Сообщение на тему танцы древней греции. Хореографическое искусство древней греции

Ни в одну историческую эпоху, ни в одной стране мира никто так не превозносил танец, как древние гре­ки, которые видели в нем «единство душевной и телесной красоты» и счи­тали танец прекрасным даром богов. И древнегреческие божества сами с удовольствием предавались пляскам, пируя на вершине Олимпа. По мне­нию греков, пляска родилась вместе с любовью и вечно была ее неотлучною подругой. Считалось, что сам Апол­лон, бог Искусства, написал первые правила искусства танца. Древние греки так трепетно относились к танцу, что сделали музу Терпсихору «ответственной» за искусство пляски и стали ее изображать в виде танцу­ющей девушки в легкой тунике с ли­рой в руках.

Все поэты Древней Греции воспе­вали пляску. Гомер даже делил лю­дей на два вида: «Одному боги дают дар к воинственным делам, другому - танцы и очаровательное пение». Он же говорил, что в мире есть три самых невинных наслаждения - это сон, любовь и пляска.

Великий философ Платон, не ко­леблясь, ставит пляску во главе всех наук, потому что она образовывает тело прежде ума: «Пляски развива­ют силу, гибкость и красоту». По мне­нию Платона, пляска - это упражне­ние, которое должно привести чело­века к добродетели, потому что искус­ство танца разгоняет печаль, самое опасное, по его мнению, из всех ощу­щений души.

В Древней Греции танец занимал почетное место в быту и общественной жизни. Танцевали все: от крестьян до Сократа - этот муд­рец, несмотря на то, что был в очень преклонных годах, признавал пользу и достоинства искусства пляски и брал уроки танца. Обряды, шествия и таинства, носившие массовый характер, представляли собой своеобразные хореографические композиции. О характере этих древних образцов танца свидетельствуют многочисленные изображения танцовщиков на барельефах, в вазописи и скульптуре. Много описаний танцев встречается также в произведениях древнегреческой литературы.

Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях, а свободный гражданин, не умевший танцевать, подвергался насмешкам и осужде­нию. Греки предъявляли определен­ные требования к искусству пляски. Прежде всего, позы и движения в танце должны быть красивы и гар­моничны, кроме того, пляска должна понятно выражать настроение, мыс­ли и чувства. Недаром Платон гово­рил: «Пляска - это искусство выс­казать все посредством жестов». Тан­цевальное искусство настолько цени­лось у греков, что танцоров, как пол­ководцев или победителей Олимпий­ских игр, увековечивали в памятни­ках.

У греков было более двухсот танцев, которые можно условно раз­делить на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические танцы.

1. Священные пляски посвящались богам, которых в Древней Греции, как известно, было немало - Зевс, Гера, Афина, Аполлон, Дионис, Деметра и др. У каждого бога был свой религиозный культ и, соответственно с ним, - пляс­ки. Танцы, по мнению древних греков, являлись действительно могуществен­ной силой. К ним прибегали, желая умилостивить богов, попросить у них благодати, добиться какой-либо мило­сти свыше. Прославлением богини мудрости Афины являлись панафинейские пляски, вторые имели строгий и величествен­ный характер. Их исполняли женщи­ны в полном вооружении под звуки флейт, сюжетом плясок была битва богов с титанами.

Особой торжественностью были проникнуты танцы культа, посвящен­ного богине земледелия и плодородия Деметре - элевсинские мистерии. Праздник в честь богини плодородия проходил в не­большом городке Элевсины, что неподалеку от Афин, где находился глав­ный храм Деметры. Ритуал держал­ся в секрете, поэтому культ и назы­вался «мистерия», то есть «тайна». Так возникло название праздника «Элевсинские мистерии» - «Таин­ство, происходящее в Элевсинах». Каждые пять лет из Афин в Элевси­ны двигалась громадная торжествен­ная процессия. Торжественные гимны, исполняемые всеми верующими, и ли­кующие танцы жриц возвещали об окончании церемонии.

Самым веселым праздником в Древней Греции были Великие Дио­нисии в честь бога виноградарства и виноделия Диониса. Во время «Великих Дионисий», празднование кото­рых длилось неделю, все прекращали работу и выходили на улицы - пля­сать и веселиться.

2. Гражданские пляски исполнялись во время общественных церемо­ний и праздников на площадях и ули­цах греческих городов. Самой популяр­ной была пиррическая пляска - во­инственный танец, который, по пре­данию, заставил исполнять своих во­инов древний царь Пирр. Царь этот очень любил воевать, но он совершен­но не умел правильно вести сраже­ния и терял в битвах много воинов. После одного такого боя, закончивше­гося победой Пирра, но во время ко­торого у него погибло почти все войс­ко, этот агрессивный царь восклик­нул: «Еще одна такая победа и я ли­шусь армии!» С тех пор появилось выражение «Пиррова победа» - по­беда, равная поражению. Так вот, этот царь Пирр, чтобы поднять боевой дух своей армии, приказал солдатам на отдыхе исполнять воинственные пляс­ки.

Пиррические пляски в Древней Греции стали маленьким танцеваль­ным спектаклем о войне. В них вос­производились сцены битвы, испол­нители перестраивались подобно тому, как перестраиваются во время сражения воинские подразделения. Пиррические пляски исполняли мо­лодые греческие юноши, в них они демонстрировали свою удаль, лов­кость, силу и красоту движений. Оде­ты они были чаще всего в пурпурно-красные одежды, танцевали с лука­ми, стрелами, щитами, факелами в руках. Исполнять пиррический та­нец мог один человек, сражавшийся с воображаемым противником, мог­ли в ней участвовать и двое, представляя поединок яростный и отважный. Но чаще всего пиррические пляски были массовыми. Юноши прыгали, защищались мечом от противника, состязались в метании копья и дро­тика.

Молодые греки очень любили пляску «Журавль» - некоторая разновидность хоровода или нашего «Ру­чейка». В этой пляске рассказыва­лось о подвиге Тезея. В давние вре­мена на острове Крит был выстроен запутанный лабиринт, где жил Ми­нотавр - чудовище с головой быка и туловищем человека. Минотавр ежегодно требовал от Афин страш­ную дань - двенадцать самых кра­сивых юношей и девушек. Тезей с помощью нити прошел по лабирин­ту и убил Минотавра. В память об этом подвиге греческие юноши и девушки исполняли пляску «Жу­равль», или, как она еще называлась, «Хоровод Тезея». В ней юноша - предводитель хоровода, вел за собой остальных участников танца, акком­панируя хоровому пению игре на лире. Рисунок танца был сложным, извилистым: он символизировал за­путанный лабиринт, темп то убыст­рялся, то замедлялся. От танцующих требовалось не теряться, чутко улав­ливать музыкальный ритм, успевать за движениями предводителя и не разъединять руки.

3. К группе обрядовых танцев от­носятся свадебные и похоронные пляски.

Свадебная пляска называлась «Пляска Гименея» (бог Гименей - у древних греков покровитель брака). Ее исполняли девушки в легких ту­никах с венками на головах. Она со­стояла из медленного чинного хоро­вода вокруг новобрачных и жертвен­ника Гименею, а затем исполнитель­ницы, разделившись на пары, испол­няли веселые, радостные танцы.

В Древней Греции танцы испол­нялись даже во время похорон. Существовали специальные похоронные пляски, которые назывались «Гингра». В после­дний путь знатного, богатого и уважаемого всеми человека провожает огромная толпа горожан. Все - в длинных бе­лых одеждах, на головах - кипари­совые венки. Перед погребальной ко­лесницей идут самые достойные юно­ши города, они исполняют скорбную торжественную пляску. А впереди процессии - специально приглашен­ный танцовщик, который в пантоми­ме рассказывает о благородных дея­ниях умершего. Шествие замыкают жрецы и толпа плакальщиц в длин­ных черных плащах.

4. Домашние пляски: древние греки были людьми жиз­нерадостными, и они очень любили устраивать домашние празд­ники и пиры. На них обыкновенно приглашались профессиональные танцовщики, музыканты и акробаты. Танец танцовщицы сопровождался игрой на флейте. Данные танцы имели своеобразное построении и пластику, в них присутствовали элементы акробатики и жонглирования.

5. Сценические пляски. Греция по­дарила миру искусство драматического театра, где музыка и танец занимали почетное место. Спектакли прохо­дили в специально устроенных мес­тах, как правило, у подножия холма, по склонам которого полукругом (ам­фитеатром) располагались места для зрителей. Внизу находилась площад­ка - орхестра, на которой разыгры­валось действие. Места внизу, рядом с орхестрой, считались самыми луч­шими, их занимали зажиточные го­рожане и жрецы. Размеры древнегре­ческих театров были огромны - не­которые из них вмещали до тридца­ти тысяч зрителей. Древние греки приходили в театр на целый день - представления длились с утра до за­хода солнца. Существо­вал определенный порядок: сначала показывали три трагедии, связанные между собой одним сюжетом (три­логия), затем, чтобы изгладить тяже­лое впечатление, исполняли комедию.

Для каждого жанра греческого театра существовали свои пляски. В трагедиях хор исполнял эммелею - танец, состоящий из патетичных, величественных, благородных движе­ний. Этот танец передавал чувства богов и героев. Это был даже не танец, а простые ритми­ческие движения, которые должны были исполняться необычайно сла­женно всем хором. Движения были несложные - шаги и покачивания.

В комедиях чаще всего танцева­ли кордак, пляску сатиров (сатиры - это фантастические существа с коз­лиными ногами и рожками). Это была пляска быстрая, темпераментная, изо­билующая головокружительными, цирковыми прыжками, кувырканьями, раскованными поза­ми. Движения исполнялись в бурном темпе и состояли из присядок, враще­ний, прыжков, во время которых пят­ками надо было бить себя по ягоди­цам. Танец кордак был таким слож­ным, что его исполняли только про­фессиональные, специально обучен­ные танцовщики. Необычны были костюмы исполнителей, непохожие на современную им бытовую одежду. Танцевальный костюм состоял из трико (чулки, плотно облегающие ноги) телесного цвета и звериной шкуры через плечо.

Искусство пляски в Древней Гре­ции достигло такого высокого уров­ня развития, что о ней был написан трактат - первое в истории танца исследование об этом виде творчества. Автор трактата - Лукиан размыш­лял о роли и значении танца в жизни человека, говорил о требованиях, ко­торые предъявляются к человеку, ре­шившему посвятить себя искусству пляски. От античных танцовщи­ков требовалось многое. Прежде все­го, они должны были обладать хоро­шей фигурой: ни чересчур высоким, ни малорослым, ни толстым, иначе игра его будет неубедительна, ни чрезмерно худым, координированным, гибким и ловким. Кроме того, будущий танцовщик должен быть образованным человеком, помимо танца изучать множество других наук: не одной только музыки, но и ритмики, геометрии и особенно фило­софии, как естественной, так и нрав­ственной. Пляска в целом есть не что иное, как история далекого прошлого и танцору необходимо знать все.

Хореографическое искусство Древней Греции

Дегтяренко Елена, студентка

Именеос (именей, Imeneos) - свадебная пляска невесты со своей матерью и друзьями. Отличался стремительным характером, быстрым темпом и наличием множества поворотов.

Иеракио (Ierakio) - женский танец на фестивалях и празднествах в честь богини Эры.

Хормос (Ормос, Hormos) согласно Лукиану был танцем, объединяющим мужчин и женщин друг за другом в цепь. Возглавлял процессию молодой мужчина, который посредством различного рода движений демонстрировал свои танцевальные способности и военную подготовку. А девушка, следующая за ним, представляла собой пример благопристойности для всех других танцующих женщин.

Ипорхима (Iporchima) - критский танец, в дальнейшем получивший распространение в Спарте, в котором сочетались танец, пантомима, пение и музыка. Исполнялся юношами и девушками под звуки собственного пения.

Хореографическое искусство Древней Греции представлено богатством форм и исполнения является иллюстрацией высокого уровня развития Античной культуры.

Этот беглый очерк по истории танца не претендует на то, чтобы осветить всю историю развития танцевального искусства. Его, скорее, следует рассматривать как собрание изображений танцевальных поз, ведь невозможно дать всеобъемлющее представление о танце через иллюстрации.

Предлагаемый читателю текст содержит лишь минимальные пояснения, потому как для основательного анализа материала потребовалось бы много лет и тонн бумаги. Вообще же описание старинных танцев представляет собой тему для нескончаемых разговоров. Например, отдельно взятым двум авторам потребовалось выпустить 4 тома, чтобы рассказать в них лишь о 800 танцах .

Было очень увлекательно составить хоть какое-то представление о танцевальном искусстве египтян и древних греков, — ведь о нём часто пишут в связи с тем, что мелодии этих народов утрачены, и потому все попытки возродить это искусство оказались безрезультатны. Даже в стремительной современной жизни, сильно изменившейся со времён Люлли, возрождение античных танцев считается делом маловероятным.

Авторы-составители надеются, что данная работа окажется полезной как обзор изображений танцевальных костюмов, поз и аксессуаров на протяжении веков. Для тех читателей, которые хотят основательно изучить работы в данной области, в конце прилагается библиография.

Глава первая. Египетский, ассирийский, финикийский танец к оглавлению

Египетские, ассирийские, израильские и финикийские танцы.
Ритуальный танец в Древнем Египте.
Примеры танцев из гробницы Ур-ари-эн-Птах, 6-й династии (сейчас в Британском Музее).
Описание танца, данное сэром Г. Вилкинсоном.
О египетских дудках и иероглифах танца.
Финикийские круговые танцы, запечатленные в известняке на Кипре, и бронзовый орнамент из Идалиума (Кипр).

Танец - один из древнейших видов искусства. Ведь несомненно, что с тех пор, как человек стал человеком, он начал жестикулировать, изменять выражение лица, двигать руками и ногами. Теперь никто не может сказать, сколько времени потребовалось на развитие случайных движений в вид искусства - наверно, не меньше тысячи.

Поэтому в работы, посвященные танцу, ученые часто включают описания различных жестов и движений, поясняя, характерно ли то или другое движение для медленного марша или быстрого галопа, причем там могут попасться даже такие па, которые теперь относятся к акробатическим. Вы не найдете их в этой книге, так же, как и описаний чувственных телодвижениях танцев Востока и поздней античности.

Как правило, античные танцы были связаны с исполнением религиозного ритуала и задумывались для услаждение богов. Подобная связь танца и ритуала существовала вплоть до XVI века, а в некоторых странах есть и до сих пор.

В самых ранних дошедших до нас зарисовках танцев участники, держась за руки, двигались наподобие звёзд, вокруг алтаря или человека, олицетворяющего собой солнце. При этом они либо очень медленно, либо очень быстро жестикулировали, как того требовал ритуал.

Танец, музыка и поэзия были неразделимо связаны. Танец - поэзия движения, и его взаимосвязь с музыкой - поэзией звуков - замечалась людьми во все времена. Даже сейчас музыкальные периоды называются именами, первоначально данными танцам: так, есть эпоха вальса, эпоха гавота, эпоха менуэта.

Из самых древних танцевальных руководств наиболее понятны египетские изображения, на которых демонстрируются позы (рис. 3 , ). Каждая обладала своим значением, поэтому считается, что именно они и были своеобразными фразами древнего танцевального искусства. Распространены они были не только в ранний период (рис. 1), но и значительно позже. Возникнув за 3 тыс. лет до новой эры, они «прижились» и так передавались всем последующим поколениям (рис. 2). Приведенные иллюстрации из Египта и Древней Греции дают нам представление об истинном положении вещей в то время. Танец же, при котором танцоры держатся за руки, относится к совершенно другому виду.

Древнейшим аккомпаниментом было хлопание в ладоши, звуки дудки, гитары, тамбурина, кастаньет, цимбал, барабана .

Нижеследующий текст об египетских танцах взят из книги сэра Гардинера Вилкинсона «Древний Египет» .

«Танец, в основном, состоял из последовательности фигур, в которых танцоры должны были показывать разнообразнейшие телодвижения. Мужчины и женщины танцевали иногда вместе, иногда по очереди, однако предпочтение чаще отдавалось последним за присущую им грацию и элегантность. Некоторые танцевали под медленную музыку, приспосабливая свои движения к ее ритму. Их движения ничуть не уступали в грациозности грекам. Следует вознести хвалу мастеру, запечатлевшему этот сюжет в одной из гробниц Теба (1450 лет до н. э., Аменофис II). Другие предпочитали делать быстрые шаги под соответствующую мелодию. Мужчины при этом танцевали с великим пылом, едва касаясь земли. (Манера эта больше напоминает европейские танцы, чем восточные). В таких случаях музыка сочинялась для немногих инструментов: в основном, женщины били цилиндрическими жезлами или время от времени щелкали пальцами вместо того, чтобы бить в цимбалы или стучать кастаньетами».

«Изящные позы и жесты составляли зрелищность танца, но, как и во всех других странах, стиль исполнения здесь зависел от статуса зрителя и мастерства артиста. Танец в доме священнослужителя отличался от танца неуклюжих крестьян».

«Представителям богатых слоев населения неприлично было танцевать на публичных или домашних праздниках. А более бедные люди активно участвовали в танцевальных встречах».

«Из опасения, что танец может развратить нравы людей, от природы жизнерадостных и весёлых, считая, что он совсем необязательная часть обучения, не формирующая здравых желаний, египтяне запретили своей знати развлекаться танцами».

«Многие пируэты египетского танца напоминают нам па современного балета, однако они исполнялись и вызывали восхищение зрителей еще 3500 лет назад».

«Платья женщин были светлыми, созданными из лучших тканей. Они представляли собой свободные развевающиеся накидки длиной до лодыжек, которые иногда подпоясывали».

«Позднее платья стали более прозрачными, декорированными складками . Танцоры исполняли танцы в парах, взявшись за руки, или совершали всю последовательность движений по одному. Иногда кто-то еще и пел под музыку и хлопал в ладоши».

«Излюбленной танцевальной фигурой по всей стране была та, при которой два партнера, чаще всего мужчины, стояли друг против друга, лицом к лицу, на одной ноге и демонстрировали серию движений. Они расходились в разные стороны, продолжая держаться за руки, и в заключение поворачивались друг к другу. Эта поза была распространена, что доказывается наличием специального иероглифа, ее изображающего и значащего танец».

Многие позы, описанные в книге Г. Вилкинсона, встречаются и в настоящее время.

Ассирийцы танцевали ничуть не меньше других народов, но среди обнаруженных памятников древности почти нет изображений танцев. Похоже, что ассирийцы гораздо больше гордились своими военными походами и удачами на охоте, чем танцевальными умениями.

Суровые и сильные, они, конечно же, любили танцевать, хотя нам очень мало известно об этом. От финикийцев, соседей ассирийцев, до нас дошли изображения танцующих ассирийцев. Танец их исполнялся в довольно серьёзной манере, о чем свидетельствует приведенный образец (рис. 5). Эта кипрская картина представляет трёх танцоров в накидках, двигающихся под звуки дудочки. Это круговой танец, характерный для Кипра.

Рис. 5
Фигуры финикийских танцоров из известняке на Кипре. Около 6 ½ дюйма в высоту. Похожая группа, также найденная на Кипре, находится в Британском Музее. Одежда танцоров (хламиды с капюшонами) свидетельствует о древности изображения.
Рис. 6
Финикийский орнамент из Идалеума изображает исполнение ритуального религиозного танца перед богиней в храме вокруг эмблемы солнца.
Рис. 7
Фигура женщины, нюхающей лотос. С изображения, хранящегося в Британском музее.

Он также запечатлён на бронзовом шаре, символизирующем солнце и планеты, танцующие перед богиней в храме. В основном, именно солнце было предметом, вокруг которого танцевали под аккомпанемент свирелей, арф, барабанов.

Религиозные ритуалы Египта лишь в деталях расходятся с ассирийскими. В частности, у ассирийцев изображается богиня, нюхающая цветок лотоса (помечена А на рис. 6), и на египетской картине (Британский музей) она держит его точно так же (рис. 7).

От финикийцев до нас дошли иллюстрированные примеры танцев и никаких записей, в то время как их соседи, израильтяне, оставили нам пространные записи - Библию, и - никаких изображений. Похоже, что их танец был типичен для всех, мирно соседствующих с ними или время от времени пленявших их народов. Так филистинский (рис. 6) танец, вероятно, был похож на тот, который танцевали израильтяне вокруг золотого тельца (Аписа) в пустыне (Исход, XXXII, V. 19).

«И взяла Мариам пророчица, сестра Ааронова, в руку свою тимпан, и вышли за ней все женщины с тимпанами и ликованием» (Исход, X V, V. 1).

Царь Давид не только танцевал перед ковчегом (2 Книга Царств, V1, V. 16), но и писал о танцах в 149 и 150 псалмах. Танец израильтян должен был свидетельствовать об их веселье, так как сказано «есть время для плача, и есть время для танца» (Еккл, III, V. 4), «мы играли для тебя на дудках, но ты не танцевал» (Матф., XI, V, 17). Эти танцы исполнялись всем народом, а не специальными артистами.


Рис. 8
Орнамент, изображающий танец вакханок. Создан гончарных дел мастером Хиероном. Британский музей.

Глава вторая. Греческие танцы к оглавлению

Греческие танцы.
Пляски вакханок, изображенные мастером письма по керамике Гиероном. Описание таких греческих танцев как Корибантиум и Гормос.
Запечатленная на вазе пляшущая вакханка и скульптура танцовщицы из терракоты.
Танцы, в которых участники
держались за руки и Панатеический танец на керамической посуде.
Танец воинов с Ватиканской скульптуры и греческие танцоры с кастаньетами.
Рисунки цимбал и дудочек, хранящихся в Британском музее.
Хор.
Греческие танцоры и акробаты.

В Греции танец был основной составляющей религиозного ритуала; наравне с музыкой он способствовал становлению лирического искусства. Термином «танец» греки называли разнообразные движения тела, рук и ног, ходьбу, акробатические трюки, изменение выражения лица и мимику.

Историки считают, что греки посвящали все свои танцы божествам. У Гомера Аполлон предстает как orchestes, или превосходный музыкант и танцор, поэтому среди древнейших танцев существует один, посвященный именно этому красивому богу. Называется он Hyporchema (Гипорема). Вообще же танцы эллинов можно условно разделить на: 1) религиозные танцы, 2) танцы гимнастические, 3) танцы мимические, 4) театральные танцы, исполняемые хором 5) танцы смешанной природы - частично общественные, частично религиозные, например, брачный танец, 6) камерные салонные танцы.

Взрослые женщины и мужчины не танцевали вместе, но юноши и девушки могли вместе участвовать, например, в цепочечных танцах (Hormes, Geranos ) (рис. 11).

Рис. 9
Пляшущая вакханка. Ваза в Британском музее.
Рис. 10
Танцующая гречанка.
Ваза из терракоты, ок. 350 лет до н. э.
Британский музей.
Рис. 11
Geranos. Ваза в музее Борбонико, Наплес.
Рис. 12
Панатейский танец. Ок. 4 в. до н. э.

Многие исследователи полагают, что одним из древнейших танцев первой разновидности был Алонс (Aloenes), исполнявшийся под аккомпанемент флейты жрецами Кибелы, посвящавших свою пляску дочери Кибелы Церере. Танцев, посвященных Церере, было множество: это и Антема (Anthema), и Буколический танец (Bookolos), и Эпикредический (Epicredros), и многие другие — пастухов, крестьян, ремесленников, и т. п.

Распространенными были танцы в честь Венеры - покровительницы красивых и благопристойных танцоров. Развивались и противоположные по своему смыслу Дионисийские или Вакхические танцы. Они обычно оканчивались торжеством разгула и непристойности.

Пора Эпиленийского (Epilenios) танца наступала, когда во всех садах виноград был собран и выжат - танцоры своими движениями имитировали эти процессы. А когда вино было готово и разливалось по чанам исполнялся Антистерий (Anteisterios) (рис. 8 , , ) и танец, посвященный Бахусу - Вакханалия (Bahilicos), сопровождавшаяся звуками цимбал и тамбуринов, а заканчивавшаяся обычно оргиями.

Каренос (Garenos) изначально возник в Делосе. Считалось, что он был придуман Тесеем, чтобы увековечить память об удачном возвращении из Критского лабиринта (рис. 12). Его исполняли взявшимися за руки мужчины и женщины. Танец вел музыкант, играющий на лире - он символизировал собой Тесея.

Среди танцев второй разновидности, гимнастических, самыми важными были пляски воинов, изобретение которых приписывалось богине Минерве. Самым впечатляющим из них был Корибантум (Corybantum). Этот фригийский танец носил смешанный характер: в нем прослеживаются черты боевого, религиозного и мимического танцев. Вооруженные танцоры подпрыгивали, подбрасывая оружие вверх и лязгая им. Так они имитировали Корибантов, старавшихся заглушить крики новорожденного Зевса на Крите.

Хор, участвовавший в Дионисийских ритуалах, насчитывал до пятидесяти человек, пение которых сопровождалось звуками цитары, а не флейты. А ко времени постановки пьес Софокла хор сократился до пятнадцати человек, руководимых певцом-профессионалом. История становления хора вообще достаточно сложна, и потому разбираться в ней на этих страницах не представляется возможным.

Публичные танцы и те, что танцевались в честь времен года, стихий огня и воды были очень многочисленны и по большей части сильно различались в зависимости от региона исполнения. Камерные же танцы, исполняемые профессиональными танцорами, такие как Котабос (Kotabos), подробно описываются многими авторами. Ссылки на их работы можно найти в разделе «Список использованной литературы» данного издания.

Читателей, вероятно, очень удивит, что танцы канатоходцев и акробатов, исполнявшиеся с ножами и мечами, были очень почитаемы в Древней Греции. Греки учили танцевать и ходить по канату даже животных, таких как слоны.

Ритуальные пляски, в основном, не продумывались заранее, а исполнялись прямо на месте любителями. Даже величайшие люди того времени не стеснялись демонстрировать свои чувства в танцах. До нас дошли свидетельства танцевального соревнования между Софоклом и Саламисом, судимое Эпиминондом. Хорошие танцоры существовали и среди царей, и среди бедняков. В последнем случае высокое положение они могли получить благодаря удачному браку. Филипп Македонский взял в себе жены танцовщицу Лариссу, а танцор Аристодем был видным сановником при его дворе. Должно быть, они умели поразить своим мастерством на праздниках и фестивалях (рис. 9 , , )!

Глава третья. Танец южных этрусков и римлян к оглавлению

Этрусские танцы.
Танцы в южной Италии и Риме.
Иллюстрации из Grotta dei Vasi, Grotta della Scimia, Grotta del Triclinio в Корнето.
Похоронные пляски албанцев, капуйцев, помпейцев.
Римляне, танцы салийцев.
Общественное значение танцев.
Хор.

Одним из любопытнейших народов древности являются этрусски, владевшие территорией между Ломбардией, Альпами, Средиземным и Адриатическим морями.

Этрусском был Сервиус Туллиус, основоположник римской династии Туллиев. Его настоящее имя звучало по-этрусски как «Мастерна».

Однако, перейдем к танцам. Почти никто сейчас не сомневается, что танец был у этрусков в обычае. Археологами найдено множество этрусских гробниц, на стенах которых изображен танец. Но словесными описаниями их танцев мы не обладаем - их язык остается для нас мёртвым и непонятным.

Как считает Герхардт (Gerhardt) , несомненно лишь то, что для этруссков танец был одним из символов радости, обретаемой человеком после смерти. Вот почему они хоронили своих усопших с музыкой и танцами. Аккомпанементом им служили звуки лир, деревянных и стальных дудочек, медных кастаньет. Все это видно на рисунках сохранившихся памятников.

Найденные реликвии свидетельствуют о том, что греки и финикийцы некоторое время значительно влияли на этруссков (рис. 20). Об этом говорит и изображение танцора на гробнице в Вази Дипинти, Корнето. Мистер Деннис (Dennis) относит его к архаичному периоду - примерно 6 в. до н. э. Оно демонстрирует более сильное сильное греческое влияние, чем другие сохранившиеся изображения. На рис. 21 показан боевой танец, исполняемый под звуки дудочек, найденный в Grotta della Scimia в Корнето. Он имеет более выраженный национальный характер.

Весьма любопытна милая танцевальная сцена из Grotta del Triclinio в Корнето, полномасштабная копия которой находится сейчас в Британском Музее. Ее создание относят к более позднему периоду греко-этрусского взаимодействия (рис. 22).

Особенность движений этого танца заключается в высоте, на которой исполнители держат руки с плотно прижатыми друг к другу пальцами. Интересно, что современный японский танец, демонстрируемый Мадам Сади Якка (Sadi Yacca), включает это же движение. Но является ли оно элементом древней традиции или позднего ее возрождения, сказать с достоверностью нельзя.

Так же как и этрусские, достойны внимания изображения, найденные в гробницах в Кампанье и Южной Италии, бывшей когда-то частью великой Эллады. Исполнитель похоронного танца, двигающийся под аккомпаниемент двойной дудочки, нарисован на стене в гробнице, датируемой 3 в. до н. э., недалеко от Албанеллы (рис. 23). Рис. 24 , , взятые с гробницы недалеко от Капуи, относятся к тому же периоду. Эти самнитские танцы выглядят совсем иначе, чем этрусские. Они торжественнее и основательнее, хотя греческое и этрусское влияние очевидно. Различие же проистекает от их своеобразных национальных обычаев.

Достаточно вероятно, что этрусские, сабелианские, осканские и самнитские танцы имели влияние на искусство Древнего Рима. Но пышность, отличавшая римские танцы, сводит все сходство на нет.

В Риме, воинствующей и властительной империи, были представлены разнообразные черты народов всего мира. Поэтому и римские танцы очень многочисленны. Среди приведенных выше изображений многие хранились раньше в Риме.

На заре существования империи исполнялись только священные танцы, большинство из которых были этрусского происхождения. Например, Люперсалия (Lupercalia), Амбарвалия (Ambarvalia) и др. Сначала тацорами были полуобнаженные пастухи, позже по лугам и долинам проходила процессии настоящих танцоров.

Значительным торжественным танцем был тот, что исполнялся саллийцами, жрецами Марса, вдвенадцаттером с избираемыми патрициями. Во время своего шествия 1 марта и в последующие дни они танцевали, распевали песни и гимны, а затем следовали на пир в храме бога Марса. Об этрусском происхождении этой традиции свидетельствуют буквы, найденные на гемме под изображением воооруженных жрецов, несущих щиты. Был такой же обычай и у женщин-саллиек.
Военным танцем, введенным Ромулом в память о похищении сабинянок, был Салтатио белликрепа (Saltatio bellicrepa ) .

Тема 2

Танцевальная культура древних цивилизаций.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы. Танец Древнего Рима. Танец мимов. Танец Древней Индии и Древнего Египта.

Танец Античности. Танец Древней Греции. Связь танца с мифологией. Терпсихора. Религиозные, общественные, театральные танцы.

В древних цивилизациях танцу и музыке приписывалась глубокая идеалогическая и общественная роль (средство воспитания, религиозного поклонения, облагораживание человека).

Профессионализация музыкального и танцевального искусства обусловила возникновение театрализованных (сценических) танцевальных жанров. Постепенно отделяясь от прямой связи с трудом и бытовыми обрядами, танец приобретал значение искусства, воплощающего красоту тела, различные состояния человеческого духа и трансформировался в театральное представление. Для исполнения таких танцев и их музыкального сопровождения требовались танцовщики и музыканты высокого профессионального уровня (они обычно воспитывались с детства, получая профессию по наследству).

Танцевальное искусство Древней Греции наиболее изучено и систематизировано, благодаря огромному количеству археологических находок (с многочисленными изображениями танцующих людей) и описаниям в литературных источниках. Правда, в большинстве случаев встречаются лишь краткие характеристики танцев или упоминаются только названия с обозначением в честь каких богов или по-поводу какого события исполнялся данный танец.



Из числа государств Древнего мира только в одной Греции особенно ярко определилось, что танец, в его разнообразных формах, был выражением любви, радости и веселья народа. Во всей своей совокупности танцевальное искусство, которое у нас привыкли называть словом «хореография», у греков выражалось словом «оркестика». Само греческое слово «хорео», в прямом смысле, значит экстаз, так что оно может относиться одинаково как к религиозным оргиям, так и ко всякого рода общественным и бытовым танцам. В древней Греции искусства были тесно связаны между собой. Греки называли ритмом порядок и пропорциональность, наблюдаемые при движениях тела. Тот же самый порядок и пропорциональность в отношении звуков назывались у них гармонией. Единение же ритма с гармонией выражалось у греков словом оркестика, т. е. танец, в нашем понимании.

Танцы занимали видное место в религиозной, домашней и общественной жизни греков. Различные уличные процессии, торжества, наконец, мистерии и таинства были, в сущности, танцевальными представлениями, где роль искусных режиссеров принадлежала жрецам. А первые роли отводились женщине-танцовщице, как лучшей представительнице подвижной живописи и пластики.

Античные танцы сохранили до настоящего времени особую, чарующую воображение прелесть, заключавшуюся в необыкновенной чистоте пластических форм и в гармонии ясно очерченных линий. Их старался объяснить знаменитый реформатор балета Новерр, ими интересовалась вся эпоха французского классицизма, они вдохновляли первооткрывательницу современного танца Айседору Дункан.

Античные танцы вылились из символов греческой мифологии. Как бы не объясняли происхождение мифов, но суть их заключается всё-таки в том, что боги Олимпа, обладая разнообразными функциями, всецело управляли душой грека, его общественной и нравственной жизнью, и сформировались в живые образы, с которыми грек имел почти реальное общение. Поэтому в греческой истории мифы трудно отличить от действительности, и исполняемые танцы всегда оставались неразрывно связанными с мифологией. Мифологический сюжет всецело владел античной хореографией, и послужил богатейшим материалом для вдохновения балетмейстеров всех последующих веков.

Миф давал обильнуюпищу музыкантам и певцам, восхвалявшим жизнь олимпийских богов; миф был источником философских систем для мыслителей; мифом пользовались историки и поэты; и конечно, миф оказал громадное влияние на греческое творчество в изобразительном искусстве и на хореографию.

Все мелочи обыденной жизни были под опекой богов. Благодаря такому вмешательству и свободному миросозерцанию древнего грека, создался особый кодекс нравственности, не имеющий с христианской моралью ничего общего. Независимость от сторонних влияний и следование только собственным законам и нормам в значительной степени способствовало развитию красоты в Древней Греции. Таким освобожденным от предрассудков способом развивалась полуобнаженная хореография с её свободными телесными движениями. То, что может показаться безнравственным для нашего времени, было естественным для свободного, независимого, верящего в свои идеалы грека. Например, в греческих школах (палестрах), где грек воспитывал своё тело для наилучшего выражения духа, все телесные упражнения выполнялись обоими полами, и притом, почти совсем раздетыми. Чувство ложного стыда и стеснения своего тела утрачивалось с детства. Танцы, даже при полном отсутствии костюмов на исполнителях, представляли достойную уважения чистоту нравов, были всегда содержательными, заключая всебе ярко выраженное духовное настроение.

Древние философы утверждают, что греческие танцы имеют божественное начало. Действительно, греки смотрели на божество как на гармонию мира, и поэтому лучшим средством для его прославления должны быть правильные, соразмерные телодвижения, как показатели неизменного кругооборота сил природы.

Существует множество мифов о происхождении танцев в Древней Греции, но все они слились в одно общее представление, в силу которого хореографическое искусство выразилось в женском божестве – Терпсихоре, одной из девяти муз, окружавших Аполлона. Терпсихора, т. е. «любящая танцы» (от слов «развлекаю», «танцую»), олицетворяла собой символ пластичной красоты и гармонии. Согласно представлениям греков, Терпсихора председательствовала в греческих хорах из певцов, музыкантов и танцовщиц. Её изображали то с лирой в руках, то с бубном, украшали голову перьями, цветами.

Греки понимали танец очень широко, и как гимнастику, и как средство воспитания, и как способ оздоровления тела, и как мимическое искусство.

Исследователи выделяют следующие типы танцев , существовавших в Древней Греции:

Религиозные (священные);

Гимнастические и военные (воспитательное назначение);

Мимические;

Театральные (сценические);

Обрядовые (свадебные);

Бытовые.

Как и у других народов античных времен, пляска и различного рода акробатические, гимнастические трюки были непременным атрибутом древнегреческого религиозного культа. Каждому божеству мог быть посвящен свой отдельный танцевальный ритуал. Всеобщее распространение имели пляски, восхваляющие Афродиту. Это были благопристойные, сдержанные и совершенные, как и их покровительница танцы.

Ритуальные шествия в Древней Греции также сопровождались танцами, музыкой и песнопениями. Одним из таких танцев-шествий был Комос (Komos), участники которого - комасты - под аккомпанемент кифар и флейт исполняли непринужденные и фривольные движения.

Но, пожалуй, наибольшую популярность в повседневной жизни древних греков имели религиозные торжества, посвященные Аполлону и Дионису. Они сопровождались многочисленными танцами, разнообразными по форме и характеру. Причем танцы, связанные с культом Аполлона, были церемониальные, торжественные, степенные, а танцы дионисийских празднеств имели свободный, страстный и даже эротический характер. Подобное противопоставление в дальнейшем ярко проявилось и в профессиональном искусстве, прежде всего в сфере древнегреческого театра (танцы трагедии и комедии).

Среди гимнастических танцев образовательного толка, играющих большую роль в воспитании мужества, патриотизма у молодых людей, можно выделить военные пляски, в частности Пирриху и родственные ей пиррические пляски. Ранние формы пиррихи были известны на Крите еще в 2000-1500 гг. до н. э. Постепенно проникая в Древнюю Грецию, пирриха получила чрезвычайное распространение во всех ее областях, особенно в Спарте и Афинах, где являлась одним из элементов воспитания юношей и воинов. Сложные движения гимнастического характера в этом танце должны были помочь гармоничному развитию человеческого тела. Фигуры, движения и манипуляции оружием в такт музыки, под звуки флейты, были очень разнообразны. Исполнители воспроизводили воинские действия и единоличные бои, как будто во время настоящих сражений. Позднее пирриха стала исполняться профессиональными танцорами во время пиршественных развлечений, характер ее приобрел элемент фееричности, зрелищного великолепия, а название жанра стало употребляться в отношении любого ансамблевого танца.

К военным пляскам можно отнести фригийский танец Корибантум. Свое название он получил от именующихся «корибантами» мифических предшественников жрецов Кибелы или Реи во Фригии. С помощью звона своего оружия они отгоняли темные силы. Исполнители, которые изображали корибантов, танцевали обнаженными, со щитом и в шлеме, и подчас доходили до неистовства.

Пиррихе был близок и другой вид древнегреческого танца – Гимнопедия. Представлявший собой, по сути, гимнастические упражнения под звуки флейты или лиры. Он исполнялся нагими юношами на агоре в Спарте во время одного из ежегодных праздников. Фигуры гимнопедии напоминали движения и позиции, которые использовались в борьбе и боксе.

Театральные представления античных времен представляли собой сочетание драматического действия, поэтической речи, пения, танца, жестикуляции, мимических движений. Петь и плясать в древнегреческой драме поручалось хору. Его движения происходили, как правило, то в одном направлении, то в обратном, могли быть маршевыми по своему характеру или хороводными.

Каждому виду театральных зрелищ Древней Греции был свойственен свой определенный круг танцевальных жанров . В танцах трагедии отсутствовали виртуозные элементы, движения актеров отличались условностью и малоподвижностью, выразительным характером жестикуляции в более оживленных эпизодах. В комедийных представлениях танцы были виртуозными, технически сложными и часто имели неистовый, грубоватый, порой непристойный характер.

Среди множества жанров древнегреческого театра следует выделить несколько основополагающих - эммелию, кордак и сиккиниду.

Эммелия - первоначально хороводный танец культового предназначения (зачастую у постели умирающего), торжественного, величественного и возвышенного характера, в медленных или размеренных темпах. В отличие от пиррических плясок она исполнялась женщинами и отличалась красотой форм и изяществом пластики. Особенно выразительными были движения рук танцовщиц - сложные по рисунку и экспрессивные по характеру, в то время как ноги и корпус его были сравнительно неподвижны. Возникнув как религиозный танец, впоследствии эммелия вошла в качестве составной части в древнегреческую трагедию.

Главным танцевальным жанром комедии был кордак, движения которого включали разнообразные вращения, прыжки в бешеном темпе. Он, хотя и был связан с содержанием пьесы, все же не являлся простой иллюстрацией действия. Скорее всего, кордак представлял собой вставные комические сцены, своего рода хореографические буффонады. Интересно, что этот танец считался недостойным серьезных мужчин.

Много общего имел с ним танец сатирической драмы - сиккинида , ориентирующаяся на вкусы простых людей и зачастую представляющая собой пародию на многие стороны общественной жизни.

Следует отметить, что во всех греческих танцах главенствовала мимика . Она была неразрывно связана с механическими телодвижениями. По словам исследователей, греческий танец все время «подражает». Нет ни одного народа, где бы танцы и мимика были так тесно связаны между собой. В танце грек усматривает не только естественное желание двигаться, но и добивается, чтобы каждое гимнастическое движение соответствовало устной речи. Каждому жесту он придавал особенный символический смысл. Т.о., греческий танец представляет собой немой, оживленный разговор, оттеняемый ритмическими движениями.

Мимы (от др. греч. - «подражание») - сценические представления массового характера во вкусе зрителей из низших слоев, выступления акробатов и фокусников и т. п., сценки с пением и танцами, наконец целый реально-бытовой сатирический фарс. Актеры в этом виде театра тоже назывались мимами.

Зародившись среди широких народных масс в разных местах Греции, мим представлял собой весёлые сценки с бойким диалогом, которые были выхваченны из быта мелких ремесленников, поселян и близких к ним слоев. Широко развернулся этот жанр в эллинистическую эпоху Греции IV-III вв. до нашей эры. В это время мимы создаются не для сцены, а лишь для занимательного чтения и входят в орбиту интересов не только ремесленных, но и высших социальных слоев.

Большое распространение мимы получили и в Древнем Риме. Давно процветая на юге Италии и бытуя в Риме как низовой массовый театр, мимы прочно овладели сценой к концу II и в I в. до нашей эры, когда победы демократии заострили их, как орудие классовой борьбы, сделав театр местом социально-политической сатиры. Отражая быт мелких ремесленников (красильщиков, веревочников и др.), эти мимы часто направлены против господствующих классов - крупных землевладельцев и др. - иногда с резкой сатирой на религию. Самые скабрезные сюжеты были здесь преобладающими. Традиционным персонажем мима был дурак, осыпаемый всякой бранью; в текст часто врывался импровизационный элемент на злобу дня. Как классовый жанр низов римский мим и писался на языке этих слоев со всеми вульгаризмами и жаргоном городских таверн.

История танцев народов Запада (Европы и стран, которые были образованы переселенцами с Европы) характеризуется большим разнообразием и довольно быстрыми изменениями. В то время как большинство танцовщиц Востока практиковали весьма изощренные формы танцев, которые оставались практически неизменными в течение многих столетий или даже тысячелетий, западные танцоры демонстрировали постоянную готовность, даже стремление, перенимать новые формы и идеи для своих танцев. Даже самые ранние упоминания свидетельствуют о том, что западный танец всегда охватывал огромное разнообразие общинных или ритуальных танцев, а также то, что социальные танцы использовались многими различными слоями общества. Сразу стоит отметить, что западное искусство не всегда можно четко отличать от «не-западного». Особенно четко это видно по ряду стран бывшего Советского Союза, где некоторые танцы азиатские, а другие европейские по своему происхождению и характеру. Эта статья посвящена танцу именно западных народов, исключая, где это возможно, соответствующее влияние других культур.

От античности до эпохи Возрождения

Перед тем как начали появляться первые письменные отчеты, прошел огромный промежуток времени, о котором ученые могут только догадываться. Наскальная живопись в Испании и Франции, на которой четко можно различить танцующие фигурки людей, привела к гипотезе, что религиозные обряды и попытки влиять на окружающие события посредством симпатической магии были центральными мотивами первобытного танца. Такие предположения частично подтвердились путем наблюдения танцев примитивных народов в современном мире, хотя связь между древними людьми и современными «примитивными культурами» напрочь отрицается многими учеными.

Если танцы, о которых сохранились записи в ранних письменных источниках, непосредственно развились от доисторических танцев, возможно, можно предполагать, что существовали доисторические рабочие танцы, военные танцы, эротические танцы и групповые танцы. Сегодня, в 20 веке сохранился один баварско-австрийский танец «шуплаттер», который, по мнению историков, ведет свое происхождение из неолита, т. е. примерно с 3000 г. до н.э.

Танец в древнем мире

Сохранились множество письменных свидетельств о танцах в цивилизациях Египта, Греции и соседних островов а также Рима. Кроме того, можно выделить древний еврейский танец, о котором сегодня также известно уже немало. В Египте практиковались формализованные ритуалы и ритуальные танцы, в которых жрец символизировал бога. Эти танцы, которые были кульминацией церемонии, представляющий смерть и возрождение бога Осириса, становились все более и более сложными, и в конечном итоге их могли исполнять только специально обученные танцоры.

Также из Египта до современных дней дошли самые ранние письменные свидетельства о танцах. В этих записях говорится о классе профессиональных танцоров, которых первоначально «завозили» из Африки, чтобы те развлекали богатых людей в часы досуга, а также выступали на религиозных и погребальных торжествах. Эти танцоры считались весьма ценными «приобретениями», особенно танцоры-карлики, которые стали известны своим мастерством. Один из фараонов после своей смерти был удостоен чести исполнения «танца бога-карлика», а фараон Неферкаре (3е тысячелетие до н.э.) поручил одному из своих приближенных привезти к своему двору «танцующего карлика из Земли Духов».

Сегодня ученые предполагают, что знаменитый танец живота, который сегодня исполняется танцорами из стран Ближнего Востока, на самом деле имеет африканское происхождение. Еще в 4 веке до н.э. в египетском Мемфисе был подробно описан парный танец, чем то похожий на румбу, который имел явно выраженный эротический характер. Египтяне также знали акробатические постановочные танцы, похожие на современные танцы-адажио. Они также выделялись своей чувственностью и привлекали людей изящными движениями скудно одетых танцовщиц. Картина из гробницы шейха Абдуль-Курна (которая в настоящее время выставлена в Британском музее) показывает танцоров, одетых только в браслеты и пояса, что по-видимому было предназначено для повышения их привлекательности.

Вскоре танцы в Египте начали развиваться и становиться более разнообразными и сложными. В дополнение к своим собственным танцевальным храмовым ритуалам и танцорам-пигмеям, которых привозили из верховьев Нила, появились также индусские танцы девушек из завоеванных стран на востоке. Эти новые танцы уже не имели характерных размашистых движений мужчин или жестких, угловатых поз, которые можно встретить на многих египетских каменных рельефах. Их движения были мягкими и плавными, без резких наклонов. Эти азиатские девушки принесли женственный стиль в египетские танцы.

Танец в классической Греции

В греческом танце можно найти множество египетских влияний. Некоторые пришли в Грецию через Критскую культуру, другие через греческих философов, которые ездили учиться в Египет. Философ Платон (примерно 428 - 348 годы до н.э.) был одним таких людей и именно он стал влиятельным теоретиком танца. Согласно его учения, танцы отличались от неловких движений, подобных конвульсиям, тем, что они подчеркивали красоту тела. Танцы египетского культа священного быка Аписа позже обрели свое воплощение в критском танце быка около 1400 г. до н.э. Именно он вдохновил создание танцев в лабиринте, которые, согласно легендам, Тесей привез в Афины по возвращении с освобожденными из лабиринта юношами и девушками.


Другой формой танца, которая возникла на острове Крит и процветала в Греции, был пирриха - танец с оружием. Он практиковался в Спарте в рамках военной подготовки, а также был основанием для утверждения философа Сократа, что лучшим танцором является лучший воин. К другим групповым танцам, которые пришли в Афины из Крита, относятся два танца, посвященные Аполлону, а также танец, в котором обнаженные мальчики имитировали борцовскую схватку. Женские же достоинства подчеркивались величественным и набожным хороводом в честь богов, который исполнялся девушками.

Многочисленные вазы, картины и скульптурные рельефы помогли современным ученым доказать, что в Греции существовал экстатический танец, связанный с культом Диониса. Он исполнялся на празднике «священного безумия» во время осеннего сбора винограда. В своей драме «Вакханки» Еврипид (примерно 480-406 годы до н.э.) описал неистовство греческих женщин, называемых вакханки или менады. В этом танце они неистово кружились и ритмично чеканили шаги, впадая в транс. Такие танцы были проявлением одержимости, что яволялось характеристикой многих примитивных танцев.

Дионисический культ привел к созданию греческой драмы. После женщин в танец вступали мужчины, одетые в маски развратных сатиров. Постепенно жрец, воспевающий жизнь, смерть и возвращение Диониса, то время как его приспешники сразу же изображали его слова танцами и пантомимой, становился настоящим актером. Объем танца медленно расширялся, включая в себя предметы и героев, взятых из гомеровских легенд. Были добавлены также второй актер и хор. В лирических интермедиях между играми, танцоры воссоздавали драматические темы посредством движений, перенятых от более раннего ритуала и Вакхических танцев. В комедиях исполнялся очень популярный «кордакс» - танец в масках, который славился своим распутством. В трагедиях же хор исполнил «еммелейя» - степенный танец, сопровождающийся игрой на флейте.

Эти танцы и пьесы исполнялись опытными любителями. Однако, в конце 5-го века до нашей эры возник особый класс танцоров, акробатов и жонглеров, женщины в котором принадлежали к «хетарай» или куртизанкам. Подобно тому, как это происходило раньше в Угипте, они развлекали гостей на пирах и банкетах. Историк Ксенофонт (примерно 430-355 годыдо н.э.) в своей работе «Симпозиум» рассказывает о похвалах, которые Сократ расточал танцовщице и танцующему мальчику. В другом месте Ксенофонт описывает танец, представляющий объединение легендарной героини Ариадны с Дионисом, что является ранним примером повествовательного танца.

Танец в Древнем Риме

Между этрусками и римлянами наблюдалась значительная разница в их подходе к танцу. Сегодня уже мало что известно об этрусках, которые населяли район к северу от Рима до Флоренции и процветали между VII и V веками до нашей эры. Но благодаря тому, что были найдены их гробницы, на стенах которых были обнаружены многочисленные росписи, стало очевидным, что танец играл важную роль в том, как этруски получали удовольствие от жизни. На этих фресках были найдены картины этрусских женщин, которые исполняли погребальные танцы, выстроившись в цепочки, а также живые, энергичные парные танцы. Все эти танцы исполнялись в общественных местах без масок и имели характер ухаживаний.

У римлян, в отличие от этого, было иное отношение к танцу, которое отражало их трезвый рационализм и реализм. Тем не менее, римляне не полностью ушли от соблазнов танца. До 200 г. до н.э. танцы в Древнем Риме исполнялись только в виде хоровых шествий. В них участвовали целые процессии во главе с первосвященниками салиев, жреческой коллегией жрецов Марса и Квирина, которые ходили по кругу, ритмично ударяя в свои щиты. Танец был важной частью римских фестивалей - во время празднований Луперкалий и Сатурналий исполнялись дикие групповые танцы, которые были предшественниками позднего европейского карнавала.


Позже в Риме стали распространяться греческие и этрусские влияния, хотя римская знать считала людей, которые были замечены в том, что они танцевали, подозрительными, женственными и даже опасными. Один государственный чиновник буквально не поверил своим глазам, когда увидел как десятки дочерей и сыновей уважаемых римских патрициев и граждан вполне наслаждаются досугом в школе танцев. Около 150 г. до н.э. все танцевальные школы были закрыты, но танцы было уже не остановить. И хотя танцы, возможно, были чужды внутренней природе римлян, в последующие годы все чаще начали привозить танцоров и преподавателей танцев из других стран. Государственный деятель и ученый Цицерон (106-43 годы до н.э.) подытожил общее мнение римлян, когда как-то заявил, что никто не танцевал бы до тех пор, пока не сошел бы с ума.

Самой популярной формой танца во время правления императора Августа (63 г. до н.э. - 14 г.н.э.) была бессловесная эффектная пантомима, которая передавала драматические сюжеты с помощью стилизованных жестов. Исполнители, известные как пантомимы, сначала считались переводчиками с иностранного языка, поскольку они приезжали из Греции. Они постоянно совершенствовали свои искусство, а два танцора-мима Батилл и Пилад и вовсе стали настоящими звездными исполнителями во время Августова Рима. Стилизованное выступление танцоров, которые носили маски, соответствующие теме их танца, сопровождалось игрой музыкантов, играющих на флейтах, рожках и ударных инструментах, а также пением хора, который пел о происходящем на сцене между танцевальных эпизодов.

Источник Википедия и 4dancing.ru