Ритуальное омовение, купание и таяммум по мазхабу имама аш-шафии. Платная консультация профессионального астролога

ВОПРОС: АссаламуАлейкум уа рахматуллахи уа баракатух, Мейрам!
Огромное спасибо Вам за Ваш сайт. Нет необходимиости искать по другим сайтам, в поисках нужной информации. Достаточно одного вашего сайта, субханаллах, здесь можно найти ответы на все интересующие вопросы. И ни один вопрос не оставлете без внимания, даете полный ответ.
У меня два вопроса: 1) по поводу азана и икамата. Одна сестра рассказывала, что сразу после рождения ребенка, сама(т.е. роженица) произнесла азан и икамат. Я думаю это неправильно. Потому что женщина после родов, не может принять ни тахарат, ни гусль.Разве можно произносить азан без гусля? Поясните пожалуйста. Может ли мама ребенка еще в роддоме произнести азан и икамат.
2) Знакомые сестры- мусульманки не всегда делают гусль после полового акта, считая что грех пропустить намаз и читают его. А я пропускаю намаз, не имея возможности принять гусль.Что более грешно, читать намаз без гусля или пропуск намаза. Вопрос, конечно, неправильный. Я понимаю, что и так и эдак нельзя. Но вот я не могу читать намаз без гусля и у меня пропускаются намазы.
Заранее спасибо. Лилия

ОТВЕТ: уа алейкум ас салям уа рахматуЛлахи уа барякатуха сестра!

Большое спасибо за доверие и за теплые слова! Отвечаю:

1) Если не было мужчин рядом или некому было произнести азан и икамат, ничего страшнего нет в том, что мать сама их произнесла в ухо своего ребенка. При этом не обязательно наличие омовения, т.к. азан и икамат можно произнести без омовения в таких случаях. Но при этом есть в этих вопросах свои ньюансы, как например, перед намазом азан можно произнести без омовения, а икамат без омовения нельзя, т.к. после икамат сразу же начинается фард намаз! Дополнительно можете прочесть -

2) Сейчас много женщин, одев хиджаб и совершая намаз, прочитав маразмы лжеученых, считают себя праведными и грамотными мусульманками. Всевышний Аллах сказал: « Преуспел тот, кто очистился, поминал имя своего Господа и совершал намаз » (87:14-15). Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил: “ Ключом к молитве является чистота, началом – такбир, а концом – приветствие” и “Чистота, - половина Веры” и “Не будет принята чья-либо молитва, если у него было нарушено омовение, а он его предварительно не восстановил ” (Бухари, Муслим, Абу Давуд, Ахмад). Сами подумайте пожалуйста, если без омовения, тем более без гусль не принимается намаз, то какой толк от таких намазов без очищения?! Получается, что ваши подружки на самом деле не совершали намаз !!! Грех как раз совершать намаз без очищения. Многими вами любимый такфирист Абу Ханифа считал, что кто без тахарата совершает намаз, зная, что так нельзя, тот кафир!!! Хотите доказательства?! Пожалуйста! Имам ан-Науауи сказал: “Если человек совершил молитву без омовения, зная о том, что это запрещено, то он совершил великий грех. Однако, мы не считаем что он становится неверным, если только он не счел подобное действие дозволенным. А Абу Ханифа считал, что такой человек становится неверным за издевательство над религией ” (См. “Раудату-тталибин” 10/67 и «аль-Маджму’» 2/84). Совершение намаза в начале своего времени желательно. Но в то же время не забывайте пожалуйста, что время каждого намаза наступает в свое время и продолжается до начало следующего намаза. Поэтому надо сначала провести полное омовение и только потом начать намаз. Мне также непонятны действия ваших подружек, которые именно перед намазом занимаются сексом или после секса ложаться спать, не очистившись. В крайнем случае, если совсем нет возможности принимать полное омовение, проведите таяммум.

Аллаху алим!

Аудио версия настоящей статьи:

О других темах интимных отношений в Исламе смотрите в разделе .

Нужно ли мыться сразу после того, как имел(а) интимные отношения с супругой (супругом)?

После интимной связи с мужем (женой) нет необходимости сразу совершать (гусль). Можно отложить его на утро. Супруга пророка Мухаммада ‘Аиша передала: «После интимной связи пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) [порой сразу] засыпал, совсем не касаясь воды [никак, даже частично не омываясь]» .

Основной причиной, которая ведет к необходимости совершения полного омовения (гусль), является начало очередной обязательной молитвы-намаза, для совершения которой необходима ритуальная чистота .

Знаю, что полное омовение женщина должна совершить после полового сношения, а что касается орального секса и мастурбации? Должна ли после этого женщина совершить полное омовение?

После орального секса между мужем и женой обязательно ли жене делать полное омовение?

После орального секса или иной формы доведения мужа до семяизвержения жене не нужно совершать полного омовения. Если же это касается самой жены, тогда доведение ее до оргазма таким способом с наличием соответствующих выделений потребует совершения полного омовения.

Если у супругов во сне случайно соприкоснутся половые органы, надо ли делать полное омовение?

Такого соприкосновения, которое нарушило бы полное омовение, быть в состоянии сна не может. А то, что кажется, - обычно нашептывания Сатаны, усложняющие нашу жизнь и религиозную практику.

При прикосновении мужа рукою к половым органам жены им надо совершить полное омовение?

Нет, не надо.

Относится ли смазка, выделяемая при возбуждении, к нечистотам (наджаса)? Если да, то что следует делать с нижним бельем: отправить в стирку или можно просто вытереть?

К нечистотам не относится. Можно просто вытереть.

Если мужчина имел половое сношение с женой и хочет повторить его, должен ли он совершить омовение? Явар, 24 года.

Наличие полного и малого омовения необходимо перед совершением очередной обязательной (или дополнительной) молитвы-намаза. Если вы не собираетесь сразу же выполнять молитву-намаз, то омовение вам не нужно. То есть повторять половой акт можно и десятикратно, не совершая при этом полного омовения, если не наступило или уже не выходит время очередной обязательной молитвы, для выполнения которой вам необходимо восстановление ритуальной чистоты - совершение полного омовения.

После того как у нас с мужем происходит половой акт, я совершаю полное омовение (гусль). Но бывает так, что после полного омовения из меня еще выходят остатки спермы. Что мне делать в такой ситуации? Обновлять ли полное омовение? Дилия.

Нет, не нужно.

Нужно ли совершить полное омовение после того, как супруга поцеловала (и не только) мой половой орган? Выделения спермы не было.

Не нужно, ни вам, ни ей.

Обязательно ли после близости с супругой ходить по малой нужде перед полным омовением? Это фард, ваджиб? Невыполнение его это грех? Абд, 33 года.

Не обязательно, но это способствует выходу остатков спермы, если они есть. То есть можно обойтись и без этого, вам самому решать.

Ответьте на вопрос по ритуальному омовению супругов после близости. В каких случаях и каков порядок омовения для женщин?

1. Полное омовение необходимо во всех случаях эякуляции и после совокупления (даже в случае лишь непосредственного соприкосновения-проникновения половых органов) .

Если во время полового акта с мужем жена не достигла оргазма, нужно ли ей совершить полное омовение? Римма, 27 лет.

Она все равно совершает полное омовение для приобретения ритуальной чистоты, которая нарушилась в результате очевидного соприкосновения-проникновения половых органов.

Я после полового акта дотронулся до своего ребенка. Его надо искупать?

Нет, не надо.

1. Имеют ли право родители прикасаться к ребенку, если до этого они имели интимную близость и не успели совершить полное омовение?

2. Можно ли обойтись в этой ситуации малым омовением, особенно в случаях, когда ребенок маленький и его необходимо накормить, или хотя бы взять на руки, чтобы он перестал плакать?

1. Никаких канонических порицаний или ограничений на этот счет нет.

2. Если хотите, можете просто вымыть руки и умыться. Хотя особой необходимости в этом нет.

Если после полового акта человек уснул, разрешается ли, проснувшись (до принятия полного омовения), поминать Аллаха (Бога, Господа) или это грех?

См., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. Рияд: аль-Афкяр ад-давлия, 1999. С. 49, хадис № 228, «сахих».

Также см., например: Абу Дауд С. Сунан аби дауд [Свод хадисов Абу Дауда]. С. 48, хадис № 226, «сахих»; аль-Газали М. Ихья ‘улум ад-дин. Т. 2. С. 110; аль-Хаттаби Х. Ма‘алим ас-сунан. Шарх сунан аби дауд. В 2 т., 4 ч. Т. 1. Ч. 1. С. 65, хадис № 73 и пояснение к нему.

См., например: аль-Буты Р. Ма‘а ан-нас. Мушаварат ва фатава. С. 22.

Независимо от причины семяизвержения, в том числе и в результате поллюции, требуется полное омовение.

Исключение (по мнению большинства ученых) - ситуации, когда сперма выделяется вследствие болезни или сильного удара, в этом случае достаточно малого омовения (вуду’). Богословы-шафииты не разделяют этого мнения. Подробнее см., например: Аз-Зухайли В. Аль-фикх аль-ислами ва адиллятух. В. 11 т. Т. 1. С. 514–516; Мадждуддин А. Аль-ихтияр ли та‘лиль аль-мухтар [Выбор для объяснения избранного]. В 2 т., 4 ч. Каир: аль-Фикр аль-‘араби, [б. г.]. Т. 1. Ч. 1. С. 12; аль-Хатыб аш-Ширбиний Ш. Мугни аль-мухтадж. В 6 т. Т. 1. С. 146–148.

А также в случае оргазма, испытанного женщиной во сне и по любым иным причинам.

Полоскание рта и промывание носа у ханафитов является обязательным (фард), а у шафиитов - желательным (сунна).

НА ЧТО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ,

ПРИ СОВЕРШЕНИИ МАЛОГО ОМОВЕНИЯ

Если нет нужды и необходимости, надо соблюдать следующие десять положений:

1 - Безрукий человек не может очиститься от нечистот. Такой человек совершает таяммум (очищение песком), обтерев культи о землю или обтеревшись лицом о побеленную стену. Если и на лице имеются раны, то намазы не пропускаются, а совершаются без омовения.

2 - Больному совершить омовение помогает супруг(а), слуга(служанка), дети, братья или сестры.

3 - Очищение от нечистот камнем или чем-либо похожим приравнивается к очищению водой.

4 - Если душевнобольной или человек, находящийся в бессознательном состоянии, не приходит в себя в течение 24 часов, то после прихода в сознание не восполняет пропущенные намазы. Человек, потерявший рассудок в результате приема алкоголя, наркотиков, лекарств, всегда восполняет пропущенные намазы. Лежачий больной, который не в состоянии даже кивнуть головой, если не приходит в нормальное состояние более 24-х часов, то будучи даже в сознании, не обязан совершать намазы.

5 - Входя в туалет, пользоваться отдельными брюками и прикрывать голову является желательным действием (мустахаб).

6 - Нельзя заходить в туалет, держа в руках что-либо с надписями имен Аллаха, аятов Корана. Оно должно быть обернуто во что-либо, или находиться в кармане.

7 - Входить в туалет следует с левой ноги, а выходить с правой.

8 - Открывать запретные места (аврат) в туалете нужно после того, как сели на корточки. Не разговаривать.

9 - Не смотреть на запретные места и испражнения, не плеваться.

10 - Не справлять нужду на воду, стены мечети, могилы и дорогу.

ДЕЙСТВИЯ, НАРУШАЮЩИЕ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Существует семь положений, нарушающих омовение:

1 - Все выделения из полового органа и заднего прохода:

а) Справление малой и большой нужды, испускание газов.

б) Если после использования клизмы или введения пальца в задний проход, вокруг места выхода распространилась наджаса (нечистоты) или влага, то омовение нарушается. Если даже сухо, то лучше обновить омовение.

в) Если наружный конец ватного тампона, используемого мужчинами и женщинами для удержания мочи намокает, то омовение считается нарушенным.

2 - Вышедшие изо рта нечистоты:

а) Рвота полным ртом.

б) Если при сплевывании слюна содержит больше крови, чем слюны.

в) Даже небольшое количество крови из желудка и легких, по мазхабу Ханафи нарушает омовение.

г) Если масло, закапанное в ухо, вытечет изо рта, омовение нарушается.

3 - Выделения из кожных покровов:

а) Кровь, гной и сукровица, вышедшая из кожных покровов.

б) Кровь, сукровица, выделяющиеся из высыпаний на коже больного корью или из любого другого гнойника и попавшие на места, подлежащие омыванию при полном омовении (гусль). Например, кровь из носа, кровь из ушей вышедшая за пределы ушных отверстий.

в) Вытянутая ваткой кровь, сукровица из гнойничка, раны.

г) Если кровь на мисваке или зубочистке испачкает рот.

д) Выделения из ушей, пупка, молочных желез, сопровождающиеся болезненными ощущениями, либо выделения, как следствие какого-либо заболевания.

е) Если пиявка высосет много крови, омовение нарушается.

Сон, лежа на боку, оперевшись на локти, или прислонившись к чему-либо, нарушает омовение.

5 - Потеря сознания, приступ эпилепсии, степень опьянения, при котором невозможно сохранять равновесие, нарушает омовение.

6 - Громкий смех при совершении молитвы, включающей руку’ и суджуд, нарушает и молитву, и омовение. Если в намазе рассмеются дети, то их молитва не нарушается. Улыбка во время молитвы не нарушает ни молитву, ни омовение. Если смех могут услышать те, кто рядом, то это - громкий смех . Если не слышно ни другим, ни самому, то это улыбка .

7 - Мубашират-и фахиша. Касание друг друга половыми органами, нарушает малое омовение и мужчины, и женщины.

Если человек помнит, что малое омовение совершалось, но сомневается в том, было ли оно нарушено, то считается, что омовение есть. Если же человек помнит, что омоевение было нарушено, но сомневается, было ли оно обновлено, то необходимо совершить омовение.

ДЕЙСТВИЯ, НЕ НАРУШАЮЩИЕ МАЛОЕ ОМОВЕНИЕ

Действия, не нарушающие омовение:

1 - Черви, личинки, вышедшие изо рта, ушей, кожных ран.

2 - Рвота мокротой.

3 - При рвоте кровью, если рвота содержит крови меньше чем слюны.

4 - Если при кровотечении из десен, содержание крови меньше слюны.

5 - Если вначале выходят сгустки крови, даже в большом количестве.

6 - Сгусток крови, вышедший из желудка, легких не полным ртом.

7 - Если масло закапанное в уши, вытечет обратно из ушей или носа.

8 - Если что-либо втянутое в нос, выйдет даже через несколько дней.

9 - Если что-либо надкусанное окрасится кровью.

10 - Слезы, вышедшие не из-за боли, а из-за плача, газов, дыма, чистки лука.

11 - Кормление грудью.

12 - Выделение пота, даже обильное.

13 - Даже если комары, мухи, блохи, мокрицы и тому подобные насекомые высосут большое количество крови.

14 - Кровь, не растекшаяся за пределы раны, и рвота в малом количестве.

15 - Сон, при котором человек не падает, если убрать предмет, на который он опирался.

16 - Сон во время молитвы.

17 - Сон в сидячем положении, при котором голова находится поверх поджатых под себя колен.

18 - Сон, сидя на полу, вытянув ноги в одну сторону.

19 - Сон, верхом на неоседланном животном, при котором животное идет на подъем или движется по ровной плоскости.

20 - Улыбка во время молитвы.

21 - Смех при совершении молитвы, который слышен только самому смеющемуся называется «Дахк» . Дахк нарушает только молитву.

22 - Подстригать волосы, бороду, усы и ногти.

23 -- -Отставшая от раны корочка, омовение не портит.

Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:

1. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза
2. Вспомнил об отсутствии омовения вовремя намаза
3. Будучи в намазе сомневается о наличии омовения
4. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза будучи имамом

1. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза

Если человек совершил намаз один, затем после намаза вспомнил, что он не имел омовение, молитва его недействительна, он должен совершить омовение и повторить молитву.

Сказано в «Нур ‘аля ад-Дарб» : «Кто подумал в намазе о том, что у него нет омовения, а затем для него стало очевидно, что он действительно без омовения, он должен возобновить свою молитву (совершив омовение). Это согласно словам пророка:

لا يقبل الله صلاة بغير طهور
«Аллаh не принимает молитву без омовения» . 1

А также согласно хадису:

«لا يقبل الله صلاة أحدكم إذا أحدث حتى يتوضأ
« Аллаh не принимают вашу молитву без омовения до тех пор, пока вы не совершите омовение» . 2

И это согласно единогласному мнению ученых».

2. Вспомнил об отсутствии омовения вовремя намаза

Если он вспомнил об отсутствии омовения во время молитвы, то он должен уйти с молитвы, совершить омовение и повторить молитву.

«Если вовремя молитвы он точно понял, что у него нет омовения, то молитва его аннулируется. Он должен совершить омовение и повторить молитву».

3. Будучи в намазе сомневается о наличии омовения

Сказано в марказе, фетва №257092: «А если этот человек усомнился в наличии омовения будучи в намазе или после намаза, то намаз в этих обоих случаях действителен, он не должен ничего переделывать, так как основа — это наличие омовения (после его совершения), и не нарушается эта (убежденность) не иначе как с убежденностью».

4. Вспомнил об отсутствии омовения после намаза будучи имамом

Если имам совершил намаз с коллективом, и ни он, ни коллектив не знали, что он без полного или малого омовения, то намаз коллектива действителен, а его намаз не действителен. Это передается от ‘Умара, ‘Усмана, ‘Али, Ибн ‘Умара, да будет доволен ими Аллаh. На этом мнении Малик и аш-Шафи’и». 3

Сообщается, что Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, совершил утренний намаз имамом, но после обнаружил, что он без полного омовения, люди не стали переделывать молитву, а он переделал. 4

‘Усман, да будет доволен им Аллаh, совершил утренний намаз имамом, но когда уже рассвело понял, что он без полного омовения, он переделал молитву а людям не приказал делать тоже самое. 5

‘Али, да будет доволен им Аллаh, сказал: «Если человек совершит коллективную молитву имамом без полного омовения, то пусть он завершит с ними молитву, затем пусть искупается и возобновит молитву, а повелевайте остальным делать тоже самое» . 6

Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, совершил обеденную молитву имамом и вспомнил, что он без малого омовения, после этого он возобновил свою молитву а остальные нет». 7

5. Вспомнил об отсутствии омовения во время намаза будучи имамом

Почти все ученые на том, что если имам понял, что у него нет омовения или он не в состоянии продолжать молитву, то он должен молча подтянуть к себе близ стоящего молящегося, а тот уже продолжает молитву.

Сказал имам ан-Науауи у себя в «аль-Маджму»: «Ибн аль-Мунзир передал это мнение от ‘Умара ибн аль-Хаттаба, ‘Али, ‘Алькъама, ‘Ата, аль-Хасан аль-Басри, ан-Наха’и, ас-Саури, Малик, от приверженцев мнения (т.е ханафиты) и Ахмада. И ни от кого не передается запрет этого».

Аль-Бухари передал, что когда ‘Умара ранили в мечете, он подтянул позади стоящего ‘Абду-Рахмана ибн ‘Ауфа, и тот продолжил молитву, и никто из сподвижников не возразил ему, что указывает на единогласие сподвижников.

Мусульмане выполняют в день, как минимум, 5 молитв, которые раскинуты в течение все х суток . Это требует того, чтобы человек очень часто находился в состоянии ритуальной чистоты, которая давала бы ему возможность без проблем выполнять предписания Всевышнего. Однако может возникнуть ситуация, когда для совершения омовения отсутствует вода. Ислам предлагает выход из это го положения посредством такого вида ритуального очищения тела человека, как таяммум.

Слово «таяммум» буквально переводится как «намерение». Шариатское определение, однако, гораздо более точное и специфичное. Оно обозначает очищение человека от большого либо малого осквернения посредством почвы и других видов грунта. Важно отметить, что таяммум упоминается в Священном Коране в :

«…если вас настигла болезнь или находитесь в пути, если вы пришли из отхожего места либо имели контакт со своей супругой (супругом) и не можете найти воды, то совершите омовение чистой землёй - протирайте ею свои руки и лицо» (5:6)

Когда можно делать таяммум

Если человек находится в путешествии или вышел из своего населённого пункта и при этом не может найти воду на расстоянии около двух километров, то ему разрешается очиститься с помощью грунта. Также можно практиковать этот вид омовения, если верующему предписаны врачом соответствующие противопоказания. Кроме того, если человек, страдающий каким-то заболеванием, хоть и имеет воду, но боится, что её использование может ухудшить его физическое состояние, то и в этом случае можно делать таяммум вместо .

Кроме того, в сводах хадисов имамов Абу Дауда и аль-Хакима имеется одобрительное отношение Заключительного посланника Всевышнего Мухаммада (с.г.в.) к ситуации, когда один из сахабов в холодную ночь побоялся очиститься водой из-за боязни заболеть. Вспомнив аят из суры «Женщины»:

«…не убивайте себя, ведь Аллах, поистине, является милостивым по отношению к вам» (4:29),

он использовал таяммум. Когда эти сахабы встретились с Пророком (с.г.в.) и рассказали об этом случае, он лишь усмехнулся и ничего не сказал в ответ на такое действие одного из своих сподвижников.

Также совершить таяммум разрешается, если есть риск опоздать на праздничную либо на похоронную молитву, так как их нельзя восполнить.

Когда нет возможности получить воду из водоёма и иного источника либо существует опасность со стороны какого-то хищника или человека, то и в этих случаях Шариат разрешает верующему воспользоваться землёй для ритуального очищения.

Как совершать таяммум (порядок действий)

1. Необходимо сделать намерение на очищение от малой либо большой скверны в уме либо произнести его вслух.

2. Делается хлопок ладонями по земле, после которого человек тщательно протирает своё лицо. Здесь главное - не оставить места, по которому не прошлась бы рука.

4. Аналогичные действия предпринимаются уже в отношении левой руки.

Что разрешено использовать для таяммума

Таяммум можно делать землёй, гипсом, песком, камнем (даже если на нём нет пыли), глиной, известью, сурьмой. Однако важно, чтобы все эти предметы были чистыми. Если на человека просто попадёт пыль и ляжет на его руки и лицо, то это не считается таяммумом, так как он не делал намерения для этого. Это одно из ключевых отличий таяммума от гусля и вуду. Ведь если человек по какой-то причине полностью оказывается в воде, то ему не нужно совершать отдельно гусль. То же самое касается и дождя, когда он омывает все части тела, которые необходимо отчистить во время малого омовения. Это связано с тем, что для этих видов ритуального очищения на их совершение не является обязательным условием.

Необходимо помнить, что таяммум полностью заменяет собой как малое (тахарат/вуду), так и большое омовение (гусль). При этом таяммум портят все те же вещи и действия, что характерны для этих двух видов ритуального очищения. Однако добавляется ещё один момент - это возможность воспользоваться водой, о чём мы расскажем в следующем разделе.

Дополнительные вопросы по таяммуму

  • Если человек понимает, что в скором времени есть надежда снова обрести воду, то желательно оставить молитву до конца того промежутка времени, когда она должна быть прочитана. Однако важно условие в этом случае - совершение этой молитвы до исхода этого времени. (Т.е. если, к примеру, время для намаза зухр истекает в 14:00, и мусульманин знает, что в 13:30 он может взять тахарат, то ему надлежит отложить дневную молитву до этого времени).
  • Если путешественник, находясь в дороге вдали от населённых пунктов в незнакомой местности, понимает, что ему не удастся найти воду, то он может её и не искать.
  • Если человек забыл, что у него есть вода и совершил молитву, взяв таяммум, то ему не обязательно перечитывать такой намаз.
  • Если вода есть поблизости, но её необходимо купить, то в этом случае совершение таяммума недействительно.
  • Если попутчик путешественника имеет воду, но отказывается поделиться ею даже за определённую плату, то можно сделать таяммум и прочитать намаз.