлеб глубоко уважали и преклонялись перед хлебом, "хлеб всему голова" , до сих пор можно услышать это выражение.

Но и хлеб в те далёкие времена был совсем не таким как сегодня, в древности хлеб пекли без дрожжей!

Хлеб и пироги готовили из кислого теста на заквасках, заводили его в большой деревянной квашне, на речной воде, ждали пока тесто подойдёт несколько дней. Подходила опара в тёплом месте, специально что бы тесто получилось кислым и это тесто начинало подниматься и пузыриться благодаря природным естественным процессам брожения.

Тесто не использовали полностью, всегда оставляя на донышке квашни кусочек для следующей опары.

Веста после свадьбы перейдя в дом мужа, забирала с собой кусочек домашней опары, что бы в новом доме завести новое тесто и испечь новый хлеб.

Муки такой как сегодня тоже не было, наши предки ели хлеб и муки грубого помола, ржаной, амарантовой, полбяной.

Из напитков, излюбленным лакомством были кисель, при чём был он кислым, отсюда и его название.

Кисель готовили из овсяной муки, давали массе скиснуть, а потом варили, до густоты, хоть ножом режь. Ели такой кисель с вареньем и мёдом.

Кстати о мёде! Мёд не случайно упоминается в каждой русской сказке, мёд ели и мёд пили. А медовый месяц пришёл к нам вовсе не из американского кино. Медовым на Руси называли первый месяц семейной жизни новобрачных, потому, что на свадьбу дарили бочонок мёда и молодые должны были за месяц его съесть, для того, что бы первый ребёнок в семье родился богатырём.

Варенья на Руси, были в каждом доме, да только варились они не на сахаре, а на меду.

И конечно, предки наши с радостью ели все дары леса, грибы, ягоды, орехи, травы, и т.д.

Правда грибами древние славяне считали только пластинчатые грибы, особенно ценились как и сегодня, рыжики и грузди. А все грибы с губками грибами не называли, а звали их губами.

Солили грибы на зиму в больших деревянных бочках, с душистым укропом.

Историки сегодня также пришли к выводу, что древние славяне были ещё и вегетарианцами, мясо на столе было крайне редким гостем и в основном это была дичь.

В рационе древних славян также всегда были в почёте и молочные продукты, а корова издревле почиталась и считалась кормилицей.

Так что кухня была намного полезней нынешней и уж точно отличалась разнообразием, не смотря на отсутствие многих привычных нам сегодня блюд.

Видео Секреты питания древних славян. Пища богов!

Накрывая на стол, иногда задумываешься, а какую же пищу ели наши предки, древние славяне? Ответ на этот вопрос могут дать.

Во время раскопок в древнерусских, находят немало остатков пищи. Прежде всего, это зерна различных злаков, например: ячменя, пшеницы, ржи, овса, гречихи.

Обычно из зерен производили крупы или размалывали их в крупу. Также из зерна изготовляли брагу, квас и пиво.

Одним из любых блюд на Древней Руси была каша, в которую добавляли растительное масло. Если ели мясо, то только «пряженое» или жареное (тушеное в своем соку, в русской печи).

В древней Руси супов не было, он появился только в конце XVII столетия. Привезли суп иностранцы из Европы.

Летом любимым блюдом была «тюря» - она является предком нашей окрошки. Это был лук, покрошенный в квас, и заправленный хлебом.

Также ели и овощи: морковь, горох, репу и лук. Также в Древней Руси славяне знали о чесноке, огурцах и особенно, капусте.

Интересно, что древние славяне уже в то время умели закручивать овощи на зиму - мочить яблоки, солить огурцы. Такие замороженные и засоленные овощи были названы ленивыми. В Москве, там, где ими торговали, назвали улицу - Ленивка.

Белковая пища состояла преимущественно из рыбы и мяса, а также молочных продуктов: сыра, творога, масла и сметаны. В Древней Руси сахар отсутствовал, и вместо него пользовались.

В роли горячих напитков выступали отвары из многих лечебных трав, или, например пили сбитень - это вскипяченный мед в воде, после чего взбитый вместе с яйцами.

Человеку, живущему в наше время, такая еда могла бы показаться очень пресной, ведь соль на то время была очень дорогая и поэтому использовали её очень редко.