Египетская икона божией матери. Мари́я Египетская

Преподобная Мария Египетская, которая на примере собственной жизни продемонстрировала, что спасение может получить любой, даже самый последний отчаявшийся грешник, жила в середине V и в начале VI столетия. Мария родилась в Египте в Александрии.

С двенадцати лет девочка жила без родительского надзора и с головой окунулась в греховную жизнь. Соблазнов было много и соблазнителей не меньше. В годы юности Марии пришлось многое пережить, но близился час, когда девушке было суждено познать милость Божью.

Путь из Александрии в Иерусалим

Однажды она присоединилась к группе паломников, которые следовали в Святую Землю. Так и началось ее путешествие к благости и спасению. В Иерусалим они прибыли на корабле. Мария держалась паломников, которые следовали в храм Воскресения Христова. Все прибывшие проследовали внутрь. За исключением Марии, которая и шагу не могла ступить, будто ее удерживала какая-то невидимая, но необычайно сильная рука.

Через много лет после этого Мария расскажет старцу Зосиме о своей попытке войти в храм. «Грехи мои возбраняют мне видеть Животворящее Древо, сердца моего коснулась благодать Господня, я зарыдала и стала в покаянии бить себя в грудь. Вознося Господу воздыхания из глубины сердца, я увидела пред собой икону Пресвятой Богородицы и обратилась к ней с молитвой».

Самое значимое, что происходило с юной грешницей в эти мгновения, снаружи не было заметно. Начало духовного перерождения происходило внутри. Мария внезапно осознала все свои грехи и в ней зародилось непреодолимое желание изменить свою жизнь. В дверном проеме храма сбоку Мария заметила икону Богородицы. Девушка начала молиться и просить ее помощи. Внезапно она ощутила, как-будто пелена спала с ее тела и почувствовала, что больше ничего не мешает ей войти внутрь храма.

Первые минуты просветления принесли свои плоды. О чем Мария молилась перед Богородицей в тот день, она исполнила и даже более того. Когда Мария молилась в храме, она услышала внутренний голос, который сообщил ей: «Если перейдешь за Иордан, то обретешь блаженный покой». Мария поняла, что ее молитва принята и отправилась в пустыню. Она вышла из храма. Незнакомец подал ей милостыню - три медные монеты. На них Мария купила себе хлеб.

Из Иерусалима она отправилась в Иорданскую пустыню и провела там практически в полном уединении почти половину столетия. Все эти годы она провела, соблюдая пост и молитву. Суровые аскезы очистили ее сердце и позволили превратить его в достойную обитель для Святого Духа. Подробнее о правилах читайте в разделе . Напомним, что память о Марии Египетской совершается в Православной церкви 1 апреля (14 апреля) и в пятую неделю (воскресение) Великого поста. В 2019 году — 14 апреля.

Старец Зосима и путешествие в пустыню

Кто в полной мере в то время смог оценить великие подвиги, совершенные Марией, так это святой старец Зосима, который жил в Иорданском монастыре Святого Иоанна Предтечи. По внутреннему зову он направился в Иорданскую пустыню, где и состоялась его встреча со святой, которую позже стали называть Марией Египетской. Их встреча состоялась, когда Мария уже была глубокой старицей. Зосима, который сам отличался высоким духовным уровнем, был поражен ее святостью и обретенным даром прозорливости.

По преданию, однажды он увидел Марию Египетскую, когда та во время молитвы возвысилась над землей, в другой раз - когда святая пересекала реку Иордан, передвигаясь, подобно Иисусу Христу по воде, словно по суше. Зосиме было суждено впоследствии проводить ее в последний путь. Мария попросила его прийти спустя год после последней встречи, чтобы совершить причащение. Однако, Зосима не застал святую в живых. Останки святой Марии Египетской он похоронил в пустыне. Предание гласит, что захоронение для святой своими лапами вырыл лев. В образовавшуюся яму Зосима и поместил останки святой. Большинство источников сходятся во мнении, что это произошло в 521 году.

Этот день старец Зосима впоследствии часто вспоминал. Но еще больше первую встречу с Марией Египетской. В монастыре, где в последнее время находился Зосима, существовал обычай. В первое воскресенье Великого поста служил игумен Божественную литургию, все причащались Пречистого Тела и Крови Христовых, вкушали затем малую трапезу и снова собирались в церкви. Сотворив молитву и земные поклоны, старцы брали благословение у игумена и под общее пение псалма «Господь просвещение мое и Спаситель мой: кого убоюся? Господь Защититель живота моего: от кого устрашуся?» открывали монастырские ворота и уходили в пустыню, прихватив с собой немного пищи. Иноки переходили за Иордан и расходились как можно дальше, чтобы не видеть, как кто постится и молится. Так же поступил и Зосима.

Знаковая встреча с Марией Египетской

Старец шел по бесконечной пустыне уже длительное время. Он перешел Иордан. Вокруг ни души и внезапно на горизонте показалась человеческая фигура. Старец направился в сторону, где заметил человека. Но настичь его никак не удавалось. Зосима закричал, призывая незнакомца остановиться, рассчитывая увидеть монаха, который удалился так далеко в пустыню для молитвы и покаяния. К его удивлению путник ответил женским голосом, сообщив, что святому старцу Зосиме не следует приближаться к такой великой грешнице, которая столько лет прожила в блуде и всяческом грехе.

Зосима, заметно обессиленный за двадцать дней пребывания в пустыне, с трудом поспевал за загадочной путницей. «Что ты бежишь от меня, грешного старца, спасающийся в этой пустыне? Подожди меня, немощного и недостойного, и подай мне твою святую молитву и благословение, ради Господа, не гнушавшегося никогда никем», — кричал он. Мария ответила ему, что полностью нага и не смеет показаться перед святым. Она попросила старца перебросить ей свой плащ, чтобы скрыть наготу и приблизиться к старцу. Зосима сразу понял, что имеет дело со святой, которой удалось достичь такого высокого духовного уровня и очищения, поскольку Мария, обладая даром прозорливости, сразу обратилась к нему по имени.

В беседе Мария сообщила ему еще множество других фактов из его биографии. «Авва Зосима, тебе подобает благословить и молитву сотворить, так как ты почтен саном пресвитерским и многие годы, предстоя Христову алтарю, приносишь Господу Святые Дары», — обратилась к нему Мария. На это старец Зосима ответил: «О мать духовная! Явно, что ты из нас двоих больше приблизилась к Богу и умерла для мира. Ты меня по имени узнала и пресвитером назвала, никогда меня прежде не видев. Твоей мере надлежит и благословить меня. Господа ради». Мария Египетская согласилась совершить молитву. Старец Зосима увидел, как святая, совершая молитву, вознеслась над поверхностью земли. Зосима пал ниц и ничего не мог произнести, кроме как: «Господи, помилуй!». Вернувшись в монастырь, старец Зосима рассказал монахам и игумену о Марии Египетской. Позднее Зосима подробно изложил все, что ему довелось узнать о жизни святой Марии Египетской.

Молитва первая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угоднице, преподобная Марие! На Небеси Престолу Божию предстоящи, на земли же духом любве с нами пребыв ающи, имеющи дерзновение ко Господу, моли, спасти рабы Его, к тебе с любовию притекающии. Испроси нам у Великомилостиваго Владыки и Господа веры непорочное соблюдение, градов и весей наших утверждение, от глада и пагубы избавление, скорбящим — утешение, недугующим — исцеление, падшим — возстание, заблуждщим — укрепление, в делах благих преспеяние и благословение, сиротам и вдовицам -заступление и отшедшим от сего жития — вечное упокоение, всем же нам в день страшнаго Суда одесную страны общники быти и блаженный глас Судии мира услышати: приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира, и тамо пребывания во веки получити. Аминь.

Молитва вторая преподобной Марии Египетской

О великая Христова угодница, преподобная мати Марие! Услыши недостойную молитву нас, грешных (имена), избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос, Господь Бог наш, яко от Него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со Отцем и Святым Духом, во веки веков. Аминь.

Святая преподобная Мария Египетская в Православной церкви считается эталоном совершенного и искреннего покаяния. Не зря множество икон святой Марии Египетской написаны так, что по ним можно восстановить события жизни преподобной. Целая неделя Великого поста посвящена этой святой.

На Всенощном бдении пятой недели поста читается житие святой и поются тропари, кондаки (гимны) посвященные ей. В народе эту службу называют «Мариино стояние». День памяти Марии Египетской празднуют 1/14 апреля.

Жизнеописание святой

Родилась будущая преподобная в середине пятого века от Рождества Христова в Египте и с двенадцати лет убежала из дома в огромный город того времени Александрию. Девочка с головой окунулась в порочный мир портового города. Разврат ей нравился, она искренне считала, что все так проводят время и не знала другой жизни.

В течение семнадцати лет Мария жила такой жизнью, пока случайно не попала на корабль, направляющийся в Иерусалим. Большая часть пассажиров состояла из паломников. Все они мечтали попасть на Святую землю и поклониться святыни. Однако у молодой женщины были другие планы на этот счет. На корабле Мария вела себя вызывающе и продолжала соблазнять мужскую половину.

Перемена в жизни

Вместе со всеми на Святой Земле преподобная захотела войти в храм Воздвижения Креста, но необычайная сила не впустила ее внутрь. Несколько попыток не привели к удаче, и это событие так изумило ее, что присев около церкви, она задумалась о своей жизни. Случайно взгляд упал на лик Пресвятой Богородицы и сердце Марии растаяло. Она в один миг осознала весь ужас и порочность своей жизни. Святая горько сожалела о содеянном и плакала, моля Богородицу впустить ее в храм. Наконец, порог храма открылся перед ней и зайдя во внутрь, Мария Египетская припала перед Крестом Господним.

После этого случая с небольшим куском хлеба Мария ушла за реку Иордан и целых 47 лет провела в уединении и молитве. Святая 17 лет посвятила тому, что каялась и боролась с блудной страстью, оставшееся время она провела в молитве и покаянии. За два года до святой своей кончины Мария Египетская встретилась со старцем Зосимой, попросила, чтобы он причастил ее на следующий год, и когда приняла Святые Дары, вскоре отошла в иной мир в блаженном успении.

Иконы преподобной отшельницы

На иконе Марию Египетскую изображают по-разному. На одних она написана полуобнаженной, так как от долгого пребывания в пустыне вся одежда святой истлела и лишь гиматий (плащ) старца Зосимы прикрывает ее. Зачастую на таких иконах святая написана со скрещенными руками.

На другой иконе Мария Египетская держит в руке крест, а другой указывает на него. Часто пишут святую с распущенными уже седыми волосами со скрещенными на груди руками, ладони которых открыты. Этот жест означает, что святая принадлежит Христу и в то же время это символ Креста.

Положение рук на иконе Марии Египетской может быть и другим. Например, если перекрещены средний и указательный пальцы — это жест говорения. Другими словами — покаянная молитва.

Святая помогает всем, кто прибегает к ее помощи. Запутавшиеся в жизни люди, находящиеся на распутье, могут искренне помолиться преподобной и без сомнения примут помощь. Раскрытые ладони на груди, написанные на иконе Марии Египетской, означают, что она приняла благодать.

В чем помогает святая?

У Марии Египетской нужно просить прощения за свои грехи. Особенно она помогает кающимся женщинам. Но для искреннего покаяния необходимо потрудиться, пересмотреть свою жизнь, усердно молиться, не пропускать богослужения, вести праведную, по возможности, жизнь и так далее.

Еще чем помогает икона Марии Египетской? Считается, чтобы загладить вину перед кем-то, следует помолиться перед иконой святой, предварительно зажечь свечу или лампаду и искренне попросить прощение перед Богом, прося Марию Египетскую быть посредницей между кающимся и Господом.

Икона с житием Марии Египетской

Известно, что преподобная поделилась историей своей жизни со святым старцем Зосимой. Он лично лицезрел ее идущей по воде как по суше и видел стояние святой на воздухе во время молитвы.

На многих иконах Мария Египетская изображается в середине с поднятыми в молитве руками, а перед ней на коленях стоит старец Зосима, вокруг написаны фрагментами отдельные события ее жизни. Например, как она перешла Иордан как по суше, как причащалась Святых Даров, кончина преподобной и другие события. Старец Зосима также изображен несколько раз.

Известно одно предание: когда Мария Египетская скончалась, старец не мог похоронить ее, так как ему нечем было вырыть могилу в пустыне. Неожиданно появляется кроткий лев и лапами копает яму, в которую и положил старец нетленные останки святой Марии Египетской. Это событие также изображено на иконе преподобной отшельницы.

Много икон, где написано лишь одно событие из жизни святой. Например, где она принимает из рук старца Зосимы Святые Дары или где Мария Египетская переходит Иордан. Существует икона, изображающая, как святая молится Богородице и сидящему у Нее на коленях Младенцу.

Любой верующий, зная историю жизни святой преподобной Марии Египетской, любя и восхищаясь подвигом этой необычной женщины, никогда не перепутает икону святой Марии Египетской с иконой другой святой.

4512 0

Во всех православных храмах вечером, 29 марта, на утрени, которая относится к четвергу, будет совершатся особенная служба – «Стояние преподобной Марии Египетской». Во время этого богослужения в последний раз в этом году будет прочитан Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского, а также житие преподобной Марии Египетской. Мы собрали самые важные факты из жизни святой, а также иконы и фрески, которые находятся на Святой Горе Афон, чтобы проникнуться ее подвигами и поистине ангельскому житию.

1. В двенадцать лет Мария покинула родителей.

2. Более 17 лет предавалась блуду, не брала деньги с мужчин, считая, что весь смысл жизни состоит в утолении плотской похоти.

3. Зарабатывала пряжей.

4. Вместе с паломниками отправилась в Иерусалим, чтобы по пути соблазнить их.

5. Божия сила не позволила блуднице войти в храм, где хранилось Животворящее Древо. Как только она становилась на порог церкви, не могла его переступить. Так было три или четыре раза.

6. Пообещала Богородице, больше не грешить, и увидев Древо Креста Господня, отречься от мира.

7. После молитвы перед иконой Пресвятой Богородицы Мария сумела войти в храм и поклониться святыням.

9. За три медных монеты купила три хлеба и отправилась к реке Иордан.

10. Впервые причастилась Христовых Тайн в храме святого Иоанна Предтечи возле Иордана.

11. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Во время Великого поста он перешел Иордан. В пустыне повстречал Марию Египетскую, которая рассказала ему о своей жизни.

12. Мария Египетская прожила в пустыне 47 лет, из которых 17 лет прошли в борьбе с помыслами, ее одолевали воспоминания о молодости, проведенной в грехах.

13. Одежды святой истлели. Она была нагой.

14. Питалась окаменелыми хлебами и кореньями.

15. Когда одолевали воспоминания о грехах, преподобная ложилась на землю и молилась.

16. Борясь с помыслами, в эти моменты, словно видела пред собой Пресвятую Богородицу, Которая судила ее.

17. Знала Священное Писание, но никогда его не читала.

18. Тело преподобной Марии Египетской было черно от солнечного зноя, а короткие волосы выгорели и побелели.

19. Имела от Бога дар прозорливости, назвав преподобного Зосиму по имени и указав, что он был пресвитер.

20. Во время молитвы поднималась в воздухе на локоть от земли.

21. Прочитала мысли преподобного Зосимы, который сперва подумал, что она привидение.

22. Попросила Зосиму прийти через год и причастить ее Святых Христовых Таин.

23. Во время этой встречи перекрестив Иордан, прошла по воде. После причастия опять попросила Зосиму прийти через год.

24. Зосима исполнил просьбу святой, и придя через год обнаружил ее мертвой.

25. Святая не умела писать, но песке у ее тела было написано: "Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии. Воздай персть персти. Моли Господа за меня, преставльшуюся месяца апреля в первый день, в самую ночь спасительных страданий Христовых, по причащении Божественной Тайной Вечери".

Преподобная МАРИЯ ЕГИПЕТСКАЯ (†522)

Мария Египетская. Кем она была? Великой грешницей, блудницей, ненасытной в грехе, жила в Александрии, славившейся роскошью и пороками. Благодать Божия и заступничество Матери Божией обратили ее к покаянию, и покаяние ее превзошло по силе своей и ее грехи, и представление о возможном для человеческой природы. 47 лет Преподобная провела в пустыне, из них в течение 17 лет (ровно столько, сколько она грешила) она вела жестокую борьбу с обуревавшими ее страстями, пока не очистила ее Благодать Божия, пока не отмыла и не высветлила ее душу до состояния ангельского.

В старину считали, что Мария Египетская на загробном суде будет судить всех блудниц. Говорили, что по молитве родителей, она может спасти от блудного жития и непотребства свернувших с истинного пути сына или дочь. День Марии Египетской крестьяне проводили в строгом воздержании.

Каждый год в Великий Пост Православная Церковь вспоминает подвиг Марии Египетской, ее удивительное житие (чтение жития совершается в среду вечером). В четверг 5-й седмицы на утрени читается покаянный канон Андрея Критского. Он содержит обращение именно к ней, преподобной Марии. «Мариино стояние» - зовется такая служба. Стояние в покаянии. Стояние в вере. Стояние в борьбе с грехом.

***

Святая Мария Египетская была раскаявшейся блудницей, жившей в V веке. В 12 лет ушла от родителей из египетской деревни в Александрию, где 17 лет жила как блудница, сходясь со своими любовниками как за плату, так и добровольно.

Заметив толпу паломников, направляющихся в Иерусалим на праздник воздвижения креста, она с нечистыми намерениями присоединяется к ним, платит своим телом корабельщикам за провоз, а затем продолжает блуд и в самом Иерусалиме.

В Иерусалиме Мария попыталась войти в храм Гроба Господня, но какая-то невидимая сила «трижды и четырежды» удерживала и не впускала её. Осознав своё падение, она начала молиться перед иконой Богородицы, находившейся в притворе храма. После этого она смогла войти в храм и поклониться Животворящему Кресту. Вразумлённая таким наказанием, она даёт обет впредь жить в чистоте.

Попросив деву Марию и впредь вести её, Mария Eгипетская слышит чей-то голос: «Перейди Иордан и обретёшь блаженный покой», - и принимает его как поданный ей знак. Она покупает на милостыню три хлеба и с ними идёт в заиорданскую пустыню. Первые 17 лет её преследуют влекущие воспоминания о прежней жизни, о вине и разгульных песнях: «Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню.»

Затем все соблазны внезапно отступают, и для отшельницы наступает «великая тишина». Между тем сношенный гиматий распадается; Mарию мучат летний жар и зимний холод, от которых ей нечем прикрыть своё нагое тело. Она кормится жёсткими травами пустыни, а позднее, по-видимому, вообще перестаёт нуждаться в пище. В полном уединении, не имея книг и притом не владея грамотой, она приобретает чудесное знание священных текстов.

В течение 47 лет она не встречает ни единого человека. Единственным человеком, который увидел Марию после её ухода в пустыню, стал иеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил Марию, которой отдал половину своего гиматия (верхняя одежда), чтобы прикрыть наготу.

Он оказался свидетелем чудес и увидел, как во время молитвы она поднялась в воздух и повисла в невесомости примерно на полметра от земли. Исполненный благоговения Зосима попросил Марию рассказать ему о своей жизни. Рассказав ему всё, Мария попросила Зосиму через год вернуться со святыми дарами и причастить её, однако сказала не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.

Через год, как и сказала Мария, Зосима в Великий четверг, взяв Святые Дары пошёл на берег Иордана. Там он увидел идущую по другому берегу Марию и думал, как она сможет перейти реку не имея лодки, но Мария на его глазах перешла реку по воде, как по суше, подошла к изумлённому Зосиме и причастилась из его рук. Мария попросила Зосиму через год прийти на первое место их встречи и потом опять перешла по воде через Иордан и удалилась в пустыню.

Придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Зосима нашёл её тело и рядом надпись: «Погреби, авва Зосима, на этом месте тело смиренной Марии, отдай прах праху. Моли Бога за меня, скончавшуюся в месяце, по-египетски Фармуфий, по-римски апреле, в первый день, в ночь спасительных Страстей Христовых, по причащении Божественных Тайн». Не зная, как вырыть могилу, он увидел льва, вышедшего из пустыни, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Случилось это в 522 году. Вернувшись в монастырь, Зосима рассказал другим монахам о подвижнице, многие годы жившей в пустыне. Это предание передавалось в устной форме до тех пор, пока не было записано в VII веке Софронием Иерусалимским.

Христианское вероучение рассматривает пример Марии Египетской как образец совершенного покаяния.

Марии Египетской посвящено множество храмов, в храме Гроба Господня в Иерусалиме имеется часовня в честь святой Марии Египетской, построенная на месте её обращения.

Ковчег с частицей мощей преподобной Марии Египетской находится в Сретенском монастыре в Москве.

Тропарь, глас 8-й:
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу: приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души, вещи безсмертней. Темже и со aнгелы срадуется, преподобная Марие, дух твой.

Кондак, глас 4-й:
Греха мглы избежавши, покаяния светом озаривши твое сердце, славная, пришла еси ко Христу, Сего всенепорочную и святую Матерь, молитвенницу милостивную принесла еси. Отонудуже и прегрешений обрела еси оставление, и со ангелы присно срадуешися.

Молитва:
Услыши недостойную молитву нас, грешных, избави нас, преподобная мати, от страстей, воюющих на души наша, от всякия печали и находящия напасти, от внезапныя смерти и от всякого зла, в час же разлучения души и тела отжени, святая угодница, всякую лукавую мысль и лукавые бесы, яко да приимет души наша с миром в место светло Христос Господь Бог наш, яко от него очищение грехов, и Той есть спасение душ наших, Емуже подобает всякая слава, честь; и поклонение со Отцем и Святым Духом во веки веков. Аминь.

В Церкви Мария Египетская является образцом совершенного истинного покаяния, именно поэтому преподобную особенно часто вспоминают Великим постом, пятая неделя которого и носит её имя. Богослужение утрени четверга этой недели получило в народе название «Мариино стояние», так как на этой службе читается житие преподобной Марии, разделяемое пением Великого канона Андрея Критского, к концу каждой песни которого добавляются тропари соответствующей песни канона святой. Тропари канона преподобной мы также можем слышать в среду и четверг первой седмицы Великого поста во время чтения Покаянного канона. Память Марии Египетской, празднуемая 1/14 апреля, также часто выпадает на время поста.

Жизнеописание

Преподобная Мария, прозванная Египетской, жила в середине V -начале VI столетия. Когда ей исполнилось двенадцать лет, она ушла из своего дома в городе Александрии и увлеклась порочной жизнью. Такой жизнью она жила 17 лет. Однажды Мария попала на корабль, направляющийся в Святую Землю, где также не оставляла своих греховных занятий. Попав в Иерусалим, она присоединилась к паломникам, направлявшимся в храм Воскресения Христова. Люди толпой входили в храм, а Мария у входа была остановлена невидимой силой и никакими усилиями не могла войти в него. Тут она поняла, что Господь не допускает ее войти в святое место за ее нечистоту.

Охваченная ужасом и чувством глубокого покаяния, она стала молить Бога простить грехи, обещая исправиться. Увидев у входа в храм икону Божией матери, Мария стала просить Богоматерь заступиться за нее перед Богом. После этого она сразу почувствовала в душе просветление и беспрепятственно вошла в храм. Пролив обильные слезы у гроба Господня, она вышла из храма совершенно другим человеком. Мария из Иерусалима удалилась в Иорданскую пустыню и там почти полстолетия провела в полном уединении, в посте и молитве. Так суровыми подвигами Мария Египетская совершенно искоренила в себе все греховные помыслы и соделала сердце свое чистым храмом Духа Святого.

Старец Зосима, живший в Иорданском монастыре св. Иоанна Предтечи, удостоился встретиться в пустыне с преподобной Марией, когда та уже была глубокой старицей. Он был поражен ее святостью и даром прозорливости. Однажды он увидел ее во время молитвы как бы возвысившейся над землей, а другой раз - идущей через реку Иордан, как по суше.

Расставаясь с Зосимой, преподобная Мария попросила его через год опять прийти в пустыню, чтобы причастить ее. Старец в назначенное время вернулся и причастил преподобную Марию святых Тайн. Потом придя в пустыню еще через год в надежде видеть святую, он уже не застал ее в живых. Старец похоронил останки св. Марии в пустыне, в чем ему помог лев, который своими когтями вырыл яму для погребения тела праведницы. Это было, приблизительно, в 521 году.

Так из великой грешницы преподобная Мария стала, с Божией помощью, величайшей святой и явила собой яркий пример покаяния.

Иконография

Согласно традиции преподобная Мария Египетская изображается обнаженной или полуобнаженной, завернутой в часть гиматия, данного ей Зосимой. Это связано с обстоятельствами её жизни: преподобный Зосима нашел её в пустыне совершенно обнаженной и дал её часть своего гиматия, чтобы прикрыть наготу.

Святая может быть изображена с руками, скрещенными на груди, с жестом говорения или с двумя раскрытыми ладонями.

Прп. Мария Египетская. Антонова Е.Е. (выпускница Иконописной школы 2003 г. при МДА.) Икона. Сергиев Посад. 2003 г.

Руки, скрещенные на груди, вероятнее всего, представляют собой изображение креста по подобию того, как мы складываем руки, когда подходим к Причастию, утверждая этим жестом свою принадлежность Христу, усвоение себе Его Крестной Жертвы. Вся пустынная жизнь преподобной Марии была подвигом покаяния, а незадолго до своей блаженной кончины она причастилась Святых Христовых Таин, говоря: «Ныне отпущаеши рабу Твою, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое…».


Прп. Алексей Человек Божий и Мария Египетская. Середина XVII века. Из Сретенского монастыря в Москве. Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, Москва

Традиционный для риторики жест говорения, при котором указательный и средний палец слегка перекрещены, а большой, безымянный и мизинец сомкнуты, заимствованы из античной культуры. Этими жестами святые обращались с покаянной молитвой к Богу и ко всем людям, пришедшим в храм. Такое изображение мы видим на иконе с изображением Преподобного Алексия Человека Божия и Марии Египетской из Сретенского монастыря в Москве. (Середина XVII века, Центральный музей древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева).

Прп. Мария. Фреска. Грузия (Вардзия). XI в.

Две ладони раскрытые на груди некоторые исследователи толкуют это как жест приятия благодати, другие – как молитвенное обращение к Богу.

Почитание Марии Египетской возрастает в середине — второй половине XVII века, что связано с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской – супруги царя Алексея Михайловича. В это время получают распространение иконы святых покровителей царственной четы, например, иконы «Мария Египетская и Алексий, человек Божий» из собрания музея имени Андрея Рублева.

На некоторых иконах преподобная Мария Египетская изображена с преподобным Андреем Критским – автором Покаянного канона, в котором в XI в. появляются специальные тропари, посвященные святой.

Часто прп. Мария Египетская изображается со святым Зосимой в сценах, которые описаны в иконописном подлиннике следующим образом: «…стоит Мария нагая, а Зосима дает мантию, зрит назад. В другом месте дает Зосима причастие Святых Таин, стоят у реки Иордана, гора низка вохра над Иорданом, около их деревца, приличныя пустынным местам, изображена» (Филимонов. Иконописный подлинник.).

Строгановский иконописный лицевой подлинник. 1 апреля (фрагмент). Русь. Конец XVI — начало XVII в.

На иконе 1596 г. из монастыря Дечаны сцена причащения прп. Марии помещена рядом с единоличным изображением прп. Иоанна Лествичника, что обусловлено, скорее всего, минейным принципом – память препоподобного приходится на 30 марта (12 апреля).

Житийные иконы:

Икона с житием прп. Марии Египетской 2-й пол. - кон. XIV в. из ризницы монастыря Хиландар на Афоне небольшого размера (25 x 29,5 см), все ее поле занято шестнадцатью клеймами, в которых иллюстрируются отдельные сцены жития преподобной. Отсутствие в иконе средника с единоличным изображением преподобной наводит на мысль о важности для автора не столько самого образа святой, сколько ее подвижнической жизни, кардинальной перемены, произошедшей с ней.

Икона с житием прп. Марии Египетской. XIV в. Хиландар, Афон.

На Руси житийные иконы Марии Египетской получают распространение в XVII веке, что связано, как говорилось выше, с тем, что Преподобная была патрональной святой царицы Марии Ильиничны Милославской.

Примеры изображения Марии Египетской в монументальной живописи.

Помимо поясных и ростовых изображений святой, встречающихся в росписях в ряду святых жен и преподобных, широкое распространение в византийском и древнерусском искусстве получил сюжет причащения св. Марии Египетской преподобным Зосимой, что было во многом связано с литургическим значением покаяния Марии Египетской.

В византийской живописи сложилась устойчивая иконографическая схема рассматриваемого сюжета. Старец Зосима и прп. Мария Египетская изображаются в рост, обращенными вполоборота друг к другу. Св. Зосима облачен в монашескую рясу, мантию и куколь, снятый, обычно, с головы. В одной руке он держит чашу со Святыми Дарами, в другой - лжицу, которую подносит к устам Марии. Прп. Мария изображается с непокрытой головой, одетой в рубище. Ее худые руки крестообразно сложены на груди или в молитвенном жесте протянуты к Святой Чаше.

Причащение прп. Марии. Фреска. Церковь св. Андрея на Треске в Македонии. Сербская Православная Церковь. 1388 — 1389 годы.

Основными темами данного сюжета являются евхаристическая, монашеская, покаянная, тема праведной кончины и ответа на Страшном Суде.

Сюжет «Причащения» может быть помещен в восточной части храма, например, на алтарных столбах, в алтарной апсиде или жертвеннике, в таком случае акцент делается в первую очередь на теме Таинства Евхаристии. В некоторых случаях, эта композиция может соседствовать с изображениями преподобных, тогда уделяется внимание также и монашеской теме.

Фреска на предалтарном столпе в церкви Богородицы Форвиотиссы в Асину (Кипр), 1106 г .

Часто композиция «Причащения Марии Египетской» помещается в ряду изображений преподобных отцов, ряд которых святые Мария и Зосима часто начинают, или же по соседству с другими «монашескими» композициями, такими как «Лествица прп. Иоанна Лествичника» (в чем видна явная связь с памятями четвертой и пятой недель Великого поста, когда вспоминаются эти сугубые аскеты), «Ангел вручает св. Пахомию монашеский устав (как указание на два образа монашеской жизни: общежительный и отшельнический) и другими.

Изображают этот сюжет часто на фасаде или при входе в храм, в нартексе. В ряде храмов композиция «Причащения Марии Египетской», разделенная на две части и помещенная по обе стороны от дверей может также подчеркивать тему покаяния, а может и акцентировать внимание на аскетическом подвиге, направленном на внутреннюю перестройку человека, готовность к такому подвигу как, например, в храме Аракиотиссы в Лагудера, где Мария и Зосима изображены в непосредственной близости от преподобных и отшельников.

Фреска по сторонам от южного входав храм Богородицы Аракиотиссы в Лагудера (Кипр), 1192 г.

Изображение Марии Египетской может подчеркивать покаянную тематику в росписи западной части храма, как в случае церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (1199), где ее фигура помещена в юго-западном угловом компартименте над аркой прохода в наос храма. Здесь Мария изображенная с воздетыми в молитве руками и расположена напротив образа Богоматери на троне, символизирующего Рай, напоминая эпизод из жития преподобной, её молитву перед иконой Божьей Матери при входе в Иерусалимский храм.

Церковь Спаса-Преображения на Нередице. 1199 год.

В некоторых храмах изображение Марии Египетской располагалось в непосредственной близости от захоронений, и было связано с погребальной темой: композиция «Причащение Марии Египетской», которое произошло перед самой её смертью, и «Погребение Марии Египетской» являются символом принятого покаяния и праведной кончины и Страшного Суда.

В западной части храма образ прп. Марии Египетской, как раскаявшейся грешницы, встречается в композициях «Страшного Суда», где она может быть изображена среди праведных жен, шествующих на Суд (в некоторых композициях святая отшельница возглавляет группу праведниц) или в процессе праведников, подводимых апостолом Петром к вратам Рая, как, например, в Дмитриевском соборе во Владимире (1195 г.).

Храм св. Дмитрия Солунского. Владимир. XII век. Люнет западной стены.

Сюжет «Причащения Марии» в миниатюрах рукописей.

На миниатюрах рукописей история Зосимы и преподобной Марии стала предметом для иллюстрации Псалтири. Например, в Киевской Псалтири (1397 г.) соединены два события, разделенные годом: встреча в скалах (Зосима отворачивается, протягивая Марии свою верхнюю одежду); ниже — на берегу Зосима причащает Марию. Так иллюстрируется 118 псалом «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем», общее содержание которого можно определить как «исповедание горячей и всеобъемлющей любви к закону Божию», и образ отшельницы Марии, видимо, явился для миниатюристов, украсивших псалтыри, наиболее ярким образцом кардинального изменения жизни и крайней степени духовного подвига.