Подвижные,музыкальные и танцевальные игры. Дидактический материал "танцевальные игры на уроках музыки"

Татьяна Ефименко
Подвижные игры и игровые танцы для детей дошкольного возраста

Картотека подвижных игр и игровых танцев

для детей дошкольного возраста

Разработала Ефименко Т. В., муз. руководитель МБ ДОУ «Детский сад №257»

Все танцы этой категории предназначены для развития чувства ритма, элементарной координации движений рук и ног в игровой форме. Движения просты для исполнения детьми младшего дошкольного возраста. Кроме того, как показывает практика, эти мини-танцы очень интересны так же детям старшего дошкольного возраста.

Игровые танцы могут использоваться воспитателями в качестве подвижных минуток, а также во время зарядки.

Мелодии для музыкального сопровождения должны иметь ярко выраженный ритм и средний темп. Параллельно с музыкой даем счет: 1-2-3-4-5-6-7-8 («восьмерка»).

К картотеке прилагается диск с мелодиями для каждой игры.

«Помогаем маме» Диск 1, трек №1.

Под музыку исполняем движения, имитирующие действия при стирке. Каждое движение повторяется на одну «восьмерку». Положение ног – в шестой позиции, в течение танца не меняется. Вся работа – руками и корпусом. Каждое новое движение начинается с правой стороны. Следим за правильной осанкой.

Начать можно словами: «Ну что, ребята, поможем маме! Постираем свои штанишки сами!» На последующих занятиях дети сами будут предлагать, какую деталь одежды «постирать».

На начальном этапе каждое движение проговариваем («Стираем!», «Выжимаем!» и т. д.).

1 движ. – «стиральная доска»: руки сверху вниз от подмышки до вытянутого положения. Пальцы сжаты в кулачках. Корпус совершает небольшой поворот вправо-влево на каждые два счета к соответствующей ноге. Выполняем по два движения вниз на каждую ногу.

2 движ. – «выжимаем»: Работа корпуса – та же, но теперь по два движения, имитируя выжимание белья. Руки на уровне грудной клетки.

3 движ. – «встряхиваем»: Работа корпуса – та же. Руки полусогнуты и подняты вверх, затем выполняем резкое движение руками вниз, как бы встряхивая простынь. По два движения в каждую сторону.

4 движ.

По мере усвоения детьми этих простых движений можно добавлять пружинку на одну ногу: поочередно сгибать одно колено в такт движениям рук.

«Строим дом!» Диск 1, трек №2.

Под музыку исполняем движения, имитирующие действия с инструментами. Каждое движение повторяется на одну «восьмерку». Положение ног – на ширине плеч, в течение танца не меняется. Вся работа – руками и корпусом. Каждое новое движение начинается с правой стороны. Следим за правильной осанкой.

1 движ. – «пилим»: двумя руками «держим пилу». Корпус совершает небольшой поворот вправо-влево на каждые два счета. Руки возле талии. Выполняем по два движения «от себя» в каждую сторону, начиная вправо. Считаем восьмерками. 1-2 вправо, 3-4 влево, 5-6 вправо, 7-8 влево.

2 движ. – «молоток»: стучим кулачком о кулачок.

3 движ. – «моем окна»: поочередно правой и левой рукой совершаем два круговых движения. Вторая рука на поясе.

4 движ. – «мы устали»: Работа корпуса – та же. Поочередно правой и левой руками проводим по лбу, как бы вытирая пот. На два счета каждое движение.

«Крокодил Гена» Диск 1, трек №3.

Исходное положение – ноги вместе. В данном танце очень важно, чтобы ноги плотно прижимались др. к др. Руки согнуты в локтях: локти прижаты друг к другу и к талии впереди. Ладони сжаты в кулачки и прижаты др. к др. Это гармошка.

1 движ. – «играем на гармошке»: счет -1- отводим правый кулачок и правый мысок стопы в сторону. При этом локти и пятки остаются на месте. -2- в исх. положение. -3-4- повторяем движения. -5-6-7-8- то же в другую сторону. -1- разводим кулачки и мыски стоп в разные стороны, оставляя пятки и локти на месте. -2- в исх. положение. -3-4- повторяем движения. -5- разводим локти и пятки в разные стороны, оставляя кулачки и мыски на месте. -6- в исх. положение. -7-8- повторяем движения.

2 движ. – «Гена танцует»: ноги вместе, руки разводим в стороны, кисти поднимаем, ладони «от себя». -1-2-3-4- не разводя ног, перекатываемся с мысков на пятки, двигаемся вправо. -5-6-7-8- влево. -1-2-3-4-5-6-7-8- марш на месте с оборотом вокруг себя.

Подвижная игра «Зверята» Диск 1, трек №4.

Это игра для детей младших групп. В ней ребятам предлагается изобразить движения и повадки животных. Но сначала они должны отгадать загадку. В качестве музыкального сопровождения я собрала несколько мелодий и песенок с описанием животных.

1. Лягушка

- Где же вы её найдёте?

Ну, конечно же, в болоте!

Зелена, как трава,

Говорит: «КВА, КВА, КВА!»

Под музыку дети присаживаются на корточки и в этом положении подпрыгивают. При этом колени разведены в стороны, а руки впереди касаются пола.

2. Цапля

- На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад -

Ищет в речке лягушат.

Исходное положение - стоя на прямых ногах, прямые руки разведены в разные стороны (для равновесия). Под музыку шагаем как цапля: поднимаем согнутую в колене ногу как можно выше, делаем шаг вперед. То же с другой ноги.

3. Зайка

- Кто трясётся за кусточком,

Маленьким дрожит хвосточком?

Ты трусливого узнай –ка –

То наверно, серый.

Изображаем то, о чем поется в песенке.

1 движ. - руки возле груди, прыгаем на месте;

2 движ. - шевелим «хвостиком»;

3 движ. - «поднимаем ушки» - приставляем ладони к голове.

4 движ. - «прислушиваемся» - небольшие наклоны корпуса вправо и влево, руки на голове;

5 движ. - «приглядываемся» - рука как козырек, наклоны корпуса;

6 движ. - «прячемся» - садимся на корточки, «прижимаем ушки». 4. Пингвин.

Слова: «А теперь мы познакомимся с удивительной птицей. У нее есть крылья, но она не летает. Живет там, где всегда зима. Это пингвин». Изображаем пингвина.

Звучит веселая мелодия. Ноги вместе. Пятки рядом, мыски врозь (первая позиция). Руки внизу вдоль тела, ладони открыты. Позиция рук сохраняется на протяжении всего танца.

1 движ. – переминаемся с ноги на ногу, покачиваясь.

2 движ. – небольшие наклоны в сторону, приподнимая одну ногу, совершаем мелкие прыжки. То же с другой ноги.

3 движ. – мелкие движения бедрами.

«Бабочки и шмели» Диск 1, треки №5, 6

Это тоже игра для малышей.

Загадка:

Нет, не птица, но летает.

Высоко она порхает.

На цветочке посидит,

И раскраской всех манит.

Вся такая лапочка,

Маленькая. (Бабочка)

Девочки под музыку, размахивая руками, на полупальцах двигаются по залу, изображая полет бабочки. В тот момент, когда выключается музыка, они присаживаются на корточки, как будто на цветок, и опускают «крылышки». Все повторяется три-четыре раза.

«Дай-Дай» Диск 1, трек №7.

Исходное положение – ноги вместе, руки на поясе. Каждый раз перед началом танца исполняем «пружинку» - сгибая и выпрямляя ноги, как бы пружиним. Счет восьмерками. Пружинка на каждый счет (-1-вниз, -и- встать, -2- вниз, -и- встать). Мелодия – в ритме танца Самба. Слушая эту музыку, дети сами непроизвольно начинают пружинить в такт. Но темп – не быстрый! Объясняем детям, что на каждое движение приходится две пружинки. Пружинку выполняем на протяжении всего танца без перерывов.

Если это покажется очень сложным, то можно танцевать без пружинки, только руками.

1 движ. – Счеты -1-2- из исходного положения правая рука выносится в сторону и выпрямляется. Ладонь – вверх. Счеты -3-4- то же выполняет лева рука в свою сторону.

2 движ. - «дай!»: руки – в том же положении. Работаем ладонями, как бы просим «Дай-Дай!». Дети тоже могут озвучивать это движение. -5-6- два движения правой ладонью. -7-8- левой.

3 движ. – «закрываемся»: -1-2- правая рука уходит на левое плечо; -3-4- левая рука уходит на правое плечо.

4 движ. – «жадничаем»: -5-и-6-и в «закрытом» положении поворачиваем корпус (ноги на месте) вправо дважды, (на счет -и- возвращаясь в исх. положение); -7-8- то же в другую сторону. При этом дети кричат: «Не дам! Не дам!»

5 движ. – «Угощайся!»: «Не хоти быть жадиной!» -1-2- выносим правую руку вперед, вытянув ее. Кулачок тыльной стороной вверх. -3-4- левая рука. -5-6- переворачиваем и разжимаем ладонь правой руки. -7-8- левая рука.

6 движ. – «Радуемся!»: -1- хлопок перед собой; -2- хлопок за спиной; -и-3- короткий невысокий прыжок на двух ногах; -и-4- повторить прыжок. Далее повторить четверку (-5-6-7-8-).

«Слоненок» Диск 1, трек №8.

Это более сложный в исполнении танец. Его изучение лучше начинать с детьми 4-5 лет. Музыку следует выбирать ритмичную, но ее темп не должен быть быстрым. Счет восьмерками. Движения - на каждый счет.

Исходное положение – ноги вместе в шестой позиции. Руки согнуты в локтях: кисти возле плеч, локти направлены вниз, ладони «от себя». Следим за осанкой.

Начать нужно с беседы о том, кто такой слон, что у него большие уши, длинный хобот. А затем сказать: «Сейчас мы будем изображать слона. Его большие уши, длинный хобот. А еще, наш слон умеет танцевать и даже летать?»

1 движ. – «уши»: Перед началом движений нужно немного присесть. Из исходного положения на счет – 1 - руки выпрямляем вверх. При этом встаем, выпрямляя колени и сильно вытягивая корпус. На счет -2 – разводим руки в разные стороны. Счеты -3 – 4 - возвращаем руки в исх. положение по той же траектории. Вновь приседаем. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

2 движ. – «хобот»: Счет -1- встаем и вытягиваемся, а руки выпрямляем вверх, прислоняя их к ушам. Счет -2- совершаем небольшой наклон корпуса вперед (вместе с головой). Счеты -3 – 4 - возвращаемся в исх. положение по той же траектории. Вновь приседаем. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

3 движ. – «танцуют ноги»: Руки остаются в исх. положении, а ноги поочередно сгибаются в колене и поднимаются так, чтобы правое колено задело левый локоть, затем левое колено задело правый локоть. На счет -1- поднять колено, на -2- опустить, -3- поднять левое колено, -4- опустить. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

4 движ. – «машем ушами и взлетаем». Это самое любимое движение у детей. Ноги вместе. Присесть. Руки остаются согнутыми. Локти поднимаются в стороны (-1-) и опускаются (-2-). Затем, на счет -3- резкий высокий прыжок с разведением прямых ног в стороны. Руки при этом тоже выпрямляются и разводятся в стороны и вверх (как буква «Х»). На -4- вернуться в исх. положение. Далее повторяем эти действия (5-6, 7-8).

«Папуасы» Диск 1, трек №9. [

Танец для детей 5-6 лет.

Исходное положение – ноги расставлены в стороны (чуть шире плеч, Руки, согнутые в локтях, находятся на уровне грудной клетки, кисти в кулачке.

1 движ. – счет -1-2- присаживаемся, сгибая колени, корпус наклоняется вперед, голова опускается вниз, два раза ударяем кулачками по бедрам (немного выше колена); счет -3-4- возвращаемся в исх. Положение и два раза хлопаем в ладоши над головой. Счет -5-6-7-8- повторяем все движения с самого начала.

2 движ. – «барабаны»: -1-и-2- весом переходим на правую ногу, корпус немного повернут вправо, руки на уровне талии, согнуты в локтях, локти сильно разведены в стороны, ладони направлены вниз, кистями рук поочередно совершаем три движения, имитируя игру на там-таме.

Счеты -3-и-4- то же в левую сторону. Счеты -5-и-6-7-и-8- повторяем движения.

3 движ. – «наблюдаем»: вес переходит на правую ногу, левую руку подносим к «козырьку». Счеты -1-2-3-4- выполняя пружинку в коленях, переводим вес на левую ногу. Счеты -5-6-7-8- То же, слева направо.

4 движ. – вес переходит на правую ногу, руки поднимаются и сгибаются под прямым углом.

Но вам все равно хочется дополнительно позаниматься с ним дома? Ваше стремление похвально. Так вы не только продемонстрирует е заинтересованнос ть в делах своего ребенка, но и сможете дополнительно развлечь его и занять на некоторое время. А игры бывают не только веселыми, но и весьма полезными. Будет лучше, если вы соберете друзей ребенка – ведь играть одному скучно. Готовы? Тогда начинаем!

1. «Танцы на стульях». Стулья расставляются по кругу, дети садятся на них. В центре стоит ведущий и показывает простые танцевальные движения под веселую ритмичную музыку. В основном работают голова, плечи, руки, спина. Эта игра – не конкурс. Она может служить отличной разминкой перед остальными танцевальными играми. Если детям понравится, они могут встать со стульев и продолжить выполнять упражнения уже с участием ног: прыжки, притопывания, повороты.

2. Игру с музыкой и стульями знают, пожалуй, все. Смысл игры в том, что подбирается любое количество детей и стульев – но так, чтобы одному ребенку не хватало. Стулья расставляются кругом, включается музыка, дети начинают бегать вокруг. Когда музыка замолкает, дети пытаются занять стул раньше всех. Тот, кому не хватило стула, выбывает. Однако мы предлагаем вам модернизированну ю версию игры. В ней дети должны не бегать, а танцевать вокруг стульев. Следите, чтобы никто не переходил на бег, – нарушители выбывают!

3. «Застывшие фигуры». Для этой игры требуется несколько детей – от трех до десяти, но не слишком много, чтобы легче было уследить за всеми. Подберите веселую и динамичную детскую музыку и принесите проигрыватель. Суть игры в том, что дети танцуют, пока играет музыка. Когда она останавливается – это должно происходить внезапно, — дети принимают любую танцевальную позу и замирают. Выбывает тот, кто пошевелился, засмеялся или не смог удержать равновесие.

4. «Найди друга». Для этой игры нужны только дети, музыка и определенное количество свободного пространства. Дети танцуют под веселую мелодию, передвигаясь по площадке в произвольном порядке. Пересекаясь случайным образом, дети приветствуют друг друга кивком головы. Музыка внезапно обрывается, и каждый ребенок должен найти «друга» — то есть попросту соседнего человека — и поприветствовать его рукопожатием. Тот, кому не хватило «друга», — выбывает. Эта игра отлично развивает реакцию и облегчает социализацию, ведь дети, хоть и в игре, но учатся знакомиться.

5. «Шляпа». Участники разбиваются на пары и танцуют под ритмичную музыку. Ведущий перемещается по залу со шляпой и случайным образом надевает ее на голову одному из участников, после чего меняется с ним местами. Ребенок со шляпой, в свою очередь, начинает ходить по залу и искать, с кем поменяться. Игра заканчивается, когда все побывают «в шляпе». Кстати, шляпу можно заменить на любой предмет, например, участники могут передавать друг другу обычную бутылку.

Танец и музыка дают возможность духовного, физического и эмоционального развития ребенка. И одним из наиболее действенных инструментов развития могут стать танцевальные игры. Они соединяют в себе две важные способности человека – слушать музыку и двигаться под музыку.

Основная задача танцевально-музыкальных игр в детском развитии – в наиболее доступной и интересной для ребенка форме работать над формированиеммузыкальных способностей ребенка, развивать чувство ритма, музыкальный слух, фантазию и способности к самовыражению. Дети, как правило, с большой охотой и интересом принимают участие в таких занятиях. Танцевальные игры у детей вызывают массу положительных эмоций, приносят им уверенность в своих действиях, что, в свою очередь помогает им раскрепоститься, делают их более общительными и внимательными.

Роль танцевально-музыкальных игр в восприятии и обучение детей очень велика. Двигаясь под музыку, ребенок прислушивается к ней, воспринимает ее характер, развитие ее образов. А по мере того, как ребенок учится согласовывать свои движения с характером музыки, он начинает глубже ее чувствовать, что, в свою очередь, приводит к более точному отображению музыки в выполняемых им движениях.

Как и любая игра, музыкальная игра должна включать развитие игровых действий.

Ребенок должен услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними. Но не следует забывать, что танцевальные игры должны быть просты и доступны, интересны и привлекательны. Только в этом случае они становятся своеобразным возбудителем желание у детей слушать, играть, танцевать.

Игры, предназначенные для танцевально-музыкального воспитания, довольно различны. Но, как правило, они включают в себя основные виды движения – ходьба, бег, прыжки. А благодаря той или иной тематике и разнообразному характеру музыки, которая их сопровождает, они приобретают и соответствующий характер движений.

Такие игры способствуют еще и морально-психологическому развитию ребенка. В процессе игры дети не только приобретают музыкальные знания и хореографические навыки, у них формируется необходимые черты личности, и в первую очередь чувство ответственности, развивается чувство товарищества, взаимопомощи, возникает обмен игровым опытом.

Кроме того, танцевальные игры полезны тем, что в процессе коллективных занятий развиваются индивидуальные способности ребенка. В игре он поставлен в такие условия, когда должен проявить инициативу, находчивость. Часто дети выполняют индивидуальные роли с определенными заданиями. Такие игры дети особенно любят, так как они способствуют воспитанию самостоятельности у робких детей.

Танцевальные игры можно условно разделить по следующим функциям и задачам:

Игры, направленные на развитие чувства ритма – они учат детей ощущать в музыке ритмическую выразительность, передавая её в движении;

Игры, направленные на развитие слуха – помогают детям научиться различать оттенки в музыке и ее целостное восприятие;

Игры, направленные на развитие памяти и слуха – в них дети учатся постоянно вслушиваться в музыку, запоминать ее, чтобы правильно отразить свои музыкальные впечатления в точных и характерных движениях;

Игры, направленные на развитие детского творчества в целом – они воздействуют на психологическую составляющую воспитания и развития ребенка. Как правило, они основаны на соревновании, и путём сравнения показывают играющим уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, пробуждают их познавательную активность.

Примеры танцевально-музыкальных игр.

Игра на развитие ритма.

Игра «Три утенка»

Описание: дети делятся на 2 группы. Каждая группа детей под музыку выполняет свой ритмический рисунок.

1 группа 2 группа

Жили-были три утенка - выполняются хлопки Тик, Так, Тук - выполняются притопы

Хорошо и дружно жили - выполняются хлопки Тик, Так, Тук -выполняются притопы

Как-то утром на рыбалку - выполняются хлопки Тик, Так, Тук - выполняются притопы

Совместные подвижные игры детей и родителей учат взаимодействовать друг с другом, подстраиваться под темп партнера, способствуют взаимопониманию и доверию, сплоченности.

Научившись свободно двигаться, вы откроете в себе и в ребенке много нового! Увидите, как увлекают его звуки музыки, как он забывает обо всем и начинает придумывать новые движения, становится собранным.

Необходимо заранее позаботиться о наличии музыки с разными темпами.

Танец – это своего рода язык, помогающий вам и вашему ребенку выражать свои эмоции без слов. Почувствуйте, как расслабляется тело, уходят усталость и напряжение дня.

Существует много игр с повторением движений – это хороводы. Они учат детей делать одинаковые движения в такт, действовать сплоченно.

«Шарик»

Надуваем быстро шарик.


Показываем руками большой шар.

Вдруг шар лопнул: «с-с-с».
Сужаем круг к центру.

Воздух вышел.
Поднимаем ручки вверх.

Стал он тонкий и худой.

Мы не станем горевать.
Качаем головой.

Будем надувать опять.
Надуваем быстро шарик.

Дети расходятся, образуя круг.

Он становится большой. Вот какой!
Показываем ручками, какой стал шарик.

«Шел король по лесу»

Шел король по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.
Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.

Все вместе весело прыгаем.

Ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
Трясем правой и левой ногой.

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
Хлопаем в ладоши.

Ножками потопаем, потопаем, потопаем.
Топаем ногами.

Головкой покачаем.
Качаем головой из стороны в сторону.

Сначала начинаем!
Игра начинается сначала.

«Заинька»

Заинька, походи,
Серенький, походи.
Вот так походи.
Вот так походи.

Топаем ногами и идем на месте.

Заинька, покружись,
Серенький, покружись.
Вот так покружись.
Вот так покружись.

Кружимся вокруг себя несколько раз.

Заинька, топни ножкой.
Серенький, топни ножкой.
Вот так топни ножкой,
Вот так топни ножкой.

Топаем.

Заинька, попляши,
Серенький, попляши.
Вот так попляши,
Вот так попляши.

Танцуем вприсядку.

Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись.
Вот так поклонись,
Вот так поклонись.

Кланяемся всем.

Стишки и песенки могут служить основой для хороводов, или их можно изображать и инсценировать, что нравится детям не меньше.

Танец с мишкой
Мама показывает игрушечного мишку, спрашивая: «Кто это?». Можно попросить детей порычать, как мишки. Мишка косолапый просто обожает танцевать. Под музыку мама с медвежонком танцуют, маршируют, приглашая ребят присоединиться, встать с ними в паровозик или в круг, поводить хороводы, подражать всем действиям игрушечного животного.

Запретное движение
Игроки должны повторять за ведущим все движения, кроме одного, на которое накладывается табу. Вместо этого движения дети должны выполнить какое-то свое. Например, если нельзя прыгать, они могут вместо этого приседать, бегать и т. д.

Танцы по кругу
Ведущий встает в центр круга и выполняет несколько различных танцевальных движений, а ребенок копирует его танец. Через некоторое время ведущий дотрагивается до любого игрока, тот выходит в центр и показывает свой импровизированный танец. Остальные подражают ему.

«Тени» – другая разновидность танцевальной игры с повторением движений.
Один играющий ходит по комнате и делает разные движения, неожиданные повороты, приседания, нагибается в стороны, кивает головой, машет руками и т. д. Все остальные встают в линию за ним на небольшом расстоянии. Они – его тени, должны быстро и четко повторять за ним движения. Затем ведущий меняется.

«Танец природы»
Для этой танцевальной игры необходимо подготовить разную музыку, соответствующую характеру изображаемых событий. Выполняя мягкие и плавные движения, изображаем различные природные явления:
Ночной тревожный лес – музыка и движения импульсивные и резкие, быстро меняющиеся.
Вырубка леса. Дети изображают деревья, которые стонут и падают под ударами топора. Движения незаконченные, обрывающиеся.
Полет бабочек. Лирическая, плавная музыка, тонкие, изящные, нежные движения.
Морской прибой. Звуки, имитирующие шум воды. Дети стоят с закрытыми глазами, покачиваясь вперед и назад, прислушиваясь к своему телу и постепенно успокаиваясь.

Поговорите с детьми о том, какие движения им больше всего понравились, что легко получалось, а что с трудом.

Танец с закрытыми глазами
Предложите ребенку потанцевать с закрытыми глазами, выполняя любые движения. Это позволит ему избавиться от стеснения и страха. Меняйте ритм и громкость музыки, страхуйте его от падений и столкновений с предметами.

Неподвижные части тела
Звучит ритмичная музыка. Ведущий показывает порядок выполнения движений. Сначала нужно только мотать головой и шеей в разные стороны, вперед и назад, в разном ритме.
Затем двигаются только плечи: то вместе, то попеременно, то вперед, то назад, то вверх, то вниз.
Далее – движения рук в локтях, потом в кистях.
Следующие движения – бедрами, затем коленями, ступнями.
А теперь надо постепенно прибавлять каждое отработанное движение по порядку. К голове и шее добавляем плечи, танцуем. Через какое-то время подключаются руки и т. д.
В конце надо постараться двигаться, используя все части тела одновременно.

«Передай настроение танцем»
Ведущий показывает движения и просит изобразить настроение:
«Покапаем, как мелкий и частый дождик, а теперь с неба падают тяжелые, большие капли. Полетаем, как воробей, а теперь – как чайка, как орел. Походим, как старая бабушка, попрыгаем, как веселый клоун. Пройдемся, как маленький ребенок, который учится ходить. Осторожно подкрадемся, как кошка к птичке. Пощупаем кочки на болоте. Задумчиво пройдемся, как рассеянный человек. Побежим навстречу маме, прыгнем ей на шею и обнимем ее».

Превращения
Под музыку дети превращаются в разных существ и танцуют, имитируя их характер и поведение.
Например, они могут побывать на празднике морского царя. Все превращаются в рыбок, морских звезд, русалочек, ракушки, крабов, морских коньков.
А потом в птиц, бабочек, стрекоз. Ненадолго станут кузнечиками-попрыгунчиками, которые высоко подпрыгивают, сгибают ножки, лягаются, весело скачут по «полю».
Мама просит ребенка под музыку показать танец гордого и смелого петуха, сердитой гусыни, индюка, распушившего хвост.
Изобразить ласковую кошечку; игривого жеребенка; довольную козочку; бодливую корову; грозного быка; поросенка, валяющегося в грязи; верблюда.
Показать хитрого мышонка, убежавшего от кошки, и огорченную кошку.
Передать мимикой и движением поведение зверей: енот-полоскун полощется в воде, барсук прячется в норе, ежик ищет место для зимней спячки, лось-великан ходит по болоту, белочка грызет орешки.

«Зеваки»
Все играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего (это может быть звук колокольчика, погремушки, хлопок руками или какое-нибудь слово) дети останавливаются, хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.
Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры.
Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное слово песни (оговоренное заранее).

«Слушай»
Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается.
Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего, например:
«Положите правую руку на плечо соседа» – и тотчас же ее выполняют.
Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу.
Команды даются только на выполнение спокойных движений.
Игра поможет успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности.

«Танец огненных искорок»
Танцующие тесно сжимаются в круг, поднимают руки вверх и постепенно, в такт бодрой музыке опускают их, изображая язычки пламени.
Костер ритмично покачивается то в одну, то в другую сторону, становится то выше (поднимаемся на цыпочки), то ниже (приседаем).
Дует сильный ветер, и костер распадается на маленькие искорки, которые свободно разлетаются, кружатся, соединяются друг с другом (беремся за руки).
Искорки светятся радостью и добром.

«Тропинка – команда – кочки»
Группу детей разбивают на две команды.
При слове «тропинка» ребята должны встать друг за другом в цепочку, положить руки на плечи впередистоящего человека.
При слове «команда» собраться в круг, взяться за руки и поднять их вверх.
А при слове «кочки» сесть на землю, как можно ближе друг к другу. Игра проводится под быструю музыку.

«Танец строителей»
Участники выстраиваются в одну линию.
Ведущий предлагает вообразить и показать телом и лицом различные движения, как один передает второму:
тяжелое ведро с цементом;
легкую кисточку;
кирпич;
огромную тяжелую доску;
гвоздик;
молоток.

«На деревенском дворе»
Ведущий приглашает всех на деревенский двор изобразить его обитателей. Он читает текст, а дети под музыку показывают животных.
Раннее утро. Вот, важно и гордо подняв голову, заложив крылья за спину, прохаживается по двору петух и кричит: «Ку-ка-ре-ку!».
А на крылечко мягко и осторожно выходит кот. Он садится на задние лапки, а передние плавно облизывает и умывает ими мордочку, ушки, приговаривая: «Мяу!».
Неуклюже и смешно переступая с ноги на ногу, выходит утка и начинает клювом чистить свои перышки, покрякивая: «Кря-кря».
Гордый гусь вышагивает, медленно поворачивая голову в разные стороны и приветствуя нас: «Га-га».
Хрюшка, повалившись в лужу на бок и вытянув передние и задние ноги, резко поднимает голову, удивленно прищуривает глаз и спрашивает: «Хрю-хрю?».
Стоя спит, опустив голову, лошадь. Вот она открывает глаза, поднимает одно ухо, потом второе и радостно ржет: «И-го-го!».
Просыпаются курицы и начинают суетливо бегать по двору: «Ко-ко-ко».
Все проснулись! С добрым утром!
Дети могут придумывать движения сами.

«В лесу»
Ведущий:
«В нашем лесу растут береза, елочка, дуб, плакучая ива, сосна, трава, цветы. Выберите сами себе растение или дерево, которое вам нравится. По моей команде мы с вами превратимся в лес. Покажите под музыку движениями, как ваш е растение реагирует на разные явления:
подул тихий, нежный ветерок;
сильный холодный ветер;
ураган;
мелкий грибной дождик;
ливень;
очень жарко;
ласковое солнце;
ночь;
град;
заморозки».

Парные движения
Дети разбиваются на пары или выбирают себе в пару одного из родителей.
Им предлагается показать под музыку парные действия:
пиление дров;
греблю в лодке;
перемотку ниток;
перетягивание каната;
передачу хрустального стакана;
парный танец.

«Огонь – лед»
По команде ведущего «Огонь!» стоящие в круге дети начинают двигать всеми частями тела.
По команде «Лед!» – застывают в какой-либо позе.
Ведущий несколько раз чередует команды.

Цель: помочь учителям музыки, педагогическим работникам, музыкальным руководителям наиболее интересно организовать досуг детей».

Задачи:

    Обучающие – обучить танцевальным играм детей младшего (среднего) возраста.

    Развивающие – развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения.

    Воспитательные – воспитывать чувство солидарности и взаимопонимания друг к другу через процесс участия в танцевальных играх.

«В игре детей есть часто смысл глубокий». (Иоганн Фридрих Шиллер )

Всем хорошо известно, что для развития у детей чувства ритма, такта, музыкального слуха и памяти необходимо с ранних лет тесно знакомить их с музыкальными играми. Музыка, сопровождающая игры, должна иметь зажигательный, веселый ритм, благодаря которому у детей быстро поднимается настроение и повышается двигательная активность. Музыкальное сопровождение различных подвижных игр приносит только положительные результаты, так как входит в основу гармонического развития и укрепления здоровья детей.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний. Она всегда имеет определенную цель. В музыкальных играх этой целью является развитие интеллекта, чувства ритма и такта, памяти, музыкального слуха, голоса, самой творческой деятельности ребенка. Музыкальные танцевальные игры способствуют быстрому запоминанию изученного материала, интенсивности обучения, раскрепощению детей, избавлению от комплексов. Музыка приобщает ребенка к прекрасному, к ощущению гармонии, словом – обогащает его духовный мир.

Игра – неотъемлемая часть деятельности детей. Играя, дети лучше запоминают, быстрее понимают, что от них требуется. Игра помогает добиться выполнения многих педагогических задач.

Дети очень любят выдумывать. Для того, чтобы они могли выразить и проявить себя, им нужно давать как можно больше самостоятельного времени для выдумок и воплощения своих идей. Задача ведущего занятия – только направить фантазию и порыв ребенка, а не навязать ему свои собственные. Поэтому – поощряйте их фантазию и выделяйте «самостоятельное время» для воплощения их идей.

Я предоставляю картотеку игр, которые использую в работе с детьми.

« У каждой игры свои правила». (Йохан Хёйзинга)

«Цепочка»

Цель : исследовать возможность вхождения в контакт и взаимодействия в группе.

Участники становятся в колонну и двигаются «змейкой». Их руки находятся в постоянном сцеплении, которое по команде ведущего принимает различные формы: руки на плечи, на пояс, накрест, за руки, под руки т.д.

При этом ведущий меняет предлагаемые обстоятельства: «двигаемся по узкой тропинке на носочках», «идем по болоту – ступаем осторожно», «перешагиваем лужи» и т.д.

«Стоп – кадр».

Цель: снять внутренний зажим, помочь самосознанию и самопониманию, а так же высвобождению чувств.

Участники располагаются по всему залу в хаотичном порядке и исполняют танцевальную ходьбу на месте. По сигналу ведущего (хлопок в ладоши или свисток) останавливаются и замирают:

1 вариант: в разных позах, представляя собой скульптуру.

2 вариант: с улыбкой на лице.

Ведущий делает комментарий, после повторного сигнала все продолжают двигаться (повторяется 5 -8 раз). Игру можно провести как «конкурс скульптур» и «конкурс улыбок».

«Ищем друг друга».

Цель: исследовать взаимное принятие друг друга и вхождение в контакт, развивать чувство быстрой реакции.

Участники двигаются танцевальной ходьбой по площадке хаотично, приветствуя всех мимо проходящих членов группы кивком головы. Музыка обрывается – каждый должен найти себе пару и поздороваться рукопожатием (повторяется 5-7 раз).

«Танцуют все».

Цель : разогреть тело, разбудить эмоции, снять мышечные зажимы, создать настрой на работу.

Участники стоят или сидят, располагаясь полукругом. Ведущий дает задание «танцует правая рука», «танцует левая нога», «танцует голова», «танцуют плечи» и т.д. – участники импровизируют. По команде «танцуют все» - в работу включаются все части тела (повторяется 3-4 раза). Ведущий может сочетать объяснение с показом.

Игра обычно проводится в начале занятия и может быть частью ритмической гимнастики в танцевально – игровом тренинге.

«Хоровод знакомство»

Цель: развить групповые чувства сплочённости, сопричастности, принадлежности, побудить к вступлению в межличностные отношения.

Участники образуют круг и, взявшись за руки, двигаются медленным шагом по часовой стрелке. Ведущий с платком в руке идёт в обратном направлении внутри круга, останавливается напротив любого участника (в этот момент круг тоже прекращает движение), делает глубокий русский поклон и передаёт платок. После ответного поклона меняется с ним местами. Игра может продолжаться пока все не перебывают в роли ведущего.

«Реверансы».

Цель : помочь ориентации в пространстве, дать возможность экспериментировать с движением, осознать свою особенность самовыражения, развивать умение импровизировать.

В игре воссоздаётся атмосфера бала.

1 вариант: Участники медленным, степенным шагом двигаются по площадке в хаотичном порядке, приветствуя при этом кивком головы каждого, идущего навстречу. Музыкальная пауза – сигнал к тому, что нужно сделать реверанс (повторяется 5-7 раз).

2 вариант: Группа выстраивается в ряд. Король (королева) проходит вдоль участников, каждый из которых в знак приветствия поочерёдно замирает в реверансе, и становится в конец ряда. Игра повторяется, пока все не побывают в роли короля.

«Разрешите пригласить».

Цель: возможность экспериментировать с движением. Все становятся в круг. Ведущий приглашает любого из участников и танцует с ним в паре, показывая движения, которые «отзеркаливает» партнёр. По сигналу «музыкальная пауза» пара разделяется и приглашает новых участников. Теперь на площадке две пары, и так, пока все не включатся в танцевальный процесс. При этом каждый приглашенный «отзеркаливает» движения того, кто его пригласил.

«Соло с гитарой».

Цель : стимулировать творческое самовыражение, высвобождение чувств, развить умение импровизировать, повысить самооценку.

Все встают в круг и двигаются в ритм музыки. Ведущий с гитарой в руках выходит в центр круга и исполняет соло, выражая в танце свои чувства, затем передаёт гитару любому участнику. Далее каждый участник проделывает то же самое, при этом он может по желанию вступить во взаимодействие с кем – либо из группы. Каждый сольный танец в конце награждается аплодисментами.

«Круговой танец»

Цель: укреплять общение детей в коллективе, тренировка танцевальной и музыкальной памяти.

Дети становятся парами по кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку, их надо порепетировать без музыки: приставные шаги вправо-влево на четыре счета с ударом на последнем такте, затем четыре шага назад с хлопком, потом четыре шага вперед и возвращаемся не в свою пару, а, смещаясь влево, - к новому партнеру (партнерше). Включаем музыку и танцуем!

« Танец природы»

Цель: координация движений, чувство танцевального пространства.

Все детки разбиваются на пары и тройки (при желании - группы побольше), а затем под одну и ту же музыку группы готовят каждая свой танец на общую тему. (к примеру – танец восхода Солнца, морской прибой, облака, звезды, огонь, фонтан).

Хорошо, чтобы Вы нашли время посмотреть не только «процесс» танцевания каждой группы детей, но и устроили общий «просмотр» того, что получилось. Пусть все дети сядут в одной части зала, как в зрительном зале, а затем каждая команда по очереди покажет свой танец.

« Танец-ситуация»

Цель: развитие координации движения, творческого воображения и импровизации.

Ведущий игры готовит карточки с ситуациями, которые нужно будет разыграть в танце. Детки разбиваются на команды по два-пять человек и получают свою карточку. После чего ставится музыка и командам дается время на подготовку. Задача детей – распределить роли, подготовить и показать перед всеми танец-ситуацию, словно маленькую сценку.

Зрители смотрят, у кого что получилось, а затем пробуют угадать и пересказать, что именно по их мнению разыгрывалось.Карточки для примера: Жрица разводит огонь в Храме, Девушка собирает в лесу, Путешественник взбирается на гору, Пожар, и т.д.

«Танец Огня»

Цель: развитие воображения, творческой смекалки.

Все садятся по кругу. Они представляют собой Огонь и их общая задача – станцевать танец Костра. Движения могут быть у каждого свои, или их может "задавать" один человек, а лучше всего – каждый из танцующих по очереди. Это – предварительная подготовка к игре, после чего детям можно предложить ее усложнить.

Весь круг становится просто путешественниками, которые отдыхают у Костра (дикарями или пиратами), и только один из танцующих остается в центре и танцует Костер. Он имеет право передвигаться во все стороны подобно языкам пламени. Путешественники стараются, чтобы Костер не обжег их. (При этом движения сидящих вокруг Костра должны оставаться синхронными.)

Танец без музыки

Цель: побуждение к раскрепощению, выявлению эмоций, развитие танцевальной пластики.

Все становятся по кругу, один человек выходит в центр. Дети должны без музыки придумать и создать для атмосферу танца. Например – дождь, пожар или порыв ветра. (Круг может в определенном ритме хлопать, щелкать, топать, дуть, напевать, выть, кружиться, подпрыгивать, и т.д.)

Задача того, кто остался в кругу – почувствовать и передать в танце то состояние пространства, которое ему задают.

Есть еще один вариант той же самой игры: дети выбирают кого-то одного и затем придумывают для него Сон (сказочные обстоятельства, в которых он очутился. В этом Сне каждый танцующий может играть свою роль, а можно танцевать всем вместе.) Задача играющего – своим танцем без подготовки среагировать на те обстоятельства, в которых он оказался. Он может взаимодействовать с персонажами Сна или даже направлять их, главное, чтобы атмосфера Сна была "подхвачена" и передана верно.

« Танец Океана»

Цель : развитие творческой активности, пластики.

Все дети разбиваются на три команды. Лучше всего – с неравным количеством людей. (В первой команде должно быть больше всего людей, во второй – чуть меньше и в третьей – не больше трех-пяти человек). Затем ставится музыка и всем трем командам задается одно и то же задание – почувствовать себя с командой единым целым и придумать Танец Океана.

После подготовки круги показывают каждый свой танец, а затем - собираются один в другой, чтобы получился общий Океан из трех вложенных кругов. Каждая группа одновременно танцует свою часть.

Знакомство детей с миром танца должно быть приятным и увлекательным, а что может быть интереснее игры для ребенка? Только игра в танце! Танцевальные игры подойдут для любого праздника, к тому же и многие взрослые не откажутся от такого веселья. Некоторые игры с танцами можно проводить и без повода, например, в конце «напряженной» тренировки с детьми можно поиграть для расслабления, поощряя таким образом их за старательность. Нет еще на свете таких детей, которые не любят веселых игр и развлечений. А если они еще проводятся на музыкальном фоне, это способствует разностороннему развитию маленького человека.

В итоге можно смело утверждать, что игры с музыкальным сопровождением обеспечат развитие способностей у детей в целом, и педагоги явятся здесь главными помощниками.

Детство - это состояние души. Игра, а особенно в сочетании с танцем, - идеальный способ окунуться в счастливую беспечность.

с детьми танцуя!