Что расскажут о человеке его любимые фразы. Внутренняя речь человека

Поставленную грамотную речь многие считают талантом, который дается избранным и необходим лишь в некоторых сферах деятельности. На самом же деле задумываться над тем, как развить речь, стоит каждому. Ведь хорошая дикция заставляет прислушиваться к говорящему человеку и больше доверять его мнению. К тому же, подобное умение нередко способствует карьерному росту, в особенности, если для выполнения должностных обязанностей необходимо часто общаться с людьми.

Основные техники и упражнения для развития речи

Далее мы приведем наиболее эффективные упражнения, позволяющие улучшить дикцию. Четкая речь и хорошо поставленный голос – это результат долгой и упорной работы над собой. Поэтому выполнять данные упражнения необходимо регулярно, а не от случая к случаю, потому что только так вы добьетесь прогресса в развитии своей речи.

Разминка для артикуляционного аппарата

Настроить себя на четкость произношения перед выполнением любых упражнений, направленных на развитие дикции, помогут короткие разминки. Один из ее вариантов – крепко сжать зубами карандаш и произнести фразу, длиной приблизительно в 10-15 слов. После чего вынуть карандаш и эту же фразу произнести еще раз. Чтобы каждый раз не задумываться над выбором текста, при выполнении этого упражнения можно использовать любое стихотворение.

Помочь начать лучше говорить и укрепить мышцы органов, участвующих в речевом процессе, помогут также упражнения, направленные на улучшение их подвижности и точности. Ведь именно эти характеристики обязательны для развития дикции и качественного произношения звуков.

Как известно, наиболее подвижный орган артикуляции – это язык. Поэтому большая часть гимнастики связана именно с ним. Существует множество упражнений, регулярное выполнение которых избавит от необходимости задуматься над вопросом относительно того, как развить речь. Например, можно высунуть язык и пытаться дотянуться им вначале до подбородка, а потом до носа. Либо словно кистью плавными движениями рисовать линии от зубов к гортани.

Произнесение фраз с искусственно усложненной артикуляцией

Скороговорки для развития дикции считаются классическим вариантом тренировки. С их помощью можно в спокойной обстановке потренироваться в четкости произнесения разных согласных. Чтобы добиться отличных результатов, достаточно ежедневно выделять на занятия не меньше 5-10 минут. Однако для развития хорошей дикции есть одно важное правило: каждую фразу нужно произносить в медленном, среднем и очень быстром темпе.

Начинать тренировки можно с наиболее простых предложений, которые учат четко произносить один или два звука. К примеру, это могут быть:

  • Все бобры добры для своих бобрят.
  • Тощий, немощный Кощей, тащит ящик овощей.
  • Колотил Клим в один блин клин.
  • Гроза грозна, грозна гроза.
  • Бороною боронили поле неборонованное.
  • Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой.
  • На дворе трава, на траве дрова; не руби дрова на траве двора.
  • У села ли села лиса, у опушки ли леса.
  • Перепись переписала трижды переписанные результаты переписи.
  • Есть и более сложные фразы, которые помогают понять, как научиться говорить четко и быстро слова, в которых отрабатывается произношение двух и более звуков в непростых сочетаниях:

    • Говорил говорун говорунам: «говорил, не говори говоруну, что говорун заговорил», у говоруна говорилка говоривалка. Заговорил говорун, и глотка говоруна слегка заговорилась, и тут говорун говорит напоследок: «хватит говорить говорун говорилкин».
    • Говорил командир про полковника и про полковницу,про подполковника и про подполковницу, про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу, про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика, а про подпрапорщицу молчал.
    • На дворе дрова, за двором дрова, под двором дрова, над двором дрова, дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вмещает двор дров! Наверно, выдворим дрова с вашего двора обратно на дровяной двор.
    • Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, перевыкалпоковать, переколпаковать.
    • Ужа ужалила ужица. Ужу с ужицей не ужиться. Уж от ужаса стал уже - ужа ужица съест на ужин и скажет: «Начинай сначала».

    Произнесение скороговорок

    Существуют также специальные скороговорки для развития дикции и устранения проблем с произношением определенных звуков. Хороший способ разобраться, что именно нужно будет исправлять – послушать собственную речь со стороны. После того, как проблемы будут выявлены, можно приступать к работе над развитием дикции.

    Для начала нужно научиться произносить изолированный звук правильно. Потом необходимо добиться разграничения в речи похожих звуков, например, «с» и «ш» или «р» и «л». Существенной помощью в том, чтобы исправить свою речь, может стать произнесение специальных фраз, например:

    • Лара играла на лире.
    • Шли сорок мышей, нашли сорок грошей, а две мыши поплоше нашли по два гроша.
    • Регулировщик лигуриец регулировал в Лигурии.
    • Казак с шашкой скакал к Сашке играть в шашки.
    • Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Бредут бобры в сыры боры. Бобры храбры, а для бобрят добры.
    • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа тупа.
    • Был баран белокрыл, Всех баранов перебелокрылил.
    • Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.

    Переходить к работе над следующим звуком стоит только после того, как добьетесь правильного произношения первого звука.

    Чтение вслух

    Кроме проговаривания скороговорок для развития дикции полезно также читать вслух. Хорошим стимулом может стать запись голоса на диктофон. Мало кто, услышав свою речь, не захочет ее улучшить. Читая отрезки из книг и делая аудиозапись можно отрабатывать произношение до тех пор, пока оно не станет практически идеальным.

    Как научиться говорить, чтобы вас действительно было приятно и интересно слушать? При чтении вслух не допускайте монотонности, и меняйте интонации. Кроме того стоит изменять громкость и скорость чтения, научиться выделять паузами наиболее важные моменты. Но при этом контролируйте свою речь, чтобы подобные паузы были уместными и не слишком затянутыми.

    Также не стоит упускать из виду, что окружающими лучше всего воспринимается спокойный и уверенный голос. Будет ли он таким, во многом зависит от настроения и внутреннего состояния человека, его умения контролировать эмоции. Однако, занимаясь развитием дикции, можно научиться говорить спокойно и убедительно. К примеру, почему бы не представить себя политиком и не рассказать о состоянии экономики в стране, сидя перед зеркалом?

    Пополнение словарного запаса

    Еще один важный аспект, который нужно учитывать – необходимость постоянного интеллектуального развития и пополнения словарного запаса. Хорошо развитый человек в любой ситуации может поддержать беседу и найти подходящие слова. Чтобы стать именно таким, стоит больше читать, чаще разгадывать кроссворды и посещать различные тренинги по .

    Если будете ежедневно уделять даже несколько минут для работы над улучшением дикции, уже через несколько месяцев вы начнете хорошо говорить, а сам голос преобразиться до неузнаваемости. При этом все приложенные усилия, несомненно, со временем будут вознаграждены.

    Тренировка диафрагмы

    В вопросе относительно того, как поставить речь, очень важным аспектом является умение контролировать дыхание. Без него текст может прерываться паузами и вдохами в тех местах, где это нарушает его смысл или ухудшает эмоциональность. В результате речь станет обрывистой, а смысл сказанного воспринимается хуже.

    Поэтому одним из первых упражнений по развитию дикции должны стать тренировки для выработки правильного дыхания:

    • Расставьте ноги на ширине плеч, выпрямите позвоночник, одну руку положите на грудную клетку, а вторую на живот. Вдыхая носом, выдвигайте живот вперед. После чего спокойно выдыхайте воздух через небольшое отверстие в губах, возвращая грудную клетку и живот в исходное положение.
    • Чтобы со временем начать лучше говорить, можно усложнить упражнение. Для этого попробуйте поддерживать правильное дыхание и при этом ходить, заниматься бегом не месте, имитировать колку дров или подметание пола.
    • Улучшить развитие дикции можно и с помощью следующего упражнения. Для начала спокойно вдохните, а на выдохе как можно дольше тяните любую гласную букву. Когда продержать гласную сможете больше 25 секунд – пробуйте менять тональность голоса.

    Основные причины проблем с речью

    Невозможно добиться положительных результатов в развитии дикции, если не разобраться в причинах нарушений речи. Лишь изредка они связаны с проблемами со здоровьем и развиваются, к примеру, из-за аномального строения челюсти или короткой уздечки языка.

    У многих людей проблемы с речью спровоцированы неправильным произношением свистящих и шипящих звуков, а также отсутствием звуков «Л» или «Р», либо нарушением их произношения. Может быть причиной и ослабленный артикуляционный аппарат.

    Даже если человек умеет хорошо говорить, правильно произнося все звуки, в особо значимых ситуациях его речь может стать смазанной и нечеткой. Ведь при произношении слов артикуляционному аппарату необходимо очень быстро переключаться от одного движения к другому. Достигается же это только при активной и интенсивной работе мышц, которые необходимо тренировать, к примеру, регулярно проговаривая скороговорки для дикции.

    Однако главной причиной невнятной, тихой речи является застенчивость человека и отсутствие уверенности в собственных силах. В такой ситуации развитие дикции – проблема второстепенная. Прежде всего, необходима работа над собственным характером и борьба с комплексами.

    Встретив человека по одежке, следующую оценку мы даем ему по его словам. Речь о многом может рассказать и помогает определить характер человека. Умение говорить и слушать изучают во всех бизнес-школах. Даже в криминальном мире, чтобы жить «по понятиям», нужно уметь контролировать свою речь. Там очень трепетно относятся к высказыванию Будды о том, что слово может убить.

    Но не все в нашей речи подвластно контролю. Язык, порой, как помело, выдает наружу то, что мы даже не успеваем прежде обдумать. В такие моменты одна реплика, совершенно безобидная, иногда даже ничего не значащая, может рассказать о характере человека очень много.

    Но зачастую мы пропускаем мимо ушей такой полезный для изучения характеров наших партнеров материал. Поэтому, продолжая делиться с вами знаниями о разных типах человеческих характеров, сегодня мы расскажем об особенностях речи каждого из десяти эннеатипов.

    Напомним, что таких типов существует десять, они называются эннеатипами. И любой человек обладает качествами и талантами одного из них. Эти качества проявляются в нас неосознанно, как бы сами по себе. В речи - это скорость, громкость и способ изложения мысли, а также некие речевые обороты, по которым мы можем прочитать скрытую сущность человека.

    Эти обороты принимают форму емких риторических фраз или шуток. Не замечая этого, человек по привычке, не осознанно, очень часто их использует в своей речи. И всего за несколько секунд, если мы обратим на них внимание, они расскажут нам о партнере больше, чем психологические тесты, анкеты, и даже годы совместной жизни или работы.

    Первый эннеатип. Вообще Единицы любят уединение и разговоры для них - это целое испытание. Поэтому их речь, интонации и жесты - сухи и скупы. Но разговаривают Единицы быстро. Складывается впечатление, что они сразу желают рассказать все самое важное, чтобы быстрей замолчать и больше не привлекать к себе внимания. Поэтому и мысль Единицы излагают лаконично и четко, избегая лирики, передавая только суть.

    Они лучше других знают, как не должно быть, поэтому, выражая свои мысли, в речи часто используют частицу «не». Врожденный негативизм Единиц усугубляется их любовью к английскому юмору и сарказму. Вот фразы, по которым вы можете понять, что имеете дело с Единицей:

    - У меня день рождения, слава Богу, никто не пришел.

    - Хотите сделать меня счастливым - оставьте в покое.

    - Лучшая в мире компания - это я сам.

    - Он молчит. Я молчу. Нам хорошо вместе. Мы понимаем друг друга.

    - Давайте перейдем к делу.

    - Все и так понятно.

    - Краткость - сестра таланта.

    - Молчание - золото.

    - Суета нужна только при ловле блох.

    - К сожалению, я перфекционист.

    Второй эннеатип. Двойки любят поговорить. О чем? Да хотя бы и о себе! Если на стандартном уровне мышления это будет пустая болтовня и сплетни, то на индивидуальном и гениальном, можно рассчитывать на высокохудожественные импровизации.

    Скорость их речи - очень быстрая, темп - энергичный, громкость - высокая, поэтому часто Двоек называют болтунами и болтушками. В диалоге с вами 90% информации будет поступать именно от Двойки. Вам остается просто молчать, поддакивать и изредка задавать вопросы. Вот типичные фразы, которые можно услышать от представителя второго эннеатипа:

    - У меня есть еще и такой вариант.

    - Давайте набросаем несколько идей и выберем лучшую.

    - Послушай, что я придумал.

    - Посмотри, как я умею.

    - Ты меня любишь? Я тебя люблю.

    - Выбери, что тебе больше нравится.

    - Я нашел лучшее решение.

    - Давай быстро пробежимся по тем вариантам, которые придумали.

    - Что я могу для тебя сделать?

    - Я здесь нужен?

    - Спасибо, я справлюсь сам.

    - У меня все в порядке! Лучше всех!

    Третий эннеатип. Особенностью Троек является их врожденное стремление изображать других. Поэтому, копируя тот или иной образ, они в точности будут передавать жесты, мимику, стиль одежды, и особенности речи «оригинала».

    Но именно в речи они себя ведут как истинные Тройки, когда прямо или косвенно говорят лишь о себе. Даже если Тройка научится прятать выпирающее слово «я» и начнет говорить о деле своей жизни, то будьте уверены: это дело является частью его «я». Стив Джобс, классическая Тройка, вряд ли случайно назвал свои творения iPhone и iPad.

    И еще Тройки часто говорят о том, как важно выглядеть на все сто. Для них образ - это все. Вот типичные фразы, которые можно услышать от Троек, в каком бы образе они в данный момент не находились:

    - Кто на свете всех милее, всех румяней и белее?

    - Я - само совершенство.

    - Лучше купить одну пару хороших туфель, чем три пары плохих.

    - Встречают по одежке.

    - Они не достойны меня и не способны оценить меня по достоинству.

    - Я достоин лучшего.

    - У меня все прекрасно. Что нужно сделать, чтобы было еще лучше?

    - Как я сейчас выгляжу?

    - Я выбираю только лучшее.

    - Главное, чтобы костюмчик сидел.

    - Самое важное в обществе - это правильно себя подать.

    Четвертый эннеатип. При общении с Четверками у вас может возникнуть ощущение, что они как бы находятся не здесь, хотя сидят напротив вас и выглядят так, будто внимательно слушают. Заметив это, попытайтесь предположить и почувствовать, где находится в этот момент их внимание.

    Если оно в процессе наблюдения за тенью, войдите в эту игру. Например, протяните руку их тени и поздоровайтесь. Или сделайте необычный жест, который изменит фигуру вашей тени, после чего на мгновение остановитесь, обратив внимание на собственную тень. Четверка обязательно оценит ваш ход. Это произойдет потому, что вы заговорили с ней на ее языке.

    Своего собеседника Четверки обезоруживают интонациями своего голоса. Их бархатный тон как бы обволакивает вас изнутри и пронзает в самое сердце искренностью и естественностью. Говорят Четверки не торопясь, мысли излагают путанно, перескакивают с одного на другое, теряют нить, начинают все сначала. Вот стандартные реплики, по которым вы можете узнать в человеке Четверку:

    - Все, что ни случается - к лучшему.

    - У меня тоже получится!

    - А что?

    - Все гениальное просто. Но просто - не значит примитивно.

    - Обыденное мне чуждо.

    - Бог дал - Бог взял.

    - Почему бы не попробовать это?

    - У него это получилось, потому что он умнее, смелее, красивее, удачливее.

    - Как бы я хотел быть таким, как ты! Я тоже буду таким и даже лучше!

    - Я всех люблю.

    - Эврика!

    Пятый эннеатип. Пятерки разговаривают, как и ходят, четко, громко и ритмично, помогая себе всем телом. Смотреть предпочитают прямо собеседнику в глаза, чтобы, в случае чего, уличить его в неискренности или обмане. Мысли и чувства обычно выражают просто и прямо, говорят, что думают.

    Имеют своеобразное чувство юмора, как бы с задержкой: смеются над шуткой обычно последними, иногда на следующий день. Вот обычные фразы, по которым вы можете узнать классическую Пятерку:

    - Давайте взвесим все варианты.

    - Решения не должны основываться на голом энтузиазме.

    - Я знаю, что ничего не знаю.

    - Семь раз отмерь, один отрежь.

    - Доверяю только серьезным, вдумчивым и глубоко мыслящим людям.

    - Почему?

    - Возможно ли это? Конечно, возможно, если не исключено.

    - Сравните и взвесьте все «за» и «против».

    - Быть или не быть?

    Шестой эннеатип. Главное отличие Шестерок - упор на логику. Поэтому свои мысли Шестерки излагают четко, внятно, логично и лаконично, без лишней лирики и эмоций.

    Шестерки раскладывают окружающий мир по принципу «причина-следствие» и способны создавать длинные и разветвленные цепочки умозаключений, что, отражается и в их способе излагать. Логики умеют думать, рассуждать и говорить последовательно и непротиворечиво. Очень часто от классической Шестерки вы можете услышать такие выражения:

    - Кто? Что? Где? Когда? Почему? Как? Зачем?

    - Исключения нарушают правила .

    - Чтобы быть незаменимым, нужно все время меняться.

    - Во всем надо искать логику. Где ее недостает, надо подозревать обман.

    - Эмоции - ложка дегтя, пустяк, который все портит!

    - Чем труднее, тем интересней.

    - К вершине - шаг за шагом, или «Как съесть слона?»

    - Если меч тебе понадобится всего раз, носи его всегда.

    - Я уважаю ваше мнение обо мне. Но мне на него наплевать.

    - Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений.

    Седьмой эннеатип. Вальяжные, спокойные и неторопливые, Семерки всегда видны и слышны, даже в огромной и шумной компании. Они громко произносят все: спичи, тосты, шутки, комплименты. При этом могут нагрубить и нахамить, если социальный статус собеседника ниже «королевского», к которому Семерки относят, конечно же, себя.

    Зачастую в их интонациях вы услышите покровительствующие или снисходительные нотки. Вот реплики, по которым вы легко в человеке узнаете Семерку:

    - Приятно познакомиться. Царь.

    - Гулять, так гулять!

    - Жизнь должна приносить удовольствие, только тогда она имеет смысл.

    - Делу - время, потехе я посвятил последние полгода!

    - Покажите мне проблему, я найду в ней возможность.

    - Меня не обязательно любить. Достаточно просто кланяться при встрече.

    - Быстрей под папочкино крылышко!

    - Я памятник воздвиг себе!

    - Слово дал, слово забрал.

    - Лень - двигатель прогресса.

    - Все, что ты можешь вообразить, реально.

    - Ложь успевает обойти полмира, пока правда надевает штаны.

    - Ситуацию мало уметь использовать, ее надо уметь создавать.

    Восьмой эннеатип. Говорят Восьмерки громко, мысль излагают кратко и четко, как будто руководят вами, даже если вы познакомились всего пару минут назад. Стиль их общения сухой и лаконичный. Их речь структурирована и напоминает пункты плана. А если все идет не так, как хотят Восьмерки, ждите придирок, провокаций и раздражения.

    Восьмерки не боятся открытых споров и конфликтов. При этом с ними можно договориться: поспорить и отстоять свою позицию, что делает общение с ними продуктивным и конструктивным. Но никакой романтики, чувств и слез в общении с Восьмерками вы не заметите. Чувства - признак слабости, а хороший босс не может быть слабым. Часто Восьмерки выдают себя следующими репликами:

    - Если не я, то кто же?

    - Не существует неспособных людей.

    - Мистер Фикс, у вас есть план?

    - Я знаю, чем все это закончится.

    - Должно быть все сделано, как я решил.

    - Отдыхать будем на кладбище.

    - На войне все средства хороши.

    - В споре рождается истина.

    - Докажи, что ты сильный.

    - Я всегда контролирую все.

    - Строг, но справедлив.

    Девятый эннеатип. Девятки созерцательны, медлительны и ленивы, не терпят суеты, болтливости и торопливости. Поэтому и сами говорят мало и медленно, негромко, как бы, не желая сильно напрягаться. При этом часто забывают упомянуть, казалось бы, важные подробности, детали, нюансы. Но это лишь особенность их способа мыслить абстрактно. Им нужна общая картина, общее впечатление. Детали для Девяток - неважны.

    Им проще понять и сформулировать, чего они не хотят, с чем они не согласны. Поэтому отрицательная частица «не» их постоянный спутник в способе выразить свои мысли. Подчёркивает негативизм натуры Девяток и их склонность к черному юмору и сарказму. А вот и фразы, которые могли бы стать девизом на гербе любой Девятки:

    - Бесит, когда ты лежишь на софе и занимаешься созерцанием окружающего мира, а тебя называют бездельником.

    - Что мне нужно сделать сейчас, чтобы потом я мог спокойно расслабиться?

    - Ребята, давайте жить дружно!

    - Вам что-то не нравится? Это ваша проблема.

    - Весь мир - спектакль, а я в нем - зритель.

    - Всегда оставайся собой!

    - Я плыву по течению.

    - Все считают меня неконфликтным человеком. Но они не знают, что мне просто лень отвечать на тупость некоторых людей.

    - Упрямство - дорога к успеху.

    - Главное - не выдохнуться на разминке.

    - Мне ничего не надо.

    - Не сейчас. Потом как-нибудь.

    - Мне все равно.

    Десятый эннеатип. Десятки знают, что не бытие определяет сознание, а наоборот. Поэтому на первом месте у них всегда чувства, идеи, мысли и энергии. Десятки говорят энергично и быстро, как бы желая не отстать от своих идей и фантазий, излагают мысли путанно и эмоционально, те кажутся невероятными или непонятными.

    Тем не менее, они, как магниты, притягивают к себе других людей. Реплики и фразы, по которым вы безошибочно узнаете в человеке Девятку:

    - Я не такой, как все!

    - У меня хотя бы была мечта.

    - Вы никогда не угадаете, сколько мне лет!

    - Мир прекрасен! О Боже! Какая красота!

    - Интуиция - наше всё!

    - Делать нужно только то, что приносит счастье.

    - Эпатаж - это я.

    - Взрослые не умеют радоваться жизни. Поэтому я - большой ребенок.

    - Что угодно, только не рамки.

    - Я не боюсь ничего, кроме предательства.

    - Я верю в чудеса, магию и волшебство.

    - У меня табу на грустных и скучных.

    - Перепады настроения - это так гадко… это так здорово… это так ужасно… это так забавно!

    И помните, что приведенные фразы - всего лишь обобщения. В каждом конкретном случае они могут быть выражены другими словами. Но смысл останется тот же.

    Приятных вам открытий после внимательного «прислушивания»!

    1. Наименование и область использования
    1.1. Наименование дисциплины – Психофизиология

    1.2. Условное обозначение программы – РП

    1.3. Шифр специальности – 0303010.65

    1.4. Номер дисциплины в учебном плане - ОПД.Ф.18

    1.5. Аббревиатура кафедры – ОП

    1.6. Год разработки - 2010

    2. ОСНОВАНИЕ

    2.1. Программа курса составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта ВПО по специальности 030301.65 «Психология» по циклу общеобразовательных дисциплин (ЕН. Ф. 04) от 17 марта 2000 г..

    2.2. Утвержденные учебные планы специальности 030301.65 «Психология» в соответствии с ГОС ВПО – 2000.

    2.3. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования, к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и ее максимальному объему.

    2.4. Общероссийский классификатор специальностей по образованию ОК 009 - 2003. М., 2004.

    2.5. Стандарт АГТУ 02-2000.
    ^ 3. ЦЕЛЬ И НАЗНАЧЕНИЕ

    Цель курса:

    Обеспечить фундаментальную подготовку высокоспециализированных специалистов, обладающих глубокими и разносторонними знаниями о нейробиологических основах психических явлений, процессов и состояний, включая высшие психические функции и сознание; ознакомить с современными методами психофизиологического исследования и прикладными направлениями в области психофизиологии; предоставить необходимые знания для научно-исследовательской и научно-педагогической работы.

    ^ Задачи курса :


    • дать будущему специалисту-психологу необходимые фундаментальные знания о мозговых механизмах психики и поведения, формирующие представления о психике как системном явлении, представленном на субъективном, нейрофизиологическом и молекулярно-генетическом уровнях;

    • ознакомить с принципами психофизиологического исследования, с современном состоянием знаний в области механизмов кодирования и декодирования информации, психофизиологии сенсорных процессов, памяти и научения, эмоций и функциональных состояний, программирования и исполнения двигательных актов, мозговых механизмов речевой деятельности и мышления.
    4. ИСТОЧНИКИ

    4.1. Стандарт АГТУ 01.1-2003 «Система вузовской документации. Основные положения».

    4.2. ГОС ВПО. Общие требования к структуре высшего профессионального образования к условиям их реализации, к нормативам учебной нагрузки обучающихся и максимальному объему.

    4.3.ГОС ВПО. Классификатор направлений и специальностей высшего профессионального образования.

    4.4. Учебные планы специальности 030501 «Психология».

    5. ТРЕБОВАНИЯ
    В целом курс “Психофизиология» носит основополагающий научный характер и построен таким образом, чтобы ввести в сознание студентов необходимые базовые понятия для формирования представлений о строении и функционировании человеческой психики.

    Студенты должны

    Знать:


    • знать принципы и современные методы психофизиологического исследования: полиграфии, электроэнцефалографии (ЭЭГ), магнитоэнцефалографии (МЭГ), позитронной эмиссионной томографии (ПЭТ), функциональной магнитно-резонансовой томографии мозга (МРТ);

    • знать методы интеграции данных ЭЭГ и МЭГ со структурной функциональной МРТ, а также ЭЭГ – данных с психофизикой;
    - знать нейрофизиологические особенности психических функций, обусловленные полом, возрастом и личностными свойствами;

    Уметь:

    Анализировать нейрофизиологические показатели сна и бодрствования, сенсорных и моторных реакций, внимания, памяти и речевых функций.


    • анализировать процессы переработки информации, включая нейронный уровень, связав их с нейрофизиологической основой психических процессов (внимания, восприятия, памяти, эмоций, движений, мышления, речи) и целенаправленного поведения.
    Владеть:

    Терминологией, принятой в психологии и биологии;

    Методами сбора нейрофизиологической информации и ее анализа, в том числе регистрацией электроэнцефалограммы и тестирования функциональной асимметрии полушарий;

    6. Содержание

    6.1. Тематический план


    Наименование

    темы


    Кол-во

    час.


    1

    3

    Принципы переработки информации в центральной нервной системе.

    Психофизиология сенсорных процессов. Психофизиология движений, памяти, обучения. Психофизиология функциональных состояний


    2

    Психофизиология ориентировочно-исследовательской деятельности и принятия решения. Психофизиология высших психических функций. Когнитивная психофизиология. Прикладная психофизиология

    2

    Методы психофизиологического исследования. Системная психофизиология. Психофизиология индивидуальных различий

    2

    6

    ^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
    Тест контроля остаточных знаний студентов по дисциплине «Психофизиология»
    Тема 1. Предмет, задачи и методы психофизиологии
    1. Укажите основную цель курса "Психофизиология".

    Цель курса - познакомить студентов с:

    а) морфо-функциональной организацией мозга;

    б) с физиологическими основами психических процессов и поведения;

    в) с основными принципами мозговой деятельности;

    г) закономерностями формирования психики в онтогенезе;

    д) закономерностями формирования психики в филогенезе.
    ^ 2. Какой из перечисленных ритмов ЭЭГ соответствует активному бодрствованию?

    а) альфа-ритм;

    б) бета-ритм;

    в) гамма-ритм;

    г) тета-ритм;

    д) дельта-ритм.
    ^ 3. С какой целью в психофизиологии используют метод навязывания ритма?

    a) определение фокуса максимальной активности;

    б) регистрация суммарной биоэлектрической активности мозга;

    в) определение нарушения кровообращения мозга;

    г) определение умственной работоспособности;

    д) оценка уровня внимания.
    ^ 4. С какой целью используется метод регистрации КГР?

    а) оценки уровня непроизвольного внимания;

    б) оценки уровня произвольного внимания;

    в) оценки уровня эмоционального напряжения:

    г) оценки кратковременной памяти;

    д) оценки агрессивности.
    5. ^ Каково основное преимущество психофизиологических исследований в модельных опытах на животных?

    а) возможность проведения серийных исследований;

    б) непосредственное наблюдение за поведением;

    в) применение объективных электрофизиологических методов;

    г) возможность активно влиять на функциональное состояние различных мозговых структур;

    д) возможность проведения лонгитюдных исследований.

    Тема 6. Психофизиология памяти

    1. Индивидуальная память - это:

    а) восприятие информации,

    б) переработка информации;

    в) хранение информации,

    г) воспроизведение информации;

    д) восприятие, переработка, хранение и воспроизведение информации.
    ^ 2. Для большинства людей ведущей является:

    а) зрительная память;

    б) слуховая;

    в) словесно-логическая;

    г) смешанная;

    д) эмоциональная.
    ^ 3. В основе кратковременной памяти лежат:

    а) изменения в синапсах;

    б) изменение синтеза белка;

    в) изменение количества РНК в мозге;

    г) изменение количества ДНК в мозге;

    д) синтез нейропептидов.
    ^ 4. Синоптические теории памяти предполагают:

    а) увеличение количества синапсов при обучении;

    б) изменения морфо-функциональной организации синапсов;

    в) смена медиатора в везикулах;

    г) подавление тормозных синапсов;

    д) подавление дофаминовых нейронов.
    ^ 5. Ухудшение с возрастом памяти связано в основном:

    а) структурными изменениями мозга;

    б) уменьшение массы мозга;

    в) гибелью нейронов;

    г) нарушением кровоснабжения мозга в результате атеросклероза;

    д) уменьшением потока новой информации.
    Тема 7. Внимание и ориентировочная реакция

    ^ 1. Где расположены центры зрительной ориентировочной реакции?

    а) в коре больших полушарий;

    б) в коре мозжечка;

    в) в подкорковых ядрах;

    г) в верхних буграх четверохолмия;

    д) в нижних буграх четверохолмия.
    ^ 2. Где расположены центры слуховой ориентировочной реакции?

    а) во внутреннем ухе;

    б) в верхних буграх четверохолмия;

    в) в нижних буграх четверохолмия;

    г) в височной коре;

    д) в теменной коре.
    ^ 3. При каких условиях возникает депрессия альфа-ритма?

    а) при действии нового раздражителя;

    б) при повторных действиях раздражителя;

    в) во время сна,

    г) во время сноведений;

    д) при полном покое.
    ^ 4. В дошкольном периоде?

    а) непроизвольное внимание отсутствует;

    б) произвольное внимание отсутствует;

    в) непроизвольное внимание преобладает над произвольным;

    г) произвольное внимание преобладает над непроизвольным;

    д) произвольное и непроизвольное внимание развиты в равной степени.
    ^ 5. Какая из перечисленных структур мозга обуславливает процесс внимания?

    а) гиппокамп;

    б) гипоталамус;

    в) миндалина;

    г) обонятельная луковица; е) полосатое тело.
    Тема 8. Психофизиология эмоций

    1. Первые эмоциональные реакции ребенка связаны качеством удовлетворения:

    а) биологических потребностей;

    б) познавательной деятельностью;

    в) развитием двигательной активности;

    г) игровой деятельностью;

    д) социальных потребностей.
    ^ 2. Укажите из перечисленных смешанную эмоцию:

    а) радость;

    г) гнев.
    3. В чем основное биологическое значение эмоций?

    а) оценка биологической значимости раздражителей;

    б) средство коммуникации;

    в) улучшение памяти;

    г) активизируют внимание;

    д) бесполезны для организма.
    ^ 4. Какие стриктуры мозга рассматриваются в качестве морфологического субстрата эмоций?

    а) специфические проводящие пути;

    б) ганглии;

    в) ретикулярная формация;

    г) лимбическая система;

    д) комиссуаральные волокна.
    5. ^ Какой из факторов оказывает большое влияние на подавление трусости?

    а) физическая депривация;

    б) психическая депривация;

    в) сенсорно обогащенная среда;

    г) стресс;

    д) материальное благополучие.
    Тема 9. Речевая деятельность

    1. Дайте определение речи (языка).

    а) система знаков;

    б) система символов;

    в) система знаков или символов;

    г) сигналы сигналов;

    д) система сигналов, подчиненных грамматическим правилам.
    ^ 2. Наибольшее отличие языка человека от "языка животных".

    а) множественность языков и наречий;

    б) множественность функций;

    в) богатый звуковой репертуар;

    г) высокая степень абстракции;

    д) наличие письменной и устной речи.
    ^ 3. У большинства людей ведущим по речи является:

    а) правое полушарие;

    б) левое полушарие.
    4. Центр Вернике расположен в коре:

    а) лобной левого полушария;

    б) лобной правого полушария;

    в) височной левого полушария;

    г) височной правого полушария;

    д) теменной левого полушария.
    5. ^ Центр Брака - это центр:

    а) моторной речи;

    б) сенсорной речи;

    в) расположен в теменно-затылочной доле левого полушария;

    г) расположен в височной доле левого полушария;

    д) его локализация определяется национальностью человека.
    Тема 9. Психофизиология мыслительной деятельности

    1. Сознание как восприятие окружающей среды характерно:

    а) только для животных;

    б) только для человека;

    в) и для животных, и для человека.
    2. Сознание как восприятие окружающей среды связано:

    а) с продолговатым мозгом;

    б) Вариолиевым мостом;

    в) средним мозгом;

    г) промежуточным мозгом;

    д) корой полушарий;
    ^ 3. Сознание как восприятие собственного "я"характерно:

    а) ля всех высших позвоночных животных;

    б) для приматов;

    в) для человекообразных обезьян;

    г) для человекообразных обезьян и человека;

    д) только для человека.
    ^ 4. Сознание как восприятие собственного "я" связано с:

    а) продолговатым мозгом;

    б) Вариолиевым мостом;

    в) средним мозгом;

    г) промежуточным мозгом;

    д) корой полушарий большого мозга.
    ^ 5. Какое из определений наиболее адекватно понятию "мышление"?

    а) рекомбинация ранее выработанных условных рефлексов;

    б) выработка новых условных рефлексов;

    в) решение новых задач в проблемной ситуации;

    г) сочетание индивидуального опыта с опытом историческим;

    д) интуиция.
    ^ Вопросы к зачету по ДИСЦИПЛИНЕ «Психофизиология».


    1. Цель и задачи психофизиологии. Объект исследования.

    2. Развитие психофизиологии в нашей стране и за рубежом (В.Вундт, Б.Гудвин, Д.Хебб, Б.М.Теплов, В.Д. Небылицын).

    3. Характеристика основных отраслей психофизиологии.

    4. Место психофизиологии среди других отраслей научных знаний.

    5. Методы психофизиологических исследований. ЭЭГ.

    6. Методы психофизиологических исследований. Электромиография, электропроводность кожи, электроокулография.

    7. Строение и функции нейрона.

    8. Принципы передачи и переработки информации в ЦНС.

    9. Учение о функциональных системах П.К.Анохина.

    10. Узловые механизмы функциональных систем.

    11. Формирование целостного поведенческого акта.

    12. Понятие о сенсорных системах, свойства сенсорных систем.

    13. Виды анализаторов.

    14. Особенности кодирования в сенсорных клетках.

    15. Адаптация сенсорных систем, виды адаптации.

    16. Взаимодействие сенсорных систем. Системное распознование образов.

    17. Общие сведения о мышечной системе.

    18. Двигательный навык, его формирование и автоматизация.

    19. Центральный аппарат управления движениями.

    20. Характеристика основных типов движения: сохранение позы и равновесия, локомоция, произвольные движения.

    21. Уровни двигательных реакций (палеокинетический, синергизм и штампы, пространственное поле).

    22. Виды биологической памяти.

    23. Механизмы кратковременной памяти.

    24. Механизмы долговременной памяти.

    25. Роль памяти и научения в процессе адаптации человека.

    26. Методы изучения памяти.

    27. Психофизиологичекие аспекты внимания.

    28. Виды внимания.

    29. Модели внимания Бродбента, Дойча.

    30. Теория фильтрации внимания.

    31. Основные показатели внимания. Проблемы исследования внимания.

    32. Значение эмоций в жизнедеятельности организма.

    33. Теории эмоций.

    34. Морфо-функциональные основы эмоций.

    35. Роль вегетативных реакций в реализации эмоций.

    36. Участие эмоций в компенсаторно-приспособительных реакциях организма.

    37. Понятие функционального состояния.

    38. Основные компоненты функционального состояния человека.

    39. Основные виды функциональных состояний.

    40. Проблема разработки и использования методов оценки, прогнозирования и оптимизации функциональных состояний человека.

    41. Ориентировочный рефлекс, его сущность. Значение в исследовательской деятельности.

    42. Механизмы ориентировочных рефлексов.

    43. Основные концепции сознания.

    44. Нейрональные механизмы мыслительной деятельности.

    45. Концепция коммуникативной природы сознания (П.В.Симонов). Нейронные механизмы.

    46. Дифференциальная психология. Предмет, цели, задачи, объекты исследования.

    47. Интегральная индивидуальность и ее структура.

    48. Биологические основы личностных черт, характеристика темпераментальных свойств.

    49. Психофизиологические компоненты работоспособности. Их характеристика.

    50. Психофизиология профессионального отбора и профессиональной пригодности.

    Основные источники:


    1. Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. - 3-е изд., доп. и перераб. - СПб. : Питер, 2007. - 464с. : ил. - (Учебник для вузов). - ISBN 978-5-94723-732-0.

    2. Данилова Н.Н. Психофизиология: учебник для вузов / Н. Н. Данилова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 368с. - ISBN 978-5-7567-0220-0.

    3. Никуленко Т.Г. Возрастная физиология и психофизиология / Т. Г. Никуленко. - Ростов-на/Д. : Феникс, 2007. - 410с. - (Высшее образование). - ISBN 978-5-222-10990-8

    4. Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. - М., 1978.

    5. Бехтерева Н.П. Нейрофизиологические аспекты психической деятельности человека. Л.: Наука, 1981.

    6. Бернштейн Н. А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности. - М., 1966.

    7. Греченко Т.Н. Психофизиология: Учебное пособие. М.: Гардарика, 1999.

    8. Гудвин Б. Временная организация клетки. - М., 1986.

    9. Дамазиу А.З., Дамазиу А. Мозг и речь // В мире науки. 1992. № 11-12.

    10. Данилова Н.Н. Психофизиология. - М., 1998.

    11. Данилова Н.Н. Функциональные состояния: механизмы и диагностика. - М., 1985.

    12. Данилова Н.Н. Психофизиологическая диагностика функциональных состояний: Учебное пособие. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992.

    13. Иваницкий А.М., Стрелец В.Б., Корсаков И.А. Информационные процессы мозга и психическая деятельность. - М., 1984.

    14. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М., 1986.

    15. Мерлин В.С. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. - М., 1997.

    16. Основы психофизиологии/ Под ред. Александрова Ю.Б. -М.,1998.
    17. Психофизиология: Учебник для вузов / Отв. ред Ю.И.Александров. СПб.: Питер, 2001.

    18. Русалов В.М. Биологические основы индивидуальных различий. - М, 1979.

    19.Русалов В.М. Программа дисциплины "Дифференциальная психофизиология"/Программы дисциплин по типовому учебному плану специальности 02.04. Психология (практическая). - М., МГУ, 1991.

    ^

    Дополнительная литература


    1. Ашмарин И.П. Молекулярные механизмы памяти // Механизмы памяти. Л.: Наука, 1987

    2. Иваницкий A.M. Синтез информации в ключевых отделах коры как основа субъективных переживаний // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1997. Т. 47. Вып. 2.

    3. Красота и мозг. Биологические основы эстетики / Под ред. И.Ренчлера, Б.Хенцбергер, Д.Эпстайна. М.: Мир, 1995.

    4. Маунткасл В. Организационный принцип функционирования мозга - элементарный модуль и распределенная система // ЭделъманДж., Маунткасл В. Разумный мозг. М.: Мир, 1981.

    5. Наатанен Р. Внимание и функции мозга. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1998.

    6. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1985.

    7. Симонов П.В. Эмоциональный мозг. - М., 1987.

    8. Соколов Е.Н. Нейронные механизмы памяти и обучения. - М.,1981.

    9. Соколов Е.Н. Проблема гештальта в нейробиологии // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1996. Т. 46. Вып. 2.

    10. Соколов Е.Н. Принцип векторного кодирования в психофизиологии // Вести. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. 1995. № 4.

    11. Соколов Е.Н. Перцептивный, мнемический и семантический уровни субъективного отображения // Журнал высшей нервной деятельности им. И.П.Павлова. 1993. Т. 43. Вып. 2.

    12. Уолтер I. Живой мозг. М.: Мир, 1966.

    13. Хрестоматия по физиологии сенсорных систем / Ред.-сост. А.М.Черноризов. М.: РПО, 1999.

    14. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение. М.: Мир, 1990.

    15. Шеперд I. Нейробиология: В 2 т. М., 1987. Т. 1,2.

    Речь для человека является самым главным средством общения. Она помогает сформировать мышление и передавать информацию между людьми. Также она управляет человеческим поведением, благодаря чему люди умеют грамотно излагать свою мысль и действовать по обстоятельствам.

    Как появилась речь

    Человеческая речь появилась еще в доисторические времена, потому что людям необходимо было понимать друг друга. Вначале они научились объяснять друг другу только самые главные понятия, например: «еда», «огонь», «опасность». Со временем запас слов расширялся, люди научились охотиться, шить для себя одежду, делать орудия труда. Все это требовало своих обозначений. Так, постепенно отдельные слова превращались в осознанную речь.

    Какие свойства речи бывают

    Современные лингвисты (люди, что занимаются изучением языков) выделяют самые главные свойства речи. Это:

    • содержательность (сколько информации передается);
    • понятность (насколько понятна данная речь другим людям);
    • действенность (насколько действенна речь к размышлениям, поступкам);
    • выразительность (окрашена ли она эмоциональным фоном).

    Данные свойства помогают украсить речь, придать грамотность и содержание в ней полезной информации.

    Для чего людям нужна речь

    В нашем мире трудно представить общение без речи, как письменной (письмо и чтение), так и устной (это говорение, слушание и произношение). Без ее развития невозможно было бы достичь существующего уровня развития культуры и науки. Соответственно, речь жизненно необходима для передачи своих мыслей, желаний другим людям. Понимая друг друга, человек может существенно подняться на ступеньку развития во всех областях: науки и образования, медицины и географии, в познании и изучении окружающего мира и многого другого. Человеку сложно донести свое понимание, умение, не владея речью. Таким образом, речь - главный способ выражения мыслей и основной механизм человеческого мышления. Поэтому очень важно стараться усовершенствовать свою речь, наполняя свой словарный запас новыми грамотными выражениями.

    Речь - это особая форма общения людей, при помощи которой люди взаимодействовали друг с другом на протяжении многих веков. Изначально это были лишь звуки, больше похожие на звуки животных. Но со временем человеческая речь развивалась все больше - в ней появлялись новые слова, человек при помощи речи мог общаться не только с людьми, принадлежащими к его языку. Но так же с иноязычно говорящими гражданами.

    Веками при помощи речи люди передавали друг другу важную информацию. Не обладая даром речи, человек не смог бы удовлетворить свою потребность в общении, он не смог бы понимать других людей, и его никто не понял бы.

    Речь присутствовала в жизни человека всегда - примитивная (на уровне звуков) с рождения и развитая, когда человек изучал буквы, слова.

    Без речи никто из людей не смог бы написать ни одного письма, потому что речь бывает не только устной, но и письменной. Не зная слов, человек не смог бы изложить их на бумаге и донести до другого человека.

    Речь объединяет людей, она делает нас людьми, теми, кто мы есть.

    Проблемный очерк

    Речь ‒ визитная карточка человека. Так ли это? Действительно ли слова способны раскрыть человека, выявляя его черты характера, особенности, поведение? Ответ на этот вопрос берет начало в далекой древности, скрытой от нас прочной стеной времени.

    Еще древние мыслители задумывались о значимости речи. Так, Сократ однажды сказал молчавшему перед ним молодому человеку: «Заговори, чтобы я увидел тебя». Без слов человек закрыт, «невидим для других». Действительно, составить верное представление о человеке лишь по внешнему облику кажется делом невероятно трудным, весь внешний облик лишь обложка закрытой книги, ключом к которой является речь.

    Речь являет отражением внутренних установок и характера человека. Многие опытные руководители и психологи знают, что по тому, как человек изъясняется можно сказать, что это за человек, какова его стратегия поведения и как он будет взаимодействовать с другими людьми. Оказывается, мы, общаясь в друзьями на перемене, отвечая на уроке или выступая перед аудиторий, не только передаем информацию об интересующем нас предмете, но, сами того не замечая, рассказываем о себе. Как же это происходит?

    Эрудиция и интеллект могут быть в известной степени оценены содержательностью речи и предполагают, прежде всего, наличие глубоких и разносторонних знаний. Если по конкретным высказываниям человека видно, что он хорошо разбирается в различных вопросах, быстро находит веские аргументы для подтверждения своей точки зрения, используя при этом адекватные языковые средства, то о нем можно сказать, что это эрудированный человек. Оценивая речь, собеседник обращает внимание на красоту и организованность речи, на построение фраз, логическую связь между предложениями. Даже одну и ту же мысль мы можем донести до слушателя по-разному! Например, даны три высказывания: «Седня холодно, вот черт», «К моему крайнему неудовольствию, погода довольно холодная, так низко температура не опускалась с января 2005 года», «Воистину русская зима! Как говорил Пушкин: «Мороз и солнце…». Проанализировав три высказывания, мы видим, что первое принадлежит, вероятно, подростку или необразованному человеку, о чем свидетельствует наличие разговорной лексики, примитивно построенные предложения. Речь второго построена грамотно, правильно и подкреплена фактами, из чего можно сделать вывод, что говорит взрослый, эрудированный человек, склонный к несколько занудной точности, излишней наукообразности, ну а третий дополняет свою речь отрывком из знаменитого стихотворения, чем показывает свое культурное развитие или претензию на нее.

    Более того, наша речь рассказывает о наших чувствах, выдает эмоции, которые мы порой не можем сдержать. Психолог Антон Штангль на основе голоса характеризует личностные особенности человека следующим образом:

    Оживленная, бойкая манера говорить, быстрый темп речи свидетельствует об оживленности, импульсивности собеседника, его уверенности в себе;

    Спокойная, медленная манера указывает на невозмутимость, рассудительность, основательность;

    Заметные колебания в скорости речи обнаруживают недостаток уравновешенности, неуверенность, легкую возбудимость человека;

    Сильные изменения громкости свидетельствуют об эмоциональности и волнении собеседника;

    Ясное и четкое произношение слов указывает на внутреннюю дисциплину, потребность в ясности;
    - нелепое, расплывчатое произношение свойственно уступчивости, неуверенности, мягкости, вялости воли.

    Значит, просто говорить умными фразами еще не является залогом успеха! Чтобы произвести хорошее впечатление, мы должны говорить уверенно и связно, не нарушая без причины плавную текучесть голоса. Вероятнее всего, вы заметили, что голос человека сам по себе может привлекать или отталкивать слушателей. Это действительно так. Оглянитесь в свое прошлое, присмотритесь к людям, прислушайтесь к чувствам, которые у вас вызывает голос оратора, и вы поймете, что звучание голоса имеет большое значение. Крикливый директор будет отпугивать персонал и не достигнет успеха, в то время как обладатель мягкого, приятного голоса будет притягивать публику.

    Культура речи – один из главных показателей общей культуры человека. А потому нам всем необходимо постоянно совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.

    Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе много информации не только о предмете обсуждаемой темы, но и о нас самих. По разговору мы можем узнать о психологическом состоянии человека, о его культуре, эрудиции и интеллекте. Может, нам стоит задуматься об этом? Я считаю, что мы должны совершенствовать свою речь и следить за тем, как мы говорим, ведь речь – это действительно наша визитная карточка.

    Корепанова Елизавета, 10 класс, 2013