Плетение из металлической проволоки. Прекрасное своими руками. Составитель С. Газарян. — схема соединения звеньев кольчуги

Создать красивое украшение либо декоративный предмет интерьера можно с помощью множества различных методов. Однако наиболее сложными и изящными выглядят изделия, созданные из проволоки.

История использования проволоки

В качестве материала для творчества и создания необходимых предметов обихода люди начали использовать ее 3000 лет до н.э. Археологам удалось установить, что в Шумере (примерно в 2600 году до н.э.) проволоку применяли для изготовления женских украшений для волос, представляющих собой золотые и серебряные ленты. С течением времени ее начали использовать для изготовления кольчуг, подсвечников, щеток для чесания лошадей и прочего.

Древняя техника ткачества

Эта сумка, которая в течение десятилетия знала, что преобразования могут стать маркерной идентичностью Савойи. Местные власти должны поощрять продолжение этой практики. Как только это уже не было стратегически интересным, остров был более или менее оставлен на произвол судьбы, настолько, что он был христианизирован только очень поздно по сравнению с окружающими островами и его обитателями. сохранили свои традиции дольше, чем где-либо еще. Саву, возможно, является последним местом в Восточном инсулиндианском или даже в Юго-Восточной Азии, где эта древняя техника непрерывного ткачества и нетканого пространства остается известна.

Но откуда мастера брали подходящую для таких изделий проволоку? Изначально ее создавали довольно трудоемким способом: разрезали листы металла на тонкие полосы, затем скручивали их между собой и прокатывали между двумя плоскими листами. Вторым способом ее получения было также навивание тонких металлических полос на сердечник круглой формы. Сегодня же ее получают путем протягивания через специальные конические формы, из-за чего метод ее производства называется волочением.

Эти ссылки также включают остров Саву. Лезвия, произведенные в Луву в Южном Сулавеси, уже давно продаются для местных продуктов, таких как сандаловое дерево Тимор и Сумба. Текстиль из Сулавеси и других стран, безусловно, был частью этих обменов. Кроме того, жители Ламалеры - из Сулавеси; возможно, что методы ткачества, описанные в этой заметке, которые все еще могут быть найдены сегодня в Саву, связаны с этими миграциями.

Кроме того, во время недавнего парусного спорта было легче отправиться из Саву на острова Солор и Лембата, чем добраться до Сумбы или Тимора. В качестве последнего замечания следует отметить, что обсидиан острова Алор обнаруживает еще более древние обмены между островами региона. Она объяснила мне, что, когда она начала плетуться, она не имела права на полную торговлю, но что ее мать сделала небольшое резюме работы и что она использовала свои пальцы в качестве луча.

Виды проволоки

Чаще всего плетение из проволоки подразумевает использование медной проволоки, имеющей красивый внешний вид и цвет. Кроме того, в рукоделии находит применение проволока из латуни, стали, серебра и алюминия. Вдобавок ко всему продаже можно найти проволоку с дополнительным покрытием (сплавом из других металлов), что позволяет изменять ее цвет.

Изготовление двойных плоских спиралей

Две петли вокруг пальцев и внутри плетения позволили ей изготовить узкие пояса, которые она затем обменяла на маленькую банку чечевицы или пальмового сиропа. Она только что привела мне доказательства того, что ткацкий станок спины был в Саву и что это знание еще не исчезло. Текстиль из Сулавеси: Генеалогия священных тканей. Текстиль Иката Ламалера; Изучение восточной индонезийской традиции.

Пять веков индонезийского текстиля. Болланд, Рита. «Плетение пинатикана, узорчатого каина Бентенана из Северного Целеба». В Веронике Герверс, «Исследования в области текстильной истории», с. 1 Торонто: Королевский музей Онтарио. Икаты Саву; история ткачества женщин в восточной Индонезии.

Также, немаловажной характеристикой любой проволоки является ее диаметр. В хендмейде используется проволока, диаметр которой равен от 0, 2 до 2,0 мм.


Что необходимо иметь для работы с проволокой?

Даже несмотря на то, что в наши дни существует большое количество специальных устройств и приспособлений, работу с проволокой вряд ли можно назвать простой. Ведь для того, чтобы создавать самые простые украшения мастеру необходимо иметь под рукой:

История использования проволоки

Дугган, Женевьева. «Предки и священные плетения в Саву». Процессы памяти на острове Саву. Кандидатская диссертация, Национальный университет Сингапура. Дугган, Женевьева. Отслеживание древних сетей; лингвистики, ручных тканей и ткацких станков в восточной Индонезии.

Саву; истории и устной традиции на индонезийском острове. Выживание традиции ткачества в Новой Гвинее. Пелбаги кераджинан оранг Минахаса. Доколониальная история острова Тимор вместе с некоторыми заметками о влиянии Макассана на остров. Дарвин: Музей и художественная галерея Северной территории.

  • Тонкогубцы
  • Бокорезы
  • Круглогубцы
  • Наковаленку
  • Приспособление для навивания пружинок
  • Молоточек
  • и Jig-Wig (пластина с рядами отверстий и специальными насадками различного диаметра)

Каждым из вышеупомянутых инструментов нужно уметь правильно пользоваться. А на это, конечно, необходимо время. Поэтому ожидать, что с первого раза все получиться не стоит. Тем не менее, наличие таких сложностей не говорит о том, что проволока – непопулярный материал среди рукодельниц. Наоборот, она пользуется особым вниманием среди хендмейд мастеров, потому как дает возможность создавать сложные, эксклюзивные украшения, аналогов которым не найти.

Инструменты для плетения

Венас, Джесси. «Каин Бентэнэн». Берита Вастра 5, стр. 5-. Он имеет ту же длину и ту же ширину, что и куски, сплетенные на архаичных торгах с дорзальным напряжением и удерживаемые ногами; они существуют сегодня только в нескольких регионах. В Саву наиболее священные ткани принадлежат к категории ткачей, называемых вай, которые переходят в пояс, потому что они узкие. Для мужчины это достаточно долго, чтобы быть вокруг талии и между ног, чтобы покрыть секс; для женщины она привязана к оружию и удерживает первый саронг, сотканный специально для этого случая.


Украшения из проволоки

Ну а теперь приступим к самому интересному и расскажем, что можно создать из проволоки. В первую очередь это, конечно же, серьги, браслеты , кольца и всевозможные ожерелья-подвески. Многообразность техник плетения, а также сочетание их с яркими камнями и прочими декоративными элементами позволяет создавать большое количество разнообразных женских украшений.

Имея длину от 105 до 120 см, он содержит только тонкие полосы и рисунок иката. Согласно очень старой вере, эта ткань позволит умершему человеку вернуться к жизни в неопределенное будущее. Рассматриваемый как самая старая ткань острова, он сделан в один день на специальной церемонии, в которой участвуют потомки той же линии матрилинейных линий. Расстояние между кнопкой живота ткачей и их ногами сначала измеряется для расчета длины нитей основы. Конечная длина переплетения - это размер кусков, изготовленных с предком ткацкого станка с обратным натяжением, и для которого натяжение получается как надавливанием на ноги, так и растяжением спины к спине.



Все они отличаются по стилю оформления, благодаря чему могут быть подобраны для самых разнообразных случаев.

Вот так, к примеру, могут выглядеть серьги :


Ширина этих ткачей обусловлена ​​расстоянием ног, которое ткач может поддерживать для комфортной работы. Эта архаичная форма ткацкого станка позволяет разматывать, а затем, после сеанса ткачества, быстро обертывать и хранить книгу; он легко переносимый, самодостаточен, потому что ему не нужна никакая другая поддержка. Их очень священная природа означала, что до сих пор они, вероятно, не подвергались изменениям. Если бы это было не так, Савондай покроет своих мертвецов тканью большего размера, лучше приспособленной к размеру мертвого человека.

Большинство из них имеет сложную завитую форму. Некоторые изготавливают в виде небольших гвоздиков, другие же, наоборот, выполняют в виде крупных и массивных сережек. Вот несколько примеров:



Как уже было сказать, из проволоки довольно часто делают цепочки и подвески. Цепочки могут иметь совершенно различную форму и диаметр, что полностью зависит от выбранной техники плетения. Кроме того, рукодельницы зачастую любят дополнять их подвесками неординарной формы, что вместе выглядит симпатично и довольно оригинально.

Плетение из медной проволоки

С чисто практической точки зрения вай не очень полезен. С другой стороны, это позволяет вернуться к жизни в неопределенное будущее, что является существенной и достаточной причиной для его воспроизведения без изменений. Эта вера настолько сильна, что в еще недавнем прошлом, когда человек отправился в путешествие, его сестра или мать дали ему вай, с которым он был бы похоронен, если бы он умер от своего родного острова, вай позволил ему вернуться к жизни именно в Саву в день воскресения. Дополнительный бар, прикрепленный к полу, служит опорой для ног.



Что же касается подвесок , то они могут, как полностью состоять из проволоки, так и представлять собой оплетенный ею кабошон. Выбор того или иного метода создания кулона или подвески полностью зависит от фантазии мастера и присутствующих в его распоряжении материалов.

Эти элементы усиливают идею древности этой техники ткачества. Существует разногласие относительно размера шерсти, произведенной на одном или другом типе торговли. Священные ткани Саву были первоначально сделаны на простейшем типе ремесла с одним нагрудным баром и все еще производятся и воспроизводятся в наши дни таким же образом. Существует два основных типа шарфов: тканые шарфы, обычно саржевые и трикотажные шарфы.

Итак, начнем с самого начала: что такое ткань?

Промышленное прядение.

А как насчет волокна

В то время, когда у нас есть сын, можно сформировать кусок текстиля. Существует два основных метода: ткачество и вязание. Именно в этом случае говорят о доспехах, термин, обозначающий то, как потоки пересекаются. Для того, чтобы пересечься, необходимо, чтобы сын располагался вертикально, а сын располагался горизонтально.







При желании из проволоки также можно делать полноценные наборы украшений . Ниже представлен видео-урок о том, как это делается на практике. В ходе него, можно увидеть чего стоит мастеру создать собственными руками даже, казалось бы, весьма элементарное украшение:




Существуют подкатегории или варианты для каждого из этих типов переплетений. Таким образом, скрещенный саржа является типом саржа, состоящим из двух простых сержантов, которые идут в разных направлениях. Вот почему ткань не имеет обратной стороны, и мы не можем идентифицировать «значение», преобладающее на одной из двух диагоналей, как в случае простой саржи.

Примеры перекрестных саржевых переплетений. Этот метод ткачества дает текстильные специальные свойства: он достаточно прочен, чтобы обеспечить хорошее обслуживание и не деформироваться во времени, но достаточно гибкий, чтобы оставаться комфортным. Линии затягивания могут быть выполнены в каждой диагонали, что позволит точно отрегулировать ткань вокруг тела ребенка при установке сложенного складки шарфа. Короче говоря, ткань жесткая, если она вытянута по длине, и более гибкая, если потянуть по диагонали.

Кольца из проволоки:


Впрочем, не стоит считать, что проволока больше ни на что не годна. В мире хендмейд возможно все. А потому во многих домах можно увидеть плетеные деревья, подставки, подсвечники , держатели бутылок, декоративные фигурки и множество иных изделий из проволоки.

Производители тканых шарфов хорошего качества не ошибаются: насколько мне известно, все это в основном использует этот метод ткачества! Для формирования стежков используется один поток, завернутый и зацикленный на себя. Таким образом, вязание характеризуется расширяемостью: оно эластично во всех направлениях.

Следует отметить, что существуют также другие способы формирования текстиля из волокна, такие как валяние, например, переплетение сына вместе. Процесс создания текстиля можно обобщить по следующей схеме. Гребень используется для подъема или опускания части нитей основы в его проушинах, чтобы обеспечить прохождение челнока и создание ткачества. Он также используется, чтобы бить, чтобы закрепить рамку. Шаттл несет утку и берет ее с одной стороны поля на другую для изготовления плетения.

Как вариант, это могут быть вот такие симпатичные бабочки и стрекозы :



Все они отлично вписываются в современный интерьер, а также могут быть подобраны для оформления дома, оформленного в любом ином стиле.

Лист деформации, зажимы, крюк для нарезания резьбы и палетка служат для формирования работы. т.е. установить цепочку. Вы знаете словарный запас! Олейн: сочетание олеиновой кислоты с глицерином, является составным принципом во всех растительных маслах, особенно используется для эмульгирования штапеля и верхушек.

Окисление: применение жирных тел различного вида на шерстяные волокна, которые еще не были измельчены, но уже освобождены путем промывки от максимальной части их натурального жира, чтобы сделать их пригодными для прядения. Поскольку промытая шерсть из-за полученной жесткости выступает против определенного сопротивления этим операциям, необходимо вернуть примитивную мягкость, смазывая ее. В качестве масла для прядения шерсти используются растительные, животные и минеральные масла, которые добавляют к волокнистым материалам путем распыления или распыления.

Среди находок в древнерусских курганах значительное место занимают изделия из проволоки: височные кольца, подвески, перстни, браслеты, цепочки, кольчуги. В самых древних изделиях применялась кованая проволока, процесс производства которой был настолько трудоемким, что изделия из обычной медной проволоки ценились так же высоко, как, например, литые из благородных металлов. Чтобы изготовить хотя бы простое колечко для цепочки, кузнец должен был сначала отковать металлический жгут, а затем, нанося частые и равномерные удары молотком, придать ему - на глазок - цилиндрическую форму. Разумеется, сделать проволоку с равномерным сечением было не так-то просто. Поиски привели к изобретению более совершенного способа изготовления проволоки. В наковальне прорезали желобок, соответствовавший сечению проволоки. В него вкладывали разогретую заготовку, а сверху накладывали штамп с желобком, подобным тому, который был вырезан на наковальне. Ударяя молотком по штампу, постепенно протаскивали проволоку, придавая ей цилиндрическую форму. Но и этот способ не так легок и прост. Значительным событием в истории металлообработки стало изобретение волочения, которое, как ковка и литье, стало одним из основных технических приемов обработки металла, особенно в ювелирном деле. В отличие от кованой, изготовленная волочением проволока имела правильную цилиндрическую форму и одинаковое сечение на всем протяжении. Появилась возможность делать ее более длинной и тонкой. Процесс изготовления проволоки стал более простым и менее трудоемким. Начиная с XII века проволока, изготовленная способом волочения, постепенно вытесняет кованую.

Все олеаглевые агенты должны быть устранены во время последующей обработки после выполнения их существенной функции при прядении, поскольку сильные количества остаточного масла будут оказывать очень вредное действие при окрашивании, отбеливании и отделке нитей, патчей и тканей.

Орбас: шерстяная ткань с полотняным холстом и обычно темным цветом, окрашенная краской. Особенность орбаса, полученная путем выбора самых длинных волос во время фазы кардообразования, должна была после трения претерпеть процесс наполнения, который вызывает валяние, чтобы получить прочную и непроницаемую ткань. Для наполнения требуется большое давление на ткань, смоченную в мыльной горячей воде, чтобы взаимопроникать волокна и получить компактную ткань. Эта операция традиционно проводилась путем ходьбы босиком по тканям или с использованием соответствующих трикотажных изделий.

В чем же заключается техника волочения? В специальной стальной плите, которая называется калибром или волочилом, сверлились конические отверстия разных размеров. Отверстия располагались в порядке уменьшения диаметра. Мастер вставлял в самое большое отверстие заостренный конец заготовки и захватывал его клещами с другой стороны плиты. Затем он с усилием протаскивал заготовку через отверстие. При этом она уменьшалась в диаметре и удлинялась, приобретая одновременно правильную цилиндрическую форму. После прохождения через следующее отверстие с меньшим диаметром проволока становилась еще тоньше и длиннее. Чтобы получить очень тонкую проволоку, заготовку последовательно проволакивали через ряд уменьшающихся отверстий. При неоднократном волочении на поверхности проволоки образовывался наклеп, то есть возникало внутрикристаллическое напряжение, снижающее пластичность металла. Для восстановления пластичности проволоку перед очередным волочением отжигали на огне, а чтобы трение было минимальным, ее смазывали жиром или маслом.

Деформация или цепочка: набор нитей, которые вместе с утками объединяются, образуют ткань. Нити основы растянуты на раме, связанные с задним лучом, проходят через хедлс и на щели гребня связанные с передней балкой, они вертикальные, параллельные кромкам. При открытии они создают проход, называемый проходом, который позволяет челноку проходить через утку. Количество нитей основы определяет ширину ткани, длина нитей основы определяет длину полоски ткани или количество деталей, которые будут получены с помощью армирования рамы.

Машина для деформирования: машина, используемая для приготовления ткацкой основы. Самый простой и самый старый из них состоит из деревянных колышек, крепко прикрепленных к столешнице или стене, расположенных на нужном расстоянии, чтобы получить необходимую длину основы. Стена - деревянная рама с колышками, расположенными вокруг, проходящими от получается привязка к другой с длиной зигзага. Вращение представляет собой вращающуюся конструкцию клетки, установленную на основании, где длина получается путем размещения спиральной проволоки, всегда прикрепленной к колышкам. существует конкретный луч, который позволяет устанавливать деформацию непосредственно на раму. Деформирование: подготовка операции деформации, которая состоит в намотке цепных нитей на вращающемся барабане деформирующей машины, из которой деформация затем выгружается на балку; сложная и базовая операция, которая определяет легкость исполнения и успех завершенной работы.

Из толстой проволоки изготовлялись гривны и браслеты, тонкая шла на выделку различных цепочек, височных колец, подвесок. Скрученную проволоку использовали мастера филиграни, создавая оригинальные узоры.

Искусством плетения различных декоративных цепочек и кольчуг славились бронные мастера подмосковного села Броничи (ныне город Бронницы). Древнее ремесло дало название селу, а впоследствии городу. Из золотой, серебряной и медной проволоки плели красивые и изящные цепочки самого различного назначения, а из стальной - прочные кольчуги. Постепенно кольчужный промысел отмирал, а искусство плетения декоративных цепочек продолжает развиваться и в наше время. На Бронницкой ювелирно-художественной фабрике мастера разрабатывают новые, оригинальные приемы плетения цепочек, создают различные украшения, часто сочетая проволочное плетение с вставками из цветных камней и накладками из металла. Простые цепочки изготавливают на станках-автоматах, а фигурные вручную.

Разумеется, вам нет необходимости своими руками изготавливать проволоку. Ведь обрезки стальной, медной и алюминиевой проволоки найдутся у каждого.

Для работы с проволокой потребуются кусачки, плоскогубцы, круглогубцы, трехгранный напильник, ножовка для металла, небольшая наковаленка и настольные или ручные тиски. Осваивать приемы работы с проволокой начинайте с изготовления простейших цепочек. Наиболее изящные цепочки с тонким плетением собирают из звеньев, выгнутых из стальной проволоки. В зависимости от величины цепочки используют проволоку диаметром от 0,3 до 1,5 мм. Звенья цепочек формуют на оправках, представляющих собой металлические стержни, которые можно изготовить из обычных гвоздей различной толщины. У гвоздя отпиливаются острый конец и шляпка. Если оправка предназначена для формовки круглых звеньев, то на одном из ее торцов нужно пропилить углубление, в которое мог бы свободно входить конец проволоки. Поверхность оправки шлифуют мелкозернистой наждачной бумагой.

Подготовив проволоку, слегка смажьте оправку вазелином или швейным маслом и зажмите один ее конец в тисках. Затем, вставив проволоку концом в прорезь оправки, начинайте наматывать ее спиралью, плотно прижимая один виток к другому. Наматывать проволоку можно как по часовой стрелке, так и против нее, то есть так, как вам будет сподручнее. Когда витки проволоки будут уложены, готовую спираль распилите напильником или ножовкой вдоль оси оправки. При этом спираль распадется на отдельные кольца- звенья, которые легко снимутся с оправки. Но пользоваться напильником или ножовкой можно только в тех случаях, когда необходимо заготовить одинарные звенья. Звенья же, состоящие из двух, трех и более витков, отделяют от спирали кусачками. Предположим, что в заготавливаемых звеньях должно быть по два витка. В этих случаях поступают так. Снятую с оправки спираль кладут на стол и ножом раздвигают ее через каждые два витка. Затем каждое двухвитковое звено последовательно отрезают кусачками, следя за тем, чтобы один конец витка находился точно против другого.

Собирать цепочку из одинарных звеньев удобно в такой последовательности. Разделите все заготовленные звенья на две части. Если вы, к примеру, заготовили тридцать колец, то пятнадцать из них нужно оставить разомкнутыми, а другие пятнадцать сомкнуть с помощью плоскогубцев так, чтобы торцы каждого кольца плотно прилегали друг к другу. Затем последовательно соедините каждым разомкнутым кольцом два сомкнутых. Так же в дальнейшем нужно будет собирать все другие виды цепочек, за исключением тех, которые состоят из спиральных звеньев. Такие цепочки собираются ввинчиванием одного звена в другое.

Продолговатые звенья якорных цепочек формуются на двух оправках. Оправки зажимаются в тисках так, чтобы между ними оставался зазор, в который можно было бы просунуть конец проволоки. Намотанную на оправку проволоку распиливают напильником или же отделяют каждое звено со снятой спирали кусачками. Простая цепочка из продолговатых звеньев собирается в той же последовательности, что и из круглых. Используя продолговатые звенья, можно изготовить и более сложную цепочку, напоминающую витую веревку. Но для этого каждое звено нужно предварительно согнуть под углом 90°. На рисунке показана линия, по которой нужно согнуть каждое звено. Звено зажимают плоскогубцами или в тисках и сгибают легкими ударами молотка.


Выразительный кружевной силуэт образуют цепочки, составленные из звеньев, имеющих форму восьмерки. Такие звенья тоже формуются на двух цилиндрических оправках, зажатых в тиски таким образом, чтобы между ними было расстояние, равное двум диаметрам проволоки. Просунув один конец между оправками, обогните проволоку вначале вокруг одной, а затем, просунув через зазор, вокруг другой оправки. В той же последовательности оправки обматываются проволокой до тех пор, пока не будет получена спираль достаточной длины. Каждое звено со снятой спирали отделяется кусачками.

Наиболее простую цепочку из таких звеньев собирают, соединяя их кольцами. Иным будет силуэт цепочки, если одну часть звена повернуть относительно другой под прямым углом с помощью плоскогубцев. Из восьмерок можно также собрать оригинальную плоскую цепочку, которая подойдет для браслета. Два кольца одной восьмерки последовательно соединяют с двумя кольцами другой. Полученную ажурную полоску уплотняют, слегка проковав ее молотком на наковальне.

Давно ушли в прошлое кольчуги, но способы их плетения до сих пор привлекают внимание мастеров. Из мелких колец собирают они пояса, браслеты, ожерелья и другие украшения, используя при этом старинные приемы кольчужного плетения, правда, несколько упрощенные. На изготовление кольчуги мастер затрачивал много труда и времени. Выкованную заранее проволоку он нарезал на небольшие равные куски, из которых затем сгибал кольца. Колец, естественно, должно было хватить на целую кольчугу. Половину заготовленных колец мастер сваривал наглухо. А каждое кольцо другой половины дополнительно обрабатывалось. Концы его слегка расплющивались на наковальне, и в них пробивались маленькие отверстия. При сборке кольчуги мастер сцеплял сплошные кольца разомкнутыми. Концы разомкнутого кольца сводились так, чтобы одно отверстие оказалось точно против другого. В отверстия вставлялась заклепка, которую мастер расплющивал молотком. В такой же последовательности соединялись все остальные кольца. Подобное соединение делало кольчугу очень прочной. Современных же мастеров прежде всего привлекает декоративность кольчужного плетения. Ведь украшения необязательно должны обладать той прочностью, которая нужна была кольчуге. Поэтому декоративные вещи изготавливают без сварки и клепки колец.

Чтобы сделать проволочный поясок с кольчужным плетением, заранее заготовьте кольца из стальной проволоки. На рисунке показана последовательность сборки пояса шириной в пять колец. В дощечку, расположенную под небольшим углом к плоскости стола, вбейте пять гвоздей и согните их в виде крючков. Расстояние между крючками должно быть равным ширине колец. Вначале соберите простую якорную цепочку из девяти звеньев-колец. Затем, пропуская по одному кольцу, навесьте пять колец цепочки на крючки. Два ряда цепочки готовы. Теперь приступайте к сборке третьего ряда, каждым новым кольцом сцепляя два кольца цепочки. Так же собирается четвертый, пятый и все последующие ряды.

Стальные цепочки всех видов можно после сборки воронить. Наиболее простой и распространенный способ воронения заключается в следующем. Цепочку раскаляют на огне докрасна и опускают в швейное или растительное масло. В масле металл приобретает глубокий иссиня-черный цвет. Потом маслу дают стечь и протирают цепочку чистой сухой тряпочкой.

О том, как придать изделиям из меди, латуни, стали различные тона, рассказано в главе "Гравировка".

Разные виды проволочного плетения можно удачно сочетать с другими декоративными материалами: костью, деревом, янтарем, поделочными камнями, металлом. Хорошо сочетаются обычные якорные цепочки с крученой проволокой. Кроме цепочек, из проволоки выгибают также и другие декоративные элементы, которые органично вплетаются в композицию художественного изделия.