Вмс великобритании. Военно-морские силы Великобритании: состояние и перспективы развития

НА ПРОТЯЖЕНИИ всей истории Великобритании военно-морские силы являлись важным инструментом проведения ее внешней политики. Руко­водство страны постоянно предпринимало все меры для того, чтобы иметь сильный флот, которому всегда отводилась ведущая роль в достижении внеш­неполитических целей как в мирное, так и в военное время. Сейчас воен­но-политический курс Великобритании направлен на укрепление единства и повышение военной мощи Североатлантического союза как главного фак­тора европейской безопасности, на дальнейшее развитие всестороннего со­трудничества с США и ведущими государствами Западной Европы, обеспе­чение защиты британских интересов в различных регионах.

Важное место в достижении указанных целей отводится ВМС, которым присущи постоянная высокая боеготовность и способность в короткие сро­ки развертывать свои силы в назначенных районах Мирового океана. Счи­тается, что свобода мореплавания позволяет осуществлять передвижение и сосредоточение сил флота без нарушения международного морского права, фактически не давая противнику поводов для организации ответных дей­ствий. Это обстоятельство имеет немаловажное значение в условиях карди­нального изменения обстановки в Европе, когда требуются более гибкие формы использования вооруженных сил для реализации внешнеполити­ческих целей в интересующих английское руководство районах.

ВМС Великобритании, традиционно считающиеся главным видом воо­руженных сил, по численности и боевой мощи являются одними из самых крупных в Европе. Они подразделяются на флот, авиацию ВМС и морскую пехоту. Общее руководство ими осуществляет начальник штаба обороны, непосредственное - начальник штаба ВМС в звании адмирала (по англий­ской терминологии - первый морской лорд, фактически выполняющий функции командующего). Начальник штаба отвечает за разработку и реа­лизацию планов строительства, мобилизационного развертывания, боевого применения, оперативной и боевой подготовки, совершенствование орга­низационно-штатной структуры, подготовку и обучение личного состава. В британских военно-морских силах насчитывается 51 000 человек: во флоте - 44 000 (в том числе в авиации ВМС - 6000) и морской пехоте - 7000. Организационно они состоят из командований (военно-морского флота, военно-морского на территории Великобритании, авиации ВМС, морской пехоты, тыла, учебного) и Гибралтарского военно-морского района (BMP).

Командование военно-морского флота (штаб в г. Нортвуд) включает фло­тилию подводных лодок (две эскадры), флотилию надводных кораблей (две эскадры эсминцев УРО и четыре - фрегатов УРО), оперативную группу ВМС (легкие авианосцы, десантно-вертолетные корабли-доки) и флоти­лию минно-тральных сил (три эскадры тральщиков, одна - охраны рыбо­ловства и защиты нефтегазовых комплексов).

Военно-морское командование на территории Великобритании возглав­ляет командующий (г. Портсмут), который руководит деятельностью учеб­ных центров, следит за состоянием военно-морских, авиационных баз, пун­ктов базирования и береговых укреплений, за организацией и проведением испытаний техники и вооружения. Командование несет ответственность за подготовку личного состава, содержание в соответствующей степени моби­лизационной и боевой готовности морских резервных компонентов, под­держание благоприятного оперативного режима в территориальных водах и 200-мильной экономической зоне. Выполнение этих задач возложено на командующих тремя военно-морскими районами - Портсмутским, Пли­мутским, Шотландским и Североирландским. Кроме того, командованию подчинены вспомогательный флот, вспомогательная служба флота и резерв ВМС.

Командование авиации ВМС (г. Йовилтон) включает боевую авиацию (три эскадрильи истребителей-штурмовиков, семь - противолодочных вер­толетов, четыре - транспортно-десантных вертолетов) и вспомогательную (шесть эскадрилий).

В состав командования морской пехоты (г. Портсмут) входят силы морс­кой пехоты, группа подготовки, резерва и отрядов специального назначе­ния морской пехоты. Командование тыла отвечает за всестороннее снабже­ние кораблей и береговых частей, обеспечение регламентного обслужива­ния и ремонта техники, а также мобилизационного развертывания ВМС, а учебное (г. Портсмут) занимается вопросами комплектования экипажей кораблей и отработки ими задач боевой подготовки перед вводом судов в состав флота. Гибралтарский BMP возглавляет командующий, который отвечает за организацию обороны ВМБ в этом районе и важных участков по­бережья, поддержание благоприятного оперативного режима в зоне ответствен­ности.

В военное время военно-морские силы Великобритании имеют следую­щее предназначение: нанесение ракетно-ядерных ударов по территории про­тивника, участие в составе группировок объединенных ВМС НАТО в опе­рациях (боевых действиях) по завоеванию господства на море, защита оке­анских (морских) коммуникаций, оказание поддержки сухопутным войс­кам на приморских направлениях, проведения морских десантных опера­ций. В мирное время боевые корабли должны действовать в составе посто­янных соединений ВМС НАТО на Атлантике и в Средиземном море, а также постоянного соединения минно-тральных сил блока. В угрожаемый период большую часть ВМС Великобритании, выделяемых в ОВМС НАТО, предполагается использовать в составе ударного флота альянса на Атланти­ке, ОВМС НАТО в Восточной Атлантике и на Северо-Западном Европейс­ком ТВД. ударных и объединенных ВМС стран-союзниц на Южно-Евро­пейском ТВД.

Главной целью совершенствования ВМС Великобритании является значительное повышение боевых возможностей флота за счет качественного обновления всех компонентов. Основным направлени­ем стало наращивание боевых возмож­ностей ракетно-ядерных сил морского базирования. В частности, на их во­оружение начали поступать перспективная ракетная система морского ба­зирования «Трайдент-2» с большей дальностью действия и повышенной точностью стрельбы. Кроме того, проведена модернизация автомати­ческой системы боевого управления ПЛАРБ в районах боевого патрулиро­вания. Повышение скрытности и неуязвимости этих лодок в результате принятия на вооружение БР «Трайдент-2» позволит расширить зону их пат­рулирования. Более высокая скрытность будет обеспечена также благодаря увеличению глубины их погружения, оснащению современными ядерными энергетическими установками и использованию буксируемых антенн.


ПЛА «Трэнчанг» типа «Трафальгар»

В ходе совершенство­вания сил общего назна­чения большое внима­ние уделяется строи­тельству многоцелевых кораблей с повышенны­ми боевыми возможно­стями, способных ре­шать широкий круг за­дач, совершенствова­нию способов и средств управления, внедрению новых технических дос­тижений и научных от­крытий. Ядро сил фло­та составят подводные лодки и надводные ко­рабли, оснащенные со­временными ракетным оружием и электронны­ми средствами. Для ус­пешного взаимодействия с ВМС других стран НАТО английские корабли и самолеты оборудуются соответствующими системами связи и обмена информацией.

Важным направлением развития военно-морских сил Великобритании остается строительство атомных многоцелевых подводных лодок, а также усовершенствование ПЛА типа «Трафальгар». Большее водоизмещение позволит оснастить их новыми атомными энергетическими установками и перспективными гидроакустическими комплексами. Все эти ПЛА будут вооружены крылатыми ракетами морского базирования «Томахок» американского производства в обычном снаряжении, благодаря чему они смогут использоваться при проведении операций по уничтожению (раз­рушению) наземных объектов противника.

Большое внимание уделяется также совершенствованию надводных ко­раблей, в частности корректируются требования к ним с учетом перерасп­ределения значимости задач, решаемых в современных условиях. Это про­является прежде всего в изменении подхода к строительству авианесущих кораблей. Придавая важное значение применению их для противолодочной борьбы, командование ВМС Великобритании тем не менее считает возмож­ным использование их для борьбы с авиацией противника, особенно при обес­печении перебросок войск (сил) усиления на европейские театры военных действий.

Ударную мощь надводных сил флота по-прежнему составляют три легких авианосца типа «Инвинсибл»,которые прошли модерниза­цию с целью повышения эффективности средств ПВО и увеличения на 20 проц. численности самолетного (вертолетного) парка. В частности, был увеличен угол подъема трамплина, что позволило повысить взлет­ную массу самолетов «Си Харриер», а также были переоборудованы ангары для обеспечения базирования на авианосцах перспективных вертолетов ЕН-101 «Мерлин».

Легкий авианосец R05 «Илластриес» типа «Инвинсибл»

Учитывая возможность возникновения в современных условиях локаль­ных конфликтов и необходимости использования в них амфибийных сил, командование сохранило в составе ВМС десантные корабли для проведения десантных операций. В связи с этим будут продол­жены их строительство и модернизация. Так, в 1998 году флот пополнился новым десантным вертолетносцем «Оушн», который способен нести на борту эскадрилью вертолетов «Си Кинг» (до 12 единиц).

С вводом в боевой состав ВМС Вели­кобритании во второй половине 2002 года фрегата (ФР) УРО «Сент-Олбанс» завершается многолетняя программа строи­тельства крупной серии (16 единиц) фрегатов типа «Норфолк». Двенадцать из них построе­ны на судоверфи «Ярроу шипбилдинг» (г. Глазго), еще четыре на судоверфи «Сван Хантер»(г. Уоллсснд-он-Тайн). Поскольку вся серия названа в честь известных в исто­рии страны герцогов (см. таблицу), эти ко­рабли нередко в зарубежных публикациях встречаются как фрегаты типа «Дюк», а так­же как фрегаты проекта 21

Англия закончила Первую мировую войну с самым многочисленным флотом в мире, насчитывавшим 44 дредноута и линейных крейсера, 59 современных легких крейсеров, не считая трех десятков броненосцев, более сотни крейсеров возрастом старше 15 лет и свыше 400 эсминцев. Содержание подобной армады истощенной войной стране было не под силу, и в 1920 - 1921 гг. подавляющее большинство старых кораб­лей продали на слом.

Решения Вашингтонской, а затем и Лондонской конференций по ограничению роста морских вооружений, а также финансовые за­труднения сильно замедлили обновление материальной базы флота Великобритании в межвоенный период. На протяжении 1920-х гг. бюд­жетные ассигнования неуклонно снижались и достигли своего минимума в 1932 г., составив всего 50,5 млн фн. ст. (для сравнения: в 1922 г. на эти цели выделялось 65 млн). Едва заметный рост наметился лишь в середине 1930-х, и только в 1936 г. выделенных средств (около 81 млн фн. ст.) оказалось достаточно, чтобы приступить к постройке первых лин­коров, а кроме того, значительно увеличить число заказанных крейсеров, эсминцев и подводных лодок. Промышленный спад конца 1920-х - начала 1930-х гг. серьезно повлиял на возможности Англии проводить перевооружение ВМС. Часть верфей закрылась, некоторые пере­ориентировались на производство, не связанное с судостроением. С расширением военного заказа стала сказываться нехватка квалифи­цированного персонала как в цехах, так и в КБ. Финансовые ограничения сменились ограничениями производственного характера. Поэтому к началу Второй мировой войны большая часть все еще самого многочис­ленного в мире флота состояла из физически и морально устаревших кораблей, а большинство крупных единиц, заложенных перед войной, все еще находилось в постройке.

На момент вступления Англии во Вторую мировую войну основу бри­танских ВМС составлял Флот Метрополии, главной задачей которого было обеспечение господства на море, в прибрежных водах и на океанских торговых путях, ведущих к Британским о-вам. Флот Метропо­лии базировался на Скапа-Флоу и состоял из 5 ЛК ("Royal Sovereign", "Ramillies", "Royal Oak", "Nelson" и "Rodney"), 3 ЛКР ("Hood", "Renown" и "Repulse"), 2 AB ("Furious" и "Ark Royal"), 7 KP, 17 ЭМ и 22 ПЛ.

Для срыва попыток легких сил противника развернуть активные действия в южной части Северного моря из состава Флота Метрополии был выделен отряд в составе 2 КР и 8 ЭМ с базированием на Хамбер. Это соединение ("Силы Хамбера"), формально входя в состав Флота Метрополии, непосредственно подчинялось Адмиралтейству.

Оборону подходов к Ла-Маншу и Ирландскому морю с запада и при­крытие войсковых транспортов, идущих в порты Франции и обратно, обеспечивала базирующаяся на Портленд эскадра, получившая назва­ние "Силы Канала", в составе 2 ЛК ("Revenge" и "Resolution"), 2 АВ ("Courageous" и "Hermes"), 3 КР и 9 ЭМ.

Дозорную службу в Датских проливах несли 8 КР "Северного патруля".

Кроме того, в прибрежных водах Англии были развернуты четыре командования ВМС (Росайтское, Портсмутское, Морское и Западных под­ходов), обеспечивавшие местные оборонительные задачи, борьбу с ПЛ, траление. В состав росайтского (Росайт) входили 11 ЭМ и 4 шлюпа; портсмутского (Портсмут) - 6 ЭМ и 7 ПЛ; Норского (Дувр) - 8 ЭМ (в октябре 1939 г. на его базе было развернуто Дуврское командование); Западных подходов (Плимут и Портленд) - 25 ЭМ.

Вне Британских островов самым крупным соединением являлся Средиземноморский флот. По предвоенным оперативным планам он должен был обеспечивать господство в восточной части Средизем­ного моря (западная часть входила в зону ответственности союзной Франции) и базировался в основном на Мальту, но незадолго до начала войны был переведен в Александрию. В его составе насчитывалось 3 ЛК ("Warspite", "Barham" и "Malaya"), 1 АВ ("Glorious"), 7 КР, 32 ЭМ и 10 ПЛ. Кроме того, в Красное море накануне войны перевели 3 ЭМ для уси­ления обороны морских сообщений, проходящих вблизи итальянских морских баз в Восточной Африке.

Еще одним подразделением ВМС Великобритании были океанские командования. В их задачу входили поиск и уничтожение вражеских рей­деров и патрулирование в узловых районах судоходства, где ожидалось появление противника.

Северо-Атлантическое командование базировалось на Гибралтар (2 КР и 9 ЭМ); Южно-Атлантическое - на Фритаун (8 КР, 4 ЭМ, 2 ПЛ и 4 шлюпа); Американское и Вест-Индийское - на Бермуды (4 КР, 2 шлю­па); в китайских водах - на Сингапур и Гонконг (1 АВ ("Eagle"), 4 КР, 15ЭМ, 15ПЛ и 5 шлюпов); Ост-Индийское - на Тринкомали (3 КР, 1 ПЛ и 12 шлюпов).

В водах Австралии находились 6 КР, 5 ЭМ и 2 шлюпа австралийских ВМС, так же как и т.н. "Новозеландский дивизион", имевший в своем сос­таве 2 КР и 2 шлюпа. В прибрежных водах Канады - 6 канадских ЭМ. С началом войны австралийские и канадские корабли перешли под контроль британского Адмиралтейства.

В годы войны организация английского флота претерпела ряд сущест­венных изменений, в частности, летом 1940 г. в Гибралтаре было сформировано Соединение "Н" (ЛКР "Hood", ЛК "Resolution" и "Valiant", АВ "Ark Royal", 2 КР и 11 ЭМ), призванное заменить в Западном Среди­земноморье флот капитулировавшей Франции. С вступлением в войну Японии в Индийском океане на основе Ост-Индийского командования сформировали Восточный флот, в начале 1942 г. насчитывавший 5 ЛК ("Warspite", "Royal Sovereign", "Ramillies", "Revenge" и "Resolution"), 3 AB ("Formidable", "Indomitable" и "Hermes"), 7 КР и 11 ЭМ. В конце 1944 г. уже на его основе создали Тихоокеанский флот для наступления на Японию, в состав которого вошли все современные корабли английского флота, высвободившиеся после завершения войны в Европе.

Линейные корабли

Линейные корабли типа "King George V" - 5 единиц

  • Линейный корабль "King George V"
  • Линейный корабль "Prince of Wales"
  • Линейный корабль "Duke of York"
  • Линейный корабль "Anson"
  • Линейный корабль "Howe"

Линейные корабли типа "Nelson" - 2 единицы

  • Линейный корабль "Nelson"
  • Линейный корабль "Rodney"

Линейные корабли типа "Queen Elizabeth" - 5 единиц

  • Линейный корабль

ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе "Шарль де Голль". Полное водоизмещение корабля - 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа "Триумфан", всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.


"Триумфаны" несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа "Рюби". Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания

Некогда Великобритания носила гордое звание "Владычица морей", флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа "Куин Элизабет", находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей .


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа "Вэнгард", вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок - по 16 на каждую. Теоретически же каждый "Вэнгард" может нести до 64 ракет, но это неэкономно.


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа "Дэринг", подводные лодки типа "Трафальгар" и новейшие типа "Эстьют".

4. Китай

Китайский флот - один из самых многочисленных, в его составе - 495 кораблей различных классов. Самое большое судно - авианосец "Ляонин" водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер "Варяг", который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы - атомные подводные лодки проекта 094 "Цзинь". Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.


Много и "свежих" кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа "Ланьчжоу", типа "Современный" и фрегаты типа "Цзянкай".

3. Япония

В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа "Хьюга" и два типа "Сиранэ"), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа "Атаго" могут похвастаться крейсерским водоизмещением - 10 тыс. тонн.


Но это не самые крупные корабли - в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа "Идзумо", еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на "Идзумо" могут базироваться истребители F-35B.


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа "Сорю", одиннадцать типа "Оясио" и одну "Харусио".


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля . Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия

Российский флот насчитывает 280 кораблей . Самые грозные - тяжелые крейсеры проекта 1144 "Орлан" водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

Не уступают им по вооружению три других крейсера - проекта 1164 "Атлант", водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер "Адмирал флота Советского Союза Кузнецов" водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта "Борей".

1. США

ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей , в том числе 10 авианосцев типа "Нимиц", такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.


Вскоре дополнить "Нимицы" должны еще более совершенные корабли - авианосцы типа "Джеральд Р. Форд" водоизмещением более 100 000 тонн.

Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа "Огайо", каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты "Трайдент-2". Три совершеннейшие подлодки типа "Си Вулф", цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа "Вирджиния", пока их в составе флота всего 10 единиц.


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа "Лос-Анджелес". Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

Флот Ее Величества не только далек от образа «хозяина морей» времен Британской империи, но и не соответствует современным угрозам. В британском парламенте бьют тревогу: вскоре у ВМС останется «ничтожно мало» боевых кораблей. Действительно ли некогда сильнейший флот мира находится в плачевном состоянии?

Королевский флот Британии раскритиковали за кораблей. По словам главы британского парламентского комитета по вопросам обороны Джулиана Льюиса, минобороны рискует оставить страну с менее чем 19 эсминцами и фрегатами.

«Британия планирует строить авианосцы для своего флота – амбиции они не утратили, а денег, как всегда, не хватает»

Уменьшение этого числа хотя бы на одну единицу даже на небольшой период будет «абсолютно неприемлемым» и сделает Великобританию уязвимой к внешним угрозам, подчеркнул парламентарий, которого цитировала лондонская The Guardian . «Мы уведомляем министерство обороны, что они не должны позволить этому случиться», – подчеркнул Льюис.

Одну из угроз Лондон обозначает вполне недвусмысленно. В январе этого года контр-адмирал Джон Уил, командующий подводным флотом Ее Величества, заявил в комментарии The Daily Telegraph: «Факты говорят о том, что Россия строит подводные лодки нового класса. Это должно вызвать беспокойство в Великобритании и побудить к защите ее средств сдерживания». По словам британского адмирала, ядерные средства сдерживания необходимы для обеспечения безопасности королевства, они являются «страховкой» от угрозы, которой можно противостоять только таким путем.

Совсем недавно алармистские заявления звучали и с более высокого уровня. 29 октября госминистр британского минобороны Майк Пеннинг заявил: Москва могла направить корабельную группу ВМФ России, возглавляемую авианосцем «Адмирал Кузнецов», через Ла-Манш, . Несмотря на свой возраст, единственный авианосец России «Адмирал Кузнецов», прошедший вдоль берегов Великобритании, производит впечатление, в распоряжении же британских ВМС нет и такого корабля, констатировала тогда Sky News.

Что в наибольшей степени беспокоит Лондон?

Без «Гарпунов»

По словам главы комитета парламента по делам обороны Джулиана Льюиса, 13 кораблей королевского ВМФ будут списаны с военной службы в период с 2023 по 2035 год. Неясность планов о замене устаревающих кораблей к 2035 году все еще существует, подчеркивает The Guardian, цитируя парламентариев.

Фото

Напомним, в 2010 году в Великобритании о масштабных сокращениях военного бюджета и вооруженных сил – самых массовых со времени окончания холодной войны. Тогда планы скорого и решительного списания материальной части ударных сил флота вызвали критику в стране. Еще через пять лет Лондон заявил о : сообщалось, что к 2018 году британские вооруженные силы будут сокращены на 20% и это сокращение коснется элитных родов войск, королевского флота и ВВС.

Добавим, что совсем недавно, 15 ноября, британские СМИ сообщили, что королевство к тому же 2018 году намерено списать противокорабельные ракеты «Гарпун». Четкой программы по их замене пока нет, так что королевский флот в 2018 году рискует остаться и вовсе без ракет, способных атаковать корабли противника, предупредил британский военный портал IHS Jane"s 360 .

Перекройка и заморозка

Речь идет не о недавних инициативах кабинета Дэвида Кэмерона, перешедших «по наследству» к правительству Терезы Мэй. Налицо уже давно сложившаяся тенденция.

Еще в 2009 году из-за дефицита бюджета Великобритания начала отказываться от строительства новых масштабных объектов, в частности, денег не хватило на строительство авианосца «Принц Уэльский», вместо этого правительство решило «перекроить» его на корабль десантных сил. Заморожены были еще несколько проектов. Это позволило стране сэкономить миллиарды фунтов стерлингов.

Однако, как отмечали СМИ, даже те авианосцы, которых минула участь заморозки, рискуют остаться «обесточенным железным грузом». Из-за миллиардного дефицита финансирования оборонного комплекса мощности силовых кабелей на базе в Портсмуте, эксплуатируемые уже восемьдесят лет, не соответствуют мощностям корабля.

Между тем на строительство авианосцев нового поколения министерство обороны выделило 6 миллиардов фунтов стерлингов.

Министерство обороны рассчитывает частично смягчить проблему путем продажи в период до 2040 года 25% оборонных объектов, однако аудиторское бюро утверждает, что этих денег не хватит на покрытие галопирующих расходов.

НАТО поможет?

Сокращение вооружений не говорит о том, что британское правительство стало плохо заботиться о безопасности страны. В середине ноября министр обороны Великобритании Майкл Фэллон на встрече в Брюсселе призвал союзников по НАТО увеличить расходы на оборону после президентских выборов в США.

«Раньше американцы говорили, что продолжат вносить больше, чем другие члены НАТО. Если новая администрация скажет, что вам нужно быть настороже, это заставит задуматься», – подчеркнул Фэллон, которого цитировала The Telegraph . Он напомнил, что «Европа также сталкивается с большими задачами по безопасности».

Как отметил в комментарии газете ВЗГЛЯД первый зампред комитета Совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич, поскольку бюджет НАТО по-прежнему держится на взносах США, а остальные западные страны просто понимают, что есть страна, которая надежно обеспечивает интересы альянса, действует логика: «Можно получить политические дивиденды, не раздувая военный бюджет, а иногда и снижая его». «Сегодня они начали нагнетать эту истерию на фоне русофобии», – констатирует Клинцевич.

«Многие расслабились»

Британия всегда была морской державой, в то время как Россия длительное время находилась в состоянии «отсутствия всяких вооруженных сил», отмечает сенатор Клинцевич. В результате «многие расслабились: и Великобритания, и Германия, и Франция».

Лишь за последние 25 лет Россия перевооружилась, появились современные вооруженные силы, новые корабли, достойная боевая подготовка – так, за прошлый и нынешний год прошли около 3 тысяч учений, а раньше их были единицы, констатировал сенатор.

По сути, «Россия начала заниматься вооруженными силами так, как этого требуют планы учебно-боевой подготовки», заметил он. Однако многие заявили, что Россия начинает нагнетать мировую обстановку. При этом, чтобы провести захватническую войну, нужно слишком много условий: и вложение средств, и другая организационно-штатная форма вооруженных сил, их мобилизация, добавляет собеседник. Такие признаки разведка вскрывает в один момент, сразу становится понятно, что страна готовится к чему-то, рассказал Клинцевич.

На деле же Запад, особенно американцев, «больше всего возмутило, что Россия может позволить себе в нынешних условиях сказать «нет» и провести современную, высокотехнологичную операцию», отметил сенатор. Американцами уже задан тренд: надо повышать выделение средств на вооружение, а денег не хватает, сейчас кризис, добавляет собеседник.

«Самая лучшая и надежная вещь – это российская угроза, слабый флот, несовременная армия и что «нам надо защищаться!». Логика тех, кто представляет ВПК, военное лобби, понятна», – отметил сенатор. Скорее всего, они добьются успеха, получат деньги, добавил он. «Сегодня Россия – наиболее удобный инструмент для решения и внутриполитических, и геополитических задач, которые решают ведущие мировые державы. Эта тенденция сохранится», – резюмировал Клинцевич.

Амбиции при недостатке амуниции

Оценивать количество кораблей нужно исходя из задач, которые ставятся перед флотом, отметил газете ВЗГЛЯД военный эксперт, главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский. «Военно-политическое руководство Британии ставит большие задачи, включая присутствие в Тихоокеанском регионе и так далее. Конечно, для таких задач количество кораблей недостаточное», – подчеркнул эксперт.

Между тем «Британия планирует строить авианосцы для своего флота – амбиции они не утратили, а денег, как всегда, не хватает», констатировал собеседник. При этом на поддержку в боеспособном состоянии нынешних уже имеющихся кораблей денег тоже не хватает. Они вынуждены снимать со снабжения устаревшие системы вооружения, например, те же ракеты «Гарпун». А вооружение на смену им появится только после 2020 года, указал собеседник.

Для обслуживания, ремонта некоторых кораблей Британия вынуждена сейчас приглашать и французских специалистов, потому что с британским гражданством таких мало.

Однако «амбиции у них большие», подчеркнул Мураховский. Он напомнил, что операция в Ливии велась при поддержке и большом вкладе британского военно-морского флота. «Учитывая масштабы бюджета самой страны, надо как-то умерить свои военные амбиции и по одежке протягивать ножки», – резюмировал эксперт.

Достаточно для защиты от нелегалов и террористов

Капитан первого ранга запаса, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, в свою очередь, полагает, что английский флот по-прежнему представляет в случае возникновения конфликта серьезную угрозу для России, особенно в районе срединной и северной Атлантики.

«У них есть порядка тридцати кораблей, чего полностью достаточно с учетом модернизации. Кроме того, в составе английского флота есть несколько атомных подводных лодок, в том числе вооруженных баллистическими ракетами, а также надводные силы, обладающие реальным потенциалом», – рассказал эксперт газете ВЗГЛЯД. По его мнению, вбросы о плачевном состоянии флота, появляющиеся в английской прессе, являются частью битвы за военный бюджет, ведущейся с парламентом и с английскими налогоплательщиками.

Также эксперт полагает, что, несмотря на то, что в Лондоне любят раздувать из мухи слона, как это было во время прохождения у границ Великобритании русской эскадры во главе с авианосцем «Адмирал Кузнецов», никто на них нападать не собирается. «Для защиты от террористов или нелегалов более чем достаточно тех сил, которыми Великобритания располагает», – пояснил он.

Море это единственная империя, которая естественным образом может нам принадлежать

Эндрю Флетчер,
(британский политический деятель)

Великодержавный колониальный успех Англии традиционно связывают с ее могуществом на море. Как писал в конце XVII века Эндрю Флетчер из города Сальтуна: «Море это единственная империя, которая естественным образом может нам принадлежать» (цит. по Фергюсон Н.). Однако подобные высказывания в то время следовало доказывать не только словесно, но и силой оружия, причем в жестких и кровавых баталиях в океанах и морях с другими европейскими соперниками.

Устремившиеся в далекие океаны и моря и укрепившиеся в многочисленных заморских колониях португальцы, испанцы, голландцы и французы имели развитые по тем временам военно-морские силы, а некоторые из них (испанцы) господствовали в Атлантике и на побережье Тихого океана. Да и сама география островного положения Англии, казалось бы, предопределяла желание ее правительства иметь сильный флот, чтобы соперничать с другими европейскими державами за богатства заморских стран.

С точки зрения Джорджа Тревельяна, отцом-основателем английского военно-морского флота следует считать Генриха VIII Тюдора. Именно при нем английский флот «…был подчинен самостоятельному адмиральскому управлению и организован как регулярная военная сила, оплачиваемая королем… Но он не только строил королевские корабли, но и соорудил военно-морские базы в Вулидже и Детфорде, где устье Темзы затрудняло неожиданные вторжения; он усовершенствовал морскую базу Портсмут и укрепил много гаваней».

С началом елизаветинской эпохи (продолжавшейся 45 лет, пока находилась на троне королева Елизаветы I), начинается новый период интенсивного строительства военно-морских кораблей. Флот был очень нужен для защиты купечества на морских коммуникациях, создающих многочисленные акционерные компании для торговли с разными странами, нужен он был и короне, борющейся с монополией могущественной и враждебной Испании, запрещавшей вести торговлю со своими колониями в Новом Свете. Решительная и не брезговавшая никакими средствами для достижения поставленных целей королева Елизавета Тюдор рьяно оказывала любую помощь и поддержку кораблестроителям, мореходам, купцам.

По словам одного историка викторианской эпохи Джона Сили, в век Елизаветы Англия «попала в главный поток торговли и впервые стала направлять свою энергию к морю и Новому Свету. Это и было началом расширения, первым симптомом возникновения Великой Британии».

Почти во всех частях света и на многих торговых путях английские купцы сталкивались с могущественной испанской державой, господствовавшей на морях и запрещавшей всем европейцам участвовать в торговле с Новым Светом. Англичане наряду с другими европейцами бросили вызов всемирной католической империи Филиппа II. Характер этой борьбы сразу же принял для англичан национально-религиозный формат: это была борьба отстаивающих свое право на существование протестантов англичан против диктата и попытки установления всемирной католической империи феодально-абсолютистской Испании. Именно в этой войне отчетливо формировалось национальное самосознание англичан.

Тем более что Мадрид был атакующей стороной. Испанцы вмешивались во внутренние дела Англии, стремясь посадить на престол шотландскую королеву и католичку Марию Стюарт (жену Филиппа II). Они не раз пытались в ходе заговора убить ненавистную королеву Елизавету Тюдор. Ненависть к папистам-испанцам у англичан оправдывала их борьбу с ними всеми доступными средствами. Дело доходило до того, что испанских дворян, захваченных на море, английские пираты выставляли на аукционах.

Не имея мощного флота и права свободно торговать с испанскими колониями, англичане прибегли к тактике морского разбоя. Сама организация пиратски-коммерческих экспедиций проходила за счет паевых взносов любых «акционеров», участвовавших в сверхприбыльном бизнесе: от простых купцов и моряков до депутатов парламента, титулованной знати, членов правительства и, наконец, самой королевы. По завершении экспедиций акционеры получали свою долю прибыли в зависимости от сделанного взноса.

Отчаянная смелость и военная изобретательность английских корсаров-торговцев соседствовали с удивительной предприимчивостью в ведении их рискованного «бизнеса». Особенно славились своей смелостью и находчивостью «корнуэльские джентльмены». В 60-е – 70-е годы гремело имя Джона Хокинса, пионера по грабежу испанских колоний. За Хокинсом потянулись и другие «джентльмены удачи», совмещавшие в своей деятельности морской разбой, торговлю и работорговлю с географическими открытиям: Ф. Дрейк, Т. Кавендиш, М. Фробишер, У. Рэли и т.д.

Особенно прославился Френсис Дрейк, свершивший второе после Магеллана кругосветное плавание в 1577–1580 гг. Удачливый Дрейк, своим пиратством нанес огромный ущерб испанским колониям в Америке и вернулся домой с колоссальной добычей. Он щедро поделился со своей королевой (60 % добычи принадлежало государству), финансировавшей его экспедицию. Благодаря этому Елизавета смогла выплатить весь внешний долг Англии и покрыла весь дефицит бюджета страны.

После такого ущерба казне открытая война с Испанией стала неизбежной, и она началась в 1585 году. Ненавистный испанцам Дрейк с эскадрой в 21 корабль опустошает испанские города в Вест-Индии. А в 1587 году, ворвавшись в город Кадиса, уничтожает там до 30 судов, предназначенных для морского похода «Непобедимой армады» против Англии. Наконец, в генеральном сражении в проливе Ла-Манш в 1588 году английский флот (одним из адмиралов в этом сражении был кипучий Ф. Дрейк) встречается с тяжелыми испанскими кораблями «Непобедимой армады» в составе 130 судов и громит ее.

Мощь испанских неповоротливых галеонов водоизмещением до 1500 тонн уступает быстроходности и маневренности английских судов, к тому же имевших больше пушек. А хорошо обученные английские моряки на частных купеческих и пиратских судах воюют намного лучше испанцев. Разгром испанского флота был впечатляющим, а жесткая морская буря довершила ее разгром. Выброшенные на берег испанцы числом более 5 тысяч были пленены англичанами.

С гибелью армады было подорвано морское могущество Испании. Господство на море стало переходить к Англии и Голландии, что открывало перед ними возможность осуществить большие колониальные захваты и ускорить посредством грабежа колоний процесс первоначального накопления и развития капитализма. В 1596 году английские корабли вновь разгромили испанский флот в гавани Кадиса (Асланов Л.).

В это время англичане использовали свой флот, находившийся преимущественно в руках частников исключительно в пиратских целях. В обуржуазившемся английском королевстве корона и частный бизнес шли рука об руку и всячески помогали друг другу. Это впоследствии стало залогом англо-британского успеха и победы Англии над всеми ее недостаточно буржуазными соперниками.

Но в годы правления Стюартов (1603–1649 гг.) отношение правительства к военно-морскому флоту сменилось с всемерной ранее его поддержки на отношение более наплевательское. Корабли подолгу простаивали в доках, корабельных команд явно не хватало. Да и, вообще, морская служба в то время была крайне тяжелой. В 1635 году англичанин Люкс Фокс так описал службу моряка: «Ничего, кроме терпения и страдания… Твердая постель, холодная слонина, заплесневелый хлеб, скисшее пиво, мокрая одежда, мечта об огне» (Цит. по Фергюсон Н.). К этому списку следует добавить цингу, малярию и желтую лихорадку в тропиках, чтобы понять, насколько это служба была прямо-таки каторжной.

К тому же служба в военном флоте кроме престижа не приносила дохода. Не то, что было во времена многолетней войны с богатыми испанцами. Во многом это объяснялось длительным миром между королевскими домами Англии и Испании, чьи династии к тому же принадлежали к католичеству.

Боеспособность флота оставляла желать лучшего. Например, в сентябре 1627–1628 гг. многочисленный английский флот дважды безуспешно пытался взять с моря французскую крепость Ла-Рошель. Неудачи англичан проявились и чуть ранее: в попытке взять у испанцев Кадис в 1625 году. Пиратские акции быстроходных судов дюнкеркских корсаров Франции и мусульманских морских разбойников из Сале, действовавших в проливе Ла-Манш под носом королевского флота, приносили большие убытки английской морской торговле.

В 1625–1626 гг. дело едва не дошло до блокады английского побережья. Однажды марокканские пираты разом захватили в водах пролива 27 английских кораблей. «Матросов продали в рабство, и Англия, недавняя победительница Армады, дошла до того, что поставляла бандитам пушки в обмен на плененных ими христиан» (Конторер Д.)

Вялая внешняя политика Лондона, отказ от активной морской и колониальной экспансии негативно отразились и в торгово-колониальных делах. В частности, отсутствие прямой государственной поддержки своим коммерсантам привела к тому, что голландцы изгнали англичан с Молуккских и Зондских островов. Все это хорошо показывает прямую связь развития флота с развитием торговли и державного статуса самой Англии в европейской Табели рангах. Упадок флота при Стюартах по сравнению с блистательной эпохой Елизаветы сразу же привел к утрате Англией своей былой мощи.

Морское ослабление Англии было на руку ее колониальным европейским конкурентам. Тогда же маленькая буржуазная Голландия («Финикия нового времени», по выражению А. Мэхэна) превращается в настоящего колониального хищника, создавшего к тому же самый сильнейший военный и торговый флот. «Только лишь торговый флот Голландии насчитывал 10 тысяч судов, 168 тысяч моряков и кормил 260 тысяч человек жителей. Голландия завладела большей частью европейской транзитной торговли, а после заключения мира присоединила к этому перевозку всех товаров между Америкой и Испанией и французскими портами: при этом импорт ее оценивался в тридцать шесть миллионов франков», – так резюмировал успехи Голландии известный военный теоретик Альфред Мэхэн.

Голландия, как когда-то Англия в свое время, теперь атакует на всех морях испанские галеоны с богатой добычей из Нового Света и при этом успешно выбивает португальцев из множества опорных точек Африки и Ост-Индии, создает свою колониальную империю. Зависть англичан к более удачливым голландцам подталкивает их к колониальной экспансии. Отсюда отношение к флоту меняется. Карл I из-за постоянной нехватки средств на новые корабли вводит в 1634 г. так называемый корабельный сбор. Теперь само государство, а не портовые города, как ранее, используя новый корабельный налог, строит и снаряжает боевые корабли. Благодаря этому налогу правительству удалось построить до 40 боевых кораблей, из них шесть – 100-пушечных.

Именно тогда были созданы некоторые важнейшие типы судов, названных впоследствии линейными. Известный кораблестроитель Петт, которому Карл I оказывал личное покровительство, построил в 1637 г. самый мощный корабль «Ройял Соверин» водоизмещением в 1680 тонн, вооруженный 110 пушками, а затем и другие корабли класса «Соверин» (Конторер Д.). Однако даже с учетом новых построенных судов английский флот значительно уступал голландскому флоту по количеству кораблей.

Отношение к флоту и к колониальной политике изменилось после революции и с установлением протектората Кромвеля, больше похожего на военно-полицейский режим первого консула французской республики Бонапарта, спустя 150 лет. Используя контроль над парламентом и армией, Кромвель начал проводить агрессивную внешнюю политику. Ее целью было завоевание Англией торгового преобладания в мире и создание мощной колониальной империи. Можно сказать, что именно с Кромвеля начинается отчет по исполнению величественного замысла всех англо-британских империалистов, который в полной мере удалось завершить в XIX столетии. Флоту теперь уделяется первостепенное значение. Отныне английский флот «начинает рассматриваться как «национальная» сила, как сила, о которой должна заботиться вся страна…». (Кагарлицкий Б.Ю).

Но Кромвель хотел большего, чем просто развить способность флота защитить английские интересы и сам остров Англию от любого вторжения с континента. Его замыслы как раз были имперскими и великодержавными. Он заявлял: «Англия не может терпеть, чтобы без ее разрешения на океане развевался чей-либо флаг, помимо английского» (Цит. по Конторер Д.). Такие заявления, которые отражали мечту всех последующих британских империалистов, на практике будут воплощаться в задержании и досмотре любых нейтральных судов во время войн, которые вела Англия; в требованиях для иностранных судов салютовать при встрече с английским кораблем спуском своего флага; в бомбардировке с моря прибрежных портов и городов, в любых торговых и дипломатических осложнениях, в которых были замешаны британские подданные и многое другое.

Стремление заявить о себе в качестве ведущей морской и колониальной державы сразу же привело к войне с могущественной на море Голландией, поводом к которой послужил отказ Амстердама признать условия Навигационного акта. Парламент поддержал предложение Кромвеля поставить во главе флота испытанных в боях, но сухопутных военных командиров, получивших сразу звания морских генералов: Роберта Блэйка, Ричарда Дина, Эдуарда Попхэма. И, как это ни странно, такой выбор впоследствии полностью себя оправдал. Первая англо-голландская война на море в 1652–1654 гг., несмотря на то, что она велась с переменным успехом, выявила стратегическую инициативу англичан (Танстолл Б.).

Блестяще показал свой флотоводческий талант «морской генерал» Блэйк, одержавший ряд выдающихся побед над сильнейшим голландским флотом. С трудом выиграв первую войну с Голландией, Англия сразу же заявила о себе как о новой морской державе. Отныне правительство Англии эффективно смогло использовать флот не только в военных конфликтах с различными державами, но и в колониальных и торговых конфликтах в любых уголках земного шара. Угроза шантажа в применении военно-морской силы также появилось уже тогда в арсенале англичан. Как писал откровенный империалист начала XX века адмирал А. Мэхэн: «Повсюду в мире английский флот требовал признания прав своей державы или компенсации за ее обиды – на Балтике, в Средиземном море, у побережья туземных стран, в Вест-Индии» (Мэхэн А.Т).

Благодаря таким демонстрациям силы англичане во времена Кромвеля добились заключения выгодного торгового договора с Данией (в торговле по Северному и Балтийским морям) и с Португалией (в торговле с португальской Ост-Индией). А дальше была война с Испанией, которую Кромвель начал с целью создания английской колониальной системы в Вест-Индии. Даже викторианский историк Джон Сили не скрывает своего негативного отношения к методам ведения колониальных войн той эпохи: «Война эта началась так, как начинали войны старинные морские разбойники времен Елизаветы, – внезапной высадкой в Сан-Доминго, без предварительной ссоры и без формального объявления войны» (Цит. по Сили Дж.Р.). И хотя захватить испанский остров Эспаньолу с Сан-Доминго не удалось, зато англичане захватили остров Ямайку, ставший впоследствии центром их колониальной системы в Вест-Индии.

Реставрация династии Стюартов в 1660 г. не стала большим «подарком» для офицерского корпуса королевского военного флота, скорее, наоборот: на флот опять перестали обращать должного внимания. По словам Мэхэна, «военный флот в правление Карла II сохранял некоторое время боевой дух и дисциплину, внедренную железной рукой Кромвеля (хотя позднее флот разделил общий упадок морали, которым было отмечено это злополучное правление)».

Но такое положение вещей во флоте было, скорее, следствием общего системного недостатка той политической системы при Стюартах вообще, чем следствием упадка государственности и экономики, как это было в соседней Испании. Во всяком случае, английский флот не просто жил своей автономной жизнью, он более активно взаимодействовал с государством, чем ранее, и, наконец, он воевал. Причем воевал с сильнейшей морской державой того времени – с Голландией – и одерживал победы, как, впрочем, и терпел от них, даже неоднократно, поражения.

Морские сражения между англичанами и голландцами были грандиозны по количеству кораблей (несколько сотен в одном сражении) и численности экипажей (по нескольку десятков тысяч в каждом сражении). Оба противника – Англия и Голландия – были достойны друг друга: по уровню боеспособности флотов и корабельных команд, искусству флотоводческой тактики их командиров они были равновеликими. А если сравнивать флотоводческое искусство таких голландских адмиралов, как Мартин Тромп и де Ройтер, то оно было даже выше, чем у целого ряда британских адмиралов.

Морские сражения второй (1665–1667) и третьей (1672–1674) англо-голландских войн не выявили явного преимущества ни одной из сторон, но общим итогом этих войн для Голландии стало ослабление ее военной, государственной мощи, снижение ее ранее «бешеной» торговой и колониальной экспансии. Фаворит капиталистической гонки Голландия выдохлась, уступив свое место более свежему и агрессивному капиталистическому сопернику – Англии. С 1689 года формируется стратегический альянс между религиозно и политически близкими Англией и Голландией, направленный против гегемонизма французского короля Людовика XIV, в котором роли между союзниками были четко распределены: Голландия играла роль младшего партнера Лондона.

С этого времени главным военно-морским, колониальным и в целом геостратегическим противником Англии вплоть до окончания наполеоновских войн выступает Франция. Война на море, с Францией в союзе с Голландией принимает не менее ожесточенный характер, но с той лишь разницей, что флот Франции явно уступает в численности и в боевой выучке своих экипажей объединенному англо-голландскому флоту.

Однако французы многому выучились у англичан и голландцев, отстроив флот, по техническим данным не уступающий своим противникам, они к тому же имели таких искусных адмиралов, как Анн де-Турвиль, который одержал не одну победу над эскадрами алжирских пиратов и испанцев, даже над голландцами и англичанами. Собственно, и в тактическом плане французы также не уступали своим противникам: они так же, как и англичане и голландцы, придерживаясь линейной тактики морских сражений парусных линкоров, целью, которой было «выиграть ветер» и затем нанести решающее поражение противнику.

Вот свидетельство специалиста по тактике парусного военно-морского флота Брайана Танстолла: «Когда в 1689 г. флоты Англии и Франции начали длинную серию столкновений, закончившуюся в 1815 г., их тактики были весьма схожи. Оба флота использовали кильватерную колонну, в которой каждый корабль шел непосредственно за идущим перед ним. В бою суда противников шли примерно параллельными курсами для возможности развития максимального развития бортового огня. Французская тактика также как и английская предпочитала курс фордевиндом (по-французски – как «можно ближе к ветру») в предварительном тактическом построении» (Танстолл Б.). Собственно, подобная тактика парусного флота спокойно дожила до самого конца восемнадцатого столетия и лишь благодаря новаторству таких флотоводцев, как русский Ушаков, француз Сюффрен и англичанин Нельсон, она была признана негодной.

То, что французский флот не может противостоять объединенному англо-голландскому флоту, французам стало ясно после жестокого их поражения на море в битве при Ла-Хоге в 1692 г. Это привело к изменению тактики войны для французов на море против сильных противников. Теперь решающую ставку французы сделали на каперов (корсаров), построив целый каперский флот в водах Ла-Манша.

Имена таких прославленных корсаров, как Жан Бар и Дюгэ Труэн, на счету каждого из которых было по несколько десятков захваченных «призов», с ужасом произносились торговцами Англии и Голландии. Тактика масштабной корсарской войны оказалась оправданной, ущерб морской торговле Англии и Голландии был нанесен огромный. Голландская и английская Ост-Индская компании были на грани разорения. Всего же за 9 лет Аугсбургской войны с 1688 по 1697 французские корсары захватили около 4000 тысяч судов (хотя часть судов союзникам удалось отбить обратно) (Созаев Э., Махов С.). Но и ответные действия англичан по борьбе с французскими каперами и защите морских конвоев имели свои результаты. По отчетам Палаты общин «за всю войну, которая была объявлена 7 мая 1689 года и закончилась 10 сентября 1697 год», англичанам удалось захватить и потопить 1296 французских кораблей и судов, львиная для из которых принадлежала корсарам» (Созаев Э., Махов С.).

В то же время эта война не выявила господства англо-голландского флота на море, несмотря на ряд побед. Вот как результаты этой морской войны конца XVII века оценивают современные историки: «Уникальность же ее на море заключается в том, что победителей в этот раз не было, в очных поединках расклад получился такой: французский флот свел сражение в бухте Бентри вничью, при Бичи-Хэд выиграл, при Барфлере и Ла-Хог-проиграл. Таким образом, вопрос – кто же станет «властелином морей» – оказался нерешенным» (Созаев Э., Махов С.).

Впрочем, ждать оказалось недолго: в ходе многолетней войны за Испанское наследство (1702–1714) английский флот, уже тогда по своим боевым характеристикам – лучший в мире, при помощи все тех же голландцев неоднократно наносил поражения в открытых сражениях французам и испанцам. Закономерный итог этой войны заключался в том, что Англия, ставшая теперь Великобританией (с 1707 г. после унии с Шотландией), вполне вознаградила себя за все «бремя войны», которое она на себя взвалила. Лондон получал по Утрехтскому миру стратегически важные морские базы на Средиземном море, Гибралтар и Менорку, а также монопольное право асиенто, т.е. право в течение 30 лет поставлять рабов в испанские владения в Америке.

Итогом этой войны стало понижение Голландии со статуса великой морской державы во второразрядную. Некогда грозный французский флот после этой войны представлял собой жалкие остатки, по образному выражению Мэхэна, «он «высох и исчез», подобно листу в огне». Зато эта война кардинально изменила положение на морях для самой Британии. «До этой войны Англия была одною из морских держав; после нее она сделалась морской державой, не имеющей соперника. И своей силой она владела одна, не разделяя ее с другом и не стесняемая врагом. Она сама была богата, и при своем обладании морем и при обширном мореходстве она так хорошо держала в руках источники благосостояния, что ей не представлялась опасность чьего-либо соперничества на океане», – вот как предельно точно, прокомментировал новый военно-морской геополитический статус Великобритании Альфред Мэхэн.

Изменение геополитического статуса Британии после этой войны и превращение ее в великую державу оказали прямое влияние на формирование ее новой уже британской идентичности. С начала XVIII века постепенно начинают закрепляться в массовом сознании такие символы британской идентичности как национальный гимн «Боже, храни королеву!», национальный флаг и появляется собирательный образ национального героя – Джон Булль.

Но было бы ошибкой утверждать, что после 1713 года Великобритания являлась полной хозяйкой на морях, как это произошло спустя век после Трафальгара (1805) и после окончания наполеоновских войн в Европе. В течение всего восемнадцатого столетия все та же Франция упорно и постоянно оспаривала у Англии это право – первенствовать на море. Британские и французские флоты ожесточенно выясняли между собой, кто сильнее, в морских сражениях в войне за австрийское наследство (1740–1748), Семилетней войне (1756–1763), в войне за независимость американских колоний (1775–1783) и в войнах с революционной и наполеоновской Францией. И почти во всех сражениях британский флот(выстроенный преимущественно из русского леса!), выбрав наступательную стратегию войны, выходил победителем. По словам Брайана Танстолла, «за исключением случая, когда флотом командовал Пьер Андре де Сюффрен, французский флот никогда не атаковал и не предпринимал таких попыток с 1704 г. Его тактика при встрече с флотом равной силы была в основном оборонительной» (Танстолл Б.).

Британские моряки, подобно флотоводцам Хооку, Родни, Хау, Нельсону, не просто утвердили славу британского флота как лучшего в мире, но и заслужили на своей родине славу национальных героев. Служба на флоте для офицеров (но не как для матросов) Королевского флота была тяжелой, но почетной, а с середины XVIII века после повышения жалованья стала и более выгодной, чем в армии (Кагарлицкий Б.Ю.). А лорд Адмиралтейства, возглавлявший флот, входил в пятерку высших государственных чиновников страны.

Но, главное, теперь кардинально изменилось отношение в обществе и государстве к флоту. Он в военной иерархии ценностей занял первое место. Флот поистине стал национальным достоянием, поскольку с помощью самого дорогостоящего, но и самого лучшего в мире флота Британия смогла обеспечить себе первенство в колониальной торговле и уравновесить притязания континентальных держав в мировой геополитике. Отныне британское первенство на море давало Лондону преимущественное право доминировать и в мировой торговле и, наконец, с помощью своего несравненного флота – отбирать самые лучшие колонии у своих соперников и захватывать новые, такие как Индия.