Подростковая содомия. Подростки-гомосексуалисты: советы родителям

К вопросу о природе подросткового гомосексуализма

Сегодня в нашем обществе существует множество острых социальных проблем: от расизма до религиозной дискриминации, от алкоголизма до семейного насилия. Все они требуют незамедлительного решения. Однако есть среди них те, которые находятся на виду, а есть менее заметные, но существующие и активно укореняющиеся в нашем обществе, например подростковый гомосексуализм.

Природа этого явления изучена не слишком хорошо: мы не можем с полной уверенностью утверждать, что это болезнь, так же не можем и сказать, что это абсолютная норма. Учёные и по сей день пытаются отстоять совершенно различные точки зрения, подкрепляя их экспериментами и фактами. В данной статье мы не будем рассматривать гомосексуализм с точки зрения психологии и психиатрии, а обозначим его как острую социальную проблему, требующую не жёстких пресечений и мер, а мягкого и компромиссного решения.

Можно с уверенностью сказать, что в России с гомосексуализмом боролись и борются до сих пор, но, методы борьбы изменились со времён СССР. Сегодня у нашего общества больше свободы выбора, но не всегда эта свобода идёт обществу на пользу.

Проблема прав и свобод выражения собственной ориентации – является неоднозначной, однако безусловно, любой человек волен выбирать себе партнёра по душе, что может вступать в противоречие с существующими социальными нормами. Можно долго спорить и рассуждать на тему: кто же в большей степени не прав - общество, государство, которое идёт на ограничение и ущемление прав гомосексуалистов, вплоть до невыдачи им водительских удостоверений, или же сами однополые пары, слишком яро отстаивая свои права и свободы.

Последними крупными скандалами, связанными с гомосексуалистами, были опубликованные фотографии двух лесбиянок, летевших в одном самолёте с Милоновым и вступление в брак в Питере двух невест, одна из которых была трансгендером. С одной стороны, мы не можем осуждать этих людей, ведь они таким образом, отстаивают свои права, борются с однобокостью законодательства. Но, с другой стороны, методы и способы борьбы порождают лишь новые ограничения и проблемы. Виновниками этих скандалов являются вполне взрослые, состоявшиеся люди. Однако не следует забывать, что они непосредственно влияют на культуру молодежи. Подражая им, подростки начинают играть в "любовь", которая приносит плачевные последствия. Это является одной из причин подросткового гомосексуализма. В данном контексте не идет речь об однополых отношениях, которые стали следствием травмы (физического или психического насилия, неблагоприятной атмосферы в семье), научно доказано, что указанные факторы могут привести к гомосексуализму.

Современное общество даёт нам огромную возможность выбирать, а влияние Европы подкрепляет желание реализовывать права и свободы. Таким образом, традиционные русские ценности подвергаются неблагоприятному воздействию со стороны Запада. Нельзя сказать, что влияние Запада сугубо неблагоприятно для нашей страны, но в случае с подростковым гомосексуализмом это влияние именно негативное. Это еще одна причина распространения однополых отношений в подростковой среде.

Следует отметить, что сегодня гомосексуализм в подростковом возрасте – это своеобразная мода. Что заставляет молодое поколение следовать влиянию такой «моды»? С одной стороны, по статистике девушки и мальчики-подростки, не имеющие успеха у противоположного пола, или являющиеся объектом насмешек сверстников намного чаще вступают в однополые связи, чем их более успешные ровесники. А если у подростка такой проблемы не возникает? Если он является душой компании, не имеет трудностей в общении с родителями, сверстниками?

Сегодня подростки очень тесно связаны различными методами коммуникации и крайне подвержены влиянию СМИ. Не стоит говорить, что Интернет - это зло, или что телевидение несет только бесполезную информацию, но, так или иначе, приобщение к анонимным социальным сетям позволяет подростку без какого-либо стеснения выражать своё мнение, и это мнение не всегда приемлемо для нашего общества. Таким образом у подростков пропадает страх перед общественным осуждением, что приводит к тому, что аморальные и безнравственные высказывания обретают огласку и в реальной жизни. Сегодня интернет-слава может прийти к каждому, и не факт, что этот человек будет отдавать себе полный отчет о том, что его слова могут повлиять на мировоззрение тинейджеров. Возьмём, например, "героиню" нашумевшей истории о двух невестах. Казалось бы эти девушки подают пример того, как можно было бы отстаивать свои права, но, при детальном рассмотрении всё не так радужно: эти героини активно пропагандируют мужененавистничество, лесбиянство и андрогинность. Так какие же выводы для себя могут сделать фанаты этих персонажей?

Так же, приведем в пример историю про раскраску "Миша и его мамы едут на олимпийские игры". Известно, что на олимпиаде в Сочи в 2014 российским детям предлагались бесплатные раскраски с таким названием, где рассказывалось о мальчике Мише и его двух мамах. Эта книга-раскраска призывала детей толерантно относиться к однополым браком, быть терпимыми, говорила о том, что быть геем - нормально.

С одной стороны, сейчас наше общество направлено на то, чтобы толерантность процветала, и это хорошо, когда детям в игровой форме объясняется, что есть "другие" люди, не такие, как они. А с другой? Активная, ничем не прикрытая пропаганда гомосексуализма, направленная на то, чтобы ребёнок задумался о том, является ли он геем? Ребёнку как бы показывают, что кроме традиционных ценностей есть и другие пути развития. Но нужно ли это ребёнку? Не вызовет ли это у него смятения, неверных выводов?

Когда мы говорим о гомосексуализме, мы можем подчеркнуть, что человек либо гей, либо нет. Модное слово "бисексуальность" нужно только для того, чтобы прикрыть интерес к однополой любви каким-то научным термином, оправдывающий поступки и мысли. Но если человек не оказался жертвой насилия, и не родился с гомосексуализмом, как с врожденным механизмом психики (о чем мы не можем говорить с уверенностью потому, что не знаем, так ли это), зачем предлагать ему альтернативу? Пропаганда заставляет задумываться абсолютно нормальных и здоровых детей о выборе, который им не нужен.

Всё ведёт к тому, что если не "предлагать" гетересексуальному человеку альтернативный выбор, он будет жить в обществе с традиционными ценностями. А если поставить эти ценности под сомнение, сказать ему, что есть и другой подход к жизни, то он, возможно, задумается и сделает выбор не в пользу первых. Особенно остро это касается подростков, которые стремятся в своём переходном возрасте разрушить все рамки и попробовать всё самое запретное.

Раннее вступление во взрослую жизнь даёт подросткам безграничные возможности не только проявить себя и свою индивидуальность, но и примкнуть к тем, кем он совершенно не является. С чем же связан культ гомосексуализма и андрогинности? А самое главное, кто виноват в том, что подростки слишком рано начинают вступать во взрослую жизнь, заводя однополые связи?

Ответ многогранен: здесь вина и СМИ, допускающих утечку в массы информации, и более широкое понятие "масс-медиа", через которое дети могут получать доступ к неограниченному количеству информации, родители, которые вовремя не заметили, или не старались замечать небольших странностей в поведении их ребёнка, ну и, конечно, же сами подростки, которые не просто позволяли себя вовлекать, а именно сами сознательно вступали в эту среду.

Возможно правильный и безопасным поведением родителей в этом случае будет принятие подростка, который попал в такую связь, ненавязчивая поддержка и понимание. Принятие родителями ребёнка, который подвергся массовой пропаганде, насилию или же любому другому фактору, будет ключом к сохранению отношений в семье, а так же психического состояния самого подростка. Неправильно срывать злость, агрессию на подростка, унижать его из-за того, что он попал в трудную ситуацию. Напротив, мягкое и дружелюбное отношение родителей поможет ребёнку разобраться в себе и своих чувствах.

Но нельзя забывать о предотвращении подросткового гомосексуализма. Ценность бесед с родителями, наблюдений за ребёнка (без деспотичности и лишнего контроля) может уберечь подростка не только от попадания в такую среду, но и даже от мыслей о ней.

Транзиторный (то-есть, преходящий) подростковый гомосексуализм - частое явление среди воспитанников детских и подростковых учреждений с однополым составом (детские дома, интернаты, колонии для несовершеннолетних). Примерно у 10% подростков наблюдается гомосексуальная влюбленность в сверстника (или сверстницу). Обычно с возрастом проходит.

В период пробуждения полового влечения оно ещё мало дифференцировано, с чем и связаны транзиторные гомосексуальные наклонности.

Подростковый гомосексуализм проявляется взаимной мастурбацией, петтингом, оральным сексом. У мальчиков возможна имитация мужеложества. Гомосексуальные контакты в виде орального секса могут служить способом унизить другого подростка и показать свою власть над ним.

Клинический пример.

Владимир Ш. 16 лет.

Родители страдают алкоголизмом, отец отбывает заключение, мать лишена родительских прав. С 9-летнего возраста воспитывался в детском доме.

По характеру всегда был «трудным», никому не подчинялся, дерзил старшим, обижал тех, кто слабее. Но мог затеять драку даже с тем, кто сильнее его. Всегда был крайне злопамятным, мстительным и жестоким. Не переносил, если кто-то посягал на его «авторитет».

Ночное недержание мочи до 5 лет. С 8-летнего возраста у него бывают судорожные припадки с потерей сознания, прикусом языка и недержанием мочи. Припадки сравнительно редки, 1-3 раза в год. Ранее никогда не лечился.

В 10-летнем возрасте его решили «наказать» за то, что он однажды обозвал старшего воспитанника, а когда тот в ответ ударил его, Владимир подставил ему подножку, сбил с ног и этим вызвал смех своих ровесников над упавшим.

Трое ребят, которые были старше и гораздо сильнее его, в том числе и тот, кого он так унизил, затащили в туалет, силой поставили на колени и заставили заниматься оральным сексом с каждым по очереди. Когда он не подчинился и укусил того, кто попытался разжать ему зубы, его жестоко избили, били даже ногами, он потерял сознание и потом три месяца лежал в больнице. У него были многочисленные повреждения органов брюшной полости и сломаны два ребра. С тех пор «возненавидел весь мир».

Вернувшись из больницы в детский дом, заготовил небольшой обрезок металлической трубы и постоянно носил его с собой. «Обидчиков», избивших Владимира, строго наказали воспитатели, и те больше его не трогали, считая, что достаточно «проучили» его.

Владимир подговорил двух своих ровесников «отомстить», те вначале боялись, но потом согласились, так как сами не раз были унижены аналогичным или иным способом. Они долго выслеживали «обидчиков», но те ходили обычно втроем, и «месть» не удавалась.


Но однажды им удалось подкараулить одного из них, когда тот выходил из хозяйственного блока, который был на территории детского дома, но стоял позади основного здания. Они догнали его и навалились на него все втроем, сбив на землю. Владимир несколько раз ударил его заготовленным куском трубы, а потом они оттащили подростка за здание хозблока, и когда тот пришел в себя, заставили проделать то же самое, что он и его приятели хотели сделать с Владимиром, пригрозив, что в противном случае он не отделается тремя месяцами в больнице, а останется на всю жизнь инвалидом, так как этим металлическим предметом они по очереди будут бить его в область паха и половых органов. Тому ничего не оставалось, как подчиниться. Все трое унижали его, пока он им по очереди исполнял требуемое.

После этого случая Владимир и его приятели всем рассказали о своей «мести», вся троица обзавелась таким же орудием, как и Владимир, везде ходили втроем, их все боялись и никто не трогал. Став старше, Владимир не раз аналогичным способом «наказывал» тех, кто не желал ему подчиняться. В любом коллективе он стремился к лидерству и не терпел ослушания.

В возрасте 14 лет сбежал из детского дома, бродяжничал, воровал. Несколько раз его ловили сотрудники милиции и помещали в детский приемник, но он бежал и оттуда. Когда его очередной раз поймали, у него развился судорожный припадок, и его перевели в психиатрическую больницу.

В подростком отделении постоянно нарушал режим, никому не подчинялся, унижал более слабых. Персонал отделения, который состоит из одних женщин, с трудом с ним справлялся, мог замахнуться даже на медицинскую сестру.

Прогноз в этом случае неблагоприятный. Больной страдает эпилепсией, а у таких больных часты нарушение влечений, различные сексуальные перверзии - гомосексуализм, садизм и другие.

Подростковый возраст – время перемен и сексуальных открытий. Разочарования и эксперименты - неотъемлемая часть этого периода.

В период полового созревания некоторые мальчики и девочки испытывают сексуальное влечение к людям своего пола. Для кого-то это естественный этап развития. Даже сильное влечение еще не означает, что ребенок обязательно станет гомосексуалистом.

Однако у некоторых подростков влечение к представителям своего пола не проходит со временем. Одни с ранних лет понимают свою особенность. Другие приходят к осознанию собственной гомосексуальности постепенно.

Однополая любовь

Настоящие гомосексуалисты (примерно 10% населения) испытывают сексуальное влечение только к представителям своего пола. Помимо этого, есть бисексуалы - люди, испытывающие влечение к людям обоих полов.

Почему одни люди гомосексуальны, а другие нет, неизвестно. Есть несколько теорий, объясняющих это явление:

  • Наследственность . Некоторые ученые считают, что сексуальные предпочтения формируются до появления человека на свет.
  • Окружение . Согласно этой теории, сексуальные предпочтения закладываются в раннем детстве.

Известно, что сексуальную ориентацию не выбирают. Ее нельзя изменить силой воли, с помощью лекарств или психотерапии.

Если ваш ребенок интересуется вопросом гомосексуализма, обязательно выслушайте его. Отнеситесь к его проблеме серьезно, не игнорируйте ее.

Деликатная тема

Некоторые люди не приемлют гомосексуализм . Поэтому подростку трудно откровенно говорить об этом. Молодые люди часто боятся того, как воспримут такую новость члены их семьи и друзья.

Иногда подростки спасаются от смятения, боли и стресса, употребляя наркотики и алкоголь. Из-за нетрадиционной сексуальной ориентации их третируют в школе. У некоторых возникают мысли о суициде . Все это – серьезные проблемы, требующие вмешательства специалиста.

Подростки, столкнувшиеся с сексуальными проблемами, испытывают недостаток общения. То, как в этот момент отнесутся к ним родители, сильно сказывается на их самооценке.

Трудный разговор

Родители чаще всего не готовы обсуждать с подростком проблемы гомосексуализма. Однако не все потеряно, если ребенок доверяет вам такие сокровенные тайны.

  • Поблагодарите ребенка за доверие . Скажите, что он обратился по адресу, и вы постараетесь ему помочь.
  • Скажите ребенку, что вы за него беспокоитесь , что вы любите и принимаете сына или дочь, независимо от его (ее) сексуальной ориентации.
  • Объясните, что его желания вызваны гормональными изменениями, характерными для переходного возраста . Скажите, что это может быть временным явлением. Сексуальное влечение к представителю своего пола не всегда свидетельствует о гомосексуальности.
  • Помогите ребенку найти ответы на интересующие его вопросы . Иногда помочь ребенку разобраться в своих чувствах может психолог.

Некоторым родителям невыносимо от мысли, что их ребенок гомосексуалист. И все равно ваш подросток заслуживает и нуждается в вашей любви. Никогда не оставляйте его наедине с проблемами.

Казанков Никита Игоревич

студент 5 курса кафедры социологии и социальной работы, Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Балтуева Светлана Владимировна

научный руководитель, канд. пед. наук, доцент кафедры социологии и социальной работы Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет

Е- mail : svbalt @ mail . ru

Актуальность данной темы заключается в том, что, в нее вовлечены широкие массы людей и в последнее время наблюдается устойчивая тенденция к ее увеличению. Данная проблема является противоречивой поскольку всем очевидно, что не существует или слабо развита система работы с подростками нетрадиционной традиции, но при этом количество подростков нетрадиционной традиции в России не уменьшается, а увеличивается. Негативные последствия рассматриваемой проблемы это психологические проблемы подростков, которые после своего coming out, не были приняты своими семьями, друзьями и обществом. Они замыкаются в себе, начинают употреблять алкоголь, наркотики. Они прекращают любые социальные контакты и, в конце концов, эти молодые люди умирают или совершают суицид, но не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокого отношения окружающих. По определению польского психиатра А. Кемпински, в большинстве случаев «социальная смерть равняется для человека биологической смерти» .

Количество людей с нетрадиционной ориентацией в настоящее время постепенно увеличивается в нашей стране. Потому что данное явление, как стало открытым в 90-х годах прошлого века. Если стало открытым - стало более заметным. Потом у гомосексуалов появилась появилась своя субкультура. Одна из главных причин данного процессаэто большое внимание со стороны СМИ.

Средний возраст выхода или coming out (выхода ил- перевод с англ. языка дословно) с нижается. Так, у американских мужчин он снизился с 19,3 лет до 14,5-6 лет, т. е. «выход» приходится именно на подростково-юношеский период. Однако полное принятие себя происходит уже за рамками подросткового и юношеского возраста.

Принятие себя как индивида в сексуальном отношении и самораскрытие в отношениях с окружающим миром, открытое признание своей гомосексуальности снимает, с одной стороны, очень многие психологические проблемы и внутренние конфликты у подростка, т. к. завершение и определение сексуальной идентификации приносит огромное облегчение. Для подростков, которые приняли свою сексуальную ориентацию, она становится нормальной, естественной и единственно возможной. Но, в то с другой стороны, у подростков с нетрадиционной сексуальной ориентацией могут возникнуть социально-психологические трудности, которые вызывают мучительное чувство одиночества, депрессии и повышенную склонность к суициду.

Например, подросток должен будет готов выдержать непонимание и иногда открытое противостояние родителей, для которых новость о том, что их ребёнок гомосексуал, наверняка будет очень болезненным открытием. Поэтому, если подросток финансово зависит от своих родителей и подозревает, что они способны после открытия перестать оказывать материальную поддержку или выгнать из дома, лучше подождать до тех пор, когда у них не будет этой возможности материально его ущемлять.

Современный мир, в рамках повышения образованности и просвещенности населения, стал более толерантным к людям нетрадиционной ориентацией, особенно в развитых странах. Поэтому сексуальные меньшинства добиваются уравнения своих прав с другими людьми во многих сферах жизни. Это выражается и в разрешение однополых браков, и в возможности иметь права на усыновление детей такими парами. Конечно, у такой позиции уравнивания прав сексуальных меньшинств с людьми, имеющими традиционную сексуальную ориентацию, есть противники. Много ведется споров, многие с осуждением высказываются по данной теме. Противники такой толерантности утверждают, что общество становится слишком гуманным и терпимым к таким проявлениям. Они утверждают что, у людей с нетрадиционной ориентацией имеются психические отклонения, что нетрадиционная ориентация - это одна из форм девиации или то, что данные люди больные, и им требуется медицинская помощь.

Сексуальные меньшинства, а особенно дети в подростковом периоде, должны являться объектами социальной работы. Одним из направлений в работе социальных служб - это решение проблем их подопечных, в том числе и таких подростков, во время кризисного состояния самоидентификации, или стресса, возникающего в силу страха признания своей ориентации. Если такое состояние в сочетании с отсутствием поддержки со стороны окружающих длится достаточно продолжительное время, тои ведет к необходимости вмешательства со стороны службы социальных работников.

Социальный работник обязан учитывать в своей работе представления о проблеме людей с нетрадиционной ориентацией, и об их преследовании в обществе. Оказывая необходимую помощь, специалисты по социальной работе должны избегать традиционных методов, связанных с попыткой давления и изменения ориентации клиента; напротив им нужно мотивировать обратившегося на повышение уровня самоуважения, чтобы самостоятельно не доводить себя до стрессовой ситуации. Необходимо, по возможности, подключать к реализации лечебного плана родных клиента, друзей.

Социальная работа с молодыми людьми с нетрадиционной ориентацией намного сложнее, чем с такими же взрослыми. Социальный работник должен принимать во внимание обстоятельство периодизации процесса формирования гомосексуальной идентичности, выдвинутую американским социологом Ричардом Тройденом, по которой время подросткового возраста и начало юности - это самый драматичный и психологически напряжённый этап развития. Это период сомнений и смешанной идентичности, когда подросток уже задумывается о своей сексуальной идентичности, но ещё не может чётко определить её. Переживания первого гомосексуального контакта, самоосознание своей гомосексуальности по данным различных исследований, в среднем, приходятся именно на возраст 12-16 лет. Однако для многих подростков даже наличие гомосексуального опыта и осознание своей гомосексуальности ещё не означает признания себя геем, так как считают, что это естественно. Некоторые из них обращаются за помощью к психотерапевту в надежде избавиться от своей гомоэротической направленности, другие занимаются самовоспитанием, искореняя в себе подобные чувства.При этом подростку не у кого спросить совет, получить ценную информацию. Подростки-гомосексуалы вообще очень одиноки. По мнению И. Кона, «юность - вообще довольно одинокий возраст, но никто не бывает так одинок, как гомосексуальные подростки» .

Социальному работнику при работе с подростками с нетрадиционной сексуальной ориентацией рекомендуется соблюдать следующие правила:

1. Соблюдайте конфиденциальность.Если молодые люди поделились с вами информацией о его или её сексуальной ориентации, вы получили доверие, которое должны уважать. Нарушение этой конфиденциальности может принести непоправимый урон и психологический срыв, а в некоторых случаях и к суициду.

2. Понимайте значение сексуальной ориентации.Каждый вид сексуальной ориентации - это то, что естественно для этого человека.

3. Помогайте, но не настаивайте.Какова бы ни была собственная сексуальная ориентация консультанта, он должен исходить, прежде всего, из жизненных проблем обратившегося к нему подростка. Нельзя в категоричной форме осуждать или требовать изменения сексуальной ориентации.

4. Знайте, когда и где искать помощь.Обладать и собирать информацию об организациях и обществах, компетентных специалистахНе забывайте о семейных условиях, помогите подростку разобраться в его отношениях с родителями, если возможно - поговорите с ними, но только с согласия самого подростка. Если он хочет сам раскрыться родителям, но не знает, как это сделать, познакомьте его с рекомендациями американских психологов организации P-FLAG, основанные на многолетних исследованиях, и посвящённые следующим вопросам: «Как открыться своим родителям», «Какие этапы проходят родители на пути понимания и принятия своего ребёнка» .

5. Необходимо обратить особое внимание на признакиу клиента алкоголизма и наркомании, психологических нарушений. В случае необходимости и выявления своевременно направляйте молодых людей к нужному специалисту. Данные рекомендации помогут социальному работнику по работе с этой категорией населения.

Таким образом, то взаимодействие, которое произойдёт между социальным работником и подростком, может оказаться решающим в судьбе молодого человека. Очень важно помочь подростку разобраться в его семейных и школьных проблемах. Необходимо стремиться облегчить состояние молодого человека в его внутренних конфликтах, помогая ему понять механизмы их возникновения. По мнению Виктора Франкла, в основе человеческого существования в целом лежит ответственность. Социальный работник несёт дополнительную ответственность, поскольку он отвечает за того, кто обратился к нему за помощью. Его ответственность ещё более возрастает, когда его просят дать консультацию по сексуальным вопросам . Поэтому нам бы хотелось посоветовать оставить свои стереотипы и рассуждения на тему - кто лучше, быть или не быть гомосексуалом, а оказать помощь подростку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации.

Список литературы:

  1. Как открыться своим родителям // Один из нас. - 1998. - № 5-6 (12). - С. 8-10.
  2. Кемпински А. Экзистенциальная психиатрия. - М.: Совершенство, 1998. - 320 с.
  3. Российский сервер геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: http://www.gay.ru/. h tml (дата обращения: 23.10.12).
  4. Франкл В. Человек в поисках смысла. - М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

Краткое содержание: Воспитание детей. Предотвращение гомосексуальности. Руководство для родителей. Часть 1. Гендерное воспитание дошкольников. Гомосексуализм. Переодевание в женскую одежду. Воспитание сына. Роль отца в воспитании.

Гендерный конфликт

Примечание: гендер - психологический или социальный пол, в отличие от биологического пола. Гендер отражает представления человека о себе и связан с внешними проявлениями (полоролевым поведением - например, манерой одеваться, ходить, говорить).

В основе гомосексуальности лежит гендерный конфликт . У мальчика мы обычно обнаруживаем гендерную травму, восходящую к детству. Он начинает считать, что отличается от других детей.

Гендерная уязвимость обычно существует в форме невысказанного, потаенного страха, о котором родители и близкие мальчика могут только смутно подозревать. Такой страх сопровождает мальчика, сколько тот себя помнит. И эта инаковость порождает чувство неполноценности и изолирует его от других мужчин.

Большинство мужчин-геев вспоминали, что в детстве были физически не развиты, пассивны, одиноки (если не считать подруг), неагрессивны, равнодушны к силовым играм, сторонились других ребят, которые казались им угрожающими и притягательными. Многим из них были присущи черты, которые можно назвать одаренностью: они были смышлеными, не по годам развитыми, коммуникабельными и дружелюбными, артистичными.

Но такие мужчины с детства отличались сверхчувствительностью и мягкостью и просто не были уверены, что мужественность - часть того, "кто они есть". Некоторые авторы метко называют это состояние "гендерной пустотой". Гендерная пустота - результат комбинации врожденного темперамента и социального влияния, которое не отвечает специфическим потребностям такого ребенка. Эти мальчики, находящиеся в группе риска из-за своего темперамента, нуждаются в особом признании со стороны родителей и сверстников, для того чтобы у них сформировалась прочная мужская идентичность. Однако не получают его.

Из-за особенностей темперамента и семейного окружения позже подобный мальчик уклоняется от необходимости идентифицировать себя с отцом и мужественностью, которую тот олицетворяет. Таким образом, вместо того чтобы инкорпорировать чувство собственной мужественности, предгомосексуальный мальчик делает прямо противоположное - отвергает свою пробуждающуюся мужественность и занимает оборонительную позицию по отношению к ней. Однако позднее он будет влюбляться в то, чего ему недостает, будет искать это в других.

Определенные симптомы предгомосексуальности легко распознать, обычно эти признаки проявляются в жизни ребенка достаточно рано. Клиницистам рекомендуют учитывать следующие пять признаков при определении того, страдает ли ребенок этим нарушением:

1. Устойчивое желание принадлежать к другому полу или настойчивые утверждения, что он или она к нему принадлежит.

2. У мальчиков - склонность к переодеванию или имитации женских нарядов. У девочек - настойчивость в ношении только типично мужественной одежды.

3. Явное предпочтение кросс-половых ролей в ролевых играх или настойчивое представление себя в другом поле.

4. Интенсивное желание участвовать в играх и занятиях, свойственных противоположному полу.

5. Ярко выраженное предпочтение занятий, характерных для другого пола.

Формирование большинства признаков кросс-гендерного поведения происходит в дошкольном возрасте, между двумя и четырьмя годами. Переодевание, как показывают исследования доктора Ричарда Грина, являются одним из первых признаков.

Конечно, у большинства детей, переживающих гендерный конфликт, симптомы раннего гомосексуального развития могут быть менее заметными - нежелание играть с другими мальчиками, боязнь грубых и подвижных игр, застенчивость при переодевании в присутствии других мужчин (но не в присутствии женщин), дискомфорт при общении с отцом и недостаток привязанности к нему и, возможно, повышенная привязанность к матери.

Матери производят мальчиков, а отцы - мужчин

В младенчестве как мальчики, так и девочки эмоционально связаны с матерью. На языке психодинамической терапии мать - это первый объект любви. Она удовлетворяет все первостепенные потребности своих детей. Девочки продолжают развитие своей женской идентичности через взаимоотношения с матерью. Но перед мальчиками стоит дополнительная задача развития - перестать отождествлять себя с матерью и переориентироваться на отождествление с отцом.

В процессе обучения речи ("он" и "она", "ее" и "его") ребенок открывает для себя, что мир разделен на две естественные противоположности: мальчиков и девочек, мужчин и женщин. С этого момента маленький мальчик не только начинает замечать отличия, но и должен решить, каково его место в гендерно-полярном мире. Задача девочки легче, она изначально соединена с матерью, то есть ей не надо решать дополнительную задачу отделения от самого близкого человека на свете - от матери, - чтобы идентифицировать себя с отцом. У мальчиков все иначе: они должны отделиться от матери и культивировать отличия от своего первичного объекта любви, для того чтобы стать гетеросексуальным мужчиной.

По мнению психоаналитика Роберта Столлера, первый закон того, как быть мужчиной, состоит в том, чтобы не быть женщиной.

Однако свою функцию должен выполнять и отец мальчика. От него требуется отражать и поддерживать мужественность сына. Он может играть с сыном в контактные игры - игры, которые коренным образом отличаются от тех, в которые он играл бы с дочерью. Он может помочь сыну научиться бросать и ловить мяч. Может показать ему, как заколотить дыру в изгороди или брать сына с собой в душ, где мальчик без труда заметит, что у его папы такое же мужское тело, как и у него.

В результате сын лучше усвоит, что значит быть мужчиной. Он примет свое тело как выражение собственной мужественности. "Так устроены мальчики и мужчины, - будет рассуждать он. - И так устроен я. Я мальчик, значит, у меня есть пенис". Психологи называют этот процесс "инкорпорацией маскулинности" или "маскулинной интроекцией", и это существенная часть формирования гетеросексуальности.

Пенис - неотъемлемый символ мужественности, основное отличие мужчины от женщины. Это бесспорное анатомическое различие должно подчеркиваться в ходе терапии мальчиков. Как отметил Ричард Грин, женственный мальчик (которого он резко именует "девчонкой") воспринимает свой пенис как чуждый, таинственный объект. Если ему не удается "освоить" свой собственный пенис, став взрослым, он будет находить притягательными пенисы других мужчин.

У мальчика, который бессознательно принимает решение отстраниться от собственного мужского тела, может развиться гомосексуальная ориентация. Иногда его поведение будет подчеркнуто женственным, но чаще всего (как происходит с большинством предгомосексуальных мальчиков) - так называемым гендерно-неконформным. Это означает, что он будет в чем-то отличаться от других, у него не будет близких приятелей одного с ним пола на той стадии развития, когда остальные мальчики разрывают дружеские связи с девочками (6-11 лет), для того чтобы утвердиться в своей мужской идентичности. У такого мальчика обычно складываются прохладные или отчужденные отношения с отцом.

По самым разным причинам некоторые матери склонны продлевать зависимость своих сыновей. Материнская близость с сыном - это первая связь, она может легко перерасти в то, что психиатр Роберт Столлер называет "блаженный симбиоз". Мать может стремиться удержать сына в этих отношениях, становящихся нездоровой взаимной созависимостью, особенно если у нее отсутствуют полноценные близкие отношения с отцом мальчика. В подобных случаях она может обращать слишком много энергии на мальчика, используя его для восполнения своей потребности в любви и общении таким способом, который не сулит ему ничего хорошего.

Значимый, выдающийся (т.е. сильный и благосклонный) отец разрушает этот материнско-сыновний "блаженный симбиоз", который он инстинктивно воспринимает как нечто нездоровое. Если отец хочет, чтобы его сын вырос гетеросексуалом, он должен разрушить тесную связь матери и сына, которая приемлема в младенчестве, но позднее уже не в интересах мальчика. Таким образом, отец должен стать примером для подражания, показывая сыну, что возможно сохранить любящие отношения с женщиной, его мамой, и одновременно сохранить независимость. В этом смысле отец должен быть здоровым буфером между матерью и сыном.

Иногда мама может препятствовать отцовско-сыновней связи, удерживая мужа вдали от мальчика ("На улице слишком холодно для него", "Это может ему повредить", "Сегодня он будет помогать мне"), чтобы удовлетворить собственную потребность в мужском присутствии. Сын - это "безопасный мужчина", с которым она может позволить себе тесные эмоциональные отношения, не опасаясь тех конфликтов, которые могли бы возникнуть в отношениях с мужем. Она может слишком быстро бросаться на помощь сыну, защищая его от отца. Когда отец наказывает или игнорирует сына, она может прижимать к себе и утешать мальчика. Ее чрезмерное сочувствие лишает мальчика стимула предпринять столь важное отделение от матери.

Кроме того, преувеличенное материнское сочувствие благоприятствует развитию жалости к себе, которая часто свойственна как предгомосексуальным мальчикам, так и взрослым гомо-сексуалам. Избыточное материнское сострадание может воодушевить мальчика оставаться в изоляции от сверстников своего пола, если он обижен их насмешками или они его гонят.

Я обнаружил, что существует хороший тест на наличие душевной близости между отцом и сыном: к кому бежит мальчик, когда он счастлив, гордится чем-то, ищет ободрения или хочет поиграть? Если всегда к маме, то в отцовско-сыновних отношениях налицо проблема.

Мамы мальчиков с гендерными нарушениями могут проявлять гиперопеку, иногда на площадках для игр они даже вмешиваются в нормальную возню, активность и соперничество, столь распространенные среди маленьких мальчиков. В глазах других мальчиков сыновья таких опекающих мамаш становятся "маменькиными сыночками", а мальчишки склонны особенно притеснять таких.

"Сынок, пойдем отсюда, - говорит такая мама, - незачем водиться с такими грубиянами. Ты лучше, чем они". Действительно, многие взрослые гомосексуальные пациенты сообщали мне о самых благих намерениях утешить их именно таким образом.

Многие из нас, работающие со взрослыми гомосексуалами, обнаружили, что в юности эти мужчины не любили грубую возню с другими мальчиками и чаще всего избегали их компании. Они предпочитали компанию маленьких девочек, которые были мягче и общительнее, так же, как и они сами. Но позже, в среднем подростковом возрасте, эти гендерно не определившиеся мальчики внезапно меняют объект внимания: к тому времени в их глазах другие мальчики становятся гораздо более важными - и даже притягательными и таинственными, - чем девочки, которые вызывают безразличие.

С их гетеросексуальными одноклассниками происходит прямо противоположный процесс: утверждаясь в своей мужской половой идентичности, нормально развивающиеся мальчики презрительно отвергают компанию маленьких девочек. Примерно с 6 до 11 лет дети, особенно мальчики, закрывают свои ряды для лиц противоположного пола. "Ненавижу девчонок, - говорят мальчики, - они глупые. В нашей компании они не нужны". "Мальчишки такие отвратительные", - утверждают девочки. Такие дети на время становятся очень ригидными и стереотипными в своей половой роли. Мысль о том, чтобы девочка присоединилась к мальчишеской скаутской группе, кажется оскорбительной. Мальчишеский девиз гласит: "Вход девчонкам воспрещен". Это не сексизм, а часть здорового и нормального процесса половой идентификации. Просто здоровые мальчики и девочки утверждают свою половую идентичность, и для того чтобы это сделать, им необходимо окружить себя близкими друзьями одного с ними пола. Таким образом они прочно устанавливают свое вновь приобретенное чувство "мальчиковости" или "девочковости". Это важное предварительное условие последующего контакта с противоположным полом в подростковом возрасте.

В течение этого значимого периода развития противоположный пол становится загадочным, что закладывает основание для будущего эротического и романтического влечения к нему. (Нас романтически притягивает тот, кто "не похож на меня".) Поэтому период подчеркнутого ассоциирования со своим полом - необходимая фаза в процессе углубления и прояснения нашей нормальной половой идентичности.

Как говорит Ричард Уайлер, изоляция от своего пола - это корень гомосексуальности.

Затем, к подростковому возрасту, картина меняется. Нормально развивающийся мальчик начинает интересоваться девочками. Теперь они уже не столь безразличны - внезапно они оказываются значительно более интересными, непонятными и даже романтически загадочными.